Клевета на сотрудника полиции и на должностное лицо: виды правонарушения, законодательство и ответственность

Клевета на сотрудника полиции и на должностное лицо: виды правонарушения, законодательство и ответственность

Одним из важных элементов правового статуса выступает ответственность, предписания относительно которой закреплены в ст. 33 Закона.

Как и в Законе о милиции, ее нормы носят отсылочный характер. Но в Законе о полиции положения об ответственности более развернутые и конкретные.

Особо оговорено, что ответственность сотрудника полиции наступает независимо от замещаемой должности (ч. 1 ст. 33). Иными словами, и подчиненный, и начальник в равной степени несут ответственность за свои противоправные деяния.

Новеллой является указание на ответственность за незаконные приказы и распоряжения. Конечно, в широком плане приказы и распоряжения – это форма действия. Но, рассматривая поступки (поведение) и приказы (распоряжения) как разнопорядковые категории, законодатель тем самым акцентирует внимание на ответственности руководителей всех уровней, управленческие решения которых должны быть законными и принятыми в пределах предоставленных полномочий.

Как известно, в настоящее время установлена ответственность сотрудника органов внутренних дел за умышленное неисполнение приказа начальника, если в результате этого причинен существенный ущерб правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым интересам общества или государства (ст. 286.1 УК РФ).

Умышленное неисполнение отданного приказа, не противоречащего закону, причинившее существенный вред правам и законным интересам общества или государства, наказывается арестом на срок до шести месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет с отнятием права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, совершенное группой лиц, в том числе по предварительному сговору или организованной группой, а равно повлекшее тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет (ст. 286.1 УК РФ).

Однако явно незаконный приказ или распоряжение не подлежат исполнению (ч. 2 ст. 30 Закона о полиции).

В целях обеспечения качества отдаваемых приказов и распоряжений и введена данная норма. При этом речь идет именно о директивных документах, носящих внутрисистемный (ведомственный) характер. Что касается взаимоотношений с иными субъектами права, то Закон использует в качестве операционного понятия термин «требование». «Законные требования сотрудника полиции, – гласит ч. 2 ст. 30 ФЗ «О полиции», – обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами».

Закон о полиции дал ответ и на другую дискуссионную тему: по каким правилам сотрудник органов внутренних дел должен нести материальную ответственность за ущерб, причиненный органу (подразделению). Необходимы ли здесь свои правила – либо в этих вопросах следует руководствоваться военным законодательством?

Закон гласит: сотрудники полиции за ущерб, причиненный органу внутренних дел, несут материальную ответственность в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации (ч. 4 ст. 33).

За совершенное по службе правонарушение сотрудник полиции несет дисциплинарную, уголовную и материальную ответственность.

Дисциплинарная ответственность наступает за совершение должностных проступков (дисциплинарных правонарушений) и заключается в наложении на него дисциплинарных взысканий в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».

Следует также заметить, что дисциплинарная ответственность сотрудника полиции наступает за совершение административных правонарушений.

В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ военнослужащие и лица, имеющие специальные звания, за административные правонарушения несут дисциплинарную ответственность. Исключение составляют правонарушения, перечисленные в части второй этой статьи.

Уголовное законодательство предусматривает несколько групп общественно опасных деяний, за совершение которых сотрудник полиции вследствие ненадлежащего исполнения служебных обязанностей может нести уголовную ответственность.

Первую группу образуют преступления против государственной власти и интересов государственной службы: злоупотребление должностными полномочиями, их повышение, присвоение полномочий должностного лица, неисполнение приказа начальника, получение взятки, дача взятки, служебный подлог, халатность (ст. 285 – 293 УК РФ).

Другая группа – это преступления против правосудия, предусмотренные ст. 299 – 304, 310 – 312, 315, 316 УК РФ. Это привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, незаконное освобождение от уголовной ответственности, незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей, фальсификация доказательств, провокация взятки, разглашение данных предварительного следствия, укрывательство преступлений и некоторые другие составы преступлений.

Уголовную ответственность влекут также общественно опасные деяния сотрудника полиции, посягающие на конституционные права и свободы граждан. Конкретными их видами являются: нарушение неприкосновенности частной жизни, нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, нарушение неприкосновенности жилища, отказ в предоставлении гражданину информации, воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. 137 – 140, 149 УК РФ).

Материальная ответственность сотрудника полиции наступает за ущерб, причиненный органам внутренних дел. В соответствии с ч. 4 ст. 33 Федерального закона «О полиции» она применяется согласно трудовому законодательству – главе 39 Трудового кодекса РФ.

Что касается вреда в отношении граждан и организаций, причиненного противоправным действием или бездействием сотрудника полиции, то ущерб подлежит возмещению в порядке, установленном гражданским законодательством, в частности ст. 1069 и 1070 ГК РФ.

Раскрывая ответственность сотрудника полиции, отдельно стоит остановиться на правовом регулировании служебной дисциплины сотрудников органов внутренних дел.

В современных условиях особую актуальность приобретают порядок и организованность среди личного состава. Нарушения законности и служебной дисциплины сотрудниками органов внутренних дел представляют серьезную опасность для эффективности их оперативно-служебной деятельности, дискредитируют в глазах населения Министерство внутренних дел Российской Федерации как институт государственной власти.

Анализируя отдельные положения нормативных правовых актов, регулирующих служебную дисциплину в ОВД, а так же материальные и процессуальные аспекты дисциплинарной ответственности, напрашивается вывод о том, что основополагающая идея, отраженная в них — повышение и ужесточение требований к сотрудникам органов внутренних дел (полиции), эффективности их деятельности. Речь идет о нормах:

· устанавливающих механизм обеспечения законности, беспристрастности, открытости и публичности в работе (ст. 6-8 ФЗ «О полиции»);

· закрепляющих набор требований, предъявляемых к сотруднику полиции и его поведению (ст. 27-29 ФЗ «О полиции»);

· содержащих значительно обновленный перечень оснований увольнения со службы: 22 основания против 16 в ранее действующем законе (ст. 49 ФЗ «О службе в ОВД»).

В целях обеспечения мобильности и боевой готовности полиции закреплена (ст. 35 «О службе в ОВД») возможность:

· изменения режима служебного времени сотрудника полиции без его согласия на срок до шести месяцев;

· возложения на сотрудника полиции дополнительных обязанностей, командирования его в другую местность, временного перевода в другое подразделение без изменения характера службы, а также установления иных особых условий и дополнительных ограничений.

Одной из основных гарантий законности деятельности полицейского является его правовая грамотность. Поэтому в целях ее стимулирования и с расчетом преодоления правового нигилизма вводится регулярная проверка знания сотрудниками Конституции Российской Федерации, федеральных законов и других нормативных правовых актов, регламентирующих их деятельность (п. 1 ч. 1 ст. 27 ФЗ «О полиции»).

Возвращаясь к вопросу административно-правового регулирования служебной дисциплины, отметим, что в соответствии с действующим законодательством служебная дисциплина определяется как соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 12.02.2015).

Недавно утвержденный Дисциплинарный устав практически дословно воспроизводит дефиницию, содержащуюся в ст. 47 ФЗ-№ 342.

Часть 2 статьи 47 «О службе в ОВД» закрепляет общее положение о том, что в целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем ФОИВ в сфере внутренних дел и уполномоченным руководителем к сотруднику ОВД могут применяться меры поощрения, указанные в ст. 48 вышеназванного закона, и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания.

Более подробно об обязанностях руководителя (начальника) по поддержанию служебной дисциплины говорится в 3 главе Дисциплинарного устава.

Представляется что, реализация института ответственности сотрудников органов внутренних дел (полиции) в случае нарушения ими служебной дисциплины предполагает наступление мер юридической ответственности за совершаемые ими дисциплинарные проступки. И здесь следует отметить, что из всех видов юридической ответственности, применяемых к ним, на практике приоритет отдается мерам дисциплинарной ответственности, которые призваны, с одной стороны, стимулировать сотрудников органов внутренних дел к надлежащему выполнению своих служебных обязанностей, а с другой — способствовать профилактике и предупреждению правонарушений.

Под нарушением служебной дисциплины понимается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей и непосредственного руководителя при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Указанное легальное определение весьма емкое и содержательное, но наш взгляд, в нем отсутствует один важный момент, который в свое время был отражен в определении понятия «нарушение служебной дисциплины», закрепленного в Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации Постановление ВС РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-I «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» (ред. от 25.11.2013) (с изменениями и дополнениями) // Ведомости СНД и ВС РФ, 14.01.1993, № 2, ст. 70., в частности в нем указывалось что «…нарушением сотрудником органов внутренних дел служебной дисциплины признается виновное действие (бездействие) … если за указанное действие (бездействие) законодательством Российской Федерации не установлена административная или уголовная ответственность» — данное дополнение (в широком смысле) являлось важной правовой гарантией принципа «Nonbis in idem», запрещающего повторное преследование и наказание за одно и то же деяние, известного еще с античных времен Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Л. В. Андриченко, С. А. Боголюбов, Н. С. Бондарь и др.; под ред. В. Д. Зорькина. 2-е изд., пересмотренное. М.: Норма-Инфра, 2011. — 1008 с..

Значимость этого вопроса объясняется тем, что на практике, отдельные руководители злоупотребляют своими дисциплинарными правами и в дополнение, к примеру, к понесенному административному наказанию, на сотрудника налагают дисциплинарное взыскание с формулировкой: «…за нарушение законодательства Российской Федерации…»; «…в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел…» и тому подобные, что на взгляд специалистов является не справедливым.

В доктрине административного права дисциплинарная ответственность рассматривается как особый вид государственного принуждения, связанного с применением субъектами дисциплинарной власти санкций за совершенные подчиненными субъектами дисциплинарные проступки. В отличие от других видов юридической ответственности, дисциплинарная направлена на обеспечение дисциплины в основном в рамках служебного подчинения, т. е. применяется должностными лицами (начальниками, руководителями) подразделений, в которых проходит службу сотрудник органов внутренних дел Чаннов С. Е. Служебное правоотношение: понятие, структура, обеспечение / под ред. В. В. Володина.– М.: Ось-89, 2009. — 220 с..

Так, статья 50 ФЗ-№ 342 и пункт 33 Дисциплинарного устава определяют систему дисциплинарных взысканий, которые могут налагаться на сотрудника органов внутренних дел в виде: 1) замечания; 2) выговора; 3) строгого выговора; 4) предупреждения о неполном служебном соответствии; 5) перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел; 6) увольнения со службы.

В законе так же определены виды дисциплинарных взысканий, которые могут налагаться в образовательных учреждениях высшего профессионального образования ФОИВ в сфере внутренних дел:

1) назначение вне очереди в наряд;

2) лишение очередного увольнения из расположения образовательного учреждения;

3) отчисление из образовательного учреждения.

Дисциплинарный устав указывает на то, что курсант, слушатель может быть назначен вне очереди не более чем в один наряд. Это положение является новеллой призванной ограничить широкое административное усмотрение руководителя по применению указанного дисциплинарного взыскания.

Ранее действовавший приказ МВД России от 14 декабря 1999 № 1038 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации» наделял начальников в зависимости от ранга правом назначения от 1 до 5 нарядов вне очереди, внося тем самым большую долю субъективизма в оценку недисциплинированного поведения подчиненного сотрудника.

Анализ трудового и служебного законодательства позволяет сделать вывод о том, что перечень дисциплинарных взысканий (их система), применяемых к сотрудникам неоправданно широк, что на наш взгляд не в полной мере отвечает разумным требованиям дисциплинарной практики и достижению главной цели — поддержанию служебной дисциплины.

Если исходить из фактических последствий отдельных дисциплинарных взысканий, то можно констатировать отсутствие какого-либо внятного различия между такими взысканиями как «замечание», «выговор», «строгий выговор» и «предупреждение о неполном служебном соответствии». Сразу оговоримся, что ни законодательство о государственной службе, ни трудовое законодательство, ни ведомственные нормативно-правовые акты не закрепляют указанных терминов и не определяют оснований их дифференциации по видам проступков и особенностей применения.

Читайте также:  Подлог документов: признаки фальсификации, законодательное регулирование, меры ответственности и образец заявления

Итак, действующее служебное законодательство (См.: ФЗ «О полиции», ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Дисциплинарный устав ОВД и др.) содержит ряд правовых норм, составляющих механизм правового регулирования служебной дисциплины, а так же регламентирует применение мер дисциплинарного принуждения в отношении сотрудников органов внутренних дел. Вместе с тем, по-прежнему остаются не в полной мере урегулированными ряд проблемных вопросов. В результате тщательность и объективность разбирательства при совершении сотрудником дисциплинарного проступка зависят не от точного соблюдения правовых норм, а ставятся в прямую зависимость от усмотрения и уровня правовой культуры лиц, налагающих дисциплинарные взыскания.

На законодательном уровне, по-прежнему, остается не решенным вопрос об особенностях привлечения к дисциплинарной ответственности лиц, в отношении которых была произведена замена административной ответственности дисциплинарной. Нет также и указания на необходимость информировать должностное лицо, возбудившее дело об административном правонарушении, о примененном в отношении виновного сотрудника дисциплинарном взыскании. Думается, что в ст. 51 федерального закона № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел» необходимо внести уточнение о том, какие взыскания следует применять в случае замены административной ответственности дисциплинарной, в целях обеспечения справедливости наказания. Очевидно, что при совершении административного правонарушения, влекущего для обычного гражданина административный штраф, ограничиться замечанием вряд ли возможно. С другой стороны, факт привлечения сотрудника к административной ответственности не влечет никаких последствий по службе, в отличие от дисциплинарного взыскания.

Эффективность же дисциплинарной ответственности определяется тем, насколько применение дисциплинарных санкций способствует достижению общей и непосредственной целей дисциплинарной ответственности — охране общественных отношений в сфере государственного управления, предупреждению совершения дисциплинарных правонарушений.

Ответственность за клевету на должностное лицо

Клевета, то есть распространение о ком-либо недостоверных порочащих сведений, представляет собой довольно частое явление. Законодатели долгое время не могли определить, какое наказание следует назначать за подобные противоправные действия. В конце 2011 года статьи, предусматривающие санкции за клевету, исключили из УК. Преступление было декриминализовано и переведено в разряд административных правонарушений, в том числе и клевета на должностное лицо.

Однако уже через полгода законодатели внесли прямо противоположные изменения.

Признаки преступления

Квалифицирующими признаками каждого противоправного действия являются объект, субъект, состав и мотив. Клевета характеризуется следующими критериями:

  1. Объектом в данном случае будут должностные лица. В законодательстве РФ под этим термином понимают служащего, который является представителем власти, занимается распорядительной или административной деятельностью в органах власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в вооруженных силах. Так же должностными лицами считаются сотрудники правоохранительных или контролирующих органов. Служители правосудия выделены законодателями в отдельный объект клеветы.
  2. Субъектом, то есть преступником, может быть гражданин, достигший 16 летнего возраста.
  3. Состав противоправного действия в данном случае будет формальным. Это означает, что преступление будет считаться совершенным с момента разглашения заведомо ложной информации. Наступившие в результате клеветы последствия значения не имеют, хотя их могут учесть при назначении наказания.
  4. Мотивом могут быть месть, зависть, желание причинить ущерб деловой репутации, опорочить в глазах окружающих либо хулиганские побуждения.

Совершается преступление в устной или письменной форме, лично либо через третьих лиц.

На практике клевета часто соединяется с оскорблением. В этом случае действия злоумышленника будут квалифицировать по статье, которая предусматривает ответственность за более серьезное нарушение. Часто эти противоправные действия сложно разграничить, для этого следует учитывать особенности поведения злоумышленника.

Для более точной характеристики совершенного преступления, необходимо уточнить его мотивы. Причиной оскорбления чаще всего становятся личная неприязнь, ревность, соперничество, его редко совершают преднамеренно. Поводом для клеветы является желание опорочить объект, унизить его достоинство, создать о нем или его деятельности негативное общественное мнение. Совершают его обдуманно и расчетливо. Умысел нарушителя состоит в заведомой ложности сведений, которые он распространяет, причем информация должна относиться именно к служебной деятельности пострадавшего.

Ответственность за клевету

Возвращение статьи за клевету в УК указывает на серьезность данных противоправных действий для общественного порядка. Социальная опасность преступления выражена в подрыве авторитета представителей власти, создании негативного общественного мнения о конкретном должностном лице и системе в целом. Наказание за клевету на представителя власти или на должностных лиц судебной системы предусматривают разные статьи УК.

В отношении органов правосудия

Санкции за клевету на служителей правосудия установлены ст. 298.1 УК. Степень наказания зависит от категории лиц, которые пострадали от противоправных действий.

  • За преступление, совершенное против участвующих в рассмотрении дела судей и присяжных заседателей, наказанием будет либо штраф до 2 млн рублей, либо обязательные работы на срок до 360 часов.
  • Если объектом клеветы стал прокурор, следователь, дознаватель или судебный пристав, который занимается расследованием дела или исполнением судебных актов, виновному назначают штраф до 1 млн рублей или до 320 часов обязательных работ.
  • В случае, когда клевета в отношении служителей правосудия сопровождается обвинением в серьезном преступлении, виновного приговаривают к штрафу до 5 млн рублей либо обязательным работам на 480 часов.

Обязательными считаются общественно полезные работы, которые осужденный выполняет в свободное от основной деятельности или учебы время. Место и виды отбывания наказания определяет местная администрация совместно с уголовно-исполнительной инспекцией.

Помимо штрафа и обязательных работ за оскорбление судьи, а так же присяжного заседателя предусмотрен так же арест виновного на срок до 6 месяцев.

По отношению к представителям власти

УК не содержит отдельной статьи за распространение ложной информации в отношении представителей власти. За клевету на этих должностных лиц привлечь можно на общих основаниях по ст. 128.1 УК.

  • Виновному в распространении заведомо недостоверных негативных сведений грозит штраф до 500 тыс рублей или до 160 часов общественно полезных работ.
  • Если при этом представителя власти обвинили совершении тяжкого преступления, злоумышленнику назначат штраф до 5 млн рублей либо обязательные работы сроком на 480 часов.
  • В случае обнародования клеветы в публичном выступлении или СМИ нарушителю придется заплатить штраф до 1 млн рублей или 480 часов выполнять общественно полезные работы.

Ст. 319 устанавливает ответственность за оскорбление данной категории лиц в то время, когда они находятся при исполнении обязанностей. Для привлечения виновного по данной статье преступление должно быть совершено публично. В качестве наказания назначают штраф до 40 тыс рублей или до 360 часов общественно полезных работ, или до 1 года исправительных работ. В этом случае нарушитель трудится по основному месту деятельности, но из его дохода удерживают до 20%.

Кого можно привлечь на клевету

В первую очередь, это лица, которые совершают данное преступление преднамеренно.

Большинство исков инициируют чиновники и представители власти. О любой неприглядной информации по поводу своей деятельности они заявляют как о клевете на том основании, что еще нет решения суда о виновности конкретного должностного лица. Очевидно, что любую критику в свой адрес они сводят к уголовно наказуемому преступлению. Часто это происходит из-за того, что авторы используют при изложении информации оценочные суждения, называют должностных лиц бесчестными, беспринципными, безответственными и т.п.

Есть прецеденты, когда обвиняемым приходилось подавать апелляцию в Европейский суд по правам человека.

В случае, когда лицо обвиняют в распространении заведомо недостоверной информации, ему должны предоставить возможность доказать изложенные данные.

Законодатели считают, что честь и достоинство облеченных властью лиц требуют более серьезной защиты, поскольку при клевете на них страдает авторитет государственной власти. На деле оказывается, что подобные противоправные действия наносят вред, в первую очередь, личности судей, прокуроров и следователей, и только во вторую – интересам государства. Представители публичной власти должны учитывать, что вступив в должность, они становятся объектом пристального внимания со стороны общества. Должностным лицам необходимо быть более терпимыми к критике, особенно, когда она касается исполнения возложенных на них обязанностей.

Клевета на работе, на должностное лицо. Клевета на сотрудника полиции.

Независимо от того, крупное предприятия или небольшое, сплетни и пересуды – это одна их проблем, которая встречается в 90% случае. Сотрудники могут распространять мелкие слухи, а могут нанести серьезное оскорбление другому человеку. Если в коллективе появились сплетни и интриги, то от этого пострадает не только жертва клеветника, но и весь коллектив. Некогда сплоченную команду начнет лихорадить, в результате чего производительность труда в компании значительно снизится.

Что делать если клевета на работеначала набирать обороты и мешает спокойному выполнению своих обязанностей большинства сотрудников? На самом деле, справиться с проблемой достаточно просто, но необходимо запомнить главное – нельзя все пускать на самотек. Положение очень серьезно и последствия могут быть крайне негативными. Лицам, в отношении которых распространяются заведомо недостоверные сведения стоит действовать максимально оперативно, что бы позаботиться о своей репутации и остаться на работе.

Клевета в отношении должностного лица

Уголовное законодательство выделяет особую категорию лиц, за оклеветание которых предусмотрено более жесткое наказание. Более того, данный вид преступления выделен в специальный раздел и имеет определенную форму наказания.

Такое решение связано с тем, что должностные лица выполняют работу и имеют полномочия, которые возложены на них государством с целью поддержания порядка и правосудия.

В данную группу специальностей входят различные чиновники, руководители госпредприятий, судьи, полиция и другие лица. Клевета с использованием служебного положения наказывается более серьезными штрафами и может повлечь за собой уголовное наказание, если были допущены нарушения, которые караются именно таким образом.

На сотрудника полиции

Сотрудники полиции – это группа лиц, которая находится под особым контролем, в связи с тем, что именно работники силовых структур чаще всего подвергаются клевете с целью оказания на них давления в дальнейшем.

Регулируется клевета на сотрудника полиции ст. 286 УК РФ. В качестве наказание за подобное деяние предусмотрены крупные штрафы, а в особенно сложных случаях лишением свободы сроком от трех до десяти лет и с запретом заниматься такой деятельностью не менее трех лет. Клевета на сотрудника полиции достаточно частое явление, особенно на стадии дознания, когда виновное лицо, таким образом, пытается воздействовать на сотрудника силовой структуры и шантажирует его распространением заведомо ложной информации.

Стоит несколько слов сказать о клевете в отношении судей. Данная группа сотрудников также очень часто подвергается подобных оскорблениям и высказываниям, порочащим честь и достоинство. Законодательно предусмотрено наказание за клевету на судей, вплоть до лишения свободы.

Клевета на работе

Клевета на работе больше относится к социальным явлениям, нежели к правовым, поскольку направлена на затрагивание определенных личностных характеристик другого гражданина. Первые симптомы «клеветы» появятся внезапно и чтобы не допустить распространения, важно сразу же принять меры.

Еще одна категория граждан, которые часто подергаются оклеветанию – это педагоги. Каких-то конкретных нормативов, регулирующих поведение работника школы с учениками и родителями, не существует, однако, по общепринятым нормам учитель не должен:

  • применять к ученикам силовые приемы обучения и насилие;
  • оскорблять, кричать, унижать;
  • использовать физические способы наказания, а также не гуманные методы.

Клевета на учителя, как правило, основана на нарушении одного из указанных принципов. Обычно ученики пытаются представить поведение педагога в неверном свете, чтобы избежать наказания, а родители, однозначно принимают стороны своего ребенка. В этом случае, защищаться следует только законным методом, без применения угроз и насилия.

Клевета на должностное лицо в сми

Как защититься от клеветы: статья ук, ответственность и наказание.

Ст.128.1 УК РФ определяет клевету, как распространение ложной информации на юр. или должностное лицо гражданином или организацией, которые заранее знали о том, что эти действия приведут к унижению чести и достоинства первых.

Субъектом данного правонарушения является правонарушитель, знавший о негативных последствиях своего поступка и несмотря на это, допустивший его наступление.

Сейчас больше распространяют клевету через Интернет.

Объект клеветы на должностное лицо или компанию — это их честь и достоинство, которые оказываются задеты в результате действий виновника происшествия.

Виды подобного проступка могут быть следующие:

  • сообщение о полной или частичной невыплате налогов ;
  • неподобающее поведение на работе;
  • информация о нарушении ведения предпринимательской деятельности (сюда можно отнести доносы о взяточественичестве);
  • ложные обвинения в проявлении расизма или дискриминации по религиозному или национальному признакам;
  • нарушение действующего законодательства РФ;
  • обман клиентов или потребителей;
  • совершение прочих действий, противоречащих нормам этики или морали;
  • официальные выступления на совещаниях, митингах и пр.

Все эти типы клеветы предполагают уголовную ответственность в отношении того лица, которое распространяло подобные слухи. То, каким образом это было сделано, не имеет при этом большого значения. Информацию обычно передают через третье лицо в СМИ, на просторы Интернета или прочими методами.

Сегодня наиболее популярный способ распространения клеветы — через социальные сети, где в один клик можно донести любые сведения до миллионов людей.

Клевета в отношении судьи или какой-либо организации — серьезное обвинение, которое требует доказательств того, что оно действительно имело место. Поэтому прежде чем подавать иск в суд, нужно убедиться в том, что у вас они есть.

Каждый случай обвинения в клевете — уникален, поэтому суд выбирает индивидуальный подход в делах такого рода. Его решение во многом зависит от того, какие доказательства были предоставлены потерпевшим. Ведь клевета может и не оказаться таковой, и тогда будет заведено уже другое уголовное дело.

Читайте также:  Угрозы коллекторов: понятие и виды, порядок противодействия и законодательное регулирование ответственности

Любое дело по клевете рассматривается в индивидуальном порядке.

Также пострадавшей стороне нужно доказать и то, что виновник заранее знал о наступлении негативных последствий своего поступка.

Правонарушитель в этом случае несет уголовную ответственность по ст.128.1 УК РФ. Наказания могут быть за такое преступление следующие:

  • в случае распространения ложных данных в отношении юр. или должностного лица, результатом чего стал подрыв их репутации, назначается штраф в размере — до 80 000 руб., либо выполнение исправительных работ, либо лишение свободы — на год ;
  • данное действие имело место с использованием СМИ, тогда штраф увеличивается до 120 000 руб., а также могут быть назначены обязательные работы, арест или ограничение свободы на год ;
  • ложные сведения содержали сообщение о том, что по вине юр. или должностного лица произошло лишение жизни человека — такое преступление карается штрафом суммой в 300 000 руб. либо лишением или ограничением свободы на 3 года.

Лишение свободы, как мера наказания, применяется при определенных обстоятельствах. К ним можно отнести распространение клеветы целой группой людей или подобное действие привело к причинению морального или физического вреда.

Ответственность за клевету наступает по УК РФ.

Совершенно иные меры будут направлены против лиц, которые позволили себе распространение ложной информации о судьях, прокурорах, следователях и прочих должностных лицах в сфере юрисдикции.

Допустим, такое преступление было совершено в отношении данных лиц в связи с рассмотрением отдельного дела в суде, тогда ст.298.1 УК РФ устанавливает штраф суммой в 2 миллиона руб. или з/п за период в 3 года. Также могут быть назначены обязательные работы на 360 часов.

Если клевета имела место, когда данные должностные лица проводили предварительное расследование или осуществляли исполнение приговора суда, то тогда штраф составляет 1 млн. руб. или в размере з/п за 2 года. Возможна его замена на исправительные работы сроком до 320 часов.

В случае, если виновник совершил не только одно из двух вышеперечисленных деяний, но еще и обвинил эти лица в совершении тяжкого преступления, штраф увеличивается до 4 млн. руб. или удерживается з/п за 3 года. Также могут быть присуждены обязательные работы на период в 480 часов.

Ответственность за клевету предусмотрена положениями ст. 128.1 Уголовного кодекса РФ. Она носит такое же название: «Клевета», относится к Главе 17 УК РФ «Преступления против свободы, чести и достоинства личности».

Кто может нести ответственность за клевету? Субъектом преступления по ст. 128.1 УК РФ может быть дееспособное и вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Наказание за клевету зависит от различных обстоятельств:

  1. «Обычное» распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство лица, квалифицируемое по ч. 1 ст. 128.1 УК РФ, наказывается штрафом, размер которого может достигать 500 000 рублей или заработной платы (иного дохода) осужденного за 6 месяцев. Альтернативным считается назначение обязательных работ на срок до 160 часов.
  2. Состав преступления по ч. 2 ст. 128.1 УК РФ – это клевета, которая содержалась в публичном выступлении или размещалась в средствах массовой информации. В таких ситуациях лицо может быть наказано штрафом в размере до 1 000 000 рублей или в размере зарплаты (иного дохода) до 1 года. Возможно также применение обязательных работ на срок до 240 часов.
  3. Лицо, которое совершило преступление с использованием служебного положения, может быть наказано штрафом в размере до 2 000 000 рублей или в размере зарплаты (иного дохода) за период до 2 лет. Также возможно назначение наказания в виде обязательных работ на срок до 320 часов.
  4. Согласно ч. 4 ст. 128.1 УК РФ квалифицируется распространение заведомо ложных сведений о наличии у лица заболевания, представляющего опасность для окружающих, о совершении преступления сексуального характера. В подобных случаях виновный может быть наказан штрафом, размер которого, согласно закону, способен достигать 3 000 000 рублей или зарплаты (иного дохода) осужденного за период до 3 лет. Обязательные работы могут быть назначены на срок до 400 часов.
  5. Наиболее серьезный состав преступления по клевете предусмотрен ч. 5 ст. 128.1 УК РФ. Он характеризуется распространением заведомо ложной информации, соединенной с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В данном случае наказание может быть назначено в виде штрафа до 5 000 000 рублей или в размере зарплаты (иного дохода) осужденного за период до 3 лет, или обязательными работами на срок до 480 часов.

Клевета относится к уголовным преступлениям. Определение этого понятия содержится в статье 128.1, там же указано наказание для общих случаев. А статья 298.1 квалифицирует её по отношению к занимающим такие должности, как:

  • следователь;
  • лицо, занимающееся дознанием;
  • присяжный заседатель;
  • судья ;
  • прокурор;
  • судебный пристав.

Данная статься находится в 31-й главе, посвящённой преступлениям, направленным против правосудия.

Если совершение преступления связано с рассмотрением дел или материалов, наказанием будет:

  • штраф до 2 млн рублей;
  • штраф в размере зарплаты (или другого дохода) за срок до трёх лет;
  • обязательные работы до 360-ти часов.

Если данное деяние связано с предварительным расследованием или исполнением решения суда, приговора или другого подобного акта, возможны такие варианты:

  • штраф до 1 млн рублей;
  • штраф в размере зарплаты (или другого дохода) за срок до двух лет;
  • обязательные работы до 320-ти часов.

Клевета может и не быть связанной с подобной деятельностью (то есть расследованием или исполнением приговора). Имеет значение то, что таким образом человек стремился на эти действия повлиять.

Если же при этом сотрудник обвиняется в тяжком или особо тяжком преступлении, наказание увеличивается до:

  • штрафа до 5 млн рублей;
  • штрафа в размере зарплаты (или другого дохода) за срок до трёх лет;
  • обязательных работ до 480-ти часов.

К тяжким преступлениями по 15-й статье УК относятся те из умышленных, наказание за которые составляет от 3-х до 10-ти лет лишения свободы. А за особо тяжкие положено наказание от 10 лет лишения свободы.

Статья 369.1. Если уголовным законом предусматривалась ответственность за клевету, выразившуюся в распространении заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, клевету, содержащуюся в публичном выступлении, публично демонстрирующемуся произведении или средствах массовой информации, клевету, соединённую с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, то теперь частью 4 статьи 5.

То же самое в полной мере касается и других категорий лиц, находящихся под особой охраной государства, обусловленной их специфическим статусом.

Думается, во всех случаях, когда проблема дифференциации ответственности за общеуголовные преступления, совершаемые в отношении определенной категории лиц, характеризующихся особым с точки зрения социальной и правовой значимости статусом, например, представителя власти и т.п.

Преступление совершается с прямым умыслом по мотиву мести за деятельность, связанную с осуществлением правосудия либо с производством предварительного расследования, исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта. Субъект преступления — вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Предусмотрено более строгое наказание. если клевета соединена с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.

Чаще всего подобное явление можно встретить на работе, особенно внутри крупных организаций.

  • принижение статуса другого работника в глазах начальства, создание отрицательной репутации;
  • обвинение другого гражданина в определенных неудачах и ошибках, которые оно не совершало с целью отведения подозрений от себя и т.д.

Так как клевета является уголовным преступлением, к нему применяются нормы данного правового направления, а именно, статья 129 УК РФ.в клевете, то есть в распространении заведомо ложных сведений, порочащих его честь и достоинство, подрывающих его репутацию при следующих обстоятельствах. ДД.ММ.ГГГГ Х. обратилась прокуратуру г. Урай с заявлением, в котором обвинила частного обвинителя С.

Объектом преступления является честь и репутация, которой обладает юридическое, либо должностное лицо и которые портит неверная информация. Наказание за ложные данные всегда устанавливается уполномоченным органом – судом, к компетенции которого относится конкретное дело.

  • Клевета на сотрудника полиции
  • Клевета на сотрудника
  • Клевета со стороны покупателей на сотрудников компании уголовно наказуемое деяние
  • Могу ли я подать в суд на сотрудника за клевету?
  • Наказание за клевету на сотрудника полиции
  • Оштрафованная за клевету на сотрудника РОНО петербургская учительница обжаловала свое наказание
  • Шлосберг подал в суд на сотрудника ВГТРК за клевету
  • За клевету (ст. 128.1 УК РФ) и клевету в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава (ст. 298.1 УК РФ). Максимальный срок наказания составляет штраф в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов.

    За заведомо ложный донос (ст.

    306 УК РФ) действующим уголовным законодательством предусмотрены принудительные работы на срок до пяти лет либо лишение свободы на срок до шести лет».

    Однако, как показывает существующая практика, призвать виновного человека к справедливому наказанию нередко бывает сложно.

    • Сведения о том, что лицо страдает заболеванием, представляющим опасность для окружающих, а равно, соединённые с обвинением лица в совершении преступления сексуального характера, наказываются штрафом до трёх миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх лет либо обязательными работами на срок до четырёхсот часов.
    • Клевета, соединённая с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, наказывается штрафом до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх лет либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов.
    • Обычно, исходя из существующей судебной практики, наибольшее применение имеют части 1 и 3. Данные части стоит рассмотреть на примере: Часть 1. Коллеги по работе поссорились из-за вакантного должностного места.
    • То же деяние, совершённое в отношении прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава в связи с производством предварительного расследования либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта, наказывается штрафом до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до двух лет либо обязательными работами на срок до трёхсот двадцати часов.
    • Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, соединённые с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, наказываются штрафом до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх лет либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов.
    • Как видно из указанного выше, разница в тяжести ответственности в статьях 128.1 и 298.1 существенна.
    • За клевету вкупе с обвинением гражданина в совершении им тяжкого преступления: штраф до 5 млн. руб., зар/плата за период до 3-х лет либо до 480-ти часов обязат/работ.
    • Все лицам, клевещущим умышленно или ради сомнительного удовольствия, стоит помнить также, что…
    1. Достоинство личности у нас охраняется государством (прим. — ст.21 ч.1 Конституции).
    2. Каждый гражданин имеет право защищать свое доброе имя и честь (прим. — ст.23-24 Конституции).
    3. Нанесенный гражданину посредством клеветы вред подлежит возмещению, согласно закону (прим. — ст.19 ч.5 ГК).
    4. Честь с добрым именем и деловой репутацией каждого гражданина защищены законом, как нематериальные блага (прим. — ст.150 ГК).
    5. Причинение морального вреда посредством действий, квалифицированных как посягание на нематериальные блага, влечет за собой обязанность выплаты компенсации (прим.

    Ответственность за клевету в адрес должностного лица и на работе

    • Клевета на должностное или юридическое, которая получила распространение с средствах массовой информации, подразумевает назначение штрафа в повышенном размере – до 120 000 рублей, а также исправительные работы, ограничение свободы, либо арест – до полугода.
    • Клевета, представляющая собой сведения о том, что должностное, либо юридическое лицо совершило тяжкое преступление в виде лишения жизни гражданина, наказывается наиболее серьезными мерами – штрафом до 300 000 рублей, ограничением свободы – до 3 лет.
    1. соблюдение человеком действующих норм налогового законодательства.

      Лживые сведения нередко выставляют гражданина в роли активного неплательщика, тем самым доставляя ему значительные неудобства;

    2. соблюдение этики профессионального поведения.
    • Далее укажите о наличии доказательств, подтверждающих распространение заведомо ложной информации о вас. Это могут быть свидетельские показания, данные из социальных сетей, информация в СМИ.
    • Не менее важным будет подтверждение физических и нравственных страданий, произошедших после нарушения прав и свобод.
    • обратиться в правоохранительные органы с заявлением о привлечении к уголовной ответственности;
    • написать обращение к руководству предприятия, так как во многих организациях применяется кодекс деловой этики, позволяющий применять различные меры ответственности к клеветникам;
    • обратиться в судебные органы с иском об опровержении недостоверной информации и взыскания компенсации морального вреда.

    В каждом из указанных способов будет осуществляться проверка распространенной информации. Можно ли подать в суд на работодателя? Участие в распространении клеветнических сведений могут принимать и уполномоченные представители работодателя. В этом случае они будут на общих основаниях привлекаться в уголовной ответственности по ст.

    • документы, видео или аудио записи с оскорбительной, унижающей достоинство речью или деяниями;
    • ксерокопию статьи вместе с номером газеты и датой ее выхода;
    • видео или аудио показанной в эфире телепередачи, имеющей лживые сведения.

    Обратившись к адвокату, вы можете рассчитывать на то, что злоумышленник признается в содеянном просто, если услышит в свой адрес номер статьи УК РФ по клевете и что за это грозит. В случае действия преступника через Интернет придется обращаться к нотариусу, тот имеет право заверить информацию, содержащуюся на каком-либо сайте.

    Идеальным вариантом будет составление официального заявления, подкрепленного свидетельскими показаниями. Желательно, чтобы эти люди, при необходимости, смогли подтвердить свои слова в суде, если дело дойдет до него.

    Ответственность за клевету в адрес должностного лица и на работе

    В настоящее время по непонятным для многих причинам большую популярность приобрела клевета во всех её формах и проявлениях. Клевета на рабочем месте не исключение. Мотивы клеветника отнюдь не самые добрые, поэтому стоит понимать, что если вы стали жертвой распространения лживых сведений, не стоит относиться к этому легкомысленно, так как последствия данных действий могут быть очень серьёзными. Например, данные сведения могут дойти до руководства, что может привести к просьбе о написании заявления об увольнении по собственному желанию. Отдельной главой выступает распространение лживой информации в адрес должностных лиц. Именно эти две составляющие и будут рассмотрены в настоящей статьей.

    Клевета на должностное лицо выделяется в отдельный вид преступлений.

    На работе

    Клевета — это уголовно наказуемое преступление, за совершение которого не предусмотрено лишение свободы, но установлены достаточно высокие рамки возможных штрафных санкций. Также в соответствии со ст. 152 ГК РФ потерпевший вправе обратиться в суд и другие правоохранительные органы. В частности, статья 152 ГК гласит:

    Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, наряду с опровержением таких сведений или опубликованием своего ответа вправе требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, причинённых распространением таких сведений.

    Итак, при рассмотрении фальшивой информации о каком-либо лице на рабочем месте, в качестве наказания и установленной ответственности выступают следующие законные положения статьи 128.1 Уголовного Кодекса РФ:

    1. Распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, наказывается штрафом до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев либо обязательными работами на срок до ста шестидесяти часов.
    2. Клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, наказывается штрафом до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до одного года либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов.
    3. Совершенная с использованием своего служебного положения клевета наказывается штрафом до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до двух лет либо обязательными работами на срок до трёхсот двадцати часов.
    4. Сведения о том, что лицо страдает заболеванием, представляющим опасность для окружающих, а равно, соединённые с обвинением лица в совершении преступления сексуального характера, наказываются штрафом до трёх миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх лет либо обязательными работами на срок до четырёхсот часов.
    5. Клевета, соединённая с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, наказывается штрафом до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх лет либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов.

    Обычно, исходя из существующей судебной практики, наибольшее применение имеют части 1 и 3.

    Данные части стоит рассмотреть на примере:

    Часть 1. Коллеги по работе поссорились из-за вакантного должностного места. Один из них решил убрать с пути конкурента (ФИО 1) путём распространения лживой информации о своём оппоненте, якобы он имеет серьёзное пристрастие к алкоголю. Данная информация была разглашена в общественной столовой, свидетелями разглашения стали 10 сотрудников данной компании, в том числе и непосредственный руководитель оговорённого.

    Один из свидетелей рассказал про данную ситуацию потерпевшему и согласился подтвердить свои слова в суде.

    Часть 2. Продолжим вышеописанную ситуацию. Уже анонсированный руководитель потерпевшего находился в дружеских отношениях с распространителем фальшивой информации и имел корыстные мотивы в способствовании смещения ФИО 1. Пользуясь своим служебным положением и пригрозив одному из своих подчинённых, что последствия несогласия будут самые серьёзные, вынудил подтвердить данную лживую информацию о ФИО 1, а также, имея расширенный доступ в корпоративном почтовом клиенте, произвёл массовую анонимную рассылку с порочащим текстом в адрес ФИО 1.

    На самом деле, такие ситуации встречаются часто, когда с помощью клеветы ради получения личной выгоды люди «идут по головам».

    Клевета на должностное лицо

    В Уголовном Кодексе РФ выделена отдельная статья за клевету в адрес должностного лица. В самом названии статьи указан перечень должностных лиц, интересы которых и защищает в данном положении закон:

    • судьи;
    • присяжные заседатели;
    • прокуроры;
    • следователи;
    • дознаватели;
    • судебные приставы.

    Предусмотренное наказание заключается в следующем:

    1. Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, в связи с рассмотрением дел или материалов в суде, наказывается штрафом до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх лет либо обязательными работами на срок до трёхсот шестидесяти часов.
    2. То же деяние, совершённое в отношении прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава в связи с производством предварительного расследования либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта, наказывается штрафом до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до двух лет либо обязательными работами на срок до трёхсот двадцати часов.
    3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, соединённые с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, наказываются штрафом до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх лет либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов.

    Как видно из указанного выше, разница в тяжести ответственности в статьях 128.1 и 298.1 существенна. Так как максимальное наказание в первом случае при квалификации по первой части заключается в 160-ти часовыми обязательными работами (или в штрафе до 500000 рублей, здесь уже как кто рассматривает тяжесть наказания), а в статье 298.1 часть 1 уже 360 или штраф, но уже сразу до 2000000 рублей.

    В качестве примера, можно привести реальный случай из судебной практики, который произошёл в Пермском крае.

    Судом было установлено, что гражданин ФИО 1, привлечённый к слушанию в качестве свидетеля защиты, находясь в зале судебного заседания, решил помочь «выкрутиться» своему другу, по совместительству обвиняемому по рассматриваемому делу. Во время допроса ФИО 1 поменял ранее данные показания и уведомил суд, что обвиняемый во время преступления находился вместе с ним. На вопрос прокурора о причинах изменения своих показаний ФИО 1 во всеуслышание обвинил следователя в дописке сведений, предоставленных ФИО 1, в угоду следствия. За данную клевету ФИО 1 был признан виновным по части 2 статьи 298.1 УК РФ и был приговорён к 100 часам «ОР», а также по части 1 статьи 307 УК РФ ещё на 300. С применением положения ч. 2 ст.69 УК общее наказание заключалось в 350 часах «ОР».

    Заключение

    Выше было приведено несколько примеров, которые подтвердили факт, что данное деяние — это серьёзное уголовное преступление, и за совершение подобных действий ответственность будет соответствующей. А отвечая на вопрос о том, как бороться с клеветой на работе, с уверенностью можно сказать, что нельзя отвечать злом на зло, действовать необходимо строго в рамках закона, а закон накажет клеветника строже, нежели ответная ложь.

    Административная ответственность сотрудников полиции: особенности, нарушения и закон

    Сотрудники полиции – это государственные служащие, которые обязаны соблюдать действующее законодательство в процессе осуществления своей профессиональной деятельности. При совершении правонарушения по отношению к ним выбирается мера наказания. Ответственность сотрудников полиции строго регламентируется КоАП и рядом других документов.

    Нормативная база

    Все действия государственных служащих, осуществляющих контроль за правопорядком, а также наказания за неисполнение своих обязанностей отражены в Федеральных Законах и Приказах. Основным документом, регламентирующим ответственность сотрудников полиции, является ФЗ, утвержденный в 2011 году. Он называется «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные акты РФ».

    В ч. 1 ст. 15 отражена информация относительно уголовной ответственности сотрудников полиции. Ч. 2 регламентирует порядок действий при совершении административного правонарушения. В ч. 3 описаны возможные нарушения дисциплины и определен порядок наложения соответствующих взысканий.

    Кроме того, государственные служащие подлежат и материальной ответственности. Этот вопрос регулируется ФЗ №342, в частности ст. 15 ч. 5. Касаемо компенсации материального ущерба. Все это подкреплено Конституцией РФ (ст. 52, 53).

    Вторым по значимости документом является КоАП. Статьей 2.5 регламентируется административная ответственность сотрудников полиции. В кодексе указаны как признаки совершенного правонарушения, так и меры наказания.

    Административная ответственность госслужащих: понятие

    Под этим термином понимается применение к сотрудникам полиции санкций, которые накладываются непосредственно за нарушение их профессиональных обязанностей. Все возможные меры наказания указаны в КоАП.

    Привлечение сотрудников полиции к ответственности происходит в том случае, если их действие соответствует сразу трем критериям. Признаки административного правонарушения:

    1. Противоправность. Этот критерий является основополагающим. Его суть заключается в совершении сотрудником полиции деяния, которое запрещено на уровне действующего законодательства.
    2. Виновность. Это такая характеристика, которая подтверждает необходимость наложения ответственности. Уполномоченными лицами проводятся мероприятия, результатом которых является подтверждение или исключение вины.
    3. Наказуемость. Последний признак совершенного нарушения. Под этим термином понимается возможность определения меры наказания для государственного служащего.

    Таким образом, административная ответственность на сотрудников полиции накладывается в том случае, если выявлено нарушение и доказана вина уполномоченного лица. При этом за совершенное деяние должна быть определена мера наказания.

    Когда накладывается административная ответственность

    Существует несколько условий, при наличии которых в отношении сотрудника полиции избирается мера пресечения. К административной ответственности привлекаются государственные служащие в следующих случаях:

    • За совершение действий, которые не соответствуют правилам поведения уполномоченных лиц.
    • За издание приказов, распоряжений и иных документов, нарушающих действующие правила, то есть не соответствующие им.
    • За невыполнение возложенных на них обязанностей, в том числе по осуществлению контроля за подчиненными лицами.
    • За превышение полномочий. Возложенные на сотрудников полиции обязанности отражены в нормативной документации и должностных инструкциях.

    Основанием для наложения ответственности является состав выявленного правонарушения.

    Меры наказания

    Этот вопрос регламентируется КоАП, Конституцией РФ и дисциплинарным уставом. Привлекают к административной ответственности сотрудников полиции, деяния которых носят противоправный характер.

    Основные меры наказания:

    • Предупреждение. Это самый мягкий способ воздействия на нарушителя. Согласно механизму правоотношений административного характера, государство не стремится сразу жестко воздействовать на провинившееся уполномоченное лицо. Естественно, при этом учитывается такой фактор, как социальная опасность проступка. Если полицейский совершил мелкое нарушение, оно не создало угрозу для окружающих людей и среды, и это деяние было осуществлено впервые, это считается смягчающими обстоятельствами. Сотрудник получает предупреждение в письменной форме.
    • Административный штраф. Размер его зависит от совершенного нарушения. Согласно КоАП, штраф накладывается на сотрудников, совершивших деяния средней степени тяжести, но при этом серьезной угрозы для окружающих людей не возникло.
    • Дисквалификация. Как правило, основанием для увольнения полицейского является деяние, которое порочит честь и достоинство сотрудника. Ярким примером является управление транспортным средством в состоянии опьянения.

    Важно знать о том, что за совершенные правонарушения может быть наложена дисциплинарная ответственность. Сотруднику полиции, например, добавят количество дежурств. Административный арест в отношении государственных служащих не применяется.

    Уголовная ответственность

    Согласно действующему законодательству, она наступает при совершении проступков, которые представляют опасность для общества. Предусмотрена уголовная ответственность сотрудников полиции за нарушения, которые расцениваются как преступления против государства. К ним можно отнести взяточничество, злоупотребление полномочиями, служебный подлог, игнорирование приказов начальства. В подобных ситуациях регламентирующим документом является Уголовный кодекс.

    Этот вид ответственности наступает и тогда, когда сотрудник посягает на свободу и права граждан. Например, он нарушает тайну телефонных переговоров, неприкосновенность частной жизни, отказывает в предоставлении информации.

    За совершение тяжких преступлений, например, за убийство, совершение ДТП со смертельным исходом, воровство и пр. сотрудников полиции судят так же, как и рядовых граждан. Должность лица не является смягчающим обстоятельством при выносе приговора.

    Материальная ответственность

    Она наступает за ущерб, который был причинен сотрудником органам внутренних дел. Этот вопрос регулируется не только ФЗ «О полиции», но и Трудовым кодексом. Согласно этим документам, сотрудник обязан в полной мере возместить нанесенный ущерб. Материальная ответственность наступает и при совершении нарушений по отношению к рядовым гражданам.

    В заключение

    Сотрудники полиции – это государственные служащие, которые, независимо от занимаемой должности, должны нести наказания за совершенные проступки. По отношении к ним может применяться любой из видов ответственности: административная, материальная, дисциплинарная, уголовная. Мера пресечения избирается в соответствии с тяжестью проступка.

Добавить комментарий