Дисциплинарная ответственность государственных служащих: виды, условия применения и правила наложения взысканий

Дисциплинарная ответственность государственных служащих: виды, условия применения и правила наложения взысканий

Дисциплинарная ответственность – наступление ответственности, установленной в законодательстве о ГС и применяемой государством в лице уполномоченных субъектов к правонарушителям, на которых возлагается обязанность претерпевать неблагоприятные последствия дисциплинарного взыскания за совершение дисциплинарного проступка. ДП – неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него обязанностей по прохождению службы

– отсутствие систематизации в НПА;

– отсутствие единых правил;

– не носит формализованный характер;

– субъект власти наделен обширными полномочиями.

1. Ответственность в порядке подчиненности. ФЗ «О ГГС». Меры дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, дисциплинарное увольнение (по ТК), предупреждение о неполном должностном соответствии (переквалификация, повторная аттестация).

2. Уставная ответственность. Специальные уставы должны предусматривать соответствующие меры. Отличие в большей строгости, а также в более широком перечне. Наиболее часто встречается понижение в чине.

3. Дисциплинарная ответственность по трудовому законодательству. Она применяется к должностям, которые не относятся к государственной службе.

Происходит дисциплинарное производство, которое рассматривается в двух аспектах:

1. Институциональном. Совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с порядком привлечения к ДО.

2. Процессуальном. Деятельность уполномоченных субъектов дисциплинарной власти, направленная на возбуждение, рассмотрение, разрешение дела, а также на назначение и исполнение дисциплинарного наказания.

Единый порядок ДП отсутствует. Срок – 1 год со дня обнаружения, 6 месяцев со дня совершения (1 год – финансы и аудит). Если срок истек, оно не должно возбуждаться либо должно прекратиться.

Ограничения и запреты для государственных служащих (по ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе РФ» и другому законодательству).

Граждане не могут быть приняты на службу, а служащие не могут продолжать на ней быть, если имеют место следующие факты:

– признание недееспособным или ограниченно дееспособным;

– осуждение к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей, а также в случае наличия не погашенной судимости;

– отказ от прохождения процедуры допуска к сведениям, составляющим гос. и иную тайну, охран. законом;

– наличие заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению, подтвержденного медицинским заключением;

– выход из гражданства РФ, приобретение гражданства иного государства;

– близкое родство или свойство, если замещаемая должность связана с непосредственной подчиненностью;

– предоставление подложных или заведомо ложных документов;

– непредставление сведение или предоставление заведомо ложных сведений при поступлении о доходах, гражданстве, имуществе;

– непрохождение военной службы по призыву.

Государственным служащим при прохождении службы запрещается:

– замещать должность, если они были избраны на гос. должность, на выборную должность оМСУ, на оплачиваемую выборную должность в органе профсоюза;

– заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской, творческой;

– приобретать ценные бумаги и являться их держателем;

– получать в связи с исполнением дол. об. вознаграждения от ФЛ и ЮЛ;

– выезжать в связи с исполнением дол. об. за границу за счет ФЛ и ЮЛ;

– использовать не по назначению материально-техническое обеспечение;

– допускать высказывания, оценки о гос. органах;

– принимать без письменного разрешения награды иностранных государств;

– использовать преимущества служебного положения при предвыборной агитации;

– прекращать исполнение дол. об. в целях урегулирования спора;

– осуществлять партийную деятельность в органах власти;

Порядок применения дисциплинарной ответственности для госслужащих

Государственные гражданские служащие выделены с отдельную категорию работников, поскольку регулирование их труда осуществляется в особом порядке. Помимо ТК РФ, на них также распространяется действие отдельных законов и постановлений.

Определенные особенности есть и при наложении на государственного служащего дисциплинарного взыскания. Стоит более подробно рассмотреть, какие могут быть применены виды таких взысканий и по каким основаниях.

Законодательное регулирование и виды дисциплинарной ответственности

Основной законодательный акт, который регулирует вопросы поступления на государственную службу в РФ, ее прохождение и прекращение — это ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В частности, в этом законе уделяется внимание таким вопросам:

  • должности и классные чины гражданской службы;
  • права и обязанности государственного служащего;
  • условия и правила принятия на госслужбу;
  • правила служебной дисциплины;
  • основания для прекращения прохождения гражданской службы и т. д.

Также в этом законе перечислены и дисциплинарные взыскания, которые могут применяться к служащему при совершении им определенных проступков или при нарушении служебной дисциплины.

В соответствии со ст. 57 Закона, на госслужащего могут быть наложены такие виды дисциплинарных взысканий:

  • замечание;
  • выговор;
  • предупреждение о неполном должностном соответствии;
  • увольнение.

Действующие на данный момент взыскания (за исключением одного) аналогичны тем, что указаны в ст. 192 ТК РФ. Они перечислены в порядке возрастания их тяжести и применяются также в зависимости от того, насколько серьезный проступок был совершен служащим.

Первые три из указанных наказаний (замечание, выговор и предупреждение) являются более лояльными по отношению к служащему и практически ничем не отличаются между собой. Разница может состоять лишь в формулировке наказания, которое указывается в приказе о наложении взыскания.

Эти виды наказания выносятся в письменной форме и доводятся до ведома служащего. В его трудовую книжку записи о данном наказании не вносятся, а вот в личной карточке могут быть отображены. После истечения определенного времени наказание снимается, но только при условии, что за этот период сотрудник больше не нарушал трудовую дисциплину.

Что касается увольнения, то эта мера является более жесткой и применяется только в разрешенных законодательством случаях. При этом руководитель должен соблюдать установленный порядок привлечения подчиненного к ответственности и подготовить все необходимые документы.

Наложение взыскания — это его право, а не обязанность. Например, он может ограничиться устным замечанием и вообще не фиксировать нарушение документально. Однако общим правилом является тот факт, что за один дисциплинарный проступок может применяться только одно взыскание, наказывать подчиненного разными способами нельзя.

Основания для привлечения к ответственности

Наличие весомых оснований — это главное правило законности наложения на государственного служащего дисциплинарного взыскания. Главными основаниями являются совершение им дисциплинарного проступка, несоблюдение правил служебной дисциплины или невыполнение (ненадлежащее выполнение) своих обязанностей. Данные правила и обязанности обычно указываются во внутренних локальных актах организации и в контрактах, которые заключаются со служащими.

Что касается оснований для увольнения, то ими могут быть только те, что перечислены в законодательстве. В ст. 37 Закона о госслужбе указаны такие основания:

  • повторное невыполнение трудовых обязанностей (при наличии наложенного ранее дисциплинарного взыскания);
  • утрата доверия к госслужащему;
  • прогул без уважительной причины;
  • намеренное предоставление во время приема на службу фальшивых документов или ложной информации;
  • нарушение требований охраны профессиональной служебной деятельности, если это повлекло тяжкие последствия или создало угрозу их наступления;
  • лишение госслужащего права на допуск к данным, что представляют собой государственную тайну, если его работа требует использования этих данных;
  • принятие государственным служащим необоснованного решения, которое привело к причинению ущерба (распространяется только на руководителей);
  • совершение госслужащим действий, которые могут быть основанием для утраты доверия к нему (если он непосредственно занят обслуживанием товарных или денежных ценностей);
  • однократное грубое нарушение служащим-руководителем своих должностных обязанностей, если при этом было нарушено законодательство РФ или получен ущерб;
  • появление на службе в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического, токсического);
  • разглашение информации, которая составляет государственную тайну, и данных, которые стали известны сотруднику во время выполнения им его должностных обязанностей;
  • совершение на рабочем месте хищения, растраты или умышленное причинение ущерба имуществу (работодателя или третьих лиц).

Порядок наложения

Порядок наложения взыскания в отношении государственных служащих приведен в ст. 58 Закона о госслужбе. В соответствии с этой статьей, наказание должно применяться в таком порядке:

  1. Фиксация факта совершения дисциплинарного проступка. Чаще всего основным документом в этом случае выступает соответствующий акт, подписанный минимум двумя свидетелями (из числа других работников). Также непосредственный руководитель нарушителя может составить докладную записку о совершении проступка на имя вышестоящего руководства.
  2. Отправка служащему запроса на получение объяснений. Запрос составляется в письменной форме и либо вручается служащему под роспись, либо отправляется заказным письмом по почте. В течение двух дней он должен предоставить письменные объяснения. В случае его отказа от предоставления объяснения или игнорирования запроса руководителя также составляется соответствующий акт. Стоит учесть, что отказ от дачи объяснений не является помехой для применения наказания.
  3. Проведение служебной проверки. В ходе этой проверки выясняются все обстоятельства дела, а по результатам выносится письменное заключение.
  4. Оценка тяжести совершенного служащим проступка. На это влияют такие факторы, как размер причиненного ущерба, наличие умысла, предоставление сотрудником весомых объяснений и т. п.
  5. Выбор конкретной меры наказания. Работодатель имеет право сам определять вид взыскания во всех случаях, кроме увольнения. Для такого наказания должны иметься перечисленные в законе основания.
  6. Применение взыскания. Если речь идет о выговоре, замечании или предупреждении, то работодатель издает приказ о применении дисциплинарного взыскания и соответствующий акт. В случае расторжения трудового договора составляется приказ об увольнении, а с работником проводятся все расчеты.
  7. Вручение подчиненному копии акта о наложении взыскания и приказа. Работник должен подтвердить своею подписью факт ознакомления с этими документами.

Сроки привлечения к ответственности

В Законе установлены определенные сроки, в течение которых работник может быть привлечен к ответственности, а также продолжительность действия наказания. Срок привлечения к ответственности составляет:

  1. Один месяц со дня обнаружения проступка. В этот срок не включаются такие периоды:
    • временная нетрудоспособность;
    • отпуск;
    • время проведения служебной проверки;
    • другие случаи отсутствия на работе по уважительной причине.
  2. Полгода с момента совершения служащим проступка. Если нарушение было выявлено в ходе проведения проверки (результатов финансовой деятельности, аудиторской), то срок давности увеличивается до двух лет. Из этого периода исключается количество времени, в течение которого было открыто уголовное производство, связанное с совершением дисциплинарного проступка.

Что касается срока действия самого наказания, то он составляет один год. Если в течение этого времени к сотруднику больше не применялись дисциплинарные взыскания, наложенное ранее также снимается. Однако это может произойти и раньше, например, в таких случаях:

  • по письменному заявлению служащего, совершившего нарушение;
  • по письменному ходатайству его непосредственного руководителя;
  • по инициативе работодателя.

Возможность снятия взыскания такими способами допускается лишь для замечания, выговора или предупреждения. Обжаловать увольнение работник может только в судебном порядке.

Читайте также:  Расчет выходного пособия при увольнении по сокращению штата: сроки выплат и размер компенсации по статье 178 Трудового кодекса РФ

Номинальная и реальная заработная плата — тема, которую мы подробно рассмотрим во всех нюансах.

Весь порядок действий в случае невыплаты зарплаты вы найдете в этой статье.

Оплата командировки в выходной день оплачивается по-другому методу чем в рабочий день. Подробнее об этом можно прочитать здесь.

Ситуации, при которых госслужащий не может быть привлечен к ответственности

В Законе о госслужбе не перечислено никаких категорий служащих, применение взыскания к которым было бы невозможно. В ст. 37 лишь указано, что работника не могут уволить в период его нахождения в отпуске или на больничном. Из положений этого закона получается, что уволить могут даже беременную женщину, одинокую мать и других социально защищенных категорий граждан.

Поэтому в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 06.12.2012 N 31-П положения этой и некоторых других статей Закона признаны недействительными по причине их несоответствия Конституции РФ. Социально защищенные категории граждан не могут быть уволены с государственной службы даже в случае совершения ими проступка.

Других оснований для освобождения от дисциплинарной ответственности в отношении госслужащих не предусмотрено. Успешно обжаловать решение работодателя в суде подчиненный сможет только в том случае, если он не совершал проступка или при его фиксации работодатель нарушил установленный порядок.

Порядок применения наказания в отношении гражданских служащих в большинстве вопросов мало чем отличается от аналогичного порядка, предусмотренного для обычных работников.

Дисциплинарная ответственность госслужащих

Если работник не исполняет свои должностные обязанности или делает это ненадлежащим образом, работодатель вправе наложить на него дисциплинарное взыскание (ст. 192 ТК РФ). В большинстве случаев перечень санкций ограничивается тремя пунктами: замечанием, выговором и увольнением. Однако для некоторых категорий работников этот список расширяется. Государственные служащие в известном смысле являются представителями своей страны и органов власти, поэтому требования к ним отличаются от стандартных.

Кто относится к государственным служащим

Поскольку государственные должности вводятся для исполнения полномочий федеральных органов и органов субъектов РФ, формально работодателем таких сотрудников считается государство, а руководитель государственного органа выступает в роли представителя нанимателя. (ст. 1 ФЗ №79). При поступлении на гражданскую службу сотрудники заключают контракт, их деятельность финансируется из федерального или регионального бюджета.

Государственные служащие подразделяются на четыре категории (ст. 9 ФЗ №79):

РуководителиГлавы органов власти и их заместители. Могут назначаться на определенный срок или бессрочно.
Помощники (советники)Назначаются для содействия руководителям. Срок их полномочий истекает одновременно со сменой руководства.
СпециалистыЛюди разных профессий, обеспечивающие выполнение госорганами их задач и функций.
Обеспечивающие специалистыСотрудники, в чью задачу входит хозяйственное, финансово-экономическое, организационное, документационное и иное обеспечение деятельности государственных органов.

Срок полномочий последних двух категорий сотрудников изначально не ограничен.

Виды взысканий

Дисциплинарный взыскания, которые могут наложить на госслужащих, перечислены в ст. 57 ФЗ №79:

  • замечание;
  • выговор;
  • предупреждение о неполном должностном соответствии;
  • увольнение с гражданской службы по основаниям, предусмотренным ст. 37 ФЗ №79.

Таким образом, к трем стандартным видам взыскания добавляется один специфический – предупреждение о неполном соответствии. По задумке законодателей, это взыскание должно стать для человека сигналом о том, что он недостаточно качественно выполняет свои обязанности, и предпринять меры для исправления ситуации.

За что могут наложить взыскание

По закону, дисциплинарное взыскание накладывается за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей. Важно – наказание возможно только если это произошло по его вине. Если вины человека в случившемся нет (например, он не выполнил поручение потому, что это было объективно невозможно), наказать его нельзя.

Основные обязанности госслужащих перечислены в ст. 15 ФЗ №79. Кроме требований исполнять поручения руководителей и свои служебные обязанности, предусмотренные должностным регламентом, там есть такие пункты:

  1. соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;
  2. исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
  3. исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
  4. соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
  5. соблюдать служебный распорядок государственного органа;
  6. поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
  7. не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
  8. беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
  9. представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;
  10. сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;
  11. соблюдать ограничения (ст. 16 ФЗ №79), выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты (ст. 17 ФЗ №79), которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
  12. сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

За что могут уволить государственного служащего

Случаи, когда дисциплинарное взыскание может стать причиной увольнения, перечислены в ст. 37 ФЗ №79:

  • неоднократное неисполнение своих обязанностей без уважительных причин, если в течение года были другие дисциплинарные взыскания;
  • прогул – отсутствие длительностью более четырех часов подряд без уважительной причины;
  • появление на службе под действием алкоголя или наркотиков;
  • разглашение государственной или иной охраняемой законом тайны, а также служебной информации;
  • совершения по месту работы хищения, растраты или умышленной порчи чужого имущества при условии, что этот факт подтверждает решение суда или постановление органа, рассматривавшего дело об административном правонарушении;
  • принятие решение служащим руководящей категории необоснованного решения, ставшего причиной неправомерного использования имущества, нарушения его сохранности или нанесение иного ущерба имуществу государственного органа;
  • однократное грубое нарушение служащим руководящей категории своих должностных обязанностей, если это нанесло вред государственному органу или нарушило законодательство РФ.

Правила наложения взыскания

При наложении взыскания требуется соблюдать определенный порядок. Без этого наказание юридически будет считаться незаконным, даже если формально его применение справедливо. Процедура регламентирована ст. 58 ФЗ №79 и в целом совпадает с аналогичной процедурой для других категорий сотрудников, описанных в ст. 193 ТК РФ. Однако здесь есть свои специфические нюансы, относящиеся главным образом к расследованию инцидента.

Статья 58 ФЗ №79 – Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания

  1. До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
  2. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.
  3. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
  4. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.
  5. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
  6. Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.
  7. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.
  8. Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания, предусмотренного пунктами 1 — 3 части 1 статьи 57 настоящего Федерального закона, и взыскания, предусмотренного статьей 59.1 настоящего Федерального закона, гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.
  9. Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.

Когда стало известно о проступке, подпадающем под дисциплинарную ответственность, со служащего требуют письменную объяснительную. Отказ дать пояснения не является препятствием для последующего наложения взыскания, но должен быть зафиксирован отдельным актом.

Далее необходимо провести служебную проверку (ст. 59 ФЗ №79). По ее результатам комиссия составляет заключение, в котором указывается необходимость применения дисциплинарного взыскания.

Применять санкции можно не позднее месяца со дня обнаружения проступка. В это время не входит период, когда виновный сотрудник находился в отпуске, на больничном или отсутствовал по иным уважительным причинам. Также не учитывается время, необходимое для служебной проверки.

Максимальный период, в течение которого к виновному можно применить дисциплинарные санкции – полгода со дня совершения проступка. Таким образом, если факт правонарушения всплывет через семь месяцев, привлечь к ответственности за него нельзя. Исключение – нарушения, выявленные в результате финансовой или аудиторской проверки. Срок давности по ним – два года. Если по результатам нарушения возбуждено уголовное дело, на время расследования срок давности также приостанавливается.

Служебная проверка

Служебная проверка проводится по факту выявления дисциплинарного проступка, ее инициатором может быть представитель нанимателя или другой государственный служащий. Последнему необходимо подать письменное заявление, на основании которого представитель нанимателя выносит решение о проведении проверки.

Порядок служебной проверки регламентирован ст. 59 ФЗ №79. Проверку проводит кадровое подразделение государственного органа, юридическое подразделение и профсоюз данного органа. Если в составе комиссии оказывается служащий, прямо или косвенно заинтересованный в результатах проверки, он должен заявить самоотвод. Если он этого не сделает, выводы комиссии будут недействительны.

Читайте также:  Что выгоднее взять: отпускные или компенсацию за неиспользованный отдых? Оформление и расчет

Во время проверки комиссия должна установить:

  • действительно ли был совершен дисциплинарный проступок;
  • содержат ли действие (бездействие) признаки вины;
  • какие причины и обстоятельства способствовали нарушению;
  • характер и размер вреда, который виновный нанес своим проступком;
  • обстоятельства, подтолкнувшие служащего написать заявление о проведении проверки.

Пока идет проверка, служащий, чью деятельность проверяют, имеет право:

  • давать объяснения в устной или письменной форме, подавать ходатайства, писать заявления и представлять иные документы для своей защиты и обоснования своего поступка;
  • обращаться с жалобой на решения и действия (бездействие) лиц, проводящих проверку представителю нанимателя, назначившего ее;
  • по завершении проверки ознакомиться с ее результатами и материалами, если это не нарушает условий сохранения государственной или иной тайны.

По результатам проверки комиссия составляет заключение, где излагает установленные во время расследования факты и свои предложения относительно дальнейших санкций к государственному служащему. На основании заключения составляется акт о применении дисциплинарного взыскания. Его необходимо вручить виновному сотруднику в течение пяти дней после издания.

Срок действия взыскания

Дисциплинарное взыскание действует в течение года после его вынесения. Если за это время сотрудник не допускал иных нарушений дисциплины, то по истечение года взыскание автоматически снимается. После этого считается, что никаких взысканий у служащего нет.

Виды дисциплинарных взысканий

С целью наказания за ранее допущенные проступки, и недопущения в дальнейшем их повторения, руководство предприятия имеет право применять к провинившимся сотрудникам меры дисциплинарного воздействия. О том, какие существуют виды дисциплинарных взысканий, как правильно их оформить и применить, рассказывается в этом материале.

Перечень возможных наказаний

Согласно тексту трудового законодательства (ст.192 ТК) работодатели, зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации, имеют право налагать на работников, с которыми заключили трудовое соглашение (договор), три вида дисциплинарных взысканий:

Чёткое определение понятий карательных мер в кодексе отсутствует. Как не прописан и порядок применения взысканий. То есть, для того, чтобы объявить работнику выговор, не обязательно перед этим оформлять наложение менее строгого взыскания – замечания. Работодатель имеет право самостоятельно определять, за какие нарушения Закон требует от работодателя только одно – единожды наказывать за один проступок.

Порядок применения дисциплинарных взысканий по ТК РФ

Статьёй 193 ТК установлен порядок, в соответствии с которым к сотрудникам должны применяться меры дисциплинарного воздействия. Он включает несколько действий, которые необходимо оформить документально.

Фиксация факта нарушения

Необходимо составить и утвердить акт, которым будет подтверждено совершение правонарушения. Форма акта – свободная.

Заверить акт своими подписями должны не менее трёх человек. Одним из них должен быть непосредственный начальник нарушителя, либо работник кадровой службы.

Документирование проступка

Для подтверждения правонарушения необходимо приложить к акту подтверждающие документы в копиях:

ПравонарушениеТип
подтверждающего
документа
Опоздание или прогул
  1. Табель учёта рабочего времени
  2. Выписка из журнала учёта прихода/ухода
  3. Выписка из правил внутреннего распорядка
  4. Личный график работы
  5. Должностная инструкция
  6. Трудовое соглашение
Появление на работе
в нетрезвом виде
Кроме документов, указанных в п.п.1-5 для предыдущего правонарушения, — инструкция по охране труда и технике безопасности

Нелишним будет приложение в комплект документов юридического заключения о правомерности применения того или иного взыскания. Следует указать, что такое заключение не имеет гриф обязательного документа, и составляется исключительно по требованию руководителя. Его отсутствие не может служить оправданием для работника, совершившего правонарушение, при выборе меры взыскания.

Требование от работника объяснительной записки

Данный документ составляется виновником правонарушения на имя руководителя предприятия (организации, учреждения).

В записке работник обязан исчерпывающе пояснить причины совершения дисциплинарного проступка. Затребовать объяснительную записку руководство предприятия вправе лично, или заказным письмом по почте. Срок составления документа – два рабочих дня. Отсутствие пояснения документируется актом отказа. Препятствием для наложения взыскания акт не является.

Подготовка и издание приказа о дисциплинарном наказании

Ответственность за подготовку пакета документов и составление приказа несёт кадровая служба предприятия.

Подписать документ должен руководитель предприятия.

Ознакомление сотрудника

Статья 193 ТК предусматривает процедуру доведения до сведения сотрудника, подвергнутого дисциплинарному взысканию, результатов расследования и приказа.

На этот процесс отводится три рабочих дня с момента подписания приказа руководителем предприятия. В случае отказа работника от ознакомления с результатами расследования совершённого им дисциплинарного проступка, составляется акт отказа. Его подписывают руководитель предприятия и начальник одного из отделов, например, бухгалтерии, или кадровой службы.

Вид взыскания не меняет порядок его применения. Он единообразен. Как для замечания и выговора, так и для самого сурового дисциплинарного наказания – увольнения.

Дисциплинарные взыскания для сотрудников ФПС, военнослужащих, государственных служащих

Для некоторых категорий служащих перечень дисциплинарных наказаний значительно расширен в связи с тем, что в отношении их действует специальное законодательство. К таким категориям относятся государственные служащие, военнослужащие, сотрудники полиции, Федеральной пограничной службы.

Например, в отношении военнослужащих и военнообязанных действует закон от 27.05.1998 г. №76-ФЗ.

Нарушение условий контрактной службы или дисциплинарный проступок может быть поводом для следующих взысканий:

  1. отчисление с военных сборов;
  2. предупреждение о неполном служебном соответствии;
  3. понижение в должности;
  4. понижение в звании;
  5. дисциплинарный арест;
  6. досрочное увольнение военнослужащего со службы.

Для упорядочения перечня дисциплинарных взысканий в порядке прохождения службы в других государственных структурах также приняты специальные законодательные акты.

Сроки применения

Для применения дисциплинарного взыскания, на основании принятого руководителем предприятия решения, действующим законодательством отводится один месяц (ст.193 ТК). Срок считается с того дня, когда обнаружено нарушение. В этот срок не входит период нахождения работника в отпуске, на больничном, в командировке. Сюда же относится время, необходимое на документирование мнения профсоюзной организации.

Кроме того, наложить дисциплинарное взыскание невозможно, если:

  • прошло больше полугода со дня совершения нарушения;
  • после выявленного в ходе проверки или ревизии нарушения прошло свыше двух лет;

В отношении нарушений, связанных с фактами коррупции, применить дисциплинарное взыскание руководитель может, если с момента совершения прошло менее трёх лет.

Дважды наказать работника за один и тот же проступок руководитель не имеет права. Проще говоря, если недавно привлечённого к дисциплинарной ответственности сотрудника решено уволить, основание для этого должно быть иным.

Поводы для наложения взысканий

Законодательством предусмотрены права руководителя предприятия (организации, учреждения) на применение мер воздействия, если работниками допускаются различные нарушения. К числу наиболее частых поводов применения дисциплинарных мер относятся нарушения трудовой дисциплины:

  • опоздание;
  • прогул;
  • явка на рабочее место в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения;
  • невыполнение распоряжения руководителя подразделения.

Руководитель предприятия вправе расценить как нарушение дисциплины или правил внутреннего трудового распорядка любое несоответствие действий работника его обязанностям, прописанным в трудовом соглашении (договоре). Определение меры взыскания за совершённый проступок – только его прерогатива.

Спецификой организационно-правовой структуры и характером деятельности предприятия определяется перечень поводов для вынесения дисциплинарных взысканий. Если речь идёт о производственных предприятиях, жёстче других наказываются:

  • проступки, связанные с нарушением правил охраны труда;
  • низкое качество продукции;
  • наличие брака.

Для структур, имеющих отношение к производству сертифицируемых видов продукции, в целях борьбы с промышленным шпионажем весьма жёстко наказывается намеренное или неосторожное разглашение работниками информации, которая носит конфиденциальный характер.

Снятие дисциплинарных взысканий

Статьёй 194 ТК установлено, что дисциплинарное взыскание, не снятое досрочно, действует в течение года. После того, как указанный срок истёк, работник снова становится «чистым», то есть не имеющим каких-либо взысканий.

Если принимается решение о досрочном снятии ранее наложенного наказания, основанием для этого могут быть только три ходатайства:

  • наказанного работника;
  • руководителя подразделения;
  • представительного органа (профсоюзной организации).

Служебная записка на имя руководителя подаётся в свободной форме. Необходимо обязательно указать дату совершения и характер проступка, реквизиты приказа о наложении взыскания.

Руководитель вправе принять решение о досрочном снятии взыскания и самостоятельно, без ходатайств вышеозначенных структур. В данном случае он может проявить индивидуальный подход к работнику, мотивировать его на образцовое исполнение должностных обязанностей.

Весьма распространены случаи нарушения работодателями прав работников в связи с неправильным применением дисциплинарного законодательства. Физическое лицо вправе оспорить действия руководителя в трудовой инспекции и далее – в суде. При наличии нарушений в действиях работодателя, на него в соответствии со ст.5.27 КоАП судом может быть наложен штраф в сумме 30-50 тыс.руб., на руководителя – 1-5 тыс.руб.

При незаконном увольнении работника его должны восстановить на прежнем месте работы, и компенсировать моральный вред. Если данные действия предприняты в отношении предпенсионера, административная ответственность может перерасти в уголовную. Право проверки обоснованности наложения дисциплинарных взысканий дано исключительно судебным инстанциям.

Особенности привлечения к дисциплинарной ответственности государственных и муниципальных служащих

В трудовых правоотношениях есть отдельная категория лиц, которые работают в государственных органах. Дисциплинарная ответственность государственных и муниципальных служащих значительно отличается от взысканий, что налагаются на простых работников.

Нормативное регулирование

Особенности прохождения Федеральной и муниципальной службы регулируется несколькими нормативными актами.

  1. Трудовой кодекс. Он устанавливает общий порядок оформления трудовых отношений (принятие и увольнение на службу).
  2. ФЗ № 58 от 27.05.2003 года о системе государственной службы в РФ. Этот нормативный акт является специальным законом, который дает понятие такой деятельности, определяет правовое положение лиц, проходящих такую службу и виды дисциплинарных наказаний, которые могут быть наложены на служащих. На основании этого правового акта, в РФ существуют следующие виды службы – гражданская государственная, военная и правоохранительная.
  3. ФЗ № 79 от 27.07.2004 года о гражданской государственной службе в РФ. Это также специальный нормативный акт, который конкретно регулирует все правоотношения, возникающие при осуществлении трудовой деятельности в органах РФ, а также муниципалитета.

Отдельное внимание необходимо обратить на существующую судебную практику. Из различных пленумов Верховного Суда РФ, решений других инстанций, можно получить информацию о правовом порядке наложения наказаний на отдельные категории служащих.

Нужно запомнить, что человеку, выполняющему функции государственных органов категорически запрещено заниматься предпринимательской деятельностью и иметь другие доходы, кроме заработной платы. Законом допускается только возможность получать такими работниками гонорары за преподавательскую деятельность.

Понятие гражданской службы

Суть гражданской службы определена в статье 11 ФЗ № 79.

Под ней подразумевается деятельность, связанная с осуществлением Федеральных или муниципальных полномочий и функций лицом, принятым на такую службу на основании специального приказа, с которым подписан соответствующий контракт, и получающего оплату за свой труд из Федерального или муниципального бюджетов.

Правовой статус госслужащего подразумевает собой четыре основных критерия:

  • он должен быть наделен особыми полномочиями, то есть вести деятельность от имени государства или муниципалитета;
  • он должен быть назначен на должность только на основании специального ведомственного приказа, выдающегося государственным органом, и дать специальную присягу;
  • с ним в обязательном порядке должен быть подписан специальный контракт, в котором детально оговариваются его права и обязанности, а также ответственность за совершение дисциплинарного проступка;
  • его денежное содержание выплачивается только из средств Федерального или муниципального бюджета.

Если хоть один из этих критериев отсутствует, тогда человек не относится к данной категории граждан, и на него не распространяются ограничения, установленные для государственных служащих.

Как пример, можно привести солдат срочной службы или технический персонал органов муниципалитета, медицинских учреждений (например, уборщики, слесари). Они не назначаются на свои должности специальным приказом и не подписывают контракт.

Их трудовая деятельность полностью регулируется нормами Трудового кодекса РФ.

Виды дисциплинарной ответственности

В связи с тем, что государственные работники имеют особый правовой статус, на них распространяются следующие виды дисциплинарной ответственности.

  • Общая. Она предусмотрена нормами Трудового кодекса. Это нарушения, связанные с трудовым распорядком. Сюда можно отнести: опоздание на работу, прогул, нахождение в нетрезвом состоянии на рабочем месте и другие нарушения.
  • Специальная. Она устанавливается Федеральными нормативными актами, регулирующими порядок прохождения службы, а также контрактом, в котором детально оговариваются все права и обязанности таких категорий работников. Сюда можно отнести: нарушение действующего законодательства, этики служащих (неопрятный внешний вид, грубое или некорректное отношение с гражданами), других ограничений, установленных для этой категории людей (например, запрет предпринимательской деятельности).

Исходя из этого, если государственный работник нарушает общую или специальную дисциплину, он подвергается мерам соответствующего воздействия, и на него накладывается соответствующее наказание.

Виды наказаний

Порядок наложения взысканий, а также их детальный перечень регулируется нормами специального законодательства, о котором было указано выше.

На основании данных правовых актов, на работников могут быть наложены следующие дисциплинарные наказания.

  1. Замечание. Это самое простейшее наказание, которое объявляется непосредственным руководителем сотрудника.
  2. Выговор. Это более строгое наказание, которое также выносится непосредственным или вышестоящим руководителем служащего.
  3. Неполное служебное соответствие занимаемой должности. Если в период действия этого наказание, человек совершит другой дисциплинарный проступок, есть все основания для его увольнения со службы.
  4. Освобождение от занимаемой должности. Это наказание может быть вынесено только тем начальником (руководителем), которому дано право принимать человека на данную должность.
  5. Увольнение с гражданской службы на основании проступков, предусмотренных пунктом 2, подпунктами «а» – «г», п.п. 3,5,6 частью 1 статьи 37 ФЗ № 79. Уволить с должности по таким основаниям также имеет право начальник, подписывающий приказ о принятии на работу.

Порядок наложения взыскания

Также следует обратить внимание на порядок привлечения к дисциплинарной ответственности таких работников. Особенностью является то, что если в деяниях такого служащего усматриваются признаки проступка, отдел кадров обязан провести служебную проверку по данному факту, а результаты оформить в виде заключения.

В заключении обязательно должно быть указано, усматриваются ли в действиях человека признаки дисциплинарного проступка, если да, то какое именно наказание рекомендовано применить.

Но заключение служебной проверки не является основанием для наказания. Окончательное решение принимается руководителем.

    Зафиксировать дисциплинарный проступок – подготовить соответствующий акт, подписанный как минимум двумя свидетелями. Также начальник нарушителя может подготовить докладную записку о дисциплинарном проступке вышестоящему руководству.

Сроки привлечения к дисциплинарной ответственности

В Законе даны точные сроки, в течение которых нарушитель может быть привлечен к наказанию, а также длительность наказания.

Срок привлечения к наказанию составляет:

  • 1 месяц со дня обнаружения свершения проступка (в этот срок не включают: болезнь; временную нетрудоспособность; отпускное время; время служебной проверки)
  • 6 месяцев с момента совершения проступка. Если нарушение было обнаружено во время проведения проверки, то срок увеличивается до 2-х лет.

Срок действия наказания

Если в течение года нарушителю больше не выносились дисциплинарные взыскания, то ранее взыскание тоже аннулируется. Это может произойти и ранее, чем через год:

  • по письменной просьбе провинившегося;
  • на основании ходатайства непосредственного начальника;
  • по инициативе работодателя

Заключение

Государственные служащие имеют особый правовой статус, так как они наделены властными полномочиями и являются представителями органов Федеральных и муниципальных властей. Они привлекаются к общей (на основании норм Трудового кодекса), и специальной (на основании ФЗ № 79 и 58) дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарная ответственность (дисциплинарного взыскание)

Дисциплинарная ответственность — это юридическая ответственность, наступающая за нарушение трудовой дисциплины и выражающаяся в наложении на работника, совершившего дисциплинарный проступок, дисциплинарного взыскания.

Таким образом, работодатель вправе применить дисциплинарное взыскание, только если работник совершит дисциплинарный проступок.

Дисциплинарный проступок – это неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей.

Трудовое законодательство предусматривает три вида дисциплинарных взысканий:

замечание (наименьшее строгое дисциплинарное взыскание);

выговор (более строгое дисциплинарное взыскание);

увольнение (самое строгое дисциплинарное взыскание).

Перечень оснований для применения дисциплинарного взыскания

Основаниями для наказания работника «дисциплинаркой» являются допущенные им проступки.

Перечень дисциплинарных проступков на законодательном уровне не определен.

При этом установлен перечень оснований для увольнения работников в качестве меры дисциплинарного взыскания.

В связи с этим такими проступками, за которые предусмотрена дисциплинарная ответственность, могут быть:

неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых функций, например, игнорирование указаний руководства, несоблюдение необходимых инструкций, нарушение технологии;

несоблюдение трудового графика, например, опоздания, законно необоснованные неявки на место работы;

нарушение дисциплины, например, появление на территории работодателя в состоянии опьянения, игнорирование требований о прохождении необходимых обследований или обучения;

совершение противоправных виновных действий, например, имущественных преступлений (кража, порча, присвоение).

Общая и специальная дисциплинарная ответственность

Принято различать общую и специальную дисциплинарную ответственность.

Общая дисциплинарная ответственность регулируется ТК и распространяется на всех работников, заключивших трудовой договор.

Специальная дисциплинарная ответственность установлена уставами и положениями о дисциплине для некоторых категорий работников отдельных отраслей экономики (транспорт, связь и др.), утверждаемыми федеральными законами.

Установление специальной дисциплинарной ответственности обусловлено, во-первых, спецификой трудовых функций, выполняемых этими работниками, а во-вторых, особо тяжелыми последствиями, которые могут наступить в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения ими возложенных на них трудовых обязанностей.

Специальная дисциплинарная ответственность предполагает более широкое понятие дисциплинарного проступка и предусматривает ряд дополнительных мер взыскания.

Например, в соответствии с Законом о государственной гражданской службе за совершение дисциплинарного проступка к гражданскому служащему могут быть применены и такие дисциплинарные взыскания, как предупреждение о неполном должностном соответствии и освобождение от замещаемой должности гражданской службы.

Дисциплинарная и административная ответственность

Дисциплинарная и административная ответственность различаются и по видам применяемых взысканий.

Виды административных взысканий предусмотрены КоАП и не могут применяться за совершение дисциплинарного проступка (например, штраф, дисквалификация и др.).

В то же время за совершение административного проступка нельзя применять взыскания, установленные ТК за совершение дисциплинарного проступка.

При этом не имеет значения, где совершен административный проступок — на территории организации, с которой работник состоит в трудовых правоотношениях, или в другом месте.

Порядок применения дисциплинарного взыскания

До начала применения дисциплинарного взыскания работодатель обязан потребовать у работника письменное объяснение.

Если по прошествии двух рабочих дней работник не предоставит объяснение, то работодатель составляет акт о непредставлении письменных объяснений.

При этом не предоставление работником объяснения не может являться основанием для не применения дисциплинарного взыскания (ч. 1 ст. 193 ТК РФ).

На основании представленного объяснения работника или акта о не предоставлении письменных объяснений работодатель утверждает приказ о применении дисциплинарного взыскания.

Приказ о применении дисциплинарного взыскания представляется работнику под подпись в течение трех рабочих дней со дня его утверждения, не считая времени отсутствия работника на работе.

Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под подпись, работодатель составляет акт об отказе ознакомления (ч. 6 ст. 193 ТК РФ).

Срок применения дисциплинарного взыскания

Работодатель может применить дисциплинарное взыскание в течение месяца со дня обнаружения проступка.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка.

Привлечение к дисциплинарной ответственности руководителя организации и его заместителей

Дополнительные основания и особый порядок привлечения к дисциплинарной ответственности Трудовой кодекс предусматривает для руководителя организации и его заместителей (ст. 195).

Обусловлено это, прежде всего, особенностью их правового статуса.

Руководитель организации, с одной стороны, — наемный работник, а с другой — единоличный исполнительный орган юридического лица.

Он действует от имени и в интересах работодателя, является его представителем, в том числе и по отношению к работникам организации.

Заместители руководителя организации выполняют те или иные обязанности представителя работодателя (его функции) по уполномочию руководителя.

Одной из основных обязанностей работодателя является соблюдение законов и иных нормативных правовых актов, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения (ст. 22 ТК).

От соблюдения именно этой обязанности работодателем во многом зависит состояние трудовой дисциплины в организации.

В связи с этим Трудовой кодекс установил специальные нормы, направленные на обеспечение выполнения этой обязанности, и дополнительные гарантии их реализации.

В их числе, в частности, закрепленная ч. 1 ст. 195 ТК обязанность работодателя рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, руководителем структурного подразделения организации, их заместителями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах рассмотрения в представительный орган работников.

Получив заявление представительного органа работников, работодатель обязан проверить изложенные в нем факты.

В случае, если факты нарушений трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения подтвердились, работодатель обязан применить к руководителю организации, руководителю структурного подразделения организации, их заместителям дисциплинарное взыскание.

При этом он вправе сам определить меру дисциплинарного взыскания указанным работникам.

Это может быть любое дисциплинарное взыскание, предусмотренное ТК, в том числе увольнение (ч. 2 ст. 195 ТК).

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме “Зарплата и кадры”.

Добавить комментарий