Разлив нефтепродуктов: последствия и методы устранения 2019 год

Достижения технического прогресса все больше приносит губительных последствий для окружающей среды, вызывая угнетение экологических систем и исчезновение уникальных природных комплексов. Особое место в этом вопросе отводится нефтяной промышленности, которая вносит свой немалый вклад в отравление природы. Выбросы токсичных веществ переработанной нефти, аварии танкеров, взрывы нефтяных платформ, аварии на буровых установках и скважинах. Предупредить все возможные катастрофы в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отрасли на сегодняшний день практически невозможно. Но существует ряд мер по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, своевременное принятие которых в силах остановить пагубное воздействие на экосистемы.

Добыча нефти объединена целым комплексом производственных сооружений, которые взаимосвязаны различными системами трубопроводов и энергопередач, а также организацией самим процессом работы. Из основных сооружений этого комплекса выделяют:

  • скважины (добывающие, разведочные, наблюдательные и нагнетательные),
  • станции,
  • нефтехранилища,
  • трубопроводы,
  • площадки и другое.

И каждое из них несет потенциальную угрозу разлива нефти и нефтепродуктов. Почти все этапы операции в нефтяной отрасли, как показывает практика, сопровождаются отдельными авариями.

Основные причины разливов:

  • Аварийные проливы при добыче и транспортировке.
  • Незаконные врезки в нефтепроводы.
  • Изношенность оборудования.
  • Нарушение правил эксплуатации оборудования.
  • Неоперативное реагирование.
  • Несовершенство технологий.

К сожалению, экологические бедствия, спровоцированные наземными разливами нефти, становятся все более частыми. Под разливом следует понимать сброс нефти и нефтепродуктов на почвенный покров (грунт), поверхность воды, прибрежную зону рек и других водоемов. В результате этого наносится существенный урон длительного характера всей окружающей природе.

Разлив нефтепродуктов является одной из самых распространенных причин загрязнения наземных и водных экосистем. Как следствие этого, нарушается ход естественных процессов, что приводит к изменению условий обитания живых организмов. Пролитая нефть из танкеров, трубопроводов несет гибель всему, с чем соприкасается: уничтожается вся растительность, районы поражения становятся непригодными для обитания каких-либо животных. К примеру, некогда кишащие жизнью мангровые болота теперь исчезают и уходят в историю.

Нефтяная пленка на поверхности водоема нарушает его биологические процессы и вызывает дефицит кислорода, изменяя состав воды. Оседающие на дне масла и мазут дают вторичное загрязнение. Все это приводит к уменьшению популяции рыб, водоплавающих птиц и млекопитающих. Символом экологической катастрофы вызванной нефтяной промышленностью стала покрытая нефтью птица.

Нефть наносит необратимый ущерб и здоровью человека, попадая в хозяйственно-питьевые водоемы и объекты. За последние только годы количество онкологических заболеваний возросло почти в два раза в таких городах, как Лангепас, Мегион, Радужный. В Нижневартовске питьевая вода загрязнена нефтепродуктами на 97%. Последствия от аварийных разливов будут давать о себе знать еще многие десятилетия.

Нефтяные загрязнения представляют наибольшую угрозу для жизни Мирового океана. Ежегодно в него поступает до 14 млн тонн нефтепродуктов. Образуемая на поверхности воды пленка лишает кислорода морскую флору и фауну. Было подсчитано, что литра нефти достаточно, чтобы лишить кислорода 4О0 тыс. литров морской воды. Также нарушается регулярный обмен теплом, влагой, газами, энергией между океаном и атмосферой. От токсичных соединений погибают, прежде всего, мальки и планктон.

Самую серьезную опасность представляют крупные аварийные разливы нефти и нефтепродуктов при крушении танкеров и разрыве трубопроводов. Тонна нефти способна покрыть пленкой площадь в 12 км 2 поверхности моря. Загрязнение таких морей, как Ирландское, Северное, Яванское, Средиземное, а также Мексиканского, Токийского и Бискайского заливов заставляют бить тревогу экологов всего мира. Следует помнить, что именно Мировому океану отводится значимая роль в формировании климата планеты, он вырабатывает 70% кислорода для обеспечения жизни на Земле.

Каким бы ни оказался масштаб разлива нефтепродуктов потерь избежать не удастся. Это настоящая трагедия для местной окружающей среды. Поэтому локализация разлива является первостепенной задачей. Сегодня существует множество технологий для быстрого реагирования на местах аварии. На суше главной опорой служит подпорная стенка, которая представляет собой массивное ограждение. Но в случае больших разливов нефти к локализации подключают траншеи.

В водной среде локализация нефтяного пятна осуществляется с участием боновых заграждений. Они делятся на следующие типы:

  • отталкивающие (используют в важных экологических местах и защиты побережья),
  • сорбирующие (впитывают нефть, уменьшая ее концентрацию),
  • надувные (первоначальное окружение пятна).

Немедленная локализация места аварии является самым первым пунктом в плане ликвидации разлива нефтепродуктов.

Выбор метода для ликвидации нефтяных загрязнений будет индивидуальным для каждого конкретного случая. Это связано с природными, климатическими условиями, с рельефом местности и с объемом пролитого нефтепродукта. Ликвидация разлива представляет собой очень трудоемкий процесс и огромные финансовые затраты, поэтому предупреждение проблемы всегда предпочтительней, чем ее устранение.

Для устранения нефтяных загрязнений применяют следующие методы:

  • Термический. Этот метод заключается в выжигании слоя нефти при ее достаточной толщине.
  • Механический. Подразумевает сбор нефти от ручного вычерпывания до машинного оборудования.
  • Физико-химический. Метод используется при малой толщине нефтяной пленки с применением сорбентов и диспергентов.
  • Биологический. Преимущество этого метода заключается в использовании природных микроорганизмов.

Стоит отметить, что даже с указанными методами достигнуть хороших результатов очистки на местах нефтяных аварий довольно затруднительно.

Для ликвидации разлива нефтепродуктов применяются специальные технические средства нефтесборщики, имеющие специфичные комбинации устройств. Нефтесборщики оснащены скиммерами (нефтесборными устройствами), которые собирают верхний слой воды вместе с нефтяной пленкой. Исходя от объема разлившихся нефтепродуктов и их состава, а также от погодных условий используются разные типы скиммеров.

Скиммеры подразделяются на самоходные, стационарные, буксируемые и переносные. Также они различаются по принципу своего действия:

  • гидродинамические (разделение жидкости разной плотности – нефти и воды),
  • вакуумные (всасывание поверхностного слоя воды для последующего отделения нефти),
  • пороговые (через прохождение порога отделяется вода от нефти),
  • олеофильные (продукты нефти налипают к олеофильным материалам).

После ликвидации разлива нефтепродуктов огромные объемы собранных отходов требуют утилизации. Сразу следует уточнить, что только соответствующие органы могут принимать окончательное решение о методе работы с отходами. В первую очередь материал помещают на временное хранение до конца проведения мероприятий по устранению аварии. К примеру, если шла очистка береговой линии, то место хранения отходов располагается в верхней части пляжа, обязательно выше линии прилива. Вывоз будет осуществляться в два этапа: от временного хранения к промежуточному, затем на окончательную утилизацию или обработку.

К сожалению, в Российском государстве утилизация нефтяных отходов чаще всего подразумевает захоронение в специальных могильниках. Но такой способ утилизации весьма ненадежный, так как отходы продолжают наносить вред окружающей среде.

Заранее предвидеть точное время и место аварии, а также масштабы всей катастрофы невозможно. Но чтобы максимально предотвратить риски разлива нефтепродуктов разрабатывается индивидуальный план для каждого конкретного предприятия, где добывают, хранят или транспортируют нефть. В плане рассматриваются все возможные чрезвычайные ситуации и определяются меры по их предотвращению, защите территории и окружающей среды при ликвидации аварии. Обстоятельно прогнозируются все моменты последствий разлива: маршруты стекания и скопления нефтепродуктов, воздействие на природные и хозяйственно-бытовые объекты.

Для обеспечения большей эффективности мероприятиям по предупреждению нефтяных аварий и их ликвидации правительством РФ был утвержден комплекс нормативных документов, регулирующий деятельность предприятий по добыче, транспортировке, переработке нефти и нефтепродуктов.

Экологические проблемы, связанные с нефтяными разливами становятся все более приоритетными для многих государств. В России ежегодно совершается около 10 тысяч только официально зарегистрированных аварий, но настоящие цифры назвать никто не может. Учитывая текущее положение вещей, основной задачей является минимизация пагубных последствий аварий на окружающую среду. Поэтому при ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов будет иметь огромное значение скорость реагирования персонала, качество сбора сырья и экологичность применяемых технологий.

Разливы нефти могут оказать существенное влияние на окружающую среду по причине гибели организмов от физического удушья и вследствие токсического воздействия. Как правило, степень негативного воздействия зависит от количества и вида разлитой нефти, окружающих условий и восприимчивости организмов и мест их обитания к воздействию нефти.

Воздействие разлитой нефти на среду носит самый различный характер. Как правило, в средствах массовой информации эти события называют «экологическими катастрофами», сообщая о неблагоприятных прогнозах для выживания животных и растений. Крупная авария может оказать серьезное краткосрочное воздействие на окружающую среду и стать тяжелым бедствием для экосистемы.

Исследования последствий нефтяных разливов проводятся уже несколько десятилетий и нашли отражение в научной и технической литературе.

Научная оценка типичных последствий нефтяного разлива показывает, что, хотя на уровне отдельных живых организмов наносимый вред может быть достаточно весомым, для популяций в целом характерна более высокая устойчивость. В результате работы естественных процессов восстановления вред нейтрализуется и биологическая система возвращается к нормальной жизнедеятельности.

Лишь в редких случаях имеет место долгосрочный ущерб, в основном, даже после обширных нефтяных разливов можно предполагать, что загрязненные места обитания живых организмов восстановятся в течение нескольких сезонных циклов.

Это интересно:  Гражданское задержание в России. Гражданский арест в России: закон 2019 год

Существуют следующие механизмы воздействия нефти на окружающую среду: физическое удушье, сказывающееся на физиологических функциях организмов; химическая токсичность, приводящая к гибели организмов или близкому к смертельному состоянию либо к нарушениям функций клеток; экологические изменения, заключающиеся в основном в гибели ключевых организмов в популяции и захвате среды обитания оппортунистическими видами; косвенные последствия.

Характер и длительность последствий разливов нефти зависит от многих факторов: количества и вида разлитой нефти, окружающие условия и физические характеристики в месте разлива нефти, фактор времени, преобладающие погодные условия, биологический состав пострадавшей от загрязнения среды, экологическая значимость входящих в него видов и их восприимчивость к нефтяному загрязнению.

Возможные последствия разлива нефти зависят от скорости растворения и рассеивания загрязняющего вещества в воде в результате естественных процессов. Эти параметры являются определяющими территорию распространения загрязнения и вероятность длительного воздействия повышенных концентраций нефти или ее токсичных компонентов на уязвимые природные ресурсы.

К восприимчивым относятся организмы, сильнее других страдающие при контакте с нефтью или ее химическими компонентами. Менее восприимчивые организмы с большей вероятностью могут выдержать кратковременное воздействие нефтяного загрязнения.

С целью определения масштабов ущерба необходимо знать характеристики разлитой нефти. Разлив большого объема стойкой нефти (например, тяжелая топливная нефть), может нанести значительный ущерб, заключающийся в удушье организмов. Тяжелая топливная нефть, которая отличается низкой растворимостью в воде, оказывает менее выраженное токсическое воздействие в связи с низкой биологической доступностью своих химических компонентов.

Химические компоненты легкой нефти отличает более высокая биологическая доступность, следовательно, они с большей вероятностью могут причинять токсические повреждения. Нефть этого вида достаточно быстро рассеивается в результате испарения и дисперсии, а значит, может нанести меньше вреда при условии, что уязвимые природные ресурсы в достаточной мере удалены от места разлива.

Самые существенные и продолжительные последствия вероятны при обстоятельствах, когда растворение нефти замедлено. Даже если интенсивность воздействия ниже уровня, вызывающего гибель организмов, наличие токсичных компонентов может привести к состоянию, близкому к смертельному.

Экологические системы, все без исключения, достаточно сложные и естественные колебания видового состава, численности популяций и их распространение в пространстве и времени – это базовые показатели ее нормальной жизнедеятельности. Животные и растения обладают естественной устойчивостью различной степени к изменениям в пределах своей среды обитания. Естественное приспособление организмов к воздействию окружающей среды, пути и стратегии размножения очень важны для выживания при ежедневных и сезонных изменениях окружающих условий. Врожденная устойчивость говорит о том, что некоторые растения и животные могут выдержать определенный уровень нефтяного загрязнения.

Кроме того, получило широкое распространение чрезмерное использование природных ресурсов, хроническое загрязнение окружающей среды в городах, промышленное загрязнение окружающей среды. Все вышеперечисленное значительно повышает изменчивость в рамках экологических систем. На фоне высокой естественной изменчивости становится сложнее обнаружить более слабовыраженный ущерб от разлива нефти. Способность среды восстанавливаться после серьезных нарушений связана с ее сложностью и устойчивостью. Восстановление после разрушительных природных событий демонстрирует, что с течением времени экологические системы восстанавливаются даже после серьезного урона, сопровождающегося масштабной гибелью организмов.

В результате естественной изменчивости экологических систем возврат к тому же состоянию, в котором система пребывала до разлива нефти, является маловероятным.

Восстановление – это повторное образование сообщества флоры и фауны, присущего данной среде обитания и нормально функционирующего, с точки зрения биологического разнообразия и продуктивности. Как правило, до разлива нефти в экологической системе присутствуют организмы всех возрастов. Вновь появившиеся растения и животные относятся к узкому возрастному диапазону, таким образом, такое сообщество является изначально менее устойчивым.

Разлив нефти может непосредственно воздействовать на организмы, обитающие в экологической системе, либо приводить к потере среды обитания в долгосрочной перспективе. Естественное восстановление сложной экологической системы может занимать длительное время, следовательно, внимание уделяется принятию реабилитационных мер для ускорения процесса.

Эффективные операции по очистке включают в себя удаление разлитой нефти в целях сокращения участка ее распространения и сокращения длительности ущерба от загрязнения, и, следовательно, ускорения начала процесса восстановления. Вместе с тем, агрессивные методы очистки могут нанести дополнительный ущерб, при этом более предпочтительны естественные процессы очистки. Со временем происходит снижение токсичности нефти под действием ряда факторов, и на загрязненном грунте может нормально расти и развиваться растительность. Например, происходит вымывание нефти дождями, летучие фракции испаряются по мере выветривания, что снижает токсичность остаточной нефти.

Благодаря способности среды к восстановлению естественным путем воздействие разлива нефти является локальным и приходящим. Долгосрочный ущерб зафиксирован всего в нескольких случаях. Вместе с тем, в некоторых обстоятельствах последствия ущерба могут быть более стойкими, а нарушения в экологической системе могут носить более длительный характер, чем обычно ожидается.

Обстоятельства, влекущие за собой стойкий долгосрочный ущерб, связаны со стойкостью нефти, особенно если нефть занесена в почвенную толщу и не подвергается естественным процессам выветривания. При смешивании с мелкозернистым грунтом происходит оседание нефти и ее распад замедляется ввиду отсутствия кислорода. Нефтепродукты, обладающие большей плотностью, оседают и могут оставаться в неизменном состоянии в течение неопределенного времени, вызывая удушье организмов.

Согласно существующему положению исследования последствий загрязнения нефтью проводятся по каждой крупной аварии. В результате этих исследований накоплены обширные знания о возможных последствиях разливов для окружающей среды. Изучение последствий каждого разлива не является необходимым и уместным. Вместе с тем исследования такого рода необходимы для определения масштаба, характера и длительности последствий в конкретных обстоятельствах после разлива.

В большинстве своем последствия загрязнения нефтью хорошо изучены и предсказуемы, следовательно, необходимо направить усилия на оценку ущерба. Демонстрируемая окружающей средой изменчивость означает, что изучение широкого спектра потенциальных последствий может привести к неопределенным результатам.

Нефть и нефтепродукты нарушают экологическое состояние почвенных покровов и в целом деформируют структуру биоценозов. Почвенные бактерии, а также беспозвоночные почвенные микроорганизмы и животные не в состоянии качественно выполнять свои важнейшие функции в результате интоксикации легкими фракциями нефти.

Методы химического анализа загрязняющих веществ постоянно совершенствуются. Концентрацию потенциально токсичных компонентов нефти можно определить с достаточно высокой точностью.

Одна из наиболее важных задач при оценке ущерба – выявление направлений развития наблюдаемого ущерба и качественное определение конкретного нефтесодержащего загрязняющего вещества, которое вызвало этот ущерб, особенно в хронически загрязненных средах. Этот анализ проводится методом газовой хроматографии в сочетании с масс-спектрометрией.

Для выявления воздействия на животных полициклических ароматических углеводородов, которые содержатся в сырой нефти и нефтепродуктах, регулярно используются биомаркеры. Данный метод позволяет достаточно точно определить воздействие полициклических ароматических углеводородов, даже если дозовая нагрузка не обнаружена, и является методом ранней диагностики возможного ущерба. Например, измерение этоксирезоруфин-О-деэтилазной активности дает возможность определить уровни ферментов в тканях печени, которые участвуют в обмене веществ и выведении токсинов. Изменение уровня активности этого фермента может быть вызвано и другими причинами, например, присутствием схожих токсичных веществ, которые не связаны с нефтью. Уровни активности зависят от возраста и репродуктивного статуса животного и от динамики температуры. Следовательно, при проведении исследования важно учесть все эти влияющие на выводы факторы.

Первоочередность определяется рядом факторов. Изначально определяется шкала, по которой будут определены последствия разлива: относительно данных по состоянию до разлива, по результатам сравнения с аналогичными видами, сообществами или экологическими системами на незатронутых территориях или путем контроля процесса восстановления по определенному признаку очевидного ущерба. Исследования в лабораториях и на местах разлива говорят о гибели и переходе живых организмов в близкое к смертельному состояние при взаимодействии с нефтью, но уровень изменчивости живых организмов настолько велик, что сравнение состояний до и после разлива не дает достоверных результатов.

Среди других факторов необходимо учитывать географическую протяженность загрязненных территорий, степень загрязнения и соответствующие уровни воздействия (концентрация и длительность), степень повреждения ресурсов, которые затронут нефтяным разливом, а также практическую осуществимость исследований.

Природовосстановление представляет собой процесс принятия мер по восстановлению пострадавшей окружающей среды до состояния нормальной жизнедеятельности в короткие сроки. В рамках Международного режима меры по реабилитации должны обоснованно повлечь существенное ускорение естественного процесса восстановления при условии отсутствия неблагоприятных последствий для различных ресурсов, как физических, так и экономических.

Меры должны быть пропорциональны масштабу и длительности ущерба и достигнутым в перспективе преимуществам. Под ущербом в данном случае понимается нарушение окружающей среды, нарушение в данном контексте рассматривается как нарушение жизнедеятельности или исчезновение организмов в биологическом сообществе вследствие разлива.

Это интересно:  Права нового образца. Чем водительские права нового образца отличаются от прежних. Как получить российские водительские права 2019 год

После мероприятий по очистке могут потребоваться дальнейшие активные действия по восстановлению пострадавших ресурсов и ускорения процесса естественного восстановления, особенно в обстоятельствах, когда восстановление в противном случае заняло бы относительно продолжительное время. Как пример можно привести высаживание растений солончаковых болот. После приживутся новые растения, вернутся и другие формы биологической жизни, потенциальный риск эрозии почвы на данной территории будет сведен к минимуму.

Разработка комплексных стратегий реабилитации фауны представляет собой достаточно сложную задачу. Необходимо принять меры по охране загрязненных мест обитания и стимулированию процесса восстановления экологических экосистем. Это может быть как ограничение доступа и деятельности человека на пострадавших территориях, так и внедрение контроля над рыболовством в целях сокращения конкурентной борьбы за источники пищи. В ряде случаев рекомендуется принять меры по охране производителей из естественной популяции на близлежащих, не загрязненных нефтью территориях. Однако на способность соседних популяций к заселению загрязненных территорий может повлиять множество биологических, экологических и природных факторов.

Сложность экологических систем означает, что ряд возможностей по искусственному восстановлению нанесенного экологического ущерба ограничен. В большинстве случаев естественное восстановление протекает достаточно быстро.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

– существует огромное количество экологических систем, и значительные колебания таких показателей, как избыточность, многообразие, характерны для их нормального функционирования;

– экологическая система обладает значительной способностью к восстановлению естественным путем после серьезных бедствий, вызванных как природными явлениями, так и разливами нефти;

– ключевой механизм негативного воздействия нефти на окружающую среду – физическое удушье и токсичность, но степень этого воздействия в значительной мере зависит от вида разлитой нефти и скорости ее рассеивания относительно местоположения ресурсов, которые восприимчивы к нефтяному загрязнению;

– наиболее уязвимыми организмами являются обитатели водных объектов;

– несмотря на то, что краткосрочное воздействие может быть значительным, длительный ущерб маловероятен, даже в случае крупных аварий, существенная длительность ущерба обусловлена географической изолированностью территорий, где благоприятны условия для сохранения скоплений нефти на долгое время;

– эффективное планирование и реализация операций по ликвидации разливов нефти способствуют смягчению последствий;

– тщательно подготовленные реабилитационные меры могут при определенных условиях ускорить естественные процессы восстановления.

Аварийные разливы нефти и нефтепродуктов, которые происходят на объектах добычи и переработки, а также при их транспортировке, сильно вредят экологическому состоянию окружающей среды, приводят к существенным убыткам и обладают негативными последствиями социального характера.

В последнее время такие чрезвычайные ситуации участились.

Специалисты объясняют этот факт следующими причинами:

  • увеличение объемов добычи нефти;
  • износ основных средство производства, транспортировки и добычи (например, трубопроводов и танкеров);
  • увеличение количества диверсионных актов со стороны экстремистских организаций.

Такая ситуация привела к тому, что отрицательное влияние разливов нефти и нефтепродуктов на экологию становится все более ощутимым и заметным. При этом быстро оценить масштаб экологического вреда достаточно сложно, так как такие загрязнения разрушают многие естественные взаимосвязи и циклы, а также значительно меняют условия среды обитания попадающих под их воздействие живых организмов, накапливаясь в биомассе.

Современные государства проводят политику, цель которой – предупреждение и максимально быстрая ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, в связи с чем способам локализации и устранения последствий таких чрезвычайных ситуаций уделяется повышенное внимание. План ликвидации аварийных разливов включает в себя различные методы устранения загрязнений.

Локализация и ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов представляет собой целый комплекс многофункциональных мероприятий с использованием самых разных методик и технических средств. Каким бы ни был характер аварийного разлива ННП (нефти и нефтепродуктов), все мероприятия в первую очередь должны быть направлены на локализацию нефтяной пленки с целью предупреждения её дальнейшего распространения и минимизации размера загрязненной поверхности.

Любой план локализации и ликвидации аварий, связанных с разливом ННП, предусматривает использование разного рода заграждений.

Такие заграждения являются основным средством локализации нефтяных пятен. С их помощью предотвращают растекание ННП по водной поверхности, снижают их концентрацию для облегчения сбора, а также отводят нефть и нефтепродукты от районов, наиболее уязвимых в экологическом плане.

Боновые заграждения делятся на:

  • аварийные заграждения;
  • заграждения с постоянной плавучестью;
  • всплывающие заграждения;
  • огнеупорные заграждения;
  • универсальные.

Вне зависимости от вида, в состав всех боновых заграждений входят:

  1. поплавок, призванный обеспечить плавучесть;
  2. надводная часть, которая препятствует переливанию ННП-пленки через боны (иногда эта часть совмещена с поплавком);
  3. подводная часть (так называемая юбка), которая не позволяет ННП проникать под боны;
  4. балласт (груз), который отвечает за вертикальность бонов на водной поверхности;
  5. тяговый трос, который отвечает за сохранение конфигурации заграждения при сильном ветре и волнении на воде, а также за буксировку заграждения;
  6. соединительные узлы, с помощью которых боны собираются из отдельных частей;
  7. устройства для крепления бонов к буям и якорям, а также отвечающие за их буксировку.

Такие заграждения предназначены для локализации нефтяных разливов, которые возникают при авариях судов на внутренних водах (водохранилищах, портовых акваториях, реках и затонах). Их также используют для ограждения судов во время приема топлива и при загрузке нефтеналивных танкеров.

АБЗ представляет собой надувные боны, соединенные между собой замками. Такие замки бывают двух видов: стандартные (внахлест, с помощью четырех болтов) и быстроразъемные, называемые ASTM или, по-другому, «Ласточкин хвост».

Аварийный тип заграждения характеризуется высокой прочностью на разрыв и позволяет буксировать его со скоростью до трех узлов. Такая конструкция также обладает максимальной сопротивляемостью ветру и волнам.

Такой вид заграждения используется при локализации разливов ННП в тех же случаях, что и аварийный (см. выше). БПП также прочны на разрыв, их тоже можно буксировать со скоростью до 3-х узлов, им не страшны ни волны, ни ветер. Кроме того, они не поглощают ННП и воду.

Далее приводятся основные характеристики используемых на практике БПП:

  1. БПП-600:
  • секция в длину – 10 или 15 метров;
  • высота всего бона – 600 миллиметров;
  • высота бона над водой – 200 миллиметров;
  • высота под водой – 400 миллиметров;
  • максимальная нагрузка на разрыв балластной цепи – 2,6 тонно/силы;
  • вес одного погонного метра – 2,7 килограмма;
  • материал – износостойкий полиэфир с с нефтехимостойким покрытием из ПВХ;
  • цвет – сигнальный;
  • волновая нагрузка – до двух баллов;
  • максимальная скорость ветра – до 20-ти метров в секунду;
  • максимально выдерживаемое течение – до трех узлов;
  • температурный режим – от минус 35-ти до плюс 65-ти градусов С;
  • количество буксируемых секций в одной нитке – до 20-ти;
  • максимальная скорость буксировки – три узла;
  • высота слоя ННП, удерживаемого заграждением – 0,1 метра.
  1. БПП-830:
  • секция в длину – 10 или 15 метров;
  • высота всего бона – 830 миллиметров;
  • высота бона над водой – 250 миллиметров;
  • высота под водой – 580 миллиметров;
  • максимальная нагрузка на разрыв балластной цепи – 3,5 тонна/силы;
  • вес одного погонного метра – 3,5 килограмма;
  • материал – износостойкий полиэфир с с нефтехимостойким покрытием из ПВХ;
  • цвет – сигнальный;
  • волновая нагрузка – до трех баллов;
  • максимальная скорость ветра – до 20-ти метров в секунду;
  • максимально выдерживаемое течение – до трех узлов;
  • температурный режим – от минус 35-ти до плюс 65-ти градусов С;
  • количество буксируемых секций в одной нитке – до 20-ти;
  • максимальная скорость буксировки – три узла;
  • высота слоя ННП, удерживаемого заграждением – 0,15 метра.
  1. БПП-1100:
  • секция в длину – 10 или 15 метров;
  • высота всего бона – 1100 миллиметров;
  • высота бона над водой – 350 миллиметров;
  • высота под водой – 750 миллиметров;
  • максимальная нагрузка на разрыв балластной цепи – 6,3 тонна/силы;
  • вес одного погонного метра – 5,4 килограмма;
  • материал – износостойкий полиэфир с с нефтехимостойким покрытием из ПВХ;
  • цвет – сигнальный;
  • волновая нагрузка – до четырех баллов;
  • максимальная скорость ветра – до 20-ти метров в секунду;
  • максимально выдерживаемое течение – до трех узлов;
  • температурный режим – от минус 35-ти до плюс 65-ти градусов С;
  • количество буксируемых секций в одной нитке – до 20-ти;
  • максимальная скорость буксировки – три узла;
  • высота слоя ННП, удерживаемого заграждением – 0,15 метра.

Такие заграждения используют для ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водах в случае быстрых течений (затоны, водохранилища, портовые акватории и реки). Их также применяют для ограждения судов различного назначения при заливе топлива и при погрузках танкеров.

В состав БПП Ц входят боны постоянной плавучести, соединяемые между собой замками (либо стандартного типа (внахлест, четыре болта), либо соединениями мягкого типа для крепления секций внутри ленты заграждения).

Это интересно:  Прошедшие срочную службу в вооруженных силах целый год будут получать повышенные пособия 2019 год

Такая конструкция также обладает хорошей устойчивостью к волнам и ветру.

При любых операциях с ННП суда всегда огораживают боновыми заграждениями, который ставятся при помощи буксира. Поскольку суда постоянно подходят к причалу и отходят от него, их необходимо постоянно снимать и ставить снова. Применение стандартных типов заграждений подразумевает круглосуточное дежурство как буксира с командой, так и специальной рабочей бригады.

Для того, чтобы облегчить этот процесс, существуют всплывающий тип боновых заграждений. Их ставят один раз и, по мере необходимости, дистанционно выпускают из них воздух. Боны ложатся на дно и не мешают прохождению судов. Как только в них возникает нужда – в них также с берега закачивают воздух, и они всплывают, образуя заданную изначально конфигурацию. Находящийся на дне комплекс имеет длительный срок службы и готов к эксплуатации в любое время дня и ночи в любое время года. ВБЗ можно использовать как в пресной, так и в соленой воде.

Такие заграждения делятся на:

  1. аварийные. Применяются только в экстренных случаях. В каждой секции такого заграждения есть впускные невозвратные и травяще-предохранительные клапаны. По окончании работ по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов, из каждой секции воздух выпускают с борта плавсредства. Аварийные ВБЗ ставят, как правило, для разделения портовой акватории на секции, а также на входе в порт или нефтеналивной терминал, что позволяет в экстренных случаях предотвратить растекание ННП по всей акватории. Также такие заграждения часто ставятся на реках, в местах, где под водой проходит магистральный нефтепровод. Для быстрого наполнения бонов аварийного БЗ применяются баллоны с высоким давлением;
  2. рабочие. Их применяют постоянно для ограждения танкеров и судов, принимающих топливо. В таких БЗ воздух подается и выпускается дистанционно, поднимая их со дна по мере надобности. В качестве станции газонаполнения используется компрессор с давлением, достаточным для конкретного заграждения.

Используются при термическом способе удаления с водной поверхности нефтяного пятна. Являются многоразовыми.
Применение таких заграждений позволяет сжигать от 600-т до 1800-т баррелей ННП в час.

Кроме того, ОБЗ используют для локализации пожаров, возникающих на поверхности воды. Это позволяет эффективно ликвидировать возгорание на ограниченном участке.

Представляет собой две автономных оболочки, соединенных между собой и располагающихся вертикально по отношению друг к другу. Одна из оболочек заполняется воздухом, вторая – водой. Воздушная оболочка находится над водонаполняемой, что дает возможность одновременно формировать как надводное заграждение (воздушная часть), так и подводную юбку (водонаполняемая часть).

  • заграждение разворачивают с установленной на судне – постановщике бонов вьюшки, одновременно заполняя обе оболочки соответствующим содержимым;
  • воздух нагнетается из воздуходувки, вода – из отвода установленного водомета; возможно заполнение оболочек с помощью компрессора или другого источника воздуха, и насоса (пожарного или балластно-осушительного).

В целях облегчения постановки УБЗ при сильных течениях, оболочки, как правило, заполняют раздельно: вначале – воздушную, затем ставят бон на якорь, потом заполняют водобалластную.

После того, как разлив нефтепродуктов локализован, с бонопостановщика спускают специальное устройство – скиммер, у которого есть воздушный привод, питаемый от компрессора на борту судна. Скиммер собирает нефтепродукты в водозаполняемую оболочку. Вода в ней вытесняется нефтью. После окончания сбора заграждение можно буксировать к месту утилизации ННП.

Преимущества универсальных боновых заграждений:

  1. их удобно хранить на складе, транспортировать и ставить;
  2. в таких БЗ нет балластной цепи, что значительно снижает вес конструкции и позволяет увеличить длину одной секции до 250-ти метров;
  3. нет нужды в дополнительных емкостях для сбора разлившейся нефти; выполняющая роль балласта водонаполняемая оболочка одновременно служит для сбора ННП.

Для локализации разливов ННП на земляных поверхностях используются различные типы дамб, с обваловками и траншеями для организации отвода нефтепродуктов. Выбор типа дамбы зависит от того, насколько велик розлив, характера местности, времени года и прочих факторов.

Дамбы бывают сифонными, сдерживающими, бетонными с донным стоком, переливные плотинные и ледяные. После локализации начинается непосредственная ликвидация разлива нефти и нефтепродуктов.

Разлившаяся нефть зачастую приводит к колоссальным последствиям для окружающей среды, как к немедленным, так и к длительным. Последствия разлива нефти ощущаются десятилетиями.

Вот несколько самых заметных экологических последствий утечки нефти:

Загрязнение прибрежных зон, болот и нарушение функционирования морских экосистем

Нефть, пролитая из поврежденных трубопроводов, танкеров и добывающих установок, губит все живое к чему «прикасается». Нефть разносится по поверхности воды на многие километры, и когда достигает береговой линии, то намертво цепляется за каждый камень и песчинку на пляже. Из-за загрязнения нефтью гибнет вся растительность. Например, кишащие жизнью и отличающиеся буйной растительностью мангровые болота навсегда исчезают из-за розлива нефти. Пораженные районы становятся непригодными для обитания диких животных.

Нефть коварна не только тем, что может растягиваться черной пленкой по поверхности воды, но также некоторые ее частицы способны смешиваться с водой и оседать на дно, тем самым, убивая чувствительную морскую экосистему. Многие морские организмы и рыбы погибают или оказываются зараженными.

Так, например, в 1989 году произошла утечка огромного количества нефти на Аляске, были потрачены миллионы долларов на ликвидацию последствий, но анализы проведенные в 2007 году показали, что 26 тысяч галлонов нефти все еще находится в песке вдоль береговой линии. Естественно на этих территориях все еще не восстановились популяции погибших диких животных.

Ученые установили, что остаточная нефть (остатки нефти после ликвидации) исчезает со скоростью 4 % в год от общей массы нефти. Представьте, сколько времени потребуется для полного восстановления пострадавших районов.

От разлитой нефти гибнут птицы

Птица, покрытая пятнами нефти, сейчас является символом экологического бедствия, вызванного разливом нефти. Утечка нефти, даже небольших объемов может стать смертельным приговором для огромного количества птиц. Некоторые пернатые могут почувствовать опасность и перелететь на безопасное место, например кулики. Но есть птицы, которые живут вблизи воды и питаются исключительно рыбой, покинуть водные просторы для них означает смерть.

Разлив нефти приносит большой ущерб гнездованию, что влечет серьезные последствия для многих видов. Недавний разлив нефти в Мексиканском заливе произошёл в период спаривания и гнездования птиц. Уже сейчас ученые утверждают, что последствия трагедии будут ощущаться несколько десятилетий. Разлив нефти влияет и на миграцию, путем заражения привычных мест остановки перелетных птиц.

Даже небольшое количество нефти на оперении птиц приводит к полной неспособности летать, а также нарушается гидроизоляционная способность, что приводит к переохлаждению и перегреву. Птицы отчаянно пытаются очиститься, тем самым часть нефти оказывается проглоченной, что приводит к отравлению и смерти. Каждый разлив нефти уносит жизни 500 тысяч разнообразных птиц.

От разлитой нефти гибнут морские млекопитающие

Разлитая нефть очень часто приводит к гибели таких морских животных, как киты, дельфины, тюлени и морские выдры. Иногда нефть забивает воздушное отверстие китов, что нарушает нормальное дыхание и способность общаться. Мех выдр, пропитанный нефтью, теряет свои гидроизоляционные способности, что приводит к гипотермии.

Даже если животным удалось вовремя покинуть зараженную территорию, всегда есть риск, что в их рацион питания попадут зараженные организмы. Ученые отметили, что животные, побывавшие в зараженных регионах, приносили больное потомство, и такая тенденция может проявляться в нескольких поколениях.

Разлив нефти приводит к гибели рыбы

Нефть является смертельной для рыб, молюсков и других морских обитателей, особенно быстро погибают икра и личинки. Во время разлива нефти на Аляске в 1989 году, в первую очередь погибли миллионы особей молюсков и креветок, миллиарды лосося, сельди и их икры. Популяция этих видов в том регионе до сих пор не восстановилась. А когда- то эти места были промысловыми и славились богатым уловом.

Не зависимо от того сколько галлонов нефти попало в океан, ущерб всегда колоссален для окружающей среды. Самое страшное, что пораженные территории остаются безжизненными многие десятки лет.

Статья написана по материалам сайтов: businessman.ru, natural-sciences.ru, neftok.ru, bidrealty.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий