Как подать жалобу в ФАС по 44-ФЗ? Основания, порядок и срок передачи, образец обращения

Как подается жалоба в ФАС по 44-ФЗ

Что изменится в 2020 году

На сайте проектов нормативных актов опубликовали законопроект об изменении 44-ФЗ в части совершенствования порядка обжалования действий (бездействия) субъектов контроля. Планируется, что масштабные изменения вступят в силу с 01.04.2019. Собрали в таблицу основные поправки.

Урегулируют подачу жалобы в ФАС по 44 ФЗ в электронном виде через Единую информационную систему в сфере закупок (ЕИС). Обжаловать действия (бездействие) субъектов контроля участники закупки смогут после регистрации в ЕИС.

С 01.01.2019 в рамках ч. 5 ст. 24.2 44-ФЗ участвовать в электронных процедурах можно только после регистрации в ЕИС.

  1. Необходимость дополнительной идентификации лица, которое подает жалобу.
  2. Возможность подачи электронной жалобы лицом, которое не зарегистрировано в ЕИС.

Установят универсальную стоимостную предквалификацию. Если обжалуют закупку с начальной (максимальной) ценой контракта (НМЦК) свыше 20 млн рублей, участник закупки обязан иметь опыт хотя бы одного исполненного контракта по 44-ФЗ, независимо от предмета такого контракта, не менее 20% от НМЦК по закупке, на которую подается жалоба в ФАС.

Исключают возможность недобросовестных поставщиков обжаловать закупки, в которых они участвовать не вправе.

Установят срок подачи электронной жалобы до истечения половины срока подачи заявок.

Обжалование действия и бездействия заказчиков допускается, если они совершены непосредственно в отношении заявки такого участника закупки.

Суть измененийПочему меняют
Снижают возможность умышленного затягивания процедур закупок, если электронная жалоба на положения документации о закупке подана непосредственно перед окончанием срока подачи заявок для ее рассмотрения в ФАС в период рассмотрения заявок, подведения итогов электронных процедур.
Установят однократность подачи жалобы на положения документации о закупке.Минимизируют риски затягивания закупки посредством подачи нескольких электронных жалоб от одного лица.
Исключают обжалование действий (бездействия) заказчика в отношении иных участников закупки.

А вот еще какие изменения анонсировала ФАС.

Природа документа

Для участников закупки это основной действенный способ отстаивать интересы. Выделим такие виды нарушений:

  • некорректные положения планов и закупочной документации;
  • незаконные причины отклонения заявок;
  • противоправные действия, которые связаны с заключением контракта;
  • действия оператора электронной площадки при аккредитации и торгах.

Содержание жалобы

Жалуются в ФАС как в электронном виде, так и в бумажной форме. Электронное обращение составляется на русском языке в письменном виде, в нем указывают и прикладывают документы и информацию, которые предусмотрены ч. 8 ст. 105 44-ФЗ:

  • наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), Ф.И.О (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (есть есть такая информация);
  • наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, который подал жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии);
  • реквизиты закупки (объект, номер извещения). Исключение — обжалования действий (бездействий) оператора электронной площадки, которые связаны с аккредитацией участника закупки;
  • указание на обжалуемые действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, доводы жалобы;
  • документы, которые подтверждают, что жалоба обоснованна;
  • список прилагаемых документов.

Как подать жалобу в ФАС на почту

Подавайте жалобу такими способами:

  • лично или через представителя в центральный аппарат или территориальное управление;
  • по почте;
  • через многофункциональный центр (МФЦ).

Электронная подача доступна на сайте Антимонопольной службы и на портале Госуслуги. Вот инструкция, как подать жалобу в ФАС в электронном виде с электронной подписью:

  1. Подготовьте обращение и сопроводительное письмо. Укажите в нем наименование госоргана (ФАС или территориальное управление), контакты заявителя, почтовый или электронный адрес для ответа, причину и суть жалобы.
  2. Завизируйте его электронной подписью лица, который уполномочен обжаловать. Если есть необходимость, прикрепите документы, которые подтверждают полномочия.
  3. Отправьте на электронный адрес [email protected] Объем вложений — до 8 Мб. Объедините одной темой или порядковыми номерами сообщений.

Подведомственность подачи определена п. 3.9-3.14 Административного регламента ФАС, который утвержден приказом № 727/1 от 19.11.2014. К примеру, обжалование действий оператора электронной площадки производится Центральным аппаратом ФАС, а рассмотрение жалоб по закупкам для обеспечения нужд субъекта — его территориальными органами. Информация о жалобах включается в реестр ЕИС и доступна всем участникам процесса.

Как подать жалобу через Госуслуги

А вот инструкция, как подать жалобу в УФАС в электронном виде через портал Госуслуги.

Шаг 1. Зайдите в личный кабинет.

Шаг 2. Найдите услугу ФАС «Возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства».

Шаг 3. Нажмите на ссылку «Устранение нарушения антимонопольного законодательства». На этой вкладке расписан регламент получения услуги.

Шаг 4. Кликните на кнопку «Получить услугу».

Шаг 5. Заполните пустые поля формы.

Шаг 6. Подайте заявление.

Сроки для обжалования

Если эти сроки истекут, участник обжалует действия исключительно в суде. В ажно следить за ними. Собрали их в таблицу.

Что обжалуетеКто обжалуетСроки
Положения документации о закупке до окончания приема заявок.Любой участник, общественное объединение.До окончания срока подачи заявок.
Положения документации о закупке после окончания приема заявок.Только участник, который подал заявку.Не позднее чем через пять дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений. А если поставщика выбирают закрытым способом, с даты подписания соответствующего протокола.
Решение комиссии, которое указано в протоколе проведения процедуры.Только участник, который подал заявку.Не позднее чем через пять дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений. А если поставщика выбирают закрытым способом, с даты подписания соответствующего протокола.
На аукционе при рассмотрении вторых частей заявок — до заключения контракта.
Противоправные действия, которые произошли после признания победителя торгов на стадии заключения контракта.Участник, с которым заключается контракт.До совершения сделки.
Порядок аккредитации оператором электронной площадки.Заявитель.30 дней от даты отказа.
Нарушения, которые связаны с проведением электронной процедуры, вызванные некорректной работой площадки.Участник торгов.5 дней с даты размещения на торговой площадке протокола проведения аукциона.

Как рассматривается

За два рабочих дня после поступления жалобы контрольный орган решает, вернуть ее из-за несоответствия требованиям 44-ФЗ (ч. 11 ст. 105) или рассмотреть. В ЕИС публикуют уведомление и сообщают заказчику, поставщику и оператору торгов о решении.

Не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения спора его участники направляют в Антимонопольную службу возражения и обоснования. Контрольный орган на коллегиальной основе рассматривает информацию по делу в течение пяти рабочих дней с даты поступления документа о противоправных действиях. Он блокирует процесс заключения контракта, остальные действия заказчик обязан делать в срок, который определен законом о контрактной системе. Например, публиковать протоколы рассмотрения вторых частей заявок.

По результатам рассмотрения контролеры решают признать жалобу:

  1. Необоснованной.
  2. Частично обоснованной.
  3. Обоснованной.

В последних двух случаях, как правило, выдают предписание устранить нарушения, которые обнаружили в ходе разбирательства. Например, изменить закупочную документацию, пересмотреть итоги закупки или аннулировать их.

Решение и предписание ФАС публикует в ЕИС в течение трех рабочих дней с даты принятия и направляет их поставщику, заказчику и оператору. Если решение ФАС не удовлетворяет участников, они в течение трех месяцев обращаются в суд с заявлением (ч. 1, 4 ст. 198 АПК РФ).

Жалоба в ФАС по 44-ФЗ: как правильно составить и подать

Информацию о том, как писать жалобу в антимонопольную службу, можно найти в нормативных документах, однако сведения эти довольно скупы и требуют пояснений. Никакого образца или примера такой жалобы, то есть, так называемой «рыбы», официально не утверждалось, но практика выработала определенную форму. Все вместе это дает понимание о том, как правильно составить и подать жалобу.

Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов – это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.

Официальные требования к жалобе

Требования к написанию, подаче и рассмотрению жалобы содержатся в:

  • статьях 105 и 106 Закона № 44-ФЗ;
  • Информации ФАС России от 10.04.2014 «Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок»;
  • Приказе ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Требования к содержанию жалобы

Приведены в ч. 8 ст. 105 Закона № 44-ФЗ, согласно которой жалоба на действия или бездействие заказчика должна содержать:

  1. данные заказчика: наименование, адрес и номер контактного телефона (если известен);
  2. тоже самое о заявителе жалобы, плюс номер факса (при наличии);
  3. указание на закупку. Здесь нужно пояснить, что, по мнению чиновников, жалоба должна подаваться на одну конкретную закупку. Поэтому указывать несколько номеров закупок при подаче жалобы не следует. В противном случае антимонопольная служба будет вправе ее вернуть без рассмотрения. Такие разъяснения даны в письме Минэкономразвития России от 29.07.2015 № Д28и-2221;
  4. указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика и доводы жалобы. По мнению антимонопольных органов, из данного пункта следует, что заявитель обязан указать, каким именно нормам законодательства о контрактной системе не соответствуют действия заказчика. Если этого не сделать, жалобу могут оставить без рассмотрения. Примером является Решение Архангельского УФАС России от 24.08.2016 по делу № 321мз-16. Однако суды с этим не согласны, обращая внимание на то, что п. 4 ч. 8 ст. 105 не содержит таких требований (Определение Верховного Суда РФ от 17.11.2016 № 305-КГ16-15126). Тем не менее, поскольку речь в жалобе в любом случае будет идти о том или ином нарушении Закона № 44-ФЗ, то для убедительности стоит написать, какие именно нормы закона были нарушены заказчиком и каким образом.

Пример

При формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующее нарушения положений Закона о контрактной системе:

  • во-первых, на участника закупки, одержавшего победу в электронном аукционе, возложена обязанность по направлению в адрес заказчика письменного требования о возвращении денежных средств, внесенных таким участником в качестве обеспечения исполнения контракта. Однако это нарушает требования ст. 34 Закона о контрактной системе, в силу которой у заказчика возникает обязанность вернуть данные денежные средства по истечении срока, указанного в контракте.
  • во-вторых, заказчиком установлено требование о предоставлении информации о средней численности работников за предшествующий календарный год, выручке от реализации товаров или размере балансовой стоимости активов за предшествующий календарный год, а также сведения о долях учредителей в уставном капитале. Однако это не предусмотрено ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе. Более того, согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе не допускается.
  • в-третьих, заказчиком неправомерно возложена дополнительная обязанность на исполнителя по замене обеспечения исполнения контракта, не предусмотренная Законом о контрактной системе.

Пример заимствован из Решения Красноярского УФАС России от 06.06.2016 № 796, которым данные доводы жалобы были признаны обоснованными.

Эти пункты являются требованиями к содержанию жалобы, приведенными в Законе № 44-ФЗ. Однако ряд вещей в них не оговорен. Например, в какой антимонопольный орган подавать жалобу? Этот пробел устранен в вышеназванном Административном регламенте, где в п. 3.9-3.12 определена подведомственность рассмотрения жалоб.

Общее правило таково: если закупка проводится для обеспечения региональных или муниципальных нужд, то жалоба направляется в региональное Управление ФАС по месту нахождения заказчика. Если закупка обеспечивает федеральные нужды, то документ адресуется в ФАС России. В приложении № 1 к данному Административному регламенту приведен список с адресами всех 82 Управлений, а также контактные центрального аппарата.

Другой вопрос: что просить в жалобе? Ответ на него вытекает из положений ст. 106 Закона № 44-ФЗ, посвященной рассмотрению жалобы, поскольку в них указано, какие права есть у антимонопольных органов при ее рассмотрении. Исходя их этих положений, в жалобе нужно просить:

  1. приостановить определение поставщика до рассмотрения жалобы по существу (если закупка еще не закрыта) или аннулировать его результаты (если они уже известны);
  2. провести внеплановую проверку (в любом случае);
  3. выдать заказчику, в результате действий которого нарушаются права и законные интересы участника закупки, обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений (в любом случае). Например, путем отмены решения о несоответствии заявки заявителя дополнительным требованиям к участникам закупки, или путем отмены решения об отстранении заявителя жалобы от участия в определении поставщика, или путем внесения изменений в документацию о проведении открытого аукциона в электронной форме… и так далее, в зависимости от того, что вызвало недовольство заявителя и является предметом жалобы.

Какие документы прикладывать к жалобе

Об этом сказано в ч. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ, согласно которой «К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов». Это все, что написано в законе о прилагаемых документах. В связи с этим есть несколько вопросов, базовый из которых: обязательно ли вообще прикладывать к жалобе какие-то бумаги?

Как минимум, к жалобе нужно приложить:

  1. доверенность, подтверждающую полномочия на подписание жалобы (или решение и приказ о назначении гендиректора, если он лично подписывает жалобу), поскольку такое требования прописано в ч. 10 ст. 105 Закона № 44-ФЗ;
  2. документы о закупке, на которые есть ссылка в жалобе (документация о закупке, заявки, оспариваемые протоколы, решения и т.д.) с тем, чтобы они подтверждали ее обоснованность, как сказано в п. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ.

При этом ФАС России и Минэкономразвития России считают, что из приведенной нормы требования о необходимости приложения к жалобе документов не вытекает. Поэтому их отсутствие не может являться основанием для принятия решения о возврате жалобы заявителю без рассмотрения (письмо министерства от 19.12.2014 № Д28и-2779, письмо службы от 13.10.2014 № ИА/41224/14).

Более того, ФАС России отмечает, что в отношении ряда доводов жалоб заявителей представить документы, подтверждающие обоснованность таких доводов, не представляется возможным. Например, довод о неполном размещении на www.zakupki.gov.ru проектно-сметной документации в случае осуществления закупки на выполнение строительства объекта капитального строительства.

Вместе с тем, на практике случается всякое. Например, Санкт-Петербургский УФАС России признал жалобу необоснованной, так как заявитель ссылался на то, что документация о закупке содержит описание не производимых товаров, но не представил доказательства отсутствия указанного товара в свободной продаже (Решение от 15.03.2016 по делу № 44-838/16).

Срок подачи жалобы

Сроки подачи жалобы описаны в п. 3-6 ст. 105 Закона № 44-ФЗ и сводятся к следующему.

  1. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок.
  2. Жалоба на действия или бездействие заказчика, а равно уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего может быть подана не позднее чем через 10 дней с даты размещения:
  • протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе,
  • протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок,
  • протокола запроса предложений,

б) на электронной площадке:

  • протокола подведения результатов электронного аукциона

3. Жалоба на действия или бездействие, которые совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, может быть подана до заключения контракта.

4. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки, допускается в течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий.

По истечении данных сроков жалобу можно подать только в суд.

Сроки рассмотрения жалобы

После регистрации поступившей жалобы, антимонопольный орган в течение 3-х рабочих дней уведомляет заявителя о месте и времени рассмотрения жалобы, и рассматривает ее в течение 5-ти рабочих дней. Решение изготавливается в полном объеме в течение 3-х рабочих дней со дня оглашения его резолютивной части.

Если результаты рассмотрения жалобы заявителя не устраивают, он вправе обжаловать его в арбитражном суде в течение 3-х месяцев со дня его принятия (ч. 1, 4 ст. 198 АПК РФ).

Зарегистрируйтесь на курс профессиональной переподготовки « Профессиональное управление государственными и муниципальными закупками, 256 ак.часов » для руководителей и специалистов контрактных служб, контрактных управляющих, председателей и членов комиссий заказчика. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Как подать жалобу на действия заказчика в процессе проведения госзакупки в ФАС по 44-ФЗ?

В ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок…» вопросам обжалования действий заказчика посвящена отдельная глава 6. Возможность обжалования проводимой закупки вправе любой ее участник независимо от его организационно-правовой формы: в статусе юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Кто может подать жалобу на действия заказчика по нормам 44-ФЗ

Как уже отмечалось, пожаловаться на действия заказчика вправе любой участник закупки.

До момента вскрытия конвертов с жалобой могут обратиться общественные объединения и организации, осуществляющие контроль в сфере закупок. Это, например, общественная палата, ассоциации производителей закупаемых услуг, бизнес-сообщества и пр.

Обжаловать можно как федеральные, так и муниципальные закупки.

ФЗ-44 допускает подачу жалобу не только на действия заказчика, но и на работу уполномоченного органа, учреждения, комиссии по госзакупкам, должностных лиц, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.

Куда можно подать жалобу

Жалоба на действия заказчика может быть подана в суд или контролирующую инстанцию в сфере закупок. Подача жалобы в контрольный орган не исключает возможности для обжалования действий заказчика в суде.

Жалобу допускается подать в следующие инстанции:

  1. Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и ее территориальные подразделения (их контакты можно найти на официальном сайте ФАС или в Приложении к административному регламенту, где содержатся данные обо всех 82 подразделениях). Именно за этой инстанцией закреплены контролирующие функции в сфере госзакупок, и сюда поступает основной массив жалоб от участников торгов (связано это с тем, что решения ФАС имеют большую юридическую силу).
  2. Контрольный орган в сфере оборонзаказа в отношении закупок из указанной сферы – такие полномочия также переданы в ФАС.
  3. Региональный орган исполнительной власти, который наделен функциями контроля за закупками. Такие организации определяются местными нормативно-правовыми актами (например, в Тульской области это Областной контрольный комитет).
  4. Орган местного самоуправления, который уполномочен контролировать закупки. Например, в г. Глазов Удмуртской Республики такие полномочия исполняет Контрольно-ревизионное управление Глазовской городской Думы.

Общее правило выбора места для подачи жалобы такое: если закупка производится для обеспечения потребностей федеральных нужд, то обжаловать ее необходимо в ФАС РФ. Когда закупка инициирована региональными или муниципальными властями, то жалоба подается в территориальное подразделение ФАС по месту нахождения заказчика или местные контрольные органы власти.

На что можно жаловаться

Перечень ситуаций, при которых может возникнуть спор между заказчиком и участником государственной закупки, весьма разнообразен.

Так, обжалование действий заказчика может потребоваться:

  1. Нарушены положения ФЗ-44 в отношении предоставляемого обеспечения по контракту (например, предъявлены необоснованно высокие требования к размеру обеспечения, или установлено требование о внесении обеспечения, если таковое не предусмотрено в ФЗ-44).
  2. Заказчик в нарушение норм закона отказал компании в допуске к торгам или препятствовал исполнению договора.
  3. Заказчиком были созданы искусственные условия, создающие ограничения для участия в закупке (например, через формирование требований, включенных в закупочную документацию).
  4. Заказчиком были включены требования в закупочную документацию о предоставлении документов и сведений, которые не являются обязательными по закону. В ФЗ-44 содержится исчерпывающий перечень документов, которые может запрашивать заказчик. Например, заказчик запросил сведения о среднесписочной численности, выручке, балансовой стоимости активов и пр.

Указанный перечень нарушений не является исчерпывающим, но является наиболее распространенным списком оснований для подачи жалобы.

Регламент подачи жалобы

Процедура подача жалобы на действия или бездействие заказчика предполагает прохождение следующих последовательных шагов.

Этап 1. Подготовительный этап. На этом этапе изучается ФЗ-44, определяется предмет жалобы, отбираются соответствующие требования в законе, изучается практика обжалования по аналогичному вопросу, собирается доказательная база.

Этап 2. Готовится жалоба в письменном виде с учетом требований, изложенных в 44-ФЗ.

Этап 3. Определяется место подачи жалобы и способ (электронный или бумажный).

Этап 4. Передается жалоба с учетом регламентированных сроков в ФАС, а ее копия направляется заказчику.

Этап 5. Ожидание официального ответа от контролирующей инстанции.

Этап 6. Если решение было вынесено в пользу участника, и его жалоба была удовлетворена, то он может обратиться с предписанием к заказчику и потребовать его исполнения.

Но в целом алгоритм будет похож на тот, который указан выше.

Законодательное регулирование подачи жалобы и требования к ней

Общие требования к подаваемой жалобе и порядке ее подачи содержатся:

  • в Главе 6 44-ФЗ, а именно в ст. 105-106;
  • в Информации от ФАС от 2014 года «Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок»;
  • в Приказе ФАС от 2014 года №727/14 «Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Требования к подаваемой жалобе прописываются в ч. 8 ст. 105 ФЗ-44. Она должна содержать следующие сведения:

  1. Данные заказчика: наименование, адрес нахождения и контактные сведения.
  2. Сведения об отправителе жалобы.
  3. Указание на государственную закупку и ее номер (не допускается подавать одну жалобу на несколько закупок, иначе ее вернут без рассмотрения).
  4. Указание на конкретные действия заказчика, которые участник хочет обжаловать, а также доводы со ссылкой на конкретные пункты ФЗ-44, которые были нарушены. Без ссылки на законодательство жалобу могут оставить без рассмотрения.

Также в подаваемой жалобе необходимо прописать конкретную просьбу к контролирующей инстанции. Так, с учетом ст. 106 ФЗ-44 у контролирующей инстанции можно запросить:

  1. Приостановление процедуры выбора победителя торгов до рассмотрения жалобы по существу или аннулирования результатов торгов (если они к моменту подачи документа были завершены).
  2. Выдать предписание, обязательное для исполнения заказчиком. Например, отменить решение о несоответствии подаваемой заявки через внесение изменений в закупочную документацию, устанавливающую необоснованные требования к участникам.
  3. Провести внеплановую проверку деятельности организации.

К подаваемой жалобе следует приложить определенные документы, которые делают ее обоснованной. Об этом сказано в ч. 9 ст. 105 ФЗ-44. При этом сам перечень документов в законодательстве не прописан:

  1. К жалобе нужно приложить, как минимум, доверенность, подтверждающую полномочия составителя.
  2. Документацию о закупке, на которую ссылаются в жалобе: протоколы, приказы, решения, конкурсная документация и пр.

Копию жалобы со всеми документами из перечня приложений требуется направить в адрес заказчика или оператора электронной площадки, действия которых обжалуются.

Жалоба может быть составлена в письменном или электронном виде. В последнем случае ее необходимо подписать с помощью ЭЦП. Печатный документ подлежит прошивке и нумерации.

Сроки для подачи жалобы по 44-ФЗ и ее рассмотрения

Согласно пп. 3-6 ст. 105 ФЗ-44, жалобы на заказчика должны быть поданы в следующие сроки:

  1. Жалоба на положение документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока.
  2. Жалобы на действия/бездействие заказчика – не позднее, чем через 10 дней после размещения обжалуемого протокола в ЕИС или на электронной площадке (если речь идет о ЕИС, то имеется в виду протокол рассмотрения/оценки заявок на участие в конкурсе или запросе котировок, протокол запроса предложений; если об электронной площадке – то протокол подведения итогов электронного аукциона).
  3. Жалобы на бездействие или действия заказчиков при рассмотрении вторых частей заявок в электронном аукционе допускается подавать вплоть до заключения контракта.
  4. Обжалование действий оператора электронной площадки допускается в течение 30 дней после совершения им обжалуемых действий.

После того как указанные сроки истекли, допускается обжалование действий в судебном порядке.

Согласно регламенту ФАС, контролирующая инстанция должна придерживаться определенных временных рамок при рассмотрении заявок:

  1. На принятие или отклонение жалобы у ФАС есть 2 дня. В качестве причин для отклонения могут выступать несоответствие жалобы установленным требованиям, отсутствие на ней подписи уполномоченного лица, подача жалобы после установленного срока либо если по действиям заказчика уже имеется судебное решение.
  2. На уведомление заявителя о месте и времени рассмотрения жалобы у ФАС есть 3 дня.
  3. На рассмотрение жалобы по существу – 5 дней.
  4. На изготовление решения – 3 дня после оглашения результативной части.

Таким образом, ФЗ-44 допускает возможность обжалования действий заказчика при его действиях/бездействии, которые нарушают интересы участника торгов, а также при необоснованных требованиях в документации по торгам. Большая часть жалоб подается в ФАС федерального или территориального уровня, так как предписаниям данной контролирующей инстанции принадлежит высокий юридический вес. Также пожаловаться на заказчика можно в региональные или муниципальные контролирующие инстанции. При пропуске сроков и несогласии с решением ФАС у участника есть право обратиться в арбитражный суд для отстаивания своих интересов.

Жалоба в ФАС по ФЗ № 44: порядок написания, способы подачи и рассмотрение

В каких случаях жаловаться

Государство предоставляет гарантии того, что закупки для государственных и муниципальных нужд являются общедоступными и проходят на условиях равенства, честности и прозрачности. Если какой-либо участник тендера усомнится в соблюдении этих принципов в процессе проведения торгов, в определении победителя или, например, в части правильности документации, он может написать об этом жалобу в антимонопольный орган.

В отличие от большинства случаев нарушения прав граждан и организаций в РФ, которые подлежат восстановлению и защите в судебном порядке, для участников государственных и муниципальных закупок в рамках федерального закона № 44-ФЗ главным действенным способом является подача жалобы в федеральный антимонопольный орган (ФАС).

Право обжалования есть у каждого участника публичных закупок:

  • у непосредственного участника тендера;
  • у их доверенных лиц;
  • у контролирующих органов;
  • у объединений юр. лиц.

Можно подавать жалобу на следующих лиц (ч. 1 ст. 105 ФЗ-44):

  • уполномоченное учреждение;
  • служащих контрактной службы;
  • оператора электронной площадки;
  • комиссии по закупкам и ее членов;
  • контрактного управляющего;
  • специализированной организации;
  • заказчика.

Закон не содержит перечень конкретных оснований для обжалования, а говорит лишь, что это должны быть бездействия или действия, нарушающие законные интересы и права заявителя (все они связаны с ограничением конкуренции).

Например, это могут быть следующие нарушения:

  • неправомерное требование к участнику предоставить документы, в наличии которых нет необходимости;
  • некорректные положения в конкурсной (аукционной) документации;
  • необоснованное отклонение заявки;
  • нарушение процессуальных требований к порядку проведения торгов (аукциона, конкурса, запроса котировок и др.);
  • нарушение регламента оценок заявок;
  • уклонение от подписания контракта;
  • неправильное подведение итогов торгов и др.

В 2020 г. планируется ряд изменений, касающихся круга лиц, которые могут приносить жалобы в ФАС по закону № 44-ФЗ, и некоторых процессуальных моментов.

Предположительно вступят в силу с 01.04.2020 г. следующие изменения:

  1. Если начальная максимальная цена контракта (НМЦК) больше 20 миллионов руб., то участник закупки сможет ее обжаловать, только если у него есть опыт исполнения публичного контракта с ценой не меньше 20% от НМЦК.
  2. Обжаловать можно будет только те неправомерные акты, которые непосредственно затрагивают права жалобщика.
  3. Устанавливается запрет на подачу от одного участника более одной жалобы на закупочную документацию.
  4. Электронную жалобу в антимонопольную службу можно будет подать не позднее даты, на которую истекает половина срока, установленного для подачи заявок.

Как написать жалобу в ФАС: инструкция по составлению

Жалоба в ФАС на действия заказчика по 44-ФЗ должна быть представлена в орган в письменной форме.

В ней обязательно указываются (ч. 8 ст. 105 закона):

  • информация о том, чьи действия подлежат обжалованию:
    • если это организация: наименование, контакты (адрес, телефон), место нахождения;
    • если это физическое лицо: ФИО, контакты (адрес, телефон), место жительства;
  • информация о лице, которое подает обращение:
    • если это организация: наименование, контакты (адрес, телефон, факс, e-mail), место нахождения;
    • если это физическое лицо: ФИО, контакты (адрес, телефон, факс, e-mail), место жительства;
  • данные о закупке;
  • данные о том, какими действиями или бездействиями были нарушены права и/или интересы заявителя;

В конце заявления обязательно должна стоять подпись лица, подающего жалобу в ФАС, и его представителя (при наличии) и указан перечень документов, прилагающихся к нему (ч. 9-10 ст. 105 ФЗ № 44).

К обращению в контрольный орган по 44-ФЗ обязательно прикладываются документы, подтверждающие наличие нарушений, на которые ссылается заявитель (обоснованность заявления). К примеру, если это жалоба в ФАС на аукционную документацию, то к ней можно приложить соответствующие документы, в которых усматриваются нарушения. Если заявление подается не жалобщиком самостоятельно, а его представителем, к нему должна быть приложена доверенность.

Как подать жалобу в электронном виде

Существует несколько способов обращения с жалобой в ФАС или в УФАС на действия оператора электронной площадки, уполномоченного учреждения, заказчика или других лиц.

  1. Направить письмо почтой по адресу антимонопольной службы (территориального управления или центрального аппарата).
  2. Написать электронное письмо на delo@fas.gov.ru.
  3. Подать через Госуслуги.
  4. Заполнить специальную форму на официальном сайте ФАС.

Решение вопроса о том, куда должна направляться жалоба в УФАС по 44-ФЗ или в ФАС, регулируется Административным регламентом ФАС, утв. приказом № 727/1.

По общему правилу заявления подаются в УФАС по месту нарушения или по месту нахождения нарушителя. Исключения составляют жалобы на органы исполнительной власти федерального уровня и тех, кому переданы функции таких органов (ГВН, органы и организации), а также если противоправный акт касается государственного оборонного заказа, государственной тайны. В таких исключительных случаях жалоба подается непосредственно в центральное управление.

Остановимся подробнее на электронном способе подачи обращения. Оно оформляется по всем требованиям к содержанию, изложенным ранее.

Единственное отличие лишь в том, что оно быть завизировано квалифицированной электронной подписью.

На официальном сайте антимонопольной службы можно найти подробную информацию о том, как и куда подать жалобу, а также найти и скачать образец обращения.

1. Перейдите на официальный сайт https://fas.gov.ru/.

2. В левом меню найдите раздел «Обратиться в ФАС» — «Порядок обращения». Здесь вы найдете исчерпывающую информацию о процедуре обращения в антимонопольную службу и процессе взаимодействия ею с гражданами.

3. Найдите в тексте блок про порядок рассмотрения обращений. Осуществляя переход по гиперссылками, обозначенным как «здесь», вы сможете узнать более подробную информацию о направлениях работы ФАС с жалобами.

Чтобы подать заявление с помощью заполнения специальной формы на сайте органа, сделайте следующее:

1. Зайдите на официальный сайт службы https://fas.gov.ru/.

2. Авторизуйтесь в личном кабинете. Если у вас его нет, пройдите процесс регистрации:

  • нажмите на «Личный кабинет»;
  • далее — «Регистрация»;
  • введите e-mail и придумайте пароль;
  • поставьте галочку о согласии обработки персональных данных;
  • подтвердите намерение, снова нажав на «Регистрация».

3. В правом верхнем углу найдите ссылку «Написать в ФАС» и щелкните по ней.

4. Внимательно ознакомьтесь с инструкцией и нажмите на «Написать письмо».

5. Далее необходимо будет заполнить форму и прикрепить документ жалобы.

Сроки подачи и порядок рассмотрения жалоб

Для обращения в антимонопольный орган необходимо соблюдение сроков, указанных в ФЗ № 44 (ч. 3-6 ст. 105). Если они будут пропущены, единственный выход восстановить нарушенные права — подавать иск в суд.

Кто может пожаловатьсяПредмет обжалованияСрок подачи обращения в контрольный орган
Тот, с кем заключается контрактНарушения при заключении контрактаДо даты заключения контракта
Любой участникПоложения документации по закупке (до последней даты приема заявок)До конечного срока подачи заявок
Любой участникНарушения проведения электронной процедурыВ любое время определения исполнителя или аккредитации на ЭТП, но не позже 5 дней после размещения в ЕИС протокола с итогами
Тот, кто успел подать заявкуПоложения документации по закупке (после конечной даты приема заявок)Не позже 5 дней после того, как был размещен протокол с итогами в ЕИС
Любой участникИзвещение о том, что проводится запрос котировокДо конца срока подачи заявок
Любой участникНарушения, связанные с аккредитацией жалобщика на площадке30 дней с момента нарушения

После того, как жалоба поступила в контрольный орган, он действует следующим образом (ст. 106 44-ФЗ):

  • размещает в ЕИС информацию о поступлении обращения и его содержании в течение 2 рабочих дней;
  • направляет всем заинтересованным уведомление о жалобе и о том, где и когда она будет рассмотрена;
  • рассматривает ситуацию по жалобе и возражению в течение 5 рабочих дней (точка отсчета — момент поступления обращения);
  • уведомляет всех заинтересованных о результатах рассмотрения.

Заинтересованные лица могут направить возражения. Они должны сделать это за 2 дня до рассмотрения жалобы.

Причины для отклонения жалобы

Не любая жалоба, которая поступает в антимонопольный орган, рассматривается им по существу.

Он возвращает обращение без ответа, если:

  • его заполнение расходится с требованиями закона (в нем нет информации о заявителе, нарушителе, закупке или о самом основании для жалобы);
  • нет подписи;
  • нарушен срок, в который можно подать заявление;
  • по обжалуемому нарушению уже принято решение контрольного органа или суда;
  • заявитель есть в базе недобросовестных поставщиков (ч. 11 ст. 105).

Решение о возвращении должно быть принято в течение 2 рабочих дней. Оно направляется подателю в форме письма, и в нем указывается информация о причинах возвращения (ч. 12-13 ст. 105).

Если же с обращением по итогу все в порядке, то оно рассматривается должностными лицами антимонопольной службы по существу и признается обоснованным или необоснованным. Также орган может выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Решение контрольного органа по закупкам, которое принято им по результатам рассмотрения заявления о нарушении, может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев с момента его принятия (ч. 9 ст. 106).

Порядок обжалования процедур в рамках 44-ФЗ

«Порядок обжалования процедур в рамках 44-ФЗ»

Прежде всего хотелось отметить, что Порядок обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки установлен главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон о контрактной системе).

Так, в случае если заказчиком не исполняются нормы Закона о контрактной системы при осуществлении закупки, у любого участника закупки, а также осуществляющих общественный контроль общественных объединений, объединений юридических лиц имеется право обжаловать в судебном порядке или в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, закупочной комиссии, ее членов, членов контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

При этом, обжалование действий (бездействия) заказчика в контрольный орган в сфере закупок не является препятствием для обжалования участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц таких действий (бездействия) в судебном порядке.

Жалобы подаются и рассматриваются согласно административному регламенту антимонопольной службы №727/14 от 19.11.2014г. и статьи 105 Закона № 44-ФЗ.

Законодательство РФ в области госзакупок устанавливает общие требования к содержанию жалобы, сроку подачи. Закон не предусматривает какие-либо четкие требования к содержанию жалобы и перечню документов, как это устанавливает процессуальное законодательство при подаче иска в суд. Но считаю необходимым назвать как основные требования законодательства, так и рекомендуемые положения для включения в жалобу.

Закон устанавливает следующие сроки направления жалобы в антимонопольный орган:

  • жалоба на аукционную (конкурсную) документацию — до окончания срока подачи заявки на участие в закупочной процедуре;
  • жалоба на действия заказчика — не позднее 10 дней с даты размещения протокола подведения итогов закупки;
  • если обжалуемые действия совершены при рассмотрении вторых частей заявок или при подписании контракта – до заключения госконтракта;
  • жалоба на действия заказчика, связанные с заключением контракта — не позднее даты заключения госконтракта.
  • жалоба на оператора торговой площадки — в течение 30 календарных дней с даты совершения обжалуемых действий.

Так, к первому виду жалоб относятся жалобы на незаконные положения закупочной документации. Например, включение в требования к участникам или к составу документов не предусмотренных законом требований и документов, установление формы заявки на участие, включение в госконтракт неточных сроков оплаты и другие.

Ко второму виду жалоб чаще относятся жалобы на неправомерные действия при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе, котировочных заявок, неправильное определение результатов торгов, признание победителем лица, заявка которого не соответствует документации о закупке, на недопуск к участию в закупке, признание заявки не соответствующей документации (эти же виды относятся к третьей группе жалоб).

К четвертому виду жалоб относятся жалобы на не рассмотрение протокола разногласий к контракту, отказ от заключения контракта по надуманным основаниям и другие.

К пятому виду относятся жалобы на отказ в регистрации на торговой площадке, требование предоставления не установленных законом документов при регистрации и иные.

В жалобе необходимо прописывать:

  • номер извещения о закупке на официальном сайте;
  • информация о заявителе и госзаказчике (наименование, ФИО, адрес, почтовый адрес, телефон, электронная почта);
  • обжалуемые действия заказчика;
  • список прилагаемых документов.

Жалоба сопровождается документами, которые подтверждают ее обоснованность. На практике, исходя из специфики закона, прилагают закупочную документацию, скриншоты с торговых площадок, заявки на участие в закупке и прочие документы. Также можно сопроводить жалобу судебной практикой и практикой контролирующих органов.

Неофициальные рекомендации по составлению жалобы:

  • доводы в жалобе можно разбить по пунктам, которые стоит пронумеровать для наглядности;
  • желательно указать в тексте жалобы судебную практику и практику контролирующих органов по схожим спорам.

В случае, если жалоба будет признана не соответствующей требованиям ч.8 ст. 105, антимонопольный орган в течение двух рабочих дней возвращает жалобу заявителю. Причины возврата могут быть разными, в том числе отсутствие подписи в жалобе либо не тем лицом, упущение сроков на обжалование, не указание должным образом информации об обжалуемой закупке, отсутствие сведений о Заказчике, доводов жалобы.

Срок рассмотрения жалобы ФАС 44-ФЗ

Антимонопольная служба обязана рассмотреть жалобу по существу в течение 5 рабочих дней с даты поступления, за исключением случаев, когда необходимо запрашивать дополнительные документы. Такие короткие сроки связаны со спецификой отрасли и установлением общих сроков закупочной процедуры. Конечно, контрольный орган подает информацию оператору торговой площадки о жалобе, но это не означает приостановления процедуры торгов. Поскольку УФАС имеет право приостановить закупочную процедуру, но не обязан это делать. Поэтому при подаче жалобы в УФАС следует в просительной части указывать, кроме требования о признании действий незаконными (признать положения документации не соответствующей закону), еще и требование о приостановлении процедуры торгов.

Кроме того, Лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Также Заявитель вправе отозвать свою жалобу на любом этапе рассмотрения до принятия решения контролирующим органом.

По результатам обжалования действий заказчика контрольным органом в сфере закупок антимонопольным органом может быть принято одно из следующих решений:

  • признание жалобы необоснованной;
  • признание жалобы обоснованной, в том числе частично обоснованной и, в случае необходимости, выдать предписания об устранении допущенных нарушений.

К слову сказать, что в Калмыцкое УФАС за период I полугодия 2017 года поступило 112 жалоб, из них 47 были признаны обоснованными, 53 – необоснованными, 12-возвращены и отозваны.

Так, при рассмотрении жалоб наиболее часто встречающееся нарушение связано с формированием заказчиками технического задания, формулировки которого затрудняют, а порой делают невозможным подачу заявки, соответствующей его положениям. Нарушение заключается в установлении в документации требования о необходимости указания в заявке описания товаров, работ, услуг в соответствии с потребностями заказчика. При этом в документации отсутствует указание на разделы, в соответствии с которыми необходимо сформировать предложение, либо содержатся противоречивые значения показателей, подлежащих указанию, либо требования указать характеристики товара, которые фактически возможно указать только при условии наличия соответствующего товара у участника на момент подачи заявки. Результатом данных действий является отказ в допуске к участию в закупке либо допуск только одного участника. При выявлении комиссией ФАС России указанных фактов заказчику выдается предписание о внесении изменений в документацию о закупке, а виновные в совершении данного действия лица привлекаются к административной ответственности.

Хотелось бы привести несколько примеров из практики:

  • Так, к примеру в Жалобе заявителем указано, что имеются Избыточные требования в ТЗ, превышающие ГОСТы по позициям “бинт марлевый”, “маски одноразовые”, “вата медицинская” и др.

Позиция заказчика по данному поводу, что Требования к товарам установлены исходя из потребностей заказчика.

Позиция УФАС. Заказчик был обязан придерживаться требований ГОСТ 1172-93 (по бинтам), ГОСТ 5556-81 (по вате) и т.д. Если заказчик требует продукцию “лучше ГОСТа”, документация должна содержать обоснование таких повышенных требований. Признать жалобу обоснованной, закупку аннулировать.

  • Позиция заявителя. Права и законные интересы нарушены действиями единой комиссии, выразившимися в присвоении низкой оценки заявке заявителя на участие в конкурсе по нестоимостному критерию “качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок” при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия.

Позиция заказчика. Комиссия присвоила заниженный балл по критерию “качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок” одному из участников, поскольку при выполнении им ремонтно-реставрационных работ на ином объекте культурного наследия этим участником была нарушена технология выполнения работ, о чем известно заказчику.

Позиция УФАС. Поскольку порядком оценки не установлено условие о снижении балла участникам закупки по критерию “качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок” при ненадлежащем исполнении иных контрактов, комиссией ненадлежащим образом применен порядок оценки заявок участников конкурса. Также ФАС России приходит к выводу о том, что установленный заказчиком порядок оценки по указанному критерию не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с отсутствием зависимости выставления количества баллов от представляемых участниками закупок сведений в составе заявок на участие в конкурсе. ФАС России также установила, что заявка победителя незаконно была допущена к участию в закупке, поскольку договор аренды недвижимого имущества, представленный в заявке победителя, не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 “Об установлении дополнительных требований. “, так как не зарегистрирован в установленном порядке. По условиям документации срок действия договора аренды недвижимого имущества должен составлять не менее 2 лет.

  • Позиция заявителя. Заказчиком неверно выбран способ закупки – запрос предложений, так как ранее были проведены электронный аукцион (признан несостоявшимся) и запрос предложений (отказано в согласовании закупки у единственного участника запроса предложений). Проведение запроса предложений по результатам несогласованного запроса предложений недопустимо. Кроме того, заказчиком изменен объект закупки, а именно изменены сроки выполнения работ и увеличена начальная (максимальная) цена контракта.

Позиция заказчика. Запросы предложений проводились в результате признания электронного аукциона несостоявшимся на основании п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ. Объект закупки не был изменен, так как виды и объемы работ не были изменены. Изменение начальной (максимальной) цены контракта произошло в связи с подготовкой обоснования начальной (максимальной) цены контракта методом анализа рынка.

Позиция УФАС. Согласно письму Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 г. N Д28-и/1889 (п. 74) проведение запроса предложений в данном случае недопустимо. В части изменения объекта закупки документацией определено, что описание объекта закупки указано в проекте контракта. Таким образом, заказчик предполагает, что объем, сроки и начальная (максимальная) цена контракта являются описанием объекта закупки. Исходя из этого, объект закупки был заказчиком изменен, так как изменились существенные условия контракта – срок выполнения работ и начальная (максимальная) цена контракта.

Обжалование решения ФАС по 44-ФЗ

Вместе с тем, любой участник жалобы в праве обжаловать решения ФАС в судебном порядке. Обжалование решения ФАС осуществляется в порядке главы 24 АПК РФ. Такое обжалование производится в порядке производства по делам, возникающих из административных и публичных правоотношений. Но рассмотрение спора происходит по правилам искового производства с исключениями, которые установлены указанной главой.

Заявление об оспаривании решения УФАС подается в течение 3-х месяцев с момента принятия.

Заявление об обжаловании решения УФАС должно содержать информацию, обязательную для включения в исковое заявление.

Дополнительно в заявлении указывают:

  • название территориального УФАС;
  • название, номер, дата решения по жалобе;
  • ссылка на права и законные интересы, которые нарушаются оспариваемым актом;
  • законы и подзаконные акты, которым не соответствует решение;
  • требование о признании решения недействительным.

К заявлению прилагаются документы, обязательные для общего искового порядка, а также копия решения антимонопольного органа.

В заявлении можно указать просьбу о приостановлении действия оспариваемого акта, при этом нужно обосновать необходимость такого приостановления. Например, если решение УФАС об отказе в удовлетворении жалобы о признании действий заказчика по неправильному определению победителя (отклонении вторых заявок других участников), приводят доводы о необходимости приостановлении решения, поскольку в дальнейшем контракт с победителем будет подписан и соответственно невозможно будет восстановить права других участников на участие в справедливой конкурентной закупочной процедуре.

Это лишь общая информация о порядке и сроках обжаловании торгов в судебном порядке.

В завершении своего выступления, хотелось бы отметить, что подать жалобу в Калмыцкое УФАС России можно нарочно по настоящему адресу либо на электронный адрес: to 08@ fas . gov . ru

Жалоба в ФАС: порядок подготовки и подачи жалобы в контрольный орган + образцы (шаблоны) жалоб

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет о том, как самостоятельно подготовить и подать жалобу в ФАС, а главное, как это сделать ПРАВИЛЬНО.

В настоящее время интернет просто разрывается от предложений консалтинговых и юридических фирм, которые предлагают свои услуги по консультированию, составлению жалобы, а также её дальнейшему сопровождению в контрольных органах. Однако услуги эти отнюдь не дешевые. Стоимость одного лишь составления жалобы колеблется в пределах от 3000 до 5000 рублей, а иногда и выше. Все зависит от региона, фирмы, оказывающей услуги, и прочих условий.

Но, на самом деле, подготовить и подать жалобу в ФАС не такое уж и сложное дело, как может показаться на первый взгляд. Помните это крылатое выражение — «Не Боги горшки обжигают»? Действительно, в этом нет ничего сложного и этому легко можно научиться. Изучив эту статью до конца, вы будете в состоянии самостоятельно подготовить и подать жалобу в ФАС. И так, давайте начнем…

Содержание:

1. Порядок подачи жалобы в ФАС

В этой части статьи мы с вами рассмотрим последовательность действий при подаче жалобы в ФАС. Эта последовательность состоит из 7-ми простых шагов, которые вам необходимо будет выполнить:

Шаг №1 — Определить предмет жалобы и целесообразность обращения в ФАС;
Шаг №2 — Знать 44-ФЗ (223-ФЗ) или хорошо в них ориентироваться;
Шаг №3 — Скачать образец (шаблон) жалобы;
Шаг №4 — Подготовить жалобу в соответствии с требованиями законодательства;
Шаг №5 — Определить, куда подать жалобу;
Шаг №6 — Выбрать форму подачи жалобы;
Шаг №7 — Подать жалобу в установленный срок.

А теперь давайте рассмотрим с вами каждый шаг более подробно.

Шаг №1 – «Определить предмет жалобы и целесообразность обращения в ФАС»

Для того чтобы подать жалобу в ФАС, вы должны четко знать какие действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки вы будете обжаловать.

Если жалоба подается на закупочную документацию, то вам необходимо внимательно изучить размещенную заказчиком документацию, выделяя её сомнительные положения. А затем определить, содержатся ли в выделенных вами сомнительных положениях нарушения действующего законодательства.

Если же жалоба подается на действия комиссии заказчика, то необходимо определить, позволяют ли указанные ею сведения в протоколе об отклонении заявки сделать выводы об обоснованности решения. Не редки случаи, когда протокол рассмотрения заявок не позволяет определить положения заявки, не соответствующие требованиям документации о закупке или положения документации о закупке, которым противоречит заявка. Подобное обстоятельство образует самостоятельное правонарушение, состав которого предусмотрен ч.2.1 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (сокращенно КоАП РФ), о чем также необходимо указать в жалобе. Таблицу с ответственностью должностных лиц за нарушения 44-ФЗ и 223-ФЗ вы сможете скачать на этом сайте в разделе “Инструкции” .

Шаг №2 – «Знать 44-ФЗ (223-ФЗ) или хорошо в них ориентироваться»

Для того чтобы грамотно обеспечить защиту своих прав и интересов в ФАС вам необходимо хорошо знать 44-ФЗ (223-ФЗ) или по крайней мере уметь в них ориентироваться. Для этого рекомендую вам достаточно глубоко изучить Главу 6 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г., которая называется «Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки», а также ч. 9-10 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ от 18.07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и ст.18.1 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

Шаг № 3 – «Скачать образец (шаблон) жалобы»

Для того чтобы подать жалобу в ФАС, вам будет необходим образец (шаблон) для составления такой жалобы. Для этого рекомендую вам зайти на официальный сайт Федеральной антимонопольной службы ( http://www.fas.gov.ru/ ). В верхней части сайта перейдите по вкладке «Контакты». В выпадающем меню выберите раздел «Обращения в ФАС России».

В левом столбце выберите пункт «Образцы документов».

В центральном окне откроются образцы документов, в нем вам будет нужно выбрать пункт «Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок».

После того, как вы перейдете по данному пункту, перед вами откроется краткая справка ФАС о содержании и сроках подачи письменной жалобы, а ниже этой справки вы найдете ссылку «Образец жалобы», при нажатии на которую вы сможете скачать данный образец на свой компьютер.

Данный образец вы также сможете скачать по этой ссылке . Кстати, этот же шаблон можно использовать и для составления жалоб по 223-ФЗ. Помимо этого рекомендую вам зайти в Реестр жалоб ( http://zakupki.gov.ru/epz/complaint/complaintQuickSearch/search.html ) на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок ( http://www.zakupki.gov.ru/ ) там вы сможете ознакомиться с уже рассмотренными или находящимися в рассмотрении жалобами от участников закупок, а также с решениями и предписаниями ФАС.

Вся информация находится в свободном доступе. Если вы новичок, то это будет большим подспорьем в работе, т.к. вы сможете найти в данном реестре жалобу на аналогичные действия или бездействие Заказчика, УО, СО и т.д. Как говориться, зачем изобретать велосипед? Мыслите шире! Да, бывают нестандартные ситуации, но большинство нарушений очень и очень похожи и наверняка уже были обжалованы кем-то другим до вас. Главное уметь находить нужную вам информацию. Также рекомендую вам посмотреть небольшой видеоурок по подготовке жалобы в ФАС:

Шаг № 4 – «Подготовить жалобу в соответствии с требованиями законодательства»

И так… вы определились с тем, какие именно пункты закона были нарушены, вы собрали все имеющиеся доводы жалобы воедино, скачали образец (шаблон) жалобы или, если вам удалось, то нашли аналогичную жалобу в реестре жалоб. Теперь вам нужно очень внимательно и скрупулёзно составить свою жалобу.

Требования к содержанию жалобы по 44-ФЗ

В ч.8 ст.105 44-ФЗ указаны все сведения, которые должны содержаться в жалобе, а именно:

1. Наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации).

Рекомендация: Все вышеизложенные данные имеются в информационной карте документации, извещении или протоколе. Вам просто необходимо скопировать слово в слово эти сведения.

2. Наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии).

Рекомендация: Очень внимательно указывайте сведения о себе и свой e-mail, т.к. его отсутствие, может послужить формальным поводом для отказа в рассмотрении вашей жалобы.

3. Указание на закупку, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке.

Рекомендация: В данном пункте вам нужно обязательно указать номер извещения, наименование заказа, где и когда он был размещен.

4. Указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, доводы жалобы.

Рекомендация: В данном пункте вам необходимо без лишних эмоций и «воды» по существу изложить те пункты, которые были нарушены, а в доводах жалобы указать на те документы или пункты документации, которые противоречат законодательству и подтверждают вину заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки и т.д. Жалоба должна содержать полный перечень документов, подтверждающих обоснованность доводов жалобы.

Очень важно: Жалоба должна быть подписана и скреплена печатью (при её наличии). К жалобе, поданной представителем участника закупки, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ. А также должны быть приложены и перечислены в приложении все документы, на которые вы ссылаетесь в доводах жалобы.

Требования к содержанию жалобы по 223-ФЗ

Согласно требованиям ч.6 ст.18.1 135-ФЗ жалоба на действия (бездействие) заказчика, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа должна содержать:

1) Наименование, указание на место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона лиц, действия (бездействие) которых обжалуются;

2) Наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса;

3) Указание на обжалуемые торги, если размещение информации об обжалуемых торгах на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес сайта, на котором она размещена;

4) Указание на обжалуемые действия (бездействие) лица, действия (бездействие) которых обжалуются, а также соответствующие доводы;

5) Перечень прилагаемых к жалобе документов.

Так же при обжаловании действий (бездействия) жалоба подписывается заявителем или его представителем. К жалобе, поданной представителем заявителя, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий полномочия представителя заявителя на подписание жалобы документ.

Шаг № 5 – «Определить, куда подать жалобу»

В случае подачи участником закупки в ФАС России жалобы, подлежащей рассмотрению территориальным органом, ФАС России передает такую жалобу в соответствующий территориальный орган по подведомственности для рассмотрения по существу. При этом ФАС России вправе рассмотреть любую жалобу, подлежащую рассмотрению территориальным органом.

В случае поступления жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения и т.д. при осуществлении закупки путем проведения совместных конкурсов или аукционов, заказчики которых находятся на территории осуществления деятельности двух и более территориальных органов, рассмотрение такой жалобы осуществляется территориальным органом по месту нахождения организатора совместного конкурса или аукциона.

Вы можете подать жалобу в ФАС России на действия (бездействие) оператора электронной площадки или в другие территориальные подразделения по месту нахождения заказчика. Т.е. если заказчик из Орла, то и жалобу направляйте в Орловское УФАС. Чтобы ознакомиться с полным перечнем территориальных органов ФАС и их контактными данными, зайдите на официальный сайт Федеральной антимонопольной службы ( http://fas.gov.ru/ ). В верхней части сайта нажмите по вкладке «Территориальные органы». В центральном окне сайта откроется список всех территориальных органов ФАС.

При нажатии по названию необходимого территориального органа, откроется сайт данного территориального органа ФАС с контактной информацией для подачи жалобы.

Шаг № 6 – «Выбрать форму подачи жалобы»

Жалоба в ФАС подается либо в письменной форме (лично, по почте или курьером), либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной цифровой подписью.

Рекомендация: Если вы подаете жалобу в форме электронного документа, то не поленитесь, обязательно сделайте телефонный звонок и уточните номер входящего документа, чтобы ваша жалоба была зафиксирована. Потому как техника иногда дает сбои и ваша жалоба может попросту не дойти до адресата.

Шаг № 7 – «Подать жалобу в установленный срок»

Сроки подачи жалобы в ФАС подробно рассмотрены во 2-ой части данной статьи.

Вот и весь порядок подачи жалобы в ФАС. Как видите, ничего сложного в этом нет.

2. Сроки подачи жалобы в ФАС

Сроки по 44-ФЗ

1. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном главой 6 44-ФЗ, допускается в любое время после размещения в ЕИС плана закупок, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола.

2. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном главой 6 44-ФЗ, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся.

3. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок.

4. В случае если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения (начала рассмотрения) заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений.

5. В случае если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта.

6. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, допускается в течение тридцати дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия).

Важный момент: По истечении вышеуказанных сроков обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.

Сроки по 223-ФЗ

Обжалование действий (бездействия) заказчика, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган допускается не позднее 10 дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения (ч.4 ст.18.1 135-ФЗ).

В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам закупки, либо в случае признания закупки несостоявшейся обжалование действий (бездействия) заказчика, организатора закупки, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган допускается в течение 3-х месяцев со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения (ч.5 ст.18.1 135-ФЗ).

3. Сроки рассмотрения жалобы в ФАС

Рассмотрение по 44-ФЗ

ФАС России рассматривает жалобу по существу в течение 5-и рабочих дней со дня, следующего за днем поступления жалобы. Датой поступления жалобы является дата её регистрации в контрольном органе в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству. Решение изготавливается в полном объеме в течение 3-х рабочих дней со дня оглашения его резолютивной части.

Рассмотрение по 223-ФЗ

Жалоба рассматривается антимонопольным органом по существу в течение 7-ми рабочих дней со дня поступления жалобы. Однако если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно ещё на 7-мь рабочих дней.

На этом моя статья подошла к концу. Пользуйтесь данной последовательностью при составлении своих жалоб на действия (бездействие) заказчиков, изучайте практику ФАС по 44-ФЗ (223-ФЗ) и тогда ни один заказчик не сможет нарушить ваши законные права и интересы. Желаю вам удачи!

Читайте также:  Отмена закупки по 223-ФЗ: сроки, порядок действий, оформление приказа, образец извещения
Добавить комментарий