Энергосервисный контракт по 44-ФЗ: понятие, существенные условия, особенности и порядок заключения

Существенные условия контракта по 44-ФЗ

Общие существенные положения договора по 44-ФЗ

В ч. 13 ст. 34 прописано, что такое существенные условия контракта по 44 ФЗ — это одновременно общие обязательные условия договора по Гражданского кодексу для того или иного договора и специальные, которые прописаны в 44-ФЗ. По контрактному законодательству, в проекте контракта отражают такие обязательные условия контракта по 44 ФЗ:

  1. Порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика при закупке с неопределенным объемом.
  2. Цена контракта и итоговая цена каждого этапа, устанавливаемая пропорционально снижению НМЦК (максимального значения цены контракта) участником закупки, с которым заключается контракт (если контракт исполняется поэтапно).
  3. Ответственность заказчика и поставщика.
  4. Порядок и сроки оплаты товара, работы, услуги. Если госконтракт заключают с участником закупки, к которому применены антидемпинговые меры, аванс не выплачивается. Срок оплаты составляет не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке по ч. 7 ст. 94 44-ФЗ. Исключение — закупки с ограничениями для субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций по ч. 8 ст. 30 44-ФЗ и ситуации, когда иной срок оплаты устанавливает Правительство для обеспечения обороноспособности и безопасности государства или он определен в специальных нормах.
  5. Порядок и сроки приемки заказчиком товаров, работ, услуг и порядок и сроки оформления результатов такой приемки.
  6. Уменьшение суммы, которая подлежит уплате, на размер обязательных платежей (включая налоги, сборы), связанных с оплатой контракта, если их в бюджеты бюджетной системы уплачивает заказчик. Например, если поставщик — физлицо, заказчик выступает в роли налогового агента и уменьшает цену госконтракта на налог на доход физических лиц (НДФЛ).
  7. Обеспечение исполнения контракта (сроках возврата обеспечения, если победитель перечислил деньги, в т. ч. его части, и т. п.), за исключением ряда случаев, которые указаны в ч. 27 ст. 34 и ч. 1 ст. 96 44-ФЗ.
  8. Порядок и срок предоставления поставщиком обеспечения гарантийных обязательств (если установили такое требование).
  9. Предоставление нового обеспечения исполнения контракта, если у банка, который предоставил банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, отозвали лицензию на проведение банковских операций. Срок его предоставления — один месяц со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика о необходимости предоставить новое обеспечение. За каждый день просрочки исполнения этого обязательства начисляются пени в размере, определенном ч. 7 ст. 34 44-ФЗ. Размер такого обеспечения уменьшают в порядке и случаях, которые установлены ч. 7-7.3 ст. 96 44-ФЗ.
  10. Источник финансирования.

В 2020 году заказчики — получатели средств федерального бюджета в случаях, которые указаны в Федеральном законе № 459-ФЗ от 29.11.2018, включают в госконтракт существенное положение о казначейском сопровождении целевых средств, а в ряде случаев и о казначейском обеспечении обязательств.

Существенные положения в зависимости от вида контракта

Собрали в таблицу, что является существенными условиями контракта по 44 ФЗ в рамках тендеров на поставку, оказание услуг, выполнение работ.

  1. Требования к качественным, техническим и функциональным характеристикам услуг.
  2. Место оказания услуг.
  3. График оказания услуг.
Существенные условия в проекте госконтракта на поставку товараСущественные условия в проекте госконтракта на выполнение работСущественные условия в проекте госконтракта на оказание услуг
  1. Требования к качественным, техническим и функциональным характеристикам товара.
  2. Условие о соответствии товара изображению, если требование об этом установлено в документации.
  3. Требования к состоянию товара (новый или бывший в употреблении, в ремонте).
  4. Указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств, а если его нет — на химические, группировочные наименования, если госконтракт заключается на поставку лекарств.
  5. Требования к гарантии, гарантийному обслуживанию и сроку действия. В закупках машин и оборудования такие требования предъявляются в обязательном порядке, и устанавливается обеспечение гарантийных обязательств.
  6. Сведения о количестве и месте доставки товара.
  7. Информация о сроке поставки товара.
  8. Порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика при закупке с неопределенным объемом.
  1. Требования к качественным, техническим и функциональным характеристикам работ.
  2. Если закупаете строительные работы по п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ, когда документация по требованиям этой нормы включает проектную документацию, не переносите в госконтракт информацию о качественных, функциональных, экологических характеристиках объекта закупки.
  3. Место выполнения работы.
  4. Срок завершения работы.

Большая часть госконтрактов состоит из существенных условий. Вот пример, как заполняют раздел о предмете договора:

Как изменить существенные положения договора по 44-ФЗ

Закон о контрактной системе позволяет изменить то, что относится к существенным условиям контракта по 44 ФЗ, но в строго определенных случаях. Помните, что изменяют существенные положения только на этапе исполнения, а не заключения договора. Случаи, когда их меняют, прописаны в ст. 95 44-ФЗ. В госконтракте корректируют:

  1. Снижение цены без изменения объемов.
  2. Увеличение или уменьшение количества товара, работ, услуг не более чем на 10%.
  3. Изменение регулируемых цен (тарифов) согласно актам РФ.
  4. Изменение по медицинским показаниям перечня услуг, которые связаны с лечением гражданина РФ за пределами территории РФ.
  5. Улучшение качественных, технических и функциональных характеристик товара.
  6. Другие основания, которые указаны в ст. 95 44-ФЗ.

Факт изменений существенных положений фиксируют в дополнительном соглашении. Подробнее об изменении существенных условий читайте в статье «Как подписать дополнительное соглашение к госконтракту».

А существенные условия контракта, не подлежащие изменению по 44-ФЗ, — это те положения, для изменения которых нет правовых оснований. Например:

  1. Страна происхождения товара, если запрет прописан в нормативных актах в рамках национального режима по ч. 6 ст. 14 44-ФЗ.
  2. Поставщик, кроме уступки третьему лицу права требования к заказчику об исполнении денежного обязательства (п. 17 обзора судебной практики Президиума Верховного Суда от 28.06.2017).
  3. Предмет сделки.
  4. Другие условия, если не соблюдаются условия по ст. 95 44-ФЗ.

Существенные условия контракта по 44-ФЗ: что к ним относится и можно ли их изменять?

Здравствуйте, уважаемые читатели онлайн школы “Азбука тендеров”! В этой статье мы с вами рассмотрим какие условия контракта по 44-ФЗ относятся к существенным, а также можно ли их изменить в случае необходимости. Этот вопрос волнует, как поставщиков, так и Заказчиков, поэтому данная статья будет одинаково полезна обеим сторонам.

Что относится к существенным условиям контракта по 44-ФЗ?

Если обратиться к 44-ФЗ, то в нем отсутствует четкое указание на то, какие условия контракта могут считаться существенными. Эта информация содержится лишь в Гражданском кодексе РФ.

Согласно ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом существенными условиями контракта (сокращенно СУК) являются такие условия, без которых документ считается недействительным, а также в отношении которых должно быть достигнуто соглашение.

Что можно отнести к таким условиям?

  1. Цена;
  2. Срок действия контракта;
  3. Срок выполнения обязательств;
  4. Предмет контракта (наименование товаров, работ или услуг);
  5. Количество товара, объем работ (услуг);
  6. Порядок и сроки оплаты;
  7. Ответственность поставщика и Заказчика (размер штрафных санкций);
  8. Иные требования, имеющие существенное значение в контексте заключенного договора.

В ч.1 ст.34 44-ФЗ сказано, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением (приглашением принять участие в закупке), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки. Соответственно, условия указанные во всех этих документах также относятся к СУК.

Также в п.2 письма МЭР № Д28и-2286 от 03.08.2015 года по поводу СУК сказано следующее:

“Закон № 44-ФЗ не раскрывает содержание понятия “существенные условия контракта”. Вместе с тем в статье 34 Закона № 44-ФЗ определены обязательные условия исполнения контракта.

Учитывая, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях ГК РФ, контракт, заключенный в рамках Закона № 44-ФЗ, должен содержать обязательные условия, предусмотренные статьей 34 Закона № 44-ФЗ, и соответствовать требованиям, установленным ГК РФ в зависимости от предмета контракта.”

Для того, чтобы в дальнейшем избежать спорных ситуаций с поставщиками некоторые Заказчики прямо прописывают в договоре, какие условия являются существенными и не подлежат изменению.

Изменение существенных условий контракта по 44-ФЗ

По общему правилу изменение СУК по 44-ФЗ не допустимо. Однако в ст.95 44-ФЗ перечислены случаи, в которых допускается изменение таких условий по соглашению сторон. Главное, чтобы такая возможность была предусмотрена Заказчиком в документации о закупке и самом договоре.

Итак, что же можно изменить?

  1. Цену договора по соглашению сторон без изменения количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий договора;
  2. Цену договора, если не более чем на 10% изменяется количество товара, объем работы или услуги;
  3. Цену договора, если изменились регулируемые тарифы (газ, свет, вода, теплоснабжение);
  4. Цену, количество товара (объем работы или услуги), сроки выполнения, если казенному учреждению уменьшили лимиты;
  5. Цену договора при изменении перечня услуг при лечении гражданина РФ за границей;
  6. Количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право Заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе.
  7. Качество, технические и функциональные характеристики товара в сторону их улучшения.

Важный момент! Нельзя вносить изменения в договор на стадии его подписания. Такие изменения вносятся лишь на стадии его исполнения путем подписания сторонами дополнительного соглашения.

Нарушение существенных условий контракта по 44-ФЗ

Как для поставщика, так и для Заказчика нарушение СУК может обернуться штрафными санкциями (штрафы и пени), либо может и вовсе привести к расторжению договора. Штрафы и пени для Заказчиков и поставщиков рассчитываются в соответствии с требованиями ПП РФ № 1042 от 30.08.2017 г.

Для поставщика одностороннее расторжение договора по инициативе Заказчика может привести еще к более серьёзным последствиям — включению информации о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Согласно ч.4 ст.7.32 КоАП РФ изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей ; на юридических лиц — 200 000 рублей .

Согласно ч.5 ст.7.32 КоАП РФ изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и такое изменение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, юридических лиц в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения.

Как вы понимаете, изменение и нарушение условий, указанных в договоре, дело очень серьезное. Поэтому к решению таких вопросов нужно подходить с большой ответственностью.

На этом наша статья подошла к концу. Если информация была для вас полезной, ставьте лайки, делайте репосты и делитесь этой информацией со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.

Остались вопросы? Тогда задавайте их ниже в комментариях, мы с радостью на них ответим.

Существенные условия контракта по 44-ФЗ и их изменение

В Федеральном законе №44 понятие существенные условия контракта используется неоднократно. Однако его четкого, да и не четкого тоже, определения не дано. В связи с этим у заказчиков и поставщиков/исполнителей/подрядчиков возникает немало вопросов: что же это за условия, что именно непременно должно оставаться постоянным в тексте контракта. Ведь по закону существенные условия изменяются, в соответствии с частью 3 статьи 34, только в исключительных случаях, определенных статьей 95 44-ФЗ.

Что является существенными условиями

В Федеральном законе №44 и других правовых актах, связанных с государственными закупками, как таковое понятие существенных условия контракта отсутствует. Однако оно есть в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – ГКРФ).

Согласно пункту 2 статьи 432 указанного выше кодекса, существенными условиями может считаться та информация, которая должна быть включена в контракт в обязательном порядке (в рамках Федерального закона №44 она определена в статье 34). Кроме того, сюда же можно отнести те моменты, относительно которых по инициативе одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Для того чтобы между заказчиком и победителем закупки не возникало споров по поводу существенных условий, некоторые заранее вносят информацию о том, что к ним относить, в проект контракта. Такое решение является, по сути дела, оптимальным для обеих сторон и поможет в непредвиденных ситуациях избежать судебных урегулирований разногласий.

Какие условия контракта относятся к существенным

Тем не менее, что бы не было прописано в контракте, с существенными условиями все же стоит быть осторожнее. Логично было бы отнести к ним все, что определено как необходимое содержание, в соответствии со статьей 34 44-ФЗ. В общем случае, основываясь на нормах ГКРФ и Федерального закона №44 это будет следующая информация:

  • предмет контракта (наименование товара/услуги/работы) и его характеристики (описание, сметы на выполнение работ и так далее);
  • количество поставляемого товара/объем оказываемых услуг/объем выполняемых работ;
  • срок поставки товара/оказания услуг/выполнения работ, в случае если контракт предусматривает этапы – начало/окончание каждого из них;
  • цена контракта;
  • порядок и сроки оплаты поставленного товара/оказанных услуг/выполненных работ;
  • ответственность каждой из сторон за нарушение условий контракта, в том числе размер штрафных санкций для заказчика и поставщика/исполнителя/подрядчика.

Разъяснения, касающиеся вопросов, связанных с существенными условиями контракта, даны Минэкономразвития России в письме №Д28и-2286 от 3 августа 2015 года.

Можно ли изменять существенные условия контракта и в каких случаях

Многие заказчики и поставщики/исполнители/подрядчики считают, что существенные условия контракта – это что-то незыблемое и изменять их нельзя ни при каких обстоятельствах после того, как аукцион прошел. На самом деле это не так. Есть ситуации, в которых можно вносить изменения в текст контракта, ели достигнуто соглашение между сторонами. Главное, чтобы такая возможность была прописана в документации и самом контракте, а все “правки” оформлены официально, с заключением дополнительного соглашения.

В 2015 и 2016 году, согласно части 1.1 статьи 95 44-ФЗ было позволено изменять практически все перечисленные выше условия. С 1 января 2017 года, если не будет внесено дополнительных изменений в закон, ситуация несколько ужесточается, придется ориентироваться только на случаи, описанные в части 1 статьи 95 Федерального закона №44. Их не так много и некоторые моменты, действительно, не будут подлежать изменению ни при каких условиях, даже если достигнуто соглашение сторон.

Часто возникает еще один вопрос – а можно ли изменить условия контракта при его подписании? Здесь ответ однозначный – нет. Проект должен в точности соответствовать тому, который был предложен в документации. Если стороны пришли к какому-то соглашению, то изменения вносить можно будет только после того, как контракт подписан.

Проще всего внести изменения в условия контракта еще до начала торгов – когда идет подача заявок. Здесь можно менять все. Главное – уложиться в соответствующие сроки, позволяющие вносить изменения в извещения и документацию о закупке.

Чем грозит нарушение существенных условий контракта

Нарушение сторонами существенных условий контракта грозит, в первую очередь, прописанными в нем штрафными санкциями. В некоторых случаях это может стать поводом для одностороннего расторжения или расторжения в судебном порядке.

Поставщики/исполнители/подрядчики, нарушившие существенные условия контракта (если этот факт официально зафиксирован) наверняка попадут в реестр недобросовестных поставщиков.

Может возникнуть еще одна ситуация. Вроде бы, условия изменены по соглашению сторон. Однако сделано это без законных оснований, в случае, не предусмотренных законом. В этом случае, если факт “всплывет” при проверке контролирующим органом, ответственность понесут обе стороны. Чаще всего это штраф, но может быть и более суровое наказание.

Как заключить энергосервисный контракт по 44-ФЗ и какими правовыми нормами он регулируется?

Контракты, которые предполагают поставки энергосервисных услуг, носят название энергосервисных. Они имеют некоторые особенности, и порядок их заключения содержится в отдельной статье 44-ФЗ.

Какими правовыми нормами регулируется

Заключение энергосервисных контрактов регулируется двумя федеральными законами и несколькими подзаконными актами, что усложняет процедуру его подписания.

Особенностям заключения энергосервисных контрактов посвящена ч. 19 ст. 108 44-ФЗ. Здесь сказано, что Правительством РФ устанавливаются определенные требования к условиям подписываемого энергосервисного контракта. В частности, на уровне Правительства определяются требования к условиям исполнения контракта и его оплаты, особенности определения НМЦК и период, в который учитываются расходы заказчика на поставку энергоресурсов.

Указанные требования детализируются Правительством РФ от 18 августа 2010 года №636.

Понятия энергосбережения и энергоэффективности детализированы в ст. 2 261-ФЗ. В ч. 1 ст. 26 этого закона установлена обязанность государственных заказчиков закупать товары с учетом принципов энергоэффективности и учитывать класс энергопотребления при закупках.

Согласно последним правкам, к энергосервисным контрактам теперь относят и договоры на закупку услуг по реализации сжиженного газа, который используется как моторное топливо.

Понятие

Седьмая Глава законодательства о контрактной системе в закупочной отрасли определяет специфику закупки товаров, работ и услуг. Одной из указанных закупочных процедур выступает определение победителя для производства работ для роста энергоэффективности при использовании энергоресурсов. Например, водоснабжение, поставка топлива или угля.

Результатами торгов подобного рода становится подписание энергосервисного контракта.

Цель такого контракта состоит в получении экономии на энергоэффективных технологиях при оплате энергоресурсов.

Особенности заключения энергосервисных контрактов

Данные соглашения могут предполагать уменьшение расходов заказчика или увеличение эффективности потребления ресурса. Они заключаются на длительный срок.

Связано это с тем, что достигнуть за короткий период экономии бывает очень сложно. Достаточно часто сроки энергосберегающих контрактов превышают 10 лет. При подобных долгосрочных контрактах бывает весьма нелегко оценить эффективность его заключения и просчитать потенциальные риски. Заказчику необходимо четко спрогнозировать потребление энергоресурса без учета энергосбережения, а также заложить влияние непредвиденных факторов в виде изменения погоды или резкого роста численности потребителей.

При этом условия энергосервисного контракта могут быть включены в договоры купли-продажи и поставки энергоресурсов, согласно ст. 20 261-ФЗ.

Если контракт предполагает оказание энергоаудиторских услуг, то компания-поставщик должна состоять в специализированном СРО и подтвердить указанный факт документально. В качестве документального подтверждения выступает свидетельство о членстве в СРО. Для получения указанного свидетельства поставщик должен соответствовать всем законодательным требованиям №261-ФЗ. Так, в штате компании должно быть как минимум 4 лица с должным уровнем квалификации.

Порядок заключения: алгоритм действий

Для заключения энергосервисного контракта заказчику следует придерживаться следующего алгоритма:

  1. Выбрать способы определения поставщика.
  2. Сформировать закупочную документацию.
  3. Опубликовать извещение о закупке в ЕИС.
  4. Провести закупочную процедуру.
  5. Выбрать победителя закупки.
  6. Подготовить и направить ему проект контракта.
  7. Подписать контракт с победителем.
  8. Принять оказанные услуги и подписать итоговую документацию.
  9. Оплатить услуги поставщика.

Выбор способа определения поставщика

Для определения поставщика по энергосервисному контракту по ст. 108 44-ФЗ заказчик может использовать один из нижеупомянутых способов:

Согласно ст. 108 44-ФЗ, заказчики вправе заключать энергосервисные контракты по результатам проведения электронных закупок.

По ч. 2 ст. 57 44-ФЗ у заказчика есть возможность проведения двухэтапного конкурса на право подписания энергосервисного контракта.

Требования к содержанию

Согласно Приложению №1 к ПП №636 к энергосервисному контракту, он должен содержать в своем составе перечень мероприятий, которые проводятся исполнителем и направленные на повышение энергоэффективности и энергосбережение.

При этом если самостоятельно заказчик не может подготовить данный перечень, то в контракт включается перечень из переданной заявки участника, с которым подписывается контракт. Но также здесь должно содержаться условие о том, что компенсация затрат на подготовку документации на участие в торгах участником не производится.

В отношении экономии должны быть указаны ее размер, возможности распределения дополнительной экономии и период, когда будут достигнуты показатели энергосбережения. Так, согласно письму Минфина от 2010 года №02-03-06/5448, сэкономленные на энергоресурсах средства могут перераспределяться на увеличение зарплаты сотрудников.

Также госконтракт содержит такие типовые условия, как:

  1. Сроки оплаты по договору.
  2. Штрафные санкции при недостижении исполнителем компенсации.
  3. Штрафные санкции при неисполнении обязательств по договору.
  4. Порядок перехода прав собственности на поставленное оборудование в пользу заказчика.
  5. Положение о том, что полная и частичная уступка права требования оплаты по энергосервисному контракту допускается (или наоборот).

По «Методическим рекомендациям …» по подготовке энергосервисных контрактов от 2017 года №15627-НП/Д07и, которые были составлены Минэкономразвития, предметом договора или госконтракта становится повышение энергоэффективности заказчика за счет оказания услуг поставщиком. Перечень мероприятий для достижения указанной цели прописывается в виде приложения к контракту в разделе «Реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности».

Сроки действия договора определяются с учетом п. 11 Постановления Правительства от 2010 года №636. Они устанавливаются с учетом достижения размера экономии от действий подрядчика и не могут быть менее месяца.

С учетом п. 13 указанного постановления сроки оплаты заказчиком достижения целевого размера экономии должны составлять 5-30 дней с момента дня окончания указанного периода. Окончательные расчеты осуществляются по факту достижения размера энергосбережения.

Сроки выполнения энергосберегающих мероприятий выступают существенным условием контракта. При этом окончание срока контракта не освобождает стороны от гарантийных обязательств.

Заказчик также должен гарантировать соблюдение санитарно-гигиенических, технических и эксплуатационных требований к объектам.

В разделе с базовым уровнем потребления прописывается уровень потребления энергоресурсов за предыдущий период. Объективно указанный период должен быть не менее года с учетом климатических и природных особенностей. Разбивку потребления стоит указывать помесячно.

Уровень потребления энергоресурсов до энергосберегающих мероприятий указывается на основании показания приборов учета. Они фиксируются в акте об объеме потребления энергоресурсов, который прикладывается к госконтракту и становится его неотъемлемой частью.

В ходе исполнения контракта заказчик фиксирует изменения в энергопотреблении за установленный временной промежуток (месяц или день). Заказчик по требованию исполнителя в течение 3 дней предоставляет первичную документацию с объемом потребления энергоресурсов.

Размер достигнутой экономии определяется по каждому виду ресурса по отдельности: по газу, воде, углю и пр.

Процент экономии определяется путем сопоставления базового потребления и достигнутого после энергосберегающих мероприятий.

В разделе с энергосберегающими мероприятиями приводятся обязанности сторон по реализации определенных действий для повышения энергоэффективности в соответствии с планом-графиком их внедрения.

При выполнении данных мероприятий должны учитываться действующие на территории РФ строительные нормы, государственные стандарты, технические регламенты, санитарные нормы и правила. Все используемые материалы должны иметь сертификаты, которые предоставляются заказчику исполнителем в течение не более 3 дней после поступления запроса.

Исполнитель по договору имеет право оказать дополнительные услуги, но без увеличения цены контракта.

Расчет НМЦК

Кроме тех условий, которые указаны выше, особенностью контракта является то, что его цена рассчитывается в особом порядке.

В приложении №2 ПП №636 Правительством устанавливаются особые условия для расчета и формирования НМЦК. Так, для контрактов, которые заключаются на период один год (либо на более краткосрочный период) цена определяется путем умножения фактического объема энергопотребления за год со стороны заказчика и стоимости энергоресурса на дату публикации извещения.

Для контрактов, которые заключаются на долгосрочный период (на календарный год и дольше), для определения НМЦК заказчику нужно перемножить фактический объем потребления за прошлый год, стоимость энергоресурса на дату публикации и минимальное количество лет, которые прописаны в контракте. Если заказчик оплачивает энергоресурсы по разным тарифам, то следует учитывать средневзвешенную цену.

При этом оплата по энергосервисному контракту производится в виде определенного процента экономии исходя из цен, которые действовали на период исполнения договора на основании ч. 13 ст. 108 44-ФЗ.

Формирование документации и проведение процедуры

Согласно Постановлению Правительства №1618, которое вступило в силу с апреля 2019 года, энергосервисные контракты в плане закупок подлежат указанию отдельной строкой. В ЕИС они публикуются с пометкой «Энергосервисные торги».

Проведение закупочной процедуры будет варьироваться в зависимости от выбранного заказчиком способа определения поставщика.

Сама схема проведения процедуры оценки заявок и их рассмотрения отличается от классической схемы проведения конкурса или запроса котировок исходя из особенностей определения цены контракта. Если закупка проводится в формате аукциона, то при этом в ходе торгов происходит снижение не НМЦК, а ценовых предложений по сумме, цене контракта и проценте экономии.

Таким образом, энергосервисный контракт – это особенное соглашение, которое направлено на энергосбережение у заказчика и повышение его эффективности. В закупочной документации на проведение торгов на поставку энергосберегающих технологий заказчику необходимо прописать начальную цену контракта и привести расходы на поставку энергоресурсов каждого вида с указанием их количества. НМЦК по таким контрактам определяется исходя из фактически подтвержденных расходов на поставку энергоресурсов за прошлый год и не может превышать их.

Инструкция по энергосервисным контрактам по 44-ФЗ

Энергосервисные контракты по 44 ФЗ — это соглашения, по которым заказчики поручают исполнителям разработать и внедрить в жизнь план мероприятий по совершенствованию системы энергопотребления. Цель — оптимизировать системы водоснабжения, теплоснабжения или газоснабжения так, чтобы снизить расход ресурсов и траты на их закупку.

Как составить энергосервисный контракт

В п. 8 ст. 2 Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009 дано определение, что такое энергосервисный контракт по 44 ФЗ, простыми словами — это документ, по которому исполнитель обязуется улучшить энергетические системы заказчика так, чтобы у того расходовалось меньше ресурсов и тратилось меньше денег на их закупку.

Вопросы заключения энергосервисного договора урегулированы двумя федеральными законами:

  • от 23.11.2009 № 261-ФЗ об энергосбережении;
  • от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе.

Эти законы регулируют и то, кем устанавливаются требования к условиям энергосервисного контракта: заказчиком. Он составляет проект договора, проводит закупку, определяет потенциального исполнителя.

Какие сведения указывают в проекте энергосервисного соглашения

В текст проекта договора, в соответствии со ст. 19 261-ФЗ, необходимо включить:

  • условие о том, каких показателей экономии ресурсов заказчик хочет достичь по итогу исполнения соглашения;
  • срок действия договора, которого должно хватить на достижение установленной экономии.

Помимо обязательных условий, желательно предусмотреть:

  • обязательное согласование сторонами режимов использования ресурсов;
  • обязанность исполнителя установить и ввести в эксплуатацию приборы учета ресурсов;
  • зависимость цены договора от стоимости сэкономленных ресурсов.

Дополнительно, когда готовите проект энергосервисного контракта, укажите такие сведения:

  • список конкретных мероприятий, которые проведет исполнитель, с указанием точных технических характеристик и сроков проведения;
  • положение о том, что участнику не компенсируются затраты на участие в процедуре определения поставщика;
  • необходимую заказчику экономию ресурса;
  • порядок распределения дополнительной экономии;
  • срок, в течение которого стороны достигнут экономию;
  • сроки оплаты госзаказчиком услуг. Они оплачиваются пропорционально долям достигнутой экономии;
  • ответственность сторон;
  • порядок перехода собственности на установленное при исполнении соглашения оборудование к госзаказчику;
  • возможность для исполнителя полностью или частично уступить третьему лицу право требования;
  • условие о неизменности процента экономии, который оплачивается исполнителю, — устанавливается только в соглашениях, заключенных в результате конкурентного тендера.

Особенности заключения по 44-ФЗ

Заключение энергосервисного контракта в бюджетной сфере по 44 ФЗ сопровождается рядом особенностей.

  1. В ч. 1 ст. 108 44-ФЗ установлен перечень энергетических ресурсов, на которые заключаются энергосервисные договоры: водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, газоснабжение, подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, поставка электроэнергии, мазута, угля, топлива, используемого для выработки энергии.
  2. Правило о заключении энергосервисного соглашения в рамках договора поставки определенного ресурса с организацией-поставщиком не работает в госзакупках. В ч. 2 ст. 108 прописан запрет такого совмещения.
  3. Чтобы заключить энергосервисный договор, госзаказчику необходимы данные о расходах на ресурс, поэтому такой договор нельзя заключить, если ранее таких расходов не было и ресурс не использовался.
  4. При подготовке проекта соглашения учитывают положения, которые изложены в требованиях к энергосервисным контрактам по постановлению правительства № 636 от 18.08. 2010.

Как заключить энергосервисный контракт по 44-ФЗ: пошаговая инструкция

Прежде чем приступать к подготовке соглашения и проведению закупки, госзаказчик вправе провести энергообследование в порядке, установленном ст. 15 261-ФЗ. Результат энергообследования поможет понять реальную потребность заказчика и обосновать начальную цену тендера.

Закупка должна планироваться по положениям о планировании 44-ФЗ.

После проведения подготовительных мероприятий госзаказчик переходит непосредственно к организации тендера, пошаговая инструкция по энергосервисному контракту по 44 ФЗ:

Шаг 1. Выбор вида тендера.

Для закупки подойдет любая конкурентная процедура. Важно помнить, что с 01.01.2019 все тендеры проводятся в электронной форме.

Электронный аукцион проводится, если определенный код ОКПД2 входит в федеральный и региональный аукционные перечни. Победителем по результатам аукциона станет участник, который предложит наименьшую цену исполнения.

Электронный конкурс необходим, если код ОКПД2 не вошел в аукционные перечни. Кроме цены, в рамках конкурса заказчик оценивает качественные и квалификационные критерии. Победит тот, кто станет лучшим по сумме оцениваемых факторов.

Запрос котировок проводится при начальной цене тендера до 500 000 рублей.

Шаг 2. Расчет начальной цены и выбор способа оплаты услуг.

НМЦК тендера на заключение энергосервисного соглашения рассчитывается из фактического потребления ресурсов в предыдущем периоде, его стоимости и ожидаемой продолжительности действия контракта по формуле:

  • V — объем ресурса, потребленного за прошлый год;
  • С — стоимость единицы этого ресурса;
  • СК — количество полных лет исполнения контракта.

Если для расчета стоимости ресурса использовались несколько тарифов, в формуле берется среднее значение между ними. Прошлый год учитывается как полный, даже если ресурс использовался не на всем его протяжении.

Помимо НМЦК, заказчику необходимо определиться с системой оплаты услуг исполнителя энергосервисного контракта, варианты следующие:

1. Четкий размер экономии, которая требуется заказчику, и максимальный процент от нее, который выплачивается исполнителю.


2. Минимальная требуемая экономия для заказчика и процент от нее, который выплачивается исполнителю.


3. Минимальная требуемая экономия для заказчика и максимальный процент от нее, который выплачивается исполнителю.

Шаг 3. Составление документации и извещения.

Требования к извещению о проведении процедуры бывают общими — едиными для всех видов процедур (они установлены ст. 42 44-ФЗ), специальными — для отдельных способов закупок и специфическими, которые установлены для энергосервисных контрактов.

В числе специфических условий извещений следующие:

  • предельный размер расходов заказчика на реализацию контракта — устанавливается по желанию;
  • обеспечение исполнения контракта от 5% до 30% от процента сбереженных в результате предпринятых мер средств заказчика, которое заказчик выплатит исполнителю;
  • условия предоставления доступа к объектам энергосервиса;
  • положение о том, что участнику не компенсируются затраты на участие в процедуре определения поставщика, в том числе на составление заявки.

Если тендер проводится в форме конкурса или котировок, в документацию включаются условия оценки заявок участников, которые устанавливаются в зависимости от выбранной системы оплаты услуг исполнителя. Наиболее выгодной считается та заявка, в которой предложили наилучшее для заказчика соотношение размера итоговой экономии и процента от нее, выплачиваемого исполнителю.

Если проводится аукцион, в документации о нем необходимо установить, что проводится снижение одного из следующих показателей:

  • итоговой стоимости соглашения или гонорара исполнителя;
  • разницы между начальной ценой тендера и суммой средств, которую сбережет заказчик в результате исполнения соглашения;
  • разницы между начальной ценой тендера и экономией, уменьшенной на предложенный участником гонорар для себя.

Шаг 4. Проведение процедуры и заключение энергосервисного соглашения, итоговые условия соглашения.

Процедура проводится по общим правилам 44-ФЗ, предусмотренным для выбранного способа определения исполнителя, после чего в проект контракта включается информация о победителе и документ подписывается сторонами. В контракте указывается получившаяся в итоге цена соглашения, которая рассчитывается в соответствии с предусмотренными условиями расчетов сторон.


В текст энергосервисного контракта дополнительно вписывается желаемая экономия, пересчитанная в единицы измерения конкретного ресурса. Для получения этого параметра необходимо денежную сумму, которую госзаказчик планирует сберечь в результате мер, предпринятых исполнителем, разделить на стоимость одной единицы ресурса.

Существенные условия контракта по 44 ФЗ — это… Понятие и вид

Законодатель устанавливает необходимость заключения контрактов при совершении различных видов сделок. Следует отметить, что каждый из их видов имеет определенный перечень существенных условий, которые имеют особенное значение для обеих сторон. Рассмотрим далее перечень таковых по различным видам договоров, а также особенности существенных условий.

Общее понятие

Законодатель закрепляет определенный перечень пунктов договора и контракта, которые на обязательной основе должны присутствовать в его содержании. Их использование должно производиться неоднократно. Именно на основании рассматриваемого типа условий производятся рассмотрения дел в суде, предусматривающие урегулирование споров.

Следует отметить, что законодатель не содержит в положениях своих нормативных актов точного определения, что такое существенные условия контракта. По ФЗ-44 это просто некоторый перечень условий, которые на обязательной основе должны присутствовать в договоре. Более того, в акте нормативного характера указывается, что без наличия таковых положений в контракте документ будет признан несоответствующим принятой форме, то есть недействительным.

Рассматриваемое понятие также раскрывается в положениях Гражданского кодекса РФ. В содержании его статьи 432 говорится о том, что таковыми являются все те сведения в теле контракта, которые касаются условий о его предмете, а также все те обстоятельства, по которым в дальнейшем между сторонами должно быть достигнуто соглашение.

Нормативное регулирование

Следует отметить, что нормативные положения, связанные с регулированием понятия существенных условий, в широком смысле представлены в нормах, содержащихся в ФЗ-44. Данный акт был принят в 2013 году.

Более того, как само понятие, так и некоторые особенности, а также виды рассматриваемого типа условий рассматриваются в положениях Гражданского кодекса РФ, который регулирует порядок заключения договоров различного типа.

Условие о предмете

Одно из обязательных существенных условий контракта по ФЗ-44 — это сведения относительно его основного предмета. Следует отметить, что при составлении разных типов договоров существенными условиями будут признаваться далеко не одни и те же сведения. Так, например, в соглашении о купле-продаже какого-либо имущества предметом (и одновременно существенным условием) будет являться товар, о котором идет речь в самом содержании соглашения, а если заключается договор подряда, то таковыми будут признаны все виды работ, предусматриваемые в соглашении.

Важность данного условия заключается в том, что при отсутствии определенного в договоре предмета, в отношении которого он заключен, отсутствует точное определение договорных отношений, которые возникнут после его подписания.

Общий перечень существенных условий

В своих толкования многие юристы-практики определяют некоторый перечень того, что считать существенными условиями контракта. По ФЗ-44 можно определить определенный перечень сведений, которые на обязательной основе должны быть предусмотрены договором. Что касается толкований, представленных юристами, то во многих из них говорится об особенностях и правильности их применения на деле.

Так, существенные условия контракта по ФЗ-44 — это сведения, которые касаются самого предмета договора, стоимости, сторон, места, сроков, ответственности и т.п. Более того, для каждого типа заключаемого контракта предусматривается конкретный перечень особенных условий, которые необходимы.

Рассмотрим далее некоторые существенные условия исполнения контрактов (по ФЗ-44) различных типов.

Госконтракт

Существенные условия государственного контракта (ФЗ-44) — это данные относительно цены, порядка и периода оплаты товара или заказанных услуг, а также порядка их приема.

В том случае, если государственный контракт заключается на предмет выполнения работ суммой на более чем 1 млрд рублей, то в ряде существенных условий обязательно должны быть указаны данные относительно всех подрядчиков, которые будут принимать непосредственное участие в его исполнении. При необходимости привлечения субподрядчиков данное условие также должно быть указано в содержании контракта. В том случае, если они не были привлечены, хотя была такая необходимость, на виновное лицо может быть наложена ответственность, размеры которой также должны быть указаны в содержании договора.

В соответствии с ФЗ-44 изменение существенных условий государственного контракта производится исключительно на основании уважительных причин и только по взаимному согласованию каждого вопроса в отдельности.

Особенностью государственного контракта является то, что любая из сторон имеет полное право на отказ от исполнения обязательств в одностороннем порядке. Порядок заключения отдельных видов государственных контрактов предусматривается специальными нормативными актами, действующими в пределах РФ.

Энергосервисный контракт

Некоторые особенности имеет процедура заключения энергосервисных контрактов. Данный порядок регламентируется не только положениями, представленными в ФЗ-44, но еще и отдельным нормативным актом.

Особенностью энергосервисного контракта является то, что данный вид соглашения может быть заключен только отдельно от остальных соглашений (поставки, купли-продажи товаров, ресурсов и т.п.). Его содержание должно полностью соответствовать положениям некоторых нормативных актов, регулирующих ценовую политику на мазут, электроэнергию, уголь и другие топливные элементы.

Основными условиями данного соглашения являются такие показатели, как цена, объем предоставляемой продукции, процент экономии, обязательства заказчика и исполнителя, а также ответственность сторон в случае нарушения согласованных условий.

Договор об оказании услуг

Следует отметить, что ярким примером такого типа договора является контракт, к предмету которого относится оказание неких услуг по обеспечению связи. Как правило, основной целью такого соглашения является использование связи для того, чтобы обеспечивать безопасность государства, его оборону, а также правопорядок.

В соответствии с положениями ФЗ-44 существенными условиями муниципального контракта такого типа являются цена, данные сторон соглашения (оператор сотовой связи и государство), предмет договора, а также основные обязанности сторон и порядок предоставления услуг, а также их приема.

Такой тип контракта может быть заключен только при наличии конкурсной документации, а также извещения, свидетельствующего о предварительном проведении котировок. Что касается стороны исполнителя данного договора, то оператор связи, который выступает в его роли, не имеет права отказаться от предоставления услуг.

О государственных закупках

На государственном уровне очень часто производятся заключения контрактов на предмет совершения государственных закупок различных товаров. Так, это касается заказов на товары, необходимые для обеспечения надлежащей обороны страны и приобретения материальных ценностей для бюджетного резерва.

Что касается основного существенного условия такого типа договора — его предмета, то в качестве такового могут выступать только те услуги, товары, а также объекты, которые указаны в числе необходимых для совершения государственного заказа. Следует отметить, что продавец указанных товаров не имеет права отказаться от заключения сделки.

Что касается второго основного условия данного типа контракта — цены, то она должна быть установлена исключительно в тех размерах, которые допустимы законодательством для конкретной группы товаров или услуг. Что касается контрактов, связанных с поставкой ценностей материального характера, то от заключения контракта по данному предмету не могут отказаться такие поставщики, которые занимают доминирующие позиции на общегосударственном рынке.

Закупки на основании решения правительства

По ФЗ-44, существенные условия контракта — это сведения относительно сторон, предмета, цены, объемов, сроков, обязанностей, прав и ответственности участников соглашения. Следует отметить, что при условии заключения контрактов на основании отдельных постановлений правительства основные значения данных условий указываются самим государственным органом. Практика показывает, что в таких условиях сторона государства обеспечивает для себя максимум как экономических, так и технологических преимуществ. В рамках такого договора могут быть определены и некие дополнительные преимущества, которые не всегда касаются непосредственно предмета контракта.

Что касается самого порядка проведения закупки, то он также определяется с подачи правительства.

Изменение существенных условий контракта (по ФЗ-44)

Можно ли изменить основные условия ранее заключенного соглашения между сторонами? Да, такая процедура возможна, но только в отношении некоторых данных. Так, в соответствии с положениями ФЗ-44 изменение существенных условий контракта возможно в том случае, если необходимо снизить стоимостные показатели, но без изменения количества товара.

В том случае, если требуется уменьшение объема работы, количества товаров или цены, но не более чем на 10 %, то внесение таких изменений также допускается законодателем.

Можно ли менять существенные условия контракта (по ФЗ-44), если причиной этого является улучшение каких-либо характеристик товара, представляющего собой предмет договора? Да, это возможно, но только по предварительному согласованию сторон.

Отдельное внимание нужно уделить тому, что при заключении контракта на предмет лечения гражданина РФ за ее территориальными пределами также могут быть внесены некоторые изменения. Они могут касаться пересмотра перечня услуг медицинского характера. Основной причиной этого выступает изменение состояния здоровья пациента, требующее пересмотра ранее назначенного и предписанного контрактом курса.

Более того, пересмотр условий договора возможен также и при наличии веских на то оснований. Таковыми считаются все те обстоятельства, при наступлении которых ранее оговоренный порядок исполнения договорных обязательств представляется нереальным хотя бы для одной из сторон соглашения.

Ответственность

Нарушение существенных условий контракта (по ФЗ-44) влечет за собой ответственность административного характера. Все ее варианты должны быть предусмотрены в одном из разделов составляемого соглашения. В том случае, если они не были указаны, наказание нарушителя будет производиться на основании положений, представленных в КоАП РФ. Размеры штрафов за неисполнение обязательств могут варьироваться от 10 до 500 тысяч рублей, в зависимости от того, какой вид нарушения был совершен. Более того, кроме штрафа на нарушителя дополнительно может быть возложена та ответственность, которая предписывается самим договором.

Подача жалобы

На основании положений, представленных в ФЗ-44, существенные условия контракта — это некие структурные компоненты заключенного соглашения, которые должны исполняться сторонами в надлежащем объеме и виде. В том случае, если одна из сторон не исполняет предписанных требований, вторая имеет право на подачу жалобы в судебном порядке для обжалования действия или бездействия партнера. В некоторых случаях письменные жалобы могут быть поданы в органы власти исполнительного характера или самоуправления на местах. Важным моментом в этом является то, что указанный орган должен производить непосредственный контроль в сфере осуществления закупок или предоставления услуг. Следует отметить, что подача такой жалобы возможна в тот период, пока еще не истек срок действия заключенного контракта. — Читайте подробнее на

Читайте также:  Внесение изменений в контракт по 44-ФЗ: порядок действий, существенные условия, дополнительное соглашение
Добавить комментарий