Клевета в КоАП: привлечение к административной ответственности, положения законодательства и порядок обращения в полицию

ВС РФ разъяснил, кого и в каком порядке надо привлекать к административной ответственности за нарушение самоизоляции

andreyuu / Depositphotos.com

Президиум Верховного Суда Российской Федерации вчера опубликовал в соответствующем Обзоре ответы на вопросы судов о применении административного, гражданского и уголовного законодательства, а также о течении процессуальных сроков в условиях действия в России принятых мер по борьбе с новой коронавирусной инфекцией. По административному законодательству на насущные вопросы о том, в каких же случаях подлежат привлечению к ответственности граждане, ИП и юрлица по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП, а в каких – по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ ВС РФ разъяснил следующее.

Правонарушение по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, или в зоне ЧС, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ. Упомянутые правила поведения утверждены постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 417 на основании ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (далее – Закон № 68-ФЗ). При этом органы госвласти субъектов РФ вправе устанавливать дополнительные обязательные для исполнения на территории соответствующего региона правила поведения (п. 6 ст. 4.1, ч. 1 ст. 11 Закона № 68-ФЗ). Для наглядности приведен пример Москвы. Так, по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ подлежат квалификации действия:

  • граждан, которые не соблюдают требования, установленные указом Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ “О введении режима повышенной готовности”, по приостановлению посещения территорий общего пользования (парков, музеев-усадеб и т. д.), граждан, нарушивших социальную дистанцию в общественных местах, или режим самоизоляции;
  • ИП или юрлиц, выразившиеся в нарушении требований названного указа, о временном приостановлении деятельности.

Наказание за правонарушение по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ: предупреждение либо штраф для граждан в размере от 1 тыс. до 30 тыс. руб., для должностных лиц – от 10 тыс. до 50 тыс. руб., для ИП от 30 тыс. до 50 тыс. руб., для юрлиц – от 100 тыс. до 300 тыс. руб.

В то же время необходимо учесть, если гражданин нарушил подп. 2.3 п. 2 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2020 г. № 7 “Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019”, которым предписана 14-дневная изоляция в домашних условиях лиц, прибывших на территорию России из других стран, и, помимо этого, к примеру, в этот период он не соблюдал требование указа Мэра Москвы о приостановлении посещения гражданами территорий общегородского значения, то такие действия подпадают под действие ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и невыполнения установленных предписаний органа санэпиднадзора. То есть, ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ является по отношению к ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ специальной и влечет назначение более строгого наказания.

Кроме того, поскольку новая коронавирусная инфекция внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, соответственно, по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ за нарушение санитарного законодательства подлежат административной ответственности лица:

  • с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания;
  • прибывшие на территорию РФ, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции;
  • находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания или с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания;
  • уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания;
  • нарушающие санитарно-противоэпидемический режим.

Наказание за правонарушение по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ: штраф для граждан – от 15 тыс. до 40 тыс. руб., для должностных лиц – от 50 тыс. до 150 тыс. руб., для ИП – от 50 тыс. до 150 тыс. руб. или приостановление деятельности до 90 суток, для юрлиц – от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или приостановление деятельности до 90 суток.

Следует учесть, что при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица санэпиднадзора наделены полномочиями выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных, представляющих опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, а также о проведении обязательного медосмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (п. 2 ст. 50, п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”). Таким образом, закон допускает медицинское вмешательство, а также принятие изоляционных мер различного характера в отношении названных лиц.

Подчеркивается, что назначенное наказание по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ и по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Относительно назначения такого административного наказания как предупреждение, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, ВС РФ пояснил, что оно может быть назначено любому субъекту административного правонарушения (гражданину, должностному лицу, ИП, юрлицу) в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Существует различие в том, кто уполномочен составлять протоколы об административных правонарушениях:

  • по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ их вправе составлять должностные лица, указанные в Перечне должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. № 975-р), а также должностные лица по соответствующему перечню, который утверждается руководителем субъекта РФ;
  • по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ – только должностные лица полиции и органов, осуществляющих федеральный государственный санэпиднадзор.

При общей характеристике длящегося характера правонарушений, тем не менее сроки давности привлечения к ответственности также отличаются. По ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ такой срок составляет 3 месяца и исчисляется с момента обнаружения правонарушения. По ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ лица подлежат привлечению к ответственности в течение одного года с момента обнаружения такого правонарушения.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.6.1 и ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, подлежат рассмотрению судьями районных судов по месту совершения (то есть выявления) таких правонарушений. В случае если проводилось административное расследование по делу, то оно подлежит рассмотрению судом по месту нахождения органа, проводившего административное расследование. Следует учитывать, что категория дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, может быть рассмотрена с использованием систем видеоконференц-связи (ст. 29.14 КоАП РФ).

Что касается даты вступления в силу постановления об административном правонарушении в условиях объявленного в стране режима нерабочих дней, ВС РФ полагает, что если окончание срока обжалования такого постановления приходится на день, объявленный нерабочим, следует учитывать, что постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении 10 суток со дня вручения или получения копии постановления, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано (ст. 4.8, ст. 30.3, ст. 31.1 КоАП РФ). В этой связи если окончание срока обжалования постановления приходится на день, объявленный нерабочим указами Президента РФ от 25 марта 2020 г. № 206 и от 2 апреля 2020 г. № 239, последний день такого срока на следующий рабочий день не переносится, и постановление вступает в законную силу на следующий день по истечении названного срока.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

При этом ВС РФ напомнил, что в случае пропуска срока обжалования допускается возможность его восстановления судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу по соответствующему письменному ходатайству лица (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ), которое может содержаться и в тексте жалобы. В качестве уважительных причин пропуска срока могут быть признаны обстоятельства, которые объективно препятствовали или исключали своевременную подачу жалобы, например, нахождение лица на лечении в стационаре, применение к лицу изоляционных мер различного характера и т. д.

Клевета в СМИ и сети интернет и ответственность по УК РФ и КоАП РФ

Один из способов, посредством которых происходит распространение о человеке порочащих сведений, является использование средств массовой информации и интернета. Ответственность за клевету в интернете предусмотрена в статье 128.1 Уголовного кодекса. Основанием для того, чтобы привлечь виновное лицо к ответственности, выступает распространение о человеке ложных сведений, которые задели его достоинство и честь. Кроме того, личность пострадавшего должна быть дискредитирована в глазах других людей.

Что значит «клевета» в интернете

Когда происходит распространение на просторах глобальной сети или страницах СМИ информации, которая не соответствует реальности, это понимается как клевета. Источниками ложных сведений могут быть:

  • радиоэфиры;
  • телепередачи;
  • издания печатного характера;
  • документальные программы.

Распространенная информация бывает самой разнообразной. Виновный может сообщать о характере потерпевшего, его личных качествах, религиозных или политических взглядах и прочее. Обязательным признаком клеветы, как преступного деяния, является ее донесение до третьего лица или неопределенного круга людей.

В случае, когда подобные сведения были сообщены только тому человеку, которого затрагивают — это не может рассматриваться как распространение. При этом обязательно учитывать то, чтобы распространитель принял все необходимые меры к сохранности таких сведений в секрете.

Отличительные черты деяния

Последствия, которые наступают в результате распространения клеветнических сведений, имеют широкий общественный резонанс, так как массы обсуждают поступившую информацию, репутация человека подрывается.

Публикации, как правило, обладают характером заказа, поэтому в них включаются положения, которые снижают вероятность отличия ложных сведений от правдивых.

Доказательная база

Конституцией России закрепляется принцип свободы слова, по этой причине доказать клеветничество в средствах массовой информации становится достаточно сложно. Редакторы газет, журналов и прочих изданий прикрываются данным понятием и так оправдывают заказы или тайны редакции.

Рассматриваемый способ по сей день остается законной лазейкой для тех, кто желает прикрыть распространение клеветы. Посредством использования этого принципа СМИ спасают свое положение.

Если распространяются сведения о несовершеннолетнем

При распространении клеветы в отношении лиц, которые не достигли восемнадцатилетия, чаще всего используется интернет. Причиной распространения может являться конфликт между подростками. На практике редко встречаются случаи, когда взрослые люди занимаются распространением клеветы в отношении несовершеннолетних.

В зависимости от того, кем совершено данное деяние зависит порядок привлечения к ответственности:

  • Если лицо достигло 18 лет, то применяется Уголовный или Административный кодексы.
  • Когда виновный не достиг 16 лет, то его нельзя привлечь к ответственности за клевету.

Наказание

Ответственность за клевету предусмотрена в статье 128.1 УК РФ. Виновному грозит штраф, в размере до 500 тысяч рублей или обязательные работы на срок до 160 часов. Если клевета содержалась в выступлении публичного характера или средствах массовой информации или публично демонстрировалась — штраф увеличивается до 1 миллиона рублей. Обязательные работы применяются на срок до 240 часов.

Если при распространении использовалось служебное положение — штраф равен 2 миллионам, а обязательные работы 360 часам. В случае распространения данных о том, что лицо страдает заболеванием, которое опасно для окружающих, либо что человек совершил преступление сексуальной направленности, карается штрафов до 3 миллионов или обязательными работами на срок до 480 часов.

Самое ужесточенное наказание применяется в случае распространения данных о совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. Виновный наказывается штрафом до 5 миллионов рублей или обязательными работами до 480 часов.

Скачать для просмотра и печати:

Привлечение к ответственности

Может возникнуть ситуация, когда в законодательстве не предусматривается возможность привлечь к ответственности ресурс, где была размещена ложная информация. В таком случае вопросы относительно ложности или правомерности представленных сведений решаются посредством обращения к администратору ресурса.

Когда администрация портала отказывается вносить изменения в ранее опубликованный материал — у потерпевшего имеется право направить исковое заявление о привлечении к наказанию виновного в судебный орган. Могут возникнуть сложности с тем, что, как правило, информация предоставляется анонимно. Также проблемы возникают по поводу сбора доказательной базы.

Читайте также:  Похищение человека с целью выкупа: понятие, виды, квалифицирующие признаки, объект и состав преступления, уголовная ответственность по статье 126 УК РФ

Совет! Юристы советуют для начала направить встречную публикацию, где ранее были размещены ложные сведения.

Как происходит привлечение

Согласно общему правилу подача заявления по факту клеветы производится в мировой суд. Это связано с тем, что подобная категория дел относится к делам частного обвинения. Рассмотрение заявления осуществляется судьей того участка, где произошел инцидент. Заявитель имеет право обращаться сразу в судебный орган, обходя другие инстанции и выдвигать инициативу, направленную на привлечение к ответственности лица, высказавшее оскорбление в адрес потерпевшего.

Нюансы

Сложности, с которыми могут столкнуться потерпевшие по данной категории дел, связаны с труднораскрываемостью. Судебная практика по ситуациям, когда виновным признан редактор, минимальна.

Пострадавшие в первую очередь при совершении в отношении них данного преступления стремятся защитить свои права, которые были нарушены, вернуть честное имя и восстановить авторитет среди коллег, вернуть расположение близких и родных.

Возбуждение уголовного дела

Данная категория дел возбуждается в порядке частного обвинения. В таком случае обращение направляется в мировой суд. Потерпевшему требуется подготовить базу, которая будет носить доказательственный характер.

Возможно проведение следующих экспертиз в рамках дела:

Проведение экспертизы может быть доверено только тем специалистам, которые прошли сертификацию в Палате судебных экспертов. Стоит отметить, что создается комиссия, которая проводит экспертизу, один эксперт это сделать не может.

Критерии, по которым эксперту предоставляется информация о содеянном:

  • наличие информации отрицательного характера в отношении пострадавшего;
  • в какой форме выражены ложные сведения: оценка или утверждение;
  • относится ли клевета к тому, кто ее распространил.

Заключение, вынесенное экспертами, будет положено в основание приговора, равно как и показания очевидцев, мнение пострадавшего.

Расследование дела, доказательства

Контролируют преступную деятельность в интернете представители специального отдела полиции, под названием «К». Дела о клевете, распространенной в интернете и СМИ , расследуются достаточно сложно. В процессе расследования совершаются действия, направленные на поиск доказательств.

Когда вина доказана, руководству портала, где размещены ложные сведения, направляется письмо, в котором излагаются требования по блокировке учетной записи человека, который эти сведения предоставил. Когда судьей установлен факт клеветы — редактор или администратор должны удалить с ресурса порочные сведения.

В качестве доказательств рассматривается:

  • материалы, которые имеют письменную форму;
  • доказательства того, что распространенные сведения ложные;
  • скриншоты страниц, которые были разосланы в сети интернет;
  • показания свидетелей.

Что делать если оклеветали

Изначально пострадавшему требуется сфотографировать, отсканировать или другим образом сохранить доказательства того, что порочащие сведения были распространены. Затем подается заявление в полицию или мировой суд. К нему прикладываются имеющиеся доказательства.

Обращение в полицию

Защита достоинства может выразиться в подаче заявления в правоохранительные органы, в том числе полицию. Подавать такой акт рекомендуется тогда, когда злоумышленник не знаком пострадавшему. Полицией проводится проверка, направленная на установление личности виновного и после этого материал передается на рассмотрение в мировой суд.

При наличии указанных признаков возбуждается уголовное дело, в ходе которого уполномоченное лицо должно доказывать факт совершения противоправного деяния.

После завершения стадии предварительного расследования, дело передается на рассмотрение в суд, где виновному назначается наказание.

Клевета на Ютубе

Когда человек узнал о том, что на портале «Ютуб» представлены о нем ложные данные — он имеет право на обращение в судебный орган с исковым заявлением об ущемлении достоинства и чести. Если судом принято положительное решение, потерпевший обращается к администрации сайта с требованиями об удалении размещенной информации.

Иск может включать в себя претензии, адресованные лицу, распространившему ложные данные.

Внимание! Когда вина лица, распространившего сведения доказана, соответствующая информация направляется администрации сайта для блокировки аккаунта или учетной записи виновного.

Можно ли удалить клевету на Яндексе

Законодательством предусмотрено, что привлечь к ответственности сайт, где опубликованы ложные сведения, невозможно. Удалить ложные сведения из поисковых программ достаточно сложно и порой даже нельзя.

Яндекс изначально предупреждает своих пользователей о том, что не несет ответственности за содержательную и качественную стороны, представленной на сайте информации.

Получится ли заблокировать «чужой» сайт

Для того чтобы заблокировать сайт, где распространены ложные сведения, требуется обратиться с исковым заявлением в судебный орган. Провести блокировку сайта будет проще, нежели опубликовать опровержение ранее размещенной клевете.

Обратиться требуется в суд районного звена, составив заявление, где подробным образом изложена возникшая ситуация. Также необходимо собрать доказательную базу.

Внимание! Обращаться нужно в суд по месту, где зарегистрирован ресурс. Если такие сведения отсутствуют — заявление подают по месту прописки истца.

Решения суда

Суд вынес достаточное количество решений по статье 128.1 УК РФ. Примером служит приговор от 2013 года. В ходе судебного заседания было установлено и доказано, что школьник создал страницу в социальной сети «Вконтакте» и разместил там информацию о девушке, опорочившую ее честь и достоинство.

По рассмотрению дела виновному было назначено наказание в виде обязательных работ. Потерпевшая заявила иск о возмещении морального ущерба, причиненного деянием — суд иск удовлетворил и обязал возместить 50 000 рублей.

Порядок привлечения к административной ответственности

Сотрудники органов власти обязаны соблюдать порядок привлечения к административной ответственности. А его нарушение вполне может привести к отмене административного наказания. И самой административной ответственности. Конечно, для этого правонарушитель должен обнаружить факт нарушения порядка и подать жалобу в государственный орган (вышестоящий). А в ряде случаев – в суд. Последний способ, кстати, гораздо эффективнее, но обычно более длительный.

Начало процедуры привлечения к административной ответственности по КоАП РФ

Конечно, любое производство начинается с фиксации факта совершения административного правонарушения. То есть совершения (или не совершения) действий, которые устанавливает Особенная часть КоАП РФ (раздел II). В некоторых случаях – закон субъекта РФ. Который в любом случае не может противоречить КоАП РФ. Подробная информация о том, как именно проходит возбуждение дела об административном правонарушении, на сайте представлена. Повод для возбуждения дела и начинает процедуру привлечения к административной ответственности.

На начальной стадии правонарушитель (пока только предполагаемый) должен обратить внимание на полномочия лица, которое оформляет процессуальный документ. Кстати, самый распространенный документ, который фиксирует возбуждение дела – протокол. Редко – сразу выносят постановление о привлечении к ответственности. Могут быть и иные документы. Итак, кто именно составляет документ?

В России огромное количество органов власти. И в составе их есть разные по должности (званию) сотрудники. Во-первых, сначала следует обратиться к ст. 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. И главе 23 Кодекса. И убедиться, что сотрудник уполномочен составлять документы и начинать дело. Во-вторых, уже на этой стадии должны быть разъяснены права (право на защитника или представителя возникает сразу). В-третьих, если не согласны – пишите несогласии и делайте соответствующие отметки в документах.

Меры обеспечения и порядок привлечения к административной ответственности

Иногда сотрудник органа власти не составляет протокол об административном правонарушении. А осуществляет мероприятия, которые в той или иной мере ограничивают свободу. Это доставление и даже задержание. Или за нарушение ПДД – отстранение от управления транспортным средством. Направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. И так далее. И многие граждане полагают, что на этой стадии привлечение к административной ответственности еще не началось. Никакого защитника и никаких особенных прав нет. Но это не так.

Первый протокол о применении любой из мер обеспечения – это уже возбуждение дела. И каждое такое действие сотрудник должен задокументировать. Либо отдельным протоколом. Либо в некоторых случаях сделать отметку в протоколе об административном правонарушении (о доставлении, к примеру). Подробную информацию про каждый вид меры обеспечения излагает глава 27 КоАП РФ.

И поскольку все эти меры означают, что дело об административном правонарушении возбуждено, значит, и права возникают сразу. А если уполномоченные сотрудники этого не понимают – пишите письменное ходатайство, делайте записи в протоколе о нарушениях. Это может пригодиться при обжаловании.

Вместо принятия мер обеспечения может быть начато административное расследование. Но об этом информацию мы разместили отдельно.

Порядок рассмотрения дела по КоАП РФ и привлечения к административной ответственности

Между составлением протокола об административном правонарушении и рассмотрением дела еще есть подготовка. Материалы поступают лицу, которое уполномочено рассматривать дело. Иногда – это только суд. И уже это лицо решает, вправе ли он рассматривать дело. Есть ли основания для отвода. Верно ли составлен протокол, есть ли основания прекращения дела (ст. 24.5). Наполненность материалов, доказательства. Он рассматривает ходатайства и разрешает их.

Рассмотрение дела об административном правонарушении

Государственный орган или суд извещают участника дела о дате и времени его рассмотрения. Если лицо по какой-то причине не может явиться, подайте ходатайство об отложении. Обязательно в письменном виде и до даты заседания.

Лицо, которого привлекают к административной ответственности, по закону не должно доказывать свою невиновность. Это должен был сделать сотрудник на стадии до рассмотрения дела. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу. Но в любом случае не лишним будет не только давать объяснения, но и представлять свои доказательства. Права участника производства перечисляет ст. 25.1 КоАП РФ.

Гражданин или организация вправе заявить отвод. Основания – ст. 25.12, 25.13 КоАП РФ.

Результатом рассмотрения дела станет вынесение постановления. И назначение административного наказания. Но никто не считается виновным в совершении правонарушения, пока эти документы не вступят в силу. А это 10 дней. Которыми лицо, признанное виновным, может воспользоваться для подачи жалобы.

Таким образом, порядок привлечения к административной ответственности выглядит следующим образом:

  • возбуждение дела: применение мер обеспечения, вынесение протокола об административном правонарушении, вынесение определения о возбуждении дела и проведении расследования, вынесения постановления на месте.
  • подготовка дела (направление материалов уполномоченным органам власти, проверка материалов)
  • рассмотрение дела после получения извещения о дате и времени заседания.
  • вынесение постановления
  • производство по жалобе на постановление о привлечении к административной ответственности.

Заведомо ложное сообщение об административном правонарушении

Содержание:

В законодательстве РФ нет прямого указания на ответственность за заведомо ложное сообщение об административном правонарушении. Однако обольщаться не стоит — за это может грозить как административная, так и уголовная ответственность. Дело в том, что данные действия можно трактовать двояко. Если вас обвинят в заведомо ложном доносе, а не просто в сообщении, то такое правонарушение уже не административное, а уголовное. Ответственность по нему довольно строгая. Можно получить не только штраф, но и реальный срок.

Если вас уже обвинили в заведомо ложном сообщении или доносе, в такой ситуации не нужно отказываться от помощи хорошего адвоката. Решить эту проблему самостоятельно вряд ли удастся. Не надо бегать по сомнительным сайтам в поисках юриста, способного помочь вам с административным правонарушением. Обратитесь к проверенному компетентному специалисту.

Нет времени читать статью?

Что квалифицируется как заведомо ложное сообщение?

Представим ситуацию. Иван Васильевич решил отомстить соседу Николаю за затянувшийся у того ремонт, который мешает пенсионеру спать после обеда. Иван Васильевич подумал и решил позвонить в полицию. Он хочет обвинить Николая в том, что сосед якобы занимается незаконным сбытом растений, содержащих психотропные вещества.

Мотивировать свой донос Иван Васильевич собрался тем, что к мужчине часто приходят домой разные люди. Сказать по правде, наркоманов там нет, к Николаю ходят его коллеги и покупатели. Дело в том, что он сетевик, занимается продажей бытовой химии.

Рассмотрим, будет ли чем-то чревато для Ивана Васильевича такой звонок органам с обвинением в адрес Николая. Или, возможно, он останется безнаказанным за это административное правонарушение?

Итак, приняв решение, Иван Васильевич звонит в 02. Или же участковому, что, в принципе, одно и то же. Он не скрывается, сообщает свои данные. Пенсионер думает, что ему за это ничего не будет. Так ли это?

Ответственность за ложное сообщение

Нет. Дело в том, что действия Ивана Васильевича можно расценить двояко. В любом случае, за правонарушения с заведомо ложными сообщениями предусмотрена ответственность, но она может быть административной, а может оказаться и уголовной.

Читайте также:  Оскорбление личности в социальных сетях, в интернете: законодательство, определение правонарушения и привлечение к ответственности

Если посчитают, что Иван Васильевич просто дезинформировал спецслужбы (в нашем случае это полиция, а может быть также скорая помощь, МЧС и т.д.), то ему будет грозить ответственность по ст. 19.13 КоАп РФ. В этом случае человек привлекается к административной ответственности, и за это правонарушение ему выпишут штраф в размере от 1000 до 1500 рублей. Также такое деяние могут квалифицировать как показание свидетеля. В этом случае последствием административного правонарушения будет ответственность по ст. 17.9 КоАП РФ. В качестве наказания назначат штраф в таком же размере, что и по ст. 19.13 КоАП РФ.

Кроме того, с пенсионера могут взыскать убытки, которые причинило его деяние. Например, расходы на бензин, потраченный автомобилем полиции на приезд по вызову.

Ложный донос

Совсем по-другому может получиться, если полиция расценит действия Ивана Васильевича как донос. Это произойдет в том случае, если пенсионер обвинит Николая не только в распространении незаконных растений, но и в организации наркопритона. В этом случае Ивану Васильевичу может грозить не только штраф в размере до 300 000 рублей, но также обязательные, исправительные или принудительные работы сроком до 5 лет. Кроме того, статья 306 УК РФ предусматривает и лишение свободы сроком до 6 лет.

При осуществлении фиктивного доноса виновное лицо наносит вред не только тому, против кого оно выступает. Злоумышленник тем самым вынуждает сотрудников правоохранительных органов выполнять лишнюю работу, тратить впустую время, силы и деньги государства. К статье 306 УК РФ привлекают, если в заявлении о доносе содержатся сведения не только об административном, но и об уголовном правонарушении.

Как видите, ответственность за заведомо ложное сообщение может быть различной. При этом нет разницы, каким образом человек сообщил об административном правонарушении. Он мог сделать это в письменном виде, по телефону, во время визита в правоохранительные органы. К ответственности пенсионера привлекут в любом из этих случаев. Главное, что сообщение было заведомо ложным, т.е. не соответствующим действительности. И из-за него были произведены меры реагирования сотрудников специализированных служб.

При этом обязательно должен быть выявлен умышленный характер административного правонарушения. То есть человек, совершающий вымышленное заявление, должен понимать, что он хочет обмануть правоохранительные органы, навести поклеп на другое лицо.

Если же человек сделал неверное заявление, не осознавая этого, то его вины в этом нет, а значит, и к ответственности его привлекать не будут. Такое может случиться, если заявитель сам был введен в заблуждение кем-либо, получил ложную информацию о правонарушении и т.д.

Как вести себя при задержании и оформлении административного правонарушения

Вас останавливает на улице полицейский. Это самый обычный случай контакта с полицией. Наша памятка перечисляет законные причины, по которым полицейский может вас остановить. На основе практического опыта гражданских активистов мы расскажем, что именно вы можете предпринять в такой ситуации или в случае, если по итогам встречи с полицией вас намереваются привлечь к административной ответственности.

Помните, что ваши активные действия по защите прав и стойкая позиция, основанная на законе, могут возыметь как положительный эффект, так и отрицательный. В любой ситуации нужно действовать исходя из конкретных обстоятельств, чтобы не навредить себе.

Оглавление

Общие положения

Закон «О полиции» обязывает полицейского соблюдать права и свободы гражданина и человека. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации и должна незамедлительно приходить на помощь каждому, кто нуждается в ее защите. На полицию возложены такие функции как противодействие преступности, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.

Исполнение этих функций невозможно без постоянного взаимодействия с гражданами, именно поэтому полиция наделена рядом властных полномочий, в том числе правом на проверку документов и задержание. При этом закон требует от полицейских соблюдать определенную процедуру, начиная с момента обращения к гражданину и заканчивая задержанием последнего в случае необходимости.

Права полиции: когда полицейский может остановить гражданина

Закон предусматривает четыре причины, по которым полицейский может обратиться к гражданину:

1. имеются основания подозревать его в совершении преступления;

2. есть данные о том, что гражданин находится в розыске;

3. есть повод для возбуждения против гражданина дела об административном правонарушении;

4. у полицейского есть основания задержать гражданина (т. е. он совершил правонарушение, к примеру, проник на охраняемый объект или нарушил правила комендантского часа).

Полицейский не вправе проверять ваши документы, если вы, к примеру, показались ему «подозрительным». Если же сотрудник ссылается на наличие ориентировки – попросите ее представить либо описать. В ориентировке должна содержаться информация, которая позволяет идентифицировать преступника: черты лица, особые приметы, а не просто общие описания, под которые подойдет каждый второй.

Ваши действия в случае, если к вам подошел полицейский:

1. попросите сотрудника назвать свои должность, звание, фамилию, а также предъявить служебное удостоверение (п.1 ч.4 ст.5 № 3-ФЗ «О полиции»);

2. перепишите в блокнот или в телефон его фамилию, имя, звание и должность, после чего внимательно выслушайте причину и цель обращения к вам;

3. если сотрудник полиции по каким-либо причинам отказывается выполнить ваши законные требования и не предъявляет служебное удостоверение, вежливо поясните, что полицейский этим нарушает закон. Перепишите номер нагрудного знака сотрудника полиции. Помните, любой полицейский, несущий службу в общественном месте, независимо от должности или звания, обязан носить на форменной одежде нагрудный знак, позволяющий идентифицировать его (ч. 5 ст. 25 ФЗ «О полиции»);

4. если вы предполагаете, что требования полицейского носят незаконный характер, позвоните по телефону вашим родным или близким, а также адвокату и сообщите о том, что к вам подошел полицейский, кратко изложите суть его претензий, продиктуйте сведения, идентифицирующие сотрудника, а также сообщите, где вы находитесь. Вы также можете сразу позвонить по телефону 112 и оставить жалобу на действия полицейского;

5. помните, что ваши активные действия по защите прав и стойкая позиция, основанная на законе, могут возыметь как положительный эффект, так и отрицательный. В любой ситуации нужно действовать исходя из конкретных обстоятельств, чтобы не навредить себе.

6. кроме того, полезно спросить у сотрудника полиции, задержаны ли вы и узнать законные причины и основания для этого действия. Если ваши аргументы не помогают, не стоит усугублять положение и продолжать требовать от полицейского соблюдения закона;

7. в случае если законный повод для обращения к вам все же нашелся, полицейский обязан разъяснить вам причину и основания задержания, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина (п.2 ч.4 ст.5 № 3-ФЗ «О полиции»).

Проверка документов

Закон не предусматривает за полицейским права на произвольную проверку документов у граждан. Это означает, что полицейский не может без наличия на то весомых оснований попросить вас предъявить паспорт. Зачастую сотрудники полиции ссылаются на то, что вы якобы могли нарушить регистрационный учет (проживаете без условной «прописки») или, к примеру, объявлены в розыск военкоматом. Среди незаконных аргументов также существует «профилактика» или вы похожи на «ориентировку».

Ситуация №1. Полицейский подошел к вам и просит предъявить паспорт. После вашей просьбы представиться и предъявить удостоверение, а также разъяснить, что такое «профилактика» и каковы всё же законные основания для обращения, полицейский говорит, что вы похожи на разыскиваемое лицо и у него якобы есть ориентировка. Попросите полицейского описать ориентировку и уточните, почему он первоначально обратился к вам с другой целью, ничего не упомянув про наличие ориентировки. Если полицейский начинает выдумывать причины – сообщите ему о неправомерных действиях. Действуйте также согласно нашей инструкции.

Ситуация №2. Полицейский просит вас предъявить документы, ссылаясь на то, что вы можете разыскиваться военным комиссариатом или якобы проживаете в городе без регистрации. В такой ситуации важно уточить у полицейского, в связи с какими обстоятельствами он пришел к подобным выводам. Сообщите сотруднику, что вы являетесь добропорядочным гражданином. Поясните, что законом предусмотрены четко сформулированные основания для обращения к гражданину и необоснованные подозрения в нарушении регистрационного учета позволяют вам сделать вывод о неправомерности действий сотрудника, которые вы будете вынуждены обжаловать в прокуратуре. Действуйте согласно нашей инструкции.

Важно: ни при каких обстоятельствах не отдавайте паспорт сотруднику полиции – демонстрируйте из своих рук, чтобы не стать «заложником» документа. Если полицейский требует отдать ему документ, откройте последнюю страницу паспорта и зачитайте положение, которое обязывает вас бережно хранить документ и запрещает его изъятие. Также вы можете напомнить полицейскому о том, что вы не трогали его служебное удостоверение, а паспорт – это ваше удостоверение.

Как вести себя при административном задержании

Административное задержание – это кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении или исполнения постановления по делу об административном правонарушении (ч.1 ст.27.3 КоАП РФ). Однако в действительности почти в 100% случаях сотрудники полиции задерживают граждан для составления протокола.

Если есть возможность – включите диктофон или видеосъёмку на телефоне.

Полезный совет: если вас задерживают с целью составления протокола об административном правонарушении – спросите у полицейского, почему он не может составить протокол на месте, как это делают сотрудники ГИБДД. В дальнейшем это может помочь обжаловать незаконное задержание.

1. Ведите себя вежливо и тактично. После того, как вам разъяснили основание и причины задержания, в первую очередь вам необходимо уточнить у сотрудника полиции, в какой отдел полиции вы будете доставлены. По возможности сразу же сообщите об этом своим близким или родственникам, позвоните вашему юристу или адвокату.

2. Если сотрудник полиции, который вас задерживает, не представился – перепишите номер его нагрудного знака. Попробуйте запомнить особые приметы, а также номер служебного автомобиля.

3. Не сопротивляйтесь требованиям сотрудника полиции, за исключением случаев, когда они являются явно незаконными – но и в этом случае постарайтесь максимально зафиксировать происходящее или сообщить кому-то. Сопротивление даже незаконным действиям на практике может привести к возбуждению уголовного дела против вас. По возможности позвоните по телефону 112 и оставьте жалобу.

4. Запомните время, когда вас доставят в отдел полиции – с этого момента отсчитывается срок задержания равный 3 часам (ч. 1 ст.27.5 КоАП РФ). В исключительных случая, четко определенных законом (ч.ч.2, 3 ст.27.5 КоАП РФ) этот срок может быть продлен до 48 часов. Сразу же по прибытии в отдел полиции обратитесь к сотруднику с просьбой сделать отметку о вашем задержании в журнал задержанных, а также уведомить ваших родственников, администрацию по месту работы/учебы или защитника о факте задержания (ч.3 ст.27.3 КоАП РФ). Отдельно вам должно быть предоставлено право на телефонный разговор не позднее трех часов с момента задержания (ч.7 ст.14 ФЗ «О полиции»).

5. С момента задержания вы имеет право на помощь защитника (ч.2 ст. 48 Конституции РФ).

6. Если вам требуется медицинская помощь – уведомите об этом дежурного. С момента задержания охрана здоровья гражданина становится обязанностью полиции.

7. Помните, полиция обязана уважать ваше достоинство (ст.21 Конституции РФ).

Привлечение к административной ответственности

Если вас обвиняют в совершении административного правонарушения, сотрудник полиции обязан составить протокол об административном правонарушении. Протокол, как правило, – это основное доказательство вашей вины, на основании которого будет рассматриваться само дело об административном правонарушении (вынесение постановления по делу об АП). Именно поэтому важно наиболее эффективно пользоваться своими правами на этапе составления протокола.

При составлении протокола об административном правонарушении вы вправе:

1. Давать объяснения, излагать свое видение версии произошедшего. Эти сведения должны быть занесены в протокол, в том числе вами лично (ст.26.3 КоАП РФ). Это значит, что вы можете сами написать в протоколе – как минимум в разделе «объяснение» – всё, что считаете нужным. После вашей записи поставьте прочерк буквой « Z ». Подпишите перед прочерком.

Читайте также:  Угрозы применения насилия и причинения вреда здоровью: законодательное регулирование, порядок действий и образец иска

2. Помните, объяснения – это ваше право, а не обязанность. Вы вправе отказаться от дачи любых объяснений (ст.51 Конституции РФ).

3. При составлении протокола об административном правонарушении вы имеете право пользоваться юридической помощью защитника [i] (ч.1 ст.25.1 КоАП РФ). Это означает, что вы можете согласиться давать объяснения только в его присутствии.

4. Кроме того, за вами сохраняется право давать показания и объясняться на родном языке, а также бесплатно пользоваться помощью переводчика (ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ).

5. Если вам необходим защитник, но полицейский отказывается предоставить возможность его вызова – напишите об этом в протоколе («мною заявлено о вызове адвоката, в приглашении адвоката отказано»).

6. При составлении протокола вы также имеете право на ознакомление со всеми материалами дела (ч.1 ст.25.1 КоАП РФ) – посчитайте документы, перепишите их названия, впишите в протокол «мне дали ознакомиться с таким-то документами/не дали». Это не позволит дополнить материал после.

7. Попросите как копию протокола об административном правонарушении (ч. 6 ст.28.2 КоАП РФ), так и копию протокола о задержании (ч.2 ст.27.4 КоАП РФ). При необходимости вы можете внести в протокол необходимые объяснения и уточнения, а также отказаться от подписи (ч.ч.4,5 ст.28.2 КоАП РФ).

8. Вы всегда можете получить разъяснение своих прав при составлении протокола сотрудником полиции (ч.5 ст.27.3 КоАП РФ). Если ваши права не были разъяснены – напишите «мне не были разъяснены мои права» в протоколе.

Уже после составления протокола будет решаться вопрос о привлечении вас к административной ответственности: начальник отдела МВД самостоятельно вынесет постановление и привлечет вас к ответственности или все материалы передадут в суд, который будет принимать решение по существу. О дате и месте рассмотрении дела вас должны уведомить в письменном виде – обычно такого рода отметка имеется в протоколе.

Если же начальник отдела МВД начинает рассматривать дело сразу же – сделайте отметку в протоколе о необходимости переноса даты рассмотрения дела в связи с необходимостью консультации и получения помощи вашего защитника.

После того как сотрудник полиции составит протокол об административном правонарушении, протокол со всеми материалами дела передается для разрешения вопроса о привлечении вас к административной ответственности уполномоченному должностному лицу либо в суд. О времени и месте рассмотрения дела вас должны уведомить надлежащим образом.

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Иными словами, защитником может быть любой гражданин, однако его полномочия должны быть удостоверены доверенностью, оформленной в соответствии с законом (ст.185–189 ГК РФ).

OpenTown Открытый город

Полицейские не подлежат

  • 4261 3
  • источник: antipytki.ru

    Можно вообще все. Полицейские, следователи и тюремщики в России не подлежат административной ответственности по большинству статей КоАП

    Сотрудник ИК-12 из Пермского края опубликовал ВКонтакте признанный экстремистским ролик, а судья не стал его штрафовать. Почему судья не мог поступить иначе, и что еще можно делать почти безнаказанно, если ты служишь в армии, полиции, СК, ФСИН, на таможне или в пожарной части.

    Весной 2012 года Промышленный районный суд Курска призналэкстремистским опубликованное ВКонтакте видео под названием Русский, очнись! Против тебя идет война! . Известно, что за публикацию этого ролика продолжительностью около шести минут в разные годы были оштрафованы жители поселка Апраксино, Костромы, Калужской области и Краснокамска.

    В некоторых случаях известны и суммы штрафов за распространение видеозаписи о войне против русских . Так, некто Терентьев Д.П. из города Вятские Поляны Кировской области заплатил за это три тысячи рублей, житель города Шуя Ивановской области Романенко П.В. — две с половиной тысячи рублей, неназванный молодой человек из поселка Красное-на-Волге в Костромской области — полторы тысячи рублей.

    Недавняя проверка, проведенная прокуратурой города Губаха по информации местного Центра Э , показала, что такой же ролик на своей странице опубликовал и житель Пермского края, имя которого в сообщении прокуратуры не уточнялось. Однако административной ответственности мужчина избежал: выяснилось, что он работает в исправительной колонии №12, что в поселке Широковский, и имеет специальное звание сотрудника уголовно-исполнительной системы. Прокурор внес представление в адрес начальника исправительного учреждения, и работника колонии привлекли к дисциплинарной ответственности.

    Статья 2.5 КоАП регламентирует порядок несения ответственности за административные правонарушения для военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и людей, имеющих специальные звания. В числе последних — сотрудники Следственного комитета, Нацгвардии, органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов. За большинство административных правонарушений все они несут лишь дисциплинарную ответственность.

    Исключения прописаны в части 2 статьи 2.5 КоАП. На общих основаниях сотрудники ФСИН, СК, МВД и Нацгвардии несут ответственность за нарушения правил дорожного движения, нарушения в области охраны окружающей среды, таможенного дела и финансов, налогов и сборов, нарушения режима в пограничной зоне и пунктах пропуска через государственную границу. Кроме того, люди, имеющие специальные звания, могут привлекаться к административной ответственности по избранным статьям пятой главы Кодекса, в которой говорится о посягательстве на права граждан; в основном, речь идет о нарушениях на выборах — таких, как подделка подписей избирателей (5.46). При этом за нарушения законодательства о собраниях и митингах (5.38), отказ в предоставлении информации (5.39) или принуждение к отказу от участия в забастовке (5.40) административной ответственности для силовиков не предусмотрено, как и за оскорбление (5.61) или дискриминацию (5.62).

    В статьях главы 20 КоАП, которая касается правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, указано: военнослужащие и люди со специальным званием на общих основаниях несут ответственность лишь за нарушение требований пожарной безопасности вне места службы и уклонение от исполнения административного наказания. Таким образом, полицейским, следователям и пожарным не грозит штраф или административный арест за мелкое хулиганство (20.1), пропаганду или публичное демонстрирование нацистской и экстремистской символики (20.3), нарушения правил производства, приобретения, хранения и ношения оружия (20.8), распитие алкоголя в запрещенных местах (20.20), появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения (20.21), незаконную детективную либо охранную деятельность (20.16) и незаконное использование специальных технических средств для негласного получения информации (20.24).

    • Facebook
    • Twitter
    • Вконтакте
    • Одноклассники Мой мир Google+ LiveJournal Подписаться

    0 комментариев *

    (определение из Большой Советской энциклопедии)

    Фашизм (итал. fascismo, от fascio – пучок, связка, объединение) – идеология, политическое движение и социальная практика, которые характеризуются следующими [шестью] признаками и чертами:

    [1] обоснование по расовому признаку превосходства и исключительности одной, провозглашаемой в силу этого господствующей нации;

    [2] нетерпимость и дискриминация по отношению к другим «чужеродным», «враждебным» нациям и национальным меньшинствам;

    [3] отрицание демократии и прав человека;

    [4] насаждение режима, основанного на принципах тоталитарно-корпоративной государственности, однопартийности и вождизма;

    [5] утверждение насилия и террора в целях подавления политического противника и любых форм инакомыслия;

    [6] милитаризация общества, создание военизированных формирований и оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем.

    Какие из этих канонических признаков фашизма отсутствуют в путинской России?!

    Долой фашистскую хунту!

    Британский политолог Лоуренс Бритт (Lawrence Britt), изучив опыт семи фашистских режимов – от Гитлера до Пиночета, – сформулировал их общие черты*.

    Наряду с политическими аспектами они включают и общественные тенденции: национализм, милитаризм, сексизм.

    Известный чилийский психолог и мыслитель Клаудио Наранхо, приводя этот список в своем изложении в книге «Исцелить цивилизацию» (Класс, 2014), отмечает, что фашизм, постоянно совершенствуясь, захватывает современный мир.

    Речь идет не просто о потере свободы, а прежде всего об определенной коллективной ментальности.

    И вот 14 ее признаков.

    1. Яркие проявления национализма.

    Торжественная демонстрация флагов, гордость военными достижениями, призывы к национальному единству на этом фоне характерным образом увязываются с подозрениями ко всему иностранному и с вспышками ксенофобии.

    2. Презрение к правам человека.

    Права человека при фашистском режиме обесценивались – они препятствовали исполнению целей правящей элиты.

    Используя пропаганду, такие режимы добивались того, что население покорно принимало нарушения прав человека, социально изолируя и демонизируя тех, кто был объектом этих нарушений.

    3. Поиск «козлов отпущения».

    Одной из самых значимых общих черт всех фашистских режимов был поиск врагов – для возложения на них ответственности за свои ошибки, отвлечения населения от других проблем и направления социального разочарования в контролируемое русло. Люди, выступавшие против таких режимов, получали ярлык «террористов» и соответствующее обращение.

    4. Засилье всего военного.

    Правящая элита всегда отождествляла себя с армией.

    Огромная часть национальных ресурсов шла на военные расходы, даже если при этом трудно было обеспечить внутренние потребности страны.

    Для фашистских режимов военная мощь была выражением национального превосходства, и они использовали ее при любой возможности, чтобы запугать соседей и увеличить свою власть и престиж правящего класса.

    5. Повсеместный сексизм.

    Фашистские режимы видели в женщинах граждан второго сорта, сохраняли твердую позицию против абортов и стимулировали в обществе гомофобские настроения.

    Это отражалось и в драконовских законах, пользовавшихся поддержкой со стороны традиционной религии страны.

    6. Контроль над средствами массовой информации.

    Средства массовой информации при фашизме часто находились под жестким контролем властей и ни на шаг не могли отступить от линии партии.

    Методы контроля включали не только выдачу разрешений и доступа к ресурсам, экономическое давление и настойчивые призывы к патриотизму, но и угрозы.

    7. Одержимость национальной безопасностью.

    Аппарат национальной безопасности служил фашистским режимам репрессивным инструментом, работавшим в условиях секретности и без ограничений.

    При этом любое сомнение в его деятельности клеймилось как предательство.

    8. Связь между религией и правящим классом.

    Пропаганда поддерживала иллюзию того, что фашистские лидеры выступают защитниками веры, а их оппозиция — безбожники.

    У людей складывалось ощущение, что противиться находящейся у власти элиты – все равно что восстать против религии.

    9. Защита власти корпораций.

    Тогда как частная жизнь обычных граждан находилась под строгим контролем, крупные компании могли действовать с относительной свободой.

    Корпорации не только гарантировали мощное военное производство, но и выступали дополнительным средством социального контроля.

    10. Подавление рабочих объединений.

    Рабочие движения считались силой, которая могла бросить вызов политической гегемонии правящего класса и поддерживающих его предпринимателей.

    Такие движения подавлялись и приравнивались к криминальным группировкам.

    На бедные слои населения смотрели с презрением и подозрением.

    11. Презрение к интеллектуалам и искусству.

    Считалось, что интеллектуальная и академическая свобода угрожает национальной безопасности и патриотическим идеалам.

    Свобода мысли и выражения осуждалась и подавлялась.

    12. Одержимость преступлением и наказанием.

    Численность заключенных при фашистских режимах была очень высокой, при этом полиция получала героическую репутацию и почти неограниченную власть, что приводило к многочисленным злоупотреблениям.

    Чтобы оправдать расширение полномочий полиции, власти стимулировали у населения страх перед преступниками, предателями и врагами.

    13. Протекционизм и коррупция.

    Предприниматели, близкие к власти, использовали свое положение для обогащения. Коррупция развивалась в обоих направлениях: фашистский режим получал финансовую помощь от экономической элиты, а та – политические услуги от правительства.

    Члены властной элиты часто пользовались своим положением и для присвоения национальных ресурсов.

    14. Подтасовка результатов выборов.

    Якобы свободные выборы были, как правило, фиктивными.

    При реальных выборах правящие элиты стремились манипулировать кандидатами, чтобы получить выгодный результат.

    * L. Britt «The 14 Characteristics of Fascism», Free Inquiry Magazine, 2003.

    Какие из этих признаков отсутствуют в путинской России?!

    В стране, управляемой фашистским правительством, а правительство подпадает под такое определение по своим предложениям об изъятии единственного жилого помещения и выплате пенсий по нуждаемости, может быть всё, даже то, чего быть не должно.

    По “понятиям” они вообще никакой не подлежат. И сами на себя жалобы рассматривают (а начальство лишь подписывает не глядя).

Добавить комментарий