Прямые и непрямые закупки: понятия, основания для классификации и порядок проведения в зависимости от вида

Основы закупок: базовые понятия контрактной системы

Если вы только начинаете участвовать в государственных и коммерческих закупках, вам будет полезно наше краткое руководство “Основы закупок” для новичков

Это руководство поможет составить представление о том, что такое тендеры, какими они бывают, чем отличаются и как участвовать в них в роли поставщика.

ЧТО ТАКОЕ ТЕНДЕР

Слово “тендер” уже плотно вошло в бизнес-обиход, однако в российском законодательстве вообще не используется, потому что изначально пришло из западной практики. Вместо этого 44-ФЗ оперирует понятием “закупка”, определяя его как “действия, направленные на обеспечение государственных или муниципальных нужд”.

Что же тогда такое “тендер”? Кембриджский словарь дает следующее определение термину tender: “предложение о поставке товаров/работ по заранее оговоренной цене”. Современный экономический словарь описывает тендер, как конкурсную форму размещения заказа. Из этого можно сделать вывод, что тендерами можно считать только те закупки, которые проводятся в форме торгов – конкурсы и аукционы. Тем не менее, в широком смысле этот термин используется для любых форм, в том числе неконкурентных.

Поэтому будем считать понятия “тендер” и “закупка” синонимами, обозначающими способ выбора поставщика для госзаказа в рамках контрактной системы. Теперь подробнее о формах проведения тендеров.

КАКИЕ БЫВАЮТ ВИДЫ ЗАКУПОК

1. КОНКУРЕНТНЫЕ – участников много, они соревнуются друг с другом за право подписать контракт с заказчиком.

1.1. С проведением торгов – участники могут торговаться: изучив условия, предложенные конкурентами, предложить еще более привлекательные.

1.1.1 Аукцион – проводится, когда заказчик точно знает, какой товар ему нужен, с какими конкретно характеристиками и в какие сроки. Их он указывает в тендерной документации, а участники указывают цену, за которую готовы этот товар поставить. Выигрывает тот, кто предложил самую низкую. Если же во время торгов цену снизили до нуля (точнее меньше 0,5% от начальной), то далее идет аукцион на повышение. То есть контракт подпишут с тем, кто предложил наибольшую цену, причем эти деньги не заказчик будет платить поставщику, а поставщик заказчику.

Примечание: для аукциона не важен ваш опыт, технологии или количество персонала – имеет значение только предложенная цена. Однако не стоит поддаваться соблазну новичка и стремиться победить любой ценой. Важно заранее оценить экономически оправданный для вашей компании размер оплаты. В аукционе на повышение есть смысл участвовать, если вы хотите получить имиджевый заказ для портфолио или, например, имеете уникальную технологию и уверены, что в случае победы следующие тендеры в линейке тоже достанутся вам, как единственному поставщику.

рис.1 Сроки электронного аукциона

1.1.2 Конкурс – проводится, когда заказчику важна не только цена, но и ряд других параметров товара (не менее двух). Заказчик устанавливает критерии оценки этих параметров, закрепляя значимость каждого – количество баллов, которые за него присваиваются – и алгоритм их подсчета. Победителем в конкурсе признается участник, предложивший лучшие условия исполнения договора: по цене, срокам и указанным параметрам.

Примечание: в конкурсе преимущество имеют компании с большим стажем работы, лучшей технической оснащенностью – за каждый подобный параметр (цена, квалификация персонала и т.д.) также выставляются баллы.

рис.2 Сроки открытого конкурса

1.2. Без торгов – в таких закупках участники только один раз предлагают свою цену контракта. Торговаться – то есть менять ее после ознакомления с предложениями конкурентов – нельзя. По этой причине, а также из-за меньшего количества тендерной документации, запросы котировок и предложений проводятся гораздо быстрее аукционов и конкурсов. Заказчики отдают им предпочтение, если закупка стандартная, и провести ее надо быстро. Часто такие способы выбирают, если был расторгнут контракт по аукциону или конкурсу, и нет времени на повторную процедуру с торгами.

1.2.1 Запрос котировок . Под словом “котировка” понимается “цена”. Эта форма закупок аналогична аукциону, но без торга. Заказчик описывает в извещении, какой именно товар и на каких условиях он хочет приобрести, и запрашивает у участников цену, за которую они готовы такой товар поставить. Объявить свою котировку – ценовое предложение – участники могут только один раз. После этого заказчик проверяет заявки на соответствие закону и условиям извещения и выбирает ту, в которой цена контракта минимальна. Если таких несколько, то побеждает участник, подавший заявку раньше.

Примечание: запрос котировок считается самым быстрым способом проведения закупок и одним из самых популярных среди заказчиков, так как сама процедура короче и нет необходимости прописывать критерии оценки заявок. Участвовать в нем тоже проще, так как документации меньше, а значит меньше шансов, что заявка будет отклонена из-за несоответствия.

рис.3 Сроки запроса котировок

1.2.2 Запрос предложений – аналог конкурса, проводимый без торгов. Заказчик сравнивает не только цену, как в случае запроса котировок, но и другие параметры, указанные им в извещении (качество, сроки и т.д.) – то есть в целом предложения поставщиков. Побеждает заявка с лучшими условиями.

рис.3 Сроки запроса предложений

Закупка у единственного поставщика – единственный неконкурентный вид тендеров. Заказчик приобретает товар у конкретного продавца – быстро и без характерных для госзакупок сложностей. Статья 93 Федерального закона 44-ФЗ содержит более сорока оснований для проведения закупки у единственного поставщика. Самые популярные из них: заключение контрактов с естественными монополиями, малые закупки (до 100 000 рублей), а также случаи, когда закупка, проводившаяся по другому методу, признана несостоявшейся (то есть отклонены все заявки, кроме одной). Если выбор единственного поставщика не столь очевиден, заказчику необходимо подробно обосновать, почему невозможно или нецелесообразно проводить конкурентный тендер.

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ЗАКУПКИ ПО 44-ФЗ И 223-ФЗ

Федеральный закон 44-ФЗ регулирует закупки государственных предприятий, организаций и структур федерального и муниципального уровней – всех, кто функционирует за счет бюджета. Он подробно, в деталях описывает, как должны закупать товары, работы и услуги различные больницы, школы, городские и областные администрации. В законе четко прописаны процедуры, их сроки, документы для оформления, штрафы за нарушения. Тендеры по 44-ФЗ можно найти на шести федеральных электронных площадках.

Федеральный закон 223-ФЗ контролирует закупки госкорпораций, естественных монополий и других “особых” заказчиков. Он очерчивает только основные принципы, оставляя значительную степень свободы. Подробности процедур отражены не в законе, а в Положении о закупках, которое все заказчики разрабатывают самостоятельно и утверждают заново каждый год. Его можно найти в ЕИС и на сайте организации. Одна и та же процедура у разных заказчиков и даже у одного и того же заказчика в разные годы может значительно отличаться, поэтому приходится каждый раз внимательно изучать Положение. Тендеры по 223-ФЗ ищут как на федеральных, так и на коммерческих торговых площадках.

Подробнее о различиях двух федеральных законов, регулирующих сферу госзакупок – в нашей статье.

КАК УЧАСТВОВАТЬ В ТЕНДЕРАХ: ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ НОВИЧКА

1. Оформление электронной подписи. Она необходима, чтобы вы могли заключать контракты в электронной форме. Разные ЭТП и формы закупок требуют разных видов цифровой подписи: простая, усиленная (квалифицированная и неквалифицированная). Какие документы нужны для оформления ЭЦП, где и как ее получить читайте в нашем блоге.

2. Аккредитация на электронных площадках. На электронных торговых площадках вы можете зарегистрироваться, как на обычном сайте – заполнить информацию о себе, создать личный кабинет. Этого обычно достаточно, чтобы иметь возможность искать и просматривать тендеры. Однако для участия в них необходимо пройти процедуру аккредитации – получить подтверждение от администрации ЭТП. На федеральных площадках это занимает не более 5 рабочих дней. На коммерческих сроки различаются.

Ищите в нашем блоге пошаговые инструкции по аккредитации на популярных ЭТП: РТС-тендер, Заказ РФ, Тендер ПРО и других.

3. Мониторинг. Чтобы понимать, как часто проводятся тендеры в вашей отрасли, что закупают, кто и по какой цене выигрывает, необходимо провести небольшой мониторинг:

  • Зайдите на zakupki.gov.ru –> “Осуществление закупок” –> “Все закупки”.
  • Выберите свой регион.
  • В поле фильтров поставьте галку на этапе “Закупка завершена”.
  • В поисковой строке введите ключевые слова вашей отрасли, например, “канцтовары”.

Сайт выдаст все закупки, которые могли бы быть вам интересны. Так как они уже завершены, можно посмотреть победителей и предложенную цену. Такая статистика поможет провести анализ и выстроить свою тендерную политику.

4. Планирование. Чтобы заранее представлять, когда и в каких торгах участвовать, а какие лучше пропустить, стоит составить себе примерное расписание. Для этого надо ознакомиться с двухлетним планом и годовым планом-графиком закупок интересующих вас заказчиков, которые они публикуют в ЕИС.

Читайте также:  Декларация о стране происхождения товара по нормам 44-ФЗ: образец документа и его структура

5. Поиск закупок. Ежедневно на электронных площадках размещают сотни тендеров. Их можно искать вручную. Например, в этой статье мы рассказываем, как искать закупки, размещенные на ЭТП РТС-тендер.

Можно использовать специальные сервисы-агрегаторы, например, Синапс.Про. Они значительно облегчают и ускоряют поиск подходящих закупок и предлагают удобную аналитику.

В Синапс.Про вы можете настроить поиск под свои нужды: по ключевым словам, словам-исключениям, региону, диапазону начальной максимальной цены, дате завершения, типу закупки. Система просмотрит все размещенные тендеры на всех электронных площадках, отфильтрует по вашим параметрам и выдаст понятный список, сразу с карточками заказчиков. Ознакомьтесь с дополнительными возможностями Синапс.Про и выходите на новый уровень бизнеса с нами!

Проверьте себя, ответив на вопросы:

Конкурсная форма размещения заказа в рамках контрактной системы Российской Федерации – не совсем так, вернитесь к главе “Что такое тендер”.

Обиходный термин, используемый в значении “государственная или коммерческая закупка” – точно!

Термин, обозначающий способ выбора поставщика для госзаказа в рамках контрактной системы Российской Федерации, содержание которого раскрывается в Федеральном Законе 44-ФЗ – в российском законодательстве не встречается слово “тендер”, это обиходный термин.

2. Что происходит, когда начальная максимальная цена во время аукциона опускается до 0,5%?

Закупка объявляется несостоявшейся и проводится заново – неправильно

Начинается аукцион на повышение – верно!

Контракт заключается с тем, кто первым предложил цену 0,5% от НМЦК – перечитайте внимательнее главу “Какие бывают виды закупок”

3. Федеральные Законы 44-ФЗ и 223-ФЗ

Регулируют закупки разных заказчиков – вы правы

Дополняют друг друга, поэтому необходимо исполнять предписания обоих законов, участвуя в любом тендере – руководствоваться следует только одним, а каким, зависит от заказчика: 44-ФЗ регулирует государственные, а 223-ФЗ коммерческие закупки

Не связаны друг с другом. Только 44-ФЗ контролирует госзакупки – 223-ФЗ тоже относится к контрактной системе: контролирует закупки компаний с государственной долей владения, предприятий регулирующей сферы и некоторых других

Прямые и непрямые закупки: понятия, основания для классификации и порядок проведения в зависимости от вида

Что такое прямые и непрямые закупки?

Очередная статья, из цикла «Расшифровка терминов, которые используют участники рынка Госзакупок» посвящена понятиям прямые и непрямые закупки. Эти словосочетания можно часто услышать, однако ни №44-ФЗ, ни №223-ФЗ не используют такую терминологию, а значит и не могут пояснить, что же это значит.

Всё до безобразия просто. Прямой называется закупка товаров, работ или услуг, совершаемая путём непосредственного заключения контракта с выбранным поставщиком, без проведения конкурентных процедур. Непрямой, соответственно, называется закупка, осуществляемая по результатам конкурентных процедур у поставщика, являющегося победителем такой процедуры. Не сложно понять, что вся контрактная система, по сути, создана для того, чтобы минимизировать количество прямых закупок и максимизировать количество непрямых. Однако полностью исключить возможность проведения прямых закупок для государственных и муниципальных заказчиков было бы тоже глупо, поскольку в определённых ситуациях проведение конкурентной процедуры создаст затраты, которые превысят достигнутую экономию бюджетных средств.

Прямые закупки.

В №44-ФЗ используется термин «закупка у единственного поставщика», однако это понятие несколько шире, нежели то, что подразумевают, говоря «прямая закупка». Дело в том, что проведение закупки у единственного поставщика возможно в одном из 57 случаев, изложенных в статье 93 №44-ФЗ. Некоторые из пунктов этой статьи говорят о признании конкурентной процедуры несостоявшейся: например, когда в процедуре был всего 1 участник, и ему не с кем было конкурировать. Заключение контракта с таким участником будет являться закупкой у единственного поставщика, но, очевидно, не будет являться прямой закупкой, поскольку конкурентная процедура была применена, хоть и не состоялась.

Примеры случаев, когда №44-ФЗ позволяет заказчикам проводить прямые закупки:

1) Закупка товара, работы или услуги у субъекта естественной монополии:

  • Транспортировка нефти и газа по трубопроводам
  • Железнодорожные перевозки
  • Услуги электросвязи и почтовой связи
  • Передача электрической и тепловой энергии
  • Захоронение радиоактивных отходов
  • Водоснабжение, водоотведение

2) Закупки малого объема:

  • Основной случай: закупка не более чем на 300 тыс. руб.
  • Для учреждений сферы образования и культуры: закупка не более чем на 600 тыс. руб.

3) Закупка товара, работы, услуги, которые может обеспечить только орган исполнительной власти или учреждение уголовно-исполнительной системы;

4) Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

5) Обеспечение мобилизационной подготовки РФ или поставка вооружения и военной техники, которые не имеют Российских аналогов;

6) Закупка культурных ценностей для пополнения музейного и других фондов;

7) Закупка произведений литературы и искусства, если права принадлежат единственному лицу;

Организации, осуществляющие закупки в рамках №223-ФЗ, сами для себя определяют случаи, когда возможно проведение прямых закупок.

Непрямые закупки.

Закон о контрактной системе говорит о 4-х основных видах конкурентных способов определения поставщика: конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений. Исполнение контрактов по результатам каждой из них (даже несостоявшейся) будет являться непрямой закупкой, поскольку поставщик не был известен изначально и определился в ходе проведения процедуры. Конкурсы и аукционы имеют несколько вариантов их проведения (открытый конкурс, закрытый конкурс, двухэтапный конкурс, открытый аукцион, закрытый аукцион). Выбор необходимого вида процедуры и порядок её проведения жёстко регламентирован №44-ФЗ.

Так, например, запрос котировок можно проводить только для закупок, начальная максимальная цена которых не превышает 500 тысяч рублей.

Заказчик обязан проводить аукционы, в случае, если закупаемые товары попадают под перечень, определённый Правительством РФ. Некоторые позиции из перечня:

  • Продукты питания;
  • Текстиль, одежда, кожа;
  • Уголь, руда, газ и нефтепродукты, металлы;
  • Изделия металлические;
  • Машины и оборудование;
  • Офисная и вычислительная техника;
  • Медицинские изделия;
  • Автотранспорт;
  • Различные услуги;
  • Строительные работы;

Если требуется закупить товары, не содержащиеся в Перечне, можно провести конкурс. Такая процедура подразумевает выбор победителя по результатам оценки участников закупки по нескольким критериям.

Запрос предложений используется в редких случаях. В основном такое происходит после проведения других конкурентных процедур, в которых не оказалось ни одного участника.

Заказчики, руководствующиеся №223-ФЗ, проводят такие же 4 основных вида непрямых закупок, однако правила проведения процедур каждым из способов устанавливают для себя сами.Каждый из видов процедур непрямых закупок по №44-ФЗ достоин собственной отдельной статьи в нашем блоге, и мы приложим усилия для скорейшего появления таких материалов. Оставайтесь с нами!

Теория современных закупок

Андрей Васюков, менеджер по закупкам компании Roche Diagnostics Rus: «Наиболее важной задачей отдела закупок компании является достижение оптимальных цен, то есть минимизация собственных затрат компании при сохранении требуемого качества приобретаемых товаров или услуг»

Эти принципы, подходы, методики касаются всех аспектов функционирования компаний, не стала исключением и система организации закупок (procurement). Об адаптации данной системы в российских реалиях журналу «Административный директор» (admdir.ru) рассказал Андрей Васюков, менеджер по закупкам компании Roche Diagnostics Rus.

Закупки могут быть прямыми и непрямыми, в зависимости от того, будет приобретенный товар или услуга использоваться для обеспечения собственного функционирования компании (непрямые закупки) либо они станут продуктом, продаваемым компанией (прямые закупки). Наиболее типичный пример непрямых закупок – административные.

Желание и страх

Говоря о роли отдела закупок в компании, необходимо отметить, что она может и должна распространяться шире, чем просто выбор поставщика и техническое обеспечение своевременности поставок. Наиболее важной задачей является достижение оптимальных цен, то есть минимизация собственных затрат компании при сохранении требуемого качества приобретаемых товаров или услуг. Берясь за выполнение этой задачи, закупщик должен понимать, что поставщик, будь то потенциальный или уже действующий контрагент, движим двумя фундаментальными эмоциями – это желание и страх: желание получить от вас бизнес (стать вашим поставщиком), и страх потерять (не получить) ваш бизнес. На этих двух эмоциях строится конкуренция. И фундаментальной миссией закупщика являются создание, поддержание и стимулирование конкуренции между поставщиками.

При возникновении какой-либо потребности, вступая в первоначальные контакты с рынком, закупщик с первых шагов должен действовать, не забывая об этой миссии. С одной стороны, всеми силами мотивировать потенциальных партнеров в получении бизнеса от своей компанией (иными словами, «продавать» им свой бизнес), с другой – выдвигать требования и демонстрировать готовность к выбору того, кто наиболее полно эти требования выполнит.

Основные этапы закупок

В существующей методологии закупок принято выделять шесть основных этапов. Эта структура закупочного цикла не несет ноу-хау, а лишь отражает логичную последовательность действий. Выделяются следующие шаги: сбор данных и анализ расходов, исследование рынка, сбор предложений, переговоры, обсуждение и заключение договора, управление отношениями.

Читайте также:  Контрактная служба по 44-ФЗ: правила создания, порядок работы, права и обязанности, ответственность, должностная инструкция

Осуществляя анализ категорий собственных расходов, закупщик в то же время планирует свою деятельность и распределяет свои ресурсы. Но эти категории могут быть различны и, следовательно, будут требовать дифференцированных подходов и ресурсов (трудозатрат). Существует инструмент, позволяющий структурировать свой портфель категорий закупок. Для этой цели создается система координат, где горизонтальная шкала показывает размер расходов, а вертикальная – относительную сложность этой категории. Так называемая сложность категории может быть обусловлена факторами как внешними (степень развитости рынка этого вида товаров или услуг, количество потенциальных поставщиков, технологичность товара или услуги, макроэкономические факторы и т. п.), так и внутренними (риски для бизнеса, связанные со сменой поставщика в данной категории, имеющаяся внутренняя экспертиза по предмету, доступные ресурсы, специфические требования компании и т. д.). Исходя из соотношения «размер расходов – сложность категории», поле делится на четыре квадрата, которые обычно обозначаются английскими терминами Acquisition (приобретение), Leverage (усилие), Critical (критический) и Strategic (стратегический). В зоне Acquisition находятся категории закупок, где в силу сравнительно небольшого размера расходов большей их эффективности можно добиться в первую очередь за счет оптимизации процессов. К примеру, внедрение онлайн-каталогов для заказа канцтоваров, консолидация заказов и, как следствие, снижение времени, затрачиваемого сотрудниками, может дать больший эффект, чем получение скидки от поставщика канцелярии. Категории закупок, попавшие в зону Leverage, – это как раз поле для приложения закупщиком максимальных усилий с целью получения от поставщиков наименьшей цены за требующиеся услуги или товар. Ведь именно здесь расходы высоки, и скидка даст заметный эффект, а относительная несложность категории обуславливает наличие конкуренции между поставщиками. Для категории Critical действия закупщика направлены скорее на минимизацию риска разрыва отношений с текущими поставщиками, ведь, как и в зоне Acquisition, расход здесь сравнительно небольшой, но вот процесс подбора нужного поставщика в силу относительной сложности категории может быть весьма трудозатратен. В поле Strategic усилия направлены на поддержку и развитие тесных взаимоотношений с партнером, которые являются для вашей компании, по сути, конкурентным преимуществом.

Тонкости запроса коммерческого предложения

Запрос коммерческого предложения – это инструмент, цель применения которого выходит за рамки получения информации о цене на интересующий товар или услугу. Именно на стадии обработки вашего запроса поставщик мотивирован идти навстречу, чтобы быть выбранным. Следовательно, на этом этапе он с большей готовностью поделится информацией, которую после начала сотрудничества получить от него, возможно, будет сложнее. Поэтому содержание запроса коммерческого предложения должно быть очень тщательно продумано.

Отправка поставщикам в рамках запроса предложения шаблонов для заполнения позволяет закупщику упростить сравнительный анализ полученных предложений. Однако иногда нужно предоставить возможность поставщику выйти за рамки заданного шаблона, указать на возможные альтернативные решения либо упомянуть о какой-то инновации, которая не покрывалась запросом.

Обратная связь

Важно не пренебрегать отправкой конструктивных отзывов поставщикам, чье предложение было отклонено. Это позволит им сделать работу над ошибками и отчасти послужит повышению их конкурентоспособности в будущем, в чем, в конечном итоге, заинтересованы все.

Отношения с внутренним заказчиком

Порой возникает вопрос, чем отличается работа в прямых и непрямых закупках. Если в прямых закупках, основным объектом которых служат товар, сырье, материалы, основная часть усилий закупщика лежит в области его взаимоотношений с поставщиками, то в непрямых закупках, которые часто нестандартны и где значительную часть занимают услуги, наибольшую сложность вызывает выстраивание отношений с внутренним заказчиком. Взаимопонимание и согласие между закупщиком и будущим потребителем услуг или товаров, достигнутое не только при составлении тендерного задания или выработке критериев выбора поставщика, но и при анализе расходов и планировании общения с поставщиками, являются залогом качества и эффективности закупок.

Андрей Васюков, менеджер по закупкам компании Roche Diagnostics Rus специально для журнала «Административный директор»

Понятие и виды прямых и непрямых закупок на основании положений действующего законодательства в сфере закупок

В настоящее время на уровне федерального законодательства предпринимается большое количество действий, которые должны быть направлены на превращение закупочной системы для удовлетворения государственных и муниципальных нужд в максимально прозрачный механизм в плане заключения контрактов с различными исполнителями.

Одним из механизмов, направленных на превращение закупочной системы в прозрачный процесс, является разделение всех проводимых закупок на прямые и непрямые.

Понятие прямой закупки

Под прямыми закупками в настоящее время понимаются закупки, которые проводятся напрямую с поставщиком. Она может быть произведена как с использованием Федерального закона «О контрактной системе» за номером 44-ФЗ, так и с помощью Федерального закона «Об осуществлении закупок отдельными видами юридических лиц» за номером 223-ФЗ.

Прямой такая закупка называется по причине того, что в ходе ее осуществления не рассматриваются конкурентные предложения.

В то же время есть другое разделение прямых и непрямых закупок. В соответствии с другим делением на прямые и непрямые закупки под прямыми закупками следует понимать закупочные процедуры, которые проводятся с целью удовлетворения непосредственных нужд государственного или муниципального заказчика в части его непосредственного функционирования.

Случаи проведения прямых закупок

Проведение прямых закупок осуществляется чаще всего в следующих случаях:

  • размер начальной максимальной цены подписываемого контракта менее ста тысяч рублей. Возможно подписание контракта в случае, если не исчерпан установленный лимит в размере пяти процентов от совокупного годового объема закупок;
  • если необходимо осуществить закупку в максимально сжатые сроки, так как максимальный срок проведения закупки у единственного поставщика составляет не более трех дней;
  • когда закупочная процедура проводится с постоянным поставщиком, являющимся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. В данном случае если закупка осуществляется по Федеральному закону №223-ФЗ, инициатива проведения закупки может исходить от самого поставщика.

Порядок проведения прямой закупки

Для того чтобы провести прямую закупку, будет использован стандартный алгоритм закупочных мероприятий у единственного поставщика. В этом случае алгоритм будет выглядеть следующим образом:

  • публикация извещения и обоснования проводимой закупки в Единой информационной системе в случае, если по каким-то причинам невозможно произвести необходимую закупку другим способом;
  • по истечении необходимого срока (не менее трех дней) подписывается контракт с единственным поставщиком.

Если речь идет о закупках, которые будут удовлетворять нужды государственного или муниципального заказчика в части его непосредственного функционирования, то потребуется соблюсти алгоритм для любой конкурентной закупки:

  • публикация извещения и документации о проводимой закупочной процедуре;
  • проведение самой закупки (от рассмотрения поданных заявок до собственно торгов или иного варианта конкурентного определения потенциального исполнителя на основании произведенного отбора наиболее выгодных предложений по цене и качеству товара);
  • подписание контракта на основании положений статьи 83.2 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок» либо в соответствии с положениями Федерального закона №223-ФЗ.

Понятие и случаи осуществления непрямой закупки

Под непрямой закупкой понимаются те закупочные мероприятия, которые осуществляются с использованием конкурентных процедур.

Чаще всего использование таких процедур происходит в случаях, когда прямые закупки не могут быть осуществлены по различным причинам (например, в соответствии с установленными ограничениями Правительством Российской Федерации).

Так, к сопутствующим закупкам можно отнести мероприятия по приобретению канцелярских товаров и т. д., если это не относится именно к деятельности самого заказчика. Например, речь идет о государственном предприятии, осуществляющем производство каких-либо товаров, где канцелярские принадлежности используются только при работе офисных подразделений, но не оказывают влияние на сам производственный процесс.

Типы закупок

В самом общем виде конкурентные типы закупок можно разделить на торги и неторговые процедуры. Торги — это закупки, проводимые способом конкурса или аукциона. По результатам торгов заказчик должен заключить договор с участником, предложившим лучшие условия. К неторговым относятся все остальные конкурентные процедуры, в том числе запрос цен, запрос предложений, конкурентные переговоры и др. Неторговая процедура может быть завершена заказчиком без выбора победителя. Любая торговая или неторговая процедура может проходить в один либо в несколько этапов. Таким образом, можно выделить следующие основные закупочные процедуры:

1. Торговые процедуры:

  • Одноэтапный конкурс — конкурентный торговый способ закупки, при котором победителем признаётся участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, установленными в конкурсной документации.
  • Двухэтапный конкурс – конкурентный торговый способ закупки, при котором на первом этапе заказчик запрашивает у участников закупки необходимые для уточнения конкурсной документации предложения, касающиеся технических, качественных и иных характеристик товаров (работ, услуг). На втором этапе победителем признаётся участник закупки из числа допущенных ко второму этапу конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, установленными в конкурсной документации.
  • Одноэтапный аукцион — конкурентный торговый способ закупки, при котором победителем признаётся участник закупки, предложивший наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена до- говора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.
  • Двухэтапный аукцион — конкурентный торговый способ закупки, при котором на первом этапе заказчик запрашивает у участников закупки необходимые для уточнения аукционной документации предложения, касающиеся технических, качественных и иных характеристик товаров, работ или услуг. На втором этапе победителем признаётся участник закупки из числа допущенных ко второму этапу аукциона, предложивший наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.
Читайте также:  ФАС России: задачи, функции, полномочия и поиск решений Федеральной антимонопольной службы

2. Неторговые конкурентные процедуры:

  • Одноэтапный запрос предложений — конкурентный неторговый способ закупки, при котором заказчик заранее информирует неопределённый круг поставщиков (подрядчиков, исполнителей) о потребности в товарах (работах, услугах), приглашает подавать предложения и может заключить договор с участником закупки, предложение которого наиболее со- ответствует требованиям заказчика.
  • Двухэтапный запрос предложений — конкурентный неторговый способ закупки, при котором на первом этапе заказчик привлекает предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), касающиеся технических, качественных и иных характеристик товаров, работ или услуг. На втором этапе заказчик приглашает участников закупки, допущенных ко второму этапу запроса предложений, подавать предложения и может заключить договор с участником закупки, предложение которого наиболее соответствует требованиям заказчика.
  • Одноэтапный запрос цен — конкурентный неторговый способ закупки, при котором заказчик заранее информирует неопределённый круг поставщиков (подрядчиков, исполнителей) о потребности в товарах (работах, услугах), устанавливает все требования к ней и договорные условия, кроме цены, приглашает участников закупки подавать ценовые предложения и может заключить договор с участником закупки, предложение которого имеет минимальную цену.
  • Двухэтапный запрос цен — конкурентный неторговый способ закупки, при котором на первом этапе заказчик привлекает предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), касающиеся технических, качественных и иных характеристик товаров, работ или услуг. На втором этапе заказчик устанавливает все требования и договорные условия, кроме цены, приглашает допущенных ко второму этапу запроса цены участников закупки подавать ценовые предложения и может заключить договор с квалифицированным участником закупки, предложение которого имеет минимальную цену.
  • Конкурентные переговоры — конкурентный неторговый способ закупки, при котором условия договора, заключаемого по результатам конкурентных переговоров, обсуждаются в ходе переговоров между заказчиком и каждым из участников закупки и фиксируются в протоколах переговоров, а заказчик может заключить договор с участником закупки, предложившим лучшие условия.

В каждой из перечисленных выше процедур заказчиком может быть установлено требование о проведении предварительного квалификационного отбора участников. В рамках любой процедуры закупка может быть разделена на несколько лотов. В случаях, прямо предусмотренных 223-ФЗ, закупочная процедура может проводиться в закрытом режиме – в этом случае к участию в закупке допускаются лишь потенциальные поставщики, специально приглашённые для этой цели заказчиком. Таким образом, в закрытой процедуре конкуренция ограничена, поскольку к закрытой закупке не может быть допущен любой потенциальный поставщик, а потому случаи использования закрытых процедур строго ограничены законом. Отсутствует конкуренция в процедуре закупки у единственного поставщика, иначе называемой «прямой закупкой». Это неконкурентный способ закупки, при котором заказчик предлагает заключить контракт только одному поставщику (подрядчику, исполнителю).

Какие бывают виды закупок по 223-ФЗ, отличаются ли они от видов закупок по 44-ФЗ? Закон №223-ФЗ предоставляет регулируемой организации право самостоятельно определить в своём Положении о закупках те ситуации, в которых она будет заключать договор по результатам прямой закупки. Однако каждый случай использования прямой закупки должен быть обоснован и экономически целесообразен, дабы не допустить ситуации необоснованного ограничения конкуренции при проведении тендера.

Разновидности тендерных закупок

Осуществление госзакупок в РФ регламентируется ФЗ № 44: закон был принят в апреле 2013 года, но большинство его положений вступали в юридическую силу не сразу, а постепенно. На сегодняшний день еще остались нормы, которые станут действительными только в 2016 и в 2017 годах. Целью этого нормативного акта является улучшение эффективности использования бюджетных средств, в связи с чем были утверждены разные виды закупок в зависимости от категорий поставщиков и выдвигаемых к объекту торгов требований.

Классификация закупок

В зависимости от способа информирования и участия заказчиков различают открытые и закрытые госзакупки.

Способы закупки по ФЗ №44 установлены такие:

  • конкурентные – предусматривают наличие нескольких поставщиков продукции или исполнителей услуг;
  • приобретение необходимых для нужд государственных и муниципальных органов товаров или услуг у единственного поставщика или подрядчика.

В свою очередь конкурентные способы разделяются на:

  • конкурсы (открытый, с ограниченным участием, двухэтапный, закрытый с ограниченным участием, закрытый двухэтапный);
  • аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион);
  • запрос котировок;
  • запрос предложений.

Также в зависимости от количества заказчиков различают следующие виды закупок по ФЗ №44:

  • совместные – проводятся, когда необходимо как минимум двум государственным или муниципальным организациям провести покупку одинаковой продукции или осуществить аналогичные работы;
  • индивидуальные – в этом случае заказчиком выступает только один представитель бюджетной сферы.

Понятие конкурса и его разновидности

Один из способов госзакупки предусматривает проведение конкурса между всеми желающими поставщиками продукции или исполнителями услуг. По результатам мероприятия заказчик выбирает то конкурсное предложение, которое является лучшим. То есть победитель за приемлемую для заказчика плату соглашается выполнить все необходимые требования качественно и на высоком уровне.

Виды закупок и их классификация в рамках проведения конкурсов:

  • Открытый к. – это мероприятие предусматривает размещение сообщения о поиске поставщиков в свободном доступе; в конкурсе могут принять участие все заинтересованные лица, если их продукция отвечает требованиям организаторов. Информация о тендере размещается в единой электронной информационной системе, ко всем участникам мероприятия и к их документации выдвигаются одинаковые условия.
  • К. с ограниченным участием – в этом случае информация о предстоящей закупке распространяется среди заинтересованных лиц путем размещения требований к поставщику в единой информационной системе, но к участникам конкурса выдвигаются особые требования.

Этот вид закупок используется, когда необходимо:

  1. провести узкоспециализированные работы или приобрести инновационную высокотехнологическую продукцию, что доступно только компаниям с высоким уровнем квалификации;
  2. выполнить работы по сохранению или реставрации предметов культурного наследия: картин, памятников, объектов архитектуры и т. п., что также требует высокой квалификации и большого опыта.
  3. Двухэтапный – в соответствии с названием предусматривает проведение поиска лучшего предложения в два этапа. Сначала информация о предстоящем конкурсе размещается в свободном доступе и ко всем участникам выдвигаются одинаковые требования. После завершения начального этапа к его победителям предъявляются дополнительные условия, на основании которых и определяется окончательный победитель тендера. Этот способ закупок применяется:
  • для поиска исполнителя научных исследований, экспериментов, автора для литературных произведений, производителей высокотехнологических устройств;
  • когда необходимо уточнить характеристики объекта закупки с потенциальными исполнителями.

Аукцион

К открытым способам закупок относят электронный аукцион. Его проведение позволяет госзаказчику сделать выбор в пользу того поставщика или исполнителя, который предложит самую низкую цену на свою продукцию.

Аукцион предусматривает размещение информации о предстоящих торгах в свободном доступе. К потенциальным исполнителям или поставщикам выдвигаются типовые общие для всех требования. Сам аукцион проводится на электронной площадке. Бюджетная организация может проводить такие конкурсы, когда:

  • товар или услугу можно подробно описать, сформировав основные требования к ним;
  • критерии выбора победителя лежат в денежной плоскости.

Закрытые закупки

К этому типу относят все конкурсы и аукционы, которые в названии содержат слово «закрытый». Этот способ закупок предусматривает участие ограниченного количества поставщиков или исполнителей. О проведении такого тендера уведомляются только те предприятия и организации, которые соответствуют требованиям заказчика и могут наилучшим способом выполнить его условия.

Этот способ поиска исполнителей или поставщиков применяется:

  • при выполнении задач, которые являются государственной тайной;
  • при обслуживании музейных коллекций или предметов, которые имеют значительную ценность;
  • для оказания разного рода услуг Государственному фонду драгметаллов и драгоценных камней РФ;
  • при осуществлении закупок услуг по уборке помещений, предоставлении водительских услуг судьям и судебным приставам.

Что такое тендеры и как их находить: Видео


Добавить комментарий