МРОТ в Еврейской авт.области. Минимальный размер оплаты труда с 1 января 2019 год

Забота социально ориентированного государства о своих гражданах проявляется не только в установлении определённых стандартов жизни, но и контроле за тем, чтобы её уровень не падал ниже некой критической отметки. В качестве последней выступает МРОТ – минимально возможный размер оплаты труда, с которого и начинаются начисления тарифных ставок, должностных окладов и других видов заработка для лиц, отработавших за месяц полную норму рабочего времени. Согласно статье 112 Трудового Кодекса Российской Федерации, она составляет 40 рабочих часов в неделю или 8 часов в день. Для исчисления нормы необходимо 8 часов умножить на количество рабочих дней в конкретном месяце.

Само понятие минимального размера оплаты труда было впервые введено в 2000 году, когда вышла первая редакция действующего сегодня Федерального закона № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». С самого начала законодатели решили привязать рассчитываемую величину к стоимости потребительской корзины, которая, как известно, меняется в зависимости от динамики уровня инфляции. В результате, имеют место регулярные (обычно – ежегодные) пересмотры величины МРОТ, которые устанавливают её очередной уровень отдельным федеральным законом. Последним из них стал нормативный акт за №164-ФЗ от 02 июня, который обязал работодателей и прочих субъектов хозяйствования с 1 января принимать за МРОТ 2017 года величину в 7500 рублей.

Начиная с 2000 года, этот показатель претерпевал множество изменений (в рублях):

  • 1.07.2000 г. – 132,
  • 1.01.2001 г. – 200,
  • 1.07.2001 г. – 300,
  • 1.05.2002 г. – 450,
  • 1.10.2003 г. – 600,
  • 1.01.2005 г. – 720,
  • 1.09.2005 г. – 800,
  • 1.05.2006 г. – 1100,
  • 1.09.2007 г. – 2300,
  • 1.01.2009 г. – 4330,
  • 1.06.2011 г. – 4611,
  • 1.01.2013 г. – 5205,
  • 1.01.2014 г. – 5554,
  • 1.01.2015 г. – 5965,
  • 1.01.2016 г. – 6204,
  • 1.07.2016 г. – 7500.

Устанавливаемая законом величина МРОТ 201 г. является базисной для соответствующих расчётов региональных показателей. Субъекты вправе устанавливать собственную планку, которая, при этом, не должна быть ниже федеральной.

Важное уточнение: статья 133 ТК РФ гарантирует гражданам РФ, что минимальная заработная плата по своей величине не может быть ниже уровня прожиточного минимума. На практике же он отстаёт в большинстве регионов страны, в частности, использующих за основу федеральную планку МРОТ. Юридически оспорить данное соответствие крайне сложно, поскольку чиновники вправе ссылаться на статью 421 Трудового кодекса, разрешающую поэтапно повышать МРОТ, пока он не достигнет уровня прожиточного минимума. К слову, последний при расчёте на душу населения в первом квартале 2016 года составлял 9776 рублей (согласно Постановлению Правительства РФ №511 от 9 июня 2016 года).

Прожиточный минимум также устанавливается законодателями, которые в своих расчётах опираются на показатель стоимости потребительской корзины. Порядок определения этой величины прописан в Федеральном законе №233-ФЗ, тогда как набор необходимых для «обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья» продуктов, входящих в потребительскую корзину, приведён в ФЗ № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».

Согласно июньскому решению депутатов Госдумы (ФЗ №164-ФЗ от 02.06.2016 г.), минимальный размер оплаты труда в России был в очередной раз увеличен: с 1 июля 2016 года минимальная заработная плата составляет 7500 рублей. Предыдущее повышение датировалось 1 января, когда законодатели установили планку МРОТ на уровне 6204 рублей.

Нельзя забывать, что этот показатель – общероссийский, тогда как сами регионы вправе устанавливать собственный минимум, который не должен опускаться ниже федерального МРОТ (ст. 133.1 ТК РФ). Спустя 2 недели после установления новой планки минимальный размер оплаты труда по регионам выглядел следующим образом (в ряде регионов законодательство предусматривает разделение показателей для работников бюджетной и внебюджетной сфер, в рублях):

  • г. Москва – 17300
  • Московская обл. – 12500
  • Белгородская обл. – 8694
  • Воронежская обл. – 7500 (бюдж.) и 8787 (внебюдж.)
  • Ивановская обл. – 8645
  • Липецкая обл. – 7500 (бюдж.) и 8065 (внебюдж.)
  • Орловская обл. – 9778
  • Тульская обл. – 10000 (бюдж.) и 12000 (внебюдж.)
  • Ярославская обл. – 7500 (бюдж.) и 8021 (внебюдж.)
  • Брянская, Владимирская, Калужская, Костромская, Курская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская обл. – 7500
  • г. Санкт-Петербург – 11700
  • Ленинградская обл. – 7800
  • Калининградская обл. – 10000
  • Мурманская обл. – 13650
  • Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская, Вологодская, Новгородская, Псковская обл., Ненецкий авт. округ – 7500
  • Республика Марий Эл – 9251
  • Нижегородская область – 7500 (бюдж.) и 9000 (внебюдж.)
  • Ульяновская обл. – 7500 (бюдж.) и 9944 (внебюдж.)
  • Республика Башкортостан, Республика Мордовия, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Пермский край, Кировская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская обл., Республика Татарстан – 7500
  • Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Республика Крым, Краснодарский край, Астраханская, Волгоградская, Ростовская обл. – 7500
  • Тюменская обл. – 7700 (бюдж.) и 9300 (внебюдж.)
  • Челябинская обл. – 7500 (бюдж.) и 8300 (внебюдж.)
  • Ямало-Ненецкий авт. округ – 12431
  • Курганская обл., Свердловская обл., Ханты-Мансийский авт. округ — Югра – 7500
  • Чеченская Республика – 8252
  • Ставропольский край – 8588
  • Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия — Алания – 7500
  • Республика Саха (Якутия) – 15390
  • Камчатский край – 15800-18230
  • Хабаровский край – 9485
  • Магаданская обл. – 17100
  • Сахалинская обл. – 16838
  • Приморский край, Амурская, Еврейская авт. обл., Чукотский авт. округ – 7500
  • Алтайский край – 7500 (бюдж.) и 8116 (внебюдж.)
  • Забайкальский край – 7500 (бюдж.) и 8095 (внебюдж.)
  • Красноярский край – 7500 (бюдж.) и 9544 (внебюдж.)
  • Томская обл. – 7500 (бюдж.) и 8581 (внебюдж.)
  • Кемеровская обл. – 14115
  • Новосибирская обл. – 9030
  • Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Иркутская и Омская обл. – 7500
Это интересно:  Как в домашних условиях проверить золото и определить подлинность: способы и рекомендации 2019 год

МРОТ – величина, регулирующая не только размер заработной платы. Она оказалась универсальной базой для исчисления целого ряда пособий (беременность и роды, временная нетрудоспособность и др.). Понятие использования МРОТ для исчисления пеней, штрафов, налогов и сборов не должно вводить в заблуждение: в данном случае величину устанавливает отдельный нормативный акт. Так, согласно действующему Федеральному закону №82-ФЗ от 19 июня 2000 года (статья 5), МРОТ для штрафов, пеней и налогов равен 100 руб., и до сегодняшнего момента эта величина остаётся неизменной.

Понятие минимального размера оплаты труда (МРОТ), его значение, порядок применения, установления и изменения определены нормами федерального законодательства:

  1. МРОТ устанавливается федеральным законодателем и действует по всей нашей стране (ч. 1 ст. 133 Трудового кодекса РФ).
  2. Согласно чч. 2, 3 ст. 133 ТК РФ установленный МРОТ должен учитываться, соблюдаться и выплачиваться всеми работодателями своим работникам, если они выполнили месячную норму по рабочему времени и труду.
  3. МРОТ, кроме регулирования уровня зарплаты, применяется для расчета больничного пособия, пособия по беременности и родам и других целей соцстрахования (ст. 3 закона «О минимальном…» от 19.06.2000 № 82-ФЗ). Обо всем этом можно прочитать на нашем сайте здесь: МРОТ.
  4. В соответствии со ст. 421 ТК РФ порядок и сроки повышения МРОТ устанавливаются на федеральном уровне.

О последнем пункте расскажем подробнее.

Ч. 1 ст. 133 вместе со ст. 421 ТК РФ установлено правило: МРОТ должен быть не меньше прожиточного минимума, и подгоняется он под эту величину федеральными законами. Если посмотреть изменения размера минимальной зарплаты за последние 10 лет (см. таблицу 1), можно увидеть, что нет никакой четко обозначенной временной динамики. Единственное, что очевидно, — величина с каждым разом становится все больше.

Начало действия нового МРОТ

Размер МРОТ, руб.

С 2013 по 2016 год новая величина МРОТ вводилась ежегодно с января, затем этот порядок был изменен.

О том, какую роль играет прожиточный минимум для МРОТ, читайте здесь: МРОТ и прожиточный минимум — в чем разница (нюансы)?.

  • прежний показатель увеличился на 117 руб;
  • размер минимальной зарплаты равен прожиточному минимуму, установленному на II квартал 2018 года.

В любом случае, как предусмотрено ст. 3 закона № 421-ФЗ, если прожиточный минимум при расчете в последующем квартале года будет уменьшаться, на МРОТ это никак не повлияет. Величина минимальной зарплаты будет оставаться на прежнем уровне.

  1. Ч. 2 ст. 95 ГПК РФ, устанавливающей порядок расчета компенсации свидетелям в суде. Указанная компенсация рассчитывается не исходя из МРОТ, а в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.12.2012 № 1240.
  2. Ч. 2 ст. 108 КАС РФ, которая, как и в вышеуказанном пункте, устанавливает порядок расчета компенсации для вызванного работающего свидетеля в суд. После вступления в силу закона № 421-ФЗ об изменении МРОТ применяются правила указанного выше постановления Правительства РФ.
  3. Ч. 4 ст. 107 АПК РФ. Изменения происходят аналогично положениям ГПК РФ и КАС РФ.

Объемы и состав продуктов, потребляемых разными группами населения, в 2018 – 2020 годах остаются такими же, как указано в законе «О потребительской корзине…» от 03.12.2012 № 227-ФЗ, несмотря на то, что в 2018 году потребительская корзина должна была обновиться.

С изменением размера МРОТ в 2019 году изменится размер больничных, декретных пособий и пособий по уходу за ребенком.

Минимальная зарплата учитывается при расчете указанных социальных выплат, если у работника (работницы) недостаточно страхового стажа или недостаточный размер заработка, полученного в расчетном периоде.

Таким образом, окончательный размер пособия в 2019 году будет рассчитываться исходя из СДЗ 370, 85 руб. (в 2017-м, СДЗ равнялся 246,58 руб.).

МРОТ используется также в качестве базы для начисления страховых взносов для ИП, нотариусов и т. п., использующих УСН. Однако в связи с его резким повышением данное правило изменено п. 77 ст. 2 закона «О внесении изменений…» от 27.11.2017 № 335-ФЗ. Установлены фиксированные размеры платежей на 2018, 2019 и 2020 годы

Это интересно:  Вредные условия труда: как определяются, специфика занятий, оплата и компенсации, особенности процесса 2019 год

Несмотря на то, что налоговым агентом теперь является ФНС, названия страховых взносов и порядок их внесения остаются прежними.

Стремясь снизить себестоимость продукции и быть конкурентоспособными на рынке, недобросовестные предприниматели снижают оклады сотрудникам. Государство встает на защиту интересов работников: в законодательных актах регионального и федерального уровня прописана минимальная зарплата, опуститься ниже которой не вправе ни одна компания, независимо от сферы деятельности и места расположения. Нарушение этого правила влечет наложение штрафных санкций и проблемы с контролирующими органами.

Согласно положениям действующего законодательства, МРОТ – это минимально возможный размер зарплаты сотрудников, который может установить работодатель. Величина определяется на федеральном уровне ежегодно.

Каким будет МРОТ на следующий период, зависит от таких макроэкономических факторов:

  • уровня цен в стране;
  • уровня безработицы;
  • темпа инфляции;
  • производственных показателей;
  • потребностей рабочих из России и иностранных государств.

МРОТ выполняет следующие функции:

  • Используется для регулирования доходов трудящихся.
  • Служит базой для определения размера пособий по больничным листам, беременности и родам.
  • Используется для исчисления страховых взносов.

Ст. 129 ТК РФ гласит, что в минимальный размер оплаты труда включаются следующие перечисления работнику:

  • оклад, определенный исходя из квалификации специалиста, сложности и характеристик труда;
  • компенсационные выплаты (например, положенные за вредные или опасные условия работы);
  • выплаты стимулирующего характера (годовые, квартальные, месячные премии и т.д.);
  • иные доплаты, получаемые от фирмы-нанимателя.

Если работник трудится внутренним совместителем, т.е. помимо основных обязанностей выполняет дополнительные, последние оплачиваются отдельно. Доход внешнего совместителя зависит от достигнутых договоренностей между ним и компанией.

Если человек трудился на 1,5 ставки вместо одной, он не может получить зарплату в размере одной «минималки». Его доход будет исчислен пропорционально переработанному времени.

Трудовое законодательство запрещает включать в расчет МРОТ оплату за работу сверхурочно, в выходные и праздничные дни. За это положены отдельные перечисления, которые определяются по полуторной ставке в первые два часа и по двойной – в последующее время. По договоренности со специалистом денежная компенсация может быть заменена на дополнительные дни отдыха.

Статьей 133 ТК РФ предписано, что доход сотрудника, получаемый от работодателя, не может быть ниже, чем минимальный порог, если соблюдаются два условия:

  • человек отработал полный месяц;
  • исполнил подразумеваемые должностью обязанности.

В понятие дохода включается оклад, премии, компенсации и иные выплаты, получаемые от компании—нанимателя. Если сумма перечислений составляет больше МРОТ, нарушения нормативных актов отсутствуют.

Возможны случаи, когда на законных основаниях работник организации будет получать доход меньше МРОТ. Например, если человек трудится на условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, этот факт прописан в контракте или допсоглашении к нему, нарушений законодательства нет. Это же правило относится к внешнему совместительству, когда специалист уделяет выполнению служебных обязанностей 2-3 часа в день, а остальное время проводит по основному месту трудоустройства.

Согласно положениям ст. 133 ТК РФ, власти субъекта федерации по согласованию с профсоюзами и организациями вправе вводить на его территории собственный МРОТ. Он обязательно должен превышать федеральное значение. В 2019 году такой возможностью пользуются 32 региона страны. К их числу относится Московская, Брянская, Курская области, республики Татарстан, Хакассия, Бурятия, Забайкальский край и другие.

Компании, расположенные на территории субъекта, где повышена «минималка», считаются по молчанию присоединившимися к соглашению, даже если не принимали участия в его обсуждении. Информация о принятом решении публикуется на официальном сайте исполнительной власти для всеобщего ознакомления.

Если организация не хочет присоединяться к инициативе, у нее есть 30 дней с момента публикации решения на то, чтобы направить в органы власти письменный отказ с обоснованием причин. «Молчание» обязывает коммерческую структуру подчиниться нововведению и поднять заработные платы работникам до уровня регионального МРОТ. Несоблюдение этого правила влечет те же санкции, что игнорирование федеральной «минималки».

Законодательный минимум обязателен к соблюдению фирмами разных сфер деятельности и масштабов. Уклонение от требований, предписанных правовыми актами РФ, влечет административную ответственность.

В 2019 году размеры штрафных санкций к нарушителям установлены на уровне:

  • до 50 тыс. руб. – для организации;
  • до 5 тыс. руб. – для руководства компании;
  • до 5 тыс. руб. – для частного предпринимателя.

Если первое наказание не возымеет должного действия, и нарушитель продолжит выплачивать зп персоналу ниже положенной, штрафы увеличиваются. На сколько – решат проверяющие инспекторы. Например, юридическое лицо вместо 50 тыс. будет обязано уплатить в бюджет 70 тыс. руб.

Если организация не соблюдает минимальный порог, она становится объектом повышенного интереса со стороны налоговиков. Ее подозревают в выплате «серых» окладов и уклонении от перечисления НДФЛ и страховых взносов. Для «перевоспитания» недобросовестных нанимателей создаются специальные комиссии из представителей контролирующих органов.

Это интересно:  Иск о взыскании неустойки с застройщика. Как взыскать неустойку с застройщика: пошаговая инструкция 2019 год

В ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации как раз изложен порядок установления минимального размера оплаты труда в разрезе регионов. Каждый отдельно взятый субъект РФ обладает возможностью устанавливать МРОТ на основании регионального соглашения, отличный от минимального размера оплаты труда, утвержденного федеральным законом. Он определяется в соответствии с прожиточным минимумом трудоспособного населения данного субъекта, а также социально-экономическими условиями. Ключевым условием при этом является то, что МРОТ субъекта РФ не должен быть меньше МРОТ в целом по Российской Федерации.

Согласно заключенному трехстороннему соглашению в регионе (условия заключения данного соглашения определены ст. 47 ТК РФ) установленный МРОТ в данном регионе касается работодателей, занимающихся производственной, торговой и иной деятельностью в данном субъекте РФ.

После официального опубликования соглашения, работодателям, не участвовавшим в подписании, дается 30 дней на предоставление отказа о распространении на них данного соглашения в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ. Направляемый отказ должен быть мотивированным и содержать в себе протокол совещания работодателя и профсоюзной организации, а также предложения содержащие сведения о том, когда данная организация сможет повысить МРОТ до уровня, определенного региональным соглашением.

Все остальные организации, не предоставившие отказ, считаются автоматически согласными с условиями регионального соглашения и обязаны устанавливать МРОТ в соответствии с ним.

В Российской Федерации на данный момент существует 8 федеральных округов: 1) Центральный, 2) Уральский, 3) Дальневосточный, 4) Южный, 5) Приволжский, 6) Северо-Западный, 7) Сибирский, 8) Северо-Кавказский.

В каждом округе в разрезе субъектов утверждается региональный минимальный размер оплаты труда.

Центральный Федеральный округ включает в себя 18 субъектов Российской Федерации (1. Калужская обл., 2. Липецкая обл., 3. Смоленская обл., 4. Рязанская обл., 5. Орловская обл., 6. Брянская обл., 7. Ярославская обл., 8. Владимирская обл., 9. Тверская обл., 10. Костромская обл., 11. Курская обл., 12. Москва, 13. Белгородская обл., 14. Ивановская обл., 15. Тульская обл., 16. Воронежская обл., 17. Московская обл., 18. Тамбовская обл.)

МРОТ в разрезе субъектов ЦФО в основном определен на уровне МРОТ, согласно утвержденного федерального закона, однако есть и отличия.

Уральский Федеральный округ включает в себя 6 субъектов Российской Федерации (1. Курганская обл., 2. Свердловская обл., 3. Тюменская обл., 4. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, 5. Челябинская обл., 6. Ямало-Ненецкий автономный округ.)

Дальневосточный Федеральный округ включает в себя 9 субъектов Российской Федерации (1. Амурская обл., 2. Еврейская автономная обл., 3. Камчатский край, 4. Приморский край, 5. Магаданская обл., 6. Республика Саха (Якутия), 7. Сахалинская обл., 8. Хабаровский край, 9. Чукотский автономный округ.)

Южный Федеральный округ включает в себя 8 субъектов Российской Федерации (1. Астраханская обл., 2. Волгоградская обл.,3. Краснодарский край, 4. Республика Адыгея, 5. Республика Калмыкия, 6. Ростовская обл., 7. Республика Крым, 8. Севастополь.)

Приволжский Федеральный округ включает в себя 14 субъектов Российской Федерации (1. Кировская обл., 2. Нижегородская обл., 3. Оренбургская обл., 4. Пензенская обл., 5. Республика Башкортостан, 6. Республика Марий Эл, 7. Республика Мордовия, 8. Республика Татарстан, 9. Самарская обл., 10. Саратовская обл., 11. Пермский край, 12. Удмуртская Республика, 13. Ульяновская область, 14. Чувашская Республика.)

Северо-Западный Федеральный округ включает в себя 11 субъектов Российской Федерации (1. Архангельская обл., 2. Вологодская обл., 3. Калининградская обл., 4. Ленинградская обл., 5. Мурманская обл., 6. Ненецкий автономный округ, 7. Новгородская обл., 8. Псковская обл., 9. Республика Карелия, 10. Республика Коми, 11. Санкт-Петербург.)

Сибирский Федеральный округ включает в себя 11 субъектов Российской Федерации (1. Алтайский край, 2. Забайкальский край, 3. Иркутская обл., 4. Кемеровская обл., 5. Красноярский край, 6. Новосибирская обл., 7. Омская обл., 8. Республика Алтай, 9. Республика Бурятия, 10. Республика Тыва, 11. Республика Хакасия, 12. Томская область.)

Северо-Кавказский Федеральный округ включает в себя 7 субъектов Российской Федерации (1. Кабардино-Балкарская Республика, 2. Карачаево-Черкесская Республика, 3. Республика Дагестан, 4. Республика Ингушетия, 5. Республика Северная Осетия – Алания, 6. Ставропольский край, 7. Чеченская Республика.)

Статья написана по материалам сайтов: www.zakonprost.ru, rusjurist.ru, law247.ru, buhbook.net.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий