Экспертиза промбезопасности: правила проведения, сроки заключения 2019 год

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»

Зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ 26 декабря 2013 года, регистрационный № 30855

Утверждены Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 ноября 2013 года № 538

I. Общие положения

1. Настоящие федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст.3588; 2000, № 33, ст.3348; 2003, № 2, ст.167; 2004, № 35, ст.3607; 2005, № 19, ст.1752; 2006, № 52, ст.5498; 2009, № 1, ст.17; № 1, ст.21; № 52, ст.6450; 2010, № 30, ст.4002; № 31, ст.4195, ст.4196; 2011, № 27, ст.3880; № 30, ст.4590, ст.4591, ст.4596; № 49, ст.7015, ст.7025; 2012, № 26, ст.3446; 2013, № 9, ст.874; N 27, ст.3478).

2. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» (далее — Правила) устанавливают порядок проведения экспертизы промышленной безопасности (далее — экспертиза), требования к оформлению заключения экспертизы и требования к экспертам в области промышленной безопасности (далее — эксперты).

3. Правила применяются при проведении экспертизы объектов, предусмотренных пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — объекты экспертизы).

4. Правила не применяются при проведении экспертизы опасного объекта при заключении договора обязательного страхования или в течение срока его действия в целях оценки вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и (или) уровня безопасности опасного объекта.

5. Основанием проведения экспертизы являются положения нормативных правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности, устанавливающих требования по проведению экспертизы.

6. Техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте подлежит экспертизе (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным требованиям):

– до начала применения на опасном производственном объекте;
– по истечении срока службы или при превышении количества циклов
– нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;
– при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает
двадцать лет;
– после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

7. Здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе:

– в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;
– в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;
– после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;
– по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы;
– при возникновении сверхнормативных деформаций здания или сооружения.

Экспертиза зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям.

8. Экспертиза технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, используемых в интересах обороны и безопасности государства, производится с учетом требований законодательства Российской Федерации об обороне и о защите государственной тайны.

II. Требования к экспертам

9. Эксперт должен соответствовать следующим требованиям:

– наличие высшего образования;
– аттестация в области промышленной безопасности по области аттестации, соответствующей объекту экспертизы;
– стаж работы не менее 5 лет в соответствующей области аттестации требований промышленной безопасности;
– знание законодательных актов, нормативных правовых актов Российской Федерации, технических документов по вопросам экспертизы, промышленной безопасности опасных производственных объектов, связанных с объектами экспертизы, используемых средствах измерений, испытательного оборудования, методов технического диагностирования технических устройств и обследований зданий и сооружений.

10. Эксперту запрещается участвовать в проведении экспертизы в отношении опасных производственных объектов, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании организации, в трудовых отношениях с которой он состоит.

Эксперт, которому известны обстоятельства, препятствующие его привлечению к проведению экспертизы либо не позволяющие ему соблюдать принципы ее проведения, установленные пунктом 13 настоящих Правил, не может участвовать в проведении экспертизы.

– определять соответствие объектов экспертизы промышленной безопасности требованиям промышленной безопасности путем проведения
анализа материалов, предоставленных на экспертизу промышленной безопасности, и фактического состояния технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, подготавливать заключение экспертизы промышленной безопасности и предоставлять его руководителю организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности;
– обеспечивать объективность и обоснованность выводов заключения экспертизы;
– обеспечивать сохранность документов и конфиденциальность сведений, представленных на экспертизу.

12. Дополнительные требования к экспертным организациям и экспертам, порядок их аккредитации, проводящих экспертизу технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, используемых в интересах обороны и безопасности государства, устанавливаются в соответствии требованиями законодательства Российской Федерации об обороне и о защите государственной тайны.

III. Проведение экспертизы

13. Экспертиза проводится с целью определения соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности и основывается на принципах независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

14. Срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать трех месяцев с момента получения экспертной организацией от заказчика экспертизы (далее — заказчик) комплекта необходимых материалов и документов в соответствии с договором на проведение экспертизы.

15. Экспертизу проводят организации, имеющие лицензию на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности, за счет средств заказчика на основании договора.

В случае проведения экспертизы организациями, находящимися в ведении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, стоимость проведения экспертизы определяется в соответствии с Методикой определения размера платы за оказание услуги по экспертизе промышленной безопасности, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 февраля 2012 года, № 97 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 марта 2012 года регистрационный № 23523; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2012 года, N 21).

16. Организации, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, запрещается проводить данную экспертизу в отношении опасных производственных объектов, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании ей или лицам, входящим с ней в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, а также в отношении иных объектов экспертизы, связанных с такими опасными производственными объектами. Заключение экспертизы, составленное с нарушением данного требования, не может быть использовано для целей, установленных законодательством Российской Федерации.

17. Для проведения экспертизы приказом руководителя организации проводящей экспертизу, определяется эксперт или группа экспертов. В случае проведения экспертизы группой экспертов указанным приказом может быть определен руководитель группы (старший эксперт), обеспечивающий обобщение результатов, своевременность проведения экспертизы и подготовку заключения экспертизы.

18. В состав группы экспертов могут быть включены эксперты, не состоящие в штате экспертной организации, если их специальные знания необходимы для проведения экспертизы и такие эксперты отсутствуют в экспертной организации.

19. Экспертная организация приступает к проведению экспертизы после:

– предоставления заказчиком в соответствии с договором необходимых для проведения экспертизы документов;
– предоставления образцов технических устройств либо обеспечения доступа экспертов к техническим устройствам, зданиям и сооружениям, применяемым на опасном производственном объекте.

20. Заказчик обязан предоставить по требованию экспертов, осуществляющих экспертизу, доступ к опасным производственным объектам, техническим устройствам, зданиям и сооружениям опасных производственных объектов, в отношении которых проводится экспертиза.

21. При проведении экспертизы устанавливается полнота и достоверность относящихся к объекту экспертизы документов, предоставленных заказчиком, оценивается фактическое состояние технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах.

Для оценки фактического состояния зданий и сооружений проводится их обследование.

Техническое диагностирование, неразрушающий контроль или разрушающий контроль технических устройств проводится для оценки фактического состояния технических устройств в следующих случаях:

– при проведении экспертизы по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем, либо при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
– при проведении экспертизы после проведения восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство;
– при обнаружении экспертами в процессе осмотра технического устройства дефектов, вызывающих сомнение в прочности конструкции, или дефектов, причину которых установить затруднительно;
– в иных случаях, определяемых руководителем организации, проводящей экспертизу.

22. Экспертная организация вправе привлекать к проведению технического диагностирования, неразрушающего контроля, разрушающего контроля технических устройств, а также к проведению обследований зданий и сооружений иные организации или лиц, владеющих необходимым оборудованием для проведения указанных работ.

В случаях, когда заказчик имеет в своем штате специалистов по техническому диагностированию, обследованию зданий и сооружений, неразрушающему контролю, разрушающему контролю, уровень квалификации которых позволяет выполнять отдельные виды работ, то допускается привлекать данных специалистов заказчика к выполнению этих работ и учитывать результаты работ, выполненных указанными специалистами при оформлении заключения экспертизы. При этом в заключении экспертизы должны указываться виды работ, выполняемые специалистами заказчика.

Ответственность за качество и результаты работы привлекаемых организаций и лиц несет руководитель организации, проводящей экспертизу.

Это интересно:  Ст 419 ТК РФ 2019 год

23. По результатам проведения технического диагностирования, неразрушающего контроля, разрушающего контроля технических устройств, обследования зданий и сооружений составляется акт о проведении указанных работ, который подписывается руководителем проводившей их организации или руководителем организации проводящей экспертизу и прикладывается к заключению экспертизы.

IV. Оформление заключения экспертизы

24. Результатом проведения экспертизы является заключение, которое подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу, и экспертом (экспертами), участвовавшим (участвовавшими) в проведении экспертизы, заверяется печатью экспертной организации и прошивается с указанием количества листов.

25. Экспертная организация обеспечивает учет выданных заключений экспертизы и хранение их копий.

26. Заключение экспертизы содержит:

1) титульный лист с указанием наименования заключения экспертизы;
2) вводную часть, включающую:

– основание для проведения экспертизы;
– сведения об экспертной организации (наименование организации, организационно-правовая форма организации, адрес местонахождения, номер телефона, факса, дата выдачи и номер лицензии на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности);
– сведения об экспертах (образование, стаж работы по специальности, сведения об аттестации на знание специальных требований промышленной безопасности, установленных нормативными правовыми актами);

3) перечень объектов экспертизы, на которые распространяется действие заключения экспертизы;
4) данные о заказчике (наименование организации, организационно-правовая форма организации, адрес местонахождения);
5) цель экспертизы;
6) сведения о рассмотренных в процессе экспертизы документах с указанием объема материалов, имеющих шифр, номер, марку или другую индикацию, необходимую для идентификации;
7) краткую характеристику и назначение объекта экспертизы;
8) результаты проведенной экспертизы со ссылками на положения нормативных правовых актов в области промышленной безопасности, согласно которым проводилась оценка соответствия объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности;
9) выводы заключения экспертизы;
10) приложения, содержащие перечень использованных при экспертизе нормативных правовых актов в области промышленной безопасности, технической документации, актов испытаний и обследований, технических отчетов.

