Субъекты малого предпринимательства в госзакупках: кто относится к СМП, особенности участия, преференции и льготы

Субъекты малого предпринимательства в государственных закупках по нормам федеральных законов 44-ФЗ и 223-ФЗ

Компании и предприниматели, соответствующие критериям отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса, могут принимать участие в государственных закупках на особых условиях. Для них проводят специальные тендеры, в которых вправе участвовать только субъекты малого предпринимательства. Сумма обеспечения участия для малых и средних предприятий ниже, а сроки оплаты так же ниже в отличие от остальных участников закупки.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Отличия понятий в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ

Критерии отнесения организации или индивидуального предпринимателя к субъектам малого предпринимательства перечислены в ст. 4 ФЗ-209 от 2007 года. Для малого бизнеса среднесписочная численность сотрудников за прошлый год составляет до 100 человек; выручка от реализации товаров, работ и услуг – не более 800 млн р.

Для среднего бизнеса предусмотрены следующие критерии отнесения компании к этому сегменту: средняя численность работников не может превышать более 101-250 человек, выручка за год – до 2 млрд р. Для микропредприятий предельное значение численности составляет 15 человек, выручки – 120 млн р.

Общим требованием для указанных типов компаний является непревышение установленной суммарной доли сторонних организаций, которые не являются средними и малыми предприятиями в уставном капитале. Значение такой доли должно быть не более 49%.

При отнесении компании к СМП нужно учитывать следующие допущения:

  1. Категория СМП устанавливается с учетом наибольшего по значению условия: численности или выручки.
  2. Категория компания может измениться, только если предельные показатели превышали нормативные значения в течение 3 лет и более.
  3. Вновь созданные компании или зарегистрированных предпринимателей допускается отнести к СМП, если показатели их средней численности не превысили пороговых значений.

К СМП дополнительно относят резидентов «Сколково», представителей инновационного сектора экономики или внедряющих результаты интеллектуального труда.

Если компании или ИП отвечают перечисленным выше требованиям, то они наделяются преимуществами по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Единственное, что 223-ФЗ использует понятие не СМП («субъекты малого предпринимательства»), а СМиСП, МСП или «субъекты малого и среднего предпринимательства».

В настоящее время ФНС ведет специальный реестр предпринимателей и компаний, которые относятся к малому и среднему бизнесу. Для подтверждения своей принадлежности к малому и среднему бизнесу участнику нужно предоставить выписку из реестра. Ее можно бесплатно получить на сайте по ссылке.

Особенности участия СМП в госзакупках

Особенности участия СМП в государственных закупках и виды предоставляемых им льгот зависят от закона, по которому происходит закупка. В данном случае допускается два варианта: закупка производится в рамках 44-ФЗ «О контрактной системе» или по 223-ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц».

Закупки по 44-ФЗ

Льготы по 44-ФЗ для субъектов малого предпринимательства прописаны в ст. 30 данного закона. В рамках закона предусмотрена обязанность заказчика закупать товары, работы и услуги у субъектов малого предпринимательства в размере не менее 15% от СГОЗ.

Невыполнение данного лимита грозит заказчикам ответственностью в виде штрафа до 50 тыс. р. Ответственность наступает по ст. 7.30 КоАП. Административный штраф за несоблюдение положений законодательства о закупках среди СМП устанавливается в отношении должностных лиц заказчика (контрактного управляющего или специалиста контрактной службы). При этом заказчик вправе закупить у СМП более 15% от СГОЗ и никаких санкций за это не предусмотрено.

Совокупный годовой объем закупок состоит из всех закупок, которые были оплачены в текущем периоде (даже если договоры были подписаны в предыдущие годы). В расчет СГОЗ не включаются:

  1. Услуги по кредитованию.
  2. Товары и услуги для целей обороны и безопасности страны.
  3. Закупки у единственного поставщика.
  4. Работы в области атомной энергетики.
  5. Закрытые способы закупки.

Преимущества для СМП в рамках 44-ФЗ по ст. 30 предполагают проведение особых закупочных мероприятий, в которых могут принять участие только малые предприятия. Заявки от представителей крупного и среднего бизнеса будут отклонены. При этом перечень товаров, работ и услуг, закупаемых у СМП, по 44-ФЗ не утвержден, что облегчает работу заказчиков.

Такие процедуры нужны заказчикам, чтобы набрать обязательный объем закупок среди СМП в размере 15%. Также организации имеют право устанавливать требования об обязательном привлечении победителем торгов субподрядчика из числа СМП. С учетом положений Постановления Правительства №1466 от 2016 года объем переданной субподрядчику работы для реализации контракта должен составлять не менее 5% от цены контракта.

Если в первом случае заказчику нужно учитывать лимит по закупкам у СМП в 20 млн р., то при привлечении СМП, как субподрядчика, никаких ограничений по НМЦК не действует.

Стоит учесть, что в указанный лимит по закупкам у СМП в размере 15% входят и закупки у НКО. Поэтому за счет закупок к НКО можно снизить величину закупок у СМП.

Ежегодно заказчики должны опубликовать в ЕИС отчетность по закупкам у СМП за прошлый год. Здесь указываются только те закупки, которые состоялись, и в которых были предусмотрены преференции для малого бизнеса.

Какие льготы предусмотрены

Помимо того, что заказчики проводят специальные закупки среди СМП, для данной категории участников по 44-ФЗ предусмотрены некоторые льготы. В их числе:

  1. Меньший размер обеспечения участия в тендере. Величина обеспечения для них не может превышать 2% от начальной цены (в стандартном случае размер обеспечения устанавливается равным 5%).
  2. Размер обеспечения исполнения контракта рассчитывается на основе цены контракта, а не НМЦК. Но в любом случае оно не может быть ниже предусмотренного заказчиком авансирования. Заказчик вправе не требовать обеспечение при закупке у СМП.
  3. Возможность не обеспечивать исполнение государственного контракта при наличии опыта исполнения таких соглашений (с учетом п. 8.1 ст. 96 44-ФЗ). При этом представитель малого бизнеса должен исполнить не менее 3 таких контрактов, их сумма должна быть сопоставима с текущей ценой контракта, а информация об исполненных контрактах подлежит внесению в реестр. Выпиской из реестра победитель подтверждает свою добросовестность и то, что он исполнил все взятые на себя ранее обязательства.
  4. Сжатые сроки оплаты услуг субъектов малого предпринимательства со стороны госзаказчика. Они установлены продолжительностью в 15 дней с даты подписания акта приема-передачи по ч. 8 ст. 30 44-ФЗ (данный пункт подлежит внесению в контракт с СМП). Тогда как остальные подрядчики могут рассчитывать на оплату исполненного контракта в течение 30 дней. Исключение составляют только случаи, если в целях обеспечения обороноспособности или национальной безопасности Правительство установило другие сроки для оплаты.
  5. Уменьшенная плата за победу в электронных торгах на ЭТП: она не может превышать 2 тыс. р.

Также участники из числа СМП платят штрафы в пониженном размере. Если цена контракта не превышает 3 млн р., то штраф устанавливается, как 3% от окончательной цены (10% для компаний не из числа СМП и НКО). При цене 3-10 млн р. штраф достигает 2%, а при цене 10-20 млн р. – 1%.

Для сравнения: для остальных категорий поставщиков штрафы при цене контракта 3-50 млн р. составляют 5%.

Способы закупок

Заказчики по 44-ФЗ вправе закупаться у малого бизнеса через проведение:

  • открытого конкурса;
  • электронного аукциона;
  • запроса котировок;
  • запроса предложений;
  • конкурса с ограниченным участием или двухэтапного конкурса.

При этом заказчику следует учитывать лимит: НМЦК по закупкам среди СМП не должна превышать 20 млн р.

Каким условиям должны соответствовать СМП для участия в закупках

Субъекты малого предпринимательства вправе принять участие в любой закупке, которая проводится по нормам 44-ФЗ. Но поставщик должен соответствовать требованиям законодательства и заказчика для данной конкретной закупки, а также иметь в расположении необходимые ресурсы для выполнения контракта.

СМП имеют больше возможностей для победы в закупках, проводимых специально для данных компаний. В таких закупках не могут участвовать крупные компании и уровень конкуренции не столь высок.

В процессе подачи заявки на участие поставщику следует предоставить декларацию, которая подтверждает их принадлежность к малому бизнесу. Она имеет свободную форму. Если торги проводятся электронно, то задекларировать свою принадлежность будет проще: достаточно поставить галочку в нужном поле на электронной торговой площадке и подписать документ ЭЦП.

Ответственность за недостоверность сведений, представленных в декларации, возлагается на участника. Если будет выявлен факт недостоверности данных, то участника отклонят от закупки, а сведения о нем будут переданы в реестр недобросовестных поставщиков.

Узнать о том, что декларация содержит ложные сведения, заказчик может из реестра СМП от ФНС. Сведения реестра есть в открытом доступе, и поиск в нем можно вести по наименованию компании или ИНН.

Стоит отметить, что предоставление декларации о принадлежности к СМП является обязательным. Простого упоминания о том, что компания является СМП, в заявке на участие в тендере недостаточно. Это может стать причиной отклонения заявки участника.

Закупки по 223-ФЗ

При проведении торгов по 223-ФЗ также действуют определенные льготы для субъектов малого предпринимательства по ст. 3.4. Они закреплены в Постановлении Правительства от 2014 года №1352. Предоставление положенных преференций заказчиками контролируется со стороны ФО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

Объем закупок

В 2019 году заказчики по 223-ФЗ обязаны приобрести у МСП товары и услуги в размере не менее 18% от СГОЗ. В данный рассчитанный показатель включают:

  1. Победителей закупок, участниками которых могли стать только МСП.
  2. Победителей закупок, в которых предусмотрена обязанность по привлечению компаний МСП на субподряд.
  3. Победителей из числа МСП, которые принимали участие в тендере на общих основаниях.

При этом 15% договоров должны быть строго подписаны по первому основанию: то есть только по результатам закупок среди малых предприятий (по п. 5 «Положения об особенностях участия МСП», утвержденного Постановлением Правительства от 2014 года №1352). Если закупка признана несостоявшейся, то она не включается в отчетность. Таким образом, минимально необходимый процент заказа у малых предприятий по 223-ФЗ выше, чем по 44-ФЗ.

В случае нарушения заказчиками установленной квоты по закупкам у МСП по закону им грозит ответственность.

С 1 февраля до окончания следующего года им предстоит закупаться по нормам 44-ФЗ. Закон о контрактной системе является более строгим, чем 223-ФЗ, поэтому наказание крайне невыгодно участникам.

Изменения в объеме закупок с 2020 года

Начиная с 2020 года к заказчикам по 223-ФЗ будут предъявлять более строгие требования в отношении их лимитов по закупкам у МСП. Их годовой объем закупок у представителей малого бизнеса должен будет составлять не менее 20% от СГОЗ. А доля договоров, подписанных по результатам торгов, в которых могут участвовать только строго МСП, возрастет вплоть до 18%. Лимиты по закупкам среди малого бизнеса по 223-ФЗ были пересмотрены, согласно Постановлению Правительства от 2019 года №1001.

Способ закупки

Правительство обязало участников системы закупок по 223-ФЗ закупать товары, работы и услуги и у представителей малого бизнеса через четыре конкурентные процедуры: аукцион, конкурс, запрос котировок и предложений. С учетом этого заказчик должен соблюдать общие требования к конкурентным закупочным процедурам. В частности, отвечать на запрос предложений в течение 3 рабочих дней; отменять закупку только до окончания срока приема заявок и при возникновении непредвиденных форс-мажорных обстоятельств; продлевать сроки подачи заявок при изменениях документации; заключать контракт с победителем не ранее 10 дней и не позднее 2 дней после публикации итогового протокола.

Закупки у субъектов малого предпринимательства по 223-ФЗ должны проводиться на 8 ЭТП, которые прошли правительственный отбор. Это Сбербанк-АСТ, ТЭК-Торг, ЭТП ГПБ, ЕЭТП, РТС-Тендер, Национальная электронная площадка, АГЗРТ, Российский аукционный дом.

Выбор способа закупки заказчик должен осуществлять с учетом новой редакции 223-ФЗ. С июля 2018 года минимальные сроки для размещения извещения о конкурсе или аукционе составляют 7 дней до окончания приема заявок; если НМЦК более 30 млн р., то 15 дней.

Запрос предложений можно провести только при цене контракта до 15 млн р. (сроки размещения составляют минимум 5 дней до старта процедуры), запрос котировок – при цене до 7 млн р. и со сроками в 4 рабочих дня для подачи заявок.

Подтверждение соответствия участниками закупки

При закупках по 44-ФЗ в качестве подтверждения соответствия своей принадлежности к МСП заказчики вправе требовать от участников только декларацию.

В рамках 223-ФЗ задекларировать сведения могут только участники закупки, которые были недавно созданы. От остальных требуется предоставить выписку из реестра ФНС, которая и подтвердит их принадлежность к малому бизнесу.

Читайте также:  Оформление наследства через МФЦ: стоимость, процедура, перечень документов

Выписка запрашивается в режиме онлайн. Документ выдается бесплатно и содержит дату формирования, наименование компании, категорию бизнеса, дату отнесения к МСП и данные о среднесписочной численности и выручке.

Перечень закупок у МСП

В рамках 44-ФЗ заказчиков никак не ограничивают по вопросу того, какие товары, работы и услуги они должны покупать у субъектов малого предпринимательства, тогда как в рамках 223-ФЗ государственный заказчик обязан перечислить в утвержденном Положении о закупках ОКПД-2 в отношении всех товаров, работ и услуг, которые он планирует покупать у представителей малого бизнеса. Позиции включаются в утвержденный перечень с учетом их ОКПД-2, наименования, кода, категории и подкатегории, что позволяет их четко идентифицировать. Такой перечень размещается в открытом доступе в ЕИС.

Заказчику также нужно соблюдать следующее правило:

  1. При НМЦК контракта до 50 млн р. закупка из утвержденного перечня производится строго у МСП.
  2. При НМЦК контракта 50-200 млн р. заказчик самостоятельно решает, закупаться ли ему у МСП или среди представителей крупного бизнеса в том числе.

Предусматриваемые льготы

Государственный заказчик по 223-ФЗ может утвердить свою программу партнерства среди МСП и предусмотреть в ней льготы для участников.

По 223-ФЗ сумма обеспечения участия от МСП не может превышать 2% от НМЦК, а сумма обеспечения исполнения контракта – 5% или размера аванса. В принципе по 223-ФЗ заказчик может вовсе отказаться от внесения обеспечения, но если такое требование все же установлено, то от СМП можно требовать только льготного размера обеспечения.

Также представитель МСП платит ЭТП по льготной ставке при его победе в закупке. Плата торговой площадке за победу составляет 1% от НМЦК, но не более 2000 р. (в рядовых закупках для остальных категорий победителей данный лимит установлен на отметке 5000 р.).

Сроки оплаты

Максимальные сроки оплаты по контракту для МСП не должны превышать 30 календарных дней. Для остальных категорий исполнителей в 223-ФЗ сроки не регламентируются.

С 2020 года представители малого бизнеса начнут получать оплату в еще более сжатые сроки: они составят не более 15 рабочих дней после подписания акта приема-передачи. Сроки будут сокращены для всех случаев участия малых предприятий: по результатам их победы в тендерах на общих основаниях, по результатам участия только среди МСП или если МСП выступали, как субподрядчики.

Таким образом, субъекты малого предпринимательства в государственных закупках наделены определенными льготами и преимуществами по нормам 44-ФЗ и 223-ФЗ. Заказчики обязаны приобретать определенный объем товаров, работ и услуг у представителей малого бизнеса. Лимит по 44-ФЗ установлен, как 15% от СГОЗ, по 223-ФЗ – как 18% от СГОЗ. Такие меры направлены на стимулирование предпринимательской активности.

Субъекты малого предпринимательства в госзакупках: кто относится к СМП, особенности участия, преференции и льготы

Какие льготы получает малый и средний бизнес при участии в госзакупках

  • Новости Корпорации
  • Мнения экспертов
  • СМИ о Корпорации
  • Новости МСП
  • Фото материалы
  • Видео материалы
  • Информационный обмен

Компании и ИП, получившие статус субъектов малого и среднего предпринимательства, могут участвовать в госзакупках на особых условиях. Для них проводят тендеры, в которых не могут участвовать представители крупного бизнеса. Сумма обеспечения заявки для малых и средних предприятий ниже, а срок оплаты контракта меньше, чем для «обычных» участников закупок. Об этих и других льготах идет речь в сегодняшней статье.

Вводная информация

Критерии, по которым организация или ИП относятся к субъектам малого или среднего предпринимательства, приведены в статье 4 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ. Для удобства мы объединили эти критерии в таблицу.

Критерий

Значение для малого бизнеса

Значение для среднего бизнеса

Средняя численность работников за предшествующий год

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС

не более 800 млн. руб

не более 2 000 млн. руб.

Суммарная доля сторонних организаций, не являющихся малыми и средними предприятиями, в уставном капитале

Все организации и предприниматели, отнесенные к указанным категориям, поименованы в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Чтобы подтвердить свою принадлежность к малому или среднему бизнесу, участнику торгов достаточно предоставить выписку из данного реестра. Получить ее можно бесплатно на сайте rmsp.nalog.ru.

