Порядок и основания заключения государственного или муниципального контракта по 44-ФЗ

Энциклопедия решений. Порядок заключения государственного (муниципального) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком)

Порядок заключения государственного (муниципального) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком)

Статьей 528 ГК РФ урегулирован порядок заключения государственного или муниципального контракта на поставку товаров. Этот порядок применяется также при заключении государственных и муниципальных контрактов на выполнение подрядных строительных работ (ст. 740 ГК РФ), проектных и изыскательских работ (ст. 758 ГК РФ) в силу п. 1 ст. 763, ст. 765 ГК РФ. Поскольку порядок заключения контрактов, в том числе государственных и муниципальных, по итогам конкурентных процедур урегулирован ст.ст. 54, 70, ч.ч. 11 – 15 ст. 78, ч. 17 ст. 83, cт. 91 Закона N 44-ФЗ, данный порядок может быть применен только при заключении государственных и муниципальных контрактов с единственным поставщиком или единственным подрядчиком.

Согласно п. 1 ст. 528 ГК РФ проект государственного или муниципального контракта разрабатывается государственным или муниципальным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), если иное не предусмотрено соглашением между ними. Иными словами, в принципе, направление проекта контракта поставщиком заказчику по просьбе последнего допускается.

Затем в течение 30 дней сторона, получившая проект государственного или муниципального контракта, подписывает его и возвращает один экземпляр другой стороне, а при наличии разногласий по условиям в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения контракта.

Внимание

По общему правилу заключение договора не является для участников гражданских правоотношений обязательным (п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 421 ГК РФ), это касается и государственного или муниципального контракта (см. п. 5 ст. 528 ГК РФ). Исключения, обязанность для какого-лица заключить договор предусматривается самим Гражданским кодексом РФ, иным законом или добровольно принятым обязательством (п. 1 ст. 421 ГК РФ). Например, субъект естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ “О естественных монополиях”, при наличии у него возможности произвести (реализовать) такие товары (п. 1 ст. 8 указанного Закона).

Сторона, получившая государственный или муниципальный контракт с протоколом разногласий, должна в течение 30 дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону о принятии контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

Если заключение государственного или муниципального контракта является обязательным для одной из сторон, при отклонении протокола разногласий или истечении указанного выше срока неурегулированные разногласия не позднее 30 дней могут быть переданы другой стороной на рассмотрение суда.

Применение того же порядка к иным государственным и муниципальным контрактам, а также контрактам бюджетных учреждений законом не предусмотрено. Тем не менее, вышеприведенные нормы могут быть применены к иным контрактам по аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ), если порядок заключения таких контрактов не урегулирован другими специальными законами, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок “Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки” – это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства

Материал приводится по состоянию на октябрь 2019 г.

См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки

При подготовке Информационного блока “Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки” использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой

Порядок заключения государственного контракта по 44-ФЗ

Законодательное регулирование процедуры заключения госконтракта

Государственный контракт по своей правовой сути является гражданско-правовым соглашением. Вместе с тем он обладает своеобразием в связи с участием особого субъекта — государственного заказчика.

Законодательную базу в отношении порядка заключения ГК составляют следующие нормативные акты:

  • Гражданский кодекс РФ (общие нормы о договорах и специальные нормы пар. 4 главы 30 ГК РФ);
  • Бюджетный кодекс РФ;
  • закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон о закупках).

Важно! При заключении госконтракта следует в первую очередь руководствоваться нормами закона о закупках. Они имеют приоритет по отношению к нормам гражданского законодательства (ч. 1 ст. 2 данного закона).

С чего заказчику начать работу по госконтрактам, читайте в статьях “Чем занимается контрактный управляющий” и “Как заполнить план закупок по 44-ФЗ”.

В настоящее время подавляющее большинство госзакупок осуществляется посредством электронных процедур. Порядок заключения контракта по 44-ФЗ по итогам электронного аукциона, а также других видов торгов в электронной форме регламентируется параграфом 4.1 закона о закупках.

Этапы заключения госконтракта

Результат торгов оформляется протоколом, который публикуется госзаказчиком в единой информационной системе (далее — система). С выявленным победителем торгов и заключается госконтракт (ч. 1 ст. 83.2 закона о закупках). Процедура заключения договора по 44-ФЗ условно может быть разделена на этапы.

Обратите внимание! Каждый этап должен быть завершен в определенные сроки. Пренебрежение сроками со стороны победителя может быть расценено как намеренное уклонение от заключения контракта. Если же нарушения допускаются заказчиком, победитель торгов может обратиться с соответствующей жалобой в Управление Федеральной антимонопольной службы России (см., например, решение Свердловского УФАС России от 06.06.2019 по жалобе № 066/06/83.2-1187/2019).

Этапы заключения контракта по 44-ФЗ представлены на схеме ниже.

Размещение проекта контракта

В течение 5 дней с даты публикации протокола госзаказчик должен разместить в системе и на электронной площадке неподписанный проект контракта (ч. 2 ст. 83.2 закона о закупках).

Причем проект изначально всегда включен в конкурсную документацию (ч. 2 ст. 50 закона о закупках), и участники торгов могут ознакомиться с его содержанием заранее. После же завершения торгов проект размещается с внесенными в него конкретными данными:

  • о поставщике (победителе торгов);
  • товаре или услуге (точные характеристики);
  • цене.

Подписание проекта контракта либо направление протокола разногласий

Поставщик, изучив предложенный проект, в течение 5 дней должен поступить по одному из следующих сценариев (ч. 3 ст. 83.2 закона о закупках):

  • при согласии с условиями подписать цифровой подписью и разместить в системе и на электронной площадке;
  • если имеются поправки, составить протокол разногласий и разместить его.

Обратите внимание! Протокол разногласий можно размещать только единожды в отношении одного и того же госконтракта.

В течение 3 рабочих дней ответственная за заключение контракта комиссия должна ознакомиться с замечаниями поставщика:

  • и либо при необходимости внести поправки в проект;
  • либо отказаться от изменения его положений, мотивировав отказ в отдельном документе.

После этого доработанный / оставленный в силе проект вновь размещается на электронной площадке без подписи заказчика (ч. 5 ст. 83.2 закона о закупках). Если заказчик не согласился с замечаниями победителя торгов, он обосновывает отказ в отдельном документе, тоже размещаемом на электронной площадке. Предлагаем вам скачать образец отказа заказчика изменить проект контракта.

Поставщик в течение 3 рабочих дней должен подписать проект и вновь разместить его. Заказчику также дается 3 рабочих дня для подписи и размещения контракта.

Важно! Дата подписи заказчиком считается датой заключения контракта по 44-ФЗ (ч. 8 ст. 83.2 закона о закупках).

Внесение обеспечения исполнения контракта

Как правило, конкурсная документация содержит такое условие, как внесение обеспечения исполнения контракта. По общему правилу требование обеспечить контракт обязательно включается в конкурсную документацию. Но в некоторых случаях (например, при запросе котировок) заказчик выбирает, требовать ли обеспечения в конкурсной документации (ст. 96 закона о закупках).

Обеспечение может иметь денежное выражение либо представлять собой банковскую гарантию. Подробнее о порядке внесения обеспечения читайте в нашей статье «Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ».

Важно! Если условие о внесении обеспечения установлено, то ГК может быть заключен исключительно после его соблюдения.

Срок для подписания документов

Как видим, законом о закупках установлены предельные сроки каждого этапа. При соблюдении всех установленных сроков предельный срок заключения контракта по 44-ФЗ с даты размещения протокола должен быть не больше 19 рабочих дней.

В то же время госконтракт должен быть заключен не ранее 10 дней с даты размещения протокола, а если речь идет о запросе котировок или предложений в электронной форме, то не ранее чем через 7 дней с указанной даты (ч. 9 ст. 83.2 закона о закупках).

Обратите внимание! Течение сроков каждого этапа процедуры заключения контракта по 44-ФЗ может приостанавливаться, но не более чем на 30 дней (ч. 16 ст. 83.2 закона о закупках). Это возможно при обязательном незамедлительном уведомлении другой стороны в следующих случаях:

  • возникли обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие подписанию;
  • принят судебный акт, препятствующий подписанию.

После устранения обстоятельств контракт заключается.

Когда победитель считается уклонившимся от заключения контракта

Нарушение установленной процедуры расценивается по 44-ФЗ как уклонение от заключения контракта. Согласно ч. 13 ст. 83.2 закона о закупках победитель признается уклонившимся, если он:

  • не направил заказчику подписанный проект договора или протокол разногласий в течение 5 рабочих дней;
  • не предоставил обеспечение исполнения контракта, если это было предусмотрено конкурсной документацией;
  • не предоставил повышенное обеспечение, когда цена ГК была снижена на 25% по сравнению с начальной (максимальной) ценой.

При наличии одного из вышеназванных обстоятельств заказчик оформляет протокол о признании заказчика уклонившимся от заключения контракта по 44-ФЗ.

Внимание! Данный протокол нужно разместить и в ЕИС, и на электронной площадке торгов.

Протокол должен обязательно содержать следующую информацию:

  • место и время его составления;
  • данные об уклонившемся победителе;
  • основания для признания уклонившимся и соответствующие документы.

Сторона уклоняется от подписания контракта: последствия

Победитель признан уклонившимся от заключения контракта по 44-ФЗ – последствия будут следующие:

  • Поставщик попадает в реестр недобросовестных поставщиков.
  • Заказчик удерживает обеспечение исполнения контракта, если оно было внесено.
  • Заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением поставщика.
  • Заказчик имеет право согласно ч. 14 ст. 83.2 44-ФЗ на заключение контракта со вторым участником. Проект ГК направляется ему в течение 5 дней с даты подписания протокола о признании победителя уклонившимся. Второй победитель может как согласиться, так и отказаться от подписания ГК.

Обратите внимание! Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий, которое предполагает его недобросовестное поведение (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.06.2019 по делу № А66-15601/2018).

Итак, процедура заключения контракта по итогам аукциона или конкурса по 44-ФЗ состоит из нескольких этапов, каждый из которых должен быть пройден в определенные сроки. Нарушение порядка, установленного законом, влечет за собой признание поставщика уклонившимся от заключения контракта. Моментом, когда контракт считается заключенным по 44-ФЗ, является подписание контракта заказчиком.

Читайте также:  Прямые и непрямые закупки: понятия, основания для классификации и порядок проведения в зависимости от вида

Государственный (муниципальный) контракт: как заключить

В статье расскажем об обязательных условиях контракта, об условиях на усмотрение заказчика, о неотъемлемых частях контракта. Так же поговорим о заключении контракта при различных способах закупки.

Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов – это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.

Проект контракта. Обязательные условия

Государственные (муниципальные) контракты имеют особенность в виде двойного регулирования. С одной стороны, необходимо опираться на специальные нормы законодательства о контрактной системе, с другой стороны, регулирование контрактов осуществляется положениями гражданского законодательства.

В контракты, заключаемые в целях государственных (муниципальных) закупок товаров, работ, услуг, в силу закона включаются обязательные условия, а в интересах сторон прорабатываются иные существенные и дополнительные положения для каждого конкретного случая.

Обязательные условия контракта:

  1. Условие о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения (ч. 2 ст. 34 № 44-ФЗ). Исключение — ориентировочное значение цены или формула цены применяются для случаев:
    • Услуги обязательного страхования,
    • Агентские услуги,
    • Услуги по оценке недвижимого имущества.
  1. Условие об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту (ч. 4 ст. 34 № 44-ФЗ)
  2. Условие о порядке и сроках оплаты ТРУ (ч. 13 ст. 34 № 44-ФЗ) – форма оплаты, аванс, срок и порядок оплаты
  3. Условие о порядке и сроках приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги (ч. 13 ст. 34)
  4. Условие о форме необходимого подтверждающего документа и дополнительных документах
  5. Условие о предоставлении обеспечения исполнения контракта (способ, сумма, срок обеспечения, реквизиты документов, подтверждающих его внесение) (ч. 1 ст. 96) и о его возврате
  6. Условие об одностороннем расторжении, если заказчик предусматривает такую возможность (ч.9 ст.95)

Обязательное условие — ответственность сторон

Условие об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту формируется исходя из норм Закона № 44-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063.

Ответственность устанавливается в виде:

Ответственность заказчиков и поставщиков в виде пени устанавливается за нарушение сроков исполнения различных контрактных обязательств.

Ответственность в виде штрафов устанавливается за нарушение иных контрактных обязательств, не связанных со сроками (ст.34 № 44-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063).

Вопрос: Как сформировать в контракте условие об ответственности заказчика в виде пени в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе?

Ответ: Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства начиная со следующего дня после истечения срока исполнения и устанавливается контрактом в размере 1/300 действующей на дату уплаты ключевой ставки Банка России от не уплаченной в срок суммы

Вопрос: Как сформировать в контракте условие об ответственности заказчика в виде штрафа?

Ответ: За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы:

  • 2,5% цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
  • 2% цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
  • 1,5% цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
  • 0,5% цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Обратите внимание! Пеня за неисполнение обязательств по контракту со стороны поставщика начисляется в размере не менее 1/300 действующей на дату уплаты ключевой ставки Банка России от цены контракта, уменьшенной на стоимость фактически исполненных поставщиком обязательств и с учетом коэффициента.

Задача заказчика — сформировать условия о штрафах и пенях точно!

Обязательное условие — положение об оплате обязательств

В контракт обязательно включается условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги:

  1. форма расчетов:
  • предварительная оплата (ст. ст. 487, 711, 781, 783 ГК РФ),
  • частичная предварительная оплата (ст. ст. 311, 421 ГК РФ),
  • оплата по частям: по завершении отдельных этапов выполнения работ, оказания услуг, при поставке отдельных партий товара (ст. ст. 311, 421 ГК РФ),
  • единовременная оплата после исполнения поставщиком обязанностей по договору (ст. 328 ГК РФ);
  1. срок оплаты;
  2. порядок оплаты;
  3. момент исполнения заказчиком обязанности по оплате.

ВАЖНО! Заказчик не вправе привязать срок оплаты контрактных обязательств к получению финансирования, так как в подобном случае срок оплаты не будет согласован.

Обязательное условие — положение о предоставлении и возврате обеспечения обязательств по контракту

Условие о предоставлении и возврате обеспечения обязательств по контракту формируется исходя из норм ч. 1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ.

Обязательное условие — порядок и сроки приемки товара, работы или услуги

Условие о приемке поставленного товара, результата выполненной работы, оказанной услуги формируется, исходя из норм ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.

Вопрос: Как правильно сформировать в контракте условие о приемке поставленного товара, результата выполненной работы, оказанной услуги?

Ответ: Необходимо указать в контракте форму необходимого подтверждающего документа и дополнительных документов, сроки их подготовки и подписания, включить критерии для установления соответствия количества, объема, качества, целевого назначения поставленного товара, результата выполненной работы, оказанной услуги требованиям, установленным законом и контрактом.

Условие о порядке приемки товара представляет собой сложный комплекс прав и обязанностей сторон, связанных с принятием, осмотром, проверкой, тестированием и т.д.

В помощь — Стандарты, Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», ГОСТы, Инструкции, Правила, СНиП и другая нормативная документация.

Обязательное условие — сроки исполнения обязательств

Сроки исполнения обязательств должны быть установлены в соответствии с положениями гражданского законодательства ( ст.190-194 ГК РФ) :

  • фиксированная дата — 1 июля 2017 г.;
  • период времени — в течение года с даты заключения контракта;
  • срок от действия — в течение 10 календарных дней с момента зачисления оплаты на расчетный счет;
  • интервалы — в срок с 01 по 10 число каждого месяца.

Условие на усмотрение заказчика — условие об одностороннем отказе от исполнения контракта

Одностороннее расторжение контракта можно реализовать только в том случае, если заказчик установит его в проекте контракта и в тендерной документации, в противном случае заказчик исключает такую возможность как для себя, так и для поставщика (ч. 13, 14 ст. 34, ч.9 ст.95 Закона № 44-ФЗ). Основания: любые, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

Порядок оформления одностороннего отказа от исполнения контракта:

  • принятие решения об одностороннем отказе;
  • размещение решения в ЕИС в течение 1 рабочего дня, следующего за датой его принятия;
  • направление поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении.

Выполнение заказчиком данных требований считается надлежащим уведомлением поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта (п.12 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении 30 дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления.

ВАЖНО! Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение 10 дней с даты надлежащего уведомления поставщика устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для отказа. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения!

Иные условия контракта:

  • предмет контракта — функциональные и технические характеристики, параметры, потребительские свойства, требования к качеству, к безопасности товара, результата работ, оказания услуг — существенное условие;
  • показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, результата работ, услуг потребностям заказчика;
  • требования о предоставлении гарантий, их сроках и объемах;
  • требования об условиях эксплуатации и расходах на эксплуатацию;
  • требование об обязательном монтаже и наладке;
  • требование об обучении лиц, осуществляющих использование и обслуживание объекта закупки;
  • место, условия, сроки (периоды) и этапы поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  • иные дополнительные условия.

Неотъемлемые части контракта

Если есть необходимость приобщить к контракту дополнительные документы, от содержания которых зависят возможности и условия исполнения обязательств, то такие документы являются неотъемлемыми частями контракта:

  • Акты
  • Спецификации
  • Сопроводительная документация, инструкции, технические задания, проекты, описания результатов работ и услуг
  • Документы, подтверждающие характеристики объектов и права на них
  • Списки и перечни
  • Лицензии и т.д.

Обратите внимание! В случае необходимости приложения к контракту дополнительных документов нужно упоминать о них в тексте контракта.

Заключение контракта

До момента подписания контракт проходит два этапа формирования:

  1. Заказчик составляет проект контракта:
  • В проект включаются все условия, известные до проведения процедуры определения поставщика: обязательные условия об ответственности сторон, порядке и сроках оплаты, порядке приемки, обеспечении и иные условия;
  • Заказчик не может включать в проект контракта условия, которые становятся известны только по результатам процедуры определения поставщика;
  • Проект контракта всегда включается в тендерную документацию.
  1. По итогам процедуры заказчик включает в проект контракта условия, предложенные в заявке победителя:
  • предмет контракта, цена, реквизиты поставщика.

Далее контракт направляется конкретному поставщику для подписания и представления обеспечения. Заказчик подписывает контракт после выполнения поставщиком необходимых условий — предоставления обеспечения и подписания в установленный срок.

Особенности заключения контракта при различных способах закупки:

Преимущества для заказчика

Конкурс

По результатам конкурса контракт заключается на условиях конкурсной документации и заявки, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт.

Сроки: Контракт заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок.

Обоснование: Ст. 54 Закона № 44-ФЗ.

  • возможность заключить контракт не только на основании ценового критерия, но и на наилучших условиях;
  • возможность более полно оценить предложения участников и их возможности;
  • осуществление закупок сложной, технологичной продукции, специализированных и высококвалифицированных работ и услуг.

Электронный аукцион

Обратите внимание: электронный аукцион используется заказчиками в случаях, прямо установленных Распоряжением Правительства РФ № 471-р

По результатам электронного аукциона контракт заключается на условиях аукционной документации и заявки, поданной участником аукциона, с которым заключается контракт

Сроки: в течение 5 дней с даты размещения в ЕИС протокола с подведением итогов аукциона заказчик размещает без своей подписи проект контракта, в который включает цену контракта, предложенную участником аукциона, с которым заключается контракт, и информацию об объекте закупки, указанную в его заявке.

В течение 5 дней победитель электронного аукциона размещает в ЕИС подписанный

ЭП проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление

обеспечения исполнения контракта, далее заказчик подписывает контракт ЭП.

Обоснование: Ст. 70 Закона № 44-ФЗ.

  • возможность заключить контракт по более низкой цене, соблюдая конфиденциальность информации об участниках;
  • незначительное количество ограничений на проведение электронного аукциона;
  • организационные функции берет на себя электронная площадка (прием и регистрация заявок, блокирование и возврат обеспечения заявок, обмен документами между участниками и заказчиком, хранение электронных документов, размещение протоколов и т.п.)
Читайте также:  Подготовка формы 2 для аукциона по 44-ФЗ: образец документа, правила заполнения, типичные ошибки

Запрос котировок

Ограничение — цена котировочного контракта не превышает 500 000 руб.

По результатам запроса котировок контракт заключается на условиях котировочной документации и заявки, поданной победителем запроса котировок, с которым заключается контракт.

Сроки: Срок подписания контракта победителем запроса котировок устанавливается заказчиком в извещении, при этом контракт может быть заключен не ранее чем через 7 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок и не позднее чем через 20 дней со дня подписания данного протокола.

Обоснование: ст.72, 73 Закона № 44-ФЗ

  • короткие сроки
  • несложная документация
  • типовые условия

Победитель торгов обязан заключить контракт. Если победитель уклонился от заключения контракта, то заключить контракт следует с участником, чья заявка следовала по рейтингу за заявкой победителя.

Для этого проект контракта нужно направить участнику № 2 в срок, не превышающий срок направления контракта победителю в соответствии с требованиями законодательства. Участник № 2 вправе подписать контракт и передать его заказчику вместе с обеспечением или отказаться от заключения контракта. Непредставление участником № 2 заказчику в срок подписанных экземпляров контракта и обеспечения исполнения контракта не считается уклонением этого участника от заключения контракта и грозит ему негативными последствиями.

Вопрос: Каковы действия заказчика в том случае, если победитель торгов уклоняется от заключения контракта?

Ответ: Заказчик при уклонении победителя торгов от заключения контракта (непредставление обеспечения и подписанного в срок проекта контракта):

  • получает обеспечение заявки;
  • передает информацию в РНП;
  • предлагает участнику с заявкой №2 заключить контракт;
  • имеет возможность обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта.

Обоснование: ч. 14 ст. 70 Закона № 44-ФЗ.

Вопрос: Как оформляется уклонение участника от заключения контракта?

Ответ:Составляется протокол вне зависимости от оснований, по которым участник признается уклонившимся от заключения контракта.

  • информация о закупке;
  • сведения об участнике закупки, уклонившемся от заключения контракта;
  • основания признания участника уклонившимся от заключения контракта (со ссылкой на норму Закона № 44-ФЗ).

Необходимо разместить этот протокол в ЕИС не позднее одного рабочего дня со дня подписания.

Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов – это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.

Как и в какие сроки происходит заключение государственного контракта на поставку товаров, работ или услуг по 44-ФЗ?

Госконтракт на поставку товаров, работ и услуг для муниципальных и государственных заказчиков заключается по результатам конкурсной процедуры, регламентированной 44-ФЗ, при этом сроки подписания документа и условия исполнения зависят от способа определения поставщика и специфики деятельности госзаказчика.

Правовые основания для заключения госконтракта

Контракт между госзаказчиком и победителем отборочной процедуры заключается на основе итогового протокола рассмотрения заявок, закупочной документации и содержании заявки победителя.

Юридические основания для заключения госконтракта приведены в ст. 527 Гражданского кодекса. Согласно положениям ст. 527, госзаказчик обязан подписать контракт с победившим в конкурсе или иной процедуре исполнителем, если извещение о госзаказе было размещено в соответствии с требованиями 44-ФЗ (в системе ЕИС или местных СМИ).

Победитель конкурса вправе отказаться от заключения контракта с заказчиком, оплатив убытки, понесенные заказчиком на проведение отборочной процедуры. При этом п. 4 ст. 527 устанавливает, что взыскание убытков с победителя не происходит, если будет доказано, что заказчик умышленно занизил цену контракта.

Процедура оформления

Существует два типовых способа заключения госконтракта:

  • по результатам стандартной очной процедуры;
  • по результатам электронной процедуры.

При стандартной конкурсной или аукционной процедуре отбора исполнителя заключение госконтракта происходит в следующем порядке:

  1. Определяется победитель закупочной процедуры и подписывается итоговый протокол.
  2. В течение 10 дней после подписания протокола победитель подписывает две копии контракта и передает их заказчику.
  3. Заказчик подписывает полученные документы в течение 10 дней после их получения и передает один экземпляр подписанного контракта победителю – контракт считается заключенным.
  4. После исполнения подрядчиком условий контракта заказчик выплачивает его стоимость, и контракт считается закрытым.
  5. Сумма обеспечения возвращается подрядчику.

Если сторона победителя или госзаказчика не подписывает контракт в установленные сроки, то она считается уклонившейся от заключения контракта, для госзаказчика это грозит санкциями со стороны контролирующих органов, а для исполнителя – потерей права исполнения контракта и внесением в список недобросовестных исполнителей.

При наличии непреодолимой силы, препятствующей подписанию госконтракта, стороны вправе известить об этом судебные органы в течение трех дней с момента начала действия такой силы, чтобы избежать юридических последствий уклонения от подписания контракта.

Электронная процедура

Если выбор поставщика происходит через интернет путем размещения госзаказа в ЕИС, то процедура заключения госконтракта с победителем происходит так:

  1. Протокол с итогами отборочной процедуры размещается в ЕИС.
  2. В течение 5 дней после публикации протокола заказчик размещает в ЕИС неподписанный проект контракта.
  3. В течение следующих 5 дней победитель изучает проект и при отсутствии претензий к условиям подписывает усиленной электронной подписью и размещает подписанный проект в ЕИС вместе с документом о внесении обеспечения в электронном виде.
  4. После размещения подписанного победителем проекта контракта в течение 3 дней его подписывает заказчик, и контракт считается заключенным.
  5. Происходит исполнение контракта, формирование отчета и возврат суммы обеспечения исполнителю.

Заказчик обязан доработать проект контракта в течение трех дней с момента публикации прокола разногласий, а при отказе принимать во внимание отдельные замечания победителя – указать письменную причину отказа по каждому пункту. Доработанный проект приказа победитель должен подписать в течение 3 дней после его публикации в ЕИС, после чего контракт будет считаться заключенным.

Сроки подписания

Исходя из положений ст. 83.2 44-ФЗ, учетом всех промежуточных периодов максимальный срок подписания госконтракта по результатам очной процедуры составляет 20 дней, а по результатам электронной процедуры – 13 дней при отсутствии претензий победителя к проекту контракта и 19 дней при наличии протокола разногласий. Данные сроки могут быть увеличены по решению суда при условии, что стороны, нарушившие сроки, предоставили суду ходатайство об их продлении по уважительной причине в течение 3 дней с момента возникновения такой причины.

Контракт подписывается не ранее, чем через 10 дней после размещения в ЕИС следующих видов протоколов:

  • о результатах открытого конкурса в электронной форме;
  • о подведении итогов электронного аукциона;
  • об уклонении победителя электронной отборочной процедуры от заключения контракта.

В последнем случае контракт подписывается с участником процедуры, заявке которого присвоен второй порядковый номер (для конкурса) или который предложил следующую по возрастанию цену после победителя, уклонившегося от подписания контракта (для аукциона).

Госконтракт заключается после публикации протокола с результатами отборочной процедуры. Сначала контракт подписывает победивший участник процедуры, потом заказчик, возвращая исполнителю один экземпляр контракта. В случае уклонения от подписания контракта без уважительных причин стороны несут гражданскую и административную ответственность.

Заключение контракта 44-ФЗ: этапы, сроки, обеспечение и подписание

Контракт в государственных торгах заключается между заказчиком и победителем закупки или, в некоторых случаях, с участником, занявшим второе место. Поскольку большая часть торгов по 44-ФЗ проходит в электронном виде, то контракт заключается в форме электронного документа, который обе стороны подписывают квалифицированной электронной подписью.

Условия, на которых заключается контракт, предусмотрены извещением и документацией закупки, а также заявкой победителя и его окончательным предложением (ч.1 ст. 34 44-ФЗ).

Этапы заключения контракта

Всю процедуру подписания можно поделить на условные этапы:

  • Заказчик дополняет проект контракта условиями исполнения, которые предложил победитель закупки, а также включает в проект сведения о победителе закупки.
  • Заказчик публикует в ЕИС и на ЭТП проект контракта.
  • Победитель закупки подписывает проект контракта, предоставляет обеспечение. Подписанный контракт и документ об обеспечении публикуются в ЕИС.
  • Заказчик проверяет обеспечение исполнения контракта. Подписывает контракт.

В какие сроки можно заключить контракт

Заказчик должен разместить в ЕИС проект контракта в течение 5 календарных дней с публикации протокола закупки. В течение следующих 5 календарных дней победитель подписывает проект контракта, размещает его в ЕИС и предоставляет обеспечение контракта. В течение 3 рабочих дней заказчик должен поставить свою подпись на контракте и опубликовать его в ЕИС. После этого контракт считается заключенным, в него нельзя вносить никакие изменения.

При этом заказчик и победитель не должны слишком торопиться с подписанием. Согласно ч. 9 ст. 83.2 44-ФЗ, в электронных аукционах и конкурсах контракт можно заключить не ранее чем через 10 дней с даты размещения итогового протокола закупки. В запросах котировок и запросах предложений — не раньше 7 дней с даты размещения в ЕИС протоколов.

Срок заключения контракта может увеличиться на 6 дней. Так, если победитель не согласен с проектом контракта, он может не подписывать его, а разместить в ЕИС протокол разногласий. Сделать это нужно в течение 5 дней с даты направления на подписание контракта заказчиком. Заказчик рассматривает протокол разногласий в течение 3 рабочих дней и публикует в ЕИС доработанный проект контракта. В течение трех рабочих дней победитель подписывает проект контракта в ЕИС.

Поставщики периодически используют протокол разногласий, чтобы выиграть время до подписания контракта. Например, чтобы успеть подготовить банковскую гарантию на обеспечение контракта.

Как составить протокол разногласий

Когда победитель не согласен с проектом контракта, который ему на подписание отправил поставщик, он может сообщить свои замечания в протоколе разногласий. В протоколе победитель обязан указать, какие именно положения контракта не соответствуют документации, извещению о закупке и его заявке на участие. Также победитель должен предложить возможную редакцию таких положений.

Если победивший участник нарушит требования к содержанию протокола разногласий, его могут признать уклонившимся от заключения контракта. Например, участник направит не протокол разногласий, а исправленный контракт.

Важно: Победитель может направить только один протокол разногласий в рамках одной закупки. Составлять протокол можно только в электронных торгах.

Заказчик рассматривает протокол разногласий в течение 3 рабочих дней. Он проверяет обоснованность замечаний победителя. Если замечания обоснованы, то заказчик соглашается с протоколом разногласий, дорабатывает проект контракта и без своей подписи размещает в ЕИС. Если заказчик не согласен с замечаниями, то он повторно публикует изначальную версию контракта и указывает в отдельном документе, почему отказался учесть замечания победителя.

Когда можно вносить изменения в контракт

Согласно ч.18 ст. 34 44-ФЗ, заказчик вправе увеличить количество поставляемого товара так, чтобы итоговая цена контракта не превышала начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Сделать это он может при двух условиях:

  • такое право предусмотрено документацией о закупке,
  • участник закупки, с которым будут заключать контракт, согласен на подобные изменения.

При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара (определяется по формуле: ЦК/количество товара в извещении, где ЦК — цена контракта, предложенная победителем закупки).

Для строительных контрактов можно изменить объем и срок работ не более чем на 30% от установленных документацией о закупке:

  • Если контракт длится более года и его невозможно по независимым от сторон причинам закончить по установленной цене. Тогда цену контракта можно увеличить не более чем на 30%, но такое увеличение должен согласовать орган исполнительной власти соответствующего уровня.
  • Если контракт не был исполнен по вине подрядчика или по независящим от сторон обстоятельствам, возможно, из-за внесения изменений в проектную документацию. Тогда можно один раз увеличит срок исполнения контракта на срок, не превышающий первоначального.
Читайте также:  Постановление Правительства РФ №1132 о порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки

Размер и условия обеспечение контракта

До подписания контракта участник закупки должен внести обеспечение исполнения контракта. Сделать это он может одним из двух способов, на свое усмотрение:

  • Перечислить деньги на расчетный счет заказчика. Счет указан в документации закупки. Необходимую сумму нужно перечислить полностью.
  • Оформить банковскую гарантию. Гарантию должен выдать банк из перечня Минфина. Сведения о ней должны быть включены в единый реестр банковских гарантий, а сама гарантия должна отвечать требованиям документации закупки и 44-ФЗ. Если банковская гарантия не соответствует хотя бы одному из требований, заказчик не примет ее в качестве обеспечения и может признать победителя уклонившимся от заключения контракта.

Документ, подтверждающий внесение обеспечения, поставщик должен прикрепить в ЕИС до того, как подпишет контракт. В первом случае это будет платежное поручение, во втором — банковская гарантия.

Размер обеспечения варьируется от 5 до 30% от начальной максимальной цены контракта (НМЦК), но не меньше аванса. Если НМЦК больше 50 млн рублей, то обеспечение составляет от 10 до 30% от НМЦК. Точную сумму заказчик указывает в документации закупки и проекте контракта.

Если в ходе закупки НМЦК была снижена на 25% и более, то к победителю применяются антидемпинговые меры — размер обеспечения контракта увеличивается в полтора раза от установленной в документации закупки. Исключение составляет случай, когда НМЦК не больше 15 млн рублей, и победитель может подтвердить свою добросовестность — показать три контракта из реестра контрактов, которые он исполнил за последние три года до даты подачи заявки. При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее 20 % от НМЦК текущей закупки.

Обеспечение контракта для малого бизнеса

Требования к обеспечению контракта мягче в закупках для субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО):

  • Обеспечение устанавливается в виде процента от цены, предложенной победителем закупки, а не от НМЦК. Это исключает ситуации, когда СМП обязан предоставить обеспечение в размере, превышающем стоимость самого контракта.
  • СМП может совсем не предоставлять обеспечение, если подтвердит свою добросовестность — три контракта из реестра контрактов, которые он исполнил за последние три года до даты подачи заявки. При этом контракты должны быть исполнены без штрафов и их сумма должна быть не менее НМЦК текущего контракта.

Можно ли приостановить подписание контракта

Подписание проекта контракта может быть приостановлено при следующих условиях:

  • есть принятые судом акты либо обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие подписанию контракта одной из сторон в установленные сроки;
  • другая сторона уведомлена о том, что есть такие акты или обстоятельства в течение одного дня.

Тогда подписание контракта приостанавливается на срок исполнения судебных актов или действия обстоятельств, но не более чем на 30 дней.

Когда победителя признают уклонившимся

Победитель электронной закупки признается уклонившимся от заключения контракта, если в установленный срок не направил заказчику подписанный проект контракта и надлежащее обеспечение исполнения контракта.

Также уклонившимся может быть признан участник торгов на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой медицинской помощи, лекарства, топливо): если в такой закупке НМЦК снизилась на 25% и более, а победитель не предоставил обоснование предложенной цены.

Поставщик, уклонившийся от подписания контракта, включается в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) на два года. В течение этого срока он не может участвовать в закупках по 44-ФЗ и части закупок по 223-ЗФ.

Решение о включении в РНП можно оспорить в ФАС и в суде. Для этого нужно предоставить доказательства, что контракт не удалось заключить по обстоятельствам непреодолимой силы.

Также поставщика признают уклонившимся от заключения контракта, если он не соответствует предъявляемым к участникам требованиям 44-ФЗ либо предоставил недостоверную информацию о своем соответствии, что позволило ему выиграть. В таком случае заказчик отказывается заключать с ним контракт.

В случае отказа от заключения контракта:

  1. Заказчик оформляет протокол, в который включает время и место составления, данные победителя, основания отказа и реквизиты документов, которые подтверждают факт-основание для отказа.
  2. Возвращает участнику обеспечение контракта.

Протокол об отказе в заключении контракта размещается в ЕИС не позднее одного рабочего дня с даты, когда будет установлено, что победитель не соответствует требованиям.

Подписание контракта с участником, занявшим второе место

Заказчик может подписать контракт с участником, занявшим второе место, если победитель аукциона признан уклонившимся от заключения контракта. Для этого заказчику необходимо:

  • Получить согласие второго участника. Его можно подтвердить документом в произвольной форме.
  • Составить проект контракта с условиями, предложенными вторым участником.
  • Разместить проект в ЕИС не позднее 10 дней с даты признания победителя аукциона уклонившимся.
  • Заключить контракт по стандартному сценарию.
  • В течение 3 рабочих дней с даты заключения направить в РНП сведения об уклонившемся от подписания победителе.

Второй участник имеет право отказаться от заключения контракта. Он может просто не подписать проект контракта или не направить протокол разногласий в течение 5 дней после того, как заказчик опубликует проект контракта. Тогда участника не внесут в РНП. Однако, если поставщик составит протокол разногласий, но потом не подпишет контракт, либо не предоставит обеспечение, то его признают уклонившимся и внесут в РНП.

Если второй участник откажется от контракта, то заказчик не сможет заключить контракт с участниками, занявшими третье место.

Нововведения контрактной системы (44-ФЗ). Часть четвертая: государственный (муниципальный) контракт.

число консультаций:3
отмеченных лучшими:
ответов к документам:
размещено документов:1
положительных отзывов:3
отрицательных отзывов:

Как следует из смысла норм Закона № 44-ФЗ, стадия любой закупки, независимо от способа выбора поставщика – стадия заключения государственного либо муниципального контракта.

Понятие контракта содержится в пункте 8 статьи 3 Закона № 44-ФЗ. По большому счету, государственный (муниципальный) контракт – это не что иное, как договор, сторонами которого выступает заказчик и исполнитель (поставщик), выбранный строго установленным законодательством способом.

Виды контрактов

В зависимости от заказчика закупки, можно выделить 3 основных вида контрактов, заключаемых в порядке Закона № 44-ФЗ:

  1. Государственный контракт – заключается от имени Российской Федерации либо ее субъекта, предметом контракта выступает поставка товаров или услуг для обеспечения государственных нужд;
  2. Муниципальный контракт – заключается от имени муниципального образования, и, соответственно, в целях обеспечения муниципальных нужд;
  3. Гражданско-правовой контракт (договор) – заключается от имени бюджетных учреждений и юридических лиц в рамках бюджетного финансирования в случаях, прямо предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

Следует отметить, что возможность заключения гражданско-правового договора в рамках госзакупки регламентировано пунктом 3 части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ.

Форма контракта

Преимущественной формой контракта является его письменная форма. Вместе с тем имеется одно исключение – в случае, если поставщик был определен путем проведения аукциона в электронной форме, для заключения контракта также применима электронная форма.

Частью 15 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, в особо исключительных случаях возможно заключение контракта и в устной форме. К таким исключительным случая относятся закупки на сумме не более 100 тысяч рублей, посещения зоопарков, цирков, театров и др., а также закупка лекарственных средств для пациента при наличии соответствующего решения врачебной комиссии.

Следует отметить, что, несмотря на то, что форма документа произвольна, типовые формы и образцы контрактов различных видов и применимые для тех или иных видов госзакупок содержатся в Единой информационной системе.

Условия, обязательные к включению в контракт

К существенным условиям государственного (муниципального) контракта относятся следующие условия:

  • подробное описание объекта закупки;
  • количество поставляемого товара или объем оказываемых услуг;
  • сроки поставки товара или услуг;
  • цена контракта;
  • порядок и сроки оплаты;
  • взаимные условия ответственности заказчика и поставщика;
  • порядок приемки товаров, услуг, работ и оформление результатов приемки;
  • банковское сопровождение, в порядке статьи 35 Закона № 44-ФЗ;
  • сроки возврата обеспечения исполнения контракта.

Для ряда госзакупок существуют специальные существенные условия, которые подлежат обязательному включению в текст контракта. Так, например, если срок выполнения работ или оказания услуг по закупке составляет более 3 лет, а цена – свыше 100 миллионов рублей, отдельно должен быть прописан график выполнения работ, поставки товара.

Закупки, предметом которых является поставка транспортных средств для пассажирских перевозок, проектирование и строительство автодорог и дорожных сооружений и т.д., предполагают обязательное включение в контракт условий, регламентирующих дальнейшее обслуживание, ремонт и утилизацию предмета закупки.

Цена контракта

Частью 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что цена контракта должна иметь твердый характер и не подлежать изменению в течение всего срока его действия.

Вместе с тем, в ряде случаев цена может быть ориентировочной или определятся специальной формулой с установлением максимального значения цены. Такие случаи прямо определены Постановлением Правительства России от 13.01.2014 № 19.

Ответственность сторон

Законом № 44-ФЗ предусмотрена ответственность за неисполнение условий контракта как заказчиком, так и поставщиком.

Ответственность заказчика определена в части 5 статьи 34 Закона. Мерами ответственности являются как пени, так и штраф.

Применение такого вида ответственности как пеня возможно в случае нарушения заказчиком своих обязанностей. Размер пени определяется исходя из 1300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки с учетом суммы контракта.

Штраф может быть наложен на заказчика в случае ненадлежащего исполнения контракта, при этом размер штрафа устанавливается Правительством России. Размер штрафа на сегодняшний день установлен в пределах от 0,5% до 2,5% от цены контракта в зависимости от суммы госзакупки.

Ответственность исполнителя (поставщика) регламентирована частями 6-8 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Аналогично применяются меры ответственности в виде штрафа и пени.

Пеня подлежит уплате поставщиком в том случае, если нарушены сроки выполнения работ, поставки товаров, оказания услуг. Размер пени также определяется исходя из 1300 ставки рефинансирования, но сумма, применяемая для расчета, уменьшается на сумму, в рамках которой обязательства поставщиком исполнены.

Штраф может быть наложен на поставщика также в размере, определенном Правительством. Основаниями для применения штрафа, кроме ненадлежащего исполнения контракта также являются неисполнения условий, в части порядка привлечения субподрядчиков и субисполнителей. Размер штрафа установлен Правительством в пределах от 0,5% до 10% от цены контракта, в зависимости от суммы закупки.

Исполнение контракта

Стадия исполнения контракта регулируется статьей 94 Закона № 44-ФЗ. Согласно данной норме такая стадия включает в себя приемку товаров, работ или услуг, оплату их заказчиком, а также иные действия по взаимодействию сторон, в том числе изменение условий контракта, его расторжение, применение мер ответственности.

Кроме всего прочего, законодательством предусмотрено обязательное проведение экспертизы результатов закупки. Экспертиза может быть проведена как силами заказчика, так и путем привлечения независимых экспертов.

Законом установлен строгий перечень случаев, в которых проведение независимой экспертизы обязательно. Например, к таким случаям относятся закупки у единственного поставщика, закупок УИН, во всех случаях, когда закупки признаны несостоявшимися.

Приемка товаров, работ или услуг

Приемка результатов закупки представляет собой мероприятия по проверке соответствия результатов количеству, качеству, комплектности, объему, качеству и безопасности. Для проведения приемки заказчиком может быть создана приемочная комиссия в составе не менее 5 человек.

По результатам таких мероприятий возможно два варианта развития событий – приемка результатов либо отказ от приемки. И в том, и в другом случае решение подлежит оформлению соответствующим документом.

По результатам приемки заказчик должен составить отчет об исполнении контракта и разместить его в ЕИС.

Добавить комментарий