Ст 382 ТК РФ 2019 год

Новая редакция Ст. 382 ТК РФ

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

Статья 46 Конституции РФ гарантирует каждому право на судебную защиту. Поэтому Кодекс не содержит положений об обязательности предварительного внесудебного порядка разрешения трудового спора комиссией по трудовым спорам. Тот, кто считает, что его права нарушены, по собственному усмотрению выбирает наиболее приемлемый для него способ разрешения возникшего индивидуального трудового спора. Он может либо сначала обратиться в комиссию по трудовым спорам (кроме дел, которые рассматриваются непосредственно судом), а в случае несогласия с ее решением — в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии. А может, минуя комиссию, обратиться сразу непосредственно в суд.

Пленум Верховного Суда в своем Постановлении от 17 марта 2004 года N 2 четко разграничил подведомственность и подсудность дел по спорам, возникающим из трудовых правоотношений. Поскольку мировые судьи выступают в качестве суда первой инстанции, то им подсудны любые дела, вытекающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о признании забастовки незаконной. Мировые судьи также рассматривают дела, связанные с отказом в приеме на работу, и дела по искам работников о признании перевода на другую работу незаконным, поскольку в указанном случае трудовые отношения между работником и работодателем не прекращаются.

Районным судам подсудны дела о восстановлении граждан на работе (независимо от основания прекращения трудового договора включая и расторжение трудового договора с работником в связи с неудовлетворительным результатом испытания). Дела по искам работников, трудовые отношения с которыми прекращены, о признании увольнения незаконным и об изменении формулировки причины увольнения также подлежат рассмотрению районным судом, поскольку по существу предметом проверки в этом случае является законность увольнения.

Дела о признании забастовки незаконной подсудны исключительно верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов.

Соответственно, вышеуказанным адресатам работники или их представительные органы и должны направлять заявления о защите своих нарушенных трудовых прав и интересов.

1. Еще в 1992 г. была изменена структура органов, рассматривающих индивидуальные споры, — из их числа были исключены профсоюзные комитеты. В целом это было логичное решение, так как исходя из своих уставных задач, профсоюз не может быть объективным участником процесса рассмотрения спора, а профсоюзный комитет — органом, принимающим обязательные решения по трудовым спорам. В итоге структура органов, рассматривающих трудовые споры, оказалась двухзвенной.

Это не исключает широкого использования профсоюзами своих прав по реализации уставных обязанностей. Речь идет об изменении форм и способов привлечения работниками своих представительных органов при разрешении трудовых споров. Существенное значение имеет работа представительных органов на стадии предупреждения споров и ситуаций, их создающих, при разработке и принятии локальных нормативных актов.

2. В настоящее время в деятельности судов по рассмотрению трудовых споров появляются новые аспекты. Это связано с тем, что Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ О судебной системе Российской Федерации» предусмотрено создание института мировых судей (ст. 28 Закона).

Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» предусматривает, что мировой судья рассматривает в первой инстанции в том числе и дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе (подп. 7 п. 1 ст. 3 Закона).

Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему России. Они осуществляют правосудие именем Российской Федерации.

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Дела, входящие в компетенцию мирового судьи, рассматриваются им непосредственно и единолично.

3. Законодательство предусматривает в определенных случаях специальный порядок досудебного рассмотрения отдельных категорий трудовых конфликтов в рамках реализации такой государственной функции, как надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и о его охране. К числу такого рода государственных органов относится федеральная инспекция труда. Органы федеральной инспекции труда, в частности, ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (ст. 356 ТК РФ). В то же время они в соответствии с комментируемой статьей не являются органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

1. Комментируемая статья содержит очень важное положение, в соответствии с которым индивидуальные трудовые споры рассматриваются лишь двумя органами — КТС и судами.

2. Необходимо отметить, что сегодня трудовые споры рассматриваются районными судами. Почти 10-летний опыт (с 1998 по 2008 г.) рассмотрения большинства трудовых споров мировыми судами показал, что для эффективного разрешения такой сложной категории дел, как трудовые споры, необходимо было поднять уровень судебного органа, их рассматривающего. Таким образом, практически ситуация вернулась в прежнее русло.

3. Законодательство предусматривает в определенных случаях специальный порядок досудебного рассмотрения отдельных категорий трудовых конфликтов в рамках реализации такой государственной функции, как надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде. К числу такого рода государственных органов относится федеральная инспекция труда. Органы федеральной инспекции труда, в частности, ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (ст. 356 ТК). Но это никоим образом не превращает их в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Это интересно:  Фальсификация доказательств: ст. 303 УК РФ 2019 год

К числу юрисдикционных органов, правомочных рассматривать трудовые споры между работником и работодателем, комментируемая статья относит КТС и суды. Данная норма является императивной, т.е. стороны трудового договора не могут самостоятельно решать вопрос о создании иных органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры.

При решении вопроса о том, в какой орган первоначально следует обращаться для разрешения индивидуального трудового спора, необходимо определить его подведомственность.

Подведомственность — это определение органа, в котором должен решаться спор в зависимости от его содержания.

Все индивидуальные трудовые споры по их первоначальной подведомственности можно разделить на следующие группы:

1) рассматриваемые в общем порядке (спор рассматривается первоначально в КТС, а затем его рассмотрение может быть перенесено в суд);

2) рассматриваемые непосредственно судом;

3) рассматриваемые вышестоящими органами.

Однако в любом случае работник имеет право обратиться за разрешением трудового спора в суд, минуя КТС, поскольку ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому право на судебную защиту и ТК не содержит положений об обязательности предварительного внесудебного порядка разрешения трудового спора КТС. Таким образом, работник по собственному усмотрению выбирает способ разрешения его спора и вправе обратиться первоначально либо в КТС, либо сразу в суд.

Компетенция КТС предусмотрена ст. 385 ТК.

Рассмотрение некоторых индивидуальных трудовых споров исключается из компетенции КТС как подлежащих непосредственному разрешению только в суде (ст. 391 ТК).

Трудовые споры закон традиционно относит к подведомственности судов общей юрисдикции. Однако из этого общего правила имеется исключение, поскольку арбитражный суд в процедуре банкротства согласно п. 11 ст. 16 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и п. 1 ч. 1 ст. 33 АПК все же рассматривает трудовые дела по спорам между арбитражным управляющим и представителями работников по вопросам о выплате выходных пособий, пособий по временной нетрудоспособности, составе и размере требований об оплате труда.

Следует иметь в виду, что в качестве суда первой инстанции ряд дел, возникших из трудовых отношений, ранее могли рассматривать мировые судьи. В настоящее время, поскольку Федеральным законом от 22.07.2008 N 147-ФЗ п. 6 ч. 1 ст. 23 ГПК признан утратившим силу, дела всех категорий, возникающие из трудовых отношений, исключены из компетенции мирового судьи.

На основании ч. 2 ст. 383 ТК для отдельных категорий работников федеральными законами могут быть установлены особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Так, например, согласно п. 4 ст. 40 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» работники вправе обжаловать вышестоящему руководителю и (или) в суд решения руководителей органов и учреждений прокуратуры по вопросам прохождения службы.

Кроме того, определенными полномочиями по рассмотрению индивидуального трудового спора наделены государственные инспекторы труда (см. коммент. к ч. 2 ст. 357).

Все дела о признании забастовки незаконной подсудны верховным судам республик, краевым, областным судам, судам других субъектов РФ (ч. 4 ст. 413 ТК).

Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты Конституцией РФ (ч. 3 ст. 46), каждому человеку предоставлено право обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека. К таким органам относится Европейский суд по правам человека.

Если у вас возникли вопросы по статье 382 ТК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

1. Законодательно закреплена двухзвенная структура органов по рассмотрению в общем порядке индивидуальных трудовых споров между работником и работодателем — комиссии по трудовым спорам (КТС) и суды (см. комментарий к статьям настоящей главы).

2. Индивидуальные трудовые споры отдельных категорий работников рассматриваются на основании федеральных законов другими органами: в отношении государственных служащих — комиссией государственного органа по служебным спорам или судом (см. п. 7 ст. 58 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), прокурорских работников — вышестоящими руководителями и (или) судом (см. п. 4 ст. 40 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»), судей — квалификационными коллегиями судей и соответствующими судами (см. ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации») и др.

Согласно статье 204 КЗоТ Российской Федерации (утратил силу с 1 февраля 2002 года) комиссия по трудовым спорам по общему правилу признавалась первичным органом по рассмотрению трудовых споров (по существу, то же вытекает из содержания статей 382 и 385 Трудового кодекса Российской Федерации). Однако при оценке соотношения данного правила с правом на судебную защиту следует учитывать другие положения трудового и гражданского процессуального законодательства, находящиеся с ним в нормативном единстве.

Учитывая то, что отношения между единоличными исполнительными органами юридического лица, членами его коллегиальных и контрольных органов, с одной стороны и юридическим лицом — с другой, основаны на трудовых договорах (глава 43 Трудового кодекса Российской Федерации), указанные дела в настоящее время совершенно справедливо подведомственны судам общей юрисдикции, которые, в силу действующей редакции статей 382 и 391 Трудового кодекса Российской Федерации, являются по делам данной категории органами по разрешению трудовых споров.

Это интересно:  Ст. 160 УК РФ: присвоение или растрата 2019 год

Рассмотрение индивидуальных трудовых споров осуществляется комиссиями по трудовым спорам и судами (ст. 382 ТК РФ) в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации и Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (ст. 383 ТК РФ).
Суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 ст. 22 ГПК РФ, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов (ч. 3 ст. 22 ГПК РФ).

Индивидуальные трудовые споры, включая споры между акционерным обществом и его бывшим генеральным директором (единоличным исполнительным органом) о восстановлении на работе, вытекающие из трудовых отношений, в силу положений ст. 382, 383 и 391 Трудового кодекса Российской Федерации подведомственны судам общей юрисдикции. Указанные нормы в связи с принятием Федерального закона от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменений не претерпели.

При этом решение суда принято, с учетом разъяснения, данного в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 года «О некоторых вопросах, возникающих в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», где в пункте 4 указано, что отношения между единоличными исполнительными органами обществ (директорами, генеральными директорами), членами коллегиальных исполнительных органов обществ (правлений, дирекций), с одной стороны, и обществами — с другой, основаны на трудовых договорах (глава 43 Трудового кодекса РФ), дела по искам указанных лиц о признании недействительными решений коллегиальных органов акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ о досрочном прекращении их полномочий, о восстановлении в занимаемых должностях и оплате времени вынужденного прогула подведомственны судам общей юрисдикции, которые в силу статей 382 и 391 Трудового кодекса РФ являются по данным делам органами по разрешению трудовых споров.

Кроме того, заявительница оспаривает конституционность статей 84.1, 381, 382, 392 Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующих порядок оформления прекращения трудового договора, а также вопросы рассмотрения и разрешения трудовых споров.
Как следует из представленных материалов, на основании части 1 статьи 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» распоряжением главы администрации ЗАТО «Александровск» (Мурманская область) были внесены изменения в распоряжение главы администрации преобразованного ЗАТО «Скалистый» об увольнении ряда муниципальных служащих.

Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров урегулировано главой 60 ТК РФ. Так, органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров в соответствии со статьей 382 ТК РФ являются комиссии по трудовым спорам и суды. При этом частями второй и третьей статьи 391 ТК РФ определяются индивидуальные трудовые споры, которые рассматриваются непосредственно в судах (в частности, по заявлению работника о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения и др.).

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам или судами (статья 382 Трудового кодекса Российской Федерации).
Осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам или судами (статья 382 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статьями 356, 357 названного Кодекса урегулированы полномочия и права государственных инспекторов труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами (статьями 382 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статьями 356, 357 Трудового кодекса Российской Федерации урегулированы полномочия и права государственных инспекторов труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам или судами (статья 382 Трудового кодекса Российской Федерации).
Анализ положений статей 356, 357 Трудового кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что, выполняя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить.

В исключительных случаях в связи со сложностью разрешаемого спора, с необходимостью получения дополнительной информации или документов срок проведения процедуры медиации может быть увеличен по договоренности сторон и при согласии медиатора. Срок проведения процедуры медиации не должен превышать 180 дней, за исключением срока проведения процедуры медиации после передачи спора на рассмотрение суда, не превышающего 60 дней (ст. 13 Закона о процедуре медиации). 17.

Стороны (работник, работодатель), организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, медиатор, а также другие лица, присутствовавшие при проведении процедуры медиации, независимо от того, связано ли судебное разбирательство со спором, который являлся предметом процедуры медиации, не вправе ссылаться, если стороны не договорились об ином, в ходе судебного разбирательства на информацию: 1) о предложении одной из сторон о применении процедуры медиации, равно как и готовности одной из сторон к участию в проведении данной процедуры; 2) мнениях или предложениях, высказанных одной из сторон в отношении возможности урегулирования спора; 3) признаниях, сделанных одной из сторон в ходе проведения процедуры медиации; 4) готовности одной из сторон принять предложение медиатора или другой стороны об урегулировании спора.

Мировой судья не рассматривает трудовые споры в качестве суда первой инстанции.

Это интересно:  Получение прав после лишения: пошаговая схема 2019 год

В правилах проведения процедуры медиации, утвержденных организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, должны быть указаны: виды споров, урегулирование которых проводится в соответствии с данными правилами; порядок выбора или назначения медиаторов; порядок участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации; сведения о стандартах и правилах профессиональной деятельности медиаторов, установленных соответствующей организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации; порядок проведения процедуры медиации, в т.ч.

права и обязанности сторон при проведении процедуры медиации, особенности проведения процедуры медиации при урегулировании отдельных категорий споров, иные условия проведения процедуры медиации.

Установление законодателем органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров свидетельствует, что соглашением сторон трудового договора или локальным нормативным правовым актом организации не может решаться вопрос о создании иных органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры. 2.

Комиссия по трудовым спорам (КТС) — общественный орган, уполномоченный государством на выполнение правоохранительной функции.

Суд (районный суд) — это государственный орган, обеспечивающий защиту и охрану прав и интересов сторон трудового договора.

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 147-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» и статью 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» (СЗ РФ.

N 30. Ч. I. Ст. 3603) исключены из подсудности мирового судьи дела, возникающие из трудовых отношений.

Статья 382 ТК РФ. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров 1. Установление законодателем органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров свидетельствует, что соглашением сторон трудового договора или локальным нормативным правовым актом организации не может решаться вопрос о создании иных органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры. 2.

Комиссия по трудовым спорам (КТС) — общественный орган, уполномоченный государством на выполнение правоохранительной функции.

Суд (районный суд) — это государственный орган, обеспечивающий защиту и охрану прав и интересов сторон трудового договора.
N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» предусмотрено создание института мировых судей (ст. 28 Закона). Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» предусматривает, что мировой судья рассматривает в первой инстанции в том числе и дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе (подп. 7 п. 1 ст. 3 Закона). Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему России.

Они осуществляют правосудие именем Российской Федерации.

Новая редакция Ст. 382 ТК РФ Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Комментарий к Статье 382 ТК РФ Статья 46 Конституции РФ гарантирует каждому право на судебную защиту.

Поэтому Кодекс не содержит положений об обязательности предварительного внесудебного порядка разрешения трудового спора комиссией по трудовым спорам.

Тот, кто считает, что его права нарушены, по собственному усмотрению выбирает наиболее приемлемый для него способ разрешения возникшего индивидуального трудового спора.

Он может либо сначала обратиться в комиссию по трудовым спорам (кроме дел, которые рассматриваются непосредственно судом), а в случае несогласия с ее решением — в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии.

А может, минуя комиссию, обратиться сразу непосредственно в суд.

В статье указаны 2 основных юрисдикционных органа — КТС и суд, которые имеют право разрешать трудовые споры и выносить по ним юридически обязательные для сторон спора решения.

Если спор первоначально поступает на рассмотрение КТС, то затем он может быть перенесен в суд, если стороны не согласны с решением КТС.

Это основной порядок разрешения трудового спора. Исключение установлено лишь для споров, которые могут первоначально рассматриваться непосредственно судом без обращения в КТС, например споры о восстановлении на работе.

Некоторые трудовые споры разрешаются лишь по соглашению сторон трудового договора или решаются первоначально вышестоящим органом. Компетенция органов по разрешению трудового спора определяется ТК исходя из содержания трудового спора. Поэтому очень важно до обращения в орган за разрешением спора правильно определить на основании ст.

Трудовые споры между работодателем и работниками либо выборным профсоюзным органом по поводу установления новых или изменения существующих условий труда, не урегулированных законами или иными нормативными положениями о труде, не рассматриваются в порядке, определенном ст. 383 ТК, т.е. в КТС и суде. 2. Статья 382 ТК определяет органы по рассмотрению трудового спора, а ст. 383 ТК конкретизирует их подведомственность, т.е. компетенцию органа, который должен рассмотреть конкретный трудовой спор, возникший между субъектами трудового правоотношения, и вынести юридически обязательное решение. В статье указаны 2 основных юрисдикционных органа — КТС и суд, которые имеют право разрешать трудовые споры и выносить по ним юридически обязательные для сторон спора решения.

Статья написана по материалам сайтов: tkodeksrf.ru, rutkrf.ru, tkrfkod.ru, fundsnet.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий