Порядок ведомственного контроля по 223-ФЗ: кем осуществляется и на какие нормы опирается?

Порядок ведомственного контроля по 223-ФЗ: кем осуществляется и на какие нормы опирается?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Приказ Минфина России от 25 декабря 2018 г. № 282н “Об утверждении Регламента осуществления ведомственного контроля за соблюдением требований Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации” (не вступил в силу)

В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4571; 2018, N 1, ст. 89) и пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2018 г. N 1335 “Об утверждении Правил осуществления федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении федеральных государственных учреждений, права собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий, ведомственного контроля за соблюдением требований Федерального закона “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 47, ст. 7260) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Регламент осуществления ведомственного контроля за соблюдением требований Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Первый заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации –
министр финансов
Российской Федерации
А.Г. Силуанов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 января 2019 г.
Регистрационный № 53536

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 25.12.2018 г. N 282н

Регламент
осуществления ведомственного контроля за соблюдением требований Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящий Регламент устанавливает порядок осуществления Министерством финансов Российской Федерации (далее – Министерство) ведомственного контроля за соблюдением требований Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4571; 2018, N 1, ст. 89) (далее – Федеральный закон N 223-ФЗ) и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации (далее – ведомственный контроль) в отношении подведомственных Министерству федеральных государственных учреждений (далее – объекты проверки).

2. При осуществлении ведомственного контроля Министерство осуществляет проверку соблюдения объектами проверки требований Федерального закона N 223-ФЗ и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации (далее – обязательные требования), в том числе:

а) требований, предусмотренных частями 2.2 и 2.6 статьи 2 Федерального закона N 223-ФЗ, в случае утверждения Министерством типового положения о закупке, предусмотренного статьей 2 Федерального закона N 223-ФЗ;

б) положения о закупке при осуществлении закупок товаров, работ, услуг.

3. Ведомственный контроль осуществляется в соответствии с настоящим Регламентом.

4. При осуществлении ведомственного контроля объекты проверки подлежат отнесению к определенной категории риска с учетом оценки вероятности несоблюдения ими обязательных требований, сведений о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных объектами проверки по результатам закупки товаров, работ, услуг, в том числе об общей стоимости договоров, информация о которых не внесена в реестр договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок в соответствии с частью 3 статьи 4.1 Федерального закона N 223-ФЗ.

5. Ведомственный контроль осуществляется путем проведения выездной и (или) документарной проверки (далее – проверка).

II. Планирование проверок

6. Проверки проводятся в соответствии с планом ведомственного контроля на очередной календарный год (далее – план проверок), утверждаемым Министром финансов Российской Федерации или лицом, его замещающим, не позднее 20 декабря текущего года.

7. Проект плана проверок формируется Административным департаментом Министерства и определяет перечень подлежащих проверке объектов проверки, вид проверки (выездная и (или) документарная), срок проведения проверки, период времени, за который проверяется деятельность объектов проверки.

8. Исполнение утвержденного плана проверок возлагается на Административный департамент Министерства.

9. Изменения в план проверок могут быть внесены в соответствии с решением Министра финансов Российской Федерации или лица, его замещающего, на основании мотивированного обращения директора Административного департамента Министерства.

10. Электронная копия утвержденного плана проверок, а также вносимые в него изменения в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения размещаются на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

11. Проверки в отношении каждого объекта проверки проводятся не реже одного раза в три года.

III. Организация и проведение проверок, оформление их результатов

12. Проверка проводится на основании приказа Министра финансов Российской Федерации, которым определяются:

а) наименование объекта проверки;

б) вид проверки (выездная и (или) документарная);

в) срок проведения проверки, в том числе дата ее начала;

г) период времени, за который проверяется деятельность объекта проверки;

в) состав комиссии, уполномоченной на проведение проверки (далее – комиссия).

В состав комиссии включаются работники Административного департамента Министерства. В случае необходимости, для проведения проверок Министерство вправе привлекать экспертов и (или) представителей экспертных организаций, при этом не допускается включение в состав комиссии должностных лиц объекта проверки, в отношении которого проводится проверка.

13. Не позднее чем за 10 рабочих дней до даты начала проведения проверки в адрес объекта проверки направляется уведомление о проведении проверки (далее – уведомление). Уведомление подписывается директором Административного департамента Министерства.

14. Уведомление должно содержать следующую информацию:

а) наименование объекта проверки, которому адресовано уведомление;

б) вид проверки (выездная и (или) документарная);

в) срок проведения проверки, в том числе дату ее начала;

г) состав комиссии;

д) запрос о представлении документов и информации;

е) информацию о необходимости обеспечения условий для проведения выездной проверки (в случае ее проведения), в том числе о предоставлении помещения для работы, а также средств связи и иных необходимых средств и оборудования.

15. Срок проведения проверки не может составлять более чем 15 календарных дней и может быть продлен только один раз не более чем на 15 календарных дней по решению Министра финансов Российской Федерации или лица, его замещающего.

16. При проведении проверки комиссия имеет право:

а) истребовать необходимые для проведения проверки документы с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне;

б) получать необходимые для проведения проверки объяснения в письменной форме, в форме электронного документа и (или) в устной форме;

в) в случае проведения выездной проверки на беспрепятственный доступ на территорию, в помещения и здания объекта проверки (в том числе на фотосъемку, видеозапись и копирование документов) при предъявлении комиссией служебных удостоверений и уведомления, указанного в пункте 13 настоящего Регламента, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне.

17. По результатам проведения проверки в течение 10 рабочих дней составляется акт проверки, который подписывается всеми членами комиссии.

Копия акта проверки направляется в адрес объекта проверки в течение 10 рабочих дней со дня его подписания.

18. При наличии возражений или замечаний по выводам, изложенным в акте проверки, руководитель объекта проверки или лицо, его замещающее, вправе в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения акта проверки, представить письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам проведения проверки.

19. При выявлении нарушений по результатам проверки руководителем комиссии разрабатывается и представляется на утверждение директору Административного департамента Министерства или лицу, его замещающему, план устранения выявленных нарушений.

20. План устранения выявленных нарушений разрабатывается и утверждается в течение 5 рабочих дней с даты получения объектом проверки копии акта проверки, а при наличии возражений, предусмотренных пунктом 18 настоящего Регламента, со дня получения таких возражений, и должен содержать указание на установленные комиссией нарушения объектом проверки Федерального закона N 223-ФЗ и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации, способы и сроки устранения указанных нарушений.

21. План устранения выявленных нарушений направляется в адрес объекта проверки в течение 5 рабочих дней со дня его утверждения.

22. Объект проверки информирует Министерство о результатах выполнения мероприятий, предусмотренных планом устранения выявленных нарушений, в течение 5 рабочих дней со дня истечения срока для их устранения, установленного планом устранения выявленных нарушений.

23. В случае выявления по результатам проверок действий (бездействий), содержащих признаки административного правонарушения, материалы проверки подлежат направлению в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный рассматривать дела о таких административных правонарушениях, а в случае выявления действий (бездействий), содержащих признаки состава уголовного преступления, – в правоохранительные органы.

24. Материалы по результатам проверок, в том числе план устранения выявленных нарушений, указанный в пункте 19 настоящих Правил, а также иные документы и информация, полученные (разработанные) в ходе проведения проверок, хранятся Министерством не менее 3 лет.

Обзор документа

Минфин России регламентировал порядок осуществления контроля за соблюдением подведомственными ему учреждениями законодательства о корпоративных закупках (223-ФЗ).

При ведомственном контроле используется риск-ориентированный подход. Контроль включает проведение документарных и выездных проверок. Прописан порядок планирования, организации и проведения проверок, оформления их результатов.

Порядок ведомственного контроля за закупками отдельными видами юрлиц в рамках 223-ФЗ

Ведомственный контроль является одной из форм контроля за правилами проведения закупок по 223-ФЗ. В конце 2018 года Минфином был утвержден новый регламент контроля за проведением закупок отдельными юридическими лицами, которые приобретают товары, работы и услуги по 223-ФЗ.

Правовое регулирование

Необходимость осуществления ведомственного контроля за закупочной деятельностью прописана в ст. 6.1 ст. 223-ФЗ. Для исполнения данной правовой нормы Минфином был издан приказ №282н от 2018 года. В нем утверждается регламент осуществления ведомственного контроля.

Читайте также:  Внесение изменений в план закупок по 223-ФЗ: что написать в обосновании, как правильно внести поправки и в какие сроки?

Приказ вступил в силу с 5 января 2019 года. Минфин планирует проконтролировать то, как заказчиками соблюдаются требования ФЗ-223, а также требования о стоимости подписанных договоров.

Ведомственный контроль направлен на недопущение правонарушений при исполнении Закона №223-ФЗ. Все объекты проверки (заказчики по 223-ФЗ) будут разбиты на несколько групп риска с учетом таких аспектов:

  • степени вероятности несоблюдения ими законодательных требований к закупочной деятельности;
  • сведений об объеме закупленных товаров, работ и услуг и стоимости заключенных контрактов, сведения о которых не были внесены в реестр договоров по результатам закупок по ч. 3 ст. 4.1 ФЗ-223.

Так, согласно изменениям в 223-ФЗ, внесенным через 505-ФЗ от 2017 года, до 2019 года все заказчики по указанному закону должны внести изменения в действующее Положение о закупках. Своевременное внесение правок позволяет заказчику пройти ведомственный контроль. В числе обязательных изменений в законодательстве указаны такие:

  1. Заказчиков наделили правом на запрос обеспечения только в случае превышения НМЦК суммы в 5 млн р. При этом сам размер обеспечения не может превышать 5% от начальной цены.
  2. В положении нужно прописать конкурентные и неконкурентные способы закупок, которые планирует применять заказчик.
  3. Закупки у субъектов малого бизнеса в обязательном порядке должны проводиться в электронном формате.
  4. Заказчики не вправе прописывать товарный знак или страну производства, когда они описывают объект закупки. А если товарный знак указан, то дополнительно указывается фраза «или эквивалент» (кроме случаев, когда закупаются запчасти или расходные материалы на оборудование определенной марки).
  5. В ЕИС можно не публиковать сведения о договорах на закупку некоторых финансовых услуг (в частности, по доверительному управлению финансами), брокерских услуг, аренды (некоторых видов), а также договоров с указанным правом перехода недвижимости.

Кто проводит ведомственный контроль в сфере закупок

Ведомственный контроль в сфере закупок по 223-ФЗ смогут осуществлять:

  1. Органы исполнительной власти разного уровня (федеральные, региональные, муниципальные), которые являются учредителями или собственниками имущества ГУПов и МУПов.
  2. Уполномоченные органы исполнительной власти регионов.

Стоит учесть, что объектами проверок в рамках ведомственного контроля станут не все заказчики по 223-ФЗ, которые перечислены в ч. 2 ст. 1 указанного закона, а только следующие группы учреждений:

  1. Бюджетные учреждения по п. 4 ч. 2 ст. 1.
  2. Автономные учреждения по п. 1 ч. 2 ст. 1.
  3. Государственные и муниципальные предприятия по п. 5, 6 ч. 2 ст. 1.

Остальные заказчики по 223-ФЗ не подпали под законодательные новшества.

Порядок осуществления

Ведомственный контроль осуществляется через проведение проверочных мероприятий. Они могут иметь форму выездной проверки или камеральной (документальной) проверки.

Данные мероприятия проводятся, согласно плану, который ежегодно подлежит утверждению министром финансов либо замещающим лицом. План заблаговременно утверждается на следующий календарный год до 20 декабря текущего.

Плановые проверки в отношении каждого объекта закупки должны проводиться не реже раза в три года.

Ведомственный контроль производится по следующему алгоритму:

  1. В ходе предварительного этапа Минфину нужно определиться с типом проверки (выездная или документальная), сроками проверки, временным периодом для анализа законности деятельности заказчика. Также на указанном этапе формируется и утверждается состав проверочной комиссии. Единственное требование к составу данной комиссии: она не может включать представителей заказчика.
  2. Заказчик по 223-ФЗ уведомляется о предстоящей проверке не позднее, чем за 10 рабочих дней до ее старта. Данное уведомление, помимо прочего, включает официальный запрос на предоставление определенных документов либо извещает заказчика об условиях выездных проверочных мероприятий.
  3. Проверочные мероприятия проводятся в течение 15 календарных дней. При необходимости сроки проведения проверки могут быть продлены на 15 календарных дней по решению министра финансов (продление допускается только один раз). В ходе проведения проверочных мероприятий комиссия может запрашивать у заказчика различные документы, брать у него устные и письменные пояснения, выезжать на предприятие в целях проведения фото- и видеосъемки и пр.
  4. По итогам проверки составляется акт проверки закупок в рамках 223-ФЗ. Этот документ является обязательным. Тогда как план устранения нарушений контролирующая инстанция составляет только при наличии таковых.
  5. Копия акта направляется заказчику в течение 10 дней после того, как его подписали все члены проверочной комиссии. Акт ведомственного контроля по 223-ФЗ содержит такие сведения: его номер, ссылка на документ-основание для проведения проверки (либо реквизиты приказа), объект и предмет проверочных мероприятий, их длительность; ФИО лиц, которые непосредственно проводили проверку (состав проверочной комиссии); проанализированные ими документы и перечень выявленных нарушений, дата подготовки и подпись. Иногда в акте могут быть прописаны дополнительные сведения: например, о том, что материалы были переданы в правоохранительные органы, и действия требуют дополнительной квалификации.
  6. У руководителя заказчика по 223-ФЗ будет пять дней на предоставление своих возражений и замечаний в письменной форме.

Результаты проведения проверочных мероприятий подлежат хранению в течение 3 лет.

Более подробный регламент ведомственного контроля или инструкцию должны утвердить сами контрольные органы. В них должны быть представлены основные этапы проверочных мероприятий, перечень запрашиваемых документов, форма итогового акта и конкретные предложения по устранению различных выявленных правонарушений.

Таким образом, ведомственный контроль предполагает выездную или документальную проверку деятельности заказчиков по 223-ФЗ. Проверки производятся, согласно утвержденному плану, который размещается на сайте Минфина. Регламент ведомственного контроля содержится в приказе №282н от 2018 года.

Письмо Минфина России от 26.02.2018 № 24-06-08/12020 “Об отдельных вопросах, связанных с осуществлением закупок в электронной форме и ведомственного контроля за соблюдением требований законодательства о закупках”

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 Минфин России является федеральным органом исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Минфин России не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкованию норм, терминов и понятий. Вместе с тем по вопросам, изложенным в обращении, Минфин России полагает возможным сообщить следующее.

1. Законом N 504-ФЗ и Законом N 505-ФЗ приняты поправки в Закон N 44-ФЗ и Закон N 223-ФЗ в части функционирования операторов электронных площадок и осуществления закупок в электронной форме.

Принятыми поправками предусмотрен единый перечень операторов электронных площадок в целях осуществления закупок в рамках Закона N 44-ФЗ и при осуществлении закупок в рамках Закона N 223-ФЗ, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Во исполнение положений Закона N 504-ФЗ Правительство Российской Федерации до 1 июля текущего года утвердит единые и дополнительные требования к операторам электронных площадок, электронным площадкам и к функционированию электронных площадок, порядок подтверждения соответствия электронной площадки, оператора электронной площадки единым и дополнительным требованиям, осуществит отбор операторов электронных площадок и утвердит их перечень.

Согласно положениям принятых законов в указанный перечень операторов электронных площадок Правительством Российской Федерации будут включены операторы, соответствующие установленным единым и дополнительным требованиям.

Таким образом, вышеуказанные требования, порядок подтверждения соответствия будут утверждены актами Правительства Российской Федерации, после чего заявитель вправе рассмотреть вопрос о принятии решения об обращении для включения в перечень в порядке и на условиях, которые будут утверждены Правительством Российской Федерации.

2. Согласно статье 6.1 Закона N 223-ФЗ ведомственный контроль за соблюдением требований Закона N 223-ФЗ и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации (уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации), муниципальными органами в отношении соответственно подведомственных им федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъекта Российской Федерации, муниципальных учреждений, а также федеральных государственных унитарных предприятий, государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации, муниципальных унитарных предприятий, в отношении которых указанные органы осуществляют права собственника.

Таким образом, ведомственный контроль осуществляется исключительно в отношении указанных в статье 6.1 Закона N 223-ФЗ отдельных юридических лиц.

3. В соответствии с частью 3 статьи 3.3 Закона N 223-ФЗ аккредитация на электронной площадке участника конкурентной закупки в электронной форме для участия в конкурентной закупке в электронной форме осуществляется в порядке, установленном оператором электронной площадки.

При этом Закон N 505-ФЗ не содержит специальных положений в отношении взимания платы при аккредитации, предусмотренной частью 3 статьи 3.3 Закона N 223-ФЗ. Согласно части 2 статьи 3.3 Закона N 223-ФЗ функционирование электронной площадки осуществляется в соответствии с правилами, действующими на электронной площадке, и соглашением, заключенным между заказчиком и оператором электронной площадки, с учетом положений Закона N 223-ФЗ.

Вместе с тем согласно части 18 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства получают аккредитацию на электронной площадке в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ.

В силу части 2 статьи 24.2, части 4 статьи 84.1 Закона N 44-ФЗ не допускается взимание с участников закупки платы за аккредитацию на электронной площадке, специализированной электронной площадке.

Кроме того, в силу части 10 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ проведение конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется заказчиком на электронной площадке, функционирующей в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными Законом N 44-ФЗ, и дополнительными требованиями, установленными Правительством Российской Федерации и предусматривающими в том числе требования к проведению такой конкурентной закупки.

При этом частью 4 статьи 24.1 Закона N 44-ФЗ установлено, что допускается взимание платы за участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре с участника соответствующей процедуры, и (или) лица, с которым заключается контракт, и (или) за проведение электронной процедуры, закрытой электронной процедуры с заказчика, если Правительством Российской Федерации установлено право операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок взимать такую плату, в том числе порядок ее взимания, а также определены предельные размеры такой платы.

4. Положениями статьи 3.3 Закона N 223-ФЗ установлены особенности функционирования электронной площадки для целей проведения конкурентной закупки в электронной форме.

Частью 1 указанной статьи установлено, что при осуществлении конкурентной закупки в электронной форме направление участниками такой закупки запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении конкурентной закупки и (или) документации о конкурентной закупке, размещение в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) таких разъяснений, подача участниками конкурентной закупки в электронной форме заявок на участие в конкурентной закупке в электронной форме, окончательных предложений, предоставление комиссии по осуществлению конкурентных закупок доступа к указанным заявкам, сопоставление ценовых предложений, дополнительных ценовых предложений участников конкурентной закупки в электронной форме, формирование проектов протоколов, составляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, обеспечиваются оператором электронной площадки на электронной площадке.

Читайте также:  Порядок подведения итогов по 223-ФЗ: как формируется итоговый протокол, что в нем писать, в какие сроки размещается в ЕИС?

Под оператором электронной площадки понимается являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью или непубличного акционерного общества, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц либо количество голосующих акций, которыми владеют указанные граждане и лица, составляет не более чем двадцать пять процентов, владеющее электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования оборудованием и программно-техническими средствами, и обеспечивающее проведение конкурентных закупок в электронной форме в соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ.

Функционирование электронной площадки осуществляется в соответствии с правилами, действующими на электронной площадке, и соглашением, заключенным между заказчиком и оператором электронной площадки, с учетом положений статьи 3.3 Закона N 223-ФЗ.

По вопросу взаимодействия электронной площадки с ЕИС Минфин России сообщает, что в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13.04.2017 N 442 уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по созданию, развитию, ведению и обслуживанию ЕИС, а также в части поддержки пользователей ЕИС, определено Федеральное казначейство.

5. Согласно части 2 статьи 3 Закона N 223-ФЗ положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений Закона N 223-ФЗ. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

Частью 1 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ установлено, что конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона.

При этом положения статьи 3.3 Закона N 223-ФЗ применяются при осуществлении конкурентной закупки исключительно в электронной форме, а положения статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ – при осуществлении конкурентной закупки в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Порядок ведомственного контроля по 223-ФЗ: кем осуществляется и на какие нормы опирается?

Закупки отдельных заказчиков проверят ведомства-учредители. Регламент контрольных мероприятий до 1 января 2019 года разработают федеральные органы исполнительной власти. Обязанность проверять подведомственные учреждения вступит в силу 20 ноября 2018 года.

Правила распространят на федеральные государственные учреждения и унитарные предприятия, которые проводят закупки по Закону № 223-ФЗ. Проведут контрольные мероприятия федеральные органы власти, которые выполняют функции учредителей или собственника имущества. Цель контроля – проверить, своевременно ли заказчики внесли правки в положение о закупке на основе типового и соблюдает ли заказчик требования документа и Закона № 223-ФЗ.

Предусмотрели два вида проверок: выездную и документарную. Регламент контрольных мероприятий разработают органы власти. Срок – до 1 января 2019 года. ФОИВ утвердит срок, периодичность проверок, присвоит категорию риска каждому подведомственному учреждению, сформирует порядок, по которому сформируют контрольную комиссию. Авторы документа предусмотрели ограничение: органу власти нельзя включать в контрольную комиссию представителя заказчика, которого планируют проверить.

Контрольная комиссия вправе затребовать от заказчика документы и разъяснения, при выездной проверке – беспрепятственно посещать территорию, помещения, проводить фото- и видеосъемку, копировать документы. Условие: действия не нарушат требования законодательства о защите государственной, коммерческой и других тайн. О проверке заказчика оповестят за 10 дней. В уведомление включат:

срок и вид проверки, состав комиссии;

запрос представить документы, информацию;

просьбу обеспечить условия для выездной проверки. Например, предоставить помещения для работы, средства связи или другое оборудование.

Если по итогам контрольных мероприятий выявили признаки административного правонарушения, материалы передадут в ФАС, если нарушение содержит уголовный состав – в правоохранительные органы. Материалы об итогах проверки будут хранить не меньше трех лет.

Чтобы ведомственный контроль не выявил нарушений, обновите положение о закупке в срок до 1 января 2019 года. С этой даты заказчики по Закону № 223-ФЗ обязаны проводить закупки по новым правилам – с учетом положений Закона № 505-ФЗ. Переписывать все положение о закупке необязательно. Достаточно изменить часть сведений и добавить новые. Правильно скорректировать положение о закупке поможет рекомендация.

Процедуры по 223-ФЗ – вторая составляющая, которую проверят контролеры из ФОИВ. Провести закупку, учесть новые правила и не нарушить закон поможет материал.

Учтите: ФАС вправе внепланово проверить заказчиков по Закону № 223-ФЗ, хотя в правовом акте не предусмотрели такую возможность. Условие: во время процедур, помимо 223-ФЗ, нарушили антимонопольное законодательство. В таком случае ФАС проведет внеплановую проверку на основании пункта 11 части 1 статьи 23, статьи 25.1 Закона № 135-ФЗ. Если во время процедур нарушили только нормы 223-ФЗ, проводить внеплановую проверку нельзя. Об этом сказано в пункте 18 обзора судебной практики Президиума Верховного суда от 16.05.2018.

Планы-графики государственных закупок предприятий столицы будут скорректированы в связи с пандемией коронавирусной инфекции. В первую очередь перенести закупки на более поздний срок нужно заказчикам, обеспечивающим оперативные потребности организаций, говорится на сайте правительства Москвы.

В силу вступил закон, благодаря которому теперь самозанятые граждане, в том числе и в Волгоградской области, смогут участвовать в госзакупках на льготных условиях, наравне с представители малого и среднего бизнеса.

Петербургское УФАС переходит на дистанционное рассмотрение жалоб из-за мер, принимаемых для нераспространения коронавирусной инфекции.

Правительство сможет вводить режим чрезвычайной ситуации.

Министерство финансов России опубликовало письмо об осуществлении закупок в нерабочие дни с 28 марта по 5 апреля. Срочные закупки организации смогут осуществлять у единственного поставщика.

Президент России подписал Федеральный закон от 27.12.2019 № 449-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В результате вмешательства прокуратуры Верхневилюйского района перед субъектами предпринимательства погашена задолженность по исполненным государственным контрактам на общую сумму свыше 5,6 миллионов рублей.

«Независимый регистратор» не допустит несанкционированное отключение от торгов.

Ведомство считает необходимыми изменения в законодательстве для достижения чёткого регулирования вопросов закупочной деятельности.

Видимо, Минфин окончательно «разочаровался» в возможностях Росимущества и Росрыболовства честно, оперативно и эффективно проводить закупки. Попутно, Минфин расписывается и в своём неумении наладить работу по закупкам этих ведомств.

Основные отличия законов № 44‑ФЗ и № 223‑ФЗ

Первый закон регулирует закупки бюджетных компаний, которые полностью принадлежат государству. Второй — закупки компаний, которыми государство владеет на 50% и больше. В проведении закупок тех и других есть принципиальные отличия, разобраться в которых поможет наша статья.

Чем отличается 44-ФЗ от 223-ФЗ?

Этот закон действует на закупки всех государственных заказчиков. Они должны планировать торги на 3 года вперед, готовить подробные технические задания для каждой закупки, проводить тендер в определенные сроки и вовремя платить поставщикам, выполнившим контракт. Поставщики, согласно закону, должны денежно подтверждать свои намерения участвовать в аукционе и исполнять контракт, а также не срывать сроки поставки товара или услуг.

44-ФЗ устанавливает сроки для каждого этапа закупки и регулирует детали сделки. Закон гарантирует победителю тендера, что с ним будет заключен контракт, а после его исполнения он получит оплату. При этом отступление от правил грозит поставщикам попаданием в Реестр недобросовестных поставщиков — в течение двух лет они не смогут участвовать в госзакупках. А заказичкам нарушение закона чревато штрафами и отменой уже состоявшихся тендеров.

Чтобы начать выигрывать и избежать конфликтных ситуаций, компаниям-поставщикам нужно знать свои обязанности и права. Так что без прочтения 44-ФЗ не обойтись.

№ 223-ФЗ

Закон 223-ФЗ устанавливает для заказчиков лишь общие принципы закупок. При этом главное требование закона: госкомпания-заказчик должна самостоятельно разработать собственное положение, где прописывает способы определения поставщика, с помощью которых будет проводить закупки, устанавливает требования к участникам и т.д.

223-ФЗ дает заказчикам определенную свободу. План закупок составляется на один год и может быть изменен в любое время. Не требуется обосновывать в закупке начальную максимальную цену контракта.

Таким образом, первое, с чем следует ознакомиться при участии в торгах по федеральному закону №223-ФЗ, — положение о закупке каждого конкретного заказчика.

Кто заказчики и поставщики?

Заказчики и поставщики по 44-ФЗ

Заказчики — муниципальные и государственные бюджетные учреждения. Поставщиком может стать юридическое лицо, индивидуальные предприниматели (ИП), а также физические лица. Организации-поставщики должны соответствовать нескольким требованиям, например, не быть офшором, не проходить процесс банкротства или ликвидации.

Заказчики и поставщики по 223-ФЗ

  • Государственные компании, у которых доля участия государства более 50%,а также «дочки» и «внучки» таких компаний.
  • Бюджетные учреждения, проводящие закупки за счет собственных средств, средств субподряда или грантов.
  • Организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности, такими как энергетика и водоснабжение.
  • Субъекты естественных монополий (к примеру, РЖД, нефтегазовые компании и т д.).

В торгах по 223-ФЗ так же участвовать могут как организации, так и частные лица. Требования к участникам каждой конкретной закупки устанавливает заказчик.

На каких ЭТП проводят торги?

Заказчики по 44-ФЗ

Для работы по закону № 44-ФЗ выбраны восемь федеральных электронных торговых площадок (ЭТП). Это «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», Национальная электронная площадка (НЭП), Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП), Агентство по государственному заказу Республики Татарстан (Заказ.рф), Российский аукционный дом (lot-online), ТЭК-Торг и торговая площадка Газпромбанка (ЭТП ГПБ).

Чтобы получить аккредитацию на ЭТП госзаказа, нужно зарегистрироваться в Единой информационной системе закупок (ЕИС) на официальном сайте госзакупок zakupki.gov.ru. Регистрация бесплатна и действует три года, нужно только предоставить сканы документов организации и подтвердить регистрацию усиленной квалифицированной электронной подписью.

Заказчики по 223-ФЗ

Список площадок для проведения торгов по федеральному закону № 223-ФЗ нигде не зафиксирован. Сейчас таких площадок больше 300, но на государственном уровне сейчас обсуждается унификация требований к ним и сокращение их числа.

Читайте также:  Требования, регламент и правила проведения государственных закупок по 44-ФЗ

На некоторых ЭТП по 223-ФЗ, а также для коммерческих торгов взымается плата за регистрацию или ежемесячная абонентская плата. Читайте регламент каждой площадки и выбирайте оптимальный для себя вариант.

Каждая ЭТП устанавливает свои требования к сертификатам электронной подписи поставщиков. Чаще всего это квалифицированная электронная подпись с дополнительными расширениями, но может быть и неквалифицированная подпись.

Способы закупок

В федеральном законе №44-ФЗ установлено 10 способов закупок и условия выбора победителя, а главное — он ограничивает перечень и случаи закупок у единственного поставщика.

Конкурентные закупки

  • конкурсы (открытые, с ограничением участия, закрытые, многоэтапные, закрытые с ограничением участия);
  • аукционы (электронные, закрытые);
  • запросы предложений;
  • запросы ценовых котировок.

С 2019 года почти все конкурентные госзакупки проводятся в электронном виде. Чтобы участвовать в электронных торгах по госзаказу, поставщику нужна квалифицированная электронная подпись.

Неконкурентные закупки

К данному виду закупок относится только закупка у единственного поставщика. Они могут проводиться

Способы закупок по 223-ФЗ

В положении о закупке у каждого заказчика обязательными являются только два вида процедур — электронный аукцион и конкурс. Все остальное способы закупки заказчик может выбрать по своему усмотрению.

Отметим, что закон № 223-ФЗ никак не ограничивает возможность закупаться у единственного поставщика, но при этом нужно лишь отразить в положении случаи и основания для таких закупок.

Отчетность заказчиков торгов

Отчетность по федеральному закону № 44-ФЗ

Заказчик обязан размещать в ЕИС следующие отчеты:

  • Отчет об исполнении контракта;
  • Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций по итогам года;
  • Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Отчетность по федеральному закону № 223-ФЗ

Заказчик размещает на сайте госзакупок zakupki.gov.ru не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, следующий перечень отчетов:

  • отчет об общей стоимости заключенных договоров;
  • отчет об общей стоимости договоров, заключенных с единственным поставщиком;
  • отчет об общей стоимости заключенных договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства.
  • отчет об общей стоимости заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну;

Обеспечение исполнения обязательств по контракту

Федеральный закон 44-ФЗ

С победителем аукциона или конкурса (вне зависимости от его цены) заказчик не может заключить контракт, если тот не предоставит финансового обеспечения контракта. Размер обеспечения варьируется от 5 до 30 % от начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Если НМЦК превышает 50 млн руб., заказчик обязан установить обеспечение в размере от 10% до 30% НМЦК.

Как именно предоставить обеспечение, решает сам поставщик. Он может внести деньги на счет заказчика, на спецсчет в банке или предоставить банковскую гарантию. В последнем случае гарантия должна быть выдана банком, из списка одобренных Минфином банков, и внесена в реестр банковских гарантий.

Для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО требования к обеспечению контракта мягче. Раззмер обеспечения рассчитывают от итогой цены контракта, а не НМЦК. А поставщикам, которые подтвердят опыт исполнения контрактов (за последние 3 года), можно совсем не предоставлять обеспечение. Главное — сумма предоставленных контрактов должна быть не меньше НМЦК текущего контракта.

Если обеспечение предоставить деньгами, то заказчик вернет его в течение 30 календарных дней с исполнения контракта (в течение 15 дней — для СМП и СОНКО). Если договор исполнялся поэтапно, то и обеспечение вернут по частям — после завершения каждого этапа.

Федеральный закон 223-ФЗ

Обеспечение контракта в торгах по 223-ФЗ остается полностью на усмотрение заказчиков. Требуется ли оно, в каком объеме предоставляется — все эти условия прописаны в документации закупки.

Расторжение контракта и возможность внести изменения

Федеральный закон 44-ФЗ

Федеральный закон № 44-ФЗ дает возможность расторгнуть контракт по соглашению сторон или в одностороннем порядке, если такая возможность прописана в контракте. Изменить существенные условия контракта (цену, сроки поставки, характеристиками товара) нельзя. Исключение — строительные закупки, в них можно изменить объем и срок работ не более чем на 30%.
Если в проекте контракта есть ошибки, то поставщик и заказчик могут составить протокол разногласий.

Федеральный закон 223-ФЗ

Федеральный закон № 223-ФЗ предоставляет возможность компании-заказчику изменить договор в части сроков, объемов и цен товаров, работ и услуг. В каких именно случаях возможны какие-либо изменения, поставщик может узнать из положения о закупках конкретного заказчика.

Обжалование действий заказчика

Федеральный закон 44-ФЗ

Федеральный закон № 44-ФЗ не только закрепляет такое право за поставщиком, но и прописывает алгоритм действий:

  • В первую очередь участник подает заявку в письменном виде в территориальное отделение ФАС. Сделать это нужно не позже 5 рабочих дней со даты размещения в ЕИС протокола о рассмотрении заявок.
  • Затем ФАС публикует на своем сайте жалобу в течение 2-х рабочих дней. Найти жалобу можно по наименованию или номеру закупки, заказчику, участнику или номеру жалобы.
  • Наконец, за следующие 5 рабочих дней комиссия рассматривает жалобу и выносит предписание по ней.

В 2018 году ФАС признала обоснованными 30% всех жалоб (по данным мониторинга Минфина РФ за 2018 год).

Федеральный закон 223-ФЗ

Как и по 44-ФЗ, жалобы на заказчиков по 223-ФЗ рассматривает ФАС. Однако в этом случае следует заранее из положения о закупке заказчика выяснить сроки подачи жалобы и иметь в виду, что комиссия по рассмотрению жалоб будет руководствоваться данным положением и Гражданским кодексом.

Осуществление ведомственного контроля в сфере закупок по 44-ФЗ

Закон о контрактной системе предусматривает сразу несколько видов контроля со стороны различных органов. Обилие контрольных функций и полномочий вызывает немало негативных отзывов со стороны участников контрактной системы и с ними сложно не согласиться – постоянные проверки существенно осложняют, а нередко и мешают нормальному рабочему процессу.

Вместе с тем, контрольные полномочия позволяют выстроить структуру межведомственного взаимодействия, способную повысить эффективность и качество контрактной системы на том или ином уровне.

Мы вновь сталкиваемся с тем случаем, когда в руки специалистов вложили инструмент, но как они им распорядятся – зависит от них самих.

Что такое ведомственный контроль в сфере закупок?

Ведомственный контроль в сфере закупок – это один из видов контроля, предусмотренных Законом № 44-ФЗ. Его основным отличием является то, что осуществляют его по отношению к заказчику не контрольные органы, а вышестоящие организации.

Предметом ведомственного контроля являются этапы:

  • планирования;
  • осуществления закупок.

Зачем нужен ведомственный контроль?

Как уже было сказано, ведомственный контроль – это один из механизмов контрактной системы. В неумелых руках он будет как минимум бесполезен, а в худшем случае – затруднять выполнение и без того сложной работы контрактных управляющих. Иными словами, эффективность, а точнее «полезность» ведомственного контроля в этом случае будет крайне мала.

Совершенно иначе обстоят дела в том случае, когда между вышестоящей организацией и подведомственным ей заказчиком выстроена устойчивая вертикаль взаимодействия, благодаря которой осуществляется курирование, консультирование, возможно даже обучение и помощь в разрешении возникающих вопросов.

Ведомственный контроль в этом случае становится той призмой, благодаря которой вышестоящая организация осуществляет мониторинг закупочной деятельности подведомственного учреждения. Это позволяет выявлять проблемные вопросы, пробелы в знаниях, нарушения и ошибки на самом раннем этапе.

Таким образом, суть ведомственного контроля сводится не столько к выявлению нарушений и последующему наказанию, сколько к предупреждению и скорейшему устранению потенциальных нарушений.

Следствием такого подхода в перспективе явится целый ряд факторов:

  • постоянный контроль и курирование закупочной деятельности заказчика со стороны вышестоящей организации;
  • повышение эффективности закупочной деятельности и реализации норм законодательства о контрактной системе;
  • снижение количества нарушений.

Разумеется, все это возможно исключительно при выполнении двух важных условий:

  1. Наличия в вышестоящей организации компетентных сотрудников, обладающих высоким уровнем профессионализма в сфере закупок.
  2. Наличия отлаженной системы тесного взаимодействия между заказчиком и вышестоящей организацией.

Как осуществляется ведомственный контроль?

Практика ведомственного контроля основывается на общих принципах осуществления контроля в сфере контрактной системы и регламентируется Постановлением Правительства РФ от 10.02.2014 г. № 89 «Об утверждении Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд». Помимо данного документа вышестоящие организации утверждают собственные регламенты и порядки осуществления ведомственного контроля в сфере закупок.

При разработке собственных регламентов учреждения детально описывают виды и этапы проводимых ими контрольных мероприятий, их порядок, сроки, права и обязанности сторон и прочие детали.

Когда дело доходит до практики, многие сталкиваются с тем, что представители вышестоящей организации попросту не знают, что именно и как они должны проверять. Данная проблема решается довольно просто:

  • вы не первые и уж точно не единственные, кто сталкивается с этими трудностями – найдите и возьмите за основу чей-нибудь готовый и наиболее подходящий порядок, изучите его;
  • свяжитесь с коллегами из других ведомств, вышестоящих организаций или даже соседних населенных пунктов – не бойтесь общаться и консультироваться, это гораздо проще, чем самостоятельно «изобретать велосипед»;
  • откройте Закон № 44-ФЗ и выпишите на лист обязанности заказчика – это именно то, что вам нужно проверить, – затем подумайте, как это сделать и какие документы вам для этого понадобятся;
  • определите рамки своих полномочий – вы должны проверить все то, что предписывает Закон № 44-ФЗ и не выходит за рамки ваших полномочий.

Заключение

Ведомственный контроль – это крайне полезная вещь при наличии в вышестоящей организации специалистов, обладающих необходимым уровнем знаний. Вместе с тем, многое зависит от того, какую позицию займет вышестоящее учреждение по отношению к своим подведомственным заказчикам.

Осуществлять контроль можно по-разному: путем тесного взаимодействия, сотрудничества и поддержки в интересах снижения количества нарушений, либо формальным путем – когда взаимодействие в вопросах госзакупок минимально, а подведомственные заказчики брошены один на один со своими вопросами и проблемами.

ВНИМАНИЕ! Для автоматического формирования всех отчетов и проверки уже созданных в ЕИС, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Также программа бесплатно проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК и СКП, поможет найти необходимый ОКПД2 и многое другое! Подробнее.

Добавить комментарий