Фальсификация товаров: идентификация, виды правонарушения, нормативная база для привлечения к ответственности, защита прав

пособие_идентификация_2011. Идентификация и обнаружение фальсификации продовольственных товаров

НазваниеИдентификация и обнаружение фальсификации продовольственных товаров
Анкорпособие_идентификация_2011.rtf
Дата29.09.2017
Размер6.69 Mb.
Формат файла
Имя файлапособие_идентификация_2011.rtf
ТипЛекция
#9059
страница8 из 21
Подборка по базе: Безопасность продовольственных продуктов 150.doc, Безопасность продовольственных продуктов 150.doc, 1Заикина В.И. Экспертиза меда и способы обнаружения его фальсифи, Идентификация и фальсификация продовольственных товаров.docx

3.3. Последствия фальсификации и меры по ее предупреждению.

Последствия фальсификации испытывают не только отдельные потребители фальсифицированной продукции, предприятия-изготовители, репутация которых страдает от подделок, но и общество в целом.

Потребителям наносится материальный и моральный ущерб, а при употреблении опасных пищевых продуктов – ущерб жизни и здоровью.

Огромный ущерб наносится добросовестным производителям, вынужденным «конкурировать» с серым рынком. Выпуск контрафактной продукции дискредитирует авторитет компаний-правообладателей, подрывает доверие к ним потребителей, что в результате приводит к уменьшению объемов продаж. Общие материальные потери отечественных и зарубежных правообладателей интеллектуальной собственности из-за нарушения их прав в Российской Федерации составляют ежегодно несколько сотен миллионов долларов.

Государство терпит экономические убытки, т.к. недополучает налоговые платежи в бюджет, снижается его авторитет на международной арене, формируется теневой сектор экономики, возрастает уровень криминализации большинства сегментов потребительского рынка, возникает риск утраты здоровья многими членами общества и уровень смертности от употребления некачественных, в том числе фальсифицированных товаров, не соответствующих требованиям безопасности. До сих пор в России уровень смертности от отравлений поддельными алкогольными напитками остается самым высоким в мире (более 30 тыс.человек в год).

Для предотвращения выпуска и реализации фальсифицированной и контрафактной продукции необходимо разработать и принять национальную концепцию по борьбе с контрафактной и фальсифицированной продукцией в интересах государства, производителей (правообладателей) и потребителей, включающую комплекс мер, направленных на совершенствование законодательного регулирования, организационного, научно-методического и образовательного обеспечения. Этот комплекс мер должен включать:

– совершенствование системы правового регулирования борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией (ужесточение системы наказаний и штрафов, повышение эффективности и оперативности судебного разбирательства и т.д.);

– усиление мер государственного контроля за выпуском и реализацией продовольственных товаров, недопущением использования недобросовестными производителями обманной практики;

– повышение правовой грамотности потребителей, а также уровня их информированности о недобросовестных производителях фальсифицированной и контрафактной продукции;

– подготовку высококвалифицированных специалистов для работы в области идентификации товаров и обнаружения их фальсификации;

– разработку эффективных методов и средств обнаружения фальсифицированной и контрафактной продукции, а также способов защиты подлинной продукции от подделок;

– создание информационно-аналитических систем, обеспечивающих прослеживаемость продукции на всех стадиях ее жизненного цикла и др.

3.4. Ответственность за выпуск и реализацию фальсифицированных и контрафактных товаров.

Российское законодательство предусматривает гражданскую, административную и уголовную ответственность за изготовление и реализацию фальсифицированных и контрафактных товаров.

Ст.1515 и ст.1537 Гражданского кодекса РФ предусматривают ответственность за незаконное использование товарного знака и наименования места происхождения товара. Правообладатель вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров или удаления с контрафактных товаров незаконно используемых товарного знака, наименования места происхождения товара или сходных с ними до степени смешения обозначений. Правообладатель также вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

1) в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

2) в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или наименование места происхождения товара, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность граждан, должностных и юридических лиц в форме наложения административных штрафов, административного приостановления деятельности (с конфискацией товаров или без таковой) в зависимости от тяжести следующих правонарушений:

– за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил (ст.14.4);

– за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации (ст.14.5);

– за обман потребителей (обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара или иной, ст.14.7);

– за нарушение иных прав потребителей (на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы, ст.14.8);

– за незаконное использование товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений (ст.14.10);

– за использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции (ст.14.18);

«…Возникновение заболевания, отравления или смерти человека, наступившее в результате употребления некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, влечет за собой уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ» (ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»).

Уголовная ответственность предусмотрена также за нарушение авторских и смежных прав (ст.146), незаконное использование товарного знака (ст.180), производство, хранение, перевозку либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст.238), в случае, если указанные деяния совершены неоднократно и/или в значительном и крупном размере, и/или совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой и/или повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека. Меры уголовной ответственности предусматривают наложение штрафов, ограничение или лишение свободы с конфискацией имущества или без таковой в зависимости от степени тяжести вреда.

В европейских станах предусмотрена ответственность не только производителей нелегальной продукции, но и ее приобретателей. Например, в Италии и Франции действуют законы об ответственности покупателя за приобретение контрафактной продукции, согласно которым, покупка товара, подделанного под всемирно известные торговые марки, наказывается штрафом от 5 до 10 тыс. евро. Более того, провоз контрафакта через французскую таможенную границу частным лицом может привести не только к штрафу и конфискации товара, но и к лишению свободы сроком на три года.

Управление Роспотребнадзора по РС(Я)

Управление Роспотребнадзора по РС(Я)

О видах фальсификации мясной продукции и способы их обнаружения – Защита прав потребителей

О видах фальсификации мясной продукции и способы их обнаружения

О видах фальсификации мясной продукции и способы их обнаружения

1. Фальсификация: определение. Идентификация продукции, критерии идентификации

Определение фальсификации дано в Федеральном законе РФ от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

Фальсифицированные пищевые продукты, материалы и изделия – пищевые продукты, материалы и изделия, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной».

Понятие «фальсифицированные товары» не следует путать с понятиями «товары-заменители» (имитаторы) и «дефектные товары». Заменители и дефектные товары широко используются для целей фальсификации, при этом потребителю умышленно не предоставляется необходимая информация.

Заменители не относятся к фальсифицированным продуктам, если на маркировке указано их подлинное наименование.

Определить фальсификацию можно, зная идентификационные отличия одного вида изделий от других, одного сорта от другого.

Определение идентификации приведено в Правилах по проведению сертификации в Российской Федерации

Идентификация пищевых продуктов, материалов и изделий – деятельность по установлению соответствия определенных пищевых продуктов, материалов и изделий требованиям нормативных, технических документов и информации о пищевых продуктах, материалах и об изделиях, содержащейся в прилагаемых к ним документах и на этикетках».

В соответствии со ст. 6 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» идентификация пищевой продукции проводится:

– по признакам, изложенным в определении такой продукции.

В соответствии с Техническим регламентом «О безопасности пищевой продукции» идентификация пищевой продукции проводится следующими методами:

По наименованию – путем сравнения наименования и назначения пищевой продукции, указанных в маркировке на потребительской упаковке и (или) в товаросопроводительной документации, с наименованием, указанным в определении вида пищевой продукции в техническом регламенте «О безопасности пищевой продукции» и (или) в технических регламентах Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;

Визуальным методом – путем сравнения внешнего вида пищевой продукции с признаками, изложенными в определении такой пищевой продукции в техническом регламенте «О безопасности пищевой продукции» и (или) в технических регламентах Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;

Органолептическим методом – путем сравнения органолептических показателей пищевой продукции с признаками, изложенными в определении такой пищевой продукции в техническом регламенте «О безопасности пищевой продукции» или в технических регламентах Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; органолептический метод применяется, если пищевую продукцию невозможно идентифицировать методом по наименованию и визуальным методом;

Аналитическим методом – путем проверки соответствия физико-химических и (или) микробиологических показателей пищевой продукции признакам, изложенным в определении такой пищевой продукции в техническом регламенте «О безопасности пищевой продукции» или в технических регламентах Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; аналитический метод применяется, если пищевую продукцию невозможно идентифицировать методом по наименованию, визуальным или органолептическим методами.

Критерии идентификации – это характеристики товаров, позволяющие отождествлять наименование представленного товара с наименованием, указанным на маркировке, в товарно-сопроводительных документах, а также с требованиями, установленными в технических регламентах, нормативных документах.

В технических регламентах, стандартах, технических условиях, Правилах системы сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья предусматривается три группы показателей:

В качестве критериев идентификации должны быть выбраны показатели, которые отвечают следующим требованиям:

– объективность и сопоставимость;

Для целей идентификации пригодны лишь органолептические и физико-химические показатели, характеризующие потребительские свойства самого товара, за исключением йогуртов и других кисломолочных продуктов.

Органолептические показатели – наиболее доступные, простые, но недостаточно достоверные. Они не могут быть единственными критериями идентификации и должны быть дополнены физико-химическими показателями, которые отличаются большей степенью достоверности и объективности.

Средствами идентификации являются: технические регламенты, нормативные документы (ГОСТы и др.) и технические документы. Кроме того, к средствам идентификации следует отнести маркировку и товарно-сопроводительные документы.

2. Виды фальсификации и способы их обнаружения по мясной продукции

Средства идентификации:

– Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции»;

– перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента таможенного союза и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции ТР ТС 034/2013;

– ГОСТ Р 52427-2005 «Промышленность мясная. Продукты пищевые. Термины и определения»;

– ГОСТ Р 52428-2005 «Продукция мясной промышленности. Классификация»;

– ГОСТ Р 52601-2006 «Мясо. Разделка говядины на отрубы. Технические условия» (Документ включен в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 880.);

– ГОСТ Р 52675-2006 «Полуфабрикаты мясные и мясосодержащие. Общие технические условия» (Документ включен в Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента «О безопасности пищевой продукции» (ТС ТС 021/2011) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 880).

Колбасное изделие – мясная продукцию, изготовленная из смеси измельченных мясных и немясных ингредиентов, сформованная в колбасную оболочку, пакет, форму, сетку или иным образом, подвергнутая тепловой обработке или не подвергнутая тепловой обработке до готовности к употреблению.

Консервы – мясная продукция в герметично укупоренной потребительской таре, подвергнутая стерилизации или пастеризации, которые обеспечивают микробиологическую стабильность и отсутствие жизнеспособной патогенной микрофлоры, и пригодная для длительного хранения.

Мясной полуфабрикат – мясная продукция, массовая доля мясных ингредиентов которой составляет более 60 процентов, которая изготовлена из мяса на кости или бескостного мяса в виде кусков или фарша, с добавлением или без добавления немясных ингредиентов, предназначена для реализации в розничной торговле и требует перед употреблением тепловой обработки до кулинарной готовности.

Полуфабрикат в тесте – фаршированный полуфабрикат, изготовленный из теста и начинки в виде фарша, или кусковых мясных ингредиентов, или кусковых мясных и немясных ингредиентов.

Во избежание действий, вводящих в заблуждение потребителей, ТР ТС 034/2013 содержит ряд требований по маркировки продукции:

– маркировка, содержащая информацию об отличительных признаках продуктов убоя и мясной продукции (например, «мясо высокого качества», «мраморное мясо», «халяль», «кошерное мясо»), должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки»;

– не допускается маркировка мясной продукции общего назначения с использованием придуманных названий, которые ассоциативно воспринимаются как мясная продукция для детского питания (например, сосиски «Детские», колбаса «Карапузик», «Крепыш», «Топтыжка»);

– не допускается маркировка мясной продукции с использованием придуманных названий, которые тождественны или сходны до степени смешения с придуманными названиями мясной продукции, установленными межгосударственными (региональными) стандартами, за исключением мясной продукции, выпускаемой по этим стандартам (например, «Докторская», «Любительская», «Московская», «Зернистая», «Молочная»);

– в составе маркировки мясной продукции не допускается использовать слова «произведено из охлажденного сырья» или аналогичные по смыслу слова в случае использования при изготовлении мясной продукции продуктов убоя иного термического состояния, кроме охлажденного.

Допускается использование общепринятых названий, образованных по анатомическому признаку (например, «грудинка», «бекон», «шейка», «рулька»), характерному рисунку на разрезе (например, «сервелат», «салями», «ветчинная»), виду используемых рецептурных компонентов (например, «свиная», «говяжья», «из свинины», «из говядины») или широко применяемых в кулинарии и общественном питании (например, «пастрома», «балык», «купаты», «бифштекс»).

В случае выявления фальсифицированной мясной продукции для получения консультации потребители могут обратиться на горячую линию Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) по тел 8-800-550-21-24.

Глава 10 Правовое регулирование фальсификации непродовольственных товаров

10.1. Предупреждение фальсификации непродовольственных товаров

Для предупреждения незаконной деятельности фальсификаторов разработан комплекс предупредительного и наказывающего характера.

Меры по предупреждению и борьбе с фальсификацией товаров представлены на рис. 10.1.

Предупредительные меры могут быть социальными и административными. Их цель — профилактика правонарушений, связанных с обманом покупателей с помощью разного вида фальсификации товаров.

Предупредительные меры социального характера основаны на подготовке высококвалифицированных компетентных специалистов — товароведов-экспертов, повышении их информационного обеспечения, что является действенным средством по предотвращению попадания в торговлю и, в конечном итоге, к потребителю фальсифицированных товаров.

Наряду с подготовкой специалистов не менее важной профилактической мерой является информирование потребителей о возможных способах и средствах фальсификации, а также о методах ее обнаружения в конкретных товарах. Сегодня ряд средств массовой информации публикуют материалы по данному вопросу, но нередко делают это не специалисты (товароведы-эксперты, технологи), а далекие от этой проблемы люди. В результате формируется дезинформация потребителей.

Рис. 10.1. Меры по предупреждению и борьбе с фальсификацией товаров

К профилактическим методам административного характера относится создание независимой экспертизы, что позволяет проводить идентификацию товаров, когда у получателя или потребителя появляется сомнение в их ассортиментной принадлежности и качестве. Необходимость в этом возникает у торговых организаций при поступлении товаров, фальсификацию которых обнаружить доступными в торговле методами невозможно или трудно. Бывают случаи, когда эти сомнения возникают и при наличии всех необходимых документов. Например, швейное изделие (пальто женское) по всем документам идентифицировано в накладной и сертификате как изделие хорошего качества, но его внешние признаки сомнительны для получателя. Обращаться в орган по сертификации, выдавший сертификат на это швейное изделие, как на изделие хорошего качества, бесполезно, так как результат может повториться. Причин тому много, например отсутствие специалистов и испытательной базы. В этом случае полезно иметь в резерве компетентную организацию, способную провести независимую экспертизу.

Следует отметить, что вопрос о дальнейшей судьбе фальсифицированного товара нигде официально не рассматривается. Один из путей решения этой проблемы — совершенствование механизма сертификации продукции и государственного контроля.

В пределах своей компетенции органы по сертификации и органы государственного контроля должны обеспечивать прослеживаемость фальсифицированных товаров путем информирования органов независимой экспертизы или Роспотребнадзора об обнаружении партии фальсифицированных товаров и выдачи предписаний об их уничтожении или иных действиях. Кроме того, в их компетенцию входит определение мер запрета путем выдачи предписаний или мер наказания путем наложения штрафов.

Разработка и использование законодательных актов относятся к мерам предупреждения и наказания. Как уже говорилось, законы, непосредственно регламентирующие правоотношение к фальсификации товаров, в нашей стране отсутствуют. Однако ряд законов РФ может быть косвенно применен к фальсификаторам, реализующим опасные товары и дающим о них недостоверную информацию. В первую очередь это относится к Закону РФ “О защите прав потребителей”. Так, в ст. 4 говорится что “продавец (изготовитель, исполнитель) обязан продать потребителю товар (выполнить работы, оказать услугу), качество которого соответствует договору”.

Поскольку целью фальсификации является обман потребителей, то в Кодексе РФ об административных правонарушениях предусмотрены следующие статьи: осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) (ст. 14.1); незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена (ст. 14.2); продажа товаров выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушениями санитарных правил (ст. 14.4); продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин (ст. 14.5); нарушение порядка ценообразования (ст. 14.6); обман потребителей (ст. 14.7); нарушение иных прав потребителей (ст. 14.8); ограничение свободы торговли (ст. 14.9); незаконное использование товарного знака (ст. 14.10), которые направлены на защиту прав потребителей и интересов государства.

Таким образом, в действующих законодательных актах напрямую не говорится о таком виде правонарушений, как фальсификация, хотя ответственность за ее последствия (обман потребителей, нарушение их прав на достоверную информацию и безопасность) предусматривается.

Наряду с разработкой законодательных актов необходимо осуществить проектирование и разработку стандартов и ТУ.

Итак, для предотвращения дальнейшего широкого распространения фальсификации необходимо осуществить комплекс мер предупреждения и наказания социального, административного и правоохранительного характера. Одной из действенных мер должна стать широкая пропаганда методов идентификации товаров и обнаружения их фальсификации. Это принесет пользу продавцам — получателям товаров, так как выявление фальсифицированных товаров при приемке, отказ от приемки заставят фальсификаторов — изготовителей и распространителей — отказаться от реализации таких товаров через организованную торговлю.

Одновременно и потребитель, владеющий простейшими способами обнаружения фальсификации, сможет идентифицировать товар при покупке. Кроме того, знание средств и способов фальсификации, а также невозможность обнаружения их при покупке товаров или в домашних условиях заставят многих потребителей отказаться от приобретения, даже по низким ценам, товаров у случайных продавцов и на неорганизованных рынках.

Одним из способов предупреждения фальсификации непродовольственных товаров является предупредительная маркировка и защита торговых марок. В 1996 г. в рамках Европейского союза (ЕС) был введен юридический механизм единой для всех 15 стран-участниц обобщенной марки (marque communautaire), которая должна регистрироваться в Управлении по гармонизации на внутреннем рынке (Office de l’harmonisation dans le marche interieur — OHMI), расположенном в г. Аликанте (Испания). Регистрация торговой марки в OHMI обходится в 1100 евро, при этом сама процедура занимает около двух лет, в течение которых изучается представленное досье, осуществляется его перевод на 11 официальных языков ЕС. С момента введения единой обобщенной марки в OHMI было зарегистрировано более 140 тыс. марок, из которых 2/3 приходится на долю предприятий из стран ЕС. Среди стран ЕС первое место по числу зарегистрированных марок занимает Германия (17%), за ней следуют Великобритания, Франция. Среди предприятий стран, не являющихся членами ЕС, наибольшую долю (28%) занимают фирмы США, за ними с большим отрывом следуют японские (3%) и швейцарские (около 2%) компании. Последние, столкнувшись с фальсификацией, объединились в Ассоциацию защиты швейцарских производителей SWISSCOS, которая разработала специально запатентованный на международном уровне знак качества “Swiss Guarantee Cos”. Он подтверждает подлинность швейцарской продукции, купленной иностранными импортерами или покупателями.

Учитывая важную стратегическую роль торговой марки, крупнейшие компании расходуют значительные средства на ее защиту. При этом расходы рассматриваются как инвестиции. Так, по данным агентства Interbrand, американская компания Gillette входит в двадцатку самых дорогих торговых марок мира: ее стоимость оценивается в 17,4 млрд долл.

В России принято немало законов, призванных защищать потребителей и производителей от пиратской и фальсифицированной продукции. Однако действующее законодательство не всегда препятствует пиратскому использованию чужих знаков. Иностранные производители, выходя со своей продукцией на российский рынок, подчас сталкиваются с тем, что одноименный продукт уже зарегистрирован на территории России. И российский собственник знака предъявляет иностранной компании требование о возмещении убытка в связи с использованием знака. Впрочем, и российские производители не застрахованы от подобных ситуаций на европейских товарных рынках. Поэтому если отечественные компании стремятся занять там свою нишу, они должны приобрести в странах Европы исключительные права на свои товарные знаки.

Как свидетельствует мировая практика, нарушение прав владельцев интеллектуальной собственности можно отследить с момента прохождения товара через границу при таможенном оформлении груза. Для этого Государственный таможенный комитет (ГТК) ведет реестр объектов интеллектуальной собственности, в котором числится 150 товарных знаков. В разделе “Косметические товары” в нем значатся Head & Shoulders, Pantene Pro-V, Blend-a-med фирмы Procter & Gamble. Согласно Таможенному кодексу Российской Федерации таможня имеет право задерживать на границе товары, внесенные в реестр ФТС, по подозрению в контрафактности. В Кодексе об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение авторских прав и незаконное использование торговых знаков.

С подделками борется не только государство. Большой опыт в этом вопросе накопило агентство “Служба по борьбе с фальсификацией” (СБФ) — специализированная организация, обеспечивающая защиту рынков сбыта продукции от подделок; консорциум “Защита товарных знаков” с участием Центра социальных программ МВД и подразделений Торгово-промышленной палаты. Они вошли в состав учредителей некоммерческого партнерства “Национальное агентство по борьбе с фальсифицированной продукцией”. Защита брэнда на внутреннем и внешнем рынках осуществляется при помощи маркировки продукции зарегистрированным знаком ТПП-Эксперт с несколькими степенями защиты. В случае обнаружения фальсифицированной продукции под маркой товаропроизводителей, подписавших лицензионное соглашение с агентством, сотрудники агентства гарантируют передачу информации в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер: ареста фальсифицированной продукции, ее изъятия и привлечения продавцов и производителей к уголовной ответственности.

Особая роль отводится предупредительной маркировке, к которой можно отнести и часть инструкций по уходу за товарами и сроки службы изделий, если их применение после истечения сроков будет необоснованным для пользователей и окружающих.

Основная задача предупредительной маркировки: позволить людям, сталкивающимся с опасными предметами на рабочем месте и в быту, быстро и однозначно идентифицировать их потенциальную опасность и определить правило безопасного обращения с ними. А при наличии потребности в дополнительной информации получить интересующие сведения из соответствующих источников, например из инструкции по эксплуатации или паспорта безопасности вещества.

Одним из основных условий, обеспечивающих практическую эффективность применения предупредительной маркировки, является существование четких критериев, определяющих правило ее применения и контроля. Отсутствие таких критериев может привести к ситуации, когда примерно одинаковые по свойствам товары будут иметь различную маркировку. И тогда более ответственные компании, посчитав своим долгом предоставить потребителям наиболее полную информацию о товаре, при его продаже попадут в невыгодные условия по отношению к другим изготовителям подобной продукции, о которой в составе маркировки либо предоставлены неполные данные, либо эти данные отсутствуют.

При стандартизации требований к потенциально опасным товарам должно быть предусмотрено наличие необходимой предупреждающей информации, которая в общем виде может включать в себя:

[] специальные обозначения, указывающие на условия, при которых изделие может быть использовано в безопасных условиях;

Q предупреждения относительно вероятности нанесения вреда или ущерба при нормальном использовании изделия или возможном использовании его по назначению.

При указании предупредительных надписей должно быть отдано предпочтение стандартным знакам, получившим должное признание. При этом предупредительные надписи на изделии, изложенные в письменной форме, должны быть краткими и недвусмысленными; обращать внимание на опасность, которая может возникнуть, и информировать пользователей о природе этой опасности и тех способах, используя которые можно добиться сокращения существующего риска нанесения вреда.

Ответственность за фальсификацию товаров

Согласно Закону «О качестве и безопасности пищевых продуктов» изготовление и реализация фальсифицированных пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с ними, влечет административную ответственность в форме наложения штрафов: на граждан в размере от 20 до 25 МРОТ с конфискацией товаров и без нее; на индивидуальных предпринимателей — от 30 до 40 МРОТ и на должностных лиц — от 40 до 50 МРОТ или на юридических лиц от 500 до 1000 МРОТ с конфискацией товаров или без таковой.

В 146 ст. УК РФ предусмотрено наказание за нарушение прав интеллектуальной собственности путем выпуска контрафактной продукции в размере от 100 до 500 МРОТ и тюремный срок до 5 лет. Для сравнения: во Франции за такие нарушения предусмотрен штраф в размере от 150 тыс. евро и до 2 лет тюремного заключения.

Слабость нормативно-правовой базы, несоблюдение действующего законодательства, а также огромная прибыль от реализации контрафактной и фальсифицированной продукции, доходящей иногда до 500 %, — основные причины высокого роста выпуска и реализации такой продукции. Об этом свидетельствуют данные проверок, проводимых органами государственного контроля.

Так, только Роспотребнадзор в 2004 г. выявил и изъял из реализации фальсифицированной и контрафактной продукции на сумму 340 млн руб., а в 2007 г. по результатам его проверок выявлено 40 % такой продукции (см. прилежение 2). По данным МВД, в отдельных областях производства доля подделок достигает от 73 до 94 %. Для сравнения: в Великобритании и США доля подделок составляет менее 10 %.

По официальным данным Роспатента, оборот фальсифицированных потребительских товаров, а также производственного назначения составляет 80—100 млрд руб. в год. По неофициальным данным, оборот таких товаров достигает 2—3 млрд руб. в год, из них 10 % приходится на лекарства.

В 2004 г. в России возбуждено более 1000 уголовных дел против производителей фальсифицированной и контрафактной продукции. В то же время наказанию, да и то условному, подверглись не все, а лишь 70 % нарушителей.

К числу наиболее часто фальсифицируемых пищевых продуктов относятся алкогольные напитки: водка, ликероводочные изделия, коньяк, вина; безалкогольные напитки: природная минеральная вода (Боржоми и Ессентуки — 70 % от всего объема продаж), соки, квас, сливочное масло; молочные и мясные консервы; чай, кофе; шоколад, шоколадные изделия; растительное масло (особенно часто оливковое и кукурузное); колбасные изделия и мясокопчености. Фактически в этом перечне представлены почти все группы продовольственных товаров.

Из непродовольственных товаров наиболее высокий удельный вес приходится на аудио- и видеотехнику и DVD-диски (до 80 %), парфюмерию, косметику, игрушки, трикотажные, швейные и чулочно-носочные изделия, стиральные порошки, причем здесь самый высокий удельный вес именно контрафактной продукции. Чаще всего такая продукция выпускается и реализуется под видом престижных торговых марок — брендов: известных марок французских духов, дорогой косметики, одежды и обуви марки «Адидас», швейцарских и японских часов, джинсов «Лэвайс». Из табачных изделий наибольшее количество контрафактной продукции приходится на сигареты Mallboro, НВ, Winston и др.

Фальсифицированную, в том числе контрафактную, продукцию выпускают в России, а также импортируют из дальнего и ближнего зарубежья. Из стран Юго-Восточной Азии, Китая, Таиланда, Малайзии поступает 98 % контрафакта, из стран СНГ — 2 %. Вся эта продукция поступает в розничную торговлю.

При этом не стоит обольщаться, что фальсифицированная и контрафактная продукция поступает только в мелкорозничную сеть, на рынки и в магазины эконом-класса. Даже в дорогих бутиках, универмагах, супермаркетах и гипермаркетах достаточно много фальсифицированной и контрафактной продукции. Такая продукция реализуется не только в России, но и за рубежом. Например, в Рязанской области (г. Шилово) было обнаружено и закрыто подпольное предприятие, производившее «импортные» сигареты Mallboro, которые реализовались в странах Западной Европы (Дании, Италии, Германии, Великобритании).

Наряду с указанными причинами роста объемов продаж фальсифицированной и контрафактной продукции следует назвать еще ряд причин: наличие спроса на такую продукцию, так как реализуется она по сниженным ценам по сравнению с подлинной продукцией; сложность установления тождественности и подлинности закупаемых и реализуемых товаров, что требует проведения дорогостоящих экспертиз и испытаний, недостаточность компетентных специалистов-товароведов, обладающих необходимыми знаниями и умениями идентификации товаров.

К сожалению, за последние годы во многих предприятиях розничной торговли произошло сокращение численности товароведов и замена их менеджерами (по реализации, закупкам и продажам), которые в силу своей профессиональной подготовки не обладают необходимой компетентностью в вопросах идентификации товаров, распознавания контрафактной и фальсифицированной продукции.

В завершение следует отметить, что выпуск и реализация такой продукции имеют отрицательные последствия для потребителей, общества и государства в целом.

Потребители, приобретающие и использующие фальсифицированную и контрафактную продукцию, несут не только денежные и моральные потери, но зачастую наносится вред их здоровью и даже жизни. Так, ежегодно в России от поддельной водки умирает более 30 тыс. человек (в 2007 г. — 37 тыс. чел.). К сожалению, многие виды вреда, наносимого поддельными пищевыми продуктами, трудно обнаружить сразу и измерить, так как последствия могут носить отложенный характер.

Потери общества от выпуска фальсифицированной продукции обусловлены нерациональным использованием природных, человеческих, материальных и иных ресурсов, а также ухудшением здоровья нации, ее генофонда, продолжительности жизни членов общества. В свою очередь, это вызывает серьезные демографические проблемы (естественную убыль населения, повышенную смертность, в том числе и детей, старение населения, повышение доли людей, имеющих проблемы со здоровьем, и т. п.)

Указанные отрицательные последствия имеют важное значение и для государства. К тому же выпуск и реализация контрафактной продукции приводят к тому, что экономика России недосчитывает 1,5 млн рабочих мест (при официальной численности безработных 5,3 млн человек), а государственной бюджет — 30 млрд руб. в год.

Таким образом, решение проблемы предупреждения выпуска и реализации фальсифицированной и контрафактной продукции требует разработки и применения достоверных критериев и методов идентификации, нормативно-правового и кадрового обеспечения деятельности специалистов, в должностные обязанности которых входит распознавание контрафактных, фальсифицированных товаров.

Указанные существенные признаки могут дополняться при необходимости и относящимися к другим группам показателями.

Для многих пищевых продуктов, к сожалению, еще не разработаны достаточно надежная номенклатура показателей идентификации, а также критерии их отбора. Трудно согласиться с тем, что для ассортиментной идентификации следует применять весь комплекс органолептических и физико-химических показателей качества, так как часть из них малозначимы для этих целей (например, размер и допускаемые отклонения для свежих плодов и овощей, влажность для колбас или кислотность для напитков), а другая часть легко подделывается.

Критериями выбора наиболее значимых показателей идентификации пищевых продуктов, по нашему мнению, должны быть показатели, являющиеся главными отличительными признаками, которые трудно или невыгодно подделывать или при их подделке изменяются другие органолептические или физико-химические показатели. Кроме того, это могут быть показатели, которые наиболее характерны для идентифицируемой продукции (например, указанные ранее микробиологические показатели для кваса и йогуртов) или для используемого в целях фальсификации заменителя (например, крахмала для зерновых продуктов при частичной или полной замене ими кофе, растительного соевого белка при частичной замене им мяса в колбасах, мясных консервах и т. п.).

Разработка механизма идентификации необходима не только для целей сертификации или декларирования, но и для производственного контроля при приемке товаров по качеству, их закупке, а также при предоставлении потенциальным поставщиком образцов перед заключением договоров купли-продажи или поставки. В последнем случае это позволит снизить или вовсе исключить финансовые риски от поставки фальсифицированной и некачественной продукции, тем более что представленный образец может быть использован при необходимости в качестве эталона для установления тождественности при проведении идентификационной экспертизы.

Следует отметить, бывает так, что ассортиментная принадлежность и качество представленных образцов и товаров в поставляемых товарных партиях значительно расходятся. В этом случае наличие образца позволит получателю провести экспертизу и отказаться от приемки товаров, качество которых не соответствует образцу даже по показателям на добровольной основе.

Идентификационную экспертизу могут выполнять функционирующие в разных регионах страны органы по сертификации в пределах своей компетенции. Это позволит использовать огромный интеллектуальный потенциал экспертов, подготовленных в течение последнего десятилетия и накопивших значительный практический опыт. После введения в действие Федерального закона «О техническом регулировании» потребность в сертификационных услугах, к сожалению, снизилась. В результате этого возникает опасность, что в стране, где по-прежнему велик объем фальсифицированных товаров, будет разрушен громадный интеллектуальный потенциал экспертов.

В торговых организациях обязанность проводить идентификацию закупаемых, принимаемых и реализуемых товаров должна быть возложена на товароведов, обладающих необходимыми для этого профессиональными знаниями.

Совершенствование административно-правовой базы противодействия распространению контрафактной и фальсифицированной продукции в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Катаева О.В., Волков П.А.

В статье рассматривается проблема совершенствования административно-правого регулирования противодействию распространения контрафактной и фальсифицированной продукции в Российской Федерации, анализируются факторы, оказавшие влияние на эффективность этой деятельности. Делается вывод о необходимости дальнейшего совершенствования отечественного законодательства в сфере противодействия распространению контрафактной и фальсифицированной продукции .

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Катаева О.В., Волков П.А.

The article is devoted to the problems of the administrative and legal improvement of the regulation of counteraction to distribution of counterfeit products in the Russian Federation, as well as analysis of the factors, which influence on the efficiency of this activity. The conclusion about the necessity of further improvement of national legislation in the sphere of combating the spread of counterfeit products .

Текст научной работы на тему «Совершенствование административно-правовой базы противодействия распространению контрафактной и фальсифицированной продукции в Российской Федерации»

О. В. Катаева, П. А. Волков

Совершенствование административно-правовой базы противодействия распространению контрафактной и фальсифицированной продукции в Российской Федерации

В статье рассматривается проблема совершенствования административно-правого регулирования противодействию распространения контрафактной и фальсифицированной продукции в Российской Федерации, анализируются факторы, оказавшие влияние на эффективность этой деятельности. Делается вывод о необходимости дальнейшего совершенствования отечественного законодательства в сфере противодействия распространению контрафактной и фальсифицированной продукции.

The article is devoted to the problems of the administrative and legal improvement of the regulation of counteraction to distribution of counterfeit products in the Russian Federation, as well as analysis of the factors, which influence on the efficiency of this activity. The conclusion about the necessity of further improvement of national legislation in the sphere of combating the spread of counterfeit products.

Ключевые слова: экономическая безопасность, продовольственный рынок, контрафактная продукция, фальсифицированная продукция.

Key words: economic security, food market, counterfeit products, counterfeit products.

Одним из наиболее актуальных направлений обеспечения экономической безопасности государства является борьба с распространением контрафактной и фальсифицированной продукции. Производители контрафактной продукции сегодня начинают использовать все более изощренные методы сокрытия признаков подделки: улучшается качество упаковки поддельных товаров, в контрафактном производстве используются передовые технологии.

Основными причинами появления контрафактной продукции выступают несовершенство законодательной и нормативно-технической базы, «размытый» механизм государственного регулирования потребительского рынка,

© Катаева О. В., Волков П. А., 2017

неэффективность правоприменительной системы в части выявления и изъятия контрафакта, безнаказанность должностных лиц, в том числе непосредственно отвечающих за функционирование товарного рынка и допускающих наличие на нем значительного количества контрафактной продукции, коррупция, привлекательность контрафактной продукции для значительного числа потребителей из-за более низкой стоимости.

Распространением контрафактной продукции наносится ущерб экономике страны в виде непоступления налоговых и иных платежей в бюджеты государства и государственные внебюджетные фонды; ущерб престижу страны; разрушается инвестиционный климат; причиняется ущерб владельцам авторских прав на продукцию и прав на товарные знаки, а также ущерб здоровью потребителей контрафактной продукции [1].

Масштабы проблемы очевидны, что послужило предпосылкой для выработки государственной политики по усилению мер, направленных на вытеснение из оборота контрафактной и фальсифицированной продукции. Указом Президента Российской Федерации № 31 от 23 января 2015 г. «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции» создана профильная госкомиссия, а в каждом субъекте Российской Федерации организованы местные комиссии.

Комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в субъекте Российской Федерации является органом, осуществляющим координацию деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию незаконному ввозу, производству и обороту промышленной продукции, в том числе контрафактной, а также мониторинг и оценку ситуации в этой сфере на территории субъекта Российской Федерации.

Юридическая ответственность за правонарушения в исследуемой сфере реализуется на основе норм законодательства об административных правонарушениях и норм уголовного законодательства Российской Федерации. Уголовно-правовую основу противодействия незаконному обороту промышленной продукции составляет, в частности ст. 238 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности».

В качестве объекта преступления данной категории выступает здоровье населения, предметом преступления являются, в частности, товары, продукция, работы, услуги, не отвечающие требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей. «Товарами и продукцией, не отвечающими требова-

ниям безопасности, признаются товары . использование которых сопряжено с причинением вреда здоровью человека, смерти или иных тяжких последствий» [2]. При этом официальными документами, удостоверяющими соответствие товаров требованиям безопасности, могут быть сертификат качества, санитарно-гигиенический сертификат, гарантийное обязательство изготовителя и др.

Неправомерная выдача официального документа, удостоверяющего соответствие товаров, работ и услуг требованиям безопасности, означает представление такого документа изготовителю товаров, производителю работ или услуг лицом, уполномоченным осуществлять контроль за соответствием требованиям безопасности товаров, работ и услуг в нарушение установленного законами и иными нормативными актами порядка. Выдача указанного официального документа может быть произведена сотрудниками государственных торговых инспекций, специальных лабораторий, осуществляющих контроль за качеством товаров, и других компетентных государственных учреждений. Использование официального документа, удостоверяющего соответствие товаров, работ и услуг требованиям безопасности, означает его употребление при заключении различного рода сделок: купли-продажи, обмена, поставки продукции и т. п.

Если лицо осуществляет незаконную предпринимательскую деятельность путем изготовления и реализации фальсифицированных товаров, например спиртсодержащих напитков, лекарств под видом подлинных, обманывая потребителей данной продукции относительно качества и иных характеристик товара, влияющих на его стоимость, содеянное образует состав мошенничества и дополнительной квалификации по ст. 171 УК РФ не требует. В тех случаях, когда указанные действия связаны с производством, хранением или перевозкой в целях сбыта либо сбытом фальсифицированных товаров, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, содеянное образует совокупность преступлений, предусмотренных соответствующими частями ст. 238 и 159 УК РФ.

В тех случаях, когда незаконная предпринимательская деятельность была связана с производством, хранением или перевозкой в целях сбыта либо сбытом товаров и продукции (не фальсифицированных), выполнением работ или оказанием услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, содеянное образует совокупность преступлений, предусмотренных соответствующими частями ст. 171 и 238 УК РФ.

Важную роль в нормативном закреплении обеспечения экономической безопасности играет законодательство об административных правонарушени-

ях, которое состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях [3].

Необходимо отметить, что в общей структуре противоправных деяний, совершаемых в сфере потребительского рынка, административные правонарушения в области предпринимательской деятельности саморегулируемых организаций занимают значительное место1. Они характеризуются масштабностью, причинением существенного вреда законным интересам личности, общества и государства. Деликтологическая ситуация в данной области остается сложной – растёт количество совершаемых административных правонарушений, углубляется тенденция пренебрежения к нормам права среди должностных и юридических лиц.

Вместе с тем посягательства в сфере потребительского рынка – едва ли не обыденное явление современной жизни. Общество уже успело перейти от жизни при административной экономике к рыночному укладу. Однако за период трансформации многие процессы на потребительском рынке проходили хаотично, вызывая повышенный интерес со стороны криминального элемента [4].

По мнению отечественных ученых, любой рынок имеет определенный процент контрафакта, фальсификата и некачественной продукции [5], однако сегодня распространение контрафактной и фальсифицированной продукции достигло такого уровня, что угрожает экономической безопасности не только России, но и стран ближнего зарубежья [6].

В этих условиях чрезвычайно повышается актуальность исследования нормативной правовой базы противодействия правонарушениям в области предпринимательской деятельности, основу которых составляет КоАП РФ.

За совершение правонарушений в области предпринимательской деятельности к административной ответственности привлекаются физические и юридические лица при условии совершения ими противоправного, виновного действия или бездействия, предусмотренного гл. 14 КоАП РФ. Административная ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности – сложное и многогранное правовое явление, обеспечивающее защиту широкого круга общественных отношений в данной области. Основными задачами этого важного института административной ответственности является защита личности, охрана прав и свобод граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений в регулируемой сфере.

1 Далее по тексту – правонарушения в области предпринимательской деятельности.

На сегодняшний день гл. 14 КоАП РФ содержит 73 состава правонарушений в области предпринимательской деятельности. Государство, с одной стороны, поощряя развитие предпринимательства, в то же время должно в интересах общества осуществлять и определенного рода контрольные и надзорные функции за ним, устанавливать определенные правила поведения на товарных рынках и, следовательно, ответственность (в том числе и административную) за нарушение этих правил. В этих целях нормами гл. 14 КоАП РФ и установлена административная ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц за различные правонарушения в сфере предпринимательской деятельности, ряд составов административных правонарушений имеют непосредственное отношение к борьбе с распространением контрафактной и фальсифицированной продукции.

В последнее время государством предпринят ряд серьезнейших мер по ужесточению административной ответственности за оборот контрафактной продукции:

– увеличены санкции за производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации;

– ужесточена административная ответственность за незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг), а также за производство или продажу товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке или нанесению информации [7].

Таким образом, в современной России создана и постоянно совершенствуется административно-правовая база для эффективного противодействия распространению контрафактной и фальсифицированной продукции. Но все меры воздействия направлены на производителей и продавцов, вместе с тем сегодня все чаще высказывается мнение о необходимости установления юридической ответственности и в отношении потребителей контрафактного товара.

Представляется целесообразным введение административной ответственности для покупателей контрафактной продукции, поскольку человек, покупая тот или иной товар за цену, которая в разы ниже, чем она должна бы быть по своим потребительским качествам, осознает, что приобретает контрафактную продукцию. А пока будет спрос на контрафактную продукцию, неизбежно будет и предложение, и каждая покупка такой продукции -сознательное нанесение урона экономике нашей страны [8].

Высказанные авторами предложения не являются исчерпывающими, но вполне могут оказать положительное влияние на развитие цивилизованного

рынка, отвечающего требованиям, предъявляемым как со стороны производителей продукции, так и ее покупателей.

1. Погосян Т.Ю. Уголовно-правовые аспекты защиты потребителя от контрафактной и фальсифицированной продукции // Рос. юрид. журн. – 2012. – № 3.

2. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: в 2 т. (постатейный) Т. 2. – 2-е изд. / под ред. А.В. Бриллиантова // Проспект. – 2015.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.

4. Пискунов С.А. Преступления, совершаемые на потребительском рынке, как объект уголовно-правовой охраны // Рос. следователь. – 2008. – № 11. – С. 27.

5. Ревягин А.В., Панов С.Л. Оборот контрафактных автозапчастей: детерминанты и меры противодействия // Совр. право. – 2016. – № 4.

6. Сухаренко А.Н. Противодействие обороту контрафактной продукции на территории Таможенного союза // Юрид. мир. – 2013. – № 3.

7. Справочная информация: Правовой календарь на I квартал 2015 года // Кон-сультантПлюс: справ.-правовая система.

8. Рейзер И.И. Покупателя к ответу! // ЭЖ-Юрист. – 2016. – № 10.

И. Н. Озеров, О. В. Катаева

Нормативные правовые основы обеспечения экономической безопасности в современной России

В статье рассматриваются нормативные правовые основы обеспечения экономической безопасности в современной России, анализируются факторы, оказавшие на нее влияние. Делается вывод о необходимости дальнейшего совершенствования нормативного закрепления вопросов обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

The article is devoted to normative legal basis of economic security in modern Russia, as well as analysis of the factors, which influence on it. The conclusion about necessity of further improvement of regulatory consolidation issues of economic security of the Russian Federation.

Ключевые слова: экономическая безопасность, продовольственный рынок, финансово-экономический кризис.

Key words: economic security, food market, economic and financial crisis.

Современные условия развития экономики, вступление России в ВТО, ограничительные санкции со стороны некоторых стран усиливают актуальность и значимость обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, что определяет необходимость понимания ее сущности и значения.

В условиях, когда в мире внедряется практика односторонних санкций, качественно новое значение приобретает запуск «внутреннего» экономического сотрудничества [1]. Участие России во Всемирной торговой организации (ВТО), как полагает Г.М. Вельяминов, может иметь для страны действительно положительный эффект только при условии оздоровления и обеспечения конкурентоспособности ее национальной экономики [2].

В ходе начавшегося в 2009 г. мирового финансово-экономического кризиса обострился вопрос о роли государства в экономике в новых кризисных условиях [3]. Экономические проблемы актуализируют необходимость изучения и учета зарубежного опыта и новейших мировых тенденций, разра-

Фальсификация товаров: идентификация, виды правонарушения, нормативная база для привлечения к ответственности, защита прав

Меры предупредительные могут быть социальными и административными. Их цель — профилактика правонарушений, связанных с обманом получателей и потребителей с по­мощью разного вида фальсификаций товаров.

Предупредительные меры социального характера основаны на подготовке высококва­лифицированных компетентных специалистов – товароведов, экспертов, повышении их информационного обеспечения, что является действенным средством по предотвращению попадания в торговлю, общественное питание и в конечном счете потребителю фальсифици­рованных товаров. Необходима также публикация книг, статей по данной проблеме.

Наряду с подготовкой специалистов не менее важной профилактической мерой явля­ется информация потребителей о возможных способах и средствах фальсификации, а также методах ее обнаружения в конкретных товарах. К профилактическим мерам административного характера относится создание орга­нов независимой экспертизы, что позволит проводить идентификацию товаров, когда у по­лучателя или потребителя появляется сомнение в их ассортиментной принадлежности и качества.

Необходимость в этом возникает у торговых организаций при поступлении товаре

фальсификацию, которых обнаружить доступными в торговле методами невозможно или трудно. Бывают случаи, когда эти сомнения возникают и при наличии всех необходимых до­кументов. Например, продукт по всем документам идентифицирован в накладной и сертифи­кате как масло сливочное, но его органолептические свойства сомнительны для получателя. Обращаться в орган по сертификации, выдавший сертификат на этот продукт как “масло сливочное”, бесполезно, так как результат может повториться. Причин тому много: “честь мундира”, отсутствие специалистов и испытательной базы. В этом случае было бы полезно иметь компетентную организацию, способную провести независимую экспертизу. Получен­ные результаты идентификации и рекомендации по дальнейшему использованию или унич­тожению товара могли бы явиться основанием для реализации товара под наименованием, соответствующим его ассортиментной принадлежности, а также перерасчета за товар с по­ставщиком.

Определение порядка прослеживаемости дальнейшей судьбы фальсифицированных товаров относится к важнейшим мерам административного характера — определение компе­тентных органов, контролирующих уничтожение опасных товаров, перемаркировку, уценку или промпереработку безопасных, пригодных безусловно или условно для пищевых целей. Только при наличии таких органов, а также законодательных и нормативных актов, регла­ментирующих нормы и правила по предотвращению и пресечению реализации фальсифици­рованных товаров, можно искоренить это зло. Один из путей решения этой проблемы — со­вершенствование механизма сертификации продукции и государственного контроля. В пре­делах своей компетенции органы по сертификации и органы государственного контроля должны обеспечивать прослеживаемость фальсифицированных товаров путем информиро­вания органов независимой экспертизы или Роспотребнадзора об обнаружении партий фальсифицированных товаров и выдаче предписаний об их уничтожении или иных действиях. Кроме того, в их компетенцию входит определение запрета путем выдачи предписаний или мер наказания путем наложения штрафов, для чего должен быть разработан специаль­ный нормативный документ — “Порядок выдачи предписаний и штрафов при обнаружении фальсифицированных товаров”.

Разработка и использование законодательных актов относятся к мерам предупрежде­ния и наказания. Законы, непосредственно регламентирующие правоотношение к фаль­сификации товаров, в нашей стране отсутствуют. Однако ряд Законов РФ может быть кос­венно применен к фальсификаторам, реализующим опасные товары и дающим о них недос­товерную информацию.

В первую очередь это относится к Закону РФ “О защите прав потребителей”. Так, в ст. 4 говорится, что “продавец (изготовитель, исполнитель) обязан продать потребителю товар (передать результаты выполненной работы, оказать услугу), соответствующий по качеству обязательным требованиям стандартов, условиям договора, обычно предъявляемым требова­ниям, а также информации о товарах (работах, услугах), представленной продавцом (изгото­вителем, исполнителем)”. Статья 5 устанавливает право потребителей на безопасность для их жизни, здоровья, окружающей среды и предписывает изготовителям немедленную остановку производства опасных товаров, принятие мер по изъятию их из оборота и отзыву от потреби­телей В ст. 6. 7. 8 предусматривается право потребителя на информацию а также требования к ней. а в ст 10. 11, 12 — ответственность за ненадлежащую информацию и реализацию не­качественных товаров.’

Поскольку целью фальсификации является обман потребителей, то в Уголовном (УК) и Административном (АК) кодексах РФ есть ряд статей, предусматривающих наказание за обман потребителей (ст. 156 УК, 150 АК), нарушение правил торговли (ст. 156 УК, 146 АК), вытек и продажу товаров, оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 157 УК. 146 АК), незаконное повышение или поддержание цен (ст. 154 УК), незаконное предпринимательство (ст. 162 и 162 УК). По указанным нарушениям 1 июля 1993 г. был принят Закон РФ “О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с упорядочением ответственности за незаконную торговлю”, в соответст­вии с которым в названные выше статьи Кодексов РФ внесены изменения, направленные на защиту прав потребителей и интересов государства.

Таким образом, в действующих законодательных актах напрямую не говорится о та­ком виде правонарушений, как фальсификация, хотя ответственность за последствия ее (об­ман потребителей, нарушение их прав на информацию и безопасность) предусматривается.

Наряду с разработкой законодательных актов необходимо осуществить проектирова­ние и разработку стандартов, относящихся к виду “Методы испытаний”, в целях идентифи­кации и утверждения методов обнаружения фальсификации по важнейшим продуктам пита­ния Кроме того, в технических требованиях стандартов на продукцию целесообразно ука­зать отдельно показатели для идентификации подлинности продукта.

Одной из действенных мер должна стать широкая пропаганда методов идентифика­ции товаров и обнаружения их фальсификации. Это принесет пользу продавцам — получа­телям товаров, так как выявление фальсифицированных товаров при приемке, отказ от при­емки заставят фальсификаторов — изготовителей и распространителей — отказываться от реализации таких товаров через организованную торговлю.

Одновременно и потребитель, владеющий простейшими способами обнаружения фальсификации, сможет идентифицировать товар при покупке. Кроме того, знание средств и способов фальсификации, а также невозможность обнаружения их при покупке товаров или в домашних условиях заставят многих потребителей отказаться от приобретения даже по низким ценам товаров, особенно продовольственных, у случайных продавцов и на неоргани­зованных рынках.

Читайте также:  Что такое флуд в интернете, ВКонтакте, в чате? Законодательное регулирование и ответственность по нормам УК РФ
Добавить комментарий