Экологический сбор. Плата за загрязнение окружающей среды: ставка, плательщики 2019 год

Расчет платы за загрязнение окружающей среды регулируется законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, неоднократно обновлявшимся. Плата за нанесение вреда экологии должна перечисляться в бюджет (ст. 16.4 закона № 7-ФЗ):

  • субъектами малого и среднего бизнеса — единовременно в сумме за отчетный год до 1 марта года, следующего за соответствующим отчетным;
  • остальными плательщиками — по итогам 1, 2 и 3 кварталов до 20 числа следующих за ними месяцев в виде авансовых платежей в сумме, равной 25% от величины суммарного платежа за предыдущий год, а также по итогам 4 квартала — до 1 марта следующего за отчетным года в сумме, составляющей разницу между исчисленными в целом за отчетный год и авансовыми платежами.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Эти платежи взимаются не в соответствии с правилами НК РФ, поэтому на них не распространяется правило о переносе срока для ситуации, когда последний день оплаты попадает на выходной.

О том, какие значения КБК могут присутствовать в платежных документах и от чего они зависят, читайте в материале «КБК на негативное воздействие на окружающую среду».

Порядок расчета платежей за вред экологии закреплен в положениях ст. 16.3 закона № 7-ФЗ, других корреспондирующих с ней статьях указанного нормативно-правового акта (НПА), а также подзаконных актах.

В соответствии с п. 1 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ исчислять платежи за нанесение вреда экологии российские фирмы и ИП обязаны самостоятельно, используя:

  • данные, отражающие размер платежной базы по тому или иному загрязняющему химвеществу (либо отходу);
  • ставки, определенные для платы за загрязнение окружающей среды;
  • коэффициенты, устанавливаемые законодательно.

Вычислив плату за нанесение вреда экологии по каждому из загрязняющих веществ либо отходов (с применением ставок и коэффициентов), фирма должна суммировать полученные цифры и получить таким образом окончательный размер рассматриваемого платежа, подлежащий перечислению в бюджет РФ.

Платеж за нанесение вреда экологии следует отличать от экологического сбора, исчисление и уплата которого регламентируется ст. 24.5 закона «Об отходах производства» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Дело в том, что платеж за вред экологии, установленный в 2002 году, довольно часто неофициально именовался как раз-таки экологическим сбором. Однако, как только ст. 24.5 закона № 89-ФЗ была введена в действие (в декабре 2014 года), подобное отождествление стало некорректным.

Экологический сбор обязаны уплачивать только производители и импортеры изделий и упаковки для них, которые должны быть утилизированы после утраты ими потребительских свойств.

В то же время платеж за нанесение вреда экологии регламентируется совершенно другим НПА (законом № 7-ФЗ) и установлен для иных плательщиков (тех, которые производят выбросы и сбросы в окружающую среду различных загрязняющих веществ и мусора, а также размещают отходы производства).

Таким образом, экологический сбор:

  • платится за утилизируемые товары и упаковку (выпущенные плательщиком или импортированные);
  • регулируется положениями закона № 89-ФЗ;
  • как правовая категория существует в РФ с декабря 2014 года.

А сбор, представляющий собой плату за причинение вреда окружающей среде:

  • платится за выбросы и сбросы вредных химических веществ и мусора, а также размещение отходов;
  • регулируется положениями закона № 7-ФЗ (а в части размещения отходов — некоторыми положениями закона № 89-ФЗ);
  • как правовая категория существует с 2002 года (отметим, что схожий по правовой форме сбор — в виде платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и иное вредное воздействие, взимался до отмены в 2002 году закона РСФСР «Об охране окружающей среды» от 19.12.1991 № 2060-1).

Действующий в 2018–2019 годах порядок расчетов платы за причинение вреда окружающей среде содержит постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

В соответствии с п. 1 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ платежная база по веществам и отходам соответствует их объему (либо массе), попавшему в окружающую среду в рамках отчетного периода. Величина базы определяется плательщиком в порядке экологического контроля (п. 2 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ). Видами загрязнений, которые подпадают под плату, являются (ст. 16 закона № 7-ФЗ):

  • выбросы от стационарных источников;
  • сбросы в водные объекты;
  • хранение и захоронение отходов.

При исчислении рассматриваемой базы учитываются (п. 4 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ):

  • нормативы допустимых загрязнений;
  • нормативы временно разрешенных загрязнений, а также выбросов и сбросов, которые их превышают (в том числе по аварийным причинам);
  • лимиты на размещение загрязнений и их превышение.

В соответствии с нормами постановления № 255:

  • нормативы и лимиты выбросов должны исчисляться отдельно по каждому производственному объекту, с которого осуществляются выбросы (данные нормативы можно узнать, обратившись в Росприроднадзор);
  • предприятие должно самостоятельно (либо с привлечением экспертов) рассчитать фактические объемы выбросов и соотнести их с нормативами;
  • сумма платы может снижаться за счет:
    • вычетов, представляющих собой сумму затрат на снижение загрязняющего воздействия на окружающую среду;
    • применения к ставкам платы стимулирующих коэффициентов.

Сбор вычисляется посредством сложения:

  • произведения показателей нормативов и установленной ставки для них;
  • произведения показателей выбросов сверх нормативов и установленной ставки для них.

В некоторых случаях в расчет берутся также временные нормативы — лимиты. Произведение показателей их фактической величины, ее превышения и соответствующих ставок добавляется к сумме по обычным нормативам.

Если плательщик занимается размещением отходов и относится к разряду крупного бизнеса, то для получения нормативов он должен предоставить в Росприроднадзор проект размещения отходов (п. 4 ст. 18 закона № 89-ФЗ, методические указания, утвержденные приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349). Малым и средним бизнесам, размещающим отходы, разрабатывать соответствующие проекты необязательно — им достаточно отчитываться перед ведомством о деятельности, сопровождающейся выбросами вредных веществ в окружающую среду (п. 7 ст. 18 закона № 89-ФЗ).

Если у фирмы или ИП образуются отходы 1–4 классов опасности, на них должны быть составлены паспорта (п. 3 ст. 14 закона № 89-ФЗ). Их необходимо хранить в архиве плательщика. Заверенные копии таких паспортов с подтверждающими класс опасности выбрасываемых веществ документами направляются в Росприроднадзор (п. 7 правил, установленных постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712).

Ставки, о которых идет речь, а также дополнительные коэффициенты для них устанавливаются отдельными НПА Правительства РФ (п. 4 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ). Для применения в период 2016–2018 годов значения ставок приведены в постановлении Правительства от 13.09.2016 № 913. В 2019 году применяются ставки, установленные для 2018 года, с коэффициентом 1,04 (Постановление Правительства от 29.06.2018 №758).

Подробнее о применяемых ставках читайте в материале «Декларация по НВОС в 2019 году — ставки платы».

В целях исчисления платы за вред экологии по смыслу положений ст. 16.3 закона № 7-ФЗ предполагается применение следующих коэффициентов:

  • дополнительных, которые определены п. 3 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ для особых зон и при сжигании (рассеивании) попутного газа;
  • установленных п. 6 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ в зависимости от класса опасности.

Действующие значения коэффициентов можно найти в постановлении Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

О том, какие размеры могут принимать эти коэффициенты, читайте в статье «Плата за негативное воздействие за 2018 год — расчет».

В соответствии с п. 11 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ из суммы платы за негативное воздействие на экологию вычитаются платежи, отражающие затраты плательщика на мероприятия, которые направлены на снижение вредного воздействия на экологию, — раздельно по каждому загрязняющему веществу или типу отходов производства в рамках отчетного периода. Соответствующие затраты должны быть документально подтверждены.

В 2018–2019 годах в России действуют новые ставки для расчета платежей за вред, нанесенный экологии. В порядке расчета платежей и сроках их внесения в бюджет изменений нет. Сохранены также форма создаваемого расчета и способы его сдачи в Росприроднадзор.

Экологические платежи существуют в России достаточно давно. В качестве них выступают обязательные отчисления за негативное воздействие на природу. Многие субъекты рассматривают их как экологические налоги. Однако такое определение считается ошибочным. В законодательстве не предусмотрены экологические налоги. Указанные отчисления не регламентируются НК. Порядок, в соответствии с которым они взимаются, устанавливается правительственными Постановлениями. Рассмотрим далее подробно, какие существуют экологические платежи.

Федеральным законодательством устанавливается обязанность пользователей осуществлять обязательные отчисления за загрязнение окружающей среды. Существует два их вида. Первым является экологический сбор. Он считается основным отчислением. Кроме него, законодательство устанавливает и утилизационный сбор. Для обеспечения контроля соблюдения нормативов ликвидации отходов сформирована Единая государственная система их учета. По ст. 24.2 п. 7 ФЗ №89, если импортеры и производители продукции не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов, то они обязаны отчислять экологический сбор.

Следует обратить внимание на то, что по пунктам 3 и 4 ст. 24.5 ФЗ №89, экологический сбор для продукции в упаковке, не являющейся готовыми к потреблению изделиями, начисляется исключительно в отношении самой тары. Для товаров, подлежащих утилизации и вывозу за пределы РФ, никаких отчислений не установлено.

Правила начисления определяются в ст. 24.5 п. 6 ФЗ № 89. В соответствии с положениями нормы, определение суммы отчисления осуществляется умножением ставки экологического сбора на вес готовой продукции либо на число единиц товара, который подлежит уничтожению, выпущенных на территории РФ в обращение, либо на массу использованной при производстве упаковки, и на норматив утилизации. Последний выражается в относительных единицах.

Он определяется в пунктах 8 и 9 ст. 24.5 ФЗ №89. В нормах отмечается, что правила взимания сбора устанавливаются Правительством. Им же определяется порядок исчисления, зачета, взыскания, возврата излишне отчисленных сумм. Контроль правильности расчета, полноты и своевременности выплаты осуществляется исполнительным федеральным органом, уполномоченным Правительством. В качестве него выступает Росприроднадзор. Плательщики экологического сбора осуществляют его исчисление самостоятельно. Отчисление производится в рублях отдельными платежными бумагами по соответствующему КБК. Средства поступают на счет подразделения Федерального казначейства.

Это интересно:  Налоговая база: акцизы и НДС 2019 год

В соответствии с проектом, принятым Правительством, документация по экологическому сбору должна быть предоставлена в территориальное подразделение Росприроднадзора в сроки:

  • В 2015 г. – до 15 октября (за 9 мес.);
  • В 2016 г. – до 1 февраля (за октябрь, ноябрь и декабрь 2015 г.);
  • С 2017 г. – каждый год до 15 апреля периода, который идет за отчетным.

Бумаги, которые должен предоставить субъект, отчисляющий экологический сбор:

  1. Форма начисления.
  2. Копии платежной документации.

Обязанное лицо может поручить предоставление документации своему представителю. В этом случае необходимо приложить копию бумаги, удостоверяющей соответствующие полномочия.

Территориальное подразделение уполномоченного исполнительного органа в месячный срок после подачи субъектом, отчисляющим экологический сбор, документов проверяет правильность его начисления и поступление его по соответствующему КБК на счет структуры Федерального казначейства. На акте о выполнении нормативов по утилизации проставляется отметка о полученной сумме. После этого субъекту выдается приходный ордер. Порядок его заполнения и внесения в него изменений устанавливаются Росприроднадзором. В случае предоставления в территориальное подразделение документации, подтверждающей наличие оснований для освобождения от отчисления, проверка также осуществляется на протяжении месяца. После нее на акте ставится соответствующая отметка.

Если платеж субъекта превысил установленный размер, то разница может быть засчитана в счет других периодов. Аналогичное правило действует и в случае, если лицо отчислило сумму по ошибке. Излишне уплаченный сбор по заявлению субъекта может быть возвращен ему. Этим правом лицо может воспользоваться в течение трех лет с момента перечисления. Общий период, в течение которого уполномоченная инстанция рассматривает поступившее письменное заявление и принимает решение по нему не может быть больше 30 дней (календарных).

Импортеры или производители, принявшие на себя обязательства по самостоятельной утилизации отходов, но не смогли достичь установленных нормативов, должны отчислять экологический сбор. В этом случае он начисляется путем умножения тарифа на разницу между предусмотренным и реализованным показателем, на вес готовых изделий, подлежащих уничтожению, либо на массу тары, которая использовалась при производстве, и на неполученный показатель, который выражен в относительных единицах.

По ст. 24.5 п. 10 ФЗ № 89, суммы, полученные от субъектов за загрязнение окружающей среды, планируется тратить на реализацию госпрограмм в виде предоставления субсидий регионам на софинансирование проектов в сфере обращения с отходами. Средства также будут расходоваться на сооружение объектов, на которых должна осуществляться их обработка, утилизация и обезвреживание. Но ключевым направлением станет уничтожение упаковок и товаров, которые не были ликвидированы импортерами и производителями, уплатившими экологический сбор.

К проекту, регламентирующему установление ставок по экологическому сбору, отчисляемому импортерами, производителями товаров, которые подлежат утилизации после потери ими потребительских качеств, приводятся сведения, касающиеся взимания сумм в прочих странах Азии и Европы, в том числе, государствах бывшего Советского Союза. В частности, дополнительно оговариваются конкретные размеры, тарифы, сроки и пр.

В пояснительной записке к проекту приведены экономические обоснования для установления в России экологического платежа. В соответствии с оценками экспертов, затраты, которые необходимы на утилизацию отходов приведенных в проекте девяти категорий товаров, ежегодно составляют приблизительно 1.8 трлн р. Эти данные были получены в результате обработки сведений статистического учета за 2013 г. вместе с этим при существующих тарифах экологического сбора предполагается, что поступления в федеральный бюджет составят не более 45 млрд р. в год. В результате выходит, что государство не получает прибыли с установленных отчислений. Экологический сбор позволяет только частично компенсировать расходы на утилизацию продукции.

Предполагается значительное повышение стоимости указанных в Проекте категорий продукции. Полученные средства предусматривается направить на компенсирование затрат импортеров и производителей по отчислению экологического сбора. При этом разработчики всей этой схемы надеются на то, что указанные субъекты со временем смогут самостоятельно организовывать инфраструктурные объекты, на которых будет проводиться переработка товаров. Так, импортеры и производители смогут снять с себя обязательство по отчислению экологического сбора. Разработчики системы предполагают, что с каждым годом его общая сумма будет снижаться в целом на всей территории страны. Кроме этого, предусматриваются и прочие положительные последствия введения схемы взимания экологического сбора. В частности, прогнозируется развитие рынка вторсырья. Немаловажное значение придается и предполагающейся экономии земли и иных природных ресурсов, созданию новых рабочих мест на предприятиях по переработке и утилизации отходов.

Установленный экологический сбор в настоящее время не позволяет достичь тех целей, которые были поставлены разработчиками системы его взимания. Однако Правительство продолжает активную работу в данном направлении. В рамках программы экологического развития государства, утвержденной на период до 2030-го г., предусматриваются различные мероприятия по улучшению сложившейся ситуации. Сложности в реализации проектов обуславливаются недостатком финансирования. Однако предполагается, что в скором времени схема будет действовать стабильно и постоянно, способствуя непрерывному поступлению средств в федеральный бюджет. Впоследствии они будут перераспределяться в регионы на поддержание утвержденных в каждом субъекте экологических программ. Средства в том числе пойдут на софинансирование создания инфраструктурных объектов, на которых будет осуществляться переработка, уничтожение и обезвреживание отходов. Немаловажное значение будет иметь и активность частных инвесторов, импортеров и производителей продукции.

Расчет платы за загрязнение окружающей среды 2017 года осуществляется на основании правовых норм, не входящих в состав НК РФ. В эти нормы периодически вносятся изменения, которые необходимо отслеживать и учитывать при определении размера подлежащих уплате в бюджет сумм.

Базовым документом, на основе которого строится весь спектр взаимоотношений плательщиков с бюджетом по средствам, уплачиваемым за вред, наносимый экологии, служит закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Он нередко подвергался внесению изменений и дополнений на протяжении всего периода своего существования. Под его действие подпадают:

  • Индивидуальные предприниматели, перечисляющие плату в срок до 10 марта, после того как окончится отчетный год.
  • Прочие субъекты, на которых возложена обязанность по уплате сбора за загрязнение, по завершении каждого квартала уплачивают авансы в срок до 20-го числа месяца, следующего за ними. В качестве их размера применяется 25% от выплат предыдущего года. По завершении года происходит окончательный расчет до 1 марта следующего года.

При этом данные выплаты не подпадают под правило о продлении срока при совпадении дня его окончания с выходным или праздничным нерабочим днем. Сам механизм расчета урегулирован ст. 16.3 закона 7-ФЗ и иными правовыми актами в данной сфере, на основе которых происходит исчисление платежа за загрязнение окружающей среды. В качестве источника информации для самостоятельного определения базы обложения при этом служат:

  • документы об объеме загрязнения тем или иным типом веществ;
  • ставки, применяемые для расчета платежей;
  • коэффициенты, установленные для исчисления.

Общая сумма платежей складывается из итога, полученного сложением расчетных величин, исчисленных по каждому отдельному типу отходов и выбросов.

Существуют различия между двумя типами платежей, связанных с нанесением ущерба экологии:

  • плата за негативное воздействие на природу;
  • перечисления за выбросы отходов на основании ст. 24.5 закона «Об отходах производства» от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

Они появились в 2014 году, после того как начала действовать ст. 24.5. До этого оба описываемых бюджетных обязательства идентифицировались как общий экологический сбор. Фактически теперь второй вид платежей должны осуществлять компании, занимающиеся производством продукции и упаковки, которые при потере ими возможности использования по назначению подлежат утилизации.

Рассмотренный ранее закон 7-ФЗ регламентирует прочие обязательства компаний, связанные именно с выбросами вредных примесей, элементов в окружающую среду. То есть под данный сбор подпадают компании, осуществляющие загрязнение природы за счет выделяемых в результате производства вредных веществ, отходов деятельности, мусора.

Как следствие существуют два типа обязательств, которые необходимо разграничивать:

  1. Непосредственно экологический сбор:
    • уплачиваемый за утилизацию испорченной продукции и тары;
    • основанный на положениях закона 89-ФЗ;
    • официально введенный в 2014 году.
  1. Сбор за загрязнение окружающей среды:
  • уплачивается за непосредственное распространение загрязняющих химических соединений, твердых промышленных и бытовых отходов;
  • опирается на пункты закона 7-ФЗ, однако в части размещения отходов также подпадает под действие закона 89-ФЗ;
  • действует начиная с 2002 года (до этого практически идентичные обязательства компании несли на основании закона РСФСР «Об охране окружающей среды» от 19.12.1991 № 2060-1).

На 2017 год порядок внесения платы за нарушение экологии регулируется постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

Общий расчет базы

Как гласит п. 1 ст. 16.2 закона 7-ФЗ, база для обложения платежами за выбросы в окружающую среду зависит от общего объема соединений, попавших в экосистему за отчетный период. Для того чтобы выяснить приведенный параметр, компании придется осуществлять экологический контроль. Категории загрязнения, которые подпадают под действие закона и подлежат оплате:

  • поступающие в природу из статичных источников;
  • неблагоприятно воздействующие на состояние водной среды;
  • связанные с захоронением отходов.

В ходе расчета принимаются во внимание следующие параметры:

  • существующие лимиты допустимых выбросов;
  • появившиеся в результате аварий нормативы временно возможных сверхлимитных выбросов;
  • ограничения по территории и количеству допустимого захоронения.

Помимо этого, нужно учитывать ряд пунктов постановления № 255:

  • исчисление происходит по каждому источнику возникновения выбросов;
  • компания самостоятельно вычисляет объем выбросов и сравнивает их с имеющимися лимитами;
  • возможно сокращение расходов на выплаты в результате вычетов, связанных с затратами, направленными на мероприятия по уменьшению вредных выбросов, или использования понижающих коэффициентов.
Это интересно:  Должностные обязанности у санитарки: что в них входит? 2019 год

Итоговая сумма платежа получается в результате сложения результатов следующих действий:

  • умножение объема выбросов в рамках лимитов на ставку;
  • умножение сверхлимитного объема загрязнения на соответствующую ставку.

Что такое временные нормативы и для чего нужны паспорта на отходы?

Иногда действуют временные нормативы. По ним также необходимо перемножить размер загрязнения на ставки. Полученный итог также добавляется к общим выплатам за загрязнение.

Крупные компании, предполагающие значительный размер отходов к размещению, для получения нормативов должны разработать плановое значение и обратиться с соответствующим заявлением в Росприроднадзор. Мелким и средним организациям для этого достаточно предоставить в указанный орган отчет об уже размещенном объеме отходов, загрязнения.

На отходы, относящиеся к категории с 1 по 4 опасности, должны быть в обязательном порядке созданы паспорта. Их сохранность компания обеспечивает самостоятельно. Удостоверенные надлежащим образом дубликаты приведенных паспортов сохраняются в Росприроднадзоре.

Значения ставок и соответствующих корректирующих коэффициентов приведены в п. 4 ст. 16.3 закона 7-ФЗ. Однако непосредственно термин «ставка» в нем отсутствует, вместо него указан норматив платы за загрязнение согласно постановлению Правительства от 12.06.2003 № 344. Исходя из идентичности применения, именно нормативы и следует понимать под ставками.

Кроме того, они полностью соответствуют признакам ставок, утвержденным п. 2 ст. 16.3 закона 7-ФЗ:

  • дают возможность определить размер платы за выбросы по каждому виду из них;
  • существует их соотнесение с классом опасности отходов производства.

Признаки коэффициентов, необходимых для правильного установления размера платы за загрязнение, утверждены в ст. 16.3 закона 7-ФЗ. В настоящее время действуют следующие коэффициенты:

  • дополнительные (п. 3 ст. 16.3 закона 7-ФЗ);
  • закрепленные в п. 6 ст. 16.3 закона 7-ФЗ;
  • перечисленные в п. 2 постановления 344;
  • введенные в действие п. 4 постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление № 344» от 01.07.2005 № 410;
  • поименованные в приложении 2 к постановлению 344.

Возможные вычеты по плате за вредные выбросы предусмотрены в п. 11 ст. 16.3 закона 7-ФЗ. К ним относятся расходы компании на создание технических средств и условий по уменьшению возможных выбросов вредных веществ. Они должны в обязательном порядке иметь документальное обоснование, подтверждающее факт их внесения.

Все параметры осуществления начисления и расчетов платы за вредное природное воздействие с 2010 года регулируются Росприроднадзором. В законе 7-ФЗ установлено обязательство всех плательщиков представлять в указанный орган декларацию по соответствующей форме. Для этого у организаций есть время до 10 марта года, следующего за отчетным. В частности, за 2017 год крайний срок подачи установлен 10.03.2018.

В этот отчет вносятся данные по суммам платы по каждому типу веществ, а также итоговый объем обязательств к перечислению в бюджет по окончании года. При этом учитываются суммы уплаченных за тот же период авансов.

Основные положения, касающиеся расчетов компаний с государством в области платы за вред, нанесенный экологии, установлены законом 7-ФЗ. В нем утвержден порядок расчета, формы, сроки и периодичность предоставления отчетности, а также установлены предельно допустимые даты его перечисления.

В России, как и во многих других странах, введена обязательная денежная компенсация за нанесение урона природе. Они предусмотрены для организаций и частных бизнесменов-предпринимателей с любым видом налогового режима – для ведения деятельности может использоваться общий режим, упрощенная схема или ставка ЕНВД. Плата за загрязнение окружающей среды актуальна для собственников и арендаторов – они несут равную ответственность за использование вредного объекта. Ниже представлены сведения о порядке оплаты, учетных документах и прочих аспектах, связанных с данными выплатами, другое название которых звучит как НВОС.

Плата за загрязнение окружающей среды

Следует сразу отметить, что экологический сбор нельзя отнести к одной группе вместе с НВОС – это разные виды платы за загрязнение.

Окружающая среда требует внимания и строгой отчетности, когда речь идет о регламентированных законом платежах. Поступление денег контролируется Федеральной службой Росприроднадзора. Наличие нормативов с заданными ставками стимулирует снижение объема выбросов или поддержание их на приемлемом уровне и может быть направлена на проектирование и создание природоохранных комплексов.

Конституционный Суд РФ относит НВОС к обязательным публично-правовым платежам. По своим характеристикам он относится к фискальным сборам, которые, в свою очередь, трактуются Налоговым Кодексом как обязательные взносы, необходимые для получения лицензии или определенных прав.

В то же время перечисление не освобождает владельцев и арендаторов от природоохранных мероприятий и рационального использования ресурсов. Вред, который был нанесен объектам природопользования и жителям населенного пункта, должен компенсироваться в полном объеме (если подобные факты имели место быть).

Порядок платы прописан в соответствующем природоохранном законе, который не исключает отрицательного влияния на окружающую среду, но при обнаружении подобных фактов обязует уплачивать суммы НВОС. Также сведения о порядке сборов за загрязнение представлены в Кодексе об административных правонарушениях.

Статья 16. Плата за негативное воздействие на окружающую среду

При начислении и определении порядка оплаты также разумно опираться на базовые понятия, представленные в письмах Минприроды. В тексте одного из них содержатся ссылки на основные положения, представлены разъяснения и комментарии.

Государство самостоятельно регулирует поступления от вредных объектов

В основном законе, регулирующем взаимодействие с природными ресурсами, указаны конкретные виды влияний, которые должны компенсироваться денежными платежами. Организации и частные предприниматели платят НВОС в следующих случаях:

  1. Объекты стационарного вида, которыми они пользуются на праве собственности или аренды, загрязняют атмосферу.
  2. Вода является объектом загрязнения.
  3. Деятельность и потребление предполагает размещение отходов и их уничтожение.

Рассматривая законодательные нормы, можно выделить конкретные группы негативных воздействий, отличающихся повышенной опасностью для экологических структур: поступление в атмосферу чужеродных составов, проникновение в воду микроорганизмов и различных химических реагентов (находящиеся как на суше, так и под землей) и аналогичных составов в объекты водосбора, попадание загрязнений в почвы и глубокие слои, а также шумовые воздействия, влияния тепла на объекты, электромагнитных волн широкого радиуса, ионизации, наличие отходов в процессе производства и потребления. Однако не все из них являются объектами начисления платежей НВОС, так как их невозможно отнести к тем или иным нормативным значениям.

Вредные влияния как источник платежей

Федеральный природоохранный закон выделяет также льготные категории объектов. Речь идет о списках 4-й группы, за которые организация или ИП не платит НВОС. Ниже дан перечень характеристик, которыми можно воспользоваться при отнесении объекта в данной группе:

  1. На предприятии имеются стационарные источники вредного воздействия – в количественном объеме оно не должно превышать 10 тонн в совокупном годовом объеме. Ограничения для вещественного состава – они должны исключать вещества с 1 и 2 классом опасности и радиоактивную составляющую.
  2. При работе отходы не поступают в центральные системы водоснабжения и очистки, за исключением бытовой составляющей.
  3. Объект пользуется собственным топливом и не нуждается в сторонних источниках электроэнергии – собственные мощности позволяют покрывать производственные потребности.
  4. Оборудование используется только для исследовательских целей, научной разработки, проведения испытаний. Примером такого объекта может быть научно-исследовательский институт, конструкторское бюро.

Офисный мусор – спорные моменты

Согласно письму Росприроднадзора законным является отнесение к 4-й группе офисных зданий, детских образовательных учреждений.

В то же время, Росприроднадзор дает указание на то, что при наличии у юридического лица или ИП объектов разных категорий, включая льготную 4-ю, оплачивать взнос придется за все имеющиеся на балансе объекты. Таким образом, если хозяйствующий субъект размещает у себя несколько объектов, по своим характеристикам соответствующих льготной группе, НВОС не начисляется в связи с минимальным влиянием на экологическую составляющую, в то время как наличие хотя бы одного объекта, работа которого заставляет отнести его к 1, 2 или 3 категории, означает, что весь комплекс становится опасным, включая тот, который можно отнести к 4-й категории.

Данное положение является противоречивым и вызывает множество споров, однако на практике НВОС начисляется на все объекты без исключения. Пример производственного объекта 4 группы – детский сад, оборудованный собственной котельной, образующий только бытовые отходы, которые отправляются в канализационные стоки. Активность выбросов котельной – не больше 10 тонн в год, причем в составе исключены наиболее опасные вещества 1 и 2 класса. Образующийся бытовой мусор вывозится специальными организациями.

Уровень воздействия производственного комплекса оценивается в целом

Что касается постановки на экологический учет, то в общем случае освобождение от уплаты НВОС за работу объекта 4-й категории невозможно без указанной процедуры. Иного способа подтвердить льготный порядок платы за загрязнение окружающей среды, кроме получения соответствующего свидетельства, законом РФ не предусмотрено.

Данное положение опять же является спорным, так как в конце 2016 года Росприроднадзор высказал мнение о том, что офисы в большинстве своем не опасны и их мусор не может оказать существенного влияния на экологию. Тем самым ведомство упростило механизм отчетности по данным объектам, не обязывая владельца или арендатора ставить их на учет. Эта позиция основана на том, что в заявке о постановке на учет есть отметка о самостоятельном размещении отходов, которым не занимается большая часть офисов и образовательных учреждений.

Владельцы и арендаторы в данном случае руководствуются здравым смыслом при формировании отчетности по НВОС, но уточнять информацию у специалистов ведомства все же полезно, чтобы не столкнуться с неприятными последствиями.

От того, какую категорию дадут действующему объекту, зависят следующие показатели:

  1. Определение платы, которая должна вноситься в рамках действующих норм за загрязнение окружающей среды.
  2. Планы природоохранных программ.
  3. Нормативы допустимых воздействий, которые допускаются в процессе его эксплуатации.
  4. Если объект было решено отнести к 1 категории, для него актуален порядок внедрения современных технологий экологической эффективности.
Это интересно:  Трудовая инспекция в Можайске 2019 год

Реестр объектов ведет государство

Если влияние на окружающую среду негативно, объекты вносятся в государственный реестр в обязательном порядке. Указанный механизм справедлив как для юридических лиц, так и для частных лиц, получивших статус индивидуальных предпринимателей.

Регистрация опасного для природы объекта должна быть произведена не позже 6 месяцев после начала его работы – об этом говорит федеральный закон.

Алгоритм действий таков:

Этап 1. Специалисты предприятия или частный предприниматель определяют категорию объекта в рамках Постановления Правительства № 1029. Если указанное соответствие не выявлено, ставить его на учет не нужно. В противном случае, переходят ко второму пункту алгоритма.

Этап 2. Пользователи заходят на портал Росприроднадзора и, выбрав категорию, заполняют необходимые элементы формы заявки для постановки на учет.

Если по уровню воздействия объект можно отнести к нескольким группам, уровень опасности устанавливается, исходя из максимального.

Заявка направляется посредством доступа в личный кабинет. При отсутствии у владельца или арендатора объекта возможности подписывать электронные документы, надо продублировать заявление в документальной форме. В него вписывают идентификатор отчета, который был выдан при передаче данных в формате портала РПН. К бумажному варианту составляют документальное сопровождение. Датой заявления является дата поступления сведений в контролирующий орган.

Таблица 1. Кто отвечает за прием заявок

Этап 3. В личном кабинете природопользователя можно узнать ответ по заявке – положительный с получением свидетельства, либо отрицательный, с указанием ошибок и прошением об их исправлении.

Также на этапе обращения к специалистам можно актуализировать текущую информацию, заявить о ликвидации объекта или приостановке деятельности.

При изменении учетных сведений может меняться и присвоенная объекту категория. Обновление данных необходимо в следующих случаях:

  1. Вводится другая технология производства.
  2. Объект перемещается в другое место.
  3. Природоохранные технологии и оборудование совершенствуются, благодаря чему снижается нагрузка на окружающую среду.

Чтобы получить свидетельство о присвоенной категории объекта с учетом новых данных, нужно передать их сотруднику ведомства. Дальнейший механизм идентичен первичному алгоритму – для изучения документов у них есть 10 дней, после чего выдается официальный документ.

Если объект замораживается или проходит процесс ликвидации, его изымают из реестра — процедура государственного учета подтверждается актом, после чего по прошествии 10 дней предприятие получает свидетельство.

Если объект остается без регистрационного номера, штраф для юридических лиц в этом случае составит от 30 до 100 тысяч рублей, а должностные лица могут получить денежное взыскание в размере от 5 до 20 тысяч рублей – данная информация содержится в Кодексе об административных правонарушениях. Аналогичные штрафные санкции ждут руководителей и владельцев бизнеса, когда данные предоставлены не в полном объеме.

Встать на государственный учет необходимо для начисления платежа

Услуга по предоставлению государственного свидетельства бесплатна. Также нужно помнить о некоторых моментах при сборе сведений, представленных ниже.

Если на одной производственной площадке задействовано несколько объектов, формирование реестра производится по каждому из них. Когда действующие объекты находятся в разных субъектах РФ, природопользователь самостоятельно определяет, в какой территориальный орган Росприроднадзора послать заявку. В случае аренды ее подает лицо, заключившее договор. Ведение деятельности на строящемся объекте предполагает, что реестр пополняется новыми данными уже после введения его в эксплуатацию.

Когда в ведомство поступают данные об объекте или комплексе, наносящем урон окружающей среде, для вынесения решения у его специалистов есть 10 дней (при условии, что по этим объектам собран полный комплект сведений). Отказать могут по причине отсутствия тех или иных документов или некорректного заполнения, о чем заявителю сообщается в течение 5 дней с даты обращения по заявке. В случае положительного исхода Росприроднадзор выдает соответствующее свидетельство.

Подробная информация о категориях содержится в официальном документе Постановления РФ. Чтобы оценить масштабы загрязнений для разных объектов, следует рассмотреть примеры:

  1. К объектам 1 категории можно отнести свиноферму, поголовье которой превышает 2000 шт., добывающее предприятие.
  2. Ко второй группе объектов относится аэропорт, который оснащен взлетно-посадочной полосой протяженностью более 2 100 метров, объект для разведения и содержания коров численностью более 400 голов.
  3. Объект 3 категории – к данной группе можно отнести хлебокомбинат с полным циклом производства, включающим заготовку муки, производство продукции и упаковку.

В режиме онлайн доступно заполнение заявления через личный кабинет и программный модуль.

Вне зависимости от способа оформления и передачи сведений, в состав данных об объекте войдут:

  1. Общая информация с наименованием, контактами, реквизитами, и др.
  2. Сведения о местонахождении.
  3. Дата ввода объекта в эксплуатацию и технические характеристики, в том числе его проектная мощность.
  4. Категория опасности согласно установленным критериям и нормативам.
  5. Наличие у организации или ИП природоохранных технологий и мероприятий, а также их соответствие современным требованиям.
  6. Характер отчетности перед государственными структурами.
  7. Подробная информация о видах и объемах загрязнений и источниках образования.
  8. Разрешительные документы, которые позволяют осуществлять сброс вредных веществ.

Указанный набор сведений можно получить в отделах, которые отвечают за соответствие деятельности объекта нормативным требованиям Росприроднадзора – в частности, их можно запросить у инженерной службы.

Для внесения в реестр нужна актуальная информация

Организации и ИП должны знать примерный перечень документов, которые имеют право требовать в государственных инстанциях.

На окружающую среду воздействуют разные вещества. По каждому из них ведется платежная база. Общая схема расчетов такова: по каждой единице нормативного перечня согласно классам опасности и потребления формируется часть платежа (ставка берется с учетом понижающих и повышающих коэффициентов).

Начисление платежей производится следующим образом: платежная база по каждому загрязняющему веществу и отходу из представленных в нормативном перечне, согласно классу опасности и потребления, умножается на ставку с учетом понижающих и повышающих коэффициентов. Результирующие значения суммируются и образуется конечная стоимость НВОС к начислению. Подобные действия осуществляются в каждом отчетном периоде.

Начиная с текущего года, расчет НВОС производится однократно в течение отчетного периода.

Таким образом, расчет платы за загрязнение, которое попадает в окружающую среду, зависит от в том числе от коэффициентов индексации (см. далее).

Постановление №913 свело к нулю использование коэффициентов и нормативов, связанных с состоянием воздуха, водных объектов и почвы, особым статусом объектов, расположенных в зонах Крайнего Севера и аналогичных по статусу регионах. Добавочным стал дополнительный коэффициент 2, который обозначает территориальное расположение в особо охраняемых районах (на федеральном уровне).

Для расчета платежей НВОС понадобятся следующие данные:

  1. Нормы и лимиты загрязнений, установленные официальными документами Росприроднадзора (следует внимательно отнестись к тому, чтобы они были актуальными на дату начислений).
  2. Нормативные ставки платежей – утверждены Правительством РФ.
  3. Коэффициенты, которые определяют конечный результат, в том числе в контексте размещения отходов, инфляционной составляющей (по факту в настоящий момент он не используется, но присутствует в проиндексированных ставках), повышающей ставки 5, соответствующей плате за сверхлимитное загрязнение, которое нанесено окружающей среде.
  4. Конкретные цифры выбросов и сбросов, которыми отличается деятельность компании в отчетный период – их можно получить в виде служебной записки в уполномоченных отделах.

Если владелец или арендатор должным образом не оформил разрешение на эксплуатацию объектов, негативно воздействующих на природную среду, массу отходов принимают как сверхлимитную.

Учет отходов – важный элемент деятельности предприятия

На текущий период (как и на прочие) ставки платежа в рублях, которыми компенсируется 1 тонна различных загрязнений, содержатся в официальных документах. В зависимости от видов и типов веществ, ущерб определяется следующим образом:

Таблица 2. Плата за нанесение ущерба экологии – отдельные элементы перечня

1. Элементы азтн. кисл-ты.
2. Аммиачное загрязнение.
3. Ртутные частицы и ее соединения (за исключением диэтилртутной категории).
4. Бензапирен.
5. Элементы сероводорода.
6. Элементы серной кислоты.

Загрязнение водных бассейнов и прочих объектов:

1. Частицами алюминия.
2. Аммиачное загрязнение.
3. Бериллием.
4. Бензапиреном.

Размещение отходов деятельности объекта и потребительских отходов, которые различаются классами опасности:

1. 1 класс – к данной группе относятся чрезвычайно опасные виды загрязнений отходами.
2. 2 класс представляет собой категорию высокой степени опасности.
3. 3 класс составляет умеренно опасные вещества, образующиеся в ходе производства и потребления.
4. 4 класс – малоопасные виды загрязнений.
5. 5 класс – практически не оказывающие влияния на природные объекты группы веществ:

  • на добывающих производствах;
  • для перерабатывающих предприятий;
  • на прочих объектах.

    Рассмотрим числовые значения, которые могут уменьшить или увеличить конечную стоимость денежной компенсации за нанесение урона природным объектам.

    Таблица 3. Типы воздействий с соответствующими ставками

    Статья написана по материалам сайтов: nalog-nalog.ru, businessman.ru, okbuh.ru, nalog-expert.com.

    «

  • Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий