Лицензионный сбор — особенности , размер и требования 2019 год

Выплаты лицензионных сборов сводятся к тому, что на реализацию в какой-либо сфере деятельности должна быть предоставлена лицензия. Это разрешение, которое выдаётся индивидуальным предпринимателям, а также юридическим лицам государственными/муниципальными органами для занятий какой-либо деятельностью.

В Гражданском кодексе уточняется, что коммерческие организации и предприниматели могут осуществлять свою деятельность с того времени, как будет произведена государственная регистрация, однако некоторые виды из определённого законом перечня обязательно требуют лицензии, то есть особого разрешения. К подобным типам деятельности относятся те, реализация которых способна нанести ущерб законным интересам, правам и здоровью населения, безопасности государства, культуре народов страны.

Лицензирование является правовым институтом комплексного характера, объединяющим нормы нескольких правовых разновидностей. Например, гражданское право влияет на формирование перечня подлежащих лицензированию видов деятельности, которые находятся в исключительном ведении федерального закона. Значительная часть данного института регулируется административным правом (процедура подачи и рассмотрения заявления о вручении лицензии, ведение реестра, контролирование соблюдения надлежащих требований, порядок аннулирования, приостановления или возобновления лицензий, ответственность за осуществляющуюся без лицензии предпринимательскую деятельность и т.д.).

Финансовые правовые нормы контролируют такие отношения, которые возникают в связи с уплатой лицензии соискателями, направившими заявление о её предоставлении, переоформлении или выдаче подтверждающего документа и т.д. Также осуществляется регулирование процедуры распределения платёжных поступлений в системе государственного бюджета, являющихся его источниками дохода на разных уровнях. Что такое лицензионный сбор, интересует многих.

В лицензионных отношениях принимают участие:

— соискатель, то есть ИП или юридическое лицо, которое обращается в соответствующий орган с заявлением о выдаче ему лицензии;

— лицензирующие органы, к которым относятся федеральные органы исполнительной ветви власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления, имеющие полномочия по лицензированию каких-либо видов деятельности;

— лицензиат – ИП или юридическое лицо, которое получило лицензию.

Процедура предоставления лицензии на определённые виды деятельности закреплена в целом перечне нормативных актов. Главное место в этом ряду принадлежит ФЗ от 8.08.2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности». В нём закреплён список подлежащих лицензированию видов деятельности, его принципы на территории страны, полномочия соответствующих органов, типы и размеры сборов и других платежей, выплата которых определяет действия органов лицензирования. В данном законе перечисляются следующие виды лицензионных сборов.

За рассмотрение поданного соискателем заявления плата составляет триста рублей. Выплачивается она ещё до того, как заявление о выдаче лицензии подаётся в соответствующие органы. Документ с подтверждением факта оплаты нужно приложить к остальным документам, поданным вместе с заявлением. Каков размер лицензионного сбора за выдачу лицензий?

За получение лицензии – одна тысяча рублей. Выплачивается сбор после принятия решения о предоставлении соискателю разрешения. После того как документ, подтверждающий оплату, предъявлен, в течение трёх дней выдаётся подтверждение наличия лицензии. Если не оплатить данный сбор за три месяца, то лицензию могут аннулировать. Если соответствующий орган выявит какие-либо нарушения условий и требований лицензионной деятельности, то он может приостановить действие документа на конкретный срок (не больше полугода), за который нужно эти нарушения устранить. За то, что действие лицензии возобновляется, дополнительная плата не требуется.

— За дубликат документа, который подтверждает существование клиента.

Если соискатель желает получить копию, то за это с него взимается дополнительная плата, составляющая десять рублей. Лицензионный сбор (алкоголь) рассмотрим ниже.

— За доступ к информации, которая содержится в лицензионном реестре.

Лицензирующий орган всегда ведёт список выданных, аннулированных или приостановленных лицензий. Сведения, содержащиеся в нём, являются открытыми и могут выдаваться заинтересованному лицу в трёхдневный период в виде выписки. За получение такой информации нужно заплатить десять рублей. Государственным и муниципальным структурам выдача таких сведений производится бесплатно.

— За переоформление свидетельствующего о наличии лицензии документа.

Если произошло какое-либо изменение названия юридического лица, его преобразование или же были утеряны документы, подтверждающие выдачу лицензии, то лицензиату нужно не позже, чем через пятнадцать дней, подать заявление. Переоформление производится в продолжение десяти дней с оплатой, составляющей сто рублей.

Специфика закона состоит в том, что он устанавливает определённые размеры местных лицензионных сборов. Действующее до этого законодательство высчитывало размер данных платежей в максимальном количестве минимальных размеров трудовой оплаты, указывая при этом, что конкретная сумма должна быть постановлена в положениях Правительства РФ о порядке лицензирования каких-либо видов деятельности. При этом уточняется, что последние утверждаются Правительством РФ.

Осуществляют лицензирование или федеральные органы исполнительной ветви власти, или те же органы на уровне субъектов РФ.

Специфика некоторых видов лицензионных сборов.

Куда проводится уплата лицензионного сбора?

Муниципальные органы исполнительной власти не наделяются Законом правом лицензирования каких-нибудь видов деятельности. Но в некоторых случаях они могут производить лицензирование, к примеру, связанное с продажей алкогольной продукции в розницу, деятельности в сфере образования и т.д. Существует перечень определённых видов деятельности, на которые положения этого Закона не влияют:

  • кредитные организации;
  • защита государственной тайны;
  • деятельность бирж;
  • оборот и производство алкогольной продукции, этилового спирта и т.п.;
  • таможенное дело;
  • деятельность нотариусов;
  • область страхования;
  • деятельность в сфере образования;
  • деятельность профессионалов на рынке ценных бумаг.

Данные виды деятельности и порядок их лицензирования, размеры выплат сборов и других платежей определяют специальные нормативные акты. Так, п.7 ст.33 ФЗ от 13.01.1996 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» утверждает, что выдачу лицензии на право вести деятельность в области образования осуществляет государственный орган управления в данной сфере или муниципальный, если имеет соответствующие полномочия.

ФЗ от 22.11.1995 г. разделяет виды деятельности в области производства и оборота алкогольной продукции на лицензируемые федеральными органами исполнительной власти или соответствующими органами субъектов РФ. При этом совокупность сборов переводится в тот бюджет, который содержит орган лицензирования. Плательщиками при этом выступают те организации, которые подали заявления для получения такой лицензии. Размер лицензионного сбора конкретизируется в зависимости от того, каким видом деятельности со спиртосодержащей продукцией занимается лицо.

Так, разлив, реализация, хранение алкоголя – пятьсот минимальных размеров оплаты труда, или МРОТ; экспорт данной продукции – сто МРОТ; импорт, реализация оптом – от одной тысячи до пятнадцать тысяч МРОТ. Выплаты данного сбора осуществляются каждый год. Соискатель должен выплатить его до того, как подаст заявление. Если орган лицензирования решает выдать лицензию, то сбор является выплаченным за первый год её действия. В том случае, если в лицензии отказали, то, если сбор был уплачен, он возвращается, исключая расходы на рассмотрение заявления (три МРОТ). Соискатели и лицензиаты обязательно проверяются каждый год на наличие у них требуемых условий для осуществления данного вида деятельности. За это взимается такая плата, которая покроет затраченные средства, однако сумма должна быть не более пятидесяти МРОТ. Если лицензию нужно переоформить или выдать новую вместо потерянной, то плата равна размеру сбора за новую лицензию. Если возобновляется действие лицензии, которая была приостановлена, то плата не требуется. Также существуют лицензионные сборы на оружие.

Проанализируем ещё один пример – лицензирование деятельности в образовательной сфере. Его осуществляет Министерство образования, государственные органы, управляющие образованием субъектов РФ и муниципальные органы, если у них имеются соответствующие полномочия. Условием, при котором предоставляется лицензия, в данном случае считается оплата её соискателем расходов органа лицензирования на осуществление экспертизы и изготовление лицензионного бланка. Цель проведения экспертизы – установить, соответствуют ли условия образовательного процесса, предлагаемые соискателем лицензии, санитарно-гигиеническим нормам, требованиях строительных правил и т.п. Размер расходов зависит от того, сколько было затрачено на выплаты лицам, проводящим экспертизу в качестве членов экспертной комиссии, на их командировки, приготовление бланка и других расходов и затрат, которые установлены на законодательном уровне.

Это интересно:  Как уехать жить в Америку? Реально ли уехать жить в Америку? 2019 год

Лицензионный сбор за выдачу лицензии мы рассмотрели.

Стоит отметить, что оплата лицензионного сбора поступает в соответствующий бюджет, который определяется тем, какой орган исполнительной ветви власти (муниципальный, региональный или федеральный) производит лицензирование. Кроме того, возможно и другое распределение средств. К примеру, платежи за лицензирование лиц, занимающихся нотариальной деятельностью, идут в муниципальный бюджет в соответствии с местом работы нотариуса, хотя данный вид лицензируется органами юстиции субъектов РФ. Вообще сама сущность лицензионных сборов довольно противоречиво отражается в законодательстве. Все они должны быть обязательными платежами, которые входят в налоговую систему РФ, однако соответствующие статьи Налогового кодекса ещё не действуют. На деле же в систему сборов РФ включаются только некоторые лицензионные платежи. Также стоит отметить, что последние могут взиматься только за те виды деятельности, которые находятся в перечне подлежащих лицензированию.

Квитанцию на оплату можно взять в отделе лицензионно-разрешительной работы (ОЛР) при УВД по месту жительства.

Лицензия и разрешение будет выдано после оплаты пошлины по ставке, установленной законом. Для гражданского лица такой сбор не будет выше МРОТ.

Официальное, законодательно закрепленное определение ли­цензии — это «разрешение (право) на осуществление лицензируе­мого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензион­ных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю», а лицензирование — это «мероприятия, связанные с выдачей ли­цензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий и над­зором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствую­щих лицензионных требований и условий» (ст. 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября 1998 г.*).

* 1 СЗ РФ. 1998. № 39. Ст. 4857; № 48. Ст. 5853.

Лицензия является ненормативным правовым актом исполни­тельного органа государственной власти или местного самоуправ­ления, дающего юридическому или физическому лицу право на осуществление определенной деятельности в течение конкретного срока, указанного в лицензии.

Лицензирование — одно из средств государственного регулиро­вания экономической и социальной деятельности, осуществляе­мой юридическими и физическими лицами в сферах, затрагиваю­щих государственные, общественные и частные интересы. В тех сферах, где действует система лицензирования, правомерной при­знается только разрешенная соответствующими лицензиями дея­тельность; нелицензированная деятельность незаконна уже в силу одного лишь факта отсутствия лицензий.

Лицензирование является комплексным правовым инсти­тутом.

В своей основе его образуют нормы административного права (процедура рассмотрения заявлений о выдаче лицензий, надзор за соблюдением законодательства, относящегося к соответствующе­му виду деятельности и т.д.). Далее, это нормы гражданского права (в частности, о праве лица заниматься лицензируемой деятель­ностью).

Нормы финансового права регулируют отношения по поводу внесения лицензиатами в бюджет установленных платежей, а также по планированию поступления и распределения лицензион­ных платежей как источников доходов бюджетной системы.

Перечень лицензируемых видов деятельности установлен Фе­деральным законом «О лицензировании отдельных видов деятель­ности ».

Названный закон уточнил правовые категории, относящиеся к лицензированию, процедуру лицензирования, юридические пос­ледствия соблюдения и несоблюдения требований и условий выда­чи лицензий, финансовые аспекты лицензионной деятельности и т.д. Весьма существенно следующее обстоятельство. Закон упоря­дочил практику внедрения и осуществления института лицензи­рования, имея в виду, что до принятия Закона как федеральные исполнительные органы, так и исполнительные органы субъектов Федерации, органы местного самоуправления произвольно вводи­ли системы лицензирования, устанавливали лицензионные сборы, исходя из ведомственных или местнических соображений и т.д.

В дальнейшем перечень лицензируемых видов деятельности, установленный Федеральным законом от 25 сентября 1998 г., может изменяться (расширяться или сужаться) также федеральными законами. До настоящего времени перечень лицензируемых видов деятельности постоянно расширяется. В Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» названо 208 видов лицензируемой деятельности.

Каждый конкретный вид лицензируемой деятельности регули­руется специальным положением, утверждаемым Правительст­вом РФ.*

* См., например: Положение о лицензировании розничной торговли алкоголь­ной продукцией // Российская газета. 1996. 28 авг.; Федеральные авиационные правила лицензирования деятельности в области гражданской авиации (Россий­ская газета. 1998. 6 февр.); Положение о лицензировании деятельности по произ­водству, хранению и обороту этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, и спиртосодержащей продукции // Российская газета. 1998. 18 авг.

В соответствии с законодательством в лицензионной практике имеется четыре вида платежей.

Во-первых, это плата за рассмотрение заявлений о выдаче ли­цензий.

Для получения лицензии соискатель лицензии в числе других документов представляет в лицензирующий орган документ, под­тверждающий внесение платы за рассмотрение этим органом заяв­ления соискателя.

Максимальный размер этой платы не может превышать трех­кратный минимальный размер оплаты труда, установленный фе­деральным законодательством. Конкретные размеры платы за рас­смотрение заявления соискателя устанавливаются Правительст­вом РФ.

Плата за рассмотрение заявления соискателя зачисляется в бюджет: федеральный, субъекта Федерации или местный — в за­висимости от подчиненности органа, рассматривающего заяв­ление.

Во-вторых, это лицензионный сбор.

Лицензиат, т.е. юридическое лицо или индивидуальный пред­приниматель, которому выдана лицензия, обязан внести лицензи­онный сбор. Выдача документа, подтверждающего наличие лицен­зии, производится в течение трех дней после представления соис­кателем лицензии документа, подтверждающего оплату лицензи­онного сбора. Если лицензиат в течение трех месяцев не уплатил лицензионный сбор, лицензирующий орган вправе аннулировать лицензию.

Размер лицензионного сбора устанавливается Правительством РФ в положениях о лицензировании конкретных видов деятель­ности, но максимальный размер лицензионного сбора за выдачу лицензии не должен превышать десятикратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.*

* См., например: пост. Правительства РФ «О размерах единовременных сбо­ров, взимаемых за выдачу лицензий, разрешений и сертификатов, предусмотрен­ных Федеральным законом «Об оружии», а также за продление срока их действия» от 8 июня 1998 г. № 574 // Российская газета. 1998. 24 июня. Отметим, что в связи с принятием Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятель­ности» по некоторым позициям размеры лицензионных сборов, указанные в поста­новлении от 8 июня 1998 г., приведены в соответствие с размерами сборов, предус­мотренными Федеральным законом от 25 сентября 1998 г.

Лицензионные сборы зачисляются в соответствующие бюдже­ты — федеральный, субъекта Федерации или местный — в зависи­мости от подчиненности лицензирующего органа.

В-третьих, это плата за переоформление документа, под­тверждающего наличие лицензии и внесение в него изменений (в случае преобразования юридического лица, изменения его наиме­нования или места его нахождения; изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя).

Размер названной платы устанавливается Правительством РФ. Он не может превышать одну десятую минимального размера оп­латы труда, установленного Федеральным законом. Суммы платы зачисляются в соответствующие бюджеты.

В-четвертых, это плата, вносимая юридическими и физическими лицами за информацию, содержащуюся в реестрах лицензий.

Такого рода информация является открытой для названных лиц. Заинтересованные юридические и физические лица вправе получить указанную информацию в виде выписок о конкретных лицензиатах. Органам государственной власти и местного самоуп­равления информация предоставляется безвозмездно.

Плата за предоставление информации не может превышать за­траты лицензирующего органа на подготовку соответствующей выписки.

Порядок и размер платы за предоставление такого рода инфор­мации устанавливается Правительством РФ.

Лицензионные платежи поступают в соответствующие бюдже­ты, а не на счета лицензирующих органов. Такая конструкция имеет своей целью исключить какую-либо имущественную выгоду лицензирующих органов от осуществляемой ими деятельности и предотвратить возможные злоупотребления с их стороны.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О лицензирова­нии отдельных видов деятельности» финансирование лицензиро­вания проводится в пределах средств, выделяемых на содержание лицензирующих органов из соответствующих бюджетов.

Основными лицензионными требованиями и условиями являются:

· наличие у руководителя, специалистов и работников соискателя лицензии (лицензиата) соответствующей квалификации и опыта работы в лицензируемом виде деятельности;

· наличие у лицензиата необходимых для осуществления деятельности зданий и помещений, соответствующей техники и оборудования, нормативных документов по пожарной безопасности;

Это интересно:  Срок давности по штрафам ГИБДД — особенности, требования и основания 2019 год

· выполнение требований нормативных правовых актов и документов нормативно-технического характера, регламентирующих лицензируемую деятельность.

Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:

· полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, — для юридического лица;

· фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, — для индивидуального предпринимателя;

· идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

· лицензируемый вид деятельности в соответствии с пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, который соискатель лицензии намерен осуществлять.

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:

· копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) — для юридического лица;

· документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

· копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.

Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов направляется (вручается) соискателю лицензии.

Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Федерального закона [2].

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа.

Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.

Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме.

Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий.

В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.

В случае утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат имеет право на получение дубликата указанного документа, который предоставляется ему на основании заявления в письменной форме.

Лицензиат имеет право на получение заверенных лицензирующим органом копий документа, подтверждающего наличие лицензии.

(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2005 N 80-ФЗ)

Дубликат или копия подтверждающего наличие лицензии документа предоставляется лицензиату за плату в размере десяти рублей.

Основанием отказа в предоставлении лицензии является:

· наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

· несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии.

Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие.

Лицензиат обязан сообщить в лицензирующий орган об изменении сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности в срок не позднее чем через пятнадцать дней со дня такого изменения.

(п. 5 введен Федеральным законом от 02.07.2005 N 80-ФЗ)

По заявлению соискателя лицензии или лицензиата в отношении отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в целях защиты имущественных прав и законных интересов граждан, может применяться упрощенный порядок лицензирования при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам.

Порядок лицензирования (общий порядок лицензирования или упрощенный порядок лицензирования) или возврат к применяемому ранее порядку лицензирования выбирается соискателем лицензии или лицензиатом самостоятельно.

Соискатель лицензии, изъявивший желание осуществлять лицензируемый вид деятельности и выбравший упрощенный порядок лицензирования, представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление и документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, за исключением документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности, а также копию договора страхования гражданской ответственности (с представлением оригинала в случае, если верность копии не засвидетельствована в нотариальном порядке).

В случае применения упрощенного порядка лицензирования решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении принимается лицензирующим органом в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

Лицензиат, изъявивший желание перейти на упрощенный порядок лицензирования, направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о переходе на упрощенный порядок лицензирования с приложением копии договора страхования гражданской ответственности или копии сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам (с представлением оригинала в случае, если верность копии не засвидетельствована в нотариальном порядке).

Плановые проверки соответствия деятельности лицензиата, выбравшего упрощенный порядок лицензирования, лицензионным требованиям и условиям не проводятся.

Срок действия договора страхования гражданской ответственности или срок действия сертификата соответствия осуществляемого лицензиатом лицензируемого вида деятельности международным стандартам должен быть не меньше срока действия лицензии.

Лицензиат обязан уведомить лицензирующий орган о прекращении действия договора страхования гражданской ответственности или сертификата соответствия осуществляемого лицензиатом лицензируемого вида деятельности международным стандартам либо о продлении срока действия указанного договора в течение пятнадцати дней со дня прекращения действия указанных документов или продления срока действия договора.

В случае прекращения действия договора страхования гражданской ответственности или сертификата соответствия осуществляемого лицензиатом лицензируемого вида деятельности международным стандартам лицензиат имеет право осуществлять лицензируемый вид деятельности, к которому применяется общий порядок лицензирования, до истечения срока действия лицензии.

Упрощенный порядок лицензирования может применяться при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам в отношении лицензирования ряда видов деятельности, в которые пока не включено тушение пожаров или иные виды деятельности в области пожарной безопасности.

Лицензирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня принятия им решения о предоставлении лицензии, переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, приостановлении действия лицензии при получении сведений о вступлении в законную силу решения суда об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлении или прекращении действия лицензии, а также со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии направляет копию документа, подтверждающего принятие соответствующего решения, с сопроводительным письмом в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по месту нахождения (месту жительства) соискателя лицензии или лицензиата.

Это интересно:  Крупногабаритный груз: определение, правила перевозки и знаки 2019 год

Лицензионный контроль проводится лицензирующим органом в целях проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, возможности выполнения им лицензионных требований и условий, а также проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Проверка лицензирующим органом указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений проводится путем сопоставления таких сведений со сведениями из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Лицензирующий орган получает соответствующую информацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

К отношениям, связанным с проведением лицензирующим органом проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий и проверки соблюдения лицензиатом указанных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности, применяются положения Федерального закона от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Лицензия – это разрешение, позволяющее бизнесмену осуществлять определённый вид деятельности. Чтобы заниматься такими направлениями бизнеса, надо выполнять особые лицензионные требования: к помещению, оборудованию, капиталу, транспорту, квалификации специалистов. Из этой статьи вы узнаете, какие виды деятельности подлежат лицензированию в России в 2019 году.

Виды деятельности, на которые надо получать лицензию, устанавливают федеральные законы. Кроме лицензируемых видов деятельности, предусмотренных законом № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности», есть другие направления бизнеса, также подлежащие лицензированию. Эти виды деятельности в РФ регулируют отдельные законы:

  • использование атомной энергии – закон № 170-ФЗ от 21.11.1995;
  • производство и оборот алкоголя – закон № 171-ФЗ от 22.11.1995;
  • деятельность кредитных организаций – закон № 395-1 от 02.12.1990;
  • защита государственной тайны – закон № 5485-1от 21.07.1993;
  • проведение торгов — закон № 325-ФЗ от 21.11.2011;
  • профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг – закон № 39-ФЗ от 22.04.1996;
  • деятельность НПФ – закон № 75-ФЗ от 07.05.1998;
  • клиринговая деятельность – закон № 7-ФЗ от 07.02.2011;
  • страховая деятельность – закон № 4015-1 от 27.11.1992;
  • космическая деятельность – закон № 5663-1 от 20.08.1993.

Как видите, в основном это направления, требующие серьёзных финансовых вложений, поэтому малый бизнес редко выбирает подобные сферы деятельности, за исключением продажи алкоголя. А вот перечень лицензируемых видов деятельности, указанный в законе № 99-ФЗ от 04.05.2011, включает в себя немало популярных у начинающих бизнесменов направлений, поэтому предлагаем ознакомиться с ним подробнее.

Виды деятельности в России, на которые надо получать лицензию согласно ст. 12 закона № 99-ФЗ, мы собрали в этот перечень:

  • разработка, производство, распространение шифровальных средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, выполнение работ, оказание услуг, техобслуживание в этой области, за исключением собственных нужд организации или ИП;
  • разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;
  • деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, за исключением собственных нужд организации или ИП;
  • разработка и производство средств защиты, деятельность по технической защите конфиденциальной информации;
  • производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции;
  • разработка, производство, испытание и ремонт авиатехники;
  • разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техобслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники;
  • разработка, производство, торговля, испытание, хранение, ремонт и оружия;
  • разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов, пиротехнических изделий IV и V классов;
  • деятельность по хранению и уничтожению химического оружия;
  • эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;
  • деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;
  • деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
  • производство лекарственных средств;
  • производство и техническое обслуживание медицинской техники, за исключением случая, если это необходимо собственных нужд организации или ИП;
  • оборот наркотических средств, психотропных веществ, культивирование наркосодержащих растений;
  • деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных и ГМО III и IV степеней потенциальной опасности;
  • деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров;
  • деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов;
  • деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров, за исключением собственных нужд организации или ИП;
  • деятельность по перевозкам воздушным транспортом грузов, за исключением собственных нужд организации или ИП;
  • деятельность по перевозкам пассажиров автотранспортом, более восьми человек, за исключением собственных нужд организации или ИП;
  • деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров;
  • деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов;
  • погрузочно-разгрузочная деятельность опасных грузов на железнодорожном, внутреннем водном транспорте в морских портах;
  • деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом за исключением собственных нужд организации или ИП;
  • деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности;
  • деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
  • частная охранная и детективная деятельность;
  • заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов;
  • оказание услуг по трудоустройству российских граждан за пределами РФ;
  • оказание услуг связи;
  • телевизионное вещание и радиовещание;
  • деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин, баз данных и фонограмм на любых видах носителей, за исключением самостоятельной деятельности лиц, имеющих авторские и смежные права;
  • деятельность в области использования источников ионизирующего излучения, за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности;
  • образовательная деятельность;
  • геодезические и картографические работы федерального назначения;
  • производство маркшейдерских работ;
  • работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления;
  • деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях;
  • медицинская деятельность;
  • фармацевтическая деятельность;
  • деятельность по сохранению объектов культурного наследия народов РФ;
  • деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности;
  • деятельность, связанная с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения;
  • предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами;
  • выполнение работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию;
  • деятельность по производству биомедицинских клеточных продуктов;
  • деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах.

Не всегда лицензируемые виды деятельности 2019 года точно соответствуют кодам ОКВЭД, которые надо указывать в заявлении на регистрацию ИП и ООО. Некоторые виды деятельности по классификатору ОКВЭД почти полностью повторяются в тексте законов.

Наименование лицензируемого вида деятельности в законе

Статья написана по материалам сайтов: businessman.ru, studfiles.net, studbooks.net, www.regberry.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий