Удостоверение и категория тракториста 2019 год

Знаете ли вы, что для того чтобы стать водителем снегохода, мотосаней или автомобиля на пневмошинах вам необходимы права на трактор? И известен ли вам процесс их получения?

В обществе бытует мнение, что управление трактором и автомобилем очень схоже, и в принципе, получив права категории «В», можно садиться за руль любой техники на колёсах. Мнение, что трактор – это транспортное средство, ошибочно, так как он считается строительной техникой. И для того чтобы стать полноправным водителем трактора, обычного водительского удостоверения мало, вам необходимо иметь специальное удостоверение тракториста-машиниста. Но это не последнее отличие между двумя этими документами, например, удостоверение тракториста не будет действительно за границей, как обычные водительские права.

По внешнему виду между старым и новым образцом 2019 года кардинальных различий нет, удостоверение тракториста также представляют собой пластиковую карточку, на которой с обеих сторон находится информация о её владельце.

На лицевой стороне указываются персональные данные водителя и его фотография. А на оборотной части удостоверения указывается приобретённая категория и дополнительные данные о водителе, такие как группа крови, стаж вождения и медицинские ограничения. Также на правах можно увидеть штрих-код, который содержит в себе информацию о штрафах, регистрации транспорта и т.п. Это сделано для убыстрения процесса проверки документов уполномоченными лицами.

Форма удостоверения будет везде одинаковой, потому что она регламентируется Гостехнадзором. Он осуществляет надзор технической исправности тракторов.

Удостоверение тракториста позволяет управлять не всеми известными тракторами, для классификации видов разрешённой техники введены категории и подкатегории прав. В таком удостоверении прописывается 6 основных категорий и 4 подкатегории:

  1. Категория «А» разрешает управлять автомототранспортными средствами, которые не используются и не предназначены для езды на обычных автодорогах:
  • подкатегория I используется для вождения мототранспортными внедорожными средствами;
  • подкатегория II для внедорожных автотранспортных средств, с массой не более 3500 кг с не более восьми сидячими местами не считая место для водителя;
  • подкатегория III для внедорожных автотранспортных средств с массой более 3500 кг, но в эту группу не входит транспорт подкатегории IV;
  • подкатегория IV для внедорожных автотранспортных средств, которые предназначены для перевозки людей с более восьми сидячими местами, не считая водительского места.
  1. Категория «В» предназначена для тракторов на колёсах и гусеницах, у которых мощность доходит и не превышает 25,7 кВт.
  2. Категория «С» используется для тракторов на колёсах с мощностью от 25,7 кВт до 110,3 кВт.
  3. Категория «D» предназначена для колёсных тракторов с мощностью более 110,3 кВт.
  4. Категория «Е» используется для тракторов на гусеницах с мощностью более 25,7 кВт.
  5. Категория «F» предназначена для самоходных сельских машин, а также комбайнов.

Получив права на трактор, вы можете управлять не только определёнными видами тракторов в соответствии с открытой категорией, но и другим самоходным транспортом, который разрешён открытой категорией.

  1. Подкатегория I даёт право на управление снегоходами, квадроциклами и мотосанями, скорость которых не превышает 50 километров в час.
  2. Подкатегория II даёт законную возможность управлять различными вездеходами с шинами низкого давления.
  3. Подкатегория III открывает возможность управления вездеходами на пневмошинах.
  4. Подкатегория IV разрешает управление аэродромными автобусами, которые предназначены для перевозки пассажиров между зданием аэропорта и лётным транспортом.
  5. Категория «В» разрешает управление миниэкскаватором (до 35 лошадиных сил).
  6. Категория «С» даёт право на управления тракторами, погрузчиками и экскаваторами (от 35 до 150 лошадиных сил).
  7. Категория «D» даёт право управлять трактором, оборудованным пневмошинами. Такие шины ставят на строительные краны, если стройка идёт в труднодоступных местах (например, заснеженная территория, пустыни и т.п.), (от 150 лошадиных сил и более).
  8. Категория «Е» разрешает управление экскаваторами и бульдозерами с мощностью от 35 лошадиных сил.
  9. Категория «F» даёт право на управление самоходными машинами в сельхоз сфере, например, уборочным комбайном.

Существует ещё система, которая говорит об уровне мастерства тракториста – это его приобретённый разряд.

  1. Второй разряд – управление техникой возможно, но только под наблюдением опытного коллеги. Также возможно допущение к некоторым видам ремонта рабочей техники
  2. Третий разряд – управление возможно уже без сопровождения, также разрешено управлять погрузчиками и другой техникой, предназначенной для захвата груза. Помимо этого возможен ремонт технических механизмов техники.
  3. Четвёртый разряд – управление техникой с мощностью более 100 лошадиных сил. Для этого уровня характерно умение самостоятельного ремонта и обслуживания своего оборудования.
  4. Пятый разряд даёт право на управление бульдозерами, экскаваторами и другой техникой, у которой мощность превышает 100 лошадиных сил.
  5. Шестой разряд – мощность разрешённой техники более 200 лошадиных сил.

Чтобы стать обладателем удостоверения машиниста-тракториста нужно пройти соответствующие курсы и в дальнейшем сдать экзамен. Процесс обучения схож с учебным процессом в автошколе: вы будете учить теорию вождения и оттачивать свои навыки на практических занятиях.

Подкатегорию «I» можно получить с 16 лет, категории «B», «C», «E» и «F» можно приобрести с 17 лет, а категорию «D» с 18. Подкатегории «II» и «III» с 19 лет, а последнюю подкатегорию «IV» только с 22 лет. Но приобрести подкатегории «II», «III» и «IV» возможно, если будут открыты категории «В» и «С».

Перед тем как пустить за руль новичка тракториста с ним разбирают теоретическую часть, которая заключает в себе знания правил дорожного движения, а также безопасной эксплуатации того транспорта, на который учится человек. По итогам этой части у вас будет экзамен в виде тестов и билетов с теоретическими вопросами.

Если у вас есть водительское удостоверение автомобилиста, то теорию сдавать вам не нужно, ваш курс обучения будет заключаться только в практической части. Если вы завалите этот блок, то вас направят на пересдачу.

В обучение на машиниста-тракториста входит изучение практических навыков вождения. Эта часть делится в свою очередь на два этапа:

  • на специальной учебной площадке;
  • в реальных условиях езды.

Данный блок, в случае провала, можно пересдать спокойно первые два раза, на третий раз это будет возможно после прохождения дополнительной подготовки и при наличии соответствующего документа.

Помимо езды на технике, обучаемый должен обучиться и в дальнейшем продемонстрировать навыки оказания первой медицинской помощи.

Нельзя прийти в школу вождения и сесть за парту. Перед этим вы обязаны представить некоторые документы:

  1. Заявление от лица, проявившего желание на обучение.
  2. Паспорт РФ.
  3. Удостоверение водителя, если вы пришли в школу для открытия новой категории.

Одновременно с написанием заявления лицо заполняет индивидуальную карточку, в которой оно указывает персональные данные и необходимую ему категорию прав.

Перед тем как начать обучение вождению трактора или любой другой самоходной техники, вы обязаны пройти медицинский осмотр. По его итогу вам выпишут медицинское заключение, где будет сказано, что вы совершенно здоровы или наоборот, укажут на некоторые ограничения в период вождения. Это может быть указание на очки или на управление в слуховом аппарате и т.д.

Выбору учебного заведения нужно уделять много внимания, так как именно от организации зависит ваш дальнейший уровень вождения. Если относится к нему лояльно, то в дальнейшем можно столкнуться со многими неприятностями, вплоть до неполучения удостоверения вождения.

Первым делом узнайте, есть ли у выбранной вами организации полномочия на обучение будущих трактористов-машинистов и аккредитация этих полномочий. Придя в школу, попросите предъявить лицензию, которая подтвердит право на обучение вождению. Если вам отказывают или ссылаются на «потом», то уходите, не задумываясь. Скорей всего, данная организация осуществляет свою деятельность незаконно.

Если же лицензию вам предъявили, не спешите сразу записываться на занятия. Почитайте отзывы о данной организации. Если они отрицательные, то лучше подобрать другой вариант учебного заведения. Ведь может быть, что качество обучения тут очень низкое и нужных результатов вам не принесёт.

Все остальные параметры, такие как цена обучения, внутриорганизационные отношения и тому подобное уже должны влиять на субъективное мнение каждого. В то время как первые два должны отражаться на объективном отношении.

Перед тем, как поступать в учебное заведение всех волнует вопрос о цене обучения. В принципе, цена обучения на тракториста-машиниста не далеко ушла от цены обучения на водителя категории «В». Чтобы получить право на управление самоходным транспортом нужно располагать финансами в размере от 6 до 12 тысяч. Конкретная цена зависит от категории, на которую вы будете учиться. Ценовую политику можно узнать на сайтах или лично в обучающей организации.

Срок обучения не долгий, всего 2 – 3 месяца. За это время вы должны будете пройти и выучить всю теорию, приобрести навыки вождения и показать всё это на итоговых экзаменах.

Удостоверение водителя – это документ, который рано или поздно необходимо будет заменить. Замена удостоверения может проходить по разным причинам, но самый главный вопрос «как получить удостоверение тракториста машиниста в случае окончания срока действия, кражи, порчи или потери?». Помимо этих причин замена удостоверения тракториста-машиниста, может быть, понадобится в случае необходимости внесения в него поправок.

Это интересно:  С какого момента начисляются алименты. Порядок расчета и удержания алиментов 2019 год

Чтобы заменить свои права необходимо написать заявление о замене прав в региональный орган Гостехнадзора. Существуют определённые условия, при соблюдении которых процесс получения нового удостоверения пройдет быстро:

  1. С момента потери, порчи или окончания срока действия удостоверения прошло не более полугода.
  2. У вас есть документ, который подтвердит положительную сдачу экзаменов.

Если этого вы предоставить не можете, то Гостехнадзор потребует с вас полный пакет документов и направит вас на сдачу экзаменов.

Вся процедура получения удостоверения тракториста-машиниста не сильно отличается от процесса получения обычного водительского удостоверения. Срок, цена и подготовка к обучению очень схожи между собой. Главное запомнить, что удостоверение тракториста-машиниста необходимо не только для трактористов, но и для других профессий, которые требуют использование специальной техники.

Для любого транспорта необходимо иметь допуск к управлению, который называется правами. Они нужны не только для вождения автомобиля и мотоцикла. Если вы собираетесь работать на специальной технике, то вам тоже потребуется водительское удостоверение. Разберемся, какая категория тракториста нужна для управления погрузчиками, колесными и гусеничными машинами.

К этой обширной группе причисляют разные виды транспорта, например квадроциклы, бульдозеры и экскаваторы. На все эти виды техники открывается своя категория тракториста. Существуют общие критерии самоходной техники:

  • она должна развивать скорость не более 50 километров в час;
  • объем мотора не должен быть менее пятидесяти сантиметров в кубе;
  • электроагрегат не должен быть сильнее 4 киловатт.

При этом не важно, двигается транспорт на колесах или использует для сцепки с трассой гусеницы. Для управления самоходными машинами необходимы специальные права, обычные автомобильные для этого не подойдут.

Легче всего понять, в каких случаях требуется особое водительское удостоверение, при помощи простой классификации:

  1. Транспорт, который не имеет права перемещаться по дорогам общего пользования. Он может следовать только по бездорожью.
  2. Колесный трактор и гусеничный с мощностью от 25 кВт и выше.
  3. Транспорт, перемещающийся при помощи гусениц: экскаватор, бульдозер и подобный ему. Мощность трактора или другой машины в этом случае должна быть выше 25 кВт.
  4. Машины, предназначенные для уборки урожая и задействованные в сельском хозяйстве.
  5. Машины, предназначенные для ремонта и укладки асфальтового покрытия дорог и мостов.

На все эти виды транспорта необходима своя категория на трактор. Исходя из типа, к которому относится машина, нужно получать разные разряды. Перед тем как получить допуск на управление тракторной и самоходной техникой, каждый соискатель проходит обучение и сдает экзамен. Будущему трактористу необходимо знать ПДД и соответствовать определенным требованиям.

В документе нового образца появились дополнительные подгруппы для транспорта, причисленного к самоходным машинам. Претерпела изменения только категория «А». Ее разделили на несколько подгрупп:

  1. Мотовидный транспорт, предназначенный для перемещения вне дорог.
  2. Автотранспорт весом до 3,5 тонны, который предназначен для перемещения по бездорожью.
  3. Автотранспорт для езды вне дорог весом свыше 3,5 тонны.
  4. Автотранспорт, который перемещается вне дорог и может перевозить пассажиров.

Эти изменения были приняты в 2011 году. Несмотря на них, если вам нужна категория на трактор, то нужно открывать разряды B, C, E, F. Для начала достаточно категорий В и С, которые позволяют работать на большинстве моделей техники. После получения базовых знаний достаточно лишь будет проходить трехмесячные курсы повышения квалификации. Они позволят вам открывать дополнительные категории в удостоверении.

Право управлять трактором может получить только человек старше 16 лет. Он должен пройти обучение и иметь сертификат механика-тракториста. Важно уметь не только управлять техникой, но и знать ее устройство. К аттестации не допускаются лица, не прошедшие обучение.

Сначала выдается базовое удостоверение тракториста, в котором открыты не все категории. Затем необходимо проходить курсы повышения квалификации и получать новые разряды. Часть из них открывается только при условии безаварийной езды. Например, категорию «А 2, 3, 4» можно получить при условии перемещения без ДТП на протяжении года.

Еще одно ограничение на управление тракторами – медицинское. Человек, который хочет сдать экзамены, должен иметь стандартную медицинскую справку для водителей. Для ее получения необходимо обязательно представить сведения о том, что вы не состоите на учете у психиатра и нарколога.

Кроме того, чтобы получить удостоверение тракториста в России, вам понадобится гражданство и паспорт. В противном случае необходимо иметь права международного образца и получать их по месту прописки.

Не каждая категория тракториста может быть открыта после 16 лет. В зависимости от желаемой степени, возраст может быть разным:

  1. Если вы хотите управлять самоходным мототранспортом, то достаточно того, чтобы вам исполнилось 16 лет.
  2. Автотранспорт для перемещения вне дорог может быть управляем лицом старше 19 лет.
  3. Перевозить по бездорожью на самоходном автотранспорте пассажиров можно только с 23 лет.
  4. Права на гусеничный трактор и колесные машины, попадающие под категории В, С, Е, F, выдаются с 17 лет. Эту норму сохранили с советских лет, чтобы ученики ПТУ и специализированных сельских школ могли сразу после получения образования работать на технике.
  5. Категорию D можно получить только после совершеннолетия — с 18 лет.

Однако перед выдачей прав, инспекторы будут обращать внимание не только на возраст, но и на стаж управления тракторами. Чтобы открыть каждую категорию, необходимо пройти обучение и получить сертификат.

Если вы хотите получить допуск на колесный трактор, то нужно получить среднее специальное образование. Это базовая категория В и С, образование для нее получают в училище. В курс обучения входят практические и теоретические занятия по дисциплинам:

  • устройство и обслуживание самоходной техники;
  • правила дорожного движения;
  • управление самоходной машиной.

Обучение необходимо проходить только в одобренных государством образовательных учреждениях. Перед поступлением проверьте наличие лицензии и аккредитации. Если вам отказываются представлять эти документы, то стоит поискать другое место для обучения. Вы только потратите свое время, а к итоговой аттестации для получения удостоверения допущены не будете.

По завершении курса необходимо пройти экзаменационные испытания: в учебном заведении и при Ростехнадзоре. После выдачи удостоверения можно сразу устраиваться водителем на гусеничный трактор или любую другую технику.

Для сдачи внутреннего экзамена в учебном заведении вам необходимо иметь только паспорт, медицинскую справку и сертификат о прохождении учебного курса. На данном испытании проверяются ваши теоретические и практические знания. Вопросы по правилам дорожного движения для трактористов имеют массу отличий. В билетах вы встретите задания на тему техники безопасности при использования тракторов, работе с горюче-смазочными материалами и правил оказания первой медицинской помощи.

Практическая проверка включается в себя два блока: тестовую поездку на площадке учебного заведения и использование трактора в реальных условиях. Если вы успешно преодолеете внутренние испытания знаний, то следующим этапом будет обращение в Гостехнадзор. Туда вам нужно будет предъявить более обширный пакет документов:

  • паспорт;
  • медицинскую справку;
  • экзаменационный бланк;
  • две фотографии стандартного размера 3 х 4;
  • заявление;
  • чек на оплату пошлины.

Вам нужно будет снова продемонстрировать умение использования трактора. После прохождения этого последнего испытания можно получать удостоверение. Как правило, оно делается в течение недели.

Прежде всего тракторист категории «Е» или любой другой — это профессия, которая поможет вам заработать себе на хлеб. Она нужна на разных предприятиях. Гусеничные и колесные машины участвуют в производственных процессах, они необходимы для перевозки и погрузки как сырья, так и готовых изделий. Также они используются во время дорожных и сельскохозяйственных работ.

Имея базовые категории «В» и «С», можно повысить свою квалификацию и открыть другие категории, например «D», — она поможет вам получить допуск на управление погрузчиком, который может использоваться на складах и в гипермаркетах.

Иметь удостоверение необходимо не только для того, чтобы успешно трудоустроиться, но и затем, чтобы не платить штрафы. При этом если вас возьмут на работу трактористом без прав, то перед законом будет отвечать и компания, в которой вы трудитесь.

Развитие частного фермерского хозяйства требует использования моторизированной техники. Для работы даже на своем участке вам потребуется иметь допуск на управление трактором. Ведь никто не застрахован от необходимости выезда за пределы собственного земельного надела.

Как в советские времена, так и сейчас правами на трактор служит удостоверение тракториста-машиниста, снабжённое индивидуальным номером, фотографией владельца, сведениями о его месте жительства, дате и месте рождения. Выдавать такое удостоверение уполномочена Государственная инспекция технадзора. До недавнего времени (а именно, до 28 ноября 2015 года) существовало ещё и временное разрешение, действующее вместо удостоверения. Но сейчас оно отменено. Подробности и детальный разбор всех категорий прав тракториста-машиниста – в данной публикации.

Это интересно:  Заработок в интернете на опросах. Платные опросы в интернете. Реально ли заработать на интернет-опросах 2019 год

Кроме отмены временных разрешений, отменено и само понятие «самостоятельное обучение». То есть, долгое время можно было без посещения курса занятий в Готехнадзоре просто сдать экзамены по теории и вождению и получить тракторные права. Теперь – нет, обязательным условием допуска к экзамену является наличие свидетельства о прохождении курса обучения в Гостехнадзоре.

Ныне действующий образец удостоверения тракториста-машиниста был введён в 2011 году. Это заламинированная картонная или пластиковая карточка с напечатанными на ней данными владельца и его фотографией. Картон или пластик – на усмотрение получающего, пластиковый вариант стоит дороже.

Сейчас, кроме индивидуального номера, удостоверение снабжается ещё и уникальным штрих-кодом. По замыслу создателей документа нового образца, это избавит инспектора от необходимости вбивать данные механизатора в свой гаджет для получения дополнительной информации о нём (наличие неоплаченных штрафов и т.п.). Считал штрих-код, как в супермаркете, – и полная история механизатора отображается на экране. Разумеется, в прошлом права на трактор совсем не такими.

Всем известно, что в годы Великой Отечественной войны на тракторах работали 14-ти и даже 12-ти летние мальчишки. Однако всё же права на эти сельхозмашины существовали уже тогда: они были введены ещё в 1933-м году Народным комиссариатом земледелия.

Связано это было с бурным ростом машиностроения и сельского хозяйства в нашей стране. Начали давать первую продукцию построенные «с нуля» промышленные гиганты – Сталинградский, Харьковский, Челябинский тракторные заводы.

Эти новые трактора значительно отличались от примитивной техники, используемой прежде. Они требовали определённого багажа знаний и навыков, умелого обращения. Началось повсеместное распространение МТС (машино-тракторных станций) – для обеспечения высокого уровня техобслуживания сельхозтехники и максимальной механизации труда в колхозах и совхозах.

Согласно постановлению Совета труда и обороны СССР №827 от 21.09.1933 г., для допуска к управлению трактором каждый уже работающий или будущий механизатор должен пройти квалификационную комиссию и получить удостоверение тракториста-машиниста «с отнесением всех трактористов по уровню их знаний к 1-й или 2-й категории».

Для тех, кто смог получить удостоверения 1-й категории, при расчёте всех расценок коэффициент повышался на 0,1 трудодня. Одновременно с получением удостоверения тракториста-машиниста механизатор подписывал обязательство не менее двух последующих лет отработать именно в той МТС или в том колхозе (совхозе), который направил его на квалификационную комиссию.

В дальнейшем (начиная с 60-х годов) удостоверение тракториста-машиниста мог получить любой выпускник сельской школы. На селе в школах был введён предмет «машиноведение». В рамках этого курса, раз в неделю для мальчиков проводились уроки по изучению устройства колёсных тракторов типа «МТЗ-80», «Т-40»; гусеничных «ДТ-75»; и комбайнов «СК-5 Нива». Для девочек во время данного урока в большинстве школ проводилось совсем другое занятие – факультативное по рукоделию.

Во внеурочное время периодически устраивались практические занятия по вождению указанных выше тракторов. Технику предоставлял местный колхоз. Либо – при многих сельских школах имелись собственные опытные хозяйства, а в них – по одному собственному колёсному и гусеничному трактору.

Незадолго до окончания последнего учебного года к учащимся 10-го класса и их наставнику по машиноведению приезжал представитель районного Гостехнадзора и принимал у ребят экзамены по теории и практике. При этом, дабы не «мотаться туда-сюда» несколько раз, он привозил с собою уже отпечатанные и готовые удостоверения тракториста-машиниста 2-го класса на каждого из учащихся (фото и анкетные данные на всех учитель собирал и отвозил в район заранее).

Экзамены и вождение принимались очень лояльно: достаточно было показать самые минимальные познания и навыки для того, чтобы стать обладателем удостоверения тракториста-машиниста – книжечки с «Кировцем» на обложке (это в 80-е годы, ранее там изображался трактор намного «скромнее» – «ДТ-20»). При самых вопиющих случаях полной неготовности кандидата (которых в принципе и не было) инспектор не выдавал ему книжечку, а увозил её с собой. И для получения прав нужно было ехать в райцентр и пересдавать экзамен там.

Городские жители могли при желании пройти курс обучения в ПТУ и сдать на тракторные права самостоятельно. Получить их можно было также во время пребывания в студенческих стройотрядах, или в период службы в Советской Армии.

Штампы «Разрешено» после сдачи экзаменов по машиноведению ставились в графы трёх категорий: «А» – колёсные трактора до 1,4 тягового класса («МТЗ-80»); «В» – гусеничные трактора («ДТ-75») и «Г» – самоходные машины с механической трансмиссией (комбайны «Нива» и т.п.) Другие категории советских тракторных прав, на которые нужно было учиться и сдавать экзамены отдельно: «Б» – Колёсные трактора классом свыше 14 кН (1,4 тс); «Д» – самоходные машины с гидростатической трансмиссией; «Е» – мелиоративные, дорожно-строительные машины, экскаваторы с ковшом вместимостью до 0,65 кубометров.

В настоящее время список категорий тракторных прав существенно расширился. Связано это с появлением новых видов техники, а также с синхронизацией российских удостоверений тракториста-машиниста и зарубежных их аналогов.

Ныне установлено 6 категорий плюс 4 подкатегории, чётко разделяющие тракторные права по видам техники.

  • А – для автомото-транспортных средств, которые не предназначаются для езды по автодорогам общего пользования, и(или) имеют конструктивную скорость не более 50-ти км/ч.

С подкатегориями:

I – для мототранспортных средств-внедорожников;

II – для автотранспортных средств-внедорожников, чья максимальная масса находится в пределах 3,5 тонн, а число сидячих мест – не более 8-ми (кроме места водителя);

III – для внедорожных автотранспортных средств с максимальной массой свыше 3,5 тонн, но кроме оговоренных в IV-й подкатегории;

IV – для внедорожных автотранспортных средств, которые предназначаются для перевозки пассажиров и имеют более 8-ми сидячих мест (кроме водительского).

  • В – для колёсных и гусеничных тракторов с мотором мощностью до 25,7 кВт;
  • С – только для колёсных, с двигателями диапазона мощности от 25,7 до 110,3 кВт;
  • D – только для колёсных, с мотором свыше 110,3 кВт мощности;
  • Е – для всех гусеничных тракторов, мощность двигателя которых превышает 25,7 кВт;
  • F – для комбайнов и прочих самоходных сельхозмашин.

Хорошо, верхние границы мощности понятны, а каковы границы минимальные на сегодняшний день? С какого порога мини-сельхозтехника начинает считаться трактором или самоходной машиной, для управления которой требуются права?

Таким образом, для управления не только большинством мини-тракторов, но даже соответствующей мощности мотоблоком с тележкой требуется наличия прав тракториста.

Разумеется, малая сельхозтехника трудится себе на приусадебных участках, огородах и небольших полях. И на дорогах общего пользования появляется крайне редко и ненадолго, либо вовсе не появляется. Поэтому и удостоверений тракториста-машиниста на эту технику никто не оформляет, и на учёт в Гостехнадзоре её тоже не ставит.

Вероятность попасть на штраф ничтожно мала. Но такие курьёзные случаи всё же есть: о них весьма живописно рассказывают владельцы минитракторов или мотоблоков с тележками.

К примеру: выехал вечером к соседу на мотоблоке за парой телег навоза, а тут – а деревенской дороге «залётные» ГАИшники из района или области. В результате – протокол – езда без прав, штраф от 5 до 15-ти тысяч рублей; направление на комиссию с целью понуждения пройти обучение и получить удостоверение тракториста-машиниста. Жалобы подавать бесполезно: суд однозначно принимает сторону ГИБДД.

То же самое – квадроцикл, снегоход, мотосани и мотонарты. Все эти транспортные средства относятся к категории А удостоверения тракториста-машиниста.

Для наглядности, ознакомьтесь с подборкой конкретных транспортных средств, относящихся к к соответствующим категориям тракторных прав.

  • А-I: Квадроцикл «Ямаха», «Стелс»; снегоход «Тундра», мотовездеход «Куница», «Атаман».
  • А-II: Снегоболотоходы «Марш» (на базе ВАЗовской «Нивы»); «Вектор 4х4» (на УАЗовском шасси).
  • А-III: Грузовые снегоболотоходы «Мамонтёнок» (с кабиной от «ГАЗ-3307»); «Тунгус» (от «КамАЗ»а).

  • А-IV: Низкопольные перронные автобусы («МАЗ», «ЛиАЗ», «Neoplan» и т.п.) для перевозки пассажиров от здания аэропорта к самолёту и наоборот.
  • В: Минитрактора «Русич», «Уралец» и т.п.; любой мотоблок с тележкой и мотором мощностью до 25,7 кВт. Трактор «Т-25 Владимирец». Мини-экскаватор «JCB 8026CTS». Складские электропогрузчики.
  • С: Трактора «МТЗ-80/82», «Т-40», «Агромаш-85»; экскаваторы «ЭО-2621» («Петушок»), «JCB 3СХ». Дизельные складские вилочные погрузчики.

  • D: Трактора «Кировец К-744», «МТЗ-3522», «КамАЗ ХТХ-215».
  • Е: Трактора и бульдозеры «ДТ-75», «ВТ-150», «МТЗ-1502», «МТЗ-2103». Снегоболотоход «ГАЗ-3409 «Бобр».
  • F: Зерно- и кормоуборочные комбайны всех видов.

Во-первых, для получения удостоверения тракториста-машиниста нужно достигнуть установленного законом возраста, а для трёх подкатегорий – ещё и иметь определённый стаж. А именно:

  • в возрасте от 16-ти лет можно получить тракторные права только подкатегории A I.
  • в возрасте от 17-ти лет можно получить тракторные права категорий A I, В, С, Е, F.
  • в возрасте от 18-ти лет можно открывать те же категории плюс ещё категорию
  • в возрасте от 19-ти лет можно открыть все названные выше категории, плюс ещё подкатегорий A II (но если уже есть стаж автомобильной категории В от 12 месяцев), и A III (но если уже есть стаж автомобильной категории С от 12 месяцев),
  • в возрасте от 22-х лет, имея стаж не менее 12 месяцев автомобильной категории D, можно открывать все категории тракторных прав, включая и последнюю подкатегорию A IV.
Это интересно:  Иск о взыскании неустойки с застройщика. Как взыскать неустойку с застройщика: пошаговая инструкция 2019 год

Практическое занятие по обучению вождению на тракторе.

Экзамен, как и на автомобильные права, состоит из теоретической (ответы на вопросы) и практической (вождение) частей. Выдаются права на трактор, как и автомобильные, сроком на 10 лет. Устаревшие удостоверения тракториста-машиниста времён СССР можно без сдачи экзамена заменить на документ нового образца. Но медицинскую справку для этого получить нужно, и госпошлину заплатить тоже.

Водительские права по категории «машинист-тракторист» необходимы не только чтобы иметь право управлять экскаватором или трактором. Такое удостоверение пригодится также и любителям экстрима, которые не прочь погонять на квадроциклах или снегоходах. В нашей статье Вы сможете узнать, как и где получить, и какие документы нужны для получения удостоверения «машиниста-тракториста».

Приказ Министерства сельского хозяйства РФ № 796 от 12.07.99 устанавливает Инструкцию по порядку применения Правил допуска для управления самоходными машинами. Так вот, согласно этой инструкции выдача удостоверения тракториста-машиниста является единственным основанием, которое дает допуск к управлению самоходной машиной.

Водительские права машиниста-тракториста подразумевают целый ряд категорий, который зависят от типа самоходного транспорта.

  • «А»: авто/мотовнедорожник для езды по территории вне дорог или автомагистралей;
    • «А I» – мототранспорт, развивающий скорость не более 50 км/час (квадроциклы, мотосани, снегоходы);
    • «А II» – автовнедорожник с массой не более 3,5 тонн и который оборудован не более 8 сидячими местами (к примеру УАЗ Трэкол или схожий вездеход с шинами низкого давления);
    • «А III» – автовнедорожник с массой более 3,5 тонн, не включая пассажирские машины (к примеру, снегоболотоход «Кержак» или схожие вездеходы на пневмошинах);
    • «А IV» – автовнедорожник пассажирский, оборудованный более чем 8 сидячими местами, не включая водительское сиденье (к примеру, аэродромный автобус и схожий транспорт).
  • «В»: колесный/гусеничный агрегат с мощностью двигателя менее 25,7 киловатт (к примеру, миниэкскаватор);
  • «С»: колесная машина, у которой мощность двигателя находится в пределах 27,5 – 110,3 киловатт (трактор, экскаватор, погрузчик);
  • «D»: колесная машина, у которой мощность двигателя составляет уже более 110,4 киловатт (пневмоколесный кран и т.п.);
  • «Е»: гусеничный транспорт с двигателем, мощность которого превышает 27,5 киловатт (экскаватор, бульдозер);
  • «F»: самоходная машина, применяемая в сельском хозяйстве (уборочный комбайн).

Получить удостоверение машиниста-тракториста и, соответственно, право управлять самоходными машинами можно в возрасте от 16 до 22 лет. Конкретный минимальный возраст для получения таких прав в зависит от категории самого транспортного средства:

  • «А I» – начиная с 16 лет;
  • «В», «С», «Е», «F» – в 17 лет;
  • «D» – в 18 лет.
  • «А II» / «А III» – с 19 лет;
  • «А IV» – в 22 года.

Обратите внимание: чтобы открыть категории «А II» / «А III» / «А IV» в удостоверении машиниста-тракториста нужно будет иметь на руках действующие права в которых уже открыты категории «B» / «С» / «С1», соответственно по общей классификации. Даже в таком случае водительский стаж должен будет составлять более 1 года.

Как и в других случаях, чтобы получить допуск к экзамену на право управления самоходными машинами, кандидат должен пройти профильную подготовку. Такие курсы обучения имеют право организовывать только специализированные учебные учреждения, имеющие государственную лицензию.

Наличие такой лицензии следует не стесняясь уточнять непосредственно в заинтересовавшей кандидата автошколе. При этом верить просто на слово, что такой документ есть – не стоит. Если необходимая лицензия есть – руководство автошколы обязательно предоставит его для ознакомления. В этом заинтересована каждая сторона.

После обучения кандидат должен будет пройти два экзаменационных комплекса: первый комплекс принимает комиссия самого учебного учреждения, второй комплекс экзаменов нужно будет сдать в региональном подразделении Гостехнадзора.

Обратите внимание: получение удостоверения машинист-тракторист по категориям «А I» / «В» возможно также и на основании самостоятельной подготовки. В таком случае нужно будет сдать только один экзамен в Гостехнадзоре.

После того как обучение в автошколе или самоподготовка закончены – нужно будет предъявить в региональном подразделении Спецгостехнадзора пакет документов. На основании таких документов и будет принято решение о допуске к экзаменации:

  • паспорт гражданина Российской Федерации;
  • медицинское заключение по отсутствию противопоказаний для управления транспортным средством;
  • документ, подтверждающий прохождение профильной подготовки. Такое свидетельство не нужно, если кандидат проходил самостоятельное обучение;
  • в описанных выше случаях – предъявить удостоверение с необходимыми открытыми категориями.

Параллельно с подачей такого пакета документов, будущий машинист-тракторист заполняет индивидуальный бланк-карточку, в которой прописываются личные данные, желаемая категория самоходной машины, реквизиты автошколы и т.д. Получить такую карточку можно непосредственно перед экзаменом.

Процедура сдачи экзаменов, которые ведут к выдаче удостоверения машиниста-тракториста, происходит в 3 этапа:

Экзамен нацелен на проверку кандидатом знаний ПДД, а также теорию безопасной эксплуатации самоходных машин.

Если по любой из установленных дисциплин кандидат получает неудовлетворительную оценку – это приводит к пересдаче, которую возможно пройти на протяжении 7 дней.

Обратите внимание: наличие водительских прав освобождает человека от обязанности сдавать экзамен по теории ПДД.

На этой стадии человек должен показать практические навыки по вождению. Также как и при получении водительского удостоверения, практика проходит в два захода: на специально оборудованной площадке – автодром/трактородром, второй – в условиях спецмаршрута, то есть такой реальной обстановке, которая предназначена для самоходных машин.

Обратите внимание: если кандидат трижды не сдает экзамен – следующие попытки он сможет осуществить только после дополнительной подготовки и предъявления соответствующего документа.

Это относительно новое испытание, но все же такое же важное, как и первые два: обычно на таком экзамене используются манекены, при помощи которых как в теории, так и на практике кандидат должен показать навыки доврачебной помощи пострадавшим в ДТП.

Водительское удостоверение машиниста-тракториста выдают в органах Гостехнадзора, как только успешно сданы все экзамены. Чтобы получить удостоверение на руки уполномоченный сотрудник Гостехнадзора попросит предъявить такие документы:

  • оформленное заявление на выдачу прав (бланк обычно присутствует возле окошка выдачи);
  • квитанция, подтверждающая уплату госпошлины (за бумажное удостоверение – 500 рублей, за пластиковое – 2000 рублей);
  • две фотокарточки 3×4;
  • карточка кандидата с отметкой о сдаче всех экзаменов;
  • паспорт гражданина России.

После успешного прохождения экзаменационных испытаний с 28 ноября 2015 года получить права тракториста-машиниста можно теперь в двух местах. В отделении Гостехнадзора по месту вашего жительства (при наличие регистрации) или по месту прохождения обучения.

Время приводит к тому, что у водителя может появиться необходимость замены прав по той или иной причине. Права на трактор нужны всем без исключения обладателям или просто водителям такого транспортного средства, тем, кто в ближайшем будущем планирует начать работу на тракторе, осуществлять различные строительные работы и т.д.

Замена прав тракториста-машиниста проходит без сдачи экзаменов. Исключение составляют случаи, указанные 39-ом пункте настоящих Правил:

В ситуации, когда срок действия удостоверения тракториста закончился, следует обратиться в орган, который изначально выдавал такой документ. Получение прав и их замену производят территориальные органы Гостехнадзора.

Если управлять транспортом с просроченными правами или вообще при их отсутствии – это будет считаться безусловным нарушением правил ПДД, которое приведет к административному штрафу. Поэтому логично, что необходимо наличие действующих прав на любую сцецтехнику, и в том числе на трактор.

Статья написана по материалам сайтов: autoizakon.ru, businessman.ru, tractorreview.ru, avtoudostoverenie.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий