Помощник депутата: права и обязанности 2019 год

Словосочетание помощник депутата» встречается сегодня довольно часто. Многие имеют весьма приблизительное представление о том, чем занимается человек, находящийся на этой должности. Кто-то видит в нём влиятельного заместителя, а некоторые считают, что это обычный гражданский служащий. Разберёмся, кто же он на самом деле и как им стать.

Поиски ответа на вопрос о том, как стать помощником депутата, нужно начинать прежде всего с детального изучения нормативно-правовых основ. Это может занять некоторое время. Поскольку законодательных актов различного уровня, регулирующих вопросы соответствия должности, трудоустройства, а также права и обязанности человека, занимающего должность «помощник депутата», достаточно много.

Первое требование, предъявляемое к помощнику – гражданство Российской Федерации, поскольку народные избранники представляют интересы не отдельно взятой личности или группы, а народа этой страны.

Среди всей массы нормативно-правовой документации, которая имеет отношение к этому вопросу, можно выделить два основных Федеральных закона. Первый регулирует статусы: членов Совета Федерации и депутатов Госдумы. Кроме того, здесь также содержатся нормы, оговаривающие некоторые аспекты деятельности помощников.

Второй определяет положения, касающиеся государственной гражданской службы. Ведь, как известно, статус помощника являет собой одну из должностных категорий реестра федеральной службы.

Поскольку должность «помощник депутата» относится к государственным, то и требования, предъявляемые к ней, соответствующие.

  1. Кандидат на должность непременно должен иметь высшее образование. Какое именно? На этот вопрос представители народных избранников дают разные ответы. Все зависит от предпочтений депутата. В числе наиболее востребованных: юридическое, экономическое, в ряде случаев — техническое. А ещё лучше, если их будет несколько.
  2. Наличие стажа работы. Он может иметь отношение к гражданской службе и в этом случае должен составлять не меньше двух лет. Также может приниматься во внимание наличие стажа по специальности. В этом случае он должен составлять более чем четыре года.
  3. Соответствующие этой профессии знания и практические навыки, которые позволят успешно справляться с поставленными задачами.

Как, собственно, и при приёме на любую работу, проводится собеседование. Делается это с целью определить какие-либо профессиональные навыки или знания, обсудить такие моменты, как условия труда, величина заработной платы, график работы и многое другое.

Определяющим моментом здесь выступают личностные предпочтения самого депутата. Его стиль руководства, активность и другие качества. Инода решающее слово остаётся за партией, членом которой является тот или иной депутат.

Правила служебной деятельности, которую осуществляет помощник депутата Государственной думы, всегда регулируются и фиксируются соответствующим документом. Для этого создаётся такой нормативный документ, как должностной регламент. В его формировании, кроме депутатов Государственной думы, принимает участие руководитель аппарата нижней палаты парламента.

Кроме регламента, есть должностная инструкция. Однако следует заметить, что основные направления деятельности, которые должен реализовывать помощник депутата Госдумы, народный избранник вправе определять самостоятельно. И как часто бывает в этих случаях, поручения не ограничиваются регламентом или должностными инструкциями. Здесь самое время вспомнить о том круге обязанностей, который имеет помощник депутата.

Их определяет закон. Обязанности, которые должен выполнять помощник депутата, скромно уместились всего в шести пунктах. Но каждый из них включает целое направление деятельности. Например, в одном из пунктов говорится о том, что помощник должен вести делопроизводство. Разумеется, что в это понятие можно включить много различных действий, которые будут иметь отношение к документации, её созданию, хранению, своевременному уничтожению и т. д.

Эти пункты можно обобщить, представив все обязанности в виде нескольких функций:

  1. Организационная, которая заключается в подготовке и проведении встреч депутата с посетителями и избирателями.
  2. Информационная, аналитическая, справочная и другие, охватывающие все виды подобной помощи в осуществлении полномочий.
  3. Делопроизводственная – все, что касается документооборота и не только.
  4. Дополнительные функции, оговорённые в контракте или договоре.

Нет необходимости детализировать первое, третье и четвёртое направления, поскольку они будут определяться на основе предпочтений депутата и того количества помощников, которое у него есть. На втором следует остановиться подробнее.

Именно здесь потребуются недюжинные таланты и громадная ответственность помощника, поскольку данный вид деятельности является в некотором роде творческим. Здесь нужно обладать интуицией, уметь прогнозировать развитие некоторых событий, учитывая при этом направленность политических и социальных действий народного избранника. Эти качества не только позволят быть незаменимым помощником, но и сделают возможной собственную политическую карьеру. Ведь давно известно, что политика — это неординарный вид деятельности. По мнению известнейших мыслителей прошлых веков, она являет собой не только призвание, но и особое искусство.

В работе с различного рода информацией помощнику нужно всегда помнить о том, что она имеет отношение к делам государственной важности. Поэтому, даже если и отсутствует гриф секретности, распространяться о делах по службе не следует. Разумеется, что подобной точки зрения придерживаются и сами депутаты. Поэтому особенно ценится тот помощник, который не выносит информацию за пределы кулуаров.

Сразу заметим, что некоторые из них могут реализовываться лишь по поручению депутата. Закон уместил права всего в нескольких пунктах. Итак, помощник депутата имеет право:

  • бесплатно перемещаться на автобусах и поездах в рамках территории, определённой нормативно;
  • беспрепятственно входить в помещения любых учреждений, в том числе и государственных органов, а также использовать их технику в случае необходимости;
  • для организации приёмов высокопоставленных лиц использовать помещения вокзалов, аэропортов и т. д.;
  • принимать корреспонденцию, адресованную депутату.

Разумеется, этот перечень далеко не полный, поскольку существующий круг полномочий самого народного избранника иногда выходит из ограниченных законом рамок, что определённым образом сказывается и на его помощниках.

Отношение у народа к документам у нас в стране особое. Ведь недаром гласит расхожая фраза, что без определённой «бумажки» человек для некоторых своих собратьев не представляет никакого интереса. Такая же ситуация и с документом, коим является удостоверение помощника депутата. Злоупотреблять его демонстрацией не стоит, поскольку это может негативно сказаться не только на имидже депутата, но и на репутации всей партии или фракции. Лучше быть осмотрительным.

Как помощник народного депутата может трудоустраиваться? Здесь закон предлагает несколько вариантов:

  • по контракту на определённый срок;
  • по трудовому договору также на срочной основе;
  • на общественных началах.

О том, на каких основаниях работает помощник, производится соответствующая запись в его удостоверении. Следует заметить, что в первых двух случаях количество помощников небольшое: от двух человек до пяти, а в третьем депутат может иметь до сорока помощников.

Круг их достаточно широк. Народные избранники хотят видеть в помощнике человека разностороннего, который может если не все, то многое. Выделим основное:

  • навыки работы секретаря, которые включают умение работать с компьютерной техникой, ориентироваться в современном программном обеспечении;
  • хорошие организаторские способности, обеспечивающие выполнение как каждодневных операций, так и непредвиденных;
  • дальновидность, которая позволит опередить управленческие распоряжения и сэкономит время, освободив от необходимости тщательного планирования.

Деятельность народного депутата является сложной, разноплановой и требует от помощника соответствия всем этим условиям.

Здесь тоже потребуется приложить усилия. Далеко не каждый народный избранник видит в своём подчинённом только лишь хорошего исполнителя. Учитывая особенности политической деятельности, работа помощник депутата требует активной позиции, которая подразумевает участие в дискуссиях, умение предложить что-то новое и аргументировать высказанную точку зрения. Подобный формат деятельности требует уверенности, активности, инициативности.

В то же время помощник депутата РФ должен быть дипломатичным. Если последовала критика каких-либо действий со стороны руководства, нужно спокойно реагировать, признавая, что она была обоснованной.

Работа с избирателями и посетителями требует коммуникативных навыков, а также сдержанного и опрятного внешнего вида.

Если знакомство с вышеизложенным не умерило пыл и вопрос о том, как стать помощником депутата, не потерял своей актуальности, можно оценить реальные возможности. Для этого достаточно обратиться к нормам закона. В нём указано, что помощников у депутата может быть довольно много – сорок, однако есть несколько но.

Первое — это то, где планируется работа. Если речь идёт об одной из палат парламента, то их может быть всего двое.

Второе — вид трудоустройства. Если есть желание работать на общественных началах, то помощников может быть не более сорока. В случае оформления трудовых отношений по контракту или трудовому договору их число составит не более пяти человек.

То есть попасть в помощники проще, начав работать на общественных началах. На этом этапе нужно постараться хорошо зарекомендовать себя. Это, возможно, откроет путь к более высоким достижениям на данном поприще.

Вакансию «помощник депутата» не так-то легко найти в газетах или на специальных сайтах, где работодатели размещают свои объявления. И это неудивительно, ведь работа в Государственной думе сулит большие перспективы, о которых можно только мечтать. Практически каждый амбициозный молодой человек скажет вам, что помощник депутата — это только первый этап на пути к славе, успеху и, естественно, безбедному существованию. А так ли это на самом деле? Кто же он такой — помощник депутата Государственной думы? Давайте разбираться.

Обычно помощник депутата — это гражданин РФ, достигший восемнадцати лет и не имеющий судимости. Он выполняет поручения народного избранника, а его деятельность осуществляется в рамках трудового договора или служебного контракта. Если вы имеете возможность совмещать эту деятельность с какой-либо другой, приносящей вам доход, то знайте, что законом это не запрещено.

Это интересно:  Можно ли уйти в декрет с декретной ставки: вправе ли работодатель уволить беременную женщину, если она на должности основного работника 2019 год

Прежде чем понять, сколько помощников может иметь тот или иной депутат, необходимо уяснить, что их число напрямую зависит от возможностей и статуса самого слуги народа. Но, согласно правилам, депутат имеет право взять себе не более тридцати помощников, причем большинство из них должны работать на общественных началах. Эти подчиненные обычно не появляются в государственных учреждениях и выполняют массу поручений общего характера.

Непосредственно с депутатом работают не более пяти человек, а допуск в Государственную думу смогут получить и того меньше — только двое. Они работают по контракту, получают фиксированную заработную плату и имеют широкий круг обязанностей. Многие, для кого работа помощником депутата уже в прошлом, рассказывали, что эта деятельность отнимала у них практически все свободное время и не оставляла даже выходных дней. Поэтому, стремясь попасть на работу в Государственную думу, хорошо оцените свои возможности и работоспособность. А вдруг такой жесткий ритм окажется вам не по силам?

Если вы твердо решили, что помощник депутата Госдумы — это именно ваше место, то стоит приступить к серьезным действиям. Ведь просто так подобные вакансии никому не достаются. А значит, будьте готовы побороться за свое будущее.

Имейте в виду, что в Думе работают приблизительно четыреста пятьдесят народных избранников, поэтому количество их помощников вы можете подсчитать самостоятельно. Конечно, для начала можно поработать на общественных началах. В Госдуму вас не пустят, но контакт с депутатом вы наладите. А дальше все зависит только от вас. Но существуют и другие способы занять заветную вакансию.

Стать помощником депутата можно несколькими способами. Первый из них — не самый быстрый, но позволит вам приобрести необходимый опыт и стать увереннее в себе. Имейте в виду, что практически любой депутат выдвигается от политической партии, поэтому вы можете вступить в нее и обратить на себя внимание. Конечно, работать придется много и усердно, но если у вас есть определенные задатки, то вы обязательно будете на хорошем счету. А это уже может послужить основанием для того, чтобы вас порекомендовали на работу в Думу. Ведь помощник депутата может назначаться партией, точнее, рекомендоваться ее руководством. А вот сам депутат редко отказывается от таких предложений, так как люди, прошедшие с самых низов работу в политической партии, идеально подходят для деятельности в правительственном учреждении.

Если двигаться по указанному пути вы не хотите, то можете попробовать обратиться напрямую к депутату. Применив некоторую настойчивость, вы попадете на собеседование к слуге народа и получите возможность передать ему свое резюме. В процессе разговора допустимо проявить находчивость и представить себя в наиболее выгодном свете. Учтите, что инициативные и коммуникабельные люди всегда нужны в государственных учреждениях, поэтому у каждого есть шанс занять желанную вакансию. Конечно, если ваши личные качества соответствуют заявленным ниже.

Мы не будем говорить о банальных характеристиках, которые обычно перечисляют в резюме. Помощник депутата Государственной думы должен иметь следующую совокупность качеств:

  • располагающая и представительная внешность;
  • умение подать себя в обществе и поддержать разговор на любую тему;
  • обладание основами психологии;
  • стрессоустойчивость;
  • навыки работы с документацией;
  • владение тайм-менеджментом;
  • дипломатичность.

Конечно, это очень сложно совместить в одном человеке. Поэтому депутаты очень ценят своих помощников, которые делают их трудовые будни легче и проще.

Заработная плата, которую получает помощник депутата Думы, нигде не афишируется. Узнать, сколько вы будете получать на новой должности, можно только непосредственно на собеседовании. И то эта информация не всегда раскрывает полную картину, ведь довольно часто к окладу добавляется масса бонусов. К тому же каждый депутат имеет возможность самостоятельно назначать оклад своим помощникам. Известно, что на заработную плату помощникам выделяется определенная сумма, а применимо к конкретным людям последнее слово всегда остается за депутатом.

Иногда в СМИ просачивается информация о зарплате помощников депутатов. Порой называются суммы в три-четыре тысячи долларов, хотя официально озвученные обычно не превышают двадцати пяти тысяч рублей.

Несмотря на то что политическая партия может порекомендовать определенную кандидатуру на должность помощника депутата, выбор все же остается за самим слугой народа. Без его ведома невозможно занять вакансию помощника. Только после личного собеседования и обсуждения всех нюансов будущей работы соискатель может получить одобрение и приступить к своей непосредственной деятельности.

Перед этим он должен пройти процедуру назначения, выражающуюся в соответствующем приказе. Он служит поводом для выдачи специальных корочек, удостоверяющих личность и должность. Удостоверение помощника депутата получает сам слуга народа и передает своим подчиненным. С этого мгновения они наделяются определенной совокупностью прав и обязанностей.

Круг обязанностей довольно широк и в каждом конкретном случае весьма индивидуален. Ведь помимо основных обязанностей, указанных в трудовом договоре, помощник депутата Государственной думы будет выполнять массу поручений личного характера, которые часто ложатся на плечи соратников избранного слуги народа.

Если говорить об официальных обязанностях, то они включают в себя следующие пункты:

  • ведение записи на прием;
  • организация контроля за встречами депутата;
  • ведение деятельности, направленной на исполнение непосредственных обязанностей, возложенных на депутата;
  • налаживание контактов с избирателями, различными организациями, другими политическими партиями;
  • подготовка и организация встреч различного характера;
  • работа со справочными и архивными материалами;
  • ведение делопроизводства;
  • подготовка проектов, предложений и иных документов, необходимых для непосредственной деятельности депутата;
  • составление речей для выступления;
  • работа по организации предвыборной кампании.

Конечно, это далеко не полный список обязанностей. Но он дает примерное представление о том, с чем вам придется столкнуться в Государственной думе. К тому же имейте в виду, что вы будете заниматься заказом столиков в ресторанах, бронированием отелей в рабочих и личных поездках депутата, покупкой подарков сотрудникам на праздники и тому подобное. Многие депутаты считают, что их личные помощники совмещают в себе широкий функционал и являются самыми необходимыми людьми, которые могут обеспечить высокий рабочий темп и продуктивную деятельность.

Если вы хотите стать помощником депутата для того, чтобы пользоваться определенными правами и гордо показывать свои корочки при любом удобном случае, то даже не стоит претендовать на эту должность. Ведь довольно часто злоупотребление своими правами приводит к негативным последствиям. Известны случаи, когда излишнее бравирование своей должностью приводило к конфликтам и непониманию между участниками ситуации. Поэтому будьте дипломатичны и с осторожностью пользуйтесь своим удостоверением.

Так что же входит в права помощника депутата? Не так уж и много:

  • возможность бесплатно пользоваться всеми видами транспорта на вверенной депутату территории;
  • попадать без записи на прием к руководителям всех госструктур;
  • прохождение в любые организации, органы государственного и муниципального самоуправления по поручениям депутата;
  • возможность присутствовать на всех депутатских сессиях;
  • получение любой корреспонденции депутата, в том числе и личной.

Имейте в виду, что если во время исполнения поручения депутата вам будут чинить препятствия или арестуют, то закон обязывает исполнителей закона немедленно сообщить об этом депутату. Естественно, это не гарант того, что ситуация мгновенно разрешится. Но в любом случае депутат должен знать, где находятся его помощники.

Не всегда даже самый деятельный, целеустремленный и коммуникабельный человек может справиться с работой в Государственной думе. С чем это связано? Конечно, с человеческим фактором. Ведь депутат все же обычный человек, который имеет свои привычки и характер. Поэтому не удивительно, что с кем-то он может и не сработаться. В этом случае не стоит настаивать и продолжать проявлять себя, лучше тихо уволиться и найти себе новое место. Но если отношения у вас складываются, мы дадим несколько простых советов, которые помогут вам стать незаменимым помощником депутата.

Итак, никогда не забывайте, что ваша деятельность ни в коем случае не должна навредить работодателю. Все, что вы делаете, должно идти на пользу депутату и работать на его имидж. Поэтому контролируйте каждое свое слово и поступок, они будут характеризовать не только вас, но и народного избранника, взявшего вас на работу.

Не стоит быть болтливым, это качество — препятствие для вашей политической карьеры. На своем посту вы можете много видеть, слышать и далеко не все предназначается для ваших глаз и ушей. Поэтому тот, кто молчит и не разглашает информацию, имеет все шансы сохранить свое место и даже получить надбавку к заработной плате.

Помощник депутата должен разделять интересы своего работодателя, а значит быть членом той же политической партии. Это помогает принять правильную позицию и умело выстроить свою линию поведения в важных вопросах.

Быть помощником депутата непросто, но эта работа существенно расширяет кругозор, позволяет «обрасти» полезными контактами и помогает выработать многие нужные навыки. Если вы чувствуете в себе силы для того, чтобы войти в Государственную думу, то начинайте действовать уже сегодня.

Это интересно:  ECN счет - что это такое? 2019 год

Каждый депутат по роду своей деятельности должен общаться с большим количеством людей, помогать им в реализации собственных инициатив и решать возникающие вопросы. Кроме этого, он должен прорабатывать огромное количество проектов решений и законопроектов, готовить свои предложения по их улучшению и выполнять другую работу.

Все это очень сложно делать в одиночку, поэтому все депутаты набирают себе помощников. Это касается как депутатов местного уровня, так и избранников, работающих в Госдуме России.

  • оформившись в штате, полностью концентрируясь на выполнении поставленных задач и получая за это заработную плату;
  • на общественных началах, без получения заработка.

Те помощники, которые трудятся в штате, пользуются всеми преимуществами государственной службы, положенными льготами и надбавками. Общественные советники соответствующих привилегий не имеют.

Должность помощника народного избранника – одна из немногих, для устройства на которую требуется заручиться доверием руководителя намного раньше самого момента трудоустройства.

По сути, помощник депутата – это его правая рука, поэтому между депутатом и помощником должно быть полное взаимопонимание и доверие. Крайне редко на эту должность устраиваются незнакомые люди «с улицы», но все же, иногда такая возможность есть.

У каждого народного избранника может быть разная численность помощников, в зависимости от того, насколько активно им ведется общественная и политическая деятельность.

  • у депутата Госдумы РФ в штате может быть не более пяти помощников;
  • у руководителя фракции может быть оформлено четыре помощника.

У депутата Законодательного Собрания штатных помощников может быть только трое. Работа всех этих помощников оплачивается из отдельного фонда в установленном объеме. Это значит, что чем больше людей работает, тем меньше у них зарплата. Так, депутат может принять на работу 15 помощников с зарплатой 10 тысяч рублей, или всего двоих, но с заработком по 75 тысяч (средства фонда депутатом распределяются по собственному усмотрению).

Помощников, которые трудятся на общественных основаниях, у депутатов должно быть не больше тридцати человек.

Они не получают зарплату, но им выдается удостоверение, подтверждающее занятие общественной должности.

Таким образом, стать помощником депутата намного проще, чем самим депутатом, хотя бы потому, что количество помощников значительно превышает количество народных избранников. А позже с должности помощника при удачном стечении обстоятельств можно пойти и на повышение.

Помощники депутатов занимаются различными организационными вопросами.

  • планирование рабочего графика руководителя;
  • организация встреч с избирателями, проведение личных приемов;
  • работа с документацией, подготовка ответов на запросы граждан;
  • помощь в подготовке проектов решений (законопроектов);
  • выполнение других поручений депутата, связанных с его деятельностью;
  • взаимодействие с органами власти, коммерческими структурами;
  • оказание консультационной, юридической и технической помощи депутату;
  • подготовка справочной информации, необходимой для осуществления депутатом профессиональной деятельности.

Еще одна обязанность помощника депутата любого уровня, о которой следует сказать отдельно – это соблюдение правил работы с информацией, полученной в ходе выполнения профессиональных функций. Иными словами, умение хранить конфиденциальную информацию. Именно это качество крайне ценится в помощниках народных избранников.

Качества, которые должны быть присущи помощникам депутатов, могут быть разными.

  • дипломатичности;
  • умения работать с современной техникой и программным обеспечением;
  • предусмотрительности, дальновидности;
  • обладания навыками эффективной организации рабочего времени;
  • стрессоустойчивости, базового знания психологии;
  • презентабельной внешности, наличия коммуникативных навыков;
  • компетентности по многим вопросам, проявления интереса к общественной жизни;
  • умения принимать решения в критических ситуациях.

Помощник депутата должен выполнять поставленные задачи и поручения, и при этом не задавать лишних вопросов. Нужно быть готовым к тому, что некоторые поручения могут быть напрямую не связаны с депутатской работой.

Самым лучшим помощником будет тот человек, который не просто соответствует установленному набору требований, но и выступает единомышленником депутата, разделяет его политический взгляды. Только в этом случае он сможет работать на результат с полной самоотдачей.

Можно быть хорошим специалистом, но «не сойтись характером» с депутатом – в этом случае о совместной работе сразу можно забыть.

Как мы уже отметили, проще всего стать помощником депутата, зная его лично и проявив себя с лучшей стороны. Для этого можно состоять с депутатом в одной партийной организации или работать в его предвыборном штабе. Кроме того, на эту должность часто принимают людей по рекомендации кого-либо из знакомых.

Таким образом, для трудоустройства на желаемую должность можно вступить в одну из партий, в которой затем необходимо будет проявить себя ответственным и исполнительным человеком. После этого в общении с однопартийцами можно будет узнать, есть ли где-то вакантные должности, и может ли кто-то внести соответствующую рекомендацию.

К помощникам, которые планируют трудиться на общественных началах, требования минимальны, поскольку на них не распространяется действие закона о государственной службе. Обязанности таких помощников прописываются в заключенных с ними договорах.

Зачастую для того, чтобы занять должность помощника на общественных основаниях, необходимо быть старше 18 лет, иметь гражданство России и активную жизненную позицию.

Что касается штатной работы, к претендентам на должность предъявляются более строгие требования. Они должны быть совершеннолетними, дееспособными, иметь гражданство РФ и высшее образование. Занятие смежной работой не допускается, за исключением научной, литературной или творческой деятельности.

Наряду с обязанностями помощники депутатов наделяются определенными правами.

  • участие во всех сессиях и законодательных сборах, в которых задействован депутат;
  • прием писем и запросов, адресованных депутату, и работа с ними;
  • льготный проезд в транспорте на подконтрольной депутату территории;
  • беспрепятственный доступ в любые правительственные структуры, частные предприятия, при выполнении поручений работодателя;
  • оплачиваемые командировки, связанные с выполнением депутатских поручений.

Некоторые считают, что наличие удостоверения помощника депутата позволяет переступать через определенные правила и нормы. На самом деле злоупотребление служебным положением может обернуться очень плачевно и перечеркнуть всю будущую политическую карьеру. Также необходимо помнить, что неприкосновенность распространяется только на депутатов, но не на их помощников.

От слов «помощник депутата» веет властью, статусом, успехом… Многие о такой работе только мечтают, многие её боятся, а некоторые – просто целенаправленно действуют. Как? Об этом постараемся рассказать в нашем сегодняшнем материале.

Начнём с того, что стать помощником депутата гораздо проще, нежели стать самим депутатом. Хотя бы потому, что вакантных мест помощников депутата в десятки раз больше, чем самих депутатских мандатов. И речь идёт не только о креслах в Государственной Думе.

В зависимости от уровня и положения депутата, а также уровня органа, в котором депутат исполняет свои полномочия, зависит количество допускаемых его помощников. Так, депутаты Государственной Думы могут иметь до пяти личных помощников, работающих по служебному контракту или трудовому договору. Но число помощников, работающих непосредственно в Государственной Думе, не может превышать два человека. Остальные помощники депутатов ГД, работающие по служебному контракту, имеют статус федеральных государственных гражданских служащих. Работающие помощниками депутатов по трудовому договору, могут работать как на постоянной основе, так и по совместительству с иной трудовой деятельностью. В целом же, депутат ГД вправе иметь до 30-ти помощников, работающих на общественных началах.

Путём нехитрых математических вычислений, учитывая количество депутатов ГД (450), число членов Совета Федерации (176) и допустимое количество их помощников, можно прийти к выводу, что депутаты ГД РФ и члены Совета Федерации потенциально могут иметь около 20 тыс. помощников! Разумеется, свято место пусто не бывает, но шанс пробиться из грязи в князи всё-таки есть. А ведь ещё есть и колоссальное количество депутатов других уровней. Например, только на Московскую область приходиться около 4000 депутатов. И у каждого как минимум – 1-2 помощника. Количество же всех депутатов РФ всех уровней сосчитать крайне трудно.

По букве закона помощником депутата может являться гражданин Российской Федерации возрастом старше 18-ти лет, оказывающий действующему депутату помощь в осуществлении его депутатских полномочий и выполняющий возложенные на него поручения. Но это не значит, что помощник депутата может выполнять всю работу депутата. Полномочия депутата, касающиеся законодательной деятельности, распространяются только лично на депутата.

Профессиональная служебная деятельность помощника депутата Государственной Думы или Федерального Собрания РФ осуществляется в соответствии с должностным регламентом, согласованным с самим депутатом и утвержденным Руководителем Аппарата депутатского Собрания. При этом руководит деятельностью своих помощников непосредственно депутат, он же вправе самостоятельно подбирать себе помощников. А вот предлагать (рекомендовать) кандидатуры помощников депутатов может и сама партия, если её регламент это позволяет. Так что, состоя в рядах политической партии и отличаясь определённой активностью, можно рассчитывать и на службу у народного избранника от той самой партии.

Вновь испечённому помощнику депутата предоставляется выбор: работать на постоянной основе в качестве основной работы, или же работать по совместительству. Но и в первом, и во втором случае помощнику депутата полагается специальное удостоверение, в котором будет указано место работы (Государственная Дума, Совет Федерации, избирательный округ, другой законодательный орган местного самоуправления ). Однако, в удостоверении помощника депутата не допускается запись о месте его работы, если тот работает по трудовому договору или на общественных началах.

Принимая решение стать помощником депутата важно помнить, что это не просто статус и великолепный старт для политической карьеры, но и прежде всего – государственная должность. И кроме множества привилегий, помощник депутата имеет и целый ряд обязанностей, среди которых такие:

  • выполнение поручений депутата, связанных с его депутатской и политической деятельностью;
  • по поручению депутата взаимодействие с избирателями, государственными, федеральными и муниципальными органами, коммерческими и некоммерческими организациями;
  • организация записи на прием к депутату;
  • предварительный прием избирателей и прочих лиц, имеющих дела и вопросы к депутату;
  • организация встреч депутата с избирателями;
  • оказание депутату консультативной, организационно – технической и юридической помощи при осуществлении депутатских полномочий;
  • подготовка информационных и справочных материалов, необходимых депутату для осуществления его деятельности;
  • подготовка проектов ответов на обращения и заявления граждан;
  • подготовка проектов депутатских предложений, обращений, заявлений, законопроектов и прочих документов, относящихся к другим должностным государственным деятелям, а также к руководителям коммерческих и некоммерческих организаций.
Это интересно:  Как выбрать оборудование для производства церковных свечей 2019 год

Ещё один немаловажный пункт обязанностей помощника депутата – соблюдение установленного порядка работы со служебной и государственной информацией. Другим словами – умение хранить язык за зубами. И стоит сказать, что народные избранники высоко ценят именно это качество в своих подчиненных.

Прав у помощника депутата куда меньше, чем обязанностей, но тем нем не менее они есть и могут приносить реальную пользу. В том числе такие права обеспечивают помощникам и гарантии своей служебной деятельности. В права помощника депутата входит:

  • бесплатный проезд в автобусах и поездах междугородных сообщений по территории, определённой законом депутату для осуществления его деятельности;
  • безотлагательный приём у руководителей государственных органов;
  • беспрепятственное прохождение в здания органов государственной власти, местного самоуправления и различных организаций по поручению депутата;
  • присутствие на заседаниях государственных органов, в том числе на депутатских сессиях;
  • получение адресованной депутату корреспонденции;
  • беспрепятственное совершение командировок по территории РФ по поручения депутата.

Кстати, использование бордовых корочек помощников депутатов тоже должно быть рассудительным. Практика показывает, что предвзятое отношение помощником к своему статусу и несанкционированные действия с использованием служебного удостоверения могут быть чреваты последствиями не только для самого помощника, но и для народного избранника, и даже для фракции. Как известно: против лома нет приёма, кроме от другого лома…

К гарантиям работы помощников депутатов можно отнести обязательное и незамедлительное информирование народного депутата, в случае, если его помощника арестовывают или привлекают к уголовной/административной ответственности (но это не гарантирует, что помощника автоматически оправдают).

Качества и навыки, которыми должен обладать помощник депутата, могут быть различными. Кроме «банальных» ответственность, пунктуальность, исполнительность и т.д., чаще всего от помощников потребуются и такие навыки, как:

  • дипломатичность, прагматичность;
  • навыки секретарь-референтной работы;
  • организационные навыки;
  • предусмотрительность;
  • умение рационально распределять рабочее время и максимально экономить время шефа;
  • стрессоустойчивость, определенное знание психологии (не редко у депутатов может быть плохое настроение, которые они не прочь отразить и на своих подчинённых);
  • презентабельная внешность и умение подать себя, расположить к себе;
  • эрудированность и компетентность в конкретных вопросах.

Навыки и профессиональные качества, необходимые для осуществления функций помощника депутата, регулируется Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральным законом «О государственной гражданской службе».

Безусловно, многих волнуют цифры оклада помощника депутата. Вопрос справедливый, но давайте откровенно: если Вы собрались работать помощником депутата и думаете только о материальной составляющей своей деятельности, то вряд ли дальше помощника депутата пойдёте. Не секрет, что в политике нужны амбиции и деловитость, а для многих «политика» начинается именно с места помощника депутата.

Для самых любопытных и не догадливых: условия и порядок оплаты труда помощника депутата определяются и регулируются согласно правилам ст. 40 ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания». Оплата труда помощников депутатов, работающих по трудовому договору, составляет 3/2 оклада председателя постоянного комитета и т.д. и т.п. А если проще, то помощники депутатов и сами депутаты неохотно говорят о конкретных цифрах, хотя закон позволяет депутатам самостоятельно определять размер оклада своим подчинённым. Так, кто-то называет сумму в скромные $1000, кто-то говорит о $2000, а кто-то из помощников откровенничает и заявляет о зарплате в $3000 и даже $4000 в месяц.

В конце концов, депутаты могут быть разных уровней, что существенно отражается и на зарплате его подчинённых. А вообще многие депутаты, являясь людьми не бедными, не редко доплачивают своим помощникам за выполнение работы, не относящейся к регламентированной.

Помощник депутата – это не только лицо, приближённое к прямой государственной службе, а и приближённое к самому депутату. А потому кроме ряда профессиональных качеств, помощник обязательно должен быть и единомышленником. То есть можно быть отличным специалистом, но, просто не сошедшись с депутатом характерами, можно и лишиться должности. А можно быть уволенным и за чрезмерную любопытность. Лишние вопросы не по теме если и можно задавать, то очень деликатно и в подходящее для этого время. Ведь народный избранник – это, прежде всего, человек, а уже потом государственное лицо. Часто депутаты оказываются не с простым характером, не с простыми делами и ещё чаще – с проблемами. В этом случае принцип «не навреди патрону» играет важную роль в работе помощника. Выполнять поручения и не задавать лишних вопросов – золотое правило помощника депутата.

Разумеется, прямой инструкции «как устроиться на работу к депутату, если Вы не его родственник или знакомый» нет. Но ввиду того, что действующие депутаты в большинстве случаев уже имеют штат своих помощников, целесообразно заводить дружбу с будущими депутатами или с окружением будущих депутатов. Тогда шансы оказаться помощником депутата нового созыва существенно возрастают.

Но имея диплом МГИМО или даже Оксфордского университета, а также политические амбиции, не стоит сразу рассчитывать на статус помощника депутата ГД. Реально, там места только для «избранных»: кум, сват, брат, племянник, крестник и т.д. Но помощники из категории «родственники», как правило, являются самыми приближенными к депутатам персонами, работающими непосредственно в кулуарах Государственной Думы. Если же говорить об армии помощников по трудовому договору или на общественных началах, то вполне можно оказаться в ряду таковых.

Чтобы стать помощником депутата на общественных началах, будет достаточно написать соответствующее письмо с прилагающимся резюме в ГД или другой региональный/муниципальный парламент.

Проще всего работать помощником у «депутата-кнопкодава», но вряд ли такая должность будет сулить перспективы. Такой депутат не пишет законопроекты, голосует по мановению фракции, не посещает собрания комитетов, да и вообще – более сильные депутаты-лоббисты таких своих коллег не воспринимают всерьёз. Технари – одним словом.

А вот на службе у более властных депутатов даже отличного знания законов и регламента будет мало. Таким народным избранникам нужны помощники, которые умеют договариваться всегда и везде.

В работе с народными избранниками не нужно рассчитывать только на регламентированные нормы. Зачастую на помощников возлагаются иные неформальные обязанности, не связанные с должностной инструкцией или служебным контрактом. Не редко – личные дела депутата. Выполнять такие поручительства своих начальников или нет – решать самому помощнику. А депутату, в свою очередь, решать – работать Вам у него помощником или нет.

Помощник депутата должен проявлять и непосредственный интерес к жизни общества, стремиться улучшить жизнь граждан за счёт государства. И если молодое поколение сможет выработать такой подход к государственной службе сегодня, то завтра на смену бывшему комсомолу придёт новая команда молодых народных избранников, способных реально благотворно влиять на ситуацию в стране.

Президентский Совет по межнациональным отношениям разработал программу, согласно которой депутатам разных уровней необходимо будет взять себе в помощники по одному молодому человеку возрастом от 18-ти до 30-ти лет (в сельской местности от 15-ти лет). Работа помощников предполагается на общественных началах, а в качестве вознаграждения молодые люди получать опыт и шанс реализовать свои политические амбиции.

Каким бы трудным и тернистым не был путь помощника депутата, рано или поздно тяжёлые будни на службе у народных избранников себя оправдают. Здесь и возможность общения с высокими чинами, и полезные знакомства, и щедрые внештатные материальные поощрения, и статус в обществе… Но главное – перспектива оказаться в числе сильных мира сего. Ведь плох тот солдат, который не мечтает стать генералом!

Статья написана по материалам сайтов: www.syl.ru, businessman.ru, trydpravo.com, magmens.com.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий