Незаконное хранение огнестрельного оружия и боеприпасов: ответственность по статьям 222 и 223 УК РФ и 20.8 КОАП
Статья 20.8 КоАП РФ. Нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему
Новая редакция Ст. 20.8 КоАП РФ
1. Нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, –
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
2. Грубое нарушение лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, –
влечет дисквалификацию должностных лиц на срок от шести месяцев до одного года; административное приостановление деятельности юридических лиц – на срок от десяти до шестидесяти суток.
3. Нарушение порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием –
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо их дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
4. Нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами, за исключением случая, предусмотренного частью 4.1 настоящей статьи, –
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от шести месяцев до одного года.
4.1. Ношение огнестрельного оружия лицом, находящимся в состоянии опьянения, –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от одного года до двух лет с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой.
4.2. Невыполнение лицом, осуществляющим ношение огнестрельного оружия, законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения –
влечет лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от одного года до двух лет с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой.
5. Нарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление их деятельности на срок до десяти суток.
6. Незаконные приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток с конфискацией оружия и патронов к нему; на должностных лиц – от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо их дисквалификацию на срок от одного года до трех лет с конфискацией оружия и патронов к нему; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административное приостановление их деятельности на срок от десяти до шестидесяти суток.
Комментарий к Статье 20.8 КоАП РФ
1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения в сфере оборота оружия.
2. Объективная сторона части первой комментируемой статьи выражается в нарушении правил производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему. Оборот оружия регламентируется Федеральным законом от 13 ноября 1996 г. N 150-ФЗ “Об оружии” и Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 “О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации”. Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1, выступают должностные лица и юридические лица, принимающие участие в обороте оружия.
3. Объективная сторона части второй состоит в нарушении правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами. В данном случае субъектом правонарушения выступают граждане, владеющие оружием и патронами.
4. Объективная сторона части третьей заключается в нарушении правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему. Коллекционирование и экспонирование оружия и патронов к нему требует получения лицензии, выдаваемой органами внутренних дел.
5. Субъектом правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица.
6. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.
7. Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел.
8. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, рассматриваются должностными лицами органов внутренних дел либо судьями в том случае если должностное лицо органа внутренних дел передает его на рассмотрение судьи.
Другой комментарий к Ст. 20.8 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. Объектом правонарушений, ответственность за которые предусмотрена данной статьей, являются общественный порядок и общественная безопасность, а также установленные правила оборота гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации.
Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. “Об оружии” (с изм. от 21, 31 июля, 17 декабря 1998 г., 19 ноября 1999 г., 10 апреля 2000 г., 26 июля, 8 августа 2001 г., 27 ноября 2001 г.) устанавливает запреты на оборот и ношение некоторых видов гражданского и служебного оружия по определенным свойствам и характеристикам, а также боеприпасов и патронов к нему.
Под оборотом оружия и основных частей огнестрельного оружия понимается производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия на территорию Российской Федерации и вывоз его из Российской Федерации (ст.1 Закона).
Все производимые на территории Российской Федерации, ввозимые на ее территорию и вывозимые из нее модели гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также конструктивно сходные с оружием изделия подлежат обязательной сертификации.
Сертификат соответствия является основанием для оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (ст.7 Закона).
Согласно ст.9 Закона производство оружия, торговля им, его приобретение, коллекционирование или экспонирование на территории Российской Федерации подлежат лицензированию, за исключением производства и приобретения оружия государственными военизированными организациями.
Лицензии на торговлю оружием, его приобретение, коллекционирование или экспонирование выдаются органами внутренних дел, а лицензия на производство оружия – органами, уполномоченными Правительством РФ, на основании заявления гражданина РФ. Срок действия лицензий на производство оружия, торговлю им, его коллекционирование или экспонирование составляет три года со дня выдачи лицензии, а лицензий на приобретение оружия – шесть месяцев со дня выдачи лицензии.
Производство оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами, имеющими лицензию на производство, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Юридические лица, производящие оружие и патроны к нему, должны обеспечивать безопасность производства, контроль за производством, соответствующее качество выпускаемой продукции и ее сохранность (ст.16 Закона).
Ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из нее гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляются по разрешениям Министерства внутренних дел РФ, а конструктивно сходных с оружием изделий – по согласованию с Министерством внутренних дел РФ после проведения сертификации указанного оружия, патронов к нему и конструктивно сходных с оружием изделий.
При этом ввоз оружия на территорию Российской Федерации может осуществляться юридическими лицами – поставщиками, а его вывоз из Российской Федерации – юридическими лицами, имеющими лицензию на производство оружия.
Ввоз и вывоз оружия иными лицами осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ (ст.17 Закона).
Торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица, производящие гражданское и служебное оружие и патроны к нему на основании лицензии на их производство, а также юридические лица, осуществляющие торговлю на основании лицензии на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему.
Запрещается продавать гражданское и служебное оружие юридическим лицам, не представившим лицензию на приобретение указанного оружия, а патроны к нему – юридическим лицам, не представившим разрешения на хранение или хранение и ношение указанного оружия.
Лицензия на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему не дает права на открытие филиалов юридических лиц, созданных для торговли гражданским и служебным оружием и патронами к нему (ст.18 Закона).
Хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему (на основании ст.22 Закона) разрешается юридическим лицам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия. Им запрещаются хранение и использование найденного или переданного им огнестрельного оружия, собственниками которого они не являются. Такое оружие подлежит немедленной сдаче в органы внутренних дел.
Разрешение на хранение и ношение наградного оружия гражданами РФ выдается органами внутренних дел по месту жительства. Наградным не может быть оружие, позволяющее вести огонь очередями, а также запрещенное к обороту на территории Российской Федерации (ст.20 Закона).
На основании ст.24 Закона граждане РФ могут применять имеющееся у них на законных основаниях оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости.
2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 комментируемой статьи, выражается в противоправном действии (бездействии), в результате которого произошло нарушение установленных правил (см. п.1 комментария к данной статье) по производству, продаже, хранению или учету оружия и патронов к нему.
3. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч.1 рассматриваемой статьи, являются должностные лица, в чьи обязанности входит соблюдение указанных правил и юридические лица.
4. Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 данной статьи, может выражаться виной как в форме умысла, так и неосторожности.
6. Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч.2 комментируемой статьи, является противоправное действие (бездействие) по нарушению правил (см. п.1 комментария к данной статье) хранения, ношения и уничтожения оружия и патронов к нему (если только совершение указанных действий не повлекло уголовной ответственности).
7. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч.2 данной статьи, являются граждане РФ, достигшие шестнадцатилетнего возраста (возраст, по достижении которого граждане Российской Федерации могут получить разрешение на хранение или хранение и ношение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия, составляет 18 лет, он может быть снижен не более чем на два года законодательными (представительными) органами субъектов РФ – ст.13 Закона “Об оружии”.
Иностранные граждане несут ответственность в соответствии с нормами международных договоров и соглашений, а также со ст.14 упомянутого Закона.
8. Правонарушение, предусмотренное ч.2 рассматриваемой статьи, может быть совершено умышленно или по неосторожности.
9. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.3 этой же статьи, может выражаться в действии (бездействии), нарушающем правила коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему.
Коллекционированием или экспонированием оружия на территории Российской Федерации имеют право заниматься юридические лица и граждане, имеющие соответствующие лицензии органов внутренних дел.
Правила коллекционирования или экспонирования оружия, а также конструктивно сходных с оружием изделий, порядок их производства, продажи, передачи, приобретения, экспонирования, хранения и транспортирования, торговли ими, а также номенклатура оружия устанавливаются Правительством РФ.
10. Субъектами правонарушения ч.3 комментируемой статьи являются граждане и юридические лица.
11. Правонарушение, предусмотренное ч.3 статьи, может быть совершено умышленно или по неосторожности.
Статья 222 УК РФ. Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов
Новая редакция Ст. 222 УК РФ
1. Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов (за исключением гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, его основных частей и патронов к нему, огнестрельного оружия ограниченного поражения, его основных частей и патронов к нему) –
наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового.
2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, –
наказываются лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, –
наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев либо без такового.
4. Незаконный сбыт гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового оружия, холодного оружия, в том числе метательного оружия, –
наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев или без такового.
Примечание. Лицо, добровольно сдавшее предметы, указанные в настоящей статье, освобождается от уголовной ответственности по данной статье. Не может признаваться добровольной сдачей предметов, указанных в настоящей статье, а также в статьях 222.1, 223 и 223.1 настоящего Кодекса, их изъятие при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.
Комментарий к Статье 222 УК РФ
1. Объектом преступного посягательства является общественная безопасность.
2. Предметами посягательства по ч. 1 и 4 коммент. статьи являются:
2.1. Огнестрельное оружие, под которым согласно Закону об оружии понимаются устройства и предметы как отечественного, так и иностранного производства, конструктивно приспособленные для механического поражения живой или иной цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет порохового или иного заряда. В п. 1 Постановления от 12.03.2002 N 5 Пленум ВС РФ разъяснил, что по делам, связанным с оружием и боеприпасами, следует исходить из положений Закона об оружии.
Пневматическое оружие, сигнальные, стартовые, строительно-монтажные пистолеты и револьверы, электрошоковые устройства, предметы, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды, конструктивно сходные с оружием, не относятся к оружию. Не входит в предмет преступного посягательства и гражданское гладкоствольное огнестрельное оружие, его основные части и боеприпасы к нему.
2.2. Основные части огнестрельного оружия – ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка, ударно-спусковой и запирающий механизмы. Это определено в Законе об оружии.
2.3. Боеприпасы – предметы вооружения и метаемое снаряжение как отечественного, так и иностранного производства, предназначенное для поражения цели и содержащее разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание. Так, Закон об оружии определил понятие “боеприпасы”. Указанным Постановлением Пленума ВС РФ от 12.03.2002 N 5 (п. 4) разъяснено, что к боеприпасам следует отнести артиллерийские снаряды, мины, военно-инженерные подрывные устройства, ручные и противотанковые гранаты, боевые ракеты, авиационные бомбы и т.д. независимо от наличия или отсутствия у них средств для инициирования взрыва, предназначенные для поражения целей, а также все виды патронов к огнестрельному оружию независимо от калибра, изготовленные промышленным или самодельным путем. Сигнальные, осветительные, холостые, строительные, газовые, учебные и иные патроны, не имеющие поражающего элемента (снаряда, пули, дроби, картечи и т.п.) и не предназначенные для поражения цели, не относятся к боеприпасам, взрывчатым веществам и взрывным устройствам.
2.4. Взрывчатые вещества – это химические соединения или механические смеси веществ, способные к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению – взрыву. К ним относятся тротил, аммониты, пластиты, эластиты, порох, твердое ракетное топливо и т.п.
Хотя в Законе об оружии и не регулируется вопрос, какое количество взрывчатого вещества образует криминал, тем не менее надо полагать, что не всякое количество взрывчатого вещества будет влечь УО, а только такое, которое по объему или весу достаточно для причинения смертельного повреждения.
2.5. Под взрывными устройствами следует понимать промышленные или самодельные изделия, функционально объединяющие взрывчатое вещество и приспособление для инициирования взрыва (запал, взрыватель, детонатор и т.п.). Имитационно-пиротехнические и осветительные средства не относятся к взрывчатым веществам и взрывным устройствам (п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 12.03.2002 N 5).
2.6. В практике возникает вопрос о том, подпадают ли под действие ст. 222 случаи, когда оружие неисправно либо является учебным. Постановление Пленума ВС РФ от 12.03.2002 N 5 (п. 12) разъясняет, что в том случае если оно содержало пригодные для использования комплектующие детали или если лицо имело цель привести его в пригодное состояние и совершило какие-либо действия по реализации этого намерения, то это должно рассматриваться как уголовно преследуемое деяние.
2.7. Под холодным оружием следует понимать изготовленные промышленным или самодельным способом: а) предметы, предназначенные для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения, которые включают в себя: холодное клинковое оружие (кинжалы боевые, национальные охотничьи ножи, являющиеся оружием; штыки-ножи; сабли, шашки; мечи и т.п.); иное оружие режущего, колющего, рубящего или смешанного действия (штыки, колья, боевые топоры и т.п.), а также оружие ударно-дробящего действия (кастеты, нунчаки, кистени и т.п.); б) предметы, предназначенные для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение при помощи мускульной силы человека (метательные ножи и топоры, дротики и т.п.), либо механического устройства (луки, арбалеты и т.п.). Причем отнести колюще-режущие предметы к холодному оружию можно только тогда, когда они отвечают требованиям, предусмотренным ГОСТ 51215-98 “Оружие холодное”.
2.8. В тех случаях, когда для решения вопроса о том, являются ли оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами или взрывными устройствами предметы, которые лицо незаконно носило, хранило, приобрело, изготовило, сбыло или похитило, требуются специальные знания, по делу необходимо проведение экспертизы.
2.9. Основным признаком газового оружия является его предназначение для временного поражения цели, в качестве которой может выступать человек или животное, путем применения токсических веществ, оказывающих слезоточивое, раздражающее или иное воздействие. Для приобретения и хранения газового оружия в виде пистолетов и револьверов необходимо получение лицензии. Механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми и раздражающими веществами, также относятся к газовому оружию, но могут приобретаться свободно.
Виновные лица могут привлекаться к УО по ч. 4 ст. 222 за незаконный сбыт газового оружия, снаряженного нервно-паралитическими, отравляющими или иными веществами, способными причинить вред здоровью, оборот которого запрещен Законом об оружии.
2.10. Необходимо учитывать, что правила оборота каждого вида оружия и боеприпасов определены помимо Закона соответствующими постановлениями Правительства РФ и ведомственными нормативными актами. В связи с этим при решении вопроса о привлечении к УО за преступление, предусмотренное коммент. статьей, следует устанавливать и указывать в приговоре, какие правила были нарушены.
2.11. При возникновении трудностей в решении вопроса об отнесении конкретных образцов оружия, патронов и боеприпасов к тому или иному виду необходимо назначать экспертизу для определения тактико-технических характеристик данных образцов.
Если указанные трудности обусловлены не техническими причинами, а являются следствием противоречий между законодательными актами РФ и нормами международного права, определяющими критерии разграничения видов оружия, то в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции следует руководствоваться нормами международного права.
2.12. При установлении вида оружия по правилам ст. 2 – 5 Закона об оружии необходимо иметь в виду, что принятие государственными военизированными организациями на вооружение гражданского или служебного оружия и патронов к нему, соответствующих требованиям ст. 3, 4, 6 Закона об оружии и сертифицированных в соответствии со ст. 7 данного ФЗ, не является достаточным основанием для того, чтобы расценивать это гражданское или служебное оружие и патроны как боевые и привлекать лицо к УО за нарушение правил оборота боевого оружия.
3. Объективная сторона согласно ч. 1 – 3 комментируемой статьи 222 УК РФ выражается в незаконном приобретении, передаче, сбыте, хранении или ношении предметов, указанных в диспозиции статьи. Объективная сторона состава преступления, описанного в ч. 4 коммент. статьи, – в незаконном сбыте соответствующих предметов посягательства.
3.1. Под незаконным приобретением понимается их покупка, получение в дар или в уплату долга, в обмен на товары и вещи, присвоение найденного и т.п., а также незаконное временное завладение оружием в преступных либо иных целях, когда в действиях виновного не установлено признаков его хищения. Форма перехода предметов во владение лица, т.е. покупка, получение в дар, по обмену, получение в уплату долга, присвоение найденного и т.д., не имеет значения.
3.2. Под незаконной передачей оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств следует понимать их незаконное предоставление лицами, у которых они находятся, посторонним лицам для временного использования или хранения.
3.3. Под незаконным сбытом указанных предметов следует понимать их безвозвратное (в отличие от незаконной передачи) отчуждение в собственность иных лиц в результате совершения какой-либо противоправной сделки (возмездной или безвозмездной), т.е. продажу, дарение, обмен и т.д.
3.4. Под незаконным хранением понимается сокрытие указанных предметов в помещениях, тайниках, а также в иных местах, обеспечивающих их сохранность.
3.5 Под незаконной перевозкой этих же предметов следует понимать их перемещение на любом виде транспорта, но не непосредственно при обвиняемом.
3.6. Под незаконным ношением огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств следует понимать нахождение их в одежде или непосредственно на теле обвиняемого, а равно переноску в сумке, портфеле и тому подобных предметах (п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 12.03.2002 N 5).
4. При рассмотрении дел о нарушениях правил оборота оружия и боеприпасов необходимо иметь в виду, что неправомерные действия лица могут содержать одновременно признаки состава как административного правонарушения, так и преступления, в связи с чем необходимо отграничивать виды ответственности владельцев оружия.
При этом в случаях, когда допущенное лицом административное правонарушение (например, нарушение правил хранения или ношения оружия и боеприпасов, их продажи, несвоевременная регистрация и перерегистрация оружия и т.п.) содержит также признаки уголовно наказуемого деяния, указанное лицо может быть привлечено лишь к административной ответственности. Судам следует также иметь в виду, что виновные лица привлекаются к административной ответственности за нарушение установленных правил ношения, изготовления, продажу или передачу пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж и калибра 4,5 мм, оборот которого Законом об оружии запрещен.
5. Практика выдвинула вопрос: может ли быть привлечено к ответственности лицо, имеющее разрешение на один вид оружия, а владеющее еще и другим?
Ответ на этот вопрос содержится в Определении ВС РФ по конкретному делу , где утверждается: лицо, имевшее разрешение на один вид оружия, у которого имеется и другое оружие, не может быть субъектом данного преступления. То есть лицо, прошедшее разрешительную систему на выдачу и хранение оружия, не может быть субъектом указанного преступного посягательства.
——————————–
См.: БВС РФ. 1989. N 2. С. 7.
6. Поскольку разрешительная система такова, что разрешение на оружие дается на определенный срок, то можно ли привлекать к УО лицо, когда срок разрешения (лицензии) истек?
КоАП в ст. 20.11 предусматривает ответственность за нарушение сроков регистрации (перерегистрации) огнестрельного оружия или постановки его на учет. В силу этого следует считать, что если лицо, привлеченное к административной ответственности, не возобновило без уважительных причин (болезнь или нахождение в длительной командировке и т.д.) свое право на получение лицензии на оружие и продолжает его хранить или носить и т.д., то следует это лицо относить к субъекту преступного посягательства.
7. Состав преступления формальный. Преступление не связано с наступлением каких-либо материальных последствий, и поэтому следует считать его оконченным в момент совершения перечисленных действий. Как оконченное преступление по коммент. статье надлежит квалифицировать незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение одной либо нескольких основных частей огнестрельного оружия. Отсутствие материальных последствий может учитываться при индивидуализации наказания.
8. Не является уголовно наказуемым оборот комплектующих деталей и составных частей оружия и патронов, осуществляемый в ходе производственного процесса между смежными предприятиями, занимающимися производством оружия для поставок государственным военизированным организациям или его изготовлением и поставками только для экспорта с соблюдением правил, установленных ст. 16 Закона об оружии.
9. Ответственность по коммент. статье наступает с 16-летнего возраста, и лицо к ответственности может быть привлечено, если у него имеется оружие, на которое оно не имеет соответствующего разрешения, выданного в установленном законом порядке.
10. Квалифицирующими и особо квалифицирующими признаками, относящимися только к деяниям, предусмотренным ч. 1 статьи, являются признаки, перечисленные в ч. 2 и 3 коммент. статьи, включающие совершение преступления: а) группой лиц по предварительному сговору (ч. 2); б) организованной группой лиц (ч. 3).
11. О группе лиц по предварительному сговору и организованной группе см. в ч. 2 и 3 ст. 35 УК.
12. Дезертирство военнослужащего с оружием, вверенным ему по службе, при отсутствии в его действиях признаков хищения оружия квалифицируется лишь по ч. 2 ст. 338 УК России. При наличии в содеянном признаков хищения оружия действия виновного должны квалифицироваться по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 226 и ч. 2 ст. 338.
13. Примечание к коммент. статье 222 УК освобождает лицо от УО в случае, если оно добровольно сдаст предмет посягательства. Под добровольностью понимается сдача оружия и других предметов вне зависимости от мотивов, которыми руководствовалось лицо. К добровольности сдачи относится не только выдача этих предметов, но и сообщение органам власти об их местонахождении при реальной возможности их дальнейшего хранения (п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от 12.03.2002 N 5). Причем эти лица освобождаются от ответственности не только за хранение, а также за незаконное их приобретение или изготовление. Добровольность сдачи оружия оценивается применительно к конкретным обстоятельствам дела. При этом надлежит иметь в виду, что закон не связывает выдачу с мотивом поведения лица, а также с обстоятельствами, предшествовавшими ей или повлиявшими на принятое решение.
13.1. Законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ сформулировано по-новому понятие добровольности. Нельзя считать, что имеется добровольность, если изъятие оружия происходит при задержании, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.
14. Деяния, предусмотренные ч. 1 коммент. статьи, относятся к категории преступлений средней тяжести; ч. 2 и 3 – к категории тяжких; ч. 4 – небольшой тяжести.
Другой комментарий к Ст. 222 Уголовного кодекса Российской Федерации
1. Правила оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств содержатся в Федеральном законе от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ “Об оружии”, а также в ряде иных нормативных правовых актов.
К предмету преступления относятся: оружие (за исключением гражданского гладкоствольного, его основных частей и боеприпасов к нему), его основные части, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства (п. п. 2 – 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5 “О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств”).
2. Объективная сторона преступления заключается в приобретении, передаче, сбыте, хранении, перевозке или ношении указанных предметов (п. п. 11 – 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5). Следует иметь в виду, что все перечисленные действия должны носить незаконный характер, т.е. противоречить правилам оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, установленным Федеральным законом “Об оружии” и соответствующими постановлениями Правительства РФ, а также ведомственными нормативными правовыми актами.
3. Часть 4 предусматривает самостоятельный состав преступления. Его предметом является газовое и холодное оружие.
Объективная сторона в данном случае заключается в незаконном сбыте газового и холодного оружия.
4. Примечание к настоящей статье предусматривает специальный вид освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием.
Незаконное хранение огнестрельного оружия и боеприпасов: ответственность по статьям 222 и 223 УК РФ и 20.8 КОАП
В частности, сейчас согласно ч. 1 ст. 223 за незаконные изготовление, переделку или ремонт огнестрельного оружия, его основных частей, а равно незаконное изготовление боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств установлено наказание в размере от трех до пяти лет. В то же время срок за указанные деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 223), составляет от двух до шести лет. То есть минимальный срок меньше, чем за совершение таких преступлений единолично.
Согласно поправкам, наказания за преступление, классифицированное в соответствии с ч.2 ст. 223 УК РФ, составит от трех до семи лет.
Кроме того, вносится дополнение в примечание к ст. 222 УК РФ “Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов”, в соответствии с которым механизм освобождения от уголовной ответственности, предусмотренный названной статьей, не применяется к лицам, не только участвующим в незаконном обороте оружия, но и незаконно его изготовившим и переделавшим.
Также уточняется вид пиротехнических изделий, которые признаются предметом противоправного деяния в соответствии с ч.1 ст. 20.8 КоАП ПФ. Административная ответственность будет грозить только за нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учёта пиротехнических изделий IV и V классов.
Текст Федерального закона от 29 июня 2015 года ? 192-ФЗ “О внесении изменений в статьи 222 и 223 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” здесь: http://publication.pravo.gov.r. x=1&rangeSize=1
не понял, как отношение к самокруту гладкого?
AU-Ratnikov |
Никакого. Не запрещено. |
Avenit |
AU-Ratnikov |
Эта тема создана для целей информации о изменениях законодательства. Думаю что это очевидно. Ваше высказывание вызывает недоумение.
Ремонт оружия это восстановление утраченных поражающих свойств. |
belkin1550 |
дезерт игл |
P.a.i.n |
Полировка ствола изнутри (полировочной пастой, типа ГОИ), изменение формы дульного среза ствола с помощью шлифовальных насадок, наждачной бумаги и полировочной пасты, изменение формы горки подачи патрона, изменение формы казенника из-за наклепа, изменение (шлифовка) наружной поверхности ствола (к примеру, кривое крепление ствола к рамке, необходимо изменить форму крепления, чтобы затвор не цеплял при откате). Всё относится к ОООП и самостоятельной работе владельца. Интересно узнать, что из этого можно квалифицировать как ремонт и, соответственно, подпадает под 223 статью? |
AU-Ratnikov |
Все не запрещено.
Удаление крепежа неразъемного соединения и сборка по новой – не ремонт – это см.ст.223 изготовление, запрещено. |
P.a.i.n |
AU-Ratnikov |
|
ALEX-1975 |
AU-Ratnikov |
любительбулок |
medved 73 | заводом изготовителем предусмотрено не возможность снятия ствола из затвора пистолета ООП! самостоятельное удаление штифта препятствующего снятию ствола относится к ст223. |
mixmix |
Так пленум ПП ВС РФ 5 ни кто не отменял. “Под основными частями огнестрельного оружия следует понимать ствол, затвор, барабан, рамку, ствольную коробку.” “Под незаконной переделкой как разновидностью изготовления огнестрельного оружия и его основных частей, огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему либо газовому оружию следует понимать изменение в нарушение установленного порядка их тактико-технических характеристик и свойств, при котором независимо от результатов такого изменения их поражающие свойства сохраняются (например, изменение их формы для имитации других предметов, переделка ствола огнестрельного гладкоствольного оружия под патрон к оружию с нарезным стволом, укорачивание ствола огнестрельного гладкоствольного оружия, в результате чего оно становится запрещенным к обороту, и т.д.). При квалификации последующих незаконных действий с изготовленным (переделанным) оружием (боеприпасами) необходимо исходить из тактико- технических характеристик, которыми стало реально обладать изготовленное (переделанное) виновным оружие (боеприпасы), а не тех, которыми обладали предметы, подвергшиеся переделке.” |
любительбулок |
AU-Ratnikov |
mixmix |
AU-Ratnikov |