Проверка ИП Роспотребнадзором: план проверок, процедура 2019 год

Федеральный закон от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» устанавливает порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их права и обязанности органов, а также меры по защите прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Положения данного закона не применяются к действиям государственных органов при проведении административного расследования, осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через границу Российской Федерации.

Организация и проведение плановой проверки

Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем установленных требований, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Плановые проверки проводятся на основании сводных ежегодных планов, сформированных Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Сводный план проведения плановых проверок размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение 3 лет со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

Плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года.

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться 2 и более раза в 3 года.

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом контроля не позднее чем в течение 3 рабочих дней до начала ее проведения, направляя копию распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) органа контроля о начале проведения плановой проверки или иным способом.

Организация и проведение внеплановой проверки

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем установленных требований, выполнение предписаний органов контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

В случае если в результате деятельности предпринимателя причинен вред (или есть такая угроза) жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, если возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, а также, если нарушаются права потребителя, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Внеплановую проверку также требуется согласовать с прокуратурой, за исключением случаев причинения вреда жизни и здоровью граждан, в этом случае прокуратура уведомляется о проведенном мероприятии в течение суток.

Проверки могут проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

Документарная проверка

Предметом являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими установленных требований, исполнением предписаний и постановлений органов контроля.

В процессе проведения документарной проверки в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы.

В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа контроля, вызывает обоснованные сомнения, либо эти сведения не позволяют оценить исполнение предпринимателем установленных требований, органы контроля запрашивают у юридического лица, индивидуального предпринимателя иные необходимые документы.

При проведении документарной проверки орган контроля не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки.

Выездная проверка

Предметом являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению установленных требований.

Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

а) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;

б) оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя установленным требованиям.

Срок проведения проверки

Срок проведения проверок не может превышать 20 рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и длительных исследований, специальных экспертиз и расследований, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий, микропредприятий — не более чем на 15 часов.

Нормативными правовыми актами, регулирующими проведение надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей являются:

  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
  • Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
  • Федеральный закон от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;
  • Федеральный закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 «Об утверждении Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании».

Юристы рассказали Контур.Журналу о том, зачем нужны контрольные закупки и проверочные листы, как подготовиться к визиту контролеров, когда ждать уведомления о грядущей проверке и как обжаловать решение проверяющей комиссии в административном порядке и в суде.

Руководителю компании нужно изучить права и обязанности своей организации и права и обязанности проверяющих органов, а также позаботиться о необходимых документах, сертификатах, санитарных книжках, чтобы обеспечить добросовестное проведение проверки со стороны всех участников.

В законодательстве РФ множество нормативных документов и правил, и предприниматель не может держать все в голове. Поэтому руководителю компании следует обратиться к юристам, которые подготовят коллектив. В противном случае сотрудники проверяемой компании могут по незнанию препятствовать проведению проверки контролирующими органами, из-за чего их могут привлечь к административной ответственности согласно положениям ч. 1 ст. 19.4, ст. 19.4.1, ст. 19.7 КоАП РФ и др.

Мы проводим тренинги для сотрудников некоторых заводов и компаний, а также составляем должностные инструкции и памятки, как должен вести себя каждый сотрудник во время проверки. В итоге при появлении на пороге офиса сотрудников Роспотребнадзора сотрудники не теряются и не паникуют, а следуют регламенту.

Собственнику компании следует выбрать человека, который будет общаться с инспекторами. Это может быть он сам, руководитель или его заместитель.

У собственника проверяемой компании есть право вызвать своего адвоката, который будет следить за выполнением проверки контролирующими органами, привлечь к участию в проверке Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей или Уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ. Мы рекомендуем обязательное присутствие юриста на проверках.

Это интересно:  Приняли на другую должность 2019 год

В случае выездной проверки сотрудники Роспотребнадзора должны предъявить служебные удостоверения и распоряжение (приказ) о проведении проверки.

Распоряжение должно содержать данные инспекторов, которые проводят проверку, цели и задачи проверки, основания для проведения проверки, срок проверки, адрес и лица, в отношении которых она будет проводиться, условия проверки, состав экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проверке.

Важно, чтобы данные инспекторов, которые пришли в компанию с проверкой, соответствовали указанным в распоряжении.

Предприниматель вправе отказать в проведении проверки, указав на ее незаконность, если, например, вас проверяет один инспектор, а в распоряжении указаны данные другого человека.

После того, как предприниматель проверил документы контролеров и убедился, что с ними все в порядке, лучше не препятствовать им, а, наоборот, содействовать.

Если сотрудник Роспотребнадзора инициирует полную «ревизию» всех документов компании, запрашивает документы, не относящиеся к предмету проверки, указанному в распоряжении, это считается превышением полномочий.

Следует всю проверку фиксировать на видеокамеру, а также записывать все нарушения, выявленные в ходе проверки. Это необходимо для того, чтобы обжаловать действия инспекторов и законность подобной проверки. В большинстве случаев суд встает на сторону бизнесменов.

Роспотребнадзор осуществляет широкий спектр полномочий, в том числе санитарно-эпидемиологический надзор, выдачу санитарно-эпидемиологических заключений, проведение социально-гигиенического мониторинга, контроль над соблюдением закона о защите прав потребителей, аттестацию работников, занятых в производстве, транспортировке, хранении, реализации пищевых продуктов и питьевой воды, ведение учета.

Инспекторы могут производить отбор образцов и проб продукции для исследований, испытаний и измерений, если это прописано в распоряжении (приказе).

По итогам проверки составляется акт в двух экземплярах, в котором обязательно ставится отметка о том, что проверяемый с ним ознакомлен или отказался ознакомиться. Предприниматель имеет право указать в акте проверки о своем согласии или несогласии с результатами проверки и с отдельными действиями сотрудников Роспотребнадзора.

Если по итогам проверки инспектор выявил в вашей компании нарушения, он может:

  • привлечь к административной ответственности за выявленные нарушения в виде предупреждения;
  • наложить штраф;
  • приостановить деятельность предприятия до устранения нарушений на определенный срок;
  • при угрозе жизни или здоровью людей передать дело в суд. Такие случаи грозят лишением свободы.

По срокам проверка не должна длиться более 20 дней, выездная проверка малых предприятий не более 50 часов в год, а микропредприятий и индивидуальных предпринимателей — не более 15.

  • проводить проверку в отсутствие представителей проверяемого юридического лица (исключение составляют случаи угрозы здоровью людей, животных или государственной безопасности);
  • проводить проверку без предупреждения собственника бизнеса (даже о внеплановых проверках органы обязаны предупреждать за сутки до проверки);
  • нарушать сроки проверки;
  • забирать оригиналы документов проверяемой компании;
  • требовать информацию, документы или продукты, не относящиеся к предмету проверки;
  • разглашать результаты проверки третьим лицам;
  • предписывать проведение каких-либо контрольных мероприятий за счет проверяемой компании или требовать деньги за проведенную проверку.

Деятельность Роспотребнадзора регламентируется положением, утвержденным постановлением Правительства от 30.06.2005 РФ № 322.

Чаще всего с проверками Роспотребнадзора сталкиваются организации, осуществляющие производство и продажу продуктов питания, лекарств, товаров промышленного назначения. Это магазины, аптеки, молочные, комбикормовые заводы. Также Роспотребнадзор часто проверяет школы, детские сады, дома-интернаты. Не удастся избежать проверок и компаниям, оказывающим населению бытовые услуги. Это гостиницы, медицинские центры, диагностические лаборатории, кафе и рестораны.

Цель плановых проверок — санитарный и эпидемиологический надзор, контроль соблюдения компанией прав потребителей.

По общему правилу плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года (ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Чаще плановые проверки могут проводиться в организациях в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения, а также в социальной сфере.

Ежегодно составляется сводный график плановых проверок. Это перечень организаций, которые в этом году будут проверять, и сведения о дате начала проверки и сроках ее проведения. План проверок размещается в открытом доступе на официальном сайте Роспотребнадзора и на сайте Генпрокуратуры РФ.

Внеплановые проверки проводятся по жалобам о нарушениях прав потребителей, если человек уже обращался в компанию, нарушившую его права, и такое обращение было оставлено без рассмотрения или не было удовлетворено.

Если проверка нужна для предоставления правового статуса, лицензии или выдачи разрешения, то она будет проведена после поступления заявления компании.

Другие причины — истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений, информация об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Это правоустанавливающие документы организации (устав, свидетельства ИНН, ОГРН) и наличие необходимых лицензий и разрешений (например, при торговле алкогольной продукцией).

Компаниям также стоит позаботиться о наличии уголков потребителя с информационными стендами, правильно оформленных ценников и прейскурантов цен на товары и услуги с подписью руководителя, сертификатов на товар, информации о производителе и поставщике товара.

Не лишними будут свидетельства о праве собственности на помещение или договоры на аренду, договоры на вывоз мусора и иных отходов, договоры на проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений.

Контролеры могут проверить наличие журналов учета санитарных проверок, журнала учета дезинфицирующих средств, программ производственного контроля, инструкций по обращению с медицинскими отходами. Замерить метраж помещений, высоту окон, размер дверных проемов. Осмотреть вентиляцию и освещение.

Следует помнить, что все запрошенные документы при проверке предоставляются в виде копий, заверенных подписью и печатью компании. Проверяющие не имеют права требовать нотариально заверенные копии и оригиналы документов.

О проведении плановой проверки контролеры обязаны уведомить предпринимателя за 3 рабочих дня до начала проверки.

О проведении внеплановой выездной проверки организацию уведомляют не менее чем за 24 часа до начала проверки любым доступным способом.

Предварительное уведомление организации не требуется при причинении вреда жизни и здоровью граждан, при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также при нарушении прав потребителей.

Существует несколько способов обжалования действий органа государственной власти в досудебном и судебном порядке, также обжалованию подлежит акт проверки или постановление о привлечении к административной ответственности.

Если предприниматель не согласен с результатами проверки, указанными в акте проверки, или с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, в течение 15 дней с даты получения акта проверки он может отправить письменные возражения в Роспотребнадзор. К возражениям можно приложить документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их заверенные копии.

Жалоба рассматривается не дольше 30 дней, с дополнительными документами — не дольше 60 дней.

По результатам рассмотрения жалобы в досудебном порядке действия проверяющего могут признать незаконными, результаты проверки могут отменить, если она проводилась с грубыми решениями, либо в удовлетворении жалобы могут отказать, если закон не нарушался.

Предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий Роспотребнадзора, если он считает, что его права в сфере предпринимательской деятельности были нарушены, на него были незаконно возложены обязанности или были созданы иные препятствия для осуществления предпринимательства.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье или должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение 3-х суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления и подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами.

Это интересно:  Разница между отзывом банковской лицензии и санацией 2019 год

Если Роспотребнадзор вынес предписание об устранении нарушений, затем постановление о привлечении лица к ответственности за нарушения законодательства о защите прав потребителей, но именно постановление о привлечении лица к ответственности за нарушения законодательства о защите прав потребителей было обжаловано и отменено по ст. 2.9 КоАП РФ (малозначительность), то предписание об устранении нарушений остается в силе и все еще требуется его исполнение.

Акт проверки или предписание об устранении нарушений должны быть обжалованы отдельно в досудебном или судебном порядке. Только в таком случае они становятся необязательными для выполнения.

Контрольная закупка позволяет смоделировать ситуацию, при которой контролер проверяет, как продаются товары и оказываются услуги потребителям.

Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления предпринимателя по согласованию с органами прокуратуры. В случае выявления нарушений обязательных требований информация о контрольной закупке должна быть предоставлена предпринимателю сразу после ее завершения. Должностное лицо должно предъявить служебное удостоверение и приказ о проведении контрольной закупки.

Контрольная закупка должна проводиться в присутствии двух свидетелей либо с применением видеозаписи.

С 1 октября 2017 года при плановых проверках используются проверочные листы — это списки контрольных вопросов с перечнем требований к предпринимателю. Соблюдение этих требований позволяет сохранить жизнь и здоровье граждан.

Проверочные листы должны будут упростить жизнь проверяемым компаниям, так как будут установлены конкретные требования по проверке юридических лиц в зависимости от их вида деятельности, что должно дать возможность компаниям более детально подготовиться к проверке и знать непосредственные требования, предъявляемые во время проверки. Сейчас такие конкретные требования отсутствуют.

Чтобы узнавать о самых важных изменениях, касающихся бизнеса, присоединяйтесь к нашему каналу в Telegram!

01 января 2018 года истекает срок действия «проверочных каникул», которые освобождали всех индивидуальных предпринимателей от инспектирования контролирующими органами. Плановая проверка ИП и другие виды поверок проводятся согласно правилам и нормам, изложенным в Федеральном Законе № ФЗ-294 от 26.12.2008 года.

Инспекции контролирующих учреждений делятся на два вида:

  1. Плановая. Проводится раз в три года, с целью определения соблюдает ли ИП в процессе хозяйственной деятельности законодательные нормы и соответствует ли вид осуществляемой деятельности виду, заявленному на момент регистрации бизнеса. График проведения разрабатывается Генеральной прокуратурой на год и публикуется на сайте.
  2. Внеплановая. Осуществляется с той же целью, что и другие типы надзора в нескольких случаях:
    • если истек срок, отведенный для устранения нарушений, выявленных в ходе плановой проверки;
    • если в органы надзора поступили жалобы о нарушении потребительских прав, несоблюдении трудового законодательства, возможном нанесении вреда людям или окружающей природе;
    • по требованию работников прокуратуры или по приказу другого контролирующего органа.

О незапланированном визите представители учреждения надзора обязаны уведомить минимум за сутки. Исключением может быть чрезвычайное происшествие, или если деятельность ИП угрожает жизни людей или экологии государства.

В свою очередь эти виды имеют две формы:

  • Документарная поверка – это верификация, проводящаяся по месту расположения органа надзора. Предметом выверки являются документы, определяющие организационно-правовую форму, документооборот, связанный с ведением хозяйственной деятельности, соблюдение предписаний и требований учреждений контроля. Проверяющий не имеет права истребовать документы, не относящиеся к предмету освидетельствования.
  • Выездная. Осуществляется по адресу фактического места нахождения индивидуального предпринимателя, в случае если посредством документарной проверки невозможно выявить содержание определенных хозяйственных операций или если были выявлены явные нарушения. Бизнесмен обязан обеспечить доступ на территорию своего предприятия и предоставить документы, касающиеся предмета ревизии.

Согласно ст. 13 Закона № ФЗ-294 такие проверки не могут длиться более 20 рабочих дней, и не может быть больше 50 часов для малого предприятия, и 15 часов для микробизнеса в год.

За правильностью ведения предпринимательской деятельности и соблюдением норм законодательства субъектами осуществляют надзор такие организации:

1. Налоговая служба. Поскольку все ИП платят налоги и подают отчетность в ИФНС, то такой поверки не избежать. Налоговая ревизия бывает 2-х видов: камеральная и выездная. Камеральной проверке подвергаются все сданные отчеты, их идентифицируют на полноту предоставленной информации, достоверность и правильность начисления налоговых сумм и взносов и прочее. Если в отчете находят неточности, то сотрудник ИФНС направляет уведомление о проведенной проверке и выявленных нарушениях, которые необходимо исправить. Если ошибка кроется в неправильно рассчитанной сумме налога, тогда в течение 10 дней предприниматель будет привлечен к ответственности. По итогам камеральной поверки, инспектор вправе потребовать дополнительную документацию, подтверждающую расходы или налоговый кредит. Систематическое нарушение при подаче отчетности влечет за собой выездное инспектирование. Освидетельствование может носить сплошной характер и выборочный, обычно длится до 2-х месяцев, в особых случаях (когда требуется встречная ревизия) до 6-ти месяцев.

2. Роспотребнадзор. Стоит на страже прав потребителей, их проверке чаще всего подвергаются ИП, чей бизнес связан с торговлей и сферой общепита. Инициируется решением контролирующего учреждения или в ответ на жалобу от населения. В процессе ревизии инспектор в первую очередь проведет осмотр вывески, уголка потребителя, ценников на правильность заполнения, прейскурант.

Какие документы проверяет Роспотребнадзор? По требованию вы должны предоставить:

  • договор аренды или свидетельство о праве собственности на помещение, в котором осуществляете предпринимательскую деятельность;
  • медкнижки всех сотрудников;
  • договоры на оказание услуг дезинфекции, дезинсекции, дератизации помещения и на вывоз отходов;
  • лицензию, дающую право, осуществлять данный вид предпринимательства;
  • журнал, в котором ведется учет санитарных проверок;
  • программу производственного контроля, утвержденную руководителем.

Также могут истребовать свидетельство о присвоении индивидуального налогового номера и выписку из ОГРНИП.

Плановые посещения инспекторов проходят согласно графику проверок Роспотребнадзора, сформированного Генеральной прокуратурой.

3. Ростехнадзор. Если деятельность ИП предполагает использование природных ресурсов или опасного производственного оборудования, тогда сотрудничество с таким органом неминуемо. Инспектор осуществляет визит с целью отслеживания соблюдения требований законодательства в сфере промышленной безопасности.

Перечень документов для проверки Ростехнадзора очень обширный и включает в себя:

  1. свидетельства о госрегистрации и постановке на налоговый учет;
  2. документы, подтверждающие право собственности и наличие опасного оборудования;
  3. свидетельство о регистрации ОПО и разрешение на ввод в эксплуатацию;
  4. лицензия на эксплуатацию ОПО;
  5. документация по укомплектованности штата и их допускам с опасным работам;
  6. журнал аварий;
  7. контракты с организациями, осуществляющими технический осмотр и ремонт оборудования.

Помимо документации, инспекторы осмотрят оборудование и его техническое состояние. Ревизия может осуществляться раз в три года согласно плану проверок Ростехнадзора.

4. Трудовая инспекция. Проводит поверки, связанные с соблюдением трудового законодательства. Если вы выступаете в качестве работодателя, тогда ваше предприятие обязательно посетить трудовой инспектор. Освидетельствованию подлежат трудовые договора и вся документация, связанная с кадрами.

5. Пожарный надзор. Раз в три года пожарные имеют право включить ИП в план проверок, который предусматривает осмотр помещения и средств для тушения огня. Также изучению подлежит документация: приказы об обесточивании офиса в конце дня и в случае возникновения пожара, об утверждении места для курения, приказы о прохождении противопожарного инструктажа, назначение ответственного за инвентарь, и самое главное – план эвакуации.

Также ИП может быть подвержен ревизии со стороны Россельхознадзора, если его функционирование связано с сельскохозяйственной деятельностью.

Закон гласит, что выездная проверка может проводиться только в присутствии предпринимателя или его заместителя. Но иногда проверяющие инспекторы начинают осмотр территории самостоятельно, чтобы этого избежать уделите внимание организации системы безопасности и проведите инструктаж сотрудников. Прежде чем, предоставить инспекции доступ к документации и прочим объектам необходимо:

  • изучить удостоверение проверяющего;
  • ознакомиться с копией приказа о проверке и заверить ее своей подписью;
  • приказ должен содержать цель ревизии, какие будут проводиться мероприятия, состав комиссии, дату проведения и прочее.
Это интересно:  Налог для работников-нерезидентов 2019 год

Если все оформлено в соответствии с правилами, не стоит препятствовать ходу освидетельствования, иначе на ИП могут наложить штраф. Бизнесмен обязан предоставлять документацию и отчетность, относящуюся к предмету поверки.

По окончанию контролирующих мероприятий составляется Акт, в котором излагаются все проведенные действия и выявленные нарушения или несоответствия.

Подписывая такой отчет, ИП автоматически соглашается со всем, изложенным в нем. Но предприниматель имеет право внести возражения – это поможет обжаловать результат ревизии.

Законом четко сформулирована процедура проведения каких-либо верификаций и малейшее отступление от правил, дает возможность признать освидетельствование незаконным:

  • если плановая сверка проводится чаще, чем раз в три года;
  • планового визита нет в официально утвержденном графике на сайте Генеральной прокуратуры РФ;
  • изучение документации проводилось с нарушением сроков, указанных в приказе, или длилось дольше периода, установленного Законом;
  • инспектор не предъявил приказ или его нет вообще;
  • ревизоры требуют документы, не относящиеся к предмету верификации;
  • по завершению контрольных мероприятий не составлен Акт проверки.

Для оспаривания результатов инспектирования можно обратиться в арбитражный суд, подав заявление в течение трех месяцев после составления Акта проверки. Судебная практика показывает, что суд в большинстве случаев принимает сторону истца и результаты ревизий и наложенные штрафные санкции признаются незаконными.

Проведение плановых проверок носит обязательный характер, а вот других видов ревизий можно избежать:

  • если вести деятельность соблюдая законодательные нормы;
  • правильно составлять и вовремя подавать налоговую отчетность;
  • верно рассчитывать налоговые суммы, если возникли неточности, подавать уточненку и вносить в бюджет недоимку;
  • соблюдать нормы Трудового Кодекса.

Начиная предпринимательскую деятельность, изучите законодательные акты, изложенные в 14 главе Административного Кодекса РФ, там указаны основные виды штрафов, налагаемых на ИП. Также не стоит забывать и о НК и УК РФ, из которого вы узнаете, какое наказание грозит за уклонение от уплаты налоговых взносов.

Защита интересов потребителей в России обеспечивается путем качественного государственного контроля. Проверка деятельности ИП на предмет выполнения нормативов и стандартов проводится Роспотребнадзором. Ни одна плановая и внеплановая проверки не должны препятствовать нормальному функционированию бизнеса. Инспекторы обязаны придерживаться предписаний о сроках, избегать необоснованного вмешательства в хозяйственные процессы.

Опорным нормативным актом для государственной структуры является закон 294-ФЗ от 26.12.2008. Документ устанавливает принципы работы инспекторов, порядок организации мероприятий и дает предпринимателям гарантию объективности оценок. Надзорное ведомство вправе осуществлять контроль в следующих формах:

  1. Плановая проверка ИП. Назначать ее разрешено каждые 3 года. Исключения предусмотрены для представителей отдельных отраслей. От правила можно отступать в сфере оказания медицинских, образовательных или социальных услуг. Уведомление предпринимателю направляют за 72 часа до начала процедуры.
  2. Внеплановая проверка. Известить о принятом решении коммерсанта ведомство обязано за сутки до визита инспекторов. В течение 24 часов уведомление о контрольном мероприятии направляют прокурору. Основанием может служить жалоба, сообщение об угрозе благополучию населения, нанесение вреда.
  3. «Тайный покупатель». Несколько лет руководство Роспотребнадзора надеялось получить право контрольных закупок. С 2018 года такое полномочие структуре предоставлено. Проверка по жалобе, инициативе чиновников или сообщению о признаках проступка уже проводится на основании закона 81-ФЗ от 18.04.18. Чиновники под видом рядовых граждан приходят в точку продаж и приобретают товары (услуги). Если в ходе мероприятия выявят нарушения, назначают наказание. К концу марта 2018 года законопроект приняли во втором чтении. Юридической силы поправки пока не приобрели.

Ведомство самостоятельно определяет способ оценки. Анализ проводят в документарной или выездной форме.

План и график проверок ИП Роспотребнадзором на 2019 год опубликован на официальном сайте ведомства. Представители бизнеса вправе ознакомиться также со сводным реестром контрольных мероприятий на портале прокуратуры. Доступ к информационной базе предоставляется бесплатно и круглосуточно. Сведения же обновляются однократно до наступления следующего года. Изменения в план не вносят.

Ответственный подход к визиту инспекторов поможет предпринимателю избежать штрафов и предупреждений. Юристы рекомендуют придерживаться следующей инструкции:

  1. Изучение документов. Проверяющие лица обязаны предъявить письменное решение. Акт о проведении проверки предприятия государственными органами удостоверяется синей печатью, имеет уникальный номер. В нем закрепляют фамилию, инициалы и должность инспектора. Если на место явился другой специалист, предприниматель вправе отказать в допуске.
  2. Обращение к правозащитнику. Оптимальным вариантом будет постоянное присутствие юриста на объекте при видеосъемке. В этом случае чиновники гарантированно откажутся от злоупотреблений.
  3. Внимание к деталям. Инспекторы вправе запросить у коммерсанта только те документы и сведения, которые относятся к предмету контроля. Так, проверка Роспотребнадзора в продуктовом магазине не может охватывать соблюдение налоговых или трудовых норм.
  4. Соблюдение сроков. Максимальная продолжительность контрольных мероприятий ограничена 20 сутками. В год совокупные временные затраты не должны превышать установленных лимитов. Для малого бизнеса ежегодная норма утверждена на уровне 50, для микропредприятий – 15 часов.
  5. Итоги. По результатам оценки сотрудники Роспотребнадзора составляют акт либо заключение. В них отражают все выявленные нарушения. Одновременно бизнесмену выдают предписание об устранении недостатков и выносят постановления о привлечении к ответственности.

Подготовка к визиту инспекторов включает изучение правительственного постановления № 322 от 30.06.2004. Нормативный акт является основой деятельности надзорного ведомства. Ценным инструментом стали проверочные листы. Перечни вопросов для сферы торговли, общественного питания и бытовых услуг утвердили постановлением Правительства РФ № 707 в 2017 году. Инспекторы опираются на списки при формировании выводов.

Наемные сотрудники должны получить исчерпывающую информацию о правилах общения с проверяющими должностными лицами. Препятствовать работе чиновников нельзя, а документы стоит собрать заблаговременно. Во избежание столкновения с мошенниками необходимо позвонить в территориальный отдел по защите потребительских прав. По телефону можно уточнить время визита и удостовериться в подлинности решения.

Следующим шагом станет формирование базового комплекта документов. В него войдут:

  • регистрационные свидетельства;
  • выписки из ЕГРП;
  • уведомление ИП в Роспотребнадзор о начале деятельности;
  • книга жалоб и прочие бумаги из уголка потребителя;
  • сертификаты на товары;
  • накладные, счета-фактуры на продукцию;
  • графики санитарной обработки;
  • учетные журналы, технологические карты;
  • паспорта на здания, оборудование, инструменты;
  • медицинские книжки, дипломы об образовании персонала;
  • договоры с поставщиками.

Далее потребуется дождаться представителей надзорного органа и следовать их указаниям. Исполнять требования о предоставлении сведений необходимо лишь в рамках предмета проверки.

Важно! В 2017 году представители надзорной службы заявили о переходе к риск-ориентированному методу. Реализация программы по снижению административного давления продолжается. Плановый контроль в отношении предпринимателей и малых фирм в этот период осуществлять не будут. Надзорные каникулы продлили еще на 12 месяцев (ст. 26.2 закона 294-ФЗ).

Наиболее распространенной санкцией остается денежное взыскание. Штрафы Роспотребнадзора для ИП закреплены в административном законодательстве.

Статья написана по материалам сайтов: 22.rospotrebnadzor.ru, kontur.ru, ktovdele.ru, newfranchise.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий