Классификация налогов. Прямые и косвенные налоги 2019 год

Классификация налогов может отличаться в зависимости от основания. Чаще всего налоги подразделяют на прямые и косвенные, эта дифференциация зависит от того, где именно формируется источник их выплаты.

В чем состоит их главное отличие для предпринимателя, какие налоги относятся к прямым, а какие ­ к косвенным, и могут ли эти два вида переходить один в другой, стараемся разобраться ниже.

Когда в мире появился прообраз налоговой системы, первыми податями, которыми облагались люди, были как раз прямые налоги. Их нужно было платить со своего имущества или всего того, что составило прибыль за тот или иной период.

В принципе, основной смысл прямого налога и сегодня остался таким же.

Прямой налог – это платеж, производимый физическим или юридическим лицом в пользу государства с полученного дохода и/или имущества.

Плательщиком такого налога является лицо, получившее доход или владеющее имуществом, если этот доход или имущество составляют налоговую базу.

Налоговый агент (лицо, перечисляющее налог в государственную систему) и фактический плательщик в случае прямого налога полностью совпадают.

  • обязательность – их взимают независимо от воли плательщика;
  • непосредственность – прямая связь между государством и предпринимателем: налоговое бремя ощущается плательщиком постоянно и регулярно;
  • направленность – сразу по перечислении средства от этих налогов получает федеральный, региональный или местный бюджет;
  • расчетность – вычисляются по специальной формуле: произведение процентной налоговой ставки на количественный эквивалент законодательно установленной базы;
  • диференцированность – для определенных категорий плательщиков возможны налоговые льготы или даже возможность не уплачивать определенный налог;
  • декларированность – государственные органы заранее имеют информацию о сумме перечисляемого налога, так как предприниматель подает соответствующую налоговую декларацию или другой отчетный документ;
  • прямое влияние на экономику – от прямого налогообложения во многом зависит управление экономическими процессами: от поддержки приоритетных отраслей бизнеса до подавления менее приемлемых.
  1. По факту получения прибыли прямые налоги могут быть разделены на:
    • налогообложение фактического дохода: плательщик отчисляет процент с реально полученной прибыли, исходя из своей платежеспособности (например, налог на прибыль, подоходный налог и т.п.);
    • налогообложение предполагаемой прибыли: объект, облагаемый налогом, потенциально представляет собой источник прибыли, с которой и будет снят определенный процент (налог на имущество, земельный, транспортный и др. налоги).
  2. Определив, подлежит ли плательщик к специальному режиму налогообложения, можно выделить:
    • реальные налоги – уплачиваемые на общих основаниях, в зависимости от реальных доходов (например, НДФЛ, налог на добычу полезных ископаемых и пр.);
    • личные – начисляемые с учетом индивидуальных особенностей плательщика, если ему предоставляются какие-либо льготы (например, подоходный налог с населения, налог с наследства или дарения, налог на прирост капитала и др.).
  3. От того, кто именно будет плательщиком, зависит, предназначен налог для:
    • физических лиц – например, НДФЛ, на воду, транспортный, на земельный участок и др.;
    • юридических лиц (организаций) – НДФЛ с сотрудников, на водные ресурсы и т.п.;
    • уплаты как теми, так и другими.

Другая форма налогов, в отличие от прямых, имеет отношение к реализации товаров, услуг, работ. Источник его находится в составе другого платежа, который будет производить потребитель. Предприниматель закладывает в стоимость определенную наценку, в которую включает, помимо себестоимости и доли прибыли, еще и часть на уплату налога.

Таким образом, косвенный налог – это платеж, взимающийся с реализации товаров, услуг или выполнения работ, заложенный в виде той или иной надбавки, включенной в цену или тариф.

Плательщиком налога считается собственник предприятия – производитель или организатор оказания услуг, но формироваться налог будет из средств потребителей, то есть на самом деле плательщиком является покупатель товара или услуги. Сам предприниматель в случае косвенного налога выступает налоговым агентом (сборщиком).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Существуют варианты, когда косвенный налог не перекладывается на потребителя. Например, покупатель заложил в цену товара НДС, но такая цена вызвала понижение спроса, и ее пришлось снизить. В таком случае, косвенный налог будет выплачен частично из прибыли предпринимателя, тем самым став в какой-то степени прямым.

Косвенные налоги обладают следующими особенностями:

  • полная или частичная включенность – в надбавку может быть включен как весь налог полностью, так и его определенная часть;
  • ответственность предпринимателя – на самом деле, предприниматель является посредником между государством и фактическим плательщиком налога, но именно с него спросят за несвоевременность или неполную уплату налога;
  • закрытость – потребитель не знает, какую именно сумму из цены товара или услуги он платит государству;
  • неуклонность – не уплатить такой налог невозможно, так как потребитель автоматически дает на него средства, заплатив за товар или услугу;
  • неравномерность – такие налоги распределяются неодинаково, они вводятся большей частью на товары и услуги, спрос на которые повышен.
  1. Индивидуальные налоги (их еще называют акцизами) – установлены на товары повышенного спроса, чтобы государство могло получить в свой бюджет процент от сверхприбыли реализаторов или производителей. Также ими облагаются товары, неумеренное потребление которых может причинить вред здоровью, чтобы ограничить их реализацию, например, алкогольные и табачные изделия. Распространены они и на некоторые предметы роскоши. Индивидуальный налог представляет собой процент от цены, по которой продается товар.
  2. Универсальные налоги – начисляются, исходя из той наценки, которая устанавливается на товар (услугу) на разных этапах ее производства и реализации. Облагаются все товары, кроме отдельно оговоренных социально-значимых групп. Примером является налог на добавленную стоимость.

Не подлежат обложению НДС:

  • некоторые медицинские товары и услуги;
  • сдача в аренду помещений иностранцам;
  • услуги по воспитанию детей дошкольного возраста;
  • услуги архивов;
  • организация питания в медицинских и образовательных учреждениях;
  • пассажирские перевозки внутри города или другой территориальной единицы;
  • ритуальные услуги;
  • некоторые другие виды услуг, перечисленные в п.9-30 ст.149 НК РФ.
  • Фискальная монополия – взнос, который платит физическое лицо или организация за определенные правовые действия государственных органов (оказание ими предусмотренных законом услуг). Примером может служить сбор за лицензию, разрешение, регистрацию, оформление документов, а также налоги с оборота.
  • Сочетание прямых и косвенных налогов составляет систему налогообложения Российской Федерации.

    Классификация налогов — это распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации, а их встречается достаточное количество, лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак.

    Налоги и сборы классифицируются по различным признакам:

    1. По способу изъятия различают два вида налогов:

    прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы);

    косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу. Конечным плательщиком таких налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

    2. По воздействию налоги подразделяются на:

    пропорциональные – это налоги, ставки которых устанавливаются в фиксированном проценте к доходу или стоимости имущества;

    прогрессивные – это налоги, ставки которых увеличиваются с ростом стоимости объекта налогообложения;

    дегрессивные или регрессивные – это налоги, ставки которых уменьшаются с ростом стоимости объекта налогообложения;

    твердые — это налоги, величина ставки которых устанавливается в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы.

    3. По назначению различают:

    общие налоги – средства от которых не закреплены за отдельными направлениями расходов государства (налог на прибыль, НДС, НДФЛ);

    маркированные (специальные) налоги – имеют целевое назначение (земельный налог, страховые взносы).

    4. По субъекту уплаты выделяют:

    налоги, взимаемые с физических лиц;

    налоги, взимаемые с юридических лиц;

    5. По объекту налогообложения разделяют:

    ресурсные налоги (рентные платежи);

    налоги, взимаемые от выручки или дохода;

    6. По источнику уплаты существуют:

    налоги, относимые на индивидуальный доход;

    налоги, относимые на издержки производства и обращения;

    налоги, относимые на финансовые результаты;

    налоги, взимаемые с выручки от продаж.

    7. По полноте прав пользования налоговыми поступлениями выделяют:

    собственные (закрепленные) налоги;

    регулирующие налоги (распределяемые между бюджетами.

    периодические (их еще называют регулярные или текущие) — это налоги, уплата кото­рых имеет систематически регулярный характер в установленные законом сроки;

    срочные (их еще называют разовые) — это налоги, уплата которых не имеет систематически регулярного характера, а производится к сроку при наступлении определенного события или совершения определенного действия.

    9. По принадлежности к уровню правления:

    Существуют три способа взимания налогов:

    1. Кадастровый (используются кадастры, т.е. реестры, содержащие классификацию типичных объектов по их внешним признакам). Применяется к земле, строениям, месторождениям.

    2. У источника (взимается до получения дохода налогоплательщиком).

    3. По декларации (подача деклараций по налогам).

    Прямые налоги — это налоги, взимаемые государством конкретно с доходов (зарплаты, прибыли, процентов) либо с имущества налогоплательщика (земли, строений, ценных бумаг). В случае прямого налогообложения сумма налога вносится плательщиком конкретно в казну. В Русской Федерации действует последующая система главных прямых налогов: — Прямые налоги, удерживаемые с юридических лиц, налог на прибыль предприятия (корпорационный налог), налог на имущество предприятия; земляной налог с предприятия.

    -Прямые налоги, взимаемые с физических лиц (населения), — подоходный налог с населения; поимущественный налог с населения; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; налог на хозяев тс. Важным прямым налогом, взимаемым с юридических лиц, является налог на прибыль компаний. Кто является плательщиком данного налога? Его плательщики — это предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Русской Федерации, также зарубежные компании, специализирующиеся предпринимательской деятельностью в Рф. Объектом обложения является валовая прибыль предприятия, представляющая собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), главных фондов (основного капитала), другого имущества и доходов от внереализационных операции за вычетом суммы расходов по этим операциям.

    Это интересно:  Какие налоги в Европе? В каких странах Европы низкие налоги? 2019 год

    1. Подоходный налог с физических лиц (налог на личные доходы) является вычетом из доходов налогоплательщиков — физических лиц, как имеющих, так и не имеющих неизменного местожительства в Русской Федерации, включая зарубежных людей, так и лиц без гражданства. Платежи осуществляются в течение года, но окончательный расчет делается в конце его. Нормой налогообложения является налоговая ставка — размер налога на единицу налогообложения. В Рф малая ставка подоходного налога составляет 12%, наибольшая — 45%. Не подлежат налогообложению: муниципальные пособия по соц страхованию; все виды пенсий; доходы, приобретенные от физических лиц в порядке наследования и дарения; цена подарков, приобретенных от компаний, учреждений и организаций в течение года в виде вещей либо услуг, не превосходящая сумму 12-кратного установленного законом размера малой месячной оплаты труда. 2. Налог на прибыль компаний взимается в случае, если они признаются юридическими лицами. Этот налог составляет основную часть налоговых выплат компаний. Обложению налогом подлежит прибыль, незапятнанный доход. В Рф ставка этого налога близка к той, что действует в продвинутых странах — до 35%. Производственные объединения, предприятия, также собственники капитала уплачивают налог на основании предъявленных ими деклараций. Налоговая декларация представляет собой заявление налогоплательщика о размерах его доходов. Отдельные виды прибыли, получаемой юридическими лицами, облагаются особо. Так, прибыль от дивидендов, приобретенных по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, выпущенным в Русской Федерации, облагается по ставке 15%. Этот размер ставки применяется к прибыли от долевого роли в других предприятиях, сделанных на местности Русской Федерации. 3. Социальные взносы обхватывают взносы компаний на соц обеспечение и налоги на зарплату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые осуществляются отчасти самими работающими, отчасти — их работодателями. Они направляются в разные внебюджетные фонды: по безработице, пенсионный и т. д. Правительство также участвует в финансирование этих фондов. Налоги на фонд зарплаты и рабочую силу выплачиваются только работодателями. 4. Поимущественные налоги — это налоги на имущество, землю и другую недвижимость, дарения и наследие. Размер этих налогов определяется задачей перераспределения богатства. 5. Налоги на продукты и услуги, сначала таможенные пошлины и сборы, акцизы, налог с продаж и налог на добавленную цена. Налог на добавленную цена идентичен с налогом с продаж, при котором всю его тяжесть несёт конечный потребитель. Налогоплательщики, которые в процессе работы добавляют цена к поступившим в их распоряжение предметам труда, облагаются налогом с этой добавленной цены. Но каждый налогоплательщик включает эту сумму в стоимость собственного продукта, который движется по цепочке прямо до конечного потребителя. Законом определен список продуктов (работ, услуг), освобождаемых от налога. Этот список является единым на всей местности РФ. Освобождаются от НДС услуги в сфере народного образования, связанные с учебно-производственным процессом; услуги по уходу за нездоровыми и престарелыми; ритуальные услуги похоронных бюро; услуги учреждений культуры и искусства, религиозных объединений; театрально-зрелищные, спортивные и другие развлекательные мероприятия. Освобождаются от платы НДС научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет муниципального бюджета, и хоздоговорные работы, выполняемые учреждениями народного образования.

    Косвенные налоги — это налоги на продукты и услуги: налог на добавленную цена; акцизы (налоги, прямо включаемые в стоимость продукта, тариф либо услуги); на наследие; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они отчасти либо стопроцентно переносятся на стоимость продукта либо услуги. Обладатель продукта либо услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В этом случае связь меж плательщиком и государством опосредована через объект обложения. В случае прямого налогообложения сумма налога вносится плательщиком конкретно в казну. При косвенном налогообложении сумма налога, приобретенная обладателем (торговцем) продуктов либо услуг при их реализации от покупателя, перечисляется государству. Как следует, формально косвенный налог уплачивает обладатель (торговец) продукта, реально — его клиент.

    Косвенные налоги по объектам взимания разделяются на: акцизы, фискальную монополию, таможенные пошлины. В продвинутых странах преобладают акцизы – косвенные налоги на продукты и услуги, которые выполняются личными предприятиями. Акцизы инсталлируются на продукты внутреннего производства, в отдельных странах акцизами также облагается и импорт продуктов (Наша родина). Акцизы по методу взимания делятся на личные – устанавливаемые на отдельные виды и группы продуктов, и универсальные – взимаемые со цены всего валового оборота (НДС). Универсальные акцизы более прибыльны с фискальной точки зрения (с расширением ассортимента продуктов возрастает поступление универсального акциза в бюджет), ими облагаются все продукты, попадающие в реализацию. Сначало универсальный акциз взимался на одной стадии (употребления) в розничной торговле. После 2-ой Мировой войны был введен каскадный налог с оборота (т. е. взимался на всех шагах производства). Сейчас для него свойственна однократность обложения. Разновидность универсального акциза – НДС, который в отличие от налога с оборота взимается не со всей цены продукта, а только с той части цены, которая добавляется на определенной стадии производства. Добавленная цена включает: зарплату, амортизацию, проценты за кредитные ресурсы, затратные расходы. 2-ой вид косвенных налогов – фискальная монополия – монопольное право страны на создание и (либо) реализацию определенных продуктов, он преследует чисто фискальную цель. Ставки не инсталлируются, так как правительство является монополистом при производстве определенных видов продуктов (к примеру, винно-водочных изделий) и реализует продукт по очень высочайшей стоимости, которая содержит в себе и сам налог. Фискальная монополия может быть частичной (либо создание, либо реализация), или полной. 3-ий вид косвенных налогов – это налоги на внешнюю торговлю: таможенные пошлины. Они разделяются: 1. по видам — на экспортные, завезенные из других стран, транзитные; 2. по построению ставок – на специальные (инсталлируются в жесткой сумме), адвалорные (в процентах к цены) и сложные (сочетание специфичных и адвалорных ставок) ; 3. по экономической роли – на фискальные, протекционистские (для защиты внутреннего рынка от привезенных из других стран продуктов), антидемпинговые (завышенные пошлины на продукты, ввозимые по демпинговым ценам), преференциальные (система предпочтений — льготные пошлины на один ввезенный продукт, или на весь импорт).

    Налоги в современных экономиках могут быть представлены в самом широком спектре разновидностей. Оснований для классификации соответствующих обязательств также может быть большое количество. Налоговая система РФ характеризуется рядом особенностей, связанных с определением принципов отнесения налогов к тем или иным категориям. Какие из них можно назвать наиболее примечательным? Каким образом можно классифицировать налоги?

    Налоги – важнейший элемент управления экономикой. Как правило, именно они становятся основным ресурсом государства при формировании бюджета. Налоги могут взиматься как с физических, так и с юридических лиц в соответствии с положениями законодательства. Основные их элементы:

    • субъект (физлицо либо юрлицо, которое обязано заплатить тот или иной налог);
    • объект (налогооблагаемая база в виде дохода либо имущества);
    • ставка (определенный законом процент от объекта либо иная величина, определяющая размер налоговых платежей государству).

    Существует большое количество оснований для классификации налогов. В числе таковых – отнесение платежей к твердым, прогрессивным, регрессивным либо пропорциональным. Рассмотрим их специфику подробнее.

    Итак, классификация налогов может предполагать отнесение таковых к тем, что исчисляются с применением твердых ставок, а именно фиксируются в абсолютном выражении, как правило, вне корреляции с величиной налогооблагаемой базы и часто независимо от нее.

    Есть пропорциональные ставки. Их принято относить к самым распространенным. Данные ставки предполагают исчисление сборов в виде процента от налогооблагаемой базы. Чем больше объект налогообложения, тем выше, соответственно, исчисленное платежное обязательство.

    Прогрессивные ставки предполагают, что, с одной стороны, как и в предыдущем сценарии, плательщик должен будет отчислять государству некий процент от налогооблагаемой базы, с другой – увеличение соответствующей доли по мере роста величины объекта налогообложения.

    В свою очередь, регрессивные ставки предполагают обратную закономерность – уменьшение процента от базы синхронно со снижением ее величины.

    Классификация налогов может осуществляться, исходя из способа перечисления сборов в бюджет. Изучим данный критерий подробнее.

    Рассматриваемый критерий предполагает разделение налогов на прямые и косвенные. К первым относятся те, что уплачиваются непосредственно налогоплательщиком. Как правило, они отражают некую экономическую активность, например, извлечение дохода в процессе предпринимательской деятельности. Можно отметить, что понятие прямых налогов было закреплено еще в советском законодательстве. Таким образом, соответствующий тип бюджетных обязательств – совершенно привычное для российской правовой системы явление.

    Косвенные налоги – те, что уплачиваются одним субъектом де-юре, но другим – де-факто. В пример можно привести НДС. Данный налог обязаны уплачивать розничные продавцы наряду с иными сборами. Но, как правило, ритейлеры включают НДС в стоимость товара. Поэтому фактическими плательщиками данного налога являются покупатели. Российская система косвенных налогов включает также акцизы, таможенные пошлины.

    Классификация налогов и сборов может осуществляться и в рамках тех базовых категорий, что мы определили выше. Так, мы можем подробнее рассмотреть специфику прямых платежей. Их классификация может предполагать отнесение сборов к тем, которые удерживаются с физлиц и должны выплачиваться юридическими лицами. В числе налогов первого типа – имущественный, транспортный, НДФЛ. Сборы, взимаемые с юрлиц, – налог на прибыль, различные льготные платежи (УСН, ЕНВД, на имущество организации).

    Еще одно основание для классификации сборов – их отнесение к категории общих либо целевых. К первым налогам относятся те, что направляются в бюджет государства и задействуются как ресурс для финансирования общих расходов. Специальные налоги предполагают использование в конкретной отрасли национального хозяйства.

    Это интересно:  Выгодоприобретатель - это... Выгодоприобретатель в страховании 2019 год

    Классификация налогов в РФ может осуществляться, исходя из отнесения сбора к тому или иному уровню (федеральному, региональному либо местному).

    К первым относятся платежные обязательства, которые устанавливаются правовыми актами, принимаемыми высшими структурами власти РФ. К федеральным налогам относятся НДФЛ, НДС, налог на прибыль, на трейдинг, таможенные пошлины.

    Региональные сборы устанавливаются на уровне правовых актов, принимаемых в субъектах РФ. В числе соответствующих платежных обязательств – налог на имущество организаций, на добычу полезных ископаемых.

    Местные сборы – те, что устанавливаются на уровне муниципалитетов РФ. В числе соответствующих платежных обязательств – земельный налог, имущественный сбор для физлиц.

    Чуть позже мы рассмотрим специфику федеральных, местных, а также муниципальных платежных сборов подробнее.

    Классификация налогов может быть осуществлена, исходя из принципов формирования платежных обязательств налогоплательщиков перед государством.

    Так, в экономической системе может быть принята концепция, по которой субъекты налогов должны будут уплачивать сборы в бюджет пропорционально ключевым выгодам, получаемым от государства либо социума. То есть те граждане и организации, которые получают наибольшую выгоду, должны выполнять обязательства с целью формирования отмеченных выгод. Например, если предприниматели желают пользоваться возможностями для экспорта своей продукции, то они должны быть заинтересованы в стабильном функционировании необходимых государственных институтов. Поэтому им необходимо отчислять налоги в достаточных объемах для того, чтобы соответствующие структуры работали.

    Другая концепция предполагает, что налогоплательщики перечисляют сборы в бюджет в корреляции с фактическим размером полученной выручки. Подобный подход довольно распространен в мире. Его в значительной мере задействует и российская налоговая система. Классификация налогов, о которой идет речь, может включать различные дополнительные критерии. Например, законодатель может акцентировать сбор платежей по широкому спектру оснований либо, наоборот, определить несколько ключевых статей налогообложения.

    Сторонники диверсификации налогов, которая реализуется в рамках первого сценария, считают, что подобный подход способен повысить устойчивость экономики, гарантировать стабильность бюджетных поступлений в случае возникновения кризисных трендов в отдельных отраслях. В свою очередь, те исследователи, которые считают, что лучше определить несколько базовых источников бюджетных поступлений, аргументируют свою точку зрения более легкими способами администрирования подобной системы налогообложения, а также наличием большего количества способов законодательного регулирования сбора необходимых платежей.

    Выше мы отметили, насколько распространена классификация налогов в РФ, исходя из их отнесения к федеральным, региональным либо муниципальным. Изучим их специфику подробнее.

    Данные сборы подлежат исчислению и уплате на всей территории России. Они устанавливаются и регулируются федеральным законодательством, по ряду оценок являются ключевыми с точки зрения формирования доходов бюджета страны, во многом определяют стабильность экономики, являются значимым ресурсом для поддержки региональных и местных бюджетов посредством дотаций, субвенций и иных механизмов финансирования. К федеральным налогам и сборам относятся:

    • НДС;
    • акцизы;
    • налог на прибыль;
    • НДФЛ;
    • взносы в государственные фонды;
    • пошлины;
    • налог на недропользование;
    • налог на пользование биологическими ресурсами;
    • лесной, водный налоги;
    • лицензионные сборы.

    Отметим, что перечень федеральных налогов, как тех, что представлены на других уровнях, может периодически корректироваться регулирующим законодательством.

    Принятая в России классификация налогов включает региональные платежи. Многие из них подлежат уплате на всей территории РФ. Власти в субъектах РФ регулирует только некоторые из характеристик соответствующих сборов, например, ставки, льготы, а также порядок взимания в бюджет. Основные региональные налоги в РФ:

    • транспортный;
    • налог на имущество предприятий;
    • налог на игорный бизнес;
    • лицензионные сборы субъектов РФ.

    Установление региональных налогов осуществляется, как мы отметили выше, органами власти субъектов РФ, но с учетом положений, которые содержатся в НК РФ. Текущие критерии, которые включены в отмеченный федеральный источник права, предполагают, что региональные власти могут корректировать ставки, порядок и сроки выполнения платежных обязательств, если они не установлены в НК РФ.

    Следующий уровень налогообложения в РФ – местный. Уплачивать соответствующие сборы должны налогоплательщики в муниципалитетах: городах, районах, сельских поселениях. В числе местных налогов: земельный, на имущество физлиц. Полномочия по установлению критериев соответствующих платежей установлены законодательством в отношении различных муниципалитетов.

    Что касается городских округов, включающих внутренние административные структуры, полномочия представительных органов, связанные с установлением, активизацией либо прекращением активностей муниципальных структур, могут быть реализованы властями города либо тех самых структур соотносительно с положениями законодательства субъекта РФ, в котором фиксируется разграничение полномочий между городскими округами и районами внутри них.

    В городах федерального значения РФ местные платежи, которые предполагает распространенная классификация налогов и сборов в РФ, устанавливаются НК РФ, а также правовыми актами, принимаемыми органами власти соответствующих населенных пунктов. Касательно полномочий политических структур в городах федерального значения: они заключаются в возможности регулировать, как и в случае с региональными налогами, ставки, порядок и сроки перечисления соответствующих сборов, если данные критерии не прописаны в НК РФ.

    Еще одна группа полномочий органов власти в городах федерального значения – установление специфики определения налоговой базы, а также льгот.

    Федеральные, региональные либо местные налоги, которые не предусмотрены НК РФ, не могут применяться в России. В положениях Налогового кодекса могут фиксироваться также специальные налоговые режимы, предусматривающие дополнительные федеральные платежи, а также порядок установления соответствующих сборов. Соответствующие налоговые режимы могут предполагать освобождение от платежных обязательств субъектов, которые уплачивают в казну общие федеральные, региональные либо местные сборы.

    Критерии классификации налогов, содержащиеся в законодательстве РФ, предполагают выделение отдельной категории платежных обязательств в виде специальных режимов. Исследуем их специфику подробнее. Специальные налоговые режимы фиксируются в положениях НК РФ и применяются в порядке, который предусмотрен данным источником права и иными законами, регулирующими налоги и сборы. В числе режимов, о которых идет речь:

    • ЕСХН, или система налогообложения, адаптированная для сельскохозяйственных бизнесов;
    • УСН – упрощенная система исчисления и уплаты сборов;
    • ЕНВД – система уплаты вмененного дохода;
    • патентная схема;
    • система налогообложения, сопровождающая соглашения о разделе продукции.

    Выше мы отметили, что принципы классификации налогов могут предполагать выделение дополнительных критериев отнесения платежей к тем или иным категориям. Так, например, УСН бывает двух типов – та, что предполагает уплату государству налога с выручки по ставке 6%, а также та, в рамках которой налогоплательщики перечисляют в бюджет 15% от прибыли.

    Предусмотренные законодательством РФ виды налогов и их классификация в ряде случаев могут предполагать выраженную детализацию критериев исчисления платежей. Например, формула исчисления ЕНВД предполагает задействование сразу нескольких компонентов – базовой доходности, физического показателя, различных коэффициентов. Фактически можно вести речь о наличии в налоговой системе РФ нескольких десятков единых налогов на вмененный доход, исходя из различных сочетаний указанных элементов.

    Классификация местных налогов, а также региональных и федеральных может базироваться на компонентах, формирующих платеж. Таковыми считаются:

    • объект налогообложения;
    • налоговая база;
    • период;
    • ставка;
    • порядок исчисления платежа;
    • сроки уплаты налога в бюджет.

    Можно отметить, что данные компоненты зафиксированы в законодательстве.

    Распространена классификация налогов по объектам, которые являются, как мы отметили в начале статьи, составными частями платежей в государственный бюджет. Оснований для отнесения сборов к тем или иным категориям в рамках рассматриваемого критерия может быть достаточно много. Таковым может быть, например, уровень органа власти, утверждающего ставку либо порядок исчисления платежа.

    Рассмотренные нами виды налогов и их классификация имеют важнейшее значение, прежде всего, с точки зрения выстраивания государственной стратегии формирования бюджета. Власти РФ могут обеспечить исчисление и направление в бюджет сборов сразу на трех уровнях, коррелирующих с системой государственного управления. Подобная схема, как считают многие исследователи, является одной из самых оптимальных для России. В связи с этим исключительно важную значимость имеет Налоговый кодекс, классификация налогов в соответствии с ним.

    Платежи в бюджет, отнесенные к тем или иным категориям, имеют также большую научную значимость. Право как наука предполагает выработку теорий, объясняющих функционирование норм законов, включая те, что регулируют платежи в бюджет, а также определение оптимальных схем практического их применения. Соответствующие знания также могут иметь огромное значение при выстраивании государственной политики хозяйственного развития.

    Мы рассмотрели, на каких основаниях может быть реализована классификация налогов. Понятие прямого налога и косвенного также было расписано в нашей статье. Теперь попробуем резюмировать ключевые факты, изученные нами.

    Итак, платежные обязательства перед бюджетом могут носить как физлица, так и организации. В числе базовых оснований для классификации налогов – отнесение таковых к категории прямых либо косвенных. В правовой системе РФ принят принцип распределения сборов по 3 основным категориям – федеральные, региональные, а также местные.

    В ряде случаев налоги могут быть классифицированы, исходя из специфики составляющих их элементов.

    Возможно выделение дополнительных категорий сборов посредством их детализации на основании тех или иных признаков (как в случае с ЕНВД). Если вести речь о неких базовых признаках, которые могут быть основанием классификации, в пример можно привести УСН. В данном случае есть 2 категории данного налога – уплачиваемый, как мы отметили выше, по ставке 6% с выручки либо исчисляемый в размере 15% от прибыли налогоплательщика.

    Классификация или, иначе, группировка налогов по видам необходима в целях определения их роли и места в бюджетно-финансовой системе Российской Федерации и их экономической сущности.

    В зависимости от выбранного критерия классификации все налоги подразделяются на несколько групп.

    На основании принципа федерализма и по их месту в бюджетной системе все налоги разделены на федеральные, субъектов федерации и местные (ст. 12 НК РФ ст. 18 ФЗ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»).2 К числу федеральных отнесены следующие виды налогов (ст. 13 и НК РФ):

    Это интересно:  5 правил продаж и их этапы 2019 год

    НДС, акцизы, на прибыль организаций, на доходы от капитала, на доходы физических лиц, единый социальный налог, государственная и таможенная пошлины, на пользование недрами, на воспроизводство минерально-сырьевой базы, на дополнительный доход от добычи углеводородов, лесной, водный и экологический, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лицензионные и таможенные сборы — всего 17 видов.

    В систему региональных налогов и сборов отнесены налоги на имущество организаций, на недвижимость, с продаж, на игорный бизнес, дорожный и транспортный налоги, региональные лицензионные сборы — всего 7 видов (ст. 14 НК РФ).

    К местным налогам и сборам относятся (ст. 15 НК РФ): земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на наследование или дарение, налог на рекламу, местные лицензионные сборы — всего 5 видов.

    Укрепление вертикали государственной власти, осуществляемые Президентом РФ и федеральным правительством, вполне естественно вызывает необходимость более глубокой централизации налоговых поступлений, что уже просматривается в бюджете России на 2002 год.

    По своим объектам и способам взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

    Прямые — это подоходно — имущественные налоги, взимаемые в процессе получения и накопления доходов, приобретение других материальных благ и выгоды (имущества, земли, экономия на процентах и т.д.) К их числу НК РФ относит (ст. ст. 13-15)

    налог на доходы и имущество физических лиц;

    налог на прибыль и имущество организаций;

    налог на доходы от капитала;

    единый налог на вмененный доход (ст. 20 П. 1 подп. «Е» ФЗ «Об основах налоговой системы Российской Федерации»);

    транспортные, дорожные и другие налоги;

    В свою очередь прямые налоги подразделяются на личные и реальные. Личные налоги в качестве объекта имеют действительно (фактически) полученный доход (прибыль) налогоплательщика и учитывают его фактическую платежеспособность. К примеру, налог на доходы физических лиц (Глава 23 НК РФ), налог на прибыль организаций (Глава 25 НК РФ) и др.

    Объектом реальных налогов является предполагаемый (расчетный, усредненный) доход. К их числу можно отнести единый налог на вмененный доход, налог на игорный бизнес, упрощенный режим налогообложения для субъектов малого бизнеса и др. Реальные налоги применяются в тех случаях, когда фактический доход установить сложно, и в то же время удешевляется и упрощается техническая сторона налогообложения.

    Практически очень сложно учесть фактический доход водителя такси, продавца — собственника торговой палатки, в казино и от некоторых других видов деятельности. В подобных случаях применяется вмененная либо упрощенная система налогообложения. К примеру, законам Тюменской Области «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» установлено, что уплата налога с дохода (прибыли) осуществляется путем покупки патента, стоимость которого определяется расчетным путем для каждого вида деятельности. В строительстве, ремонте, оборудовании и благоустройстве жилищ стоимость патента составляет 50 МРОТ в год; при оказании репетиторских услуг 15 МРОТ; индивидуальных транспортных услуг 70 МРОТ и т.д.1

    Ставки сбора за право однодневной торговли на городском рынке г. Губкинский Ямало-Ненецкого АО установлена в размере 1,0 МРОТ, торговли в течение месяца — 6 МРОТ, в течение одного года 58 МРОТ .

    В соответствии с ФЗ 31.01.1998 № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» во многих регионах, в том числе и в Тюменской области этот налог введен с 1999 года.

    Объектом налога является вмененный доход по каждому виду деятельности определяемый расчетным путем, исходя из базовой доходности одной единицы налога с применением корректирующих коэффициентов.

    Косвенные налоги составляют значительную группу в системе налогов РФ и являются наиболее доходными в ее бюджетной системе. Это налоги на расходы, на потребление физических лиц и организаций. Они взимаются в процессе расходования материальных благ. Их объектом выступают реализации товаров, работ и услуг. Косвенные налоги можно подразделить на три подгруппы:

    индивидуально-косвенные налоги: акцизы на отдельные виды товаров (услуг), минеральное сырье; ресурсные налоги на потребление отдельных видов объектов природной среды (недропользование, водопользование, лесопользование, пользование объектами животного мира);

    универсально-косвенные налоги: налог на добавленную стоимость (НДС); налог с продаж; налог на рекламу;

    таможенная пошлина, уплачиваемая предпринимателями — налогоплательщиками при осуществлении экспортно-импортных операций;

    По признаку отнесения в качестве источника дохода того или иного бюджета (фонда) все налоги подразделяются на закрепленные и регулирующие.

    К числу закрепленных налогов относятся таможенные пошлины и таможенные сборы, поступления от которых полностью поступают в федеральный бюджет. Земельные и другие налоги указанные в ст. 15 НК РФ являются источниками местных бюджетов.

    Единый социальный налог пополняет три социальных внебюджетных государственных фонда (пенсионный, обязательного медицинского страхования и социального страхования) и некоторые другие налоги.

    Регулирующие налоги имеют целью административного перераспределения налоговых доходов между разноуровневыми бюджетами для покрытия их дефицита.

    Доходы от этих налогов, как правило, ежегодно распределяются между бюджетными в различных пропорциях, указанных в законе о бюджете соответствующего уровня или прямо в налоговом законе.

    К примеру, поступления от налога на прибыль организаций, исчисляемого по ставке 24% распределяются между бюджетами трех уровней в следующих пропорциях:

    в федеральный бюджет налог уплачивается по ставке 7,5%;

    в бюджет субъекта Федерации 14,5%;

    Сумма единого налога на вмененный доход распределяется между федеральным и региональным бюджетом в пропорции 25% и 75%.

    В соответствии с законом Тюменской области от 10.06.1996 «О платежах за право пользования недрами на территории Тюменской области» эти платежи поступают в местный бюджет в размере 30%; бюджет области — 30%; федеральный бюджет — 40%.

    Законом о бюджете Тюменской области налоги на прибыль организации, на доходы физических лиц, НДС, акцизы на алкогольную продукцию, лесной доход и др., в части, остающейся в субъекте Федерации, распределяются между бюджетом области и бюджетами муниципальных поселений.

    По целевой направленности налоги группируются на общие и целевые.

    Как правило, налоги не предназначены для покрытия конкретных государственных или муниципальных расходов. Они устанавливаются не под статьи расходной части бюджета, поэтому имеют обезличенный характер. Однако, в ряде случаев появляется целесообразность установления вполне определенных затрат. К примеру, на нужды строительства, ремонта и содержания дорог уплачивается транспортный и дорожный налоги; на восполнение затрат природно-восстановительного и экологического характера введены водный, лесной, экологический и др. налоги. К числу целевых следует отнести также единый социальный налог, который распределяется по трем внебюджетным фондам в пропорциях, установленных в ст. 241 НК РФ. Его наибольшая ставка 35,6%. При этом 28,0% отчисляется в ПФР, 4,0%-ФСС; 0,2% — ФОМС РФ; 3,4% — ФОМС субъекта федерации. Налог регрессивный, что означает снижение его ставки по мере роста налоговой базы — фонда заработной платы. Таким образом, законодатель создал благоприятные налоговые условия для увеличения заработной платы наемным работникам, т.е. для роста доходов населения, без чего невозможно развитие рыночного спроса — одного из главных фактов ускорения экономического роста. В этом процессе наглядно проявляется регулирующая и стимулирующая роль (функции) налога.

    Повсеместно широко применялись целевые налоги в 90-х годах прошлого века на первом этапе развития налоговой системы России. Среди них можно назвать налоги на благоустройство и уборку территорий, содержание милиции, поддержку образования и др.

    В советский период уплачивался довольно экзотический налог на холостяков, поступления от которого целевым назначением направлялись на поддержку детства после гибели огромного количества мужского населения страны во время Великой Отечественной войны.

    Положительное значение целевых налогов состоит в том, что налогоплательщики проявляют больше заинтересованности в их уплате, так как видят конкретную пользу, результаттвность и разумность их использования органами власти. Некоторые из них заявляют о готовности вместо уплаты обезличенных налогов взять на содержание детский дом, школу-интернат, обустроить сквер или бульвар в городе и т.д. Однако, увлечение целевыми налоговыми недопустимо с точки зрения обеспечения стабильности бюджетной системы и гарантий выполнения государством всех своих функций, но не отдельных из них под которые собираются целевые налоги.

    Кроме того, требуются дополнительные затраты на создание механизма обособления поступлений целевых налогов и в то же время нет абсолютной уверенности в полноте сбора этих налогов, но если нет дохода — нет и конкретного расхода.1

    Налоги возможно разграничить и по другим критериям. По субъекту уплаты можно выделить налоги уплачиваемые физическими лицами, организациями либо теми и другими (государственная пошлина, налог на недвижимость). По субъекту исчисления (начисления) выделяют окладные налоги, суммы которых рассчитываются самими налоговыми органами, которые направляют налогоплательщику уведомление с указанием суммы налога (оклада) подлежащего уплате.

    В качестве примера окладного налога можно назвать налог на имущество физических лиц.

    По периодичности уплаты различают регулярные (НДС, налог на прибыль организаций и др.) и разовые (пошлина и сборы).

    Статья написана по материалам сайтов: assistentus.ru, studfiles.net, businessman.ru, vuzlit.ru.

    «

    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий