Что такое закупки малого объема по 44-ФЗ? Понятие, сумма, правила подписания контракта

Что такое закупки малого объема по 44-ФЗ, и каковы ограничения на малый объем закупок?

Закупки малого объема в рамках 44-ФЗ осуществляются в упрощенном порядке. Законодательство о контрактной системе позволяет заказчикам проводить закупки у единственного поставщика при цене контракта в пределах 100 тыс. р.

Понятие

Под малыми закупками, которые можно производить без трудоемких и сложных процедур, понимаются закупки в размере от 100 до 400 тыс. р. На такие закупки накладываются существенные ограничения по п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Для некоторых категорий заказчиков установлены повышенные лимиты закупок малого объема. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, в число таких заказчиков входят:

  1. Государственные и муниципальные образовательные учреждения.
  2. Культурные учреждения, которые функционируют в целях использования и популяризации объектов культурного наследия.
  3. Планетарии.
  4. ПКиО.
  5. Зоопарки.
  6. Заповедники.
  7. Ботанические сады.
  8. Национальные и природные парки.
  9. Театры.
  10. Ландшафтные парки.
  11. Концертные учреждения.
  12. Цирки.
  13. Музеи.
  14. Библиотеки.
  15. Дома и дворцы культуры.
  16. Архивы.

Для указанных категорий заказчиков малыми закупками считаются закупки на сумму до 400 тыс. р.

Ограничения на годовой объем малых закупок

Для того чтобы понять, вправе ли заказчик приобретать товары, работы и услуги, которые стоят менее 100 тыс. р., внеконкурентным способом, ему следует первоначально рассчитать СГОЗ, а затем определить предельный размер таких контрактов.

Для заказчиков, для которых установлены повышенные лимиты для отнесения закупок к малым, установлены другие ограничения на годовые объемы закупок.

Для них годовой объем не может превышать 50% от совокупного годового объема или составлять более 20 млн р.

Указанные два лимита для госзакупок в пределах 100 тыс. р. и 400 тыс. р. являются взаимодополняющими. Это значит, что определенный заказчик может закупить товары и услуги в пределах 100 тыс. р. на 2 млн р. и 50% от всех своих закупок осуществлять у единого поставщика до 400 тыс. р.

При закупках для обеспечения муниципальных нужд у сельских учреждений отсутствуют лимиты на применение закупок. Им разрешается закупать товары и услуги до 100 тыс. р. без учета их предельного значения.

Отступление от указанных нормативов допускается и для органов исполнительной власти, которые могут самостоятельно определять лимиты закупаемых таким способом товаров и услуг.

В ранее действующем 94-ФЗ содержалось такое понятие, как одноименные товары. При закупке в малом объеме товаров такого рода нужно было учитывать отдельные квартальные лимиты для них. В новом 44-ФЗ такое понятие, как одноименные товары, отсутствует.

Порядок и особенности проведения

Проведение закупок малого объема по 44-ФЗ обладает следующими особенностями:

  1. В отчете заказчику невозможно и нецелесообразно обосновывать иные способы определения поставщика, кроме закупок у единственного поставщика, а также цену контракта и иные существенные условия по ч. 3 ст. 93 44-ФЗ.
  2. Нет необходимости включать в отчет обоснование цены контракта по ч. 4 ст. 93 44-ФЗ.
  3. Не нужно отображать результаты отдельного этапа исполнения госконтракта, информацию о товаре для поставки или выполненной работе по ч. 9 ст. 94 44-ФЗ.

Схема закупки будет в данном случае предельно простая: заказчик находит подходящего поставщика и подписывает с ним договор.

В подписываемом договоре нужно предусмотреть закупаемые товары и услуги, а также то, на каких условиях они будут поставляться и выполняться по п. 2 ст. 434 ГК (в том числе в какие сроки и по какой цене). В такой договор можно не включать такие данные:

  1. Условия об ответственности сторон по госконтракту по ч. 4-9 44-ФЗ.
  2. Типовые условия контрактов по ч. 11 ст. 34 44-ФЗ.
  3. Условия о порядке и сроках исполнения госконтракта, а также прочие условия по ч. 12, 13 ст. 34 44-ФЗ.

Помимо заключения письменного договора, стороны вправе приобрести нужные им товары, работы и услуги без него через оплату по счетам. В данном случае двустороннее соглашение не оформляется, а контракт подписывается через подписание актов или накладных на поставку товаров либо оплату по счету, согласно п. 3 ст. 434, п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса.

Также при приобретении определенных товаров, работ и услуг у юрлица или индивидуального предпринимателя на сумму до 100 тыс. р. могут практиковаться наличные расчеты, согласно пп. 2, 5, 6 Указания ЦБ от 2013 года №3073-У. Они осуществляются из наличных средств, которые были выданы заказчику под отчет. При наличной оплате договор в письменной форме также не заключается. Подтверждением целевого расходования денежных средств выступают товарные, кассовые чеки и прочие документы по п. 3 ст. 434, п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса.

Если объект закупки составляет гостайну, то приобретать его допускается вне ЕАТ «Березка». Остальные заказчики могут пользоваться сервисом по своему желанию, согласно Правительственному распоряжению №824-р от 2018 года. С конца 2018 года все заказчики должны будут использовать сервис для приобретения в ЕАТ канцелярских товаров, цена которых менее 100 тыс. р. по п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Таким образом, приобретение товаров, работ и услуг в пределах 100 тыс. р. по 44-ФЗ осуществляется в упрощенном порядке у единственного поставщика. Для отдельных категорий заказчиков по 44-ФЗ указанные лимиты приведены в повышенном размере и составляют 400 тыс. р. При этом заказчику следует учитывать годовые лимиты с учетом совокупного годового объема закупаемых товаров, работ и услуг. По подобным закупочным мероприятиям допускается не готовить извещение для размещения его в ЕИС, а также допускается не включать в контракт обоснование и расчет стоимости. Предельный объем малых закупок в неконкурентной форме лимитируется законодательно.

Совокупный годовой объем закупок по 44-ФЗ: что это такое и как его рассчитать?

Статья предназначена заказчикам. В ней мы поговорим о понятии совокупного годового объема закупок и рассмотрим особенности расчетов для некоторых видов процедур согласно нормам 44-ФЗ.

Что такое совокупный годовой объем закупок, и для чего он нужен?

Это понятие относится к основным и дается в п.16 ч.1 ст.3 44-ФЗ. Совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) – это общая сумма денег, полученная организацией для проведения процедур, целью которых является обеспечение нужд этих организаций.

СГОЗ по 44-ФЗ нужен для решения ряда задач и исчисления важных критериев экономической деятельности:

  • контроль закупочной деятельности организатора торгов передается либо контрактному управляющему, либо контрактной службе. Выбор необходимого варианта осуществляется исходя из величины СГОЗ: если он менее 100 млн. рублей, достаточно контрактного управляющего, если более – полномочия передаются контрактной службе (ст.38 44-ФЗ);
  • в закупочной документации указывается требование привлекать в субподрядчики представителей СМП и СОНКО, сумма сделок с ними должна быть не менее 15% от СГОЗ в течение года (ст.30 44-ФЗ);
  • при проведении запроса котировок устанавливается объем закупок, которые можно провести в данной форме. Их сумма должна быть не более 10% от СГОЗ (ч.2 ст.72 44-ФЗ). Такой же порядок закреплен в ч.2 ст.82.1 44-ФЗ для аналогичной процедуры в электронном виде;
  • закон позволяет заказчику заключить контракт с единственными поставщиками без проведения конкурентных процедур. Совокупная стоимость таких договоров не должна быть более 5% от СГОЗ (п.4 ч.1. ст.93 44-ФЗ);
  • некоторым организаторам торгов, например учреждениям культуры, образовательным и научным организациям, позволено заключать контракты без проведения конкурентных процедур (п.5 ч.1 ст.93 44-ФЗ). Их совокупная сумма не должна превышать 50% от СГОЗ.

Совокупный годовой объем применяется при составлении плана-графика на финансовый год и отчета о привлечении к закупкам СМП и СОНКО.

Из каких сумм состоит СГОЗ?

  • из прошлогодних контрактов, но оплата по ним будет производиться в текущем году;
  • из контрактов текущего года и оплатой их в этом же текущем году;
  • из контрактов, заключенных в текущем году на несколько лет, но учитывается только оплата за них в текущем году.

Таким образом, совокупный годовой объем получится, если сложить все эти виды контрактов за прошедший, текущий и будущий года.

По размеру СГОЗ можно понять, кто вправе осуществить конкретную процедуру. Если суммарная цифра не превышает 100 млн. рублей, и у заказчика нет контрактной службы, то заказчик назначает уполномоченное лицо (контрактного управляющего), ответственного за заключение и выполнение обязательств по контракту. Если объем закупок более 100 млн. рублей, то заказчик обязан сформировать контрактную службу.

Обязательными являются следующие условия: у работников контрактной службы должно быть хотя бы дополнительное образование в области закупок, а должность контрактного управляющего может занимать либо руководитель заказчика, либо один из его заместителей.

Какие суммы не включаются в СГОЗ?

Согласно ст.30 44-ФЗ не входят в совокупный годовой объем закупок:

  • соглашения для обеспечения обороны и безопасности государства;
  • услуги по предоставлению кредитов;
  • контракты с единственным поставщиком, кроме контрактов, которые проведены в рамках п.25-25.3 ч.1 ст.93 44-ФЗ по итогам несостоявшегося определения исполнителей, не включающих СМП и СОНКО;
  • договора в области атомной энергетики;
  • процедуры с закрытым характером определения поставщиков.

Не включаются в совокупный объем по 44-ФЗ платежи по контрактам и договорам, заключенным по Федеральному закону № 223-ФЗ и действовавшему до 2014 г. Федеральному закону № 94-ФЗ.

Как рассчитать совокупный годовой объем закупок?

Правила применения СГОЗ удобнее объяснить на примере. Представим, что у ООО «Образцово-показательная организация»:

  • в 2020 г. заключено 10 контрактов на общую сумму 10 млн. рублей, из них пять, чья совокупная стоимость составляет 7 млн., будут оплачены в 2020 г., а пять, на сумму 3 млн., подлежат оплате в 2021 году;
  • с 2019 остались открытыми и неоплаченными 5 контрактов, которые в сумме составляют 5 млн. рублей.

СГОЗ 2020 г. будет состоять из суммы 5 контрактов текущего года, оплата которых также предстоит в текущем году, и 5 контрактов за 2019 г.:

Сумма СГОЗ = 7 млн. руб. + 5 млн. руб. = 12 млн. рублей.

Оставшиеся 5 контрактов с совокупной ценой 3 млн. руб., хоть и подписаны в текущем периоде, перейдут в 2021 г.

Расчет для СМП и СОНКО

По 44-ФЗ заказчик обязан проводить закупки у СМП и СОНКО в размере не менее 15% от СГОЗ. Это требование указано в ч.1 ст.30. По количеству процедур у СМП и СОНКО заказчик отчитывается ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным.

С 2019 года в этом отчете произошли важные изменения. Теперь в расчет идут все процедуры, предназначенные для СМП и СОНКО, даже если закупка признана несостоявшейся (подана единственная заявка, только одна заявка признана соответствующей). Информация автоматически попадает в отчет из реестра заключенных контрактов, который ведет заказчик. Для использования этой функции при открытии контракта в ЕИС организатору торгов следует поставить галочку в графе, где говорится о том, что поставщик/исполнитель относится к числу СМП и СОНКО.

Обратимся снова к примеру с «Образцово-показательной организацией»:

СГОЗ = 12 млн. руб. Допустим, сумма договоров, которые не могут быть включены в совокупный годовой объем при формировании нормы закупок у СМП и СОНКО, составляет 3 млн. руб. Следовательно, необходимый объем закупок у СМП и СОНКО составит:

(12 000 000 – 3 000 000) / 100 × 15 = 1 350 000 рублей.

Расчет предельного объема закупок по результатам электронного запроса котировок

Предельный разрешенный объем контрактов, которые можно заключить по результатам такой процедуры, формируется с применением полного размера СГОЗ:

12 000 000 / 100 × 10 = 1 200 000 рублей.

Проведение котировок допускается, если размер НМЦК не выходит за пределы 500 000 рублей, а совокупный объем соглашений, заключенных по результатам этой процедуры, не должен превышать 10% от СГОЗ и быть больше 100 млн. рублей одновременно.

Эти же правила действуют и для обычного запроса котировок.

Расчет допустимого объема закупок у единственного поставщика

Все организаторы торгов вправе заключать соглашения без проведения конкурентных процедур, и составлять они должны не более 300 тыс. руб. по одному контракту. А сумма их не может быть больше 2 млн. руб., либо 5% от СГОЗ, но не выходить за пределы 50 млн. рублей (п.4 ч.1 ст.93 44-ФЗ). Разрешенная сумма договоров для заказчика из примера с «Образцово-показательной организацией» составит:

12 000 000 / 100 × 5 = 600 000 рублей.

Если заказчик относится к категории учреждений, которым позволено заключать контракты согласно п.5 ч.1 ст.93 44-ФЗ, бюджет таких сделок зависит от величины совокупного годового объема. Контракт должен быть не более 600 тыс. руб., а суммарный годовой показатель – не более 5 млн. руб., либо не более 50% от СГОЗ и не превышать 30 млн. руб. Для «Образцово-показательной организации» расчет будет таким:

12 000 000 / 100 × 50 = 6 000 000 рублей.

Как поступить заказчику в случае изменения СГОЗ?

Заказчик должен строго следить за изменением совокупного годового объема, которое может происходить в течение отчетного периода. Исходя из величины совокупного годового объема, вычисляется количество контрактов, которые позволено заключать с представителями СМП и СОНКО. Т.е. если меняется СГОЗ, то и объем таких закупок для СМП и СОНКО изменится.

Читайте также:  Сведения об исполнении контракта по 44-ФЗ: отчетность, правила и сроки размещения в ЕИС

Если заказчик допустит ошибки в расчетах и проведет такие процедуры, то это может приведет к санкциям со стороны контролирующих организаций и штрафам в размере до 50 000 рублей.

Совокупный годовой объем закупок меняется, если организатору торгов увеличивают или урезают текущий бюджет по кодам видов расходов (КВР).

Важный момент! Заказчику не нужно производить перерасчет СГОЗ, если у него образовалась экономия по контракту, а также когда контракт с исполнителем расторгнут или не полностью исполнен (Письмо Минэкономразвития № Д28и-1632 от 21.04.2017 г.).

Если совокупный объем на год изменился, уполномоченному лицу необходимо внести изменения в действующий план-график закупок, а затем перепроверить расчеты для следующих видов заказов:

  • у СМП и СОНКО;
  • на соответствие п. 4, 5 ч.1 ст.93 44-ФЗ;
  • запрос котировок в электронной форме — менее 10 % от СГОЗ и не более 100 млн. руб. (ч.2 ст.82.1 44-ФЗ).

Чтобы не довести дело до штрафных санкций, ответственный специалист должен внимательно следить за полученным финансированием на осуществление закупочной деятельности и оперативно реагировать на изменения СГОЗ.

Прямой договор по 44-ФЗ

Прямой договор по 44-ФЗ: как заключать и что учесть

Что такое прямой договор по 44-ФЗ? Чем различаются прямые контракты по ВЭД и 44-ФЗ? Кто может заключать прямой договор по 44-ФЗ до 400 тысяч? Как заключать прямой договора по 44-ФЗ: порядок и нюансы? Что изменится в 44-ФЗ в 2020 году?

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что такое прямой договор по 44-ФЗ
  • Чем различаются прямые контракты по ВЭД и 44-ФЗ
  • Кто может заключать прямой договор по 44-ФЗ до 400 тысяч
  • Как заключать прямой договора по 44-ФЗ: порядок и нюансы
  • Что изменится в 44-ФЗ в 2020 году

Для участвующих в закупках людей может быть актуален вопрос, что такое прямой договор по 44-ФЗ. Данное соглашение заключается с единственным поставщиком, что позволяет исключить проведение определённых процедур.

Но в каких ситуациях возможно заключение прямого договора, какие нюансы при этом следует обязательно учесть, плюс какие нововведения ожидаются в 2020-м году? Ответы на все эти вопросы вы найдёте в нашей статье.

Что такое прямой договор по 44-ФЗ

Вначале разберемся с тем, что означает прямой договор по 44-ФЗ и до какой суммы его можно заключать. Этот термин применяется к контракту, который заказчик подписывает с единственным поставщиком при небольших объемах закупки. С 1 июля 2019 года в ст. 93 закона 44-ФЗ были внесены изменения, касающиеся суммы прямого договора (Федеральный закон от 01.05.2019 № 71-ФЗ).

Раньше прямой договор можно было заключить на поставку товаров и услуг в пределах 100 тыс. руб., теперь же эта сумма выросла до 300 тыс. руб. Изменения закона не коснулись остальных ограничений, общий объем малых закупок в течение года да по-прежнему должен находиться в пределах 2 млн руб. или не превышать 5 % от совокупного объема и 50 млн руб. Лимиты при этом также не распространяются на закупки, которые идут на нужды администраций населенных пунктов сельского типа.

Одной из сторон экономической деятельности предприятий является ежедневное совершение различных сделок. Часть из них оформляется прямыми договорами между заказчиком и непосредственным исполнителем. Заказчик имеет право заключить прямой договор на монтаж оборудования либо с подрядной организацией, либо с производителем этого оборудования, не подключая к сделке генподрядчика.

Также заказчик может сам определить подрядную организацию и заключить с ней прямой договор на возведение объектов специального назначения или выполнение особых работ. В этом случае потребуется согласовать данную сделку с генподрядчиком. Такие взаимоотношения сторон являются закупкой по прямому договору по 44-ФЗ (ст. 93), то есть сделка совершается с единственным поставщиком, конкурсная процедура выбора подрядчика не проводится.

Чем различаются прямые контракты по ВЭД и 44-ФЗ

Предприятия могут вести свою деятельность не только в пределах России, но и иметь зарубежных партнеров, закупки у которых осуществляются также на конкурсной основе либо по прямым договорам. Контрагенты при этом заключают контракт ВЭД (внешней экономической деятельности). Российская фирма-импортер закупает товар у зарубежного производителя, следовательно, данная сделка подпадает под нормы таможенного законодательства, а не контрактного.

Статья 93 44-ФЗ устанавливает следующие условия для прямых закупок у единственного поставщика:

  • до 300 000 рублей (по п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
  • до 600 000 рублей (по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).

Эти ограничения по лимиту прямых договоров по 44-ФЗ введены с лета 2019 года. По первому пункту до 01.07.2019 было 100 000 руб., а по второму до 31.07.2019 – 400 000 руб.

Если заключается прямой договор с единственным поставщиком, то у заказчика нет необходимости обосновывать целесообразность выбора исполнителя, цены и прочих значимых положений договора. Также нет необходимости размещать сведения о прямых закупках в ЕИС. Необходимо только составлять план график, в который вносится информация по общему объему закупок, дифференцированная по существенным условиям договора, в том числе по прямым поставкам. Для того чтобы удобнее было составлять финансовые отчеты, целесообразно вести отдельный реестр прямых контрактов.

Кто может заключать прямой договор по 44-ФЗ до 400 тысяч

В п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ приводится перечень организаций, для которых установлена максимальная сумма прямого договора по 44-ФЗ в 400 тыс. руб.:

  • федеральные и муниципальные учреждения культуры, деятельность которых связана с сохранением объектов культурного наследия;
  • зоопарки;
  • планетарии;
  • парки отдыха;
  • цирки;
  • музеи;
  • библиотеки и архивы;
  • научные организации;
  • организации для сирот;
  • физкультурно-спортивные организации и др.

Кроме того, закон вводит дополнительные ограничения на подобные прямые закупки: их общий объем должен быть не более 50 % от годовой суммы закупок или не выше 20 млн руб.

Как заключать прямой договор по 44-ФЗ: порядок и нюансы

Нововведения в 44-ФЗ с 1 июля 2019 года отменили необходимость размещения информации в ЕИС при закупках у единственного поставщика при заключении прямых контрактов. Каких сроков следует придерживаться при подписании такого рода прямых договоров? Закон отводит от 5 до 30 дней на заключение прямого договора по 44-ФЗ. Обоснование этому содержится в положениях 44-ФЗ, где говорится, что прямой контракт не может быть подписан ранее 5 дней, и ст. 528 Гражданского кодекса РФ, устанавливающий тридцатидневный срок для заключения договора.

Заключая прямой договор по 44-ФЗ, следует придерживаться нижеприведенного регламента:

  1. Руководство издает приказ, в котором содержится решение об осуществлении прямой закупки.
  2. Отдел, ответственный за контрактную работу, проводит расчеты по цене, составляет ее обоснование и разрабатывает проект договора.
  3. Предприятие выбирает поставщика, после чего отправляет ему документацию, содержащую условия сделки, и предложение о заключении прямого контракта.
  4. Потенциальному подрядчику (поставщику) направляется проект договора.
  5. Стороны подписывают прямой договор. Если его условиями предусмотрено обеспечение исполнения контракта, исполнитель должен внести необходимую сумму.

Что изменится в 44-ФЗ в 2020 году

1. С января 2020 года вступают в силу изменения в 44-ФЗ. В таблице ниже приводится перечень новых норм с комментариями.

Дата вступления изменений в силу

Суть изменений

Нормативный акт

Для всех закупок (в том числе прямых) обязательно нужно указать страну происхождения товара.

Федеральный закон № 449-ФЗ от 27.12.2019

В течение 2020 г. и планового периода 2021-2022 гг. при исполнении федерального бюджета будет уменьшаться сумма субсидий для регионов. При этом субсидия сокращается в зависимости от полученной регионами экономии при заключении контрактов за счет федеральной субсидии.

Регионы должны ежеквартально (или чаще) передавать в Минфин отчеты по этой деятельности. Сэкономленные средства будут направляться в резервный фонд правительства, из которого в дальнейшем планируется финансировать ряд региональных программ.

Фактически, если при заключении контракта исполнители предложат цену поставки ниже НМЦК, то именно на эту разницу регионы будут получать меньшую субсидию.

Постановление Правительства № 1803 от 24.12.2019

Начинает работу ГИС «Независимый регистратор». Ранее ее ввод в действие планировался с 01.10.2019, но этого не произошло. Система отслеживает все действия и бездействие участников контрактной системы в ЕИС.

Федеральный закон № 71-ФЗ от 01.05.2019

Изменилось содержание перечня ЖНВЛП и дорогостоящих лекарств.

Распоряжение правительства № 2406-р 12.10.2019

Электронные площадки будут предоставлять заказчикам не только сведения о регистрации потенциальных поставщиков, но и о фактах их привлечения к административной ответственности в соответствии со ст. 19.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях за получение незаконного вознаграждения.

Новые положения 44-ФЗ дают возможность заказчикам проверить добропорядочность потенциальных подрядчиков в соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 31 44 ФЗ.

Постановление правительства № 917 от 18.07.2019

Общественное обсуждение закупок будет проводиться по новым правилам.

Постановление правительства № 1635 от 05.11.2019

Указывать страну – производителя товара необходимо также и в реестре контрактов.

Постановление правительства № 1400 от 11.12.2019

Юридические лица могут делать закупки по 223-ФЗ у предприятий малого и среднего бизнеса (МСП) в размере не менее 20 % от общего объема в год. А доля стоимости договоров с СМСП в закупках, в которых участвовали только эти субъекты, вырастет до 18 %.

Постановление правительства № 1001 от 01.08.2019

Нормы 223-ФЗ предусматривают уменьшение срока, в течение которого заказчики должны рассчитаться со своими поставщиками по выполненным договорам. Теперь на это отводится не более 15 рабочих дней.

Постановление правительства № 1205 от 18.09.2019

Если предметом поставки являются лекарства, то начальная (максимальная) цена контракта определяется по новым условиям.

Приказ Минздрава № 871н от 26.10.2017 утратит силу.

Приказ Минздрава № 1064н от 19.12.2019

В реестр договоров необходимо вносить следующую информацию:

1. Конкретный признак, на основании которого заказчик попадает под перечень по п. 2 ч. 8.2 ст. 3 223-ФЗ (если такой есть).

2. Календарное число, с которого юридическое лицо числится в реестре МСП (для субъектов МСП). Для получения этих сведений достаточно указать ИНН и КПП предприятия, и информация подтянется из реестра МСП автоматически.

Если договор предусматривает несколько исполнителей или субподрядчиков, то в реестр вносятся сведения по каждому из них.

Приказ Минфина № 92н от 10.06.2019

При закупке лекарственных средств или ветеринарных препаратов контракт в обязательном порядке должен содержать типовые положения.

Приказ Минсельхоза России № 501 от 26.08.2019.

В дополнение к положениям Постановления Правительства № 1087 от 28.11.2013 вводится норма, допускающая при закупках новых машин и оборудования возможность заключать контракт жизненного цикла.

Федеральный закон № 449-ФЗ от 27.12.2019

2. Нововведения в закон о контрактной системе с апреля 2020 г.

Федеральный закон от 01.05.2019 № 71-ФЗ с 1 апреля 2020 года вводит в 44-ФЗ новые правила, по которым будет проводиться контроль за процедурами закупок.

  • Функции контроля возлагаются на Единую информационную систему в части правильного использования информационных кодов закупки (ИКЗ). ЕИС также будет контролировать, чтобы сумма обеспечения контрактов не превышала заявленную в документации – планах-графиках, извещениях об осуществлении закупок, протоколах, условиях проектов контрактов.
  • Вся вышеуказанная информация, аккумулированная в ЕИС, будет передаваться на рассмотрение вновь созданному органу контроля, в качестве которого Правительством РФ будет определен федеральный орган исполнительной власти. Предметом контроля будет правильность применения ИКЗ и недопущение превышения сумм финансового обеспечения. То есть объём финансового обеспечения, указанный в извещениях, не должен быть больше того, который отмечен в планах-графиках.

Следующие этапы контроля – отсутствие превышения данных сумм в протоколах по отношению к извещениям, в проектах контрактов по сравнению с условиями протоколов. Порядок контрольных мероприятий также будет устанавливаться Правительством РФ.

3. Нововведения в закон о контрактной системе с июня 2020 года.

Новые положения 44-ФЗ с 01.07.2020 приведены в таблице ниже.

Суть изменений

Нормативно-правовой акт

Нюансы

Процедура электронного запроса котировок подвергнется большим изменениям:

– Процедура возможна при НМЦК не более 3 млн рублей.

– Отменяется максимальная планка в 100 млн рублей.

– Предельный срок подачи заявки сокращается до 4 рабочих дней начиная со следующего после публикации извещения дня.

– Опубликованные извещения нельзя корректировать, но отменить закупку можно не менее чем за час до окончания приема заявок.

– Участник конкурса по требованию заказчика должен предоставить документы, помимо декларации, доказывающие, что он вправе быть поставщиком или подрядчиком (п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ).

– Заказчик не должен требовать от участника предоставления документов, которые производитель передает вместе с продукцией.

– Потенциальный поставщик должен предъявить решение об одобрении крупной сделки, если для него такой сделкой является не только сама сумма договора, но и обеспечение его исполнения.

– По результатам процедуры оформляется только итоговый протокол. Его содержание остается таким же, как и до нововведений. Обязательно указываются данные об увеличении цены из-за предоставления преимуществ организациям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов, а также отмечается факт признания процедуры запроса котировок несостоявшейся.

Читайте также:  Муниципальные контракты: правила участия в торгах, документы, особенности исполнения договора

– Рассматривать заявки с целью их ранжирования и присваивать порядковые номера с учетом роста цены предложения участников будет закупочная комиссия. По старым правилам эта функция возлагалась на электронную площадку. Результаты ранжирования включаются в итоговый протокол.

– После того как в ЕИС опубликован итоговый протокол, заказчик обязан в течение 3 часов разместить проект контракта в ЕИС и на электронной площадке.

Затем в течение одного рабочего дня победитель должен подписать договор и опубликовать его. Заказчику после этого дается еще один рабочий день на то, чтобы самому подписать контракт. Таким образом, окончательная процедура заключения договора не может занимать менее 2 дней после публикации извещения в ЕИС.

– Протокол разногласий будет упразднен.

– Если на конкурс будет подана единственная заявка или только одна заявка допущена, то можно будет заключать прямой контракт с этим единственным участником без необходимости продлевать процедуру и принимать дополнительные заявки.

Федеральный закон № 449-ФЗ от 27.12.2019

Если договор заключается с единственным поставщиком следствие того, что конкурсная процедура не состоялась, корректируются правила согласования с ФАС этих сделок.

Установлен лимит для малых закупок в форме электронных процедур в размере 3 млн руб.

Вот пошаговая инструкция, как они будут проходить:

Шаг 1. Потенциальный поставщик размещает на электронной площадке свою заявку на участие в закупке. В ней должно содержаться:

– название и характеристики товара;

– товарный знак, если имеется;

– страна – производитель товара;

– при применении правил национального режима документальное подтверждение страны происхождения товара (оригинал или копия);

– стоимость одной единицы продукции;

– максимальный объем поставки;

– период актуальности предложения (максимально 1 месяц с даты подачи заявки);

– информация о заявителе;

– документы, подтверждающие, что заявитель соответствует требованиям закона о контрактной системе;

– декларация, подтверждающая соответствие участника требованиям 44-ФЗ;

– решение об одобрении крупной сделки.

Шаг 2.

Заказчик размещает в ЕИС извещение, в котором приводится цена договора и ее обоснование. Далее в течение одного часа оператор электронной площадки рассматривает поступившие предложения и отбирает 5 из них, которые не противоречат установленным заказчиком требованиям и содержат минимальную цену за единицу товара.

Если на конкурс поступает менее 2 заявок, оператор площадки обязан проинформировать об этом заказчика и опубликовать извещение о признании конкурса несостоявшимся. При этом поступившая заявка заказчику не передается.

Шаг 3. Заказчику дается один рабочий день для рассмотрения заявок, отобранных оператором площадки. По результатам этой процедуры формируется и публикуется на электронной площадке итоговый протокол. В нем необходимо указать решение по каждой заявке, в том числе причины их отклонения.

Шаг 4. Стороны подписывают договор, используя упрощенную процедуру, принятую при проведении нового запроса котировок в электронной форме.

С 01.01.2021 процедуры электронных малых закупок будут отражаться в ЕИС.

Видеолекции по последним
изменениям в госзакупках
за 2020 год;

Доступ к электронному
учебнику по госзакупкам

Закупка у единственного поставщика по 44‑ФЗ: что нужно учитывать

Закупка у единственного поставщика — один из способов определения поставщика, который позволяет приобрести товары у известного заказчику продавца без конкурентных торгов в максимально короткие сроки. В статье рассмотрим особенности проведения закупки у единственного поставщика и разберем актуальные примеры.

Необходимо повысить квалификацию? Зарегистрируйтесь на онлайн-курс для руководителей организаций «Управление государственными и муниципальными закупками по 44-ФЗ». Вы получите необходимые знания и удостоверение о повышении квалификации 40 ак. часов.

Что такое закупка у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика — это способ, при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика (ч. 1, 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ; далее — Закон № 44-ФЗ).

Обратите внимание, что закупка у единственного поставщика — это право, а не обязанность заказчика (исключение составляют лишь закупки у единственного поставщика при несостоявшихся конкурентных процедурах по 44-ФЗ).

В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика

Закупать у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно в случаях, указанных в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Указанный перечень содержит более 50 различных оснований, среди которых наиболее популярные у заказчиков:

  • осуществление закупки товаров, работ или услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93);
  • осуществление закупки на сумму, не превышающую 300 тыс. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93);
  • оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93);
  • закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной или в неотложной форме (п. 9 ч. 1 ст. 93);
  • случаи, когда открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, повторный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений признаны несостоявшимися (п. 25-25.3 ч. 1 ст. 93).

Остановимся на некоторых типах закупок у единственного поставщика.

Малые закупки

Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги на сумму не более 300 тыс. рублей. Закон № 44-ФЗ устанавливает условие: годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 2 млн рублей или 5% совокупного годового объема закупок заказчика (если 5% более 2 млн руб.) и не должен составлять более 50 млн рублей. Указанные ограничения не применяются в отношении закупок для муниципальных нужд сельских поселений.

Важно: закупки на сумму до 300 тыс. рублей не ограничены правилом об одноименных товарах.

Пример. В марте текущего года заказчик заключает контракт на поставку оргтехники в офис на сумму 90 тыс. рублей. В апреле этого же года он вправе закупить необходимый товар у единственного поставщика при условии, что цена каждого контракта не превышает 300 тыс. рублей.

При этом общая сумма таких контрактов, заключенных в течение квартала, не имеет значения при условии, что такие закупки не будут иметь признаки « дробления » и годовой объем закупок у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не превысит 2 млн рублей или 5% от совокупного годового объема закупок и составит при этом не более 50 млн руб.

Закупки малого объема очень популярны среди заказчиков из-за своей простоты:

  • Во-первых, их не нужно отражать в плане-графике в полном объеме. Информация о таких закупках отражается одной общей суммой за год, без указания сведений по каждой закупке.
  • Во-вторых, извещение о проведении такой закупки не размещается в единой информационной системе.
  • В-третьих, по таким закупкам не нужно вносить сведения в реестр контрактов.

Неконкурентная процедура

В каком случае закупка у единственного поставщика становится не правом, а обязанностью заказчика?

Если закупка путем конкурентной процедуры признана несостоявшейся по причине подачи всего одной заявки или признания только одной заявки соответствующей требованиям, заказчик обязан осуществить закупку у единственного поставщика (п. 24–25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Важно: когда закупка у единственного поставщика невозможна (например, при превышении установленных лимитов совокупного годового объема закупок), заказчик может провести открытый конкурс или электронный аукцион (ст. 54.1, 59), а также запрос котировок или запрос предложений в электронной форме (ст. 87.1, ст. 83.1).

Согласовывать закупку у единственного поставщика с контрольным органом по итогам несостоявшихся процедур, как правило, не нужно. Исключение — несостоявшийся запрос предложений в электронной форме (п. 25 ч. 1 ст. 93).

При выборе неконкурентного способа определения поставщика заказчик должен учитывать как преимущества, так и недостатки этой процедуры.

Преимущества закупки у единственного поставщика

  1. Как правило, заказчик знает поставщика, имеет успешный опыт взаимодействия с ним.
  2. Риск нарушения процедуры заключения контракта сведен к минимуму.
  3. Закупка у единственного поставщика проводится быстрее и проще, чем при конкурентных процедурах.
  4. Заказчику не нужно выделять большие ресурсы на проведение процедуры определения поставщика и заключения контракта.

Недостатки закупки у единственного поставщика

  1. Заказчик не может значительно снизить цену контракта, как, например, на электронном аукционе.
  2. Заказчику сложно обеспечить наилучшие условия выполнения контракта, как, например, в открытом конкурсе в электронной форме, из-за отсутствия конкуренции.
  3. ФАС уделяет особое внимание именно этому способу закупки, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. Заказчик может договориться с поставщиком в обход закона. Отдавая предпочтение закупке у единственного поставщика, заказчик должен понимать, что со стороны контролирующих органов повышенное внимание будет именно к неконкурентной процедуре, и ясно представлять свою ответственность в случае нарушений.

Форс-мажор

Нередки случаи, когда заказчик заключает договор с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Но далеко не все обстоятельства попадают под определение форс-мажоров.

Как узнать, что является форс-мажором, а что нет? Обратиться к ГК РФ (ст. 401), определяющему, какие обстоятельства являются чрезвычайными и непредотвратимыми. Другие случаи, например некачественное выполнение обязанностей или плохие погодные условия (если они не являются аномальными), к ним не относятся.

Далее — несколько примеров.

Пример 1. Конец финансового года

Заказчику выделили бюджетные средства в конце финансового года, и времени для проведения конкурентных процедур недостаточно. Может ли он заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на Закон № ФЗ-44 (п. 9 ч. 1 с. 93)?

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ, при закупке ТРУ, необходимых для ликвидации последствий аварии, чрезвычайных ситуаций, обстоятельств непреодолимой силы, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком. Но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.

В свою очередь, недостаток времени сам по себе не обладает признаками чрезвычайности и непредотвратимости. Поэтому такие действия заказчика будут неправомерными.

На практике Минэкономразвития России, ФАС России и арбитражные суды не признают поступление денежных средств в конце финансового года обстоятельством непреодолимой силы.

Пример 2. Профилактика

Заказчик узнал о чрезвычайной (аварийной) ситуации на подведомственном ему объекте. Вправе ли они заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы?

Если обстоятельства непреодолимой силы на момент заключения отсутствуют, то заказчик не может заключить контракт с единственным поставщиком, так как сама по себе возможность возникновения чрезвычайной ситуации не свидетельствует об объективном наличии такого обстоятельства.

На практике арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, имелись ли обстоятельства непреодолимой силы (аварийная ситуация) на момент заключения контракта.

В данном случае заказчику целесообразнее провести конкурентную закупку.

Пример 3. Контракт после аварии

Авария на подведомственном объекте уже произошла. И заказчик спустя длительное время после аварии, заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Правомерны ли в этом случае его действия?

Если для проведения конкурентных процедур времени было достаточно, то контролирующие органы могут расценить действия заказчика как неправомерные. Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком при закупке работ, необходимых для ликвидации последствий аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы, но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения подрядчика, требующих затрат времени, нецелесообразно. Поэтому если заказчик заключает контракт с единственным подрядчиком на выполнение срочных работ по устранению аварийной ситуации, возникшей задолго до этого, то он нарушает требования законодательства о контрактной системе.

Арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, было ли у заказчика время осуществить закупку конкурентным способом.

Процедура проверки контролирующим органом

При осуществлении закупки у единственного поставщика (п. 6 9, 34, 50 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ) заказчик обязан уведомить контрольный орган в срок не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта. Уведомление о такой закупке направляется в ФАС, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К уведомлению нужно приложить копию заключенного контракта с обоснованием его заключения.

Регламента проведения проверки заключения контракта не предусмотрено. Как правило:

  1. Сотрудник контролирующего органа рассматривает поступившее уведомление и оценивает действия заказчика по заключению контракта на соответствие требованиям Закона № 44-ФЗ.
  2. По итогам проверки подготавливает докладную записку.
  3. В случае отсутствия нарушений Закона № 44-ФЗ в действиях заказчика информирование последнего процедурой не предусмотрено.
  4. Если обнаружены нарушения — контролирующий орган организует внеплановую проверку, о которой заказчик обязательно будет уведомлен.
Читайте также:  Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ: основания для включения, правила ведения, образец справки об отсутствии в РНП

Расчет и обоснование цены в закупке у единственного поставщика

В некоторых случаях при осуществлении закупки у единственного поставщика (по п. 3, 6, 9, 11, 12,18, 22, 23, 30-32, 34, 35, 37-41, 46, 49 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) заказчик обязан определить и обосновать цену контракта (ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

При осуществлении такой закупки обоснование цены включается в текст контракта.

Выводы

  1. Заказчик не всегда может сделать выбор в пользу неконкурентной процедуры.
  2. Заказчикам необходимо помнить об ограничениях и соблюдать все законодательные регламенты, внимательно изучая формулировки и вникая в их тонкости.
  3. Поставщикам до заключения контракта нужно внимательно вычитать его текст, проанализировать информацию, обратить внимание на детали.
  4. И для заказчика, и для поставщика важно, чтобы контракт был заключен с соблюдением всех установленных условий и ограничений, иначе заключение контракта будет признано неправомерным.

Регистрируйтесь на онлайн-курс « Управление государственными и муниципальными закупками » . Программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Малые закупки по 44 ФЗ — что это такое

1 мин

Малые государственные закупки

В России государство – это один из основных крупных заказчиков товаров и услуг в стране. Помимо крупных и дорогостоящих товаров и услуг, таких как военная техника, самолеты или автобусы, оно нуждается в товарах и услугах, которые не могут производить крупные предприятия. Для госзакупки малого объема государство проводит аукционы и конкурсы отдельно.

1. Что такое малые закупки

Малые закупки – это государственные закупки в небольших объемах и чаще всего у поставщика-монополиста. Размер таких закупок может составлять до 5% от всех затрат из госбюджета и не превышать 50 млн.рублей в год (ограничения не относятся к сфере сельского хозяйства). Объектом закупок могут быть как строительно-отделочные работы, например, ремонт административных зданий, школ, больниц, так и высокотехнологичная продукция, например, компьютерные программы. Особенность такого рода закупок заключается в том, что выполняют их малые и средние предприятия, специализирующиеся не производстве ограниченного количества товаров и услуг.

Сайт информации о госзакупках

2. Преимущества и недостатки

Для региональных и местных властей возможность использования механизма госзакупок малого объема позволяет приобретать нужные товары и услуги, в том объеме, который им действительно нужен для решения определенных задач. Так как основными поставщиками такого рода товаров являются, в основном, местные производители, это дает возможность местным чиновникам поддержать местных бизнесменов и тем самым улучшить рейтинговые показатели региона. Возможность получить государственный заказ, пусть даже это будет мелкая закупка, для местных предприятий – это шанс хорошо подзаработать.

Однако эта сфера имеет некоторые недостатки, из которых основной – это высокая коррупционная составляющая.

Чиновники могут устроить торг на покупку у физического лица, с которым они находятся в сговоре. При этом перевод денег по сделкам до 100 тыс.рублей могут вообще происходить без использования расчетных счетов. Это осложняет работу экспертов и может привести неоправданному перерасходу выделенных из бюджета средств, воровству и прочим злоупотреблениям.

3. Условия для проведения малой закупки

Для того чтобы принять участие в тендерах нужно чтобы претендент был зарегистрирован в качестве юридического лица (форма предприятия не имеет значения) или индивидуального предпринимателя. Также ему нужно будет зарегистрироваться на официальном сайте государственных закупок. После того, как предприниматель будет добавлен в единую информационную систему (ЕИС), он может оставлять участие в торгах.

4. Порядок проведения малых закупок по 44-ФЗ

В российском законодательстве нет такого понятия, как «малая закупка». По 44 ФЗ нет разделения на малые и крупные закупки. Существуют монопольные закупки у одного поставщика (ст.93 ч1. пункт 4) на сумму не более 100 тыс.рублей за сделку и 50 млн.рублей в год. Принять участие в тендере компания или ИП может, если она подала заявку на выполнение работ или к ней обратилось государство за оказанием определенных услуг.

Составление заявки на выполнение закупки малого объема

Какое ограничение в закупках малого объема лучше использовать?

В первую очередь это ограниченное количество участников. Объемы необходимых товаров и услуг настолько малы, что провести полноценный аукцион или конкурс не представляется возможным, поэтому заказ отдается на исполнение одной небольшой фирме. Для многих стартапов – участие в такого рода мероприятиях, это возможность получить свой первый реальный заказ.

5. Какова ответственность за превышение объема закупок?

Ответственность за превышение закупки малого объема несет чиновник, который заключал договор подряда. Степень наказания за перерасход бюджетных средств во многом зависит от причины, по которой произошло превышение объема закупок и суммы перерасхода. Наказание может быть от административного (выговор, штраф) до уголовного преследования, если в ходе проверки была найдена коррупционная составляющая. В соответствии с статьями закона ФЗ 223, лицо, которое с определенным умыслом превысило объем закупок может быть добавлено в реестр недобросовестных заказчиков или исполнителей.

Обсуждение контракта малых объемов госзакупок

6. Где искать подобные закупки

Бизнесмены могут найти заказы на выполнение определенных услуг и товаров для государства на региональных или местных сайтах, газетах, досках объявлений. С предложением выполнить тот или иной вид работ или продать определенное количество товаров могут обратиться местные или региональные власти.

Что такое портал закупок малого объема?

Портал, созданный правительством для закупки малого объема – это интернет-площадка, на которой размещаются малые государственные заказы. За процессом наблюдают федеральные власти и организации общественного контроля. Портал для закупок малого объема находится на сайте rostovoblzmo.

Страница сайта малых госзакупок

7. Кто может и как принять участие?

Участие в аукционах и конкурсах, на которых разыгрываются госзаказы могут любые юридические лица и лица, зарегистрированные в качестве ИП. Торговля происходит в следующем порядке:

  1. Государство выставляет лот(ы) на покупку. В заказе прописывается количество товаров и услуг, которые в соответствии с принятым планом оно желает приобрести; начальную максимальную цену контракта; срок, в течение которого заказчик, взявший на себя заказ, обязан выполнить.
  2. Поставщики и подрядчики предлагают свою цену и сроки выполнения заказа, делая заявки.
  3. Выигрывает тот поставщик, который предложит наименьшую цену. На выполнение работ по каждому лоту составляется отдельный контракт.

ВАЖНО! В 2018 году Правительством были учтены некоторые недостатки тендеров, в которых главным критерием отбора была только низкая цена. В 2019 году порядок и условия получения госзаказа несколько изменились. Теперь учитывают не только цену, но и качество выполненных работ.

Конкурсы и аукционы могут происходить в закрытом или открытом режиме. Порядок и условия должны быть прописаны в документации. Особенность закупки малого объема в том, что обычно она проходит в закрытом режиме, то есть в конкурсе участвует одна компания.


44‑ФЗ «для чайников»: как проводятся госзакупки

Государственные и муниципальные учреждения приобретают товары, работы или услуги для собственных нужд через систему госзакупок (иначе — контрактная система, торги по госзакупкам). Отношения в этой сфере регулирует Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года. Разобраться в нем — непростая задача для новичков. Мы попробуем рассказать об основных положениях этого закона более простым языком.

Кто участвует в закупках по 44-ФЗ?

Основные действующие лица в системе госзакупок — это заказчики и поставщики (подрядчики). Заказчиками являются государственные и муниципальные бюджетные учреждения. Поставщиками же могут быть любые юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Получать уведомления о торгах для малого и среднего бизнеса

Закон № 44-ФЗ предъявляет к поставщикам ряд требований:

  • отсутствие налоговой задолженности, неснятой судимости по экономическим преступлениям;
  • поставщик не должен быть аффилирован с заказчиком или являться оффшорной компанией;
  • поставщик не должен находиться в процессе банкротства или ликвидации.

Дополнительно заказчик может потребовать, чтобы поставщик не значился в реестре недобросовестных поставщиков.

Проверить фирму или ИП по реестру недобросовестных поставщиков

Какие закупки регулирует 44-ФЗ?

Закон № 44-ФЗ определяет правила проведения только тех закупок, которые осуществляют государственные органы власти или муниципальные учреждения за счет бюджетных средств. Закупки бюджетных учреждений, субъектов естественных монополий, компаний с участием государства за счет собственных средств регулирует другой федеральный закон — от 18.07.11 № 223-ФЗ.

ВНИМАНИЕ. Закон № 44-ФЗ не регулирует:

  • закупки услуг у международных финансовых организаций;
  • закупки услуг по государственной защите;
  • закупки драгметаллов и камней для пополнения Государственного фонда;
  • закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде;
  • закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • вопросы взимания платы за участие в закупках.

Как организована контрактная система

Общая схема проста. Госзаказчики заранее составляют планы закупок для собственных нужд и публикуют извещения о предстоящих торгах на сайте Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) — www.zakupki.gov.ru. Доступ к информации на ЕИС — бесплатный.

Извещение содержит информацию о товаре, работе или услуге, которая будет закупаться. Там же указывается и начальная (максимальная) цена контракта (НМЦ). Это предельно возможная сумма, которую заказчик готов заплатить поставщику или подрядчику.

В торгах принимают участие потенциальные поставщики и подрядчики. Для этого они подают соответствующие заявки. Если закупка проводится «бумажным» способом, заявки подаются в запечатанных конвертах (лично или по почте). Если закупка проводится электронным способом, то заявки подаются на электронной торговой площадке, которая указана в извещении.

ВАЖНО. В момент подачи заявки необходимо внести обеспечительный платеж. Его размер устанавливает заказчик в диапазоне от 0,5 % до 5 % от начальной (максимальной) цены контракта. Если претендент проигрывает торги, данную сумму ему вернут.

По итогам торгов выявляется победитель, который предложил самые выгодные условия. С ним заключается контракт, и после этого победитель торгов становится поставщиком для той или иной госструктуры.

Какими способами осуществляются госзакупки

Существует несколько способов проведения госзакупок. Практически все они осуществляются на электронных торговых площадках (ЭТП). На сегодняшний день таких площадок восемь:

  • Агентство по государственному заказу Республики Татарстан;
  • Единая электронная торговая площадка;
  • Российский аукционный дом;
  • ТЭК — Торг;
  • Электронные торговые системы;
  • Сбербанк — Автоматизированная система торгов;
  • РТС — тендер;
  • Электронная торговая площадка ГПБ.

Поставщики, желающие участвовать в торгах должны приобрести электронную подпись и аккредитоваться на этих площадках.

Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час

Электронный аукцион

До 60% всех закупок осуществляются путем проведения открытого аукциона. Он проходит в электронной форме на одной из ЭТП. При таком способе торгов потенциальный поставщик составляет заявку из двух частей. Первая посвящена предмету закупки, вторая — самому участнику.

До аукциона заказчик рассматривает первую часть заявки, после аукциона — вторую. После допуска первой части поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения.

В ходе торгов участники снижают НМЦ на шаг от 0,5 до 5% от НМЦ. Если в течение 10 минут никто не предлагает более низкую цену, то побеждает участник, который предложил самую низкую цену. После торгов заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя, с которым заключает контракт.

Открытый конкурс

Участники подают заявки в запечатанных конвертах. Заказчик выбирает победителя не только по наименьшей цене, но и по качеству товара, работы или услуги. Для этого закупочная комиссия оценивает качество продукции, опыт выполнения подобных контрактов, квалификацию персонала и проч. Побеждает участник, который предложил лучшие условия.

Бесплатно подобрать банковскую гарантию по 44-ФЗ и 223-ФЗ в онлайн-режиме

Запрос котировок

Это самый простой и быстрый способ проведения торгов. Он используется при закупках типовых, серийных товаров, работ и услуг на суммы не более 500 000 руб. Участники присылают свои заявки с ценой один раз. Заказчик смотрит сразу все заявки и определяет победителя по наименьшей предложенной цене.

Закупка у единственного поставщика

Заказчик сам решает, с кем заключить контракт. Один из самых востребованных случаев закупки у единственного поставщика — это закупка не дороже 100 тыс. рублей. С 1 марта 2019 года крупные заказчики обязаны проводить такие закупки на Едином агрегаторе торгов «Березка» (см. «Как работает Единый агрегатор торгов «Березка» и кто обязан его использовать»).

Есть и другие способы проведения торгов: конкурс с ограниченным участием, закрытый конкурс, двухэтапный конкурс и проч. Но они используются гораздо реже.

Обратите внимание: отследить размещение информации о нужной закупке можно в сервисе «Контур.Закупки». В нем поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам). После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка. Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Добавить комментарий