Принадлежность к виду юридического лица для ООО и бюджетных учреждений при регистрации в ЕИС по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Как поставщику зарегистрироваться в ЕИС: пошаговая инструкция

Регистрация на ЕИС поставщику по 44-ФЗ — это процедура авторизации в Единой информационной системе. С 2020 года без этого невозможно участвовать в закупках. Разбираемся, как зарегистрироваться в ЕИС различным участникам.

Зачем поставщику регистрироваться в ЕИС

Участвовать в закупках любая организация, будь то поставщик или заказчик, может только после прохождения авторизации в Единой информационной системе. С 01.01.2019 регистрация в ЕИС госзакупки (официальный сайт) означает одновременное внесение предприятия в единый реестр участников закупки (ЕРУЗ).

Постановление Правительства № 1752 от 30.12.2018 утверждает порядок действия организаций в ЕРУЗ — как зарегистрироваться, в какие сроки провести процедуру авторизации, какие документы для этого необходимы.

Также ПП РФ № 1752 закрепляет порядок регистрации поставщиков в ЕИС (Порядок № 1752).

В первую очередь необходимо разобраться, как зарегистрироваться в ЕРУЗ для поставщиков. Процедура авторизации обеспечивается Федеральным казначейством. Специально для аутентификации разработана система взаимодействия между ЕИС, электронными площадками и ЕСИА (система идентификации и аутентификации), проще говоря «Госуслуги».

То есть регистрация поставщика в ЕИС госзакупки (инструкция которой мы и рассмотрим в статье) по возможности производится путем выгрузки информационных данных из ЕСИА.

Что нужно, чтобы зарегистрироваться в ЕИС

Как пройти регистрацию в ЕИС для поставщиков? Для начала уполномоченное лицо участника закупки осуществляет процедуру идентификации в ЕСИА. После завершения авторизации на портале ответственное лицо формирует справочные данные, которые впоследствии будут размещены в ЕГРУЗ.

Порядок регистрации в ЕИС через ЕСИА для поставщиков — юридических лиц предусматривает наличие следующей информации, которая будет направлена в реестр участников закупок:

  • полное и сокращенное наименование участника, независимо от его типа;
  • название и код (из ОКСМ) страны, резидентом которой является участник закупки;
  • ИНН, КПП и ОГРН;
  • адрес местонахождения;
  • все ОКВЭД2;
  • при наличии все организационные данные филиала или обособленного подразделения;
  • данные о принадлежности к субъектам СМП;
  • официальный сайт и контактная информация;
  • имя, должность и паспортные данные лица, имеющего право действовать без доверенности от имени участника;
  • копии учредительных документов;
  • решение о согласии на совершение крупных сделок;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • для участников-нерезидентов РФ — заверенный перевод сведений о госрегистрации юрлица.

Расскажем, как зарегистрироваться участнику закупки в ЕИС через ЕСИА, если поставщик является физическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Для формирования записи в ЕГРУЗ необходимо подготовить следующие документы и данные:

  • Ф.И.О.;
  • ИНН;
  • название и код (из ОКСМ) страны, в которой зарегистрирован участник закупки;
  • адрес места жительства и почтовый адрес;
  • контактная информация;
  • сведения из документов, удостоверяющих личность, и копия паспорта для физлица;
  • для ИП — ОГРН, дата госрегистрации, принадлежность к СМП, выписка из ЕГРИП;
  • для иностранных лиц — заверенный перевод регистрации ИП.

После формирования сведений специалисты ФК размещают информацию об организации в ЕГРУЗ не позже 1 рабочего дня.Со следующего дня участник может работать в ЕИС.

Как зарегистрироваться в ЕИС: разбираем по шагам

Далее расскажем, как производится регистрация в ЕИС для поставщиков: пошаговая инструкция будет предоставлена для всех возможных групп участников.

ЕРУЗ — это подсистема ЕИС госзакупки (официальный сайт 2020), как зарегистрироваться инструкция к ней не содержит. Нужно самостоятельно разбираться.

Для того чтобы пройти авторизацию в личном кабинете, нужно перейти в контекстное меню и выбрать опцию «Личный кабинет участника закупки».

Как зарегистрироваться на ЕИС госзакупки (официальный сайт), если информация об участнике внесена в ЕГРУЗ через систему идентификации, мы рассказывали ранее.

Теперь рассмотрим, как зарегистрироваться в ЕИС в качестве поставщика в случае, если сведения об организации не предоставлены в ЕИС. Таким пользователям необходимо пройти первичную регистрацию.

При осуществлении первичной регистрации Единая информационная система отправляет запрос на аутентификацию пользователя в ЕСИА. После подтверждения в ЕИС поступают все необходимые данные для дальнейшей регистрационной процедуры.

Если же организация не заведена в ЕСИА, то необходимо пройти полноценную авторизацию в Единой информационной системе.

Для этого специалист переходит в опцию «Регистрация» и выбирает действие «Регистрация нового пользователя».

Затем нужно выбрать тип участника закупки, соответствующий организации.

Далее будет представлена инструкция по регистрации в ЕИС ФЗ 44 для различных участников.

Как пройти регистрацию индивидуальному предпринимателю из России

Рассказываем, как поставщику зарегистрироваться в ЕИС 2020 года для типа пользователя «Индивидуальный предприниматель». При выборе данного типа высветится окно о подтверждении регистрации в статусе физического лица или ИП.

Далее система осуществляет проверку сертификата ЭП по ОГРН — для индивидуального предпринимателя и СНИЛС — для физического лица. Все данные сверяются с информацией из ЕСИА.

После прохождения всех проверок производится процедура регистрации. Физическим лицам и ИП из России необходимо заполнить специальную регистрационную форму.

В первую очередь необходимо определить признак пользователя — физическое лицо или ИП.

Практически все информационные данные автоматически заполняются из ЕСИА и ЕГРИП (для индивидуальных предпринимателей).

Вручную заполняются только реквизиты паспорта физического лица, адрес электронной почты и контактный телефон. Также нужно загрузить все требуемые документы.

После заполнения всех полей специалист должен нажать кнопку «Зарегистрировать». Система проверяет правильность заполнения каждого поля. Если проверка не выдала ошибок, то система предлагает подписать и разместить информацию о пользователе в ЕРУЗ.

После подписания формы пользователь считается зарегистрированным в ЕИС и ему присваивается уникальная реестровая запись — уникальный номер участника закупки.

Как зарегистрироваться иностранному физическому лицу или индивидуальному предпринимателю

При выборе типа «иностранное физлицо или ИП» высвечивается следующая регистрационная форма.

В форме необходимо выбрать определенный признак участника закупки — ИП или физическое лицо иностранного государства. Данные формы также заполняются автоматически через взаимодействие с ЕСИА и локальный ЕГРИП.

Для иностранных пользователей со статусом «ИП» или «физлицо» в обязательном порядке выбирается часовой пояс из представленных в ЕИС значений.

При необходимости заполняется ячейка «Аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством иностранного государства».

Также нужно выбрать страну в поле «Страна регистрации иностранного гражданина» в соответствии с доступным справочником ОКСМ.

Вручную заполняется и документ, удостоверяющий личность. Для этого из всплывающих значений выбирается «Паспорт иностранного гражданина», а затем вводятся его реквизиты.

Далее вносятся контактные данные и загружаются все файлы необходимой документации.

В завершении выбирается действие «Зарегистрировать», и после завершения проверки ЕИС и при отсутствии ошибок пользователь со статусом «ИП» или «физическое лицо иностранного государства» считается зарегистрированным с последующим присвоением ему уникального реестрового номера участника закупки.

Как зарегистрировать в ЕИС юридическое лицо РФ

Разберем, как зарегистрироваться в ЕИС госзакупки поставщику — юридическому лицу, являющемуся резидентом Российской Федерации.

Во всплывающей регистрационной форме по умолчанию установлен признак «Участник закупки — юридическое лицо РФ».

Вся регистрационная информация переносится из ЕСИА и локального ЕГРЮЛ.

Вручную заполняются только поля «Документ, удостоверяющий личность» и его реквизиты, а также контактные данные в блоке сведений о лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юрлица.
Также необходимо прикрепить все надлежащие копии учредительных документов и иную требуемую документацию.

Затем специалист нажимает действие «Далее» и переходит в окно «Регистрация пользователя».

Здесь необходимо указать данные пользователя, осуществляющего регистрацию участника закупок. Некоторые поля заполняются автоматически, выгружая информацию из ЕСИА. Вручную заполняются контактные данные.

После формирования сведений в блоке необходимо нажать «Далее» и перейти в раздел «Регистрация пользователей организации».

Отображается таблица на основании данных из ЕСИА, в которой указан перечень пользователей, которые относятся к организации.

Здесь перечислены все уполномоченные специалисты и руководство предприятия, за исключением руководителя, который регистрировался на второй вкладке «Регистрация пользователя».

В завершении регистрационной процедуры нужно нажать кнопку «Зарегистрировать». После проверки высветится следующее окно.

Документ подписывается и публикуется, после чего организация считается успешно зарегистрированной. Участнику также присваивается уникальный номер реестровой записи.

Как проверить регистрацию в ЕИС? Для проверки факта регистрации юридического лица в поисковую строку системы вводится уникальный реестровый номер. Если регистрация прошла успешно, то после ввода и поиска высветится искомая организация.

Как зарегистрировать филиал юридического лица из РФ

Как зарегистрироваться участнику в ЕИС, если он представляет филиал юридического лица Российской Федерации?

Если участник закупок выбирает признак «Филиал юридического лица РФ», то из ЕСИА загружается список зарегистрированных и не зарегистрированных как участник закупок организаций, в которых состоит текущий пользователь.

Если организация уже включена в ЕРУЗ, то будет направлено уведомление «Зарегистрирована».

Затем система проверяет признак руководителя и наличие филиалов.

Если филиал не найден, то пользователю предлагается зарегистрировать филиал юрлица РФ.

Далее система проверяет сертификат ЭП и начинает процедуру регистрации.

Если головная организация зарегистрирована в ЕРУЗ, то специалист заполняет следующую форму.

Если головная организация не зарегистрирована в качестве участника закупки, заполняется такая регистрационная форма.

Все данные в обеих формах заполняются по аналогии с процедурой регистрации юридического лица: большая часть загружается автоматически из ЕГРЮЛ и ЕСИА, вручную вводятся реквизиты документа, удостоверяющего личность уполномоченного лица, контактные данные ответственных пользователей, а также прикрепляются необходимые документы.

После нажатия кнопки «Зарегистрировать» формы проверяются на ошибки, затем система направляет запрос о подписании и публикации.

Затем система уведомляет об успешной регистрации и присвоении уникального номера.

Как зарегистрировать филиал (представительство) зарубежного юридического лица

Филиал зарубежного юридического лица регистрируется по аналогии с филиалом юрлица РФ.

Сначала осуществляется поиск аккредитованного филиала. Для этого в поисковые строки нужно ввести не менее трех символов в любое поле. Поиск производится в специальном реестре таких филиалов — РАФП.

Пользователь выбирает искомую организацию из результатов поиска и начинает регистрационную процедуру.

Далее заполняется регистрационная форма.

Данные выгружаются автоматически из РАФП. В обязательном порядке заполняется строка «Максимально возможная сумма для заключения контракта по результатам электронных процедур».

Вручную также вводятся «Сведения о руководителе филиала/представительства», «Контактная информация филиала/представительства» и прикрепляются необходимые документы.

При переходе на следующую вкладку осуществляется проверка страны регистрации.

После прохождения проверки производится регистрация.

После нажатия кнопки «Зарегистрировать» система проверяет все введенные данные, затем направляет форму для подписи и публикации.

После публикации филиал иностранного государства считается зарегистрированным в ЕИС с присвоением ему уникального номера в реестре участников закупки.

Как зарегистрировать иностранное юридическое лицо

Для авторизации в качестве участника закупки иностранного юридического лица специалисту необходимо заполнить следующую регистрационную форму.

При необходимости можно добавить сведения о нескольких лицах, имеющих право действовать без доверенности. Вручную заполняется вся контактная информация и загружаются документы.

Читайте также:  Приемочная комиссия по 44-ФЗ: состав, образцы приказа о ее создании, положения, протокола и акта

При переходе в блок сведений о пользователе автоматически производится проверка страны регистрации. Если организация не пройдет проверку, то регистрация будет автоматически заблокирована.

Затем вводятся сведения о пользователе и осуществляется непосредственно регистрация в ЕИС.

После того как система закончит проверку, специалисту останется только подписать и опубликовать форму.

В завершении иностранному юридическому лицу присваивается уникальный реестровый номер, о чем свидетельствует уведомление об успешной регистрации.

Многие интересуются, как зарегистрироваться в ЕИС по 223-ФЗ. Если организация работает по нормативам 223-ФЗ, процедура авторизации в ЕИС будет аналогичной для всех типов пользователей.

Частые проблемы и как их решать

Нажмите на картинку, чтобы открыть в полном размере и сохранить.

Полное руководство пользователя ЕИС

Постановление правительства № 1752 от 30.12.2018

Как зарегистрироваться более подробно рассказано в Порядке № 1752.

Инструкция: регистрация в ЕИС заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Общие положения

Приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 № 27н разработан и утвержден порядок регистрации в ЕИС. Последовательность действий и их условия обязательны к исполнению для всех заказчиков, работающих в закупках. Те, кто уже внес данные в систему для работы с закупками до вступления в силу Приказа № 27н, обязаны повторно пройти аккредитацию по новым правилам.

Порядок внесения данных имеет особенности для организаций, работающих по Федеральному закону № 44-ФЗ, то есть государственных заказчиков, госорганов, бюджетных и казенных учреждений и тех, кто проводит закупки по Федеральному закону № 223-ФЗ: госкорпораций и бюджетных учреждений, расходующих внебюджетные средства. Но для всех актуальны предварительные шаги:

  • получение электронных подписей в Казначействе (для 44-ФЗ) или авторизованном удостоверяющем центре (для 223-ФЗ). Удостоверяющие центры аккредитуются Министерством цифрового развития и массовых коммуникаций РФ, на сайте которого можно посмотреть актуальный перечень аккредитованных центров. Электронную подпись необходимо оформить для руководителя и всех сотрудников организации, которые будут работать в ЕИС;
  • установка необходимого программного обеспечения КриптоПро CSP 4.0 на компьютеры, с которых сотрудники организации будут работать в закупках.

Когда все предварительные технические действия совершены, можно переходить непосредственно к процедуре регистрации в ЕИС.

Регистрация в ЕИС по 44-ФЗ

Если организация уже ввела данные или перерегистрировалась по новым правилам, она должна подтвердить присутствие в системе.

Заказчикам, ранее не работавшим в закупках, при прохождении первичной регистрации следует придерживаться определенного порядка действий.

Шаг 1. После перехода на главную страницу ЕИС в правом верхнем углу экрана необходимо найти кнопку «Личный кабинет». При наведении курсора появится выпадающее меню с вариантами вхождения в ЕИС.

Шаг 2. После перехода система предложит альтернативные варианты. Выбрать необходимо Раздел III.

Шаг 3. В форме регистрации необходимо заполнить данные руководителя организации.

Шаг 4. После ввода данных пользователю предложат информацию о первичной регистрации.

Шаг 5. Пройдя ее, следует позаботиться о внесении сведений о сотрудниках, которые будут непосредственно работать с закупками.

Внести данные сотрудников может только лицо, имеющее полномочия администратора. Ему необходимо зайти в личный кабинет, раздел «Зарегистрированные пользователи организации». В разделе содержатся сведения обо всех пользователях и кнопка «Зарегистрировать пользователя».

Шаг 6. Каждый новый пользователь должен обладать статусом, предполагающим тот или иной объем полномочий. Полномочия администратор выбирает в ходе регистрации.

Шаг 7. После выбора полномочий администратор вводит регистрационные данные нового пользователя.

Шаг 8. После этого программа предложит подписать произведенное действие электронной подписью.

Администрирующий пользователь увидит уведомление об успешном прохождении процедуры.

Регистрация в ЕИС по 223-ФЗ

Начать регистрацию для работы по 223-ФЗ необходимо с обращения к выпадающему меню личного кабинета. На этот раз выбирайте вкладку для заказчиков по 223-ФЗ.

В предложенной форме необходимо выбрать Раздел III.

После перехода представителю заказчика предложат ознакомиться с техническими требованиями к компьютеру. Убедившись, что ПК соответствует этим условиям, нажмите на кнопку «Продолжить работу».

Заказчик переходит к непосредственному вводу данных, который идентичен порядку для 44-ФЗ.

Уже при первичном вводе данных в систему пользователю будет предложено зарегистрировать сотрудников организации в качестве лиц, работающих с закупками. Для этого необходимо заполнить предложенный бланк, сверить данные и нажать кнопку «Зарегистрировать». Если все прошло успешно, пользователь получит соответствующее сообщение.

Основные отличия законов № 44‑ФЗ и № 223‑ФЗ

Первый закон регулирует закупки бюджетных компаний, которые полностью принадлежат государству. Второй — закупки компаний, которыми государство владеет на 50% и больше. В проведении закупок тех и других есть принципиальные отличия, разобраться в которых поможет наша статья.

Чем отличается 44-ФЗ от 223-ФЗ?

Этот закон действует на закупки всех государственных заказчиков. Они должны планировать торги на 3 года вперед, готовить подробные технические задания для каждой закупки, проводить тендер в определенные сроки и вовремя платить поставщикам, выполнившим контракт. Поставщики, согласно закону, должны денежно подтверждать свои намерения участвовать в аукционе и исполнять контракт, а также не срывать сроки поставки товара или услуг.

44-ФЗ устанавливает сроки для каждого этапа закупки и регулирует детали сделки. Закон гарантирует победителю тендера, что с ним будет заключен контракт, а после его исполнения он получит оплату. При этом отступление от правил грозит поставщикам попаданием в Реестр недобросовестных поставщиков — в течение двух лет они не смогут участвовать в госзакупках. А заказичкам нарушение закона чревато штрафами и отменой уже состоявшихся тендеров.

Чтобы начать выигрывать и избежать конфликтных ситуаций, компаниям-поставщикам нужно знать свои обязанности и права. Так что без прочтения 44-ФЗ не обойтись.

№ 223-ФЗ

Закон 223-ФЗ устанавливает для заказчиков лишь общие принципы закупок. При этом главное требование закона: госкомпания-заказчик должна самостоятельно разработать собственное положение, где прописывает способы определения поставщика, с помощью которых будет проводить закупки, устанавливает требования к участникам и т.д.

223-ФЗ дает заказчикам определенную свободу. План закупок составляется на один год и может быть изменен в любое время. Не требуется обосновывать в закупке начальную максимальную цену контракта.

Таким образом, первое, с чем следует ознакомиться при участии в торгах по федеральному закону №223-ФЗ, — положение о закупке каждого конкретного заказчика.

Кто заказчики и поставщики?

Заказчики и поставщики по 44-ФЗ

Заказчики — муниципальные и государственные бюджетные учреждения. Поставщиком может стать юридическое лицо, индивидуальные предприниматели (ИП), а также физические лица. Организации-поставщики должны соответствовать нескольким требованиям, например, не быть офшором, не проходить процесс банкротства или ликвидации.

Заказчики и поставщики по 223-ФЗ

  • Государственные компании, у которых доля участия государства более 50%,а также «дочки» и «внучки» таких компаний.
  • Бюджетные учреждения, проводящие закупки за счет собственных средств, средств субподряда или грантов.
  • Организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности, такими как энергетика и водоснабжение.
  • Субъекты естественных монополий (к примеру, РЖД, нефтегазовые компании и т д.).

В торгах по 223-ФЗ так же участвовать могут как организации, так и частные лица. Требования к участникам каждой конкретной закупки устанавливает заказчик.

На каких ЭТП проводят торги?

Заказчики по 44-ФЗ

Для работы по закону № 44-ФЗ выбраны восемь федеральных электронных торговых площадок (ЭТП). Это «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», Национальная электронная площадка (НЭП), Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП), Агентство по государственному заказу Республики Татарстан (Заказ.рф), Российский аукционный дом (lot-online), ТЭК-Торг и торговая площадка Газпромбанка (ЭТП ГПБ).

Чтобы получить аккредитацию на ЭТП госзаказа, нужно зарегистрироваться в Единой информационной системе закупок (ЕИС) на официальном сайте госзакупок zakupki.gov.ru. Регистрация бесплатна и действует три года, нужно только предоставить сканы документов организации и подтвердить регистрацию усиленной квалифицированной электронной подписью.

Заказчики по 223-ФЗ

Список площадок для проведения торгов по федеральному закону № 223-ФЗ нигде не зафиксирован. Сейчас таких площадок больше 300, но на государственном уровне сейчас обсуждается унификация требований к ним и сокращение их числа.

На некоторых ЭТП по 223-ФЗ, а также для коммерческих торгов взымается плата за регистрацию или ежемесячная абонентская плата. Читайте регламент каждой площадки и выбирайте оптимальный для себя вариант.

Каждая ЭТП устанавливает свои требования к сертификатам электронной подписи поставщиков. Чаще всего это квалифицированная электронная подпись с дополнительными расширениями, но может быть и неквалифицированная подпись.

Способы закупок

В федеральном законе №44-ФЗ установлено 10 способов закупок и условия выбора победителя, а главное — он ограничивает перечень и случаи закупок у единственного поставщика.

Конкурентные закупки

  • конкурсы (открытые, с ограничением участия, закрытые, многоэтапные, закрытые с ограничением участия);
  • аукционы (электронные, закрытые);
  • запросы предложений;
  • запросы ценовых котировок.

С 2019 года почти все конкурентные госзакупки проводятся в электронном виде. Чтобы участвовать в электронных торгах по госзаказу, поставщику нужна квалифицированная электронная подпись.

Неконкурентные закупки

К данному виду закупок относится только закупка у единственного поставщика. Они могут проводиться

Способы закупок по 223-ФЗ

В положении о закупке у каждого заказчика обязательными являются только два вида процедур — электронный аукцион и конкурс. Все остальное способы закупки заказчик может выбрать по своему усмотрению.

Отметим, что закон № 223-ФЗ никак не ограничивает возможность закупаться у единственного поставщика, но при этом нужно лишь отразить в положении случаи и основания для таких закупок.

Отчетность заказчиков торгов

Отчетность по федеральному закону № 44-ФЗ

Заказчик обязан размещать в ЕИС следующие отчеты:

  • Отчет об исполнении контракта;
  • Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций по итогам года;
  • Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Отчетность по федеральному закону № 223-ФЗ

Заказчик размещает на сайте госзакупок zakupki.gov.ru не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, следующий перечень отчетов:

  • отчет об общей стоимости заключенных договоров;
  • отчет об общей стоимости договоров, заключенных с единственным поставщиком;
  • отчет об общей стоимости заключенных договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства.
  • отчет об общей стоимости заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну;

Обеспечение исполнения обязательств по контракту

Федеральный закон 44-ФЗ

С победителем аукциона или конкурса (вне зависимости от его цены) заказчик не может заключить контракт, если тот не предоставит финансового обеспечения контракта. Размер обеспечения варьируется от 5 до 30 % от начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Если НМЦК превышает 50 млн руб., заказчик обязан установить обеспечение в размере от 10% до 30% НМЦК.

Как именно предоставить обеспечение, решает сам поставщик. Он может внести деньги на счет заказчика, на спецсчет в банке или предоставить банковскую гарантию. В последнем случае гарантия должна быть выдана банком, из списка одобренных Минфином банков, и внесена в реестр банковских гарантий.

Читайте также:  Тендер и аукцион: в чем разница? Основные отличия по целям, предмету торгов, форме и порядке проведения

Для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО требования к обеспечению контракта мягче. Раззмер обеспечения рассчитывают от итогой цены контракта, а не НМЦК. А поставщикам, которые подтвердят опыт исполнения контрактов (за последние 3 года), можно совсем не предоставлять обеспечение. Главное — сумма предоставленных контрактов должна быть не меньше НМЦК текущего контракта.

Если обеспечение предоставить деньгами, то заказчик вернет его в течение 30 календарных дней с исполнения контракта (в течение 15 дней — для СМП и СОНКО). Если договор исполнялся поэтапно, то и обеспечение вернут по частям — после завершения каждого этапа.

Федеральный закон 223-ФЗ

Обеспечение контракта в торгах по 223-ФЗ остается полностью на усмотрение заказчиков. Требуется ли оно, в каком объеме предоставляется — все эти условия прописаны в документации закупки.

Расторжение контракта и возможность внести изменения

Федеральный закон 44-ФЗ

Федеральный закон № 44-ФЗ дает возможность расторгнуть контракт по соглашению сторон или в одностороннем порядке, если такая возможность прописана в контракте. Изменить существенные условия контракта (цену, сроки поставки, характеристиками товара) нельзя. Исключение — строительные закупки, в них можно изменить объем и срок работ не более чем на 30%.
Если в проекте контракта есть ошибки, то поставщик и заказчик могут составить протокол разногласий.

Федеральный закон 223-ФЗ

Федеральный закон № 223-ФЗ предоставляет возможность компании-заказчику изменить договор в части сроков, объемов и цен товаров, работ и услуг. В каких именно случаях возможны какие-либо изменения, поставщик может узнать из положения о закупках конкретного заказчика.

Обжалование действий заказчика

Федеральный закон 44-ФЗ

Федеральный закон № 44-ФЗ не только закрепляет такое право за поставщиком, но и прописывает алгоритм действий:

  • В первую очередь участник подает заявку в письменном виде в территориальное отделение ФАС. Сделать это нужно не позже 5 рабочих дней со даты размещения в ЕИС протокола о рассмотрении заявок.
  • Затем ФАС публикует на своем сайте жалобу в течение 2-х рабочих дней. Найти жалобу можно по наименованию или номеру закупки, заказчику, участнику или номеру жалобы.
  • Наконец, за следующие 5 рабочих дней комиссия рассматривает жалобу и выносит предписание по ней.

В 2018 году ФАС признала обоснованными 30% всех жалоб (по данным мониторинга Минфина РФ за 2018 год).

Федеральный закон 223-ФЗ

Как и по 44-ФЗ, жалобы на заказчиков по 223-ФЗ рассматривает ФАС. Однако в этом случае следует заранее из положения о закупке заказчика выяснить сроки подачи жалобы и иметь в виду, что комиссия по рассмотрению жалоб будет руководствоваться данным положением и Гражданским кодексом.

Отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ таблица – всё наглядно!

Закупочная деятельность в нашей стране регламентируется двумя основными законами – 44-ФЗ и 223-ФЗ. Для того чтобы разобраться что к чему, поставщикам и заказчикам нужно четко ориентироваться в их различиях и понимать в чем разница.

Федеральный закон №44

Федеральный закон №223

1. Основное отличие и идея 44-ФЗ и 223-ФЗ

Данный закон регулирует все моменты в сфере государственных закупок – каких-то недомолвок и пробелов здесь не допускается. Нарушение порядка процедур влечет за собой отмену закупки и наложение штрафных санкций на заказчика. Поставщик, в свою очередь, может быть уверен, что все заказчики будут действовать исключительно в определенных законом рамках.

Данный закон определяет только основную идею и принципы проведения закупок. Все детали и порядок процедур заказчиком прописывается в Положении. Они, в свою очередь, могут существенно отличаться друг от друга, поэтому поставщикам каждый раз приходится адаптироваться к новым условиям проведения закупки.

2. Общие положения

Кто является заказчиком

В рамках 44-ФЗ заказчиками выступают:

– государственные и муниципальные бюджетные учреждения;

– унитарные предприятия за исключением тех, которые на правительственном уровне признаны особо значимыми.

Действие 223-ФЗ распространяется на следующих заказчиков:

  • организации, в уставном капитале которых доля государства превышает 50%;
  • организации, деятельность которых относится к регулируемым видам (электроснабжение, водоснабжение и так далее);
  • организации, являющиеся субъектами естественных монополий (РЖД, Ростелеком и так далее)
  • унитарные предприятия, признанные государственно важными, также осуществляющие закупки за счет безвозмездных грантов;

Федеральным законом №44 регламентировано довольно большое количество закупок:

  • конкурсы: открытый, двухэтапный, с ограниченным участием (статьи 48, 57 и 56 соответственно);
  • электронный аукцион (статья 59);
  • запрос предложений (статья 83);
  • запрос котировок (статья 72);
  • закупка у единственного поставщика (статья 93);
  • закрытые способы проведения закупок (статьи 84-92).

223-ФЗ, в соответствии с частью 3 статьи 3, предусматривает только два обязательных вида закупок:

Однако в положении каждый заказчик может определять регламент для любых других способов закупок.

Закупки в рамках 44-ФЗ осуществляются на шести определенных законом электронных торговых площадках:

  • www.roseltorg.ru (ОАО “ЕЭТП”);
  • www.sberbank-ast.ru (ЗАО “Сбербанк-АСТ”);
  • www.etp-ets.ru (АО “Электронные торговые системы”);
  • www.etp.zakazrf.ru (ГУП “Агентство по заказу РТ”);
  • www.rts-tender.ru (ООО “РТС-тендер”).
  • www.auction-house.ru (АО «Российский аукционный дом»)

Заказчик вправе сам выбирать площадку, на которой он будет осуществлять закупки. В настоящее время их число отследить сложно, оно постоянно меняется, но всегда превышает 200 штук.

3. Информационное обеспечение закупок:

положение и закупках, планирование, извещение, документация, правила и сроки подачи заявок

Положение о закупках

Разрабатывается каждым заказчиком и размещается в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru.

44-ФЗ предусматривает два этапа планирования:

– составление плана закупок сроком на 3 года;

– составление плана-графика сроком на один год.

Оба документа размещаются в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru. Их сроки размещения, а также правила оформления определяются соответствующими постановлениями.

223-ФЗ предусматривает формирование единственного документа – плана закупок сроком на один год. Отдельный документ, срок действия которого составляет от 5 до 7 лет, составляется заказчиками для закупок инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств. Правила оформления планов закупок по 223-ФЗ и сроки их размещения регламентируются соответствующими постановлениями.

Сроки размещение и содержание извещения

44-ФЗ строго определяет сроки размещения извещения для каждого способа закупок. Так, например, для открытого конкурса, двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием он составляет не менее 20 дней, для запроса предложений – не менее 5 дней и так далее.

Содержание извещение также строго регламентируется нормами закона.

Единственный способ, для которого размещение извещения не предусмотрено – НЕКОТОРЫЕ виды закупок у единственного поставщика.

Сроки размещения извещений установлены исключительно для аукционов и конкурсов – они составляют не менее 20 дней. В остальных случаях временные интервалы определяются заказчиком самостоятельно, информация о них прописывается в Положении.

Информация, которая должна содержаться в извещении о закупке, определена частью 8 статьи 4. Заказчик вправе вносить дополнительные сведения, определенные Положением.

Место размещения извещения

Извещение размещается в ЕИС и на выбранной (из указанного выше перечня) электронной торговой площадке.

Извещение размещается в ЕИС и на любой электронной торговой площадке.

Внесение изменений в извещение и отмена закупки

Изменения в установленные законом сроки, можно вносить в любые извещения, за исключением извещений о проведении запроса предложений и закупки у единственного поставщика.

Отменять закупки также можно в установленные законом сроки за исключением указанных выше двух случаев.

Сроки внесения изменений закон регламентирует только для аукционов и конкурсов. В остальных случаях они определяются Положение и закупках.

Сроки отмены закупок также определяются каждым заказчиком индивидуально и прописываются в Положении.

Информация, которая должна содержаться в документации для каждого вида закупок Федеральным законом №44 определяется индивидуально. Пространства для импровизации у заказчиков нет.

Информация, которая должна содержаться в документации, определяется частью 10 статьи 8 и Положением и закупке

4. Особые условия в рамах Федеральных законов

Обеспечение исполнения заявки/контракта

Для аукционов и конкурсов устанавливается в обязательном порядке. В остальных случаях – это право, а не обязанность заказчика.

Обеспечение может быть предоставлено в двух формах: путем перечисления денежных средств или банковской гарантией (за исключением электронного аукциона, где предусмотрены только наличные). Выбор способа всегда остается за поставщиком.

Необходимость внесения обеспечения всегда остается на усмотрение заказчика. Способы обеспечения могут быть различными и определяются в Положении о закупках.

Применение антидемпинговых мер предусмотрено статьей 37

Антидемпинговые меры законом не предусмотрены, однако каждый заказчик вправе обозначить их в Положении о закупках

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта

Осуществляется в обязательном порядке одним из предусмотренных статьей 22 методов: сопоставимых рыночных цен, нормативным, тарифным, затратным или проектно-сметным.

Не осуществляется в обязательном порядке.

Закупки у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций

Для всех заказчиков должны составлять не менее 15% от общего годового объема закупок

Норма составляет не менее 10% и применяется только к тем заказчикам, годовой объем закупок которых составляет более 2 миллиардов рублей.

5. Вопросы, касающиеся заключения, исполнения контрактов

Заключение и изменение контракта

Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением и документацией. Его изменение предусматривается только в установленных законом случаях и касается преимущественно несущественных условий.

Заказчик вправе по своему усмотрению вносить изменения в договор/контракт и менять практически все – от цены и сроков до несущественных условий. Пределы изменений устанавливаются в Положении о закупках индивидуально каждым заказчиком

Чем 44-ФЗ отличается от 223-ФЗ: наглядное сравнение в таблице

Таблица отличий 223 ФЗ и 44 ФЗ — это наглядное сравнение двух законов, по которым проводят закупки бюджетные организации и компании с госучастием. В них используют похожую терминологию, а это путает начинающих поставщиков и приводит к глупым ошибкам.

Что регулирует 44-ФЗ

В этом нормативном акте заложены правила, по которым государственные и муниципальные заказчики должны приобретать различные товары и услуги. Это называется контрактной системой. Закон вступил в силу 05.04.2013 и состоит из восьми глав.

С 01.01.2020 законодатели внесли в тексты 44 ФЗ, 223 ФЗ очередные изменения. Для большинства закупок стала обязательной электронная форма, и лишь для отдельных случаев оставлен бумажный вид. С этого момента участникам торгов следует быть зарегистрированными в ЕИС (Единой информационной системе в сфере закупок). Это бесплатная процедура, регистрация действует три года. Изменения затронули и порядок аккредитации участников на торговых площадках.

Что регулирует 223-ФЗ

В законе содержатся правила по проведению закупок для естественных монополий, госкорпораций и т. д. На первый взгляд, правила по 44 ФЗ, по 223 ФЗ очень похожи. Но при более внимательном изучении этих нормативных актов можно разобраться, чем отличается 44 ФЗ от 223 ФЗ. Последний дает участникам определенную свободу. Они вправе прописывать свои условия для проведения торгов, выбирать варианты закупок. 223-ФЗ направлен на поддержку малых предприятий, развитие тендерной системы в целом.

Читайте также:  Статья 14 Федерального закона №44-ФЗ: что такое национальный режим, какие документы нужно прикладывать участнику?

В чем разница 44 и 223 ФЗ

Изложить содержание, а также кратко рассказать о похожих моментах и различиях этих двух законов довольно сложно. Бывают ситуации, когда применяются сразу оба. Для удобства мы собрали из 44-ФЗ и 223-ФЗ отличия в таблице. Причем, чтобы было проще разобраться, весь материал разделили на этапы проведения процедуры. Вот таблица отличий между 44 ФЗ и 223 ФЗ для «чайников».

ФЗ № 44ФЗ № 223
Кто может выступать заказчиком
  • государственные и муниципальные органы власти, казенные учреждения;
  • орган, управляющий внебюджетным фондом государства;
  • Роскосмос, Росатом;
  • бюджетные организации и унитарные предприятия, если расходуют на продукцию средства из бюджетов.
  • предприятия, в уставном капитале которых доля государства составляет более 50 %;
  • юридические лица, имеющие инвестиционные проекты более чем на 500 млн руб. с поддержкой государства;
  • естественные монополии;
  • унитарные предприятия, бюджетные организации, закупающие продукцию за счет своих собственных средств, в качестве субподряда либо за счет грантов.
Кто участники
  • юридические лица (не имеющие статус офшорных компаний);
  • физлица и ИП.

Заказчик тендера может в документации к некоторым закупкам (например, средств для реабилитации инвалидов) установить право заключить контракт одновременно с несколькими участниками торгов.

  • коллективные участники;
  • юрлица и физические лица, а также индивидуальные предприниматели.
Кто имеет преимущества
  • учреждения и предприятия УИС;
  • организации инвалидов.

Для СМП и СОНКО законом установлены правила: 15 % от общего объема закупок за год эти организации обязаны делать именно у таких поставщиков.

Субъекты малого и среднего предпринимательства. Нормы установлены в ПП № 1352 от 11.12.2014.
Какие виды тендеров бывают
  • электронный аукцион;
  • конкурсы (открытый, с ограниченным участием, двухэтапный и все эти виды в электронной форме);
  • закрытые процедуры (конкурсы всех видов и аукционы как в электронной форме, так и в режиме офлайн);
  • запрос котировок (офлайн и в электронной форме);
  • закупка у единственного поставщика;
  • запрос предложений.
  • закрытая конкурентная закупка;
  • конкурентная закупка, организованная в электронной форме среди субъектов малого предпринимательства;
  • конкурентная закупка, организованная в форме аукциона, конкурса, запроса котировок и предложений;
  • закупка продукции у единственного поставщика;
  • прочие способы, которые указаны в Положении.
Торговые площадки для электронных торгов
Требования к площадкам (в том числе и к специализированным для закрытых процедур) утверждены ПП № 656 от 08.06.2018. А сам список площадок перечислен в РП № 1147-р от 12.07.2018. Среди них:

  • «РТС-тендер»;
  • «Электронные торговые системы»;
  • «Российский аукционный дом»;
  • ЕЭТП;
  • ГУП «Агентство по госзаказу РТ»;
  • «Сбербанк-АСТ»;
  • «Электронная торговая площадка Газпрома» (ЭТП ГПБ);
  • «ТЭК-Торг».
Заказчики обязаны размещать свои тендеры среди субъектов МСП на тех же площадках, что и по № 44.

Остальные закупки разрешено публиковать на любых электронных площадках.

Кем определяются сроки для участия
Сроки задаются в законе.Задаются конкретные сроки только для конкурентных закупок. Если сделка заключается с единственным поставщиком, то срок указывает сам заказчик в Положении.
Какая подпись нужна для электронных документов
Для визирования документов используют усиленную квалифицированную подпись (ст. 4 № 44). Она применяется на восьми федеральных площадках.Также необходима усиленная квалифицированная ЭЦП (ч. 5 ст. 3.3 закона). Ее используют на всех восьми федеральных площадках, а также на коммерческих (их около 170).

Более подробную информацию о пакете могут дать специалисты в удостоверяющем центре в момент получения ЭЦП.

Как обеспечиваются заявки и контракты
Обеспечивать заявку необходимо для конкурсов и аукционов при заявленной НМЦК более 1 млн рублей.

Для исполнения контракта обеспечение всегда обязательно (кроме ситуаций, перечисленных в ч. 2 ст. 96, где обеспечение — это право заказчика).

Способами могут выступать:

  • денежные средства;
  • банковская гарантия.

До 30.06.2019 обеспечить заявку можно только деньгами со спецсчета.

Для конкурентных закупок обеспечивать заявку не нужно, если НМЦК — менее пяти млн рублей.

В противном случае заказчик может выдвигать такое требование (это его право), но не более чем на 5 % от НМЦК.

Для обеспечения договоров правила устанавливает заказчик в Положении.

Как борются с демпингом
Каждый участник тендера должен подтвердить свою добросовестность или предоставить увеличенное обеспечение контракта, если снизил начальную цену больше чем на 25 %.Заказчик имеет право установить требования для борьбы с демпингом в Положении.
Обоснование начальных цен
Необходимо для каждой процедуры. Это правило устанавливается в ст. 22.Требуется ли обоснование НМЦК и какими именно способами, прописывает заказчик в Положении. Если Положение не будет вовремя опубликовано в ЕИС, то обосновывать начальные цены заказчику придется уже по 44-ФЗ (ст. 22).
Какие отчеты нужно подавать в ЕИС
  • об исполнении контрактов (а также их отдельных этапов);
  • о закупках у СОНКО и СМП;
  • сводный аналитический отчет (куда должны входить результаты мониторинга госзакупок);
  • обоснование закупки у единственного поставщика;
  • о количестве продукции, которая приобреталась в рамках СПИК (специального инвестиционного контракта).
Годовые и ежемесячные отчеты:

  • о закупках высокотехнологической и инновационной продукции;
  • о закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Как расторгнуть или изменить контракт
Существенные условия контракта менять нельзя. В установленных законом случаях (ч. 1 ст. 95) изменять условия можно по соглашению сторон.

Каким образом контракт расторгают:

  • при одностороннем отказе любой из сторон;
  • по соглашению сторон;
  • на основании решения суда.
Что можно менять в контракте:

  • количество;
  • объемы;
  • сроки исполнения условий.

Принадлежность к виду юридического лица в госзакупках по 223-ФЗ при регистрации в ЕИС

Для участия в закупках юридические лица должны быть зарегистрированы в ЕИС. При этом им следует руководствоваться положениями ФЗ-223 и специальных нормативно-правовых актов. Порядок регистрации юридических лиц на сайте госзакупок приведен в Приказе Минэкономразвития №506/13н от 2012 года.

Порядок регистрации юридических лиц на zakupki.gov.ru

Регистрация заказчиков или их представителей осуществляется после прохождения процедур идентификации и аутентификации в ЕСИА. В качестве представителей заказчика могут выступать:

  1. «Администратор организации» в ЕСИА – это лицо, которое может без доверенности действовать от лица организации по требованиям устава и организующее деятельность лиц от имени заказчиков.
  2. «Дополнительный администратор организации» – лицо, организующее деятельность лиц, которые уполномочены действовать от организации вместе с администратором.
  3. «Уполномоченный специалист» – лицо, выполняющее функции, которые переданы ему администратором и дополнительным администратором.

В процессе регистрации на официальном сайте заказчику предстоит заполнить следующие сведения:

  1. Полное или сокращенное наименование заказчика.
  2. ИНН.
  3. КПП.
  4. ОГРН.
  5. Адрес.
  6. ОКПО.
  7. ОКФС.
  8. ОКОПФ.
  9. Код МО по ОКТМО.
  10. Код населенного пункта по ОКАТО.
  11. Коды ОКВЭД, по которым работают заказчики.
  12. Принадлежность к одной из разновидностей юрлиц, которые перечислены в ч. 2 ст. 1 223-ФЗ.
  13. Сайт компании и ее контактные данные.

После того как все необходимые сведения были указаны, представителям заказчика открывается доступ в личный кабинет заказчика. Вся информация, указанная юридическими лицами, изменяется автоматически после внесения правок в ЕГРЮЛ.

Ответственность за размещенную информацию о заказчике и его представителях несет он сам.

Виды юридических лиц, указанные в Приказе №506/13н

Порядок регистрации в ЕИС по Приказу Минэкономразвития №506/13н распространяется на следующие виды юридических лиц, которые осуществляют закупки в рамках ФЗ-223:

  1. Государственные корпорации.
  2. Государственные компании.
  3. Субъекты естественных монополий.
  4. Организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (в сфере электроснабжения, водоотведения, газоснабжения, утилизации ТБО, очистки сточных вод и пр.).
  5. Государственные унитарные предприятия.
  6. Муниципальные унитарные предприятия.
  7. Хозяйственное общество или автономное учреждение.
  8. С долей участия РФ, субъекта или муниципалитета в размере 50%.
  9. Дочернее общество, если в уставном капитале более 50% принадлежит вышеуказанным учредителям.
  10. Бюджетное учреждение, в котором был утвержден нормативно-правовой акт по ч. 3 ст. 2 223-ФЗ.

Доступ представителей заказчика на официальном сайте ЕИС производится при помощи квалифицированного сертификата ЕИС.

Для чего нужно знать принадлежность к виду юридического лица при регистрации в ЕИС

Принадлежность к юрлицу при регистрации имеет форму списка, из которого организация сможет выбрать подходящий вариант. Если ни одно из значений ей не подходит, то дальнейшая регистрация невозможна, так как опции «иное» или «прочее» здесь не предусмотрено.

Также в зависимости от того, к какой организации принадлежит регистрируемое юрлицо, от него могут потребовать предоставить дополнительные сведения. Так, если регистрируется дочернее предприятие, то нужно предоставить сведения о головной организации в открывшемся окне. Здесь указываются ее ОГРН, КПП, ИНН, полное и сокращенное наименования. Поиск нужной организации можно произвести через опцию «Найти в справочнике».

От принадлежности юрлица зависит комплект прилагаемых документов.

Для подтверждения регистрационных сведений организации необходимо дополнительно предоставить и прикрепить комплект документации. Согласно положениям Приказа, он включает в себя:

  1. Устав.
  2. Свидетельство о постановке на учет в ФНС.
  3. Положение об обособленном подразделении (опционально, если регистрируется компания данного типа).
  4. Уведомление о постановке на учет в ФНС (вместо свидетельства, если регистрацию проходит обособленное подразделение).

Если регистрацию проходит госкорпорация, то она должна дополнительно прикрепить к документам из п. 2.10 Приказа реквизиты приказа, который предусматривал ее создание.

Принадлежность к виду юридического лица для ООО

ООО является наиболее распространенной формой организации юридических лиц. Эта аббревиатура обозначает, что регистрируемая компания действует как частное коммерческое лицо в отличие от ГУПов, ГУЗов, МУПов и пр.

Для того чтобы юрлицу с формой собственности ООО зарегистрироваться в системе, оно должно принадлежать к одному из следующих типов:

  1. Автономному учреждению.
  2. Дочернему хозяйственному обществу с долей государства, регионов или МО в уставном капитале более 50% или государственным учреждениям, перечисленным в ст. 1 223-ФЗ.
  3. Юрлицу, обслуживающему других пользователей ЕИС.
  4. Оператору ЭТП (торговой площадки, на которой проводятся закупки).
  5. Оператору ИС (информационной системы).
  6. Юрлицу, которое закупает товары, работы и услуги по ч. 4 ст. 5 ФЗ-307 «Об аудиторской деятельности».
  7. Банку.

Других вариантов для прохождения регистрации ООО в ЕИС не предусмотрено.

Таким образом, порядок регистрации юридических лиц, которые работают по 223-ФЗ, приведен в Приказе Минэкономразвития №506/13н от 2012 года. Потенциальным пользователям системы необходимо предоставить общие сведения о своем учреждении и в обязательном порядке выбрать один из вариантов для фиксирования принадлежности юрлица к определенному виду. Это необходимо для подтверждения прав и полномочий регистрирующегося лица для работы в ЕИС, определения перечня подтверждающих документов и перечня информации, которую обязано предоставить юрлицо.

Добавить комментарий