Несанкционированный митинг: состав преступления, административная ответственность по статье 20.2 КоАП РФ

Статья 20.2. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования

Статья 20.2. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования

1. Объектом административных правонарушений, предусмотренных в ст. 20.2, является общественный порядок и общественная безопасность. При этом виновный нарушает правовые акты, посвященные порядку проведения митингов, собраний и т.д. (например, нормы главы 2 Закона о митингах о порядке уведомления органов исполнительной власти о проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и в иных общественных местах). См. об этом также коммент. к ст. 5.38.

2. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 1 ст. 20.2, состоит в том, что виновный нарушает установленный порядок организации (т.е. проведения, подготовки, оповещения о дате, о времени начала и окончания, о маршруте движения и т.п. мероприятий организационного характера) собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

Формы нарушения могут быть разнообразными: это и неуведомление госорганов о предстоящем митинге, и несвоевременное уведомление, и несообщение о цели собрания, о дате пикетирования и т.д. Оконченным данное правонарушение считается с момента совершения. Оно совершается как в форме действий (например, сообщения госоргану недостоверных сведений о характере демонстрации), так и путем бездействия (например, несообщение о собрании, которое будет проведено).

3. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 2 ст. 20.2, состоит в том, что виновный нарушает установленный порядок проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. Иначе говоря, митинг проводится в другом месте, по иной тактике, число участников собрания превышено, маршрут движения демонстрации не соблюден и т.д.

Оконченным данное правонарушение считается с момента, когда совершено любое из указанных действий.

4. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 3 ст. 20.2, состоит в том, что виновный организует (т.е. проводит всю работу по подготовке митинга, шествия и т.п.) и проводит несанкционированное (т.е. без разрешения, полученного своевременно и в установленном порядке от полномочного госоргана) собрание, демонстрацию и т.п. в непосредственной близости (у запретной зоны, у ворот зоны отчуждения и т.п.) от территории ядерной установки (например, АЭС), радиационного источника (например, месторождения природного урана), пункта хранения ядерных материалов (например, завода по переработке отработанного ядерного топлива) либо принимает активное участие – выступает на митинге, скандирует лозунги, раздает листовки участникам демонстрации и т.п. – в упомянутых акциях.

Объективная сторона данного административного правонарушения налицо в том случае, когда подобные действия осложнили (создали дополнительные нагрузки на персонал, препятствия к выполнению их функций и т.п.) выполнение персоналом указанных объектов их служебных обязанностей, создали угрозу безопасности населения и окружающей среде (например, из-за того, что может иметь место выброс радиации в атмосферу, заражение территории отходами ядерного топлива).

Оконченным данное правонарушение считается с момента совершения: оно совершается исключительно в форме действий. При этом налицо материальный состав: ответственность наступает, если имели место вышеназванные последствия – затруднена работа персонала ядерной установки, создана угроза безопасности населения и окружающей среде.

5. Субъект административных правонарушений, предусмотренных в ст. 20.2, – специальный. Это граждане (т.е. вменяемые физические лица, достигшие возраста 16 лет):

1) участники митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (по ч. 2 и 3 ст. 20.2);

2) организаторы этих мероприятий (по ч. 1 и 2 ст. 20.2).

6. Субъективная сторона анализируемых правонарушений характеризуется прямым умыслом (см. коммент. к ст. 2.2).

Ни мотивы, ни цели, ни иные побуждения виновного роли не играют: виновный в любом случае привлекается к административной ответственности.

7. Анализ мер административной ответственности, предусмотренных в ст. 20.2, показывает, что:

1) по ч. 1 и 2 ст. 20.2 назначается только административный штраф (см. коммент. к ст. 3.5);

2) по ч. 3 ст. 20.2 – либо административный штраф, либо административный арест на срок до 15 суток (см. коммент. к ст. 3.9);

3) и административный штраф, и административный арест назначаются судьей (см. коммент. к ст. 23.1).

Об ответственности за демонстрацию (в т.ч. на митингах, во время демонстрации и т.п.) нацистской (или сходной с ней) атрибутики или символики см. коммент. к ст. 20.3.

Об ответственности за организацию деятельности объединений деятельность, которых была приостановлена см. коммент. к ст. 20.2.1.

Несанкционированный митинг: состав преступления, административная ответственность по статье 20.2 КоАП РФ

Осуществляя правовое регулирование общественных отношений, которые складываются в ходе организации и проведения массовых мероприятий, законодатель, в то же время, устанавливает административную ответственность за нарушение последних.

Так, за нарушение установленного порядка организации и проведения общественно-политических массовых мероприятий организаторы и участники массовых мероприятий привлекаются к административной ответственности по ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ [1].

С целью более глубокого изучения специфики административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.2 КоАП РФ, необходимо рассмотреть юридический состав данных административных правонарушений.

Традиционно юридический состав административных правонарушений представлен четырьмя элементами: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона административного правонарушения [2].

I. Объектом административного правонарушения признаются общественные отношения, урегулированные нормами административного права и охраняемые мерами административной ответственности. В зависимости от степени обобщения различают родовой, видовой и непосредственный объекты административных правонарушений [3].

1. Родовым объектом административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.2 КоАП РФ, выступают общественные отношения в сфере общественного порядка и общественной безопасности.

2. Видовым объектом указанных административных правонарушений выступают общественные отношения в сфере установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования.

3. Административные правонарушения, предусмотренные ст. 20.2 КоАП РФ, условно можно разделить на те, где непосредственным объектом являются:

– общественные отношения в сфере установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования (ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ);

– общественные отношения в сфере организации либо проведения публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия (ч. 2,7 ст. 20.2 КоАП РФ);

– общественные отношения в сфере установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования и общественные отношения в сфере организации либо проведения публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, повлекшие создание помех движению пешеходов или транспортных средств либо превышение норм предельной заполняемости территории и повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу (ч. 3 – 4 ст. 20.2 КоАП РФ);

– общественные отношения в сфере установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования (ч. 5, 6 ст. 20.2 КоАП РФ).

II. Содержание объективной стороны административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.2 КоАП РФ, характеризуется двумя группами признаков: 1) обязательными; 2) факультативными.

1. Исходя из содержания объективной стороны, рассматриваемые административные правонарушения можно подразделить на:

– административные правонарушения, связанные с нарушением установленного порядка организации либо проведения публичных мероприятий (ч. 1, 5 ст. 20.2 КоАП РФ);

– административные правонарушения, связанные с организацией либо проведением несанкционированного публичного мероприятия (ч. 2, 7 ст. 20.2 КоАП РФ);

– административные правонарушения, связанные с действиями (бездействиями), нарушающими установленный порядок организации либо проведения публичных мероприятий (ч. 3, 4, 6 ст. 20.2 КоАП РФ).

Указанные административные правонарушения совершаются как путем действия, так и бездействия.

Так, исходя из положений ст. 4 Федерального закона от 19 июня 2004 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Федеральный закон №54-ФЗ), нарушение установленного порядка организации публичных мероприятий может выражаться в нарушении:

– порядка оповещения возможных участников публичного мероприятия и подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления;

– порядка проведения предварительной агитации;

– порядка изготовления и распространения средств наглядной агитации;

– порядка организации других действий, не противоречащих законодательству Российской Федерации, совершаемых в целях подготовки и проведения публичного мероприятия [4].

Поскольку данный перечень является открытым, то нарушение установленного порядка организации публичных мероприятий может выражаться также в совершении иных противоправных деяний как в форме действия (нарушение порядка проведения предварительной агитации в поддержку целей публичного мероприятия), так и бездействия (неисполнение письменного мотивированного предупреждения, вынесенного должностными лицами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления).

Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования также связано с противоправными деяниями, совершаемыми как в форме действия (проведение собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования в месте, не заявленном в уведомлении о проведении публичного мероприятия), так и бездействия (неподчинение законным требованиям сотрудника полиции о приостановлении или прекращении публичного мероприятия).

Отметим, что отсутствие в законодательстве исчерпывающего перечня нарушений установленного порядка организации либо проведения публичного мероприятия затрудняет квалификацию указанных административных правонарушений.

По конструкции объективной стороны административные правонарушения, предусмотренные ст. 20.2 КоАП РФ, подразделяются на:

– формальные, административная ответственность в этих случаях наступает лишь за совершение противоправного деяния (ч. 1, 2, 5 ст. 20.2 КоАП РФ);

– материальные, конструкция которых включает указания как на характер деяния, так и на его последствия (ч. 3, 4, 6, 7 ст. 20.2 КоАП РФ).

Так, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 20.2 КоАП РФ, состоит в том, что виновный организует и проводит несанкционированное публичное мероприятие в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов, или радиоактивных веществ, а равно за активное участие в таких акциях, если это осложнило выполнение персоналом указанных объектов служебных обязанностей. При этом, подобные действия осложняют (создаются дополнительные нагрузки на персонал, препятствия к выполнению их функций и т. д.) выполнение персоналом указанных объектов их служебных обязанностей, создают угрозу безопасности населению и окружающей среде [6].

Данное административное правонарушение представлено материальным составом, поскольку административная ответственность наступает, если имели место вышеназванные последствия (создание дополнительных нагрузок на персонал, препятствия к выполнению их функций и т. д.).

2. К числу факультативных признаков объективной стороны административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.2 КоАП РФ, относятся: а) место, б) время, в) средства и т. д. Отметим, что данные признаки встречаются не во всех составах административных правонарушений, однако, если в конкретном составе какой-либо из них предусмотрен, он становится обязательным признаком объективной стороны административного правонарушения:

а) ч. 7 ст. 20.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за организацию либо проведение несанкционированных собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов, или радиоактивных веществ. При этом, территория, расположенная вблизи ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов, или радиоактивных веществ, является обязательным признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.2 КоАП РФ.

Между тем, в других частях рассматриваемой статьи не указывается на обязательный признак места, однако, следует выделить факультативные признаки последнего, характеризующие условия и обстоятельства совершения административного правонарушения.

Так, организация либо проведение публичного мероприятия, согласно ст. 3 Федерального закона №54-ФЗ, может осуществляться в местах:

– которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия;

– в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места.

Так, например, в Хабаровском крае перечень специально отведенных мест определен в Постановлении правительства Хабаровского края от 15 июля 2013 г. №406-пр «Об определении единых специально отведенных или приспособленных мест для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также мест массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера в муниципальных образованиях Хабаровского края» [7];

б) время организации и проведения публичного мероприятия также является факультативным признаком объективной стороны административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.2 КоАП РФ:

– исходя из положений ст. 9 Федерального закона №54-ФЗ публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 22 часов, за исключением публичных мероприятий, посвященных памятным датам России, публичных мероприятий культурного содержания текущего дня по местному времени;

– исходя из положений ст. 3 Федерального закона №54-ФЗ публичное мероприятие проводится в то время, которое указано в уведомлении о проведении собрания, митинга, демонстрации, шествия и пикетирования;

в) средства совершения административного правонарушения также относятся к признакам объективной стороны.

Например, нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия может быть реализовано путем сокрытия своего лица, в том числе с использованием маски, иных предметов, специально предназначенных для затруднения установления личности. Так же в качестве средств совершения административного правонарушения могут выступать оружие, взрывчатые вещества и т. д.

III. Содержание ст. 20.2 КоАП РФ предусматривает несколько субъектов административных правонарушений:

1. Организаторы публичного мероприятия. Привлекаются к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ.

2. Участники публичного мероприятия. Привлекаются к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 5, 6 ст. 20.2 КоАП РФ.

Формы нарушений, предусмотренных ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, могут быть разнообразными: сокрытие своего лица путем использования маски, распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции и т. д.

Например, 19 июня 2013 г. во время проведения пикетирования в г. Оренбурге в группе из 20 граждан одним участником использовалась маска, скрывающая его лицо, вследствие чего в отношении данного участника публичного мероприятия составлен протокол об административном правонарушении по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.

3. Организаторы и участники публичного мероприятия, которые привлекаются к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 – 4, 7 КоАП РФ.

IV. В зависимости от субъективной стороны административные правонарушения, предусмотренные ст. 20.2 КоАП РФ, можно классифицировать на:

Читайте также:  Причинение смерти по неосторожности и непреднамеренное убийство: уголовная ответственность по статье 109 УК РФ, сроки

– характеризующиеся как умышленной, так и неосторожной формой вины (ч. 1 – 6 ст. 20.2 КоАП РФ).

Так, 06 мая 2012 г. на ул. Пушкина, д. 54 в г. Хабаровске гр. Е.В. Смолькин нарушил порядок проведения митинга, а именно – принимал участие в несанкционированном публичном мероприятии, держал и нес плакат с надписью «Межрегиональная общественная организация «Дальневосточная альтернатива»» и высказывал лозунги о свержении действующей власти. В судебном заседании Е.В. Смолькин пояснил, что считал митинг санкционированным, поскольку с ним был сотрудник администрации г. Хабаровска.

– характеризующиеся умышленной формой вины (ч. 7 ст. 20.2 КоАП РФ).

Факультативным признаком субъективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.2 КоАП РФ, является цель, то есть существующее в сознании правонарушителя представление о ценности или интересе, которое он желает получить, совершая административное правонарушение.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона №54-ФЗ, целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Однако для того, чтобы установить, с какой целью было организовано либо проведено публичное мероприятие, необходимо опросить лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.2 КоАП РФ, а также других лиц, которые могут что-либо пояснить по данному факту и помогут в установлении иных обстоятельств по делу.

Например, гр. Е.С. Алексеев 27 августа 2013 г. на набережной р. Амур в г. Хабаровске участвовал в проведении несанкционированного публичного мероприятия. В судебном заседании Е.С. Алексеев Е.С. пояснил, что уведомление о проведении публичного мероприятия, в котором он принял участие, не подавалось, поскольку никакой политической и иной подоплеки в его действиях не было, его целью было выражение своего мнения по поводу сложившейся паводковой ситуации на р. Амур.

В качестве санкции за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.2 КоАП РФ, установлено административное наказание в виде административного штрафа, административного ареста или обязательных работ.

Анализ мер административной ответственности, предусмотренных ст. 20.2 КоАП РФ, показывает, что:

1) по ч. 1 – 6 ст. 20.2 КоАП РФ назначается либо административный штраф, либо обязательные работы;

2) по ч. 7 ст. 20.2 КоАП РФ – либо административный штраф, либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Во всех частях ст. 20.2 КоАП РФ предусматриваются относительно-определенные административные наказания, где указываются его низшие и высшие границы.

Различают два вида относительно-определенных санкций:

а) с низшей и высшей границами определения наказания. Например, административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;

б) только с высшей границей наказания. Например, в ст. 3.13 КоАП РФ определено, что обязательные работы устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов. Согласно ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия влечет наложение на граждан обязательных работ на срок до пятидесяти часов. Низшей границей санкции здесь является двадцать часов обязательных работ, а высшей – пятьдесят часов обязательных работ.

В соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ, к должностным лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.2 КоАП РФ, относятся:

– должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ);

– должностные лица подразделений воинских частей, органов управления внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (ч. 3 ст. 20.2 КоАП РФ).

Исходя из положений ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.2 КоАП РФ, относится к компетенции судей районных судов, что исключает возможность назначения наказания без составления протокола об административном правонарушении.

Таким образом, понятие о составе административного правонарушения имеет важное теоретическое и практическое значение, так как способствует правильной квалификации деяния юрисдикционными органами, эффективному применению административных наказаний, отграничению административных правонарушений от других противоправных деяний.

Диспозиция ст. 20.2 КоАП РФ является бланкетной, поскольку данной нормой устанавливается административная ответственность за нарушение правил, содержащихся в Федеральном законе №54-ФЗ. Поэтому вывод о соответствии оцениваемого деяния признакам объективной стороны юридического состава может быть получен лишь в результате изучения указанного Федерального закона.

Кроме того, отметим, что согласно Постановлению Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», наличие бланкетных норм относится к числу коррупциогенных факторов, устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил [8].

Представляется, что в диспозиции ст. 20.2 КоАП РФ необходимо как можно более полно отразить, в чем выражается нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

Комментарии к СТ 20.2 КоАП РФ

Статья 20.2 КоАП РФ. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования

Комментарий к статье 20.2 КоАП РФ:

1. Объектом посягательства соответствующих административных правонарушений являются общественные отношения в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности. Комментируемая статья вводит административную ответственность за организацию либо проведение несанкционированных публичных мероприятий, порядок проведения которых установлен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях” (с изм. и доп.).

2. В данной статье сформулирован ряд составов административных правонарушений: а) нарушение установленного порядка организации массовых акций; б) нарушение установленного порядка их проведения организаторами данных акций; в) нарушение установленного порядка проведения массовых мероприятий их участниками; г) составы правонарушений, выражающихся в организации либо проведении массовых акций, а равно в активном участии в них в непосредственной близости от территорий объектов, связанных с атомной энергией.

3. Правонарушения первой группы составов выражаются в осуществлении действий по организации собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирований в нарушение установленного порядка, в частности в местах, в которых проведение публичного мероприятия запрещено упомянутым Законом (ст. 8).

Согласно ст. 4 указанного Федерального закона к организации публичного мероприятия относятся:

1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления;

2) проведение предварительной агитации;

3) изготовление и распространение средств наглядной агитации;

4) другие действия, не противоречащие законодательству РФ, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия в соответствии с п. 1 ст. 5 упомянутого Федерального закона.

Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан РФ (организатором демонстраций, шествий и пикетирований – гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний – 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия. К организаторам публичных мероприятий следует также отнести и тех лиц, которые, не вступая в официальные отношения с государственными органами, занимаются созданием необходимых условий для проведения массовых акций или решением организационных вопросов.

Организатор публичного мероприятия обязан:

1) подать в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном ст. 7 Федерального закона “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях”; в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, необходимо представить информацию об использовании этих средств;

2) не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия;

3) обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления;

4) требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия. Лица, не подчинившиеся законным требованиям организатора публичного мероприятия, могут быть удалены с места проведения данного публичного мероприятия;

5) обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях”, выполнять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования;

6) приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий;

7) обеспечивать соблюдение установленной органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;

8) обеспечивать сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия;

9) довести до сведения участников публичного мероприятия требование уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления о приостановлении или прекращении публичного мероприятия;

10) иметь отличительный знак организатора публичного мероприятия. Уполномоченное им лицо также обязано иметь отличительный знак.

Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Организаторы публичного мероприятия подлежат ответственности по ч. 1 данной статьи за злоупотребление указанными правами и за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими указанных обязанностей организатора публичного мероприятия.

4. Во вторую и третью группы составов правонарушений, предусмотренных ч. 2 данной статьи, входят нарушения порядка проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирований.

Указанные правонарушения могут быть совершены путем: а) несоблюдения обозначенных в уведомлении цели, формы и места проведения, времени начала и окончания, предполагаемого количества участников мероприятия и др.; б) нарушения общественного порядка и безопасности в ходе проведения мероприятия; в) ношения участниками мероприятия специально подготовленных или приспособленных предметов, могущих быть использованными против жизни и здоровья людей, для причинения материального ущерба государственным, общественным организациям и гражданам; г) неповиновения законным требованиям организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; д) нарушения регламента проведения публичного мероприятия, т.е. требований документа, содержащего повременное расписание (почасовой план) основных этапов проведения публичного мероприятия с указанием лиц, ответственных за проведение каждого этапа.

Следует также учитывать нормы ст. 16 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ “О противодействии экстремистской деятельности”, запрещающие осуществление экстремистской деятельности при проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования.

К административной ответственности за нарушение порядка проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирований могут привлекаться как организаторы, так и участники указанных акций.

5. Составы правонарушений, предусмотренных ч. 3 данной статьи, характеризуются обязательными квалифицирующими признаками (условиями). Во-первых, это несанкционированное массовое мероприятие. Во-вторых, организация, проведение, а равно активное участие в массовой акции происходят в непосредственной близости от территории объекта, связанного с атомной энергией. При этом признак непосредственной близости следует понимать как проведение массовой акции на границе или рядом с ограждающими (защищающими) соответствующий объект устройствами, например стеной, забором, полосой безопасности, контрольно-пропускными пунктом. В-третьих, проведение массовой акции приводит к осложнению выполнения персоналом названных в комментируемой статье объектов служебных обязанностей или создает угрозу безопасности населения и окружающей среды. В-четвертых, квалифицирующий признак состава рассматриваемых правонарушений связан с участием в указанных акциях, причем административная ответственность может наступить только при активных действиях участников массовых мероприятий, которые характеризовались выше (п. 4 данного комментария).

Согласно ч. 3.1 ст. 8 упомянутого выше Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ порядок проведения публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования и не относящихся к местам, в которых проведение публичного мероприятия в соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона запрещено, определяется законом субъекта РФ с учетом требований упомянутого выше Закона, а также требований по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения.

6. Субъектом данного правонарушения могут быть гражданин, достигший 16-летнего возраста, а также должностные лица государственных или негосударственных предприятий, учреждений, организаций.

7. Субъективная сторона правонарушения характеризуется прямым умыслом.

8. Дела о правонарушениях рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3); по ч. 3 данной статьи – также должностными лицами подразделения воинской части, органа управления внутренних войск МВД России (п. 78 ч. 2 ст. 28.3).

Постановления судов по ст. 20.2 КоАП РФ Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования

#НазваниеCудРешение
542908Постановление суда по ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ

Гилев М.В., будучи организатором публичного мероприятия, нарушил установленный порядок организации пикетирования, а именно, **.**,** на пешеходной зоне . напротив . нарушение требований п. 5 ст. 5, п. 2.1 ст. 8 ФЗ № 54-ФЗ от **.**,** «О собран.

ЛенинскийВынесено постановление542792Постановление суда по ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ

Гилёв М.В., будучи организатором публичного мероприятия, нарушил установленный порядок организации пикетирования, а именно, 05.08.2017 года на пешеходной зоне бульвара Строителей города Кемерово напротив . нарушение требований п. 5 ст. 5, п. 2.1.

ЛенинскийВынесено постановление542314Постановление суда по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ

Административное правонарушение совершено в г. Кемерово при следующих обстоятельствах: **.**.**** около 14.30 часов, Каминский А.В., находясь с группой граждан в сквере «Орбита», по адресу: . громко выкрикивал «надоел», т.е. участвовал в публич.

ЦентральныйВынесено постановление542313Постановление суда по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ

В Центральный районный суд г.Кемерово направлен административный материал в отношении Грушевский В.Н. о привлечении к административной ответственности по ч.5 ст.20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях за участие в публичном мероприятии.

ЦентральныйВынесено постановление542312Постановление суда по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ

В Центральный районный суд города Кемерово направлен административный материал в отношении Антошкина Е.Ф., о привлечении к административной ответственности по ч. 5 ст. 20.2 КРФобАП за участие в публичном мероприятии в нарушении порядка, предусмотр.

ЦентральныйВынесено постановление542311Постановление суда по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ

В Центральный районный суд города Кемерово направлен административный материал в отношении Чуликова Д.Г., о привлечении к административной ответственности по ч. 5 ст. 20.2 КРФобАП за участие в публичном мероприятии в нарушении порядка, предусмотре.

ЦентральныйВынесено постановление542310Постановление суда по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ

В Центральный районный суд города Кемерово направлен административный материал в отношении Баранова Д.А., о привлечении к административной ответственности по ч. 5 ст. 20.2 КРФобАП за участие в публичном мероприятии в нарушении порядка, предусмотре.

ЦентральныйВынесено постановление542309Постановление суда по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ

В Центральный районный суд города Кемерово направлен административный материал в отношении Денисова В.В., о привлечении к административной ответственности по ч. 5 ст. 20.2 КРФобАП за участие в публичном мероприятии в нарушении порядка, предусмотре.

ЦентральныйВынесено постановление542295Постановление суда по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ

В Центральный районный суд г.Кемерово направлен административный материал в отношении Зылева А.В. о привлечении к административной ответственности по ч.5 ст.20.2 КРФобАП за участие в публичном мероприятии в нарушении порядка, предусмотренного ст. .

ЦентральныйВынесено постановление542289Постановление суда по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ

**.**.**** в 14 часов 30 минут, Федоров Н.А., находясь с группой граждан в сквере «Орбита», расположенного по адресу в г. Кемерово, . громко выкрикивал «Надоел», то есть участвовал в публичном мероприятии в нарушении порядка, в нарушение требов.

ЦентральныйВынесено постановление540654Постановление суда по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ

28 апреля 2017 года в Заводский районный суд города Кемерово из отдела полиции «Заводский» Управления МВД России по городу Кемерово поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 20.2 КоАП РФ в отношении Улитина Д.В., а.

ЗаводскийВозвращен протокол540653Постановление суда по ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ

28 апреля 2017 года в Заводский районный суд города Кемерово из отдела полиции «Заводский» Управления МВД России по городу Кемерово поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.2 КоАП РФ в отношении Альшевича Г.С., а и.

ЗаводскийВозвращен протокол540603Постановление суда по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ

15 мая 2017 года в Заводский районный суд города Кемерово из отдела полиции «Заводский» Управления МВД России по городу Кемерово поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ в отношении Улитина Д.В., а и.

ЗаводскийВозвращен протокол540600Постановление суда по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ

28.04.2017 г. в 11.00 час, Улитин Д.В.. находясь по адресу: , у входной двери первого подъезда, без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия осуществлял организацию публичного мероприятия путем проведения пред.

ЗаводскийВынесено постановление540388Постановление суда по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ

В соответствии с протоколом № об административном правонарушении от дд.мм.гггг года, Улитину Д.В. инкриминируется совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КРФобАП, при следующих обстоятельствах:28 апреля 2017 год.

ЗаводскийПрекращено производство540301Постановление суда по ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ

Клокова В.О., являясь организатором публичного мероприятия, совершила нарушение установленного порядка проведения пикетирования, при следующих обстоятельствах:25 июля 2017 года около 12-30 часов, Клокова В.О., находясь по адресу: у памятника «Паро.

ЗаводскийВынесено постановление539848Постановление суда по ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ

Клокова В.О., являясь организатором публичного мероприятия, совершила нарушение установленного порядка проведения пикетирования, при следующих обстоятельствах:дд.мм.гггг около 12-30 часов Клокова В.О., находясь по адресу: у памятника «Паровоз Л-32.

ЗаводскийВынесено постановление539158Постановление суда по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ

02 апреля 2017 года в 15 часов 00 минут Милаев О.М., находясь по адресу: . возле входа в музей истории, организовал и провел публичное мероприятие – пикетирование с участием 6 лиц, с использованием фото и видеосъемки, где демонстрировалась нагл.

ЛенинскийВынесено постановление538671Постановление суда по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ

12.10.2017г. сотрудниками ОООП и ОиАЗ МУ МВД России «Оренбургское» установлено, что Казаков С. А. – волонтер штаба Навального, находясь в неустановленном месте, осуществляя предварительную агитацию путем оповещения неопределенного круга лиц, 10.10.

ЛенинскийВынесено постановление538432Постановление суда по ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ

Шергина Г.С. 15 июня 2017 года в 11 часов 37 минут на территории напротив центрального входа в здание Администрации Томской области – на территории «Губернаторского квартала» (по адресу: г. Томск, площадь Ленина, д. 6), проводила публичное меропри.

Несанкционированный митинг: состав преступления, административная ответственность по статье 20.2 КоАП РФ

Россияне, решившие проводить или участвовать в несанкционированном митинге, должны знать, какие последствия могут возникнуть. Рассмотрим, что говорит российское законодательство о незаконных мероприятиях, определим, какая ответственность может наступить для их участников и организаторов, а также расскажем, кто будет отвечать за несовершеннолетних и как можно защитить свои права.

Содержание статьи:

Основы законодательства о митингах – какой митинг считается несанкционированным

В статье 31 Конституции РФ закреплено право граждан на проведение собраний, митингов, пикетов, шествий, демонстраций. В статье четко прописано, что граждане имеют право собираться мирно, без оружия. Именно мирные, публичные мероприятия позволяют россиянам выразить свободно свои мысли, выдвинуть определенные требования по вопросам политической, экономической, социальной, культурной жизни страны.

Митинг как публичное, массовое мероприятие обязательно должен быть санкционирован. В Законе федерального уровня №54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» прописано понятие митинга:

“Митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера” .

Кроме того, в статье 5 того же закона обозначено, что организатор митинга, публичного мероприятия может проводить его в специально отведенном или приспособленном для этого месте, обеспечивая при этом безопасность граждан.

Также организатор обязан:

  1. Подать в орган исполнительной власти субъекта РФ или в местную администрацию уведомление о проведении митинга. Уведомление представляет письменный документ, посредством которого передаются сведения о проведении митинга в целях обеспечения безопасности и правопорядка.
  2. За 3 дня до проведения митинга проинформировать властей о принятии или непринятии предложений об изменении места, времени митинга.

Организатор митинга не имеет право проводить его, если уведомление о проведении не было подано в срок, или митинг не был согласован, не были согласованы изменения по ответу властей. Если же организатор проведет мероприятие, то митинг будут считать несанкционированным.

По сути, если организатор не сообщил местную администрацию о проведении митинга, проигнорировал выдвинутые требования, то митинг будет несанкционированным. Если же был получен положительный ответ от властей, то мероприятие можно проводить на законных основаниях.

Обратите внимание на еще один важный документ — регламент проведения митинга. В этом документе организатор должен сообщить повременное расписание, или почасовой план основных этапов публичного, массового мероприятия. Также стоит указать всех ответственных лиц и задействованные транспортные средства. В случае непредоставления регламента местным властям, митинг будет незаконен!

Когда еще митинг будет незаконным?

  1. Если его организатором выступает лицо, ограниченное в дееспособности или недееспособное.
  2. Если организатор — гражданин, отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо лицо, имеющее непогашенную судимость за совершение административных правонарушений.
  3. Если организатором захотела стать политическая партия, общественное или объединения, деятельность которых приостановлена или запрещена.

За проведение несанкционированного митинга грозит административная и даже уголовная ответственность.

Ответственность за участие или организацию несанкционированного митинга, акции или демонстрации

Рассмотрим в таблице, какое административное наказание может грозить организаторам несанкционированного митинга, согласно статье 20.2 КоАП РФ.

Ответственность организаторов за несанкционированные мероприятия

Правонарушение

Наказание

Статья

Нарушение организатором установленного порядка организации или проведения митинга.

– Для граждан предусмотрен штраф в размере от 10 000 до 25 000 руб. или обязательные работы на срок до 40 часов.

– Для должностных лиц штраф — от 15 000 до 30 000 руб.

– Для юридических лиц штраф составит от 50 000 до 100 000 руб.

Часть 1 статьи 20.2 КоАП РФ

Организация или проведение митинга без подачи уведомления о проведении мероприятия.

– Штраф в размере от 20 000 до 30 000 руб.

– Обязательные работы в течение 50 часов.

– Административный арест на 10 суток.

Должностные лица будут обязаны выплатить штраф в размере от 20 000 до 40 000 руб.

Юридическим лицам выпишут штраф в размере от 70 000 до 200 000 руб.

Часть 2 статьи 20.2 КоАП РФ

1. Создание помех объектам жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов или ТС.

2. Создание помех доступу граждан к их домам или объектам транспортной, социнфраструктуры.

3. Превышение норм предельной заполняемости территорий.

Граждане будут обязаны:

– Выплатить штраф — 30 000 — 50 000 руб.

– Выполнить обязательные работы на срок до 100 часов.

– Отбыть наказание в виде ареста на 15 суток.

Должностные лица выплачивают штраф в размере от 50 000 до 100 000 руб.

Юридическим лицам штраф больше — от 250 000 до 500 000 руб.

Часть 3 статьи 20.2 КоАП РФ

Действия организаторов, повлекшие причинение вреда здоровью граждан или имуществу, но не содержащие уголовно наказуемого деяния.

Граждане должны будут:

– Выплатить штраф — от 100 000 до 300 000 руб.

– Выполнить обязательные работы в течение 200 часов.

– Отбыть наказание в виде ареста на 20 суток.

Должностные лица выплачивают штраф — от 200 000 до 600 000 руб.

Юридическим лицам предстоит выплатить штраф — от 400 000 до 1 000 000 руб.

Часть 4 статьи 20.2 КоАП РФ

Организация или проведение несанкционированного митинга в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ.

Активное участие в таких митингах, если это осложнило выполнение работниками указанных установки, источника или пункта своих служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды.

– Выплачивать штраф в размере от 150 000 до 300 000 руб.

– Отбывать наказание в виде ареста на 15 суток.

Должностные лица выплачивают штраф — от 200 000 до 600 000 руб. Юридические лица — от 500 000 до 1 000 000 руб.

Часть 7 статьи 20.2 КоАП РФ

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1-6.1 ст.20.2 КоАП РФ.

– Выплатой штрафа в размере от 150 000 до 300 000 руб.

– Выполнением обязательных работ в течение 200 часов.

– Отбыванием наказания в виде ареста на 30 суток.

Должностные лица должны будут выплатить штраф — от 200 000 до 600 000 руб., а юридические лица — от 500 000 до 1 000 000 руб.

Часть 8 статьи 20.2 КоАП РФ

Также организатор митинга несет гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный участникам мероприятия. Согласно части 6 статьи 5 ФЗ-№54, возмещение вреда осуществляется в порядке гражданского судопроизводства.

Что грозит участникам несанкционированных мероприятий?

Рассмотрим в таблице, какие наказания и за что могут быть гражданам, которые становятся участниками незаконных митингов, акций, демонстраций.

Правонарушение

Наказание

Статья

Нарушение участником установленного порядка проведения мероприятия.

– Штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб.

– Обязательные работы на срок до 40 часов.

Часть 5 статьи 20.2 КоАП РФ

Действия или бездействие участников, которые повлекли причинение вреда здоровью человека или имущества, но не несут подтекста уголовно наказуемого деяния.

– Штраф в размере от 150 000 до 300 000 руб.

– Обязательные работы на срок до 200 часов.

– Административный арест на 15 суток.

Часть 6 статьи 20.2 КоАП РФ

Участие в несанкционированных собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетах, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов или ТС, либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной, социнфраструктуры.

– Штраф от 10 000 до 20 000 руб.

– Обязательные работы на срок до 100 часов.

– Административный арест на 15 суток.

Для должностных лиц предусмотрен штраф в размере от 50 000 до 100 000 руб., а юридическим лицам — от 200 000 до 300 000 руб.

Часть 6.1 статьи 20.2 КоАП РФ

Уголовная ответственность за организацию или участие в несанкционированных митингах, собраниях

Граждане-участники или организаторы, которые неоднократно совершали указанные выше правонарушения и привлекались к административной ответственности по статье 20.2 КоАП РФ более двух раз в течение 180 дней, будут привлечены к уголовной ответственности по статье 212.1 УК РФ.

В соответствии со обозначенной статьей, россиянам грозят такие наказания:

  1. Штраф от 600 000 до 1 000 000 руб. или в размере дохода осужденного за период от 2 до 3 лет.
  2. Обязательные работы на срок до 480 часов.
  3. Исправительные работы на срок от 1-2 года.
  4. Принудительные работы на срок до 5 лет.
  5. Лишение свободы на срок до 5 лет.

Кроме того, в российском уголовном законодательстве предусмотрена ответственность за причинение насилия в отношении представителя власти — статья 318 УК РФ. Максимальное наказание — лишение свободы до 5 лет.

Представителем власти считается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Действия участников митинга, которые считаются противоправными

Законодательно закреплены не только права и обязанности участников митинга, но и противоправные действия.

Участники публичных мероприятий, в том числе митинга, не вправе:

  1. Скрывать свое лицо, использовать маски, применять маскировку и предметы, которые затрудняют идентификацию личности человека по его внешним признакам.
  2. Иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению.
  3. Иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе.
  4. Находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.
  5. Совершать иные противоправные действия, нарушающие общественный порядок. Например, ругаться нецензурной бранью, показывать непристойные жесты, призывать к насилию, неповиноваться законным требованиям сотрудника полиции и т. п.
  6. Причинять вред людям или их имуществу.
  7. Не соблюдать общественный порядок и регламент проведения мероприятия.
  8. Нарушать требования по обеспечению транспортной безопасности, безопасности дорожного движения.

Участники митинга обязательно должны исполнять все требования организаторов, а также правоохранительных органов и уполномоченных лиц, представителей власти и местного органа самоуправления.

Участие в несанкционированных митингах несовершеннолетних – кто несет ответственность

Что грозит родителям, опекунам, представителям?

В силу возрастных, психических и интеллектуальных особенностей детей, их право на участие в управлении делами государства отсутствуют. Ответственность за деяния несовершеннолетних ложится на плечи их родителей, опекунов, а также тех лиц, кто, согласно документации, за них отвечает (например, воспитатели детских учебных заведений закрытого типа и т.п.).

За участие в несанкционированном митинге, собрании, родители или законные представители ребенка будут привлечены к ответственности по статье 5.35 КоАП РФ. Данная статья предусматривает наказание в виде штрафа от 100 до 500 руб. за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями, законными представителями обязанностей по содержанию, воспитанию несовершеннолетних.

Выносить решение об административном правонарушении несовершеннолетнего будет Комиссия по делам несовершеннолетних. Кроме того, с родителями и ребенком обязательно должна вестись профилактическая работа.

Чего ожидать несовершеннолетнему?

Если гражданину нет 16 лет, то его поставят на учет в КДН, с ним специалисты будут проводить индивидуальную работу.

Если же гражданину исполнилось 16 лет, то за участие в несанкционированном митинге ему грозит, согласно части 6.1 статьи 20.2 КоАП РФ:

  1. Либо штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб.
  2. Либо выполнение обязательных работ в течение 100 часов.
  3. Либо административный арест на 15 суток.

Решение о наказании будет выносить судебная инстанция, так что избежать наказания вряд ли получится.

Что будет организаторам, вовлекшим в митинг несовершеннолетних?

Для организаторов несанкционированных мероприятий, которые вовлекли несовершеннолетнего или несовершеннолетних граждан, и побудили их участвовать в незаконном собрании, митинге, шествии, пикете, предусмотрена административная ответственность по статье 20.2 КоАП РФ в виде:

  1. Штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб.
  2. Обязательных работ на срок от 20 до 100 часов.
  3. Административного ареста на 15 суток.

Если организатором выступало не физическое лицо, а должностное, то его ожидает штраф в размере от 50 000 до 100 000 руб. Юридические же лица по данной статье будут вынуждены заплатить штраф равный — 250 000 — 500 000 руб.

Выносить решение о правонарушении для организатора будет суд. Ответственность по указанной статье КоАП РФ наступает с 16 лет.

Также предусмотрена уголовная ответственность за организаторов, если они побудили несовершеннолетнего причинить вред здоровью гражданину, подтолкнули к осуществлению преступления. В этом случае организатору будут грозить наказания, согласно статье 150 и 151 УК РФ.

Защита участников митинга при незаконном привлечении к ответственности

В соответствии со статьей 25.5 КоАП РФ, если в отношении гражданина возбуждено дело об административном правонарушении, он может попросить защиты и помощи юриста, адвоката.

Получается, если вас задержали на митинге и доставили в отделение полиции, то вы имеете право пригласить своего защитника.

Юристы отмечают, что оспаривать задержание проще, когда материал не составлен и не подписан. Если же документ вы уже подписали, и он докажет вашу вину, то разбираться с делом будет сложнее. Так что, если вам вменяют административное правонарушение, которое вы не совершали – не подписывайте никакую документацию и звоните сразу нашим юристам.

Срок задержания в отделении полиции составляет 3 часа, если наказание не предполагает административного ареста. По статьям 20.1, 20.2 КоАП РФ вас могут задержать на 48 часов.

Своевременное обращение к юристу, адвокату позволит исключить необоснованное возбуждение административного дела или минимизирует последствия при определении наказания в дальнейшем.

Остались вопросы? Просто позвоните нам:

Ответственность за участие в несанкционированном митинге. Простая неграмотность или намеренный поворот в практике?

Еще недавно вся страна стала свидетелем проведения массовых митингов, шествий и демонстраций, направленных на “борьбу с коррупцией и произволом власти”. Думается, что стоит оставить за рамками данной статьи социально-политические аспекты этих мероприятий, презюмируя несанкционированность их проведения в рамках текущего законодательства.

Наиболее массовым и резонансным публичным мероприятием стала акция 12 июня 2017 года под наименованием “Он вам не Димон” (2-я по счету, после акции 26 марта), которая была устроена в связи с выходом фильма-расследования о деятельности Премьер-министра. Эта акция стала и наиболее подверженной репрессиям, по сведениям СМИ в Москве и СПБ было задержано около 1200 человек[1], часть из которых была привлечена к ответственности по статьям 20.2 и 19.3 КоАП РФ.

Немного о фактических обстоятельствах (в Санкт-Петербурге). В ходе проведения акции к Марсовому полю были подогнаны автобусы, а соответствующие должностные лица с рупорами извещали собравшихся людей о несанкционированности данного митинга, нарушении норм 54-ФЗ “О собраниях, демонстрациях, митингах, шествиях и пикетированиях”, а также моего любимого Указа Президента РФ от 09.05.2017 г. N 202 “Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации Чемпионата Мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка Конфедераций FIFA 2017 г”, который впоследствии очень удачно совпал с охраной и обеспечением пенсионной реформы. Далее люди приглашались проехать в Удельный парк (место, где было согласовано проведение мероприятия) или разойтись. Подход властей был таков: “Кто не услышал, сам виноват”.

Спустя определенное количество тщетных попыток властей призвать собравшихся разойтись добровольно, ими были предприняты меры по задержанию. В дальнейшем многие из задержанных были привлечены по двум статьям КоАП одновременно, так как призыв властей через громкоговоритель был квалифицирован судами в качестве “законного требования сотрудника полиции”. Эта позиция властей в купе с судами, среди которых флагманом политики в Санкт-Петербурге стал Дзержинский районный суд, породила определенно новый подход к репрессированию незаконно митингующих, дав властям серьезный инструмент давления на гражданское общество, что породило много споров как в прессе, так и среди юристов о правомерности и справедливости такого рода санкций.

Итак, теперь стоит перейти к юридическому аспекту. Как и было сказано выше, многие лица были привлечены по статьям 20.2 (Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания), ч.5 и 19.3 (Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции), ч.1 одновременно. Это подтверждается многочисленной практикой: Постановление Санкт-Петербургского городского суда от 06.09.2017 N 4а-1094/2017 по делу N 5-402/2017[2], Решение Санкт-Петербургского городского суда от 10.07.2017 N 12-1427/2017 по делу N 5-457/2017, Решение Санкт-Петербургского городского суда от 07.09.2017 N 12-1922/2017 по делу N 5-555/2017, Решение Санкт-Петербургского городского суда от 29.06.2017 N 12-1117/2017 по делу N 5-426/2017 и т.д.

Опять же, поскольку мною презюмировалась несанкционированность митинга, привлечение по 20.2 в этой статье критиковать не буду. Вопрос вызывает привлечение по 19.3 или же одновременная ответственность по 2-м статьям КоАП РФ. Напомню, что статья 19.3 предполагает более жесткую санкцию, в чем собственно и есть суть кейса.

Практика привлечения по статье 19.3 была оправдана судами с мотивировкой: “участники такового были неоднократно информированы сотрудником полиции, осуществляющим обязанности по охране общественного порядка, посредством громко-усиливающей аппаратуры о нарушении требований п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 г. N 54-ФЗ, и необходимости прекратить митинг и разойтись, что с очевидностью свидетельствует о доведении данной информации до участников публичного мероприятия”.

Казалось бы, каждый здравомыслящий юрист должен подумать: можно ли привлекать по статье 19.3 в случае наличия специальной нормы в статье 20.2? Правомерно ли привлекать одновременно по 2-м статьям, нет ли нарушения принципа запрета двойного наказания за одно правонарушение (Non bis in idem)?

На такого рода доводы защиты судами был выдвинут следующий аргумент-обоснование решения: “Довод С. о том, что он дважды привлечен за одно и то же, так как в отношении него по тем же самым обстоятельствам вынесено постановление по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, также нельзя признать обоснованным доводом жалобы. Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3КоАП РФ, имеет другой родовой объект, а именно в данном случае объектом посягательства являются отношения в сфере порядка управления, тогда как административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 20.2КоАП РФ, посягает на общественный порядок и общественную безопасность”.

В принципе, все решения судов по поводу участия в несанкционированных митингах очень схожи, даже можно сказать шаблонизированны. Никого не смутило, что де-факто 1 деяние посягает сразу же на 2 объекта, что тут определенно присутствует конфликт специальных и общих норм, не говоря уже про доказательственную базу всех этих дел.

Соответствующие жалобы по поводу нарушения ст.4 ч.1 Протокола №7 к Конвенции (“Никто не должен быть повторно судим или наказан в уголовном порядке в рамках юрисдикции одного и того же Государства за преступление, за которое уже был оправдан или осужден в соответствии с законом и уголовно- процессуальными нормами этого Государства”), где будет рассматриваться вопрос о соотношении ч.1 ст. 19.3 и ч.5 ст. 20.2, были поданы в ЕСПЧ и объединены 15 июня 2018 года в 1 производство, но их рассмотрение по существу еще придется ждать довольно долго.[3]

Исходя из выработанной практики Европейского суда, к административно-правовым нормам могут быть применены уголовно-правовые гарантии Конвенции[4], таким образом статья 4 протокола номер 7 может быть применена по отношению к нормам КОАП РФ. Подход ЕСПЧ к запрету двойного осуждения довольно четко сформулирован в деле Сергей Золотухин против Российской Федерации[5]: Двойная ответственность за одно нарушение представляет собой неразрывную объективную связь в деяниях совокупности фактов и обстоятельств (во времени, в пространстве и по предмету), независимо от охраняемых законом интересов и правовой квалификации. Субъективная связь деяний лишь может свидетельствовать о наличии объективной связи. Суды должны выявить степень идентичности и связи между фактическими обстоятельствами в деяниях.

Таким образом, аргумент отечественных судов о том, что данные правонарушения направлены на нарушение различных охраняемых законом интересов, в связи с чем могут попадать под различные санкции, не может быть принят как решающий. В данном случае важно то, что время, пространство, воля лица в 2-х деяниях совпадают, соответственно использовать необходимо специальную норму.

И вот 26 июня 2018 г. эта проблема наконец была затронута долгожданным Постановлением Пленума ВС №28:

Пункт 33 гласит, что “Судам следует иметь в виду, что нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях. К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации. Невыполнение участником публичного мероприятия законных требований или распоряжений указанных представителей власти, а также воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, связанных с обеспечением общественного порядка, безопасности граждан и соблюдением законности при проведении публичного мероприятия, подлежит квалификации по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, которая в данном случае является специальной по отношению к части 1 статьи 19.3 КоАП РФ”.

Окончательным ударом по сложившейся практике стало Постановление ВС от 29 июня 2018 года №78-АД18-5[6]: “Невыполнение участником публичного мероприятия законных требований или распоряжений сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации), а также воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, связанных с обеспечением общественного порядка, безопасности граждан и соблюдением законности при проведении публичного мероприятия, охватывается диспозицией части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой установлена административная ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 указанной статьи. Указанная норма в данном случае является специальной по отношению к части 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”.

Вроде бы это победа над антиправовым подходом, методом невежества и полицейской дубинки, но грустно то, что такое простое решение дошло до наших судов спустя огромное количество времени и жертв этой практики. Как вы считаете, чем объясняется столь кардинальный поворот?

Добавить комментарий