Государственная измена: ответственность по статье 275 УК РФ, понятие, формы, отличие от шпионажа, субъект, объект и состав преступления

Статья 275. Государственная измена

Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, —

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.

Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Комментарий к Ст. 275 УК РФ

1. Конституция закрепляет суверенную государственность России, целостность и неприкосновенность ее территории в качестве одной из основ конституционного строя (преамбула, ч. ч. 1 и 3 ст. 4). Органы государственной власти в пределах своих полномочий осуществляют предусмотренные Конституцией и федеральными законами меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечению обороны страны и безопасности государства (ст. ст. 71, 80, 82, 83, 87, 114 и др. Конституции).

Гарантированные в ст. 29 Конституции России свобода мысли и слова, право каждого свободно искать, получать, передавать производить и распространять информацию могут осуществляться любым законным способом. Эти права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо, в частности, в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства. Указанные положения определяют конституционно-правовые основания гл. 29 УК.

Повышенная степень общественной опасности государственной измены обусловлена в первую очередь участием в совершении преступления наряду со специальным субъектом (гражданином России, в том числе бипатридом) иностранного государства или международной либо иностранной организации, которые всеми доступными им средствами способствуют нанесению ущерба безопасности России. Совершение данного преступления гражданином Российской Федерации совместно с зарубежными представителями затрудняет противодействие такой деятельности, поскольку от государства требуется затрата большего количества ресурсов. В немалой мере на степень общественной опасности влияет и отсутствие возможности применения национального законодательства в отношении иностранных субъектов и членов их семей, обладающих дипломатическим статусом.

По общему правилу в соответствии с ч. 5 ст. 15 УК преступление относится к категории особо тяжких преступлений, а также тяжких преступлений в том случае, если судом применены правила ч. 6 ст. 15 УК и назначенное осужденному наказание не превысило семи лет лишения свободы.

3. Объектом государственной измены являются общественные отношения, которые складываются в связи с осуществлением деятельности Российской Федерации по обеспечению своей безопасности, характеризующейся охраной конституционного строя, суверенитета, территориальной целостностью государства.

Суверенитет Российской Федерации по смыслу ст. ст. 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции РФ представляет собой верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении и представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус .
———————————
Постановление КС РФ от 07.06.2000 N 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательства (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. N 25. Ст. 2728.

Территориальная целостность представляет собой определенные условия, при которых возможен суверенитет государства, в соответствии с которым Российская Федерация гарантирует неизменный статус своих территорий, возлагает на себя обязанности по охране этой целостности от внешних и внутренних угроз, способных нарушить территориальное единство страны.

Обороноспособность Российской Федерации является ключевым фактором военной безопасности страны, предполагает наличие всех необходимых средств и механизмов для эффективного отражения реальных угроз и противодействия потенциальным.

4. Субъект государственной измены специальный, им является гражданин Российской Федерации, достигший 16 лет. При этом субъектом выдачи государственной тайны выступает только носитель этой тайны: лицо, которому сведения доверены или стали известны по службе (работе), учебе или в иных случаях и на котором лежит обязанность по их неразглашению, либо лицо, оказывающее финансовую, материально-техническую, консультативную или иную помощь иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности РФ.

При этом иностранные граждане или лица без гражданства не являются субъектами данного преступления и не могут привлекаться к уголовной ответственности как исполнители, при этом уголовная ответственность по данной статье может наступить в случае наличия в их действиях одного из видов соучастия (ст. 33 УК). За шпионаж, совершенный иностранным гражданином или лицом без гражданства, ответственность наступает по ст. 276 УК.

5. С объективной стороны состав государственной измены сконструирован как формальный, что не предполагает наступление каких-либо общественно опасных последствий и может совершаться одним из способов, исчерпывающе определенных в законе: в форме шпионажа, выдачи государственной тайны или ином оказании помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

Так, старший научный сотрудник одного из учреждений Ф. имел доступ к секретным и совершенно секретным сведениям, составляющим государственную тайну. Будучи осведомленным о проявляемом иностранными спецслужбами интересе к тематике решаемых его учреждением вопросов, в поисках источников получения иностранной валюты для последующего выезда на постоянное жительство за границу, Ф. вошел в контакт с сотрудником посольской резидентуры ЦРУ, работавшим под прикрытием дипломатической должности. Проинформировав его о своих возможностях, Ф. получил от него официальное предложение о сотрудничестве. Выразив согласие, Ф. на одной из конспиративных встреч передал представителю иностранной разведки собранные им секретные и особо секретные сведения об интересовавшем иностранную разведку изделии и направлениях его дальнейшей разработки. Тогда же Ф. получил присвоенный ему оперативный псевдоним, инструкции об условиях и порядке связи, а также денежное вознаграждение. Действия Ф. квалифицированы по комментируемой статье как государственная измена в формах шпионажа и выдачи иностранному государству сведений, составляющих государственную тайну в ущерб безопасности РФ .
———————————
Научно-практическое пособие по применению Уголовного кодекса РФ / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2005.

В УК РСФСР ранее были предусмотрены семь форм измены, в том числе переход на сторону врага, бегство за границу или отказ возвратиться из-за границы, заговор с целью захвата власти. Такие формы государственной измены в настоящее время с учетом правовых позиций КС РФ, высказанных им в своих решениях, признаны противоречащими Конституции .
———————————
Об этом см., например: Постановление КС РФ от 20.12.1995 N 17-П «По делу о проверке конституционности ряда положений пункта «а» ст. 64 Уголовного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А. Смирнова» // Российская газета. 1996. 18 января.

Под финансовой помощью следует понимать передачу денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней или иных ликвидных объектов материального мира, отчуждение нематериальных активов, незаконное предоставление преференций в кредитных, налоговых и других организациях, а также другие действия, способствующие укреплению финансового положения иностранного государства, международной либо иностранной организации или их представителей, деятельность которых направлена против безопасности РФ.

Материально-техническая помощь представляет собой удовлетворение потребностей иностранного государства, международной либо иностранной организации или иных представителей в материалах и технических ресурсах. Она может заключаться в планировании, обеспечении материалами, деталями, изделиями, транспортными средствами, дорожными и строительными машинами, инструментом, схемами и чертежами и ряде других действий в целях, направленных против безопасности РФ.

Под консультационной помощью следует понимать предоставление советов, подсказок, разработку финансовых схем, разработку планов и другие действия, осуществляемые в интересах иностранного государства, иностранной либо международной организации или их представителей.

6. Предметом государственной измены является любая информация, предоставленная иностранным представителям, которой они в состоянии воспользоваться с целью причинения ущерба безопасности РФ .
———————————
Понятие предмета государственной измены дается исходя из высказанной правовой позиции КС РФ в Постановлении от 27.03.1996 N 8-П «По делу о проверке конституционности статей 1, 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года «О государственной тайне» в связи с жалобами граждан В.М. Гурджиянца, В.Н. Синцова, В.Н. Бугрова и А.К. Никитина» // СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1768.

В целях защиты безопасности государство относит те или иные сведения в области военной, экономической и других видов деятельности к государственной тайне. В связи с этим ч. 4 ст. 29 Конституции предусмотрено, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Государство вправе также определять средства и способы охраны государственной тайны, в том числе устанавливать уголовную ответственность за ее разглашение и выдачу иностранному государству. В силу указанной конституционной нормы уголовная ответственность за выдачу государственной тайны иностранному государству правомерна лишь при условии, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в официально опубликованном для всеобщего сведения федеральном законе. Правоприменительное решение, включая приговор суда, не может основываться на неопубликованном нормативном правовом акте, что вытекает из ч. 3 ст. 15 Конституции .
———————————
Определение КС РФ от 27.05.2004 N 188-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Финкеля Моисея Зусмановича на нарушение его конституционных прав частью пятой статьи 9 Закона Российской Федерации «О государственной тайне».

Реализация требований Конституции обеспечивается Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. от 08.11.2011) , в котором определено понятие государственной тайны и указаны сведения, относимые к государственной тайне (включая ее военные аспекты).
———————————
РГ. 1993. 21 сент.; СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1768; 1997. N 41. Ст. 4673; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5288; 2003. N 6. Ст. 549; N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46 (ч. 2). Ст. 4449; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; 2007. N 49. Ст. 6055, 6079; 2009. N 29. Ст. 3617; 2010. N 47. Ст. 6033; РГ. 2011. N 159, 160, 254.

7. Государственная измена в форме выдачи государственной тайны выражается в том, что передаются сведения, составляющие государственную тайну, иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям специальным субъектом — гражданином Российской Федерации, которому эти сведения были доверены по службе, работе, учебе или в иных случаях.

Государственная тайна — это защищаемые в государстве сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ (ст. 2 указанного Закона). Государственную тайну составляют сведения строго ограниченных областей жизни и деятельности любого государства (военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной); они содержатся в материальных объектах, в том числе в физических полях в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов; эти сведения подлежат засекречиванию и в Российской Федерации имеют три уровня защиты: «особой важности», «совершенно секретно», «секретно» . Допуск к этим сведениям ограничен, за противоправное разглашение государственной тайны наступает уголовная ответственность.
———————————
См.: Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 (в ред. от 21.09.2011) // СЗ РФ. 2006. N 8. Ст. 892; 2007. N 53. Ст. 6550; 2008. N 15. Ст. 1525; N 18. Ст. 2007; N 31. Ст. 3702; N 37. Ст. 4182; 2009. N 21. Ст. 2517; N 24. Ст. 2919; N 40 (ч. 2). Ст. 4684; 2010. N 50. Ст. 6655; 2011. N 15. Ст. 2083; N 24. Ст. 3414; N 39. Ст. 5456.

Выдача тайны считается оконченной (независимо от способа выдачи) с момента, когда рассматриваемые сведения (как предмет преступления) становятся достоянием иностранного государства, международной либо иностранной организации или их представителей, независимо от их принадлежности к иностранной разведке.

В отличие от шпионажа государственную измену в форме выдачи образует выдача только той информации, которая входит в число сведений о государственной тайне.

Разглашение государственной тайны при отсутствии признаков государственной измены подлежит квалификации по ст. 283 УК.

Государственная измена окончена с момента передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, либо собирания, похищения или хранения этих же сведений для передачи указанным адресатам, а также с момента передачи или собирания иных сведений по заданию иностранной или международной разведывательной службы (подробнее см. комментарий к ст. 276).

Собирание иных сведений без задания иностранной или международной разведывательной службы не образует государственной измены. Для граждан Российской Федерации собирание таких сведений с целью их дальнейшей передачи указанным адресатам образует приготовление к государственной измене в форме оказания помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб безопасности РФ.

9. Шпионаж и выдача представляют собой конкретизацию способов оказания помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям. Именно последняя форма составляет содержание и направленность государственной измены.

Общим для всех способов государственной измены является адресат, проводящий враждебную деятельность, и наличие гражданина Российской Федерации, который оказывает помощь в деятельности в ущерб безопасности РФ.

Иное оказание помощи названным адресатам может осуществляться по заданию или по собственной инициативе. Оно может проявляться в вербовке гражданина России в качестве агента иностранного государства, международной либо иностранной организации или их представителей, в создании различных организаций, направленных в вовлечение России в вооруженные конфликты, в действиях, направленных на вмешательство в дипломатические отношения России с другими странами в целях их ухудшения или разрыва.

Рассматриваемая форма государственной измены окончена с момента фактического оказания помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в указанных в норме целях.

10. Действия, предусмотренные комментируемой статьей, должны быть направлены исключительно против безопасности РФ. При этом необходимо иметь в виду, что разглашение государственной тайны дружественным международным организациям (их представителям), в которых Российская Федерация имеет членство (ООН, ОДКБ, СНГ, ШОС и т.д.), также образует состав данного преступления.

11. Государственная измена может быть совершена только с прямым умыслом, а собирание сведений, составляющих государственную тайну, должно преследовать цель передачи собранных сведений адресатам шпионажа. При этом, исходя из принципа субъективного вменения (см. ст. 5 УК), лицо должно осознавать характер собираемых или выдаваемых сведений, адресата, которому они предназначены, и желать передать именно эти сведения именно этому адресату. При ином оказании помощи необходимо осознание, что помощь оказывается в осуществлении деятельности, проводимой иностранным государством, международной либо иностранной организацией или их представителями в ущерб внешней безопасности РФ. Корыстные либо иные мотивы действий субъекта преступления влияния на целеполучение и квалификацию не оказывают.

12. Возможные материальные последствия государственной измены находятся за пределами состава преступления и могут быть вменены лицу по правилам совокупности преступлений лишь при наличии к тому объективных и субъективных оснований (см. ст. ст. 5, 8, 17 УК).

13. В примечании к комментируемой статье предусмотрено специальное основание освобождения от уголовной ответственности (поощрительная норма) за некоторые преступления против основ конституционного строя и безопасности государства.

Лицо, совершившее государственную измену, а также шпионаж, насильственный захват власти или насильственное удержание власти, освобождается от ответственности, если оно способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам России и в его действиях не содержится иного состава преступления.

Способствовать предотвращению дальнейшего ущерба лицо может добровольным и своевременным сообщением органам власти о совершенной государственной измене либо иным образом. Закон не ограничивает формы предотвращения ущерба, а делает акцент на том, чтобы тот или иной способ был направлен на предотвращение ущерба интересам РФ. Разрешение указанного оценочного вопроса принадлежит правоприменителю, в том числе суду.

Государственная измена: ответственность по статье 275 УК РФ, понятие, формы, отличие от шпионажа, субъект, объект и состав преступления

Государственная измена фактически представляет собой своеобразную форму соучастия гражданина РФ во враждебной деятельности представителей иностранных государств и иностранных организаций против России. Совершение государственной измены выражается в оказании гражданином РФ информационной либо иной помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ (безопасности от внешних угроз).

Иностранное государство в качестве адресата государственной измены подразумевается в целом или в лице его органов, прежде всего – спецслужб.

Иностранная организация – государственная, межгосударственная и негосударственная зарубежная организация.

Представитель иностранного государства или иностранной организации – официальное или неофициальное лицо, уполномоченное действовать в их интересах. Например, руководитель или сотрудник государственного органа, руководитель, сотрудник или член организации либо иное лицо, выполняющие поручение этих структур.

С объективной стороны совершение государственной измены предусмотрено в трех формах: 1) шпионаж; 2) выдача государственной тайны; 3) иное наказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

Читайте также:  Клевета в интернете и в социальных сетях: меры ответственности, куда обращаться, как собрать доказательства и как удалить ее из сети

Измена в форме шпионажа по объективным признакам не отличается от шпионажа – самостоятельного преступления (см. анализ ст. 276 УК). Их различие – по субъекту: измену в форме шпионажа совершает гражданин РФ, а шпионаж по ст. 276 – иностранный гражданин или лицо без гражданства.

Измена в форме выдачи государственной тайны заключается в сообщении или передаче соответствующих сведений (предметов) представителю иностранного государства или иностранной организации.

В отличие от измены в форме шпионажа выдача совершается, во-первых, в отношении сведений, которыми лицо располагало по службе или работе, но не собирало и не получило их от другого лица для передачи указанным адресатам. Во-вторых, предметом выдачи являются только сведения, составляющие государственную тайну.

Государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Перечень этих сведений предусмотрен Законом РФ «О государственной тайне», а конкретизированный перечень по представлению Правительства утверждает Президент РФ. Установлено три степени секретности сведений: «особой важности»; «совершенно секретно»; «секретно».

Выдача признается оконченным преступлением с момента, когда сведения, составляющие государственную тайну, стали достоянием представителя иностранного государства или иностранной организации.

Для ответственности за измену в форме выдачи обязательно осознание лицом характера сведений в смысле их относимости к государственной тайне, а также характера адресата – иностранное государство, иностранная организация или их представители.

Измена в форме иного оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ совершается в контакте (по заданию или согласованно) с указанными представителями. Эта форма государственной измены не охватывает ни шпионажа, ни выдачи государственной тайны. Она может выражаться в следующем: вербовка агентуры; содержание явочной или конспиративной квартиры; выполнение роли связного; совершение диверсий и террористических актов; организация подрывной, вооруженной или террористической деятельности, направленной на дестабилизацию обстановки, захват власти, насильственное изменение конституционного строя, нарушение территориальной целостности РФ; финансирование указанной деятельности, поставка оружия и материальных средств для ее осуществления, а также вербовка, обучение, засылка или использование в ней наемников; иное содействие разведывательно-подрывной или военной деятельности иностранных государств – и организаций против РФ, в том числе переход на сторону врага в военное время.

Данная форма государственной измены признается оконченным преступлением с момента фактического оказания гражданином РФ указанной помощи соответствующему адресату. Если эти действия одновременно охватываются другими составами преступлений, то все содеянное квалифицируется по совокупности.

С субъективной стороны государственная измена характеризуется прямым умыслом, направленным на совместное с иностранными (внешними) силами создание угрозы нанесения ущерба внешней безопасности РФ или на реальное его причинение. Мотивы и цели государственной измены (политические, корыстные и другие) не являются признаками состава преступления, но могут иметь значение для определения направленности деяния в ущерб внешней безопасности РФ и учитываются при назначении наказания.

Субъектом (исполнителем) государственной измены может быть только гражданин РФ (в том числе имеющий двойное гражданство), достигший 16-летнего возраста. Соучастниками в качестве организаторов, подстрекателей и пособников могут быть также иностранные граждане и лица без гражданства.

В примечании к ст. 275 УК, которое распространяется также на статьи 276 и 278 УК, содержится специальное основание освобождения от уголовной ответственности лица, совершившего оконченное преступление из числа указанных, если это лицо добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению нанесения дальнейшего ущерба интересам РФ и если в его действиях не содержится иного состава преступления. Требование своевременности означает, что дальнейший ущерб оценивается как более существенный, чем нанесенный.

По предмету преступления шпионаж подразделяется на два вида: 1) шпионаж в отношении сведений, составляющих государственную тайну; 2) шпионаж в отношении иных сведений (не относящихся к государственной тайне, но интересующих иностранную разведку и предназначенных для использования в ущерб внешней безопасности РФ).

Адресатами шпионажа, как и государственной измены, выступают иностранное государство, иностранная организация или их представители.

Объективную сторону шпионажа образуют передача указанных в ст. 276 сведений какому-либо из перечисленных адресатов, а равно собирание, похищение или хранение их (для передачи тем же адресатам). Причем похищение и хранение сведений отнесены только к шпионажу первого вида с учетом характера его предмета – государственной тайны.

Передача сведений предполагает, что они были собраны, похищены или хранились лично либо другим лицом и предназначались для передачи соответствующим адресатам. Передача добытых сведений может осуществляться путем личного контакта с адресатом, включая связных, а также с использованием тайников, технических средств связи, почтовых отправлений и т.д.

Собирание сведений охватывает всевозможные способы завладения ими, их восприятия или фиксации: выведывание; визуальное наблюдение; подслушивание; радиоперехват; съем информации с электронных средств; аудио-, видеозапись; фото-, киносъемка; копирование документов; взятие образцов почвы, растений, воды; приобретение за деньги и др.

Похищение – способ добывания, как правило, охраняемых сведений, доступ к которым ограничен. Оно обычно бывает тайным, но может быть и открытым, в частности, путем нападения.

Хранение сведений, составляющих государственную тайну, имеет самостоятельное значение, когда лицо их не добывало, а получило от другого лица для последующей передачи адресатам шпионажа. В остальных случаях хранение осуществляется уже после совершенного личного собирания или похищения секретных сведений.

Шпионаж первого вида – в отношении сведений, составляющих государственную тайну, – может совершаться как по заданию иностранной разведки, так и по собственной инициативе. Шпионаж второго вида – собирание и передача иных сведений – только по заданию иностранной разведки, причем с осознанием предназначения сведений для использования в ущерб внешней безопасности именно России, а не какой-либо другой страны.

Шпионаж признается оконченным преступлением с момента собирания, похищения или хранения соответствующих сведений, предназначенных для передачи адресату, либо с момента передачи адресату сведений, собранных другим лицом.

Субъективная сторона шпионажа характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает шпионский характер своих действий, их направленность в ущерб внешней безопасности РФ и желает такое деяние совершить.

Мотивы и цели шпионажа не являются признаками его состава и учитываются при назначении наказания. Они могут быть корыстными, политическими, националистическими и т.д. Указанная же в ст. 276 УК цель передачи сведений адресату не является специальной целью преступления. Она обозначает связь отдельных действий с общей направленностью деяния.

Субъектами шпионажа по ст. 276 УК являются иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 16-летнего возраста.

На ст. 276 распространяется действие специальной нормы об освобождении от уголовной ответственности согласно примечанию к ст. 275 УК.

Государственная измена (ст. 275 УК РФ)

Непосредственный объект – внешняя безопасность РФ.

Предметом государственной измены являются сведения, составляющие государственную тайну. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, – совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.

Объективная сторона состоит в государственной измене, которая включает в себя следующие альтернативные действия:

– шпионаж – передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности РФ;

– выдача государственной тайны – умышленная передача иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, защищаемых государством в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ;

– иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ – совершение любых действий, которые наносят ущерб внешней безопасности РФ, но не подпадающих под понятие выдачи государственной тайны или шпионажа.

Субъективная сторона – прямой умысел.

Субъект преступления специальный – гражданин Российской Федерации, достигший возраста 16 лет

Шпионаж (ст. 276 УК РФ)

Непосредственный объект – внешняя безопасность РФ.

Предмет преступления – сведения, составляющие государственную тайну, или иные сведения, которые могут быть использованы в ущерб внешней безопасности РФ.

Объективная сторона выражается в шпионаже, под которым понимается передача, собирание, похищение или хранение сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности РФ.

Передача сведений – их предоставление для использования в ущерб внешней безопасности РФ иностранному государству, иностранной организации или их представителям.

Собирание – любой способ получения сведений, кроме хищения.

Хищение – совершенное с корыстной целью противоправное безвозмездное изъятие сведений, причинившее ущерб внешней безопасности РФ.

Хранение – временное нахождение сведений, предназначенных для передачи, во владении виновного. При этом виновный эти сведения не собирал и не похищал.

Обязательными элементами субъективной стороны являются умысел и наличие цели передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений при их собирании, похищении или хранении.

Субъект преступления – иностранный гражданин или лицо без гражданства.

Лицо освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам РФ и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Отличие Непосредственный объект измены – общественные отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации

Статья 275. Государственная измена

Государственная измена, то есть шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, совершенная гражданином Российской Федерации, –

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.

Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Статья 276. Шпионаж

Передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства, –

наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Статья 283. Разглашение государственной тайны

1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены –

наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, –

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Статья 275 УК РФ. Государственная измена

Новая редакция Ст. 275 УК РФ

Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, –

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.

Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Комментарий к Статье 275 УК РФ

1. Объектом преступного посягательства является внешняя безопасность РФ.

2. Внешняя безопасность РФ означает состояние защищенности государственного и общественного строя Российской Федерации от угроз извне. Составляющими внешней безопасности выступают: а) суверенитет; б) территориальная неприкосновенность; в) обороноспособность.

2.1. Суверенитет – это верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитической сфере.

2.2. Территориальная неприкосновенность – нерушимость государственных границ страны (сухопутных, водных, воздушных).

2.3. Обороноспособность представляет собой совокупность экономического, военного, научного, социально-нравственного потенциала, способного обеспечить защиту государства от нападения извне.

3. Объективная сторона государственной измены выражается в следующих формах: а) шпионаж; б) выдача государственной тайны; в) оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

4. Шпионаж образуют передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности РФ.

4.1. Шпионаж, совершенный гражданином Российской Федерации, образует государственную измену, а шпионаж, совершенный иностранцем или лицом без гражданства, рассматривается как самостоятельное преступление (см. коммент. к ст. 276).

5. Предметами преступного посягательства в форме шпионажа выступают сведения, составляющие государственную тайну, а также иные сведения.

5.1. Государственную тайну составляют защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ (Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 “О государственной тайне” (в ред. от 22.08.2004) ).
——————————–
РГ. 1993. 21 сент.; СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1768; 1997. N 41. Ст. 4673; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5288; 2003. N 6. Ст. 549, N 27 (ч. 1). Ст. 2700, N 46 (ч. 2). Ст. 4449; 2004. N 27. Ст. 2711, N 35. Ст. 3607.

5.2. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 (в ред. от 11.02.2006) .
——————————–
СЗ РФ. 2006. N 8. Ст. 892.

5.3. Круг иных сведений не ограничен каким-либо перечнем. К ним можно отнести любую информацию, не составляющую государственную тайну, которую лицо собирает по заданию иностранной разведки для использования ее в ущерб внешней безопасности РФ. Это, например, пробы грунта, воды, растительности в определенной местности, снимки или схемы железнодорожных узлов, транспортных развязок, данные, характеризующие государственных или общественных деятелей, крупных ученых, других лиц, данные о документах, удостоверяющих личность российских граждан, порядке их получения и замены и т.п.

6. Адресатами государственной измены в форме шпионажа выступают иностранное государство, иностранная организация или их представители.

6.1. Иностранное государство – это любое государство, осуществляющее враждебную деятельность против Российской Федерации. Оно при этом выступает в виде своих официальных органов и организаций, их должностных лиц, а также официальных представителей.

6.2. Иностранная организация – это любая негосударственная либо межгосударственная организация, ведущая враждебную деятельность против Российской Федерации. Она также выступает в лице должностных лиц или официальных представителей.

6.3. К представителям иностранного государства или иностранной организации относятся любые лица, которые, не являясь их официальными представителями, выполняют поручения иностранного государства или иностранной организации по проведению враждебной деятельности против Российской Федерации.

7. Государственная измена в форме шпионажа отражает оконченный состав преступления с момента передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, либо собирания, похищения или хранения этих же сведений для передачи указанным адресатам, а также с момента передачи или собирания иных сведений по заданию иностранной разведки (подробнее см. коммент. к ст. 276).

8. Собирание иных сведений без задания иностранной разведки не образует государственной измены в форме шпионажа. Для граждан Российской Федерации собирание таких сведений с целью их дальнейшей передачи адресатам образует приготовление к государственной измене в форме оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

Читайте также:  Покушение на кражу: определение, расшифровка понятий, меры ответственности и примеры судебной практики

9. Государственная измена в форме выдачи государственной тайны заключается в предоставлении гражданином Российской Федерации иностранному государству, иностранной организации или их представителям лично или через других лиц сведений, составляющих государственную тайну, которыми он обладал до возникновения намерения совершить государственную измену. Выдача государственной тайны может быть осуществлена устным или письменным сообщением адресату сведений, передачей схем, изделий, чертежей, документов и т.п. Для выдачи государственной тайны в отличие от шпионажа характерно то, что сведения, ее составляющие, известны виновному по службе, работе, от других лиц или иным образом, но не собирались и не похищались им специально для передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям.

10. Выдача государственной тайны отражает оконченный состав преступления с момента, когда сведения становятся достоянием иностранного государства, иностранной организации или их представителей.

11. Государственная измена в форме иного оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации означает вступление гражданина Российской Федерации в контакт с адресатами и выполнение по их заданию различного рода враждебных акций против России. Иное оказание помощи может иметь место как в мирное, так и в военное время, как на территории РФ, так и за границей.

11.1. Действия, образующие государственную измену в рассматриваемой форме, можно разделить на две группы: а) совершение деяний, которые не образуют других предусмотренных УК РФ преступлений. Это могут быть подыскание кандидатов на вербовку и сама вербовка агентуры для иностранных спецслужб и организаций, подыскание явочных и конспиративных квартир, предоставление своей квартиры для встреч с агентурой, приобретение документов прикрытия, одежды и других предметов для экипировки агентов и т.п.; б) совершение деяний, которые сами по себе являются преступными и требуют дополнительной квалификации (за исключением выдачи государственной тайны и шпионажа). Например, терроризм, диверсия, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершаемые по заданию иностранного государства, иностранной организации или их представителей и т.п.

11.2. Преступление в указанной форме признается оконченным (составом) с момента оказания иностранному государству, иностранной организации или их представителям фактической помощи.

11.3. Дача гражданином Российской Федерации согласия на сотрудничество с адресатом образует приготовление к государственной измене в данной форме.

12. Субъективная сторона государственной измены характеризуется виной в форме прямого умысла, т.е. виновный осознает общественно опасный характер деяний, перечисленных в настоящей статье, и желает их совершить.

13. Субъектом преступного посягательства признается только гражданин Российской Федерации, вменяемый и достигший 16 лет. Организаторами, подстрекателями и пособниками могут быть иностранные граждане и лица без гражданства.

14. Примечание к коммент. статье предусматривает освобождение от УО при наличии следующих условий: лицо добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом содействует предотвращению дальнейшего ущерба интересам безопасности РФ и в действиях лица не содержится иного состава преступления.

15. Государственная измена относится к особо тяжким преступлениям.

Другой комментарий к Ст. 275 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. О понятии шпионажа см. комментарий к ст. 276 УК, имея в виду отличия в описании субъекта этих преступлений.

2. Выдача государственной тайны – это действия по доведению соответствующих сведений до иностранного государства, иностранной организации (правительственной, межправительственной и неправительственной) или их представителей, которыми могут быть агенты иностранных спецслужб и иные лица, в том числе и граждане России. Выдача может быть совершена разными способами (устно, по каналам связи, с использованием тайников).

Выдача государственной тайны окончена в момент перехода сведений соответствующему адресату.

3. Иное оказание помощи в проведении враждебной деятельности охватывает собой все остальные, не являющиеся шпионажем и выдачей государственной тайны, формы предательства, например переход на сторону врага во время войны, снабжение документами прикрытия иностранных агентов, предоставление им убежища и транспорта, совершение по заданию иностранной разведки какого-либо преступления и т.п.

4. Преступление имеет формальный состав и окончено независимо от факта причинения ущерба внешней безопасности страны.

5. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом, которым должна охватываться направленность собственных действий во вред безопасности государства.

6. Субъект специальный – гражданин России, достигший 16 лет. При выдаче государственной тайны сведения, ее образующие, должны находиться в обладании субъекта вне связи с их собиранием или похищением.

7. Примечание к статье распространяется на лиц, совершивших преступления, предусмотренные ст. ст. 275, 276 и 278 УК, и предусматривает специальный случай деятельного раскаяния этих лиц, влекущий освобождение их от уголовной ответственности. Действия, предусмотренные примечанием, должны способствовать предотвращению дальнейшего ущерба интересам страны, что является вопросом факта.

Какая уголовная ответственность грозит за государственную измену, согласно УК РФ?

Неумение хранить чужие секреты осуждают даже любители их слушать.

Но одно дело, если вам не подадут более руки те, чью тайну вы выболтали.

Совсем другое — если речь идет о государственных секретах, достигших чужих недружественных ушей.

Это деяние с далеко идущими последствиями и куда более опасное.

Понятие

Закон о государственной измене посвящена статья 275 Уголовного кодекса Российской Федерации.

По сути своей это не что иное, как соучастие в деятельности враждебно настроенных стран против своей Родины.

В данном случае иностранное государство как адресат представляют, как правило, его органы, особенно — спецслужбы.

Иностранной организацией является зарубежная организация государственного, негосударственного или межгосударственного типа.

Кто такие в данном контексте представители? Лица, уполномоченные действовать в интересах страны, либо организации.

Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, —

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.

Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Формы и виды

Как изменить государству?

Формами и видами государственной измены являются: шпионаж, разглашение государственной тайны, иная помощь в подрыве внешней безопасности России.

Под иной помощью подразумевается техническая, финансовая и консультационная помощь иностранцам, желающим нанести ущерб России.

Почему общественная опасность государственной измены так высока? Утечка любой закрытой информации может свести к нулю многолетнюю работу над технологиями, вооружением, серьезно расшатать экономику, вызвать международный скандал.

Уголовно-правовая характеристика

Как характеризуется государственная измена? Действия характеризующие объективную сторону ст. 275 УК РФ представляется в формах:

  • выдачи гос.тайны;
  • шпионажа;
  • иное способствование подрыву внешней безопасности Российской Федерации.

Для квалификации государственной измены по статье 275 УК РФ не имеет значения, какими мотивами руководствовался изменник.

Объект — внешняя безопасность РФ, то есть факт ее защищенности с внешней стороны от всего, что несет угрозу.

Это и территориальная неприкосновенность, обороноспособность, суверенитет государства.

Субъектом государственной измены может быть признан только гражданин Российской Федерации, которому на момент деяния исполнилось 16 лет. Соучастником (а также подстрекателем) может быть и иностранец, и лицо не имеющее гражданства.

Квалифицирующие признаки

Квалифицирующим признаком государственной измены являются тяжелые последствия, наступившие из-за дошедшей до недружественных соседей секретной информации, либо шпионажа, либо другой враждебной деятельности.

Чем отличается от шпионажа по признакам?

Государственная измена и шпионаж разграничений с объективной точки зрения не имеют отличий.

Тогда как предъявить обвинение в шпионаже можно только иностранцу, либо лицу без гражданства.

Отличие

От разглашения государственной тайны

Государственную тайну разглашает тот, кто сообщает, либо передает иностранным представителям все, что относится к государственной тайне — то есть информацию о внешнеполитической, экономической, разведывательной, оборонной, контрразведывательной, оборонной, либо оперативно-розыскной деятельности.

Отличается от измены это деяние тем, что для виновного не обязательно знать о том, что его болтливость может серьезно навредить Российской Федерации и желать этого.

Тогда как изменник действует всегда умышленно и осознанно.

От шпионажа

Шпионаж по определению означает сначала сбор, а затем передачу секретных данных.

Тогда как выдать гос.тайну можно только в том случае, если человек ничего не собирает и не выведывает, а передает иностранцам закрытые сведения, которые находятся в его доступе (например, в силу работы).

Выдача государственной тайны считается оконченной, когда иностранцам стали известны сведения, эту самую тайну составляющие.

Наказание и ответственность

Государственная измена и шпионаж в России относится к особо тяжким преступлениям, ответственность за государственную измену и шпионаж понесут согласно статье 15, п. 5 УК.

Уличенного в государственной измене ждет наказание — от двенадцати до двадцати лет лишения свободы.

Может быть назначена конфискация имущества. Правда, виновного (по упомянутой статье, а также статьям 276 и 278) могут и освободить от наказания.

Произойдет это в том случае, если он вовремя одумается — то есть своевременно и добровольно сообщит о случившемся властям и примет участие в недопущении дальнейшего ущерба Российской Федерации.

И то — если в его действиях не будет обнаружено иного состава преступления.

Иначе придется за это отвечать, даже если деяние не квалифицируют как шпионаж или государственную измену.

Примеры из судебной практики

Конечно, мало кого из нас останавливали на улице и предлагали поработать «Люди в черном».

Тем не менее, обвинение в государственной измене может быть предъявлено очень многим, особенно в теперешних условиях тесного контакта с иностранцами и взаимного сотрудничества с зарубежными компаниями.

Ведь государственной изменой называют не обязательно шпионаж или разглашение гос. тайны — это оказание враждебному государству любой помощи, в том числе и консультативной.

Так например, физика-ядерщика из Нижегородской области обвинили в государственной измене (разглашении государственной тайны) за доклад о современных разработках взрывчатых веществ, прочитанный им во время загранкомандировки, а также публикацию статьи.

Стоит, правда, добавить, что с таким обвинением категорически не согласился адвокат — ведь, по его словам, эти материалы уже публиковались ранее, о какой «тайне» может идти речь?

Так в 2004 был осужден на 15 лет другой ученый, работавший в сфере контроля над вооружениями.

Его обвинили в передаче секретных сведений британской компании, за которой стояли более могущественные покровители из Соединенных Штатов.

Наказание за государственную измену в России по ст 275 УК РФ

Характеристика противоправных деяний, составляющих понятие государственной измены, дана в уголовном праве России, чтобы граждане РФ понимали, что это за преступление и отдавали отчет в своих действиях, когда выезжают на отдых или по работе в другие страны, участвуют в конференциях, форумах, встречах с присутствием иностранных представителей.

Общественная опасность измены родине состоит в том, что вероятным результатом ее совершения становится экономический ущерб для страны, прекращение или замедление научных разработок и исследований в военно-промышленном комплексе, разрыв межгосударственных отношений.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28

Это быстро и бесплатно !

Статья 275 УК РФ

В соответствии со ст. 275 УК РФ государственная измена – любая помощь другому государству, международной или иностранной организации, их представителям в ущерб безопасности России.

Комментарий к ст. 275 УК РФ обозначает три формы государственной измены: выдача государственной тайны, шпионаж и иная помощь, в том числе финансовая, материально-техническая, консультационная, иностранной стороне против безопасности России.

Иная помощь может выражаться в предоставлении убежища, поиске и подборе офисных или производственных помещений, складов, оборудовании тайников, изучении и сборе характеризующей информации о лицах, которые представляют интерес для зарубежной разведки.

Разница между ст. 275 и ст. 276 УК РФ

Отличие государственной измены от шпионажа по ст. 276 УК РФ состоит в субъекте совершения преступления. В первом случае это всегда гражданин Российской Федерации. Ведением разведывательной деятельности (шпионажем) занимается иностранец или лицо без гражданства (апатрид).

Шпион, представляя иностранную спецслужбу, предпринимает шаги к получению государственной тайны России. У изменника доступ к ней уже есть в силу своего служебного положения или других обстоятельств, которые позволили ему такой доступ получить: например, хищение секретной информации, ее целенаправленный сбор, накопление для передачи иностранной стороне и по ее заданию.

Государственная тайна и ее защита

Предмет государственной измены – государственная тайна. Законодатель определяет ее как охраняемые государством сведения, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2 ФЗ от 21.07.1993 № 5485-1).

Государством применяются меры по их защите. Секретоносители находятся под пристальным вниманием российских специальных служб и ограничены в выездах за рубеж и контактах с иностранцами. Документы, содержащие секретные сведения, хранятся в специальных режимных помещениях. Доступ к ним разрешен определенному кругу лиц при соблюдении специально разработанных процедур.

Важно! Предметом измены могут быть любые сведения, если они используются в ущерб внешней безопасности страны.

Состав преступления

Состав преступления государственной измены по ст. 275 – формальный. Законодатель не связывает его совершение с наступлением конкретных негативных последствий материального характера.

Объективная и субъективная стороны, объекты и субъекты преступления

Объективная и субъективная стороны, объекты и субъекты определены так:

  • объект – внешняя безопасность государства, выражающаяся в суверенитете и территориальной целостности;
  • объективная сторона действий, характеризующих государственную измену, связана с выдачей гос. тайны, шпионажем, иным оказанием помощи другому государству, иностранным и международным организациям, их представителям в осуществлении деятельности против Российской Федерации;
  • субъект – гражданин Российской Федерации, достигший 16 лет (как секретоноситель, так и лицо, не имеющее допуска к секретам, но действующее вопреки внешней безопасности страны);
  • субъективная сторона государственной измены характеризуется прямым умыслом.

Квалификационные признаки

Они схожи с квалификационными признаками шпионажа по ст. 276 УК РФ, за исключением субъекта:

  • субъект преступного деяния – гражданин РФ, достигший 16 лет и дееспособный;
  • по объективным признакам государственной измены совершена выдача гос. тайны иностранной стороне, осуществлен акт шпионажа или оказана помощь иностранному государству;
  • субъект преследовал цель передать другому государству, международной или иностранной организации собранные сведения в ущерб своей стране;
  • по заданию иностранного специального органа субъект осуществлял хищение, сбор, хранение, накопление секретной информации.

Несмотря на формальный характер, состав государственной измены требует наступления следующих последствий:

  • создание угрозы внешней безопасности страны;
  • неопределенность того, когда и каким образом иностранный адресат гос. измены использует помощь изменника. Например, полученная иностранцами информация может быть использована при начале негативных процессов в экономике страны для их усиления, способствовать перерастанию локальных политических конфликтов в военные действия.

Достаточные условия преступности деяния

Преступление считается оконченным с момента перехода секретных сведений в адрес другого государства, международной или иностранной организации или оказания помощи этим адресатам. Но виновного могут задержать на стадии приготовления или покушения на преступление — например, при попытке передать сведения за рубеж.

Внимание! Достаточным условием для того, чтобы деяние стало преступлением, считают момент начала действий субъекта при доказанности его прямого умысла.

Основные проблемы доказывания государственной измены

Главный вопрос реализации уголовных дел о государственной измене и доведения их до суда с последующим обвинительным приговором – это доказывание прямого умысла подозреваемого на совершение измены, причинение вреда своей стране.

Закон проводит отграничение гос. измены от незаконного экспорта или передачи за рубеж сырья, технологий, научной информации, незаконного выполнения работ, оказания услуг, которые могут быть использованы в создании оружия массового поражения и в военной промышленности (ст. 189 УК РФ).

По этой статье предмет преступления передается иностранной коммерческой или научной организации с умыслом субъекта на осуществление противоправной экономической деятельности. При государственной измене субъект умышленно и осознанно причиняет вред внешней безопасности РФ.

Разглашение государственной тайны (ст. 283 УК РФ) также не означает, что совершена государственная измена, если отсутствует прямой умысел нанести ущерб государственной безопасности. Разглашение – предание огласке, распространение секретных сведений с нарушением установленного порядка.

Активным способом такое правонарушение совершается в ходе доверительной беседы, демонстрирования документов, открытого доклада или лекции, публикации в СМИ. Разглашение можно допустить бездействием при допущении посторонних к ознакомлению с секретными сведениями. Способ разглашения может быть устным, письменным, с использованием СМИ.

Читайте также:  Что такое спам? Как избавится от рекламных сообщений? Ответственность за нарушение закона

Соучастие в измене

Ответственность за государственную измену и шпионаж по тяжести наказания и срокам лишения свободы соизмерима. Оба эти преступления чаще всего совершаются в соучастии.

Соучастником государственной измены может быть иностранное государство, зарубежная или международная организация или их представитель. Но согласно российскому уголовному закону они не признаются субъектами преступления. Их ответственность возможна только по нормам международного права.

Представители адресатов государственной измены несут наказание за соучастие в гос. измене, но такие случаи редки в силу наличия у них дипломатического иммунитета или нахождения за границей.

Ответственность по ст. 275 УК РФ

Преступление относится к особо тяжким. Виновный приговаривается к лишению свободы на срок от 12 до 20 лет или штрафу в размере до 500 000 руб. или в размере своей заработной платы за три года с ограничением свободы до двух лет.

Условия освобождения от уголовной ответственности за государственную измену

Лицо, совершившее государственную измену, освобождается от уголовной ответственности в случае и при соблюдении двух условий:

  1. Виновный должен своевременно и добровольно сообщить органам власти или другим способом предотвратить дальнейший ущерб России — например, разоблачить вражеского агента.
  2. В действиях гражданина РФ не должен присутствовать еще какой-либо состав преступления.

Судебная практика

Суды Российской Федерации регулярно, хотя и нечасто, рассматривают дела о государственной измене. В 2018 году в России по ст. 275 УК РФ осуждено и лишено свободы четыре человека. В пиковый для таких преступлений 2014 год к срокам лишения свободы были приговорены 15 человек.

Приведем три примера дел из судебной практики по государственной измене, рассмотрение которых в судах окончилось обвинительными приговорами:

  1. В декабре 2012 года за передачу Украине технической документации на десантный корабль и другую технику приговором по ст. 275 УК РФ осужден капитан первого ранга Владислав Никольский.
  2. В 2014 году состоялся суд над жительницей г. Сочи Екатериной Харебавой, которая в 2008 году предупредила представителей вооруженных сил Грузии о передвижении российских войск. Суд признал, что действия гр. Харебавы поставили под угрозу жизнь военнослужащих и интересы России.
  3. В ноябре 2015 года полицейский из Московской области Евгений Чистов получил 13 лет колонии строгого режима за передачу в течение трех лет Центральному разведывательному управлению США материалов о работе МВД РФ. По признанию гр. Чистова, он был завербован американской разведкой.

Заключение

Гос. измена — тяжкое преступление, которое выражается в выдаче гос. тайны, шпионаже и любой другой деятельности против безопасности страны. Адресатами государственной измены обычно являются иностранные спецслужбы. За совершение измены суд приговаривает виновного к сроку от 12 до 20 лет колонии строгого режима. Субъектом государственной измены может быть только дееспособный гражданин России, достигший 16 лет.

Государственная измена не может совершаться в форме разглашения гос. тайны, незаконного экспорта сырья, технологий, материалов, научно-технической информации. Ответственность по этим преступлениям предусмотрена ст. 283 и 189 УК РФ.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28

Это быстро и бесплатно !


Статья 275. Государственная измена

Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, –
наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.

Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Комментарий к статье 275 УК РФ

1. Государственная измена охватывает три альтернативно указанных деяния:

2) выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну;

3) оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации.

2. О понятии шпионажа см. комментарий к ст. 276 УК. Государственная измена отличается от шпионажа как самостоятельного преступления только по его субъекту.

3. Выдача государственной тайны – это сообщение иностранному государству, иностранной организации или их представителю сведений, составляющих государственную тайну.

К государственной тайне относятся защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 “О государственной тайне”). Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, по представлению Правительства РФ утверждается Президентом РФ. В него включены сведения в военной области, в области экономики, науки и техники, внешней политики и др.

4. Способ выдачи государственной тайны уголовно-правового значения не имеет.

5. Иностранное государство выступает в лице его официальных органов и прежде всего спецслужб; иностранная организация может быть как государственной, так и иной; представителями иностранных государств и иностранных организаций могут быть их официальные или иные лица, действующие по их поручению.

Преступление в этой форме считается оконченным с момента перехода указанных сведений иностранному государству, иностранной организации или их представителям.

6. Оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, может выражаться в совершении различных действий, в частности в вербовке агентов для спецслужб иностранного государства, оказании помощи в их легализации в России, снабжении необходимыми для этого документами, трудоустройстве, подборе явочных квартир, приобретении транспортных средств и т.д. В содержание указанного признака не входят шпионаж и выдача государственной тайны.

Преступление считается оконченным с момента фактического оказания помощи указанным в законе адресатам (иностранному государству, иностранной организации или их представителям).

7. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

8. Субъект преступления специальный – гражданин РФ, достигший возраста 16 лет.

9. Примечание к комментируемой статье предусматривает специальный вид освобождения от уголовной ответственности.

Другой комментарий к статье 275 Уголовного Кодекса РФ

1. Высокая общественная опасность государственной измены заключается в том, что из владения государства уходят сведения, составляющие государственную тайну. Действия изменника способны нанести колоссальный экономический и политический ущерб государству, повлечь за собой срыв перспективных научных исследований, вызвать осложнения в межгосударственных связях вплоть до разрыва дипломатических отношений. Необратимый ущерб несут в себе действия изменника в годы войны или военного конфликта.

Суть государственной измены заключается в акте предательства, т.е. оказания гражданином России помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в проведении деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации. Закон предусматривает ответственность за специальные формы оказания помощи (шпионаж и выдачу государственной тайны). Иное оказание помощи включает те деяния, которые не образуют шпионажа и выдачи, но направлены в ущерб безопасности Российской Федерации.

Безопасность как объект преступного посягательства означает состояние защищенности личности, общества и государства от угроз извне и внутри страны. Угроза может быть обращенной практически в любую охраняемую государством сферу общественных отношений: политику, экономику, экологию, науку, культуру и т.д.

В предшествующей редакции ст. 275 УК объектом преступления предусматривалась внешняя безопасность Российской Федерации. Однако научные исследования и практика показали, что ущерб от измены наносится и внешней, и внутренней безопасности. Поэтому законодатель применил обобщающий термин – “безопасность”.

Предметом государственной измены выступают сведения, составляющие государственную тайну. В соответствии с п. 4 ст. 29 Конституции РФ “перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом”.

Государственную тайну образуют охраняемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, выход которых из владения может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. “О государственной тайне” (в ред. от 6 октября 1997 г.)). В указанном Законе дается перечень сведений, составляющих государственную тайну (СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 8220). Исчерпывающий же открытый Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 “Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне” (ред. от 21.09.2011) .

Государственную тайну не могут составлять ряд сведений (например, об экологической безопасности России, состоянии преступности и другие), что обусловлено интересами конституционного обеспечения прав граждан на информацию.

Адресатами государственной измены являются: иностранное государство, международная или иностранная организация или их представители.

Иностранное государство при совершении данного преступления фигурирует в лице его официальных органов и прежде всего спецслужб.

Иностранная организация может быть и государственной, и негосударственной (различные объединения, союзы, общества и т.д. – независимо от их профессиональной и творческой направленности).

Международная организация может находиться на территории иностранного государства или на территории России. В специальной литературе выделяют критерии признания организации международной: это объединение государств на основе международного договора или иного учредительного нормативного акта; наличие в организации системы постоянно действующих органов; наличие представительства на территории двух и более государств; достижение специальной цели – решение определенных уставными документами задач, соответствующих общепризнанным принципам и нормам международного права.

Представителями иностранного государства, международной или иностранной организации являются их официальные лица (члены правительственных делегаций, сотрудники дипломатического корпуса, сотрудники иностранных спецслужб, члены иностранных негосударственных организаций и т.д.), а также иные (неофициальные) лица, действующие по их поручению.

2. Объективная сторона государственной измены выражается в трех формах: а) шпионаж; б) выдача государственной тайны; в) иное оказание помощи иностранному государству, международной или иностранной организации или их представителям в проведении деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации. Объективные признаки шпионажа раскрываются в ст. 276 УК (см. комментарий к данной статье).

Выдача государственной тайны выражается в действиях, связанных с передачей иностранному государству, международной или иностранной организации или их представителям указанных сведений лицом, которому они были доверены или стали известны по службе или работе либо стали достоянием лица иным путем, за исключением их собирания либо похищения. В этом состоит отличие выдачи государственной тайны от шпионажа, при котором собираются и передаются либо хранятся с целью передачи сведения, которыми лицо не располагает по службе (работе). Например, Т., будучи ведущим инженером режимного НИИ, по своей инициативе установил преступную связь с иностранной спецслужбой и выдал известные ему по работе сведения, составляющие государственную тайну.

Оконченным преступлением выдача признается с момента перехода сведений, составляющих государственную тайну, в адрес иностранного государства, международной или иностранной организации либо их представителей.

Могут иметь место стадии приготовления либо покушения на преступление (например, покушение образует задержание виновного при попытке передать сведения указанным адресатам).

Иное оказание помощи иностранному государству, международной или иностранной организации или их представителям в проведении деятельности против безопасности Российской Федерации представлено в диспозиции в виде типичных, хотя и не исчерпывающих форм оказания помощи: финансовая, материально-техническая, консультативная или иная помощь, направленные на оказание содействия в проведении разведывательной и иной деятельности против основ конституционного строя и безопасности Российской Федерации, если они не охватываются вышеуказанными формами государственной измены. Объективно оказание помощи связано с установлением контакта (связи) гражданином России с иностранным государством, международной или иностранной организацией или их представителями и совершением по их заданию:

а) других (кроме государственной измены) преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства;

б) деяний, не образующих признаков указанных преступлений, но наносящих ущерб безопасности России.

В первом случае действия виновного квалифицируются по совокупности преступлений: государственная измена и конкретное преступление данного вида (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277), диверсия (ст. 281), вооруженный мятеж (ст. 279) и т.д.).

Во втором случае круг деяний многообразен и не имеет исчерпывающего перечня. Объективно оказание помощи сходно с пособническими действиями в контакте с иностранным государством, международной или иностранной организацией или их представителем. Объединяющим началом является их направленность против безопасности России. Это могут быть: вербовка агентуры для иностранной спецслужбы, подбор для нее явочных и конспиративных квартир, оказание содействия иностранным эмиссарам и кадровым разведчикам в приобретении документов прикрытия, устройстве на работу, связанную с доступом к государственным секретам, и т.п. Оказание помощи может быть как в мирное, так и военное время.

Преступление считается оконченным с момента фактического оказания помощи. Могут иметь место стадии совершения преступления. Приготовление образуют: разработка плана оказания помощи, создание условий для установления и осуществления контакта с адресатами, приведение в систему, удобную для выдачи тех сведений и возможностей, которыми располагает данное лицо, и т.д. Как покушение квалифицируются: неудавшаяся попытка оказать конкретную помощь, совершить действия, направленные на оказание помощи, которой иностранная разведка по каким-то причинам не смогла воспользоваться, и т.п.

Например, С. подготовил и тайно подбросил на территорию одного из иностранных генконсульств в Санкт-Петербурге пакет с письмом, в котором изложил свою просьбу о конспиративной встрече с представителем консульства для обсуждения условий его сотрудничества. Не дождавшись ответа, С. повторно изготовил и подбросил на территорию того же консульства пакет с двумя рукописными документами.

В первом документе С. заявил о своей готовности сотрудничать со спецслужбой и назначил встречу в обусловленном месте. Во втором документе С., подчеркивая серьезность своих намерений, изложил сведения о действительном и условном наименовании, дислокации, штатном составе и боевой задаче одной из воинских частей, а также выразил готовность за материальное вознаграждение выдать и остальные известные ему сведения военного характера.

Прибыв на обусловленную встречу на Площадь искусств, С. вступил в контакт с оперативным работником контрразведки, которого принял за представителя генконсульства. В беседе с ним подтвердил свои намерения по оказанию помощи в проведении деятельности против своей страны. На очередной встрече с “дипломатом” С. был задержан с очередной партией документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну. Санкт-Петербургский городской суд, рассмотрев материалы предварительного следствия, квалифицировал действия С. как покушение на измену в форме оказания помощи иностранному государству в проведении деятельности, направленной против безопасности России и покушение на измену в форме выдачи сведений, составляющих государственную тайну.

3. Субъективная сторона государственной измены характеризуется виной в форме прямого умысла, при котором лицо сознает общественно опасный характер действий, указанных в диспозиции данной статьи, и желает их осуществить. Подлежит установлению и направленность умысла – нанести ущерб безопасности России. При этом мотивы могут быть самыми разнообразными: корысть, месть, националистические побуждения и т.д. Мотивы не указаны в данной норме, однако они имеют большое значение в раскрытии механизма совершения преступления, определении степени вины и назначении наказания.

4. Субъектом (исполнителем) государственной измены признается только гражданин России, вменяемый, достигший шестнадцатилетнего возраста, т.е. спецсубъект. Соучастниками же преступления (кроме исполнителя) могут быть и иностранные граждане, и лица без гражданства.

При выдаче сведений, составляющих государственную тайну, субъектом может быть лишь лицо, которому указанные сведения были доверены или стали известны по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом диспозиция Федерального закона может быть бланкетной, и для установления юридически необходимых признаков диспозиции статьи должны использоваться подзаконные нормативные правовые акты.

Вопрос о субъекте выдачи сведений неоднозначно трактуется в специальной юридической литературе. Например, некоторые авторы считают, что способ получения информации при выдаче является несущественным обстоятельством (нашел утерянный кем-то документ, случайно стал свидетелем разглашения сведений, секретоносителем и т.д.), тем более что в действующем УК до внесения в него изменений об этом прямо не говорилось .

——————————–
См.: Рябчук В.Н. Государственная измена и шпионаж. СПб.: Юридический центр Пресс, 2007. С. 693.

5. Примечание к ст. 275 УК предусматривает возможность освобождения от уголовной ответственности, если:

а) лицо добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом содействовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации;

б) в его действиях не содержится иного состава преступления.

Данная поощрительная норма призвана показать человеку, совершившему преступление, путь к отступлению и при выполнении им указанных условий гарантировать освобождение его от уголовной ответственности.

Добавить комментарий