27. Заключение экспертизы содержит один из следующих выводов о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности (кроме экспертизы декларации промышленной безопасности и обоснования безопасности опасного производственного объекта):

1) объект экспертизы соответствует требованиям промышленной безопасности;
2) объект экспертизы не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при условии внесения соответствующих изменений в документацию или выполнения соответствующих мероприятий в отношении технических устройств либо зданий и сооружений (в заключении указываются изменения, после внесения которых документация будет соответствовать требованиям промышленной безопасности, либо мероприятия, после проведения которых техническое устройство, здания, сооружения будут соответствовать требованиям промышленной безопасности);
3) объект экспертизы не соответствует требованиям промышленной безопасности.

28. По результатам экспертизы технического устройства, зданий и сооружений опасных производственных объектов в заключении экспертизы дополнительно приводятся расчетные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния объекта экспертизы, включающие определение остаточного ресурса (срока службы) с отражением в выводах заключения экспертизы установленного срока дальнейшей безопасной эксплуатации объекта экспертизы, с указанием условий дальнейшей безопасной эксплуатации.

29. По результатам проведения экспертизы декларации промышленной безопасности в заключении экспертизы указываются следующие выводы:

– об обоснованности применяемых физико-математических моделей и использованных методов расчета последствий аварии и показателей риска;
– о правильности и достоверности выполненных расчетов по анализу риска, а также полноты учета факторов, влияющих на конечные результаты;
– о вероятности реализации принятых сценариев аварий и возможность выхода поражающих факторов этих аварий за границу опасного производственного объекта, а также последствий воздействия поражающих факторов на население, другие объекты, окружающую среду;
– о достаточности мер предотвращения проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц.

30. При проведении экспертизы обоснования безопасности опасного производственного объекта или вносимых в него изменений в заключении экспертизы указываются следующие результаты:

– оценка полноты и достоверности информации, представленной в обосновании безопасности;
– оценка полноты и достаточности мероприятий, компенсирующих отступления от норм и правил в области промышленной безопасности;
– оценка обоснованности результатов оценки риска аварий, в том числе адекватности применяемых физико-математических моделей и использованных методов расчетов по оценке риска, правильности и достоверности этих расчетов, а также полноты учета всех факторов, влияющих на конечные результаты;
– оценка учета современного опыта эксплуатации, капитального ремонта, консервации и ликвидации опасных производственных объектов в обосновании безопасности;
– оценка полноты требований к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации или ликвидации опасного производственного объекта, установленных в обосновании безопасности.

31. Заключение экспертизы обоснования безопасности опасного производственного объекта содержит один из следующих выводов:

1) обоснование безопасности опасного производственного объекта соответствует требованиям промышленной безопасности;
2) обоснование безопасности опасного производственного объекта не соответствует требованиям промышленной безопасности.

32. Заключение экспертизы представляется заказчиком в Ростехнадзор (территориальный орган Ростехнадзора) для внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности.

Государственные надзорные органы требуют соблюдать установленные по законодательству нормы техники безопасности при эксплуатации, возведении и строительстве различных объектов на территории страны. Данные меры позволяют на подходящем уровне обеспечить безопасность для проведения работ и эксплуатации зданий частными лицами.

Особенностью системы является выделение определенной структуры надзорных органов, которые занимаются проведением по установленному образцу экспертиз. Кроме этого, предлагаются частные компании, которые имеют полномочия на основании лицензии осуществлять экспертизу промбезопасности.

На основании действующих разрешений специалисты компании проводят согласно законодательству и установленным нормам Ростехнадзора определенные тесты, которые определяют, насколько сооружение соответствует действующим нормам либо нет.

Экспертиза промбезопасности, или ЭПБ – это оценка, которая производится на основании тестирования и аудита. Она дает возможность определить качество того или иного объекта и соответствие его прописанной норме в законодательстве Российской Федерации. На основании проведенной экспертизы оформляется заключение, которое попадает в специально организованный государством реестр.

Отвечает за оформление заключения Ростехнадзор. Имеются обособленные подразделения в виде структур и комиссий. Их деятельность заключается в проведении различного рода технической экспертизы по зданиям и различным объектам. Попадают под действие экспертизы не только постройки, но и сложные конструкции работающих комплексов промышленных зданий и заводов, а также торгово-офисные помещения.

Основание для проведения экспертизы промбезопасности заключается в том, чтобы подтвердить и обнаружить определенные отклонения от установленных норм эксплуатируемых зданий, помещений различных категорий. Именно экспертиза дает возможность провести оценку и выявить все скрытые нюансы, связанные с эксплуатацией и строительством. Без этого документа разрешение на ввод объектов в эксплуатацию для использования невозможно.

При рассмотрении вопроса о том, какие организации имеют право проводить экспертизу промбезопасности, стоит отметить, что выдает лицензию, дающую такое право, Ростехнадзор. Для этого также есть ряд требований, прописанных во внутренних инструкциях государственного учреждения.

Экспертиза, проводимая на территории объекта, дает возможность выделить все необходимые нюансы на стадии эксплуатации для их устранения. Промышленная безопасность — это свод правил и требований, которым должны подчиняться все организации, занимающиеся возведением, обслуживанием и проектированием построек на территории страны.

Экспертная оценка дает возможность понять, насколько помещение соответствует установленным нормам. Если же здание имеет определенные отклонения, то заключение будет содержать отрицательную информацию по нему. Без исправления замечаний, указанных в документе, в дальнейшей эксплуатации промышленного объекта будет отказано.

Все действия, проводимые при экспертизе промбезопасности, должны полностью соответствовать установленным законодательством правовым нормам. Основной акт, который регулирует экспертизу, это ФЗ-116 «О промышленной безопасности». Акт был издан и вступил свою силу еще в 1997 году. Он содержит основные положения, которые устанавливают все правила для проведения экспертизы промышленной безопасности, а также технических устройств, зданий и сооружений.

Помимо этого, экспертной оценке согласно законодательству будут подлежать проектные документы и декларации. Установленный круг лиц, имеющий лицензии, дающие право осуществлять оценку, экспертизу, должен строго соблюдать прописанные законодательством правила. Контролирует соблюдение Ростехнадзор, который выдает лицензии, дающие право юридическим лицам в дальнейшем заниматься оценочной и экспертной деятельностью.

Согласно действующим актам под проведение экспертизы промбезопасности попадают различные объекты, строения, а также технические устройства.

Основными объектами для проведения ЭПБ являются следующие категории:

  1. Опасные производственные объекты.
  2. Здания и сооружения.
  3. Технические конструкции, используемые на различных опасных предприятиях.

Каждая из категорий строений, устройств имеет определенный комплекс и совокупность технических средств. Перед вводом таких объектов в эксплуатацию они подлежат полной экспертной оценке. Это дает возможность определить, насколько сооружение или полностью объект готовы к выполнению установленных по технической документации функций.

Проведение экспертизы промбезопасности объектов также подчиняется установленным законодательством правилам, а также рекомендациям, инструкциям от Ростехнадзора. Перечень основных требований содержится в законе № 116, а также в приказе номер 538 от 2013 года. Там же отмечается порядок проведения процедуры и основания для выдачи заключения о проведенной экспертной оценке.

Правила проведения экспертизы промбезопасности указаны также в документах Ростехнадзора. По каждому виду объектов и конструкций у учреждения есть ряд рекомендаций и требований при осуществлении проверки. Главное правило выделяет основные положения для установления полноты, достоверности и реальности предоставленных собственником сведений, их соответствия установленным стандартам, а также нормам и правилам, указанным в законодательстве.

Оценки экспертизы и испытания проводятся по прописанным правилам и приказам Ростехнадзора и его методикам и программам. Все они заранее согласовываются с заказчиком этих услуг, и при проведении экспертизы обязательно формируется компетентный орган в лице представителя из Ростехнадзора в составе комиссии.

Главное основание для проведения экспертизы промбезопасности зданий — истечение срока эксплуатации технического устройства или его строительство. Кроме этого проверки проводятся и на основании аварий. Формируется комиссия с представителями экспертной группы, которая организовывает проверку всех сведений и устанавливает дальнейшее решение по эксплуатации, использованию оцениваемого объекта.

Еще одним условием для проведения проверки является нарушение, отсутствие проектной декларации или документации, где содержатся сведения по эксплуатации технического средства либо постройки.

Дополнительным основанием для проведения экспертизы является авария, которая могла произойти на производственном объекте. В случае этого действия, если будут повреждения несущих балок, стен либо основных конструкций, также созывается комиссия, которая проводит оценку и тестирование всех объектов с повреждениями.

Это интересно:  Инженер по охране труда и техники безопасности: основные должностные обязанности, права и ответственность, требования к образованию и квалификационные 2019 год

При проведении экспертизы промбезопасности зданий необходимо все действия разделить на этапы. Проводить каждое действие должны только специализированные организации, имеющие установленного образца лицензии, выданные Ростехнадзором.

Всего есть 4 этапа экспертизы:

  1. Подготовка к проведению.
  2. Проведение проверки.
  3. Выдача заключения.
  4. Внесение сведений в реестр.

Каждое действие заранее согласовывается с заказчиком и регулирующим органом. При обращении в конкретную организацию по вопросу проведения оценки, тестирования различных объектов и условий их эксплуатации, необходимо заранее составить договоры на оказание услуг. Только после этого в соответствии с написанным административным регламентом можно проводить указанное в законодательстве действие по оценке промышленной безопасности.

Первый этап экспертизы промбезопасности проектной документации заключается в сборе и проверке бумаг. Для этого подрядная организация запрашивает все требуемые документы, которые нужно в дальнейшем проверить и внести при необходимости соответствующие исправления и дополнения. В первую очередь, заказчик в лице собственника либо владельца этого объекта инспектирующей организации должен передать все проектные данные и технические заключения.

Дополнительно предоставляются проектные, конструкторские, эксплуатационные, ремонтные документы и декларации. На основании проверки документов сотрудники экспертной комиссии могут также запросить паспорта, сертификаты с технологическими регламентами, где указаны все параметры и испытания по каждому из объектов и устройств. Дальнейшее проведение экспертизы возможно только после первичной оценки всех полученных материалов. Однако это правило не распространяется на те категории сооружений, зданий и технических объектов, которые не имеют документации на основании их утери или уничтожения.

После того как все документы будут получены и проверены подрядной организацией с представителями в составе экспертной комиссии Ростехнадзора, заказчик перейдет ко второму этапу экспертизы. Здесь будет проводиться полная экспертиза промбезопасности зданий и сооружений. Будет изучена информация, которая была предоставлена заказчиком. Далее будут сравниваться показатели при экспертизе и тестировании необходимых частей сооружения либо технического объекта на соответствие требованиям, установленным федеральными нормами и правилами по промышленной безопасности.

Все работы, связанные с тестированием объектов, их визуальным осмотром или оценкой при помощи специального оборудования, проводятся с выездом на место экспертов и представителей от государственных структур. Для определения работоспособности этого объекта проводится оценка его функционирования, если дело касается промышленного комплекса либо нефтехимического завода. Дополнительно на основании выявленных фактов могут быть истребованы и другие типы документации. Сюда можно отнести и назначение дополнительной экспертизы, если данных технических средств для полной оценки промышленной безопасности у подрядчика в наличии нет.

Только после того, как перечисленные выше действия вместе с оценкой и проверкой всей документации на достоверность информации будут завершены, подрядная организация формирует заключение экспертизы промбезопасности. Эти документы будут содержать информацию обо всех проведенных ранее действиях. Сюда же прописывается и техническая экспертиза объекта или его части. В случае если будут установлены и другие основания для доработки проектной документации, исправление технического состояния помещения и оборудования, экспертной группой будут выданы дополнительные рекомендации по устранению образовавшихся неисправностей.

Только после того, как все замечания будут исправлены, документ заново оформляется в виде заключения экспертной группы. Проводится новая оценка по указанным выше требованиям, которая дает возможность продолжить процедуру получения заключения и внесение его в реестр Ростехнадзора. Документ печатается в двух экземплярах. Каждая бумага подписывается руководителем экспертной комиссии, а также подрядной организацией, выполняющей работы по оценке документации и технического состояния помещения. Проставляется дата и печать на каждый бланк. Оба экземпляра заключения прошиваются с указанием количества страниц. Одна копия передается заказчику.

Последним этапом проведения ЭПБ является внесение сведений в реестр. Для этого подрядная организация оформляет заключение перед направлением его в территориальный орган Ростехнадзора. Помимо печатного экземпляра проведенной оценки, а также экспертного заключения, все данные записываются на цифровой носитель. После передачи в отделение Ростехнадзора сотрудник учреждения принимает оформленные документы и накопитель и направляет заказчику письмо о том, что экспертиза с положительным решением включена в реестр и зарегистрирована.

Самостоятельно заказчик не передает проектную документацию в отделение Ростехнадзора. Это действие должна выполнять только подрядная организация, имеющая на это право на основании выданной ранее лицензии от регистрирующего органа. В случае возврата при проверке эта компания должна самостоятельно исправить по указанным требованиям все недочеты.

Сроки заключения экспертизы промбезопасности у каждого объекта свои. Различные компании, проводящие оценку, предлагают свои варианты и условия. Законодательно не установлено точных сроков проведения проверки. Это объясняется тем, что зданий и сооружений, комплексов и других различных сложных технических устройств и конструкций большое количество. В результате этого составить точные нормы и регламенты по проведению экспертного заключения невозможно. Однако законодательно определяются предельные сроки на выполнение данных действий.

Заказчик должен получить экспертное заключение от подрядной организации и передать документ на внесение в реестр Ростехнадзора не позднее чем через три месяца после обращения в компанию, предоставляющую подобные услуги. Однако при выдаче документов по промышленной безопасности на основании введения объекта в эксплуатацию сроки не превышают 8 рабочих дней. Если же требуется техническая проверка или тестирование определенных конструкций, экспертиза может составлять от 2 до 3 недель. Экспертиза промбезопасности на оборудование может проводиться от 1 до 2 месяцев.

Итогов проведения проверки может быть несколько. Положительное решение и заключение указывает на то, что объект, который подлежал экспертизе, полностью соответствует промышленной безопасности и установленным по законодательству требованиям. Экспертиза декларации промбезопасности не должна содержать замечаний и требований по исправлению указанной информации.

Заключение может содержать и основания, по которым изучаемый объект не в полной мере соответствует указанным требованиям. Туда же будут включены требования по незначительным исправлениям в проектной документации, декларации и других технических документах. Такое решение также содержит и сроки, в течение которых заказчик должен исправить все указанные недочеты.

Последнее заключение, которое также может быть зарегистрировано в реестре – это полное несоответствие установленным требованиям по промышленной безопасности. Если в результате экспертизы были выявлены нарушения конструкции, и они не могут быть устранены, подрядчик указывает, что данный объект на этом основании в дальнейшем использовать будет невозможно и опасно.

Экспертиза промышленной безопасности (ЭПБ) – процесс проведения оценки соответствия объекта требованиям и нормам промышленной безопасности. Последние в промышленной отрасли описаны и регламентированы в п .1, Ст 13, 116 «Федерального закона о промышленной безопасности».

Осуществление любых работ, связанных с оценкой безопасности на промышленных предприятиях, имеет свой определенный порядок и свою последовательность действий. Так проведение экспертизы можно разделить на несколько условных этапов.

1. Переговоры. В начале заказчик и представители экспертной организации решают вопросы касательно проведения всего предстоящего процесса. Организация объясняет заказчику все нюансы проверки, заказчик получает информацию о том, какие именно документы он должен предоставить. В ходе первоначального этапа составляется четкий календарный план, оговариваются сроки проведения экспертизы. Если Вы заинтересованны в получении услуг по экспертизе промышленной безопасности то Вам сюда.

2. Подготовка базы документов. Заказчик должен в полном объеме предоставить всю нужную информацию, всю техническую документацию, без которой невозможно проведение работ. При этом:

  • Указывается какие объекты подлежат экспертизе и дается вся необходимая информация о них;
  • Для проведения экспертизы организация должна получить определенный набор документов (в каждом конкретном случае пакет документов может меняться в зависимости от того объекта, что подлежит экспертизе). Это может быть проектная, конструкторская документация, разного рода инструкции, техрегламенты и пр.;
  • Если у заказчика имеются акты испытаний, какие-либо сертификаты, расчеты – они также могут быть необходимы;
  • Могут предоставляться образцы оборудования при имеющейся на то необходимости.

Этот вопрос всегда задает заказчик. Ответить на него можно только изучив тот объем работ, которые потребуется произвести. Иными словами, время, которое необходимо будет затратить на экспертизу промышленной безопасности, всегда определяется степенью сложности заказа. Но в любом случае проведение всех необходимых действий не занимает более трех месяцев. Отсчет начинается с того дня, как заказчик предоставит весь комплект документов для начала осуществления работ. Пока экспертная организация не получит полный набор документов до того момента работы по проведению ЭПБ производиться не будут.

3.Проведение ЭПБ (экспертизы промышленной безопасности): на данном этапе назначаются эксперты (один или несколько), которые будут проводить проверку. Анализу подлежит вся информация, которая ранее была предоставлена заказчиком. Насколько все документы, измерения, расчеты и пр. соответствует всем прописанным в законах стандартам.

Чтобы проверить все необходимые параметры и удостовериться в соответствии всех данных условиям промышленной безопасности, эксперты могут проводить необходимые на то испытания, измерения и т.п. согласно разработанной программе проведения ЭПБ.

Для осуществления экспертизы промышленной безопасности на место проверки могут быть направлены специалисты, создана комиссия, в которую входят сотрудники организации, имеющие нужную квалификацию. Они лично присутствуют на объекте:

  • дают оценку ведению производственного процесса;
  • наблюдают за действиями как трудового коллектива, так и руководящего состава;
  • оценивают состояние помещений и находящегося на предприятии оборудования;
  • проверяют наличие маркировки;
  • обращают внимание на техническую и методическую документационные базы (их наличие либо отсутствие), на рабочие инструкции и пр.;
  • проверяют насколько четко ведется отчетная документация.

После того, как все важные нюансы учтены и проверены, их обобщают, с заказчиком оговаривают оставшиеся моменты, требуемые для полного завершения экспертизы промышленной безопасности.

4. Выдача самого документа – заключения экспертизы. Является основным этапом всего мероприятия. Для начала комиссия и эксперты, проводящие экспертизу, обобщив все полученные данные, составляют проект заключения. Именно на этот документ опирается организация чтобы выдать основное заключение (положительное или отрицательное). Заказчик получает означенный проект, знакомится с ним, в ответ может направить свои замечания. На это дается 14 дней (с момента получения заказчиком проекта заключения).

Это интересно:  Как научиться радоваться жизни - советы психолога 2019 год

Если после экспертизы составлено положительное заключение и не было выявлено никаких нарушений, то в этом случае в документе перечисляются те объекты, на которые действует данное заключение. Также в составленном документе могут присутствовать дополнительные условия для эксплуатации определенного оборудования.

В случае, если после проведения ЭПБ выявлены нарушения и экспертами составлено заключение о несоответствии объекта существующим требованиям, тогда заказчик получает документы, в которых указываются все недочеты и нарушения. Их надо устранить. Положительное заключение выдается только после исправления неполадок, нарушений, после чего проводится повторная экспертиза.

На документе (заключении экспертизы), который выдается заказчику после проведения экспертизы промышленной безопасности, ставится подпись руководителя организации, проводившей проверку, должна также быть в наличии печать организации. Заключение прошивается, число страниц в нем указывается. В таком виде документ передается заказчику.

5. Сведения о ЭПБ должны быть внесены в реестр Ростехнадзора (РТН). Подать заявление в органы РТН для их внесения в реестр обязан сам заказчик после того как получит заключение. Заявление подается по адресному принципу (в территориальное управление Ростехнадзора). В территориальном органе заявление регистрируют после чего сведения в течение пяти рабочих дней должны быть внесены в реестр. Заключению присваивается особое обозначение, которое ставится на главном (титульном) листе и состоит из нескольких, точнее, четырех, групп символов. Каждая группа имеет свое значение:

  • В первую очередь ставится цифровой код того территориального органа, в котором проходит внесение заключения в реестр;
  • Вторая группа знаков – сам объект экспертизы;
  • Третья – номер, который присвоен заключению (порядковый номер);
  • Последние цифры – год занесения в реестр.
  1. Наименование заключения экспертизы;
  2. Сведения об основании проведения экспертизы, данные о той организации, которая проводила все действия, об экспертах и их правомочности проведения таких мероприятий;
  3. Перечисление тех объектов, на которых была проведена экспертиза и на которые распространяется действие полученного заключения;
  4. Сведения о заказчике;
  5. Указывается цель экспертизы;
  6. Прописываются данные о тех документах, которые были предоставлены для рассмотрения заказчиком;
  7. Описание объекта, где проводилась экспертиза;
  8. Результат экспертизы;
  9. Выводы, сделанные комиссией, а также рекомендации заказчику;
  10. К основному бланку могут быть добавлены приложения, где будет указан перечень всей использованной документации, а также актов испытаний.

После того, как экспертная комиссия проводит свою работу, специалисты составляют отчет, в котором отражаются все произведенные действия, исследования и их результаты. Составляется проект, который служит основой для главного заключения. Оно может быть как положительным, так и отрицательным. Если на объекте соблюдены все стандарты и нормы, то выдается положительное заключение. Оно охватывает не какую-то часть объекта, его цех, зону, а относится ко всему объекту в целом.

Отрицательное заключение служит для заказчика сигналом того, что надо устранять выявленные в ходе экспертизы недоработки. После их ликвидации следует проводить повторную проверку. Организация-исполнитель может давать рекомендации заказчику относительно тех мероприятий, которые следует провести для исправления ситуации и получения, в дальнейшем, положительного заключения.

За выдачу ложных заключений предусмотрена административная и уголовная ответственность. В случае выявления подобных нарушений такие документы исключаются из реестра.

Заведомо ложным считается то заключение ЭПБ, которое:

  • Было подготовлено безосновательно, т.е. без реального проведения необходимых мероприятий по изучению документов, проведения испытаний и т.д.;
  • Заключение, данные которого не отражают реальных фактов о состоянии тех устройств, которые подвергались экспертизе и не сходятся по содержанию с материалами, что были предоставлены экспертам.

Для обеспечения безопасной эксплуатации объекта разработаны нормативные рамки, определенные стандарты, нарушение которых может иметь серьезные последствия. Определение, насколько объект соответствует всем требованиям безопасности – это и есть цель проведения ЭПБ.

Чтобы получить реальную оценку состояния безопасности на предприятии, следует обращаться для проведения экспертизы исключительно в те организации, которые уже имеют опыт и зарекомендовали себя на рынке оказания подобных услуг. Только работая с профессионалами можно быть уверенным в проведении объективной процедуры и реальной оценке промышленной безопасности.

В связи со вступлением в силу Приказа Ростехнадзора № 430 от 26.10.2015 года центральным управлением Федерального ведомства были даны разъяснения, касающиеся регистрации экспертных заключений с уточненными аргументами для отказа их внесения в официальный реестр.

Согласно изменениям с 2016 года, отказ во внесении сведений об эпб в реестр предусматривается в случае их проведения экспертом, не прошедшим аттестацию в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 28.05.2015 № 509. С момента вступления в действие данных изменений регистрация заключений, проведенных специалистами, не аттестованными по новым правилам, строго запрещается.

Экспертиза промышленной безопасности состоит в подтверждении соответствия требованиям промышленной безопасности. При положительном результате прохождения процедуры выдается заключение. Целью экспертизы является проверка соблюдения правил, которые утверждены законодательством РФ.

Подтверждение требований промышленной безопасности обязательно для:

  1. опасных производственных объектов;
  2. зданий и сооружений;
  3. технических устройств, которые используются на опасных предприятиях.

В соответствии с действующим законодательством, экспертизу промышленной безопасности проводит экспертная организация, имеющая лицензию Ростехнадзора.

Общим требованием к объектам экспертизы является соблюдение правил, утвержденных приказом Ростехнадзора № 538 от 14 ноября 2013 года, где установлен порядок проведения процедуры и выдачи заключений, а также требования к экспертам, осуществляющим проверку.

Этапы экспертизы промышленной безопасности:

  • подбор материалов и документации;
  • назначение экспертов;
  • осуществление проверки.

Экспертиза заключается в установлении полноты, достоверности и правильности представленных сведений, соответствие стандартам, нормам и правилам промышленной безопасности. В конкретных случаях могут быть выполнены испытания по методикам и программам, которые согласовывались с заказчиком. При выездном характере экспертизы на предприятие, комиссия наблюдает за ходом работ на объекте. В комплексную проверку при этом входит выявление:

  • компетентности работников и руководителей;
  • пригодности помещений и приборного оборудования;
  • наличия надежных систем маркировки и идентификации;
  • наличия нормативных технических, методических документов, правил, рабочих инструкций и их исполнение;
  • соблюдения требований к содержанию и оформлению отчетных документов.

Экспертам предоставляются результаты анализов, расчеты, отчеты, протоколы, а также другие необходимые документы.

Заключение экспертизы промышленной безопасности – это документ, в котором содержатся подтвержденные выводы о результатах соответствия/несоответствия требованиям промышленной безопасности.

На бланке заключения должна содержаться информация о:

  • наименовании заключения экспертизы;
  • основании для экспертизы;
  • сведениях экспертной организации, экспертах;
  • номере лицензии на право проведения процедуры;
  • объектах прохождения экспертизы;
  • данных заказчика;
  • цели экспертизы;
  • результатах проверки в виде обоснованных выводах.

Заключению присваивается серийный номер. В нижнем правом углу ставится подпись, с указанием фамилии и инициалов руководителя экспертной организации, а также печать органа. В дополнение к основному бланку могут быть оформлены приложения, в которых указаны нормативная, техническая и методическая документация, акты испытаний.

Оборудование, которое используется на опасных производственных объектах в обязательном порядке должно пройти экспертизу, устанавливающую соответствие требованиям безопасности Ростехнадзора.

Согласно Федеральному закону № 116-ФЗ опасными признаются объекты, на которых:

  • производятся, перерабатываются, хранятся, транспортируются и уничтожаются воспламеняющиеся, окисляющиеся, горючие и др. опасные вещества;
  • эксплуатируют оборудование, работающее под высоким давлением;
  • эксплуатируют грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги и т. п.;
  • получают расплавы и сплавы черных и цветных металлов;
  • ведут горные работы, включая по полезным ископаемым, а также подземные работы.

Для технических устройств, которые отвечают требованиям безопасности, установленным техническими регламентами Таможенного союза, не предусмотрено прохождение экспертизы.

Обязательно выполнение положений Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на применение конкретных видов технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденного приказом Ростехнадзора № 112 от 29 февраля 2008 года (в ред. от 1 декабря 2011 г.). При этом учитывают постановление Правительства РФ № 1540 , где установлены правила применения оборудования.

UPD: С 30 марта 2014 года, в соответствии с приказом Ростехнадзора № 601 от 12 декабря 2013 года, приказ № 112 признан утратившим силу.

Комиссия Ростехнадзора проводит экспертизу для взрывопожароопасных производственных объектов:

  • химических и спецхимических;
  • нефтегазовых;
  • металлургических;
  • горнорудных и нерудных;
  • угольных.

Основополагающим документом при прохождении экспертизы является Федеральный закон № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года (в ред. от 30 ноября 2011 года), где утверждены правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов. Действие ФЗ направлено на предупреждение аварий и готовность оборудования к взрывопожароопасным ситуациям.

Под проведение процедуры попадают здания и сооружения в случае:

  • воздействия природных или человеческих факторов, таких как землетрясение, пожар и т. д.;
  • необходимости, в частном порядке, по требованию Ростехнадзора;
  • окончания срока службы.

Экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений осуществляется на соответствие документации, установленной в приказе № 435 от 28 июля 2011 года.

Также, в приказе Ростехнадзора № 538 определены условия обязательности проведения экспертизы промбезопасности зданий и сооружений на опасном производственном объекте:

  • истечение срока эксплуатации, установленного проектной документацией;
  • отсутствие проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации;
  • возникновение аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;
  • истечение сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы;
  • возникновение сверхнормативных деформаций здания или сооружения.

Статья написана по материалам сайтов: cdknho.ru, businessman.ru, www.serconsrus.ru, www.qgc.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий