Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ: основания для включения, правила ведения, образец справки об отсутствии в РНП

Как не попасть в РНП

В реестр недобросовестных поставщиков, или РНП, попадают нарушители госзаказов. Чтобы оказаться в реестре, много не надо, достаточно забыть подписать контракт.

На рынке госзакупок ежегодно заключаются контракты на несколько триллионов рублей. Доходы от госзакупок часто составляют основную долю выручки для многих предпринимателей — поставщиков и подрядчиков B2B, которые продают свои товары или выполняют заказы для государственных и муниципальных нужд. Если участвовать в госзакупках становится невозможно, это серьезно бьет по карману предпринимателя.

Но избежать попадания в реестр недобросовестных поставщиков можно. В статье расскажу, как это можно сделать.

Что такое РНП

Реестр недобросовестных поставщиков, или РНП — это список, в который вносят участников закупок, нарушивших обязательства контракта. Список выведен в один из разделов ЕИС — единой информационной системы закупок. Попадая в реестр, предприниматель теряет возможность выигрывать контракты на 2 года.

В закупках по 44-ФЗ есть поставщики, исполнители и подрядчики. Поставщик доставляет товары, исполнитель оказывает услуги, подрядчик выполняет работы. Несмотря на название, РНП грозит не только поставщикам, но и подрядчикам, исполнителям по контрактам, которые нарушают свои обязательства.

Отдельный РНП есть в закупках по закону 223-ФЗ . Но там свой порядок, о нем подробнее в другой раз.

За что попадают в РНП

Государство установило довольно жесткие правила отбора поставщиков и исполнителей в госзакупках.

Основных правил два:

  1. Если участник победил в закупочной процедуре, то в итоге он должен заключить контракт.
  2. Если контракт заключен, его нужно исполнить на оговоренных условиях.

Если эти правила не нарушать, то все будет хорошо. Участник закупки, признанный победителем по итогам закупочной процедуры — конкурса, аукциона, запроса котировок или предложений, — заключает контракт, исполняет его и получает оплату в установленном контрактом размере.

Процедуру и причины, по которым исполнителя могут включить в РНП, определяет статья 104 закона 44-ФЗ . Причин всего две:

  1. Уклонение исполнителя от заключения контракта.
  2. Существенное нарушение условий контракта исполнителем, из-за чего заказчик расторгает его в одностороннем порядке или контракт расторгается судом по требованию заказчика.

Расскажу подробнее про каждую.

Уклонение от заключения контракта. Обычно именно по этой причине заказчики направляют сведения об участниках закупок для включения в РНП.

Если вы думаете, что речь о каком-то намеренном действии, то это не совсем так. Процедура заключения контракта строго регламентирована законом.

Вот как все происходит: когда, например, аукцион завершается, заказчик направляет контракт в электронной форме участнику-победителю — в течение 5 дней. Этот контракт приходит в личный кабинет победителя на электронной площадке, где проходили торги, и тот получает уведомление на свою электронную почту.

Дальше уже победитель аукциона в течение 5 дней должен подписать контракт и направить его заказчику вместе с обеспечением исполнения контракта — это деньги или поручительство банка, которые гарантируют, что победитель закупки выполнит свои обязательства. Если победитель не согласен с условиями контракта, он должен направить заказчику протокол разногласий. Если этого не сделать, заказчик обязан признать победителя аукциона уклонившимся и передать сведения об этом в Федеральную антимонопольную службу — ФАС.

Несмотря на простые правила, на практике победители довольно часто не подписывают контракт вовремя. Обычно у участников нет намерения уклоняться от заключения контракта.

Например, был случай, когда победитель не получил уведомление о том, что контракт поступил в личный кабинет, и из-за этого пропустил срок. На заседании в Удмуртском УФАС — Управлении Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике — он пояснил, что уведомление от электронной площадки попало в папку спам, из-за чего он его не увидел. УФАС признало причину неуважительной и включило участника в РНП. Участник обжаловал решение в суде, но ему отказали.

Ко мне недавно обратился участник закупки, который не подписал контракт вовремя из-за регламентных работ в ЕИС — площадке, где происходят закупки. Он должен был подписать контракт до 31 августа 2020 года включительно. Но с 27 по 31 августа в ЕИС были регламентные работы, и войти в личный кабинет он не смог. Он подписал контракт уже 1 сентября, за пределами установленных сроков, а заказчику отправил письмо, почему нарушил сроки. Заказчик пошел навстречу, и контракт был заключен. Но далеко не все заканчивается так благополучно.

Постановление арбитражного судаPDF, 259 КБ

Заказчик несет свою ответственность, если вовремя не сообщит о нарушениях в ФАС. Если не направить сведения для внесения в РНП, то виновного работника оштрафуют на 20 000 Р . Поэтому такие сведения направляют, если для этого есть малейший повод, а ФАС уже разбирается.

Нарушение условий контракта исполнителем. Попасть в РНП можно за нарушение условий контракта, то есть плохое исполнение контракта или его неисполнение.

Не за любое нарушение включат в РНП. Такое нарушение должно быть, как сказано в законе, существенным.

Например, если поставщик привез товар с опозданием на пару дней, то это нарушение контракта. Но за него начислят пени. А если поставщик многократно нарушает сроки поставки, это уже может быть существенным. У заказчика может закончиться терпение из-за того, что его регулярно подводят, и он может отказаться от исполнения контракта. В этом случае поставщику грозит не только пени за просрочку, но и штраф за неисполнение контракта, а также РНП.

Здесь есть важный нюанс. Если исполнитель контракта его нарушает, РНП грозит только, если контракт расторгнут по решению суда или если заказчик отказался от его исполнения в одностороннем порядке. Если нарушение было, но стороны расторгли контракт по соглашению сторон, в РНП никого не внесут.

Что ждет нарушителя правил госзакупок

Если нарушить правила госзакупок, то исполнителя ждут неприятности — штрафы, пени, взыскание убытков, а кого-то могут внести в реестр недобросовестных поставщиков. Одновременно могут применить сразу несколько мер наказания, все зависит от обстоятельств.

Если уклониться от заключения контракта, например не подписать контракт в установленные сроки или не предоставить обеспечение исполнения контракта, грозит вот что:

  1. Потеря обеспечения заявки. Если участник уклоняется от заключения контракта, то может потерять деньги, которые внес как гарантию того, что заключит контракт. Это 0,5—5% от начальной цены контракта.
  2. Взыскание убытков заказчика. Например, победитель в аукционе предложил оказать услуги по охране за 140 000 Р и уклонился, а заказчик в итоге заключил контракт со следующим исполнителем на 190 000 Р . Убыток заказчика — 50 000 Р — должен выплатить уклонившийся от заключения контракта участник.
  3. Внесение в РНП. Участника признают недобросовестным и включают в реестр нарушителей госзаказов.

Если победитель конкурса или аукциона не подпишет контракт, он как минимум потеряет обеспечение заявки. Если выяснится, что уклонение было умышленным, то его внесут в РНП. А если при этом у заказчика возникнут убытки, то он может предъявить их в судебном порядке.

Если же контракт заключен, но не выполнен, плохому исполнителю грозит:

  1. Пеня за просрочку. 1/300 ключевой ставки ЦБ за каждый день просрочки.
  2. Штрафы — до 10% от цены контракта или начальной цены контракта в зависимости от обстоятельств заключения контракта за каждый факт ненадлежащего исполнения.
  3. Взыскание убытков. Например, если заказчику придется переделывать часть работ, которые должен был сделать исполнитель.
  4. Потеря обеспечения исполнения контракта. Заказчик может обратить взыскание на обеспечение в счет неустойки (пени, штрафов), начисленных по контракту, убытков, неотработанного аванса.
  5. Включение в РНП.

Почему в РНП лучше не попадать

Для многих участников госзакупок попасть в реестр недобросовестных поставщиков — это худшее наказание. Целых два года такой предприниматель не сможет участвовать в закупках.

Закон 44-ФЗ дает заказчикам возможность ограничивать доступ ненадежных поставщиков к своим закупкам.

При подготовке закупочной документации заказчики устанавливают требования к участникам закупок. Одним из таких требований является отсутствие сведений об участнике в РНП.

И хотя в законе написано, что заказчики вправе, но не обязаны устанавливать такое требование, на практике оно есть в каждой закупочной документации. Так заказчики не допускают недобросовестных исполнителей получить госзаказ, потому что не хотят иметь с ними дело. Если такой участник подает заявку, то ее отклоняют в ходе проведения закупочных процедур.

В РНП включают не только сведения о фирме. Туда заносят и сведения о ее участниках и руководителе. Поэтому зарегистрировать новую фирму с теми же участниками и вернуться на рынок закупок не получится.

И еще один неприятный момент. У антимонопольной службы есть два реестра недобросовестных поставщиков: один по закону о госзакупках 44-ФЗ , второй по закону о закупках отдельных юридических лиц — 223-ФЗ.

По закону 44-ФЗ закупаются в основном органы власти и казенные учреждения. По закону 223-ФЗ заказы размещают субъекты естественных монополий, компании с долей участия государства, бюджетные и автономные учреждения.

Если попасть в РНП по закону о госзакупках, то можно потерять возможность участвовать в закупках не только по 44-ФЗ , но также и по 223-ФЗ . Дело в том, что в закупках по 223-ФЗ заказчики зачастую требуют, чтобы сведения об участниках отсутствовали в обоих реестрах.

Кто и как вносит участника закупки в РНП

Процедуру внесения в РНП начинает заказчик — отправив сведения в антимонопольную службу. А там уже принимают решение, вносить ли участника торгов в РНП или нет.

Заказчик отправляет сведения в антимонопольный орган, если:

  1. контракт не подписан победителем в установленный срок;
  2. контракт расторгнут судом или заказчик отказался от исполнения контракта из-за нарушений поставщика.

Антимонопольная служба приглашает заказчика и участника закупки на заседание. К этому заседанию участник может представить пояснения, почему он нарушил контракт или не подписал его. От того, как участник объяснит свое поведение, будет во многом зависеть и решение.

Решая вопрос о внесении в РНП, антимонопольная служба должна учитывать поведение участника. На это обратил внимание Верховный суд РФ в обзоре судебной практики. Суд указал, что если у участника не было намерения уклониться, то включать в РНП его не должны. Антимонопольные органы эту позицию учитывают.

Обзор судебной практикиPDF, 560 КБ

В свою очередь участник закупки может доказать, что намерения уклоняться не было, а контракт не был подписан из-за поломки ноутбука, перебоев с электричеством, регламентных работ в ЕИС или по другим уважительным причинам.

Так же и с исполнением контракта. Если поставщик сможет объяснить, что от исполнения контракта он не уклонялся, хотел исполнить свои контрактные обязательства, но не смог это сделать, например, из-за форс-мажорных обстоятельств, то в РНП его включать не будут.

В деле, о котором расскажу далее, поставщик не смог подписать контракт вовремя и был признан заказчиком уклонившимся, но РНП избежал.

Кейс: компанию признали уклонившейся, но в РНП не включили

Ко мне обратился поставщик, который попал в неприятную историю. Госпиталь для ветеранов войн проводил аукцион на поставку медицинских изделий. Компания победила в аукционе, но контракт в установленный срок не подписала.

Как выяснилось, причиной стала поломка ноутбука, на котором было установлено необходимое для работы на площадке программное обеспечение. В сроки, отведенные на подписание контракта, ноутбук починить не удалось. Другой возможности подписать контракт у поставщика не было — с ЕИС он работал только с этого ноутбука. Все подтверждающие документы — договор с сервисом на ремонт, акт выполненных работ — у поставщика были.

Поставщик пытался решить проблему и направил контракт, подписанный на бумаге, курьером заказчику. Но заказчик такой контракт подписывать не стал, так как по закону контракт заключается в электронной форме в единой информационной системе. Нарушить эти правила заказчик не вправе.

Поэтому заказчик признал поставщика медизделий уклонившимся от заключения контракта и направил сведения в Кировский УФАС для включения в РНП.

УФАС должен провести проверку поступивших от заказчика сведений и в течение пяти рабочих дней с момента получения этих сведений решить: включать или не включать поставщика в РНП.

Кировское УФАС уведомило поставщика медизделий о заседании по этому делу и предложило представить пояснения.

Мы подготовили пояснения и объяснили причины, по которым не подписали контракт вовремя, приложив подтверждающие документы: договор с сервисом на ремонт, акт выполненных работ, счет на оплату, платежное поручение.

Еще обратили внимание УФАС на ряд обстоятельств:

  1. Поставщик пытался заключить контракт: перевел на счет заказчика обеспечение исполнения контракта, направил подписанный контракт курьером заказчику.
  2. Компания готовилась исполнить контракт: поставщик получил коммерческое предложение от фирмы, у которой планировал купить медизделия для исполнения контракта.
  3. Добросовестность поставщика подтверждалась исполненными контрактами по другим закупкам. Список таких контрактов был приложен к пояснениям.

Таким образом поставщик хотел доказать УФАС, что не имел намерения уклониться от заключения контракта, а нарушение сроков подписания контракта произошло из-за неблагоприятного стечения обстоятельств.

Также поставщик попросил УФАС предоставить ему техническую возможность заключить контракт по итогам этой закупки — то есть отправить площадке предписание, чтобы там разблокировали возможность подписания контракта. Некоторые антимонопольные органы выдают такие предписания по итогам заседания по делу о включении в РНП.

Решение по делу № 010/06/104-125/2019 Карельского УФАСDOC, 67 КБ

В этом деле Кировское УФАС приняло решение не включать поставщика в РНП. Но предписание о заключении контракта выдавать не стало.

УФАС посчитало доказанным, что намерения уклониться не было. В решении указаны такие доказательства:

  1. Исполнитель перевел денежные средства заказчику в качестве обеспечения исполнения контракта.
  2. Направил подписанный контракт заказчику курьерской службой.
  3. Получил коммерческое предложение от фирмы на закупку медизделий, необходимых для исполнения контракта.

Также в УФАС учли информацию о том, что поставщик длительное время — с 2017 по 2019 год — участвовал в закупках и многократно добросовестно исполнял контракты, то есть имеет репутацию добросовестного поставщика. Это тоже отражено в решении.

В итоге Кировское УФАС не стало включать компанию в РНП. Хотя контракт был упущен, главная цель была достигнута — компания не попала в черный список и не выбыла из закупок на два года.

Если бы УФАС приняло другое решение и включило поставщика в РНП, то и в этом случае еще не все потеряно. Решение можно обжаловать в судебном порядке.

Читайте также:  Ипотека на комнату: банки и как купить комнату в ипотеку выгодно

Ко мне обратилось охранное бюро, которое Пермское УФАС внесло в РНП за уклонение от заключения контракта. Бюро обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения УФАС недействительным.

В дополнение к заявлению мы подготовили доказательства, что намерения уклониться от заключения контракта не было. Бюро не подписало контракт вовремя, так как случайно пропустило сроки на его подписание. Уведомление от площадки, на которой заключался контракт, пришло на электронную почту директора бюро, хотя до этого все уведомления приходили на почту менеджера, отвечающего за контракт. Директор уведомление пропустил. Из-за этого бюро не подписало контракт вовремя.

Суду были представлены доказательства того, что бюро принимало меры к заключению контракта и готовилось к его исполнению. Например, подключило объекты заказчика к пульту централизованного наблюдения, готовилось к монтажу охранного оборудования на объектах заказчика. После того как возможность подписания контракта была заблокирована на площадке, бюро направило заказчику контракт, подписанный на бумаге.

Суду были представлены доказательства, подтверждающие добросовестность бюро — сведения о полном исполнении 25 контрактов, а также о 20 контрактах, которые исполнялись бюро в тот момент.

С учетом всех обстоятельств суд принял решение, что у бюро не было намерения уклониться от заключения контракта, и признал решение Пермского УФАС недействительным. Суд обязал антимонопольную службу устранить допущенное нарушение — исключить сведения о бюро из РНП.

Реестр недобросовестных поставщиков по 223‑ФЗ и 44‑ФЗ

Что такое реестр недобросовестных поставщиков и на каких основаниях в него попадают сведения об участнике закупки?

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) представляет собой «черный список» неблагонадежных участников закупок, который размещен в открытом доступе в Единой информационной системе в сфере закупок. Попадая в реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ и 44-ФЗ, компании лишаются возможности участвовать в закупочных процедурах. Причем запись о недобросовестных поставщиках заносится в реестр сроком на два года.

С точки зрения технической составляющей процесса правила ведения реестров по 223-ФЗ и 44-ФЗ во многом схожи. Но по порядку ведения эти реестры отличаются друг от друга.

Общий момент заключается в том, что направление в должные сроки и должным образом сведений в реестр недобросовестных поставщиков об участниках закупки, уклонившихся от заключения договора, а также о поставщиках, с которыми договоры по решению суда (в одностороннем порядке по инициативе заказчика в случаях, предусмотренных 44-ФЗ) расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров, являются обязанностью заказчиков (как государственных, так и корпоративных). Сведения направляются в письменном или в электронном виде в центральный аппарат ФАС или ее территориальные органы по месту нахождения заказчика, направляющего сведения.

В рамках 223-ФЗ заказчикам дается право установить требования к участникам процедуры об отсутствии сведений как в реестре по 223-ФЗ, так и в реестре по 44-ФЗ. При этом можно использовать как оба эти реестра, так и любой из них. Таким образом, можно отклонить заявку от участника, сведения которого включены в данные реестры.

Что касается 44-ФЗ, то ч.1.1 ст. 31 44-ФЗ позволяет заказчику устанавливать требования об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков соответствующего участника закупочной процедуры, в том числе об отсутствии информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции ЕИО участника закупки — юридического лица. Таким образом, в рамках 44-ФЗ компания можем установить требования и в дальнейшем отклонить заявку в том случае, если в реестре недобросовестных поставщиков сведения содержатся по ряду параметров. В рамках 44-ФЗ заказчики могут пользоваться только одним реестром по 44-ФЗ.

Основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков

Как в корпоративном, так и в государственном секторе эти основания схожи.

Согласно ч. 2 ст. 104 44-ФЗ основаниями для включения сведений об участнике закупки (поставщике) в РНП являются:

  • уклонение участника закупки от заключения контракта;
  • расторжение контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по решению суда в связи с существенным нарушением ими условий контракта;
  • односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

Если для 223-ФЗ основанием для включения в РНП является расторжение договора по решению суда, в связи с существенным нарушением поставщиком условий договора, то в 44-ФЗ, помимо расторжения договора по решению суда, введен новый инструмент, защищающий права заказчика, — это возможность одностороннего расторжения договора по инициативе заказчика, если участником закупочной процедуры не исполняются либо ненадлежащим образом исполняются обязательства по договору.

Поиск государственных и коммерческих закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ на 86 площадках

Случаи расторжения договора по соглашению сторон, как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ, не являются основанием для включения в реестр. Если заказчик расторгнул договор по соглашению сторон или договор расторгнут по инициативе поставщика в рамках 44-ФЗ, сведения о таком поставщике в реестр не вносятся. Если стороны договорились и не имеют никаких претензий друг к другу, то признаков недобросовестности и злого умысла в действиях поставщика быть не может. Следовательно, не может быть и оснований для внесения в РНП.

Нельзя также включать в реестр недобросовестных поставщиков, если договор расторгнут в рамках споров в Третейском суде. В данном случае для включения в реестр (как в рамках 223-ФЗ, так и в рамках 44-ФЗ) необходимо решение арбитража.

Заказчик не обязан направлять сведения в РНП, если от заключения контракта уклонился участник, заявке или предложению которого присвоен второй номер (Письмо Минэкономразвития РФ от 10.07.2015 N Д28и-1968, Письмо ФАС России от 08.12.2014 N АЦ/50130/14). В силу самого 44-ФЗ в ряде случаев лица, занявшие второе место, просто освобождены от обязанности по заключения договора. А если нет обязанности, то нет и возможности вменения санкций за незаключение договора.

Порядок направления сведений в реестр недобросовестных поставщиков

Постановление Правительства РФ от 22.11.2012 №1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”» утверждает процедуру подачи сведений о недобросовестных поставщиках, участниках закупки в ФАС РФ и правила ведения ею данного реестра.

Развернутый комментарий по этому вопросу дает специалист в сфере закупок по 223-ФЗ Оксана Шипунова:

Как работать с реестром недобросовестных поставщиков с 01.07.2021

Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ — это своеобразный «черный список». Если компания попадает в него, то участие в закупках в течение последующих двух лет для нее становится практически невозможным, так как большинство заказчиков включают в закупочную документацию требование, чтобы участника не было в РНП. С июля 2021 года вступили в силу серьезные изменения.

Статья актуализирована экспертом Эллой Залужной

Скачать постановление Правительства № 1078 от 30.06.2021 из КонсультантПлюс

Что такое реестр недобросовестных поставщиков

В законодательстве отсутствует определение, что такое реестр недобросовестных поставщиков в госзакупках. В широком понимании РНП — это систематизированные сведения об исполнителях, которых признали недобросовестными. Реестр ведет Федеральная антимонопольная служба, руководствуясь порядком ведения реестра.

Официальный сайт реестра недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ находится в Единой информационной системе (ЕИС) в разделе «Контроль и аудит». Доступ к ресурсу не ограничен.

Поиск по ИНН в реестре недобросовестных поставщиков на официальном сайте фас

Список недобросовестных поставщиков позволяет предупредить других участников о неблагонадежности контрагентов. Если в нем нет информации о компании или индивидуальном предпринимателе, это говорит либо об их добропорядочности, либо о том, что они не участвовали в закупках или не выигрывали их. Если информация об ИП, компании, ее руководителе, данные об аффилированных лицах, членах правления или иного коллегиального органа юрлица есть в списке, это ограничивает их возможности участвовать в других закупках.

Общий срок нахождения сведений на официальном сайте РНП составляет два года. Затем информация удаляется.

Направление информации в ФАС для включения в реестр недобросовестных поставщиков является обязанностью заказчика, а не его правом. Если он этого не сделает, ему грозит административная ответственность.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали судебную практику при работе с РНП. Используйте эти инструкции бесплатно.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .

Основания для внесения в РНП

Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ в области контрактной системы (государственных и муниципальных заказов) содержит информацию об участниках, которые уклонились от заключения контракта или не исполнили обязательства.

На стадии заключения контракта основаниями для внесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков являются:

  • уклонение победителя процедуры от заключения контракта (и заключение контракта с участником закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер);
  • уклонение единственного участника закупки, с которым заключается контракт, в предусмотренных 44-ФЗ случаях.

Победителя включат в список, если он:

  • не подписал к установленному сроку проект контракта;
  • не предоставил все экземпляры контракта заказчику;
  • не предоставил надлежащее обеспечение исполнения контракта.

Основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков уже на стадии исполнения контракта:

  • заказчик расторг контракт в судебном порядке в связи с существенным нарушением его условий;
  • односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением исполнителем условий (например, нарушение сроков выполнения работ, установленных госконтрактом).

Какая информация включается в РНП

Информация, которая находится в реестре неблагонадежных поставщиков, перечислена в ч. 3 ст. 104 44-ФЗ. В ней указано, что в него попадают:

  • название, в т. ч. фирменное (если есть), место нахождения (для юрлица), ФИО (если есть), ИНН или аналог этого номера для иностранного лица в рамках зарубежного законодательства, сведения о членах правления, учредителях унитарного предприятия. Исключение — публично-правовые образования;
  • данные об аффилированных лицах;
  • дата проведения электронного аукциона, подведения результатов конкурсных торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае, если победитель уклонился от заключения контракта;
  • дата, когда госзакупку признали несостоявшейся, в которой единственный пришедший участник уклонился либо отказал заказчику в подписании контракта;
  • дата заключения соглашения, которое не исполнили или исполнили ненадлежащим образом;
  • предмет госконтракта, цена и срок его выполнения;
  • ИКЗ;
  • повод и дата расторжения, если его расторгли по решению суда или в связи с отказом в одностороннем порядке;
  • дата, когда внесли эту информации в реестр недобросовестных поставщиков.

С 01.07.2021 вступил в силу Федеральный закон № 539-ФЗ от 30.12.2020, который дополнил 44-ФЗ правилами, по которым:

  1. Изменён список сведений, которые включаются в реестр. Так, данные об участниках (членах) корпоративного юрлица, которые способны влиять на его деятельность, включат в РНП в том случае, если они сами или вместе с аффилированным лицом владеют более чем 25 % акций (долей, паев) такого юрлица.
  2. Контрольный орган проводит внеплановую проверку, если к нему обратились за включением сведений об участнике закупки или о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.

Еще установили такие положения:

  • если полномочия членов правления передадут другому лицу, информация о таком лице попадает в РНП;
  • состав, форму и содержание обращения заказчика в ФАС о включении сведений в реестр утверждает правительство;
  • сведения из РНП исключаются досрочно, если контрольный орган получил решение суда о признании недействительным решения контрольного органа о включении в РНП или о признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным.

Что касается исключения сведений об участнике закупки, исполнителе из РНП, то это будут делать по истечении двух лет с даты, когда у контролеров появилась обязанность включить сведения в реестр, а не с даты их внесения в РНП.

РНП в ЕИС

Порядок передачи сведений в ФАС

С 01.07.2021 меняется механизм направления данных в ФАС для включения информации в РНП в связи с выходом постановления Правительства № 1078 от 30.06.2021. Основные положения, которые содержит документ, касаются регламента документооборота:

  1. Обращение направляют в ФАС, исходя из адреса заказчика. Срок — 3 рабочих дня со дня уклонения.
  2. Форма утверждена правилами. ФАС рассмотрит документы в срок — 5 рабочих дней. При наличии замечаний ФАС даст на исправление ошибок 2 рабочих дня.
  3. При исчислении сроков учитывают часовой пояс, в котором расположено ведомство.
  4. Предусмотрена возможность исправления технических ошибок.
  5. Срок нахождения сведений в РНП — 2 года с даты принятия такого решения.
  6. Обозначены основания для досрочного исключения сведений из РНП. Например, если действия заказчика признают незаконными.
  7. Управление антимонопольной службы работает только с обращениями по закупкам с НМЦК свыше 1 млрд руб.

Обновление функционала ЕИС позволит обжаловать закупки в электронном виде с 05.07.2021, а новые правила сохранили возможность подачи бумажных обращений до 01.04.2022 (п. 3 ПП № 1078 от 30.06.2021).

Реестр недобросовестных участников закупок по 223-ФЗ

Его ведут органы Федеральной антимонопольной службы. Перечень сведений и документов, которые включаются в реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ, и порядок их направления заказчиками в ФАС РФ установлены постановлением Правительства РФ № 1211 от 22.11.2012.

В рамках 223-ФЗ заказчикам дается право установить к участникам процедуры требование об отсутствии сведений как в реестре по 223-ФЗ, так и по 44-ФЗ.

Основания для внесения в РНП по 223-ФЗ

В РНП включаются сведения:

  • об участниках, которые уклонились от заключения договора (только если заключение договора по итогам процедуры являлось обязательным);
  • об исполнителях, с которыми договоры расторгнуты по решению суда.

При решении вопроса о включении участника в реестр, необходимо проанализировать положение о закупках и закупочную документацию. К случаям обязательного заключения договора относятся конкурентные процедуры (конкурс, аукцион и т.п.) и не относятся остальные способы закупок (запрос предложений, запрос цен, запрос котировок и т.п.).

Расторжение договора во внесудебном порядке освобождает заказчика от обязанности направлять сведения в РНП.

Какая информация включается в реестр по 223-ФЗ

Список сведений утвержден постановлением Правительства № 1211 от 22.11.2012. В реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ попадают такие сведения:

  1. Запись из реестра и дата, когда уполномоченный орган включил в него сведения о недобросовестном поставщике.
  2. Название органа, который включил сведения о неблагонадежности подрядчика в реестр.
  3. Название ООО или другой организационно-правовой формы юрлица, ФИО физлица, которые уклонились от заключения договоров или с которыми соглашения по решению суда расторгнуты за существенные нарушения.
  4. Сведения о том, где находится юрлицо или живет физлицо: для компании — страна, индекс, название единицы административно-территориального деления страны, муниципального образования, населенного пункта и улицы, номер дома, корпуса и офиса; для физического лица — страна, почтовый индекс, название единицы административно-территориального деления Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта и улицы, номер дома, корпуса и квартиры, где физлицо зарегистрировано по месту жительства.
  5. ИНН, который присваивается налоговыми органами, или аналог этого номера в рамках законодательства зарубежных стран.
  6. Дата, когда комиссия подвела итоги закупки (если победитель уклонился от подписания договора), либо дата, когда признали закупку несостоявшейся, в которой единственный участник закупки уклонился от заключения договора (если участник по документации обязан это сделать), дата заключения договора, который не исполнили или выполнили, но ненадлежащим образом, реквизиты документа, которые подтверждают это.
  7. Сведения о договоре: наименование товаров, работ, услуг; код ОКПД 2 (нужно обязательно заполнить разделы, классы и подклассы, группы и подгруппы видов продукции и категорий и подкатегорий продукции), валюта, цена, срок исполнения, код валюты договора.
  8. День, когда расторгли договор. Укажите основания (существенное нарушение поставщиком условий соглашения) и документ, на котором основано расторжение (например, решение суда).
Читайте также:  Куда обращаться, если течет крыша, а ЖЭУ ничего не делает?

РНП по 223 ФЗ

Алгоритм проверки поставщика в РНП

Вот пошаговая инструкция, как проверить организацию в реестре недобросовестных поставщиков ФАС:

Шаг 1. На главной странице сайта ЕИС нажмите кнопку «Все разделы». На вкладке выберите раздел «Контроль и аудит».

Контроль и аудит в ЕИС

Шаг 2. Кликните на вкладку «Реестр недобросовестных поставщиков».

Вкладка РНП в ЕИС

Шаг 3. Настройте фильтры поиска. В этом разделе размещены и список РНП по 44-ФЗ, 223-ФЗ, и реестр недобросовестных подрядных организаций по ПП № 615. По умолчанию выбраны три варианта. Но ищут только по одному из них, убрав лишнюю галочку.

Параметры поиска РНП

Шаг 4. Чтобы проверить РНП по ИНН, достаточно ввести данные в строке поиска и нажать на лупу. ИНН — обязательный параметр в ЕИС, без него юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не сможет зарегистрироваться. Быстрый поиск делайте и по наименованию контрагента.

Поиск по ИНН в реестре недобросовестных поставщиков на официальном сайте ФАС

Шаг 5. Если есть дополнительные данные, воспользуйтесь опцией «Все параметры».

Все параметры поиска в РНП

Шаг 6. Выберите, по какому закону хотите искать, введите известную информацию о поставщике и нажмите на кнопку «Применить».

Проверка в РНП

Как автоматически проверить сведения из РНП

Сайт ЕИС автоматически проверяет информацию об участниках закупок в базе недобросовестных поставщиков (РНП). Проверка проводится, когда в системе формируют итоговые протоколы, в которых определяется поставщик, в том числе протоколы рассмотрения одной заявки на участие в конкурсе или по итогам конкурентных процедур, которые проводятся в неэлектронной форме. Проверяется информация из РНП о победителе и об участнике, заявке которого присвоен второй порядковый номер (если такой участник есть).

Когда сохраняете протокол, система проверит сведения из реестра недобросовестных поставщиков об участниках закупки. Если окажется, что участники в нем есть, система предупредит об этом.

Как правильно внести поставщика в РНП: инструкция ФАС

После этого заказчика и поставщика вызовут на слушание. Госзаказчику придется подтвердить неисполнение обязательств или уклонение от подписания контракта.

Статья актуализирована экспертом Эллой Залужной

Скачать образец обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков
Скачать образец обращения в УФАС о внесении в реестр недобросовестных поставщиков при уклонении от заключения контракта
Скачать образец уведомления о заседании комиссии УФАС по вопросу внесения в РНП
Скачать образец заявления в УФАС о внесении в реестр недобросовестных поставщиков при одностороннем отказе от исполнения контракта
Скачать пример решения о включении поставщика в реестр недобросовестных поставщиков при одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта
Скачать образец заявления в суд о необоснованном внесении в РНП по 44-ФЗ

Когда составлять

Включение в реестр недобросовестных поставщиков — процедура, с которой каждый заказчик сталкивается на практике.

Два основных случая внесения недобросовестного участника закупки в реестр:

  • уклонение от заключения контракта;
  • нарушение существенных условий контракта, которые повлекли за собой односторонний отказ заказчика от его исполнения или расторжение по решению суда.

Процедура осуществляется в несколько шагов.

Готовим документы в ФАС

Вот как написать письмо в ФАС о недобросовестном поставщике:

  1. Указать в письме информацию согласно ч. 3 ст. 104 закона № 44-ФЗ.
  2. Приложить документы, которые подтверждают наличие основания для включения в реестр.

Собрали перечень информации для внесения в реестр в таблицу:

При уклонении от заключения контрактаПри одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта или расторжении по решению суда
Наименование и местонахождение (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, ИНН или его аналог для иностранных лицНаименование и местонахождение (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, ИНН или его аналог для иностранных лиц
Наименование, ИНН юридического лица или его аналог для иностранного лица фирм-учредителей; фамилии, имена, отчества учредителей, членов коллегиальных и единоличного исполнительного органа юридических лицНаименование, ИНН юридического лица или его аналог для иностранного лица фирм-учредителей; фамилии, имена, отчества учредителей, членов коллегиальных и единоличного исполнительного органа юридических лиц
Даты проведения аукциона, подведения итогов конкурса, запроса котировок, запроса предложений, дата признания закупки несостоявшейсяДата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта
Документы, которые свидетельствуют об уклонении от заключения контрактаПисьменное обоснование причин одностороннего отказа от исполнения обязательств
Объект закупки, цена контракта и срок его исполнения
Идентификационный код закупки
Основания и дата расторжения госконтракта
Дата внесения указанной информации в реестр недобросовестных поставщиков

Заказчик в обязательном порядке обосновывает причину одностороннего отказа от исполнения и прикладывает к заявлению документы, подтверждающие эти причины (письмо ФАС № ИА/18794/19 от 12.03.2019).

Эксперты КонсультантПлюс разобрали сложные ситуации из практики внесения в РНП и разработали готовые образцы. Используйте эти инструкции и документы бесплатно.

В части 1 ст. 104 Федерального закона о контрактной системе указывается, куда направлять уведомление про реестр недобросовестных поставщиков, которое содержит информацию, указанную выше. Заявление направляется в федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен на осуществление контроля в сфере закупок, — в Федеральную антимонопольную службу или ее территориальный орган.

С 01.07.2021 вступают в силу изменения по работе с РНП (539-ФЗ от 30.12.2020):

  1. Изменение учредителя не влияет на внесение в реестр и данные о них в РНП не требуются.
  2. Антимонопольная служба вправе проводить внеплановую проверку.

Передаем документы в ФАС

Заявление (сопроводительное письмо) и документы подписываются уполномоченным лицом заказчика.

Несколько вариантов, как подать документы в ФАС для включения в РНП в 2021 году:

  • на бумажном носителе. Дата регистрации почтового отправления является датой направления документов (письмо ФАС № ИА/100065/19 от 14.11.2019);
  • лично в антимонопольный орган в часы приема канцелярии, которые указаны на официальном сайте управления ФАС;
  • в электронной форме с использованием электронной подписи.

Адрес фактического местонахождения ведомства и официальной почты для направления документов в ФАС для внесения в реестр недобросовестных поставщиков 44-ФЗ уточняйте на сайте службы.

Как подают сведения в РНП по 44 ФЗ

Заказчик передает обращение в ФАС в течение 3 рабочих дней с даты:

  • признания победителя уклонившимся от заключения контракта;
  • признания участника уклонившимся от заключения контракта по итогам несостоявшейся процедуры;
  • расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от его исполнения или по решению суда.

С 01.07.2021 заработает единый порядок подачи всех обращений вне зависимости от их причины (ФЗ № 539 от 30.12.2020).

Также Минфин внес на рассмотрение проект об изменении порядка ведения реестра. Основные изменения, которые включены в проект:

  1. Предусмотрена передача обращений о внесении в реестр участников электронных закупок через ЕИС и подготовка документов в автоматическом режиме.
  2. Разграничены полномочия подразделений ФАС. Управлению вверят обращения по закупам свыше 1 млрд руб.
  3. Уточнен срок срок подачи заявления в ФАС для включения в РНП: 3 рабочих дня с момента уклонения от заключения или расторжения договора.
  4. При наличии ошибок заказчик получит уведомление с замечаниями. Срок их устранения — 2 рабочих дня.
  5. Обращения отзывать запрещено.

Включение заказчиком недостоверной информации в реестр недобросовестных поставщиков грозит штрафом в размере 50 000 рублей на должностное лицо. Ненаправление или просрочка направления информации в РНП повлечет за собой штраф в размере 20 000 рублей (ст. 7.31 КоАП).

Получаем уведомление о заседании

Заседание о рассмотрении дела по включению в реестр недобросовестных поставщиков проводится, только когда:

  • участник закупки уклонился от заключения госконтракта;
  • договор с поставщиком расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.

Уполномоченный орган никак не регламентирует порядок уведомления ФАС о заседании комиссии о включении в реестр по 44-ФЗ недобросовестного участника закупки. В п. 11 правил ведения реестра недобросовестных поставщиков указывается, что ФАС проверяет поступившие от заказчика документы в течение 5 рабочих дней с даты их получения.

Если обнаружится недостача какой-либо информации или документов, антимонопольный орган возвращает их заказчику в течение 3 рабочих дней с даты их получения с указанием причин возврата. Информация о недобросовестном поставщике в реестр не включается.

Если комиссия ФАС посчитает комплект документов полным и правильно оформленным, заказчик и участник получат уведомление о рассмотрении. Общий срок рассмотрения обращения не превышает 8 рабочих дней (письмо ФАС № ИА/100065/19 от 14.11.2019).

Вот пример того, как ФАС уведомляет о рассмотрении вопроса о внесении в РНП, подобное уведомление направляется по электронной почте заказчику и участнику.

Уведомление о заседании ФАС

Уведомление обязательно публикуется на сайте ФАС в базе решений и правовых актов.

База решений ФАС

В уведомлении указывается, какие документы предоставляются участником на заседании, в том числе какие документы нужны для ФАС для не включения в РНП участника закупки:

  • скриншоты из личного кабинета электронной площадки, подтверждающие невозможность подписания контракта или направления протокола разногласий;
  • документы о поломке компьютерного оборудования или сетей;
  • сведения о сбоях в электропитании в арендуемом помещении;
  • письма провайдера о неработающем интернете и т. д.
  • информация о том, что срок исполнения не наступил;
  • сертификат или декларация, которые подтверждают качество товара или услуги;
  • документы, которые подтверждают соблюдение сроков исполнения госконтракта;
  • подтверждение того, что заказчиком не исполнены встречные обязательства или он препятствовал надлежащему исполнению контракта.

Поставщик готовит возражение в УФАС с просьбой не включать в РНП вне зависимости от того, планирует ли он участвовать в заседании или нет. Его задача — доказать свою добросовестность и отсутствие вины. Участник указывает в возражении:

  • намерение надлежащим образом исполнить контракт;
  • объяснение причин, побудивших заказчика подать документы в ФАС.

Участвуем в заседании

В день и время, указанные в уведомлении, проходит рассмотрение вопроса о включении информации о поставщике в РНП. В рассмотрении вправе участвовать представители обеих сторон при обязательном наличии доверенности, подписанной руководителем.

С 30.03.2020 управление ФАС России для предотвращения распространения коронавирусной инфекции объявило исключительно о дистанционном рассмотрении обращений о включении в РНП. Информацию о формате заседания смотрите в уведомлении.

В ФАС процедура добавления в РНП по 44-ФЗ проходит в несколько этапов:

  1. Комиссия предварительно изучает документы, направленные поставщиком, с причинами уклонения или нарушения существенных условий договора.
  2. Предоставляется слово заказчику для краткого объяснения обстоятельств, послуживших основанием для включения поставщика в РНП.
  3. Председатель комиссии передает слово участнику закупки для пояснения причин уклонения или нарушения обязательств по контракту.
  4. После непродолжительной дискуссии комиссия удаляется на короткое совещание.
  5. В случае достоверности указанных заказчиком фактов и признания недобросовестности участника закупки уполномоченный орган принимает решение о включении информации об участнике в реестр. В иных случаях выносится решение об отказе.

Получаем решение

В п. 12 правил ведения реестра недобросовестных поставщиков указано, как узнать решение УФАС по включении в РПН по итогам заседания, — копии решения направляются заказчику и участнику на адрес электронной почты в течение 3 рабочих дней с даты его вынесения.

С 01.07.2021 вступают в силу изменения по работе с РНП (539-ФЗ от 30.12.2020):

  1. Изменен порядок исчисления срока нахождения организации в реестре: 2 года считают с даты принятия решения.
  2. Возможно досрочное исключение из реестра по решению суда или при отсутствии влияния лиц из РНП на деятельность недобросовестной организации.

Вот пример решения о включении поставщика в реестр недобросовестных поставщиков:

Пример решения о внесении в РНП УФАС

Разъяснения по теме

Основные тезисыРеквизиты документаСкачать
Как рассматривают обращения о включении сведений об участниках закупок в РНП в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контрактаПисьмо ФАС № ИА/18794/19 от 12.03.2019Скачать
П. 2 ч. 3 ст. 104 44-ФЗ не соответствует Конституции в той части, в которой допускает вносить в РНП сведения об учредителях юрлица (акционерного общества) — физлицах, которые не являются его участниками (акционерами) к моменту заключения и исполнения таким юрлицом контрактаПостановление Конституционного суда № 16-П от 09.04.2020Скачать
Об авторе этой статьи

Александр Паршиков Практик, эксперт в закупках по 44-ФЗ, имеет большой опыт работы со стороны заказчика.

Выписка из Реестра недобросовестных поставщиков

Выписка из реестра недобросовестных поставщиков — кто и как должен ее оформить, кто ее выдает, мы расскажем в сегодняшней статье. Ниже читатель также найдет образец такой справки и общие рекомендации по ее составлению.

Реестр недобросовестных поставщиков

Создание специальной базы данных, включающей сведения о неблагонадежных участниках госзакупок, предусмотрено для обеспечения обязательств поставщика в рамках процедуры размещения заказов по законам «О контрактной системе. » от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ), «О закупках товаров. » от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее — закон № 223-ФЗ) и для защиты добросовестной конкуренции, предупреждения злоупотреблений (определение ВС РФ от 12.08.2016 № 310-КГ16-5426).

Основаниями для включения субъекта в реестр недобросовестных поставщиков выступают (п. 2 ст. 104 закона № 44-ФЗ, п. 2 ст. 5 закона № 223-ФЗ):

  • уклонение участника закупок от выполнения контракта;
  • расторжение контракта по судебному предписанию;
  • отказ заказчика в одностороннем порядке от контракта по причине существенного нарушения положений такого контракта со стороны поставщика (законом № 223-ФЗ не предусмотрено).

Важно! Злоупотребления со стороны заказчиков снизит электронное актирование через ЕИС. Смотрите, как им пользоваться и с какого момента электронная приемка в ЕИС станет обязательна.

Рекомендуем. Если госзаказчик предлагает контракт, не соответствующий конкурсной документации, избежать отказа от контракта и включения в реестр недобросовестных поставщиков, можно путем подачи протокола разногласий.

Нет императивной нормы, запрещающей субъекту, включенному в реестр недобросовестных поставщиков, участвовать в закупках. Тем не менее законы 223-ФЗ и 44-ФЗ позволяют заказчику по собственному усмотрению включить в закупочную документацию условие об отсутствии субъекта в таком реестре (п. 1.1 ст. 31 закона № 44-ФЗ, п. 7 ст. 3 закона № 223-ФЗ).

Читайте также:  Основные и дополнительные коды нетрудоспособности, а также их расшифровка

В связи с этим заказчики зачастую просят потенциальных поставщиков представить в комплекте закупочной документации также справку об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков. О том, где можно получить такую справку и какие сведения в ней должны быть отражены, мы расскажем далее.

Также в дополнение к изложенной информации рекомендуем прочитать нашу статью «Как начать участие в госзакупках?».

О том, как происходит включение в реестр недобросовестных поставщиков в период эпидемии коронавируса, читайте в обзоре КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Справка об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков

Законодательством в сфере закупок порядок оформления и выдачи такой справки не регламентирован.

Кроме того, на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС в сфере закупок) любой пользователь может бесплатно ознакомиться с содержанием реестра неблагонадежных участников закупочной деятельности, найдя интересующие сведения по данной ссылке (п. 3 Правил ведения. утв. постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062, п. 6 Правил ведения. утв. постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211).

Таким образом, любой заказчик может без получения справки от потенциальных поставщиков самостоятельно проверить их на предмет соответствия данному требованию.

Далее мы рассмотрим, каким образом можно составить данную справку, если заказчик все же запросит ее в комплекте документации, поскольку уполномоченный на ведение реестра госорган — Федеральная антимонопольная служба — таких справок не выдает.

Справка (декларация) об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков: образец

Унифицированной формы справки/декларации об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков не утверждено, поэтому каждая организация или индивидуальный предприниматель, желающие участвовать в закупках, могут составить ее в свободной форме с указанием всех необходимых данных.

Структура документа может быть следующей:

  • Сведения об адресате: наименование и адрес заказчика.
  • Сведения о потенциальном поставщике: наименование и адрес.
  • Название документа: справка/декларация об отсутствии сведений об организации/ИП в реестре неблагонадежных участников закупочной деятельности.
  • Основной текст справки.

Поскольку четких требований к форме справки для подтверждения данных об отсутствии поставщика в таком реестре нет, на практике такие сведения представляются различными способами. Например, может быть письменно изложено, что субъект не внесен в реестр недобросовестных поставщиков. Другой вариант — распечатка с официального сайта ЕИС в сфере закупок по ссылке данных поиска.

Еще один способ — указание потенциальным поставщиком на соответствие организации требованиям заказчика (например, когда заказчик установил в закупочной документации соответствующие требования об отсутствии данных о поставщике в таком реестре).

  • Подпись руководителя организации.
  • Дата составления справки.
  • Приложения (например, скриншот страницы поиска ЕИС в сфере закупок с результатами поиска).

Шаблон, на основе которого может быть составлена такая справка, можно скачать по ссылке ниже: Выписка из реестра недобросовестных поставщиков – образец.

Итак, справка/декларация/выписка из реестра недобросовестных поставщиков составляется в свободной форме самим потенциальным поставщиком и представляется в общем комплекте документации за подписью руководителя организации-поставщика.

Заказчик также может собственными силами проверить любого потенциального поставщика с помощью официального сайта ЕИС в сфере закупок.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Как доказать отсутствие организации в Реестре недобросовестных поставщиков и когда это требуется по нормам 44-ФЗ?

В случае уклонения поставщика от подписания контракта по 44-ФЗ, а также при расторжении с ним контракта по решению суда или в одностороннем порядке заказчиком из-за существенного нарушения условий исполнения контракта сведения о таком поставщике в обязательном порядке передаются в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Реестр недобросовестных поставщиков создан, чтобы оградить заказчиков по 44-ФЗ от недобросовестных контрагентов.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Как подтвердить отсутствие компании в РНП и когда это требуется

На основании ст. 31 44-ФЗ заказчики вправе установить в закупочной документации требование об отсутствии сведений о компании в реестре недобросовестных поставщиков. Подавляющее большинство закупок в рамках контрактной системы проходит с данным условием.

По нормам 44-ФЗ заказчикам предоставлено право устанавливать требование об отсутствие компании в реестре, хотя такая обязанность у них отсутствует. Тогда как остальные требования к участникам являются обязательным, их еще называют едиными требованиями (нередко они также применяются по 223-ФЗ).

Для того чтобы принять участие в закупке, поставщику необходимо подготовить заявку на участие и подтвердить свое соответствие установленным требованиям. Если выявится факт того, что поставщик находится в РНП, то его заявка на участие будет отклонена, или заказчик на законных основаниях сможет уклониться от подписания контракта. Какие-либо требования к форме предоставления сведений, подтверждающих отсутствие в реестре в рамках 44-ФЗ, не предусмотрены. Отвечающая за ведение реестра антимонопольная служба никаких справок об отсутствии в реестре не предоставляет и не оформляет выписки из РНП.

Стандартно участники используют в целях подтверждения декларацию о соответствии единым требованиям и в составе ее прописывают, что сведения о них не содержатся в реестре. Никаких дополнительных выписок участнику закупки прилагать не нужно. При этом пытаться скрыть факт нахождения в реестре так же бессмысленно.

Реестр недобросовестных поставщиков ведется в открытом доступе в ЕИС, и заказчик может проверить сведения о наличии участника в реестре или об отсутствии его в любой момент. Обязанность заказчика отстранить участника от закупки, если он предоставил недостоверные данные, прописана в ч. 9 ст. 31 44-ФЗ. Более того, при проведении закупки в электронном формате процесс проверки поставщика автоматизирован, и заказчик получит предупреждение о том, что поставщик входит в реестр.

Также следует понимать, что попытки принять участие в закупках через создание нового юрлица взамен включенного в РНП приведут лишь к отклонению заявки на участие. Связано это с тем, что сейчас в реестре представлена информация не только о недобросовестных поставщиках, но и о следующих лицах:

  • учредителях юрлица;
  • членах коллегиального исполнительного органа;
  • лице, которое исполняет функции исполнительного органа.

Помимо участия в закупке, подтверждение отсутствия сведений в реестре может потребоваться, если поставщику удалось добиться исключения из реестра.

Отклонение участника из-за отсутствия документа

Предоставление декларации о соответствии участника единым требованиям является обязательным условием для его участия в закупки. Без такой декларации заявку на участие отклонят. Другие документы, подтверждающие отсутствие поставщика в реестре, не заменяют декларацию.

С июля 2018 года вступили в силу изменения, согласно которым, у участников электронных конкурентных процедур закупок пропала необходимость предоставлять декларацию в виде отдельного документа.

С учетом того, что большинство закупок сегодня перевели в электронный формат, подавать декларацию стало гораздо проще: для этого используются аппаратные средства ЭТП. Поставщику нужно лишь поставить галочку в графе электронной заявки «Участник соответствует единым требованиям 44-ФЗ…» в подтверждение того, что он соответствует единым требованиям по пп. 3-9 ст. 31 44-ФЗ, и сведения о нем отсутствуют в РНП.

Помимо этой декларации, поставщику также следует приложить декларацию о том, что он относится к субъектам малого предпринимательства (если в закупке могут участвовать только представители СМП).

Составление декларации

Законодательство о закупочной деятельности по-прежнему не содержит унифицированной формы декларации. Она готовится в свободной форме, но содержит ряд обязательных реквизитов. Готовить отдельную декларацию об отсутствии сведений о поставщике в реестре не нужно.

В 2020 году декларация соответствия готовится участниками с учетом новых правил. Это связано с тем, что в ч. 1 ст. 31 44-ФЗ требования к участникам были расширены и появился новый пункт 11.

При участии поставщика в закупке в форме открытого конкурса в бумажном виде он также подтверждает свое соответствие пп. 3-9 ст. 31 44-ФЗ; если конкурс проводится в электронном виде, то пп. 3-11 ст. 31 44-ФЗ. В запросе котировок нужно указать только на соответствие участника п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ.

В декларации следует прописать следующие сведения:

  • наименование документа;
  • место оформления;
  • дата формирования;
  • сведения о заказчике;
  • сведения о поставщике, ИНН и КПП, адрес и контактные сведения (при оформлении декларации на официальном бланке реквизиты и контакты не нужны);
  • сведения об отсутствии компании в реестре, а также ее учредителей, членов коллегиального органа.

Варианты действий для исключения сведений

Для исключения сведений о компании из реестра у поставщика есть несколько вариантов действий:

  1. Дождаться окончания сроков для исключения из реестра (через 24 месяца с даты включения).
  2. Добиться досрочного исключения из реестра по решению ФАС или суда.

Если поставщик считает, что сведения о его компании попали в реестр по формальному поводу, или он стал жертвой недобросовестной конкуренции — в РНП его включили для устранения с рынка закупок, то он может обжаловать действия заказчика. Обжалование допускается в Федеральной антимонопольной службе или в суде.

В случае если мирно уладить сложившуюся проблемную ситуацию с включением в реестр на уровне заказчика не удалось, то поставщику следует обратиться в антимонопольную службу. Именно ФАС занимается ведением РНП и проверяет все сведения, передаваемые заказчиками, на предмет их обоснованности и наличие повода для включения компании в реестр.

Контролеры решают, включать ли данные о поставщике в реестр. Стоит отметить, что заказчики редко идут навстречу поставщикам, так как они обязаны передавать сведения в реестр, и за просрочку им грозит административная ответственность.

Поставщик может добиться исключения и реестра, если ему удаться доказать отсутствие злого умысла в уклонении от подписания контракта (например, из-за технических сбоев на стороне банка поставщик не смог своевременно предоставить гарантию). В качестве доказательств может выступать переписка с банком-гарантом или брокерами.

Обращаться за обжалованием в ФАС имеет смысл, пока сведения не попали в реестр, далее возможен только судебный вариант разрешения споров.

Судебная практика указывает на то, что добиться исключения из реестра можно только при наличии очень веских оснований. Так, если контракт был расторгнут по решению суда, то ФАС не вправе рассматривать основания для расторжения контракта и проверять выводы, сделанные судьей. Если поставщик считает, что в расторжении контракта нет его вины (например, просрочка возникла по независящим от него обстоятельствам), то он может обжаловать решение суда в вышестоящей инстанции. В ФАС обращаться в такой ситуации бессмысленно.

Если поставщику стало известно о передаче сведений заказчиком в ФАС, то он может принять участие в заседании комиссии по данному вопросу.

Поставщику следует заблаговременно оформить возражение на жалобу заказчика с указанием аргументов своей позиции. В пользу заказчика будет играть тот факт, что он имел намерения исполнить свои обязательства. Например, обращался на ЭТП с заявлением о техническом сбое, оформил банковскую гарантию и пр.

В ходе заседания комиссия ФАС примет решение, являются ли изложенные поставщиком причины нарушения 44-ФЗ уважительными. При этом однозначной применительной практики относительно того, что можно рассматривать, как уважительную причину, на сегодня не сложилось. Все зависит от позиции конкретных членов ФАС. Например, некоторые члены ФАС признавали уважительными такие причины уклонения от контракта: поломка компьютера, технический сбой на ЭТП, другие — признавали неуважительными проблемы с доступом в интернет.

Если решение о включении поставщика в реестр уже было вынесено ФАС, то единственным способом для его отмены станет обращение в арбитражный суд (это указано в ч. 11 ст. 104 44-ФЗ). Для отстаивания своих прав нужно подать исковое заявление о признании решения ФАС недействительным и с просьбой об устранении допущенного нарушения.

Одновременно с исковым заявлением поставщик может приложить ходатайство о приостановке включения сведений в реестр (его можно подать, только если сведения о компании еще не появились в РНП). Основанием для этого станет невозможность ведения нормальной хозяйственной деятельности.

Сроки исковой давности по данному вопросу в 44-ФЗ не установлены. По умолчанию они составляют три месяца с момента, когда поставщику стало известно о нарушении прав. Суд может пойти навстречу поставщику, если сочтет, что в действиях поставщика нет признаков умышленности и недобросовестного поведения. Подкреплением данной позиции выступает позиция Конституционного суда о том, что применяемые санкции должны быть соразмерны вине. Так, если поставщик предъявит доказательства отсутствия злого умысла или нарушения существенных условий исполнения контракта по вине заказчика (например, тот не оплачивал своевременно материалы, препятствовал ходу работ, предоставлял некорректные указания по поводу способа ведения работ и пр.), то суд встанет на сторону поставщика. Например, суд вставал на сторону поставщика при просрочке подписания контракта на несколько часов.

В случае если судья признает отсутствие вины поставщика в уклонении от подписания контракта или расторжении с ним договора, то он вынесет официальное постановление. С этим документом поставщик должен обратиться в ФАС, и антимонопольный орган должен исключить сведения из реестра в максимально сжатые сроки.

Исключение из реестра по истечении срока

Сведения в реестр недобросовестных поставщиков включают на 2 года. По истечении указанного срока сведения о компании исключаются Федеральной антимонопольной службой автоматически. Никакие дополнительные уведомления и заявления поставщику подавать не нужно. В практике рассмотрения споров в ФАС нет информации о том, что с жалобой на неисключение из реестра по истечении 2 лет к ним обращался поставщик. Но поставщику следует отслеживать сведения о компании в реестре и если через 2 года их не исключат, то нужно жаловаться в ФАС.

Наступление сроков для исключения сведений из реестра рассчитывается по общим нормам гражданского законодательства.

Сведения об участнике в реестр ФАС включают в течение 3 рабочих дней с даты принятия решения. Сроки начинают длиться со следующего дня после включения информации в реестр. Дата исключения — это дата, следующая за последним днем в двухлетнем сроке.

Поставщику следует отслеживать сроки включения информации в РНП, ведь чем раньше информация появится в реестре, тем быстрее наступят сроки исключения. Если ФАС включила данные о компании в реестр с существенной задержкой, то такие действия можно обжаловать в судебном порядке, тогда сведения из реестра исключат в дату, указанную в решении суда.

Ссылка на основную публикацию