Льготы, предусмотренные для малых и средних предприятий, зависят от того, в рамках какого закона проводится госзакупка. Напомним, что здесь возможны два варианта. Первый вариант — закупку осуществляют в рамках Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ). Второй вариант — закупку осуществляют в рамках Федерального закона от 18.07.11 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон № 223-ФЗ; подробнее см. «Как проходят госзакупки: электронный аукцион, открытый конкурс, запрос предложений и котировок»). Рассмотрим каждый вариант в отдельности.

Закупки в рамках Закона № 44-ФЗ

Льготы, предусмотренные для субъектов малого предпринимательства (СМП), установлены статьей 30 Закона № 44-ФЗ.

Какие квоты установлены для СМП

Закон № 44-ФЗ обязывает госзаказчиков закупать у субъектов малого предпринимательства товары и услуги в объеме не менее 15% от совокупного годового объема закупок. За невыполнение квоты заказчикам грозит штраф в размере 50 000 рублей.

Ежегодно до 1 апреля заказчики должны публиковать в Единой информационной системе (ЕИС) отчет о закупках у СМП за прошедший год. В отчете отражаются только состоявшиеся закупки, в которых было заявлено преимущество для малого бизнеса.

В каких закупках участвуют субъекты малого предпринимательства

СМП могут на общих основаниях принять участие во всех без исключения закупках. Нужно лишь, чтобы поставщик соответствовал требованиям заказчика и располагал ресурсами для выполнения контракта.

Однако шансы на победу намного выше в тендерах, которые проводятся специально для субъектов малого предпринимательства. Здесь нет представителей среднего и крупного бизнеса, поэтому конкуренция не такая высокая.

Чтобы не пропустить размещение информации о нужной закупке, можно подключить сервис «Контур.Закупки». В этом сервисе поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам). При этом можно включить фильтр, отбирающий тендеры для малого и среднего бизнеса. После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления о том, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка. Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Заказчики вправе проводить закупки у малого бизнеса шестью способами: посредством открытого конкурса (см. «Госзакупки по 44-ФЗ: что нужно знать об открытом конкурсе»), электронного аукциона (см. «Электронный аукцион: что нужно знать поставщикам и подрядчикам»), запроса котировок (см. «Запрос котировок в системе госзакупок: что нужно знать поставщикам и подрядчикам»), запроса предложений (см. «Госзакупки: что нужно знать поставщикам, участвующим в запросе предложений»), конкурса с ограниченным участием и двухэтапного конкурса. Начальная (максимальная) цена (НМЦ) таких закупок не может быть выше 20 000 000 рублей.

При подаче заявки на участие поставщик должен предоставить декларацию о принадлежности к малому бизнесу. Иногда форму декларации разрабатывает заказчик. Но в некоторых закупках бланка декларации нет, и тогда участники могут воспользоваться формой, разработанной специалистами «СКБ Контур».

Какие льготы предусмотрены для СМП

Во-первых, сумма обеспечения заявки не может превышать двух процентов от НМЦ контракта (для «обычных» участников обеспечительный платеж, как правило, равен пяти процентам).

Во-вторых, госзаказчик обязан оплатить товары или работы не позднее 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки (для «обычных» участников срок оплаты контракта составляет 30 календарных дней).

При проведении торгов в рамках Закона № 223-ФЗ действуют льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства (СМиСП). Данные льготы закреплены постановлением Правительства РФ от 11.12.14 № 1352. Предоставление льгот контролирует АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

Какие квоты установлены для СМиСП

Госзаказчики с выручкой, превышающей 2 миллиарда рублей, обязаны закупать у субъектов малого и среднего предпринимательства товары и услуги в объеме не менее восемнадцати процентов от общего объема закупок. При этом десять процентов закупок необходимо производить строго среди представителей малого бизнеса. Добавим, что в зачет идут лишь состоявшиеся закупки.

Государственный заказчик должен перечислить в своем положении о закупках коды ОКПД2 всех товаров и услуг, которые он будет приобретать у СМиСП. Также заказчик обязан соблюдать следующее правило:

если НМЦ контракта не превышает 50 000 000 рублей, закупка из данного перечня проводится строго у СМиСП; если НМЦ договора от 50 000 000 до 200 000 000 рублей, заказчик волен решать, среди кого проводить закупку: среди СМиСП или среди представителей крупного бизнеса.

В каких закупках участвуют СМиСП

Субъекты малого и среднего предпринимательства могут на общих основаниях принять участие во всех без исключения закупках. Нужно лишь, чтобы поставщик соответствовал требованиям заказчика и располагал ресурсами для выполнения контракта.

Однако шансы на победу намного выше в тендерах, которые проводятся специально для субъектов малого и среднего предпринимательства. Здесь нет представителей крупного бизнеса, поэтому конкуренция не такая высокая. Такие торги проводятся либо для самих СМиСП, либо для всех участников с условием привлечения СМиСП на субподряд.

При подаче заявки на участие поставщик должен предоставить декларацию о принадлежности к малому и среднему бизнесу. Форма такой декларации приведена в приложении к постановлению Правительства № 1352.

Какие льготы предусмотрены для СМиСП

Во-первых, Закон № 223-ФЗ не обязывает заказчиков требовать от поставщиков, чтобы те перечислили обеспечение заявки и контракта (см. «Обеспечительные платежи при участии в госзакупках: когда их можно заменить банковской гарантией»). Но даже если в документации по закупке есть подобное требование, то для МСиСП действуют льготные условия. Так, сумма обеспечения заявки не может превышать двух процентов от НМЦ контракта (для «обычных» участников обеспечительный платеж, как правило, равен пяти процентам). Сумма обеспечения контракта не может превышать пяти процентов от НМЦ или должна равняться сумме аванса (для «обычных» участников обеспечение контракта, как правило, составляет 30 процентов от НМЦ).

Во-вторых, максимальный срок оплаты по контракту для СМиСП не может превышать 30 календарных дней (для «обычных» участников срок оплаты не регламентирован; см. «Возврат обеспечения и оплата контракта: в какие сроки заказчик должен вернуть участникам торгов обеспечительные платежи и оплатить контракт»).

В-третьих, госзаказчик может утвердить собственную программу партнерства для субъектов малого и среднего предпринимательства и установить льготы для ее участников.

Обратите внимание: для работы в систем госзакупок и для участия во многих видах торгов необходима специальная электронная подпись.

Закупки у СМП и СОНКО по 44-ФЗ

Какие льготы установлены для СМП и СОНО при госзакупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ? По каким правилам заказчик должен осуществлять закупки у СМП (СОНО)? Есть ли какие-то нюансы? Отвечаем в нашей статье.

Кого относят к субъектам малого предпринимательства

К малому бизнесу в Российской Федерации могут быть отнесены следующие субъекты, при условии, что они соответствуют критериям, прописанным в ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ:

  • потребительские кооперативы и коммерческие организации (государственные и муниципальные унитарные предприятия — исключение);
  • ИП и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Определяется малое предпринимательство по следующим критериям:

  • среднесписочная численность работников;
  • объём дохода за период в один календарный год;
  • доля юрлиц в уставном капитале.

Например, субъектом малого бизнеса будет считаться компания, у которой годовой доход не превышает 800 млн рублей, а численность наёмных работников составляет не более 100 человек.

Более подробно об основных и дополнительных критериях, определяющих субъекты малого предпринимательства, мы писали в статье «Критерии бизнеса в 2021 году».

Кто относится к СОНО

СОНО (СОНКО) расшифровывается как социально-ориентированные некоммерческие организации. Такая же расшифровка даётся в Федеральном законе № 44-ФЗ.

К примерам деятельности, которой занимаются такие структуры, относятся:

  • соцобслуживание, а также соцподдержка и защита граждан;
  • помощь в преодолении последствий стихийных бедствий;
  • мероприятия по профилактике социально опасного поведения;
  • охрана окружающей среды;
  • защита животных и др.

Если учредителями организации, занимающейся подобной деятельностью, являются государство, его субъекты либо муниципальные образования, то такая организация не будет относиться к СОНО.

Преимущества СМП и СОНО при участии в закупках по 44-ФЗ

Участие субъектов малого предпринимательства и СОНО регламентируется одними и теми же правилами. В целях поддержки малого бизнеса Федеральным законом № 44-ФЗ для таких участников предусмотрены специальные льготы. Согласно ст. 30 Федерального закона 44-ФЗ госзаказчики должны в обязательном порядке заключать контракты с СМП и СОНО. Заключить контракт можно следующими способами:

Читайте также:  Можно ли вернуть товар без чека обратно в магазин в течении 14 дней? Что говорит Закон о защите прав потребителей?

    Через проведение торгов, участниками которых могут быть только субъекты малого бизнеса или социально-ориентированные некоммерческие организации. Возможные виды конкурсов:

  • открытые,
  • с ограниченным участием,
  • двухэтапные,
  • электронные аукционы,
  • запросы котировок и предложений.

Для участия в торгах и заключения контракта потребуется квалифицированная электронная подпись. Выберите подходящий тариф самостоятельно или с помощью нашего специалиста. Подключение займёт не более одного дня.

Есть особенности и по части оплаты. Если установлены ограничения и преимущества для СМП и СОНО, то они получают деньги максимум через 15 рабочих дней после подписания с организатором торгов актов о приёмке.

Для участия потребуется предоставить декларацию. Она подтверждает, что юрлицо принадлежит к СОНО. При этом ответственность за достоверность информации несёт поставщик.

Специфика закупок у СМП и СОНО

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ, проводить закупки у СМП (СОНО) могут любые заказчики. Автономные учреждения и другие юрлица, не являющиеся заказчиками, заключают с СМП (СОНО) контакты о закупке только в случае, установленном ч. 6 ст. 15 Федерального закона № 44-ФЗ.

Обязательный минимум по объёму закупок у СМП и СОНКО — 15 процентов от объёма совокупного годового дохода. Максимальный объём не установлен.

Какое-либо обязательное соотношение закупок у СМП и СОНО в общем объёме законом не установлено, поэтому закупаться можно только у малого бизнеса, либо только у СОНО.

Чтобы найти выгодное предложение, воспользуйтесь услугой Астрал.Поставщик. Гибкие настройки, шаблоны для поиска, мониторинг торгов — всё в одном месте.

Процент объёма закупок у СМП (СОНО) может быть нулевым. Например, если заказчик в течение года осуществлял все закупки только у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Особенности проведения закупок у СМП и СОНО:

  1. Можно осуществлять закупки любых товаров (работ, услуг).
  2. Начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн рублей.
  3. Конкурентная закупка возможна любыми способами, закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) – только по п. 25 ч.1 ст.93 Федерального закона № 44-ФЗ.
  4. Ограничения указываются в извещении об осуществлении закупки.
  5. Принадлежность к СМП (СОНО) подтверждается информацией об участнике закупок из единого реестра СМСП. Потребовать какие-либо дополнительные документы для подтверждения заказчик не может.
  6. Установлен сокращённый срок оплаты. Он не должен превышать 15 рабочих дней с даты подписания документа о приёмке.
  7. Залог в качестве обеспечения исполнения контракта:
    • устанавливается в зависимости от цены контракта, его размер должен превышать размер аванса;
    • устанавливается заказчиком в зависимости от цены контракта, уменьшенной на размер аванса, если аванс рассчитывается Федеральным казначейством;
    • должен быть возвращён не позднее, чем спустя 15 дней после даты исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств по контракту.
  8. Обеспечение исполнения контракта и гарантийных обязательств не требуется предоставлять, если СМП (СОНО) подтвердили добросовестность.
  9. Антидемпинговые меры не применяются, если субъект СМП (СОНО) подтвердил добросовестность.

Подготовиться к проведению закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ поможет сервис Астрал.Тендер. Мы сопроводим вас по всем этапам: подготовка документов и участие в торгах, заключение и исполнение контракта. Гибкая линейка тарифов позволит выбрать наиболее подходящий комплекс услуг.

Декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства

Ранее при закупках по 44-ФЗ предприятиям и ИП, выступавшим в роли поставщиков, нужно было заполнить декларацию о принадлежности к СМП. Это один из документов, дающий право на участие в различных торгах (тендерах).

С конца 2020 года эта декларация не является обязательной. В соответствии с п. 11 Постановления Правительства РФ от 11 декабря 2014 года № 1352, для подтверждения статуса субъекта малого предпринимательства теперь достаточно информации об участнике закупок из единого реестра СМСП. Заказчики более не могут требовать от исполнителя (субподрядчика) заказа дополнительной информации или документов в качестве подтверждения их принадлежности к субъектам МСП.

Однако может получиться так, что данные о предпринимателе в реестре искажены или ещё не внесены в реестр. В подобной ситуации единственным вариантом подтверждения будет декларация СМП. Образец заполнения:

Приведённая в примере форма заполнения не является обязательной, поскольку строгих требований к форме законодательством не установлено.

Бланк декларации СМП: скачать.

Отчётность по закупкам у СМП (СОНО)

Каждая организация-заказчик должна ежегодно размещать в ЕИС отчёт по закупкам у СМП и СОНО. Если в течение года заказчик не закупал товары (работы, услуги) у СМП и СОНО, в ЕИС необходимо сформировать нулевую отчётность.

Для размещения отчёта в ЕИС установлен срок — до 1 апреля следующего года (ч. 4 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ). Если крайний день установленного срока выпадает на выходной, отчёт необходимо разместить заранее, в последний рабочий день перед этой датой. Размещение отчёта позднее 1 апреля является нарушением.

Нарушение установленных требований при размещении отчёта ведёт к ответственности в виде штрафа:

  • для ответственного лица (контрактного управляющего или иного уполномоченного работника) — 15 тысяч рублей;
  • для организации-заказчика — 50 тысяч рублей.

В случае представления отчётности с нарушением установленного срока или непредставления отчётности налагается штраф (ч. 3 ст. 7.30 КоАП):

  • для должностного лица — 50 тысяч рублей;
  • для юрлица — 500 тысяч рублей.

Если объём закупок у субъектов малого предпринимательства и СОНО составляет менее 15 процентов от объёма годового дохода, на ответственное лицо налагается штраф в размере до 50 тысяч рублей.

Субъекты малого предпринимательства в госзакупках: кто относится к СМП, особенности участия, преференции и льготы

Статья 30. Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках

Готовые решения. Вопросы применения ст. 30

1. Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, при:

(в ред. Федеральных законов от 01.07.2021 N 277-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) осуществлении закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 1 в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. При определении объема закупок, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:

1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) услуг по предоставлению кредитов;

3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, за исключением закупок, которые осуществлены в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 настоящей статьи;

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 27.12.2019 N 449-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) работ в области использования атомной энергии;

5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

1.2. Заказчики вправе осуществлять закупки, указанные в пунктах 1, 4 и 5 части 1.1 настоящей статьи, у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи. При этом объем таких закупок учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи.

(часть 1.2 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

2. Действие настоящей статьи распространяется на социально ориентированные некоммерческие организации (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”.

3. При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае признания не состоявшимся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки или все заявки были отклонены в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, заказчик вправе отменить указанное в части 3 настоящей статьи преимущество и осуществить закупки на общих основаниях. При этом такие закупки, осуществленные на общих основаниях, не учитываются в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи. Закупки, которые осуществлены на основании пункта 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 настоящей статьи, учитываются в объеме закупок, которые заказчики осуществили у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями.

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 27.12.2019 N 449-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Порядок подготовки отчета, указанного в части 4 настоящей статьи, его размещения в единой информационной системе, форма указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации.

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

5. Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

(в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

(часть 6 в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

8. В случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи и такое извещение размещено в единой информационной системе с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта в течение не более чем десять рабочих дней, а если такое извещение размещено в единой информационной системе с 1 января 2023 года, не более чем семь рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.

(часть 8 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 01.05.2017 N 83-ФЗ, от 01.07.2021 N 277-ФЗ)

Читайте также:  Могут ли уволить единственного кормильца семьи, если жена в декрете

Преимущества в закупках для субъектов МСП

Преимущества в закупках для субъектов МСП

Для некоторых организаций в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ предусмотрены определённые особенности:

  • организации малого и среднего бизнеса;
  • организации инвалидов;
  • социально-ориентированные некоммерческие организации;
  • предприятия уголовно-исполнительной системы.

ФЗ «О контрактной системе» и «О закупках отдельными видами юридических лиц» устанавливают преимущества при закупке для разных категорий организаций. Это нужно учитывать.

По ст. 1 ФЗ » от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» МСП – это субъекты малого и среднего предпринимательства, в качестве которых могут выступать ИП, КФХ, хозяйственные общества, товарищества, партнёрства, производственные и потребительские кооперативы.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

По Закону № 44-ФЗ заказчики должны устанавливать «особые условия» представителям малого бизнеса, а Закон № 223-ФЗ предусматривает преимущества для представителей как малого, так и среднего бизнеса.

Преимущества участия в закупках для МСП:

  1. Закупки проводятся только для представителей малого и среднего бизнеса.
  2. Единая (общая) регистрация участника закупок (в ЕРУЗ).
  3. Особый размер обеспечения закупок.
  4. Вместо обеспечения исполнения контракта, можно предоставить сведения по наличию опыта.
  5. Сокращение сроков оплаты по договорам.

Рассмотрим подробнее преимущества, которые предоставляются субъектам малого и среднего бизнеса в закупках.

1. Закупки только для МСП

Доля закупок, проводимых для МСП, от общего совокупного годового объёма закупок заказчика устанавливается 44-ФЗ и 223-ФЗ. В 2022-ом она увеличится до 25 % у СМП и СОНКО (44-ФЗ) и МСП (223-ФЗ) (См. подробнее: “Доля закупок государственных компаний у субъектов малого“).

Также по новой редакции ПП РФ №1352 все заказчики, осуществляющие деятельность по 223-ФЗ, обязаны размещать закупки для участников из числа МСП.

Обратите внимание: до 2022-го эта обязанность предусмотрена не для всех заказчиков.

Процедуры закупок, проводимых для малого и среднего бизнеса, по 223-ФЗ имеют унифицированный характер. Они схожи закупками по 44-ФЗ (См. также: “Изменения в закупках по 44-ФЗ“).

В документах к закупке (в том числе в извещении) только для субъектов МСП должно быть соответствующее обозначение. Например, «Запрос котировок, проводимый для участников из числа МСП». (См. также: “Запрос котировок в электронной форме“).

В извещении и документации заказчик указывает, что закупка размещена для определённой категории поставщиков, а это фактически означает невозможность участия в такой процедуре представителей других организаций.

Сейчас участнику закупки в составе заявки по процедурам 44-ФЗ нужно декларировать свою принадлежность к МСП. С 2022-го будет проходить автоматическая проверка на соответствие участника данному требованию – для этого он должен числиться в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

2. Единая регистрация в ЕИС

Любому поставщику для участия в закупках по требованиям Закона «О контрактной системе» необходимо зарегистрироваться на сайте единой информационной системы (ЕИС), после чего его внесут в единый реестр участников закупок (ЕРУЗ). Только тогда он сможет участвовать в закупках на восьми федеральных электронных площадках. Это означает, что после регистрации в ЕИС поставщик автоматически получит аккредитацию на федеральных электронных площадках.

Чтобы участвовать в закупках, по 223-ФЗ может потребоваться отдельная регистрация на площадке, на которой непосредственно проводится закупка. Однако МСП – исключение из этого правила. Чтобы участвовать в такой закупке, поставщику достаточно пройти единую регистрацию в ЕИС (как и при регистрации для участия в закупках по 44-ФЗ). Для МСП закупки проводятся только на федеральных электронных площадках.

Если по 223-ФЗ в закупках «для всех» допускается применение «индивидуальных» правил проведения закупок согласно положению о закупке конкретного заказчика, то закупки для МСП должны проводиться строго по общим правилам, изложенным в ст. 3.4 223-ФЗ.

При проведении закупок в общем случае заказчик может установить:

  • обеспечение заявки;
  • обеспечение исполнения контракта;
  • обеспечения гарантийных обязательств.

По 44-ФЗ заказчик обязан установить в проводимых для СМП закупках преимущества для СОНКО:

  • закупки для СМП и СОНКО проводятся с начальной максимальной ценой до 20 млн руб.;
  • размер обеспечения заявки на участие в конкурсе либо аукционе определяется для СМП и СОНКО по «льготным условиям» и должен составлять от 0,5% до 1% НМЦК (ст. 44 Закона № 44-ФЗ);
  • размер обеспечения исполнения контракта устанавливается не от НМЦК (как в общем случае), а от цены, по которой заключается контракт (44-ФЗ).

4. Предоставление сведений по наличию опыта вместо обеспечения исполнения контракта

Ещё одно существенное преимущество для участников закупок, которые проводятся для СМП и СОНКО, по 44-ФЗ: победитель может не предоставлять обеспечение исполнения контракта (включая обеспечение гарантийных обязательств), если данное требование установлено в извещении закупки. Вместо денежных средств или банковской гарантии (с 2022-го – вместо независимой гарантии), участник вправе предоставить сведения о наличии у него необходимого опыта.

Порой для СМСП и СОНКО по 44-ФЗ данная возможность – определяющий фактор участия в закупках. Она распространяется и на закупки (конкурсы, аукционы), по которым применяют антидемпинговые меры (когда начальная максимальная цена контракта снижается на 25% и более).

Обязательные требования, которые предъявляются к опыту поставщика (подрядчика, исполнителя):

  1. Не менее 3 контрактов должно находиться в реестре контрактов единой информационной системы.
  2. Сумма цен данных контрактов должна быть не меньше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении закупки и документации по закупке.
  3. Правопреемство не учитывается.
  4. Не принимаются для подтверждения опыта контракты, по которым применялись штрафные санкции, пени.
  5. Контракты должны быть исполнены в течение 3-х лет до даты подачи заявки на участие в закупке. Допускается, к примеру, предоставить все контракты за 1 год.
  6. Сведения необходимо предоставить при подписании контракта.
  7. Требуемый статус контракта – «Исполнение завершено» без неустойки. Порой для подтверждения опыта допускается предоставить контракты со статусом «Исполнение прекращено», но тогда нужно учитывать объём исполненных обязательств (оплаченную заказчиком сумму), а не общую сумму заключения контракта.
  8. Требования о релевантности предмета контракта отсутствуют. Важно наличие у кандидата опыта участия в закупках в целом.
  9. Если поставщик предоставляет опыт, а не обеспечение исполнения контракта, гарантийные обязательства по контракту можно не предоставлять.

5. Сокращение сроков оплаты по договорам для СМСП

Срок оплаты по государственному контракту на данный момент составляет:

  • 30 дней – для «обычных» закупок;
  • до 15 рабочих дней – для контрактов с СМСП.

С 1 января 2022-го сроки оплаты по контрактам для СМСП сократятся и составят (до 31.12.2022 включительно) с даты подписания заказчиком документа о приёмке:

Льготы малого бизнеса в закупках по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ в 2021 году

Закупки для малого и среднего бинеса

Закон использует термин «субъекты малого предпринимательства», или СМП. Условиям участия посвящена статья 30.

Квоты для СМП

Заказчики должны закупить у СМП не меньше 15% товаров и услуг от совокупного годового объема закупок. Каждый год до 1 апреля они публикуют в ЕИС отчет о закупках у СМП за прошлый год. В него можно включать только те закупки, в которых было указано преимущество для малого бизнеса и эти закупки состоялись. Если квоту не выполнить, учреждение получит штраф 50 000 рублей.

В каких закупках участвует СМП?

СМП может принять участие в любой закупке, если компания соответствует требованиям заказчика и сможет выполнить условия контракта. Но закупки, которые заказчик должен проводить специально среди СМП, интереснее. Это значит, что среди конкурентов не будет представителей среднего и крупного бизнеса. Даже если такие участники подадут заявки, заказчик их отклонит.

Начальная цена таких закупок не должна превышать 20 млн рублей. Для участия в них организация предоставляет декларацию о принадлежности к малому бизнесу. В электронных закупках декларацию формирует сама торговая площадка, нужно только подписать документ электронной подписью. В бумажных закупках используйте форму декларации, которую предлагает заказчик, или наш шаблон.

Заказчик может проводить закупки у малого бизнеса любыми конкурентными процедурами:

    (в том числе конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс) , , .
Какие льготы действуют?

1. Представители СМП могут не обеспечивать контракт деньгами, если у них есть опыт исполнения госконтрактов (п. 8.1 ст. 96 44-ФЗ) :

  • Таких контрактов должно быть не меньше трех и они должны быть исполнены без штрафов и неустоек.
  • Сумма представленных контрактов — не меньше НМЦ текущей закупки.
  • Информация о контрактах должна быть внесена в реестр контрактов. Выпиской из него победитель будет подтверждать добросовестность.

2. В госзакупках с преимуществами для СМП и СОНКО размер обеспечения контракта заказчик будет устанавливать, отталкиваясь от цены госконтракта, а не НМЦ.

Например, заказчик проводит аукцион среди СМП на покупку оборудования компьютерных классов с НМЦ 2 530 000 рублей и установил обеспечение контракта 5%. Победитель снизился до 1 980 000 рублей. Следовательно, обеспечение контракта составит не 126 500 руб. (5% от НМЦ), а 99 000 рублей (5% от цены победителя).

Это же правило действует в закупках со снижением 25%, когда «включаются» антидемпинговые меры. Но в любом случае обеспечение контракта должно быть не меньше аванса.

3. Заказчик должен вернуть обеспечение контракта и оплатить товары/ работы не позже 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки (ч. 8 ст. 30 44-ФЗ). Эти пункты должны быть включены в контракт с СМП.

223-ФЗ

Закон использует термин «субъекты малого и среднего предпринимательства» (СМиСП или МСП). Правила участия МСП в закупках по 223-ФЗ прописаны в статье 3.4, также действует постановление правительства № 1352, которое регламентирует такие закупки. Заказчиков контролирует АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства». Начальная цена таких закупок не должна превышать 800 млн рублей.

Квоты для МСП

Заказчики должны закупить у МСП не меньше 20% от общего объема товаров, работ или услуг. В квоту включают только заключенные договоры. Учитывают победителей в закупках:

  • Поучаствовать в которых могли только МСП.
  • Победители в которых обязаны привлечь МСП на субподряд: участники закупки описывают в заявках план привлечения субподрядчиков из числа МСП.
  • «На общих основаниях»: участвовать в которой мог любой поставщик, но победил МСП.

При этом 18% договоров должны быть заключены строго среди МСП. Если объявленная закупка среди МСП не состоялась, она не попадет в отчет.

В каких закупках могут участвовать МСП?

Правительство обязало закупать товары у малого и среднего предпринимательства только четырьмя видами конкурентных процедур — аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений. Все эти закупки являются конкурентными в соотвествии с 223-ФЗ, поэтому заказчик:

  • Отвечает на запрос на разъяснения в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса (если он поступил не позже чем за три рабочих дня до окончания срока подачи заявок) .
  • Может отменять закупку, только пока не закончился срок приема заявок и при форс-мажоре.
  • Продлевает срок подачи заявок, если что-то изменилось в документации.
  • Заключает контракт с победителем не раньше 10 дней и не позже 20 дней с публикации итогового протокола.

Закупки у МСП по 223-ФЗ проводят только на восьми ЭТП госзакупок (на тех же, где проходят все закупки по 44-ФЗ):

  • Сбербанк-АСТ
  • АГЗРТ
  • ЕЭТП
  • РТС-Тендер
  • Национальная электронная площадка (раньше — ММВБ)
  • Российский аукционный дом
  • ЭТП ГПБ
  • ТЭК-Торг
Льготы

1. 223-ФЗ не обязывает заказчиков требовать от поставщиков обеспечение заявки и контракта. Но если в закупке есть такое требование, то для МСП действуют льготные условия:

  • Сумма обеспечения заявки не может превышать 2% от НМЦ договора.
  • Сумма обеспечения договора не может превышать 5% от НМЦ или равна сумме аванса.

2. Представитель МСП платит торговой площадке за победу 1% от НМЦ, но не больше 2000 руб. (в обычных закупках лимит выше — 5000 руб.)

3. Максимальный срок оплаты по договору с МСП — не больше 15 рабочих дней после подписания акта приемки. Срок сократят для всех ситуаций:

  • закупку провели на общих основаниях,
  • участвовать в ней могли только МСП,
  • МСП выступали субподрядчиками.
Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Ссылка на основную публикацию