Способы закупок по 44-ФЗ 2019 год

Официальная терминология Федерального Закона заменяет понятие типы закупок» на «способы определения поставщика». Вместе с тем его процессуальный смысл остается тем же, за исключением расширения перечня нормативно разрешенных процедур.

На сегодняшний день среди них:

  • конкурсы (закрытые, открытые, с ограниченным участием, двухэтапные);
  • аукционы (закрытые и открытые);
  • запросы ценовых котировок и предложений.

В своих положениях закон о контрактной системе подробно рассматривает каждую из процедур.

Организатор открытого конкурса обязан своевременно разместить извещение о нем в ЕИС, либо на сайте госзакупок — до 2016 года — и начать принимать конкурсные заявки от всех желающих участников, которые удовлетворяют условиям тендерной документации.

При этом по законодательной норме заказчики имеют право вносить изменения в конкурсную документацию во время проведения тендера, но не позже, чем за 5 дней до его окончания. Изменению не подлежат только предмет конкурса и размер обеспечения.

Заявки на открытый конкурс, поступающие от участников, рассматриваются в течение 20 дней. Единственным исключением являются закупки в сфере искусства, культуры и науки — для них срок увеличен на 10 дней.

После рассмотрения и оценки конкурсных заявок комиссией формируется протокол со всей информацией по тендеру и его итогам. После этого с победителем заключается контракт в срок от 10 до 20 дней.

Если на конкурс подана всего одна заявка, которая удовлетворяет всем требованиям, то закупка совершается у ее инициатора. А в ситуации, когда не поступило ни одной заявки, процедуру проводят заново. Но любое свое решение госзаказчик может принять только после их согласования соответствующими органами.

В некоторых случаях проводится конкурс с ограниченным участием. Это происходит тогда, когда речь идет о:

  • музейных работах;
  • объектах культурного и национального наследия;
  • необходимости оформления доступа в архивы.

После вступления ФЗ-44 в свою силу появилась новая форма конкурса — двухэтапный конкурс. Он проводится в два этапа, на первом из которых подаются технические заявки, а на втором — коммерческие. Такой вид тендера очень широко применяется:

  • в строительстве, проектировании, архитектуре;
  • при осуществлении научных изысканий;
  • в электроэнергетике;
  • при закупках, связанных с искусством и литературой.

ФЗ-44 предписывает проводить все государственные аукционы исключительно в электронной форме. При этом аукцион признается несостоявшимся в случае, если:

  • не подано ни одной заявки от участников;
  • подана только одна заявка, и она признана не соответствующей условиям;
  • участники не выдвинули ни одного предложения с обозначением цены за первые 10 минут проведения аукциона;
  • комиссия вынесла решение о том, что все ценовые предложения не соответствуют требованиям, либо соответствует только одна;
  • участник, выигравший в аукционе, отказался подписывать госконтракт.

Эти два способа определения поставщика достаточно схожи между собой. Различие заключается в том, что при запросе котировок участники выставляют свои ценовые предложения, а победителем становится заявитель самой низкой цены. В то время как при запросе предложений заявка предполагает всестороннее рассмотрение предмета контракта и обстоятельств его исполнения. А побеждает в последнем случае тот участник, которые выставил наиболее выгодный для заказчика вариант, включая как цену, так и сроки и другие обстоятельства.

Закупать продукцию и услуги у единственного поставщика ФЗ-44 разрешает только в нескольких случаях:

  • если стоимость контракта менее 100 000 рублей — при этом в год количество таких закупок не должно превышать 5% и 50 млн. рублей в год;
  • работы выполняются в пользу органов исполнительной власти;
  • закупку осуществляют организации, относящиеся к сфере культуры или образования — в таком случае цена договора не должна быть выше 400 тысяч рублей, в год количество подобных торгов не должно превышать 50% от всех тендеров и 20 млн. рублей;
  • закупка проводится с целью получения обязательных адвокатских услуг по ГК РФ.

Решив провести закупку у единственного поставщика, заказчик обязан обосновать ее необходимость документально и предоставить документацию в соответствующие инстанции.

При закрытых формах закупок информация о сроках, стоимости и содержании госконтракта сообщается ограниченному количеству участников — тем, которые в состоянии исполнить его. По ФЗ-44 к таким формам относятся:

  • закрытые аукционы;
  • закрытые конкурсы;
  • закрытые конкурсы с ограничением;
  • закрытые двухэтапные конкурсы.

Для получения разрешения на их проведение необходимо одно из следующих оснований:

  • закупки связаны с государственной тайной;
  • тендер относится к таким сферам, как страхование, а также транспортировка и хранение драгметаллов, камней и иных государственных ценностей;
  • производится закупка водительских и клининговых услуг для судебных чиновников.

По какому бы способу осуществления закупок ни проводился тендер, вы легко его выиграете, заручившись поддержкой наших профессионалов! Сжатые сроки оформления документов, современные финансово-кредитные инструменты, юридическая поддержка, консультации лучших экспертов — это лишь часть ваших преимуществ, которые вы приобретаете от сотрудничества с нами!

В Законе о контрактной системе ограничено число способов закупок. Иначе они называются способами определения поставщика. Их пять: конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок, закупка у единственного поставщика. Все способы закупки по 44-ФЗ, за исключением последнего вида, проводятся в электронной форме уже с июля 2018 года.

Существует несколько классификаций методов определения поставщика. Способы осуществления закупок по 44-ФЗ делятся на конкурентные и неконкурентные, закрытые и открытые, бумажные и электронные. Конкурс подразделяется на виды: он может быть двухэтапным, а также с ограниченным участием.

К таким способам закупок по 44-ФЗ относят процедуры, в которых поставщики соревнуются между собой за право заключить с заказчиком контракт. Их оценивают по цене, предложенным условиям, квалификации, опыту и т.д. Требования и критерии прописывают в документации о закупке.

Каждый способ осуществления закупок по 44-ФЗ может различаться:

  • условиями, при которых заказчик вправе его выбрать;
  • порядком подачи заявок;
  • сроками размещения документов и оценки предложений участников;
  • критериями выбора победителя.

Одним из способов закупок является конкурс, рассмотрим, что относится к конкурсу. Это метод определения поставщика, который заказчики должны использовать всегда, когда нет оснований для других процедур, то есть он применяется по умолчанию.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Закупочная комиссия оценивает не только предложенную участником цену, но и все остальные условия исполнения контракта — сроки поставки, порядок проведения работ или оказания услуг и др.

Правильный выбор способа закупки позволяет заказчику найти лучшего поставщика с наименьшими усилиями. Неправильный выбор не только отнимает время и деньги, но и может сорвать всю закупку. Поделимся 7 факторами, которые нужно учитывать при выборе способа закупки

Конкурс с ограниченным участием подразумевает проведение предквалификационного отбора, при этом к участникам предъявляют особые требования. Двухэтапный конкурс предполагает другой порядок. Сначала участники подают заявки с условиями исполнения контракта, но не называют цену. Далее комиссия обсуждает со всеми их предложения. Только после отбора, уже на втором этапе, участники подают окончательные заявки с ценой контракта.

Еще один популярный способ закупки — аукцион. До 2018 года он был единственным методом определения поставщика в электронной форме. В 2017 году на него пришлась половина всех проведенных процедур. Аукционы проводят на электронных торговых площадках. Заявки подаются дистанционно и состоят из двух частей. В первой участники анонимно сообщают о характеристиках предложенных товаров, работ или услуг и только во второй предоставляют информацию о себе и подтверждающие документы. Во время самой процедуры аукциона участники подают предложения о цене контракта. С максимальной она снижается на шаг. Главный критерий выбора победителя — стоимость.
Помимо открытых бывают и закрытые аукционы. В этом случае торги проводятся в бумажной форме.

Запрос предложений можно проводить, если предметом контракта выступает спортивная форма для российских сборных или спортивный инвентарь, лекарства для пациентов, а также услуги по защите интересов страны при подаче исков к РФ в различные суды. В отличие от других способов в запросе предложений комиссия в первую очередь оценивает не цену, а условия исполнения контракта. Участники подают два предложения, победителя выбирают по окончательному.

Напротив, при запросе котировок главный критерий — цена. Его проводят, когда НМЦК не больше 500 тысяч рублей. При каких ситуациях в запросе котировок вы рискуете. Проверьте себя »

Конкурентные способы закупки можно представить в виде таблицы / схемы:

Внимание: если вы неверно выбрали способ, размер штрафа составит:

  • 30 000 руб. – если нарушили 44-ФЗ, когда выбирали способ закупки, или неправомерно заключили контракт с единственным поставщиком;
  • 50 000 руб. – если вместо конкурса или аукциона выбрали другой способ закупки или заключили контракт с единственным поставщиком.

Штрафы установлены частями 1, 2 статьи 7.29 КоАП.

Такой способ проведения закупок только один — у единственного поставщика. Выбрать его заказчик может в ограниченном числе случаев. Все они указаны в Законе о контрактной системе. Этому способу закупки посвящена ст. 93 Закона 44-ФЗ. Заказчик направляет предложение конкретному поставщику, чтобы закупить его продукцию или нанять для выполнения определенной работы.

В живой таблице подсказок вы найдете все правила закупок у едпоставщика, собранные в одном месте. С расчетчиками сроков вы посчитаете три самых важных даты в закупке. А Блокнот закупок у едпоставщика напомнит вам накануне крайнего срока, когда разместить извещение и отправить информацию в отчет и реестр.

Это интересно:  Кто может заверить доверенность, кроме нотариуса: требования, особенности и закон 2019 год

В некоторых случаях заказчики вправе выбрать закрытые способы закупок по 44-ФЗ. Отличие таких процедур в том, что информацию о них сообщают ограниченному числу участников, которые способны выполнить условия договора и соответствуют всем требованиям.

Закрытые способы проведения закупок применяются, если:

  • сведения о закупаемом товаре или работе составляют гостайну;
  • данные о госнуждах составляют гостайну;
  • проводится закупка услуг по страхованию, транспортировке и охране государственных (драгоценных металлов и камней), коллекций музеев, редких изданий и т.п., а также клининговых услуг или услуг водителей для нужд судей или судебных приставов.

Несмотря на то, что заказчики могут сами выбирать способы закупки товаров, работ и услуг, их решения жестко контролируют сверху. В частности, выбор той или иной процедуры нужно обосновать в плане-графике.

Определить подходящий способ закупки из возможных в контрактной системе можно по следующим критериям:

  • предмет и условия контракта;
  • НМЦК;
  • условия определения победителя и т.д.

К примеру, если заказчик выбрал электронный аукцион, в обосновании он может сослаться на перечень из распоряжения Правительства от 21.03.2016 № 471-р. Если будет проводиться закупка у единственного поставщика, можно указать конкретный пункт статьи 93 Закона о контрактной системе. Запрос котировок можно проводить, если цена контракта менее 500 тыс. руб., а годовой объем закупочных процедур, проведенных путем запроса котировок, составляет не более 100 млн руб.

Если вы ошибетесь в выборе способа закупки — контролер аннулирует результаты. Оспорить его решение будет очень сложно. И дело не только в аукционном перечне распоряжения 471. Вы уверены, что знаете все факторы, которые влияют на способ закупки? Тогда пройдите тест. Ваша задача — сделать выбор между конкурсом, аукционом и неконкурентной закупкой.

Перечень способов закупок по 44-ФЗ в 2018 году пополнился новыми электронными процедурами. На ЭТП с июля будут проводиться конкурсы, в том числе двухэтапные и с ограниченным участием, а также запросы котировок и предложений.

Некоторые заказчики ошибочно полагают, что все способы закупки по 44-ФЗ станут электронными. Это не так. Бумажными останутся:

  • закупки за рубежом;
  • некоторые запросы котировок на поставку продовольствия, средств для скорой медпомощи, лекарств и топлива;
  • запросы котировок на гуманитарную помощь или ликвидацию последствий ЧС;
  • закрытые процедуры;
  • закупки у единственного поставщика;
  • процедуры из специального списка Правительства.

Рассмотрим новые способы осуществления закупок по 44-ФЗ. К примеру, условия выбора запроса котировок в качестве метода выбора поставщика остались прежними, как и для бумажной процедуры. В составе заявки должно быть предложение участника о товаре, работе или услуге и цене контракта.

Электронный конкурс значительно отличается от своего бумажного собрата. Заявка на него состоит из двух частей и предложения о цене контракта. Законодатель сократил срок подачи заявок до 15 дней. Причем его можно будет продлить, если никто не заявился, к процедуре никого не допустили или комиссия отклонила все вторые части заявок.

Кроме того, для электронного конкурса сделают доступной подачу протокола разногласий. Победитель сможет направить свои замечания один раз. Сделать это необходимо в течение 5 дней с момента, как заказчик разместит проект контракта в ЕИС.

Практические разъяснения и рекомендации от ведущих экспертов в сфере закупок вы найдете в журнале «Госзакупки.ру» Возьмите гостевой доступ

С введением в 2014 году федерального закона №44-ФЗбыли утверждены новые способы и правила проведения торгов. Закупочный процесс в нем описан по всем отдельным уровням — формирование, размещение и последующее управление исполнением заказа. В данной статье рассмотрим, какие существуют способы закупок и их характеристики.

Прежде всего, заказчики должны руководствоваться принципами закупок — именно они определяют государственную политику в данной отрасли и их направления.

Принцип открытости, прозрачности отражается в обеспечении полной и доступной информации. Инструментом для осуществления этого принципа можно назвать единую информационную систему (ЕИС) — главный портал закупок. В нем можно размещаются не только торги, но и другие данные — планы-графики, результаты мониторинга и аудита закупок и прочее.

Обеспечение конкуренции как принцип закупок направлено на предоставление равных прав всем участникам на рынке. Например, недопустимо использовать товарные знаки без слов «или эквивалент» в техническом задании — это приводит к снижению числа участников, следовательно, принцип конкуренции не выполняется.

Стимулирование инноваций. В законе о контрактной системе не указано, что входит в понятие «инновационный товар». Однако для коммерческих закупок установлено, что к инновационным относят товары или услуги, полученные в результате научных исследований, технологических работ, имеющие улучшенные характеристики.

Принцип единства определяет равные подходы для планирования и мониторинга закупок государственных предприятий по всей стране, независимо от их сферы деятельности.

Профессионализм — обеспечение осуществления закупок квалифицированными сотрудниками, регулярное повышение квалификации в отрасли закупок.

Ответственность за результативность — степень достижения заказчиком планов и их высокая эффективность как соотношение полученного результата с потраченными ресурсами.

Государственные или муниципальные предприятия осуществляют закупки по самым различным нуждам. Это может быть поставка товара (канцелярия, продукты питания, лекарства, хозяйственные предметы) или предоставление услуги или работы (ремонт, строительство, проведение интернет-сети и многое другое).

Чтобы найти поставщиков, предприятие проводит торги или, как еще называют закупки или тендер. По федеральному закону №44-ФЗ их можно разделить на два основных вида. Это конкурентные способы закупки и закупка у единственного поставщика. Конкурентные разделены на:

  • конкурсы (открытые или закрытые, с ограниченным участием и двух-этапные);
  • аукционы (электронные, закрытые);
  • запросы предложений;
  • запросы котировок.

Определение способа закупки выбирается заказчиком. Делается это в зависимости от затрат на проведение и получаемых выгод. Для наглядной информации, приведем способы закупок в виде изображенной схемы.

Метод определения поставщиков посредством открытых аукционов и конкурсов указан во второй главе закона №44-ФЗ. Способ закупки аукцион — один из наиболее распространенных методов. На них осуществляется большая часть всех торгов — около 54% проводимых закупок. На следующем месте находятся закупки у единственных поставщиков или подрядчиков, а на третьем — открытые конкурсы. Посредством аукциона можно размещать закупки как на поставку товара, так и на выполнение работ и услуг.

Аукционы как электронные способы закупки размещаются и проводятся на торговых площадках в сети Интернет. По закону о закупках для этого предусмотрено пять электронных площадок. Чтобы подать заявку на электронный аукцион, не нужно отправлять документы в письменном виде — достаточно прикрепить их к заявке в электронном виде.

Заявка участника формируется из двух частей. В одной части включается согласие участвующего, в котором он подтверждает, что готов выполнять условия по предмету договора — поставке, работе или услуге. Также здесь участник информирует о конкретных характеристики поставляемого товара.

В части два участникам уже предоставляется вся детальная информация: уставные документы, лицензии по сфере деятельности, бумаги о соответствии требованиям, а также документы, по которым участник будет иметь преимущества в ходе рассмотрения заявок.

Правительством утвержден перечень объектов, для закупки которых заказчики обязательно должны провести торги в виде аукциона в электронной форме. Например, если это:

  • товар — одежда, продукты, бумага и бумажные изделия, медикаменты;
  • услуги — водный транспорт, водоотведение, ремонт машин;
  • работы — возведение зданий, уборка, мытье окон, услуги туристических предприятий и прочее.

Кроме того, аукцион проводится, если законодательством запрещено делать закупку через единственного поставщика или через объявление котировки. А также извещение об электронных торгах размещается, если для требуемого товара или услуги не обязательно наличие дополнительных критериев: опыта, квалификации, и заявки от участников можно рассматривать только по критерию «стоимость контракта».

Отличие аукциона и конкурса состоит в том, что выигравшим в аукционе считается участник, предложивший самую низкую стоимость контракта. В конкурсе немного другие критерии — побеждает участник с лучшими условиями. Рассмотрение заявок по торгам проводится комиссией — конкурсной или аукционной.

Конкурс как конкурентный способ закупки подразделяется на подвиды:

  • с ограниченным участием;
  • 2-этапный.

Рассмотрим эти подвиды подробнее.

Особенности этого способа закупки товаров (или услуг) указаны в статье 56 федерального закона, регулирующего закупки. В конкурсе с лимитированным кругом лиц предъявляются единые и дополнительные требования. Однако к участию допускаются только лица, прошедшие предквалификационный отсев или отбор (ПКО). В каких случаях заказчики должны выбрать торги с ограниченным участием? Они следующие:

  1. Если предмет закупки — поставка или выполнение инновационных и высокотехнологичных объектов. Примечание: этот перечень устанавливается Правительством.
  2. Если предмет закупки — объект культуры, музейные предметы и коллекции, а также все, что касается архивной документации, хранилищ, реставрации и библиотечных фондов.

Конкурс с двумя этапами отличается от обычного открытого конкурса тем, что заявки в нем подаются дважды. Сначала поставщики предлагают свои условия по предмету торгов без стоимости контракта. Затем, на следующем этапе, после обсуждения предварительной заявки, предоставляется окончательная. В ней указывается стоимость контракта, а также уточненные условия поставщика. Данный способ закупки проводится при выполнении этих требований:

  1. Закупка осуществляется для научных работ — исследований, проектов, включая архитектурные, а также для создания интеллектуальных работ — литературы, искусства (статья 57).
  2. Необходимо обсудить с участниками характеристики или параметры предмета закупки.
Это интересно:  Ст 388 ТК РФ 2019 год

Если закупщик в процессе написания описания объекта закупки должен уточнить некие критерии или выбрать правильную формулировку названия закупки, он обсуждает эти вопросы непосредственно с поставщиками. Эти уточнения учитываются на начальном этапе — при формировании технического задания.

Эта процедура проведения торгов была введена в 2014 году, с вступлением в действие нового закона о закупках 44-ФЗ. Несмотря на относительную новизну данного способа закупки и отсутствие четкой регламентации, многие заказчики все более часто применяют его при определении поставщиков.

Запрос предложений отправляется в письменном виде от заказчика в адрес поставщиков или подрядчиков. В запросе указываются все необходимые требования и критерии к предмету закупки.

В федеральном законе (статья 83) указано, что в запросе предложений выигравшим считается участник, который направил лучшее предложение по товару или услуге, соответствующее определенным заказчиком требованиям.

На практике этот способ закупки используется в случае, когда в ходе рассмотрения аукцион или конкурс был объявлен несостоявшимся ввиду отсутствия заявок, несоответствия участников требованиям или по другим причинам.

В ходе проведения котировки также размещается извещение неограниченному кругу лиц. Победителем считается участник, который предложил наименьшую стоимость контракта. Следует учесть, что начальная цена по котировке не может быть больше 500 тысяч рублей. А годовой объем по запросам котировок не должен превышать десяти процентов. Эти требования, указанные в статье 72 федерального закона, необходимо учитывать в ходе планирования годовых планов и способов государственных закупок.

  • Быстрота проведения процедуры среди других конкурентных способов.
  • Процесс проведение котировки довольно-таки прост, строго определен и требуется небольшой перечень документов. Поэтому риск получить претензии от ФАС-а, прокуратуры и других контрольных органов минимальный.
  • В заявках поставщиков можно рассматривать не только критерии стоимости, но и по другие — например, эксплуатационные расходы, функциональные характеристики и прочее.

К минусам котировок относят:

  • Нельзя рассмотреть лоты отдельно.
  • Для участия в котировке не нужно обеспечение заявки, которое обычно применяется в конкурсах или аукционах. В этой связи к торгам могут быть допущены недобросовестные поставщики.
  • Большая ответственность в отношении к участникам — регистрация заявок, обеспечение конфиденциальности.
  • Органы по контролю и надзору могут проверить правомерность этого способа, так как по котировке установлены ограничения по объемам и сумме.

Обычно запрос котировок объявляется, когда нужна поставка простого товара в небольших количествах, при которой не требуется высокой квалификации от поставщика.

На этот вид тендеров приходится около 20 % от закупок государственных заказчиков. Способ закупки у единственного поставщика не является конкурентным, то есть договор заключается напрямую, без рассмотрения заявок.

Кстати, данная закупка является больше правом, чем обязательством. Преимуществом тендеров у одного поставщика или подрядчика является их относительная легкость и экономность во времени. Они проводятся при небольшой сумме по контракту или если закупкой не регламентированы какие-либо ограничения, сложные критерии.

В главе 6 закона, в статье 93 по действующей редакции, указано 54 случая, когда можно провести тендер через единственного исполнителя заказа. Перечислять их в данной статье, пожалуй, бессмысленно.

Перечислим основные обстоятельства, при которых возможна закупка товара или услуги у одного поставщика:

  • закупка не состоялась;
  • закупка в отрасли строительства — покупка, аренда, ремонт и прочее;
  • торги в сферах культуры, научной и образовательной сферы, спорта;
  • медицинское обеспечение, включая обстоятельства при чрезвычайных происшествиях;
  • закупки по коммунальному обслуживанию зданий — электричество, теплоснабжение;
  • поставщики являются естественными монополистами, то есть не заменяются и не имеют конкурентов (водоснабжение или железнодорожный транспорт);
  • в сфере обороны и охраны государства;
  • другие, в которых предусмотрена закупка у одного поставщика.

Помимо вышеперечисленных, можно добавить небольшие закупки на сумму не более ста тысяч у одного подрядчика, отобранного заказчикам для поставки товара — оборудования, оргтехники или услуги — например, на аренду помещения. Что касается годового объема, торги не должны быть больше двух миллионов, или, если предприятие крупное, больше 5% от совокупной нормы закупок и не превышать 50 миллионов рублей (статья 93 федерального закона 44-ФЗ).

Что относится к способам закупок закрытого метода? Стоит отметить, что к закрытым относят только аукционы и конкурсы. В соответствии со статьей 84 закона, порядок проведения таких торгов определяется тем, что заказчики отправляют приглашения участникам, то есть если в открытых формах принимать участие может неограниченное количество лиц, в закрытых торгах участвуют только приглашенные поставщики.

Проводятся закрытые торги в четырех регламентированных законом случаях:

  1. Закупка проводится для обеспечения федеральных органов, и если информация об этих нуждах является государственной тайной.
  2. Закупки товаров, услуг и работ являются государственной тайной и их сведения отражены в аукционной/конкурсной документации или в проекте государственного контракта.
  3. Если предмет закупки — страхование и охрана, перемещение объектов Фонда драгоценных металлов и камней России или музеев, архивной документации (в том числе копий), рукописей и прочих объектов культурного и исторического значения. Также если эти предметы передаются и принимаются заказчиками во временное пользование/владение физическим или юридическим лицам, включая проведение выставочных мероприятий в России или за ее пределами.
  4. При торгах на уборку зданий/помещений, а также оказанию услуг в качестве водителя для судей и приставов.

Закрытые закупки не размещаются в единой информационной системе, а направляются ограниченному количеству лиц с приглашением к участию.

В ходе проведения закрытого конкурса не допускается отправлять электронные сведения: запросы по поводу документации и ответы на них, внесенные изменения, документы по конкурсу. Разъяснения по поводу положений документации отправляются в адрес всех участников в бумажном виде, в котором обозначается предмет запроса, но без указания лица, которое его направило. Протокол по результатам проведения таких торгов не публикуется в СМИ и на главном портале закупок. Также в процессе конкурса не разрешается аудио- и видеозапись.

Итак, к способам осуществления закупки относятся аукционы, конкурсы, котировки, запросы предложений и закупки с единственным поставщиком/подрядчиком. Конкурсы также подразделяются на открытые/закрытые, двухэтапные и с ограниченным кругом лиц. Определение способа закупки — важный момент при планировании годовых планов-графиков.

В соответствии с законом о контрактной системе, можно классифицировать государственные закупки на конкурентной основе или напрямую с одним поставщиком, без таких процедур.

Также закупки можно разделить на закрытые и открытые. К закрытым относят конкурсы и аукционы. Чтобы принять в них участие, поставщикам необходимо получить приглашение от заказчиков. Сведения от таких закупках не разглашаются. Следовательно, открытые закупки доступны неограниченному кругу лиц. Обязательным требованием для всех участвующих являются единые требования: отсутствие долгов по налогам и сборам, административной ответственности, конфликта интересов, также они не должны быть офшорной компанией и прочее. Эти требования указаны в статье 31 закона.

Законом 44-ФЗ предусмотрено несколько способов проведения государственных закупок. Некоторые пользуются большей популярностью и применяются в качестве основных, в то время как другие используются гораздо реже. Но все они имеют свои особенности, нюансы и ограничения в применении и это нужно учитывать, выбирая способ закупки. В статье расскажем о наиболее популярных способах закупок и разберемся, какой способ выбрать в том или ином случае.

Как показывает практика, часто применимыми и востребованными способами закупок являются:

  • электронный аукцион;
  • закупки у единственного поставщика;
  • запрос котировок;
  • открытый конкурс.

Кроме того, они наиболее прозрачные, конкурентные и выгодные для заказчика. В свою очередь, закрытые способы закупок, запрос предложений, конкурс с ограниченным участием или двухэтапный конкурс допустимы только в установленных для них случаях, если это не противоречит Закону № 44-ФЗ. Однако при выборе способа закупок, заказчик должен ориентироваться не только на популярность и доступность того или иного способа, его преимущества или собственные пожелания, но также на ограничения и требования, обозначенные в Законе № 44-ФЗ. Все указанные способы предъявляют определенные требования к заказчику и условиям контракта и используются в определенных случаях.

Обратите внимание, что за выбор неправомерного способа закупки предусмотрена административная ответственность.

Основные достоинства процедуры закупки у единственного поставщика:

  • можно заключить контракт с известным заказчику поставщиком;
  • не нужно отвлекать значительные ресурсы на проведение процедуры заключения контракта;
  • минимальные риски нарушений при проведении процедуры закупки, не зависящие от заказчика, например, технический сбой на электронной площадке;
  • меньшая длительность и простота процедуры по сравнению с конкурентными способами определения поставщика.

В то же время, закупка у единственного поставщика имеет несколько недостатков:

  • высокий риск возникновения претензий со стороны проверяющих. в связи с тем, что данный способ закупки связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств и рисков сговора с поставщиком;
  • ограниченные возможности снизить цену контракта или обеспечить наилучшие условия его выполнения в связи с отсутствием конкурентных процедур выбора поставщика.

Перечень случаев, в которых заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика, содержится в ч. 1 ст. 93. В случаях, не указанных в перечне, закупать товары (работы, услуги) у единственного поставщика заказчик не имеет права.

Это интересно:  Губернатор Забайкальского края: женское лицо российской политики 2019 год

Если заказчик не обязан использовать какой-либо конкретный способ, но закупка у единственного поставщика невозможна, тогда проводится открытый конкурс (ст. 48) или электронный аукцион (ст. 59). А в ряде случаев, можно провести запрос котировок (ч. 2 ст. 72) или запрос предложений (ч. 2 ст. 83).

Оксана Шипунова на вебинаре « Закупка у единственного поставщика: основания, порядок проведения, рекомендации» рассказала об особенностях закупки у единственного поставщика.

Максимальная прозрачность и объективность в выборе победителя — основная причина популярности электронных аукционов.

Достоинства электронного аукциона:

  • минимальный риск предъявления претензий относительно процедуры проведения закупки: приема и регистрации заявок, возврата обеспечения заявок, хранения электронных документов, поскольку эти функции обеспечиваются оператором электронной площадки.
  • незначительное количество ограничений на проведение электронного аукциона. В этом случае снижается вероятность проверки правильности выбора способа определения поставщика;
  • сохраняется конфиденциальность участников и, следовательно, снижается вероятность сговора или подлога;
  • возможность привлечь к организации и проведению электронного аукциона специализированную организацию.

Однако, электронный аукцион имеет ряд недостатков, которые тоже нужно учитывать:

  • невозможно оценить качество поставляемых товаров (работы, услуги), так как заявки участников оцениваются только по цене;
  • более длительная процедура определения поставщика по сравнению с запросом котировок, запросом предложений и закупкой у единственного поставщика;
  • риск срыва сроков и нарушения процедуры проведения электронного аукциона по причине технических сбоев на электронной площадке;
  • риск возникновения претензий к заказчику из-за возможных ошибок в ходе процедуры, так как она сложна и многоэтапна;
  • невозможно выделить несколько лотов, как это предусмотрено при проведении конкурса и закрытого аукциона.

Формат электронного аукциона используется в двух случаях: когда этот способ прямо предписан нормами закона или, когда применить другие, более удобные для заказчика, способы невозможно из-за существующих ограничений.

1) если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенные в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — заказчик обязан провести электронный аукцион.

2) заказчик вправе самостоятельно выбрать электронный аукцион:

  • если закон не позволяет закупить товары (работы, услуги) у единственного поставщика или путем запроса котировок,
  • если оценивать предложения участников по качеству товаров (квалификации участников, опыту работы и другим нестоимостным критериям) не нужно.

Запрос котировок — наиболее удобный для заказчика способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от вида товаров, работ, услуг, если необходимо оперативно провести небольшую по стоимости закупку.

Запрос котировок также проводится для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Ограничения проведения заказчиком запроса котировок содержатся в ч. 2 ст. 72. Но в некоторых случаях ограничения, наложенные п. 2 ст. 72 на размер НМЦ контракта, можно не учитывать (ст. 75 и ст. 76).

Запрос котировок не может проводиться в случаях, если заказчик обязан применять закрытые способы определения поставщика (ч. 1 ст. 84) или путем проведения конкурса с ограниченным участием (ст. 56). Других ограничений на проведение запроса котировок нет.

Основными достоинствами процедуры запроса котировок являются:

  • определение поставщика происходит быстрее по сравнению с электронным аукционом и конкурсом;
  • минимальные риски возникновения претензий, связанных с ошибками в ходе процедуры, благодаря ее доступности, малому объему документации и четкой регламентации проведения;
  • минимальные риски нарушений, не зависящих от заказчика, например, технический сбой на электронной площадке;
  • возможность использовать для оценки заявок помимо критерия цены контракта иные (нестоимостные) критерии (ч. 1,4 ст. 32).

Запрос котировок имеет ряд недостатков:

  • высокая вероятность проверки на предмет правомерности выбора данного способа определения поставщика связи с установлением в ч. 2 ст. 72 ограничений на проведение запроса котировок;
  • более широкая зона ответственности заказчика по сравнению с электронными способами определения поставщика (прием и регистрация заявок, обеспечение их сохранности и конфиденциальности, хранение документов);
  • высокие риски участия в запросе котировок недобросовестных участников закупки в связи с отсутствием возможности установить обеспечение заявки;
  • отсутствие возможности выделять лоты при осуществлении закупки.

Таким образом, запрос котировок рекомендуется проводить в случае закупок товаров, работ, услуг, незначительного объема и не относящихся категории сложных, не требующих повышенного внимания к качеству и высокой квалификации поставщика.

Запрос котировок по 44-ФЗ, правила участия и не только… — статья обо всех нюансах этой закупочной процедуры

Проведение открытого конкурса позволяет:

  • получить больший объем сведений о потенциальных поставщиках, в частности, узнать не только предлагаемую цену, но также квалификацию поставщика, возможные гарантии и т.д.
  • часть функций по проведению открытого конкурса передать сторонней организации, что очень помогает при сложных закупках.

Открытый конкурс: его особенности, правила участия, этапы проведения — полезная статья не только для участников закупок, но и для заказчиков.

Проведение открытого конкурса с ограниченным участием возможно в конкретных случаях:

  • При закупке товаров, работ, услуг, осуществление которых является технологически сложным по причине их специфического характера, и реализация таких товаров, работ, услуг может быть выполнена исключительно специалистами, имеющими необходимый уровень квалификации и подготовки (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1089);
  • При выполнении работ:
    • Для сохранения объектов культурного наследия;
    • Для реставрации музейных коллекций Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ и особо ценных и редких документов библиотечных фондов;
    • При которых необходим допуск подрядчика (исполнителя) к библиотечным, архивным и музейным учетным базам данных и системам безопасности.

Заказчик имеет право провести двухэтапный конкурс при одновременном соблюдении двух условий:

  1. конкурс проводится для заключения:
    • контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции;
    • энергосервисного контракта;
    • контракта на создание произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
  2. для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки (ч. 2 ст. 57).

Закрытый конкурс считается достаточно длительной и сложной процедурой, поэтому он не популярен.

Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются только в четырех случаях:

1. закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;

2. закупок товаров, работ, услуг, составляющих государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке;

  • по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ,
  • по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций,
  • по страхованию редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение;

4. закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов (ч. 2 ст. 84).

Главное достоинство запроса предложений — более короткие сроки его проведения, чем конкурс. При этом, важным недостатком является невозможность отмены проведения и внесения изменений в извещение и документацию.

Организовать закупку путем проведения запроса предложений возможно:

  1. при закупке спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, для участия и подготовки спортивных сборных команд РФ в Олимпийских и Параолимпийских играх (п. 2 ч. 2 ст. 83);
  2. При заключении контракта с иностранной организацией для лечения граждан РФ за пределами РФ;
  3. При проведении закупки дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, торговыми представительствами РФ и иными заказчиками для обеспечения своей деятельности за пределами РФ в случае, если цена контракта не превышает 15 000 000 рублей;
  4. При закупке товаров, работ, услуг в случае расторжения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ;
  5. При закупке лекарственных препаратов по медицинским показаниям пациента (при наличии решения врачебной комиссии);
  6. После признания повторного конкурса, электронного аукциона несостоявшимися;
  7. При закупке изделий народных художественных промыслов с зарегистрированными образцами (в соответствии с Постановлением РФ от 18.01.2001 № 35);
  8. При закупке услуг по защите интересов РФ, осуществляемых за ее пределами с привлечением экспертов и адвокатов (в случае подачи исков к РФ в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи).

Вебинары и программы обучения и повышения квалификации в Школе электронных торгов:

  • Вебинары по торгам, где эксперты и практики делятся опытом участия в закупках, комментируют изменения в законодательстве, позицию ФАС и судов.
  • Повышайте квалификацию на курсе «Профессиональное управление государственными и муниципальными закупками, 256 ак.часов» для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Статья написана по материалам сайтов: spb.bt.su, www.pro-goszakaz.ru, businessman.ru, school.kontur.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий