Инсайдерская информация: понятие, законодательная база 2019 год

Инсайдерская информация является совокупностью конкретных и точных сведений, в которых содержится служебная, банковская или прочие виды организационных тайн. Естественно, представленный вид информации строго охраняется законом и не может быть раскрыт без соответствующего разрешения руководства. Законодательное регулирование формирования и использования инсайдерской информации обеспечивается Федеральным законом № 224-ФЗ. Именно о положениях этого нормативного акта будет рассказано в статье.

Представленного вида информация содержит в себе ряд важнейших сведений о финансовом положении той или иной организации. Именно поэтому распространение или предоставление такой информации может крайне негативно сказаться на функционировании соответствующего предприятия.

Совершение сделок, операции с финансовым инструментарием, реализация товаров — сведения обо всех этих элементах может содержать в себе так называемый инсайд. Как правило, руководство той или иной организации устанавливает ряд правил для распространения информации инсайдерского типа. Так, разглашение установленных сведений возможно лишь строго определенному кругу лиц.

Что может быть включено в инсайд? В соответствующем Федеральном законе регламентируется перечень сведений, которые могут подлежать защите. Здесь стоит выделить информацию:

  • о принимаемых или принятых решениях о тендерах или торгах;
  • о предпринятых действиях в отношении определенных лиц, об аннулировании или изъятии лицензии и т. д.;
  • о проводимых проверках или о результатах контрольно-оценочной деятельности соответствующих инстанций;
  • о привлечении к административной ответственности отдельных лиц и т. д.

Банк России обязан составлять специальные нормативные акты, в которых содержится перечень требований к информации инсайдерского характера.

Субъектами инсайда являются так называемые инсайдеры — специальные должностные лица, занимающиеся охраной, ограниченным распространением, использованием, а порой и ликвидацией инсайдерской информации. Вот кто относится к группе представленных лиц:

  • организаторы торговых и кредитных мероприятий, а также организаций клирингового типа и т. д.;
  • компании управляющего типа и эмитенты;
  • хозяйствующие субъекты (но только те, что включены в установленный ФЗ О защите конкуренции» реестр);
  • профессиональные представители рынка ценных бумаг;
  • отдельные руководители соответствующих ведомств из федеральных органов исполнительной власти;
  • представители совета директоров, единоличного исполнительного органа или ревизионной комиссии;
  • лица, владеющие более 25% голосов в высшем органе управления (то же с акциями);
  • прочие лица, имеющие законный доступ к инсайдерской информации.

Любое из представленных лиц может быть склонно к неправомерному использованию инсайдерской информации. Это, например, манипулирование рынком, совершение незаконных или противоречащих организационному уставу сделок и т. д.

Центральный Банк России обязан вести специальный реестр лиц, которые являются инсайдерами. Как только то или иное лицо получает соответствующие полномочия, сведения о нем должны быть внесены в установленный российским ЦБ список.

Организаторы торговли также играют здесь немаловажную роль. Именно они должны передавать информацию о финансовых инструментах, иностранной валюте или специальных товарах российскому Банку. Непредставление информации, несвоевременное ее предоставление или передача неверных сведений повлечет за собой наложение административной ответственности.

Рассматриваемого типа информация может распространяться и использоваться только в строго ограниченном кругу лиц. Именно поэтому Федеральный закон «Об инсайдерской информации и манипулировании рынком» закрепляет перечень запретов на использование представленных сведений. Вот на что здесь стоит обратить внимание:

  • передача информации другому лицу — за исключением случаев, когда другое лицо включено в реестр инсайдеров;
  • путем предоставления рекомендаций посторонним гражданам, побуждения или обязывания их к приобретению, использованию, продаже инструментов финансового типа, зарубежной валюты и т. д.;
  • реализация операций с инструментами финансового типа или товарами, связанных с инсайдами третьих лиц.

Отдельно закон устанавливает запрет на реализацию действий, которые могут быть причислены к манипулированию рынком.

Первое и самое важное, что стоит отметить, — это установление законом ответственности за нелегальное распространение информации инсайдерского типа. На любое лицо, независимо от пола, статуса, мировоззрения и прочих социальных элементов, будут возложены соответствующие санкции. То же самое касается граждан или организаций, которые неправомерно использовали информацию рассматриваемого типа, занимались распространением ложных сведений, манипулировали рынком и т. д. Отдельно стоит указать на СМИ, которые обязаны нести ответственность за распространение сведений, являющихся дословным воспроизведением информации, которая уже содержалась ранее в других источниках.

Не несут ответственности профессиональные участники рынка, нарушающие закон по чьему-то приказу. В данном случае санкции будут наложены не на исполнителя, а на лицо, которое отдавало незаконное поручение.

Закон «О противодействии манипулированию рынком» содержит в себе ряд положений, которые позволили бы предотвратить, выявить, пресечь или полностью ликвидировать несогласованное распространение информации инсайдерского характера. Все соответствующие организации и государственные органы, а также Банк России должны обратить внимание на следующие нормы:

  • необходимость в разработке, утверждении и пользовании специальным порядком доступа к рассматриваемого вида информации. Соблюдение требований конфиденциальности и надзора за соблюдением этих требований.
  • Создание структурных подразделений, в обязанности которых входит защита инсайдов.
  • Обеспечение условий для эффективной и беспрепятственной реализации структурными подразделениями своих обязанностей.

Методов борьбы, таким образом, не так уж и много. Однако качественное использование представленных мер поможет эффективной защите информации из группы инсайдов.

Организатор торговли обязан осуществлять строгий контроль за имеющейся инсайдерской информацией. В целях предотвращения и неправомерного использования сведений рассматриваемого типа торговый организатор обязан:

  • Устанавливать требования по выявлению и пресечению неправомерного использования инсайдерской информации.
  • Реализовывать проверочную деятельность по нестандартным сделкам и заявкам. Если по тому или иному заказу имеются подозрения на манипулирование рынком, то незаконные действия необходимо будет своевременно предотвращать.
  • Направлять в Центральный российский банк уведомления, связанные с выявлением нестандартных сделок.

Какими полномочиями обладает саморегулируемая организация в области финансового рынка? Вот на что указывает закон:

  • Осуществление действий, предусмотренных внутренней документацией организатора торговли. Действия могут быть направлены на предупреждение и пресечение нарушений правил, установленных рассматриваемым законом.
  • Требование от участников торгов и их работников представления необходимой документации, объяснения, информации и т. д.

Стоит также отметить, что Банк России играет немаловажную роль во всей рассматриваемой системе. О его функциях и полномочиях будет рассказано далее.

Центральный российский банк является основным контролирующим органом государственного типа в системе противодействия манипулирования рынком. Именно эта государственная инстанция должна обеспечивать эффективный надзор за хранением любого инсайда. Какими полномочиями обладает Банк России? Вот на что указывает закон:

  • обеспечение контроля над соблюдением правил, закрепленных в рассматриваемом Федеральном законе;
  • выявление и предотвращение нарушений в сфере манипулирования рынком и использования инсайдерской информации в незаконных целях;
  • принятие мер по предупреждению незаконного использования инсайдов;
  • издание нормативных актов в области своей компетенции.

Стоит также отметить, что Банк России имеет возможность проводить государственные проверки органов и инстанций, принимать и проверять жалобы, требовать от органов соблюдения закона и т. д.

Российский центральный банк обязан публично раскрывать сведения о следующих ситуациях:

  • приостановление работы той или иной организации, аннулирование лицензии, изъятие документации для осуществления профессиональной деятельности и т. д.;
  • назначение административных наказаний за незаконное использование информации из инсайдерской группы, либо уголовных наказаний за манипулирование рынком;
  • направление предписаний об устранении нарушений правил, установленных рассматриваемым Федеральным законом.

Стоит также отметить, что Банк России способен самостоятельно передавать инсайдерскую информацию тем или иным организациям.

Банк России является далеко не единственной контролирующей организацией в рассматриваемой сфере. Большое влияние на хранение и ограниченное использование инсайдов оказывают негосударственные инстанции — так называемые саморегулируемые инстанции. Вот какими правами они обладают:

  • контрольно-надзорная деятельность за соблюдение членами организации установленных требований;
  • выполнение поручений организатора по проверке нестандартных заказов;
  • разработка в соответствии с рассматриваемым ФЗ требований к участникам организации и т. д.
Это интересно:  Экономические споры: определение, виды, классификация и характеристики 2019 год

Стоит привести один конкретный, хоть и не совсем стандартный пример инсайда. Речь идет об инсайдерской информации о спорте — малоизвестных сведениях для удобства делать ставки. Подобного рода информация является крайне актуальной в наше время. Пользуются ею, как правило, обычные граждане. Если же говорить об инсайдах для юридических лиц, то здесь все гораздо сложнее. Как правило, это целая совокупность самых различных требований, сведений и установок, которые должны храниться в тайне от посторонних лиц.

В каждом крупном предприятии имеются данные, которые являются тайной и не подлежат общественной огласке.

Такая информация носит название – инсайдерская.

Общее определение данного слова сводится к следующему – информация, не подлежащая общественной огласке, которая известна определенному кругу лиц, и способная повлиять на хозяйственную и производственную деятельность организации, а также на стоимость акций и иных активов. Люди, владеющие данной информацией – инсайдеры.

Можно выделить несколько определений инсайдерской информации:

Инсайдерская информация – точные, конкретные сведения, не подлежащие общественной огласке и имеющие стратегическое значение для принятия решения участниками рынка;

Инсайдерская информация – информация, обладание которой ставит лицо (обладающее информацией) в преимущественное положение по отношению к остальным участникам рынка;

Инсайдерская информация – сведения о внутреннем устройстве компании либо организации, доступная ее сотрудникам, но отсутствующая в общественном доступе.

Владеть информацией, способной изменить текущее положение дел могут:

  • руководитель фирмы (имеет доступ ко всем активам и базам данных организации);
  • работники финансовых служб и бухгалтерии (имеют доступ ко всей финансовой информации, о состоянии счетов, долгах, займах и т.д.);
  • работники, непосредственно занятые обработкой информации;
  • иные случайные лица, получившие по какой-либо причине доступ к информации данного типа.
  • банки депозитарии, имеющие данные о финансовом положении дел компании;
  • организаторы торговых площадок;
  • информационные агентства и т.д.

Инсайдер может манипулировать процессами, используя известную ему информацию;

Инсайдер также имеет возможность получить и некую экономическую (финансовую) выгоду, предоставив информацию сторонним заинтересованным лицам.

Использование информации данного типа не является законным действием и может повлечь как административную, так и уголовную ответственность.

Административное законодательство Российской Федерации, а именно ст. 15.21 КоАП РФ за неправомерное использование инсайдерской информации предполагает наложение штрафов в сумме от 3 до 5 тысяч для физических лиц, от 30 до 50 тысяч рублей, либо дисквалификацию на срок до 2-х лет для юридических лиц.

Уголовная ответственность, предусмотренная за использование инсайдерской информации в своих целях и манипулирование рынком более сурова по отношению к инсайдерам – от штрафа в размере 300 тысяч рублей, до лишения свободы на срок до 6 лет.

Кроме того, разработан целый законопроект о противодействии инсайду. Данный законопроект получил название «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком» и был принят в первом чтении Госдумой РФ 17 апреля 2009 года.

Данный законопроект включает в себя все основные понятия, такие как:

  • инсайд;
  • инсайдерская информация;
  • правовой режим использования инсайдерской информации и др.

В данном законопроекте присутствует уточнение в отношении информации относящейся к инсайду.

Так к данному типу относят:

  • коммерческая тайна;
  • служебная информация;
  • производственные сведения;
  • иные сведения, к которым имеет доступ определенный круг лиц (инсайдеры).

При принятии данного законопроекта также предполагалось, что все участники рынка будут следить друг за другом и сами пресекать использование инсайдерской информации и манипулирование рынком.

Стоит уточнить понятие манипулирования рынком в данной ситуации. К нему относят действия способные привести к распространению непроверенных сведений, способных изменить текущее положение финансовых рынков, такие как:

  • передача информации в СМИ;
  • передача в информационно-телекоммуникационные системы и сети общественного пользования;
  • иные пути распространения ложных сведений.

Закон об инсайдах предусматривает развитие и разработку служб, использование новейшего программного обеспечения и иных достижений науки для улучшения выявления использования инсайдерской информации. Все пункты разработаны с учетом обстановки в стране.

Также в законопроекте частично снижена ответственность СМИ за использование инсайдерской информации, при этом они не освобождаются полностью от его действия.

Использование информации инсайдеров запрещено для:

  • осуществления любых финансовых операций для обогащения себя или третьих лиц;
  • передачи ее лицам, не внесенным в список инсайдеров;
  • рекомендации данные сторонним лицам о совершении определенных действий на основе полученной информации.
  • опубликовать списки инсайда на своем официальном сайте;
  • обнародовать информацию в соответствии с законодательством РФ (ст.8 ФЗ №224-ФЗ).
  • вести журналы учета лиц-инсайдеров;
  • уведомлять указанных лиц о внесении/исключении из списков инсайдеров.

В банковской системе регулирования выдачи займов и кредитов под понятие инсайдера попадают физические лица, имеющие возможность воздействовать на принятие решения, такие как:

  • лица, входящие в совет директоров;
  • надзорный орган банка;
  • работник финансовых отделов (главный бухгалтер);
  • руководитель филиала;
  • супруги, дети и иные родственники перечисленных выше лиц;
  • иные сотрудники банка, способные воздействовать на принятие решения.

Работу инсайдера, а именно его действия (продажа, покупка и т.д.) может просмотреть любой участник рынка. Деятельность инсайдера может выступить в качестве некоего целеуказателя. На основе его действий любой участник может решить, как поступить в сложившейся ситуации (покупать или продавать акции и т.д.).

Если при поведении переговоров, встречи либо в частной беседе вы неожиданно проговорились, не стоит паниковать. Прежде всего, нужно четко выяснить — какая именно информация была передана и к каким последствиям может привести данная утечка.

После этого необходимо подготовить эту информацию к обнародованию и в как можно короткий срок предать огласке, дабы все участники рынка остались в равных условиях.

Не стоит забывать о подписках о неразглашении и прочих бумагах, регламентирующих ваше право на обнародование информации. Не стоит действовать в обход начальства, лучше согласовать все дальнейшие действия и получить необходимые разрешения.

Споры вокруг деятельности инсайдеров не стихают уже длительное время. Находятся, как и сторонники, так и противники инсайдов.

«За» выступают сторонники инсайдов, мотивируя это тем, что завладеть инсайдерской информацией могут лишь те, кто «в поте лица» собирают ее, используя свою внимательность, наблюдательность, сообразительность и иные личные качества.

То есть они воспринимают выгоду, получаемую за счет инсайдерской информации, как вознаграждение за труды и старания.

«Против» же выступает остальная аудитория, приводя в качестве аргументов аморальность данного вида деятельности. Ведь инсайдеры обладают информацией, ставящей их в более выгодное положение по отношению к остальным участникам.

Не одна компания пострадала в результате деятельности инсайдеров, и не один скандал возникал на этой почве.

Одним из самых громких стал скандал вокруг топливной компании Enron Corporation в 2001 году. В результате неправомерного использования инсайдерской информации, огромное количество инвесторов обанкротились и потеряли интерес и доверие к инвестиционным компаниям.

Бухгалтерия на протяжении полутора лет фальсифицировала данные о действительном положении дел в финансовой части. Это привело к тому, что инвесторы, неверно оценивая сложившуюся ситуацию, вкладывали деньги и не спешили их вернуть.

Это интересно:  Избыток - это что такое? Значение, синонимы и примеры 2019 год

И случаи такого громкого разорения не единичны в истории.

Инсайды бывают не только в отношении финансовых и производственных дел организаций и компаний. Довольно большое распространение получило применение инсайдерской информации в спорте.

Пользоваться ей нужно крайне осторожно, а особенно с осторожностью использовать информацию способную ввести в заблуждение или изменить обстановку. Каждый ваш шаг – должен быть обдуман неоднократно.

Стоит ли пользоваться инсайдерской информацией, попавшей вам в руки – решать только вам самим. Но стоит помнить, что за неправомерное использование государством предусмотрено наказание.

(Пока оценок нет)

Латфуллина Индира Фянилевна

старший преподаватель, Димитровградский инженерно-технологический институт — филиал НИЯУ МИФИ, г. Димитровград

В настоящее время большое количество изданий, которые зани­маются публикацией материалов об информационной безопасности, привлекают внимание своих читателей сообщениями и аналити­ческими статьями о том, что большую угрозу рынку ценных бумаг представляют сделки совершенные и использованием инсайдерской информации. По оценкам экспертов сейчас более 50 % сделок от общего количества совершаются с использованием инсайдерской информации [5].

Термин «инсайдерский» с английского переводится как «внут­ренний», соответственно, инсайдерская информация должна быть внутренней информацией компании. Последствия использования при совершении сделок инсайдерской информации могут быть различными:

  • использование информации ставит ее обладателя в преиму­щественное положение, что, в свою очередь, дает ему возможность осуществлять манипулирование ценами биржевых торгов;
  • использование инсайдерской информации приносит эконо­мическую выгоду ее обладателю после исполнения обязательств, воз­никших на основании сделок, совершенных с использованием такой информации и т.д. [3].

Первое определение инсайдерской информации появилось в США в Законе о фондовых биржах в 1934 году. В этом законодатель­ном акте инсайдерская информация определяется как не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им эмис­сионных ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих такой информацией до момента её публичного распространения, в преиму­щественное положение по отношению к другим участникам торгов [12].

Необходимо отметить, что США являются родоначальниками антиинсайдерского законодательства.

До недавнего времени понятие инсайдерской информации в нашей стране было закреплено лишь в Кодексе корпоративного пове­дения, утвержденном ФСФР России. Согласно ст. 4.2.1. инсайдерской является любая информация о деятельности общества, акциях и других ценных бумагах общества и сделках с ними, которая не является обще­доступной и раскрытие которой может оказать существенное влияние на рыночную стоимость акций и других ценных бумаг общества [8]. Кодекс корпоративного поведения не имеет обязательной силы, хотя предполагается, что компании, которые публично разместили свои акции, должны соблюдать этот кодекс.

27 июля 2010 года был принят Федеральный закон № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [10]. В нас­тоящее время не все положения данного федерального закона вступи­ли в силу.

Задачей данного закона является усиление защиты интересов инвесторов на основе установления требований к более полному рас­крытию информации, влияющей на цены финансовых инструментов и товаров, и создания эффективного механизма по выявлению и пресе­чению правонарушений, совершаемых путем использования инсай­дерской информации и манипулирования рынком.

В соответствии с данным законом инсайдерская информация — точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена (в том числесведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностран­ной валюты и (или) товаров (в томчисле сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг (далее — эмитент), одной или нескольких управляющих компаний инвес­тиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударст­венных пенсионных фондов (далее — управляющая компания), одного или нескольких хозяйствующих субъектов, указанных впункте 2 статьи 4данного закона, либо одного или нескольких финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров) и которая отно­сится к информации, включенной в соответствующий перечень инсай­дерской информации, указанный встатье 3Федерального закона [10].

Ряд юристов полагает, что было нецелесообразно введение термина «инсайдерская информация». Так как существенных различий между понятием «служебная информация», которое было изложено в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг» [11] (ст. 31 данного ФЗ утратила силу 27 июля 2010 года), и «инсайдерская информация», определение которой дано, например, в Директиве Евросоюза 2003/6/EC [2] и Законе об инсайдерской информации [10], принятом в июле 2010 года в России нет.

Однако термин «служебная информация» является по сравнению с термином «инсайдерская информация» более широким и относится не только к финансовому рынку. Недостатком ст. 31 Закона «О рынке ценных бумаг» [11] являлось то, что закон не раскрывал, в чем именно заключалось преимущественное положение лиц, обладающих служеб­ной информацией, и как это преимущество отражалось на рыночной стоимости ценных бумаг. В определении служебной информации отсутствовал основной признак инсайдерской информации, который является главной причиной введения государством запрета на совер­шение сделок с ее использованием: информация должна быть важной, существенной, а в случае ее раскрытия — оказывающей влияние на принятие инвесторами решения в отношении ценных бумаг эмитента и, соответственно, на их цену [3].

Этот правовой подход прямо закреплен в определениях инсай­дерской информации и инсайдерской торговли, которые содержатся в Конвенции ЕС об инсайдерской торговле 1991 г. [1], а также в норма­тивно-правовых актах США, Канады, Великобритании, Словении, Норвегии, Дании, Сингапура, Хорватии, Монголии, Германии и дру­гих стран [3].

Например, п. 1 ст. 1 Директивы 2003/6/ЕС определяет инсайдерс­кую информацию как информацию, публично не раскрытую, обладаю­щую известной ценностью, относящуюся к одному или нескольким эмитентам финансовых инструментов либо к одному или нескольким таким инструментам, которая в случае раскрытия непременно окажет значительное влияние на котировки финансовых инструментов или соответствующих деривативов [2].

Согласно ст. 103 Закона «О рынке ценных бумаг» Сингапура инсайдерская информация — это информация, которая обычно недос­тупна, но если бы была доступна, то оказала бы существенное влияние на цену ценных бумаг [6].

В соответствии со ст. 118 (2) (а) закона Великобритании «О финансовых услугах» 2001 г. инсайдерская информация — информа­ция, которая не является общедоступной для участников рынка и кото­рую участники, если бы она была им доступна, вероятно, посчитали бы значимой для принятия решения о том, на каких именно условиях следует осуществлять сделки с соответствующим финансовым инстру­ментом [6].

В п. 2 ст. 275 закона Словении «О рынке ценных бумаг» указано, что инсайдерской признается любая довольно точная информация о какой-либо ценной бумаге или ряде ценных бумаг, которая не была раскрыта, а в случае ее раскрытия могла бы оказать существенное влияние на цену данной ценной бумаги или ряда ценных бумаг [6].

В соответствии со ст. 2-1 закона Норвегии «О торговле ценными бумагами» 1997 г. инсайдерская информация — это точная и конфи­денциальная информация о финансовых инструментах, эмитенте этих финансовых инструментов или других факторах, которые могут иметь существенное влияние на цену этих финансовых инструментов, цен­ных бумаг и могут существенно повлиять на цену ценных бумаг в слу­чае их раскрытия [8].

Это интересно:  Арктический пояс: особенности климата, температурный режим, природные явления, флора и фауна 2019 год

Таким образом, с принятием Закона об инсайдерской информа­ции впервые установлены положения, регулирующие использование инсайдерской информации и манипулировании рынком. Дано легаль­ное определение инсайдерской информации, согласно которому она должна отвечать определенным признакам. Согласно ст. 2 инсайдерс­кая информация должна:

  1. быть точной, конкретной, нераспространенной;
  2. быть способной существенно влиять на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров;
  3. входить в перечень инсайдерской информации, утверждае­мый ФСФР России нормативно-правовым актом (п. 1. ст. 3 Закона об инсайдерской информации) [10].

Кроме того, данная информация может составлять коммерчес­кую, служебную, банковскую тайну, тайну связи и иную охраняемую законом тайну (этот признак носит факультативный характер).

В настоящее время разработан проект приказа «Об утверждении Перечня информации, относящейся к инсайдерской информации лиц», указанных в пунктах 1—4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской ин­формации и манипулированию рынком и о внесении изменений в от­дельные законодательные акты РФ» [7].

В соответствии с этим документом можно выделить следующие виды инсайдерской информации:

  • инсайдерская информация эмитентов;
  • инсайдерская информация управляющих компаний;
  • инсайдерская информация хозяйствующих субъектов, зани­мающих доминирующее положение;
  • инсайдерская информация организаторов торговли;
  • инсайдерская информация клиринговых организаций, депо­зитариев и кредитных организаций;
  • инсайдерская информация профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • инсайдерская информация рейтинговых агентств;
  • инсайдерская информация информационных агентств.

Безусловно, позитивным фактом является то, что после десяти лет обсуждения необходимости закона о противодействии неправо­мерному использованию инсайдерской информации, он был принят. Закон четко определяет понятие «инсайдерская информация», а также перечень инсайдеров. Важно, что перечень носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит. Глава ФСФР Владимир Миловидов сказал, что закон об инсайде делает российский рынок «нормальным, интегрированным в мировую финансовую сис­тему», потому что это был один из пунктов, по которому он отличался от остальных глобальных рынков или рынков, которые претендуют на получение такого статуса [4].

В 2019 году все большее количество изданий, которые публикуют материалы об информационной безопасности, привлекают внимание читателей с помощью сообщений и аналитических статей о большой угрозе для рынка ценных бумаг сделок, совершенных с использованием инсайдерской информации.

Согласно оценкам экспертов, в настоящее время более 50 % сделок от их общего количества совершаются с применением инсайдерской информации.

Что такое инсайдерская информация и чем грозит ее неправомерное использование – говорится в этой статье.

Что значит термин «инсайдерская информация»? Данный закон устанавливает, что инсайдерская информация — конкретная и точная информация, которая ранее не была предоставлена или распространена (в том числе и сведения, что составляют коммерческую, банковскую, служебную тайну, тайну связи (информации о переводах денежных средств) и другую тайну, охраняемую законом), предоставление или распространение которой может существенно повлиять на стоимость финансовых инструментов, товаров и (или) иностранной валюты.

Таким образом, Федеральный Закон № 224 установил положения, которые регулируют манипулирование рынком, а также использование инсайдерской информации.

Она должна отвечать следующим определенным признакам:

  1. Быть конкретной, нераспространенной, точной.
  2. Быть способной существенно повлиять на цены финансовых товаров, инструментов, иностранной валюты.
  3. Состоять в перечне инсайдерской информации, который утвержден ФСФР нормативно-правовым актом.

Примеры инсайдерской информации: годовой доход компании до момента его официального обнародования, информация о ее предстоящем поглощении или слиянии и т. п.

Одним из ключевых моментов в противодействии неправомерного применения инсайдерской информации – понимание того, кто может быть носителем таких сведений.

Подавляющее большинство людей считает, что владеет инсайдерской информацией о компаниях исключительно высшее руководство и круг лиц, ответственный за оперативное управление организацией, то есть исполнительные директора. Однако это далеко не так.

Законодательство РФ регулирует порядок доступа к инсайдерской информации. Рассмотрим перечень «инсайдеров»:

  • управляющие и эмитенты компании;
  • клиринговые организации, организаторы торговли;
  • хозяйствующие субъекты, у которых доля на рынке больше 35%, которые занимают доминирующее положение на рынке какого-то определенного товара на территории РФ;
  • профессиональные участники в рынке ценных бумаг, оценщики;
  • члены совета директоров;
  • сотрудники организаций, у которых на основании договоров открыт доступ к инсайдерской информации;
  • лица, которые владеют не менее 25% голосов в высших органах управления;
  • аудиторы компаний;
  • страховые, кредитные организации, у которых есть доступ к инсайдерской информации;
  • органы власти всех субъектов РФ, а также местного самоуправления;
  • федеральный орган исполнительной власти;
  • участники Национального банковского совета;
  • рейтинговые агентства;
  • информационные агентства, раскрывающие или предоставляющие информацию о вышеперечисленных организациях;
  • физические лица, у которых открыт доступ к инсайдерской информации на основании гражданско-правовых и трудовых договоров в вышеуказанных организациях.

Общеизвестно, что основными требованиями для рынка ценных бумаг являются:

  • конкурентность;
  • прозрачность;
  • честность;
  • инвесторы должны быть в равных условиях.

Однако использование инсайдерской информации – это один из способов манипулирования ценами.

Существует ли какая-либо ответственность за использование инсайдерской информации? Конечно, ведь в большинстве стран мира такие операции считают не только незаконными, но даже и уголовно наказуемыми.

Например, в Великобритании применение инсайдерской информации карают семью годами тюрьмы. А что можно сказать про РФ?

Закон предусматривает административную и уголовную ответственность за намеренное неправомерное применение инсайдерской информации.

Стоит отметить, что норму об административной ответственности применяют только по истечении 1 года с момента опубликования закона, а норму об уголовной ответственности – спустя 3 года со времени опубликования закона.

В законе прописывается, что гражданин, который неправомерно использовал инсайдерскую информацию, распространил заведомо ложные сведения, может не понести ответственности, если он не знал или не должен был знать, что данная информация является инсайдерской и распространенные им сведения — заведомо ложными.

В УК РФ четко описано, какая ответственность наступает за незаконную передачу или какое-либо другое неправомерное использование инсайдерской информации.

Так, ответственность наступает в том случае, если такое использование инсайдерских сведений причинило крупный ущерб организациям, гражданам или государству (убытки превышают 2,5 млн рублей).

В некоторых случаях мерой пресечения становится лишение права занимать некоторые определенные должности или же заниматься определенным видом деятельности на период до 3 лет.

Итак, позитивный факт – это то, что спустя десять лет обсуждения о необходимости принятия закона для противодействия манипулирования рынком и неправо­мерного использования инсайдерской информации, наконец-таки он был принят.

Сам закон четко определил понятие «инсайдерская информация» и перечень инсайдеров. Примечательно, то перечень носит исключительно исчерпывающий характер, поэтому не подлежит расширительному толкованию.

Он предусмотрел возможность для граждан, кому был нанесен ущерб из-за неправильного использования инсайда, потребовать возмещения убытков, и также предоставляет регулирующим органам право отзывать лицензию за подобные нарушения.

Статья написана по материалам сайтов: businessman.ru, forex365.ru, sibac.info, ugolovnyi-expert.com.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий