Ходатайство по статье 24.4 КоАП РФ: образец заявления, специфика, сущность, структура и содержание

Статья 24.4. Ходатайства

СТ 24.4 КоАП РФ

1. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.

2. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.

Комментарий к Ст. 24.4 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Комментируемая статья регулирует порядок подачи и рассмотрения ходатайств. Посредством заявления ходатайств реализуется процессуальная активность участников производства по делу об административном правонарушении.

Ходатайство – это официальная просьба, адресованная судье, органу, должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении (например, о вызове свидетелей, о назначении экспертизы, об отложении рассмотрения дела, о приобщении доказательств, об истребовании документов, о направлении дела на рассмотрение по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу, о рассмотрении дела в закрытом режиме).

Право на заявление ходатайств предоставлено лицам, заинтересованным в результатах рассмотрения дела и перечисленным в ст. ст. 25.1 – 25.5.1, 25.11 КоАП РФ.

Содержащееся в статье правило об обязательном рассмотрении ходатайства судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, само по себе не означает, что ходатайство должно быть удовлетворено.

2. В ч. 2 комментируемой статьи определена письменная (произвольная) форма ходатайства. Это обусловлено тем, что ходатайства могут быть заявлены на любой из стадий производства по делу, в том числе когда никаких протоколов не ведется и не составляется (например, при рассмотрении дела судьей или должностным лицом ведение протокола о рассмотрении дела нормы КоАП РФ не предусматривают) либо в форме протоколов отсутствует определенное место для написания ходатайств (например, протокол об отстранении от управления транспортным средством, о задержании транспортного средства), в связи с чем возникает необходимость в фиксации заявленного ходатайства и содержащейся в нем просьбы. Но при всем этом заявление устного ходатайства само по себе не противоречит ст. 24.4 КоАП РФ, поскольку она не запрещает рассматривать ходатайства, заявленные не в письменной форме, а потому отказ в рассмотрении либо в удовлетворении ходатайства только лишь по причине того, что оно заявлено в устной форме, недопустим.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе заявить ходатайство о ведении протокола, которое подлежит обязательному рассмотрению на основании ч. 1 ст. 24.4 КоАП РФ. Отказ в удовлетворении такого ходатайства в силу ч. 2 ст. 24.4 и ст. 29.12 КоАП РФ оформляется мотивированным определением (см. п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).

В случае участия в производстве по делу других заинтересованных участников судья, орган, должностное лицо обязаны предоставить им возможность высказаться по заявленному ходатайству и целесообразности его удовлетворения.

В соответствии с комментируемой статьей ходатайства подлежат немедленному рассмотрению. В данном случае принимается во внимание принцип оперативности (быстроты) административно-юрисдикционного процесса, выступающий в качестве гарантии субъективных прав и законных интересов участников процесса, поэтому производство по делам об административных правонарушениях устанавливает точные сроки, в течение которых должны быть совершены те или иные процессуальные действия, в том числе когда принято решение об удовлетворении ходатайства и на его реализацию необходимо располагать определенным временем. Это обусловлено в том числе тем, что во многих случаях срок давности привлечения к административной ответственности составляет два месяца при рассмотрении дела коллегиальным органом или должностным лицом и три месяца при рассмотрении дела судьей (ст. 4.5 КоАП России).

Вместе с тем нельзя толковать ч. 2 комментируемой статьи как обязанность судьи, органа, должностного лица немедленно рассмотреть ходатайство, заявленное участником производства по делу об административном правонарушении в произвольно выбранное им время, когда судья, орган, должностное лицо заняты проведением производства по другим делам. Правило о незамедлительном рассмотрении ходатайства распространяется на время непосредственного производства по конкретному делу об административном правонарушении, в ходе которого заявлено ходатайство, например, в момент составления протоколов по мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении; производства подготовки к рассмотрению дела; рассмотрения дела; пересмотра постановления и т.п.

Ходатайство в ГИБДД и суд в вопросах и ответах. Образец, сроки и правила

Ходатайство в административном праве подаётся должностному лицу (сотруднику ГИБДД) или судье в целях прошения чего-либо. И есть у этого документа много тонкостей, от которых зависит успех его рассмотрения. В статье мы рассмотрим, какие они бывают, зачем нужны, как правильно их заявлять, узнаем, что сроки подачи, на самом деле, очень коротки. Обязательно приведём образец ходатайства и пример заполнения и многое другое.

Что такое ходатайство и чем регламентируется?

По сути своей (далее также “хода“) – это просьба. Заявляется оно письменно инспектору ДПС на дороге или судье, которые рассматривают дело. Саму процедуру в юридической среде называют “ходатайствованием“. То есть подающий её ходатайствует о чём-либо – просит что-то у сотрудника ГИБДД или суда.

Оно не является жалобой – не следует писать в нём о противоправных действиях, описывать текущую ситуацию – будь то привлечение вас к штрафу или лишению прав или ДТП. Это именно прошение – какое именно, определяет вид этого документа, о которых мы и поговорим ниже.

По состоянию на 2020 год всего один нормативный акт регулирует его – это статья 24.4 КоАП РФ.

Какие бывают виды?

Вид ходатайства напрямую зависит от того, что конкретно вы требуете в письменной форме. И их перечень не установлен законом – по сути ходатайствовать вы можете обо всём.

Но наиболее распространённые виды такие:

  • ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии истца (в гражданском процессе – например, после ДТП),
  • о рассмотрении по месту жительства,
  • о привлечении защитника,
  • о восстановлении пропущенных сроков обжалования постановления,
  • о восстановлении пропущенного срока 20 дней для оплаты штрафа ГИБДД со скидкой,
  • об отложении рассмотрения дела в связи с личными обстоятельствами привлекаемого или иного лица (свидетеля, понятного),
  • о приобщении к материалам дела доказательств (видеозаписи с регистратора или наружных камер, показаний свидетеля и других данных),
  • об ознакомлении с материалами дела,
  • о назначении минимального наказания (когда санкция КоАП РФ предусматривает “вилку” наказаний – например, в виде штрафа 5 000 рублей или лишения прав),
  • о снижении (уменьшении) штрафа, если норма наказания предусматривает “вилку” сумм (например, штраф за езду без прав от 5 до 15 тысяч рублей, а инспектор ДПС на дороге назначает максимальную сумму),
  • о замене наказания предупреждением или устным замечанием,
  • о назначении экспертизы по обстоятельствам дела,
  • об отсрочке/рассрочке оплаты штрафа (подаётся судье),
  • о вызове свидетелей в суд,
  • о возможности вести видеосъёмку или аудиозапись в зале суда,
  • ходатайство от прокурора на арест имущества в рамках суда.

Форма, образец и примеры ходатайства

У ходатайства нет определённой утверждённой формы и образца. Документ пишется в свободной форме от руки ручкой, карандашом, маркером – чем угодно любого цвета. Главное, чтобы в нём была ваша подпись, было указано, кому оно направляется, и написание было разборчиво. Иначе вам просто откажут в его удовлетворении.

Но главное заключается в том, что если его необходимо написать сотруднику ГИБДД на дороге, то делать это нужно очень быстро. Поэтому мы настоятельно рекомендуем распечатать так называемую “рыбу” – все необходимые базовые данные, а уже саму суть и кому оно направляется, заполнить на месте. Ниже мы приведём общий образец ходатайства и далее вы узнаете, что писать по каждому виду и почему так мало времени для подачи этого документа.

Общий образец

Итак, в ходатайстве необходимо указать:

  1. кому и от кого оно заявляется (шапка),
  2. что и на основании чего заявляется,
  3. само ходатайство (текст прошения),
  4. подпись и дату подачи документа.

Вот так выглядит типичный образец “рыбы” ходатайства без изложенной его сути:

А вот правильно заполненный образец по данной форме:

Мы привели пример “ходы” о переносе рассмотрения дела в связи с необходимостью юридической помощи в виде защитника или адвоката. А теперь давайте рассмотрим другие самые распространённые заявления в этом документе и приведём образцы и примеры каждого из них.

Внимание! Мы будем приводить образцы заполнения только самой сути (а также полный образец данного ходатайства в виде файла), так как шапка, преамбула и места для подписи и даты везде одинаковы.

Ходатайство в соответствии со ст. 24.4 КоАП РФ

Судье судебного участка № района, области
От С. Н., Проживающего по адресу:

Ходатайство

В соответствии со ст. 24.4 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело. 30 ноября 2008 года в 1 час 10 мин сотрудником ГИБДД в отношении меня был составлен административный протокол о привлечении к административной ответственности по ст. 12.15 ч. 4 КоАП РФ. Считаю, что сотрудник ГИБДД при составлении административного протокола неправильно квалифицировал правонарушение которое я совершил и при этом умышленно допустил искажение фактических обстоятельств. Так, согласно ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. 30 ноября 2008 года в 1 час 00 мин я, управляя автомобилем, двигался по 376 км. автодороги «Дон» вслед за служебным автомобилем ГИБДД. Впереди по направлению нашего движения на проезжей части дороги стоял большегрузный автомобиль, который в результате неисправности не мог продолжать движение, о чем свидетельствовала включенная на автомобиле аварийная сигнализация. Автомобиль ГИБДД, двигавшийся впереди меня выехал на полосу встречного движения и совершил объезд указанного автомобиля. Следуя за автомобилем ГИБДД, я так же совершил аналогичный маневр. При этом в указанном месте отсутствовали какие либо запретительные дорожные знаки либо запретительная разметка. Закончив маневр объезда препятствия для движения и проехав некоторое расстояние я был остановлен сотрудниками ГИБДД, которые ехали ранее впереди меня. Сотрудники ГАИ обвинили меня в совершении административного правонарушения, связанного с пересечением сплошной линии дорожной разметки. Несмотря на мои попытки объяснить сотрудникам ГАИ, что данного правонарушения я не совершал, они их проигнорировали и начали составлять в отношении меня административный протокол. При составлении административного протокола сотрудник ГИБДД согласился с моим доводом, что я не совершал обгон автомобиля, а выехал на полосу предназначенную для встречного движения для объезда препятствия. В свою очередь я, под психическим давлением сотрудника ГИБДД вынужден был согласиться с утверждением сотрудника ГИБДД в том, что я пересек сплошную линию, но при этом просил уточнить, что объезд препятствия я начал в месте где линия разметки была прерывистой и позволяла мне сделать такой маневр. Сотрудник ГИБДД не возражал против такого уточнения и разъяснил мне, что совершенное мною правонарушение ими квалифицируется как незначительное и наказание будет в виде штрафа в размере до 1500 рублей. Так как протокол составлялся в ночное время, текст протокола был рукописным и неразборчивым, то я не смог прочитать его и подписал не читая. Позднее изучив указанный документ, а так же ознакомившись со всеми материалами административного дела я обнаружил, что сотрудники ГИБДД иначе квалифицировали совершенное мною административное правонарушение, а так же то, что за данное правонарушение предусмотрен не штраф, как разъяснили мне сотрудники ГИБДД, а наказание в виде лишения права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев. С такой квалификацией я согласиться не могу. Я работаю водителем в ЗАО и лишения права управления транспортными средствами лишит меня возможности добывать средства к существованию, кроме того я не намерен нести наказание за правонарушение которого не совершал. В действительности я не совершал обгона транспортного средства, как это утверждают в представленных в суд документах сотрудники ГИБДД, а совершил его объезд. Объезжая неисправный автомобиль, который фактически являлся ни чем иным, как препятствием для движения, я действительно выехал на полосу дороги предназначенную для встречного движения, так как иным способом не мог продолжить движение. Считаю, что при таких обстоятельствах я совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 12.15 ч. 3 КоАП РФ, а не ст. 12.15 ч. 4 КоАП РФ, как это утверждают сотрудники ГИБДД. Кроме того, считаю, что сотрудниками ГИБДД моя вина в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 12.15 ч. 4 КоАП РФ не доказана. В материалах дела нет доказательств того, что я совершил обгон и что при этом пересек сплошную линию разметки. Указанный сотрудником ГИБДД свидетель не является таковым, так как ехал в автомобиле впереди меня и не мог видеть, моих действий . Кроме того, указанный свидетель является сотрудником ГИБДД и наравне с напарником составившим административный протокол лично заинтересован в исходе административного дела. Кроме того, часть документов в административном деле составлена с нарушением норм процессуального права (схема к административному протоколу составлена без участия понятых). Сотрудники ГИБДД не приняли мер к установлению объективных обстоятельств совершенного административного правонарушения как этого требует закон, не опросили свидетелей, а именно: водителя неисправного автомобиля объезд которого я совершил, пассажиров ехавших вместе со мной в моем автомобиле. Указанные лица могли бы подтвердить те обстоятельства на которые ссылаюсь я. В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. На основании изложенного и руководствуясь ст. 24.4 КоАП РФ Прошу: 1. Вызвать в суд и допросить в качестве свидетелей, которые ехали со мной в автомашине и могут пояснить что произошло 30 ноября 2008 года в 1 час 00 мин на 376 км. автодороги «Дон». 2. Вызвать в суд и допросить сотрудника ГИБДД, составившего протокол, а также сотрудника ГИБДД, выступившего в роли свидетеля, так как показания последнего по причине чрезмерной их краткости вызывают сомнения в их объективности. 3. Запросить информацию об установленных дорожных знаках и разметке на участке дороги где было выявлено административное правонарушение. 4. Запросить информацию в ГИБДД об обязанности сотрудников ГИБДД фиксировать указанные выше правонарушения при помощи технических средств которые служили бы доказательством совершенного правонарушения. 5. Переквалифицировать административное правонарушение с ст. 12.15 ч. 4 КоАП РФ на часть 3 ст. 12.15 КоАП РФ (объезд препятствия в виде остановившегося транспортного средства из-за неисправности )

Читайте также:  Статья 116 УК РФ: избиение несовершеннолетних детей. Ответственность за нанесение побоев ребенку родителями

«____»_______ 2008 года
( подпись)

Для чего нужен образец

Необходимость обращения в суд возникает тогда, когда право физического либо юридического лица нарушено и у этого лица отсутствует иной способ для его защиты помимо обращения в суд, если законом не предусмотрена альтернатива.

Вы решили обратиться в суд. У вас есть два варианта: первый найти специалиста; второй составить исковое заявление (заявление) в суд самостоятельно. В первом случае все достаточно просто, нужно оплатить работу специалиста и получить юридическую услугу в виде готового искового заявления. Во втором случае сложнее.

Написание искового заявления в суд потребует от вас не только владение терминами права, но и еще знание действующего законодательства. Если у вас этого нет, то вам понадобятся образцы, шаблоны, типовые формы, имеющиеся на нашем сайте.

Как правильно пользоваться образцом

Надо помнить, что образцы исковых заявлений бывают разного содержания. Одни могут быть изготовлены в форме шаблона (типовой формы), другие в виде реальных исковых заявлений. Шаблон искового заявления, как правило, не содержит детального описания обстоятельств, послуживших для обращения в суд. Эти обстоятельства составителю заявления предлагается вписать в содержание искового заявления самостоятельно. Однако сделать без соответствующей подготовки это не просто. В случае если вам не удается правильно составить исковое заявление на основе шаблона, то вы ищите образцы исковых заявлений с готовым содержанием. Имеющиеся на сайте образцы актуальны как для начинающих, так и для профессионалов. Образцы составлены с учетом действующего законодательства. Часть образцов можно использовать без значительного редактирования. В содержание такого образца нужно только внести свои конкретные обстоятельства и подписать его. Нужно помнить, что не правильно оформленный документ будет оставлен без рассмотрения из чего следует, что только вдумчивый подход к его заполнению станет гарантом того, что поданное вами заявление не будет оставлено без внимания.

Правила скачивания информации

Сеть интернета позволяет не только смотреть разнообразную информацию, но и «забирать» ее себе. Вы можете найти нужные материалы и потом загрузить себе на диск компьютера. В этом случае информация стала вашей. Это выгодно, так как в любой момент вы можете открыть ее без сети интернета, переместить на флешку или на диск. Возможно даже передать ее по электронной почте или по скайпу. В том случае если из сети интернета эта информация удалена, то у Вас она по-прежнему будет открываться в «неизменном» виде. Такое действие«забирание» из сети принято обозначать скачиванием. Напоминаем, что скачать можно как текстовые данные, так и видео, музыку, фотографии и компьютерные программы. Проблема при скачивании может заключается в том, что для загрузки каждого типа данных существует свой вариант или даже несколько вариантов скачивания. Текст «скачиваем» одним способом, видео или музыку другим, фотографии третьим и т.д. К сожалению, не существует одной универсальной инструкции в каждом случае она своя.

Вы можете скачать образец в форматах: TXT, DOC, DOCX, WORD

Вы можете заказать выбранный образец в форматах: TXT, DOC, DOCX, WORD из архива сайта. Оформить заказ.

Ходатайство по административному правонарушению

Понятие и специфика ходатайства в административном процессе

Ходатайство – это письменная просьба к суду или должностному лицу о производстве каких-либо определенных действий при составлении протокола об административном правонарушении или в процессе рассмотрения дела.

Центр правовой поддержки

Задать вопрос юристу

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам :

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Допускается подавать ходатайства по следующим вопросам:

  • об ознакомлении с материалами административного дела;
  • о переносе слушания по делу (например, из-за необходимости воспользоваться услугами защитника или при невозможности явиться в суд по уважительной причине);
  • о направлении материалов по делу по месту жительства или регистрации ТС ;
  • о вызове в суд свидетеля или эксперта ;
  • о прекращении делопроизводства из-за пропуска двухмесячных сроков и вынесении постановления о привлечении к ответственности;
  • о направлении материалов по делу в ГИБДД из-за того, что протоколы об административном правонарушении были составлены с нарушениями или сфальсифицированы ;
  • о переносе слушаний по делу из-за того, что лицом было подано заявление на оспаривание результатов медосвидетельствования ;
  • о приобщении к делу материалов : например, фотографий, схематичного изображения правонарушения и письменные показания свидетелей;
  • об исключении из доказательной базы определенных свидетельств ;
  • о восстановлении сроков обжалования постановления ;
  • о продлении срока действия временных прав .

Правом заявлять ходатайства вправе все участники дела об административном правонарушении: само лицо, совершившее проступок; потерпевший и другие лица. Это право является свидетельством реализации принципа равенства перед законом, гарантированном в том числе ст. 1.4 КоАП.

Ходатайства должны быть рассмотрены судьей, должностным лицом или органом, которые ведут дело. Перечень лиц, которые вправе ходатайствовать перед уполномоченными инстанциями и должностными лицами, перечислен в 25 ст. КоАП.

Наибольшее значение указанное право имеет для лица, в отношении которого заведено дело, и для потерпевшего, так как оно позволяет им не допускать злоупотреблений и контролировать ход процесса. Именно они вправе заявлять ходатайства по существу дела.

Например, понятые имеют право ходатайствовать о внесении изменений в протокол, тогда как вносить изменения по существу рассматриваемого дела они не могут. Если указанные лица выступят с подобным ходатайством, то судья вынесет отказ в его удовлетворении. Между тем, круг вопросов, по которым лицо вправе заявить ходатайство и перечень указанных вопросов, является открытым.

Читайте также:  Вымогательство и кража оружия: состав, объект и субъект преступления, назначение ответственности, отягчающие обстоятельства

В КоАП РФ не дано легального определения понятия «ходатайство», поэтому следует считать, что данный термин употреблен в общеизвестном смысле.

Ходатайство при производстве по делу об административном правонарушении – обращение участника производства к субъекту административной юрисдикции с просьбой о совершении процессуальных действий или принятии решений.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  • заявляются невластными участниками производства перед лицом, ведущим производство по делу (судьей, органом власти или его должностным лицом);
  • содержат просьбу заявителя по любому материальному или процессуальному вопросу (это следует из отсутствия закрытого перечня возможных ходатайств);
  • должны иметь письменную форму. Если в иных процессах (как гражданском, так и уголовном) ходатайство может быть заявлено в устной форме с занесением в протокол, то в административно-деликтном процессе в силу специфики его процессуальной формы возможно только письменное заявление ходатайств.

Понятие и признаки ходатайства в производстве об административных правонарушениях

Одним из межотраслевых процессуально-правовых институтов является институт ходатайств. Не является исключением и производство по делам об административных правонарушениях, в котором право на ходатайство является гарантией равенства всех перед законом (ст. 1.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Правом заявлять ходатайства в административно-деликтном процессе наделены:

  • лицо, в отношении которого ведется производство (ст. 25.1 КоАП РФ);
  • лицом, которому административным правонарушением причинен вред (ст. 25.2 КоАП РФ);
  • законные представители и представители физических лиц (ст. 25.3 и 25.4 КоАП РФ);
  • защитник лица, привлекаемого к административной ответственности (ст. 25.4 КоАП РФ);
  • эксперт (ст. 25.9 КоАП РФ);
  • прокурор (ст. 25.10 КоАП РФ).

Особенностью КоАП РФ является то, что правом заявлять ходатайства не наделен специалист, поскольку в административно-деликтном производстве он выполняет сугубо технические функции (помощь в собирании доказательств и применении технических средств без дачи пояснений, заключения).

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Право заявлять ходатайства КоАП РФ связывает с наличием у лица, участвующего в производстве, материально-правового интереса. По этой причине не наделены правом ходатайствовать перед органом административной юрисдикции по существу административного дела такие субъекты, как переводчик, понятой, свидетель, поскольку они лишь содействуют принятию законного решения по делу.

Рассмотрение ходатайств, заявленных участниками административно-деликтного производства, происходит в рамках рассмотрения самого административного дела. Нередко рассмотрение таких ходатайств предлагают выделять в отдельную процедуру в структуре производства по делу.

Можно выделить следующие этапы (стадии) данной процедуры:

  1. Подача ходатайства участником дела об административном правонарушении. Данное ходатайство может быть подано в любой момент рассмотрения дела и по любому вопросу.
  2. Рассмотрение ходатайства субъектом административно-юрисдикционной деятельности. Любое заявленное ходатайство обязательно должно быть рассмотрено лицом, ведущим производство по делу, при этом срок принятия решения по ходатайству – «незамедлительно».
  3. Принятие решения по существу ходатайства. Правоприменитель вправе удовлетворить ходатайство полностью или в части, либо отказать в удовлетворении. Мотивы принятого решения должны быть изложены в определении.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Форма и особенности заявления ходатайства

Часть 2 ст. 24.4 указывает на обязательную письменную форму ходатайства. Оно подлежит немедленному рассмотрению уполномоченным органом или лицом. При этом лицо не лишено право ходатайствовать в устной форме, если по каким-либо причинам ходатайство не может быть составлено письменно в текущий момент.

Если по результатам рассмотрения ходатайства было вынесено отрицательное решение, то оно должно иметь форму определения. Также ответ уполномоченных органов или лиц может иметь форму определения об удовлетворении ходатайства, если получен положительный ответ.

Обычно ходатайство подается до рассмотрения дела в суде. При подготовке к рассмотрению дела судье следует выяснить, есть ли ходатайства и отводы, а также удовлетворить их или отказать в удовлетворении (со ссылкой на ст. 29.1 КоАП). Но также ходатайство может быть подано непосредственно в ходе судебного разбирательства.

Согласно установленному порядку рассмотрения административных дел первоначально судья должен установить факт явки участников процесса, затем проверить полномочия защитника или законного представителя правонарушителя, а потом – уточнить о наличии ходатайств и отводов.

Оформление ходатайства

Законодательно не установлена единая форма ходатайства. Но обычно данный документ включает в себя следующие разделы:

  1. Шапка документа, в которой прописываются наименование суда и ФИО судьи, наименование организации-получателя и ФИО должностного лица; ФИО лица, которое подает ходатайство, его адрес регистрации (проживания), контактные данные лица (телефон, электронная почта), реквизиты дела об административном правонарушении.
  2. Наименование документа: ходатайство.
  3. Основная часть.
  4. Перечень приложений.
  5. Дата подачи ходатайства, подпись лица и расшифровка.

В основной части прописывается суть подачи прошения, кем приходится лицо в деле об административном правонарушении, кратко прописывается состав правонарушения.

Перечень приложений зависит от причины подачи ходатайства. Если речь идет о переносе сроков рассмотрения дела, то это может быть официальная справка из медицинского учреждения о состоянии здоровья. Если ходатайство подается для обжалования ранее вынесенного решения, то к нему прилагается данное постановление.

Ходатайство по статье 24.4 КоАП РФ: образец заявления, специфика, сущность, структура и содержание

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 24.4 КоАП РФ. Ходатайства

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 24.4 КоАП РФ. Ходатайства

1. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.

2. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.

Вернуться к оглавлению документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции

Комментарии к статье 24.4 КоАП РФ, судебная практика применения

В п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” содержатся следующие разъяснения:

Ходатайство о привлечении защитника или представителя к участию в деле

Если лицо, привлекаемое к административной ответственности, либо потерпевший в соответствии с частью 2 статьи 24.4 КоАП РФ в судебном заседании заявит ходатайство о привлечении защитника или представителя к участию в деле об административном правонарушении, то такой защитник или представитель должен быть допущен к участию в деле об административном правонарушении без представления соответствующей доверенности.

При этом право представителя на подписание и подачу жалоб на постановление по делу об административном правонарушении, на решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, на отказ от таких жалоб, на получение взысканных расходов, понесенных в связи с рассмотрением дела об административном правонарушении, на получение изъятых и возвращаемых орудий совершения и (или) предметов административного правонарушения должно быть специально оговорено в доверенности (см. подробнее п. 8 Постановления).

Ходатайство о ведении протокола

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе заявить ходатайство о ведении протокола, которое подлежит обязательному рассмотрению на основании части 1 статьи 24.4 КоАП РФ. Отказ в удовлетворении такого ходатайства в силу части 2 статьи 24.4 и статьи 29.12 КоАП РФ оформляется мотивированным определением (см. подробнее п. 9 Постановления).

В п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.12.2012 N 35 “Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов” содержатся следующие разъяснения:

Ходатайство о приобщении к делу материалов, полученных в результате фиксации хода судебного разбирательства

В порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации (статьи 35, 166 ГПК РФ, статья 24.4 КоАП РФ, статьи 119 – 122 УПК РФ), участники процесса вправе заявить ходатайство о приобщении к делу материалов, полученных в результате фиксации хода судебного разбирательства. При этом материалы, полученные в результате фиксации хода судебного разбирательства иными участниками процесса или лицами, не являющимися участниками процесса, представителями редакций средств массовой информации (журналистами), могут быть приобщены к делу только при наличии их согласия предоставить указанные материалы.

Ходатайство по статье 24.4 КоАП РФ: образец заявления, специфика, сущность, структура и содержание

Статья 24.4. Ходатайства

Комментарий к статье 24.4

Комментируемой ст. 24.4 КоАП РФ урегулирован порядок представления ходатайств лицами, участвующими в производстве по делу об административном правонарушении.
Под ходатайством понимается официальная просьба лица, участвующего в производстве по делу об административном правонарушении, адресованная судье, органу, должностному лицу, в производстве которых находится дело. Ходатайства призваны обеспечить правильную реализацию процессуальных норм, содействовать претворению в жизнь прав и обязанностей участников процессуальной деятельности.
Часть 1 ст. 24.4 КоАП РФ устанавливает, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 26.10.2017 N 2475-О приведенные законоположения носят общий характер и подлежат применению при разрешении любых ходатайств, независимо от того, на какой стадии производства такое ходатайство заявляется, что, однако, не предполагает обязательного удовлетворения каждого заявленного ходатайства.
Также суды указывают, что перечень вопросов, по которым участники производства по делам об административных правонарушениях могут заявлять ходатайства, в данной статье не указан. Он зависит от стадии производства по делу, характера совершаемых процессуальных действий и других обстоятельств (Определение Московского городского суда от 02.03.2016 по делу N 7-1589/2016).
КоАП РФ устанавливает, что заявлять ходатайства вправе в том числе:
а) лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ), в том числе и лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющее языком, на котором ведется производство по делу (ч. 2 ст. 24.2 КоАП РФ);
б) потерпевший (ч. 2 ст. 25.2 КоАП РФ);
в) эксперт (п. 1 ч. 5 ст. 25.9 КоАП РФ);
г) прокурор (п. 2 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ).
Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 17.07.2012 N 1339-О, в силу ч. 1 ст. 24.4 КоАП РФ заявленные участниками производства по делу об административном правонарушении ходатайства подлежат обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, что, однако, не предполагает их обязательное удовлетворение.
При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в своих решениях, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (Определения от 25 декабря 2008 года N 990-О-О, от 21 апреля 2011 года N 465-О-О, от 21 июня 2011 года N 749-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1066-О-О и др.).
Если лицо, привлекаемое к административной ответственности, либо потерпевший в судебном заседании заявит ходатайство о привлечении защитника или представителя к участию в деле об административном правонарушении, то такой защитник или представитель должен быть допущен к участию в деле об административном правонарушении без представления соответствующей доверенности (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”).
Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению (ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ).
Таким образом, единственным условием, которое предъявляет ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ к ходатайству и которое должно быть выполнено лицами, участвующими в деле, при подаче ходатайства по делу об административном правонарушении, является соблюдение письменной формы ходатайства. Суды при этом приходят к выводу, что в ходатайстве обязательно должна быть подпись лица, заявившего ходатайство.
Письменная форма ходатайства считается соблюденной при направлении ходатайства в виде телеграммы. Однако такое ходатайство должно отвечать ряду требований.
Поскольку всеми процессуальными правами по делу об административном правонарушении наделены только участники производства по делу об административном правонарушении, лица, уполномоченные на это законом, либо лица, представляющие их интересы, судья при поступлении телеграммы с ходатайством о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности, должен установить факт заявления такого ходатайства именно тем лицом, в отношении которого ведется производство по делу, либо его защитником, уполномоченным в установленном порядке на совершение таких действий, то есть проверить достоверность волеизъявления такого лица об изменении подсудности рассмотрения дела.
В связи с этим, обсуждая ходатайство, судья должен располагать подтверждением того, что телеграмма направлена лицом, в отношении которого ведется производство по делу.
Поэтому в случае заявления ходатайства путем направления телеграммы необходимо руководствоваться Правилами оказания услуг телеграфной связи, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 222 (далее – Правила), которые являются обязательными как для операторов связи, так и для ее пользователей.
В соответствии с п. 44 Правил при необходимости передачи адресату данных о фамилии и адресе лица, направившего телеграмму, эти данные должны включаться отправителем в текст телеграммы.
В связи с тем что информация о месте жительства (адресе) лица, заявившего ходатайство о рассмотрении дела по месту его жительства, а также о его фамилии, имени и отчестве является необходимой для идентификации его как участника производства по делу об административном правонарушении и решении вопроса о направлении дела по территориальной подсудности в случае удовлетворения соответствующего ходатайства, данные сведения должны быть указаны в тексте телеграммы в обязательном порядке.
По общему правилу ходатайство, заявленное в письменном виде, помимо сведений о лице, его заявившем, должно содержать и подпись такого лица.
С учетом вышеизложенного телеграмма заявителя о подаче соответствующего ходатайства должна быть оформлена в соответствии с п. 51 Правил, то есть его подпись должна быть заверена оператором связи.
На бланке телеграммы вида “заверенная оператором связи” делаются служебные отметки – выписки из документов, удостоверяющих личность отправителя. Все заверяющие записи, сделанные оператором связи, включаются в текст заверенной телеграммы (п. 51).
Таким образом, ходатайство по делу об административном правонарушении должно быть подано путем направления в суд телеграммы с учетом перечисленных выше требований.
При условии, что в телеграмме содержатся указанные выше сведения о таком лице и его подпись, заверенные в установленном порядке оператором связи, а также отсутствуют какие-либо иные основания для отказа в удовлетворении соответствующего ходатайства, судья, орган, должностное лицо не вправе отказать лицу, привлекаемому к административной ответственности, в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту его жительства только на том основании, что ходатайство было направлено в суд телеграммой (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2010 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 08.12.2010)).
По смыслу ст. 24.4 КоАП РФ судья вправе как удовлетворить, так и отказать в удовлетворении ходатайства в зависимости от конкретных обстоятельств дела. При этом отказ в удовлетворении ходатайств не свидетельствует о неполном и необъективном рассмотрении дела, поскольку имеющиеся доказательства являются достаточными для рассмотрения дела.
Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения (ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ).
Определение об отказе в удовлетворении ходатайства относится к определениям, которые не препятствуют дальнейшему рассмотрению дела. Оно не относится к определениям, которые можно обжаловать по самостоятельному основанию, поскольку КоАП РФ не предусматривает порядок обжалования определений, не препятствующих дальнейшему движению дела об административном правонарушении (Определение Верховного Суда РФ от 12.03.2018 N 301-АД18-627, Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2005 года, Бюллетень судебной практики по уголовным делам Свердловского областного суда (второй квартал 2005 г. (8)) (утв. Постановлением Президиума Свердловского областного суда от 20.07.2005)).

Читайте также:  Невыплата детских пособий, пенсий, стипендий, заработной платы: образец жалобы

В _________________________________________________________ суд
от ____________________________________________________________
(процессуальное положение, Ф.И.О.)
______________________________________________________________
(адрес регистрации и фактического проживания, контактный телефон)

ХОДАТАЙСТВО ОБ ОТЛОЖЕНИИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

В производстве ________________________________ суда находится дело
об административном правонарушении N __________________ в отношении
___________________________________________________________________________
(Ф.И.О./наименование юридического лица/должность и Ф.И.О.)
о привлечении к административной ответственности по ч. _______ ст. ________
КоАП РФ.
В связи с тем что __________________________________ не может явиться
(процессуальное положение, Ф.И.О.)
в судебное заседание, назначенное на “__” __________ 201_ г. на ___ ч ___
мин., в связи с _________________________________________________________,
(указать причины невозможности явки в суд)
руководствуясь ст. ст. 24.4, п. 3 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ,

отложить судебное заседание по делу об административном правонарушении,
назначенное на “__” _____________ 201_ г. на _____ ч ______ мин.,
до “__” ______ 201_ г.
Прошу не рассматривать указанное дело об административном
правонарушении в отсутствие ______________________________________________.
(процессуальное положение, Ф.И.О.)

Приложение:
1. Копии документов, подтверждающих причину неявки.

“___” ____________ ___ г. ______________/______________
(подпись/Ф.И.О.)

В _________________________________________________________ суд
от ____________________________________________________________
(процессуальное положение, Ф.И.О.)
______________________________________________________________
(адрес регистрации и фактического проживания, контактный телефон)

ХОДАТАЙСТВО ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
В СВЯЗИ С МАЛОЗНАЧИТЕЛЬНОСТЬЮ

В производстве ___________________________________ суда находится дело
об административном правонарушении N ___________ в отношении ______________
__________________________________________________________
(Ф.И.О./наименование юридического лица/должность и Ф.И.О.)
о привлечении к административной ответственности по ч. _______ ст. ________
КоАП РФ.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ судья, решающий дело об административном
правонарушении, при его малозначительности может освободить лицо,
совершившее административное правонарушение, от административной
ответственности и ограничиться устным замечанием.
________________________________________________ считает, что в связи с
(процессуальное положение, Ф.И.О.)
_________________________________________________________, а также с учетом
характера совершенного деяния, размера вреда и тяжести наступивших
последствий совершенное им правонарушение не представляет существенного
нарушения охраняемых общественных отношений.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 2.9, 24.4
КоАП РФ,

освободить ________________________________________ от административной
(процессуальное положение, Ф.И.О.)
ответственности за совершение административного правонарушения по
ч. __ ст. ____________ КоАП РФ в связи с его малозначительностью.

“___” ____________ ___ г. ______________/______________
(подпись/Ф.И.О.)

В _________________________________________________________ суд
от ____________________________________________________________
(процессуальное положение, Ф.И.О.)
___________________________________________________________________
(адрес регистрации и фактического проживания, контактный телефон)

ХОДАТАЙСТВО О НАЗНАЧЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ
В СВЯЗИ С НАЛИЧИЕМ СМЯГЧАЮЩИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

В производстве _________________________________ суда находится дело
об административном правонарушении N ___________ в отношении ______________
__________________________________________________________
(Ф.И.О./наименование юридического лица/должность и Ф.И.О.)
о привлечении к административной ответственности по ч. _______ ст. ________
КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного
наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им
административного правонарушения, имущественное и финансовое положение
юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную
ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную
ответственность.
Согласно ст. 4.2 КоАП РФ суд при назначении административного наказания
вправе учесть смягчающие обстоятельства.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ч. 3 ст. 4.1,
ст. ст. 4.2, 24.4 КоАП РФ,
___________________________________________________ при рассмотрении дела о
(процессуальное положение, Ф.И.О.)
привлечении его к административной ответственности по ч. ____ ст. _________
КоАП РФ просит учесть следующие смягчающие обстоятельства:
1. __________________;
2. __________________;
3. __________________.

Приложение:
1. Копии документов, подтверждающих наличие указанных смягчающих
обстоятельств.

“___” ____________ ___ г. ______________/______________
(подпись/Ф.И.О.)

Добавить комментарий