Что делать если попал в ДТП и виноват
Наша команда стремится помочь вам принимать более взвешенные финансовые решения. Мы придерживаемся строгой редакционной политики. Данная статья может содержать ссылки на финансовые продукты наших партнеров. Мы открыто говорим о том, как мы зарабатываем деньги. –>
- В. э. образование.
- Работала 5 лет в банке.
- Независимый эксперт.
- Финансовый аналитик. . .
В стандартном ДТП есть две стороны — виновник и пострадавший, и каждый после аварии должен выполнить некоторые действия. Если вы — виновник, то идеальный вариант — наличие у вас полиса ОСАГО. Если его нет, вы получите не только штраф, но обязанность возместить пострадавшему убытки.
- Я — виновник, у меня есть ОСАГО
- Как будет действовать пострадавший
- Если ущерб превышает сумму по ОСАГО
- Я — виновник ДТП, мои действия при отсутствии ОСАГО
Рассмотрим, что делать, если попал в ДТП и виноват, как себя вести, что делать сторонам. Есть определенный алгоритм действий, который нужно соблюдать, чтобы уменьшить свои потери. Подробно обо всем — на Бробанк.ру.
Рассматриваем ситуацию с юридической и денежной точки зрения. Авария уже свершилась и оформлена. Не будем разбирать, как действовать при самом ДТП.
Я — виновник, у меня есть ОСАГО
Что делать в такой ситуации? На деле она лучше, чем когда полиса нет. Многие автовладельцы жалеют деньги на покупку обязательной страховки, а после аварии начинают рвать на себе волосы — и свой автомобиль пострадал, еще и потерпевшему придется платить из своего кармана.
Виновник должен оперативно уведомить свою страховую компанию о том, что он попал в ДТП, которое сам и спровоцировал. Закон не сообщает о том, в какие сроки должно произойти уведомление, но указывает, что это должно случиться как можно быстрее.
Если вы — виновник ДТП, сразу после оформления происшествия позвоните в свою страховую компанию и сообщите ей о событии. Там же оператор даст инструкцию по дальнейшим действиям.
Как будет действовать пострадавший
Вообще, если рассматривать, что делать виновнику ДТП, то ему особо ничего делать и не надо. Это потерпевшему придется побегать, чтобы получить компенсацию от страховой компании, обслуживающей полис ОСАГО виновного в аварии гражданина.
Что будет делать пострадавший:
- Уведомит страховую компанию о произошедшем. Ту компанию, к которой он будет обращаться. А обратиться он может как к своей, которая обслуживает его полис ОСАГО, как и напрямую к страховщику пострадавшего. В первом случае все оформляет “своя” компания, после “чужая” компенсирует выплату.
- Соберет документы об аварии, предоставит их в офис удобного страховщика.
- Пройдет экспертизу транспортного средства. На ее основании выявляется сумма ущерба. Ущерб покрывается деньгами или ремонтом от партнерского сервиса.
- Если сумма ущерба больше, чем максимально положенное по ОСАГО возмещение, пострадавший может обратиться к виновнику, чтобы забрать недополученные средства.
Как видно, именно пострадавшая сторона занимается всей волокитой. Виновнику же никакая компенсация не положена, поэтому он ничего не делает. Единственное необходимое его действие — привезти в свою страховую свой экземпляр уведомления о ДТП. Все.
Если ущерб превышает сумму по ОСАГО
Законом определены максимальные лимиты денег, которая страховая компания может выплатить пострадавшему. Согласно статье 7 ФЗ-40 это:
- максимум 500 000 рублей в части возмещения вреда здоровью пострадавшему;
- максимум 400 000 рублей, если речь идет о причинении вреда имуществу.
Например, если речь о полной гибели авто, которое невозможно восстановить, а машина была оценена в 600 000 рублей, страховая выплатит пострадавшему только 400 000. Остальные 200 000 тот правомочен взыскать с виновника ДТП. Если же машина стоит 300 000, то столько пострадавшему и выплатят, на этом претензии будут закрыты.
Такие ситуации встречаются довольно часто, поэтому рассмотрим обязанности виновника ДТП по ОСАГО в этом случае. Если пострадавший недополучит, например 200 000 рублей, при нормальном раскладе дел сначала он свяжется с виновником и потребует возместить этот убыток добровольно.
Если вы согласны возместить убыток добровольно, сначала убедитесь в реальности названной суммы. При необходимости можно заказать повторную независимую экспертизу. При расчетах все документируйте, сохраняйте документ о передаче денег.
Если виновник отказывается возмещать убыток добровольно, потерпевший обратится в суд. Если сумма иска не превышает 50 000, дело будет рассматривать мировой судья. Если превышает — районный. И у суда не будет оснований отказать в удовлетворении иска.
Бывает так, что пострадавший не идет на связь с виновником, а сразу обращается в суд. В итоге виновник узнает об этом по повестке или вовсе, получив решение суда. Нарушений в действиях пострадавшего здесь нет.
Варианты развития событий после суда:
- Виновник сразу возмещает установленные судом убытки.
- Пострадавший получает решение суда, вступившее в силу, и передает его судебным приставам. Они могут арестовать карты и счета виновника, изъять имущество для покрытия долгов. Также появится необходимость оплатить исполнительский сбор.
Если у вас нет необходимой суммы, ждите обращение пострадавшего к приставам. При наличии официальной работы с зарплаты будут высчитывать по 50% (можно снизить размер удержания), пока долг не будет покрыть полностью.
В итоге получается, если ты — виновник ДТП, страховая возместит максимум 400 или 500 тысяч рублей. Все остальное должен платить виновник. И если речь о сильно поврежденной дорогой машине, или если в аварии есть серьезно пострадавшие люди, можно “попасть” на очень серьезные деньги.
Я — виновник ДТП, мои действия при отсутствии ОСАГО
Если полиса ОСАГО нет, тогда все убытки пострадавшего покрывает виновник аварии. При регистрации происшествия виновнику будет выписан штрафы в 800 рублей за отсутствие страховки.
На деле больше от этой ситуации страдают потерпевшие. При наличии страховки они гарантированно получат возмещение в течение 20 дней после обращения к страховщику, если сумма ущерба не превышает 400 или 500 тысяч рублей. Если полиса нет, придется взыскивать убытки с виновника самостоятельно через суд.
Пострадавший сделает за свой счет экспертизу и подаст в суд на виновника (если тот не пожелает расплатиться добровольно). Виновник может оспорить экспертизу, заказать свою. Но итогом в любом случае станет вступившее в силу решение суда о возмещении ущерба.
Если в дело вступят приставы:
- первым делом судебный пристав наложит запрет на регистрационные действия на авто должника;
- далее делается запрос в ФНС, чтобы найти место работы должника. Если оно есть, туда направляется документ об удержании 50% от всех доходов в пользу пострадавшего;
- если нет места работы, делаются запросы в банк, ведется поиск карт и счетов должника. Все расположенные на них деньги и поступающие в будущем изымаются;
- если указанные выше способы не дали результата, изымается и продается авто, также может быть изъято другое имущество.
Так что, если рассматривать, в каких случаях виновник ДТП платит по полной программе, то это при отсутствии полиса ОСАГО. Если он есть, и убыток не превышает установленные законом суммы, из своего кармана виновник пострадавшему ничего не платит — расходы покроет страховая. Но при следующей покупке полиса он обойдется дороже.
А вот свое транспортное средство в любом случае придется восстанавливать и ремонтировать самостоятельно. Убытки виновника ОСАГО не покрывает. Но если речь о полисе КАСКО, тогда и виновник получит компенсацию. Но нужно смотреть на ситуацию и перечень страховых случаев.
В каких случаях страховая компания может взыскать деньги с виновника ДТП?
Главная » ДТП » Возмещение ущерба от ДТП » В каких случаях страховая компания может взыскать деньги с виновника ДТП?
Для некоторых водителей является полной неожиданностью, когда их страховая компания сообщает им о взыскании денег. Такие случаи бывают не слишком часто, так как СК может сделать это не всегда. Лучший выход из данной ситуации – не допустить таких процессов, как регресс и суброгация.
Когда страховая компания может взыскать деньги с виновника ДТП
Для начала следует разобраться с такими понятиями, как «регресс» и «суброгация». Некоторым непосвященным гражданам может показаться, что они означают одно и то же. Но это далеко не так. Отличие этих двух процессов друг от друга серьезно сказывается на политике выплат компенсации.
Итак, суброгация означает право страховой компании взыскать затраты, понесенные на оплату страховки лицу, потерпевшему в аварии, с водителя, которого признали виновником данного ДТП.
Процедура регресса подразумевает под собой истребование страховой компанией средств, выделенных клиенту компании, являющемуся виновником ДТП. Данная процедура происходит в том случае, если данный клиент допустил нарушения условий договора.
Нарушениями условий договора считаются действия водителя, которые признаны незаконными и грозят ему гражданской ответственностью.
Такие действия страхователя перечислены в статье 14 Закона об ОСАГО:
- Умышленное нанесение вреда жизни и здоровью граждан (например, сбил пешехода на переходе намеренно);
- Водитель, находясь за рулем автомобиля в алкогольном, наркотическом или токсическом опьянении, совершил ДТП. Факт наличия в крови водителя алкоголя, наркотиков или токсических веществ должен быть зафиксирован в документах;
- Водитель-виновник аварии управлял автомобилем, не имея на это никакого права. То есть, у него отсутствовало водительское удостоверение или не было доверенности на управление данным транспортным средством;
- Совершив аварию, водитель скрылся с места преступления;
- Когда в договоре страхования, среди всех остальных лиц, имеющих право воспользоваться данным страховым полисом, фамилии водителя – виновника аварии, нет.
Наличие доверенности не является подтверждением того, что виновник аварии имеет право воспользоваться договором ОСАГО.
- Когда авария произошла в период, который не предусмотрен страховым полисом. Что это означает? Обычно договор страхования заключается на один год. Но есть еще один период, который может быть от трех месяцев до года, в зависимости от того, сколько было заплачено за страховку. Если авария произошла вне данного периода, страховая компания может предъявить водителю требования о регрессе;
- В том случае, когда срок действия талона технического обслуживания ТС, которое используется для перевозок, завершился. Данное условие не имеет отношения к другим транспортным средствам.
Существует ли возможность избежать регресса?
Избежать материальных потерь можно очень легко – соблюдать правила дорожного движения и условия договора страхования.
Садясь за руль автомобиля проверьте:
- Не истек ли срок действия договор автострахования, если вы вносили оплату не за весь период (год);
- Обратите внимание, есть ли ваше имя среди лиц, которые вписаны в ОСАГО. Позаботьтесь о том, чтобы ваши данные также были занесены в страховой полис;
- Удостоверьтесь, что у вас есть действующая доверенность на управление данным транспортным средством;
- Никогда не садитесь за руль в состоянии алкогольного или другого опьянения. Умейте отвечать за совершенные поступки, не покидайте место аварии.
Если вы будете соблюдать все перечисленные выше правила, вам не грозит никакой регресс.
Есть ли возможность у виновника аварии избежать суброгации?
- Если вы попали в ДТП, во время его оформления инспекторами ГИБДД, поинтересуйтесь, есть ли у других участников аварии действующие договоры страхования. Дело в том, что сотрудники полиции могут и не вносить эту информацию в справку о ДТП, поэтому подобные сведения следует получить самому. Запишите себе реквизиты полисов, а также названия страховых компаний;
- Если ситуация, вследствие которой произошло ДТП, неоднозначная, не торопитесь признавать свою вину. Иногда в ситуации, когда повреждение машины незначительно, водитель признает себя виновным в аварии, тем самым, возможно, принимая на себя вину другого участника дорожно-транспортного происшествия;
- Если вы четко понимаете, что виновными в аварии являются оба участника, добивайтесь от инспектора ГИБДД составления протокола на обоих водителей. Если к вашей просьбе не прислушаются – обжалуйте незаконные действия во всех вышестоящих инстанциях;
- Когда потерпевшая в аварии сторона имеет страховой полис КАСКО, примите участие в определении ущерба от аварии. В дальнейшем данный ущерб может повлечь процедуру суброгации. Сделать это можно направив заявление в страховую компанию, которая застраховала риск повреждения автомобиля по договору КАСКО. В заявлении укажите, что вы желаете присутствовать при экспертизе транспортного средства, поврежденного в ДТП. Ваше присутствие при осмотре состояния машины не позволит страховщикам подтасовать некоторые выгодные для них факты осмотра;
- Обязательно сообщите об аварии в свою страховую компанию. Ваш страховщик также выступает субъектом ответственности по требованиям о выплате ущерба в порядке суброгации;
- Насколько бы грамотными вы ни были в вопросах страхования и выплат материальной компенсации при ДТП, лучше всего будет обратиться за помощью к специалистам.
Особенно важно, если юристы занимаются именно решением спорных вопросов, связанных с договорами автострахования. Страховые компании, как правило, имеют в своем штате квалифицированных юристов, которые с легкостью добьются в процессе судебного разбирательства удовлетворения требований своей страховой компании.
Как написать досудебную претензию виновнику ДТП без ОСАГО?
Что делать, если виновник ДТП не застрахован по ОСАГО, читайте тут.
Как действовать виновнику аварии, если он не имеет материальной возможности вернуть средства страховщикам?
В данной ситуации суд выносит решение, в соответствии с которым у виновника аварии будет удерживаться определенная сумма из его месячного дохода.
Удерживать из зарплаты виновника аварии могут не более 50 %.
В том случае, если данное лицо уже выплачивает какие-то суммы на алименты или еще какие-то долги, то сумма выплат страховой компании должна быть учтена с учетом данного обстоятельства. То есть, в общем, у человека не могут вычитывать более 50 % от общего месячного дохода.
Суброгация и регрессия
Не имеет значения, какую страховку имеет виновник аварии, КАСКО или ОСАГО. И в том и в другом случае, с него могут взыскать необходимые средства. Только основания для этого будут разными.
- Страховой полис КАСКО. Если водитель заключил договор страхования КАСКО, страховая компания имеет право взыскать с него средства, которые были уплачены пострадавшей стороне. Взысканию подлежит только та сумма, которая была выплачена пострадавшему по факту. В том случае, если возмещение ущерба производилось по ОСАГО, то возмещение средств, при наличии у вашего оппонента договора КАСКО, производиться не может;
- Страховой полис ОСАГО. Автовладельцы, заключившие договор по ОСАГО не застрахованы от того, что компания может обязать их выплатить ущерб потерпевшему из собственных средств. Таким образом, страховщики реализуют свое право на регресс. Просто так такая процедура регресса не проводится. Она возможна только в том случае, если со стороны виновника аварии были нарушения условий договора страхования;
- Например, если речь идет об управлении транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения или вождение без прав.
Если страховая компания выдвинула вам подобные требования, оставлять без внимания данную ситуацию нельзя. Дело в том, что так вы можете только навредить сами себе.
Прежде всего, следует разобраться, насколько правомочными являются требования страховщиков. Страховые компании могут воспользоваться своим правом регресса или суброгации только в том случае, если для этого есть веские основания.
Когда вы уверенны, что страховщики злоупотребляют своим положением – отстаивайте свои права в суде. В этом деле стоит заручиться помощью квалифицированных юристов. Дело в том, что в вопросах, касающихся выяснения отношений со страховыми компаниями довольно много нюансов, которые известны только профессионалам.
Какой размер иска, предъявляемого виновнику аварии страховщиками?
В большинстве случаев иск приравнивается к сумме выплат по КАСКО за вычетом предельного лимита по ОСАГО. Но учтите, что выплата по КАСКО осуществляется на основании условий договора, а не в соответствии с ГК РФ. В остальных случаях порядок возмещения вреда регламентируется именно ГК.
Часто выплаты по КАСКО осуществляются без учета износа деталей автомобиля, на основании цен конкретных СТО (указываются в договоре страхования). Кроме этого, к выплатам могут добавляться услуги эвакуатора, экспертиза, вызов аварийного комиссара, прочее.
В соответствии с ГК РФ лицо, виновное в ДТП, должно возместить потерпевшему вред, в том размере, который необходим для полного восстановления транспортного средства с учетом износа деталей автомобиля.
Что делать при получении иска от страховой компании
Вы получили иск от вашей страховой компании – не переживайте, не начинайте надумывать себе различные варианты решения проблемы. Сразу же обращайтесь к адвокату.
В большинстве случаев регресс или суброгация осуществляются страховщиками через некоторое время, а не сразу же после аварии. Это можно назвать специальным тактическим ходом, который не позволяет клиенту собраться с мыслями от неожиданного известия.
Если вы получили подобное извещение, не паникуйте, а постарайтесь внимательно изучить документы, которые были присланы вам страховой компанией вместе с иском.
Обязательно сравните их с теми бумагами, которые должны были остаться у вас после ДТП. Скорее всего, в них обязательно найдутся какие-либо различия.
Если вам повезло, и нечестный маневр страховщиков разгадан, подавайте через своего адвоката апелляционной иск в арбитражный суд по ДТП со страховой компанией.
Если факт различия сведений в документах подтвердиться, результат предпринятых вами действий будет положительным. В крайнем случае, вы сможете добиться снижения суммы компенсации.
Как страховые компании пытаются обмануть своих клиентов?
Материальное благополучие страховщиков зависит от того, насколько честно они будут вести себя со своими клиентами. В делах о регрессе и суброгации компании стараются сделать все возможное, чтобы получить максимальную прибыль.
Иногда они идут даже в разрез с моралью, подделывая документы, необоснованно завышая суммы компенсации, запугивая своих клиентов тем, что им кроме выплат придется оплачивать судебные издержки.
Чтобы не попасться в расставленные страховщиками сети, следует правильно вести себя при наступлении страхового случая, и обязательно консультироваться в таких вопросах с адвокатом.
Так, если вы попали в ДТП, будьте в курсе всех событий и расследований, которые проводятся, присутствуйте на экспертизе, а еще лучше, возьмите с собой на процедуру осмотра автомобиля своего эксперта.
Что говорит по данному вопросу судебная практика?
Сумму компенсации, которую требует страховая компания, можно уменьшить, хотя, как показывает судебная практика, сделать это будет не очень легко.
Полис КАСКО имеет одну особенность, которая позволяет выплачивать пострадавшим сумму, большую, чем того требует ситуация. Дело в том, что в соответствии с данной страховкой, возмещается полный ущерб без учета износа запчастей автомобиля, поврежденного при ДТП.
Например, если в результате аварии в машине пострадавшего была разбита фара, виновнику придется заплатить за абсолютно новую фару, хотя на момент аварии она была уже довольно изношена.
Если говорить о страховании по ОСАГО, то там картина совсем другая. Часто в суде возникают спорные моменты именно по этому поводу.
В данном случае все зависит от того, насколько высок профессиональный уровень вашего адвоката. Если он действительно хороший специалист, то, скорее всего, его действия помогут вам снизить сумму компенсации. В судебной практике таки ситуации встречаются довольно часто.
Доплата за ремонт после ДТП: с кого взыскать деньги
После ДТП водитель получила в своей страховой 50 000 на ремонт машины. Но на СТО пришлось заплатить в два раза больше. Разницу женщина хотела взыскать с виновника ДТП. Но три инстанции решили, что доплачивать должен не нарушитель, а его страховая. Верховный суд считает иначе. Плюс такого подхода в том, что потерпевший не ограничен лимитом ОСАГО в 400 000 руб., объясняет один юрист. А другой считает, что по закону пострадавший может полностью компенсировать ущерб и через свою страховую.
Ремонт вышел дороже
В декабре 2017-го в Hyundai Solaris Надежды Бурковой* въехал грузовик Scania, который принадлежал обществу «Каштак». Оказалось, что в ДТП виноват водитель грузовика.
Страховая компания «Согласие», где Буркова оформляла ОСАГО, выплатила ей 51 000 руб. на ремонт машины. При расчете этой суммы учли износ поврежденных деталей, как это позволяет сделать единая методика Центробанка. Но на ремонт Буркова потратила намного больше – почти 110 000 руб. Разницу в 59 000 руб. женщина решила получить с «Каштака», ведь в аварии виноват его водитель. Добровольно компания платить деньги не стала. Если ущерб не превышает 400 000 руб., его должна возместить страховая компания, решило общество.
Буркова подала иск в Сакский районный суд Крыма. Но тот подтвердил позицию «Каштака». Недоплаченную сумму страхового возмещения нужно взыскивать со страховой компании причинителя вреда, разъяснила первая инстанция (дело № 2-1141/2019). Апелляция и первая кассация согласились с этим. Тогда Буркова обратилась в Верховный суд.
ВС: доплачивает виновник ДТП
В Верховном суде спор рассмотрела «тройка» под председательством Александра Киселева. Если страховой выплаты не хватает на ремонт, потерпевший может взыскать разницу с виновника ДТП, решили судьи (дело № 127-КГ21-5-К4).
Размер ущерба для выплаты страхового возмещения по договору ОСАГО и размер ущерба, который возмещает причинитель вреда, определяются по разным правилам, напомнил ВС.
Во-первых, страховая учитывает износ деталей. Из-за этого потерпевший получает меньше денег. А во-вторых, отличаются и цены. Единая методика Центробанка при взыскании ущерба напрямую с виновника ДТП не применяется. В этом случае по ОСАГО должна платить страховая потерпевшего, а не виновника аварии. Но она не может дать больше, чем позволяет единая методика.
Разницу между страховым возмещением и рыночной ценой ремонта нужно взыскивать с виновника ДТП, считает ВС.
ВС Республики Крым, куда гражданская коллегия вернула спор на новое рассмотрение, отменила решение первой инстанции и удовлетворила иск – но акт апелляционного суда еще не опубликован (№ 33-6021/2021).
А точно ли не платит страховая?
Потерпевший может взыскать разницу с виновника ДТП, но только если получил от страховой 400 000 руб. – максимально возможную сумму, считает Александр Домнин из Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Федеральный рейтинг. × . Но если бы вред компенсировали так, как этого требует закон об ОСАГО, потерпевший получил бы полностью отремонтированный новыми деталями автомобиль, подчеркивает юрист. И все это за счет страховой.
Вред легковым машинам, которые принадлежат россиянам и зарегистрированы в РФ, по общему правилу возмещается не деньгами, а ремонтом. Его оплачивает страховая, используются только новые детали.
Если страховая не дает направление на ремонт, нужно обращаться не к виновнику ДТП, а через суд требовать от страховой либо это направление, либо компенсацию деньгами.Стоимость ремонта страховая оплачивает без учета износа запчастей.
Ольга Туренко из Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции × видит в позиции ВС и полезный акцент. Суд подчеркнул, что размер ущерба для выплаты по ОСАГО и размер ущерба, который возмещает виновник ДТП, определяются по-разному. Во втором случае потерпевший не ограничен лимитами и может претендовать на полное возмещение вреда, объясняет она.
Но есть проблема, добавляет Домнин. При экспертизе стоимости восстановительного ремонта практически все оценщики используют единую методику Центробанка, говорит эксперт. И если размер ущерба определен исходя из фактических затрат на ремонт, у суда может возникнуть вопрос, почему эти затраты больше стоимости, рассчитанной по средним ценам региона в соответствии с единой методикой. Судья может решить, что потерпевший злоупотребляет своим правом. А значит, есть риск отказа в иске.
В каких случаях страховая может заставить виновника ДТП оплачивать его?
Мы уже касались случаев, когда виновник ДТП может быть призван к ответу, получив обязательство оплатить часть или полный объем ущерба, причиненного им в ДТП. В частности, мы рассматривали случаи, когда сумма выплат по ОСАГО может не совпадать с реальной компенсацией потерпевшим, а также когда автомобилем управляет водитель, не вписанный в полис ОСАГО. И последнее относится как раз к той категории нарушений, которые интересуют нас сегодня: это случаи, когда страховая компания вправе получить от виновника ДТП полную компенсацию выплат, осуществленных ей по договору ОСАГО. Ведь на самом деле, таких условий немало, и все они гарантируют, что закон окажется на стороне страховщика. Давайте рассмотрим их все.
П раво страховщика требовать компенсации выплаченного им ущерба регламентируется Федеральным законом № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а конкретно – соответствующей статьей 14, которая фиксирует «право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред». Теперь давайте рассмотрим эту статью по пунктам и выясним все случаи, когда виновника ДТП могут заставить компенсировать затраты страховой компании.
Подпункт «а» пункта 1 статьи 14 указывает, что «к страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если вследствие умысла указанного лица был причинен вред жизни или здоровью потерпевшего». Иными словами, если при изучении обстоятельств ДТП будет установлено, что виновник ДТП с пострадавшими или погибшими действовал умышленно, страховая вправе через суд в полном объеме взыскать с него все компенсационные выплаты, которые она осуществила.
Подпункт «б» устанавливает право страховщика на регрессное требование к виновнику ДТП, если «вред был причинен указанным лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного)». То есть, пьяные виновники ДТП будут платить за все сами – во-первых, страховая истребует с них все выплаченные потерпевшим деньги, а во-вторых, потерпевшие вправе потребовать от них дополнительной компенсации ущерба, который не был покрыт максимальной страховой выплатой.
К сожалению, на данный момент у пьяных водителей еще есть лазейка: к пьяным не причисляют тех, кто отказался от освидетельствования или специально употребил алкоголь после совершения ДТП. Однако с 29 октября 2019 года вступят в силу поправки, которые устранят эту недоработку: в подпункт «б» будут включены случаи, когда «указанное лицо не выполнило требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения или оно не выполнило требование Правил дорожного движения Российской Федерации о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен».
Подпункт «в» гласит, что страховщик может требовать компенсации от виновника ДТП, если он «не имел права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред». Формулировка довольно широкая: в нее входят как водители, лишенные прав, так и те, кто, к примеру, управлял автомобилем категории, не открытой в действующих правах.
В подпункте «г» указана возможность регрессного требования к виновнику аварии, если он скрылся с места дорожно-транспортного происшествия. Разумеется, для этого потребуется установить личность виновника, чем и пользуются некоторые малодушные личности, стремящиеся избежать заслуженного наказания. Тем не менее, если виновник ДТП будет найден, на него ляжет полная финансовая ответственность за содеянное.
Об этом варианте мы упоминали в отдельном материале: подпункт «д» устанавливает право страховщика на компенсацию его расходов, если автомобиль виновника был застрахован, но сам виновник не был вписан в действующий страховой полис. Разумеется, речь идет только так называемых «закрытых» или «ограниченных» полисах ОСАГО – если он был заключен в отношении неограниченного круга лиц, страховая компания обязана компенсировать ущерб самостоятельно.
Статья 11 закона об ОСАГО устанавливает обязанности водителей при ДТП: в частности, виновник обязан в течение 5 рабочих дней уведомить свою страховую компанию об аварии и не приступать к ремонту или утилизации пострадавшего автомобиля в течение 15 дней после нее, поскольку страховщик в этот период вправе потребовать проведения его осмотра или технической экспертизы. Подпункт «з» статьи 14 устанавливает возможность регрессного иска от страховой в виновному лицу, если «до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы». Проще говоря, если виновник ДТП начнет ремонт или утилизацию машины, на которой он попал в аварию, до истечения срока в 15 рабочих дней, страховая может потребовать от него компенсации своих выплат потерпевшим.
Еще один подпункт под буквой «к» устанавливает ответственность виновника ДТП, даже если он был вписан в действующий полис ОСАГО, но при покупке этого полиса онлайн были указаны недостоверные данные, чтобы уменьшить его цену. Как известно на итоговую стоимость полиса влияют разные коэффициенты – территориальный, возрастной и так далее, и если какой-то из них оказался неверным, что сделало полис дешевле, то такая небольшая «экономия» может обернуться куда боле серьезными затратами при ДТП.
Помимо рассмотренных выше случаев пункт 1 статьи 14 содержит еще два подпункта, которые не актуальны для владельцев легковых автомобилей. Так, подпункт «и» устанавливает возможность регрессного требования страховой к виновнику ДТП, если им стал водитель легкового такси, автобуса, грузового автомобиля, оборудованного для пассажироперевозок, или автомобиля для перевозок опасных грузов, если на указанное транспортное средство нет действующей диагностической карты. Владельцы указанных выше машин обязаны проходить техосмотр дважды в год, а актуальная диагностическая карта – обязательное условие для осуществления страховых выплат.
Второй подпункт, который мы упомянем здесь, еще не вступил в силу: абзац под буквой «л» станет актуален с 29 октября 2019 года. Он указывает, что страховая имеет право на регрессное требование к лицу, ставшему виновником ДТП, если «вред был причинен указанным лицом при использовании транспортного средства с прицепом при условии, что в договоре обязательного страхования отсутствует информация о возможности управления транспортным средством с прицепом, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям». Обратить внимание стоит на самый конец формулировки: прицепы к легковым автомобилям не входят в число поводов для судебного разбирательства – здесь речь идет о грузовых машинах и прицепах к ним, которые должны фигурировать в полисе ОСАГО.
Взыскание денег с виновника ДТП
Практически каждый день на Драйве появляются посты про то, как страховые компании или пострадавшие в ДТП требуют с виновника ДТП денег, несмотря на то, что страховая выплата не превысила лимит в 400 тысяч рублей.
Когда смотришь комментарии, то большинство сводится к “добрым” советам — денег не платить, посылать в лес и “совсем обнаглели, жулики, лимит не превышен”.
Устав спорить в комментариях о том, что пострадавшие в ДТП и даже страховые компании правы, я решил создать этот пост.
Что такое ОСАГО — знают все, про максимальный размер страховой выплаты (при повреждениях только авто) в 400 тысяч рублей знают тоже практически все, но вот про изменения в нашем законодательстве многие не в курсе.
Как было с самого начала? Страховые компании считали стоимость восстановительного ремонта по своим внутренним убеждениям в минимальном размере, пострадавший пересчитывал эту сумму у первого попавшегося оценщика по среднерыночной стоимости, а разницу суд всегда взыскивал со страховой компании, виновник ДТП в этом процессе не участвовал (кроме случаев регресса, но мы о них сейчас не говорим).
Как стало потом? Страховые компании пролоббировали через Центробанк Единую методику определения расходов на восстановительный ремонт и стали выплачивать деньги по минимальным расценкам, несмотря на то, что для ремонта пострадавшего в ДТП авто в реальности требовалось намного бОльшая сумма, но виновник ДТП в этом процессе опять не участвовал, так как все суды считали, что доплачивать разницу пострадавшему должна только страховая компания и только в том случае, если она занизила выплату по Единой методике. Ну а если выплата не была занижена, но ее все равно не хватило потерпевшему на ремонт, то “сорри, Майкл, итс бизнес”.
Как стало с марта 2017 г? Группа инициативных товарищей обратилась в Конституционный суд РФ с заявлением об оспаривании конституционности п. 1 ст. 1064 и ст. 1072 ГК РФ, согласно которым разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба должна выплачивать только страховая компания, а не виновник ДТП. Рассмотрев жалобу и изучив действующее законодательство, Конституционный суд в своем Постановлении № 6-П от 10.03.2017 г. установил:
“Предусматривая максимальный размер страховой выплаты, на которую вправе рассчитывать потерпевший в случае причинения ему вреда, законодатель обозначил пределы, в которых путем осуществления страховщиком страховой выплаты потерпевшему гарантируется возмещение вреда.
Институт обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств не может подменять собой институт деликтных обязательств, регламентируемый главой 59 ГК РФ, и не может приводить к снижению размера возмещения вреда, на которое вправе рассчитывать потерпевший.
Как показывает практика, размер страховой выплаты, расчет которой производится в соответствии с Единой методикой, может не совпадать с реальными затратами на приведение поврежденного транспортного средства в состояние, предшествовавшее повреждению.
Таким образом, закон предполагает возможность возмещения виновником, гражданская ответственность которого застрахована по договору обязательного страхования, потерпевшему, которому страховой организацией выплачено страховое возмещение в размере, исчисленном в соответствии с Единой методикой, имущественного вреда исходя из принципа полного его возмещения, если потерпевшим представлены надлежащие доказательства того, что размер фактически понесенного им ущерба превышает сумму полученного страхового возмещения”.
Таким образом, Конституционный суд РФ прямо признал право потерпевшего взыскать разницу между выплаченной ему суммой со стороны страховой компании в рамках Единой методики и суммой, потраченной им на ремонт своего авто, с виновника ДТП, даже если страховая выплата не превысила максимальный размер в 400 тысяч рублей.
После этого ситуация по ОСАГО стала развиваться и 28.03.2017 г. были внесены изменения в ст. 12 ФЗ “Об ОСАГО”.
п. 23 — с лица, причинившего вред, может быть взыскана сумма в размере части требования, оставшейся неудовлетворенной в соответствии с настоящим Федеральным законом.
И, наконец, точку в этом деле поставил Верховный суд РФ в своем Постановлении Пленума № 58 от 26.12.2017 г.
п. 35 — Причинитель вреда, застраховавший свою ответственность в порядке обязательного страхования в пользу потерпевшего, возмещает [потерпевшему] разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба если страхового возмещения недостаточно для полного возмещения причиненного вреда.
С учетом указанных изменений в законодательстве, в настоящее время пострадавший в ДТП имеет абсолютное право взыскать с виновника ДТП доплату, которая ему необходима для ремонта своего авто, если страховой выплаты, рассчитанной по Единой методике, не хватило, даже если эта страховая выплата не превысила 400 тысяч рублей.
Защищен ли виновник ДТП от завышенных требований? Безусловно.
Как указал Конституционный суд,
“лицо, к которому потерпевшим предъявлены требования о возмещении разницы между страховой выплатой и фактическим размером причиненного ущерба, не лишено права ходатайствовать о назначении соответствующей судебной экспертизы, о снижении размера подлежащего выплате возмещения и выдвигать иные возражения.
В частности, размер возмещения, подлежащего выплате лицом, причинившим вред, может быть уменьшен судом, если ответчиком будет доказано или из обстоятельств дела следует с очевидностью, что существует иной, более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений подобного имущества. Кроме того, такое уменьшение допустимо, если в результате возмещения причиненного вреда с учетом стоимости новых деталей, узлов, агрегатов произойдет значительное улучшение транспортного средства, влекущее существенное и явно несправедливое увеличение его стоимости за счет лица, причинившего вред (например, когда при восстановительном ремонте детали, узлы, механизмы, которые имеют постоянный нормальный износ и подлежат регулярной своевременной замене в соответствии с требованиями по эксплуатации транспортного средства, были заменены на новые)”.
Для тех, кто все равно считает, что владелец старых жигулей не имеет право требовать доплаты с виновника ДТП в размере стоимости новых запчастей, я еще раз процитирую вот этот абзац:
уменьшение допустимо, если в результате возмещения причиненного вреда с учетом стоимости новых деталей, узлов, агрегатов произойдет значительное улучшение транспортного средства, влекущее существенное и явно несправедливое увеличение его стоимости за счет лица, причинившего вред (например, когда при восстановительном ремонте детали, узлы, механизмы, которые имеют постоянный нормальный износ И ПОДЛЕЖАТ РЕГУЛЯРНОЙ СВОЕВРЕМЕННОЙ ЗАМЕНЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ТС, были заменены на новые)
То есть, если вы въехали в 40 летние Жигули и помяли дверь, а страховой выплаты не хватит на замену двери, то вы будете платить владельцу этих Жигулей разницу между страховой выплатой и стоимостью НОВОЙ двери, так как дверь не является запчастью, подлежащей регулярной своевременной замене и в данном случае не важно, что помятой двери было 40 лет, ее замена на новую не является улучшением транспортного средства.
Ну и в завершении остановлюсь еще на одном моменте — в ФЗ “Об ОСАГО” есть замечательный пп. “ж” п. 16.1 ст. 12, в соответствии с которым пострадавший имеет право получить страховую выплату вместо обязательного ремонта, если он заключил соглашение со страховой компанией. В связи с этим, доводы виновника о том, что пускай пострадавший везет машину на ремонт и делает ее за счет страховой компании, а не требует с меня денег, не основаны на законе. Право получить деньги вместо ремонта — это именно право пострадавшего, данного права никто лишить не может и если страховая компания согласна на выплату, то мнения виновника никто спрашивать не должен.
ПыСы — личное мое мнение, что ОСАГО нужно и важно, ибо в 90% случаях позволяет избежать каких-либо финансовых расходов в случае ДТП, а еще позволяет потерпевшему спокойно, без судов и паяльников, получить деньги на ремонт, в оставшихся же 10% случаев ОСАГО позволяет виновнику заплатить, например, не 150 тысяч, а доплатить всего 20 тысяч, что тоже довольно существенно.
Может ли страховая компания взыскать деньги с виновника ДТП по ОСАГО
Дорожно-транспортные происшествия не редкость, несмотря на все условия безопасности и правила дорожного движения. У каждого автомобилиста должен быть страховой полис ОСАГО. В случае ДТП страховка покрывает ущерб. Но страховые компании имеют право требовать от виновника ДТП возмещения затрат.
В каких случаях страховщик может взыскать денежные средства с виновника происшествия
При оформлении ОСАГО автовладелец страхует не свое имущество (то есть автомобиль), а гражданскую ответственность. При ДТП страховщик выплачивает деньги только пострадавшему. Выплаты страховой компании идут на ремонт транспорта пострадавшей стороны и на возмещение ущерба здоровью (лечение и т.п.).
Ситуации, при которых СК может взыскать с виновника аварии деньги:
- Водитель умышленно сделал или спровоцировал аварию: специально наехал на пешехода, врезался в машину с целью повредить ее и т.д.
- Водитель-виновник был в состоянии опьянения. В данном случае виновнику не удастся избежать регресса. Кроме того, его лишат прав и оштрафуют.
- Виновник скрылся с места ДТП. Человек, который сбегает с места аварии, автоматически считается виноватым.
- Водитель управлял автомобилем без прав (или лишен прав).
- Виновник не имеет страхового полиса ОСАГО или не вписан в него.
- Авария произошла в стране, на территории которой не действует полис ОСАГО.
- Водительское удостоверение водителя просрочено или просрочен полис техосмотра, диагностическая карта.
- Автомобилист несвоевременно обратился в СК.
В этих ситуациях страховщик потребует возместить денежные средства или же откажется их выплачивать. Если у виновника нет ОСАГО или полис просрочен, то ответственность за возмещение ущерба полностью лежит на его плечах.
Кто обязан заплатить по автогражданке в случае аварии
В случае ДТП выплачивать компенсацию должен виновник аварии. При этом установить виновного и обязать его к выплатам может только суд. Страховщик виновника выплачивает деньги потерпевшей стороне, а незастрахованному лицу, виновному в аварии.
Если водитель стал виновником ДТП, но хочет получить страховую выплату, есть три варианта развития дальнейших событий:
- водителю ничего не выплатят по ОСАГО, если он единственный виновник аварии и, если внешние факторы не могли повлиять на совершение ДТП;
- виновнику могут выделить частичную компенсацию (если он докажет на нее свое право в суде);
- при наличии полиса добровольного страхования КАСКО виновнику выплатят полную сумму ущерба. Эта страховка стоит дороже, чем ОСАГО, но она гарантирует страховые выплаты в любых ситуациях, вне зависимости от виновности водителя.
Когда нужно обращаться в страховую компанию
Водитель должен обратиться в СК в течение пяти дней с момента аварии. Нужно предоставить все документы, которые имеются на момент обращения. Конечно, деньги не выдадут сразу и лично в руки. Все зависит от того, установлен ли виновник (судом или по решению сторон) и каков размер ущерба. Отводится время и на то, чтобы провести экспертизы. Например, 5 дней с момента аварии дается на предоставление автомобиля в СК для оценки ущерба.
Что такое регресс
Регрессом называется правовой механизм, по которому страховщик может потребовать от застрахованного у него лица возместить уплаченные средства за нанесенный вред при ДТП по страховому случаю (ГК РФ). То есть виновник аварии обязан возмещать ущерб, причиненный другим лицам.
ВНИМАНИЕ! Получить иск о регрессе можно в течение трех лет с момента ДТП. То есть даже после выплаты СК может взыскать денежные средства.
Кто и при каких условиях выплачивает
Регресс действует следующим образом:
- Страховая компания выплачивает деньги потерпевшим лицам.
- Затем страховщик требует эти выплаченные средства у виновника ДТП. Таким образом потерпевшие не остаются без денег за ущерб, а виновник должен возместить средства не напрямую пострадавшим, а страховщику.
Страховая компания должна иметь основания для регресса. То есть виновник должен быть установлен судом. Если суда не было, а составлен только протокол о ДТП, то страховая компания не имеет права считать кого-либо из сторон виновником аварии и требовать деньги.
Как его избежать
Чтобы избежать регресса, нужно доказать, что авария произошла в ситуации, при которой регресс неприменим. Нужно написать возражение и подать встречный иск о неправомерных действиях страховой компании. Нужно иметь доказательства неправомерности действий страховщика (показания свидетелей, фото, видеозаписи).
Не получится избежать регресса, если виновник ДТП был пьян, не имел необходимых документов или неправомерно находился за рулем ТС.
Процедура возмещения ущерба
Выплачивать деньги должна страховая компания виновника. Желательно сразу после аварии сообщить страховщику о ДТП. Потерпевший также должен сообщить о произошедшем своему страховщику. Сделать экспертизу авто нужно в течение пяти дней. Непредоставление ТС на экспертизу препятствует получению финансового возмещения.
- заявление. Его бланк есть на сайте страховой компании, но можно написать и в свободной форме;
- документы, удостоверяющие личность – копия паспорта, водительские права.
- оригинал страхового полиса ОСАГО;
- справка из ГИБДД об участии в ДТП. Составляется на специальном бланке, согласно постановлению №185 МВД РФ;
- документ об аварии из ГИБДД. Должен соответствовать требованиям приказа №154 от 01.04.2011;
- свидетельство о регистрации автотранспортного средства и документ, подтверждающий право собственности (ДКП или другие договоры);
- квитанции о дополнительных расходах. Это могут быть услуги эвакуатора или стоянки;
- реквизиты для получения денежных средств.
Если нет страховки
Без ОСАГО нельзя управлять автомобилем. Каждое ТС должно быть застраховано — таковы требования закона. Если у автомобилиста-виновника нет страховки, то пострадавшая сторона должна обратиться в суд. Там установят степень виновности и обяжут виновника выплатить ущерб.
Эксплуатация транспортного средства без страховки ОСАГО разрешена только в течение 10 суток с момента покупки машины. При этом водитель всегда должен возить с собой документ, подтверждающий право собственности. Например, договор купли-продажи. Там обязательно должна стоять дата заключения сделки. Если ОСАГО не оформлен за этот период, то автомобиль, попавший в ДТП, заберут на штрафстоянку, а водителя оштрафуют.
Если страховой полис поддельный
Страховой полис ОСАГО — это официальный документ и за его подделку наступает уголовная ответственность (пункт 3 ст. 327 УК РФ). Того, кто подделал полис, будут судить. Наказание в данном случае — штраф 80 000 рублей или в размере заработной платы осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо арест на срок до 6 месяцев.
Если у виновника аварии будет полис-подделка, то этот факт обязательно вскроется. Потерпевшая сторона получит компенсацию «из кармана» виновника, которого будут судить не только из-за ДТП, но и по статье УК РФ.
ВАЖНО! Иногда автомобилисты покупают поддельные полиса не специально, а по незнанию. Если владелец машины не вносил никакие коррективы в купленный полис и не знал, что это подделка, то он может обойтись штрафом в размере 800 рублей (за отсутствие ОСАГО). Но виновнику аварии с ненастоящим полисом все равно придется выплачивать деньги потерпевшей стороне. Оформлять ОСАГО нужно только в проверенных страховых компаниях, имеющих лицензию.
Алгоритм действий потерпевшего
При ДТП нужно действовать следующим образом:
- Немедленно остановиться, не смещаясь с места столкновения. Включить аварийную сигнализацию, заглушить авто, выставить знак.
- Согласованно со второй стороной вызвать ГИБДД. Если в аварии участвовало не более двух ТС, никто не пострадал и сумма ущерба не превышает 50 тысяч (например, есть только небольшая царапина), то стороны, придя к общему заключению о виновности, могут разъехаться или составить европротокол.
- Нужно зафиксировать на фото или видео все повреждения (как на ТС, так и у людей).
- Прежде чем подписывать протокол, нужно проверить его корректность.
- Если кто-то из участников ДТП скрылся с места происшествия, то необходимо сообщить об этом в ГИБДД. По возможности следует зафиксировать марку и номер ТС. Можно привлечь свидетелей.
- После оформления всей документации нужно обратиться в страховую компанию и предоставить машину на экспертизу.
Потерпевший и виновник могут настаивать на проведении независимых экспертиз: трасологической, автотехнической, гидрометеорологической и других.
Если виновник аварии не собственник автомобиля
Главное требование для выплат по ОСАГО — виновник должен быть включен в страховой полис. Ему не обязательно быть автовладельцем. Если виновник не включен в страховку, то СК не будет выплачивать средства. Если виновник происшествия не владелец авто, но включен в страховой полис, то ОСАГО будет действовать.
От каких факторов зависит сумма ущерба
Все транспортные средства должны пройти независимую экспертизу с оценкой ущерба. Общая сумма складывается из:
- ущерба, нанесенного транспорту (повреждения);
- ущерба, нанесенного людям. Здесь учитываются не только затраты на лечение, но и моральный ущерб. Если в результате аварии кто-то погибнет, то виновника привлекут по УК РФ.
Когда возможно частичное возмещение
Частичное возмещение возможно при обоюдной виновности сторон. Но ее должен установить суд. Водителю ничего не выплатят по ОСАГО, если он единственный виновник аварии и, если ДТП произошло не в результате влияния внешних факторов.
Обоюдная вина — трудноразрешимая ситуация, поскольку каждый участник ДТП одновременно становится и потерпевшим, и виновником. Если виновников несколько, то каждый из них имеет право на частичное возмещение ущерба.
Судебные решения взыскания ущерба
Страховые компании в целях личной выгоды часто используют регресс. Законопослушные и недостаточно подкованные в юридическом плане граждане, чтобы избежать разногласий, возвращают СК деньги. Но не нужно торопиться: вполне вероятно, что страховщик действует неправомерно. Стоит запастись аргументами и подать встречный иск.
Доказательствами со стороны ответчика будут:
- Наличие оформленного по всем правилам европротокола, который был отдан в СК.
- Машина была осмотрена представителями СК — есть документы, подтверждающие это.
- У застрахованного есть письменный ответ от СК на запрос о возмещении убытков по ОСАГО.
Можно дополнительно использовать другие аргументы. Каждая ситуация рассматривается индивидуально. На практике судебное решение часто бывает положительным для автомобилиста-ответчика. Важно, чтобы после ДТП водитель не покидал место аварии, иначе регресс будет удовлетворен и придется вернуть деньги СК.