Материальная ответственность водителя, экспедитора: за автомобиль, груз, является ли материально-ответственным лицом, когда устанавливается в полном виде? 2019 год

Достаточно часто при трудоустройстве в качестве водителя, лица интересующиеся подобной работой задаются вопросами относительно ответственности за транспортное средство.

Важно! Ответственность водителя включает не только материальная ответственность водителя за автомобиль и груз, но и административную, уголовную и гражданскую ответственность физического лица.

Работник обязан возместить причиненный вред имуществу работодателя, в том числе за ухудшение состояния имущества, необходимости произвести расходы на приобретение имущества или компенсации вреда, причиненного третьим лицам.

Важно! По общему правилу сумма материальной ответственности не может быть больше среднего заработка работника.

Однако, закон предусматривает случаи, когда сумма ответственности должна быть возмещена работником в полном размере, примирительно к рассматриваемой теме это:

  1. причинение ущерба умышлено;
  2. нанесение ущерба в состоянии любого из видов опьянения;
  3. причинение ущерба в результате совершения преступления, которое установлено приговором суда;
  4. причинение ущерба в результате совершения административного правонарушения, если оно установлено соответствующим государственным органом (учреждением);
  5. нанесения ущерба не при исполнении служебных обязанностей.

В исследуемой теме большинство случаев необходимости возмещения водителем-экспедитором суммы ответственности приходится на нанесение ущерба в результате правонарушения или преступления.

Важно! Следует отметить, что ответственность в подобных случаях может наступить только за виновные действия.

К примеру, если вы попали в ДТП на автомобиле работодателя, однако, виновником является другой участник аварии, то возмещать работодателю вы ничего не обязаны. В данном случае работодателю следует обратиться в страховую компанию либо взыскивать ущерб непосредственно с виновного лица.

Если же виновным лицом являетесь вы, то стоит отметить некоторые моменты, которые помогут вам в разрешении данной проблемы в вашу пользу либо с минимальными потерями.

Во-первых, работодатель обязан строго соблюсти процедуру служебного расследования по данному факту и предписания законодательства по порядку взыскания ответственности.

Так, работодатель обязан истребовать от вас объяснительную по факту совершенного.

Нарушение данного пункта может сыграть вам на руку в суде.

Во-вторых, работодатель обязан оценить причиненный ущерб по рыночным ценам в месте нахождения работника и работодателя, но не ниже стоимости имущества по данным бухучета учитывая степень износа.

В случае повреждения автомобиля на практике работодатели часто определяют размер ущерба привлекая независимых оценщиков или экспертов.

Вы можете не согласиться с размером ущерба и просить назначить новую экспертизу или оценку, но это целесообразно делать на судебной стадии рассмотрения спора.

В-третьих, работодатель обязан обеспечить надлежащую эксплуатацию и содержание автомобиля.

Важно! Если данные требования не соблюдены, вы можете избежать взыскания полной суммы ущерба.

В суде достаточно сложно доказать несоблюдение данного правила работодателем. Подтверждением такого факта могут служить служебные записки, направляемые вами или начальником транспортного отдела работодателю с просьбой производства ремонта автомобиля или совершения иных действий, направленных на поддержание его состояния.

В-четвертых, если размер ущерба превышает ваш средний заработок, то работодатель обязан взыскать с вас сумму ущерба только в судебном порядке.

Важно! При несоблюдении данного правила и удержании суммы из заработной платы, вы вправе обратиться в суд с иском о возврате удержанных сумм и уплате процентов за пользование чужими денежным средствами.

В-пятых, в суде работодатель обязан доказать ряд обстоятельств, которые не всегда возможно доказать. Это:

  • причинно-следственная связь между вашими действиями и последствиями;
  • отсутствие обстоятельств, исключающих ответственность;
  • противоправность поведения причинителя вреда;
  • наличие и размер ущерба;
  • соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.

В случае «зыбкости» доказательств вышеуказанных обстоятельств, решение может быть в вашу пользу.

В-шестых, работодателем пропущен годичный срок для обращения в суд.

В данном случае вы вправе обратиться в суд с заявлением о применении сроков исковой давности. Однако, стоит отметить, что суды не всегда применяют сроки исковой давности.

В-седьмых, суд может с учетом материального положения работника снизить сумму, подлежащую взысканию. Для этого следует представить соответствующее ходатайство и документы, подтверждающие данный факт.

Мы видим, что обстоятельств, которые могут повернуть дело в вашу пользу очень много, но при грамотном подходе вашего представителя, учитывая обстоятельства дела, можно найти гораздо больше подобных плюсов.

Также следует отметить, что суды часто на стороне работников и малейшая оплошность работодателя в установлении и доказывании необходимых фактов, и решение может быть в вашу пользу.

Кроме ответственности за служебный автомобиль, водитель также может нести ответственность за сохранность груза при транспортировке. Правила и нюансы привлечения к ответственности в данном случае аналогичны правилам и нюансам взыскания суммы материальной ответственности. Однако, в случае повреждения груза работодателю придется доказать, что он вверил груз именно вам и осуществил все меры, необходимые для его сохранности.

Работодатель вправе заключить договор с водителем для привлечения к материальной ответственности на основании Постановления правительства № 823 не только для защиты имущественных интересов, но и для предотвращения материальных убытков, которые могут наступить при нарушении должностных инструкций и несоблюдении техники безопасности.

Материальная ответственность водителя-экспедитора может быть как полной, так и индивидуальной. Все зависит от того, совмещает ли работник свою должность с обязанностями водителя-экспедитора или нет. При назначении на одну должность водитель при наступлении происшествия, которое предусматривает ответственность возместить ущерб, будет нести индивидуальную ответственность, в данном случае, будет отвечать за предоставленное работодателем транспортное средство. Если же работник назначен водителем-экспедитором, то с ним заключается договор, предусматривающий полную материальную ответственность, так как он будет отвечать не только за транспортное средство, но и за перевозимый груз.

Важно! Согласно ст. 244 ТК РФ материальная ответственность может быть возложена на водителя-экспедитора, так как он принимает непосредственное участие в управлении предоставленным организацией автомобилем и обслуживает вверенное ему имущество.

Так же за невыполнение экспедитором обязанностей, установленных ст.11.4.3 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа за совершенное правонарушение. Четкое выполнение правил, установленных в договоре транспортной экспедиции, направленных на сохранение перевозимых ценностей, позволит избежать как полной, так и индивидуальной материальной ответственности перед работодателем.

Материальная ответственность работника за пользование катером, в результате которого работодателю был нанесен имущественный ущерб (затопление катера, утрата перевозимого груза и другое) предусмотрена и действует в рамках установленных норм ТК РФ. Если с работником не был заключен трудовой договор, то применяются нормы гражданского права. Так, при исполнении должностных обязанностей при управлении катером полная материальная ответственность за причиненный ущерб возможна только при наличии обстоятельств, указывающих на совершение работником противоправных действий (бездействий). Под данными действиями понимается как преступные действия, так и умышленные, а так же административные проступки.

Важно! Взыскание причиненного имущественного ущерба возможно и в рамках гражданского судопроизводства в полном объеме и в установленных законом случаях.

Наличие установленной вины для взыскания с работника в полном объеме причиненный ущерб так же необходимо. В остальных случаях взыскание производится в рамках размера средней заработной платы работника.

Согласно ст.1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу, которое принадлежит юридическому лицу, должен быть возмещен в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом ТК РФ ограничивает случаи, когда водителя служебного автомобиля возможно привлечь к полной материальной ответственности. Статьей 243 ТК РФ указаны случаи, когда водитель должен возместить ущерб в полном объеме перед работодателем. В иных случаях возмещение ущерба подлежит в рамках среднего месячного заработка водителя.

Это интересно:  Основные поражающие факторы пожара 2019 год

Так же обязательным условием является наличие вины водителя. Если же работник не согласен в добровольном порядке возместить причиненный ущерб, то удержание из заработной платы является незаконным, взыскание должно производиться в таком случае только через суд.

Если водитель, перевозя груз на служебном автомобиле по договору транспортной экспедиции, является виновником ДТП, то работодатель вправе взыскать на основании ст.238 ТК РФ причиненный ему прямой действительный ущерб. Но возмещению не подлежит упущенная выгода (неполученные доходы).

Повреждение автомобиля при совершении ДТП входит в понятие прямого действительного ущерба. Работодатель вправе взыскать причиненный ущерб с водителя в случае, если именно противоправные действия (бездействие) работника привели к повреждению вверенного имущества.

Важно! Заключение договора с водителем о полной материальной ответственности является незаконным, так как предметом данного договора является возмещение причиненного ущерба водителем за недостачу перевозимого имущества, а при ДТП такой недостачи по сути быть не может.

Законом в Постановлении Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85 “Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности” так же устанавливается, что договор о полной материальной ответственности может быть заключен с работниками, перечень которых имеется в указанном постановлении, в который не входит должность водителя. И если организация заключила с водителем такой договор, он не будет являться основанием для привлечения его к полной материальной ответственности.

При этом не всегда водитель может избежать полного возмещения причиненного ущерба. Так, согласно ст.243 ТК РФ полную ответственность работник понесет только при наличии следующих обстоятельств при совершенном ДТП:

  • в результате преступных действий, которые установлены приговором суда;
  • в результате умышленных действий;
  • водитель управлял ТС в состоянии алкогольного опьянения;
  • при управлении ТС не находился на исполнении служебных обязанностей;
  • в результате административного проступка.

В остальных случаях, материальная ответственность работника будет ограничена размером его заработной платы.

В соответствии со ст.239 ТК РФ водитель может избежать материальной ответственности в случае, если ущерб возник:

  • вследствие непреодолимой силы (ураган, наводнение и прочее);
  • крайней необходимости;
  • в результате самообороны;
  • нормального хозяйственного риска;
  • работодатель не исполнил обязанности по обеспечению условий, необходимых для сохранности вверенного работнику имущества.

Вы можете воспользоваться подготовленным бланком и заполнить его. Бланк доступен для скачивания и просмотра.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует.

Профессия водителя является одной из наиболее востребованных в наше время. Бремя на людях, сидящих за баранкой, тоже лежит не малое.

Правда, где именно заканчивается это бремя знают не все работники и далеко не все работодатели.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !

Он может может выполнять совершенно разные функции и на него возлагается масса обязанностей. Все детали должности должны прописываться в трудовом договоре и должностной инструкции.

Если речь идет о человеке с личным автомобилем, то, как правило, он должен не только доставить пассажира – непосредственного владельца машины из пункта «А» в пункт «Б», но и следить за чистотой авто изнутри и снаружи, контролировать необходимость заправки и мелкого ремонта. ТО, капитальный ремонт в его обязанности не входит, так как данные операции выполняются, либо должны выполняться, специалистами.

Человек, управляющий грузовым транспортом, должен доставить вверенное ему из пункта отправления в пункт назначения, обеспечить мелкий ремонт в дороге, заправлять автомобиль. Кроме того в рамки его обязательств входит следить за погрузкой и выгрузкой.

Он также может предположить поведение груза во время транспортировки и помочь правильно расставить его по полу прицепа, чтобы избежать возможных повреждений.

У водителя – экспедитора, помимо перечисленных выше обязанностей, также прибавляются: проверка качества и количество загружаемого и выгружаемого по сопроводительным документам – товарно-транспортным накладным; проверка и контроль целостности упаковки (НЕ СОДЕРЖИМОГО); обеспечение режима перевозки (актуально для продуктов питания и опасных веществ); оформление документов и актов о недостаче, порче или прочем вреде.

Профессия водителя, как и большинство других, является материально ответственной. Правда, говорить об этом в отношении данного вида деятельности не приходится.

Согласно законодательным актам – Трудовому Кодексу и 85-му Постановлению Министерства Труда, такой вид обязательства может применяться в исключительных случаях (эти случаи перечислены в 243 статье ТК). Поэтому пределы ущерба, который человек, находившийся за рулем авто может и должен возместить, зависят от размера его среднего официального заработка.

Исключение из правил составляют два случая:

  1. Человеку переданы материальные ценности – груз по какому-либо специальному документу. Это может быть доверенность, акт приема-передачи, либо другой подобный документ. Именно подписав эту бумагу. Сотрудник организации, отвечающий за перевозку, принимает на себя обязательства не только по доставке, но и по сохранению полученного им для транспортировки ценного имущества. Но есть один нюанс: если в ТД должность, на которую принят сотрудник, не сформулирована как «экспедитор» или «водитель – экспедитор», то никто не сможет заставить работника принимать груз под свою роспись и полностью отвечать за него. Подпись же его является его добровольным согласием.
  2. Человек является экспедитором. В связи с тем, что работа экспедитора подразумевает под собой работу с материальными ценностями, их транспортировку, хранение, учет, то требование работодателя отвечать за сохранность вверенного груза вполне обоснованного и не противоречит законодательству. Но опять же, такой сотрудник должен оформляться на предприятии правильно, и помимо трудового должен заключаться контракт о материальной ответственности за автомобиль.

Только при наличии этих двух обстоятельств можно говорить о наступлении полной материальной ответственности. В остальных случаях она общая.

Теперь разберемся, за что же ответственен человек, находясь за рулем и может ли он быть таковым. Это может быть:

  • Техническое состояние транспортного средства;
  • Сохранность и качество перевозимых предметов.

Причем, требования работодателя осуществлять ремонт служебного автомобиля за счет работника совершенно необоснованно и неправомерно. Оно имеет место, если повреждения наступили из-за случаев, описанных в Трудовом Кодексе.

А именно: человек был пьян, под наркотическим или токсическим влиянием; повреждения были нанесены преднамеренно ( по умыслу, либо квалифицированы как административное правонарушение или преступление); сотрудник использовал автомобиль вне рабочее время или в своих личных целях.

Только в этих случаях можно требовать возмещения нанесенного вреда в полном объеме. Но если окажется, что он просто был неосторожен, либо неисправность наступила не по его вине, то речь может идти максимум об общей ответственности – то есть ущерб будет оценен одним среднемесячным официальным заработком.

Теперь непосредственно о грузе.

Так как прием груза идет по накладным, складским документам, доверенности, то за любую недостачу, которая обнаруживается во время выгрузки, сотрудник отвечает в полной мере.

Во время транспортировки груза контактирует с ним исключительно водитель-экспедитор, поэтому и спрос весь с него. За повреждение груза в следствии неправильного режима перевозки – некорректная или непостоянная температура, давление, отсутствие проветривания, более длительный срок перевозки и пр. экспедитор также отвечает головой.

Если при транспортировке повреждена упаковка груза при её наличии, а, следовательно, и само содержимое, то спрос также идет с водителя.

Если все условия перевозки соблюдались, упаковочная тара и материал целы, то за повреждения, имеющиеся внутри них экспедитор не отвечает. Так как в его обязанности не входить контроль упаковки ценностей, поэтому отвечать за это он не может.

Теперь обратимся к примеру. Многие компании, занимающиеся транспортно — экспедиционной деятельностью пытаются переложить львиную долю своих обязательств на плечи обыкновенных водителей, которые не числятся в штате их работников и с которыми не заключен договор о полной индивидуальной МО водителя за перевозимые предметы.

Именно эти посредники заключают с собственниками с перевозчиками договор-заявку на доставку груза, в которой помимо стандартных условий (пункты погрузки/выгрузки, характеристика груза, условия перевозки, оплата, данные авто и водителя) приписывают водителю (не наделяя его функцией экспедитора) отвечать за нанесение ущерба в полном объеме.

При приеме сотрудника, который будет заниматься транспортировкой чего-либо, работодатель должен четко обозначить как для себя, так и для будущего водителя, будет ли в его обязанности входить функция экспедирования. Именно от этого зависит порядок дальнейшего оформления и работы.

Если работник выполняет только функции вождения автомобиля, то с ним должен заключаться трудовой контракт.

Также не нужно забывать о должностной инструкции, конкретно определяющие функции сотрудника. Ни о какой полной материальной ответственности и о соответствующем соглашении речи идти не может.

Если работник помимо водительской функции будет заниматься экспедированием, то с ним должен полписываться следующий пакет документов:

  • Трудовой контракт;
  • Договор о полной МО (в нем четко должно быть написано, за что отвечает водитель-экспедитор, его права и обязанности);
  • Должностная инструкция.

Помимо этой документации при непосредственном осуществлении деятельности экспедитора на водителя оформляются доверенности, акты приема-передачи груза, товарно-транспортные накладные и пр..

Экспедитор может отказаться подписывать соглашение – это его право. Тогда у работодателя два варианта действий:

  • Оставить работника на должности, но взять на себя все риски. В случае нанесения ущерба экспедитор будет компенсировать порчу только в размере своего среднего заработка за один месяц (за исключением случаев, упомянутых в ТК в статье 243);
  • Расторгнуть трудовые отношения;
  • Предложить другую должность.

При составлении есть одно правило: Ответственность работодателя не может быть занижена, а водителя — завышена. Она должна соответствовать закону (статья 232 ТК).Также данный документ может определить конкретные случаи, при наступлении которых придется компенсировать ущерб полностью.

В наличии должны находится следующие разделы:

  • Преамбула – наименование сторон, место и дата заключения;
  • Предмет – определение обязанностей;
  • Права и обязанности работника и работодателя – здесь указываются все функции, которые должен выполнять рабочий, а также те функции, в которых он может принимать участие, чтобы контролировать работу с ценностями ;
  • Способы определения размера и взыскание нанесенного ущерба;
  • Исключающие обстоятельства – это отсутствие доказанной вины или наступление обстоятельств из-за которых гражданин не смог обеспечить сохранность груза ,и которые от него не зависели;
  • Способы разрешения споров – варианты судебного и досудебного урегулирования споров;
  • Подписи и печати сторон.

Чем подробнее будет расписан каждый раздел, тем меньше будет трудностей при взыскании. Вы можете скачать документы.

Как видно, каждый человек, занимающийся перевозкой чего-либо отвечает за это в полном или частичном объеме. А вот правильное разграничение обязательств зависит от грамотности составления рабочей документации, подкованности работодателя в сфере трудового права и внимательности самого человека.

Водители габаритных транспортных средств, которые перевозят тяжелые грузы, несут за него материальную ответственность. А раньше было все по-другому. В сфере грузоперевозок четко разграничивались обязанности того, кто управляет автомобилем и того, кто сопровождает груз — экспедитора. Не так давно был принят закон, согласно которому на этапе приема груза на водителя накладывается ответственность за транспортируемое имущество, снимается она по факту его доставки к месту назначения. Возникает вопрос, в чем выражается материальная ответственность водителя за груз, какие обязанности возлагаются на водителя, выполняющего функции экспедитора.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с материальной ответственностью водителя за груз, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи, связанные с материальной ответственностью водителя за груз, уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выполнить любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу.
  • Позвонить:
    • ☎ Федеральный номер: 8 (800) 500-27-29 доб. 844
  1. Перед тем, как отправиться в путь, он в обязательном порядке проверяет правильность оформления всей документации на транспортируемый груз. Особое внимание обращается также на его состояние, целостность упаковки, правильность и надежность размещения в кузове авто. В случае обнаружения повреждений в товарно-транспортную накладную вносятся соответствующие пометки.
  2. На этапе подготовки водитель должен убедиться в отсутствии технических проблем с транспортным средством, что означает его полную готовность к рейсу.
  3. Пока водитель не прибудет к месту назначения, ему запрещается оставлять машину без присмотра, использовать ее с целью дополнительного заработка, подвозить посторонних людей.

Внимание! Все меры предосторожности направлены на то, чтобы доставка грузов к местам назначения осуществлялась быстро и качественно. В случае их повреждения, стоимость потерь взыскивается обычно с того, кто управлял транспортным средством во время перевозки.

Ответственность за сохранность включает в себя и недостачу. Но! Практически невозможно сделать так, чтобы водитель осуществлял прием груза по каждому наименованию, потому что на сверку количества товаров с тем, что указано в накладной, требуется очень много времени. К тому же, не все обладают знаниями товарной номенклатуры. Было решено использовать другой способ борьбы с недостачей: водитель обязан доставить к месту назначения указанное количество грузовых мест без повреждений, без нарушений маркировки и упаковки. Все это сверяется по факту доставки.

Важно! Если были обнаружены повреждения груза, получателем составляется акт, в нем должна быть дата и место составления документа, ФИО тех, кто учувствовал в составлении документа, краткое описание ситуации, фактический размер испорченного имущества, его описание.

К акту должны быть приложены результаты проведения экспертизы, с учетом которых определяется фактический размер недостачи/повреждений. Документы составляются и подписываются в присутствии водителя, соответствующие отметки делаются в путевом листе.

За повреждение перевозимого товара в результате аварии ответственность несет перевозчик, даже если доказано то, что водитель не нарушил правил дорожного движения. Это является предметом многочисленных дискуссий, но объяснение тому имеется. Дело в том, что грузовладелец, надлежащим образом подготовивший товар к транспортировке и правильно разместивший его в кузове автомобиля, захочет возместить понесенные убытки за счет другой стороны договора. Вина перевозчика презюмируется, а это означает, чтобы не случилось, на него возлагается бремя доказывания собственной невиновности.

С целью предотвращения безответственного отношения водителей к тому, что они перевозят, нанимателям рекомендуется составлять договор, в котором максимально подробно описывать ответственность за целостность и сохранность имущества. Документ также необходим:

  • для получения максимальной выгоды от автомобильного транспорта;
  • для улучшения дисциплины;
  • для защиты имущественных интересов.

Ответственность может быть индивидуальной, полной материальной и коллективной. Она может возлагаться на лиц, достигших 18-летнего возраста, принимающих непосредственное участие в управлении/обслуживании товара. Это же касается граждан, чья должность указана в Постановлении №85, действующим от 31.12.2002 года. От водителей требуется предоставление справки о том, что у него отсутствуют противопоказания к управлению транспортными средствами. Если это окажется не так, то убытки придется возмещать работодателю.

На одной машине посменно работают два водителя. С ними заключены индивидуальные договоры о материальной ответственности за груз, полученный для перевозки.

Несут ли водители полную материальную ответственность в случае повреждения транспортного средства, и можно ли заключать с ними договоры о полной материальной ответственности в отношении транспортного средства?

Полная материальная ответственность работника состоит в обязанности возмещать причиненный ущерб в полном размере (ст. 242 ТК РФ).

Случаи полной материальной ответственности работника перед работодателем перечислены в ст. 243 ТК РФ. Одним из оснований привлечения к данному виду ответственности является недостача ценностей, вверенных работнику на основании специального письменного договора (п. 2 части первой ст. 243 ТК РФ), под которым понимается именно договор о полной материальной ответственности.

В соответствии с частью первой ст. 244 ТК РФ письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности могут заключаться с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.

Согласно абзацу четвертому раздела I Перечня письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности могут заключаться, в частности, с работниками таких должностей, как заведующие, другие руководители складов, кладовых (пунктов, отделений), ломбардов, камер хранения, других организаций и подразделений по заготовке, транспортировке, хранению, учету и выдаче материальных ценностей, их заместители; заведующие хозяйством, коменданты зданий и иных сооружений, кладовщики, кастелянши; старшие медицинские сестры организаций здравоохранения; агенты по заготовке и (или) снабжению, экспедиторы по перевозке и другие работники, осуществляющие получение, заготовку, хранение, учет, выдачу, транспортировку материальных ценностей.

Такая формулировка четвертого абзаца означает, что договоры о полной индивидуальной материальной ответственности могут заключаться с сотрудниками, чьи должности не поименованы в Перечне, при условии, что такие сотрудники осуществляют получение, заготовку, хранение, учет, выдачу, транспортировку материальных ценностей. Исходя из самого названия и структуры Перечня следует, что основанием для заключения с работником договора о полной индивидуальной материальной ответственности в равной степени могут являться либо занятие должности, либо выполнение работы, поименованных в Перечне. Подобное мнение высказывается и другими специалистами (смотрите, например, статью Переваловой Ж.А. «Все, что вы хотели узнать об индивидуальной материальной ответственности работника» в журнале «Кадровая служба и управление персоналом предприятия», N 3, март 2008 г.).

Итак, если в должностные обязанности водителей входят виды работ, указанные в Перечне, то работодатель вправе заключить с ними договоры о полной материальной ответственности, несмотря на отсутствие занимаемой ими должности в Перечне.

Отметим, что заключение договора о полной материальной ответственности не означает, что работник несет ответственность в полном размере за все имеющееся у работодателя или используемое работником при выполнении его обязанностей имущество. Эта ответственность наступает только в случае недостачи того имущества, которое было вверено работнику. Так, например, если работа водителя связана с получением, выдачей, транспортировкой материальных ценностей, то с ним может быть заключен договор о полной материальной ответственности.

Следует также отметить, что заключение с водителем договора о полной материальной ответственности в отношении транспортного средства в рассматриваемом случае не соответствует законодательству. В данной ситуации автомобиль не является транспортируемым объектом, а является лишь средством, с помощью которого водителем осуществляется транспортировка материальных ценностей. На наш взгляд, обязанность работника возместить ущерб, причиненный работодателю в результате угона или повреждения закрепленного за водителем транспортного средства, из такого договора возникнуть не может.

В то же время согласно ст. 243 ТК РФ материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может быть возложена на работника в случаях:

— когда в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей (например, статья 277 ТК РФ устанавливает, что полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации, несет руководитель организации);

— умышленного причинения ущерба;

— причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

— причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;

— причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;

— причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Таким образом, организация может привлечь водителя к полной материальной ответственности за повреждение автомобиля лишь в том случае, если будет доказан какой-либо из фактов, указанных в п.п. 3-6 части первой ст. 243 ТК РФ. Например, если работник организации в установленном законом порядке признан виновным в совершении административного правонарушения, в результате которого был поврежден принадлежащий организации автомобиль, то он обязан возместить организации прямой действительный ущерб в полном размере.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Статья написана по материалам сайтов: dtp24.com, lawyer-consult.ru, l-a-w.ru, www.audit-it.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий