Перемена поставщика или заказчика при исполнении контракта по 44-ФЗ: порядок и основания

Энциклопедия решений. Перемена лиц по контракту по Закону N 44-ФЗ

Перемена лиц по контракту по Закону N 44-ФЗ

Перемена лиц на стороне поставщика (подрядчика, исполнителя)

Согласно ч. 5 ст. 95 Закона N 44-ФЗ при исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее – контрагент), за исключением случая, если новый контрагент является правопреемником контрагента по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

В целях соблюдения запрета, вытекающего из приведенной нормы, необходимо учитывать следующее.

Во-первых, в ч. 5 ст. 95 Закона N 44-ФЗ дан конкретный перечень форм реорганизации юридического лица, при которых возможна перемена контрагента по контракту, хотя закон предусматривает и иные формы реорганизации – разделение и выделение (п. 1 ст. 57 ГК РФ). Полагаем, это связано с тем, что при преобразовании, слиянии, присоединении к вновь возникшему или реорганизованному юридическому лицу переходят все права и обязанности прежде существовавшего (существовавших) юридического лица в полном объеме (п.п. 1, 2, 5 ст. 58 ГК РФ). А при разделении и выделении к вновь создаваемым юридическим лицам переходит часть прав, определяемая передаточным актом (п.п. 3, 4 ст. 58 ГК РФ), что порождает возможность споров по вопросу о том, кому же перешли права и обязанности по конкретному договору (контракту). В любом случае, перечень форм реорганизации, данный в ч. 5 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, следует считать исчерпывающим, а потому перемена контрагента при его реорганизации в форме разделения или выделения невозможна. Если заказчику поступает предложение от контрагента о перемене лица на его стороне ввиду проведения им реорганизации в форме разделения или выделения, заказчик может только требовать расторжения контракта и провести новую закупку. Применительно к реорганизации контрагента путем разделения аналогичные разъяснения даны в письме Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28И-2852.

Примечание

В случае если при выделении из юридического лица – контрагента заказчика по контракту передаточный акт не предусматривает переход прав и обязанностей по контракту к создаваемому путем выделения новому юридическому лицу, юридическое лицо, из которого выделяется новое, продолжает оставаться контрагентом по контракту и вопроса о перемене лица на его стороне не возникает. Необходимости расторжения контракта в таком случае законом не установлено.

Во-вторых, ч. 5 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предусматривает возможность перемены лица на стороне контрагента только при реорганизации юридического лица. Следовательно, если поставщиком является физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, такая перемена невозможна. Например, в случае смерти наследник умершего контрагента не может стать новым контрагентом.

В связи с этим заметим, что утрата контрагентом – физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя не влечет изменения стороны контракта (ею остается то же самое физическое лицо) и не приводит к невозможности дальнейшего выполнения им условий контракта. По смыслу положений ст. 17 ГК РФ гражданин обладает правоспособностью независимо от наличия у него статуса индивидуального предпринимателя. Прекращение регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя не является основанием для прекращения его обязательств, возникших при осуществлении предпринимательской деятельности. По правовым последствиям оно не может быть приравнено к ликвидации юридического лица (ст. 419 ГК РФ) и не влечет прекращения обязательства невозможностью исполнения (ст. 416 ГК РФ) (см. также постановления Восьмого ААС от 14.08.2008 N 08АП-3256/2008, Президиума Алтайского краевого суда от 25.01.2011 N 44г-5). Согласно п. 4 ст. 3 Закона N 44-ФЗ участником закупки может быть не только индивидуальный предприниматель, но и не обладающее таким статусом физическое лицо. Следовательно, гражданин вполне может завершить исполнение контракта и после утраты статуса индивидуального предпринимателя.

В-третьих, поскольку возможность перемены лица на стороне контрагента установлена только для случаев реорганизации юридического лица, перемена лица на стороне контрагента – независимо, юридического лица или физического – по какому бы то ни было гражданско-правовому договору по общему правилу недопустима (см. также письмо Минэкономразвития России от 28.01.2015 N Д28и-151).

Исключение установлено ст. 111.2 Закона N 44-ФЗ: если иное не предусмотрено контрактом на оказание услуги по предоставлению кредита, право требования к заказчику по такому контракту может быть передано исполнителем в залог Центральному банку РФ в обеспечение исполнения его обязательств по кредитам Центрального банка РФ, а в случае обращения взыскания в установленном порядке на заложенное право требования – перейти к Центральному банку РФ.

Поскольку речь идет об императивной норме (п. 1 ст. 422 ГК РФ), то запрет на перемену лиц иначе, чем в случаях, указанных в ч. 5 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, не может быть снят условиями контракта.

Перемена лиц на стороне заказчика

Совсем иначе обстоит вопрос с переменой лица на стороне заказчика. Часть 6 ст. 95 Закона N 44-ФЗ лишь указывает, что в случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику. Как видим, закон допускает перемену лица на стороне заказчика, не ставя каких-либо ограничений.

В то же время Закон N 44-ФЗ не регулирует порядка перемены лица на стороне заказчика. Соответственно, переход прав и обязанностей заказчика к другому лицу может осуществляться либо в порядке правопреемства при реорганизации (п. 1 ст. 129 ГК РФ), причем в любой форме, поскольку закон в данном случае ограничений не вводит, либо в порядке, предусмотренном главой 24 ГК РФ “Перемена лиц в обязательстве”.

При этом в соответствии со ст. 392.3 ГК РФ в случае одновременной передачи стороной всех прав и обязанностей по договору другому лицу (передача договора) к сделке по передаче соответственно применяются правила об уступке требования и о переводе долга. Причем если для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 2 ст. 382 ГК РФ), то перевод должником своего долга на другое лицо в силу п. 2 ст. 391 ГК РФ допускается только с согласия кредитора и при отсутствии такого согласия является ничтожным. В то же время согласно тому же п. 2 ст. 391 ГК РФ если кредитор дает предварительное согласие на перевод долга, этот перевод считается состоявшимся в момент получения кредитором уведомления о переводе долга. Иными словами, если контракт включает в себя условие о возможности передачи заказчиком своих прав и обязанностей по нему, то заказчик вправе передать права и обязанности по контракту в любой момент.

Обращаем внимание, что передача государственным или муниципальным заказчиком своих прав и обязанностей по контракту, безусловно, должна осуществляться с учетом требований бюджетного законодательства.

В заключение отметим, что после перемены лица в контракте должны быть изменены сведения о его стороне, на которой произошла перемена лица. Такие сведения не относятся к условиям контракта и могут быть изменены в любое время. Подробнее данный вопрос рассмотрен в отдельном материале.

Перестановка слагаемых. Допустима ли замена стороны при исполнении госконтракта

В ходе исполнения госконтрактов, заключенных по результатам торгов, как у заказчика, так и у поставщика (исполнителя, субподрядчика) иногда возникает потребность перевода своих обязательств или переуступки своих прав другим лицам. Причины для этого могут быть самыми разными – от банального отсутствия средств на счету у заказчика до долговых обязательств поставщика перед кем-либо. Однако потребность потребностью, но самое главное, чтобы подобные действия не вступали в противоречие с законодательством в сфере госзакупок. Рассмотрим два случая из практики, наглядно демонстрирующие возможные механизмы разрешения таких ситуаций.

Возможен ли, согласно Закону № 44-ФЗ, перевод долга по оплате муниципального контракта на главного распорядителя бюджетных средств, если на расчетный счет заказчика – муниципального казенного учреждения наложен арест органом Казначейства? Заказчиком (муниципальным казенным учреждением) заключены муниципальные контракты в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. В настоящее время на расчетный счет учреждения наложен арест органом Казначейства. Позволяет ли Закон № 44-ФЗ осуществить перевод долга по оплате муниципального контракта заказчика другому лицу – главному распорядителю бюджетных средств, в связи с тем что на расчетный счет учреждения наложен арест органом Казначейства (чтобы произвести оплату выполненных работ по контракту с расчетного счета главного распорядителя)?

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ограничивая возможность перемены поставщика (подрядчика, исполнителя) по заключенному государственному (муниципальному) контракту (ч. 5 ст. 95 Закона № 44-ФЗ), допускает возможность перехода прав и обязанностей заказчика. Часть 6 ст. 95 Закона №44-ФЗ устанавливает, что в случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику. При этом порядок перехода прав и обязанностей заказчика по контракту данным законом не урегулирован.

В силу ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях гражданского и бюджетного законодательства.

Отметим, что в ч. 6.6 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», действовавшего до 1 января 2014 года, содержалось положение, аналогичное по содержанию ч. 6 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, и ФАС России, давая разъяснения по применению данной нормы, указала, что вопрос перемены лица в контракте регулируется нормами законодательства РФ, регламентирующего соответствующие правоотношения (см. тему 3 Обзора разъяснений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, подготовленного Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, июль 2012 года).

Перемена лиц в обязательстве регулируется гл. 24 ГК РФ. Исходя из п. 1 ст. 382 ГК РФ, она происходит либо по закону (в результате наследования, реорганизации юридического лица, регресса, суброгации и т.п.), либо по договору уступки права требования, перевода долга. Поскольку в рассматриваемой ситуации передача прав и обязанностей напрямую законом не предусмотрена, она может происходить только по договору, при этом такая замена должна производиться с соблюдением как правил об уступке требования (параграф 1 гл. 24 ГК РФ), так и правил о переводе долга (параграф 2 гл. 24 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования), если это не противоречит закону, иным правовым актам или договору. Согласие должника на уступку не требуется (если иное не предусмотрено законом или договором), следует лишь уведомить его о состоявшейся уступке. Перевод должником своего долга на другое лицо осуществляется также в письменной форме (если договор, из которого возник долг, также заключался в письменной форме) и допускается лишь с согласия кредитора (ст. 391 ГК РФ).

Исходя из этого, по нашему мнению, соглашение (договор) о перемене заказчика по договору (контракту) может быть заключено между первоначальным заказчиком и новым заказчиком с предварительным получением согласия поставщика (исполнителя). Следовательно, возможно оформить и трехстороннее соглашение между прежним и новым заказчиками и поставщиками товаров (исполнителями услуг). Отметим, что позиция о возможности передачи прав и обязанностей заказчика по контракту на основании трехстороннего соглашения, правда, в период действия Закона № 94-ФЗ, также была высказана Минэкономразвития России в письме от 05.06.2009 № Д05-2813.

Таким образом, нормы Закона № 44-ФЗ и гражданского законодательства не содержат ограничений на заключение казенным учреждением договора перевода долга своих обязательств по оплате муниципального контракта другому заказчику.

Читайте также:  АСЭЗ: Автоматизированная система электронных закупок ПАО «Газпром», порядок регистрации и необходимые документы

Вместе с тем особенности правого положения казенных учреждений, определенные в ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, предполагают, что финансовое обеспечение деятельности таких учреждений осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы (п. 2 указанной статьи). Обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает и закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (ст. 70 БК РФ).

Из п. 2 ст. 72 и п. 5 ст. 161 БК РФ следует, что заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств (за исключением случаев, установленных п. 3 ст. 72 БК РФ), если иное не установлено самим Бюджетным кодексом РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Следует напомнить, что лимит бюджетных обязательств представляет собой объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (и плановом периоде). Текущий финансовый год – год, в котором осуществляются исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (и плановый период). Плановый период – два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом (ст. 6 БК РФ).

Иначе говоря, возможность заключения соглашения о переводе долга казенного учреждения по оплате предоставленных по муниципальному контракту товаров (работ, услуг) другому лицу (в том числе являющемуся главным распорядителем бюджетных средств) будет решаться с учетом требований сметно-бюджетной дисциплины, а также принципов результативности и эффективности использования бюджетных средств, установленных бюджетным законодательством (см., например, ст. 28, 34 БК РФ).

Из этого следует вывод, что заключение подобного соглашения возможно с учетом ограничений, установленных бюджетным законодательством.

Не является ли ничтожным договор уступки прав денежного требования по еще не исполненному государственному контракту, если он заключен подрядчиком с другим лицом до 1 июня 2015 года? Подрядчик по государственному контракту, работы по которому до сих пор исполняются, до 1 июня 2015 года заключил с другим лицом договор уступки прав денежного требования, которое возникнет к заказчику в будущем (универсальное правопреемство). Не является ли такой договор цессии ничтожным (с учетом положений п. 7 ст. 448 ГК РФ)? Допускается ли с 1 июня 2015 года уступка права требования по контрактам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»?

К сожалению, однозначно ответить на вопрос нельзя. И вот почему. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» основан на положениях ГК РФ (п. 3 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ). Однако общие положения ГК РФ, в том числе правила гл. 24 этого кодекса, применяются к отношениям в сфере контрактной системы в части, не урегулированной Законом № 44-ФЗ и не противоречащей этому закону.

Согласно ч. 5 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, при исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый контрагент является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения (аналогичная норма содержалась в ч. 6.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, регулировавшего соответствующие отношения до 2014 года). Из приведенной нормы буквально следует, что не допускается не только передача договора (ст. 392.3 ГК РФ) контрагентом, то есть полная замена стороны по контракту (см. также письмо Минэкономразвития России от 05.03.2010 № Д22-231), но и передача другому лицу предусмотренной контрактом обязанности контрагента по поставке товара, выполнению работы, оказанию услуги (то есть перевод долга).

При этом запрета на уступку контрагентом возникшего у него из контракта права требования к заказчику Закон № 44-ФЗ не содержит. И хотя Минфин России неоднократно указывал на то, что цессия по государственным (муниципальным) контрактам не допускается (письмо от 11.03.2015 № 02-02-08/12916, от 29.05.2012 № 02-11-05/1904), в судебной практике подобные соглашения (во всяком случае заключенные в период до 1 июня 2015 года) рассматриваются как не противоречащие Закону № 44-ФЗ (например, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2015 №07АП-9886/14, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2015 № 19АП-3261/15, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 22.05.2015 № 03АП-2049/15, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2015 № 17АП-14998/14).

Федеральным законом от 08.03.2015 № 42-ФЗ, вступившим в силу с 1 июня 2015 года, ст. 448 ГК РФ дополнена п. 7. Согласно этой норме, если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено в соответствии с законом.

К сожалению, формулировка приведенной нормы допускает возможность неоднозначного толкования, а практика ее применения на сегодняшний день не сформирована.

С одной стороны, положения п. 7 ст. 448 ГК РФ, возможно, могут восприниматься как не допускающие именно одновременную уступку прав и перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора (то есть как запрет на передачу победителем торгов договора, заключенного на торгах). Более того, на сегодняшний день нет уверенности и в том, что положения ст. 447–449 ГК РФ вообще применимы к отношениям, регулируемым Законом № 44-ФЗ. Это связано, в частности, с тем, что ряд предусмотренных этими статьями норм не соответствует порядку, предусмотренному Законом № 44-ФЗ (см., в частности, п. 4 ст. 447, п. 5, 8 ст. 448 ГК РФ).

С другой стороны, буквально напрашивается вывод о том, что из п. 7 ст. 448 ГК РФ все же следует установление запрета на заключение лицом, договор с которым заключен на торгах, соглашений, направленных как на перевод долга, так и на уступку прав, возникших у него из этого договора. Ни положения ст. 447 – 449 ГК РФ, ни положения Закона № 44-ФЗ не содержат условий, которые позволяли бы не распространять установленный п. 7 ст. 448 ГК РФ на отношения по государственным (муниципальным) контрактам. При таком подходе следует признать, что с 1 июня 2015 года любые соглашения об уступке прав из контрактов, которые, в свою очередь, были заключены по результатам конкурентных процедур, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, победителями этих процедур должны квалифицироваться как ничтожные (ст. 168 ГК РФ, п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25). В связи с изложенным представляется, что до формирования в право применительной практике единообразного подхода к вопросу о соотношении п. 7 ст. 448 ГК РФ и положений Закона № 44-ФЗ уступка участниками закупок прав по контрактам сопряжена с очевидными рисками.

Что касается указанного в вопросе соглашения, то поскольку оно заключено до 1 июня 2015 года, п. 7 ст. 448 ГК РФ, скорее всего, не может рассматриваться в качестве основания для его недействительности, а значит, и не препятствует его исполнению. Иными словами, после 31 мая 2015 года соответствующее соглашение продолжает оставаться основанием для перехода права требования, которое возникнет в будущем, к новому кредитору. Однако правоприменительной практики, где рассматривались бы похожие ситуации, обнаружить не удалось.

Проект контракта по 44‑ФЗ: обязательства по новым правилам

Как важная составляющая любой закупочной процедуры, проект контракта включает все обязательные и существенные условия будущей поставки. Он имеет определенную структуру, и заказчику нужно учитывать определенные требования к составлению этого документа, поскольку участникам торгов придется его изучать.

В проекте контракта вы не увидите цену — она формируется уже после того, как пройдут торги, также в нем не указываются конкретный предмет контракта и реквизиты поставщика, так как они становятся известны после подведения итогов, и информация из заявки победителя копируется в предмет контракта.

При этом заказчик, планируя закупку, уже имеет представления о технических характеристиках товара, условиях, времени и месте проведения закупки, сроках и порядке исполнения обязательств.

Что заказчик обязан включить в проект контракта

На первом этапе

Проект контракта всегда есть в комплекте документов закупки, чтобы его могли изучить участники торгов.

На первом этапе в проект контракта не включаются условия, которые становятся известны только тогда, когда определится победитель.

При этом заказчик включает условия об ответственности сторон, порядок и сроки оплаты, вопросы обеспечения, подробный порядок приемки и любые другие важные для него моменты.

На втором этапе

После подведения итогов закупки уточняется цена, реквизиты поставщика и объект закупки, и заказчик вносит их в проект контракта.

Далее победитель подписывает контракт, вносит обеспечение и возвращает контракт на подпись заказчику.

Последний, кто подписывает контракт, — заказчик. Он должен убедиться в том, что поставщик выполнил все обязательства этого этапа.

Что представляет собой контракт по структуре

  • Информация о заказчике и контрагенте и реквизиты закупки (в преамбуле)
  • Информация о закупке
  • Руководители заказчика и участник закупки, которые имеют право подписывать контракт
  • Подробное описание объекта закупки в предмете контракта

Указываем цену контракта

В цену входят все расходы поставщика: стоимость товара, упаковки, маркировки, погрузки, доставки и разгрузки, таможенные пошлины и другие расходы, которые связаны с исполнением обязательств.

Дополнительные расходы, которые несет поставщик, не влияют на цену в контракте.

Важно понимать, что:

  • в проекте контракта фиксируется цена, предложенная поставщиком;
  • цена не меняется весь срок действия контракта;
  • в некоторых случаях разрешается указать формулу цены, максимальное значение общей цены контракта или цену за единицу товара, работы или услуги;
  • обязательно указывается источник финансирования.

Указываем порядок проведения приемки

В контракте должны быть указаны сроки и порядок проведения приемки (иногда это довольно сложные мероприятия), порядок взаимодействия сторон, контактные лица. Хорошее дополнительное условие — уведомление о готовности к приемке.

Исполнение обязательств по приемке нужно фиксировать в отдельном документе. Чаще всего для этого используют акты приемки товаров, результатов выполненных работ или оказания услуг.

Указываем порядок и сроки оплаты

Срок расчетов — не более 15 рабочих дней для поставщика СМП и не более 30 дней для остальных поставщиков. Он всегда отсчитывается от даты подписания акта приемки ТРУ.

В контракте нужно подробно описать порядок расчетов: авансы, поэтапная оплата.

Указываем обеспечение контракта

Важно указать размер обеспечения, способы обеспечения контракта: денежную сумму или банковскую гарантию (способ всегда выбирает поставщик), а также сроки и порядок возврата обеспечения.

Указываем срок действия контракта

В проекте контракта достаточно указать срок действия контракта, сроки всех обязательств внутри контракта и условие, что окончание срока действия контракта не освобождает стороны от ответственности за нарушение условий.

Указываем порядок изменения и расторжения контракта

Здесь важны основания для изменения условий контракта (если объект закупки простой, порядок исполнения контракта несложный, сроки небольшие, заказчик часто не включает этот пункт) и порядок одностороннего расторжения контракта (по желанию заказчика).

Указываем условия контракта

Здесь важно зафиксировать:

  • права и обязанности сторон (конфликты по этому пункту сложно разрешаются, поэтому лучше всего формулировать этот пункт максимально подробно);
  • требования по качеству;
  • условия о соблюдении технологий;
  • условия доставки;
  • требования о вводе в эксплуатацию, монтаже, наладке;
  • условия о документах, предоставляемых поставщиком вместе с товаром или после выполнения работ и оказания услуг;
  • обстоятельства непреодолимой силы;
  • заключительные положения;
  • реквизиты и контактные данные поставщика и заказчика.
Читайте также:  Расчет НМЦК по 44-ФЗ: онлайн-калькулятор, методы и формула определения начальной максимальной цены контракта

Ответственность за неисполнение обязательств по новым правилам

В случае неисполнения обязательства по контракту участникам закупки грозят неустойки в виде пени или штрафов (Постановление Правительства РФ от 02.08.2019 № 1011). Поэтому при подготовке проекта контракта важно учитывать новые условия и отражать их в контрактах.

Пени начисляются, если поставщик не уложился в сроки, установленные для исполнения обязательств.

Размер пени за просрочку обязательств во всех случаях рассчитывается по ключевой ставке Центробанка РФ 1/300 за каждый день просрочки:

Пени = количество дней просрочки * цена контракта * (ставка рефинансирования * 1/300)

Если срок исполнения обязательств по контракту истек 10 сентября 2019 года, а в действительности обязательства выполнены 19 сентября 2019 года, то при стоимости контракта в 100 000 руб. расчет пени будет таким:

9 * 100 000 * (0,07 * 1/300) = 210 руб.

Все пени рассчитываются по ключевой ставке 1/300, если нет дополнительного законодательного регулирования. Исключения распространяются на случаи, когда другими законами установлены другие ставки пени. Например, контракты ОСАГО подчиняются отдельной ставке.

Электроснабжение оплачивается по ставке 1/130

В ситуации, когда заказчик оплатил услуги по передаче электроэнергии не в полном объеме или не вовремя, он выплачивает компании пени в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ от требуемой суммы за каждый день просрочки.

Штрафы

Штрафы действуют в отношении нарушений, не связанных со сроками. Они скорее зависят от статуса поставщика и срабатывают в том случае, если он пренебрегает условиями контракта.

Раньше заказчику нужно было указывать в контракте помимо фиксированного процента штрафа еще и его сумму. Так как заказчик не мог предвидеть, как снизится начальная максимальная цена контракта в результате торгов, он не знал фиксированной суммы штрафа до конца закупки и оставлял пустую графу, чтобы рассчитать сумму штрафа от цены контракта, когда она станет известна.

Теперь размеры ответственности сторон за несоблюдение обязательств больше не нужно указывать в виде фиксированной суммы. Достаточно показать процент от цены контракта, определяемый в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042.

Так теперь будут выглядеть положения контракта, связанные со штрафом:

  • Если цена контракта не выходит за рамки суммы в 3 млн руб., размер штрафа — 3 % цены контракта.
  • Если цена контракта варьируется в пределах от 3 до 10 млн руб., размер штрафа — 2 % цены контракта.

Штрафы для малого и социального бизнеса

В одном размере установлены штрафы за неисполнение (ненадлежащее исполнение) контрагентом своих обязательств, если закупка была только для СМП и СОНКО:

  • 1 % цены контракта или его этапа;
  • не менее 1 000 руб. и не более 5 000 руб.

Новое ограничение суммы неустойки

Если раньше суммы неустоек часто превышали суммы контрактов, и судебная практика была довольно жесткой, то сейчас сумма неустойки не должна быть больше цены контракта.

С 14 августа 2019 в сумме неустойки не учитываются пени, только штрафы.

Общая сумма начисленных штрафов и для заказчика, и для поставщика не должна превышать общую сумму контракта.

В каких случаях допускается замена поставщика при исполнении контракта по 44-ФЗ?

Перед заказчиком может возникнуть необходимость изменить поставщика, который исполняет государственный контракт. Замена поставщика при исполнении контракта по общим правилам 44-ФЗ не допускается. Но законодательство о контрактной системе также допускает исключительную ситуацию, когда это возможно.

В каких случаях допускается замена поставщика при исполнении контракта

44-ФЗ жестко следит за изменением существенных условий государственного контракта. В ст. 95 44-ФЗ устанавливаются общие правила изменения условий государственного контракта и правила, при которых допускается его изменить. В частности, здесь перечислены условия, которые менять строго запрещено.

По данному вопросу стоит учитывать позицию Минфина в письме от 2015 года №02-02-08/12916. Ведомство предполагает, что сменить поставщика невозможно по нескольким причинам:

  1. Заказчик не может изменить ранее представленные сведения о контрагенте для того, чтобы санкционировать расходы для нового получателя.
  2. Личность участника имеет важное значение при закупках. Например, некоторые закупки предполагают исключительное участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных НКО, предоставляют преимущества организациям инвалидов и пр.

Стоит обратить внимание, что в 44-ФЗ упомянуты только эти три формы реорганизации. Например, не допускается такая форма, как разделение.

Согласно ч. 1 ст. 58 Гражданского кодекса, в процессе слияния юрлиц их права и обязанности переходят к тому лицу, которое возникло в результате преобразования. При присоединении одного юрлица к другому к последнему переходят обязательства присоединенного юрлица согласно, ч. 2 ст. 58 ГК.

При преобразовании юрлица из одной организационно-правовой формы в другую по ч. 5 ст. 58 Гражданского кодекса их права и обязанности остаются неизменными, кроме тех, которые распространяются на учредителей и участников.

В случае реорганизации в форме разделения необходимо учесть Письмо Минэкономразвития от 2014 года №Д28и-2825. Здесь сказано, что при разделении компании стоит расторгнуть договор, так как такая форма реорганизации, как разделение, не прописана в 44-ФЗ, а новый поставщик не является правопреемником в отношении первоначального.

Таким образом, в общем случае перемена поставщика при исполнении государственного контракта недопустима.

Оформление перемены поставщика и внесение сведений об изменениях в ЕИС

Правила перемены лиц в обязательствах определяет Глава 24 Гражданского кодекса. Согласно п. 1 ст. 382 Гражданского кодекса, права, принадлежащие кредитору или поставщику, передаются иному лицу на основании законодательства или сделки.

Если реорганизация поставщика производится в форме слияния, преобразования и присоединения, то сторонами оформляется такая замена правопреемником через подписание дополнительного соглашения.

Дополнительное соглашение обязательно имеет письменную форму, но его содержание не регламентировано законодательно. В нем следует прописать такие условия, как:

  1. Дата подписания допсоглашения и место его подготовки.
  2. Реквизиты госконтракта, к которому оно прилагается.
  3. Указание причины подписания данного допсоглашения: реорганизация поставщика по государственному контракту.
  4. Указание на то, что все остальные пункты остаются неизменными, все обязательства по госконтракту переходят к реорганизованному юрлицу.
  5. Подписи руководства и печати организации.

После подписания допсоглашения смена подрядчика приобретает юридическую силу. Допсоглашение становится неотъемлемой частью контракта и должно храниться вместе с ним.

Если иное не предусмотрено законодательством или договором, право первоначального участника переходит к новому в том же объеме, которое существовало на момент перехода. То есть все обязательства по госконтракту переходят к реорганизованной компании в неизменном виде. Заказчик не вправе в одностороннем порядке изменить условия государственного контракта одновременно с подписанием дополнительного соглашения о перемене поставщика.

Также заказчик должен разместить подписанное им допсоглашение о смене поставщика в реестр контрактов. Этот документ поступает в реестр в течение 3 дней после его подписания.

Передача прав по получению оплаты поставщиком третьему лицу

В случае если победитель торгов исполнил все условия государственного контракта и взятые на себя обязательства, то он может передать третьему лицу права требования оплаты по государственному контракту.

Указанная позиция отражается в Определении ВС РФ от 2017 года по делу №307-ЭС16-19959. Так, Верховный суд принял решение, что 44-ФЗ содержит только запрет на перемену исполнителя или подрядчика при реализации обязательств по госконтракту. Но когда его условия уже были исполнены, то в процессе оплаты личность кредитора уже не имеет столь существенного значения.

При этом заказчик сохраняет право выдвижения возражений в соответствии со ст. 386 Гражданского кодекса.

Допускается ли перемена заказчика при исполнении контракта

Законодательство о контрактной системе ограничивает только возможность смены поставщика по госконтракту. Тогда как сменить заказчика по нему допускается, но только если вторая сторона является заказчиком в понимании 44-ФЗ (в частности, пп. 4-7 ст. 3 ч. 6 ст. 95 44-ФЗ). В 44-ФЗ не предусмотрены конкретные ситуации, при которых допустима смена заказчика, законодательно просто прописана подобная возможность.

Смена заказчика производится через подписание дополнительного соглашения, если это возможно. Но для этого данный госконтракт должен продолжать действовать.

Согласно ч. 6 ст. 95 44-ФЗ, при перемене заказчика его права и обязанности переходят к новому. С учетом п. 7 ст. 3 44-ФЗ заказчик выступает государственным или муниципальным органом на основе ч. 1 ст. 15 44-ФЗ. На основании п. 5 ст. 3 ФЗ-44 госзаказчик – это государственный орган или госкорпорация, которые проводят закупки от лица РФ или региона. По п. 6 данной статьи заказчиком выступают муниципальный орган или муниципальное образование, которые наделены правом закупочной деятельности.

Таким образом, законодательство допускает заменять поставщика только в случае замены его на правопреемника при реорганизации юрлица в форме преобразования, присоединения или слияния. В остальных ситуациях замена поставщика при исполнении государственного контракта запрещена по 44-ФЗ. Перемена поставщика производится через подписание дополнительного соглашения к госконтракту. Если законная перемена невозможна, то сторонам следует подписать допсоглашение о расторжении контракта из-за невозможности его исполнения по нормам ст. 416 Гражданского кодекса.

Как изменить существенные условия госконтракта

Изменение существенных условий контракта по 44 ФЗ — это процедура, которая возможна в строго ограниченных случаях. Что-то можно менять и улучшать, а что-то — категорически запрещено.

Что относится к существенным условиям

С существенным условиям относятся положения, которые обязательно должны быть в контракте в силу прямого указания закона.

В п. 1 ст. 432 ГК указано, что договор не заключается, если не достигнуто согласие по поводу предмета сделки и условий, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, и все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В ст. 34 44-ФЗ в контракте обязательно нужно отразить такие условия:

  • порядок определения количества ТРУ на основании заявок заказчика при закупке с неопределенным объемом;
  • цена контракта;
  • итоговая цена каждого этапа;
  • ответственность заказчика и поставщика;
  • порядок и срок оплаты товара, работы, услуги;
  • порядок и срок приемки ТРУ и оформления такой приемки ТРУ;
  • уменьшение суммы, которая подлежит уплате, на размер обязательных платежей (включая налоги, сборы), связанных с оплатой контракта, если их в бюджеты бюджетной системы должен уплатить заказчик;
  • обеспечение исполнения контракта и сроки возврата обеспечения, которое внесено деньгами, в том числе его части;
  • порядок и срок предоставления поставщиком обеспечения гарантийных обязательств (если установлено требование о его предоставлении);
  • предоставление нового обеспечения исполнения контракта, если у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, отозвали лицензию.

В 2020 году заказчики, которые получают деньги из федерального бюджета, в случаях, которые указаны в Федеральном законе № 459-ФЗ от 29.11.2018, обязаны включать в контракт условие о казначейском сопровождении целевых средств, а в ряде случаев и о казначейском обеспечении обязательств.

Как изменить существенные условия

По общему правилу, изменять существенные условия нельзя. Однако, в ч. 1 ст. 95 и ч. 54 ст. 112 44-ФЗ закреплены причины изменения контракта по 44 ФЗ — основания, когда это правило можно нарушить. Собрали их в таблицу.

ОснованияУсловияНорма закона
Снижается цена, изменение объемов по 44 ФЗ не происходит, то есть количество товара, работ или услуги, качество и иные условия остаются прежними.Прописывается в документации и госконтракте или только в договоре, если закупка проходит у единственного поставщика.Пп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ.
Увеличивается или уменьшается по предложению заказчика количество товара, объема работы или услуги. Пропорционально происходит изменение цены контракта по 44 ФЗ.Предел корректировок цены — 10% в сторону увеличения или уменьшения.

Возможность прописывается в документации и госконтракте или только в госконтракте, если закупка проходит у единственного поставщика.

Изменение контракта по 44 ФЗ по этому основанию не дает сторонам право дополнять спецификацию новыми позициями или исключать из нее уже утвержденные.

Пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ.
Изменяются условия, т. к. возникли не зависящие от сторон обстоятельства и продолжать выполнять обязательства нельзя.Контракт заключен на срок не менее трех лет для обеспечения федеральных и региональных нужд.

Цена такого госконтракта равна или превышает размер цены, установленной в п. 1 Постановления Правительства № 1186 от 19.12.2013 для обеспечения:

  • федеральных потребностей — 10 млрд руб.;
  • региональных нужд — 1 млрд руб.;
  • местных нужд — 500 млн руб.

Для закупок на проведение клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения цена договора должна быть равна или превышала 40 млн руб.

Внесение изменений в контракт по 44 ФЗ происходит на основании решения правительства, высшего органа исполнительной власти региона или местной администрации соответственно.

П. 2, 3 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ.
Изменяются цены (тарифы) на товары, работы, услуги.Эти тарифы должны регулироваться законодательством.П. 5 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ.
Уменьшаются лимиты бюджетных обязательств заказчика.Заказчик и поставщик заключают дополнительное соглашение на изменение договора по 44 ФЗ. Так согласовываются новые условия контракта, в том числе цена, сроки его исполнения и количество товара, объем работы либо услуги, которые прописаны в нем.

Изменение спецификации контракта по 44 ФЗ для сокращения количества товара, объема работы или услуги делается на основании Методики, которая утверждена Постановлением Правительства № 1090 от 28.11.2013.

П. 6 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ.
Изменяется цена договора, который заключен с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами России.Изменение суммы договора по 44 ФЗ в сторону увеличения или уменьшения производится по медицинским показаниям перечня услуг, которые связаны с лечением.

Главное, чтобы такая возможность была предусмотрена в договоре.

П. 7 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ.
Изменяется контракт с единственным поставщиком.Для закупок с единственным поставщиком изменение его существенных условий, только если он подписан на основании п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.П. 10 ч. 1 ст. 95 закона № 44-ФЗ.

Как изменить госконтракты на строительные работы

С 01.07.2019 в 44-ФЗ появились новые основания для изменения существенных условий в госконтрактах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия. Собрали новые основания в таблицу.

Что меняетсяУсловияНорма закона
Любые существенные условия госконтракта.При соблюдении следующих условий:

  • контракт заключен на год и более;
  • цена госконтракта равна или превышает 100 млн руб. Это закреплено в п. 1(1) Постановления Правительства № 1186 от 19.12.2013;
  • работы не выполняются по не зависящим от сторон обстоятельствам;
  • изменение не приведет к увеличению срока исполнения или цены более чем на 30%.

Чтобы изменить условия, нужно письменно обосновать решение. Оно основывается на акте правительства, высшего исполнительного органа региона либо местной администрации.

П. 8 ч. 1 ст. 95 закона № 44-ФЗ.
Объем или виды выполняемых работ.Предел корректировок цены — 10% в сторону увеличения или уменьшения. Возможность прописывается в документации и госконтракте или только в госконтракте, если закупка проходит у единственного поставщика.Пп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 95 закона № 44-ФЗ.
Срок исполнения контракта.Изменять можно один раз, новый срок не должен быть больше первоначального.

Контракт не исполняется по не зависящим от сторон обстоятельствам или по вине подрядчика. Если виноват подрядчик, ему придется сначала оплатить неустойку (штрафы, пени) и предоставить обеспечение исполнения госконтракта на новый срок. Срок действия банковской гарантии, которая предоставлены в качестве такого обеспечения, должна не менее чем на месяц превышать измененный срок исполнения госконтракта. Это указано в ч. 3 ст. 96 44-ФЗ.

П. 9 ч. 1 ст. 95 закона № 44-ФЗ.

Как изменить ставку НДС в контракте

С 01.01.2020 ставка НДС увеличилась с 18% до 20%, и в законе о контрактной системе появилось новое основание для изменения существенных условий. Изменение условий проекта контракта по 44 ФЗ из-за корректировки ставки НДС происходит на основании ч. 54 ст. 112 Закона о контрактной системе.

До 01.10.2019 по соглашению сторон цена госконтракта в рамках срока его исполнения увеличивается в пределах увеличенной ставки НДС, если выполняются следующие условия:

  • контракт заключен до 01.01.2020;
  • условиями госконтракта (в том числе при обосновании НМЦК) не предусмотрена увеличенная с 01.01.2020 ставка НДС;
  • приемка и оплата товаров (работ, услуг) производится после 01.01.2020.

Как улучшить предмет контракта

В ч. 7 ст. 95 44-ФЗ указано, что по согласованию сторон можно поставить другой товар. Главное, чтобы качество и технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) были лучше, по сравнению с предметом контракта.

Цену госконтракта или цену единицы товара (работы, услуги) в этом случае изменять нельзя.

Сторонам нельзя применять это основание для изменения страны происхождения товара. Такой запрет должен быть закреплен нормативными правовыми актами, которые приняты в рамках ч. 3 и 4 ст. 14 44-ФЗ.

Существенные условия контракта по 44-ФЗ: что к ним относится и можно ли их изменять?

Здравствуйте, уважаемые читатели онлайн школы “Азбука тендеров”! В этой статье мы с вами рассмотрим какие условия контракта по 44-ФЗ относятся к существенным, а также можно ли их изменить в случае необходимости. Этот вопрос волнует, как поставщиков, так и Заказчиков, поэтому данная статья будет одинаково полезна обеим сторонам.

Что относится к существенным условиям контракта по 44-ФЗ?

Если обратиться к 44-ФЗ, то в нем отсутствует четкое указание на то, какие условия контракта могут считаться существенными. Эта информация содержится лишь в Гражданском кодексе РФ.

Согласно ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом существенными условиями контракта (сокращенно СУК) являются такие условия, без которых документ считается недействительным, а также в отношении которых должно быть достигнуто соглашение.

Что можно отнести к таким условиям?

  1. Цена;
  2. Срок действия контракта;
  3. Срок выполнения обязательств;
  4. Предмет контракта (наименование товаров, работ или услуг);
  5. Количество товара, объем работ (услуг);
  6. Порядок и сроки оплаты;
  7. Ответственность поставщика и Заказчика (размер штрафных санкций);
  8. Иные требования, имеющие существенное значение в контексте заключенного договора.

В ч.1 ст.34 44-ФЗ сказано, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением (приглашением принять участие в закупке), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки. Соответственно, условия указанные во всех этих документах также относятся к СУК.

Также в п.2 письма МЭР № Д28и-2286 от 03.08.2015 года по поводу СУК сказано следующее:

“Закон № 44-ФЗ не раскрывает содержание понятия “существенные условия контракта”. Вместе с тем в статье 34 Закона № 44-ФЗ определены обязательные условия исполнения контракта.

Учитывая, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях ГК РФ, контракт, заключенный в рамках Закона № 44-ФЗ, должен содержать обязательные условия, предусмотренные статьей 34 Закона № 44-ФЗ, и соответствовать требованиям, установленным ГК РФ в зависимости от предмета контракта.”

Для того, чтобы в дальнейшем избежать спорных ситуаций с поставщиками некоторые Заказчики прямо прописывают в договоре, какие условия являются существенными и не подлежат изменению.

Изменение существенных условий контракта по 44-ФЗ

По общему правилу изменение СУК по 44-ФЗ не допустимо. Однако в ст.95 44-ФЗ перечислены случаи, в которых допускается изменение таких условий по соглашению сторон. Главное, чтобы такая возможность была предусмотрена Заказчиком в документации о закупке и самом договоре.

Итак, что же можно изменить?

  1. Цену договора по соглашению сторон без изменения количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий договора;
  2. Цену договора, если не более чем на 10% изменяется количество товара, объем работы или услуги;
  3. Цену договора, если изменились регулируемые тарифы (газ, свет, вода, теплоснабжение);
  4. Цену, количество товара (объем работы или услуги), сроки выполнения, если казенному учреждению уменьшили лимиты;
  5. Цену договора при изменении перечня услуг при лечении гражданина РФ за границей;
  6. Количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право Заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе.
  7. Качество, технические и функциональные характеристики товара в сторону их улучшения.

Важный момент! Нельзя вносить изменения в договор на стадии его подписания. Такие изменения вносятся лишь на стадии его исполнения путем подписания сторонами дополнительного соглашения.

Нарушение существенных условий контракта по 44-ФЗ

Как для поставщика, так и для Заказчика нарушение СУК может обернуться штрафными санкциями (штрафы и пени), либо может и вовсе привести к расторжению договора. Штрафы и пени для Заказчиков и поставщиков рассчитываются в соответствии с требованиями ПП РФ № 1042 от 30.08.2017 г.

Для поставщика одностороннее расторжение договора по инициативе Заказчика может привести еще к более серьёзным последствиям — включению информации о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Согласно ч.4 ст.7.32 КоАП РФ изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей ; на юридических лиц — 200 000 рублей .

Согласно ч.5 ст.7.32 КоАП РФ изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и такое изменение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, юридических лиц в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения.

Как вы понимаете, изменение и нарушение условий, указанных в договоре, дело очень серьезное. Поэтому к решению таких вопросов нужно подходить с большой ответственностью.

На этом наша статья подошла к концу. Если информация была для вас полезной, ставьте лайки, делайте репосты и делитесь этой информацией со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.

Остались вопросы? Тогда задавайте их ниже в комментариях, мы с радостью на них ответим.

Добавить комментарий