Бюджетные инвестиции – это… Как их получить? 2019 год

Бюджетные инвестиции — это деньги, которые выделяются государством муниципальным учреждениям посредством увеличения капитала. Законодательство регулирует эти отношения. Основная цель – стимулирование экономики и получение дохода.

Они предоставляются на безвозвратной основе. При этом оформляется право собственности государства на долю уставного капитала того учреждения, куда идут инвестиции.

Бюджетное финансирование инвестиций – это один из способов выдачи займа юридическим лицам. Они могут быть:

  • экономическими;
  • экологическими;
  • социальными;
  • направленными на безопасность и оборону государства.

В Бюджетном кодексе РФ определено несколько направлений деятельности в рамках выделения средств из казны. Так, формы бюджетных инвестиций бывают следующими:

  1. собственно инвестиции от государства;
  2. выделение средств в рамках вложений государственным (муниципальным) унитарным, бюджетным организациям в основной капитал;
  3. помощь юридическим и физическим лицам;
  4. займы из бюджета остальным юридическим лицам (налоговые кредиты, отсрочки платежей и т.п.).

Осуществляя вложения, государство получает взамен долю уставного капитала учреждения, куда осуществляются инвестиции.

Подобная форма сотрудничества предприятий и организаций выгодна для всех:

  1. Предприятие имеет возможность получить финансы на развитие деятельности. Участие государства в уставном капитале юрлица привлекает инвесторов, которые надеются на контроль за расходами от его лица.
  2. Федерация также получает прямую выгоду от участия в капитале коммерческой компании. В этом случае оно ведет контроль над ее работой, получает прибыль, которая соответствует вложениям, поддерживает производство.

Любые инвестиции должны быть эффективными, в том числе и государственные. Если организация, которая их получила, ведет неэффективную деятельность, не выплачивает дивидендов, не имеет высокой социальной значимости, государство выходит из участия в ней, продав свою долю акций.

Законодательство содержит условия, по которым выделяются бюджетные инвестиции бюджетным учреждениям и коммерческим организациям:

  • наличие бизнес-плана проекта;
  • наличие грамотно составленных сметно-проектных документов;
  • план по передаче земли и сооружений;
  • грамотно составленный проект контракта между учреждением, которое получает инвестиции, и органом исполнительной власти, которое представляет государство.

Если контрактов нет, бюджетное финансирование инвестиций не допускается.

Реализация бюджетных инвестиций осуществляется путем выделения организациям и предприятиям денег на развитие из казны государства. Это развитие в подавляющем большинстве случаев проводится с помощью реализации инвестиционных проектов.

Средства из бюджета на основе безвозвратности имеют право получить лишь те организации, которые находятся в собственности государства, а также коммерческие компании, реализующие федеральные программы.

Выдача средств проводится с учетом уровня принятия решения:

  • федеральный уровень: помощь лишь федеральным программам и объектам, которые находятся в федеральной собственности;
  • региональный уровень: программы и объекты регионов и муниципалитетов.

Адресная поддержка из бюджета проводится под видом:

  • гарантий (инвестиций из бюджета);
  • кредитов оттуда же.

Бюджетные инвестиции бюджетным учреждениям направляются следующими путями:

  • Финансирование целевых программ. Это долгосрочные проекты, срок которых устанавливается Правительством РФ либо представителем исполнительной власти.
  • Финансирование объектов капитального строительства, которые находятся в собственности государства. Эти объекты не состоят в целевых программах. Под капитальными вложениями при этом понимается инвестирование в основные средства организации, включая издержки на строительство, капитальный ремонт, модернизацию, перевооружение производства.

Порядок бюджетных инвестиций для коммерческих организаций предусматривает как выдачу средств на основе безвозвратности (тогда государство получает долю в уставном капитале), так и посредством предоставления кредитов из казны.

Этот кредит выступает одним из инструментов стимулирования модернизации и обновления производства (капиталовложений).

Самым популярным займом является налоговый инвестиционный кредит. По сути, это отсрочка налоговых платежей.

Условия выдачи такого кредита:

  1. возвратность;
  2. выдается на срок от 1 до 5 лет;
  3. процентные платежи находятся в промежутке 50-75 % ключевой ставки Банка РФ (ранее она называлась ставкой рефинансирования).

Предоставляется он как в виде снижения налога на прибыль, так и по другим налогам.

  1. при заполненном заявлении;
  2. при наличии пакета документов, которые подтверждают потребность в этом кредите.

Если выносится положительное решение, подписывается договор между компанией, которая нуждается в инвестиционном кредите, и местными органами исполнительной власти.

Договор дает право снижать налоговые платежи до 50 % каждый раз, когда приходит необходимость платить. Она делает это до того момента, когда определенный в договоре лимит кредита не будет исчерпан.

Бюджетные инвестиции – это поддержка как юридических лиц (бизнеса), так и муниципальных учреждений.

Чаще всего эти инвестиции представлены в виде:

  • вложений в ценные бумаги компаний госсобственности;
  • кредитов юридическим лицам;
  • вложений в основные средства учреждений;
  • покупки недвижимости, которая становится государственной собственностью.

Основной смысл подобных инвестиций заключается в стимулировании экономического роста различных отраслей экономики, особенно социально значимых.

Рост экономики влечет за собой создание новых рабочих мест, результатом чего будет снижение уровня безработицы.

Другими словами, инвестиции в компании различных уровней способствуют укреплению экономической стабильности.

Остается лишь сформировать четкую стратегию по контролю за использованием бюджетных средств.

Государство активно участвует в экономической жизни страны – без поддержки средств из государственной казны многие предприятия оказались бы на грани исчезновения или не смогли бы начать деятельность. Что же такое бюджетные инвестиции, и почему они так важны для экономического здоровья страны?

Что понимают под бюджетными инвестициями? Это капиталовложения, источники которых созданы государственным бюджетом. Именно так, никаких лишних трактовок и суждений, все просто и понятно. Несмотря на относительно простую суть, финансовая господдержка выполняет важную роль в развитии экономики. Конечно же, мы по большей части будем обсуждать ситуацию с бюджетными инвестициями в России.

Бюджетный Кодекс Российской Федерации регламентирует условия размещения государственного капитала в тех или иных предприятиях. В зависимости от регионального подхода к составлению бюджета, могут изменяться основные объекты инвестирования. В законодательстве РФ под понятием бюджетные инвестиции» принято понимать деньги, направленные в капиталы государственных и муниципальных объектов для поддержания их работы. В статье о том, что такое портфельные инвестиции, мы говорили о необходимости диверсификации вложений и постоянного инвестирования в прибыльные проекты.

Почему же на федеральном уровне в законодательстве не предусмотрена возможность вложения денег в уставный капитал частных предприятий или же в венчурные инициативы? Основной причиной является желание Российского государства построить полноценную рыночную экономику, устойчивую, самодостаточную и сильную. Согласно идеям Австрийской Экономической Школы, государство в качестве инвестора чаще всего оказывает негативное влияние на рынок. По большей части проблемой считается низкая эффективность размещения средств.

Мы уже касались идей, представленных фон Мизесом, Феттером и другими последователями Венской Школы, а потому вдаваться в подробности сейчас не будем.

В теории государственные инвестиции должны приносить огромную пользу, увеличивая гибкость бюджета и позволяя создавать новые источники доходов. В реальности бюджет начинает трещать по швам, если инвестиционная деятельность убыточная или доходность на порядок ниже оптимальной. Убытки приходится перекрывать из более надежных источников (налоговых сборов, пошлин). Бюджетная политика государства, размещающего капиталы в фондовых инструментах, находится в тесной зависимости от волатильности ценных бумаг на рынке.

Конечно же, существуют специальные методы участия государства в фондовой торговле, но бюджетное финансирование инвестиций в ценные бумаги всегда находится под скептическим взглядом суровых аналитиков. С другой стороны, совсем бросать экономику на самотек нельзя, поэтому государство создает юридические лица, посредством которых управляет крупными субъектами экономики или же инвестирует деньги в фондовые инструменты.

Другим инструментом активного влияния государства на состояние экономики являются субсидии, но в этом случае государство не заинтересовано в получении прибыли напрямую. Средства размещаются в перспективных молодых предприятиях, которые обладают хорошим потенциалом и способны изменить ситуацию на региональном рынке в течение ближайших нескольких лет. Именно с расчетом на общее улучшение экономической атмосферы государство и раздает субсидии индивидуальным предпринимателям и молодым юридическим лицам. Такие бюджетные инвестиции позволяют экономике развиваться быстрее. Кто-то может даже начать дискусию на тему получения дивидендов в виде налогов.

В законах России черным по белому сказано, что бюджетные деньги, которые направляются на увеличение объемов государственной и муниципальной собственности, считаются бюджетными инвестициями. Более подробно о том, что именно относится к объектам инвестиций, написано в п.1 ст. 79 БК РФ. Государственные источники инвестируют бюджетные средства в:

  • капитальное строительство государственной и муниципальной недвижимости;
  • покупку новой государственной и муниципальной собственности;
  • основной капитал государственных и муниципальных учреждений (ГУП);
  • обновление и реконструкцию имеющихся объектов.

Интересно, что в том же документе сказано, что государство не покупает, не реконструирует и не строит временные постройки, навесы, киоски. По всей видимости, данное уточнение было жизненно важным для того, чтобы государственные чиновники лучше представляли себе направления для размещения денежных средств. Есть также и технический регламент, в котором определено несколько категорий объектов собственности, подлежащих инвестированию со стороны бюджета:

  1. Здания для труда, досуга и хранения ценностей населения;
  2. Сооружения – инженерные, промышленные и строительные объекты, включая элементы транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры;
  3. Жилища – муниципальная жилплощадь.

Как видите, список потенциальных объектов не так уж и велик. Обратите внимание, что государство все же оставляет за собой право и возможность для вложения денег в основной капитал различных госпредприятий, которые могут заниматься коммерческой деятельностью в интересах страны. Примером можно считать всем известную монополию ОАО «РЖД», которая частично принадлежит государству, частично находится под управлением частного бизнеса.

Не только из-за государственных ограничений государство вынуждено привлекать иностранные инвестиции. Дело также в том, что у бюджета попросту не хватит денег на то, чтобы выплачивать всем нуждающимся пособия, поддерживать работу низкодоходных или убыточных муниципальных предприятий, содержать армию и при этом еще и вкладывать деньги в развитие бизнеса с прицелом на 3–5 лет вперед. Это непозволительная роскошь. Поэтому государство регулярно выступает с инициативами по привлечению частного местного и иностранного капиталов.

Узкая «специализация» государственных ассигнований вовсе не означает, что единственным интересом правительства является поддержание жизни в государственных предприятиях. Россия заинтересована в развитии собственного бизнеса и получении прибыли от вложенных денег. На федеральном уровне такие проекты появляются очень редко и обычно касаются гигантов экономики, в которых уже размещена часть государственных капиталов.

Это интересно:  Закрытие обособленного подразделения: пошаговая инструкция 2019 год

Намного чаще инициаторами инвестиционных стратегий с участием коммерческих организаций и предприятий выступают региональные власти. В качестве примера можно привести Сахалинскую программу инвестирования в частные предприятия, которая была запущена в 2005 году. Вышедший 28 марта региональный закон «О перечне видов имущества. » перечислил те объекты собственности, на которые могло потратить выделенные из бюджета средства юридическое лицо.

Данный метод размещения бюджетного капитала опять же касается преимущественно сотрудничества между государственными и негосударственными предприятиями, деньги направляются в основной капитал этих юридических лиц, согласно БК РФ. Поэтому говорить о прямом извлечении выгоды не приходится.

На региональном уровне между федеральным бюджетом и юридическом лицом местные муниципальные предприятия выступают в качестве посредников, гарантируя таким образом правильное размещение средств, – бюджетные инвестиции направляются на строго определенные цели.

Непосредственное участие в экономической жизни страны и инвестиционных процессах государство осуществляет путем создания соответствующих юридических лиц. Среди крупнейших госкорпораций и предприятий можно выделить крупных игроков в соответствующих отраслях, которые в немалой степени определяют направление движения для всей индустрии. Государство владеет контрольным пакетом акций в следующих крупных субъектах Российской экономики:

  • РОСТЕХ (быв. «Ростехнологии») – основана в 2007 году и включает в себя десятки приборостроительных и машиностроительных предприятий;
  • Внешэкономбанк – занимается инвестированием в частный сектор экономики, привлекает иностранных инвесторов;
  • Концерн ВКО Алмаз-Антей – инженерия, высокотехнологичное строительство и т.д.

Через госкопорации и крупные компании государство осуществляет более свободную инвестиционную деятельность, так как направления для размещения капиталов компании выбирают самостоятельно, и сами ведут учет размещенных инвестиций. Таким образом, создается более здоровая ситуация в стране, когда бюджет напрямую не участвует в инвестиционной деятельности, а деньги для капиталовложений все же выделяются.

Порядок предоставления бюджетных инвестиций изменяется от региона к региону. Чаще всего инвестиции предоставляются на основе заключенных между государственным и негосударственным юридическими лицами соответствующих договоров. Из-за необходимости вести тщательный учет расходования и приложения государственных финансов были созданы соответствующие руководства по тому, как вести бухгалтерский учет.

Деньги в виде субсидий поступают на баланс предприятия и должны быть соответствующим образом оприходованы. Капитальные вложения могут быть обеспечены несколькими методами:

  1. Через передачу полномочий госзаказчика;
  2. Путем заключения договоров;
  3. Путем передачи средств, согласно установленному законом порядку предоставления субсидий из федерального бюджета.

Унифицированная схема учета была и остается очень важной для планирования бюджетных инвестиций.

Если же объектом инвестирования является негосударственная компания, то на рекомендации Минфина следует обратить самое пристальное внимание, чтобы не возникало никаких недоразумений. За деньги, поступающие в основной капитал компаний из госкорпораций по специальным программам, также нужно отчитаться. Учет ведется согласно требованиям юридического лица, выступающего в качестве инвестора.

Источники государственных инвестиций могут быть разными. На региональном уровне в качестве инвестора может выступить местная казна, субсидии могут быть выделены через Центры Занятости Населения, специальные фонды и другие подобные организации. Источники также могут быть и более крупными, так начинающей приборостроительной компании вполне может помочь РОСТЕХ или Внешэкономбанк.

Существуют основные источники капиталов для обеспечения бюджетных инвестиций. Конечно же, основным инвестором выступает государственная федеральная казна. Именно там аккумулируются все необходимые для дальнейшего инвестирования средства. Другие источники денег:

  • региональные и муниципальные бюджеты;
  • государственные банковские организации;
  • государственные кредитные организации;
  • государственные фонды.

Иногда к финансированию тех или иных инвестиционных проектов подключаются частные инвесторы, заинтересованные в прямом размещении капитала. В этом случае между инвесторами заключаются соответствующие договора. В этом случае учет ведется несколько иначе. Если в финансировании проекта приняли участие разные источники, то перед каждым предприятие отчитывается отдельно. В законе строго определено, что именно называется бюджетными инвестициями, и как вести их учет.

Частные инвесторы подключаются к программе по своей собственной воле, и их деньги идут на реализацию целей и задач инвестиционного проекта. Если этот проект обладает потенциалом создать прибыль, то частный инвестор рассматривается именно, как инвестор, которому причитаются дивиденды.

Государство обеспечивает экономике необходимую финансовую инфраструктуру и занимается обеспечением социального и культурного благополучия населения. Если внутри страны созданы все необходимые условия, то экономика становится живее. К примеру, частный капитал важен для развития спекулятивных инвестиций, которые поддерживают здоровый круговорот денег на фондовых рынках.

В наше время инфраструктура интернета позволяет рядовому гражданину заниматься вложением денег в фондовые инструменты посредством передачи денег в доверительное управление. Коллективное инвестирование аккумулирует большие капиталы, которые нельзя игнорировать. Взгляните на наш рейтинг ПАММ-компаний. В него входят брокеры, которые вместе занимают до 70 % рынка России и обеспечивают торговый оборот в более чем 15 млрд. рублей месяц.

Многие люди также инвестируют деньги в валюту, финансируемый выкуп, драгоценные металлы, акции и облигации. Частный капитал должен иметь свободу, которую государство обязано обеспечивать. Именно поэтому основной функцией государства является создание необходимых условий в экономике для увеличения потенциала частного капитала. Государство активно инвестирует бюджетные средства в развитие телекоммуникационной и транспортной инфраструктуры, создает биржи и банковские организации.

Многие начинания государства можно считать венчурными. Программа содействия малому бизнесу была одним из таких рискованных предприятий государства, которое по большому счету не дало нужной отдачи. При этом деньги были не инвестированы, а, по сути, «подарены» участникам программы, которые сумели доказать, что их бизнес-план обладает потенциалом. Даже с учетом низкого процента вышедших на приемлемые показатели предпринимателей и юридических лиц начинание можно назвать успешным.

Государство выполняет важную роль в жизни каждого человека. Бюджетные источники средств часто являются последним шансом некоторых компаний, которые находятся на грани полного финансового краха.

Статья просмотрена: 1454 раза

Деркач Д. Д., Студенова М. П., Доценко О. С. Бюджетное инвестирование // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №4.1. — С. 8-11. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/38/1018/ (дата обращения: 27.03.2019).

Предметом исследования являются финансовые отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетного инвестирования.

Целью работы является анализ теоретических и практических аспектов бюджетных инвестиций, их влияния на финансово — инвестиционные процессы в экономике России и разработка на этой основе научно обоснованных рекомендаций. В качестве методологической базы в статье использовались системный и комплексный подходы, диалектический метод познания, анализ и синтез, экономико-статистические методы. В итоге был выявлен ряд проблем, связанных с бюджетным инвестированием, и предложены варианты их решения.

Результаты исследования могут применяться в дальнейших теоретических разработках проблем бюджетного инвестирования, работе органов государственной власти, а также учебном процессе при преподавании курсов «Финансы», «Бюджетное инвестирование».

Ключевые слова: бюджетные инвестиции, инвестиционный фонд, финансирование, государственные расходы.

Государство всегда было и будет инвестором. В бюджете страны размер инвестиций, направления инвестирования законодательно закрепляются на определенный период. Бюджетные инвестиции это средства, направляемые в создание или увеличение капитала государственных объектов инвестирования в различных областях его деятельности. Бюджетные инвестиции подразделяются на: экономические инвестиции; социальные инвестиции; экологические инвестиции; инвестиции в оборону и безопасность страны. Документ, регулирующий бюджетное финансирование инвестиций, называется «Бюджетный кодекс Российской Федерации». В его разделе «Капитальные вложения в объекты недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности» выделены подразделы:

  1. Бюджетные инвестиции;
  2. Субсидии на осуществление капитальных вложений бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям;
  3. Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам.

В 2005 году в России создали Инвестиционный фонд, как часть бюджета, призванного выполнять планы государственного инвестирования по указанным выше направлениям в рамках, новой формы сотрудничества государства с частным капиталом, государственно-частного партнерства.

Развитие рыночной экономики требует от хозяйствующих субъектов, с одной стороны, повышения их конкурентоспособности, а с другой — обеспечения стабильности и устойчивости их функционирования в условиях меняющейся экономической среды. Решение этих задач требует осуществления инвестиций, как со стороны хозяйствующих субъектов, так и государства. В современных условиях именно инвестиции играют роль стимулятора экономического роста, активизируя спрос в краткосрочном плане и расширяя производственные возможности — в долгосрочном. В условиях рыночной экономики государство не может не осуществлять инвестиционную деятельность. Государство должно выступать не только внешним регулятором и организатором инвестиционного процесса, но и, будучи самым крупным собственником, главным инвестором.

13 апреля 2007 г. Государственной Думой РФ был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации». Данный закон направлен на комплексное регулирование организации бюджетного процесса в условиях его реформирования в Российской Федерации, содержит ряд поправок редакционного характера, обеспечивающих устранение внутренних противоречий, восполнение пробелов правового регулирования или уточнение формулировок действующей редакции Бюджетного кодекса. Закон о внесении изменений в Бюджетный кодекс вступил в силу с 1 января2008 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки. Существенные изменения и дополнения коснулись регулирования государственных инвестиций. Бюджетное финансирование инвестиций — это выделение юридическим лицам средств на инвестиционные цели из государственного бюджета. Получить государственные инвестиции могут лишь предприятия, находящиеся в государственной собственности, а также юридические лица, связанные с реализацией государственных программ. Это финансирование осуществляется в соответствии с уровнем принятия решений. На федеральном уровне финансируются только федеральные программы и объекты, находящиеся в федеральной собственности; на региональном — только региональные программы и объекты, находящиеся в собственности отдельных конкретных территорий. Созданный в 2006 г. Инвестиционный фонд РФ призван стимулировать реализацию крупных инфраструктурных и инновационных проектов на основе государственно- частного партнерства. На со временном этапе необходимо повысить эффективность использования государственных инвестиций. Наряду с задачами, за решение которых полностью отвечает государство, они должны стать катализатором вложения средств частного сектора в те сферы и проекты, где одновременно с использованием бюджетных средств возможно и целесообразно привлечение внебюджетных ресурсов. При этом стоит более интенсивно использовать механизмы государственно-частного партнерства [1, с. 12].

Это интересно:  Добровольная сертификация. Сертификация продукции и услуг 2019 год

Как показывает международная практика, реализация крупномасштабных проектов невозможна силами только государства, или только бизнеса. Инвестиционные проекты подлежат отбору по количественным параметрам, основанным на показателях финансовой, бюджетной и экономической эффективности. Минимальная сметная стоимость проекта должна быть не менее 5 млрд. руб., частный инвестор обязан вложить в проект не менее 25 % средств, при этом рентабельность должна составлять не менее 4 % и не более 11 %. Средства ИФ РФ предназначены для наименее окупаемой части комплексных инвестиционных проектов — строительства инфраструктуры. Это значит, что каждый инвестированный государством рубль привлекает четыре рубля частных инвестиций. В результате реализации инвестиционных проектов будет создано около 150 тыс. новых рабочих мест, а суммарный объем поступлений в федеральный бюджет в течение ближайших 10 лет превысит 470 млрд. руб., что в 2,5 раза больше, чем объем государственной поддержки, предоставляемой инвестиционным проектам; кроме того, около 400 млрд руб. поступит в бюджеты субъектов РФ в качестве налоговых отчислений.

Выделение средств из ИФ — трехформатное:

  1. прямое со финансирование проектов;
  2. участие в акционерном капитале компании, которая будет заниматься проектом;
  3. система государственных гарантий.

В результате к реализации с использованием средств ИФ РФ в 2006–2007 гг. было одобрено 24 инвестиционных проекта. Из них 45 % направлено на развитие транспортной инфраструктуры, 30 % — на развитие промышленных отраслей, 10 % — на реализацию проектов в области ЖКХ, 5 % — на создание инновационной инфраструктуры, 10 % — на модернизацию других отраслей [3, с. 36].

Первыми подобными инициативами стали проекты комплексного развития Приангарья, сооружения комплекса нефтеперерабатывающей и нефтехимических заводов в Нижнекамске, строительства платной магистрали «Западный скоростной диаметр» в Санкт-Петербурге и участка 15–58 км скоростной автомагистрали Москва — Санкт-Петербург [4]. Следует отметить, что данные проекты являются приоритетными и имеют сложную динамику финансирования. Кроме того, в март е 2008 г. Правительством РФ было принято решение о возможности получения бюджетных средств для реализации региональных инвестиционных проектов стоимостью от 500 млн. руб. Однако в 2008 г. не получил одобрения ни один проект, хотя на начало года было подано 75 заявок. В связи с вышесказанным предлагается два варианта решения проблемы.

Первый вариант — перевести алгоритм бюджетного инвестирования в режим инвестирования корпоративного. Второй вариант — выставить средства по всем закрепленным за ИФ проектам на конкурсы частных инжиниринговых и финансовых консорциумов. Как механизм планирования и финансирования бюджетных инвестиций, целевые программы — действенный инструмент реализации государственной инвестиционной политики. Однако в Российской Федерации механизм их использования пока недостаточно эффективен. Механизм целевых программ не полностью соответствует требованиям программно-целевого планирования.

В РФ бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета осуществляются в соответствии с Федеральной адресной инвестиционной программой, которая определяет объемы расходов на финансирование государственных капитальных вложений, использующихся в реализации федеральных целевых программ (программная часть), а также в решении от дельных важнейших социально-экономических вопросов, не включенных в эти программы, на основании предложений, одобренных Президентом РФ или Правительством РФ (не программная часть.

Чтобы раскрыть подробнее содержание бюджетных инвестиций, целесообразно вкратце рассмотреть их классификацию и учет согласно бюджетному законодательству.

Прежде всего, как упомянуто выше, бюджетные инвестиции представляют собой расходы бюджета, то есть, согласно ст. 6 БК РФ, «выплачиваемые из бюджета денежные средства». Инвестиции в объекты недвижимости и инвестиции, имеющие долгосрочный характер, относятся к капитальным расходам. Согласно БК РФ (ст. 21, 79), подгруппы «Бюджетные инвестиции» и «Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам» входят в группу «Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности» единой классификации расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Кроме того, существуют инвестиции за счет Инвестиционного фонда Российской Федерации, осуществляемые в рамках государственно-частного партнерства (ст. 69, 69.1, 79, 80, БКРФ).

Бюджетные инвестиции в объекты государственной или муниципальной собственности, согласно перечню кодов и видов расходов бюджетной классификации выступают как капитальные вложения в объекты недвижимого имущества государственной(муниципальной) собственности (код группы расходов 400) следующих видов:

Указания о порядке применения бюджетной классификации, утвержденные Приказом Минфина России от 1 июля 2013 года N 65н.

– бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества федеральной собственности в государственном оборонном заказе (вид расходов 411);

– бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности (вид расходов 412);

– бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства в государственном оборонном заказе (вид расходов 413);

– бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности (вид расходов 414);

– бюджетные инвестиции в соответствии с концессионными соглашениями (вид расходов 415).

Таким образом, в зависимости от объекта, можно выделить бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности, направленные на увеличение уже существующих объектов государственной (муниципальной) собственности, и бюджетные инвестиции, направленные на создание (приобретение) новых объектов. И в том, и в другом случае особым образом учитываются бюджетные инвестиции в сфере государственного оборонного заказа. См. также ст. 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Вновь приобретенные (созданные) за счет бюджетных инвестиций объекты могут быть переданы на праве оперативного управления или хозяйственного ведения государственным (муниципальным) учреждениям, унитарными предприятиям либо включены в общий нераспределенный массив казны.

Из бюджетных инвестиций, осуществляемых из федерального бюджета, выделяются бюджетные инвестиции свыше 1,5 млрд. рублей, бюджетные инвестиции федеральным загранучреждениям и унитарным предприятиям, независимо от стоимости, решение о которых принимается в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации. Решение о прочих бюджетных инвестициях принимается в форме правовых актов главных распорядителей бюджетных средств (ст. 79 БК РФ).

В бюджетном учете бюджетные инвестиции обособляются следующим образом: бюджетные инвестиции, планируемые к предоставлению юридическим лицам, утверждаются как отдельное приложение к закону (решению) о бюджете, где указываются адресаты, объем и цели предоставляемых бюджетных инвестиций (ст. 80 БК РФ). Бюджетные инвестиции капитального характера, выделяемые из федерального бюджета (иных бюджетных инвестиций законодательством не предусмотрено), включаются в федеральную адресную инвестиционную программу (ст. 179.1 БК РФ), которая также является приложением к федеральному закону о федеральном бюджете.

Для всех бюджетных инвестиций, в том числе таких, которые адресуются юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями или унитарными предприятиями, существует ясный характеризующий признак. Он заключается в том, что предоставление инвестиций влечет увеличение публичной стоимости или возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов юридических лиц — адресатов бюджетных инвестиций. Указанный признак бюджетных инвестиций ставит под сомнение правомерность отнесения их к расходам бюджета. Очевидно, что выплаты из бюджета, в форме инвестиций, должны сопровождаться поступлением (увеличением) нефинансовых активов. Таким образом, с точки зрения статистики государственных финансов (далее — СГФ) бюджетные инвестиции не являются чистыми расходами.

Итог исполнения бюджета, с точки зрения СГФ, будет выражаться в чистых активах (далее — ЧА), которые составляют сумму изменения нефинансовых (далее — НФА) и финансовых (далее — ФА) активов за вычетом изменения обязательств (далее — О).

Эти данные должны входить в баланс исполнения бюджета, который составляет часть бюджетной отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ст. 264.1 БК РФ). Код 300 согласно классификации операций сектора государственного управления (ст. 23.1БК РФ). То есть ЧА = изм. НФА + изм. ФА — изм. О.

Однако, баланс исполнения бюджета не является основным документом бюджетной отчетности. Итоговый отчет об исполнении бюджета, который утверждается представительным органом власти, включает данные по расходам, доходам и источникам финансирования дефицита бюджета (ст. 264.1 БК РФ). Согласно действующим правилам бюджетного учета и отчетности, нефинансовые активы, в том числе полученные за счет бюджетных инвестиций, остаются за балансом бюджета, не влияют на итоговый отчет о его исполнении, который является итогом кассового движения денежных средств. Данное положение вещей оставляет без ответа неизбежно возникающий вопрос: насколько адекватно увеличение публичного имущества произведенным бюджетным инвестициям (расходам)?

Задача измерения результата инвестиций не является простой. Если вспомнить, что главным экономическим критерием инвестиций является будущий доход или экономия, то мы встаем перед необходимостью введения данного показателя в отчетность. Таким образом, результатом бюджетных инвестиций должно являться не увеличение массы публичного имущества (не денежной части казны), а будущая выгода. Действующее законодательство не устанавливает механизм, который бы позволил увидеть будущие блага от бюджетных инвестиций.

  1. Бюджетное послание Президента // Российская газета. URL: http: //www. rg. ru.
  2. Кудрявцев А. А. Проблемы программно-целевого планирования и финансирования бюджетных инвестиций // Финансы и кредит. 20 09. № 9 (345).
  3. Митрофанова И. В., Сизов Ю. И. Институциональные ловушки Инвестиционного Фонда Р Ф / / Финансы и кредит. 2009. № 3 (3 39).
  4. Инвестиции. Учебник для бакалавров / под ред. В. В. Ковалева, В. В. Иванова, В. А. Лялина. М., 2014.

Бюджетные инвестиции — это один из наиболее эффективных рычагов рыночного регулирования. В бюджете страны величина финансовых вложений и их направленности в правовых актах фиксируются на установленный промежуток времени.

Финансовые вложения из госбюджета разделяются на:

  • экономические капиталовложения;
  • бюджетные инвестиции в социальную сферу;
  • природоохранные вложения;
  • капиталовложения в военную отрасль.

Закон, регламентирующий бюджетное финансирование инвестиций, именуется «Бюджетный кодекс Российской Федерации». В статье данного кодекса о капвложениях в недвижимость, содержащуюся в собственности государства или муниципальных структур, существуют подпункты:

  • капиталовложения из госказны;
  • дотации компаниям, находящимся на балансе страны и в частной собственности;
  • вливания из госбюджета иным юрлицам.

Инвестиционный фонд, как статья госбюджета, предназначенная для претворения в жизнь проектов национального субсидирования по приведенным ранее отраслям в форме партнерства страны с частным бизнесом, был учрежден в 2005 году.

В настоящее время встречаются следующие варианты инвестиционных поступлений ресурсов из госказны:

  • вливания в физические активы, такие как земля, оснащение, строения жилого и нежилого фонда и т.д.
  • денежные государственные инвестиции, в частности, в акции предприятий.
Это интересно:  Мотивация отдела продаж - особенности, эффективные методы и рекомендации 2019 год

Отраслевой признак отличает и классификацию государственных вливаний в основные средства возводящихся объектов:

  • аграрного направления;
  • производственного направления;
  • возведение жилья;
  • соцсферы (образовательные, здравоохранительные, торговые, культурные учреждения и др.);
  • геолого-разведывательные;
  • транспортные и предприятия связи.

Государственные инвестиции для соблюдения условий фискальных управленческих структур. Указанный тип вложений бывает очень востребованным, когда предприятие ставят перед необходимостью привести свою деятельность в соответствие с условиями органов власти, предъявляемыми по части природоохранных стандартов, безвредности выпускаемых продуктов производства и остальных производственных процессов, которые невозможно гарантировать путем лишь улучшения процессов управления.

Получение ресурсов из госбюджета возможно только при условии присутствия следующих бумаг:

  • документации по проекту;
  • технологического и экономического обоснования конкретного плана по расходам фискальных денег;
  • соглашения между заказчиком, выступающим в лице государства, и организацией-исполнителем;
  • документа, регламентирующего процесс передачи недвижимости.

Обстоятельства предоставления такого типа капвложений частным и госпредприятиям обозначены в 79 ст. БК.

Выдача госинвестиций компаниям частного сектора экономики может быть совершена только в ситуации подробного обоснования бизнес-плана как с технической, так и с финансовой стороны. к оглавлению

Ключевыми получателями денежных ресурсов за счет госказны считаются:

  • госпредприятия;
  • муниципальные структуры;
  • частный бизнес;
  • организации, существующие за счет бюджета.

В них государство закладывает бюджетные инвестиции, прибегая для этого к госзаказу.

Объект вливания денег из госказны принадлежит стране, следовательно бюджетные инвестиции повышают капитал данных организаций, зачастую путем повышения уставного капитала этих учреждений. Данные вливания капитала реализуются в соответствии со статьей «Бюджетные инвестиции». В любом случае, право собственности на все объекты инвестирования из госбюджета остается за государством в объеме совершенных вливаний. Таким образом правительство заботится об увеличении национальных активов в госбюджете.

Средства из бюджета как государственное инвестирование может получить и компания, не находящаяся в фискальной собственности, т.е. частный бизнес.

Подобное госинвестирование по статье «Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам» получило право на существование в связи с возникновением желания у государства участвовать в процессах частного предпринимательства на условиях партнерства. В ситуациях, когда заключается такое партнерство, государственные капиталовложения оказываются долей уставного фонда вновь созданной организации. В этом случае госорганы получают права на управление организованной компанией и возможность извлечения полученной прибыли. Правление этой компанией государство может поручить какой-нибудь госструктуре на уровне муниципалитета или региона.

Подбор объектов госинвестирования для Инвестиционного фонда РФ ведется 3-мя структурами: инвестиционной, потом госкомиссией и ратифицируется Правительством Российской Федерации. К обсуждению допускаются проекты ценностью не менее 5 миллиардов руб. Взнос частного капитала в таких проектах составляет не меньше 25% от величины всех вложенных денег.

Проекты отбираются в соответствии со следующими критериями:

  • степень важности для интересов страны;
  • целесообразность с экономической точки зрения;
  • эффективность для интересов госбюджета;
  • финансовая рентабельность.

Для всякого проекта избираются количественные аспекты, соответствующие состоянию этой отрасли и значения объекта для экономики державы. к оглавлению

Присутствуют ключевые источники капиталов для предоставления госинвестиций. Разумеется, ключевым инвестором представляется федеральное казначейство. Собственно там накапливаются все требуемые для последующего инвестирования финансы. Остальные источники ресурсов:

  • областные и муниципальные бюджеты;
  • национальные банковские учреждения;
  • национальные кредитные компании;
  • национальные фонды.

Иногда поддержать финансами те или другие проекты госинвестиций хотят и частные игроки, имеющие свой интерес в выгодном вложении финансов. Тогда инвесторы подписывают между собой соответствующие контракты. В этой ситуации учет производится несколько иным способом. Если к финансированию проекта имеют причастность различные инстанции, то предприятие отчитывается перед каждым из них индивидуально. В законодательстве точно установлено, что конкретно именуется госинвестициями и как следует их учитывать.

Независимые игроки вкладывают в проект свои ресурсы, руководствуясь собственной инициативой, и их денежные ресурсы расходуются на реализацию целей и задач проекта капвложений. Когда таковой проект в перспективе оказывается способным сформировать прибыль, то частный вкладчик также признается в качестве инвестора, и ему начисляются дивиденды. к оглавлению

Фискальные источники вкладывают госфинансы в:

бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства гос- и муниципальным структурам;

  • приобретение новой собственности для таких организаций;
  • основные фонды национальных органов и муниципалитетов;
  • восстановление и реконструкцию зданий и помещений.

Есть еще и постановление по техническому регламенту. В нем назначен ряд категорий объектов имущества, подлежащих вливанию денег из госказны:

  • строения для работы, отдыха и сбережения ценностей населения;
  • технические, индустриальные сооружения, стройобъекты, в том числе составляющие транспортные объекты и телекоммуникации;
  • жилья – городская жилая площадь.

к оглавлению

Российская Федерация заинтересована в формировании внутреннего предпринимательства и извлечении доходов от вложенных финансов. На уровне правительства эти планы возникают весьма нечасто и как правило затрагивают промышленных гигантов, которые ранее получили свою долю национального капитала.

Данный способ распределения денег из госказны затрагивает в большей степени партнерство между национальными предприятиями и компаниями частного сектора. Средства зачисляются в основные фонды этих предприятий, в соответствии с БК Российской Федерации. Таким образом непосредственного получения прибыли не производится.

На уровне регионов между госказной и предприятием районные муниципальные предприятия являются своего рода посредниками, что способствует справедливому распределению денег. Фискальные капиталовложения направляются на точно установленные цели.

Непосредственную деятельность в финансовой жизнедеятельности державы и процессах инвестирования денег из госбюджета правительство реализовывает путем основания соответственных юрлиц. Между наикрупнейших госкорпораций и компаний можно отметить больших игроков в различных секторах народного хозяйства, которые в значительной степени обуславливают направленность процесса индустрии в целом.

Посредством госкорпораций и больших компании правительством воплощается в жизнь свобода в распределении вложений, так как направленности для дальнейшего размещения ресурсов организации избирают по собственному усмотрению, а затем сами контролируют сделанные вложения. Таким способом формируется здоровая обстановка в госинвестировании, коль скоро госорганы прямо не принимают участия в деятельности по распределению фискальных денег, а средства для финансовых вложений все так же отчисляются. к оглавлению

Процедура предоставления государственных капиталовложений модифицируется в зависимости от региона. Наиболее часто госсредства выдаются на основании подписанных меж муниципальным и негосударственным предприятиями надлежащих контрактов. Для того, чтобы учет расходования и применения денег из госбюджета осуществлялся аккуратно, были сформированы инструкции о том, как производить бухгалтерский учет.

Средства под видом субсидий зачисляются на баланс организации и их следует надлежащим способом отразить на ее счетах. Бюджетные инвестиции обеспечиваются следующими способами:

  • переуступаются права госзаказчика;
  • подписываются соответствующие соглашения;
  • перечисляются финансы сообразно введенной законодательством процедуре предоставления дотаций из госбюджета.

В случае, когда целью госинвестирования становится небюджетная компания, следует особенно тщательно проверять соответствие своего учета рекомендациям Министерства Финансов. Иначе не избежать всевозможных недоразумений. За денежные ресурсы, прибывающие на баланс организаций из госкорпораций по специальным программам также необходимо отчитаться. Учет проводится сообразно условиям предприятия, которое является вкладчиком в данном случае.

Источниками денег из госбюджета являются различные структуры. На областном уровне как вкладчик может послужить районное казначейство, дотации также выделяются посредством Центров Занятости Населения, особых фондов и остальных похожие учреждений. к оглавлению

Отечественное народное хозяйство переживает нешуточную нужду в капвложениях. Следует учесть, что при этом стабилизационный фонд нашего государства является одним из наиболее крупных. Из него даже производятся вливания денег в экономику Соединенных Штатов Америки и части государств Европы.

Национальные капиталовложения в РФ используются для урегулирования общественно-экономических вопросов и на нужды военной отрасли. Это, безусловно, нужно делать, но, согласно опыту других стран, также необходимо вносить средства и в процветание индустрии, аграрного хозяйства, в энергетику и остальные приоритетные для становления государства сферы.

Наша страна не осуществляет этого, но хочет притянуть заграничные капиталовложения. Игроки из других стран воздерживаются вкладывать финансы в нашу промышленность, резонно интересуясь, отчего мы сами не пользуемся собственными государственными капиталовложениями? Если мы опасаемся вложить финансы в собственную экономику, то они тем более.

Именно потому Российский Фонд Прямых Инвестиций, учрежденный в 2011 г. для осуществления траншей госбюджетных денег в объекты отечественной экономики при непременном требовании наличия как минимум 1-го зарубежного вкладчика, не возымел успеха.

Коль скоро анализировать состояние экономики государства как отдельной организации, то для него справедливо правило: если нет притока капитала, то не будет никакого движения вперед. К сожалению, стратегия Министерства финансов Российской федерации противоречит этому правилу и считает, будто инвестирование и вливание средств в экономику нашей страны нецелесообразна. Если Российская Федерация и дальше будет придерживаться такой политики, то это неизбежно приведет нас к финансовому коллапсу.

Стратегия по инвестированию нашей страны проводится вопреки здравому смыслу. Субсидирование вложений из госбюджета не обеспечивает и десятой доли потребности в них державы.

Это безрадостное положение в данный момент изменяется благодаря санкциям Запада против Российской Федерации. Уменьшение иностранных вложений породило потребность в их замещении. В то же время снижение производства и потребность в новой индустриализации промышленности обозначило потребность в огромных вложениях.

В позиции Правительства наблюдается определенный поворот. Но для того, чтобы наше государство смогло выстоять в таких условиях, необходимо коренное трансформирование инвестиционной политики.

Статья написана по материалам сайтов: businessman.ru, pasprofit.ru, moluch.ru, business-poisk.com.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий