ФЗ №82 “О минимальном размере оплаты труда”: структура и содержание, установление и применение МРОТ

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ “О минимальном размере оплаты труда” (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
“О минимальном размере оплаты труда”

С изменениями и дополнениями от:

29 апреля, 26 ноября 2002 г., 1 октября 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 20 апреля 2007 г., 24 июня 2008 г., 24 июля 2009 г., 1 июня 2011 г., 3 декабря 2012 г., 2 декабря 2013 г., 1 декабря 2014 г., 14 декабря 2015 г., 2 июня, 19 декабря 2016 г., 28 декабря 2017 г., 7 марта, 25 декабря 2018 г., 27 декабря 2019 г.

Принят Государственной Думой 2 июня 2000 года

Одобрен Советом Федерации 7 июня 2000 года

ГАРАНТ:

О динамике изменений минимального размера оплаты труда в Российской Федерации см. справку

Об установлении минимальной заработной платы см. также Трудовой кодекс РФ

Президент Российской Федерации

C 1 июля 2000 г. минимальный размер оплаты труда (МРОТ) устанавливается в сумме 132 руб. в месяц, с 1 января 2001 г. – в сумме 200 руб. в месяц, с 1 июля 2001 г. – в сумме 300 руб. в месяц. Новый МРОТ применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности и выплат в возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей. Устанавливается, что Правительство правомочно до принятия соответствующего федерального закона увеличивать тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, размеры которых ниже МРОТ.

Выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых определяется в зависимости от МРОТ, до внесения соответствующих изменений в законодательство производится с 1 июля по 31 декабря 2000 г. исходя из базовой суммы, равной 83 руб. 49 коп., с 1 января 2001 г. исходя из базовой суммы, равной 100 руб. Этот же порядок действует при исчислении налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемом в зависимости от МРОТ, а также исчислении платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от МРОТ.

Кроме того, вносятся существенные изменения в порядок денежного довольствия военнослужащих.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2000 г.

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ “О минимальном размере оплаты труда”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2000 г.

Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 21 июня 2000 г. N 118, в “Парламентской газете” от 21 июня 2000 г., N 114, в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 июня 2000 г., N 26, ст. 2729

Постановлением Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2008 г. N 11-П часть вторая статьи 5 настоящего Федерального закона в той части, в какой она – во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 597 и пунктом 2 статьи 602 ГК РФ, предусматривающими определение минимального размера платежей в зависимости от минимального размера оплаты труда, установленного законом, – предписывает исчисление платежей по договорам пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производить с 1 января 2001 г. исходя из базовой суммы, равной 100 рублям, признана не соответствующей Конституции

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 463-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 481-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 41-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2018 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 421-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 460-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2017 г.

Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. N 376-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 408-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 336-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 1 июня 2011 г. N 106-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июня 2011 г.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 24 июня 2008 г. N 91-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 198-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 1 октября 2003 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2003 г.

Федеральный закон от 26 ноября 2002 г. N 152-ФЗ

Федеральный закон от 29 апреля 2002 г. N 42-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2002 г.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Закон «О минимальном размере оплаты труда»

Работающим гражданам государством гарантирован минимум заработной платы. Требование к работодателям по обеспечению работникам минимального уровня заработка закреплено Трудовым Кодексом. Сама же величина МРОТ устанавливается на законодательном уровне отдельным документом. Закон о минимальной заработной плате определяет не только значение параметра на очередной календарный год, но и цели его применения.

Правовые основы МРОТ

Статья 133 Трудового кодекса регламентирует, что МРОТ устанавливает федеральный закон с одновременным действием по всей России. Это ФЗ-82 о минимальном размере оплаты труда. Действует указанный документ с 01.07.2000 года, а его новая редакция — с 1 января 2019 г. Согласно закону, «минималка» применяется всеми организациями:

  • при финансировании из бюджета — за счет бюджета соответствующего уровня и доходов от предпринимательской деятельности;
  • прочими — из собственных источников.

ФЗ №82 от 19.06.2000 г. о минимальном размере оплаты труда с изменениями утверждает правило исчисления параметра.

С 2019 года МРОТ равняется прожиточному минимуму в России для трудоспособных граждан за II квартал предыдущего года.

Если этот показатель — прожиточный минимум — по расчетам за второй квартал предыдущего года оказывается меньше предшествующей величины, тогда федеральный закон о МРОТ определяет «минималку» в размере, равном на 1 января предыдущего года.

Региональный МРОТ

В регионах соглашением трехсторонней комиссией по вопросам социально-трудовых отношений может устанавливаться собственный уровень «минималки». Размер определяется исходя из социальных и экономических условий и не может быть ниже величины, которую установил на очередной год федеральный закон о минимальном размере оплаты труда.

Региональный МРОТ распространяется на граждан, трудящихся на территории региона, за исключением сотрудников учреждений федерального значения. По бюджетникам-федералам учитывается значение, установленное 82-ФЗ о МРОТ. Минимальный уровень в субъекте не включает районный коэффициент и другие процентные надбавки за работу в особом климате. Организация считается автоматически присоединившейся к соглашению о региональной «минималке», если администрация не выразила письменных возражений.

На 2019 г. самостоятельно установили повышенный МРОТ:

  • Республика Тыва, Татарстан, Алтайский край, Кабардино-Балкарская республика;
  • области: Брянская, Волгоградская, Калининградская, Кемеровская, Курганская, Ленинградская, Липецкая, Московская, Новгородская, Омская, Псковская, Ростовская, Тульская, Тюменская, Ульяновская;
  • города Москва, Санкт-Петербург, Севастополь.

Предназначение 82-ФЗ о МРОТ

Закон о минимальной оплате труда устанавливает МРОТ для следующих целей:

  • в качестве нижнего предела оплаты труда как государственной гарантии при регулировании прав трудоспособных россиян;
  • для расчета пособий по больничного листку (временная нетрудоспособность по болезни, травме, беременности, родам) и других целей в системе социального страхования.

Применение параметра для прочих вариантов не предусмотрено. Возможность установления зарплаты меньше «минималки» оговаривает Трудовой кодекс.

Для расчета налоговых платежей, штрафных санкций и сборов, а также платежей по гражданско-правовым отношениям, где за базу берется минимальный размер оплаты труда, ФЗ о МРОТ на переходный период до изменения правовых актов регламентировано применение следующих параметров:

  • 83 руб. 49 коп. на срок 01.07.2000–31.12.2000 гг.;
  • 100 руб. с 01.01.2001 года.

Ознакомиться с полным текстом закона с учетом изменений на 01.01.2019 г., можно по ссылке.

С 1 января 2019 года МРОТ составит 11 280 р. Прожиточный минимум по РФ за II кв. 2018 г. – 10 444 р.

Минтруд установил величину прожиточного минимума трудоспособного населения по России за II квартал 2018 года – 11 280 рублей (приказ Минтруда России от 24.08.2018 г. № 550н).

В соответствии с требованиями ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ “О минимальном размере оплаты труда “, начиная с 1 января 2019 года с 1 января (ежегодно) минимальный размер оплаты труда (МРОТ) устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года.

Таким образом, с 1 января 2019 года МРОТ будет установлен федеральным законом в размере 11 280 рублей (cейчас МРОТ – 11 163 р.).

О минимальном размере оплаты труда

Федеральный закон от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ “О минимальном размере оплаты труда”

19 июня 2000 года № 82-ФЗ
Принят Государственной Думой 02.06.2000
Одобрен Советом Федерации 97.02.2000

В ред.: 29.04.2002 № 42-ФЗ, 26.11.2002 № 152-ФЗ, 01.10.2003 № 127-ФЗ, 22.08.2004 122-ФЗ, 29.12.2004 № 198-ФЗ, от 20.04.2007 54-ФЗ, 24.06.2008 № 91-ФЗ, 24.07.2009 213-ФЗ, 01.06.2011 № 106-ФЗ, 03.12.2012 232-ФЗ, 02.12.2013 № 336-ФЗ, 01.12.2014 408-ФЗ, 14.12.2015 № 376-ФЗ, 19.12.2016 № 460-ФЗ, 28.12.2017 № 421-ФЗ, 07.03.1018 № 41-ФЗ

Текст документа cоответствует публикации на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru

Статья 1. Установить минимальный размер оплаты труда с 1 мая 2018 года в сумме 11 163 рублей в месяц.

(в ред. Федерального закона 07.03.2018 № 41-ФЗ)

Начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно с 1 января соответствующего года минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года.

Читайте также:  Удержания из заработной платы работников по ТК РФ: порядок установления ограничений

В случае, если величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего предыдущему году, минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере, установленном с 1 января предыдущего года.

(статья 1 в ред. Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 421-ФЗ)

Статья 2. Минимальный размер оплаты труда, установленный “статьей 1” настоящего Федерального закона, вводится:

организациями, финансируемыми из бюджетных источников, – за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

(в ред. Федерального закона от 20.04.2007 № 54-ФЗ)

другими организациями – за счет собственных средств.

Часть вторая утратила силу. – Федеральный “закон” от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

Часть третья утратила силу с 1 сентября 2007 года. – Федеральный “закон” от 20.04.2007 № 54-ФЗ.

Статья 3. Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

(в ред. Федеральных законов от 20.04.2007 “N 54-ФЗ”, от 24.07.2009 “N 213-ФЗ”)

Статья 4. Установить, что до “внесения изменений” в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат либо порядок их установления, выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Статья 5. Установить, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Статья 6. Внести в пункт 2 “статьи 12” Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 22, ст. 2331) следующие изменения:

“абзац второй” исключить;

“абзац третий” изложить в следующей редакции:

“Оклады денежного содержания военнослужащих повышаются Правительством Российской Федерации в порядке и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих.”.

Статья 7. Признать утратившим силу Федеральный “закон” от 9 января 1997 года № 6-ФЗ “О повышении минимального размера оплаты труда” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 3, ст. 350).

Статья 8. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 9. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2000 года.

Президент
Российской Федерации
В. Путин

Прожиточный минимум в РФ за II кв. 2018 г.

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 августа 2018 г. № 550н «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2018 года» зарегистрирован в Минюсте России 7 сентября 2018 г. N 52118.

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1702 “О порядке установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 3, ст. 538)
п р и к а з ы в а ю:

Установить по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации величину прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за II квартал 2018 года на душу населения 10 444 рубля, для трудоспособного населения – 11 280 рублей, пенсионеров – 8 583 рубля, детей – 10 390 рублей.

Закон № 82-ФЗ – о минимальном размере оплаты труда

Федеральный закон о минимальном размере оплаты труда: предназначение

Закон «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 № 82-ФЗ (далее — закон № 82-ФЗ) отличается от предыдущего законодательного регулирования в этом направлении несколькими важными моментами, а именно:

  • Служит основополагающим актом длительный период. До этого при повышении минимального размера оплаты труда (МРОТ) каждый раз принимался новый закон, сейчас с изменением денежного выражения МРОТ текст закона структурно не меняется.
  • Разделяет 2 понятия:
  1. МРОТ базовый — для исчисления зарплаты и социальных платежей.
  2. МРОТ условный, применявшийся в условиях нестабильной денежной системы в качестве показателя для исчисления штрафов и некоторых гражданско-правовых обязательств. Он остался равен фиксированной сумме, составляющей 100 руб., однако потребовался длительный период для перехода на фиксированные размеры штрафов (основополагающие изменения в КоАП РФ были внесены только в 2007 году).

Установление МРОТ выполняет 2 задачи:

  • социальную — регулирование трудовых и социальных отношений;
  • политическую — в сопоставлении с прожиточным минимумом и средней зарплатой по стране этот показатель характеризует имидж государства на внешнеполитической арене.

Дело в том, что такая важная социально-экономическая задача, которую ставит перед собой РФ, как поэтапное уравнивание МРОТ с прожиточным минимумом (об этом идет речь в ст. 133, 421 ТК РФ), — это лишь часть большого пути. Согласно европейскому законодательству минимальная зарплата, обеспечивающая достойный уровень жизни, должна составлять не менее 60% от средней зарплаты по стране.

Соотношение федерального и регионального МРОТ

Согласно Конвенции МОТ «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» от 22.06.1970 № 131 установление количественного значения МРОТ производится с учетом условий экономического развития в стране.

На такой обширной территории, как та, которую занимает РФ, экономическое развитие субъектов идет различными темпами. В связи с этим ТК РФ предусмотрена возможность установления в отдельных субъектах РФ более высокого уровня минимальной заработной платы (ст. 133.1 ТК РФ). Это происходит путем заключения соглашения между органами государственной власти и работодателями. Соглашение публикуется в СМИ, и в течение 30 дней организация может направить мотивированный отказ от него. При отсутствии подтверждения направления отказа в отношении данного работодателя в качестве МРОТ применяется региональный показатель.

Обратите внимание! Региональный показатель минимальной зарплаты также именуется МРОТ, но только региональным (см. письмо Роструда «О применении регионального МРОТ в Москве» от 12.08.2014 № 2705-ТЗ).

Копии письменных отказов работодателей направляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в Рострудинспекцию с целью контроля.

Закон № 421-ФЗ и увеличение МРОТ до 9 489 руб. и больше: последствия для работодателя

С 01.01.2018 вступил в силу закон № 421-ФЗ от 28.12.2017, согласно которому МРОТ был доведен до размера 85% от суммы прожиточного минимума и составил 9 489 руб. Ранее в течение нескольких лет МРОТ не увеличивался настолько значительно. Более того, указанный закон установил, что, начиная с 01.01.2019 и далее, размер МРОТ будет устанавливаться равным размеру прожиточного минимума за 2-ой квартал предыдущего года. При снижении размера прожиточного минимума размер МРОТ остается на уровне прежнего года. В опережение указанного графика МРОТ сравнялся с прожиточным минимумом 01.05.2018, когда составил 11 163 руб. (закон «О внесении изменений» от 07.03.2018 № 41-ФЗ).

Важно! С 01.01.2020 МРОТ равен 12 130 руб. (закон «О внесении изменений» от 27.12.2019 № 463-ФЗ).

Во многих случаях работодателям придется пересмотреть зарплаты в сторону увеличения. Это можно сделать, применив 1 из вариантов:

  • Установить доплату до МРОТ. Например, в случае, если у работника в разные месяцы зарплата разная: выше или ниже МРОТ (об этом подробнее см. в статье «Порядок доплаты до МРОТ в 2020 году»).
  • Увеличить оклад до уровня МРОТ (см. материал «Увеличение оклада в связи с повышением МРОТ»).

Обратите внимание! Принять меры необходимо оперативно, поскольку оплата труда в размере ниже МРОТ влечет административную (ч. 6, 7 ст. 5.27 КоАП РФ) и уголовную ответственность (ч. 2, 3 ст. 145.1 УК РФ).

Однако при этом нужно учитывать, что ситуации с выплатой зарплаты могут быть различными и не всегда оплата труда ниже МРОТ является нарушением закона.

Федеральный закон о МРОТ для социальных выплат и обязательств

Важно! В соответствии со ст. 3 закона № 82-ФЗ минимальная зарплата применяется для целей обязательного социального страхования.

В данном случае имеются в виду:

  • социальные выплаты в связи с временной нетрудоспособностью и материнством (об этом рассказывается в нашей статье «Используем МРОТ для расчета больничного листа в 2020 году»);
  • взносы на обязательное социальное страхование на случай нетрудоспособности и материнства для представителей самозанятого населения, изъявивших желание включиться в эту систему (ст. 4.5 закона «Об обязательном социальном страховании…» от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Во всех случаях должен использоваться федеральный базовый МРОТ.

ФЗ о минимальном размере оплаты труда для исчисления штрафов и гражданско-правовых обязательств

Ст. 5 закона № 82-ФЗ предусмотрено применение условного показателя МРОТ в размере 100 руб.:

  • Для штрафов, налогов, сборов и иных платежей. Однако на практике он не используется, подробнее в нашей статье «МРОТ для расчета штрафов в 2020 году».
  • Для гражданско-правовых обязательств. В этом случае применение МРОТ также сейчас ограниченно. Он используется для определения стоимости имущества, необходимого для профессиональных занятий гражданина-должника, в целях исключения обращения взыскания в соответствии со ст. 446 ГПК РФ (см. апелляционное определение Оренбургского областного суда от 08.10.2015 № 33а-7335/2015).

Обратите внимание! В ст. 597, 602 и 1091 ГК РФ МРОТ упоминался ранее, однако после внесения в них изменений на основании закона от 30.11.2011 № 363-ФЗ во всех указанных случаях в качестве ориентира теперь выступает прожиточный минимум (об этом показателе рассказано в материале «МРОТ и прожиточный минимум – в чем разница (нюансы)?»).

Читайте также:  Увольнение во время отпуска по собственному желанию: порядок оформления и образец заявления

Замена на абсолютный показатель в 10 000 руб. произведена с 01.09.2013 и в ст. 161 ГК РФ для определения минимальной суммы сделки между гражданами, по которой требуется соблюдение письменной формы.

Семейные обязательства также находятся в сфере субсидиарного гражданско-правового регулирования. Однако для расчета алиментов используется базовый МРОТ (читайте об этом в статье «Используем МРОТ для расчета алиментов в 2020 году (нюансы)»).

Ранее МРОТ использовался в некоторых статьях УК РФ для исчисления размера ущерба. Сейчас в этих нормах установлены абсолютные показатели в рублях.

Таким образом, закон о МРОТ закрепил раздельное применение этого показателя по 2 основным направлениям: для специальных социально-трудовых целей и для иных случаев (в административном и гражданском праве). При этом применение минимальной зарплаты во второй категории случаев, то есть для несвойственных ее социальной роли и юридической природе целей, постепенно законодателем сокращается.

МРОТ – минимальный размер оплаты труда с 1 января 2019 и 2020 года

Что такое МРОТ

МРОТ (минимальный размер оплаты труда) – установленный минимум оплаты труда в час, день или месяц, который работодатель может (должен) платить своему работнику.

Величина МРОТ установлена Законом № 82-ФЗ от 19 июня 2000 года “О минимальном размере оплаты труда”.

С 1 января 2020 года МРОТ составит 12 130 рублей

С 01 января 2019 МРОТ составляет 11 280 рублей (Федеральный закон от 28.12.2017 № 421-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения”).

С 01 мая 2018 МРОТ составляет 11 163 рубля (Федеральный закон от 07.03.2018 № 41-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения”).

С 01.01.2018 МРОТ составляет 9 489 рублей (Федеральный закон от 28.12.2017 № 421-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения”).

С 01.01.2015 МРОТ составляет 5 965 рублей (Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 408-ФЗ “О внесении изменения в статью 1 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда”).

C 01.01.2014 МРОТ составляет 5 554 рублей (Федеральный закон от 02.12.2013 N 336-ФЗ “О внесении изменения в статью 1 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда”).

С 01.01.2013 МРОТ по России составляет 5 205 рублей.

Минимальный размер оплаты труда применяется для:

регулирования оплаты труда;

определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам;

Примечание: с 02.08.2019 МРОТ больше нельзя использовать в целях, не связанных с регулированием трудовых отношений (Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 301-ФЗ)

Согласно правилам, изложенным в статье 133 Трудового кодекса РФ:

минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом;

устанавливается за счет средств работодателя (а в бюджетных организациях – за счет средств соответствующего бюджета);

не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Законодатель разрешил себе пока не применять это положение, введя в Трудовой кодекс РФ статью 421, в соответствии с которой порядок и сроки поэтапного повышения размера минимальной заработной платы до размера, предусмотренного ст. 133 ТК, а также механизм, гарантирующий выплату минимальной заработной платы в указанном размере, устанавливаются федеральным законом. Такого закона пока нет. Следовательно, постепенное повышение МРОТ будет продолжаться до тех пор, пока он не достигнет прожиточного минимума;

месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, т.е. – 5 205 рублей. Надо иметь в виду, что с МРОТ нужно сопоставлять не тарифную ставку или оклад, а всю сумму месячной зарплаты с учетом компенсационных и стимулирующих выплат.

Субъектам РФ статьей 133.1 ТК предоставлено право устанавливать на своей территории размер МРОТ, превышающий указанный выше (так называемую “минимальную заработную плату”). При этом установление более высокого размера МРОТ допускается путем принятия субъектом РФ регионального соглашения о минимальной заработной плате. Смысл такого соглашения заключается в том, что если такой нормативный акт субъектом РФ принят, работодатели, осуществляющие свою деятельность на его территории, должны выплачивать работникам заработную плату не ниже МРОТ, установленного законом субъекта РФ.

Может ли зарплата работника быть меньше МРОТ

Достаточно часто мне задают этот вопрос. Ответов на этот вопрос три и зависит от того, о чем именно спрашивают:

2) о выплачиваемой заработной плате;

3) присоединился ли работодатель к региональному соглашению о минимальной заработной плате

1. Может ли начисляемая зарплата работника быть меньше МРОТ

Согласно ст. 129 ТК заработная плата (оплата труда работника) включает в себя:

оклад (должностной оклад) – фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц (без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат);

компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера);

стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Как мы видим, заработная плата работника может состоять из нескольких частей (оклада, различных доплат, премий), поэтому работодатель может установить в локальном нормативном акте (штатном расписании) минимальный размер оклада меньше МРОТ, но при условии, что с учетом компенсационных и стимулирующих выплат зарплата работника будет не ниже установленного минимального размера оплаты труда. Если работнику начисляют только оклад, значит, его размер не может быть меньше МРОТ – федерального или регионального.

2. Может ли выплачиваемая зарплата работника быть меньше МРОТ?

Статьей 133 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что заработная плата работника не должна быть ниже минимального размера оплаты труда при одновременном выполнении следующих условий:

2) работник выполнил все свои трудовые обязанности (норму труда).

Заработная плата работника – это его доход, с которого работодатель (как налоговый агент) удерживает НДФЛ. Поскольку доходом считается начисленная (т.е. сумма до уплаты налогов), а не выплаченная сумма (сумма, которую работник получает на руки), то фактически выплачиваемая работнику сумма может быть ниже МРОТ.

Труд совместителей оплачивается также пропорционально отработанному времени в зависимости от условий трудового договора (ст. 285 ТК). Работодатель не обязан производить доплаты до МРОТ лицам, работающим по совместительству, если размер оплаты их труда, указанный в трудовом договоре о работе по совместительству, не превышает минимальный размер оплаты труда.

3. Может ли выплачиваемая зарплата быть меньше установленной в регионе минимальной заработной платы?

Если работодатель в порядке, установленном статьей 133.1 Трудового кодекса РФ отказался присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате, то выплачиваемая зарплата может быть меньше МЗП, установленной в регионе, но не может быть меньше федерального МРОТ.

Федеральный МРОТ

На территории России установлены два значения минимального размера оплаты труда:

1. Для расчета размера зарплаты и пособий

Минимальный размер оплаты труда применялся с 29.11.2002 до 01.01.2010 для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности.

До 29.11.2002 применялся для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности и выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей.

с 01.01.2020

12 130

Проект Приказа Минтруда РФ

с 01.01.2019

11 280
(в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ за II квартал предыдущего года)

Федеральный закон от 28.12.2017 № 421-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения”

с 01.05.2018

11 163

Федеральный закон от 07.03.2018 № 41-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения”

с 01.01.2018

9 489

Федеральный закон от 28.12.2017 № 421-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения”

с 01.07.2017

7 800

Федеральный закон 19.12.2016 № 460-ФЗ “О внесении изменения в статью 1 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда”

с 01.07.2016

7 500

Федеральный закон от 02.06.2016 № 164-ФЗ “О внесении изменения в статью 1 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда”

с 01.01.2016

6 204

Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 376-ФЗ “О внесении изменения в статью 1 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда”

с 1 января 2015 года

5 965

Срок, с которого установлен
минимальный размер
оплаты труда
Сумма минимального
размера оплаты труда
(руб., в месяц)
Нормативный акт, установивший минимальный
размер оплаты труда
Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 408-ФЗ “О внесении изменения в статью 1 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда”

с 1 января 2014 г.

5 554

Федеральный закон от 02.12.2013 N 336-ФЗ
“О внесении изменения в статью 1 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда”

с 1 января 2013 г.5 205ст. 1 Закона от 03.12.2012 № 232-ФЗ
с 1 июня 2011 г.4 611ст. 1 Закона от 01.06.2011 № 106-ФЗ
с 1 января 2009 г.4 330ст. 1 Закона от 24.06.2008 № 91-ФЗ
с 1 сентября 2007 г.2 300ст. 1 Закона от 20.04.2007 № 54-ФЗ
с 1 мая 2006 г.1 100ст. 1 Закона от 29.12.2004 № 198-ФЗ
с 1 сентября 2005 г.800ст. 1 Закона от 29.12.2004 № 198-ФЗ
с 1 января 2005 г.720cт. 1 Закона от 29.12.2004 № 198-ФЗ
с 1 октября 2003 г.600ст. 1 Закона от 01.10.2003 № 127-ФЗ
с 1 мая 2002 г.450ст. 1 Закона от 29.04.2002 № 42-ФЗ
с 1 июля 2001 г.300ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
с 1 января 2001 г.200ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
с 1 июля 2000 г.132ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ

2. МРОТ для штрафов, налогов и пеней

Базовая сумма, применяемая для исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, а также платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, с 1 января 2001 года составаляет 100 рублей (ст. 5 Закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ).

Минимальный размер зарплаты в регионах

Во многих субъектах РФ есть еще и региональный МРОТ.

Законодатели субъекта Российской Федерации вправе установить свой размер минимальной заработной платы (назовем его для отличия – МЗП).

Согласно правилам части 3 статьи 133.1 ТК размер минимальной заработной платы для конкретного субъекта определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения на его территории. Частью 4 статьи 133.1. ТК установлено, что размер МЗП не может быть ниже федерального МРОТ.

На данный момент из 83 субъектов РФ минимальную заработную плату ввели 38 регионов.

Кто определяет МЗП региона

Минимальную заработную плату устанавливают региональным соглашением трех сторон (ч. 6 ст. 133.1 ТК РФ):

правительства субъекта (города, края, области, республики);

объединения работодателей (союза промышленников и предпринимателей).

После того как соглашение заключено, всем работодателям, осуществляющим деятельность на территории конкретного субъекта РФ, предлагается к нему присоединиться. Это происходит путем официального опубликования текста соглашения в СМИ.

Если работодатель, осуществляющий деятельность на территории соответствующего субъекта РФ, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению о региональном МРОТ не представил в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, считается, что работодатель присоединился к соглашению, а значит, обязан его применять (статья 133.1 ТК). Соглашение действует со дня его официального опубликования.

Исходя из статьи 133.1 ТК региональный МРОТ обязателен для применения в рамках оплаты труда работников государственных учреждений, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, а также муниципальных учреждений. Федеральные казенные, бюджетные и автономные учреждения не обязаны применять региональный МРОТ.

Районный коэффициент и “северная” надбавка

Согласно статье 315 Трудового кодекса оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Это означает, что на МРОТ необходимо начислять “северные” надбавки. Данный вывод подтверждает и Верховный суд РФ (определения от 24.06.2011 № 3-В11-16 и от 01.07.2011 № 72-В11-5). По мнению судей, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях районный коэффициент и “северная” надбавка должны учитываться не в составе МРОТ и МЗП. На них следует увеличивать МРОТ и МЗП.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 № 38-П установлено, что в состав МРОТ не включены районные коэффициенты (коэффициенты) и процентные надбавки, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями.

Размеры минимальной заработной платы по регионам (таблица)

Чаще всего на этой странице ищут информацию о:

ФЗ о МРОТ (закон о минимальном размере оплаты труда)

Законодатели пекутся о самых незащищенных слоях граждан, которые получают низкие заработные платы и регламентируют минимальный размер оплаты труда. Этот уровень запрещено нарушать компаниям любой формы собственности. Поэтому, если гражданин отработал установленное ФЗ о МРОТ количество часов в месяц, ему не могут выдать зарплату, ниже чем наименьший размер дохода принятый в РФ или в регионе проживания. Бробанк разобрался, кто разрабатывает и принимает ФЗ о МРОТ, а также зависимость между этим уровнем и прожиточным минимумом.

Значение ФЗ о МРОТ

ФЗ №82 «О минимальном размере оплаты труда» разработали и приняли в России с 2000 года. Его основные отличия от предыдущего закона, который регулировал МРОТ:

  1. Сам текст закона теперь остается неизменным, отличается только устанавливаемый законодателями размер минимальной зарплаты. Раньше для того, чтобы изменить фиксированный показатель, нужно было издавать новый закон.
  2. Современный закон разделяет понятия о базовом и условном МРОТ. Согласно базовому показателю начисляют зарплаты сотрудникам и социальные выплаты. Условный МРОТ используют как показатель для начисления штрафов и гражданско-правовых обязательств. Это фиксированная сумма, которая равна 100 рублям РФ.

Благодаря установке минимального дохода правительство одновременно выполняет две задачи:

  • регулирует трудовые и социальные взаимоотношения;
  • во внешней политике этот показатель характеризует финансовой состояние государства.

До 2018 года целью правительства РФ было уравнять показатели по прожиточному минимуму и МРОТу. В Европе достойным уровнем жизни граждан считают заработок, при котором минимально установленный законодателями доход не превышает 60%.

Федеральные и региональные показатели

Изменения закона о МРОТ зависят от экономического состояния государства. Федеральный закон устанавливают общую сумму на всей территории РФ. Так как Российская Федерация занимает огромную территорию, финансовое положение у жителей разных регионов отличается. Поэтому в статье 133 Трудового Кодекса указано, что в некоторых областях возможно повышение фиксированного показателя по доходу. Чтобы установить другой размер МРОТ в регионе, нужно заключить трехстороннее соглашение, где участвуют:

  • региональное правительство;
  • профсоюзные организации;
  • региональный союз предпринимателей.

После публикации соглашения организациям дают 30 дней на то, чтобы отказаться от участия в программе. Если работодатель по уважительным причинам не участвует в соглашении, он может выплачивать зарплату сотрудникам по общероссийскому МРОТу, но не ниже федерального показателя.

Отказ от присоединения к региональному соглашению нужно мотивировать документами, которые доказывают плохое финансовое состояние компании или наступление чрезвычайной ситуации. Если оснований для отказа нет, в компании применяют общерегиональные показатели, а не федеральные. Документы по отказу от участия направляют в Рострудинспекцию для дальнейшего контроля.

Изменения показателя МРОТ за последние 4 года:

ГодСумма
20155965 рублей
20167500 рублей
20177800 рублей
201811163 рубля
201911280 рублей

В 2020 году минималка будет повышена до 12130 руб.

Процесс установки минимального дохода в регионе происходит в такой последовательности:

  1. Руководство субъекта разрабатывает проект по формированию МРОТ.
  2. Проект рассматривает трехсторонняя комиссия.
  3. Одобренное соглашение отправляют в Госдуму для окончательного решения.
  4. Утвержденный проект публикуют для того, чтобы организации присоединились к программе.

Отправлять проект в Государственную Думу РФ главам регионов нужно до 1 октября текущего года.

Когда МРОТ может быть ниже ПМ

В законе о минимальной заработной плате в РФ указаны некоторые основания, согласно которым сотруднику могут выплачивать доход ниже прожиточного минимума:

  1. Сотрудник по трудовому договору работает неполный рабочий день.
  2. Сотрудник работает по совместительству.
  3. Норму трудового времени работник не выполнил, например, из-за прогула.
  4. Норма труда не выполнена или при производстве появился бракованный товар.
  5. Сотрудник признан временно нетрудоспособным.
  6. Производство простаивает не по вине владельцев компании.
  7. Сотрудник взял отпуск за свой счет.

Если при выполнении всех условий оклад все равно ниже МРОТ, работодателю придется оформить доплаты, чтобы довести заработную плату до минимального показателя. Чтобы не доначислять выплаты ежемесячно руководство может повысить оклад, и внести изменения в договор с работником.

Соответствие МРОТ и ПМ

Согласно Федеральному Закону о МРОТ платить зарплату меньше установленной суммы нельзя. Фиксированный показатель определяют для того, чтобы гарантировать гражданам справедливое регулирование зп, при которой можно удовлетворять личные потребности и своей семьи.

МРОТ не должен быть ниже прожиточного минимума граждан по определенному региону. Но до 2018 года несоответствия в этих двух показателях встречались. Они приводили к социальной напряженности среди рабочих. Только с 1 января 2018 года показатель минималки уравняли с прожиточным минимумом.

Что зависит от минималки

Величина минимального дохода влияет на некоторые социальные начисления:

  • выплаты по больничным листам, пособия беременным и родившим женщинам;
  • выплаты на ребенка до 1,5 лет;
  • пособия по безработице, соц. пенсии;
  • некоторые виды налогов и сборов;
  • административные штрафы, пени.

Также основной пункт, на который влияет установленный показатель МРОТ — заработная плата граждан РФ. Работодатели не могут назначать доход меньше фиксированного показателя, если сотрудник выполнил все трудовые нормы. Нарушения могут привести к административной и уголовной ответственности вплоть до заключения под стражу.

Какие выплаты не зависят от показателя минимального заработка

От фиксированного показателя МРОТ не зависят некоторые категории платежей:

  1. Страховые платежи для ИП и юр. лиц. С 2018 года установили определенную ставку, которую работодатель пересылает в фонд.
  2. Уставной капитал также рассчитывают независимо от минималки, начиная с 2009 года.

С помощью ФЗ о МРОТ можно контролировать взаимодействие лиц при рабочем процессе, установку и выплату налогов.

Почасовой или месячный МРОТ

МРОТ можно определять при расчете на час, день, неделю, месяц. В некоторых странах применяют и почасовой, и месячный уровень. Например, так делают в Эстонии, Малайзии, Франции. У каждой системы расчета свои преимущества и недостатки.

При месячном, недельном или дневном расчете минималки труд оплачивают в соответствии с полным рабочим днем при выполнении всех обязанностей по трудовому соглашению. Оплата за сверхурочные не может входить в МРОТ.

Почасовой МРОТ уравнивает работников по полному и неполному рабочему дню. Этот способ подсчета подходит и для тех работников, для которых действуют положения о МРОТ, кроме длительности трудового времени. Кроме того это касается и тех, у кого ненормированный рабочий день. В некоторых странах может возникнуть ситуация, когда почасовые ставки выше для тех, кто работает меньшее количество часов. Все зависит от законодательства, которое принято в государстве.

Негативные последствия увеличения МРОТ

По мнению многих экономистов увеличение фиксированной минимальной суммы оплаты труда может привести к отрицательным последствиям:

  1. Увеличивается количество безработных, так как не все владельцы предприятий в состоянии выплачивать зарплаты в указанном размере.
  2. Мотивация сотрудников на выработку полезных навыков и получение новой информации по работе уменьшается.
  3. В регионы с большим показателем минималки могут меньше вкладывать денег инвесторы и из бюджета страны. Инвесторам выгоднее за одну и ту же работу платить меньше денег работникам.
  4. Стоимость товаров местного производства возрастает, так как при ценообразовании учитывают и уровень заработных плат работников.

И в том же время повышение МРОТа призвано улучшать уровень жизни населения. Поэтому в последние годы правительство стремится сохранить положительную динамику и стабильно повышать минималку.

Добавить комментарий