Общественный контроль за охраной труда на предприятии: что это такое, кто его осуществляет в организации 2019 год

Общественный контроль за охраной труда на предприятии регламентирован статьей 370 ТК РФ . Функции контролеров, которые должны постоянно следить за выполнением условий коллективных договоров, трудовых договоров, прочих соглашений и нормативно-правовых актов (НПА), возложены на профессиональные союзы. Они имеют право в рамках такой деятельности организовывать специальные инспекции профсоюзов, а также наделять необходимыми полномочиями своих членов. Утверждают положения, которыми должны руководствоваться контролеры, общероссийские профсоюзы и их объединения. Регулирует эту надзорную деятельность Федеральный закон от 21.07.2014 № 212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Форма участия профсоюзов в обеспечении контроля за охраной труда является многоуровневой:

  • правовые и технические общественные инспекции труда профессиональных союзов;
  • уполномоченные представители общероссийских профсоюзов;
  • представители отраслевых, краевых (областных), районных объединений профсоюзов;
  • уполномоченные представители первичных профсоюзных организаций непосредственно в компаниях.

Всех уполномоченных (доверенных) лиц избирают открытым голосованием на общем собрании структурного подразделения либо на профсоюзном собрании работников организации.

На предприятии общественный контроль за охраной труда осуществляется:

  1. На конкретных рабочих местах в структурных подразделениях.
  2. В отделах, участках и цехах.
  3. В целом по предприятию.

Периодичность контроля может варьироваться в зависимости от места проведения. Проверки непосредственных рабочих мест выборочно могут проходить раз в неделю, контролировать работу отделов допустимо ежемесячно, а комплексная проверка организации проводится раз в полгода или год. График разрабатывает и утверждает председатель соответствующего профсоюза.

Отдел уполномоченных лиц по охране труда может быть создан практически в любой компании. Причем организационно-правовая форма, форма собственности и основной экономический вид деятельности не имеют никакого значения. Также никоим образом не влияют на административно-общественный контроль по охране труда ведомственная подчиненность, численность работников, наличие структурных подразделений, отраслевая принадлежность экономического субъекта. Охрана труда должна быть на любом предприятии. Организация охраны труда зависит от специфики производства, регулируется внутренним ЛНА типа программы производственного контроля.

Ключевые задачи уполномоченных:

  • оказание всестороннего содействия в структурном подразделении или организации в целом в создании здоровых, безопасных и соответствующих законодательным требованиям условий труда;
  • проведение контрольных мероприятий по проверке состояния охраны труда в компании или структурном подразделении, наблюдение за соблюдением интересов и прав трудящихся;
  • представление интересов трудящихся в государственных или общественных организациях при рассмотрении трудовых конфликтов, споров по исполнению работодателем принятых на себя обязательств;
  • оказание юридических и правовых консультаций по вопросам соблюдения трудового законодательства, оказание иной помощи трудящимся по защите их прав и интересов.

Инспекторы труда и уполномоченные лица по охране труда имеют право:

  • контролировать соблюдение работодателями трудового законодательства;
  • проводить независимую экспертизу условий работы и обеспечения безопасности работников;
  • самостоятельно расследовать, а также участвовать в расследовании, проводимом руководством, профзаболеваний и несчастных случаев на производстве;
  • иметь оперативную информацию о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях (ее обязано предоставлять руководство организаций и ИП);
  • ограждать работников от причинения вреда их здоровью и обеспечивать охрану их деятельности;
  • требовать от работодателей приостановления работ, если они непосредственно угрожают жизни и здоровью работников;
  • требовать от работодателей устранения всех выявленных нарушений.

Такие требования инспекторов работодатели обязаны не просто исполнять, но и в течение недели информировать соответствующий профсоюзный орган о результатах.

Уполномоченные контрольные органы не только имеют права, но и наделены соответствующими полномочиями и функциями. Ключевая цель — это надзор за деятельностью работодателя по полному и неукоснительному соблюдению трудовой дисциплины в отношении наемных работников. Также уполномоченные представители должны контролировать и работников — справляются ли они со своими обязанностями по выполнению и обеспечению требований ОТ.

Для достижения ключевых целей контролеры выполняют следующие функции:

  • проверяют соблюдение сотрудниками организации норм, инструкций, положений и правил по ОТ;
  • контролируют правильность применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты, если их необходимо использовать (имеется в виду применение специальной одежды, обуви, иных средств индивидуальной защиты по их непосредственному назначению, содержание средств защиты в надлежащей чистоте и порядке);
  • участвуют в качестве официальных представителей трудящихся в работе специально созданных комиссий по проведению контрольных мероприятий и обследованию технического состояния зданий и сооружений, оборудования, приборов, машин, механизмов и прочих объектов на соответствие их нормам и правилам по охране труда. Проверяют эффективность и исправность работы вентиляционных шахт и систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, содержание средств индивидуальной и коллективной защиты сотрудников, а также разрабатывают мероприятия, направленные на устранение выявленных недостатков;
  • разрабатывают и внедряют мероприятия, направленные на предупреждение производственных травм, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также на улучшение условий труда работников;
  • своевременно сообщают руководителям о произошедших несчастных случаях, контролируют соблюдение норм рабочего времени и времени отдыха, предоставление гарантий, компенсаций и льгот за условия работы, которые отклоняются от нормальных;
  • организовывают обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве, помогают ее оказывать непосредственно при наступлении несчастного случая;
  • участвуют в расследовании уже произошедших несчастных случаев на производстве по поручению профсоюзного органа или иного представительного органа трудового коллектива;
  • информируют трудящихся о нарушениях в отношении требований безопасности при проведении работ, проводят разъяснительную работу в коллективе по вопросам охраны труда.

Работа по общественному надзору инспектора по охране труда должна быть соответствующим образом зафиксирована. Для этого служит журнал административно-общественного контроля по охране труда. Форма документа не утверждена никакими НПА, поэтому является произвольной. Ее может самостоятельно разработать и утвердить комитет профессионального союза каждой организации. Выглядеть этот документ может так:

Поскольку общественный контроль является частью работы профсоюзного движения, все работодатели обязаны создавать инспекторам по общественному надзору условия для работы в соответствии с коллективным договором или локальным нормативным актом организации. Это значит, что у контролера есть право:

  • получать освобождение от основной работы не менее чем на 2 часа в неделю с сохранением оплаты на это время в размере среднего заработка;
  • иметь доступ к необходимой документации (правилам, инструкциям, другим нормативны­м и справочным материалам);
  • беспрепятственно посещать необходимые для проверки объекты;
  • иметь условия для обработки и хранения полученной документации;
  • проходить обучение за счет средств работодателя и ФСС;
  • иметь социальные гарантии.

За нарушение прав или препятствование работе общественного уполномоченного сама организация-работодатель и ее должностные лица несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

Эффективная реализация мероприятий в области охраны труда достигается при помощи надзора разного уровня: ведомственного и общественного.

Разберемся, как организован последний.

Федеральный закон № 181-ФЗ утратил силу, на сегодняшний день вопросы регулируются Конституцией РФ и Трудовым кодексом РФ. Так, в 37 статье основного закона закреплено право граждан на безопасную оплачиваемую трудовую деятельность, а также государство гарантирует защиту от безработицы и принудительной работы.

Более детально вопросы регламентированы в ТК РФ, а также издаются указы Президента РФ и Постановления Правительства. Завершают цепочку локальные акты, среди которых центральное место занимает «Положение об административно-общественном контроле за ОТ», а также журнал административно-общественного контроля по охране труда, в котором фиксируются проведенные мероприятия, выявленные нарушения и результат их устранения.

Цель мероприятий — обеспечить безопасное производство по техническим, санитарным и организационным направлениям. Решаются и вопросы реабилитационных, социальных мероприятий, в том числе их экономические аспекты. В итоге должно быть достигнуто полное соответствие реальных условий производства действующим нормам.

Общественный контроль за охраной труда осуществляет:

  • профсоюзный орган;
  • специальные комиссии;
  • уполномоченные работники;
  • представительные органы.

Их функции сводятся к выполнению работы по вопросам соблюдения норм трудового законодательства.

Цель, с которой проводится общественный контроль за охраной труда на предприятии, — минимизировать травматизм, профессиональные заболевания и опасные производственные факторы. Название говорит само за себя: его проводит руководство с профсоюзом. Порядок и периодичность общественного надзора:

  • ежедневно руководителем на рабочем месте;
  • ежемесячно на предмет исправности оборудования и инвентаря;
  • ежеквартально с целью проверки исполнения ранее выписанных предписаний.

Для ежемесячных мероприятий привлекаются профсоюзы, а в рамках ежеквартальных проводится обучение и проверка знаний ИТР. Бывает еще и ведомственный контроль, реализуемый министерствами или вышестоящими организациями. Четких сроков его проведения не установлено. Проводится по мере необходимости с целями:

  • изучить условия работы;
  • установить причины травматизма;
  • расследовать происшествия;
  • организовать обучение;
  • оценить состояние рабочих мест.
Это интересно:  Норма радиации: допустимые значения, влияние на жизнь человека 2019 год

В интервалах между ведомственными проверками перечисленные задачи тоже реализуются специалистами по охране труда и уполномоченными ответственными лицами.

Положение
об общественном инспекторе по охране труда
(утв. Президиумом ВЦСПС от 25 июля 1986 г. N 8-8)

Общественный инспектор по охране труда:

всемерно содействует созданию здоровых и безопасных условий труда на производстве;

осуществляет общественный контроль за соблюдением законодательства о труде, правил и норм по охране труда, выполнением мероприятий по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве;

избирается открытым голосованием на общем собрании профгруппы из числа передовых и активных рабочих, колхозников и служащих на срок полномочий профгрупорга. В зависимости от конкретных условий производства может быть избрано несколько общественных инспекторов по охране труда, которые обеспечат общественный контроль в звене, бригаде, смене, на участке. Общественными инспекторами по охране труда не могут быть избраны работники, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние условий и охраны труда и выполнение мероприятий по охране труда;

выполняет работу под руководством профгрупорга в тесном контакте со страховым делегатом профгруппы и работниками службы охраны труда предприятия, учреждения, организации, колхоза. Периодически отчитывается о проделанной работе на общем собрании профгруппы;

руководствуется в работе Уставом профессиональных союзов СССР, уставом соответствующего отраслевого профсоюза, Законом СССР О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями», законодательством о труде, правилами и нормами по охране труда и настоящим Положением.

2. Содержание работы общественного инспектора по охране труда

Общественный инспектор по охране труда:

проверяет состояние техники безопасности и производственной санитарии на рабочих местах производственного участка, цеха;

ставит в известность бригадира, мастера или другого руководителя работ о вскрытых нарушениях по охране труда и через них принимает меры по устранению этих нарушений. Делает записи о выявленных нарушениях в журнале первой ступени административно-общественного контроля;

принимает участие в разработке мероприятий по повышению культуры производства, сокращению малоквалифицированного, тяжелого физического труда и работ с вредными условиями труда, контролирует их включение в коллективный договор, соглашение по охране труда и комплексный план улучшения условий, охраны и санитарно-оздоровительных мероприятий;

участвует в массовых мероприятиях по охране труда, проводимых на предприятии, в цехе (общественные смотры, конкурсы, рейды, дни охраны труда и др.);

администрации, совету бригады о привлечении к ответственности лиц, нарушающих правила и нормы по охране труда, а также о моральном поощрении работающих, активно участвующих в создании здоровых и безопасных условий труда на производстве;

в цехком (профбюро), профком, в вышестоящий профсоюзный орган о наказании должностных лиц, допускающих бюрократизм, волокиту по выполнению коллективного договора и мероприятий, предусмотренных комплексным планом улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, нарушающих правила и нормы по охране труда;

комиссии по охране труда профкома, цехкома (профбюро) о степени вины потерпевшего при смешанной ответственности за несчастный случай для определения ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей;

участвует в соответствии с действующим Положением в расследовании несчастных случаев и следит за своевременным и правильным составлением акта по форме Н-1, контролирует выполнение мероприятий по устранению причин несчастных случаев;

воспитывает у своих товарищей по работе чувство высокой сознательности и ответственности за личную безопасность и безопасность работающих на участке, в бригаде, пропагандирует высокопроизводительную работу без травм и аварий.

3. Права общественного инспектора по охране труда

Общественный инспектор по охране труда имеет право:

обследовать состояние рабочих мест, проходов, освещения, проверять исправность оборудования, станков, инструмента, приспособлений, ограждений, электрооборудования, транспортных средств, работу вентиляционных установок, соответствие технологических процессов требованиям безопасности труда;

контролировать проведение мастерами или другими руководителями работ первичного на рабочем месте, повторного, внепланового и текущего инструктажей по безопасности труда работающих, проверять наличие у них соответствующих удостоверений;

контролировать своевременность обеспечения работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с условиями труда, правильность их применения, а также проведение химической чистки, стирки, ремонта, дегазации, дезинфекции, дезактивации, сушки, обеспыливания и обезвреживания;

проверять состояние санитарно-бытовых помещений (гардеробных, умывальных, душевых, помещений для личной гигиены женщин, комнат отдыха и приема пищи и т.д.), требовать полного обеспечения ими работающих в соответствии с установленными строительными нормами и правилами;

контролировать организацию в соответствии с действующим порядком питьевого режима, выдачу работающим молока или других равноценных продуктов, мыла, предоставление лечебно-профилактического питания;

контролировать соблюдение администрацией законодательства о рабочем времени и времени отдыха, об охране труда женщин и молодежи,

вносить предложения о заслушивании на профгруппе бригадира, мастера или другого руководителя о его работе по вопросам охраны труда.

4. Профком предприятия совместно с администрацией в месячный срок после избрания общественных инспекторов по охране труда организует их обучение, обеспечивает инструкциями и другими нормативными и справочными материалами по охране труда, создает им необходимые условия для успешной работы, активно содействует реализации внесенных ими предложений по улучшению условий и охраны труда на производстве.

5. Общественный инспектор по охране труда за активную и добросовестную работу, способствующую предупреждению несчастных случаев на производстве, улучшению условий и охраны труда на участке, в цехе, на предприятии может быть награжден в установленном порядке нагрудным знаком ВЦСПС «За активную работу в профгруппе» и отмечен другими мерами морального и материального поощрения.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 17.07.99 г.

№ 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» общественный контроль за соблюдением прав и законных инте­ресов работников в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных орга­нов.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иные уполномоченные работники представительных органов имеют право беспрепятственно прове­рять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмот­рения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

В соответствии со ст. 370 Трудового кодекса Российской Федерации профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представи­телями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нор­мы трудового права.

В соответствии с «Положением об административно-общественном контроле по охране труда в образовательных учреждениях», ад­ми­нистративно-общественный контроль по охране труда является совместным контролем админист­рации, выборного профсоюзного органа образовательного учреждения, органов управления обра­зованием за состоянием охраны труда.В целях систематического контроля за соблюдением требований законодательства по охране труда организуется четырехступенчатая система контроля:

I ступень — осуществляют заведующие кабинетами, учебными мастерскими, спортивными залами, воспитатели, руководители кружков и секций, которые ежедневно до начала работы (заня­тия) проверяют рабочие места, исправность оборудования и инструмента. При обнаружении от­клонений от правил и норм охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности, электробезопасности, недостатки, которые могут быть устранены, устраняются немедленно, ос­тальные записываются в журнал административно-общественного контроля.

II ступень — осуществляют заместители руководителя образовательного учреждения, заве­дующий хозяйством, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда, которые один раз в квартал проводят проверку состояния охраны труда, пожарной безопасности, электробезопас­ности и производственной санитарии во всех помещениях образовательного учреждения, при­нимают меры к устранению выявленных недостатков.

ПРОФСОЮЗНЫЙ КОНТРОЛЬ

КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

В условиях становления правового демократического государства в России проблема эффективного и всестороннего общественного контроля над деятельностью структур власти приобретает особое значение.

Общественный контроль, реализуемый организованно и целенаправленно, помогает цивилизованным путем решать возникающие проблемы и разногласия между гражданами и государством.
Профсоюзы, представляющие собой добровольные общественные объединения граждан, связанных общими производственными и профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемые в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов, являются составной частью гражданского общества.

Как один из важнейших социальных институтов и основной партнер государства в социально-трудовой сфере, профсоюзы строят свою работу по защите прав и интересов работников в тесном взаимодействии с органами государственной власти страны и региона, органами местного самоуправления, работодателями и их объединениями, а также другими общественными объединениями и организациями.
Представители профсоюзов участвуют в работе комитетов областной Думы, коллегий департаментов, советов управлений, межведомственных комиссий, координационных комитетов и наблюдательных советов.
В соответствии с положениями и нормами действующих в России законов профессиональные союзы обеспечивают на всех уровнях (федеральном, отраслевом, региональном, территориальном, локальном) контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Профсоюзный контроль осуществляется за соблюдением должностными лицами и работодателями прав работников по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты и условий труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам. Причём, профсоюзы при осуществлении контроля законодательно наделены правом требовать устранения выявленных нарушений.
Профсоюзные инспекторы труда в установленном законодательством Российской Федерации порядке:
-осуществляют проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
-принимают непосредственное участие в расследовании несчастных случаев на производстве;
-проводят независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
-предъявляют работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
-принимают участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства;
-принимают участие в рассмотрении и разрешении трудовых споров;
-обращаются в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства.
Профсоюзы активно участвуют в обсуждении и принятии органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Тем самым обеспечивается профсоюзный контроль на этапе принятия нормативных правовых актов.
Большое значение профсоюзы придают контролю за занятостью и соблюдением законодательства в этой сфере. Для этого профсоюзы:
• участвуют в разработке государственной политики в области содействия занятости;
• участвуют в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контролю за их выполнением;
• содействуют обеспечению социальных гарантий трудящихся в вопросах организации занятости, приема на работу, увольнения, предоставления льгот и компенсаций;
• проводят предварительные консультации по проблемам занятости населения.
При осуществлении контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы тесно взаимодействуют с прокуратурой и Государственной инспекцией труда в соответствии с заключёнными соглашениями о сотрудничестве, направляют исковые заявления в суд, представляют интересы работников в досудебных и судебных разбирательствах.
Профсоюзы участвуют в общественном контроле за правильным и рациональным расходованием средств Фонда социального страхования РФ, Пенсионного фонда РФ, Фонда обязательного медицинского страхования РФ, а также бюджетов территориальных отделений указанных Фондов.
Профессиональные союзы участвуют в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в разработке мер социальной защиты работников, в определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций, а также осуществляют профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в указанной сфере.
Добиваясь решения социально-трудовых проблем работников и осуществляя необходимый профсоюзный контроль, профсоюзы в поддержку своих требований проводят коллективные акции в формах, разрешенных действующим законодательством: коллективные трудовые споры, приостановки работ, забастовки, митинги, шествия, пикетирования.
На современном этапе развития гражданского общества для повышения качества и эффективности профсоюзного контроля необходимо дальнейшее укрепление позиций профсоюзов, их модернизация, создание более благоприятных условий для профсоюзной деятельности, изменение законодательной базы в части:
-повышения ответственности за нарушение трудового законодательства и прав профсоюзов, невыполнения обязательств по коллективным договорам и соглашениям;
-предоставления профсоюзам более широких возможностей для контроля за соблюдением прав и интересов наемных работников;
-наделения профсоюзов правом непосредственного обращения в суд с исками о защите прав работников;
-возврата в российское законодательство ликвидированной Конституционным судом РФ минимальной защиты неосвобожденных профсоюзных активистов от необоснованных увольнений.
Профсоюзный контроль, являясь важнейшей составной частью общественного контроля, способствует защите прав и интересов граждан, повышению уровня их участия в управлении организациями и государством, росту доверия граждан к деятельности государства и его органов, обеспечивает необходимую устойчивую обратную связь между обществом и властью, снижает социальную напряженность и позволяет сохранять социальный мир, как непременное условие для поступательного социально-экономического развития общества и сохранения государства.

Это интересно:  Деловая культура и деловой этикет: нормы и особенности 2019 год

В соответствии со ст. 370 Трудового кодекса РФ общественный контроль в области охраны труда осуществляется профсоюзами и иными уполномоченными работниками представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.

  • Осуществлять контроль за соблюдением работодателями зако­нодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
  • Проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников.
  • Принимать участие в расследовании несчастных случаев на про­изводстве и профессиональных заболеваний.
  • Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей – индивидуальных предпринимате­лей о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях.
  • Защищать права и законные интересы членов профессионально­го союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве.
  • Предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.
  • Направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязатель­ные для рассмотрения.
  • Осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллектив­ными договорами и соглашениями.
  • Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов.
  • Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, пре­дусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.
  • Принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права.
  • Принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
  • Обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
  • Беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотре­ния должностными лицами организаций, работодателями – индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом ис­полнительной власти, уполномоченным на проведение государствен­ного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Институт уполномоченных может создаваться для организации общест­венного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях всех форм собствен­ности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.

  • Содействие созданию в организации (в производственном под­разделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствую­щих требованиям норм и правил по охране труда.
  • Осуществление контроля за состоянием охраны труда в организации (в производственном подразделении) и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда.
  • Представление интересов работников в государственных и об­щественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда.
  • Консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.
  • Осуществление контроля за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль за выполнением со стороны работников их обязанностей по обеспечению охраны труда:
  • соблюдением работниками норм, правил и инструкций по охране труда.
  • правильностью применения ими средств коллективной и инди­видуальной защиты (использованием специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты по назначению и содержанием их в чистоте и порядке).
  • Участие в работе комиссий (в качестве представителей работников ) по проведению проверок и обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормам и правилам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индиви­дуальной защиты работников и разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков.
  • Участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников.
  • Осуществление контроля за своевременным сообщением руко­водителем подразделения (работ) о происшедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм о рабочем времени и времени отдыха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда.
  • Участие в организации первой помощи (а после соответствую­щего обучения – оказание первой помощи) пострадавшему от несчастного случая на производстве.
  • Участие в расследовании бессчастных случаев на производстве по поручению профсоюзного органа или иного представитель­ного органа трудовою коллектива.
  • Информирование работников подразделения, в котором они являются уполномоченными, о выявленных нарушениях требований безопасности при проведении работ, состоянии условий и охраны труда на предприятии (в своих подразделениях), проведение разъяс­нительной работы в трудовом коллективе по вопросам охраны труда.
  • Контролировать соблюдение в подразделении законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда.
  • Проверять выполнение мероприятий по охране труда, предус­мотренных коллективными договорами, соглашениями, результата­ми расследования несчастных случаев.
  • Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию средств труда.
  • Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц своих подразделений и предприятия о состоянии условий и охраны труда, происшедших несчастных случаях на производстве.
  • Предъявлять требования к должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.
  • Обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
  • Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменением условий труда, нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда.
Это интересно:  Куда звонить при ДТП и что делать? 2019 год

Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных по охране труда, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств организации.

Уполномоченные по охране труда периодически отчитываются на общем собрании трудового коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану груда.

При организации общественного контроля за охраной труда в организации необходимо принимать во внимание, что успешное выполнение уполномоченными по охране труда поставленных задач и функций возможно при условии оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны администрации предприятия, профсоюзных и иных уполномочен­ных работниками представительных органов, органов государственно­го контроля и надзора, инспекции профсоюзов.

Уполномоченные по охране труда входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда организации.

Для координации и организации совместных действий работода­телей и работников по обеспечению и соблюдению требований охраны труда в организации создаются комитеты или комиссии по охране труда. Комитет (комиссия) по охране труда является составной частью системы управления охраной труда организации (СУОТ), а также одной из форм участия работников в управлении организацией в области охраны труда.

Обеспечение безопасности работ является прямой и основной обязанностью каждого работодателя. Основные нормы закреплены в профильных законах. Указанные положения развиваются и находят свое отражение в ведомственных локальных документах. Они разрабатываются на основании положений закона и профильных Постановлений Правительства.

Работодатель назначает ответственных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением инструкций и соответствию условий труда действующим правилам (по сути, это регулирование СУОТ организации). Но это ведомственный контроль за охраной труда.

Между тем, трудовым законодательством предусмотрена еще одна форма контроля за охраной труда – общественная (является частью трехступенчатого контроля, инициируемого посредством соответствующего приказа).

Общественный надзор, как форма осуществления деятельности по охране работ прямо предусмотрена в ст. 22 ТК РФ. Указанная статья закона устанавливает, какие организации осуществляют общественный контроль за охраной труда.

Их следует перечислить более подробно:

  • Профсоюзы. Это профессиональные организации, которые действуют в той или иной отрасли либо на конкретном крупном предприятии. Они создаются и действуют в интересах работников. Среди функций профессиональных союзов имеется и общественный надзор за охраной труда;
  • Выборные органы организации из числа персонала. Такая форма осуществления функций предусмотрена для случаев, когда профсоюзных органов не имеется. Тогда сотрудники самостоятельно вправе определить своих выборных представителей, которые будут защищать их права в сфере безопасности работ.

Следует указать, что осуществление общественного контроля является правом коллектива, а не его обязанностью. Такие органы можно и не создавать. Одновременно с этим, работодатель не имеет права препятствовать созданию данного органа и обязан учитывать его мнение.

Это наилучший вариант. Он действует, когда руководство понимает значимость задачи по обеспечению охраны труда и реально заинтересовано в правильном исполнении данной функции.

В этом случае, представители коллектива и руководства осуществляют обеспечение безопасности совместно. Для этого допускается создавать постоянно действующие комиссии.

Указанные органы наделяются следующими полномочиями:

  • Проверять правильность ведения инструктажа. Необходимо в каждом случае выяснять, имело ли место такое мероприятие и насколько правильно оно проведено. При необходимости, в ходе исполнение мероприятий по инструктажу, могут присутствовать выборные представители сотрудников либо члены организации профсоюза;
  • Они могут проверять соответствие локальных инструкций и распоряжений на предмет их соответствия с нормативными актами и законом. Если инструкции составлены не верно или включает не полный перечень обязанностей работодателя, орган может потребовать внесения в них изменений;
  • Общественный контроль за охраной труда в организации осуществляет разбирательство по фактам несчастных случаев и травматизма. Работа комиссии является совместной, поскольку в ней принимают участие представители органа общественного надзора и руководства организации;
  • Наличие и состояние защитных средств, средств тушения огня и прочего оборудования. Все должно находиться в рабочем состоянии.

Профессиональный союз или выборный орган от работников организации наделен и другими полномочиями, которые вытекают из обязанностей работодателя. Соответственно, перечень его обязанностей является перечнем правомочий указанного органа.

Создание органа из работников профессионального союза и представителей работодателя, а также их деятельность осуществляется на основании приказа. Для оформления полномочий и закрепления факта, руководство должно издать специальный приказ об этом.

В приказе декларируется создание комиссии и отражаются ее основные задачи. А оформление ее структуры и конкретный порядок деятельности определяются другими ведомственными актами. Например, это может быть положение об участии профессионального союза в надзоре за безопасностью работ.

Осуществление указанной деятельности подлежит обязательному документированию. Установлена специальная форма заполнения журнала. Он включает несколько граф по каждой степени надзора. Скачать правильный образец можно здесь

Помимо самой формы, он содержит еще и примечания. Они позволят не ошибиться и верно заполнять данный учет.

Государственные службы в данной сфере представлены инспекцией и прокуратурой. Оба этих субъекта наделенными широкими возможностями по проведению проверок организаций. При установлении нарушений, они вправе требовать привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности, составлять административные протоколы.

В ряде случаев, указанные субъекты могут приостанавливать деятельность предприятия и подавать иски в суд в интересах работников. При этом органы внутреннего контроля могут обращаться в инспекцию или прокуратуру с заявлением о проведении проверок и сообщать об имеющихся нарушениях.

Статья написана по материалам сайтов: clubtk.ru, 3zprint-msk.ru, websot.jimdo.com, www.samso.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий