Нуждающиеся в улучшении жилищных условий – признание данного статуса

Статья 51 ЖК РФ. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Комментарии к ст. 51 ЖК РФ

1. Как отмечалось (см. ст. 49 ЖК и комментарий к ней) на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются малоимущие и иные указанные в законе граждане.

В комментируемой статье названы основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях жилищного фонда социального использования. Соответствующие правила распространяются как на малоимущих, так и на иных указанных в законе граждан (см. комментарий к ст. 49 ЖК). Но в отношении последних в федеральном законе или законе субъекта Федерации могут быть установлены и иные основания признания их нуждающимися в жилых помещениях (дополнительно к тому, что установлено в ст. 51 ЖК).

2. Среди нуждающихся в жилище в первую очередь (п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК) названы граждане, которые не имеют своего жилья по договору социального найма или в собственности, а также члены семьи таких граждан. Это те, кто “снимает квартиру” (или “угол”), т.е. пользуются жильем по договорам коммерческого найма или поднайма, проживают в качестве временных жильцов, занимают жилые помещения специализированного жилищного фонда.

3. Нуждающимися являются граждане, обеспеченные общей площадью на одного человека менее учетной нормы (см. п. п. 2, 3 комментария к ст. 50 ЖК). Естественно, что по указанному основанию могут быть приняты на учет только наниматели по договорам социального найма и собственники жилых помещений, а также члены семей этих субъектов. Все остальные лица принимаются на учет независимо от того, сколько квадратных метров общей площади жилого помещения приходится на одного человека (п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК).

При определении уровня обеспеченности общей площадью на одного человека учитывается площадь всех имеющихся у заявителей жилых помещений на основании договоров социального найма и (или) находящихся в их собственности (или собственности одного либо нескольких членов семьи) (ч. 2 ст. 51 ЖК). Например, семья из пяти человек проживает в квартире площадью 35 кв. м, предоставленной по договору социального найма. Один из членов семьи является собственником квартиры площадью 28,9 кв. м. При определении того, являются ли такие граждане нуждающимися в жилых помещениях, нужно учитывать площадь обеих квартир (35 + 28,9). Если, предположим, в данном муниципальном образовании учетная норма составляет 15 кв. м, то такие граждане признаются нуждающимися в жилье, поскольку на одного человека приходится менее чем по 15 кв. м.

4. Жилое помещение не отвечает установленным требованиям, если оно темное, сырое, в нем шум свыше установленных норм и т.д. Соответствующие обстоятельства могут подтверждаться заключениями санитарно-эпидемиологической службы, органов здравоохранения, противопожарной службы и т.д. (см. также п. п. п. 5 – 11 комментария к ст. 15 ЖК).

5. При рассмотрении такого основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, как невозможность совместного проживания в одной квартире с больными, страдающими тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 комментируемой статьи), надо иметь в виду следующее. Для признания таких граждан нуждающимися в улучшении жилья не имеет значения, идет ли речь о коммунальной (густонаселенной) квартире, в которой проживает несколько семей, или об отдельной квартире, где две или более семьи проживают по одному договору. Не имеет значения также и то, что граждане (все или их часть) являются собственниками всей квартиры (жилого дома) или собственниками отдельных комнат и т.д. Не принимается во внимание и размер занимаемого жилого помещения, как и факт наличия (или отсутствия) родственных отношений между семьями.

Важны лишь следующие обстоятельства:

а) в квартире проживают несколько семей;

б) в составе одной из них имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний;

в) проживание с этими больными в одной квартире невозможно;

г) у граждан нет иного помещения в собственности или занимаемого по договору социального найма.

Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378 . В этом Перечне указываются такие болезни, как активные формы туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза, злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями, эпилепсия с частыми припадками, гангрена конечностей и некоторые другие заболевания.

Статус нуждающегося в улучшении жилищных условий и порядок признания: кто имеет право на получение в 2022 году

Люди, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, получают от страны возможность оформить льготы, пособия, субсидии и участвовать в ряде программ соцподдержки. Факт нуждаемости устанавливается официальным решением муниципальной власти. Сегодня рассмотрим, кто вправе получить этот статус, как его оформить и что делать дальше.

С чего начать

статус наждающегося

Признание человека нуждающимся в помощи по жилищному вопросу – это определенная юридическая процедура. Ее проводят муниципальные власти: администрация/правительство на уровне города, городского района или деревни, поселка, села. Статус «нуждающихся в улучшении жилищных условий» может быть присвоен как отдельному гражданину, так и целой семье одновременно. Ключевое значение имеет, одиноко проживает человек или с семейством. Учитывается не только факт проживания людей в одном жилье, но и ведение ими общего хозяйства.

Внимание! Подавать заявку на получение статуса нуждающегося может как собственник, так и съемщик жилья. Для улучшения жилищных условий важно, имеются ли обстоятельства, перечисленные ниже, а не сам факт наличия помещений в собственности.

Статус человека, нуждающегося в улучшении жилищных условий, необходим для:

  • бесплатного жилища (по договору соцнайма);
  • денежной помощи на покупку.

Возможностей достаточно много. Более вероятный вариант – получить денежную субсидию на приобретение своего жилья по сертификату, так как готового социального жилья в стране меньше, чем желающих его получить.

Какие нормативные документы регулируют порядок признания россиян нуждающимися в улучшении жилищных условий:

  • Жилищный кодекс РФ, глава 7 – здесь имеются базовые основания и критерии нуждаемости;
  • для последующего участия в госпрограмме улучшения жилья нужно ознакомиться с соответствующими федеральными актами – например, подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» урегулирована Постановлением Правительства от 25 августа 2015 г. № 889;
  • региональные власти разрабатывают собственные административные регламенты, которые конкретизируют общие положения законов – например, в Новосибирске действует региональная соцпрограмма по Постановлению местного Правительства от 15.09.2014 № 352-п.

Хоть нормативно-юридическая база по регионам достаточно широка, общие моменты присвоения семье статуса нуждающейся в улучшении жилищных условий везде одинаковые:

  1. Заявитель должен принадлежать к определенной категории граждан. Это малоимущие, молодые семейства, педагоги, спасатели, инвалиды, ветераны и другие. Подробнее состав этих граждан мы разберем ниже.
  2. Условия жизни заявителя не должны соответствовать закону. Например, у жилья небольшой метраж, оно признано аварийным или в нем не соблюдаются строительные или санитарно-гигиенические нормы.

Если эти два основания присутствуют, гражданин или его семейство имеют право на улучшение жилищных условий – а значит, должны быть признаны нуждающимися.

Кто может оформить нуждаемость

Закон предусматривает достаточно широкий перечень лиц, кто имеет право на получение этого статуса и последующее улучшение жилищных условий. Полный список граждан, объединенный в каком-либо законе или постановлении, отсутствует – смотреть надо целый ряд нормативных документов.

В перечень таких граждан входят:

  • малоимущие по ст. 49 ЖК РФ;
  • молодые семьи – категория устанавливается целевой программой;
  • инвалиды – по Закону о соцзащите данных граждан № 181 от 24.11. 1995;
  • военнослужащие и ветераны боевых действий – в рамках Закона № 76 от 27.05.1998 и ФЗ № 5 от 12.01.1995;
  • иные категории граждан – права в основном связаны с их профессией.

Внимание! Принадлежность к определенной группе лиц нужно подтверждать документально – иначе оснований для улучшения жилищных условий не наступит.

Малоимущие

Базовое понятие малоимущих закреплено в ч. 2 ст. 49 ЖК РФ. Ими признают россиян, у которых общий доход на человека меньше прожиточного минимума, заранее установленного в регионе. Рассчитать прожиточный минимум нужно правильно.

  1. Взять общий доход за последние три месяца. Например, при подаче документов в мае 2022 года нужно взять доходы за апрель, март и февраль. В доход нужно брать все, что получили граждане за это время: зарплаты, стипендии, пенсии, льготы, доходы от сдачи в аренду – и даже алименты на детей от бывшего супруга.
  2. Полученный доход разделить на три – получится доход за один месяц на семью.
  3. Полученный размер дохода в месяц поделить на количество членов семейства – получится месячный доход на человека.
  4. Полученную величину сравнить с прожиточным минимумом по региону. Семью признают малоимущей, если эта цифра меньше установленного прожиточного минимума.

Важно! Членами семьи в данном случае считаются не только родители и несовершеннолетние дети, но и другие родственники, которые зарегистрированы на данной площади. Размер семейства соцзащита будет устанавливать по справке о прописанных или домовой книге.

Пример расчета для группы из 4 человек (отец, мать и двое детей):

Заработная плата отца – 15 000 рублей; матери – 12 000 рублей. Дополнительно за последний месяц они получили доход от сдачи комнаты в аренду 6 000 рублей. Доход за три месяца составил: 15 000 * 3 + 12 000 * 3 + 6 000 = 87 000. Ежемесячный доход: 87 000 / 3 = 29 тысяч. Доход на человека: 29 000 / 4 = 7 250 рублей. В качестве примера для сравнения возьмем прожиточный минимум в среднем по России – 10 451 рубль. В рассмотренной гипотетической ситуации доход на человека получился меньше прожиточного минимума, поэтому данные граждане являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Дополнительно в целях постановки в очередь нуждающихся в жилье учитывается стоимость имущества, находящегося в собственности, по которому граждане платят налог в бюджет. Регион устанавливает особый показатель цены такого имущества. У малоимущих общая стоимость имущества должна быть меньше показателя, установленного местными органами власти.

Статус малоимущих присваивается заранее органами соцзащиты, перед постановкой на учет по нуждаемости. Этот момент нужно учесть при подготовке документов, чтобы не потерять время. После получения положительного решения из соцзащиты можно подавать документы в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Молодые семьи

Положение молодых семей устанавливается соответствующими актами на уровне федерации и региона. Общие правила признания семейства претендующим на соцподдержку:

Если все эти критерии соблюдаются – можно собирать документы и подавать заявку на рассмотрение. Нужно помнить, что сроки достаточно длительные – за первые полгода (до июня) нужно успеть подать все документы, а непосредственно в программу на получение выплаты включат в начале следующего года.

Россияне-заявители получат статус нуждающихся в улучшении жилья в ходе участия в программе. Предстоит пройти три этапа:

  1. Этап официального признания граждан нуждающимися в улучшении условий проживания. Включает обследование имеющихся жилищных условий, изучение документации и информации, представленных заявителем.
  2. Этап подтверждения достаточности доходов для того, чтобы оплатить остаток стоимости жилья свыше суммы сертификата.
  3. Этап получения нуждающимися социальной выплаты.

Внимание! Если супругу исполнилось 35 лет – то это считается последним годом, когда он может участвовать в программе. Время есть до дня, когда человеку исполнится 36 лет.

Инвалиды

Муниципалитет предоставляет таким гражданам, а также семьям детей-инвалидов, возможность встать на учет и быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий. Для этого к общему пакету документов, данному ниже, нужно приложить справку или иное подтверждение инвалидности.

Хотя различий между группами инвалидов в данном ФЗ не указано, на практике очередь из нуждающихся движется быстрее для инвалидов I и II групп.

Военнослужащие

Действующие нуждающиеся военнослужащие имеют право на оформление служебного жилья. Недвижимость предоставляется также в порядке очереди если им негде жить – например, семейство военного направили в другой регион, где у людей не имеется собственных помещений.

Ожидание, как и у обычных граждан, может затянуться – готового жилья меньше, чем нуждающихся военных. Поэтому к концу службы может оказаться так, что человеку так и не предоставили квартиру для проживания, а право на нее осталось.

Если человек прослужил более 10 лет и при этом стоит на учете на улучшение жилищных условий, его не могут уволить просто так, проигнорировав право на жилье. Ему с учетом обстоятельств обязательно предоставляется одно из двух:

  • жилье;
  • денежная помощь на оформление сделки с продавцом.

Это касается нуждающихся военных, которые увольняются по старости или ухудшению здоровья.

Внимание! Все вопросы по получению социального жилья для военных решаются в рамках внутренних регламентов Минобороны.

Иные граждане

Дополнительные категории могут быть предусмотрены региональным законодательством – например, работники социально значимых учреждений данного субъекта федерации.

Критерии нуждаемости

Если человек подпадает под одну из перечисленных выше категорий, кого могут признать нуждающимся, нужно выявить второй момент – нуждается ли он реально в улучшении имеющейся ситуации с помещением для проживания.

Читайте также:  Неоказание помощи больному: чем характеризуется преступление и что за него грозит?

Критерии установлены в ст. 50 ЖК. Достаточно одного из них:

Иными словами, если у семьи имеется постоянное жилье на праве собственности или по соглашению с администрацией (соцнайм), то нужно смотреть, соответствует ли это жилье установленному в регионе метражу, а также строительным и санитарным нормам. Если нет – нужно вставать в очередь на улучшение условий проживания.

Соблюдаются ли указанные критерии – устанавливает специальная комиссия, которая работает при местной администрации. Чиновники оценивают сведения, которые предоставил человек, документы, а также выезжают на очный осмотр площади.

Куда обращаться

За признанием нуждающимся и постановкой на учет нужно обращаться в местную администрацию – муниципалитет. Как правило, данный орган разделен на департаменты, комитеты и отделы, которые занимаются отраслевыми вопросами. Задачи постановки нуждающихся на учет занимается соответствующая комиссия, образованная при одном из структурных подразделений администрации.

В ряде регионов реализована возможность подачи документов через МФЦ – и зачастую это удобнее, чем обращаться напрямую в комитет/отдел/департамент.

Внимание! Уточнить, куда именно обратиться, можно по общему телефону местной администрации. Специалисту нужно задать вопрос, кто занимается включением в очередь на улучшение жилищных условий.

Список документов и порядок действий

Чтобы получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий, потребуется собрать перечень документов:

Некоторые административные регламенты по отдельным областям, республикам и краям страны могут устанавливать требования сверх приведенного перечня, например акт проверки жилищных условий заявителя. Список документов также варьируется от типа льготы, на которую претендует заявитель. Например, документы по субсидии «Молодая семья» можно посмотреть по этой ссылке.

Внимание! Собрав документацию, нужно заполнить заявление о признании нуждающимся и постановке на учет. Примерная форма для скачивания доступна здесь.

Порядок действий для постановки на учет включает четыре шага:

  1. Собрать справки и подтверждения по списку выше, заполнить заявление.
  2. Подойти на прием в администрацию населенного пункта, передать документацию, получить на руки расписку о приеме бумаг.
  3. Срок проверки может занять до 30 дней. В ходе рассмотрения комиссия может очно выехать на место, чтобы оценить состояние жилья заявителя.
  4. По итогам рассмотрения заявитель получит решение комиссии, а также сообщение о постановке в очередь. Если комиссия отказала по незаконному основанию – нужно обжаловать такой отказ в суде.

Некоторые субъекты уже внедрили электронные очереди по нуждаемости и другим социальным программам. С их помощью можно быстро просматривать результаты рассмотрения документов.

Очередь на льготу

После того, как заявителя включили в очередь, начинается самый длительный этап – ожидание льготы. Проверить продвижение очереди можно разными способами – по телефону, лично на приеме у специалиста или в электронном виде через интернет, если сайт администрации уже внедрил такую услугу.

Ускорить очередь можно только путем изменения своего статуса на более приоритетный. Какой именно – определяет местная власть. Например, многодетные пары с 3 и более детьми получают жилье быстрее, чем с 1-2 ребенком. Во внеочередном порядке также расселяются инвалиды и наименее социально защищенные граждане.

Следует помнить, что в общей очереди могут формироваться «внутренние» очереди из внеочередных категорий. Таким образом, ожидание может растянуться на много лет.

Само по себе официальное положение нуждающегося в улучшении жилищных условий мало что дает. Он необходим для последующего оформления льготы, однако ожидание своей очереди на практике затягивается на несколько лет. Ускорение продвижения по ней маловероятно – обстановка постоянно меняется. Поэтому имеет смысл ознакомиться на нашем портале с иными вариантами субсидий, которые предусмотрены законом.

Если у вас остались вопросы – задайте их через форму комментариев или нашему дежурному юристу в чат.

Как получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий?

ак получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий

Получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий можно на основаниях, предусмотренных Жилищным Кодексом РФ. Далее подробно рассмотрим, какие граждане имеют на это право, какая процедура получения статуса и какие документы для этого нужны.

Основания для присвоения статуса

В ЖК РФ (ст. 51) предусмотрено четыре категории граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий при государственной поддержке:

  • Не являющиеся нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма помещений социального использования. Не являющиеся собственниками жилых помещений, либо членами семьи собственника.
  • Проживающие в помещениях, которые не соответствуют установленным требованиям. Например, если жилье было признано аварийным.
  • Являющиеся нанимателями или членами семьи нанимателя, собственниками или членами семьи собственника жилого помещения, будучи обеспеченным жилой площадью менее учетной нормы. Сейчас это – 15 кв.м. на одного члена семьи. Например, если семья из трех человек проживает в квартире площадью 45 кв.м, то встать на учет по улучшению жилищных условий она не может. В некоторых регионах учетные нормы могут немного различаться. Если у гражданина или членов его семьи есть несколько помещений, занимаемых по договору социального найма, принимается во внимание их общая площадь. Но при этом квартира или дом должны находиться в одном городе. Если, например, одна квартира находится в Москве, а вторая в Саратове, их площадь суммироваться не будет.
  • Проживающие в одном помещении с хронически больными людьми, при этом не имеющие иного помещения, используемого по договору социального найма. Перечень заболеваний определяется федеральным органом исполнительной власти.

В первую очередь рассматриваются заявления от таких категорий граждан:

  1. Жилье которых было признано непригодным для дальнейшего проживания и не подлежит реконструкции.
  2. Страдающие тяжелыми заболеваниями в хронической форме.

Матери-одиночки и дети-сироты не имеют права на внеочередное предоставление жилья.

Пакет документов

Чтобы встать на учет по улучшению жилищных условий, необходимо предоставить следующие документы:

  • Заявление, подписанное всеми членами семьи. В нем указываются ФИО всех членов семьи, их родственные отношения, основания для присвоения статуса, особенности жилищных условий, площадь квартиры или дома и некоторые другие сведения.
  • Паспорта всех членов семьи, указанных в заявлении. Для детей – свидетельство о рождении.
  • Справки о характеристике имеющейся жилплощади.
  • Справки о прописке.
  • Справки для каждого члена семьи с работы или учебы.
  • При наличии бронируемой жилплощади – копия охранного свидетельства.
  • Документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение.
  • Документы для подтверждения степени родства и состава семьи: свидетельство о смерти, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака и т.д.
  • Для льготников – справка об инвалидности, удостоверение льготника и т.д.

Для проживающих в служебной квартире или общежитии нужны дополнительные документы:

  • Акт межведомственной комиссии о признании нынешнего жилья непригодным к проживанию.
  • Трудовая книжка.
  • Ходатайство с места работы об улучшении жилищных условий.

Порядок действий

Этапы получения статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий:

  1. Обращение в орган местного самоуправления с заявлением и пакетом документов.
  2. Получение ответа в письменной форме. В случае положительного решения заявителя вносят в список очередников и сообщают ему его номер в очереди. Если же в присвоении статуса было отказано, орган местного самоуправления должен уведомить об этом также письменно, с указанием конкретных причин решения. Решение должно быть принято в 30-дневный срок со дня подачи заявления. Ответ-уведомление отправляется не позднее 3 дней с момента принятия решения о присвоении статуса или отказа.

После присвоения статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий необходимо учитывать, что для предоставления жилья всем гражданам, находящимся сейчас на учете, потребуется несколько десятков лет (учитывая нынешние темпы строительства). В экстренных случаях приходится ждать 3-5 месяцев.

Как получить статус семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий: условия предоставления молодой семье

Закон даёт молодожёнам возможность подать заявку на улучшение жилищных условий и оформить соответствующий статус. Об этой процедуре пойдёт речь далее.

Как молодой семье добиться статуса нуждающейся в улучшении жилищных условий: требования и порядок процедуры

кто считается молодой семьей условия

Молодожёнам одинаково тяжело достаётся как покупка первого жилья, так и переезд в новую квартиру. На такой случай законодательством предусмотрена возможность оформления сертификата, дающего право на финансовую поддержку при покупке новой недвижимости. Далее рассказано, какие требования действуют для претендентов и что нужно сделать для оформления субсидии.

Кто относится к категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий

Господдержка предоставляется не всем желающим переехать в новую квартиру. Сертификат присваивается только тем, кто проживает в особо тяжёлых условиях. К ним относят тех лиц, кто:

  • живёт на правах аренды в помещении, квадратура которого меньше нормы, установленной законом (в пересчёте на число сожителей);
  • проживает в квартире, несоответствующей надлежащим условиями комфорта и (или) безопасности. Безопасных условий жизни не имеют лица, живущие в домах и иных строениях, непригодных для нормального проживания или признанных аварийными;
  • лица, сожительствующие с гражданами, больными тяжёлыми и заразными ,заразными болезнями. Все, кто проживают с ними в одной жилплощади, рискуют заразиться. Перечень болезней закреплён приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 987н.

Сюда относят как самого квартиросъёмщика, так и членов семьи, проживающих с ним (согласно статье 51 ЖК). Законом закреплена обязательная процедура постановки таких лиц на учёт (статья 49 ЖК).

кто считается молодой семьей условия

В России действуют специальные программы, направленные на обеспечение малоимущих жильём. Регламент предоставления соцжилья закреплён в положениях ЖК. Они могут действовать на разном уровне. Сама денежная поддержка бывает полной и частичной.

Минимальный размер пространства квартиры для каждого человека установлен на общероссийском уровне, но регионы вправе увеличить их.

На 2018 год эти показатели таковы:

  • 12 кв.м. на каждого члена семьи в составе более 3 человек;
  • 54 кв.м. для родителей с 1 малышом;
  • 42 кв. м. для бездетной пары.

Условия для получения статуса нуждающейся молодой семьи 2018

улучшение условий

Нуждающимся в расширении жилусловий необходимо соответствовать следующим критериям:

  • проживать последние пару лет в городе, где запрашивается помощь в оформлении нового жилья. Срок определяется местными и региональными властями;
  • заявитель должен быть зарегистрирован в данном городе;
  • метраж квартиры или её состояние не соответствует нормам;
  • возраст родителей составляет менее 35 лет.

Статус нуждающегося присваивается в момент, когда заявителей регистрируют и ставят в очередь. Соответствующее решение закрепляется в Постановлении администрации города.

Если статус и госпомощь в приобретении жилья запрашивает многодетная мать-одиночка, она должна подтвердить, что является малоимущей (согласно региональным нормам), т.е.:

  • живёт в квартире с недостаточным метражом;
  • имеет доход ниже минимальной нормы.

Основания для получения статуса

кто считается молодой семьей условия

Среди законных причин для оформления нуждающимся (согл. ст. 52 ЖК) выделяют ряд факторов:

  1. Недостаточная квадратура имеющегося жилья в пересчёте на каждого жильца.
  2. Несоответствие жилплощади действующим нормам безопасности или санитарии, а также отсутствие удобств. К последнему обычно относят жильё коридорного типа, где отсутствует вода, канализация, газ или электричество.
  3. Проживание вместе с больными людьми в неизолированных помещения (человек должен не являться родственником заявителя).
  4. Длительное проживание в общежитии (исключение – нахождение на обучении или сезонной работе) или на съёмной жилплощади (последние пару лет).

Есть также иные категории граждан, которых также могут признать нуждающимися в соцжилье:

  • семьи военнослужащих (в т.ч. погибших во время службы);
  • лица с тяжёлыми и опасными болезнями и члены их сожителей;
  • многодетные семьи (минимум с 3 детьми).

Тех, кто соответствует сразу нескольким указанным выше основаниям, продвигают по очереди вперёд остальных. Но программу поддержки он должен будет выбрать одну.

Как оформить

кто считается молодой семьей условия

Крупнейшей программой для молодожёнов, по которой предоставляется новое жильё, считается «Молодая семья». Это госпрограмма помощи, нацеленная преимущественно на родителей с детьми, однако наличие детей не обязательно. Согласно ей, пары получают субсидии:

  1. На жильё с первичного рынка.
  2. На участие в долевом строительстве.

На покупку вторичной жилплощади не предоставляют ни субсидий, ни ипотеки.

Рассматривают и заработок граждан:

  • от 21 621 рублей для бездетной пары;
  • от 32 510 рублей – для 3 человек;
  • 43 350 рублей – для 4 человек.

Предоставляется частичная субсидия, размер которой определяется из численности семейства:

  • 30 % от стоимости оплачивается, если статус получила бездетная пара.
  • 35 % для родителей с 1 ребёнком.
  • 40 % — для семейств с 2 детьми.
  • За 3 и более детей предоставляется 50%-я субсидия.
  • До 40 % — при участие в долевом строительстве.
  • Для жителей Крайнего Севера и иных неблагоприятных территорий России размер субсидии доходит до 80%.

Остальная сумма уплачивается самими супругами.

Разнополым детям старше 9 лет, ставшим участниками программы, должны предоставить разные комнаты. Данное положение распространяется и на пожилых людей – им также обязаны выделить отдельное пространство.

кто считается молодой семьей условия

Процедура оформления госпомощи на покупку новой жилплощади для молодых семей проводится так:

  1. Подаётся заявка вместе со всеми документами в отдел соцзащиты.
  2. Там документы рассматривают и по итогам выносят решение о признании семейства малоимущим.
  3. С выданным подтверждающим свидетельством направляются в жилищное управление, где на его основании принимают решение о выдаче субсидии.

Данный статус даёт возможность участвовать в льготных ипотечных программах, разработанных каждым банком именно для молодых родителей.

Требуемые документы

Желающему потребуется предоставить следующие бумаги для одобрения заявки:

  • выписку со счёта каждого взрослого члена семьи и справки, где указан доход заявителей;
  • паспорта каждого жильца;
  • свидетельство о браке;
  • техпаспорт недвижимости (из БТИ), если имеется – санитарный паспорт;
  • свидетельство о рождении (каждого ребёнка);
  • справку о составе семьи;
  • правоустанавливающие документы, подтверждающие право владения или пользования текущей недвижимостью (договор покупки или найма), плюс свидетельства о владении другим дорогим имуществом (землёй, машиной и пр.);
  • выписку из домовой книги;
  • медзаключение о наличие серьёзного заболевания у одного из супругов или детей, либо свидетельство об инвалидности.

Заявление

кто считается молодой семьей условия

Заявка на признание нуждающимся имеет форму, установленную Постановлением Правительства от 25 августа 2015 г. № 889. Образец заявителю должны будут предоставить на месте.

Кем выдается справка о нуждаемости

Все бумаги подаются в местное отделение соцзащиты населения. При рассмотрении учитываются не просто нынешние доходы, но и возможные перспективы. Там должны решить, сможет ли в ближайшие 20 лет семейство своими силами накопить на покупку квартиры или дома.

Сроки рассмотрения

Все бумаги должны рассмотреть и вынести решение в течение 10 дней. В случае необходимости срок могут продлить ещё на несколько дней. Если прошение будет удовлетворено, заявителю присвоят соответствующий сертификат.

Подав его в жилищный отдел, нужно подождать, пока средства будут начислены. Обычно все программы соцподдержки работают следующим образом:

  • в начале каждого города из федерального бюджета деньги перечисляют в местный;
  • далее средства распределяют в порядке очерёдности.

Когда могут отказать

как начисляются декретные

Отказывают обычно, если:

  • пакет свидетельств не полон;
  • после проверки условий проживания и финансового состояния установили, что заявители не являются малоимущими.
Читайте также:  Заявление на отпуск в 2022 году: образец и правила составления на ежегодный оплачиваемый, учебный, декретный, за свой счет и др

Когда гражданина оповещают о данном решение (только письменным уведомлением), уполномоченные лица обязательно должны пояснить, чем оно было мотивировано, и подсказать, где была допущена ошибка. Возможно, потребуется донести документы или запросить новые.

Но при выявлении попытки мошенничества, нарушителя лишат права участвовать программах соцподдержки следующие 5 лет.

Итак, все нуждающиеся в новой жилой недвижимости должны соответствовать целому ряду критерий, а потребность в переезде и госпомощи обязаны подтвердить свидетельствами. По результатам первого этапа гражданам выдают сертификат, благодаря которому её затем поставят в очередь. После ожидание может затянуться на несколько лет из-за большого количества участников программы.

Начислят безналичные средства, которые переведут напрямую на счёт продавца или строительной компании, у которой приобретается новая жилплощадь. Регистрируют всех нуждающихся в территориальном Департаменте жилищной политики. Направив туда прошение, можно узнать номер в очереди. Ответ дадут в течение 30 дней.

Полезное видео

Нуждающиеся в улучшении жилищных условий: претенденты, условия и необходимые документы

Одним из самых актуальных вопросов для граждан нашей страны является вопрос обретения жилья. Трудоспособная молодежь или лица старшего возраста, имеющие возможность взять ипотеку или накопившие определенный капитал, могут решить обозначенную проблему самостоятельно. Однако, нуждающиеся в улучшении жилищных условий лица, которые не могут решить данную проблему самостоятельно, могут рассчитывать только на поддержку государства. Наша страна дает им право на получение нового жилья для ведения достойного образа жизни, при условии получения особого статуса нуждающихся. Как добиться его назначения, узнаем в представленной статье.

Нуждающиеся в улучшении жилищных условий

Нуждающиеся в улучшении жилищных условий

Законодательное регулирование вопроса

В Конституции нашей страны обозначено, что каждый подданный Российской Федерации имеет право на обладание собственным жильем. Кроме того, ЖК РФ закрепляет, что жители государства также наделены правом на приобретение оного с максимально выгодными условиями, при условии, что имеют статус нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Таким образом, этим же нормативно-правовым актом определяется, что искомый статус присуждается тем лицам, которые стоят на государственном учете. Постановка на учет обеспечивается:

  • отсутствием у людей достойных условий проживания;
  • наличием дополнительного статуса малоимущих.

Чтобы получить квартиру от государства, нужно доказать свою принадлежность к таким категориям граждан, как малоимущие и нуждающиеся в улучшении условий проживания

Чтобы получить квартиру от государства, нужно доказать свою принадлежность к таким категориям граждан, как малоимущие и нуждающиеся в улучшении условий проживания

Рисунок 2. Конституция нашей страны гарантирует каждому ее гражданину достойную жизнь. К сожалению, далеко не каждый россиянин может похвастаться ее наличием, а потому государство должно приложить все усилия, и помочь малоимущим

Обратите внимание: признание какой-либо ячейки общества малоимущей также производится в официальном порядке, согласно установленным правилам, которые в каждом населенном пункте будут совершенно уникальными.

Статьей №51 Жилищного Кодекса выделяются категории населения, которые могут получить статус нуждающихся, и претендовать на получение нового жилища с государственной помощью.

ЖК РФ Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях

ЖК РФ Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях

Критерии данных категорий в основном рассматриваются в рамках, имеющихся у них на текущий момент условий проживания. О чем идет речь, узнаем далее из таблицы.

Таблица 1. Основания для получения статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий

Однако, в этой ситуации нужно будет доказать, что им действительно приходится жить в данных условиях, то есть одной прописки по конкретному адресу недостаточно.

Конституция нашей страны гарантирует каждому ее гражданину достойную жизнь. К сожалению, далеко не каждый россиянин может похвастаться ее наличием, а потому государство должно приложить все усилия, и помочь малоимущим

Конституция нашей страны гарантирует каждому ее гражданину достойную жизнь. К сожалению, далеко не каждый россиянин может похвастаться ее наличием, а потому государство должно приложить все усилия, и помочь малоимущим

Критерии определения

Внимательно изучив представленные в таблице выше категории нуждающихся, можно выделить два основных критерия, согласно которым им присваивается данный статус.

1. В первую очередь нуждающимися в улучшении условий проживания признают граждан, которые ютятся в жилом помещении, квадратура которого не соответствует нормам, установленным на уровне государства, то есть фактически не оставляет шанс на нормальное существование.

При этом, принимаются во внимание все лица, проживающие в таких квартирах и домах, в том числе:

  • новорожденные дети и лица старшего возраста;
  • старики и т.д.

Критерии, согласно которым граждане претендуют на новое жилье, представлены, фактически, минимальной величиной площади, и отсутствием гарантий санитарной и физической безопасности во время проживания в ней

Критерии, согласно которым граждане претендуют на новое жилье, представлены, фактически, минимальной величиной площади, и отсутствием гарантий санитарной и физической безопасности во время проживания в ней

2. Во вторую группу входят люди, существующие в помещениях с больными людьми, или в жилых объектах аварийного типа, а также в иных непригодных для здоровой и полноценной жизни условиях. Получается, что вторым критерием выступает несоответствие установленным на государственном уровне нормам относительно:

  • санитарных условий;
  • безопасности.

Согласно статистике, чаще вопрос о предоставлении помощи от государства возникает именно из-за недостаточной величины жилой площади, в стенах которой вынужден обитать претендент на получение обновленной квартиры и члены его семейства.

В Российской Федерации сегодня на общем уровне не имеется никаких конкретных указаний относительно того, каково минимальное количество квадратных метров, достаточное для обеспечения гражданину достойного проживания. Однако, они все же имеются в законодательных актах страны, но только устанавливаются местными органами власти каждого населенного пункта.

Величина искомой нормы не может быть больше размера нормы предоставления, установленной все тем же органом местного самоуправления.

Минимальная величина жилплощади определяется на уровне городов

Минимальная величина жилплощади определяется на уровне городов

Кроме того, обязательно нужно учитывать также и то, что региональными властями оговариваются также и нормативы площади по количеству жильцов на одну квартиру. Упомянутая величина устанавливается в качестве наименьшей, и в действительности она далеко не всегда является комфортной в условиях реального применения. Все решения относительно увеличения интересующего нас показателя принимаются теми же органами местного самоуправления.

Следует также учитывать, что для разных населенных пунктов это минимальное количество квадратных метров также будет разным.

Обратите внимание: речь идет именно о населенных пунктах, а не о регионах, так как на практике она разниться даже между городами, расположенными в одной области.

Виды государственной помощи, положенной гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий

Гражданам, которым удалось получить статус нуждающихся, к сожалению, никто безвозмездно не выделит жилплощадь с дальнейшей возможностью оформить ее в собственность. Им просто дают право на приобретение конкретного жилья с использованием льготных условий, а уже затем провести процедуру приватизации. В рамках такого рода поддержки нуждающиеся могут получить следующую помощь:

  • возможность оформить ипотечный заем в кредитной организации с льготными условиями;
  • частичное погашение взятого кредита за счет государственной казны;
  • получить от властей минимальное количество денежных средств на приобретение жилья.

Государство не дарит квартиры гражданам, но облегчает условиях их получения

Государство не дарит квартиры гражданам, но облегчает условиях их получения

Напоминаем: все перечисленные меры поддержки присуждаются только тем лицам, которым удалось доказать наличие нужды в улучшении условий проживания. При этом, если речь идет о семье, заниматься данным вопросом придется каждому ее члену по-отдельности.

Очевидно, что в вопросе присвоения обозначенного статуса во внимание будет приниматься также и общий доход каждого из членов ячейки общества, обращающейся за помощью. В первую очередь поддержку власти окажут тем, кто не может на собственные средства:

  • купить хорошую квартиру, соответствующую установленным нормативам;
  • гасить ипотечный кредит своими силами.

Чтобы определить, что конкретная семья не может ни того, ни другого, необходимо суммировать доход всех ее членов, получив общую величину, и сравнить ее с актуальным размером минимального прожиточного минимума, установленного на территории того или иного населенного пункта.

Обратите внимание: прожиточный минимум, установленный в городах, селах и т.д. не может быть меньшим, чем величина, указанная на момент времени в Федеральном законодательстве.

Чтобы присвоить нужный статус малоимущей семье, необходимо доказать, что ее члены имеют минимальный доход

Чтобы присвоить нужный статус малоимущей семье, необходимо доказать, что ее члены имеют минимальный доход

Осуществление учета граждан

Стоит сказать, что в процессе определения нуждаемости семей-претендентов на улучшение условий проживания, будут учитываться также и половозрастные особенности их членов.

  1. Так, например, если в семье имеются дети разных полов, возраст которых достиг 9 лет с момента рождения, семья получит квартиру, в которой будет иметься по отдельной комнате для каждого отпрыска, ввиду определенных норм морали и особенностей физиологии мужского и женского пола.
  2. То же касается и ситуаций, когда в семье есть пожилые граждане. Если, например, в семье есть одновременно бабушка и совершеннолетний сын, то эта ячейка общества также сможет рассчитывать на отдельную комнату для прародительницы.

Иногда государство сталкивается со случаями, в рамках которых нуждающимся один и тот же гражданин признается сразу же по нескольким параметрам, например:

  • жилплощадь, на которой он проживает, не соответствует установленным в населенном пункте нормам;
  • его комната или квартира располагаются в доме, признанном аварийном.

В этой ситуации, к сожалению, государство не обеспечивает такому лицу возможность воспользоваться сразу несколькими программами поддержки, ему все равно придется выбирать только одну из них.

Если лицо признано нуждающимся по нескольким параметрам, оно все равно претендует только на один вариант получения поддержки от государства

Если лицо признано нуждающимся по нескольким параметрам, оно все равно претендует только на один вариант получения поддержки от государства

Постановка в очередь на получение квартиры

Лица, обратившиеся к властям, получают возможность встать в очередь на получение квартиры. Каждое из них получает уникальный номер, под которым будет числиться в общем списке претендентов на улучшение жилищных условий.

Как только постановка в очередь состоится, лица, признанные нуждающимися, в период ожидания, которое, к слову, может длиться годами, должны подготовиться к тому, что теперь им ежегодно придется подавать пакет документов по определенному перечню на проверку.

Данный пакет документов будет представлен бумагами, отражающими реальное финансовое положение семьи, а также актуальные условия их проживания.

Таким образом, если за время ожидания граждане самостоятельно улучшат собственное положение, то право на получение помощи от государства у них будет отобрано, и из очереди они также окажутся исключены. Даже если впоследствии положение дел опять ухудшится, в очередь им придется вставать повторно.

Граждане могут быть исключены из очереди при условии, что их положение с финансовой точки зрения улучшилось

Граждане могут быть исключены из очереди при условии, что их положение с финансовой точки зрения улучшилось

Кроме того, нуждающаяся семья получает обязанность по постоянному отслеживанию собственного продвижения в очереди. Срок получения квартиры может продлиться как на десятки лет, так и оказаться более коротким, если, например:

  • из списка потенциальных получателей жилья ввиду улучшения условий существования автоматически будут исключены сразу многие претенденты на квартиру;
  • получатель жилья претендует на изменение жилищных условий в лучшую сторону в ускоренном (экстренном) порядке.

Отследить, на каком месте вы находитесь в очереди получателей квартир, можно следующими способами.

Способ 1. Подать заявление в отдел государственного органа местного самоуправления, занимающийся предоставлением жилья в вашем городе, представители которого изначально осуществляли постановку вас на учет.

 Образец заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях

Образец заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях

Для этого необходимо подготовить два экземпляра обозначенной официальной бумаги, и явиться с ними по месту получения информации. Специалист государственного органа, работающий с нуждающимися, заберет у вас один из бланков, а на второй поставит отметку о том, что письменное обращение было получено.

Способ 2. Отправка заявления заказным письмом. Если по какой-либо причине у вас не хватает времени, чтобы добраться в указанный пункт получения сведений, вы можете отправить свое заявление заказным письмом. Тогда в течение 30 дней с момента получения запроса вы получите ответ на интересующий вопрос.

Способ 3. Зайти на онлайн-ресурс администрации вашего населенного пункта, и найти там соответствующую вкладку, перейдя в которую вы сможете получить сведения о лицах, стоящих в очереди на обретение жилья.

Ежегодно лицам, находящимся в очереди, придется подтверждать свой статус, предоставляя на рассмотрение пакет определенных документов

Ежегодно лицам, находящимся в очереди, придется подтверждать свой статус, предоставляя на рассмотрение пакет определенных документов

Подтверждение статуса нуждающегося

Как мы уже сказали выше, ежегодно для сохранения своего места в очереди, вы должны будете предоставлять государству на рассмотрение определенные документы, которые вновь и вновь будут подтверждать ваш статус:

  • нуждающихся в новом жилье;
  • малоимущих.

Очередь на получение квартиры действительно велика, многие ждут получения жилья десятками лет

Очередь на получение квартиры действительно велика, многие ждут получения жилья десятками лет

Пакет обозначенных официальных бумаг представлен заявлением соответствующего содержания, конкретный текст которого для примера вам предоставят сотрудники органа местного самоуправления, а также перечнем иных документов. Этот перечень может меняться в зависимости от того, в каком городе вы находитесь, но чаще всего он все же будет представлен следующими наименованиями.

  1. Актом, который оформлялся по итогу проверки вашей квартиры инспекторами уполномоченных государственных органов.
  2. При условии, что семья, желающая получить квартиру, во время ожидания проживает в общежитии или квартире коммунального типа, необходимо предоставить санитарный паспорт жилого объекта.
  3. Также на проверку подается решение местного органа самоуправления, согласно которому конкретная семья получила ранее оба интересующих нас статуса, которые и дали ей право на нахождение в очереди.
  4. Подается также справка о составе семьи, так как данный показатель весьма важен для сохранения ее статуса малоимущей или нуждающейся в изменении жилищных условий.

Справка о составе семьи

Справка о составе семьи

  • свидетельство о браке;
  • свидетельства о рождении детей;
  • паспорта заявителей и т.д.

Обратите внимание: в выписке из ЕГРН фиксируются все сделки с недвижимостью, проводимые гражданами за последние 5 лет, а потому, если в течение этого срока вы, например, продали квартиру, и получили за нее приличные деньги, в помощи государство вам непременно откажет.

Образец выписки из ЕГРН

Образец выписки из ЕГРН

Подачу документов на сохранение статуса можно осуществить как в МФЦ, так и сразу в администрацию.

Подведем итоги

Если вы живете в доме, который был признан аварийным, или ютитесь в маленькой квартирке с многочисленной родней, самое время обратиться за помощью к государству. Разумеется, для этого вы не должны иметь никакой материальной возможности для самостоятельного разрешения возникшей проблемы, так как в этом случае государство откажется от предоставления вашей семье посильной помощи. Если же властные структуры все устроит, и вы подтвердите статус малоимущих и нуждающихся, вскоре вам предложат несколько вариантов решения проблемы на льготных условиях. К сожалению, даже в случае успеха до получения квартиры может пройти еще немало времени, однако, рано или поздно вы станете ее счастливым обладателем.

В последние годы государство расширяет помощь для молодых семей в приобретении или постройки жилья. Субсидия на строительство дома является одним из видов вложений в будущее страны с целью ее демографической проблемы. Кроме молодых семей, на получение преференций на жилье могут рассчитывать и другие категории населения. В специальной статье более подробно рассмотрим данную тему.

Видео – Первоочередная и внеочередная очередь на квартиру

Мосгорсуд разъяснил особенности рассмотрения гражданских споров об улучшении жилищных условий

По мнению одной из адвокатов, Московский городской суд напомнил о том, что важно знать лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Другой особо отметил три правовые позиции, имеющие важное практическое значение. Третья считает Обзор очень актуальным, поскольку споры с Департаментом городского имущества являются одними из сложных, но в то же время исчерпывающим его назвать нельзя.

21 сентября Московский городской суд опубликовал Обзор судебной практики по делам об обеспечении жилищных прав малоимущих граждан при постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, снятии их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в порядке улучшения жилищных условий, рассмотренным судами города Москвы в период за 2019–2020 гг.

Обзор содержит 8 правовых позиций, в которых проанализировано применение норм материального и процессуально права как районными судами г. Москвы, так и судебной коллегией по гражданским делам Мосгорсуда в качестве апелляционной инстанции по спорам граждан с Департаментом городского имущества.

Содержание документа

Пункт 1 Обзора посвящен рассмотрению дел о признании незаконными письменных ответов Департамента об отказе в принятии на жилищный учет, связанных с несоблюдением заявителями установленного порядка предоставления госуслуги.

Мосгорсуд пояснил, что при обжаловании ответов Департамента судам следует исходить из того, что жилищное законодательство не предусматривает признание судом граждан нуждающимися в жилых помещениях в обход установленного порядка вне компетенций уполномоченного органа. При рассмотрении таких дел суды не должны подменять деятельность уполномоченных органов по вопросам, отнесенным к компетенции последних.

Таким образом, резюмировал Мосгорсуд, судам, рассматривающим дела указанной категории, необходимо устанавливать следующие обстоятельства:

  • был ли соблюден порядок обращения за предоставлением госуслуги по вопросу принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях;
  • был ли подан полный комплект документов, которые обязан представить заявитель;
  • состав семьи, претендующий на постановку на жилищный учет (часть семьи или все зарегистрированные по месту жительства граждане);
  • наличие согласия на обработку персональных данных от членов семьи заявителя.

При этом если при рассмотрении дела суд придет к выводу, что все условия для предоставления заявителю госуслуги по вопросу принятия на учет как нуждающегося в жилье были соблюдены, он должен исходить из того, что требование об обязании Департамента поставить заявителя на жилищный учет не может быть удовлетворено – суд вправе лишь обязать Департамент повторно рассмотреть вопрос о постановке на жилищный учет.

В п. 2 Обзора указано, что при рассмотрении споров о признании незаконными действий и решений Департамента при постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, снятии с жилищного учета, связанных с расчетом обеспеченности жилплощадью, суды должны учитывать положения законодательства г. Москвы об особенностях определения площади жилых помещений для целей реализации жилищных прав граждан.

Мосгорсуд напомнил, что согласно ч. 2 ст. 50 ЖК РФ установление нормы предоставления и учетной нормы относится к компетенции органа местного самоуправления. В настоящее время учетная норма в Москве составляет 10 кв м. площади жилого помещения для отдельных квартир и 15 кв м. – для квартир коммунального заселения. Таким образом, учетная норма и норма предоставления применяются к площади жилого помещения.

Вместе с тем ЖК не содержит легальной дефиниции «площадь жилого помещения». Дефиниция ч. 5 ст. 15 касается «общей площади жилого помещения» и применяется для описания и характеристики объектов жилищных прав – жилых помещений. Между тем ч. 3 ст. 1 Закона Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 содержит определение понятия «площадь жилого помещения», согласно которому указанная площадь состоит из суммы площадей всех частей жилого помещения, включая площади помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения бытовых и иных нужд (в том числе балконов, лоджий, веранд и террас). Таким образом, применительно к площади жилого помещения для определения учетной нормы и нормы предоставления в Москве установлено специальное регулирование, включающее в эту площадь площади балконов, лоджий, веранд и террас.

Пункт 3 Обзора посвящен рассмотрению дел о признании незаконными действий и решений Департамента при постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, снятии с жилищного учета, связанных с расчетом обеспеченности площадью жилого помещения с учетом площади жилых помещений, принадлежащих всем членам семьи заявителя на праве собственности либо пользования.

Мосгорсуд пояснил, что при рассмотрении данной категории споров суды должны учитывать ст. 31 Семейного кодекса РФ о том, что супруги свободны в выборе места жительства, а также судам надлежит устанавливать следующие обстоятельства:

  • является ли совместно нажитым имуществом жилое помещение, площадь которого учтена Департаментом при расчете жилищной обеспеченности в рамках рассмотрения вопроса о принятии на жилищный учет либо в процессе проверки оснований для дальнейшего состояния на учете;
  • в случае заключения супругами брачного договора, устанавливающего режим раздельной собственности супругов, один из которых состоит на жилищном учете, ключевым обстоятельством является дата заключения договора, а также факт представления его в материалы учетного дела семьи.

Как указано в п. 4 Обзора, при расчете обеспеченности жилплощадью гражданам, состоящим на жилищном учете либо претендующим на постановку на учет, необходимо правильно устанавливать вид домовладения в части возможности его отнесения к домам, непригодным для круглогодичного проживания. Непригодность жилого помещения для проживания определяется исключительно в соответствии с процедурой, установленной Правительством РФ. При этом надлежащим доказательством является решение органа исполнительной власти о признании дома непригодным для проживания. Кроме того, отмечается в Обзоре, необходимо устанавливать целевое назначение земельных участков и вид их разрешенного использования в случае учета при расчете жилищной обеспеченности жилого дома, расположенного на данном участке.

В п. 5 Обзора Мосгорсуд подчеркнул, что при оспаривании отказа Департамента в предоставлении жилья вне очереди в порядке улучшения жилищных условий гражданину, состоящему на жилищном учете и страдающему тяжелой формой хронического заболевания, необходимо учитывать, что единственным доказательством наличия заболевания является справка установленной формы на жилищные льготы. При рассмотрении дел данной категории суды устанавливают факты состояния гражданина на жилищном учете и наличия у него заболевания, включенного в Перечень, утвержденный приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 г. № 987н, путем направления судебных запросов в соответствующие медучреждения.

Непременным условием возникновения обязательств государства перед категориями лиц, подпадающими под действие законов о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, а также о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, является признание в установленном законом субъекта Федерации порядке нуждающимися в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), включение в списки лиц, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году (п. 6 Обзора).

При рассмотрении таких дел, подчеркнул Мосгорсуд, суды должны учитывать, что общий порядок постановки на жилищный учет, установленный законом субъекта РФ, распространяется на граждан, обладающих правом на обеспечение в силу действия норм федерального законодательства, без каких-либо исключений.

Пункт 7 посвящен особенностям рассмотрения дел о признании незаконными распоряжений Департамента об отказе в признании малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, отложении рассмотрения вопроса обеспечения нуждающихся в жилых помещениях, в связи с намеренным ухудшением жилищных условий.

Так, при рассмотрении данной категории дел подлежат установлению следующие обстоятельства:

  • действительно ли в результате вселения лица в спорное жилое помещение площадь жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи заявителя, уменьшилась;
  • повлияло ли вселение лица, не состоящего на жилищном учете, на размер предоставляемого жилого помещения либо на размер субсидии (компенсационной выплаты) в порядке улучшения жилищных условий;
  • увеличилась ли площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению в порядке улучшения жилищных условий (равно как и размер субсидии (компенсационной выплаты)) в результате расторжения брака;
  • кому принадлежало на праве собственности отчужденное жилое помещение, является ли оно совместно нажитым имуществом супругов.

Заключительный пункт Обзора касается споров о признании незаконным истребования Департаментом документов, содержащих персональные данные гражданина, в порядке перерегистрации учетного дела. Так, Мосгорсуд указал, что представление документов всех членов семьи, зарегистрированных по месту жительства семьи граждан, состоящих на жилищном учете, а также их супругов и (или) несовершеннолетних детей, зарегистрированных по иным адресам, для проведения перерегистрации обязательно. При этом каждый из членов семьи вправе подать копии личных документов в Департамент самостоятельно.

Таким образом, резюмируется в Обзоре, анализ судебной практики по делам об обеспечении жилищных прав граждан показал, что данная категория дел является многочисленной. Вместе с тем при рассмотрении таких дел судам следует внимательно подходить к выяснению обстоятельств, имеющих значение для дела, а также применению норм материального права к спорным правоотношениям. «Строгое соблюдение положений законов при рассмотрении дел данной категории позволит избежать допущения ошибок и будет способствовать формированию единообразия судебной практики», – подчеркнул Мосгорсуд.

Адвокаты отметили практическую значимость Обзора

По мнению адвоката АП Московской области Валентины Ященко, Московский городской суд напомнил о том, что важно знать лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. «По-прежнему наиболее распространенной причиной снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, является утрата оснований, дающих право на получение жилья, – например, утрата статуса малоимущих и (или) нуждающихся в жилых помещениях», – отметила она в комментарии «АГ».

Адвокат добавила, что Обзор содержит ответы о порядке определения и расчета обеспеченности жилплощадью. Также упоминается, что при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения необходимо провести анализ сделок с общим имуществом стоящих на учете граждан и их супругов, особо обращая внимание на необходимость их правовой оценки (брачный договор, договор купли-продажи).

«Мосгорсуд указал судам на необходимость принимать во внимание нормы ст. 31 СК РФ, согласно которой супруги свободны в выборе места жительства, что само собой исключает ссылку сторон о прекращении фактических брачных отношений и отсутствии необходимости представления информации в отношении отдельно проживающего супруга, не включенного в учетное дело и не претендующего на улучшение жилищных условий, – например, при перерегистрации учетного дела для подтверждения обоснованности нахождения на соответствующем учете, что довольно часто встречается в практике судов (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 июля 2009 г. № 5-В09-25, апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Мосгорсуда от 8 июня 2021 г. по делу №33-22328/2021, решение Пресненского районного суда г. Москвы по делу № 2-2029/2015 )», – пояснила Валентина Ященко.

Она добавила, что Мосгорсуд разъяснил особенности применения положения п. 8 Обзора ВС РФ по практике рассмотрения судами в 2013–2014 гг. дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда (утвержден Президиумом ВС 23 декабря 2015 г.), указав на необходимость установления судами факта непригодности помещения для проживания на основании решения исполнительного органа. «Мосгорсуд отметил исключительную роль специального уполномоченного органа по признанию жилых помещений непригодными. Отсутствие подобного решения исполнительного органа не может быть восполнено иными доказательствами и является безусловным основанием для снятия с учета граждан, которые приобрели в собственность жилые помещения, не признанные в последующем непригодными для проживания в установленном законом порядке», – подчеркнула она.

Адвокат, заместитель председателя Московской коллегии адвокатов «Центрюрсервис» Илья Прокофьев, комментируя документ, остановился на нескольких разъяснениях Мосгорсуда.

По его мнению, ключевой мыслью п. 2 Обзора является то, что судам следует тщательно проверять, соблюден ли заявителем досудебный порядок урегулирования спора в полном объеме, и, если нет либо если Департамент городского имущества выдал не отказ, а нечто иное, судам не стоит подменять собой функции Департамента. С указанным выводом, считает эксперт, можно было бы согласиться, если б на практике не складывались многочисленные ситуации, когда Департамент именует свои ответы не «постановление об отказе», а «письмо» либо «уведомление», вследствие чего заявители, получив такой документ, фактически лишаются возможности обжаловать его в судебном порядке и оказываются в тупиковой ситуации. «Таким образом, если суды будут исходить из того, что граждане вправе обращаться за судебной защитой своих прав только после четко сформулированного отказа Департамента, это может привести – и уже приводит – к злоупотреблениям со стороны последнего», – подчеркнул Илья Прокофьев.

Положительно оценил он и п. 3 Обзора, поскольку в нем затронута проблема расчета жилой площади с учетом количества членом семьи заявителя. Практика показывает, пояснил Илья Прокофьев, что Департамент зачастую отказывает гражданам в признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий, принимая в расчет площадь жилых помещений, в отношении которых у них отсутствует как право собственности, так даже и право пользования. «Изложенные выводы Мосгорсуда позволят избежать ситуаций искусственного увеличения Департаментом площади, принимаемой в расчет, и необоснованных отказов в признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий», – подчеркнул адвокат.

В п. 4, добавил он, также указано на необходимость правильного учета жилых помещений при расчете площади, приходящейся на заявителей. «Нередки ситуации, когда Департамент, отказывая в постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, берет в расчет площади помещений, которые фактически жилыми не являются», – заметил Илья Прокофьев.

Адвокат филиала № 49 Московской областной коллегии адвокатов Татьяна Саяпина считает документ очень актуальным, поскольку споры с Департаментом являются одними из сложных, наряду со спорами с иными государственными и муниципальными органами власти. «В Обзоре комплексно рассмотрены ключевые споры, подробно расписан порядок действий судей в тех или иных ситуациях. Считаю, что на данный Обзор важно обращать внимание не только судей и Департамента городского имущества Москвы, но и, в первую очередь, – малоимущих граждан, которые стремятся защитить свои права», – подчеркнула адвокат.

Татьяна Саяпина добавила, что на практике отказы в принятии на жилищный учет малоимущих – не редкость. «В Обзоре подробно прописан порядок действий всех ключевых участников рассматриваемых правоотношений, что является его сильным преимуществом перед той же нормативно-правовой базой, поскольку последовательно разъясняются все ее основные моменты. Также интересно отражение в Обзоре расчетов определения учетной нормы, что представляет собой важный пример при формировании правоприменительной практики по расчетам», – отметила она.

При этом, по мнению адвоката, обобщение Мосгорсуда является неполным: «По мере возникновения споров отдельные его стороны будут дополнительно конкретизироваться в иных обзорах – это касается, например, решения вопросов о подписании документов электронной цифровой подписью и иных вопросов, связанных с цифровизацией при постановке на учет малоимущих граждан».

В целом данный Обзор необходим для формирования практики в жилищной сфере и конкретизации законодательства о предоставлении малоимущим гражданам жилых помещений, заключила Татьяна Саяпина.

Ссылка на основную публикацию