Ст 105 ТК РФ 2019 год

Текущая редакция ст. 105 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

На тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации .

Положения комментируемой статьи устанавливают возможность разделения рабочего дня на части.

Как правило, такое дробление рабочего дня обусловлено определенными обстоятельствами. Главным образом, это вызвано особым характером труда в организации или на производстве, где интенсивность работ может быть различной в течение дня, например, загруженность в утренние и вечерние часы и простой (отсутствие работы) в дневные и ночные часы.

Например, п.15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса России от 20 августа 2004 года N 15, установлено, что рабочее время водителя состоит из следующих периодов:
— время управления автомобилем;
— время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
— подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
— время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;
— время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
— время простоев не по вине водителя;
— время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
— время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
— время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей;
— время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При этом важным условием является сохранение общего количества рабочих часов в течение всей рабочей смены или рабочего дня для каждого работника.

Сохранение установленной продолжительности ежедневной работы для каждого работника является обязанностью работодателя. Для организации работы в условиях разделения рабочего дня на части работодателю необходимо издать ЛНА, который должен приниматься с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Представляется, что в случае отсутствия профсоюзной организации на предприятии соответствующий ЛНА принимается работодателем самостоятельно.

Если необходимость разделения рабочего дня на части возникла в ходе производственной необходимости, то работники, которые ранее были приняты на работу на условиях нормального рабочего дня установленной продолжительности, могут отказаться от выполнения своих обязанностей на других условиях труда, т.к. это означает существенное изменение их условий труда.

В этом случае работодателю необходимо ознакомить работников с существенными изменениями условий труда в соответствии с нормами ТК РФ и осуществить все необходимые действия в рамках трудового законодательства Российской Федерации.

1. Условиями применения режима работы с разделением рабочего дня на части являются особый характер труда либо производство работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены). Графики с разделением рабочего дня на части применяются в основном в организациях, обслуживающих население, например для водителей городского пассажирского транспорта, для некоторых работников торговли.

Трудовой кодекс не определяет продолжительность ни отдельных частей рабочего дня, ни перерывов между ними. Эти вопросы должны решаться локальным нормативным актом о введении разделения рабочего дня на части, принятым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. При этом общая продолжительность рабочего дня (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы, установленной для работников правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором.

На отдельные категории работников распространяются нормы о разделении рабочего дня на части, изложенные в положениях об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха (Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Министерства транспорта РФ от 20 августа 2004 г. N 15; Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса, утв. Приказом Министерства транспорта РФ от 18 октября 2005 г. N 127).

Если у вас остались вопросы по статье 105 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, — трудовым договором.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Ненормированный рабочий день — особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.

При работе в режиме гибкого рабочего времени начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня (смены) определяется по соглашению сторон.

Это интересно:  Флюорография: сколько действует справка, как часто делается и насколько вредно исследование 2019 год

Работодатель обеспечивает отработку работником суммарного количества рабочих часов в течение соответствующих учетных периодов (рабочего дня, недели, месяца и других).

Сменная работа — работа в две, три или четыре смены — вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг.

При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности.

При составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов. Графики сменности, как правило, являются приложением к коллективному договору.

Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие.

Работа в течение двух смен подряд запрещается.

Когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, — три месяца.

В случае, если по причинам сезонного и (или) технологического характера для отдельных категорий работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, установленная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена в течение учетного периода продолжительностью три месяца, отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором может быть предусмотрено увеличение учетного периода для учета рабочего времени таких работников, но не более чем до одного года.

Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Для работников, работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается.

Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.

На тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

На тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

1. Работодатель вправе устанавливать режим разделения рабочего дня на части, когда:

— характер труда в организациях особый (например, осуществление педагогической работы в образовательных учреждениях с круглосуточным пребыванием обучающихся, воспитанников; в животноводстве — доение, кормление животных, уход за больными животными и другие сходные работы);

— интенсивность работ в течение рабочего дня (смены) неодинакова (например, в организациях транспорта).

При этом должно быть соблюдено следующее требование: общая продолжительность рабочего времени не может превышать предусмотренную продолжительность ежедневной работы.

2. Предоставив работодателю право устанавливать режим разделения рабочего дня на части, все остальные вопросы регулирования такого режима законодатель отнес к сфере локального регулирования.

Локальный нормативный акт о разделении рабочего дня на части принимается с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Очевидно, режим разделения рабочего дня на части может быть предусмотрен как правилами внутреннего трудового распорядка, так и самостоятельным локальным нормативным актом.

3. В этом акте следует определить:

— на какое количество частей может быть разделен рабочий день. На практике рабочий день делится на две части с перерывом не более двух часов. Возможно установление большего количества перерывов. Указанные перерывы не оплачиваются. Обеденный перерыв включается в указанные перерывы;

— должности работников с режимом разделения рабочего дня на части;

— величину продолжительности частей, на которые разделен рабочий день, величину продолжительности перерыва между ними;

— срок, на который вводится разделенный рабочий день (или срок не указывается), и др.

4. Работникам, чей рабочий день разделен на части, на практике устанавливают доплаты компенсационного характера.

5. В отношении некоторых категорий работников рабочий день разделен на части в подзаконных нормативных правовых актах министерств. Так, Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей предусмотрено, что водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через четыре часа после начала работы.

Перерыв между двумя частями рабочего дня не должен превышать двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительность ежедневной работы (смены). Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей.

Приказом Минсвязи России от 08.09.2003 N 112 утвержден Перечень профессий и должностей работников связи, для которых работодатель может устанавливать разделенный на части рабочий день. В него включены:

— начальники отделений связи (включая передвижные отделения связи) 5-й, 6-й и 7-й групп;

— операторы связи по приему и выдаче почтовых отправлений и телеграмм, а также по организации доставки почты;

— сортировщики почтовых отправлений и произведений печати в доставочных организациях связи;

— почтальоны по доставке почтовых отправлений, периодической печати, телеграмм и денежных средств;

— телефонисты переговорных пунктов;

— электромонтеры станционного оборудования по обслуживанию бюро ремонта телефонов ГТС и СТС;

— телефонисты справочной службы справочно-информационного узла телефонной сети и др.

Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса определено, что водителям с их согласия рабочий день (смена) может быть разделен на две части. Перерыв между двумя частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже чем через четыре часа после начала работы.

Это интересно:  Микроэкономика - это что такое? Методы и базовые экономические понятия 2019 год

Перерыв между частями рабочего дня (смены) не может превышать (без учета времени для отдыха и питания): в дневное время — два часа, в ночное время — шесть часов. При этом общая продолжительной ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительность ежедневной работы (смены).

Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте, оборудованном для отдыха водителей.

Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений установлено, что в исключительных случаях в образовательных учреждениях с круглосуточным пребыванием обучающихся, воспитанников (школы-интернаты, детские дома, интернаты при общеобразовательных учреждениях), в которых чередуется воспитательная и учебная деятельность в течение дня в пределах установленной нормы часов, работодатель с учетом мнения выборного профсоюзного органа либо по согласованию с ним может вводить для воспитателей, осуществляющих педагогическую работу в группах воспитанников школьного возраста, режим рабочего дня с разделением его на части с перерывом, составляющим два часа подряд и более, с соответствующей компенсацией такого неудобного режима работы в порядке и размерах, которые предусматриваются коллективным договором.

Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена определено: работникам, непосредственно связанным с обслуживанием пассажиров, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части. При этом устанавливается один перерыв продолжительностью более двух часов либо два перерыва продолжительностью не менее одного часа каждый. Порядок и место предоставления указанных перерывов устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации, время предоставления и конкретная продолжительность указанных перерывов устанавливаются графиками сменности.

Работодатель самостоятельно решает, по какому графику будут работать его наемные специалисты. Нередко требуется разделение на части рабочего дня, причем обычно такая необходимость обусловлена разными изменениями в производственной деятельности фирмы. Данная процедура заключается в том, что смена сотрудника разделяется на несколько частей. Между данными частями предоставляются небольшие перерывы.

Ненормированный рабочий день используется многими руководителями компаний, причем наиболее часто он встречается в производственных предприятиях. При разделении рабочего дня удается эффективно управлять трудовыми ресурсами.

Длительность частей работы и отдыха устанавливается на основании договоренности работника и работодателя. Но общая продолжительность рабочего дня не может превышать имеющейся в законодательстве нормы.

В законе отсутствует информация о том, на сколько минимально или максимально частей может делиться рабочий день наемного специалиста в течение одной смены. Наиболее часто руководители компаний предпочитают делить смену на две части, в результате чего между ними образуется единственный перерыв. Его длительность может варьироваться от 1 до 3 часов.

По ТК РФ разделение рабочего дня на части допускается только при учете некоторых требований. Процедура может выполняться в следующих ситуациях:

  • трудовая деятельность отличается специфическим характером, например, работа в школах или иных учреждениях, где учащиеся не только учатся, но и постоянно проживают;
  • в компании работники сталкиваются с разной интенсивностью труда в течение одного дня, например, в транспортных организациях.

В вышеуказанных ситуациях непременно требуется, чтобы одна смена работника была разделена на несколько частей. Но после выполнения данного процесса не допускается, чтобы общая длительность работы превышала норму в день.

Во время разделения на части рабочего дня работодатель должен ориентироваться на местное законодательство и внутренние нормативные акты. Основная информация о правилах проведения данного процесса содержится в статье 105 ТК.

Наиболее часто такое разделение применяется для водителей автобусов, которые ездят по специальным маршрутам, а также к представителям других аналогичных профессий, так как между маршрутами или выполнением определенной работы устанавливаются определенные перерывы.

Перерыв между работой максимально равен 3 часа, но при этом общее количество времени, которое приходится проводить гражданину на работе, не может превышать нормы, установленной в ТК.

Наиболее часто работников интересует оплата. Разделение рабочего дня на части требует от руководителя компании предоставления определенных доплат работникам за появляющиеся неудобства. Такие сложности связаны с тем, что на некоторое время гражданам приходится покидать свое рабочее место, чтобы через несколько часов снова приступить к рабочей деятельности.

Компенсация может назначаться государством или непосредственным работодателем, что закрепляется в трудовом договоре. Для этого руководитель фирмы издает соответствующий приказ в компании. Получаемые выплаты не могут являться частью оклада.

Наиболее часто компенсации за разделение на части рабочего дня, назначаются следующим работникам:

  • женщины, работающие в селе, но только при условии, что их перерыв по длительности превышает 2 часа, поэтому назначается доплата, равная 30% от среднего заработка;
  • работники сферы ЖКХ, ремесленники или специалисты, трудящиеся в области бытового обслуживания, причем для них размер доплаты составляет 30%;
  • начальники железнодорожных структур.

Если процесс разделения выполняется на основании отраслевого соглашения, то работодатель должен ориентироваться при издании приказа на содержание данного документа. Доплата не может быть ниже, чем размер, указанный в этом соглашении.

Существуют ситуации, когда обязательно работодатель пользуется ненормированным рабочим днем. Конкретные профессии определяются разными нормативными документами. Например, в Приказе Министерства связи указаны следующие специалисты, для которых делится рабочая смена:

  • начальник отделения связи;
  • оператор, занимающийся выдачей или приемкой отправлений и телеграмм;
  • операторы, ответственные за почтовые доставки;
  • почтальоны;
  • сортировщик писем;
  • электромонтеры оборудования;
  • телефонисты справочной службы.

Обязательно делится смена для водителей, для чего непосредственно в организации формируется специальное положение о разделении рабочего дня на части. Сюда же относятся работники метрополитена и специалисты образовательных учреждений, в которых учащиеся находятся круглосуточно. Поэтому работодатели должны учитывать характер труда своих работников, чтобы установить для них оптимальный график труда.

Если требуется разделить рабочий день определенного специалиста на несколько частей, то данная процедура должна грамотно оформляться руководителем компании. Первоначально составляется специальный локальный акт в компании, на основании которого устанавливается ненормированный рабочий день.

В этот нормативный акт обязательно вносится следующая информация:

  • на какое количество частей делится трудовой день специалиста;
  • для каких работников компании предусматриваются такие изменения в трудовом распорядке;
  • общая продолжительность рабочего дня;
  • время начала и окончания перерыва;
  • дата, когда произойдет переход на новый график;
  • срок действия нового режима;
  • другие важные моменты, имеющие отношение к работе наемного специалиста.

Утверждается данная документация руководителем кадровой службы компании. Дополнительно акт передается в профсоюз для изучения. Представители профсоюза могут вносить разные корректировки в этот документ.

Это интересно:  Как получить гражданство Израиля гражданину России? Особенности 2019 год

Как только акт будет утвержден, то с его содержанием знакомятся все сотрудники, которых затрагивает данная документация, причем процедура выполняется под роспись.

Разделение рабочего дня на части для водителей или других наемных специалистов считается сложным процессом, предполагающим значительное изменение условия труда граждан. Поэтому работодатель должен грамотно оформлять такие корректировки. Для этого с каждым сотрудником, для которого изменяется график работы, составляется дополнительное соглашение к трудовому договору.

В этом соглашении непременно фиксируется, что гражданина переводится на разделенную трудовую смену. Для этого заранее издается руководителем фирмы соответствующий приказ.

Режим разделения рабочего дня на части обладает многими нюансами. К ним относится:

  • любой гражданин, работающий официально, имеет право на перерыв, длительность которого может находиться в пределах от получаса до двух часов;
  • время устанавливаться между разными частями одной смены руководителем фирмы;
  • заблаговременно требуется получить разрешение на дробление смены от профсоюза;
  • непременно в компании издается внутренний акт, на основании которого осуществляется деление рабочего времени сотрудников на несколько частей;
  • работодатель должен убедиться, что полностью соблюдаются права и интересы работников фирмы.

Если представители профсоюза соглашаются со всеми вносимыми изменениями, то они должны составить письменное согласие в течение 5 дней после получения акта. Если в этот период времени отсутствует ответ, то компания может утвердить акт без согласия профсоюзного органа.

Профсоюз может вносить изменения, если какие-либо пункты имеющегося акта нарушают права или интересы наемных сотрудников.

Работодатель может сам определить, каков будет внутренний распорядок его работников. Поэтому рабочая смена может раздробляться на разное количество частей. По закону только периоды, предназначенные для отдыха и питания, могут оплачиваться руководством, а в других ситуациях оплата не предусматривается.

На основании ст. 108 ТК указывает, что все люди должны иметь перерыв для питания. Он устанавливается в любой момент смены, причем минимально он равен 30 минутам. Работодатель может не оплачивать данный период.

Существуют и оплачиваемые перерывы, например, если специалист трудится на холоде, то периодически он должен отдыхать в обогреваемом помещении. Работодатель должен не только оплачивать эти перерывы, но и предоставлять условия для комфортного отдыха.

Если для имеющихся работников осуществляется разделение рабочего дня, то для снижения негативных последствий таких изменений работодатели часто назначают доплаты. С них уплачивается налог и отчисляются средства в разные фонды.

Разделенная трудовая смена отличается некоторыми особенностями по оплате. Поэтому руководителем фирмы учитываются следующие нюансы:

  • длительные перерывы между отдельными частями смены, не оплачиваются, если иное не предусматривается трудовым договором или дополнительным соглашением, составленным между директором и наемным специалистом;
  • для компенсации неудобств, возникающих у граждан, требуется назначать доплату за разделение;
  • на основании ст. 149 ТК размер такой компенсации определяется непосредственным руководителем компании, для чего учитываются положения трудового договора и дополнительного соглашения, а также нормативных актов компании и государства;
  • эти выплаты не могут являться частью оклада, так как причисляются исключительно к компенсациям.

Практика показывает, что руководители компаний редко предлагают своим работникам компенсационные выплаты.

Разделение на части рабочего дня считается сложным процессом, во время которого руководитель фирмы обязан подготавливать много разных документов. К ним обязательно относится:

  • Внутренний нормативный акт. Правила его составления приводятся в ст. 22 и ст. 105 ТК РФ. С его помощью обеспечивается возможность внесения необходимых изменений в трудовой договор работников компании. В нем указываются точные условия, сроки и цифры, на основании которых происходит дробление рабочего дня. Приводится количество разделений, точное время и длительность перерывов, а также размер доплаты, если она назначается директором.
  • Разрешение от профсоюза. Оно составляется в течение 5 дней после получения примерного нормативного акта, на основании которого будут вноситься изменения в трудовой договор работников. Если в течение этого периода документ не будет составлен, то фирма имеет право вносить нужные изменения в трудовую смену без согласия профсоюза.
  • График разделения рабочего дня на части. На основании этого документа все сотрудники, для которых производятся изменения, знакомятся с режимом своей будущей работы. Обычно составляется график для всей фирмы, причем во время формирования данного документа актуально пользоваться примерами. Разделение рабочего дня на части не должно затрагивать права и интересы сотрудников.
  • Дополнительное соглашение к трудовым контрактам. Так как деление рабочей смены приводит к существенному изменению условий труда, то такие корректировки непременно официально фиксируются. Для этого с каждым работником составляется дополнительное соглашение. В нем указывается, на какие части делится смена, какая за это назначается доплата, а также прописываются другие значимые условия.

Отсутствие даже одного вышеуказанного документа выступает основанием для принудительной отмены решения руководства фирмы трудовой инспекцией или судом.

Нередко рабочий день граждан делится работодателем на части с многочисленными нарушениями. Например, не учитываются права работников или не запрашивается разрешение от профсоюза. При таких условиях наемные специалисты могут воспользоваться следующими методами решения проблемы:

  • подача жалобы в трудовую инспекцию или прокуратуру;
  • обращение к представителям профсоюза, чтобы они разными методами повлияли на работодателя или обратились в государственные организации от имени работников;
  • подача иска в суд, причем суд вправе не только отменить принятое работодателем решение, но и даже взыскать с него компенсацию морального вреда.

Если каждый работник будет разбираться в своих правах и обязанностях, то он сможет отстаивать свои интересы в суде или при обращении в государственные надзорные учреждения.

Для многих работников требуется разделение рабочей смены на несколько частей. Процесс должен оформляться с одновременным составлением разных официальных документов.

Длительные перерывы не оплачиваются работодателем, но он может назначать для специалистов доплату, представленную компенсацией. Она не может выступать частью оклада.

Статья написана по материалам сайтов: otkrf.ru, prom-nadzor.ru, www.zakonrf.info, businessman.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий