Ответственность за уклонение от заключения контракта по 44-ФЗ: последствия, судебная практика

Уклонение от заключения Контракта: последствия для заказчиков и участников закупки

Заключение Контракта в результате проведения конкурентных процедур является важнейшим этапом данных процедур, за которым следует уже само исполнение Контракта.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013№ 44-ФЗ (далее – «Закон № 44-ФЗ»), контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

Однако возникают ситуации, когда заказчик либо участник закупки уклоняются от заключения Контракта.

Рассмотрим, какие последствия влекут данные действия.

Участнику не возвращаются денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки

На основании п. 1 ч. 13 ст. 44 Закона № 44-ФЗ, в случае уклонения или отказа от заключения Контракта участником закупки,

«возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, не осуществляется, а в случае проведения электронного аукциона денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, перечисляются на счет, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или осуществляется уплата денежных сумм по банковской гарантии».

Последствия уклонения от заключения Контрактов в результате проведения конкурентных процедур

Конкурс

Ст. 54 вышеназванного Закона регламентирован порядок заключения Контракта по результатам конкурса.

Согласно ч. 3 данной статьи, в течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола победитель конкурса обязан подписать контракт и представить все экземпляры контракта заказчику. При этом победитель конкурса одновременно с контрактом обязан представить заказчику документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта в размере, который предусмотрен конкурсной документацией или частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона. В случае, если победителем конкурса не исполнены требования настоящей части, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.

В силу ч. 4 ст. 54 при уклонении победителя конкурса от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в конкурсе, и заключить контракт с участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер.

Как следует из п. 7 ст. 54, в течение десяти дней с даты получения от победителя конкурса или участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, подписанного контракта с приложением документов, подтверждающих предоставление обеспечения исполнения контракта, заказчик обязан подписать контракт и передать один экземпляр контракта лицу, с которым заключен контракт, или его представителю, либо направить один экземпляр контракта по почте лицу, с которым заключен контракт. В случае, если заказчик не совершил предусмотренные настоящей частью действия, он признается уклонившимся от заключения контракта. При уклонении заказчика от заключения контракта с победителем конкурса или участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, этот победитель или этот участник вправе обратиться в суд с иском о понуждении заказчика заключить контракт и о взыскании с заказчика убытков, причиненных уклонением заказчика от заключения контракта.

Электронный аукцион

Статьей 70 установлен порядок заключения Контракта по результатам проведения электронного аукциона.

В соответствии с п. 13 вышеуказанной статьи, Победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).

На основании п. 14 в случае, если победитель электронного аукциона признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, и заключить контракт с участником такого аукциона, который предложил такую же, как и победитель такого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона.

Запрос котировок

Ст. 78 регулирует порядок заключения Контракта при проведении запроса котировок.

На основании ч. 11 указанной статьи, в случае, если победитель запроса котировок не представил заказчику подписанный контракт и выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок, надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица) в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.

Согласно п. 12 в случае признания победителя запроса котировок уклонившимся от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и заключить контракт с участником запроса котировок, предложившим такую же, как и победитель запроса котировок, цену контракта, или при отсутствии этого участника с участником запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшее условие по цене контракта, следующее после предложенного победителем запроса котировок условия, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении запроса котировок. При этом заключение контракта для этих участников является обязательным. В случае уклонения этих участников от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и осуществить повторно запрос котировок.

Запрос предложений

Порядок заключения Контракта по результатам проведения запроса предложений установлен ст. 83 Закона №44-ФЗ.

В силу п. 17 этой статьи, Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса предложений и окончательным предложением победителя запроса предложений, не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, предусмотренного частью 16 настоящей статьи, и не позднее чем через двадцать дней с даты подписания указанного протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником запроса предложений обеспечения исполнения контракта в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае, если победителем запроса предложений не исполнены требования настоящей части, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта. При уклонении победителя запроса предложений от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и заключить контракт с участником запроса предложений, окончательному предложению которого присвоен второй номер. В случае согласия участника запроса предложений, окончательному предложению которого присвоен второй номер, заключить контракт проект контракта составляется заказчиком путем включения в проект контракта условий исполнения контракта, предложенных этим участником.

Административная ответственность за уклонение от подписания Контракта

За уклонение от подписания контракта является административным правонарушением. Как следует из ч. 3 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации Об административных правонарушениях, данные действия влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей. Под действия указанной статьи подпадают как должностные лица заказчика, так и должностные лица участника.

Однако помимо административной ответственности должностных лиц участника, за уклонение от подписания Контракта такой участник в соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона О контрактной системе включается в Реестр недобросовестных поставщиков (далее – «РНП»).

Данная мера является очень действенной, так как ч. 1.1. ст. 31 Закона № 44-ФЗ установлена право заказчика установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица.

Поэтому при включении такого участника в РНП, он теряет возможность участвовать в закупках.

Судебно-арбитражная практика

В заключении рассмотрим примеры из cудебно-арбитражной практики.

Предоставление участником обеспечения исполнения Контракта по частям не может рассматриваться как уклонение от заключения Контракта

Победитель электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по изготовлению студенческих билетов и зачетных книжек перевел сумму обеспечительного платежа двумя частями. Вторая часть суммы поступила на расчетный счет государственного заказчика в последний день регламентируемого срока подписания государственного контракта на электронной площадке.

Государственным заказчиком на электронной площадке был опубликован протокол о признании победителя уклонившимся от подписания контракта и отказе в заключении контракта. Жалоба победителя аукциона в антимонопольный орган была признана необоснованной.

Победитель аукциона обжаловал решение антимонопольного органа в судебном порядке, и требования заявителя были удовлетворены. Суд апелляционной инстанции оставил решение без изменения, апелляционную жалобу антимонопольного органа — без удовлетворения, так как действующим законодательством не предусмотрена обязанность направления суммы обеспечения контракта одним платежом.

(См. Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2015 по делу № А07-19042/2014 — вложение № 1)

Обязанность заказчика заключать контракт даже в случае, если контракт не обеспечен финансированием

Заказчиком был проведен электронный аукцион на заключение гражданско-правового договора на выполнение работ по ремонту электрической проводки. В связи с тем, что ООО была подана единственная заявка, аукцион был признан не состоявшимся, и у Заказчика возникла обязанность заключить договор с ООО как с единственным участником аукциона.

Однако в дальнейшем Заказчик отказался от заключения договора, мотивируя отказ отсутствием бюджетного финансирования. ООО действия Заказчика обжалованы в судебном порядке, и судом заявленные требования были удовлетворены, так как недостаточность бюджетного финансирования не входит в исчерпывающий перечень оснований для отказа от заключения контракта, закрепленный в ч. 9 ст. 31 ФЗ № 44.

(См. Решение Арбитражного суда Мурманской области от 18.03.2015 по делу №А42-8181/2014 — вложение № 2)

Читайте также:  Заключение договора подряда по 44-ФЗ: образцы дополнительного соглашения и сопроводительного письма, сроки размещения в ЕИС

Как законно отложить срок подписания контракта по 44-ФЗ и не быть включенным в реестр недобросовестных поставщиков?

Победитель закупочной процедуры и госзаказчик обязаны подписывать контракт на условиях, определенных начальными условиями закупки, заявкой победителя и нормами закона 44-ФЗ.

Ответственность за отказ от заключения госконтракта

При отказе заказчика подписывать контракт исполнитель может обратиться в суд и принудить такого заказчика к заключению контракта. Для победившего участника отказ от подписания может грозить:

  • взысканием причиненного госзаказчику ущерба;
  • невозвращением обеспечения заявки;
  • административным штрафом;
  • внесением в список недобросовестных исполнителей.

Если из-за отказа исполнителя подписывать контракт закупочная процедура (конкурс, аукцион и т. д.) была признана несостоявшейся, заказчик вправе взыскать с отказника средства, затраченные на организацию такой процедуры, при этом внесенная сумма обеспечения не возвращается. Кроме того, отказнику грозит штраф в размере 50 000 рублей по ч. 3 ст. 7.32 КоАП.

Важно учесть, что уклонением от заключения контракта считается не только отказ подписывать документ, но и нарушение сроков подписания и публикации, предоставление неполного пакета документов, а также невнесение обеспечения или залога, предусмотренных закупочной документацией.

Порядок применения санкций путем внесения в реестр включает следующие шаги:

  1. Заказчик подает в местное отделение антимонопольной службы (ФАС) заявление о включении участника закупки в список недобросовестных исполнителей.
  2. Сотрудники ФАС созывают комиссию для рассмотрения заявления.
  3. Заказчику и победителю закупки направляется извещение о месте и времени заседания комиссии.
  4. Комиссия рассматривает дело и принимает решение о включении участника в список недобросовестных исполнителей.

В заявлении нужно указать:

  • данные заказчика и победителя процедуры;
  • дата и номер закупочной процедуры, предмет закупки;
  • способ определения исполнителя;
  • список нарушений, на основании которых победителя процедуры нужно внести в список недобросовестных поставщиков;
  • перечень прилагаемых документов;
  • дата и подпись представителя заказчика.

Комиссия должна быть созвана в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления от заказчика. В ходе заседания члены комиссии проверяют закупочную документацию и заявку победителя процедуры на соответствие требованиям закона 44-ФЗ, оценивают достоверность изложенных в заявлении фактов и выслушивают аргументы сторон. Решение комиссии с мотивировочной частью оформляется в письменном виде и публикуется в ЕИС в течение трех дней после вынесения.

Заказчик и победитель процедуры вправе оспорить решение комиссии ФАС в арбитражном суде в течение 3 месяцев.

Как избежать включения в реестр недобросовестных поставщиков

Существуют следующие способы избежать принятия комиссией ФАС решения о включении победителя в реестр недобросовестных исполнителей:

  • доказать отсутствие признаков недобросовестного поведения;
  • доказать отсутствие возможности исполнить контракт в нужные сроки;
  • доказать наличие обстоятельств непреодолимой силы;
  • взаимодействовать с заказчиком.

Если уже после принятия отделением ФАС заявления от заказчика подписать контракт или внести обеспечение с опозданием, то решение о включении в реестр не будет принято за отсутствием признаков недобросовестности. При этом достаточно внести обеспечение частично – это покажет готовность подписать контракт с небольшим опозданием.

Переговоры с заказчиком до заседания комиссии могут помочь избежать включения в список, если объяснить причину затягивания подписания контракта и обозначить готовность исполнить обязательства позже в конкретные сроки после устранения объективных препятствий.

Законная отсрочка подписания контракта

Для победителя закупочной процедуры существуют следующие законные способы оттянуть подписание госконтракта по 44-ФЗ:

  • направить заказчику протокол разногласий;
  • направить претензию к содержанию закупочной документации;
  • получить отсрочку по непредвиденным обстоятельствам.

В течение следующих трех рабочих дней заказчик должен разместить доработанный проект контракта или предоставить отказ от доработки в письменном виде с указанием причин. Следующие три дня даются на подписание окончательного варианта проекта победителем, и ещё три дня проект подписывается заказчиком, и контракт считается заключенным. Таким образом, победитель получает 7 дополнительных рабочих дней до момента вступления контракта в силу. Важно учесть, что протокол разногласий можно направлять только один раз (ч. 4 ст. 83.2 44-ФЗ), но заказчик обязан рассмотреть данный документ.

Претензия к содержанию документации о закупке направляется при проведении очного конкурса или аукциона, когда протокол разногласий не предусмотрен. В претензии можно указать:

  • ссылки на несоответствие извещения о закупке закону 44-ФЗ или отраслевым нормам;
  • данные о нарушении процедуры отбора победителя;
  • факт невключения в контракт условий победителя (при запросе предложений).

Право на отсрочку от подписания контракта победитель также может получить по решению суда, если докажет, что исполнению контракта на данный момент препятствуют обстоятельства непреодолимой силы. Примером таких обстоятельств может быть отзыв лицензии у банка, где обслуживается фирма победителя, или подтвержденные документально перебои с поставкой нужных для исполнения контракта товаров.

Уклонение от подписания контракта по 44-ФЗ. Последствия и как их избежать

В соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в совокупности с положениями Гражданского кодекса, участник электронного аукциона берет на себя обязанность по подписанию контракта в случае победы в торгах.

Таким образом, формируя предложение необходимо заранее просчитывать предпринимательские риски. Победив в торгах, участник не имеет права отказаться от подписания контракта. Причем обязанность распространяется, в том числе и на внесение обеспечения исполнения контракта надлежащим образом и в соответствующий срок.

Как оттянуть подписание контракта?

Что делать в том случае, когда по тем или иным причинам вы не успеваете подписать контракт в течение установленных пяти дней после направления проекта контракта. Прежде всего, направляйте Заказчику протоколы разногласий – это позволит немного продлить отведенный на подписание срок.

Участник имеет право направить в адрес Заказчика три таких протокола в течение тринадцати дней с даты опубликования протокола подведения итогов. Обязанностью Заказчика является обработка этого протокола. То есть в любом случае, какими бы ни были основания составления протокола, Заказчик не может проигнорировать его.

Последствия неподписания контракта участником

Если подписание контракта все равно не состоялось, участнику закупки грозит возможность внесения сведений об организации, учредителях и лицах, являющихся исполнительным органом юридического лица в реестр недобросовестных поставщиков.

Чем грозит эта санкция? Подавляющее большинство Заказчиков, при составлении аукционной документации, устанавливает требование о том, что сведения об участнике не должны быть внесены в этот черный список гос.закупок. Вместе с тем, это не обязанность, а лишь право Заказчика. То есть теоретически документация может этого требования не содержать и тогда организация из реестра имеет полное право участвовать в закупке. Другое дело, что такие варианты документации встречаются крайне редко.

Процесс применения санкций к “уклонисту”

Еще одна деталь состоит в том, что внесение информации происходит не автоматически и у вас есть все шансы добиться того, чтобы сведения не были внесены в реестр недобросовестных поставщиков.

Заказчик обязан направить сведения об уклонившемся участнике в территориальное управление Федеральной антимонопольной службы, которое, в свою очередь, назначает заседание Комиссии для изучения обстоятельств дела и заслушивания сторон. Дата заседания назначается в течение десяти рабочих дней с даты поступления обращения. Обратите внимание, что организация должна быть уведомлена о месте и времени проведения заседания.

В том случае, если сторона не была уведомлена надлежащим образом, решение о внесении сведений в реестр может быть обжаловано в Арбитражном суде с высокой вероятностью принятия положительного для участника решения. Другое дело, что если в контракте вами указаны неверные контактные сведения, на которые это уведомление было направлено, то это останется сугубо вашими проблемами.

Как избежать занесения в РНП?

В ходе заседания Комиссии, заслушиваются мнения сторон по факту уклонения. Проще говоря, представитель организации должен доказать, что в действиях организации отсутствуют признаки недобросовестного поведения, то есть следует говорить о том, что участник не имел намерений уклониться от подписания контракта, совершал действия, направленные на подписание контракта.

Более того, выгодным подтверждением такой позиции будет заявление о том, что в настоящее время участник также готов подписать контракт и исполнить обязательства. Разумеется, что слова должны подтверждаться документами и чем больше их будет, тем прочнее будет ваша позиция.

Обратите внимание на то, что внесение обеспечения исполнения контракта, даже с нарушением срока, в первую очередь говорит о готовности подписать контракт. Поэтому для того, чтобы застраховать себя от неприятных последствий не отказывайтесь от внесения обеспечения, даже если вы понимаете, что исполнение и подписание контракта невозможны.

Свидетельствовать о намерении исполнить контракт будут документы, подтверждающие наличие товара или его части на вашем складе. В том случае, если предметом являются работы или услуги документально подтвердите наличие ресурсов для их выполнения. Это могут быть счета – фактуры, накладные, оформленные на ваше юридическое лицо.

Не стоит забывать и о том, что неподписание контракта могло произойти по независящим от участника обстоятельствам. Таковыми, в том числе, являются выход из строя компьютера, на котором установлено соответствующее программное обеспечение, неисправность электронной цифровой подписи лица, имеющего право действовать от имени организации. В этом случае подтверждающими документами будут акты, документы о сдаче техники или ключа ЭЦП в сервисные организации.

Помимо этого, постарайтесь наладить контакт с Заказчиком, который сможет в определенной степени поддержать вас на заседании и сказать о том, что не настаивает на внесении сведений в реестр.

Не забывайте также и о праве на обжалование решения о внесении в реестр, в Арбитражном суде субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев с момента его принятия.

РЕШЕНИЕ по делу №РНП-68-37/17 о проверке обстоятельств уклонения от заключения контракта

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее – Комиссия Тамбовского УФАС России) в составе:

председатель – руководитель управления Гречишникова Е.А. ,

заместитель руководителя-начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,

в присутствии представителя ТОГБУЗ «Моршанская ЦРБ» (далее – Заказчик) ,

представителя ООО «Яровит» (далее – Общество) ,

проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» обстоятельства незаключения ООО «Яровит» контракта на поставку сока фруктового по итогам электронного аукциона № 0164200003017003324 ,

В Тамбовское УФАС России поступило обращение ТОГБУЗ «Моршанская ЦРБ» (вх. от 25.12.2017 № 9058) об уклонении от заключения контракта на поставку сока фруктового победителя электронного аукциона (реестровый номер 0164200003017003324) ООО «Яровит» (393950, Тамбовская область, г. Моршанск, ул. Зеленая, 30а, ИНН 6826006310) и включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков.

Читайте также:  Основные виды закупок: конкурентные и неконкурентные способы, правила и особенности осуществления

Заказчик представил все предусмотренные Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» документы и сведения.

Комиссия Тамбовского УФАС России в ходе проверки указанных обстоятельств установила следующее.

Комитет государственного заказа Тамбовской области (уполномоченный орган) опубликовал 07.11.2017 на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок извещение № 0164200003017003324 о проведении совместного электронного аукциона на поставку сока фруктового (далее – Аукцион).

Заказчиками по данному аукциону являются 6 учреждений здравоохранения Тамбовской области, в том числе ТОГБУЗ «Моршанская ЦРБ». Начальная (максимальная) цена контракта – 209 381,40 рублей.

В аукционе приняло участие 7 участников закупки.

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 24.11.2017 № 0164200003017003324 победителем признан участник закупки, подавший заявку №5 – ООО «Яровит», предложившее цену контракта 101 549,92 руб. Участник аукциона ООО «Парма» (заявка № 4) сделало предложение по цене контракта – 102 596,83 руб.

Заказчик в соответствии с ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе 01 .12.2017 посредством электронной площадки направил ООО «Яровит » проект контракта для подписания ЭЦП.

05.12.2017 ООО «Яровит » был размещен протокол разногласий к проекту контракта, в котором уточняло размер обеспечения контракта в размере 2382,02руб.

06.12.2017 Заказчиком был повторно размещен для подписания победителем аукциона проект контракта с внесенными изменениями относительно указанного размера обеспечения контракта.

В установленный ч. 6 ст. 70 Закона о контрактной системе срок (до 11.12.2017 23:59:00) победитель аукциона ООО «Яровит » не подписал ЭЦП контракт на электронной площадке, обеспечение исполнения контракта не представил.

В связи с чем, Заказчик 15.12.2017 разместил на электронной торговой площадке протокол отказа от заключения контракта с ООО «Яровит » и направил сведения об Обществе в Тамбовское УФАС России.

В соответствии с ч. 14 статьи 70 Закона о контрактной системе Заказчик 21.12.2017 заключил контракт на поставку сока фруктового с участником аукциона № 2 – ООО «Парма» по цене контракта 15 562,44 руб.

Представитель ООО «Яровит » на заседании Комиссии Тамбовского УФАС России по делу РНП-68-37/17 устно и письменно (вх. от 15.01.2018 № 122) пояснил по рассматриваемой ситуации следующее.

ООО «Яровит» было признано победителем по итогам электронного аукциона № 0164200003017003324. Обществом 05.12.2017 был размещен на площадке протокол разногласий к контракту. 11.12.2017 Общество пыталось подписать проект контракта электронной цифровой подписью, однако осуществить данное действие не смогло из-за выхода из строя ЭЦП из-за вируса в компьютере, в результате которого не работала локальная сеть и программное обеспечение компьютера (представлены подтверждающие документы, а именно: акт проверки ООО «Центр-Инвест» работоспособности локальной сети от 12.12.2017, лист диагностики от 12.12.2017, счет на оплату № 880 от 07.12.2017, акт на передачу прав на лицензию на право пользования сертификата ключа проверки ЭЦП от 15.12.2017).

Представитель ООО «Яровит» указал, что Общество не имело намерения уклоняться от подписания контракта, что подтверждается перечисленными заблаговременно в качестве обеспечения исполнения контракта денежными средствами. В подтверждение этому предоставил платежное поручение от 04.12.2017 № 451 на сумму 2 382,02 рублей. Также сообщил, что товар (сок) для поставки по данному контракту Обществом был уже заранее закуплен (представлены товарные накладные от 06.11.2017 № 4835 от 11.11.2017 № 184, от 05.12.2017 № 9858, от 11.12.2017 № 32782).

На основании изложенного, представитель ООО «Яровит» просил не включать Общество в реестр недобросовестных поставщиков. Также сообщил о заключенных государственных контрактах с Заказчиками по аналогичным совместным аукционам на закупку продовольственных товаров для нужд учреждений здравоохранения Тамбовской области, в том числе по рассматриваемому аукциону, срок окончания для подписания контрактов у которых приходился ранее, чем до 11.12.2017 (представлена справка о заключенных государственных контрактах совместных аукционов того же круга заказчиков).

Комиссия Тамбовского УФАС России в результате проверки обстоятельств неподписания ООО «Яровит» рассматриваемого контракта приходит к выводу, что в рассматриваемых обстоятельствах Обществом не был осуществлен должный контроль, а также не были предприняты все необходимые и возможные меры по подписанию контракта ЭЦП, однако д оказательства, свидетельствующие об умышленном уклонении ООО «Яровит» от подписания проекта контракта с Заказчиком, отсутствуют. Представленные документы и действия Общества свидетельствуют о его намерении и попытках заключения государственного контракта с Заказчиком.

Комиссия Тамбовского УФАС России, учитывая вышеизложенное, приходит к выводу, что действия ООО « Яровит » в части не подписания контракта с ТОГБУЗ «Моршанская ЦРБ» по аукциону № 0164200003017003324 не следует расценивать как недобросовестное поведение при заключении контракта.

На основании изложенного и руководствуясь статьёй 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Тамбовского УФАС России

Не включать сведения об ООО «Яровит» (393950, Тамбовская область, г. Моршанск, ул. Зеленая, 30а, ИНН 6826006310) в реестр недобросовестных поставщиков.

В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.

Уклонение от подписания контракта 44фз

Что делать если не успели подписать контракт по 44ФЗ и теперь попадаем под уклонение от подписания? Заказчик говорит не в силах что-либо сделать и теперь будет комиссия ФАС. Как не попасть в РНП? Контракт мы подписать согласны. http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea44/view/common-info.html?regNumber=0106100002519000100

Ответы юристов ( 4 )

Вячеслав, добрый день, тут все не так просто, дело в том, что у заказчика вне зависимости от наличия конкретно у него реальных претензий существует обязанность по направлению заявления о включении в РНП, как бы он был не против, для того что бы избежать попадания в РНП надо придумать такие обстоятельства которые препятствовали заключению контракта.

Согласно п. 41 «Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»:

41. Нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.
В связи с нарушением обществом обязательств участника закупки, связанных с несвоевременным предоставлением обеспечения исполнения контракта, информация о нем была внесена в реестр недобросовестных поставщиков.

Таким образом надо предоставить доказательства того что Вы пытались и были намерены заключить контракт, в частности предоставления обеспечения, на практике же УФАС придерживается формального подхода и в реестр Вас скорее всего внесут, придется обжаловать в суд, на суд надежды больше.

  • 10,0 рейтинг
  • 7749 отзывов эксперт

Как не попасть в РНП? Контракт мы подписать согласны.

Вячеслав, добрый день! Формально действительно Вы являетесь уклонистом поскольку в установленный срок не подписали контракт.Заказчик обязан направить документы в УФАС для рассмотрения вопроса о включении Вас в РНП (ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ). Заседание по рассмотрению вопроса проходит с участием сторон, поэтому на заседании можно будет озвучить свою позицию ив случае, если уклонение от заключения было вызвано объективными причинами, намерения отказаться от подписания у Вас не было (представили БГ, обеспечение) УФАС может рассмотреть вопрос в Вашу пользу

Вам будет необходимо при рассмотрении данного вопроса в ФАС доказать наличие обстоятельств, свидетельствующих о том, что вы приложили все усилия для заключения контракта.Такие обстоятельства часто являются основанием для не включения указанного лица в РНП ФАС.

Как пример Решение Омского УФАС России от 27.01.2017 по делу № РНП-55-06/2017

Рассмотрев представленные заказчиком материалы, в результате проверки содержащихся в указанных документах и информации факта уклонения ООО от заключения договора на основании части 7 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия считает, что сведения об ООО не подлежат включению в реестр, исходя из следующего. 26.01.2017 в адрес Омского УФАС России (вх. № 539э) поступили письменные пояснения по факту уклонения Общества от заключения договора, в которых указано:«Согласно документации о проведении электронного аукциона контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона. Срок подписания проекта контракта Победителем – 26 декабря 2016 года.
Победитель электронного аукцион ООО по истечении пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта подписал контракт 27 декабря 2016г., чем нарушил срок для подписания проекта контракта, установленный ч. 3 ст. 70 44-ФЗ. Данное обстоятельство можем пояснить, что неподписание контракта произошло по независящим от участника обстоятельствам.
Таковым обстоятельством явилось выход из строя компьютера, на котором установлено соответствующее программное обеспечение. Подписание контракта было произведено сразу же после устранения технических неполадок.
Просим обратить внимание, что ООО не имело целью уклонения в подписании контрактов, доказательством данного момента могут служить оплаченные банковские гарантии, необходимые для заключения данных контрактов. Так же просим принять во внимание тот факт, что ООО является добросовестным поставщиком продуктов питания для ФБУ ЦР ФСС РФ «Омский» на протяжении длительного периода».

Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу указанной нормы Федерального закона о контрактной системе основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает недобросовестное поведение.
Комиссия считает, что вышеуказанные обстоятельства свидетельствует о том, что Общество совершало активные действия, направленные на заключение договора, следовательно, сведения об ООО не подлежат включению в Реестр.

ОТКАЗ ОТ ПОДПИСАНИЯ КОНТРАКТА ПО 44 ФЗ

Ваш личный тендерный отдел!

Звоните +7 (903) 798-43-96

КАК ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ПОДПИСАНИЯ КОНТРАКТА

ПОМНИТЕ:

В основном такое желание возникает в следующих случаях.

  1. В момент заключения контракта, участник закупки вдруг обнаруживает в аукционной документации требования, которые он не сможет выполнить, или эти требования делают контракт невыгодным.
Читайте также:  Совокупный годовой объем закупок по 44-ФЗ: понятие, порядок и пример расчета, особенности учета

В основе этой ситуации лежит невнимательность участника закупки на стадии изучения технического задания, контракта или извещения.

Часто причинами возникновения желания не заключать контракт, являются технические ошибки, при расчёте рентабельности и минимальной цены, до которой можно снизится на аукционе. Иногда причиной является ошибки технических сотрудников в процессе торгов.

  1. Иногда возникает ситуация, когда цены на товары или материалы резко и непрогнозируемо, растут, в результате изменения курса доллара или экономической ситуации, что ведет к нерентабельности исполнения контракта.
  2. Бывают ситуации, когда на этапе заключения контракта, в приложениях к контракту, заказчик выдвигает дополнительные требования, пожелания, что с большой долей вероятности ведет к непредсказуемым и многолетним арбитражным тяжбам. Как вариант, ситуация, когда в приложениях к контракту, заказчик опускает какую-либо критически важную часть технического задания, что ведет к неоднозначности и размытости критериев добросовестного исполнения контрактов.
  3. Азарт участника Госзакупки, в процессе самих торгов, Выигрыш нескольких аукционов, при финансовых и технических возможностях, исполнить меньше выигранного. Иногда начинающие участники подают заявки в тренировочных целях и внезапно выигрывают аукцион, так как на таких условиях больше не нашлось желающих участвовать в закупке.
  4. Бывают случаи, когда заказчик недвусмысленно даёт понять, что не желает видеть вас поставщиком, и благоприятного завершения и закрытия контракта не будет.
  5. Возникновение сложностей с производством товара у единственного производителя, типа пожара, банкротства и так далее.

В таких ситуациях у участника закупки возникает естественное желание избежать подписания контракта.

В такой ситуации у участника закупки имеются четыре варианта поведения.

  1. Первый вариант, это просто отказаться от подписания контракта, оказаться в реестре РНП, на два года, потеряв при этом обеспечение контракта. Вариант честный и справедливый, потому что вы своим поведением доставляете заказчику большое количество сложностей и проблем.
  2. Второй, это заключить контракт, и затем расторгнуть его по соглашению сторон. Вариант, возможен в ситуации чётких, предварительных договорённостей с заказчиком, вариант сопряжён с возможными проверками заказчика, в обоснованности расторжения контракта. Риск в этой ситуации берет на себя заказчик.

Иногда заказчики идут на это, видя невозможность исполнения контракта, по не зависящим от поставщика обстоятельствам. В случае если заказчик, аффилирован с другим участником закупки и горит желанием вас наказать, такой вариант скорее всего «соскочить» не пройдёт.

Третий вариант работает в случае, если срок предусмотренный законом о контрактной системе, еще не окончился.

В этой ситуации участник закупки может пожаловаться на себя в УФАС, обосновав то, что он не соответствует требованиям заказчика, и заявка была допущена с нарушением закона.

Этот способ ведет к 3-м неприятным последствиям:

А) Заказчик в результате вашей жалобы попадает под внеплановую проверку, и рискует получит штраф. Заказчик должен готовить документы, с разъяснением ситуации, ответ на жалобу, участвовать в комиссии УФАС, по рассмотрению жалобы.

Даже если УФАС, не найдет нарушений в вашем допуске, при проверке закупки УФАС может найти другие нарушения, в документации и заказчик может пострадать.

Б) Вы должны понимать, что как бы ни сложилась ситуация с жалобой в УФАС, отношения с заказчиком вы испортите.

Поход в УФАС, подготовка документов к защите своей позиции, не является любимым занятием заказчика.

В случае отмены результатов аукциона, проблем у заказчика будет ещё больше.

В) УФАС может признать вашу жалобу необоснованной, в иных случаях даже при серьезных аргументах в неправомерном допуске в целях воспитания участников закупки. В этой ситуации вам придётся заключать контракт с заказчиком, который к вам мягко говоря не расположен. При этом исполнение контракта будет сопряжено с определёнными трудностями.

При этом велика вероятность потерять обеспечения контракта, попасть в РНП, и долгое время отбивать свои обоснованные затраты через арбитраж.

Четвертый вариант, это не подписывать контракт, обосновав это технической невозможность подписать контракт в регламентированные сроки, с доказательством вашей добросовестности и наличием желания подписать и исполнить контракт. Заказчик при этом подписывает контракт с участником, занявшим второе место, а вам придётся доказывать свою добросовестность и наличие непредвиденных обстоятельств непреодолимой силы. В этом случае необходимо заручиться, серьезными обоснованиями ваших доводов, и юридически грамотно сформулировать обстоятельства, с учетом практики конкретного УФАС.

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ЗАКАЗЧИК РЕШИЛ ВКЛЮЧИТЬ ВАС В РНП.

Причин такой ситуации, и вариантов развития событий может быть несколько.

ВЫ, НЕ ИМЕЯ НАМЕРЕНИЙ ЗАКЛЮЧАТЬ КОНТРАКТ ПОБЕДИЛИ В АУКЦИОНЕ.

Такое могло произойти в двух случаях:

  1. На электронный аукцион, заявки были поданы несколькими участниками, но ни один из них не подавал предложений по цене. В такой ситуации, заказчик, после проверки вторых частей заявок, должен заключить контракт, с участником, который первым прислал заявку, и заявка которого признана соответствующей всем требованиям аукционной документации.

Чтобы избежать такой ситуации, обязательно отзывайте заявки, в случае если передумали участвовать.

Обязательно отслеживайте происходящее с аукционом, если заявку не отозвали. Тревожным звоночком является, то что Вам не вернули на счёт обеспечение с электронной площадки.

  1. В случае, когда вы оказались единственным, кто подал заявку. Не смотря на то что Вы не подавали ценовых предложений, вы автоматически становитесь победителем, и будете обязаны заключить контракт.
  2. В ситуации, когда вы оказались 2-м номером на аукционе, а победитель не стал заключать контракт, в этой ситуации вы имеете право отказаться от заключения контракта. В случае запроса котировок у Вас такой возможности нет, будучи вторым номером, в запросе котировок вы должны заключить контракт, в случае отказа первого номера.

КАКИЕ МОГУТ БЫТЬ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ КОНТРАКТА.

  1. После победы в аукционе вы не успеваете с подготовкой обеспечения контракта.

Пишите заказчику протокол разногласий, ссылаясь на какое-либо формальное основание.

Созвонитесь с заказчиком и честно, объясните ему причины возникновения протокола, и своём желании заключить контракт.

  1. После того как заказчик разместил проект контракта на площадке, и вы не подписали его в регламентированный срок, заказчик связался с Вами и сообщил Вам об этом. Это может быть косвенным подтверждением в том, что заказчик заинтересован заключить с Вами контракт, и Вас есть шанс решить эту ситуацию. Попросите заказчика, чтобы он заново открыл контракт для подписания участником. У него есть такая возможность, вместе с тем он не обязан этого делать и пойдя вам на встречу он наживает сильную головную боль.

Способы заказчика перевывесить контракт

2.1 Заказчик, может сослаться на какое-либо уточнение или мелкую техническую ошибку.

2.2 Заказчик может от своего имени вывесить протокол разногласий и снова разместить проект контракта на площадке.

  1. После того как Вы, в регламентированный срок не подписали контракт, заказчик передал о Вас сведения в УФАС, на предмет отправки в РНП. В этой ситуации Вам придется объяснять Вашу позицию в УФАС. Будьте готовы юридически грамотно доказать свою правоту.
  2. Самыми распространёнными проблемами при заключении контракта, являются ошибки, связанные с предоставлением обеспечения исполнения контракта.

Недоплата в случае демпинга, снижения более 25%, нарушение требований заказчика к оформлению банковской гарантии, сроку её действия и. так далее.

Эти ошибки являются основанием для отказа заказчика от заключения с вами контракта и информированию УФАС, на предмет включения в РНП.

НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫЕ ОШИБКИ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНТРАКТА.

  1. После снижения в торгах свыше 25%, была прикреплена платёжка, с обеспечением, указанным в информационной карте закупки.

В законе о контрактной системе, в рамках обеспечения антидемпинговых мер, вам было необходимо перечислить в полтора раза больше указанного, или прикрепить документы подтверждающие Вашу добросовестность.

  1. Предоставленные Вами документы о добросовестности в соответствии с антидемпинговым мероприятиями, по каким-то причинам не устроили заказчика.
  2. Перечислили меньшую сумму, в связи с технической ошибкой.
  3. Ошибки в предоставленной банковской гарантии, ошибки с формой, сроками, суммой и другими требованиями закона о контрактной системе.

В Москве, отклонение из-за несоответствия банковской гарантии, каким-либо требованиям, стало последним трендом в развития борьбы с неугодными подрядчиками.

  1. Не успели вовремя оформить БГ. (Нужно всегда иметь актуальную информацию от банков, о своём лимите гарантий)

ОБ УЧАСТНИКЕ, ЗАНЯВШЕМ ВТОРОЕ МЕСТО.

Внимание: с 1 июля 2019 г. вступили изменения в 44 ФЗ, несколько меняющие нижеизложенный порядок заключения контракта со вторым участником!

В соответствии с частью 14 статьи 70 Закона о контрактной системе, в случае, если победитель электронного аукциона, признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе предложить заключение контракта, участнику этого аукциона, который предложил цену, такую же как победитель аукциона, или его предложение по цене, следует после условий, предложенных уклонившимся победителем.

В случае если второй участник, соглашается заключить контракт, он признаётся победителем.

Заказчик при этом в проект контракта, включает условия, предложенные новым победителем.

Согласно части 15 статьи 70 Закона о контрактной системе, участник, признанный победителем, согласно части 14 статьи 70 44-ФЗ имеет право подписать контракт или отказаться от заключения контракта.

Законодательство даёт право участнику, который является вторым после победителя отказаться от заключения контракта, даже в том случае, если он дал согласие и признан победителем аукциона.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупки, которые уклонились от заключения контракта или исполнителях, поставщиках, подрядчиках, с которыми расторгнут контракт, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, или по решению суда.

Таким образом, учитывая взаимосвязанные положения части 15 статьи 70 и статьи 104 Закона о контрактной системе, участник, предложению или заявке которого, присвоен 2-й номер, не подлежит включению в РНП, по основанию отказ или уклонение от заключения контракта, так как такой случай не указан в перечне оснований для направления в УФАС информации о включении участника закупки которому присвоен второй номер в реестр недобросовестных поставщиков.

Эта позиция подтверждена судебной практикой и письмом Минэкономразвития РФ за № Д28и-1968 от 10 июля 2015 г.

Добавить комментарий