Несостоявшиеся закупки по 44-ФЗ: понятие, перечень оснований, действия заказчика и поставщика

Что делать, если закупка не состоялась

Основания для признания закупки несостоявшейся

В большинстве случаев, при оглашении фразы «закупка не состоялась», у участников складывается мнение, что либо отсутствуют предложения на тендер, либо все заявки на его участие отклонены. Однако, случаев, когда закупка признана несостоявшейся гораздо больше.

Рассмотрим это для разных этапов процедуры.

Все основания собраны в таблице.

1. Отсутствуют предложения.

2. Подана только одна заявка.

1. Отклонены все предложения.

2.Только одна признана соответствующей требованиям.

Подача заявокРассмотрениеЗаключение контракта
Общие основаниеДля конкурсных процедурДля электронного аукционаУклонение победителя от заключения контракта и последующее уклонение второго участника от подписания договора.
При проведении предквалификационного отбора в конкурсе с ограниченным участием:
1. Ни один участник не призван соответствующим дополнительным требованиям.
2. Только один участник допущен по результатам предквалификационного отбора.
При проведении электронного аукциона, если на торгах в течение 10 минут после начала аукциона отсутствуют ценовые предложения.
При проведении второго этапа двухэтапного конкурса:
1. Отсутствуют предложения.
2. Подано только 1 предложение или все участники отклонены.
3. Только одна заявка признана соответствующей требованиям.

Конкурсные процедуры

Если при проведении конкурса госзакупка признана несостоявшейся, 44-ФЗ предусматривает два случая дальнейшего развития событий: провести новую или повторную, либо закупить у единственного поставщика.

Когда отсутствуют поданные заявки или они признаны несоответствующими, проводится повторная процедура. Публикация извещения в Единой информационной системе по повторной процедуре осуществляется не менее чем за 10 дней до даты вскрытия конвертов (не 20 дней, как при обычной).

Если же в дальнейшем не состоится повторный конкурс по этим же причинам (ч. 2 ст. 55), то заказчик вправе провести процедуру путем запроса предложений в целях сокращения срока подачи заявок до 5 рабочих дней или же иным способом на усмотрение заказчика.

Если закупка не состоялась, единственный поставщик заключает контракт, если его заявка соответствует требованиям закона и документации. При этом заказчику необходимо получить согласование с ФАС (п.25 ч.1 ст. 93).

Электронный аукцион

При признании электронного аукциона несостоявшимся заказчик или заключает контракт с единственным поставщиком, при этом согласования с контрольным органом не требуется (в случаях, предусмотренных ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 20 ст. 68, ч. 13 ст. 69).

Либо, если аукцион не состоялся, изменения в плане закупок вносятся при необходимости согласно ч. 6 ст. 17, обязательны изменения в плане-графике, далее заказ проводится снова (ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 13 ст. 69, ч. 15 ст. 70).

Запрос котировок

При признании запроса котировок несостоявшимся заказчик или заключает контракт с единственным поставщиком, при этом согласования с контрольным органом не требуется, либо проводит госзакупку повторно, при этом отобразив изменения в документах планирования.

Запрос предложений

Рассмотрим, что делать с несостоявшимися закупками на разных этапах процедуры.

Закрытые процедуры

Несостоявшаяся закупка по 44-ФЗ при проведении закрытого аукциона и конкурса признается в случаях аналогичных открытым способам определения поставщика. Однако, согласно ст. 92, кроме возможности провести заказ повторно, заказчик вправе по согласованию с контрольным органом, провести закупку у единственного поставщика в соответствии с п. 24 ч.1 ст. 93.

Что важно знать о несостоявшихся закупках?

Участие в закупке, которую признали несостоявшейся, еще не означает, что вы проиграли. Если вы оказались единственным участником, вы получите контракт по максимальной цене — это плюс. Но есть риск попасть в реестр недобросовестных поставщиков и это — минус.

Что такое несостоявшаяся закупка?

Несостоявшаяся, недействительная и отмененная закупка — это разные вещи.

Статус несостоявшаяся закупка означает, что не было конкурентного состязания, торгов между поставщиками. Но по итогам такой закупки заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком.

Недействительными признаются торги, при проведении которых заказчик нарушил законы (44-ФЗ, 223-ФЗ) или нормы Гражданского кодекса. Если торги признали недействительными после того, как определен победитель, контракт с ним расторгнут.

Отменить закупку на любом ее этапе может сам заказчик по своим причинам или по предписанию контролирующего органа.

Например, в 2018 году каждая третья конкурентная закупка по 44-ФЗ была признана несостоявшейся:

44-ФЗ
всего размещено извещений в ЕИС3 240 000
не состоялись969 800
% закупок, которые признаны несостоявшимися из-за того, что была подана одна заявка40%

данные мониторинга Минфина за 2018 год

В каких случаях закупки будут признаны несостоявшимися?

1. По 44-ФЗ

Посмотрим, как это работает на трех самых популярных видах конкурентных закупок:

  • Не подано ни одной заявки;
  • Все заявки отклонены комиссией;
  • Победитель уклонился от подписания, а второй участник отказался заключать контракт (он имеет на это право, санкций не будет);
  • В результате предквалификационного все участники не соответствовали требованиям;
  • Подана только 1 заявка;
  • Только 1 заявка соответствует требованиям документации;
  • В результате предквалификационного отбора только 1 участник соответствовал требованиям.
  • Не подано ни одной заявки;
  • После рассмотрения первых частей всем участникам отказано в допуске;
  • После рассмотрения вторых частей все заявки не соответствуют требованиям;
  • Подана только 1 заявка;
  • После рассмотрения первых частей только 1 заявка соответствует требованиям документации;
  • В течение десяти минут после начала проведения аукциона не было подано ни одного предложения о цене контракта;
  • В результате рассмотрения вторых частей только 1 заявка соответствует требованиям документации;
  • Победитель уклонился от подписания контракта, а второй отказался подписывать контракт (он имеет на это право, санкций не будет).

Для запроса котировок

2. По 223-ФЗ

Все случаи, когда закупку признают несостоявшейся, должны быть предусмотрены и описаны в положении о закупке. Закон не регламентирует действия заказчиков, если закупка не состоялась, а в Гражданском Кодексе понятие «несостоявшаяся закупка» дается только для конкурсов и аукционов и только если в них участвовал один поставщик.

Многие заказчики по 223-ФЗ в качестве примера используют положения 44-ФЗ, но делают условия более гибкими. Поставщикам традиционно надо ориентироваться на положения о закупке заказчиков, Гражданский Кодекс и закон о защите конкуренции.

Что будет делать заказчик, если процедура не состоялась?

Если заключать контракт не с кем

  • Если не состоялся первый запрос котировок или конкурс, заказчик продлевает срок подачи заявок на 4 или 10 дней соотвественно. Если предложений не будет снова, заказчик внесет изменения в план-график и через день может провести повторную закупку указанным выше способом.
  • Если не состоялся повторный конкурс, первый электронный аукцион заказчик проводит запрос предложений.

Если определился единственный участник, соответствующий требованиям

В этом случае заказчик может заключить контракт с поставщиком, чья заявка соответствует требованиям.

Что делать поставщику?

Если вы оказались единственным участником или только ваша заявка соответствует всем требованиям, то после подведения итогов закупки вам нужно подписать контракт.

  • По максимальной цене, если никто из допущенных участников не подал ценовое предложение во время электронного аукциона. Например, как в этом аукционе.
  • По вашей цене, если вы оказались единственным поставщиком, чья 2-я часть заявки соответствовала требованиям.

Единственный поставщик-победитель обязан подписать контракт в срок, иначе он попадет в реестр недобросовестных поставщиков. Например, как это произошло в этой закупке.

В закупках по 223-ФЗ действия заказчика определяются его положением о закупках.

Выводы

Настраивайте поиск, чтобы не пропускать закупки

Постоянно ищите закупки в своей сфере. Тогда вы не пропустите ничего интересного, успеете подготовиться и подать заявку.

Следите за всеми закупками, в которых участвуете

Если подали заявку на участие, следите за тем, что происходит в процедуре. Например, в Контур.Закупках можно добавить закупку в избранное и получить напоминание в мессенджер о подведении ее итогов. Это поможет не пропустить срок подписания контракта.

В комментариях к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят в специальной рубрике.

В тексте статьи указана неактуальная информация:
“Если определился единственный участник, соответствующий требованиям
Заказчик должен:
.
2. Если был конкурс или запрос предложений — согласовать закупку у единственного поставщика с контролирующим органом;
. “

согласно писем Минэкономразвития от 20.01.2015 № 658-ЕЕ-Д28-и, Фас России №ФЦ-1587-15
с 31.12.2014 ОТМЕНЕНО согласование с ФАС заключение контракта с единственным поставщиком по несостоявшимся процедурам

с уважением, Павел Егоров.
C уважением,Павел Егоров.
ГОСTrader – Тендерное сопровождение
Сервисный Центр СКБ Контур
Тел.: +7 (343) 345-57-05
Екатеринбург, ул. Малышева, д. 51, БЦ «Высоцкий»
26 этаж, офис 2620.
www.GosTrader.ru
pavel@gostrader.ru

Павел, добрый день!

В своих письмах Минэкономразвития и ФАС разъясняют изменение, которое внёс 498-ФЗ от 31.12.2014: если аукцион не состоялся, то контракт заключается без согласования с контролирующим органом.

Согласовывать заключение контракта для несостоявшихся конкурсов и запроса предложений нужно обязательно согласно п.25 ч.1 ст.93.

Алина, добрый день!

Исходя из той информации, которую вы дали, неправомерно. Заказчик должен был заключить контракт с единственным участником, если его заявка соответствует условиям закупки, или продлить запрос еще на 4 дня, если ни одна заявка не соответствует требованиям.

Добрый день! Контур.Закупки – это сервис для поставщиков. Мы помогаем участникам закупок.
Ваш вопрос касается действий заказчика, поэтому рекомендую обратиться к нашему партнеру:

ГОСTrader – Тендерное сопровождение
Сервисный Центр СКБ Контур в г. Екатеринбург
+7 (343) 345-57-05
zakaz@gostrader.ru

Эта компания консультируют заказчиков-организаторов закупок из любых регионов РФ.

Здравствуйте.
Контур.Закупки – это сервис для поставщиков. Мы помогаем участникам закупок.
Ваш вопрос касается действий заказчика, поэтому рекомендую обратиться к нашему партнеру:

ГОСTrader – Тендерное сопровождение
Сервисный Центр СКБ Контур в г. Екатеринбург
+7 (343) 345-57-05
zakaz@gostrader.ru

Эта компания консультируют заказчиков-организаторов закупок из любых регионов РФ.

Юлия, добрый день.

Контур.Закупки – это сервис для поставщиков. Мы помогаем участникам закупок.
Ваш вопрос касается действий заказчика, поэтому рекомендую обратиться к нашему партнеру:

ГОСTrader – Тендерное сопровождение
Сервисный Центр СКБ Контур в г. Екатеринбург
+7 (343) 345-57-05
zakaz@gostrader.ru

Специалисты компании консультируют заказчиков-организаторов закупок из любых регионов РФ.

Добрый день, Анджела!

А у вас аукцион на аренду или продажу недвижимости, находящейся в собственности государства? У нас тут просто все про закупки по 44-ФЗ. Но и в закупках по 44-ФЗ, и в вашем случае с аукционом на повышение последствия несостоявшейся закупки одни.

Смотрите, аукцион “признали не состоявшимся” не значит, что по его результатам не заключают контракт. Аукцион не состоялся, значит, что госзаказчик не достиг своих целей:
– в закупках по 44-ФЗ не сэкономил, так как никто не снизил цену,
– в вашем случае не заработал больше на сдаче в аренду или продаже недвижимости.

Но в обоих случаях контракт заключают с единственным поставщиком – с тем, кто “пришел в закупку” и соответствует установленным требованиям. В Приказе от 10.02.10 № 67 это звучит так (см. часть 151): “В случае если аукцион признан несостоявшимся по причине подачи единственной заявки на участие в аукционе либо признания участником аукциона только одного заявителя, с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, в случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным документацией об аукционе, а также с лицом, признанным единственным участником аукциона, организатор аукциона обязан заключить договор на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в аукционе и документацией об аукционе, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении аукциона”.

Ася, добрый день!

Поскольку закупка по 223-ФЗ, ответ нужно искать в положении о закупке заказчика. Если там сказано, что проводить запрос котировок заново, если требованиям соответствует только один участник, значит, будут проводить заново

Что такое несостоявшиеся закупки по Федеральному закону “О контрактной системе в сфере закупок”?

Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» говорит о том, что заказчик вправе осуществлять необходимые ему закупочные мероприятия доступными способами, которые смогут обеспечить конкуренцию потенциальным исполнителям. Исключение составляют только закупки, проводимые с единственным поставщиком.

Если же речь идет о закупках малых объемов, начальная максимальная цена контракта по которым не превышает ста тысяч рублей, то такие закупки также могут быть признаны несостоявшимися по причине непрохождения закупочной сессии на едином агрегаторе торговли.

Что такое несостоявшаяся закупка

Несостоявшуюся закупку нельзя путать с отмененной, так как заказчик вправе отменить закупочную процедуру в любой момент до объявления торгов, если для этого возникнут объективные обстоятельства, например, сокращение или полное прекращение финансирования по определенной статье.

Закупка может быть признана несостоявшейся и по решению суда или Федеральной антимонопольной службы, в результате чего заключенный контракт по итогам такой закупочной процедуры должен быть расторгнут.

Основания признания закупок несостоявшимися

В зависимости от того, о какой конкурентной закупочной процедуре идет речь, основания для признания ее несостоявшейся до вынесения соответствующего решения суда или Федеральной антимонопольной службы в соответствии с положениями действующего федерального законодательства в сфере закупок существенным образом различаются.

Для конкурса

Если речь идет о признании несостоявшимся проводимого конкурса вне зависимости от его формы, к перечню оснований следует отнести:

  • отсутствие поданных заявок на участие;
  • отклонение специальной конкурсной или единой комиссией всех поданных на участие в закупке заявок;
  • признанный победитель закупочного мероприятия отказался или уклонился от подписания контракта по итогам такого мероприятия, а второй участник отказался без применения в отношении него каких-либо санкций;
  • проведенный предквалификационный отбор поданных заявок показал, что ни один из участников не соответствует заявленным требованиям в документации к участникам;
  • по итогам проводимого предквалифицированного отбора только одна заявка на участие в торгах признана соответствующей требованиям действующего законодательства и сформулированной документации о проведении закупочной процедуры;
  • на дату окончания сроков подачи заявок подана только одна заявка;
  • после проведения проверки и оценки всех поданных заявок только одна из всех признана соответствующей требованиям документации о закупке и действующего законодательства.

Для аукциона

В случае с проведением закупки методом электронного аукциона несостоявшимся данное закупочное мероприятие будет признано в следующих случаях:

  • нет ни одной заявки на участие в торгах;
  • на дату окончания срока подачи заказчику подана только одна заявка;
  • после того как были рассмотрены все заявки в виде их первых частей, все они были отклонены;
  • после оценки первых частей только одну заявку заказчик смог признать соответствующей требованиям документации о закупке и действующего закупочного законодательства РФ;
  • по истечении десяти минут с момента начала торгов ни одного предложения в адрес заказчика по возможному исполнению контракта не поступило в отношении цены контракта;
  • по рассмотрении вторых частей заявок признана соответствующей только одна заявка;
  • закупочная комиссия, рассматривая вторые части заявок на участие в аукционе, приняла решение признать всех участников закупки не соответствующими требованиям документации и законодательства;
  • победитель процедуры, признанный таковым на основании подведенных и запротоколированных итогов, уклонился от заключения контракта, а юридическое или физическое лицо, подавшее второе предложение, отказался от подписания, основываясь на своем таком праве.

Для запроса котировок

Для запроса котировок перечень оснований, по которым его можно признать недействительным, выглядит следующим образом:

  • на дату окончания подачи заявок нет ни одной поданной заявки;
  • все поданные заявки после рассмотрения и оценки были отклонены котировочной или единой комиссией;
  • на дату окончания срока подачи заявок подана только одна заявка;
  • по итогам проведения и оценки поданных заявок единая или котировочная комиссия признала соответствующей требованиям действующего закупочного законодательства и документации о проведении запроса котировок только одну заявку.

Признание всех указанных закупок несостоявшимися влечет за собой определенные последствия и для заказчика, и для исполнителя.

Что делать заказчику, если закупка не состоялась?

Вариант действий для заказчика зависит только от того, на основании чего закупочное мероприятие признано несостоявшимся.

Для случаев, когда закупка не состоялась по причине несоответствия всех потенциальных исполнителей требованиям действующего законодательства или документации о закупке, алгоритм выглядит следующим образом:

  • в план-график закупок придется внести изменения, которые должны быть опубликованы;
  • только по прошествии десяти дней после этого заказчик сможет объявить повторную закупку. Если речь идет о несостоявшемся конкурсе, то повторная заявка может быть проведена только в виде конкурса. Для несостоявшегося аукциона форма проведения закупки может быть любой, в том числе в виде запроса предложений;
  • если не состоялся запрос предложений, может быть объявлен только запрос предложений, но с обязательным увеличением срока подачи заявок на него.

Если закупка не состоялась, так как только один участник соответствует требованиям, то алгоритм выглядит следующим образом:

  • при электронном аукционе либо запросе котировок подписать контракт с единственным поставщиком в установленные сроки в диапазоне от десяти до двадцати дней с даты подписания протокола о признании закупки несостоявшейся;
  • при конкурсе или запросе котировок сначала придется согласовать подписание контракта с контролирующим органом (Федеральной антимонопольной службой, Федеральным Казначейством в зависимости от подчиненности того или иного контракта);
  • если согласование контракта было получено, контракт должен быть заключен в соответствии с правилами, установленными соответствующими статьями Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок».

Как действовать поставщику?

Для поставщика алгоритм поведения зависит от того, о какой несостоявшейся закупке идет речь.

Если он каким-либо образом уклонится от подписания контракта, заказчик в соответствии с закупочным законодательством признает его «уклонистом» и вносит в Реестр недобросовестных поставщиков. Если ценовых предложений во время торгов подано не было, заключение контракта происходит на основании начальной максимальной цены контракта, которая была установлена при объявлении закупки. Если заказчик признал только одного исполнителя соответствующим требованиям на основании вторых частей заявок, то контракт заключается по той цене, которую озвучил именно этот поставщик.

Если говорить о запросе предложений или конкурсе, то сначала потребуется дождаться согласования закупки с контролирующими органами. Максимальный срок, в течение которого происходит согласование, составляет не более десяти дней, после чего заказчик обязан оповестить потенциального исполнителя о возможности или невозможности заключения контракта.

Если контракт был предложен к подписанию конкретному поставщику, он обязан его подписать, так как, в противном случае, может быть подвержен санкциям в виде включения в Реестр недобросовестных поставщиков.

Закупки у единственного поставщика: популярные основания

    On 09.12.2019 0 Комментарии 44-ФЗ, Закупки у единственного поставщика, Малые закупки

Часть своих закупок заказчики осуществляют без проведения конкурентных процедур, то есть у единственного поставщика. В том числе это так называемая малые закупки. В последнее время их стало еще больше, поскольку лимит их стоимости был повышен. Но в законе 44-ФЗ есть и другие случаи, когда можно закупаться напрямую, минуя конкурсы, аукционы и запросы.

Суть закупки у единственного поставщика

Так называется способ, когда контракт заключается в обход конкурентной процедуры. Контрагентом заказчика становится юридическое или физическое лицо, которое он выбирает сам. Закон 44-ФЗ дает заказчику право прибегать к такому методу в строго определенных случаях. Однако по своему желанию он может провести в такой ситуации конкурентную процедуру. Ведь закупка у единственного поставщика чаще всего не является обязанностью заказчика — это лишь его право.

Способ заключения контракта напрямую удобен заказчикам по таким причинам:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

  • можно работать с поставщиком, с которым уже заключались контракты;
  • процедура предельно простая, риск ее нарушить минимален;
  • закупку можно провести в сжатые сроки;
  • не нужно проделывать подготовительную работу по определению поставщика и публиковать документы в ЕИС.

Основания для проведения неконкурентной закупки

Случаи, когда можно заключить контракт с поставщиком напрямую, описаны в части 1 статьи 93 закон о госзакупках. Всего там перечислено более 5 десятков различных оснований. Остановимся лишь на некоторых из них, которые применяются чаще всего:

  1. Закупки у естественных монополий. Например, когда нужно купить билеты на поезд, приходится заключать контракт с РЖД, так как других перевозчиков нет.
  2. Закупка на сумму до 300 000 рублей. Закон позволяет заказчикам осуществлять небольшие закупки у тех поставщиков, которых они выбирают самостоятельно. Ранее сумма малой закупки ограничивалась 100 000 рублей, но с середины 2019 года ее подняли до 300 000 рублей.
  3. Закупка услуг по водо-, тепло- и газоснабжению, по подключению к инженерным сетям, по обращению с некоторые веществами, оборот которых ограничен (психотропные, наркотические). Это основание похоже не первое, так как выбора из компаний, предоставляющих такие услуги, как правило, нет.
  4. Закупка при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера, если необходимо оказать медицинскую помощь в экстренной ситуации. Контракты заключаются напрямую из-за отсутствия времени проводить конкурентные закупки с регламентированными сроками.
  5. Не состоялся конкурс (открытый, с ограниченным участием, двухэтапный, повторный), электронный аукцион, запрос котировок или предложений. Есть лишь одна заявка, удовлетворяющая условиям, остальные либо не прошли по требованиям, либо и вовсе не подавались.

Рассмотрим некоторые основания более подробно.

Закупки малого объема

Если сумма контракта не превышает 300 000 рублей, заказчик может заключить его напрямую. Но есть дополнительные условия — годовой объем таких контрактов не должен быть более:

  • 2 млн или 5% от совокупного годового объема закупок этого заказчика;
  • 50 млн рублей.

Закупать таким образом можно любые товары или услуги, в том числе и однотипные. Но нельзя дробить 1 контракт на несколько таким образом, чтобы каждый из них укладывался в объем малой закупки.

Например, заказчик купил несколько компьютеров на общую сумму 260 000 рублей. Спустя полгода он купил пару копировальных аппаратов на общую сумму 150 000 рублей. Стоимость каждого контракта меньше 300 000, поэтому покупка производилась у единственного поставщика. Между сделками прошло много времени, плюс контракты заключались с разными поставщиками. Никаких подозрений такие закупки не вызовут.

Другое дело, если нужно было закупить партию из 20 компьютеров по цене около 50 000 рублей каждый. Чтобы не проводить конкурентную процедуру, заказчик решил разбить покупку на 4 контракта по 5 компьютеров. Сумма каждого контракта будет равна 250 000 рублей, поэтому на первый взгляд все законно. Однако тут налицо все признаки дробления контракта: однотипный товар, купленный за небольшой промежуток времени у одного поставщика. Так делать нельзя — нужно проводить конкурентную закупку.

Заказчики любят малые закупки за то, что контракты заключаются по простой схеме, без проведения конкурсов или аукционов. Им не нужно:

  • отражать каждую такую закупку в плане-графике. Достаточно указать в нем общую сумму малых закупок за год;
  • публиковать в ЕИС извещение о проведении закупки у единственного поставщика;
  • размещать в системе сведения о заключенном контракте.

Несостоявшаяся неконкурентная процедура

Есть ситуации, когда проводить закупка у единственного поставщика заказчик обязан. Это необходимо сделать, если была объявлена конкурентная процедура, но она не состоялась (на нее подана всего одна заявка либо одна удовлетворяла требованиям и была допущена до процедуры). В итоге конкурс или аукцион не состоялся.

Проводя закупку у определенного поставщика, заказчик должен учитывать установленные законом лимиты совокупного годового дохода. Если в итоге они будут превышены, то нужно проводить конкурентную процедуру.

Закупка у единственного поставщика при значительной сумме контракта имеет такие минусы:

  • раз нет конкуренции, не получится снизить цену или получить иные наилучшие условия контракта;
  • сделки с единственным поставщиком часто становятся объектом внимания со стороны ФАС, поскольку при их заключении иногда имеют место нарушения закона и трата бюджетных средств. Поэтому при выборе такого способа важно позаботиться о соответствующем обосновании, если оно требуется.

Чрезвычайные ситуации

Частое основание для проведения неконкурентной закупки — обстоятельства непреодолимой силы. Однако нередко заказчики ошибочно делают выводы о том, что такие обстоятельства наступили. Рассмотрим несколько примеров.

Конец года

Заказчику выделены средства в самом конце года. Ситуация простая: деньги на закупку есть, а проводить процедуру времени нет. Можно ли здесь применить пункт 6 части 1 статьи 93 закон о госзакупках? Является ли отсутствие времени обстоятельством непреодолимой силы?

Конечно же, нет, такое основание для проведения закупки у единственного поставщика нельзя отнести к форс-мажору. Отсутствие времени не содержит признаков чрезвычайности и неотвратимости. Практика показывает, что ни ФАС, ни арбитражные суды не признают действия заказчика правомерными.

Профилактика чрезвычайной ситуации

Произошли определенные события, которые с большой долей вероятности приведут к аварии, и заказчик об этом знает. Может ли он для предотвращения последствий этой аварии приобрести товары, работы или услуги на основании контракта с единственным поставщиком?

Снова нет, поскольку на момент заключения контракта авария еще не произошла. А возможность ее возникновения не признается обстоятельством непреодолимой силы. Поэтому в данном случае заключать контракт с единственным поставщиком неправомерно. Такой подход, скорее всего, не будет поддержан ни ФАС, ни судом.

Контракт спустя время после форс-мажора

Авария случилась, ее последствия уже наступили. Прошло определенное время, и заказчик заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на это происшествие. Правильно ли он поступил?

Ответ будет зависеть от того, сколько времени прошло с момента аварии и было ли его достаточно для проведения конкурентной процедуры. Ведь при наступлении обстоятельств непреодолимы силы смысл заключения прямых контрактов в сокращении времени. Необходимые для ликвидации последствий товары, работы и услуги приобретаются в максимально короткие сроки. Если же времени для проведения конкурентной процедуры было достаточно, то действие заказчика будет расценено, как неправомерное.

Как проверяются контракты

В определенных случаях о проведении закупки у единственного поставщика нужно уведомить ФАС. Это необходимо, если контракт заключается в соответствии с пунктами 6, 9, 34 и 50 части 1 статьи 93 закона 44-ФЗ. Например, это закупка товаров, работ и услуг, которые необходимы для ликвидации последствий аварии и оказания неотложной медпомощи.

Проверяется правомерность закупки по простому алгоритму:

  1. Заказчик направляет в ФАС уведомление не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта.
  2. Это уведомление рассматривается контролирующим органом, затем выносится решение, правомерно ли заказчик заключил контракт.
  3. Составляется докладная записка.
  4. Если нарушений нет, заказчику об этом не сообщается.
  5. Если обнаружены нарушения, в отношении заказчика проводится внеплановая проверка, и он заранее об этом уведомляется.

Кроме того, во многих случаях заказчик при заключении контракта с единственным поставщиком должен определить его цену и обосновать ее. Это обоснование включается в текст контракта. Все случаи, когда это необходимо, перечислены в части 4 статьи 93 закона 44-ФЗ.

Способы определения поставщиков по 44-ФЗ

Новый законодательно-нормативный акт – Федеральный Закон №44 «О контрактной системе» принес с собой не только множество важных перемен в системе государственных закупок РФ, но и большие изменения в терминологии. Таким образом, «размещение государственного заказа» сменилось формулировкой «определение поставщика».

Вместе с тем, суть самой процедуры реализации государственного контракта осталась прежней, поменялось лишь название и расширились возможности, то есть способов определения поставщиков стало куда больше, чем ранее.

На сегодняшний день, основными среди них являются:

Помимо расширения способов определения поставщика, ФЗ№44 вводит детальную регламентацию и подробно рассматривает каждый из них.

Открытый конкурс

Открытый конкурс – это основной способ определения поставщика, который используется по умолчанию во всех ситуациях, когда нет указаний на иное. Все требования к составлению документов, правила и сроки их подачи, и многие другие аспекты проведения открытого конкурса регламентируются со стороны Правительства РФ.

Организуя открытый конкурс, заказчик обязан разместить информацию о нем на едином информационном портале и начать прием заявок от всех удовлетворяющих условиям участников в обозначенный срок.

По правилам заказчик может изменять тендерную документацию не позднее, чем за пять дней до последнего дня конкурса. При этом изменениям не подлежат такие параметры, как величина обеспечения и предмет контракта.

Стоит отметить, что пакет документов, сопровождающий конкурсную заявку, стал более объемным, что, в первую очередь, способствует наибольшей экономической эффективности и безопасности государственных закупок.

Скажем, теперь при выставлении цены на четверть меньшей, чем начальная цена контракта, участник тендера обязан предоставить документальное подтверждение серьезности своих намерений и возможности исполнить контрактные обязательства должным образом по сниженной цене.

Правила рассмотрения заявок

По сравнению с прежним законом, ФЗ №44 сократил сроки рассмотрения и оценки конкурсных заявок с 30 до 20 дней. Единственный случай, в котором срок возможно продлить еще на десять дополнительных дней – это закупка товаров и услуг в сфере науки, культуры и искусства. Согласно нормам ФЗ-94, срок на рассмотрение заявок в этой сфере равнялся 60-ти дням, т.е. практически двум месяцам.

После того, как все заявки рассмотрены и оценены, формируется протокол, в который включается полная информация по проведенной работе.

Заключение контракта

Новый закон более четко обозначает сроки, в которые необходимо заключить контракт. Если ранее говорилось лишь о том, что он заключается не раньше, чем через десять дней, то теперь оказалась очерчена и другая граница – не ранее 10 и не позднее 20 дней.

Кроме того, согласно ФЗ-44, заказчик больше не имеет права принудить победителя к подписанию контракта. Единственное, что он может сделать в случае отказа исполнителя – это подать на возмещение ущерба.

Когда открытый конкурс признается несостоявшимся

В данном отношении законодательные изменения коснулись, прежде всего, оснований, на которых принимается решение о дальнейшем механизме проведения закупки. Предыдущий Федеральный Закон – №94 предоставлял заказчику право самостоятельно выбирать – осуществить ли закупку у единственного поставщика или провести тендер заново.

Согласно текущему ФЗ-44, именно причина, по которой конкурс не состоялся и обуславливает направление дальнейшей деятельности организатора. Если на конкурс была подана только одна заявка и подавший ее участник полностью отвечает всем требованиям, то именно он становится единственным поставщиком. А вот когда на конкурс совсем не поступило заявок, либо ни одна из них не оказалась соответствующей требованиям заказчика, то в такой ситуации тендер проводится заново.

В любом случае, свои действия каждый госзаказчик обязан производить только после их согласования с соответствующими контролирующими инстанциями.

Конкурс с ограниченным участием

3 ч. 56 ст. ФЗ №44 гласит, что конкурс с ограниченным участием проводится в случаях, когда речь идет о закупке товаров, работ или услуг, имеющих сложный специфический характер и поставляемых ограниченным числом компаний. Кроме того, данная форма применяется тогда, когда на конкурс выставляется контракт:

  • по отношению к объектам культурного наследия;
  • на проведение работ в музеях и других национальных объектах;
  • когда необходим доступ к музейным библиотекам и иным архивам государственной важности.

Помимо всего прочего, конкурс с ограниченным участием предоставляет заказчику возможность предъявления дополнительных требований к поставщикам.

Конкурс в два этапа

Двухэтапный конкурс – новая для практики российских госзакупок процедура. Его особенностью является повышенная возможность уточнения важных факторов, нюансов и критериев в ходе формирования конкурсной документации. На первом этапе подаются технические заявки, без обозначения цены, а вот те участники, которые проходят во второй этап уже составляют свои коммерческие.

Конкурс в два этапа проводится таких сферах, как:

  • проектирование, архитектура, строительство;
  • научные изыскания;
  • электроэнергетика;
  • литература и искусство.

Электронный аукцион

По действующим законодательным нормам аукцион открытого типа следует проводить исключительно в электронной форме, и никак иначе. Именно так на сегодняшний день проходят все закупки из правительственного перечня РФ.

Среди общих тенденций в современном состоянии закупочного законодательства – уменьшение сроков аукционов, также для контрактов дороже 3 млн рублей.

Когда электронный аукцион признается несостоявшимся

В соответствии с Федеральным Законом «О контрактной службе» электронный аукцион признают несостоявшимся в следующих случаях:

  • предоставление одной – несоответствующей условиям – аукционной заявки;
  • в течение десяти минут с начала аукциона не было выдвинуто ни одного ценового предложения;
  • не подано ни одной аукционной заявки на участие;
  • аукционная комиссия вынесла решение, согласно которому все заявки с содержанием цены признаны несоответствующими требованиям, либо соответствующей признана только одна из них;
  • победитель аукциона отказался от подписания государственного контракта.

Запрос предложений и ценовых котировок

Если такая форма, как запрос ценовых котировок существовала ранее, то запрос предложений – это инновация, введенная после вступления ФЗ-44 в свои законные права.

Эти две формы имеют много схожего, в частности, это необходимость размещения информации в рамках единой информационной системы. В тоже время, между ними есть и ряд существенных основообразующих различий. Запрос котировок предусматривает выставление участниками своих ценовых предложений, и побеждает тот, чья цена – ниже. Тогда как запрос предложений предполагает всестороннее рассмотрение и оценку заявок со стороны конкурсной комиссии. Контракт достается тому, кто выставил наиболее выгодное со всех сторон предложение, включая не только цену, но и сроки, технические параметры и многие другие основания.

Закупка у единственного поставщика

Согласно ФЗ-44, закупка у единственного поставщика является легитимной в случаях, когда:

  • цена контракта не превышает 100 тыс. руб., притом, что общее количество годовых закупок организации в данной форме не должно превышать 5% от общего числа, и не дороже 50 млн в год в общей сложности;
  • выполнение работ необходимо предпринять со стороны государственных органов исполнительной власти;
  • закупку проводят организации из сферы культуры и образования – цена контракта в данном случае не может превышать 400 тысяч рублей за один договор, 50% в год от общего количества тендеров и 20 млн. рублей в денежном эквиваленте;
  • закупка в целях получения услуг адвоката в обязательном порядке в соответствии с ГК РФ.

В любом случае заказчик, осуществляющий закупку у единственного поставщика, обязан подтвердить ее необходимость документально и своевременно предоставить всю информацию, касающуюся цены и ее обоснования, в соответствующие органы.

Закрытые формы закупок

Закрытые формы закупок – это такие, при которых информация, касающаяся самого факта, сроков, цены и содержания контракта сообщается ограниченному кругу поставщиков, причем таких, которые способны выполнить работы или поставки соответствующим образом.
В число закрытых форм закупок, в соответствии с 44-ФЗ, входят:

  • закрытые конкурсы;
  • закрытые аукционы;
  • закрытые конкурсы в два этапа;
  • закрытые конкурсы с ограничением участия.

Притом на проведение любой из этих форм должны быть законные основания:

  • федеральные потребности, связанные с понятием государственной тайны;
  • закупки в сфере страхования, перевозки и хранения драгоценных металлов, камней и музейных ценностей государства, в том числе, переданных во временное ведомство частных физических или юридических лиц;
  • уборка и услуги водителей для представителей судебной власти.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Информация об изменениях:

Статья 3 изменена с 1 июля 2019 г. – Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 502-ФЗ

Статья 3 . Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 216-ФЗ в пункт 1 статьи 3 внесены изменения

1) контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – контрактная система в сфере закупок) – совокупность участников контрактной системы в сфере закупок (федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок, иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом”, Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос”, заказчики, участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями), уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок) и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок (за исключением случаев, если использование такой единой информационной системы не предусмотрено настоящим Федеральным законом), в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд;

2) определение поставщика (подрядчика, исполнителя) – совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;

3) закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее – закупка) – совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 227-ФЗ в пункт 4 статьи 3 внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

4) участник закупки – любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее – офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 216-ФЗ в пункт 5 статьи 3 внесены изменения

5) государственный заказчик – государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом”, Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос”, орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки;

6) муниципальный заказчик – муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 321-ФЗ в пункт 7 статьи 3 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

7) заказчик – государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки;

Информация об изменениях:

Пункт 8 изменен с 8 января 2020 г. – Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 449-ФЗ

8) государственный контракт, муниципальный контракт – гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд;

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 8.1 с 8 января 2020 г. – Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 449-ФЗ

8.1) контракт – государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен бюджетным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона;

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 8.2 с 8 января 2020 г. – Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 449-ФЗ

8.2) контракт жизненного цикла – контракт, предусматривающий поставку товара или выполнение работы (в том числе при необходимости проектирование объекта капитального строительства, конструирование товара, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, при необходимости эксплуатацию в течение срока службы, ремонт и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара;

9) единая информационная система в сфере закупок (далее – единая информационная система) – совокупность информации, указанной в части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – официальный сайт);

10) уполномоченный орган, уполномоченное учреждение – государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, на которые возложены полномочия, предусмотренные статьей 26 настоящего Федерального закона;

11) специализированная организация – юридическое лицо, привлекаемое заказчиком в соответствии со статьей 40 настоящего Федерального закона;

12) федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок;

13) контрольный орган в сфере закупок – федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну (далее – контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа);

14) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок – орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление функций по обеспечению (во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок) реализации государственной политики в сфере закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, организации мониторинга закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, а также по методологическому сопровождению деятельности заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;

15) эксперт, экспертная организация – обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 140-ФЗ статья 3 дополнена пунктом 16

16) совокупный годовой объем закупок – утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году;

Информация об изменениях:

Пункт 17 изменен с 1 июля 2020 г. – Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 449-ФЗ

Статья 3 дополнена пунктом 17 с 1 июля 2018 г. – Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 504-ФЗ

17) электронная площадка – сайт в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, соответствующий установленным в соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям, на котором проводятся конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме, за исключением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме;

Информация об изменениях:

Статья 3 дополнена пунктом 18 с 1 июля 2018 г. – Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 504-ФЗ

18) оператор электронной площадки – непубличное хозяйственное общество, в уставном капитале которого иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам принадлежит не более чем двадцать пять процентов долей (акций) такого общества и которое владеет электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами, обеспечивает ее функционирование, а также соответствует установленным в соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям и включено в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень операторов электронных площадок;

Информация об изменениях:

Статья 3 дополнена пунктом 19 с 1 июля 2018 г. – Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 504-ФЗ

19) специализированная электронная площадка – соответствующая установленным в соответствии с пунктами 1 и 3 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям информационная система, доступ к которой осуществляется с использованием защищенных каналов связи и на которой проводятся закрытые конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме;

Информация об изменениях:

Статья 3 дополнена пунктом 20 с 1 июля 2018 г. – Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 504-ФЗ

20) оператор специализированной электронной площадки – российское юридическое лицо, которое владеет специализированной электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами, обеспечивает ее функционирование, а также соответствует установленным в соответствии с пунктами 1 и 3 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям и включено в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень операторов специализированных электронных площадок.

Информация об изменениях:

Статья 3 дополнена частью 2 с 1 июля 2019 г. – Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 502-ФЗ

2. Понятие “банковская гарантия” используется в значении, указанном в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Читайте также:  Изменение цены контракта по 44-ФЗ: возможно ли ее увеличение или снижение на 10 процентов?
Добавить комментарий