Ухудшение жилищных условий. Жилищный кодекс РФ. Как встать на очередь на улучшение жилищных условий 2019 год

Проблема жилья в России стоит очень остро. На это влияет постоянное увеличение населения, преобладающее над появлением новостроек. Большинство людей не имеют источника доходов, позволяющего купить новую квартиру даже раз в жизни. Поэтому некоторые граждане намеренно используют ухудшение жилищных условий. Целью такого маневра является постановка на учёт в государственном органе.

Предпринимаются незаконные методы, чтобы встать на очередь. На улучшение жилищных условий может рассчитывать только население определённой категории граждан. Формирование списка людей производится согласно критериям, вписанным в Жилищный кодекс РФ. В основу расчёта результатов берётся минимально допустимая площадь проживания на человека.

Государство установило жёсткие рамки, в которых происходит постановка на улучшение жилищных условий. С целью получить желаемые квадраты нужно документально подтверждать свои права. Предстоит доскональная процедура проверки со стороны госслужащих.

Законодательно подсчитана фиксированная норма площади на человека. Если реальные квадраты ниже, чем устанавливает Жилищный кодекс, то государство принимает заявки на расширение площади. По задумке создателей программы по улучшению площади проживания, граждане отдельных групп не могут другим образом обзавестись нормальными условиями жизни.

Однако следует учитывать тот факт, что ст. 53 ЖКРФ предусматривает ограничения для лиц, играющим не по правилам. Так, предусмотрено продление срока постановки в очередь. Это возможно, если было намеренное ухудшение жилищных условий. В этом деле существуют некоторые нюансы, которые возникают, исходя из одного вопроса о том, что является ухудшением жилищных условий. При умышленном снижении жилплощади можно действовать несколькими путями:

  • переезд в более тесную квартиру через купле-продажу или обмен;
  • подселение в дом, где уже живет много народу;
  • полное избавление от недвижимости (имеются в виду граждане без определенного места жительства);
  • отписывание квартиры родственникам или знакомым.

Если стечение обстоятельств указывает на то, что были совершены противоправные действия, то нарушитель может быть привлечен к ответственности. На практике действует отсрочка на 5 лет с момента, определяемого как ухудшение жилищных условий. ЖК РФ не имеет четких определений и критериев, однозначно указывающих на умысел. Судебная практика насчитывает более 80% выигрышных дел в сфере муниципального жилья.

Неумышленное ухудшение жилищных условий не снимает права встать в очередь. К таким людям относятся лица в следующих случаях:

  • оправданное документально подселение родственника, лишившегося своей жилплощади;
  • прибавление семейства снижает количество квадратов на каждого члена;
  • судебные решения по изъятию доли в доме;
  • утрата жилья вследствие стихийных бедствий позволяет встать на очередь на улучшение жилищных условий незамедлительно и претендовать на новую квартиру в числе первых.

Размытые определения ст. 53 ЖК РФ позволяют повернуть ситуацию в интересах граждан. Желаемые квадратные метры обязательно достаются человеку, грамотно строившему свою доказательную базу. Только ленивый не продолжает борьбу за своё пространство, теряя терпение. Муниципальное жилье могут получать:

  • малоимущие граждане;
  • военнослужащие;
  • сотрудники полиции;
  • государственные служащие.

Для пользования жильем заполняется договор социального найма. Дальнейшее пользование осуществляется безвозмездно. Человеку, не посвященному в правила подсчета граждан на приобретение дополнительных квадратных метров, сложно будет определить свои права на очередность.

В состав математических вычислений входит большое количество параметров. Четко определены несколько подгрупп лиц, имеющих право на дополнительное жилье. К ним относят многодетные семьи, к таковым относят родителей, имеющих более 3 детей. Кроме количества членов семьи в расчет закладывается норма жилой площади на одного человека.

Чтобы претендовать на улучшение жилищных условий, потребуется собрать кипу бумаг. Документы должны быть заверены во всех необходимых инстанциях. К таким относят:

  • справки о доходах с места работы, об отсутствии задолженностей перед налоговой, о составе семьи;
  • бумаги, подтверждающие квадратные метры в квартире и число проживающих.

Каждый административный округ может затребовать пакет дополнительных документов, на то ему дано законное право.

Вся процедура постановки на учет содержится в Жилищном кодексе РФ. Почерпнув полную информацию, можно окончательно уяснить все тонкости законодательства. Документ был принят в 2005 году датой 1 марта. Особый интерес вызывает пункт номер 7 ЖК РФ. В нем указано все, что содержится в понятии «ухудшение жилищных условий».

Каждый регион вправе определять свою норму жилого помещения. Последние данные в области законотворчества определены 2005 годом от 1 марта. На одного члена семьи установлена нижняя граница комфортного проживания в квартире в пределах 11 метров квадратных. Все граждане, имеющие более низкие результаты подсчета, входят в группу претендентов на новое жильё.

Приватизированные квартиры в подсчете не участвуют, речь идет только о социальном жилье, состоящем на учете государства. Последняя редакция Жилищного кодекса изменила структуру подсчета нормы жилья на человека. Ранее учитывалась жилая площадь, которая гораздо меньше полной. ЖК от 2005 года установил нормативы, регистрирующие граждан по количеству общей квадратуры помещения.

Поясним, квартира имеет 52 квадратных метра жилой площади и 72 общей. На одного члена семьи из пяти человек приходятся 14,4 единиц, что гораздо больше нормы. Однако, если в количество прописанных прибавится родственник с ребенком, то при расчетах получится уже 10,28. Эти данные позволяют претендовать на постановку в очередь.

Однако процедура регистрации жильцов не всегда позволяет прописывать людей в квартирах выше нормы. Исключение составляют несовершеннолетние дети, переезжающие к отцу или матери.

Выводы строятся на законодательной базе, уточняющей обязательства госслужащих проводить оценку в пределах разумности и добросовестности. Злоупотребление недоработкой законодательной сферы приводит к выводу, что гражданин является нарушителем. Частный случай судебного права основывается на фактах применения субъективного права в ущерб социальному назначению. Так, проводя ухудшение жилищных условий, подменяется конечная цель законотворчества.

Умышленные действия могут быть квалифицированы как сознательное причинение ущерба государству. Следуя комментариям к Жилищному кодексу РФ, можно выделить пункты в отношении действий лица, что считается ухудшением жилищных условий:

  • оценка действий гражданина приводит к несомненному факту достигнуть желаемой цели, то есть встать в очередь на жилье и войти в число нуждающихся;
  • анализ очереди на жильё показал: гражданин до момента проверки не состоял на учете;
  • основой доказательства становится поиск умысла в совершении проступка;
  • преднамеренные действия привели к возможности постановки на учет.

Наличие положительных результатов при анализе всех четырех пунктов приведет к полной уверенности, что совершено ухудшение жилищных условий. Судебная практика, в свою очередь, показывает противоположные моменты в недоказательности вины гражданина.

По статье 49 ЖК РФ гражданин имеет право перейти в категорию нуждающихся и встать в очередь на жилье. Обязанность государства — соблюсти законные требования людей. До проведения действий не появилось претензий на расширение жилплощади, в результате которых норма на человека стала ниже. Тут возникают противоречия: считать действия человека преднамеренными нельзя, потому что он на момент деяния не состоял на учете и не являлся претендентом на жильё.

Невозможность признать действия гражданина преднамеренными исходит из одного момента: на момент заявления о претензии на расширение жилплощади семья не имела заниженных квадратов на одного человека, а значит, не имела умысла на противоправный поступок. Согласно статье 53 ЖК РФ, преднамеренность действий заключается в юридически значимых поступках, конечной целью которых должно быть снижение нормы территории проживания. Существует важное условие — на момент деяния один человек обладал жилплощадью больше нормы.

Существуют некоторые нюансы законодательства, при которых вина гражданина не может быть доказана, хотя она и очевидна. Бездействие человека не классифицируется как ухудшение жилищных условий. Манипулируя стечением обстоятельств, можно искусственно создать благоприятные условия для вступления в очередь на жильё. Защитный механизм против такого рода пассивного владения ситуацией не разработан. К таким моментам можно отнести невступление в наследство. Часть квадратных метров квартиры отойдет государству, оно будет вынужденно создать возможность для переселения семьи в более просторную жилплощадь.

Законодательство РФ включает в себя полный перечень ситуаций, результатом которых становится намеренное ухудшение жилищных условий. Военнослужащих и членов их семей Жилищный кодекс РФ не обходит стороной, применительно к ним действуют те же правила, что и у обычных граждан. По Жилищному кодексу без внимания остаются реальные аспекты, из которых гражданин может получать выгоду. Среди таких выделяют отсутствие учета стоимости квартиры, районной местности, внутренних предметов и качества ремонта.

Под статью ухудшения попадут люди, обменявшие жилье на более дорогое, но имеющее меньшую жилплощадь. Основой обвинений будет снижение нормы на человека. Преднамеренными действиями являются следующие моменты, сопровождающиеся уменьшением квадратных метров на одного члена семьи:

  • вывод доли из квартиры с последующей продажей постороннему лицу;
  • обмен жилья;
  • процедура дарения;
  • размен после развода или отделение взрослых детей от семьи;
  • по инициативе нанимателя был расторгнут договор найма;
  • прописка в помещение посторонних лиц.

Вселить законно можно только:

  • несовершеннолетних детей;
  • родителей недееспособных;
  • мужа или жену;
  • неродных детей состоявшейся жены или мужа.

Статья 51 ЖК РФ накладывает ответственность за поступки, приводящие к потере помещением условий для нормального проживания. Отсутствие санитарных и гигиенических мероприятий во время пользования жилплощадью.

Процедура дарения в адрес государства целой квартиры либо её части не может восприниматься как ухудшение жилищных условий, только если она не предшествовала заявлению на улучшение жилплощади. В оценку противоправности действий берутся также временные рамки осуществляемых действий. Так, супруга имеет право прописаться на жилплощадь к мужу, а дети безоговорочно вселяются к родителям.

Но если такое действие совершается через несколько лет после регистрации с целью снижения количества жилья на одного человека, то это будет являться преднамеренным ухудшением жилищных условий. Не подпадают под оценку все акты бездействия: отказ от наследства, принятия в дар жилплощади. Также в учет нормы жилья не берутся временные жильцы.

Чтобы сделать выводы о намеренном ухудшении жилищных условий, нужно провести глубокий анализ всех обстоятельств каждого конкретного случая. Непростые гражданско-правовые взаимоотношения граждан и государственных структур вносят сложности в оценку действий нанимателей. Зачастую решение о постановке в очередь принимается из соображений разумности и добросовестности, отодвигая прямые свидетельства нарушения.

Это интересно:  Расчетный счет для малого бизнеса (ИП/ООО). В каком банке выгоднее открыть расчетный счет для малого бизнеса 2019 год

Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий заключаются в отказе в предоставлении новой квартиры. Следующая дата получения улучшений следует через 5 лет. Это решение можно обжаловать через суд, если имеется уверенность и документальное подтверждение обстоятельств, приведших к этому.

У военнослужащих не заключается договор социального найма на следующую квартиру, пока не будет сдана предыдущая. Причинами для отказа могут быть:

  • Прописанные жена или дети, оставшиеся в документах после развода.
  • Жильё более не пригодно к проживанию.
  • Квартира является объектом спора в суде.

На квартиросъёмщике лежит ответственность за состояние жилья. Он должен содержать его в чистоте, своевременно проводить ремонт. Не допускать ущерба от действия третьих лиц. Бездействие в этом вопросе может квалифицироваться как намеренное ухудшение жилья.

В законодательстве учет площади квартиры производится, исходя из общей квадратуры. В учет берется не жилое пространство, а подсчитываются коридоры, ванные, туалет, кладовые. Основное внимание уделяется именно размерам жилья для постановки на очередь нуждающихся.

По федеральным документам приводится ссылка на Инструкцию 2008 года, которой нужно руководствоваться при определении новой жилплощади. В ней указаны нормативы, исключающие неразумное распределение квадратуры, когда спальня может занимать 5 метров из пятидесяти.

Местным властям дано преимущество для создания собственных законодательных актов. Таким методом некоторые регионы подсчитывают общую жилплощадь вопреки разумным действиям. В нормативы закладываются даже балконы и лоджии.

Учетная норма может быть изменена только местным органом управления. В каждом регионе она может отличаться. Так для Москвы цифра составляет 10 метров, ниже этой планки присваивается критерий «нуждающийся». Существует понятие «норма предоставления» — это площадь, на которую ориентируются госслужащие по определению следующего жилья. Она больше учетной, и для текущего региона составляет 18 метров.

Результат признания малоимущим происходит в каждом регионе страны по-своему. В учет берется средний заработок в этой местности, среднерыночная стоимость квартир. Для этого введено понятие «имущественная обеспеченность». Этот критерий сравнивают со стоимостью квартиры, которая требуется гражданам для соответствия нормативам. Если обеспеченность меньше последней, то семья признается нуждающейся.

Для подсчета имущественной состоятельности введено более 10 пунктов. Существует ряд показателей, при нарушении которых решение меняется не в пользу граждан. Лицевой счет у семьи должен быть один, если же он будет разбит, то и подсчет будет отдельным для каждого.

Для количественной оценки в расчет принимается совокупный доход семьи и собственность, подпадающая под налогообложение. Нормативный акт для определения уровня обеспеченности берется того месяца, когда было подано заявление. Законодательство в регионах обновляется каждый квартал. Доход подсчитывают по справкам НДФЛ за предыдущие 2 года.

В подсчет имущественной обеспеченности вкладывается стоимость имущества. В него входит вся недвижимость: гаражи, помещения складские, дачи. Оценка производится по кадастровой стоимости. Также рассматривается владение движимыми средствами: автомобили, катера и другой транспорт, находящийся на учете. Учитываются накопления: на счету в банке, наличие паевой собственности, средства в виде акций и ценных бумаг.

Для постановки на учет потребуется собрать необходимые документы. Первым делом в органы местного управления подается заявление согласно установленному образцу. Нужно предъявить документы, удостоверяющие личность, с заверенными копиями для каждого члена семьи. К ним прикладывается идентификационный номер налогоплательщика.

Нужны также все бумаги, подтверждающие родственные связи. К ним относят: свидетельство о браке, рождении, документы на текущую жилплощадь. Учитывается общий доход семьи, включающий все виды совокупных поступлений за 2 последних года.

Предоставить потребуется трудовые книжки, срочные договора и другие формы, подтверждающие занятость. Также проводится анализ всего недвижимого имущества, находящегося в собственности заявителей. Указываются все виды объектов, подлежащих налогообложению. Если было обжаловано ранее признанное ухудшение жилищных условий, то прилагается решение суда по этому вопросу.

Российская Федерация – правовое государство, в котором каждый гражданин имеет полное право на недвижимое имущество. С целью организации нормальных жилищных условий всем жителям России правительство приняло большое количество законов, которые регламентируют многие вопросы, касающиеся улучшения и приобретения жилья со стороны нуждающихся в этом людей.

Большинство законодательных положений по данной теме представлены в Жилищном Кодексе (ЖК) РФ. Чтобы в полной мере понять, кто имеет право на улучшение жилищный условий, рекомендуем подробно ознакомиться с представленным ниже материалом.

Государство предоставляет жилье только остро нуждающимся в улучшении условий проживания гражданам. Фото № 1

Как было отмечено ранее, главный законодательный регулятор права на улучшение жилищных условий в России – Жилищный Кодекс РФ. В данном законодательном акте содержится весь перечень тех категорий лиц, которые могут претендовать на получение или улучшение жилья от государства. При наличии вопросов по данной теме необходимо обращаться именно к статьям ЖК РФ.

Наиболее важные законодательные положения из ЖК РФ по рассматриваемому нами вопросу содержаться в 7-ой главе, которая регулирует основания и порядок предоставление жилья по договорам социального найма (то есть от государства). В частности, 51-ая статья кодекса определяет все категории граждан, которые могут претендовать на улучшение жилищных условий. Точнее, положения данной статьи гласят, что получить или улучшить жилье могут:

  • граждане, которые не являются нанимателями или собственниками жилья, предоставленного по договорам социального найма и прочим договорам;
  • граждане, которые являются нанимателями или собственниками жилья, предоставленного по договорам социального найма и прочим договорам, но с тем условием, что жилищные условия не соответствуют нормальным требованиям;
  • все граждане, которые на данный момент времени проживают в помещениях, несоответствующих нормальным требованиям жилищных условий;
  • граждане, которые проживают в одном помещении с больным тяжелым хроническим заболеванием и не имеют возможность съехать или пересилить больного (список недугов также определяется статьями ЖК РФ).

Стоит понимать, что данные положения носят обобщающий характер, поэтому использовать их необходимо в зависимости от индивидуальных особенностей каждого случая. На практике иметь право на улучшение жилищных условий может совершенно любое лицо, подходящее под описанные выше условия.

Определяя наличия подобного права в конкретном случае, также важно учитывать другие статьи ЖК РФ, к которым напрямую ссылается 51-ая статья (57, 58, 73 и 76 – основные из них).

Какие факторы влияют на отнесение граждан к той или иной категории нуждающихся? Фото № 2

Жилищная норма в РФ – гибкое понятие, которое определяется исходя из контекста его рассмотрения. Если рассматривать норму жилья, исходя из порядка постановки гражданина в очередь на улучшение жилищных условий, то стоит учитывать такие нюансы как:

  • метраж на одного человека (полный законодательный недостаток — ниже 6 кв.м.);
  • факт аварийного состояния дома;
  • наличие в жильцах помещения тяжелобольных лиц, ветеранов ВОВ и прочих.

Именно 6 квадратных метров на одного человека считается минимальной нормой жилья с учётом того, что остальных из указанных выше факторов нет.

Принцип предоставления или улучшения жилищных условий заключается в том, чтобы жилье ни по какому пункту не стало хуже. Таким образом, при переселении, например, из аварийного дома гражданин не может получить жилье меньшего метража, чем было ранее.

Если рассматривать жилищную норму в том контексте, что жилье уже выдается нуждающемуся гражданину, то здесь она иная. Последние годы федеральной нормой жилья для выдачи нуждающимся считается метраж, равный:

  • 18-32 кв.м. – на одного человека;
  • 32-44 кв.м. – для двух человек;
  • 44-52 кв.м – для трех и более человек.

Как было оговорено ранее, жилищная норма – достаточно гибкое понятие. Не редко оно определяется в каждом регионе индивидуально, исходя из среднего уровня жизни его жителей. Помимо этого, стоит учитывать формат жилья: общежитие, коммуналка и так далее. Поэтому прежде чем определять наличие у вас права на улучшение жилья, важно обратиться в местные административные органы с целью уточнить жилищную норму в вашем регионе.

Перечень категорий граждан, которые могут претендовать на улучшение жилищных условий, Фото № 3

Ранее упомянутая 51-ая статья ЖК РФ в полной мере регламентирует категории граждан, которые могут претендовать на улучшение жилищных условий. Однако представленные понятия достаточно обобщены, вследствие чего не каждый гражданин сможет полностью понять – имеет ли он право улучшить свое жилье с помощью государства или нет?

Упрощая понятия из 51-ой статьи ЖК РФ можно констатировать, что основными категориями граждан, имеющими право на улучшение жилья, являются следующие:

  • лица, имеющие/не имеющие собственного жилья и проживающие в жилище, которое не соответствует жилищным нормам;
  • семьи, проживающие в одном помещении и являющиеся не кровными родственниками;
  • граждане, проживающие совместно с тяжелобольными членами семьи или прочими лицами;
  • любая малоимущая семья;
  • прочие лица, не имеющие собственного жилья по весовым причинам (потеря опекуна, совершеннолетние детдомовцы и т.д.).

Стоит понимать, что программы на федеральном и региональном уровне по улучшению/предоставлению жилья могут различаться. Поэтому об их условиях важно узнавать в местных, профилирующих по данным вопросам госорганах.

Среди нуждающихся в улучшении жилищных условий также имеются льготники, рассмотрение дел которых будет происходить в ускоренном порядке. Льготная категория граждан представлена:

  • сиротами и детьми, потерявшими опекуна;
  • все граждане, проживающие в помещениях, которые признаны аварийными;
  • ветераны и инвалиды ВОВ/других боевых действий;
  • лица, проживающие совместно с человеком, который имеет одну из определенных законом болезней.

Попадание хотя бы в одну из указанных выше групп граждан дает жителю России право получить некоторую помощь от государства, направленную на улучшение жилищных условий (социальные ипотеки, субсидии, получение нового жилья и т.д.).

Что нужно для того, чтобы воспользоваться своим правом на улучшение условий проживания? Фото № 4

Это интересно:  Как купить ОФЗ физическому лицу - пошаговая инструкция и рекомендации 2019 год

Если гражданин имеет полное право на улучшение жилищных условий или попадает под действие прочих программ господдержки, то ему необходимо добиться получения помощи от государства. Процесс в данном мероприятии можно разделить на три основных этапа:

  • Подтверждение необходимости в улучшении жилища.
  • Постановка гражданина в очередь на улучшении жилищных условий.
  • Улучшение жилья.

Все три этапа очень важны, однако первый является наиболее важным. Стоит понимать, что, только подтвердив необходимость в улучшении жилья, можно сделать большую часть дела.

Чтобы встать в очередь необходимо обратиться в жилищный отдел администрации по месту жительства с соответствующим заявлением, которое составляется в свободной форме или по предоставленному бланку, и со следующим перечнем документов:

  • оригинал/копия документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи (паспорт, свидетельство о рождении);
  • выписка о наличии и регистрации жилья от местной администрации на каждого члена семьи;
  • правоустанавливающие бумаги на имеющиеся жилище (свидетельство о госрегистрации, выписка из ЕГРП, договор аренды и т.д.);
  • выписка с мест работы или обучения каждого из членов семьи;
  • при наличии — оригинал/копия СНИЛСов, пенсионных книжек, свидетельства о браке, домовой книги, справки о признании аварийности жилья или малоимущего состояния семьи и подобные бумаги.

Особо нуждающиеся категории граждан имеет право на внеочередное выделение жилья. Фото № 5

Документы будут рассмотрены специализироваными госорганами на протяжении 30 суток, после чего заявителю придет письмо о том, одобрено ли улучшение жилья или нет. В случае, когда заявление одобрили, гражданин ставится в очередь на улучшение жилищных условий (получение новой квартиры, ремонт, ипотека и т.д.). В зависимости от степени необходимости жилья для заявителя, его статуса и других факторов улучшение происходит в период от 6 месяцев до 20 лет после подачи заявления.

Как видите, категорий граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий, достаточно много в нашей стране. Однако стоит понимать, что рассчитывать на быстрое улучшение жилья, можно только в том случае, если потребность в этом очень высока. В остальных ситуациях ожидание может затянуться на долгие годы, что важно учитывать при возможности выбора альтернативной помощи от государства (ипотека по сниженной ставке, разовое улучшение жилья и т.п.).

Об улучшении жилищных условий вы можете также узнать из видео:

Тема намеренного ухудшения условий проживания получила широкое распространение сегодня.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Эта тема актуальна, поскольку большинство семей, имея в распоряжении достаточный метраж, желает претендовать на получение:

Поэтому такой вопрос не мог остаться открытым, и действующее законодательство предусматривает последствия ухудшения условий проживания.

Намеренное ухудшение условий проживания – действия людей, в итоге проведения которых они могут признаваться нуждающимися в получении новой жилой площади.

Законодательство не регулирует список действий, признающихся преднамеренными.

Важно понимать различия между реализацией гражданами своих прав в лице собственника и намеренным ухудшением условий жительства.

Намеренное ухудшение жилищных условий регулируется статьей 53 Жилищного Кодекса РФ.

В соответствии с ней граждане, преднамеренно ухудшающие условия жительства, не могут встать на очередь, чтобы получить субсидии на жилплощадь в течение пяти лет.

Если же гражданин все равно собрал все необходимые документы и подал их на рассмотрение комиссии, то требование в улучшении условий проживания будет отклонено в соответствии со статьей 54 ЖК РФ.

Причина – не истек пятилетний срок с момента намеренного ухудшения условий жительства.

Специальное ухудшение жилищных условий – новелла ЖК РФ. Появление этой статьи предотвратило проведение большинства фиктивных сделок, к примеру, вступление в брак.

Это позволяет участвовать в программах федерального значения и числиться в списках на получение жилплощади только тем, кому это, действительно, необходимо.

Военнослужащие РФ получают множество льгот, одна из которых – право участвовать в федеральной программе по улучшению жилищных условий.

Чтобы получить субсидию на строительство дома или покупку квартиры, военнослужащий:

  • не должен быть нанимателем;
  • обязан предъявить справку о нуждаемости.

Отказ в рассмотрении заявления военнослужащего на участие в программе может быть выдан по причине намеренного ухудшения условий проживания, если с этого момента не истекло пяти лет.

Прописка военнослужащими гражданами супруга, детей и других лиц по адресу нахождения воинской части, в которой они служат, не будут признаны действиями, направленными на ухудшение условий жительства в ряде случаев.

Если вселяемые лица:

  • не имеют в распоряжении жилплощади;
  • являлись собственниками жилой площади, впоследствии признанной непригодной для жительства;
  • прекратили пользоваться помещением вследствие выезда на новое место – адрес расположения воинской части по причине вступления в брак с военнослужащим;
  • прекратили пользоваться помещением по причине выезда на место расположения воинской части и являющиеся военнослужащему родителями или детьми.

При рассмотрении подобных вопросов военнослужащие должны предоставить документацию, подтверждающую наступление этих фактов.

Молодая семья лишается права участвовать в программах или получать ипотеку, если в течение последних пяти лет намеренно ухудшала условия проживания.

Если такие факты были установлены, то семья исключается из очереди на получение субсидии или других дополнительных льгот в соответствии со статьей 56 ЖК РФ.

Это право будет получено обратно по истечению пяти лет.

Сознательное ухудшение условий проживания связано со снижением метража на одного члена семьи.

Это может быть:

  1. Фиктивный развод (фиктивное вступление в брак).
  2. Купля-продажа жилой площади ниже рыночной стоимости, безвозмездное дарение собственности.
  3. Невыполнение требований договора аренды или социального найма, в результате чего наниматель выселяется из занимаемой им жилой площади.
  4. Выход из кооператива, чтобы получить его долю.

Интересует помощь многодетным семьям в улучшении жилищных условий? Смотрите тут.

Рассмотрим намеренное ухудшение жилищных условий военнослужащих и судебную практику по этому вопросу.

В судебной практике не часто происходят случаи, когда признается факт специального ухудшения жилищного положения человеком:

  • Военная Коллегия суда в своем постановлении от 2008 года установила, что Р. стоял в очереди на получение жилплощади на площади гарнизона Боровичи.
  • В этом населенном пункте он в 2001 году приобрел квартиру с тремя комнатами.
  • В дальнейшем в ней он зарегистрировал свою мать, а через четыре года продал ей квартиру.
  • Сам военнослужащий Р. вместе с тремя членами семьи (супруга и две детей) снимал по договору найма другое помещение для проживания.

2007 года он был исключен из очереди нуждающихся на улучшение условий жительства.

Суд принял это решение, основываясь на нецелесообразность решений, принятых гражданином Р.

Еще один пример:

  • Высший суд в 2007 году по Москве и Московской области рассматривал исковое заявление гражданки О. с требованием признать решение комиссии на постановление в очередь на улучшение жилищных условий недействительным.
  • Гражданка О. получила отказ по причине намеренного ухудшения жилищных условия в течение последних пяти лет.
  • Она подарила трехкомнатную квартиру два года назад своей дочери. Через некоторое время приобрела однокомнатную квартиру, в которой прописала двух других детей.
  • Через год гражданка заключила брачный союз с гражданином Д. и прописала его в квартире.

Судебное решение подтвердило отказ комиссии и отказало в удовлетворении требований гражданки.

Причина – преднамеренное ухудшение условий проживания, заключение возможно фиктивного брачного союза с целью признания её нуждаемости в получении квартиры.

Действиями, направленными на уменьшение обеспеченности квадратных метров на человека, являются:

  • деление жилой комнаты, её безвозмездный обмен на другое помещение с меньшим метражом;
  • перевод комнаты, пригодной для жительства в нежилое помещение;
  • смена порядка использования комнаты;
  • вселение владельцем жилой площади других граждан в лице членов семьи, исключением из правила является супруг, дети и родители, потерявшие трудоспособность;
  • отчуждения помещение, пригодного для жительства;
  • расторжение соглашения социального найма по желанию наймодателя;
  • выселение гражданина по его инициативе из помещения, которое он занимал в лице нанимателя;
  • перераспределение долей собственности, если эти действия стали причиной уменьшения занимаемой площади.

Каковы условия ипотеки от Сбербанка без первоначального взноса? Читайте здесь.

Как получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий? Подробности в этой статье.

Последствием специального ухудшения жилищных условий является отказ в постановлении в очередь на улучшение условий проживания, в течение пяти лет с момента их совершения.

Если гражданин, действительно намеренно ухудшил условия жительства, то он не сможет получить субсидии или новое жилье, а также встать на очередь в соответствии со статьей 52 ЖК РФ.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 703-16-92
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 309-85-28
    • Регионы — 8 (800) 333-88-93

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как БЕСПЛАТНО решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

Это быстро и бесплатно!

Четкая формулировка и расшифровка понятия «ухудшение жилищных условий» в законодательстве РФ отсутствует, но в некоторых региональных нормативно-правовых актах определены некоторые факторы, указывающие на ухудшение условий, в которых проживают люди. Некоторые факторы могут быть весьма спорными и не свидетельствовать о намеренном ухудшении условий проживания.

Если в семье рождается ребенок, или владелец жилплощади зарегистрировал официальный брак, после чего на вверенной ему территории он прописал нового члена своей семьи, это в принципе не может расцениваться как злоумышленное действие, осуществленное с целью получения статуса нуждающегося в государственной поддержке. Учитывая, что разделение между намеренным ухудшением жилищных условий и вынужденным бедственным положением нуждающейся в улучшении условий проживания семьи слишком размытое, то оцениваются такие действия индивидуально в каждом конкретном случае и чаще всего в судебном порядке.

Это интересно:  Декретные выплаты с двух работ 2019 год

Основными характерными признаками ухудшения жилищных условий являются:

  1. Наличие умысла завладеть правом на получение бесплатного жилья или материальной помощи для улучшения жилищных условий.
  2. В результате осуществленных действий условия проживания были на самом деле ухудшены, и человек действительно стал нуждающимся в получении субсидии или жилья от государства.
  3. В момент совершения действия, влекущего за собой возникновение нужды в жилье, человек не является нуждающимся и не состоит на учете в очереди на квартиру.

Согласно статье 53 ЖК РФ, те, кто для получения права на бесплатное жилье намеренно ухудшают существующие условия проживания, могут встать на учет не ранее, чем по истечении пяти лет с момента их «злодеяния» и при условии, что к тому времени их положение не улучшится.

Факторы, определяющие ухудшение условий проживания, как при умышленных действиях, так и без злого умысла, одни и те же. Разница состоит только в том, что при умышленном ухудшении жилищных условий человек совершает одной из действий вполне осознанно и с целью получения статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий. При этом он действительно становится таковым согласно законодательству РФ.

Ненамеренным ухудшением условий проживания являются действия, которые приводят к уменьшению жилищной площади на одного человека или полного лишения права пользования жильем. При этом такие действия не были совершены с целью ухудшения условий для получения права встать в очередь на получение жилья.

Семья из троих человек (мать, отец, ребенок) проживает в квартире 55 квадратных метров, то есть их жилплощади вполне достаточно для нормального проживания на ней семье в таком составе. Но супруги не согласны с этим и решают прописать в доме ребенка мужа от первого брака, который в данный момент с ними не проживает. После прописки четвертого члена семьи квадратных метров не хватает на всех, а соответственно, семья становится такой, что остро нуждается в расширении жилплощади. В данном случае это намеренное ухудшение жилищных условий.

Если же семья прописывает в своей квартире ребенка мужа от предыдущего брака только потому, что так сложились обстоятельства, то в данном случае прописка еще одного человека в данной квартире не считается намеренным ухудшением условий проживания. К примеру, ребенок переехал жить к отцу, а другого жилья у него нет, тогда папа ребенка вынужден прописать сына в доме, в котором он проживает с нынешней женой и ребенком от второго брака.

Законодательством определен перечень действий, которые не могут расцениваться как намеренное ухудшение жилищных условий. Это:

  • регистрация несовершеннолетнего ребенка в доме, где проживает один или оба его родителя;
  • прописка супруга(и) или других близких родственников при соблюдении норм российского законодательства;
  • расторжение договора о предоставлении ренты, инициатором которого был получатель ренты;
  • временная прописка жильцов по конкретному адресу;
  • дарение жилой недвижимости или определенной ее доли или отказ от принятия в дар жилья;
  • признание в судебном порядке незаконной сделку, объектом которой выступало недвижимое имущество, с последующим ее аннулированием.

Действиями, которые расцениваются как намеренное ухудшение жилищных условий, являются:

  • обмен жилой недвижимости, вследствие чего жилплощадь уменьшилась, и произошло снижение уровня качества жизни;
  • разделение между членами семьи лицевых счетов;
  • прописка еще одного человека в квартире/доме;
  • переселение в меньшее по площади жилое помещение или с худшим уровнем благоустройства (отсутствие некоторых коммуникаций, отопления, водопровода, санузла и т.д.) согласно решению суда;
  • продажа или передача жилой недвижимости или определенной ее части в результате заключения юридической сделки;
  • изменения размера долей или выделение отдельных долей третьим лицам, в результате чего ухудшаются условия проживания;
  • изменение статуса части жилого помещения на нежилое (использование жилой комнаты в качестве кладовой, гардеробной и т.д.);
  • отказ от проживания и использования жилья на основании договора социального найма.

В случае, когда имел место быть хоть один из вышеперечисленных факторов, а хозяин после этого подал документы на постановку в очередь на бесплатное жилье, то этот фактор будет расцениваться как намеренное ухудшение жилищных условий.

Военнослужащие лица – это отдельная категория граждан РФ, для которой критерии преднамеренных действий, ухудшающих условия проживания, описаны в Инструкции Минобороны, подписанной 30 сентября 2010 года.

Ухудшение жилищных условий в случае с военнослужащими имеет свои особенности. Факторами намеренного ухудшения условий проживания военных являются:

  • умышленное нарушение общеустановленных норм и правил, а также порядка эксплуатации жилого помещения;
  • осуществление обмена объектами жилой недвижимости, в результате чего уменьшается количество квадратных метров в расчете на одного члена семьи относительно показателя учетной нормы;
  • заключение фиктивного брака с последующей регистрацией в квартире/доме фиктивного супруга(и);
  • фиктивный развод мужа и жены, подразумевающий обязательное выделение доли недвижимого жилого имущества одному из них, а также детям, если они есть;
  • злостное невыполнение условий проживания в социальном жилье;
  • оформление договора дарения на жилье или конкретную его долю;
  • продажа жилья или его доли.

Не считаются преднамеренными действия военнослужащих, ухудшающие условия проживания, если:

  • они на своей жилплощади прописали своих малолетних детей, жену или мужа, а также своих родителей или родителей супруга(и), других близких родственников в законном порядке или по решению суда;
  • жилье, находящееся во владении военного лица признано подлежащим сносу и аварийным;
  • военнослужащий не имеет своей собственной жилой недвижимости.

Молодые семьи согласно федеральной программе «Молодая семья» и Жилищному Кодексу РФ имеет право на получение субсидии в размере 30% от общей стоимости жилья соответствующего размерам установленным программой и региональными нормативно-правовыми актами нормам квадратных метров в расчете на каждого члена семьи. Иногда при отсутствии полного соответствия нуждающимся в государственной материальной помощи, молодые люди совершают неправомерные действия, пытаясь незаконным путем получить право на постановку в очередь на жилищный сертификат.

Намеренными действиями гражданина, ухудшающими условия проживания, необходимо считать те же действия, что описаны выше, то есть:

  • фиктивный брак и развод;
  • продажа или дарение жилого помещения;
  • отказ от дарственной;
  • необоснованная и незаконная прописка третьих лиц и другие.

Если в судебном порядке будет доказано, что молодая семья намеренно совершила одно из вышеперечисленных действий, то ей будет отказано в праве на получение материальной помощи в виде жилищной субсидии. Повторно подать заявление на постановку в очередь она сможет только спустя пять лет со дня этого неприятного инцидента.

Если вы разводитесь, то один из вас теряет право пользования жильем, если иное не предусмотрено дополнительным соглашением (брачный контракт). Независимо от того, кто из супругов является собственником квартиры/дома и с кем из них остаются дети, несовершеннолетние дети не должны быть лишены права на использование жилого помещения. Это право их должно быть реализовано даже если они остаются на попечении того из супругов, который в случае развода утрачивает такое право.

В противном случае согласно статье 31 ЖК РФ речь идет об ухудшении жилищных условий детей. Поэтому, если родители решили развестись, то за ними все равно остается обязательство обеспечивать права своих детей на пользование жильем, которое находится во владении у одного или обоих его родителей.

Улучшить свои существующие условия проживания согласно законодательству РФ можно в одном из следующих случаев:

  • семья признана как остро нуждающаяся в улучшении жилищных условий и поставлена в очередь на получение материальной помощи государства для решения жилищных проблем;
  • семья является претендентом на жилищную субсидию, участвуя в одной из жилищных программ (федеральных или региональных);
  • работники бюджетной сферы, остро нуждающиеся в расширении жилплощади, имеют право принимать участие в региональных узконаправленных и/или специализированных жилищных программах (для работников медицины, для жителей сельской местности и т.д.);
  • жилье, в котором проживают люди, признано в установленном законодательством порядке аварийным и непригодным для проживания, вследствие чего подлежит сносу.

Существуют и другие способы улучшения качества проживания за счет расширения жилплощади негосударственного характера, то есть без материальной поддержки со стороны государства. Это:

  • получение жилого дома/квартиры в наследство;
  • получение жилой недвижимости по договору дарения;
  • приобретение жилья в кредит, в том числе ипотечный и др.

Если в течение последних пяти лет до обращения в органы местной власти было совершено какое-нибудь действие, влекущее за собой ухудшение качества жизни, то решение вопроса о признании человека нуждающимся в материальной поддержке с последующей постановкой его на учет будет происходить в судебном порядке.

В большинстве случаев, желающим получить субсидию или жилье, суд дает отсрочку на пять лет, по истечению которой они приобретают право повторно подать заявление о постановке их на учет в качестве нуждающихся, если на то момент они по-прежнему будут нуждаться в улучшении жилищного положения.

Статья написана по материалам сайтов: businessman.ru, pravozhil.com, 77metrov.ru, sdelka.guru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий