Отпуск педагогических работников 2019 год

Прошло всего сто лет с момента появления в России первого постановления «Об отпусках». До октябрьской революции 1917 года такого понятия вообще не было в трудовых отношениях. Далеко не сразу право на отдых было реализовано в тех характеристиках, которые есть сегодня. Еще совсем недавно минимальный гарантированный период отдыха в СССР составлял всего шесть дней, только с 1970 года, увеличившись до трех недель.

К настоящему моменту появилось достаточно расширенное трудовое законодательство, которое регламентирует предоставление разных видов отпусков. Они могут даваться не только для отдыха, но и для рождения ребенка и ухода за ним, по временной нетрудоспособности. В зависимости от разных факторов, отпуск для отдыха может отличаться длительностью для работников, проживающих в разных регионах Российской Федерации. Объединяет все виды отпуска то, что в этот период сотрудник не находится на своем рабочем месте и не выполняет свои должностные обязанности, оформив свое отсутствие документально и реализовав при этом свои права, закрепленные законодательно.

В ТК РФ есть специальная статья 114, в которой прописана такая разновидность отдыха, как отпуск. Каждому, кто работает по договору, предоставляется возможность провести по собственному усмотрению 2 недели, не посещая работу. При этом человек получает деньги и гарантию того, что его место за это время никто не займет. Через 6 месяцев после трудоустройства, в соответствии с трудовым законодательством, каждый сотрудник организации может получить отпуск. Такое право есть и у тех, кто работает в организациях, реализующих образовательные программы.

У педагогических работников ежегодный оплачиваемый отпуск имеет свою специфику, связанную с временем его предоставления и продолжительностью. Трудовая деятельность в образовательных организациях связана с взаимодействием с детьми и подростками, которых не только надо учить, но и отпускать на каникулы, а также с выполнением функционала учебно-методического и научного характера. Возможность получения ежегодного удлиненного оплачиваемого отпуска педагогическим работникам и творческого отпуска утверждена законодательно.

Появление разновидностей отпусков, отличных от тех, которые имеют другие категорий работников, связано с особенностями их профессиональной деятельности. Так, творческий отпуск – это разновидность удлиненного оплачиваемого отпуска педагогическим работникам, право на который имеют сотрудники, отмеченные в постановлении. Что касается, разновидностей отпусков, которые могут быть даны всем гражданам при наличии определенных условий (отпуска без содержания, отпуска декретного), то они предоставляются педагогическим работникам без учета специфики работы в образовательных организациях.

Несмотря на то, что труд преподавателей вряд ли можно считать легким, им завидуют, так как отдыхать летом хотят многие. Удлиненный отпуск педагогических работников может иметь разную протяженность. У сотрудника образовательной организации он может быть в два раза длиннее нормативного, то есть составлять 56 дней. Продолжительность ежегодных отпусков педагогических работников зависит от занимаемой должности и от того, в каком учреждении они трудятся.

Директор школы или ректор вуза не могут сами устанавливать продолжительность отпуска педагогическим работникам: в Постановлении №466 Правительства РФ от 14.05.2015 она узаконена по всем должностям. В этом документе при уточнении того, кому и сколько можно отдыхать, указывается и тип образовательного учреждения. Администрация и весь кадровый состав школ, вузов получают максимальный удлиненный оплачиваемый отпуск в 56 дней.

Продолжительность отпуска педагогических работников и руководителей в системе ДПО, а также всех, кто работает с дошкольниками, составляет 42 дня. Для данной категории отпуск может быть удлинен еще на две недели, если функционал будет связан с учебой и воспитанием детей с ограниченными возможностями или реализацией общеразвивающих и предпрофессиональных программ в сфере искусства.

Отличие по удлиненному оплачиваемому отпуску до 42 дней закреплено законодательно и за педагогическими работниками учреждений, занимающихся проектами по выявлению ребят с выдающимися способностями.

Уходя в отпуск, педагогические работники получают отпускные. Размер оплаты определяет бухгалтерия. Чтобы рассчитать положенную работнику сумму, надо знать, сколько он получил за последние три месяца, сколько дней за этот период проработал. При определении среднего дневного заработка учитываются все дополнительные выплаты. У педагогических работников это может быть доплата за руководство предметно-цикловой комиссией или проведение государственной итоговой аттестации. Если за указанный период проводились выплаты при рождении ребенка, в связи со вступлением в брак или сотруднику оказывалась другая материальная помощь, при расчете отпускных это не будет учтено.

Так как отпуск считается в календарных днях, то оплачиваются и попадающие в этот период выходные. Оплата праздничных нерабочих дней, совпадающих с отпуском, не производится. Сумма отпускных будет равна среднему дневному заработку педагогического работника, умноженному на количество дней отпуска.

Если, например, преподаватель решит написать диссертацию, он может обратиться к работодателю с заявлением о предоставлении отпуска на год, на который имеют право все педагогические работники. Написание диссертации – это веская причина, дающая право 365 дней не ходить на работу. В случае необходимости другим педагогическим работникам предоставление длительного отпуска также будет предоставлено, в соответствии с условиями, оговоренными в ст. 335 ТК РФ, п. 4 ч. 5 ст. 47 ФЗ «Об образовании в РФ».

Наличие веской причины не единственное условие, которое должно быть соблюдено. Также должен быть годовой неиспользованный отпуск за последние десять лет.

Профессорско-преподавательский состав вузов достаточно легко может найти причины, чтобы год не ходить на работу: сотрудникам кафедры можно взять основной удлиненный отпуск педагогических работников, а потом еще продлить его на год, например, для написания монографии или учебного пособия. Педагогические кадры образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального или дополнительного образования, или работники детских садов, конечно, менее мотивированы для какой-то профессиональной деятельности вне своего рабочего места, для которой требуется брать отпуск.

Даже личные обстоятельства педагогических работников (при соблюдении всех условий, прописанных законодательно) будут являться основанием для предоставления длительного отпуска. В первом разделе новой номенклатуры должностей, утвержденной Постановлением Правительства РФ, названы все педагогические работники, которые могут просить работодателей раз в 10 лет предоставить такой отпуск. Так что и логопед, и воспитатель и даже старший вожатый, если они трудятся на этих постах подряд 10 лет, могут позволить себе на год сделать перерыв в этой педагогической деятельности.

Если трудовой стаж педагогического работника, например, 30 лет, при этом он ни разу не брал длительный отпуск, все равно может его не получить. Перед написанием заявления на предоставление отпуска на год, педагогическим работникам надо открыть свою трудовую книжку и сосчитать, сколько лет подряд они занимались педагогической деятельностью. Если непрерывный педагогический стаж меньше десяти лет, претендовать на данный вид отпуска преждевременно.

Новые правила измерения педагогического стажа позволяют работнику формировать его из времени, фактически отработанного по договору в разных образовательных учреждениях. Допускается даже работа в частных образовательных организациях, если они прошли государственную аккредитацию. Здесь важно понимать, что суммироваться периоды работы в разных образовательных учреждениях для предоставления длительного отпуска до года педагогическим работникам только в том случае, если перерыв в работе при переходе из одного учреждения в другое не превышал трех месяцев.

Можно претендовать на предоставление длительного отпуска до года педагогическим работникам только в том случае, когда выполнена их индивидуальная часовая нагрузка, установленная локальным актом на определенный срок, как правило, на учебное полугодие или на учебный год. Когда педагогический работник убедился, что у него есть и право, и основания, и желание уйти в творческий отпуск, при оформлении всех необходимых документов он может столкнуться с рядом неожиданных препятствий. Во-первых, работодатель может быть против такого отпуска, в тот период, на который педагогический работник его наметил. Причин может быть много: проблемы с кадрами – некому выполнять педагогическую нагрузку, нахождение в длительном отпуске других сотрудников, недовыполненная нагрузка за предшествующий период.

Чтобы с такими препятствиями не встретиться, следует заранее планировать любой вид отпуска и ставить в известность о своих планах руководство.

Если раньше вопросы предоставления длительного отпуска педагогическим работникам определялись Уставом образовательного учреждения и локальными актами, в которых оговаривалось, можно его брать по частям или только целиком, какова очередность и порядок его предоставления, каков порядок его сочетания с другими видами отпуска, как его продлевать в случае болезни, то теперь все эти вопросы прописываются в коллективном договоре.

Законодательно не закреплена обязанность работодателя оплачивать педагогическому работнику период, когда он находится в длительном отпуске. Если в коллективном договоре предусмотрена возможность такой оплаты, то источником финансирования отпускных не будут являться бюджетные средства.

Если образовательная организация предоставляет дополнительные образовательные услуги на основе полного возмещения средств слушателями, то этот внебюджетный фонд может использоваться для оплаты дополнительных отпусков педагогических работников. Как правило, это распространяется на сотрудников, для которых образовательная организация является основным местом работы. Предоставление такого отпуска совместителям также проводится на основании положений документов, которые утверждены в образовательном учреждении.

Если отпуск педагогам оформлен в соответствии со всеми требованиями, работодатель в случае производственной необходимости имеет право их из этого отпуска отозвать. Это предусмотрено ст. 125 ТК Российской Федерации. Независимо от того, находится педагогический работник в ежегодном оплачиваемом отпуске или в дополнительном длительном, вернуть его на рабочее место работодатель может, если на то будет его согласие, подтвержденное письменно.

Есть ряд ограничений, которые действуют в этой ситуации и не позволяют отозвать из отпуска сотрудника, даже если работодатель испытывает серьезный кадровый дефицит. Речь идет о педагогических сотрудниках, дополнительный отпуск которых связан с учебой. Также нельзя из отпуска отзывать тех, кому не исполнилось еще 18 лет (такие педагогические работники редко встречаются в образовательных учреждениях) и беременных женщин.

Приступить к работе педагогический работник может только в случае, если им было написано соответствующее заявление, а руководитель издал приказ, в котором указано, по каким причинам и с какого времени прерывается его отпуск. Работодатель обязан предоставить неиспользованную часть отпуска, согласовав сроки с работником. Сроки предоставления остатка отпуска педагогическим работникам прописываются в том же приказе, с которым работник должен быть ознакомлен под роспись. Если проявить инициативу по поводу прекращения отпуска при наличии веских причин работодатель вправе, то уволить работника во время отпуска и перевести на другую должность работодатель не может ни при каких обстоятельствах.

Даже в случае отпуска длиной в год работодатель обязан сохранять за педагогическим работником его педагогическую нагрузку и его должность. При выходе из отпуска преподаватель не может получить меньше часов учебной нагрузки, если учебные планы остались без изменений, а количество учащихся сохранилось прежним. Учебная нагрузка и должность на период отпуска педагогическим работникам гарантированы. Если работодатель уменьшил нагрузку работнику или уволил его во время отпуска, работнику следует обратиться в Трудовую инспекцию или прокуратуру.

Для многих педагогических работников будет откровением, что данный вид отпуска не только будет дан без содержания, но не будет учтен при досрочном назначении пенсии. Связано это с тем, что при предоставлении сведений в Пенсионный фонд по каждому работнику, в индивидуальных данных тех, кто находится в длительном отпуске, код выслуги не проставляется. При принятии решения о необходимости данного вида отпуска нужно знать, что он не войдет в педагогический стаж.

Несмотря на то, что есть негласная договоренность о предоставлении отпуска педагогическим работникам летом, он может быть предоставлен и в другое время года. При этом надо знать, какие тут могут быть подводные камни, чтобы не допускать то, что законодательно запрещено.

При всех расчетах отпуска работодатель будет отталкиваться от времени работы сотрудника в учреждении. Если 6 месяцев уже отработано – право на ежегодный отпуск появилось. Теперь можно решать, как его использовать, полностью или частями. В последнем случае важно, чтобы одна из частей была не менее 14 календарных дней. Чтобы получить свои положенные 56 дней, с момента трудоустройства работник должен отработать уже не 6 месяцев, а 12.

Когда идет педагогический процесс, предоставление отпусков педагогическим работникам даже протяженностью 28 дней нежелательно. Поэтому практикуется предоставление отпуска авансом. Это вполне объяснимо, так как в период учебного процесса порой невозможно найти замену, а дети должны получать знания в полном объеме

Это интересно:  Перерасчет отпускных: в каких случаях выполняется, нужен ли при повышении окладов или выплате премии, при отзыве из отпуска или его переносе по больничному? 2019 год

Во всех организациях предоставление ежегодного удлиненного отпуска педагогическим работникам регламентируется графиком, утвержденным до начала календарного года. График составляется по унифицированной форме и утверждается руководителем организации. Сроки отпусков педагогических работников, закрепленные в графике, согласуются и доводятся до сведения всех сотрудников под роспись. Перенести отпуск на другое время можно, написав заявление на имя руководителя. Работодатель имеет право отказать сотруднику в переносе отпуска на другое время, если график уже утвержден. Основная часть отпуска протяженностью 28 дней является обязательной для всех педагогических работников. За часть отпуска, которая делает его удлиненным до 56 или 42 дней педагогический работник может получить денежную компенсацию.

В Трудовом кодексе (ст. 116, 321) учтена специфика педагогической деятельности в сложных погодных условиях, которая позволяет педагогическим работникам, которые ее осуществляют, претендовать на ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск сверх установленной протяженности. Дополнительный отпуск педагогических работников, трудящихся на Крайнем Севере, составит 24 дня, а трудящихся в районах, к ним приравниваемых, составит 16 дней. Также продолжают сохраняться гарантии и компенсации для педагогических работников северных районов, где действуют районные коэффициенты и надбавки к зарплате. Они составляют 7 дней дополнительного отпуска.

Достаточно много организаций, действующих на территории Российской Федерации, работники которых по роду своей деятельности также связаны с детьми – с их лечением, организацией отдыха, занятиями с детьми-сиротами и теми детьми, которые остались без попечения родителей. Также существует смежная область с образованием – научная сфера, в которой характер работы во многом схож с деятельностью в вузах. До введения в действия Постановления № 466 работники этих организаций имели право на удлиненный отпуск. В настоящий момент такое право сохранено только за сотрудниками организаций, имеющих лицензии и осуществляющих реализацию каких-либо образовательных программ. Тем, кто занимается социальной или научной работы, удлиненный отпуск педагогическим работникам не положен, так как эти сотрудники не внесены в список, утвержденный постановлением Правительства.

Люди, выбравшие профессию, непосредственно направленную на воспитание и донесение знаний подрастающему поколению в учреждениях образования всех уровней относятся к педагогам.

Переоценить необходимость и ответственность деятельности работников сферы образования, начиная с дошкольных учреждений и заканчивая высшими учебными заведениями, невозможно.

Результат их деятельности незаменим не только в повседневной жизни, но и для развития всего общества в будущем, поскольку именно они дают основные азы знаний, умений, взаимоотношений между людьми.

Мы понимаем, что основную роль в судьбе ребенка играет семья, но нельзя преуменьшить след, оставляющий в детских душах первыми воспитателями и учителями, преподавателями, занимающимися с нашими детьми музыкой, танцами, тренерами, помогающими развиваться физически и прочих людей, отдающих свою любовь и знания детворе.

Все внимание, уделяемое в детсадах, школах, спортивных секциях откладывается в сердце ребенка, также сказывается на формирование его как личности.

У нас порой не хватает терпения на своего родного сына или дочь, людям, выбравшим работу с детьми, приходится находить подход к каждому индивиду, поскольку даже маленький человек – это личность.

Мы все проходим через те моменты, когда спеша на работу нужно завести ребенка в детский сад, однако в один день он идет с удовольствием, на второй день капризничает, не хочет идти, поскольку работают разные воспитатели.

К одним дети идут с удовольствием, к другим не хотят вовсе.

Это и есть показателем призвания к педагогической деятельности.

Аналогично происходит и в школе, а в случае получения дальнейшего образования – в профессиональных и высших учебных заведениях.

Именно от преподавателя, несмотря на личные способности каждого ребенка к определенным наукам, зависит, сможет ли донести учитель любовь к предмету или нет.

Несомненно, все, кто решил себя посвятить педагогической деятельности должны обладать терпением и большой силой самообладания, быть образцом морального поведения.

Именно поэтому, трудовым законодательством предусмотрено увольнение по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, работников, занимающихся деятельностью, связанной с воспитательными функциями за совершение аморального поступка.

Кроме того, педагогические работники могут быть уволены:

  • согласно п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ при возникновении обстоятельств, препятствующих исполнению обязанностей, связанных с условиями трудового договора, ограничивающих занятие определенными видами деятельности (в частности педагогической);
  • в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 336 ТК РФ, если человек, занимающийся педагогической деятельностью, применил хотя бы однократно методы воспитания, связанные с физическим или психическим насилием над воспитанником, он будет уволен с соответствующей записью в трудовой книжке, что повлияет на дальнейшее его трудоустройство. Вряд ли руководитель другого образовательного заведения захочет в своем штате сотрудников видеть такого педагога.

Поэтому кроме призвания, выбирая профессию педагога, необходимо понимать всю ответственность за души доверенных на воспитание детей.

Само собой работа очень тяжелая психологически и эмоционально, поэтому законодатель предусмотрел, для отдыха педагогам согласно статье 334 ТК РФ удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством страны, также это право подтверждено ст. 47 Закона об образовании.

В мае 2015 года вышло новое Постановление Правительства Российской Федерации № 466, согласно которому устанавливается продолжительность основных удлиненных ежегодных оплачиваемых отпусков педагогическим работникам.

В отличие от предусмотренных трудовым законодательством 28 минимальных дней отдыха, которые работодатель обязан ежегодно дать своим сотрудникам, для педагогов утверждена продолжительность отпусков 42 или 56 календарных дня (в два раза больше обычного отпуска) в зависимости от занимаемой должности работника сферы образования и типа самого заведения.

Номенклатура должностей работников, занятых педагогической деятельностью подтверждена Правительственным Постановлением № 678, вынесенным «08» августа 2013 года.

Сами правила предоставления положенного отдыха педагогическим работникам мало чем отличаются от людей, занятых в другой сфере деятельности.

Существенной особенностью является то, что отпуска предоставляются в летний период, когда дети уходят на каникулы и проводят время с родителями, у бабушек и дедушек, в лагерях и на базах отдыха.

Однако точно также как в любой организации должен быть составлен график отпусков, желательно с учетом мнения сотрудников, их пожеланий, который согласовывается с профсоюзным органом и утверждается руководителем образовательного заведения.

За две недели до предоставляемого отпуска преподавателей (воспитателей) нужно под роспись ознакомить с датой начала положенного отдыха.

До ухода в отпуск работник должен составить план учебной (воспитательной) работы на будущий учебный год, поскольку практически он выйдет из отпуска уже перед его началом – в конце августа.

В случае необходимости переноса отпуска, желательно предупредить руководителя заранее, для возможности подыскать замену педагогу, чтобы его отсутствие негативно не отразилось на воспитательном или учебном процессе.

Педагогический работник должен написать заявление на имя руководителя образовательного заведения и по согласованию с ним, если есть возможность время отдыха может быть перенесено.

Несмотря на то, что отпуск удлиненный значительно превышает количество дней минимально положенного отдыха, если во время отпуска человек заболеет, при предоставлении документов, оформленных соответствующим образом медицинскими учреждениями, отдых продлевается на количество дней, проведенных на больничном листе.

Для того чтобы прервать отпуск по инициативе руководителя должны быть действительно веские причины, связанные с производственной необходимостью присутствия данного сотрудника на работе, но только с согласия самого работника.

Получив письменное согласие на вызов из ежегодного отпуска, издается приказ с указанием времени, когда может быть предоставлен отдых на оставшиеся положенные дни.

Помимо этого педагогические работники пользуются всеми правами на предоставление бесплатных отпусков, например, в связи со смертью родных людей, на время собственного бракосочетания, по причине рождения ребенка и прочим причинам, предусмотренным трудовым законодательством.

Также, люди, воспитывающие и обучающие детей в районах Крайнего Севера и аналогичных климатических условиях, дополнительно получают право отдыха соответственно на 24 или 16 календарных дней (ст. 321 ТК РФ).

Согласно статье 126 Трудового кодекса денежная компенсация положенного отпуска возможна только частично, за количество дней по желанию работника, отгулявшего минимально 28 календарных дней.

Следует обратить внимание, что нормами этой же статье запрещается замена отпуска денежной компенсацией беременным женщинам и несовершеннолетним работникам.

Несмотря на долгое отсутствие, за педагогическими работниками сохраняется рабочее место и должность.

Они не могут быть переведены или уволены до того, как преступят к выполнению своих обязанностей после положенного отдыха.

Ст. 23 Трудового кодекса, с вступившими к нему изменениями и дополнениями с «01» января 2017 года, определены типы образовательных организаций, действующих в Российской Федерации, в зависимости от реализации основных программ:

  • дошкольные;
  • общеобразовательные;
  • профессиональные;
  • высшего образования.

Также третьей частью ст. 23 ТК РФ выделены организации, реализующие дополнительные образовательные программы в общеобразовательном и профессиональном обучении.

Основной целью дошкольных образовательных организаций является воспитание и присмотр за детьми.

Для этого создаются детские сады способствующие общему развитию малышей дошкольного возраста и для деток с ограниченными возможностями, имеющими отклонения в физическом или психическом развитии.

Продолжительность отпуска сотрудников (включая и руководящий состав), работающих в дошкольных учреждениях составляет:

  • общего развития – 42 дня;
  • для заведений, занимающихся с детками, имеющими ограничения по здоровью или требующими длительного лечения – 56 дней.

Дополнительно к этим дням ежегодного отпуска:

  • в районах Крайнего Севера предоставляют – 24 календарных дня;
  • в похожих климатических условиях с Севером -16 календарных дней.

Дополнительное образование, получаемое ребенком не менее важно, чем по общеобразовательной программе.

Оно способствует более разностороннему развитию детей и проявлению их талантов.

Согласно второму разделу Постановления Правительства № 466, продолжительность удлиненного ежегодного отпуска для педагогических работников, занятых в сфере дополнительного образования составляет:

  • для основного педагогического коллектива этих учреждений – 42 дня;
  • руководящего состава – 56 дней.

Общеобразовательные учреждения; общеобразовательные школы-интернаты; образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; дошкольные образовательные учреждения для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; дошкольные образовательные учреждения для детей, нуждающихся в длительном лечении; специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа; образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста; образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

директора (заведующие), их заместители; преподаватели — организаторы основ безопасности жизнедеятельности; старшие вожатые; учителя; преподаватели; учителя-логопеды; учителя-дефектологи; воспитатели; руководители структурных подразделений образовательных учреждений; концертмейстеры; инструкторы по труду и по физкультуре; педагоги-психологи; педагоги дополнительного образования; классные воспитатели; музыкальные руководители; заместители директоров по режиму; дежурные по режиму; мастера производственного обучения; социальные педагоги; педагоги-организаторы; методисты

Межшкольные учебные комбинаты; учебно-производственные мастерские

педагоги-организаторы; социальные педагоги; воспитатели; педагоги дополнительного образования; методисты; мастера производственного обучения

1. Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью, указанной в пунктах 1-5, предоставляется заместителям руководителей образовательных учреждений и руководителям структурных подразделений образовательных учреждений в случае, если их деятельность связана с руководством образовательным (воспитательным) процессом или методической (научно-методической) работой.

2. Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска составляет 56 календарных дней для следующих педагогических работников:

воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физкультуре, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, работающих полный рабочий день в дошкольных группах для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья или в дошкольных санаторных группах для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, которые находятся в составе образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, дошкольных образовательных учреждений;

педагогических работников, указанных в пункте 1 и работающих в музыкальных школах, художественных школах и других школах искусств;

педагогов дополнительного образования образовательных учреждений дополнительного образования детей, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в пределах не менее нормы часов педагогической работы, за которую выплачивается ставка заработной платы.

3. Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня предоставляется воспитателям и музыкальным руководителям, работающим в дошкольных группах общеобразовательных учреждений и образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

4. Ежегодными удлиненными оплачиваемыми отпусками установленной настоящим документом продолжительности пользуются педагогические работники по одноименным должностям с наименованием «старший» или «главный».

5. Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска для проректоров (заместителей директора), кроме первого проректора, проректора (заместителя директора) по учебной, научной работе, по вечернему и заочному обучению, по дистанционному обучению и по информационным технологиям, по повышению квалификации; для заместителей деканов факультетов, директоров (заведующих) филиалов, заведующих докторантурой, аспирантурой, научно-исследовательскими отделами (секторами), учебными отделами (частями) и другими учебными структурными подразделениями; для руководителей (заведующих) производственной практикой, ученых секретарей составляет 56 календарных дней при условии ведения ими в учебном году в одном и том же образовательном учреждении высшего профессионального образования или образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов преподавательской работы в объеме не менее 150 часов.

Это интересно:  Декретный отпуск: что под ним понимают? Во сколько недель уходят в декрет? Процедура оформления и расчет его продолжительности 2019 год

Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2012 г. N 502 примечание дополнено пунктом 6

6. Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней предоставляется педагогическим работникам образовательных учреждений высшего профессионального образования, работающим в структурных подразделениях этих учреждений, реализующих соответственно общеобразовательные программы и образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования, в должностях, указанных в пунктах 1 и 5 настоящего приложения.

Установлена новая продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений в зависимости от вида образовательного учреждения и должности педагогического работника.

Постановление Правительства РФ от 1 октября 2002 г. N 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам»

Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 5 октября 2002 г. N 189, в Собрании законодательства Российской Федерации от 7 октября 2002 г. N 40 ст. 3935

Постановлением Правительства РФ от 14 мая 2015 г. N 466 настоящее постановление признано утратившим силу

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 23 июня 2014 г. N 581

Где должны учиться дети учителей?

В той же школе, где работают их родители

Если есть возможность, в любой другой школе

Это никого не должно волновать: у всех равные права на выбор места и формы образования

Идеальный учитель вообще не должен иметь своих детей!

Не обучать по шаблону, а ломать рамки

номер 13, от 26 марта 2019

Школа опять собирает деньги – на праздник/ремонт/учебники. Недовольные родители обычно слышат в свой адрес: «Не хотите – не сдавайте! Никого не принуждаем. Правда, не ждите, что после этого к вашему ребенку сохранится доброжелательное отношение». Последняя фраза, конечно, не произносится, но обычно подразумевается… Как же тогда бороться со школьными поборами? Удастся ли вообще кому-то выйти победителем из этой борьбы? Ситуацию анализировала Вера Кострова.

«Москва слезам не верит» – эти слова мы хорошо помним благодаря замечательному советскому фильму… Впрочем, с того времени утекло немало воды, и, возможно, столичные нравы существенно изменились, и уже не так сложно покорять большие города, особенно если ты молод и уверен в своих силах. Стоит ли вообще покидать родные места, сложно ли осваиваться на новом месте и как завоевать авторитет среди однокашников – об этом в рубрике «Студсовет» рассуждают те, кто уехал учиться из глубинки в большие города.

Государственные образовательные стандарты с момента их введения в Закон РФ «Об образовании» в 1992 году остаются проблемной зоной, вызывающей наиболее острые споры в педагогической среде. Спорят обо всем – о самой идее стандартов, о необходимости этого педагогического инструмента, о его концептуальных основаниях и правовом статусе… Чему же учат уроки четвертьвековой истории разработки содержания общего образования? На этот вопрос отвечает в своей статье доктор педагогических наук Михаил Богуславский.

Право на ежегодный оплачиваемый отпуск имеют все работники. Об этом сказано в статье 21 Трудового кодекса РФ. При этом не имеет значения ни срок трудового договора, ни продолжительность рабочего дня, ни должность, ни форма оплаты труда. Также не важно, является ли работодатель физическим или юридическим лицом.

Статьей 124 ТК РФ запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд, а также непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска работникам в возрасте до восемнадцати лет и работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. А статья 122 ТК РФ прямо предусматривает, что оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно.

По общему правилу ст. 125 ТК РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. При этом Трудовым кодексом предоставляется право на удлиненный основной отпуск работникам моложе 18 лет (статья 267) и педагогическим работникам образовательных учреждений (статья 334).

За время нахождения работника в отпуске за ним сохраняются должность и средний заработок (ст. 114 Трудового кодекса РФ). Другими словами, администрация предприятия не может уволить сотрудника или перевести его на другую работу.

В соответствии со ст. 122 ТК РФ право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы в данной организации (по старому КЗоТу РФ такое право возникало у работника лишь по истечении 11 месяцев непрерывной работы на одном предприятии).

По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев. То есть работодатель в соответствии с Трудовым кодексом может предоставить этот отпуск и до истечения шести месяцев.

В некоторых случаях администрация обязана предоставить оплачиваемый отпуск по заявлению работника до истечения шести месяцев непрерывной работы:

— женщинам — перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него;

— работникам в возрасте до восемнадцати лет;

— работникам, усыновившим ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев;

— в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Отпуск за второй и последующие годы работы может предоставляться в любое время рабочего года в соответствии с очередностью предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, установленной в данной организации.

Очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года (ст. 123 ТК РФ). То есть работодатель должен составить и утвердить график отпусков на следующий год не позднее 16 декабря.

Образовательный процесс подразумевает под собой необходимость выхода педагогического работника в отпуск в летний период, поэтому чаще всего в образовательной среде не возникает конфликтных ситуаций по поводу «удобных отпускных месяцев». Однако это не освобождает работодателя от обязанности составления графика отпусков.

График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника. Он может быть составлен в произвольной форме, можно при его составлении использовать и форму, утвержденную постановлением Госкомстата России от 06.04.2001 г. № 26.

При составлении графика необходимо учитывать, что некоторым категориям работников дано право на отпуск в летнее или любое удобное для них время. К таким категориям относятся:

— работники моложе восемнадцати лет;

— женщины, имеющие двух и более детей в возрасте до двенадцати лет, а также мужчины, воспитывающие таких детей без матери;

— участники и инвалиды Великой Отечественной войны;

— лица, которые официально получили статус пострадавших от радиации из-за аварии на Чернобыльской АЭС. В частности это те, кто получил или перенес лучевую болезнь и другие заболевания вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, а также участники ликвидации последствий этой катастрофы.

В соответствии со ст. 124 ТК РФ по желанию мужа ежегодный отпуск ему предоставляется в период нахождения его жены в отпуске по беременности и родам независимо от времени его непрерывной работы в данной организации.

С уже утвержденным графиком отпусков необходимо ознакомить всех сотрудников организации. Для этого его нужно вывесить на видное место или ознакомить с ним каждого сотрудника лично под расписку. В дальнейшем это позволит избежать возможных конфликтов.

Если время начала отпуска, установленное в графике, не устраивает работника, то он может попросить руководство или уполномоченный профсоюзный орган перенести эту дату. Однако такая возможность есть и у администрации, если она не согласна с датой начала отпуска. Другими словами, обе стороны могут внести изменения в уже утвержденный график, однако для этого нужно их взаимное согласие.

О времени начала отпуска работник должен быть извещен не позднее чем за две недели до его начала. Кстати, если работник был предупрежден о времени начала отпуска позднее чем за две недели до его начала, то ежегодный оплачиваемый отпуск по соглашению между работником и работодателем переносится на другой срок (ст. 124 ТК РФ).

Предоставление отпуска оформляется приказом руководителя образовательного учреждения с указанием порядка предоставления отпуска и его продолжительности. Время отпуска обязательно согласовывается с каждым работником. При этом учитывается необходимость нормальной работы образовательного учреждения.

Педагоги, работающие на условиях совместительства или неполного рабочего дня, имеют право на отпуск такой же продолжительности, что и работники по основному договору или на полной ставке.

Лицу, работающему по совместительству, в соответствии со ст.286 ТК РФ ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется одновременно с отпуском по основной работе. Поэтому, если данный работник не отработал 6 месяцев, то отпуск ему предоставляется авансом. И хоть отпуск дается авансом, тем не менее он должен быть предоставлен в полном размере и полностью оплачен.

Если общая продолжительность отпуска по основной работе окажется больше, чем по совместительству, то учреждение, организация или предприятие, в котором работник является совместителем, по его просьбе может предоставить ему отпуск нужной продолжительности за счет предоставления дополнительных дней без сохранения заработной платы. Для этого работник должен предъявить справку с основного места работы с указанием продолжительности очередного оплачиваемого отпуска.

Отзыв из отпуска и компенсация

На практике не редки ситуации, когда отпуск педагогического работника превышает продолжительность школьных каникул и у администрации образовательного учреждения возникает необходимость отзыва его из отпуска. Чаще всего эта ситуация свойственна для образовательных учреждений районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Согласно статье 321 ТК РФ гражданам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах, предоставляется дополнительный отпуск. Он предоставляется помимо ежегодного основного оплачиваемого отпуска. Продолжительность дополнительного отпуска составляет: 24 календарных дня для лиц, работающих на Крайнем Севере, и 16 календарных дней для приравненных местностей. Такой порядок распространяется не только на штатных работников, но и на совместителей.

В любом случае процедура отзыва из отпуска должна обязательно осуществляться с соблюдением конституционного права работника на отдых. Так, например, Трудовой кодекс РФ (ст.125) допускает возможность отзыва работника из его ежегодного оплачиваемого отпуска только с согласия работника. Неиспользованная в связи с этим часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год.

Не допускается отзыв из отпуска работников в возрасте до восемнадцати лет, беременных женщин и работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

В том случае, если работник не возражает прервать свой отпуск и досрочно выйти на работу, администрация образовательного учреждения обязана выход работника из отпуска на работу оформить приказом, на котором обязательно проставляется согласие работника. В этом же приказе оговариваются условия компенсации прерываемого отпуска, т.е. время, когда работник сможет отдохнуть согласно неиспользованной части отпуска. Денежные суммы, приходящиеся на дни неиспользованного отпуска, направляются на выплату текущей заработной платы за время работы после выхода из отпуска. В период, когда работнику предоставляются дни неиспользованной части отпуска, расчет отпускных сумм осуществляется заново.

Неиспользованная часть отпуска предоставляется в том же году либо в порядке исключения присоединяется к отпуску за следующий год.

При выходе из отпуска режим работы у педагога, прервавшего его, должен соответствовать объему его учебной нагрузки в соответствии с тарификацией учебного года, по итогам которого он находился в отпуске. Если педагог не может воспользоваться неиспользованной частью отпуска в натуре, то по его письменному заявлению часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, в соответствии со ст. 126 ТК РФ может быть заменена денежной компенсацией.

Это не означает, что администрация учреждения обязана выплачивать денежную компенсацию за неиспользованную часть отпуска работнику по его заявлению, но при наличии финансовых возможностей в учреждении администрация может удовлетворить заявление работника о компенсации ему части неиспользованного отпуска, в том числе и за прошлое время. То есть следует иметь в виду, что замена отпуска денежной компенсацией является правом, а не обязанностью работодателя.

Это интересно:  Как можно разбивать отпуск по Трудовому Кодексу и что ждет нарушителей 2019 год

Что касается компенсации за неиспользованные отпуска за прошлое время, то, учитывая, что статьей 126 ТК РФ таких ограничений не установлено, она может быть выплачена и за весь прошлый период при наличии финансовых средств у учреждения.

В письме Минтруда РФ от 25.04.2002 г.

С одной точки зрения, возможна выплата денежной компенсации за все дни неиспользованных отпусков, т.е. при соединении нескольких отпусков (в частности, за прошлые года) компенсация выплачивается за все количество дней, превышающих основной отпуск продолжительностью 28 календарных дней.

Другая точка зрения предполагает, что замене денежной компенсацией подлежит только та часть каждого из неиспользованных отпусков, которая превышает 28 календарных дней.

Минтруд РФ полагает, что впредь, до формирования практики применения Трудового кодекса РФ, а также судебной практики по данному вопросу, решение этого вопроса возможно по соглашению сторон.

К сведению, в настоящее время готовятся поправки в Трудовой кодекс РФ, в частности, и в ст. 126. Предполагается, что ст. 126 ТК РФ будет дополнена абзацем следующего содержания: «При суммировании или переносе отпуска на следующий рабочий год, денежной компенсацией может быть заменена часть каждого ежегодного отпуска, превышающая 28 календарных дней». Таким образом, будет узаконена именно вторая точка зрения Минтруда.

Перенос, разделение на части, продление отпуска

Статьи 124, 125 ТК РФ оговаривают возможность переноса, разделения на части и продления предоставленного отпуска.

Специфика предоставления отпусков педагогическим работникам сопряжена со сроками осуществления образовательного процесса в учреждении. Поэтому любое изменение продолжительности отпуска педагога или разделение его на части по инициативе администрации возможно только с согласия самого работника.

Ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен в случаях:

— временной нетрудоспособности работника;

— исполнения работником во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей, если для этого законом предусмотрено освобождение от работы;

— в других случаях, предусмотренных законами, локальными нормативными актами организации.

Ежегодный оплачиваемый отпуск по соглашению между работником и работодателем переносится на другой срок, если работнику своевременно не была произведена оплата за время этого отпуска либо работник был предупрежден о времени начала отпуска позднее чем за две недели до его начала.

В исключительных случаях, когда предоставление отпуска работнику в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы организации, допускается с согласия работника перенесение отпуска на следующий рабочий год. При этом отпуск должен быть использован не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставляется.

По соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней.

Трудовые отношения с педагогическими работниками имеют массу нюансов, из-за чего им посвящён отдельный раздел Трудового кодекса. Условия регулирования отпусков для педагогических работников имеют свои особенности. Так, широко известно, что отпуск у них длиннее, чем у большей части других работников.

То, как именно следует организовывать отпуск педагогических работников, и, в частности, какова его продолжительность, описывается в нескольких статьях Трудового кодекса – 333, 334 и 335. Помимо этого, его детали рассматриваются в других нормативных актах, например, в статье 55 Федерального закона «Об образовании», а также постановлениях Правительства РФ и приказах Министерства образования и науки. Именно на эти документы мы и будем опираться. Но сначала разберём все виды отпусков учителей.

Как и все прочие работники, педагоги точно так же имеют право получить ежегодный оплачиваемый отпуск. Основные правила его предоставления таковы:

  • Работника необходимо заранее проинформировать о том, в какой срок ему будет предоставлен отдых.
  • Отпускные выплачиваются заранее.
  • Очередной отпуск предоставляется каждый год и приходится на каникулы.
  • Невозможно перевести работника на иную должность или уволить пока он длится, так же, как и поменять его оклад.
  • Нагрузка на следующий год должна быть согласована с педагогом перед тем, как он отправится отдыхать. Таким образом, уже к моменту его выхода график работы будет полностью сформирован.

Некоторые категории педагогов получают вдобавок к увеличенному основному ещё и право на дополнительный. Это, например, работники с ненормированным рабочим днём – в первую очередь руководство. Они имеют право получить дополнительный отпуск от трёх дней и длительнее. Точный перечень этих работников устанавливается локальными актами каждого отдельного образовательного учреждения. Дополнительный присоединяется к очередному оплачиваемому, увеличивая его длительность.

Есть и другие виды дополнительного отпуска. Например, педагогам, работающим на Крайнем Севере, предоставляется дополнительно 24 дня в связи с тем, что они трудятся в неблагоприятных природных условиях. В местностях, приравненных к северным, прибавляется только 16 дней (ТК, статья 321).

Он действительно достоин называться длительным, потому как может продолжаться вплоть до года. Право на него предоставляется один раз за десять лет работы по профессии. Что касается его порядка и условий, если Министерство образования — учредитель образовательного учреждения либо выполняет его функции, то они регулируются приказом Минобразования № 3570. В ином случае определяются учредителем и уставом каждого конкретного учреждения.

За всеми подробностями относительно длительного отпуска отсылаем вас к приказу № 3570, здесь же изложим лишь основные особенности предоставления. Отметим, чтобы длительный отпуск не отразился негативно на учебном процессе, заранее должна быть подобрана замена педагогу.

Уходящему работнику предоставляются:

  • Гарантия сохранения его рабочего места. Исключением будет лишь ликвидация учреждения.
  • Гарантия сохранения должности и объёма нагрузки при условии сохранения их в школе в целом.

При болезни во время длительного отпуска после предоставления больничного листа он продляется на число дней болезни, либо дополнительные дни переносятся на иные даты (требуется согласовать это с работодателем). Если работник болел не сам, а ухаживал за больным, он не сможет рассчитывать на продление по этой причине.

Уставом учреждения определяются такие параметры, как очерёдность его предоставления, продолжительность, может ли он быть присоединён к ежегодному отпуску, оплачен из внебюджетных средств и так далее.

Если у педагога имеются веские причины, то он может попросить об отпуске без содержания независимо от того, какое время года. Здесь есть свои нюансы:

  • Работнику необходимо заранее уведомить руководство, чтобы дать время на поиск временной замены. Требуется указать в заявлении причину, по которой берётся отпуск, и срок, на который он будет взят.
  • Хотя непосредственно во время отпуска выплат сотруднику не делается, но со стороны работодателя остаётся в силе обязательство сохранить рабочее место и уровень заработка после возвращения сотрудника.

При болезни в его время следует взять больничный лист, а затем по нему продлить отпуск на дни болезни.

Стандартная продолжительность отпуска педагогических работников составляет 4 недели, то есть 28 дней.

Для педагогических работников длительность доступного отдыха увеличивается в зависимости от категории либо до 42 дней, либо ровно вдвое — до 56 дней.

Обусловлено это тем, что педагоги в течение всего рабочего года испытывают сильные психоэмоциональные нагрузки из-за специфики своей деятельности.

По продолжительности отпуска у педагогических работников делятся на две вида, перечислим, какие категории могут рассчитывать на 56 дней отдыха:

  • педагоги, занимающиеся преподаванием в организациях начального, среднего, высшего образования – то есть отпуск у учителей и отпуск преподавателя ВУЗа длится именно 56 дней;
  • преподающие в учреждениях на базе комбинатов и мастерских;
  • работающие на курсах повышения квалификации;
  • сотрудники служб психологической помощи, состоящих при образовательных учреждениях;
  • сотрудники медицинских учреждений с педагогической деятельностью.

А вот список тех, кому полагается отдых продолжительностью в 42 дня:

  • сотрудники учреждений дошкольного либо дополнительного образования – то есть, именно 42 дня длится отпуск воспитателя;
  • учебно-методических кабинетов;
  • других не вошедших в предыдущий перечень образовательных структур.

Чтобы получить ежегодный отпуск, важно соблюсти следующее:

  • полностью выработать учебную нагрузку за год;
  • быть оформленным в штате как основной работник;
  • написать заявление на имя руководителя.
  • составить график минимум за 14 дней до начала, провести ознакомление сотрудников с ним;
  • оставить время на корректирование графика и постараться пойти навстречу пожеланиям педагогов;
  • собрать заявления у всех работников;
  • составить приказ, который затем должен подписать руководитель, ознакомить с ним сотрудников.

Отпускные должны быть рассчитаны и выплачены до предоставления отпуска. Также заранее необходимо рассчитать и нагрузку на каждого педагога на следующий учебный год.

Как указала истица, 6 июля 2016 года она подала заявление о предоставлении длительного отпуска сроком ровно в год, начиная с 7 августа. В этом ей было отказано, после чего, из-за действий руководителя, она была лишена его. По мнению истицы, этим ей причинили моральный вред.

Важное обстоятельство: приказом от 25 декабря 2015 года истица была уволена, однако, вступал в силу приказ лишь в декабре следующего года, при этом уже 31 марта он был отменён решением суда. Как указал защитник истицы, в график предоставления отпусков на 2016 год её включили. На основании этого истица и её защитник настаивали, что непрерывный трудовой стаж должен продолжать считаться – и таким образом он превышает 10 лет.

Отказ был обоснован производственными причинами, но, по мнению защитника истицы, порядок предоставления запрашиваемого отпуска, действующий в организации-ответчике, на основании которого и произошёл отказ, не соответствует нормам законодательства и чреват произволом со стороны работодателя.

Представителя ответчика известили о времени и месте проведения дела. Им было представлено ходатайство об отложении, отклонённое судом, поскольку причина была признана неуважительной. Заседание прошло без представителя ответчика.

В результате рассмотрения всех обстоятельств дела суд пришёл к выводу, что оснований удовлетворить иск нет. Гражданка Е. трудилась в организации-ответчике с 1981 года, что подтверждено записями из её трудовой книжки, и имела право на длительный отпуск. Его она намеревалась реализовать начиная с 10 мая 2016 года. Руководитель учреждения не оспаривал наличие у неё такого права, однако уведомил истицу письменно, что рассмотрен вопрос будет после того, как решение суда от 31 марта о её восстановлении на работе вступит в законную силу. Затем было сделано ещё одно письменное уведомление – что в данный момент предоставить запрошенный отпуск невозможно из-за отсутствия замены. Ей было предложено использовать длительный отпуск вместе с ежегодным по графику. Это соответствует нормативным актам.

Далее руководитель принял меры для поиска замены истицы на время её отсутствия, о чём имеются свидетельства. Затем истица повторно обратилась с заявлением, теперь уже она намеревалась отправиться отдыхать с 8 августа сроком на год. Вместо этого, согласно приказу, ей предоставили отпуск тем же сроком, но с 14 декабря – сразу после ежегодного. Это было сделано в соответствии с дополнением к коллективному договору.

Суд считает, что руководство организации-ответчика не нарушало положений законодательства, поскольку, согласно пункту 5 статьи 335 ТК, трудовой коллектив коллективным договором может определить, что длительный отпуск будет присоединён к ежегодному – что в данном случае и сделано. Таким образом, руководство не отказало гражданке Е. в предоставлении длительного отпуска, и её требование признать отказ незаконным судом отклонено. Так как оснований для удовлетворения основных требований нет, вытекающее из них требование возместить моральный вред также отклонено.

Статья написана по материалам сайтов: businessman.ru, pravostoriya.ru, www.ug.ru, znatoktruda.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий