Сравниваем 44-ФЗ и 223-ФЗ: таблица для чайников
Чем отличается 44-ФЗ от 223-ФЗ — это вопрос, ответ на который включает серьезные изменения с 01.07.2018. В статье рассмотрим ключевые новшества.
44 ФЗ, 223 ФЗ — два закона, которые регулируют большую часть госзакупок. 01.07.2018 вступили в силу сразу несколько Постановлений Правительства, которые сильно изменили не только сами законы по закупкам, но и различия между ними. Эта статья будет полезна тем, кто только разбирается в процессе госзакупок и пытается понять, чем же госзакупки по 44-ФЗ отличаются от запросов по 223-ФЗ.
Что регулируют
Для начала разберем, для кого написаны оба закона. Так сказать, правила госзакупок по 44 ФЗ и 223 ФЗ для чайников.
Как и прежде, 44 закон устанавливает правила приобретения различных благ государственными заказчиками. Эта область носит название «Контрактная система».
223-ФЗ, в свою очередь, содержит нормы для госкорпораций, естественных монополий и т. д. Если раньше он носил рамочный характер, то теперь его новая редакция уточняет многие моменты, которые нельзя игнорировать.
Давайте теперь ответим на вопрос: 44 и 223 ФЗ — в чем разница?
Таблица отличий
В нескольких словах изложить содержание двух федеральных законов — сложная задача. Но мы попытаемся. Вы уже знаете, в каких случаях используются оба Федеральных закона. Теперь рассмотрим, в чем же принципиальная разница между 223 ФЗ и 44 ФЗ, отличия таблица разделяет по этапам проведения процедуры. Так сказать, сравниваем поэтапно.
Кто может быть заказчиком
Органы власти (государственные, муниципальные), Росатом, Роскосмос, орган управления государственным внебюджетным фондом, государственные и муниципальные казенные учреждения.
Унитарные предприятия, если закупка проходит за счет бюджетных средств.
Предприятия с долей государства в уставном капитале более 50 %.
Бюджетные учреждения, унитарные предприятия, приобретающие продукцию:
- за счет грантов;
- как субподряд;
- за счет собственных доходов.
Унитарные предприятия, если тратят собственные средства.
Юрлица с инвестиционными проектами более 500 млн руб. с господдержкой.
Кто может участвовать
Юридические лица (не офшоры).
Индивидуальные предприниматели (ИП).
Заказчик в документации к некоторым закупкам (средства для реабилитации инвалидов, создание произведений литературы и искусства и др.) может установить для себя право заключить контракт сразу с несколькими участниками.
Кому предоставляются преимущества
Учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов.
СМП и СОНКО — 15 % годового объема закупок заказчики должны делать только у таких поставщиков.
Субъектам малого и среднего предпринимательства — объем установлен в ПП от № 1352 от 11.12.2014.
Виды тендеров
- открытый;
- открытый в электронной форме;
- с ограниченным участием;
- с ограниченным участием в электронной форме;
- двухэтапный;
- двухэтапный в электронной форме.
Закрытые процедуры (все виды конкурсов, аукционы). Могут быть как офлайн, так и в электронной форме.
Запрос котировок в электронной форме.
Закупка у единственного поставщика.
Конкурентная закупка (конкурс, аукцион, запрос котировок, предложений).
Конкурентная закупка в электронной форме.
Закрытая конкурентная закупка.
Закупка у единственного поставщика.
Другие способы, указанные в Положении.
Площадки (в т. ч. специализированные для закрытых процедур), которые отвечают требованиям, утв. ПП № 656 от 08.06.2018. Список площадок утвержден Распоряжением Правительства № 1447-р от 12.07.2018. Среди них: ЕЭТП, «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», «Электронные торговые системы», ГУП «Агентство по госзаказу РТ» и «Российский аукционный дом». Дополнительно в этот список включили «ТЭК-Торг» и ЭТП ГПБ («Электронная торговая площадка Газпромбанка»).
Заказчики размещают запросы на аналогичных 44-ФЗ площадках.
Закон регламентирует сроки для конкурентных закупок.
Для сделок с единственным поставщиком заказчик устанавливает порядок в Положении.
Обеспечение заявки необходимо для конкурсов и аукционов при НМЦК более 1 млн руб.
Заказчик обязан установить обеспечение исполнения контракта, кроме случаев, указанных в ч. 2 ст. 96, где это его право. Способ обеспечения: банковская гарантия или деньги.
Обеспечение заявок не требуется для конкурентных закупок с НМЦК менее 5 млн руб. В иных случаях такое требование — право заказчика, но не более 5 % от НМЦК.
Правила для обеспечения договоров заказчик устанавливает в Положении.
Необходимость и способы обоснования начальных цен заказчик прописывает в Положении.
Если заказчик вовремя не опубликует Положение в ЕИС, то обосновывать НМЦК он должен будет в соответствии с правилами 44-ФЗ (ст. 22).
О закупках у СМП И СОНКО.
Обоснование закупки у единственного поставщика.
Об исполнении контрактов (отдельного этапа).
Сводный аналитический отчет с результатами мониторинга закупок.
О количестве приобретенной продукции в рамках исполнения специального инвестиционного контракта.
Годовые отчеты о закупках:
- инновационной, высокотехнологичной продукции;
- у субъектов малого и среднего предпринимательства;
- ежемесячные отчеты
Менять существенные условия нельзя. Исключение — по соглашению сторон в определенных законом случаях (ч. 1 ст. 95).
- По соглашению сторон.
- По решению суда.
- При одностороннем отказе одной из сторон.
Допустимо изменение количества, объема, цены приобретаемых благ, сроков исполнения условий сделки, по сравнению с указанными в итоговом протоколе.
Уполномоченные органы субъектов и местного самоуправления.
Контрольный орган в сфере гособоронзаказа.
Срок рассмотрения — 5 рабочих дней.
Порядок обжалования участником торгов установлен в ст. 18.1 № 135-ФЗ. Обжалуют:
Чем отличается 44‑ФЗ от 223‑ФЗ?
Объем 44-ФЗ в 10 раз больше, чем 223-ФЗ. Более строгий 44-ФЗ подробно объясняет участникам правила работы, регламентирует параметры при выборе победителя. Поэтому он подходит начинающим участникам, а 223-ФЗ — более опытным компаниям. Посмотрим подробнее, чем различаются эти два закона.
Статья актуальна на 21 июня 2022
В чем принципиальное отличие?
44-ФЗ
Закон распространяется на закупки всех госзаказчиков и регулирует все этапы сделки. Отступление от правил грозит заказчикам штрафами и отменой уже состоявшихся закупок, а предпринимателям — попаданием в реестр недобросовестных поставщиков.
Но с другой стороны, победитель может быть уверен, что контракт с ним будет заключен, а выполненные работы и поставленные товары — оплачены.
223-ФЗ
Закон устанавливает только общие принципы закупок для заказчиков. Главное требование: компания должна самостоятельно разработать собственное положение. В нем будут описаны требования к участникам и способы определения поставщика.
Положение о закупке каждого конкретного заказчика — первое, с чем нужно ознакомиться при участии в торгах по 223-ФЗ.
Кто заказчик?
44-ФЗ
Федеральные и муниципальные бюджетные учреждения
223-ФЗ
- государственные компании с долей участия государства выше 50%, их «дочки» и «внучки»,
- субъекты естественных монополий (нефтегазовые компании, РЖД и т д.),
- организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение),
- бюджетные учреждения, если проводят закупки за счет грантов, средств субподряда, собственных средств.
Кто поставщик?
44-ФЗ и 223-ФЗ
Любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели и самозанятые.
У каких участников приоритет?
44-ФЗ
- субъекты малого предпринимательства,
- учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы,
- организации инвалидов,
- поставщики «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия),
- социально ориентированные некоммерческие организации.
15% всех закупок госзаказчики обязаны проводить у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.
223-ФЗ
- субъекты малого и среднего предпринимательства, самозанятые (с конца марта 2022)
- поставщики «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия),
Годовой объем закупок по 223-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства — не меньше 20% совокупного годового объема договоров.
Способы закупок
44-ФЗ
Есть 10 способов конкурентного отбора победителя.
- открытые конкурсы
- конкурсы с ограничением участия
- двухэтапные конкурсы
- закрытые конкурсы
- закрытые конкурсы с ограничением участия
- электронные аукционы
- аукционы в закрытой форме
- запросы предложений
- запросы ценовых котировок
Случаи, когда закупки осуществляются у единственного поставщика, ограничены.
223-ФЗ
В положении о закупке заказчик прописывает все варианты конкурентных и неконкурентных способы закупок и исчерпывающий перечень случаев закупки у единственного поставщика. Конкурентные закупки можно проводить в виде:
- конкурсов,
- аукционов,
- запросов предложений,
- запросов котировок.
Остальные способы закупки заказчик выбирает по своему усмотрению.
Конкурентные закупки у малого и среднего предпринимательства могут проводить только на восьми ЭТП госзакупок и только четырьмя названными выше видами закупок.
На каких ЭТП заказчики проводят торги?
44-ФЗ
8 федеральных ЭТП госзакупок: «Сбербанк-АСТ», «РТС-тендер», «Росэлторг», НЭП, ZakazRF, Lot-online, ТЭК-Торг, ЭТП ГПБ. Для работы на площадках нужна р егистрация в Единой информационной системе закупок. Регистрация бесплатна.
223-ФЗ
Больше 150 ЭТП. Нет ограничений по выбору площадки, каждый заказчик может использовать «свою». На некоторых ЭТП платят за регистрацию или ежемесячную абонентную плату.
Закупки у малого и среднего предпринимательства можно проводить только на восьми ЭТП госзакупок. Для работы на этих ЭТП в секциях закупок у МСП также нужна регитстрация в ЕИС.
Какая подпись нужна для участия в электронных процедурах?
44-ФЗ
Квалифицированная электронная подпись (КЭП).
223-ФЗ
Требования к сертификатам поставщиков зависят от конкретной площадки: это может быть просто КЭП (для работы на восьми ЭТП госзакупок), или КЭП со специальным расширением для площадки, или неквалифицированная подпись (НЭП).
Сроки подачи заявок
44-ФЗ
Подача заявок, внесение изменений в документацию, рассмотрение и оценка заявок, публикация итогового протокола, подписание контракта — все этапы закупки имеют закрепленные законом сроки и участники обязаны их соблюдать.
223-ФЗ
Сроки прописывает заказчик в своем Положении о закупках. Лучше уточнить, за сколько дней до окончания подачи заявок он имеет право вносить изменения в закупочную документацию, чтобы не пропустить поправки и подать правильную заявку.
Какую отчетность предоставляют заказчики?
44-ФЗ
Заказчик обязан размещать на официальном сайте госзакупок:
- документы о приемке работ,
- по итогам года отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций,
- отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика.
223-ФЗ
Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает на zakupki.gov.ru отчеты об общей стоимости:
- заключенных договоров,
- договоров, заключенных с единственным поставщиком,
- заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну.
До 1 февраля года следующего за отчетным з аказчики размещают:
- годовой отчет закупок у субъектов МСП (ППРФ от 11.12.2014 №1352),
- годовой отчет о закупке инновационной, высокотехнологичной продукции у субъектов МСП (ППРФ №1442).
Обеспечение исполнения заявки и контракта
44-ФЗ
Обеспечение заявки
Заказчик может не устанавливать обеспечение в закупках до 1 млн руб. Обеспечение заявки будет таким:
- от 0,5 до 1 %, если НМЦ до 20 млн руб.,
- от 0,5 до 5 %, если НМЦ от 20 млн руб.,
- 2%, если НМЦ от 20 млн и действуют преференции для УИС и организаций инвалидов.
Обеспечение заявки можно предоставить в виде банковской гарантии или перечислив деньги на спецсчет . Выбрать банк можно бесплатно в нашем сервисе.
Обеспечение контракта и гарантийных обязательств
Заказчик обязан требовать от победителя конкурса или аукциона финансовое обеспечение контракта, независимо от его цены.
Размер обеспечения составляет от 5 до 30 % от начальной максимальной цены контракта. Способ обеспечения выбирает сам поставщик:
- внести денежные средства на счет заказчика,
- предоставить банковскую гарантию.
Для малого бизнеса размер обеспечения рассчитывается от итоговой цены контракта. Обеспечение не предоставляют те СМП, кто имеет опыт исполнения контрактов.
Банковская гарантия должна быть выдана уполномоченным на это банком (перечень банков опубликован на сайте Минфина). Банк вносит гарантию в реестр банковских гарантий на сайте zakupki.gov.ru.
Стоимость участия
Победителю закупки нужно быть готовым отдать:
- 1% от суммы контракта, но не больше 5 000 рублей (без НДС).
- 1% от суммы контракта, но не больше 2000 рублей (без НДС), если закупка проходит только среди малого бизнеса и некоммерческих организаций.
Плату не возьмут со второго участника, если победитель уклонился от заключения сделки.
223-ФЗ
Обеспечение заявки
Если закупка проходит для МСП на ЭТП госзакупок, обеспечение заявки вносят через спецсчет. В остальных закупках используют счет на ЭТП или переводят деньги на счет заказчика.
Обеспечение контракта
Заказчик сам решает, в каких закупках требовать обеспечение контракта, в каком размере и каким способом (деньгами или банковской гарантией). Все условия он прописывает в своем Положении о закупке.
Стоимость участия
В закупках среди МСП плата с победителя составляет 1% от НМЦ, но не больше 2000 руб. В закупках на общих основаниях условия участия зависят от требований ЭТП. Например, участники платят абонентскую плату или комиссию платит только победитель закупки. В бумажных закупках, как правило, не берут плату за участие.
Возможность изменения, расторжения контракта
44-ФЗ
Стороны могут расторгнуть контракт по обоюдному согласию или прописать в контракте возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Спорные ситуации решает суд. Менять существенные условия контракта (цену, сроки, условия поставки, комплектность товара и т.д.) нельзя.
223-ФЗ
Заказчик прописывает все условия в своем Положении о закупках.
Можно ли обжаловать действия заказчика?
44-ФЗ
Жаловаться можно, в законе прописан алгоритм действий. Заявление подается в письменном или электронном виде в территориальное отделение ФАС. Жалоба публикуется на zakupki.gov.ru в течение 2 рабочих дней. Еще 5 рабочих дней отводится на то, чтобы ее рассмотреть и вынести решение.
223-ФЗ
М ожно жаловаться в ФАС, если заказчик нарушил 223-ФЗ или свое Положение о закупках. Жалобы на нарушения 223-ФЗ рассматривают в ускоренном порядке — за 7 дней. А жалобы на нарушения антимонопольного законодательства рассматривают в течение 1 месяца (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ).
Ответим на вопросы
Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.
Ошибка в способах закупки: Федеральным законом № 223-ФЗ одним из обязательных для заказчика способов закупки предусмотрен аукцион, а не аукцион в электронной форме.
А прокомментируйте пожалуйста еще антидемпионговые меры по ФЗ-44.
Если цена понижена на 25% и более, нужно обеспечение в 1.5 больше.
Или можно заплатить обычное обеспечение + приложить документы, подтверждающие добросовестность (если сумма контракта
Руслан. Добрый день, Руслан.
Касательно антидемпинговых мер Вы все правильно поняли.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Федерального закона № 44-ФЗ победитель аукциона с начальной (максимальной) ценой 15 млн. рублей и менее, к которому применяются антидемпинговые меры, может дополнительно предоставить информацию о своей добросовестности, вместо увеличения размера обеспечения исполнения контракта.
Требований к оформлению такой информации закон не содержит, поэтому достаточно будет в любой форме перечислить исполненные контракты со ссылкой на реестр контрактов (часть 3 статьи 37), например, указав реестровые номера исполненных контрактов.
Подготовленный список исполненных контрактов (информацию о добросовестности) победить электронного аукциона обязан передать заказчику одновременно с документом, подтверждающим внесение обеспечения контракта, при подписании контракта (части 2 и 5 статьи 37), поэтому информацию о добросовестности нужно отправлять через электронную площадку, то есть при подписании контракта на электронной площадке нужно прикреплять 2 файла: копию платежного поручения (банковской гарантии) и список исполненных контрактов.
Иван Спиридонов. Иван, а подскажите еще один технический момент.
При подписании контракта нужно прикреплять копию платежного поручения (банковской гарантии) – эта копия должна быть сканом с бумажной платежки с отметкой банка? Или достаточно выгрузить платежку из интернет-банка в формате Word или HTML и прицепить этот файл?
То же самое при подаче заявок, нужно ли заявку, декларации о соот-ии требованиям и прочие документы распечатывать, подписывать, скреплять печатью, сканировать и прикреплять? Или достаточно вордовский файл прикрепить и подписать ЭЦП?
По логике ничего сканировать не надо, т.к. подписываем все ЭЦП, но мало ли как на практике. Рисковать не хочется, чтобы проверить, сканирую пока.
Иван Спиридонов. Руслан, в законе действительно нет требований, в какой форме должен быть документ, подтверждающий добросовестность поставщика. Но эту форму может установить заказчик в своей документации. Поэтому нужно смотреть, что указано в разделе про антидемпинговые меры.
Что касается предоставления, то сейчас на некоторых площадках выделяют отдельное поле для этого документа. Например, на Сбербанк-АСТ это поле уже есть. Оно находится в карточке контракта: там же, где прикрепляют подтверждение об обеспечении исполнения контракта.
Руслан. Добрый вечер, Руслан.
В отношении электронного аукциона в Федеральном законе № 44-ФЗ фигурируют 3 понятия:
1) информация – здесь все просто, так как она, как я писал ранее, предоставляется в любой форме;
2) документы. Копия документа в соответствии с обычаями делового оборота и ГОСТом по делопроизводству (не помню реквизиты) должна содержать все реквизиты оригинального документа;
3) документы в электронной форме. К таким документам пока можно отнести только заявку и выписку из ЕГРЮЛ (ЕГРИП).
Отсюда простое правило: документы нужно сканировать, а информацию и документы в электронной форме предоставлять как есть – оригиналы с электронной подписью.
Касательно Вашего вопроса еще могу высказать свое мнение про копию платежного поручения. В какой форме Вы ее предоставите заказчику не важно (должно быть по закону), так как для него главным является факт предоставления обеспечения контракта (часть 13 статьи 70, часть 5 статьи 96). В случае с банковской гарантией фактом предоставления обеспечение исполнения контракта является предоставление заказчику копии документа (банковской гарантии), а в случае перечисления денежных средств – факт поступления денежных средств на счет заказчика.
К тому же формально в соответствии с Федеральными законом № 44-ФЗ копию банковской гарантии можно вообще не предоставлять.
В чем отличие 44-ФЗ от 223-ФЗ
Самым наглядным отличием №44-ФЗ от №223-ФЗ, бросающимся в глаза, становится объем законодательного акта: текст первого закона примерно в 10 раз больше, чем второго. На этом различия между документами не заканчиваются. А потому имеет смысл рассмотреть более внимательно и подробно, в чем состоят основные различия между №44-ФЗ и №223-ФЗ, причем для большей наглядности – в табличной форме.
- Базовые отличия
- Заказчики закупочных мероприятий
- Поставщики товаров или услуг
- Привилегированные участники
- Виды торгов
- ЭТП для проведения закупок
- Временной регламент закупочных мероприятий
- Способы идентификации участников
- Отчетность, обязательная для заказчиков
- Варианты обеспечения обязательств исполнителя/поставщика
- Возможность и порядок изменения/расторжения договора
- Процедура обжалования действий заказчика
- Часто задаваемые вопросы
- В чем состоит разница между №44-ФЗ и №223-ФЗ?
- Какой из Федеральных законов регламентирует порядок закупки более жестко?
- На какие виды закупок распространяются требования каждого из указанных Федеральных законов?
Базовые отличия
Действие законодательного акта регламентирует закупки, которые проводятся всеми государственными и муниципальными организациями. Положения №44-ФЗ устанавливают жесткие требования к каждому из этапов процедуры.
Любое нарушение, допущенное участниками госзакупки предусматривает серьезные санкции, прежде всего – для исполнителей, которые заносятся в реестр недобросовестных поставщиков. Четкое соблюдение требований закона гарантирует заключение госконтракта и своевременную оплату поставленных товаров или услуг.
Содержит общие правила проведения закупок компаниями с государственным участием. Подробные условия реализации мероприятия разрабатывает сам заказчик. Поэтому торги, проводимые разными организациями, достаточно серьезно отличаются по многим параметрам – от требований к участникам до критериев определения победителя.
Заказчики закупочных мероприятий
Заказчиками при проведении госзакупок становятся бюджетные учреждения двух видов – государственные и муниципальные.
Перечень заказчиков для закупок по №223-ФЗ включает:
- компании в собственности государства на половину или больше, а также их дочерние предприятия любого статуса;
- естественные монополии, в числе которых РЖД, Газпром и другие корпорации;
- хозяйствующие субъекты, ведущие деятельность в регулируемых государством сферах, например, водоснабжении или энергетике;
- бюджетные учреждения, которые проводят закупки, финансируемые из грантов, собственных средств или в рамках субподряда.
Поставщики товаров или услуг
Один из немногих пунктов, общих для обоих Федеральных законов. Поставщиками выступают хозяйствующие субъекты, имеющие статус юрлица, ИП или самозанятого.
Привилегированные участники
Правила проведения госзакупок предусматривают предоставление различных льгот и преференций следующим категориям поставщиков:
- организации инвалидов;
- предприятия УИС;
- субъекты, отнесенные к малому предпринимательству;
- социально ориентированные НКО;
- поставщики товаров из стран ЕАЭС.
Например, доля закупок у социально ориентированных НКО и субъектов малого предпринимательства должна составлять не менее 15% для каждого государственного заказчика.
Положения №223-ФЗ устанавливают преференции и льготы двум категориям участников:
- поставщики товаров и услуг из стран ЕАЭС;
- самозанятые и субъекты, отнесенные к малому или среднему предпринимательству.
Доля последней группы поставщиков должна составлять не менее 20% от ежегодного объема закупок.
Виды торгов
Положения ФЗ допускают проведения закупки одним из 10 способов:
- пять видов конкурсов: открытые, с ограничением участия, закрытые, закрытые с ограничением участия, двухэтапные;
- электронные аукционы;
- закрытые аукционы;
- два вида запросов – котировок цены и предложений;
- закупки у единственного поставщика (ограничены жесткими требованиями).
Федеральный закон требует от заказчика четко прописать формат проведения закупки – конкурентный или неконкурентный. К первым относятся:
- конкурсы;
- аукционы;
- запросы котировок или предложений.
Вторые предусматривают закупки у единственного поставщика. Их проведение регламентируется необходимостью соблюдения ряда дополнительных условий.
Для проведения закупок с участием представителей малого и среднего бизнеса используются только конкурентные формы торгов и восемь аккредитованных ЭТП.
ЭТП для проведения закупок
Государственные закупки организуются и проводятся на восьми аккредитованных ЭТП (электронных торговых площадках). Их актуальный перечень размещается в свободном доступе на специализированном интернет-ресурсе ЕИС Закупки. Участие в торгах в качестве заказчика и поставщик предусматривает обязательную регистрацию в этой Единой информационной системе.
Организация и проведение закупок осуществляется на полутора сотнях ЭТП. Многие из них созданы ключевыми заказчиками.
Как и для предыдущего пункта действует ограничение, касающееся закупок с участием субъектов, отнесенных к малому или среднему бизнесу. Подобные торговые процедуры проводятся исключительно на восьми ЭТП, аккредитованных в соответствии с требованиями №44-ФЗ.
Временной регламент закупочных мероприятий
Все процедура проведения государственной закупки, включая сроки каждого из этапов – публикации извещения, приема заявок, их последующего рассмотрения, заключения государственного контракта с победителем – жестко регламентирована положениями Федерального закона.
Сроки проведения каждого из этапов закупки определяет заказчик при разработке тендерной документации. Положения №223-ФЗ регламентируют только самые общие требования к реализации мероприятия, в том числе – в отношении длительности отдельных стадий.
Способы идентификации участников
Заявка и ценовые предложения участника госзакупки в обязательном порядке подписываются КЭП или квалифицированной электронной подписью. Других вариантов идентификации поставщика или заказчика Федеральный закон не допускает.
Требования к идентификации поставщика или заказчика устанавливаются внутренними правилами электронной торговой площадки. На законодательном уровне допускается использование разных видов цифровой подписи – квалифицированной (КЭП), квалифицированной с расширением для конкретной ЭТП, неквалифицированной (НЭП).
Отчетность, обязательная для заказчиков
Заказчик размещает на интернет-портале ЕИС Закупки следующие виды отчетности:
- документация о правилах приемки работ, услуг или товаров;
- годовой отчет о произведенных объемах закупок у привилегированных категорий поставщиков: социально ориентированных НКО и субъектах малого и среднего бизнеса;
- отчет, документально подтверждающий обоснованность и законность проведения закупки у единственного поставщика.
В обязательства заказчика входит размещение на ЕИС Закупки до 10 числа месяца, следующего за отчетным, данных об итоговой стоимости:
- оформленных договоров;
- договоров, подписанных с единственным поставщиком;
- договоров по закупкам, информация о которых относится к государственной тайне.
По итогам года до 1 февраля следующего размещается еще два отчета:
- о закупках, произведенных у представителей малого и среднего бизнеса;
- о закупках, произведенных у представителей малого и среднего бизнеса в области инновационных и высокотехнологичных товаров и услуг.
Варианты обеспечения обязательств исполнителя/поставщика
Поставщик предоставляет три вида обеспечения:
- Заявки. Сумма банковской гарантии или денежного взноса – от 0,5 до 5% (в зависимости от максимальной цены). Срок – на 2 месяца дольше последней даты приема заявок.
- Исполнения обязательств по государственному контракту (ОИК). Сумма БГ или денежного взноса на специальный счет – от 5% до 30% от начальной цены, но не ниже авансовых выплат. Для МСП предусматриваются льготы – расчет обеспечения от итоговой цены или полное освобождение от обеспечения. Срок действия гарантии – на месяц дольше длительности заключаемого государственного контракта.
- Исполнения гарантийных обязательств (ОГО). Сумма поручительства банка или денежного взноса не превышает 10% от начальной цены. Продолжительность – на месяц дольше установленного договором гарантийного срока.
В зависимости от правил проведения закупки возможны два вида обеспечения:
- Заявки. Не требуется при начальной цене торгов ниже 5 млн. руб. При превышении указанной суммы максимальное значение обеспечения – 5%.
- ОИК. Устанавливается заказчиком на условиях, указанных в тендерной документации.
Возможность и порядок изменения/расторжения договора
Основанием для расторжения государственного контракта становится обоюдное согласие сторон. Еще одной причиной подобных действий становится наличие в договоре возможности расторжения в одностороннем порядке. Изменения существенных условий контракта прямо запрещено положениями №44-ФЗ. Урегулирование спорных ситуаций происходит в суде.
Условия, вынесенные в подзаголовок статьи, определяются заказчиком, подробно расписываются в договоре и в обязательном порядке указываются в тендерной документации.
Процедура обжалования действий заказчика
Федеральный закон содержит подробное описание процедура подачи жалобы в органы ФАС. Срок для ее составления и подачи – 2 дня. На рассмотрение и принятие решения отводится следующие 5 рабочих дней.
Жалоба на нарушение положений №223-ФЗ или правил тендерной документации на проведение закупки направляется в органы ФАС. Срок рассмотрения – 7 рабочих дней или месяц (при нарушении антимонопольного законодательства).
Часто задаваемые вопросы
В чем состоит разница между №44-ФЗ и №223-ФЗ?
Первый ФЗ регламентирует, причем очень жестко, порядок проведения закупок на удовлетворение государственных нужд. Второй касается более общих правил реализации закупок, которые проводятся компаниями с серьезным государственным участием.
Какой из Федеральных законов регламентирует порядок закупки более жестко?
Намного более строгие требования к участникам закупок содержатся в №44-ФЗ. Это подтверждается и заметно более внушительным, превышающим примерно в 10 раз, объемом законодательного акта.
На какие виды закупок распространяются требования каждого из указанных Федеральных законов?
№44-ФЗ определяется требования к закупочным процедурам, осуществляемым государственными и муниципальными учреждениями. №223-ФЗ регламентирует аналогичные закупки, которые проводятся компаниями, на половину или более принадлежащими государству.
Отличия 44‑ФЗ и 223‑ФЗ по госзакупкам: таблицы сравнения на 2022 год
Органы власти, а также государственные и муниципальные организации, которые закупают для своих нужд товары (работы, услуги) за счет бюджетных средств, делают это в рамках Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ. Бюджетные учреждения, которые закупают товар (работу, услугу) за счет грантов, средств субподряда или собственных средств, обязаны руководствоваться Федеральным законом от 18.07.11 № 223-ФЗ. В настоящей статье мы расскажем подробнее, чем различаются эти два закона.
В чем принципиальное отличие 44-ФЗ и 223-ФЗ
Первое, что бросается в глаза, это объем законов — 44-ФЗ во много раз больше, чем 223-ФЗ. Объясняется это просто. Закон № 44-ФЗ распространяется на закупки всех госзаказчиков и строго регулирует все этапы сделки. Отступление от правил грозит заказчикам штрафами и отменой уже состоявшихся закупок, а поставщикам — попаданием в реестр недобросовестных поставщиков.
Но в то же время, победитель может быть уверен, что контракт с ним будет заключен, а выполненные работы и поставленные товары — оплачены.
Закон № 223-ФЗ устанавливает только общие принципы закупок для заказчиков. Согласно закону, заказчики самостоятельно разрабатывают собственные положения о закупках, в которых описывают требования к участникам и способы определения поставщика. В результате участие в закупках по 223-ФЗ является достаточно сложным, так как участникам приходится каждый раз изучать положение о закупках у каждого конкретного заказчика
Все остальные различия по 44-ФЗ и 223-ФЗ приведем для наглядности в сравнительных таблицах.
Кто заказчик и поставщик
Закон № 44-ФЗ
Закон № 223-ФЗ
- органы власти (государственные, муниципальные), Росатом, Роскосмос, орган управления государственным внебюджетным фондом, государственные и муниципальные казенные учреждения;
- бюджетные учреждения;
- унитарные предприятия, если закупка проходит за счет бюджетных средств.
- предприятия с долей государства в уставном капитале более 50 %;
- естественные монополии;
- бюджетные учреждения, унитарные предприятия, приобретающие продукцию за счет грантов, как субподряд, за счет собственных доходов;
- унитарные предприятия, если тратят собственные средства.
- организации с инвестиционными проектами более 500 млн рублей с господдержкой.
- юридические лица (кроме офшоров)
- физлица и предприниматели.
- организации, предприниматели и физические лица;
- самозанятые.
Как и где проходят торги
Способ проведения тендера
Закон № 44-ФЗ
Закон № 223-ФЗ
- конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс);
- аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион);
- запрос котировок;
- запрос предложений.
Закупки по 44-ФЗ проводятся в электронной форме на электронных торговых площадках (ЭТП), перечень которых утверждается Правительством РФ.
- те же, что и по закону № 44-ФЗ;
- иные способы (как в электронной, так и в бумажной форме), установленные положением о закупке и соответствующие требованиям к конкурентным процедурам.
Электронные процедуры могут проводиться на любой электронной площадке, кроме закупок у субъектов малого и среднего бизнеса (они проводятся только на тех ЭТП, которые используются при закупках по закону № 44-ФЗ).
- закупка у единственного поставщика.
Перечень случаев, в которых заказчик может осуществлять закупки у единого поставщика, установлен законом 44-ФЗ (коммунальные услуги, расходы, связанные с командировками сотрудников, аренда помещений и земельных участков и т.д.).
- закупка у единственного поставщика;
- иные, установленные положением о закупке.
Случаи закупок у единственного поставщика каждый заказчик определяет самостоятельно.
На каких ЭТП проводятся торги
Восемь федеральных ЭТП:
- «Сбербанк-АСТ»,
- «РТС-тендер»,
- «Росэлторг»,
- НЭП,
- ZakazRF,
- Lot-online,
- ТЭК-Торг,
- ЭТП ГПБ.
Для работы на площадках нужна регистрация в Единой информационной системе закупок (ЕИС). Регистрация бесплатна.
Больше 150 ЭТП. Ограничений по выбору площадки нет. Регистрация может быть платной.
Закупки у МСП можно проводить только на ЭТП, отведенных для госзакупок по 44-ФЗ (см. «Госзакупки по 223-ФЗ: какие новшества для малого и среднего бизнеса действуют с 2019 года»).
Какая электронная подпись нужна для участия в торгах
Закон № 44-ФЗ
Закон № 223-ФЗ
Квалифицированная электронная подпись (КЭП).
КЭП (для работы на восьми ЭТП по 44-ФЗ), или КЭП со специальным расширением для площадки, или неквалифицированная подпись (НЭП).
Обеспечение исполнения заявки и контракта
Обеспечение заявки
Закон № 44-ФЗ
Закон № 223-ФЗ
В закупках с начальной минимальной ценой (НМЦ) до 1 млн рублей обеспечение может не устанавливаться. В остальных случаях:
- от 0,5 до 1 % при НМЦ до 20 млн рублей;
- от 0,5 до 5 % при НМЦ от 20 млн рублей;
- 2% при если НМЦ свыше 20 млн рублей.
Обеспечение заявки можно предоставить в виде банковской гарантии или перечислив деньги на спецсчет.
Не требуется при НМЦ менее 5 млн руб. При НМЦ свыше 5 млн рублей заказчик может установить размер обеспечения, но не больше 5% от НМЦ. Участники сами выбирают способ обеспечения: банковская гарантия или деньги на счет заказчика.
Обеспечение контракта
Способ обеспечения выбирает сам поставщик:
– внести денежные средства на счет заказчика;
Для субъектов малого бизнеса размер обеспечения рассчитывается от итоговой цены контракта. Обеспечение не предоставляют те субъекты, кто имеет опыт исполнения контрактов.
Заказчик сам решает, в каких закупках требовать обеспечение контракта, в каком размере и каким способом. Все условия он прописывает в положении о закупке.
Стоимость участия в тендерах
Закон № 44-ФЗ
Закон № 223-ФЗ
- 1% от суммы контракта, но не больше 5 000 рублей (без НДС);
- 1% от суммы контракта, но не больше 2000 рублей (без НДС), если закупка проходит только среди МСП и некоммерческих организаций.
Плата не взимается со второго участника, если победитель уклонился от заключения сделки.
В закупках среди МСП плата с победителя составляет 1% от НМЦ, но не больше 2000 руб. В закупках на общих основаниях условия участия зависят от требований ЭТП. В бумажных закупках, как правило, плату за участие не берут.
Жалобы и расторжение контракта
Обжалование действий заказчика
Закон № 44-ФЗ
Закон № 223-ФЗ
Алгоритм подачи жалобы прописан в 44-ФЗ. Заявление подается в письменном или электронном виде в территориальное отделение ФАС. Жалоба публикуется на zakupki.gov.ru в течение 2 рабочих дней. Еще 5 рабочих дней отводится на то, чтобы ее рассмотреть и вынести решение.
Можно жаловаться в ФАС, если заказчик нарушил 223-ФЗ или свое положение о закупках. Жалобы на нарушения 223-ФЗ рассматривают в ускоренном порядке — за 7 дней. А жалобы на нарушения антимонопольного — в течение 1 месяца
Расторжение контракта
Стороны могут расторгнуть контракт по обоюдному согласию или прописать в контракте возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке (см. «Одностороннее расторжение контракта по 44‑ФЗ» и «Как расторгнуть госконтракт по соглашению сторон»).
Спорные ситуации решает суд. Менять существенные условия контракта (цену, сроки, условия поставки, комплектность товара и т.д.) нельзя.
Заказчик прописывает все условия в своем положении о закупках.
Ответственность за нарушения
Закон № 44-ФЗ
Закон № 223-ФЗ
Статьями 7.29–7.32.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за любые возможные нарушения законодательства о закупках.
Ст. 7.32.3 КоАП РФ. Предусмотрена ответственность за очень небольшое число нарушений и только непосредственно закона 223-ФЗ.
Чем 44-ФЗ отличается от 223-ФЗ: наглядное сравнение в таблице
В этом нормативном акте заложены правила, по которым государственные и муниципальные заказчики приобретают различные товары и услуги. Это так называемая контрактная система. Закон вступил в силу 05.04.2013 и состоит из восьми глав.
С 1 апреля контрактное законодательство изменено в части закупок способом запрос котировок в электронной форме (449-ФЗ от 27.12.2019):
- увеличена максимальная стоимость таких заказов до 3 млн рублей;
- сокращен минимальный срок подачи предложений до 4 рабочих дней;
- ускорена процедура заключения контракта и отменен протокол разногласий;
- разрешена отмена запроса котировок в электронной форме не позднее, чем за час до окончания подачи предложений;
- запрещено внесение изменений в извещение.
Бесплатно следите за изменениями в госзакупках с помощью специального обзора в КонсультантПлюс. На одной странице собраны все поправки и разъяснения 44-ФЗ и 223-ФЗ для чайников от экспертов.
Что регулирует ФЗ 223
В законе содержатся правила по проведению закупок для естественных монополий, госкорпораций и т.д. На первый взгляд, правила по ФЗ 44 и по ФЗ 223 очень похожи. Но при более внимательном изучении этих нормативных актов опытные поставщики разбираются, чем отличается ФЗ 44 от ФЗ 223. Последний дает участникам определенную свободу. Они вправе прописывать собственные условия для проведения торгов, выбирать варианты закупок. ФЗ 223 направлен на поддержку малых предприятий, развитие тендерной системы в целом.
С 1 апреля вступают в силу изменения закона №223, которые относятся к тендерам для МСП (452-ФЗ от 22.12.2020):
- изменен порядок проведения конкурса в электронной форме;
- появились требования к заявкам;
- уточнено, какие сведения запрашивать у участника.
Также расширяется перечень заказчиков и Минфин наделяется функцией мониторинга закупок.
С 16 апреля вступают в действие изменения, которые обязывают заказчиков проводить расчет начальной (максимальной) цены договора. На корректировку Положения дали 90 дней (86-ФЗ от 05.04.2021).
В чем разница 44-ФЗ и 223-ФЗ
Изложить содержание и кратко рассказать, в чем разница закупки по 44 и 223-ФЗ, довольно сложно. Бывают ситуации, когда применяются сразу оба. В них используют похожую терминологию, а это путает начинающих поставщиков и приводит к глупым ошибкам. Провели сравнение 44-ФЗ и 223-ФЗ в таблице, чтобы наглядно представить сходства и различия ФЗ 44 и ФЗ 223 по таким критериям:
- заказчики;
- участники;
- преимущества для участников;
- способы определения поставщиков;
- торговые площадки для электронных торгов;
- сроки для участия;
- подпись для электронных документов;
- обеспечение заявок, контрактов и гарантийных обязательств;
- плата за победу;
- борьба с демпингом;
- обоснование начальных цен;
- отчетность в ЕИС;
- расторжение и изменение контрактов;
- как и куда подаются жалобы.
Приводим таблицу отличий 223-ФЗ и 44-ФЗ с актуальными изменениями.
- государственные и муниципальные органы власти, казенные учреждения;
- орган, управляющий внебюджетным фондом государства; , Росатом;
- бюджетные организации и унитарные предприятия, если расходуют на продукцию средства из бюджетов
- предприятия, в уставном капитале которых доля государства составляет более 50%;
- юридические лица, имеющие инвестиционные проекты более чем на 500 млн рублей с поддержкой государства;
- естественные монополии;
- унитарные предприятия, бюджетные организации, закупающие продукцию за счет своих собственных средств, в качестве субподряда либо за счет грантов.
Есть заказы, в которых заказчики в документации устанавливают право заключить контракт одновременно с несколькими участниками торгов. Например, средств для реабилитации инвалидов. Это указано в ч. 10 ст. 34 44-ФЗ
- коллективные участники (подробнее: «Инструкция по совместному участию в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ»);
- юрлица и физические и индивидуальные предприниматели;
- самозанятые. Подробнее: «Как самозанятые участвуют в закупках: возможности, правила, преимущества»
- учреждения и предприятия УИС;
- организации инвалидов.
Для СМП и СОНКО законом установлены правила: 15% от общего объема госзакупок за год эти организации обязаны делать у таких поставщиков.
Вот в чем разница закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ среди субъектов малого и среднего предпринимательства: годовой объем закупок по ФЗ 223 у таких субъектов не меньше 20% совокупного годового объема договоров, а по ФЗ 44 всего 15%.
- электронный аукцион;
- конкурсы (открытый, с ограниченным участием, двухэтапный и все эти виды в электронной форме);
- закрытые процедуры (конкурсы всех видов и аукционы как в электронной форме, так и в режиме офлайн);
- запрос котировок (офлайн и в электронной форме);
- госзакупка у единственного поставщика;
- запрос предложений.
- закрытая конкурентная закупка;
- конкурентная закупка, организованная в электронной форме среди субъектов малого предпринимательства;
- конкурентная закупка, организованная в форме аукциона, конкурса, запроса котировок и предложений;
- покупка продукции у единственного поставщика;
- прочие способы, которые указаны в Положении.
Требования к площадкам (в том числе и к специализированным для закрытых процедур) утверждены ПП №656 от 08.06.2018. А сам список площадок перечислен в РП №1447-р от 12.07.2018. Среди них:
- «РТС-тендер»;
- «Электронные торговые системы»;
- «Российский аукционный дом»;
- ЕЭТП;
- ГУП «Агентство по госзаказу РТ»;
- «Сбербанк-АСТ»;
- «Электронная торговая площадка Газпрома» (ЭТП ГПБ);
- «ТЭК-Торг»
Заказчики обязаны размещать тендеры среди субъектов МСП на тех же площадках, что и по ФЗ №44.
Остальные закупки разрешено публиковать на любых электронных площадках. На некоторых ЭТП платят за регистрацию или ежемесячную абонентную плату
Задаются конкретные сроки только для конкурентных закупок.
Если сделка заключается с единственным поставщиком, то срок указывает сам заказчик в Положении
Для визирования документов используют усиленную квалифицированную подпись (ст. 4 №44). Она применяется на восьми федеральных площадках
Также необходима усиленная квалифицированная ЭЦП (ч. 5 ст. 3.3 закона). Ее используют на всех восьми федеральных площадках и на коммерческих (их около 170).
Более подробную информацию о пакете и отличии электронной подписи по 223-ФЗ от 44-ФЗ дают специалисты в удостоверяющих центрах в момент получения ЭЦП.
Обеспечивать заявку необходимо для конкурсов и аукционов при заявленной НМЦК более 1 млн рублей. Для госзакупок с НМЦК меньше 1 млн заказчики вправе не требовать обеспечения заявки.
- денежные средства на спецсчете (подробнее: «Как открыть спецсчет для закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ»;
- банковская гарантия (подробнее: «Банковские гарантии по 44-ФЗ: зачем, как выглядят, где получить».
Для исполнения контракта обеспечение всегда обязательно (кроме ситуаций, перечисленных в ч. 2 ст. 96, где обеспечение — это право заказчика). Размер составляет от 0,5 до 30% от НМЦК. А для госзакупок с ограничениями для СМП и СОНКО размер высчитывают от цены, по которой заключают контракт. У малого бизнеса есть возможность не обеспечивать госконтракт при определенных условиях. Подробнее: «Вносим обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ».
Гарантийные обязательства с 01.07.2022 устанавливаются в необязательном порядке. Подробнее: «Как прописать в госконтракте гарантийные обязательства»
Для конкурентных закупок обеспечивать заявку не нужно, если НМЦК — менее 5 млн рублей. В противном случае заказчики выдвигают такое требование (это их право), но не более чем на 5% от НМЦК.
Для обеспечения договоров правила устанавливает заказчик в Положении.
Требования об обеспечении гарантийных обязательств в законе нет. Заказчики вправе прописать правила предоставления такого обеспечения в положении о закупках
Победителю госзакупки за победу придется отдать:
- 1% от цены госконтракта, но не больше 6000 рублей;
- 1% от цены контракта, но не больше 2000 рублей, если госзакупка проходит с ограничениями для СМП и СОНКО.
Плату не возьмут со второго участника, если победитель уклонился от заключения сделки
В тендерах с ограничениями для МСП плата с победителя, как правило, составляет 1% от НМЦ. Каждая площадка самостоятельно утверждает предельные значения платы за победу.
Каждый участник тендера подтверждает добросовестность или предоставляет увеличенное обеспечение контракта, если снизил начальную цену больше чем на 25%.
Необходимо для каждой процедуры. Это правило устанавливается в ст. 22.
С 16 апреля вступают в действие изменения, которые обязывают заказчиков проводить расчет начальной (максимальной) цены покупки. Как провести расчет — указывают в Положении, которое придется поправить в течение 90 дней.
Если Положение не опубликовать в ЕИС вовремя, то обосновывать начальные цены заказчику придется по 44-ФЗ (ст. 22)
- о госзакупках у СОНКО и СМП;
- сводный аналитический отчет (куда должны входить результаты мониторинга госзакупок) (подробнее: «Мониторинг закупок по 44-ФЗ: кто и как контролирует»);
- о количестве продукции, которая приобреталась в рамках СПИК (специального инвестиционного контракта).
Годовые и ежемесячные отчеты:
- о закупках высокотехнологической и инновационной продукции;
- о покупках у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Существенные условия контракта менять нельзя. Исключение — строительные закупки, в них изменяют объем и срок работ не более чем на 30%.
Если в проекте контракта есть ошибки, то поставщик и заказчик составляют протокол разногласий.
В установленных законом случаях (ч. 1 ст. 95) изменяют условия, как правило, по соглашению сторон.
Каким образом контракт расторгают:
- при одностороннем отказе любой из сторон;
- по соглашению сторон (подробнее: «Как оформить соглашение о расторжении госконтракта по соглашению сторон»);
- на основании решения суда
Правил предоставления протокола разногласий при заключении контракта закон не регулирует. А при исполнении договора меняют:
- количество;
- объемы;
- сроки исполнения условий.
Расторжение — только по решению суда, если один из участников нарушил существенные условия контракта
- в ФАС России;
- в уполномоченные на рассмотрение жалоб органы субъектов РФ и органы местного самоуправления.
Как участники торгов должны проходить по процедуре обжалования, указано в ст. 18.1 135-ФЗ. Что обжалуют:
- действие (либо бездействие) заказчика;
- нарушение, которое допустил оператор ЭТП;
- неразмещение сведений о торгах в ЕИС;
- предъявление к участникам торгов требований, не предусмотренных тендерной документацией.
Рассказываем, чем отличается 44-ФЗ от 223-ФЗ простыми словами: заказчики по 44-ФЗ опираются в работе исключительно на закон, те, кто работают по 223-ФЗ, — берут за основу положение о закупке. Этот документ разрабатывают по рекомендациям, которые изложены в федеральном законе о закупках отдельными категориями юрлиц. Часть регламента работы, который прописан в положении, заказчики разрабатывают самостоятельно.
В чем отличие 44-ФЗ от 223-ФЗ
Объем торгов по 44-ФЗ в 10 раз больше торгов по 223-ФЗ, он четко объясняет участникам правила, регламентирует параметры при выборе победителя и поэтому подходит начинающим участникам.
В свою очередь, 223-ФЗ менее строг по регламенту, но более трудоемкий при подготовке документов.
Разберем подробней отличия этих двух законов.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
Основные отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ
Заказчики
- Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование
- Бюджетные учреждения, ГУПы и МУПы, за исключением ФГУПов имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан России, обороноспособности и безопасности государства
- Госкомпании, госкорпорации, публично-правовые компании с долей участия государства выше 50%, их «дочки» и «внучки»
- Субъекты естественных монополий (нефтегазовые компании, РЖД и т д.) с долей участия государства выше 50%
- Организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (электро-газо-тепло-водо-снабжение, водоотведение, очистка сточных вод, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов) с долей участия государства выше 50%
- Автономные учреждения с долей участия государства выше 50%
- Бюджетные учреждения, ГУПы и МУПы осуществляющие закупки за счет безвозмездных грантов
- ФГУПы имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан России, обороноспособности и безопасности государства
44-ФЗ 223-ФЗ Участвовать в закупках и стать поставщиком может любое юридическое или физическое лицо, а также индивидуальный предприниматель. Преференции участникам
- учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы,
- организации инвалидов,
- поставщики товаров из Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения),
- субъекты малого предпринимательства,
- социально ориентированные некоммерческие организации.
- субъекты малого и среднего предпринимательства,
- приоритет товаров российского происхождения.
Согласно постановлению правительства у субъектов СМП годовой объем закупок по 223-ФЗ должен быть не меньше 18% совокупного годового объема договоров.
Способы закупок
- открытые конкурсы (ст.48)
- конкурсы с ограничением участия (ст.56)
- двухэтапные конкурсы (ст.57) (ст.59)
- запросы ценовых котировок (ст.72)
- запросы предложений (ст.83)
- закрытые формы конкурсов (ст.85)
- аукционы в закрытой форме (ст.86)
- закупки у единственного поставщика (ст.93).
В Положении о закупках заказчик может определить регламент для любых других способов закупок.
Электронные площадки
- sberbank-ast.ru «Сбербанк-АСТ»
- rts-terder.ru «РТС-тендер»
- roseltorg.ru «ЕЭТП Роселторг»
- etp.zakazrf.ru «Агентство по заказу РТ»
- etp-ets.ru «НЭП»
- gz.lot-online.ru «Российский аукционный дом»
- 44.tektorg.ru «ТЭК-Торг»
- gos.etpgpb.ru «ЭТП Газпромбанка»
Самые известные их них:
- b2b-center.ru «B2B-Center»
- fabrikant.ru «Фабрикант»
- zakupki.gazprom.ru «Газпром»
- newformat.sberbank-ast.ru «Сбербанк-АСТ»
- b2b-rusnano.ru «Роснано»
- com.roseltorg.ru «ЕЭТП Роселторг»
- a-k-d.ru «Аукционный Конкурсный Дом»
- и множество других…
Каждый заказчик может выбирать самостоятельно любую из них, ограничений нет.