Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ: размер, способы внесения, сроки возврата и случаи удержания

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ

Для чего используется обеспечение исполнения госконтракта. Момент внесения обеспечения

В конкурсной документации, как правило, устанавливается требование к поставщику обеспечить исполнение контракта (ст. 96 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, далее — закон № 44-ФЗ).

Обеспечение исполнения контракта вносится победителем конкурса до заключения контракта.

Обеспечение не предоставлено или не соответствует конкурсной требованиям закона? Это основание для признания контракта ничтожным (п. 26 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 28.06.2017, далее — Обзор).

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ служит следующим целям:

  1. Подтверждает и гарантирует добросовестные намерения поставщика. Если поставщик победил в конкурсе, но не внес обеспечительный платеж / не предоставил гарантию в установленные сроки, он признается уклонившимся от заключения контракта. В результате нарушитель попадет в реестр недобросовестных поставщиков.
  2. При нарушении поставщиком обязательств, вытекающих из контракта, обеспечение компенсирует заказчику убытки.

Обратите внимание! Обеспечение исполнения контракта следует отличать от обеспечения заявки по 44-ФЗ (ст. 44), которое является обязательным для всех участников и вносится для участия в конкурсе (аукционе), а также от обеспечения гарантийных обязательств по 44-ФЗ (ч. 4 ст. 33).

Когда обеспечение контракта обязательно

По общему правилу ст. 96 закона № 44-ФЗ заказчик во всех случаях должен включить в конкурсную документацию правило, что поставщик предоставляет обеспечение исполнения контракта.

Вместе с тем из этого правила есть исключения. В случаях, указанных в ч. 2 ст. 96 закона № 44-ФЗ, заказчик имеет право требовать обеспечения по собственному усмотрению, но не обязан этого делать. К ним относятся следующие виды закупок:

  • У единственного поставщика (ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ).
  • Запрос котировок, когда побеждает участник, предложивший минимальную цену (пар. 3, 3.1 главы 3 закона № 44-ФЗ). При этом способе закупок максимальная сумма контракта не должна превышать 500 тыс. руб.
  • Некоторые случаи запроса предложений (пп. 2, 7, 9, 10 ч. 2 ст. 83; пп. 1, 3, 4 ч. 2 ст. 83.1 закона № 44-ФЗ).

Кроме того, случаи, когда заказчик сам выбирает, требовать ли обеспечения контракта, устанавливаются Правительством РФ. Такие случаи были, например, установлены на 2015 год постановлением от 06.03.2015 № 199, на 2016 год — постановлением от 11.03.2016 № 182. На 2019 год Правительство РФ постановлений такого содержания не приняло.

Обратите внимание! Субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации освобождаются от обеспечения, если предоставят информацию из реестра контрактов об исполнении хотя бы трех из них надлежащим образом. Также освобождены от внесения обеспечения казенные учреждения.

Виды обеспечения

Обеспечение контракта по ст. 96 44-ФЗ возможно в двух видах или формах:

  • перечисление обеспечительной денежной суммы на спецсчет для обеспечения госконтрактов по 44- ФЗ;
  • банковская гарантия, предоставленная банком (ст. 45 закона № 44-ФЗ).

Обратите внимание! Поставщик сам определяет исходя из собственных возможностей и предпочтений, какой из двух способов ОИК целесообразно применить. Процедура получения банковской гарантии сложна, однако выручает поставщика, который не располагает свободной денежной суммой в необходимом размере.

На практике у поставщиков часто возникает вопрос, можно ли использовать сразу два способа. Согласно позиции Минэкономразвития РФ, высказанной в письме от 19.09.2014 № Д28и-1893, внесение обеспечения одновременно в виде денежной суммы и банковской гарантии не допускается, поскольку такая возможность прямо не предусмотрена законом № 44-ФЗ.

Вместе с тем заказчик вправе заменить уже примененный им способ другим при уменьшении ОИК на сумму уже исполненных обязательств (см. раздел ниже).

Банковская гарантия

Выступать способом обеспечения по 44-ФЗ могут обеспечительный платеж или гарантия, но только банковская гарантия, а не любая независимая гарантия. Гарантия представляет собой обязательство банка выплатить госзаказчику по просьбе поставщика определенную денежную сумму при нарушении поставщиком обязательств.

Банковская гарантия должна соответствовать следующим требованиям ст. 45 Закона № 44-ФЗ:

  • быть выданной банком, включенным в перечень из постановления Правительства РФ от 12.04.2018 № 440;
  • быть безотзывной;
  • ее содержание должно соответствовать п. 2 ст. 45 закона № 44-ФЗ;
  • поставщик должен представить определенный перечень документов банку.

Обязательным требованием для банковской гарантии является указание срока ее действия. Госзаказчик не участвует в определении срока — его самостоятельно устанавливает поставщик. Единственное ограничение заключается в том, что срок гарантии должен превышать срок исполнения обеспечиваемых обязательств как минимум на один месяц (п. 3 ст. 96 закона № 44-ФЗ).

Предоставление банковской гарантии, не соответствующей требованиям закона № 44-ФЗ, является основанием для признания победителя торгов уклонившимся от заключения контракта (п. 25 Обзора).

Размер обеспечения исполнения контракта

В п. 6 ст. 96 закона № 44-ФЗ предусмотрена сложная система расчета суммы обеспечения в зависимости от начальной (максимальной) цены контракта. Представим ее в виде таблицы.

Быстро рассчитать размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ можно, воспользовавшись специальным калькулятором: Калькулятор.

Увеличение размера обеспечения

При стандартной ситуации размер обеспечения, изначально указанный в конкурсной документации, изменяться не может. Однако из этого правила есть исключение. Ст. 37 закона № 44-ФЗ предусмотрено увеличение размера в 1,5 раза в случае, когда:

  • начальная цена контракта составляет более 15 млн руб.;
  • участник закупки, с которым заключается контракт, предлагает цену на 25% и более ниже начальной цены.

Такое увеличение размера обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ – антидемпинговая мера.

Когда возвращаются средства, внесенные в счет обеспечения. Уменьшение обеспечения исполнения контракта

По общему правилу, предусмотренному ст. 96 закона № 44-ФЗ, после полного и надлежащего исполнения обязательств ОИК должно быть полностью возвращено поставщику. Условие о сроке возврата в контракте является обязательным (ч. 27 ст. 34 закона № 44-ФЗ). Заказчик по своему усмотрению определяет данный срок, однако он ограничен 30 днями с даты полного исполнения заказчиком обязательств, а в случае закупок у малых предпринимателей и некоммерческих организаций социального назначения — 15 днями.

Если конкурс признан несостоявшимся вследствие действия непреодолимой силы или вынесения судебного акта, препятствующего заключению контракта, внесенное ОИК подлежит возврату в течение 5 рабочих дней.

Когда контракт исполняется этапами, при частичном исполнении внесенное ОИК должно быть возвращено пропорционально исполненным обязательствам (пп. 7.1–7.3 ст. 96 закона № 44-ФЗ). В этот момент госзаказчик может поменять способ обеспечения, например предоставить банковскую гарантию вместо денежной суммы.

Для уменьшения обеспечения необходимо соблюдение следующих условий:

  • частичное исполнение должно быть надлежащим, должны отсутствовать претензии и требования об уплате штрафов, неустоек и т. п.;
  • поставщик должен направить госзаказчику всю необходимую информацию об исполнении соответствующего этапа работы;
  • госзаказчик должен принять исполненное по акту.

Обратите внимание! Уменьшение суммы обеспечения при частичном исполнении допустимо, только если возможность исполнения обязательства по частям предусмотрена договором (п. 27 Обзора).

Удержание обеспечения

Если поставщик исполняет свои обязательства надлежащим образом, обеспечение возвращается. Что же происходит с ним при нарушении сроков и качества исполнения?

Неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта является основанием для его расторжения в одностороннем порядке. В этом случае госзаказчик вправе удержать ранее внесенное денежное обеспечение либо получить компенсацию по банковской гарантии.

На практике часто возникает вопрос: что происходит с обеспечительным платежом в случае просрочки исполнения контракта? В судебной практике наиболее распространена позиция, согласно которой обеспечительный платеж может быть удержан в таком случае заказчиком только в размере неустойки за просрочку исполнения. В противном случае возникает неосновательное обогащение госзаказчика (п. 29 Обзора).

Итак, обеспечение исполнения контракта обязательно по общему правилу и может быть выражено денежным перечислением на счет заказчика либо предоставлением банковской гарантии. После полного и надлежащего исполнения контракта ОИК подлежит возврату. В противном случае заказчик вправе удержать его и компенсировать таким образом свои убытки.

С июля изменится обеспечение исполнения контракта

Изменили правила обеспечения госконтракта для закупок среди СМП и СОНКО

В госзакупках с преимуществами для СМП и СОНКО размер обеспечения придется считать, отталкиваясь от цены госконтракта, а не начальной (максимальной) цены (НМЦК).

Обеспечить придется в размере, который не меньше авансирования.

Поставщик в таких закупках не будет обеспечивать контракт, если отправит госзаказчику сведения из реестра контрактов. Нужно подтвердить, что на протяжении 3 лет до подачи заявки победитель выполнил 3 контракта без неустоек.

Установили срок возврата обеспечения

По общему правилу, этот срок — не больше 30 дней от даты выполнения условий договора.

Для закупок с преимуществами СМП и СОНКО такой срок не превышает 15 дней с даты исполнения госконтракта.

Эти сроки будут применять и в случаях, когда договор обеспечивается в уменьшенном размере по ч. 7, 7.1 и 7.2 ст. 96 44-ФЗ.

Определили новый срок действия банковской гарантии

Участники закупки решат, на какой срок предоставлять гарантию. Этот период должен превышать срок исполнения обязанностей не меньшем чем на месяц.

Когда подрядчик получит отсрочку для завершения работ, услуг или поставки, ему придется договариваться с банком, чтобы продлить или получить новую гарантию.

Изменили правила замены обеспечения

С 01.07.2019 в контракте появится обязанность поставщика предоставить заново обеспечение госконтракта, если у банка-гаранта отозвали лицензию на проведение банковских операций.

Если поставщик просрочит это обязательство, то каждый день ему будут начислять пени. Правила начисления пени такие же, как и в общем случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств по договору (ч. 7 ст. 34 44-ФЗ).

Обновили правила уменьшения обеспечения

В процессе исполнения госконтракта размер ОИК можно уменьшить, если:

  • предоставляется новая гарантия взамен банковской, полученной в банке, потерявшим лицензию на осуществление банковских операций;
  • изменяется способ обеспечения исполнения контракта;
  • в госконтракте предусмотрены отдельные этапы его исполнения.

Как обеспечивать контракт в уменьшенном размере прописали в новых ч. 7.2 и 7.3 ст. 96 закона о контрактной системе.

По ч. 7.2 ст. 96 44-ФЗ, обеспечение исполнения госконтракта уменьшится после отправления заказчиком сведений о выполнении контракта (в частности, отдельного этапа) и стоимости исполненных обязательств для включения в реестр госконтрактов. Уменьшать будут пропорционально стоимости исполненных обязательств, которые приняты и оплачены госзаказчиком.

Если поставщик обеспечивал обязательства банковской гарантии, то требование заказчика уплатить деньги по такой гарантии не может быть больше размера, рассчитанного по сведениям об исполнении контракта из реестра.

Если поставщик обеспечил деньгами, то он вправе заявить о желании вернуть их в сумме, на которую уменьшен размер обеспечения исполнения контракта, рассчитанного по сведениям о его исполнении.

В ч. 7.3 ст. 96 44-ФЗ установили ограничения на уменьшение размера ОИК:

  • поставщик должен исполнять госконтракт без неоплаченных неустоек;
  • аванс, который предусмотрен госконтрактом, должен быть «отработан», т. е. ТРУ приняты заказчиком в объеме не меньше выплаченного аванса.
Читайте также:  Как проверить поставщика? Основные способы: РНП, база ФССП, Федресурс и другие

Уменьшить ОИК нельзя будет и в случаях, которые определит Правительство для обороноспособности и безопасности государства, защиты здоровья, прав и законных интересов граждан. Пока проекта такого Постановления на официальном сайте проектов нормативных актов нет.

Определили правила для обеспечения гарантийных обязательств

С июля 2019 года заказчики начнут требовать обеспечить гарантийные обязательства. Это правило будет действовать, если госконтрактом предусмотрены гарантийные обязательства и заказчик требует обеспечить основные обязательства.

Обеспечить гарантию можно будет как банковской гарантией, так и деньгами. Выбрать способ разрешили поставщику. Он может поменять способ или предоставить другую банковскую гарантию вместо первоначальной.

Для срок действия банковской гарантии установили, что он должен превышать период гарантийных обязательств не меньше чем на месяц.

Как обеспечивать гарантийные обязательства, должно быть прописано в госконтракте. Эти же сведения рекомендуем прописать и в других закупочных документах. Если заказчик требует обеспечить гарантийные обязательства, то документы о приемке поставленных ТРУ будут подписываться только после предоставления поставщиком такого обеспечения.

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ: размер, способы внесения, сроки возврата и случаи удержания

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Судебная практика – это совокупность решений судов (в первую очередь высших) по различным категориям дел, играет роль вспомогательного источника права, восполняя пробелы, существующие в законодательстве.

ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Люди практически каждый день покупают какие-либо товары и услуги, но не всегда эти покупки оказываются надлежащего качества. Рассказываем, как защитить свои права, если покупка оказалась плохого качества, и вернуть свои деньги.

1. Обязан ли заказчик по Федеральному закону от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ возвращать обеспечение исполнения контракта, перечисленное на счет заказчика?

Возвращать, конечно, обязан. Это следует как из природы обеспечительных обязательств, так и ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Другое дело, что природа такого обеспечения не до конца ясна. Является ли обеспечение в данном случае самостоятельным способом, который ГК РФ не предусмотрен? Или же это новый способ, введенный контрактным законодательством?
В Письме Минфина РФ от 02.07.2012 N 02-11-04/2475 сделан вывод применительно к ранее действовавшему законодательству, что в данном случае возникает залог денежных средств, а значит и взыскание должно осуществляться в рамках правил о залоге, определенных ГК РФ. Однако возможность залога денежных средств крайне сомнительна с позиции именно контрактного законодательства.

2. В каких случаях заказчик может удерживать обеспечение исполнения контракта, заключенного по Федеральному закону от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ?

Этот вопрос остается спорным. В настоящее время превалирует мнение, что удержать обеспечение можно, если на это есть решение суда или стороны в контракте предусмотрели такую возможность.
Отчасти это находит поддержку в судебной практике (см. Постановление 15 ААС от 17.09.2014 N 15АП-10269/2014). И с данной позицией можно согласиться.
Причем отталкиваться необходимо от следующего. Относить обеспечение к залогу оснований нет. Залог денежных средств вообще спорен. Да и в любом случае в самом Федеральном законе от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ о залоге не говорится. Поэтому обеспечение в контрактной системе это самостоятельный способ обеспечения обязательств, который ГК РФ не предусмотрен.
Но раз так, встает вопрос: обеспечение, хоть и передано заказчику, но является собственностью поставщика. Лишить собственности можно либо через суд, либо в случаях, когда собственник согласен на условия такого лишения, что закреплено в контракте (упрощенная картина, конечно). Поэтому заказчик без оснований не может лишить поставщика обеспечения. Причем нарушение поставщиком обязательств таким основанием не является.
Поэтому, например, в Письме Минфина РФ от 25.12.2014 г. N 02-02-04/67438 сказано, что удержание возможно только на условиях контракта. Аналогичную позицию занимает ВС РФ в Определении от 08.09.2015 N 307-ЭС15-12352, а также Минэкономразвития РФ в п. 2 Письма от 30.07.2015 N Д28и-2280. Однако в Письме Минэкономразвития РФ от 05.03.2015 г. N Д28и-544 сказано, что заказчик может удержать перечисленные на счет денежные средства, если исполнитель нарушил условия контракта. Причем Министерство не указывает, что для этого необходимы соответствующие условия в контракте.
В судебной практике есть также две точки зрения. Одни суды полагают, что заказчик может удерживать из обеспечения суммы неустоек (см. например Постановление Арбитражного суда СКО от 13.01.2015 N Ф08-9866/14). Другие суды полагают, что это возможно только в случаях, когда стороны пришли к соглашению по этому вопросу (см. например Постановление 8 ААС от 16.12.2014 N 08АП-10345/14).

3. В течение какого срока заказчик обязан вернуть обеспечение исполнения обязательства?

Как известно, обеспечение исполнения обязательств по контракту осуществляется либо через внесение денежных средств на счет заказчика, либо банковской гарантией. При этом срок действия банковской гарантии не может заканчиваться ранее, чем через месяц после окончания исполнения контракта.
Однако аналогичного правила нет для случаев, когда поставщик вносит денежные средства на счет заказчика. Так как Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ таких требований не содержит, заказчик должен вернуть средства в срок, указанный в контракте. Такой вывод сделан в Письме Минэкономразвития РФ от 26.01.2015 N Д28и-128.

4. В каком размере заказчик может удержать обеспечение исполнения контракта?

Только в размере, определенном с учетом требований заказчика. Так, в Постановлении 17 ААС от 23.09.2015 N 17АП-10849/2015-ГК сказано, что раз у заказчика нет имущественных претензий к исполнителю, то и удерживать обеспечение исполнения заказчик не может.
В Письме Минэкономразвития РФ от 15.07.2015 N Д28и-2157 сделан вывод, что заказчик может удержать обеспечение в полном объеме. При этом не оговариваются условия, при которых возможно удержание в полном объеме.

5. Надо ли доказывать неисполнение для взыскания по банковской гарантии?

Нет, не надо. Об этом сказано в Постановлении 9 ААС от 08.10.2015 N 09АП-40472/2015. Суд указал, что не надо доказывать факт исполнения с просрочкой. Такого требования не содержит гражданское законодательство, которым регулируется банковская гарантия.

6. Должен ли заказчик вернуть обеспечение, если победитель закупки был признан уклонившимся от заключения контракта?

Да, должен. Такой вывод следует из Письма Минэкономразвития РФ от 18.09.2015 N ОГ-Д28-12165. Министерство полагает, что если победитель предоставил денежные средства в качестве обеспечения исполнения обязательств, но не в полном объеме, заказчик обязан вернуть такие средства. Это касается случаев, когда победитель был признан уклонившимся от заключения контракта.

7. Может ли заказчик удержать обеспечение заявки, если сведения об уклонившемся от заключения контракта победителе не включены в РНП?

Да, может. Об этом сказано в Письме Минэкономразвития РФ от 28.05.2015 N Д28и-1559. Министерство объясняет свою позицию тем, что законодательство о закупках не ставит возможность перечисления средств в зависимость от включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.

8. Возвращается ли обеспечение заявки, если победитель не предоставил обеспечение исполнения контракта?

Нет, не возвращается. Об этом сказано в Письме Минэкономразвития РФ от 30.10.2015 г. N Д28и-3286. Министерство основывает свой вывод на нормах Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.

Для чего нужно обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ и как его вернуть

Одним из наиболее эффективных инструментов защиты от недобросовестных исполнителей является обеспечение исполнения контракта. Все дело в том, что внесенная сумма возвращается поставщику лишь после выполнения всех обязательств, что гарантирует Заказчику качественное и своевременное исполнение контракта. В этой статье речь пойдет о том, что собой представляет обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ, и о каких нюансах следует знать.

Что это такое и зачем нужно?

Обеспечение исполнения контракта (сокращенно ОИК) представляет собой внесение необходимой суммы средств или предоставление банковской гарантии победителем торгов с целью покрытия потенциального ущерба Заказчика в случае ненадлежащего исполнения поставщиком оговоренных сторонами обязательств.

Что нужно знать

Особенности внесения обеспечения исполнения контракта

Вопросы обеспечения исполнения договорных обязательств по 44-ФЗ регламентируются статьей 96 настоящего закона.

Контракт с победившим участником заключается только после того, как победитель предоставит Заказчику обеспечение исполнения контракта. В противном случае поставщик будет считаться уклонившимся от подписания контракта и, соответственно, будет внесен в реестр недобросовестных поставщиков.

КБК на обеспечение исполнения контракта: 2017 год

При заключении контракта с бюджетной организацией указание кода классификации обязательно, так как без него будет сложно установить назначение платежа, и внесенная сумма может потеряться. Для контрактов, договоров и тендеров необходимо использовать КБК-00000000000000000510 с указанием назначения платежа.

Кем определяется способ обеспечения исполнения контракта?

Способ ОИК определяется самим участником закупки, с которым заключается контракт.

Размер обеспечения

Сумма ОИК должна составлять от 5 до 30 процентов от максимальной стоимости контракта, указанной в официальном извещении о проведении закупки.

В случаях, когда размер аванса превышает 30 процентов от максимальной стоимости контракта, сумма обеспечения устанавливается равной размеру аванса.

Максимальный размер

При снижении стоимости закупки более, чем на 25 процентов от начальной цены контракта, участнику закупки необходимо предоставить обеспечение исполнения контракта, в размере, превышающем сумму ОИК в полтора раза.

Обеспечение исполнения контракта облагается НДС или нет?

В связи с тем, что вся сумма ОИК подлежит возврату поставщику после исполнения им договорных обязательств, налогом на добавленную стоимость ОИК не облагается.

Антидемпинговые меры

Согласно статье 37 Закона «О контрактной системе» при снижении начальной стоимости контракта более, чем на четверть, в силу вступают антидемпинговые меры. Суть их заключается в том, чтобы увеличить сумму обеспечения контракта в 1,5 раза от изначально запланированной.

Способы и формы обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Согласно статье 96 44-ФЗ исполнение контракта может быть осуществлено:

  • банковской гарантией;
  • внесением необходимой суммы средств на указанный Заказчиком счет.

Способ ОИК при этом выбирается самим поставщиком.

Если в качестве способа ОИК поставщик отдал предпочтение банковской гарантии, то подтверждающим обеспечение документом будет непосредственно сам оригинал банковской гарантии. Важно учитывать, что срок действия данного документа должен превышать сроки действия договора как минимум на один месяц.

Порядок предоставления обеспечения

Алгоритм предоставления ОИК в подавляющем большинстве случаев выглядит следующим образом:

  • победивший участник торгов вносит необходимую сумму обеспечения или предоставляет банковскую гарантию;
  • стороны заключают контракт;
  • поставщик исполняет собственные договорные обязательства в полном объеме;
  • Заказчик возвращает сумму обеспечения исполнения контракта поставщику.

Замена обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

В процессе исполнения договорных обязательств поставщик может предоставить Заказчику сумму обеспечения, уменьшенную на размер выполненных им обязательств, взамен ранее предоставленного ОИК. При этом может быть изменена форма ОИК.

Комбинированное ОИК (то есть одновременное предоставление банковской гарантии и внесение средств на счет) не допускается. Кроме того, третьи лица также не вправе предоставлять обеспечение вместо победившего участника.

В каких случаях обеспечение исполнения контракта не применяется?

Обеспечение исполнения условий контракта не требуется в случае, если:

  • участником закупки является муниципальное или государственное казенное учреждение;
  • предметом закупки являются услуги по предоставлению кредита;
  • предметом заключения договора является выдача банковской гарантии.
Читайте также:  Коды ОКВЭД для госзакупок: что это такое, как правильно выбрать, могут ли отклонить заявку на участие в торгах?

Как рассчитать?

Для того чтобы рассчитать размер ОИК в автоматическом режиме необходимо воспользоваться онлайн-калькулятором Национальной Ассоциации Институтов Закупок, размещенным по ссылке http://www.naiz.org/fz44/financial-requirements/.

С помощью данного инструмента можно:

  • рассчитать размер ОИК;
  • рассчитать сумму обеспечения заявки;
  • по итогам расчетов сформировать служебную записку для встраивания в официальную документацию о закупке.

Как вернуть обеспечение исполнения контракта?

Порядок действий и сроки

Алгоритм и сроки возврата ОИК регламентируются частью 27 статьи 34 Закона №44-ФЗ. Согласно данному акту в контракт должно быть включено положение о сроках возврата денежных средств, уплаченных в качестве ОИК.

Иными словами, срок возврата средств устанавливается Заказчиком, а при подаче собственной заявки участник закупки автоматически подтверждает свое согласие на такие условия. В том случае, если срок возврата ОИК не был установлен Заказчиком, то следует направить жалобу в ФАС на положения официальной документации о закупке.

Важно: Если судебные акты или непреодолимые обстоятельства, препятствующие заключению контракта, действуют более тридцати дней, то закупка признается несостоявшейся, а денежные средства, внесенные в счет ОИК, возвращаются победившему участнику в течение пяти рабочих дней со дня признания конкурса несостоявшимся.

Образец письма о возврате обеспечения исполнения контракта

Удержание обеспечения

В случае неисполнения договорных обязательств поставщиком, Заказчик вправе инициировать расторжение сделки как одностороннем, так и в судебном порядке. В такой ситуации ОИК поставщику не возвращается.

Если же в качестве обеспечения использовалась банковская гарантия, то банку предстоит выплатить оговоренную сумму Заказчика, а уже потом взыскивать ее с поставщика.

Важно: Сведения о поставщике, не выполняющего договорные обязательства на должном уровне, вносятся в реестр недобросовестных поставщиков.

Платежное поручение обеспечение исполнения контракта: образец

Таким образом, на сегодняшний день ОИК является одним из самых надежных способов получения гарантии добросовестного выполнения поставщиком собственных договорных обязательств. Даже в случае неисполнения указанных в контракте обязательств, благодаря обеспечению исполнения контракта убытки Заказчика будут покрыты за счет внесенных поставщиком средств.

Возврат обеспечение исполнения контракта

Возврат обеспечение исполнения контракта

Отдел гос.закупок » 16 окт 2014, 13:12

Re: Возврат обеспечение исполнения контракта

МаратРР » 16 окт 2014, 13:14

Re: Возврат обеспечение исполнения контракта

Отдел гос.закупок » 16 окт 2014, 13:45

Re: Возврат обеспечение исполнения контракта

Капетан Ачевидность » 21 окт 2014, 11:53

Re: Возврат обеспечение исполнения контракта

КИЛъ » 23 окт 2014, 10:37

Отдел гос.закупок ,
ИМХО Вы можете на сумму перечисленного аванса и убытков, которые Вы понесли в связи с исполнением данного контракта, если сумеете их доказать и посчитать, “удержать” из суммы обеспечения исполнения контракта.

Может будет полезна судебная практика, прикладываю ниже.

Как показывает судебная практика, к отношениям, связанным с залогом денежных средств, в том числе в случае обеспечения исполнения контрактов, применяются общие положения Гражданского кодекса РФ о залоге (смотрите, например, постановления ФАС Московского округа от 17.08.2010 N КГ-А40/7408-10, ФАС Волго-Вятского округа от 12 октября 2009 г. по делу N А28-13905/2008-394/28, ФАС Уральского округа от 25.05.2009 N Ф09-3219/09-С5).

В соответствии с п. 1 ст. 334 ГК РФ в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя), за изъятиями, установленными законом. В случаях и в порядке, которые установлены законами, удовлетворение требования кредитора по обеспеченному залогом обязательству (залогодержателя) может осуществляться путем передачи предмета залога в собственность залогодержателя. При залоге денежных средств обращение взыскания на предмет залога возможно только последним способом. Согласно ст. 337 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, залог обеспечивает требование в том объеме, какой оно имеет к моменту удовлетворения, в частности, проценты, неустойку, возмещение убытков, причиненных просрочкой исполнения, а также возмещение необходимых расходов залогодержателя на содержание заложенной вещи и расходов по взысканию.

Как видим, залогодержатель, в данном случае – заказчик, имеет право на удовлетворение из стоимости заложенного имущества в пределах существующих у него требований к должнику. На это указывает и вышеупомянутая ч. 7 ст. 96 Закона N 44-ФЗ и п. 4 ст. 350 ГК РФ, согласно которому, если сумма, вырученная при реализации заложенного имущества, превышает размер обеспеченного залогом требования залогодержателя, разница возвращается залогодателю. Разумеется, последняя норма не может быть применена к залогу денежных средств напрямую, однако она отражает тот же самый общий принцип, согласно которому возможность обращения залогодержателем взыскания на залог ограничена суммой его требований к должнику.

Соответственно, удержание заказчиком всей суммы переданных ему в залог денежных средств при том, что его требования к поставщику составляют только сумму штрафных санкций, не будет основано на законе и контракте. Согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ, которые в рассматриваемой ситуации не применимы.

Данный вывод подтверждается постановлением ФАС Московского округа от 24.05.2013 N Ф05-4711/13, в котором суд указал, что “. законом не предусмотрена возможность компенсации из заложенного имущества затрат в объеме большем, чем фактически понесенные, поскольку это противоречит правовой природе залога” (смотрите также постановление Девятнадцатого ААС от 06.09.2013 N 19АП-2674/13, постановление Восемнадцатого ААС от 13.06.2013 N 18АП-4608/13).

Необходимо также учитывать следующее.

Требования залогодержателя (кредитора) удовлетворяются из стоимости заложенного имущества по решению суда либо без обращения в суд на основании соглашения залогодателя с залогодержателем (ст. 349 ГК РФ, п. 1 постановления Пленума ВАС от 17.02.2011 N 10). Реализация заложенного движимого имущества, на которое обращено взыскание, осуществляется на основании п. 2 ст. 350 ГК РФ в порядке, установленном Законом о залоге, если иное не предусмотрено законом. В договоре залога, заключенном между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в обеспечение связанных с предпринимательской деятельностью обязательств и предусматривающем внесудебный порядок обращения взыскания на заложенное движимое имущество, стороны вправе предусмотреть, что предмет залога поступает в собственность залогодержателя в срок, установленный сторонами, либо в разумный срок (пп. 1 п. 3, п. 8 ст. 28.1 Закона РФ от 29.05.1992 N 2872-I “О залоге” (далее – Закон о залоге).

Таким образом, без обращения в суд требования заказчика в рассматриваемой ситуации формально могут быть удовлетворены только в том случае, если отдельным соглашением между заказчиком и исполнителем (договором залога) либо положениями контракта предусмотрено, что взыскание на заложенное имущество обращается во внесудебном порядке и предмет залога при этом поступает в собственность залогодержателя.

Данный вывод подтверждается постановлениями Тринадцатого ААС от 24.04.2013 N 13АП-6551/13, от 05.06.2012 N 13АП-6561/12, постановлениями Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2012 N 08АП-580/12 и ФАС Западно-Сибирского округа от 25.07.2012 N Ф04-2857/12.

Кроме того, следует учитывать, что удержание суммы договорной неустойки из находящихся в залоге денежных средств по договору фактически может рассматриваться как условие о зачете указанных сумм, предусмотренном ст. 410 ГК РФ. При этом существует точка зрения, что одним из критериев однородности требований, предъявляемых к зачету, как следует из судебной практики, является их бесспорность, а поскольку размер неустойки может быть оспорен, то зачет сумм неустойки не соответствует ст. 410 ГК РФ. Такой подход представлен в судебной практике – смотрите п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 20.10.2010 N 141, а также, например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 11 мая 2011 г. по делу N А43-9007/2010, Третьего ААС от 01.11.2011 N 03АП-4457/11.

Лишь в том случае, если условие об удержании суммы неустойки предусмотрено контрактом, суды подтверждают правомерность такого удержания, считая, что стороны заранее согласились считать эти требования однородными – смотрите, например, постановления Президиума ВАС РФ от 19.06.2012 N 1394/12, от 10.07.2012 N 2241/12, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.02.2013 N Ф02-25/13, постановление ФАС Поволжского округа от 12.07.2012 N Ф06-4848/12, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2013 N 12АП-1533/13).

Должны заметить, что в судебной практике отражена и точка зрения, что “денежная сумма резервируется на счете одной из сторон контракта с одной целью – оперативно во внесудебном порядке удовлетворить требования, связанные с нарушением контрактных обязательств”, а потому для обращения на нее взыскания в любом случае не требуется решение суда (постановление Десятого ААС от 28.08.2013 N 10АП-6961/13, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.10.2012 N Ф01-4723/12). Однако она представляется не обоснованной нормами права, в отличие от приведенной выше.

Таким образом, по нашему мнению, удержание заказчиком предусмотренных контрактом штрафных санкций из находящихся в залоге денежных средств возможно только при наличии соглашения об этом между заказчиком и поставщиком, включенного в контракт или отдельного. Такое соглашение может быть заключено в любое время (п. 3 ст. 349 ГК РФ).

Финансовое обеспечение контракта. Чем грозит его недостаточный размер и как долго придется ждать возврата денежных средств

В контрактной системе одной из важных мер, позволяющих, с одной стороны, дисциплинировать поставщика, а с другой – проверить серьезность его намерений и возможностей, является обеспечение исполнения контракта. Однако не стоит как преувеличивать важность данного инструмента, так и считать его малозначительным.

Порядок и размер обеспечения исполнения контракта непосредственным образом влияет на результаты конкурсных процедур. Отсеивая слабых участников, процедура в конечном итоге повышает эффективность и продуктивность закупки. Однако гарантировать качество и сроки исполнения контракта обеспечение не в состоянии. Применение данного инструмента контрактной системы вызывает некоторые вопросы и требует дополнительных разъяснений. Рассмотрим некоторые из них на примере конкретных ситуаций, возникших при проведении закупок.

Чем регламентируются сроки возврата денежных средств, зарезервированных для обеспечения исполнения контракта?

Согласно ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», способ обеспечения исполнения контракта определяется самостоятельно. Если участник закупки выбирает в качестве обеспечения банковскую гарантию, то срок ее действия должен превышать срок контракта не менее чем на один месяц. Соответственно, банк устанавливает регламентированный срок действия банковской гарантии, по истечении которого считается, что все обязательства по обеспечению выполнены.

Если участник выбирает в качестве обеспечения исполнения контракта денежные средства, которые переводит на банковский счет заказчика, то в течение какого срока заказчик должен вернуть эти денежные средства обратно на расчетный счет исполнителя контракта? Какими нормами регламентируется данный срок, если в контракте и конкурсной документации об этом не упомянуто? Можно ли направить заказчику протокол разногласий с указанием на отсутствие в проекте контракта условия о сроках возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (в некоторых случаях контракт, в котором отсутствует такое условие, заключается по результатам электронного аукциона)?

Читайте также:  Кто является государственным заказчиком в соответствии с 44-ФЗ? Понятие, виды, права и обязанности

По закону заказчик должен вернуть денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, в разумный срок после исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту. Если заказчик не исполнил эту обязанность в разумный срок, он обязан вернуть своему контрагенту внесенные денежные средства в семидневный срок со дня предъявления контрагентом требования об их возврате.

В соответствии с ч. 27 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику, подрядчику, исполнителю денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, конечно, если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется контрагентом.

Закон № 44-ФЗ не устанавливает сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, равно как и порядка определения таких сроков для тех случаев, когда указанные сроки контрактом не предусмотрены. Поскольку законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается и на положениях ГК РФ (ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ), при решении этого вопроса следует руководствоваться требованиями ГК РФ с учетом особенностей, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

Общее правило: если срок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя) по контракту, не установлен контрактом, он должен определяться в соответствии с п. 2 ст. 314 ГК РФ.

Таким образом, заказчик должен вернуть контрагенту денежные средства в течение разумного срока после прекращения обязательств, исполнение которых обеспечивалось (в частности, после приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги – п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ), а при невозврате денежных средств в разумный срок – в течение 7 дней с момента предъявления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) соответствующего требования. Но только в том случае, если обязанность исполнения в другой срок не вытекает из закона, иных правовых актов, условий обязательства, обычаев делового оборота или существа обязательства.

Следует заметить, что разумность срока в контексте применения п. 2 ст. 314 ГК РФ является оценочной категорией; в спорной ситуации вопрос о том, какой срок исполнения обязательства следует считать разумным, исследуется судом с учетом фактических обстоятельств (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2014 № 11АП-15429/14). Судебная практика исходит из того, что разумный срок следует определять путем сопоставления правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, условий договоров и фактических обстоятельств дела. Разумным сроком является срок, необходимый для исполнения стороной своих обязательств по договору (постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.10.2013 № Ф07-7164/13).

Стоит добавить, что невыполнение требований закона о включении в контракт условий о сроках возврата денежных средств, внесенных в обеспечение исполнения контракта, является основанием для привлечения должностных лиц заказчика к административной ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях (решение ФАС России от 07.11.2014 № К-1602/14).

Часть 4 ст. 70 Закона № 44-ФЗ предоставляет победителю электронного аукциона право направить заказчику протокол разногласий с замечаниями к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов. При отсутствии оснований для отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона заказчик размещает в Единой информационной системе доработанный проект контракта (ч. 5 той же статьи). Если срок возврата денежных средств, внесенных контрагентом в качестве обеспечения исполнения контракта, извещением о проведении электронного аукциона, документацией об аукционе установлен не был, у победителя аукциона формально нет оснований указывать на отсутствие такого условия в протоколе разногласий.

Вместе с тем он не лишен права это сделать. Хотя из закона не следует обязанность заказчика внести условие о сроках возврата обеспечивающих исполнение контракта денежных средств в проект контракта на основании полученного от победителя аукциона протокола разногласий, заказчик имеет полное право дополнить проект контракта таким условием, поскольку это отвечает требованиям закона к содержанию контракта. Заказчик вправе внести в проект контракта, являющийся приложением к документации о торгах, условие о сроках возврата таких денежных средств и до определения победителя торгов, если при этом соблюдаются установленные законом сроки внесения изменений в соответствующую документацию (ч. 2, 6 ст. 50, ч. 4 ст. 64, ч. 6 ст. 65 Закона № 44-ФЗ). Однако если заказчик не дополнит проект контракта соответствующим условием, это не создаст негативных правовых последствий для его контрагента, который в этом случае не лишается права потребовать возврата обеспечения исполнения контракта в разумный срок после исполнения им обязательств по контракту.

Не стоит забывать, что обеспечение надлежащего исполнения обязательства, о котором идет речь в вопросе, по своей правовой природе является дополнительным (акцессорным) обязательством, то есть следует судьбе основного обязательства, исполнение которого оно призвано обеспечивать. Соответственно, с прекращением основного обязательства прекращается и сопутствующее ему обязательство. Другими словами, в отсутствие основного обязательства не может существовать и дополнительное обязательство.

Таким образом, после надлежащего исполнения контрагентом своих обязательств по контракту, в обеспечение которых были внесены денежные средства, эти средства утратят свою обеспечительную функцию, следовательно, с этого момента отпадают правовые основания для удержания заказчиком суммы обеспечения. Таким образом, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения обязательств по контракту, должны быть возвращены заказчиком в разумный срок после исполнения обязательств, которые они обеспечивают независимо от наличия в контракте условия о сроках возврата таких средств.

Может ли недостаточное обеспечение исполнения контракта служить основанием для признания победителя уклонившимся от заключения контракта?

Организация проводила закупки картриджей посредством электронного аукциона в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Победитель аукциона предложил цену на 40% меньше начальной (максимальной) цены контракта.

Статья 37 Закона № 44-ФЗ предусматривает, что при таком уменьшении цены контракт с победителем заключается только при обеспечении исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации об аукционе. Информацию о добросовестности участника по ч. 3 ст. 37 Закона № 44-ФЗ победитель предоставить не сможет, так как зарегистрирован менее года до даты подачи заявки на наш аукцион.

Какие действия должен предпринять заказчик, если обеспечение исполнения контракта будет предоставлено победителем меньше требуемого? Считается ли в этом случае участник уклонившимся от заключения контракта?

По закону предоставление победителем электронного аукциона обеспечения не в полном объеме является формальным основанием для признания его уклонившимся от заключения контракта.

По результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона. Согласно ч. 3 ст. 70 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в Единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в Единой информационной системе подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.

Если при проведении аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет 15 млн руб. и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25% и более ниже начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта увеличивается в полтора раза по сравнению с размером обеспечения, указанным в документации о проведении аукциона, но не менее чем в размере аванса, если контрактом предусмотрена выплата аванса (либо такой участник должен предоставить информацию, подтверждающую его добросовестность на дату подачи заявки в соответствии с ч. 3 ст. 37 Закона № 44-ФЗ) (ч. 1 и 2 ст. 37, ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Частью 6 ст. 37 Закона № 44-ФЗ определено, что обеспечение исполнения контракта, указанное в ч. 1 и 2 ст. 37 Закона № 44-ФЗ, предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения. При этом участник закупки, не выполнивший данное требование, признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается в Единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

В ч. 13 ст. 70 Закона № 44-ФЗ также предусмотрено, что победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта, в случае если в сроки, предусмотренные этой статьей, он не исполнил требования, предусмотренные ст. 37 Закона № 44-ФЗ. Контракт заключается только после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом № 44-ФЗ, на что прямо указано в ч. 4 ст. 96 Закона № 44-ФЗ.

Из приведенных норм следует, что контракт не может быть заключен с победителем электронного аукциона, если им в установленный законом срок не представлен документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, равно как и в случае непредставления к указанному сроку обеспечения в полном объеме, а победитель аукциона при этом признается уклонившимся от заключения контракта (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2015 № 18АП-13387/14).

Надо еще не забывать о том, что информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, включается в реестр недобросовестных поставщиков. Но в случае предоставления участником аукциона обеспечения не в полном размере антимонопольный орган при решении вопроса о включении такого участника в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться лишь формальной констатацией факта нарушения, а обязан выявлять иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины соответствующих субъектов (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2015 № 08АП-13108/14, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 19.11.2014 № 16-67/2014, от 29.08.2014 № 16-45/2014).

Уполномоченные органы, установив отсутствие намерения победителя аукциона уклониться от заключения контракта, могут выдать оператору электронной площадки предписание о предоставлении заказчику технической возможности заключить контракт с этим участником (решения Управления ФАС по Республике Татарстан от 14.08.2014 № 16-42/2014, от 01.10.2014 № 16-50/2014).

Вместе с тем само по себе невключение участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков не свидетельствует о неправомерности действий заказчика по признанию победителя аукциона, предоставившего обеспечение не в полном объеме, уклонившимся от заключения контракта (решение Управления ФАС по Республике Татарстан от 23.01.2015 № 2-кз/2015).

Добавить комментарий