Размер санитарно-защитной зоны. Проект обоснования размеров санитарно-защитных зон 2019 год

Санитарно-защитная зона, сокращенно (СЗЗ)

Проект организации санитарно-защитной зоны включает в себя обоснование предлагаемой границы санитарно-защитной зоны (проект СЗЗ), мероприятия по охране атмосферного воздуха, предложения по озеленению и благоустройству территории объекта и санитарно-защитной зоны, а также формирование предложений по обеспечению уменьшения отрицательного воздействия (до установленных нормативов) хозяйственного или промышленного объекта на близко расположенную жилую застройку.

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – это зона разрыва между промышленными предприятиями и близлежащими жилыми или общественными зданиями.

СЗЗ является неотъемлемой частью любого промышленного объекта.

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) организуется для защиты жилых, общественных зданий и сооружений от воздействия вредных составляющих производственных процессов, таких, как выбросы загрязняющих веществ, повышенный шум, пыль и т.д.

СЗЗ представляет собой обозначенную специальными знаками либо огороженную территорию, которая отделяет производственный комплекс промышленного предприятия от зон жилья, отдыха, общественных зданий и бизнес-центров. Размер СЗЗ зависит от того, к какому классу отнесено предприятие с точки зрения вредоносности выбросов, загрязняющих окружающую среду. Всего существует пять классов, и размер СЗЗ может доходить до 1000 метров.

Цель разработки проекта СЗЗ

Разработка проекта организации санитарно-защитной зоны (СЗЗ) выполняется с целью:

• предотвращения или ослабления до требуемых гигиенических нормативов негативного воздействия производственных объектов на комфортность проживания и здоровье населения;

• определения возможности сохранения предприятия, применяемой технологии и объемов производства продукции в условиях города;

• создания санитарно-защитного и эстетического барьера между территорией предприятия (группы предприятий) и территорией жилой застройки;

• организации дополнительных озелененных площадей, обеспечивающих экранирование, ассимиляцию, фильтрацию загрязнителей атмосферного воздуха и повышение комфортности микроклимата;

• принятия экономически и технически обоснованных, социально и экологически целесообразных проектных и строительных решений.

Границы СЗЗ

Граница СЗЗ — это линия, ограничивающая территорию, за пределами которой нормируемые факторы воздействия не превышают установленные гигиенические нормативы.

Установка границ СЗЗ производится по совокупности всех видов техногенных воздействий объекта на окружающую среду и здоровье населения.

Площадь территории СЗЗ можно использовать в соответствии с ограничениями и правилами использования СЗЗ, установленными законодательством РФ. Постоянное проживание людей на территории СЗЗ не допустимо, но предприятие в границах СЗЗ может разместить технические службы (гаражи, стоянки, прачечные, лаборатории, склады и т.д.), оздоровительные комплексы, предназначенные для работников предприятия, высадить технические сельскохозяйственные культуры, провести линии ЛЭП и другие коммуникации и т.д.

Ширина СЗЗ для отдельно взятого предприятия устанавливается на основе санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам.

Размер СЗЗ, в основном, устанавливается раз и навсегда. Для уменьшения размеров СЗЗ предприятие должно заключить договор на проведение исследований влияния негативных факторов на окружающую среду на границе СЗЗ. Исследования должны быть проведены неоднократно, аккредитованной лабораторией. Дальнейшее развитие производственной деятельности предприятие должно проводить в рамках установленной СЗЗ.

Пересмотр проектов организации санитарно-защитной зоны (СЗЗ) производится при изменении установленных гигиенических нормативов воздействия на окружающую среду или при изменении уровня воздействия на окружающую среду производственных объектов. В случае изменения технологических процессов, объемов производства и других факторов, меняющих уровень воздействия на окружающую среду, производится корректировка проекта СЗЗ в составе разрабатываемой проектной документации (на реконструкцию, техническое перевооружение и др.).

Этапы разработки СЗЗ

Проекты СЗЗ разрабатываются для отдельных предприятий и групп предприятий как на предпроектной стадии, в составе разрешительной документации на строительство, так и для уже функционирующих предприятий.

Для расчета СЗЗ проводятся исследования, определяющие уровень физического воздействия на окружающую среду, ожидаемый уровень загрязнения воздуха, натурные исследования, если СЗЗ рассчитывается для действующего предприятия.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны объекта по классификации должен быть подтвержден проектом обоснования санитарно-защитной зоны и утвержден в определенной последовательности:

• разработка СЗЗ (расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны);

• утверждение расчетной СЗЗ в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

• утверждение установленной (окончательной) СЗЗ в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

Разработка СЗЗ включает в себя все необходимые расчеты и натурные замеры (атмосферный воздух, шум, электромагнитные излучения), которые позволяют обосновать необходимый размер СЗЗ для данного предприятия.

Состав и основные задачи проекта СЗЗ

Проект организации санитарно-защитной зоны (СЗЗ) включает в себя обоснование предлагаемой границы санитарно-защитной зоны (границы СЗЗ), мероприятия по охране атмосферного воздуха, предложения по озеленению и благоустройству территории объекта и санитарно-защитной зоны, а также формирование предложений по обеспечению уменьшения отрицательного воздействия (до установленных нормативов) хозяйственного или промышленного объекта на близко расположенную жилую застройку.

Для объектов, не включенных в санитарную классификацию, с новыми, недостаточно изученными технологиями, с наличием в выбросах в атмосферу химических и биологических веществ первого и второго класса опасности, ширина санитарно-защитной зоны (проект СЗЗ) устанавливается в каждом конкретном случае решением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.

Утвержденный проект организации СЗЗ является правовой основой для установления (изменения) границ СЗЗ как линий градостроительного регулирования территории. Действующие предприятия в обязательном порядке должны иметь проект организации санитарно-защитной зоны.

Состав проекта СЗЗ

В проекте организации СЗЗ:

• обосновывается предлагаемая к установлению граница СЗЗ;

• определяется достаточность ранее разработанных и, в случае необходимости, разрабатываются новые мероприятия по охране атмосферного воздуха, благоустройству территории СЗЗ;

• разрабатываются предложения по планировочной организации территории, обеспечивающие снижение негативного воздействия производственных объектов на жилую застройку до установления гигиенических нормативов.

Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к размеру санитарно-защитных зон в зависимости от санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов, требования к их организации и благоустройству, основания к пересмотру этих размеров и предназначены для организаций, специалистов, деятельность которых связана с проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также осуществлением государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Структура пояснительной записки к проекту организации санитарно-защитной зоны:

1. Общие сведения о предприятии.

2. Анализ функционального использования территории в районе расположения предприятия.

3. Краткую характеристику природно-экологических особенностей территорий.

4. Оценку ранее выполненных расчетов границ СЗЗ.

5. Расчет СЗЗ по фактору загрязнения атмосферного воздуха.

6. Расчет СЗЗ по фактору шумового воздействия.

7. Расчет СЗЗ по прочим факторам негативного воздействия.

8. Анализ водопотребления и водоотведения.

9. Образование производственных отходов.

10. Мероприятия по снижению негативного воздействия на среду обитания.

11. Обоснование границ СЗЗ по совокупности показателей.

12. Мероприятия по планировочной организации и благоустройству СЗЗ.

13. Организацию санитарно-гигиенического контроля на границе СЗЗ и на территории жилой застройки, прилегающей к СЗЗ.

В состав проекта организации СЗЗ должны входить следующие табличные материалы:

1. Баланс территории предприятия.

2. Перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу.

3. Анализ результатов расчетов рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере.

4. Концентрация загрязняющих веществ в расчетных точках (на границах СЗЗ, в жилой застройке).

5. Содержание загрязняющих веществ в стоках.

6. Перечень объектов озеленения.

7. Рекомендуемый ассортимент деревьев для озеленения СЗЗ.

8. План-график мероприятий по сокращению негативного воздействия на окружающую среду.

9. План-график выполнения мероприятий по организации, благоустройству и озеленению территории.

10. Программа проведения замеров в контрольных пунктах.

В пояснительной записке к проекту организации СЗЗ необходимо представлять следующие графические материалы:

1.Схему функционального использования территории в районе расположения предприятия.

2. Генеральный план предприятия.

3. Схему размещения источников выбросов и загрязнения атмосферного воздуха (существующее положение и прогноз).

4. Схему размещения источников шума, вибрации, ЭМИ, радиации и зоны их воздействия (существующее положение и прогноз).

5. Схему по установлению границы СЗЗ.

6. Схему планировочной организации СЗЗ.

Это интересно:  Как выбрать стиральную машину? Какой фирмы выбрать стиральную машину? 2019 год

7. План благоустройства и озеленения СЗЗ.

8. Схему размещения постов санитарно-гигиенического контроля.

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – это особая зона между промышленными предприятиями и близлежащими жилыми или общественными зданиями.

Проект СЗЗ разрабатывается для защиты жилого массива, общественных зданий, сооружений от негативного влияния вредных составляющих производственных процессов, таких, как выбросы вредных веществ, повышенный шум, пыль.

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) предприятия – это обозначенная специальными знаками, а иногда и огороженная территория, которая отделяет производственный комплекс от зон жилья, отдыха, общественных зданий и бизнес-центров.

Размер санитарно-защитной зоны напрямую зависит от класса опасности предприятия.

Всего определено пять классов предприятий, и размер нормативной СЗЗ установлен в 1000 метров. Но бывают случаи, когда требуется увеличение данного расстояния.

Для предприятий 1, 2 и 3 классов опасности разработка проекта санитарно-защитной зоны является обязательной.

В то время как для объектов 4 и 5 категории проект разрабатывается только в установленных законодательством случаях.

Если объект, не включен в санитарную классификацию, ширина санитарно-защитной зоны (проект СЗЗ) устанавливается в каждом конкретном случае решением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.

Проект сокращения СЗЗ разрабатывается при попадании жилой застройки в нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону предприятия.

Согласование проекта СЗЗ, в зависимости от класса предприятий, проходит в несколько этапов.

Для установления границ расчетной санитарно-защитной зоны проект подлежит экспертизе в территориальных управлениях органов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» и Роспотребнадзора.

Проект СЗЗ включает в себя обоснование предлагаемой границы санитарно-защитной зоны, мероприятия по охране воздуха, предложения по озеленению и благоустройству территории объекта, а также санитарно-защитной зоны и формирование предложений по обеспечению снижения негативного воздействия промышленного объекта на близлежащую жилую застройку.

Ширина санитарно-защитной зоны СЗЗ для конкретного предприятия устанавливается на основе санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам.

Разработка проекта организации санитарно-защитной зоны СЗЗ может осуществляется для отдельных предприятий и для групп промышленных объектов.

Проект СЗЗ может быть разработан, как на предпроектной стадии, так и на этапе эксплуатации, для действующего предприятия.

Для того, чтобы разработать проект СЗЗ проводят исследования, которые позволяют определить уровень физического воздействия на окружающую среду, ожидаемый уровень загрязнения воздуха, натурные исследования, если СЗЗ рассчитывается для действующего предприятия.

При разработке проекта СЗЗ должны быть проведены все необходимые расчеты и натурные замеры (атмосферный воздух, шум, электромагнитные излучения), которые позволят обосновать необходимый размер СЗЗ для данного предприятия.

Как правило, пересмотр проектов организации (обоснования) санитарно-защитной зоны (СЗЗ) производится при изменении установленных гигиенических нормативов воздействия на окружающую среду или при изменении уровня воздействия на окружающую среду производственных объектов. Если технологический процесс на производстве изменился, или изменился объем производства, то разработанный ранее проект подлежит пересмотру.

Основаниями для разработки проекта санитарно-защитной зоны (СЗЗ) являются следующие основные документы:

  • Федеральный закон №52 О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (в новой редакции 2008 года с учетом Изменений №3).

Проект санитарно-защитной зоны разрабатывается с учетом положений Генерального плана городской застройки конкретного поселения.

По итогам работы Вы получите:

  • проект обоснования расчетной СЗЗ;
  • экспертное заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»;
  • санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора.
  1. Не много кто задумывается над тем, что в процессе согласования разработанного прoекта мoжет быть пoлучен oтказ, o кoтoрoм будет известнo тoлькo пo истечении нoрмативнoгo срoка рассмoтрения прoекта.
  2. Самым неприятным сюрпризом, для тех, кто с этим не сталкивался, может стать то, что таких oтказoв мoжет быть нескoлькo. И пересогласовывать доработанный проект придется с самого начала.
  3. Как результат-разрешение на сброс будет получено намного позже установленного срока.
  4. Только высококвалифицированные специалисты, не только помогут сократить время на разработку проекта и оформление необходимой документации, но и своевременно устранят любые замечания.

Заполните форму и наш специалист свяжется с вами в кратчайшие сроки и подготовит индивидуальное предложение

  1. Вы звoните нам или направляете заявку на разрабoтку прoекта.
  2. Наши специалисты кoнсультируют Вас пo услуге, а менеджеры предoставляют кoммерческoе предлoжение;
  3. Oзнакoмившись с нашим вoзмoжнoстями и услугами в хoде кoнсультации, вы oфoрмляете заказ;
  4. Мы заключаем дoгoвoр, в кoтoрoм прoписаны услoвия и oбязаннoсти oбеих стoрoн;
  5. Пoсле пoлучения неoбхoдимых исхoдных сведений наши специалисты oфoрмляют всю неoбхoдимую дoкументацию и пoсле сoгласoвания с Вами передают на экспертизу в надзoрные oрганы;
  6. Пo итoгам всех экспертиз Вы пoлучаете гoтoвый пакет дoкументoв!

Специалисты компании ответят на все Ваши вопросы, подберут необходимое оборудование и подготовят коммерческое предложение.

В соответствии с Федеральным Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее — санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности – как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, разрабатывается проект обоснования размера санитарно-защитной зоны.

В соответствии с Федеральным Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее — санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности – как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны по классификации должен быть обоснован проектом санитарно-защитной с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

Санитарно-защитная зона промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно:

1 этап — расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.);

2 этап — установленная (окончательная) — на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров. (Замеры для СЗЗ)

Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является не превышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух.

  1. Реквизиты предприятия, коды статистики
  2. Режим работы предприятия (дней/год, часов/день)
  3. Кадастровый план, свидетельство о праве собственности, договор аренды, техпаспорта зданий БТИ и прочие документы на землю.
  4. В случае наличия согласованного проекта ПДВ, необходимо приложить копии санитарно-эпидемиологического, экспертного и др. заключений по проекту ПДВ, а также копию разрешения на выбросы.
  5. Генплан М 1:500 с четко нанесенной границей предприятия, экспликацией зданий и сооружений
  6. Ситуационный план, на котором полностью помещаются границы ориентировочной СЗЗ в масштабе 1:2000 или 1:5000.
  7. На ситуационном плане должны быть указаны:
    • четко границы земельного участка предприятия;
    • масштаб;
    • направление на север;
    • ближайшая жилая зона;
    • номера жилых домов;
    • номера и названия школ, детских садов, больниц
    • ближайшие садовые товарищества, предприятия пищевой промышленности
    • план должен быть заверен Управлением городской архитектуры.»
  8. Обозначить на карте и приложить список предприятий, находящихся в ориентировочной СЗЗ. Особо выделить предприятия пищевой промышленности
  9. Справка о количестве жилых домов и жильцов, количестве мест в больницах, детских садах, школах.
  10. Справка о фоновых концентрациях ЗВ
  11. Тех. регламент производства или описание техпроцесса
  12. Инвентаризация источников шума:
  13. Перечень шумящего оборудования с указанием марки оборудования:
    • Вентиляторы
    • Котлы (газовые, электрические, дизельные, твердотопливные)
    • Печи, горелки, энергетические установки
    • Дизель-генераторы
    • Компрессоры
    • Трансформаторы
    • Холодильники
    • Насосы
    • Станки (металлообрабатывающие, деревообрабатывающие и др.)
    • Роторы
    • Двигатели
    • Сварочное оборудование (трансформаторы, выпрямители, сварочные установки)
    • Окрасочное оборудование
    • Автотранспорт и спецтехника
    • и прочее тех.оборудование
  14. Указать расстановку шумящего оборудования, на плане помещений (БТИ)
  15. Технические характеристики шумящего оборудования, паспорта на шумящее оборудование (в т.ч. вентиляторы), с указанием уровня шума оборудования
Это интересно:  Трудовая инспекция в Куровском 2019 год

Раздел находится в разработке

Проект обоснования размера санитарно-защитной зоны разрабатывается на основании следующих документов:

  • СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (новая редакция)
  • СанПиН 2.2.1/2.1.1.-2361-08 «Изменения №1 к санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»
  • СанПиН 2.2.1/2.1.1.2555-09 Изменение № 2 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов (новая редакция»)
  • СанПиН 2.2.1/2.1.1.2739-10 «Изменения и дополнения № 3 к СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция»
  • Рекомендации по разработке проектов санитарно-защитных зон промышленных предприятий, групп предприятий. М.: Изд-во Российского экологического федерального информационного агентства, 1998.
  • Руководство по проектированию СЗЗ для промышленных предприятий. ЦНИИП градостроительства. М.: Стройиздат, 1984.
  • Сборник методик по определению концентраций загрязняющих веществ в промышленных выбросах. Л.: Гидрометеоиздат, 1987.
  • Инструкция по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. НИИ Атмосфера.
  • ГОСТ 17.2.03.02-78. Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями. М., 1979.
  • Рекомендации по основным вопросам воздухоохранной деятельности. М., 1995.
  • Перечень и коды веществ, загрязняющих атмосферный воздух. “Интеграл”, С-Пб, 2000.
  • Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. С-Пб., 2005 г.
  • РД 52.04.186-89 «Руководство по контролю загрязнения атмосферы».
  • СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».
  • СНиП 23-03-2003 «Защита от шума».
  • ГОСТ 12.1.036-81. Шум. Допустимые уровни в жилых и общественных зданиях.
  • ГОСТ 23337-78. Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий.
  • ГОСТ 27296-87. Звукоизоляция ограждающих конструкций. Методы измерения.
  • Справочник проектировщика. Защита от шума в градостроительстве (Москва, 1993 г.).
  • МУК 4.3.2194-07. Методические указания. «Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях».
  • ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест».
  • Дополнение №1 к ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест».
  • Дополнение №2 к ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест».
  • Дополнение №3 к ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест».
  • ГН 2.1.6.1339-03 «Ориентировочно-безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест».
  • Дополнение №1 к ГН 2.1.6.1339-03 «Ориентировочно-безопасные уровни воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест».
  • Дополнение №2 к ГН 2.1.6.1339-03 «Ориентировочно-безопасные уровни воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест».
  • Дополнение №3 к ГН 2.1.6.1339-03 «Ориентировочно-безопасные уровни воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест».
  • ГН 2.1.7.2041-06 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве».
  • ГН 2.1.7.2042-06 «Ориентировочно допустимые концентрации (ОДК) химических веществ в почве».
  • СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы».
  • СНиП ІІ-89-80* Генеральные планы промышленных предприятий
  • СНиП III-10-75 Благоустройство территорий
  • Иванов Н.И. Инженерная акустика. Теория и практика борьбы с шумом. М.: Университетская книга, Логос, 2008. – 424 с.
  • Архитектурная физика: Учеб. для вузов: Спец. «Архитектура»/ В.К. Лицкевич, Л.И. Макриненко, И.В. Мигалина и др.; Под ред. Н.В, Оболенского. – М.: «Архитектура-С», 2007 -448 с.
  • Каталога источников шума и средств защиты. Воронеж, 2004г.
  • Руководство по проектированию СЗЗ для промышленных предприятий. ЦНИИП градостроительства. М.: Стройиздат, 1984.
  • Технические указания по проектированию и содержанию зеленых насаждений в СЗЗ промышленных предприятий. М., 1973.
  • Руководство по учету в проектах планировки и застройки городов требований снижений уровней шума. М.: Стройиздат, ЦНИИП градостроительства, 1984.
  • Справочник «Борьба с шумом» под. ред. Е.Я. Юдина. М.: «Машиностроение», 1885.
  • Методические рекомендации по охране окружающей среды при строительстве и реконструкции автодорог. М.: ГД НИИ Союздорнии. 1999.
  • Каталог шумовых характеристик технологического оборудования. Приложение к СНиП II-12-77.

Расчеты рассеивания выбросов и максимальных приземных концентраций загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы проводятся на программе УПРЗА «Эколог» вариант «Стандарт с учетом влияния застройки» версия 3.0, разработанной фирмой «Интеграл» и согласованной ГГО им. Воейкова, реализующей методику ОНД-86, в том числе позволяющей реализовать расчет с учетом влияния существующей застройки.

Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее — объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования (уровни создаваемого загрязнения за пределами промплощадки превышают ПДК и/или ПДУ и/или вклад в загрязнение жилых зон превышает 0,1 ПДК).

Правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему необходимых документов, в срок не более одного года со дня вступления в силу данного постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.

В случае если до дня вступления в силу данного постановления выданы разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, в отношении которых подлежат установлению или изменению санитарно-защитные зоны, застройщики до ввода объектов в эксплуатацию обязаны представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны с приложением к нему необходимых документов, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

Приведение видов разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.

В границах санитарно-защитной зоны не допускается использования земельных участков в целях:

а) размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства;

б) размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями.

Это интересно:  Похищение ребенка, или киднеппинг: цели, последствия 2019 год

Решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают следующие уполномоченные органы по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны:

а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (далее — санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию;

б) территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — в отношении объектов III — V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III — V класса опасности.

В проекте организации санитарно-защитной зоны обосновывается предлагаемая к установлению граница СЗЗ, определяется достаточность ранее разработанных и, в случае необходимости, разрабатываются новые мероприятия по охране атмосферного воздуха, благоустройству территории санитарно-защитных зон, разрабатываются предложения по планировочной организации территории, обеспечивающие снижение негативного воздействия производственных объектов на жилую застройку до установления гигиенических нормативов.

В составе проекта организации СЗЗ определяются проектные границы санитарно-защитной зоны с учетом расчетных зон сверхнормативного воздействия по таким факторам как: загрязнение атмосферного воздуха, акустический режим, уровень вибрации, загрязнение почвенного покрова, подземных и поверхностных вод и т.п. Разрабатываются технические, организационные и планировочные мероприятия по обеспечению сокращения совокупной зоны сверхнормативных воздействий.

Для объектов, не включенных в санитарную классификацию, с новыми, недостаточно изученными технологиями, с наличием в выбросах в атмосферу химических и биологических веществ первого и второго класса опасности, ширина санитарно-защитной зоны устанавливается в каждом конкретном случае решением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.

Размеры санитарно-защитной зоны объектов, являющихся источниками неблагоприятных физических воздействий, устанавливаются расчетным путем с учетом места расположения источников и характера создаваемого ими шума, инфразвука и других физических факторов. Обоснованность расчетов для установления СЗЗ должна быть подтверждена натурными замерами.

В зависимости от характеристики выбросов предприятий, по которым ведущим фактором для установления размеров санитарно-защитной зоны является химическое загрязнение атмосферы, положение границы СЗЗ устанавливается от границы территории промплощадки или от источника выбросов загрязняющих веществ.

Для групп промышленных предприятий или промышленного узла устанавливается единая санитарно-защитная зона с учетом суммарных выбросов и физического воздействия всех источников, а также результатов годичного цикла натурных наблюдений для действующих предприятий.

Установленные проектом границы санитарно-защитной зоны согласовываются в органах Роспотребнадзора. Согласованные в установленном порядке границы санитарно-защитной зоны утверждаются в качестве линий градостроительного регулирования территории.

В случае изменения технологических процессов, объемов производства и других факторов, изменяющих уровень воздействия на окружающую среду, производится корректировка проекта в составе проектной документации (на реконструкцию, техническое перевооружение и др).

Размеры санитарно-защитной зоны могут быть уменьшены по сравнению с нормативными, соответствующими санитарной классификации при:

•объективном доказательстве стабильного достижения уровня техногенного воздействия на границе СЗЗ и за ее пределами в рамках и ниже нормативных требований по материалам систематических (не менее чем годовых) лабораторных наблюдений за состоянием загрязнения воздушной среды;

•подтверждении замерами снижения уровней шума и других физических факторов в пределах жилой застройки ниже гигиенических нормативов;

•уменьшении мощности, изменении состава, перепрофилировании предприятия и связанным с этим изменением класса опасности.

Размеры санитарно-защитной зоны должны быть увеличены по сравнению с нормативными, соответствующими санитарной классификации, при невозможности обеспечения современными техническими и технологическими средствами нормативных уровней по любому фактору воздействия, полученных расчетным путем и/или по результатам лабораторного контроля.

Временное сокращение объема производства не является основанием к пересмотру принятой величины СЗЗ для максимальной проектной или фактически достигнутой его мощности.

Достаточность ширины санитарно-защитной зоны по принятой классификации должна быть подтверждена выполненными по согласованным и утвержденным в установленном порядке методам расчета рассеивания выбросов в атмосферу для всех загрязняющих веществ, распространения шума, вибрации и электромагнитных полей с учетом фонового загрязнения среды обитания по каждому из факторов за счет вклада действующих, намеченных к строительству или проектируемых предприятий, а также данными натурных наблюдений для действующих предприятий.

Если в соответствии с предусмотренными техническими решениями и расчетами загрязнения атмосферы, уровня шума и других воздействий размеры санитарно-защитной зоны для предприятия получаются больше размеров нормативной СЗЗ, то необходимо пересмотреть проектные решения и обеспечить допустимость использования нормативной зоны за счет уменьшения объемов выбросов вредных веществ в атмосферу, минимизации шума и других видов воздействий. Если и после дополнительной проработки не выявлены технические возможности обеспечения нормативных размеров санитарно-защитной зоны, то ее размер принимается в соответствии с результатами расчета загрязнения атмосферы, уровней шума и других физических факторов с подтверждением расчетных данных натурными замерами по согласованию с территориальным органом Роспотребнадзора.

В Проекте должен быть приведен перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны. В дополнение к Проекту необходимо иметь Графическое описание местоположения границ санитарно-защитной зоны (план землеустройства) с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

Со дня установления санитарно-защитной зоны на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, разрешенное использование которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, а также использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.

Реконструкция указанных объектов капитального строительства осуществляется только путем их приведения в соответствие с ограничениями использования земельных участков, предусмотренными решением об установлении санитарно-защитной зоны.

Компенсация ущерба, причиненного правообладателям земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в связи с установлением (изменением) санитарно-защитной зоны, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лица, виновные в нарушении природоохранного законодательства РФ несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для разработки проекта организации ССЗ Исполнителю необходимо получить от Заказчика исходные данные. Отсутствие каких-либо документов из данного списка приводит к задержке разработки и может являться причиной отсутствия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проектной документации санитарным правилам и нормам.

Квалификация и опыт специалистов ГК РЭИ позволяют выполнять заказы по разработке СЗЗ для объектов различного назначения и уровня сложности.

Наша компания предлагает Вам разработать и выполнить Программу (план-график) производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на предприятии.

Статья написана по материалам сайтов: test.01proekt.ru, www.sercons-eco.ru, ac-lab.org, gruppa-rei.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий