Отдел управления по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией: методика расследования и способы противодействия

Чем может закончиться проверка ОБЭП

Задача сотрудников ОБЭП — собрать доказательства экономического преступления, а затем передать их в следственный комитет. В этой статье разбираемся, что считается экономическим преступлением, когда и к кому ОБЭП может прийти с проверкой и какие могут быть последствия.

ОБЭП — отдел по борьбе с экономическими преступлениями — еще в 2011 году переименовали в ОЭБиПК — отдел экономической безопасности и противодействия коррупции. Но в статье мы будем использовать старое название, чтобы получить побольше трафика из поиска.

Какие преступления считаются экономическими

Экономические преступления — это обман покупателей, государства или других компаний с целью получить прибыль. Такими преступлениями считаются продажа поддельных кроссовок, взятки, контрабанда и подделка бухгалтерских отчетов для уменьшения налогов.

Все виды экономических преступлений описывает восьмой раздел уголовного кодекса, в нем 58 статей. Вот несколько преступлений в сфере экономики, которые могут стать основанием для проверки ОБЭП.

Преступление
Пример

Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности

Угрожать владельцу магазина ограблением и требовать платить за безопасность

Продавать варежки в инстаграме без регистрации ИП

Незаконная розничная продажа алкогольной продукции

Продавать коньяк и водку без регистрации ООО и лицензии

Незаконное использование средств индивидуализации товаров

Шить и продавать поддельные кроссовки с логотипом «Nike»

Контрабанда табачных изделий

Провезти через таможню три ящика сигарет или табака без оформления

Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок

Дать взятку отделу закупок, чтобы победить в тендере

Легализация денежных средств, приобретенных лицом в результате совершения им преступления

Открыть салон красоты, чтобы отмывать деньги от продажи наркотиков и оружия

Основания для проверки ОБЭП

Экономическими преступлениями занимается специальный отдел — ОБЭП. Задача отдела — выявить признаки преступлений, найти и собрать доказательства, чтобы затем передать их в органы предварительного следствия. Для этого и проводят проверки.

Еще ОБЭП может прийти с проверкой из-за коррупционных преступлений — это дача и требование взятки, подкупы должностных лиц.

Для проверки ОБЭП нужны основания:

  • сообщение о преступлении. Обычно такие сообщения получают от оперативного дежурного из полиции;
  • письменное поручение следователя или дознавателя;
  • заявление от любого человека.

Бывали случаи, когда проверки начинались по заявлениям от анонимных информаторов.

Когда ОБЭП получает сообщение, поручение или заявление, он разрабатывает план оперативного мероприятия. Это может быть поездка в офис с осмотром помещения или изъятием документов, которые как-то подтверждают преступление. Еще могут получить санкцию суда на прослушку телефонов компании или слежку.

Полномочия сотрудников ОБЭП при проверке

Сотрудники ОБЭП могут проверять организации, ИП и физлиц. Все проверки ОБЭП — внеплановые и без предупреждения.

Во время проверки сотрудники могут:

  • осматривать помещения. Например, магазин предпринимателя, в котором продают и хранят нелегальный алкоголя;
  • проводить выемки. Выемка — это когда сотрудники ОБЭП приезжают в помещение компании за определенными предметами или документами. Ее проводят по поручению следователя или дознавателя рамках уголовного дела;
  • назначать экспертизы — брать образцы почерка директора компании, а потом проводить сравнительный анализ;
  • опрашивать владельца компании и сотрудников.

Еще могут прослушивать телефоны, следить за владельцем компании, проводить контрольные закупки и внедрять агентов под прикрытием.

ОБЭП пришел с проверкой. Что говорить

Как только сотрудник ОБЭП пришел в офис или магазин, он должен показать свое удостоверение.

В настоящем удостоверении сверху будет полное наименование органа: «Отдел экономической безопасности и противодействия коррупции», печать и фотография. В поддельных удостоверениях часто изменяют одно-два слова в наименовании органа.

Если есть подозрения, что удостоверение — подделка, нужно позвонить в ОБЭП своего района и узнать, проводится ли проверка. Еще можно позвонить в дежурную часть УВД или ГУВД и спросить, есть ли такой сотрудник у них в штате.

Обычно сотрудники ОБЭП объясняют, что проверка проводится по заявлению, и просят позвать директора компании или начальника. Затем осматривают помещения и опрашивают директора и сотрудников.

В идеальном мире к опросам ОБЭП готовятся заранее с юристом, а в реальном нужно запомнить главное: отвечать коротко и только на тот вопрос, что задают.

Вопрос ОБЭП
Опасный ответ
Коротко и по существу

Вы торгуете поддельным алкоголем?

Лично я — нет, в магазине какой-то алкоголь продают, но кажется, что он настоящий

Ваш работодатель занимается отмыванием денег?

Отмывание — это что? Не знаю, какие-то люди иногда приносят деньги, но это не мои работодатели

Мне не ясна суть вопроса

Кем и как давно вы здесь работаете? Что входит в ваши обязанности?

Я продавец, здесь работаю год, продаю товары, иногда подписываю договоры на поставки товаров и налоговые декларации

С января 2018 года, продавец, отпускаю товары покупателям, пробиваю кассовые чеки, рассчитываю покупателей, слежу за сроком годности товаров

Все ответы ОБЭП записывает на бумаге, а потом сотрудники компании ставят подпись: «С моих слов записано верно, мною прочитано». Расскажите сотрудникам, что записано должно быть слово в слово, а если где-то неверно — нужно исправлять на верный вариант. Эти ответы могут использовать против компании, и для возбуждения уголовного дела тоже.

Еще у сотрудников есть право отказаться от опроса на основании 51-й статьи, чтобы не свидетельствовать против себя.

Если ОБЭП посчитает нужным, может изъять документы, компьютеры, жесткие диски или товары, если компанию проверяют из-за торговли нелегальным алкоголем, подделками.

Лучше не мешать сотрудникам ОБЭП проводить проверку, иначе это могут посчитать воспрепятствованием предварительному расследованию, а значит, появится основание для уголовного дела по статье 294.

Стандартный срок проверки — 30 дней, но если руководитель ОБЭП или прокуратура решат, что нужно собрать больше материалов, проверка будет идти дольше.

Результаты и последствия проверки ОБЭП

Допустим, сотрудники ОБЭП пришли осмотреть помещение или забрать документы. Значит, они должны составить протокол осмотра помещения или выемки документов, в котором предприниматель может написать замечание, к примеру:

  • мне не было предоставлено постановление о проведении конкретного оперативно-розыскного мероприятия;
  • я против изъятия всех документов, потому что они не относятся к материалам проверки.

Если сотрудники ОБЭП изъяли у компании документы и технику, они должны дать предпринимателю возможность сделать их копии на бумаге или флешке, диске сразу или в течение пяти дней. Это нужно, чтобы компания могла продолжать работу.

Итогом проверки ОБЭП может быть два результата:

  • ничего не нашли. Если прошло 30 дней — это стандартный срок проверки ОБЭП, — но никаких признаков преступления не нашли, компании должны вернуть документы, технику и всё, что изъяли. А затем вынести постановление об отказе в возбуждении уголовного дела;
  • нашли признаки экономического преступления. Например, на складе обнаружили поддельный алкоголь или в офисе компании нашли фальшивые деньги, тогда материалы передают следователю или дознавателю, и уже он решает, нужно ли возбуждать уголовное дело.

Если ОБЭП изъял часть документов и не нашел признаков преступления, теоретически с проверкой могут прийти еще раз. Но приходить каждый день не получится: слишком частые проверки можно обжаловать через руководителя ОБЭП, прокуратуру или федеральный суд.

Оперуполномоченный ОБЭП: должностные обязанности и полномочия

ОБЭП (правильная аббревиатура – ОЭБиПК – отдел экономической безопасности и противодействия коррупции) принято расшифровывать как отдел по борьбе с экономической безопасностью.

Сотрудники отдела выполняют разнообразные функции, большая часть которых направлена на противодействие экономическим преступлениям.

Структурная подчиненность

Находится отдел под руководством Министерства внутренних дел РФ. Обеспечивает функции МВД по реализации и выработке государственной политики, а также правовому и нормативному урегулированию в области экономической безопасности всего государства. Выполняет различные иные функции согласно Положению о Департаменте, а также согласно нормативным правовым актам МВД РФ.

ОБЭП состоит под юрисдикцией ГУЭБиПК МВД России (расшифровывается как Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ). Это самостоятельное подразделение, входящее в Центральный аппарат МВД. Выполняет функции главного оперативного подразделения по борьбе с налоговыми, а также экономическими преступлениями.

Функции отдела

Основные функции, которые выполняет отдел, а также его сотрудники:

  • выявление угроз для экономической безопасности страны в пределах компетенций МВД;
  • разработка мер по нейтрализации угроз;
  • участие в проведении разработок программ федерального уровня по противодействию преступлениям;
  • проведение организации мероприятий по выявлению, пресечению, предупреждению, а также раскрытию самых опасных международных, межрегиональных экономических или налоговых преступлений в предпочтительных сферах экономики;
  • борьба с преступлениями против государственной власти, интересов госслужбы, органов местного самоуправления;
  • предупреждение, пресечение и выявление наиболее резонансных налоговых и экономических преступлений;
  • проведение профилактических мероприятий, направленных на защиту любых форм собственности от преступной деятельности с целью обеспечения благоприятных условий для развития сферы предпринимательства и инвестирования;
  • проведение документальных проверок, а также ревизий, основная цель которых – пресечение, выявление, раскрытие налоговых и экономических преступлений, которые носят международный характер, а также характер региональный;
  • в рамках компетенций организация борьбы с легализацией финансовых средств или другого имущества, которые получены преступным путем;
  • в рамках компетенций участие в организации борьбы с финансированием экстремизма, терроризма, прочей противоправной деятельности.

Сотрудники отдела

Сотрудниками данного подразделения являются оперуполномоченные люди. Чаще всего их можно увидеть одетыми не по форме. Они приходят в компанию, аргументируя свой визит жалобой от клиента. Массовая инициированная органами свыше проверка может произойти в любой компании.

Основанием для проверки может быть один из 4 пунктов:

  • подозрение в совершении уголовного преступления компанией или сотрудником компании;
  • проведение профилактических мероприятий во избежание совершения правонарушения экономического характера;
  • проверка деятельности государственной налоговой инспекции на примере конкретной компании;
  • “наезд” конкурентов.

Последний пункт означает, что данные сотрудники не являются официальными оперуполномоченными, следовательно целью подставных проверяющих будет получение информации о деятельности компании, ее клиентах, данных о продажах, прибылях, а также прочая конфиденциальная информация. В случае такого визита необходимо незамедлительно сообщать в вышестоящие органы МВД.

Чтобы понимать, входят ли действия сотрудника, «навестившего» компанию с целью проведения проверки, в рамки закона, нужно знать, чем занимается оперуполномоченный ОБЭП.

В его обязанности входит:

  • осуществление комплекса предупредительно-профилактических мероприятий по выявлению и постановке на учет лиц, которые ранее были судимы за различные преступления, а также лиц, склонных к преступлениям уголовного толка и различным нарушениям экономического характера;
  • планирование работы, ведение журналов учета, картотек, фотоальбомов осужденных ранее и прочих лиц, подозреваемых или представляющих интерес для следствия и оперативных действий, проживающих или работающих (появляющихся) на территории, находящейся под наблюдением;
  • иметь агентурные связи;
  • организовывать контроль и наблюдение за теми людьми, которых взяли на учет, или которые находятся под надзором;
  • участвовать в рассмотрении заявлений от граждан о преступлениях;
  • принимать в рамках компетенций меры, сопутствующие раскрытию преступлений, которые совершены в текущем году или ранее;
  • контролировать людей, склонных к совершениям преступлений, а также места скоплений криминальных личностей;
  • участвовать в сборе вещественных доказательств;
  • совершать мероприятия по раскрытию преступлений прошлых лет;
  • совместно с другими работниками участвовать в выявлении лиц, совершивших преступление, обозревать материалы и вещдоки (пример – фальшивая купюра в сдаче);
  • учитывать и анализировать совершенные противоправные деяния (преступления);
  • вносить предложения по предупреждению преступлений или устранению причин для их совершения.

Должностные обязанности оперуполномоченного ОБЭПа очень схожи с обязанностями оперуполномоченного МВД. Однако во всей работе прослеживается экономическая специфика. Основные проблемы, с которыми сталкиваются оперы, это – сбыт фальшивых денег, подделка денежных знаков, документов, дача взяток в различных размерах, подлоги, выявление фактов незаконного предпринимательства и многие другие, связанные с экономической сферой действия.

Кроме перечисленных выше обязанностей, сотрудники ОБЭПа занимаются:

  • проверками заявлений, поступающих от граждан;
  • работой по подбору и вербовке кандидатов в агентурную сеть;
  • взаимодействием с различными исправительными органами;
  • проведением выездов и бесед на тему экономической безопасности;
  • повышением своего профессионального уровня;
  • участием в проведении оперативных совещаний, коллегий, подведениях итогов, плановых основных оперативных мероприятиях;
  • подготовкой отчетности.

Когда приходит ОБЭП

Чаще всего сотрудники дано службы приходят проводить проверку в компанию после того, как поступила жалоба с указанием ведения незаконной деятельности. Такая жалоба может быть подана как от недовольного сервисом клиента, так и от конкурента, который хочет остаться в выигрыше.

Оперуполномоченный ОБЭПа в данной ситуации может прийти не по форме, одетый в гражданскую одежду. Проведя какое-то время среди простых покупателей, совершит покупку товара и услуги, а уже по факту покажет удостоверение и попросит предъявить определенные документы.

Что делать компаниям, если проверяющие все же пришли? Не стоит впадать в панику. Если фирма уверена, что работает честно и не занимается теневыми схемами, то проверке будет сложно выявить факты правонарушений.

В этой ситуации необходимо четко и вежливо выполнять все требованиям проверяющих. Люди, работающие в такой структуре, не терпят возражений, с радостью цепляются к любому слову и ищут подвох в каждой фразе. Однако необходимо также знать и свои права.

Если оперуполномоченный ОБЭПа письменно заполняет какие-либо документы, нужно вежливо, но настойчиво просить дать прочитать их. Указанное неверно название фирмы, вида собственности, деятельности, неверно поставленная дата – любая ошибка может стоить бизнесу его будущего, а владельцам – свободы. Чтобы избежать неприятностей в будущем, такие ошибки необходимо исправлять тут же, на месте, вежливо настаивая на своем.

Оперуполномоченный ОБЭП обязанности должен выполнять только в рамках закона. Например, если компанию просят раскрыть коммерческую тайну, аргументируя просьбу словами и не подтверждая документально, то руководство имеет полное право отказать в этой просьбе. Коммерческая тайна может быть раскрыта только по получении соответствующего распоряжения от прокурора. Выдают такие письма редко, для получения разрешения должны быть весьма серьезные причины – большие теневые схемы, сторонние доказательства незаконной деятельности, полученные от проверенных лиц.

Важно знать

Это сложная, изобилующая нюансами работа. Оперуполномоченным ОБЭП вменено в обязанности выявление налоговых правонарушений, но привлечение лица к административной или налоговой ответственности в полномочия данной структуры и ее сотрудников не входит.

Соответственно, по факту выявления совершенного налогового преступления комиссия обязана передать документы и соответствующие данные в налоговые органы Государственной налоговой инспекции. А после этого уже налоговая уполномочена привлекать лица на основании материалов, переданных ОБЭПом, к административной и прочей ответственности.

Полномочия оперуполномоченного ОБЭП не могут выходить за рамки законодательства РФ. По факту выявления нарушений сотрудником своих обязанностей или превышения полномочий пострадавшее лицо вправе подать жалобу в суд или вышестоящую инстанцию.

Задачи в области налогов

В зависимости от поставленной задачи оперуполномоченный ОБЭП обязанности свои выполняет в установленный срок и согласно требованиям. К примеру, в области налоговых экономических преступлений задачами являются:

  • выявление, а также предупреждение и пресечение различных налоговых и разных других экономических преступлений;
  • обеспечение безопасности для деятельности различных отделов государственных налоговых инспекций, их защиты от противоправных действий при исполнении служебных обязанностей;
  • предупреждение, а также выявление и последующее пресечение коррупции в органах ГНИ.

ОБЭП на транспорте

Кроме работы с офисными сотрудниками, служащим данной структуры часто приходится проверять транспортную отрасль на предмет совершения незаконных сделок. Примером могут служить незафиксированные перевозки товаров, грузов, неучтенная перевалка. Теневые схемы в этой отрасли встречаются достаточно часто, однако для их выявления сотрудникам приходится потратить значительное количество времени.

Оперуполномоченный ОБЭП на транспорте часто расследует недостачи. Товар, который не доехал до пункта назначения, мог быть как потерян, так и продан нерадивыми сотрудниками с целью получения наживы. В случае выявления правонарушения старший оперуполномоченный ОБЭП направляет результаты проведенных рейдов в вышестоящие органы.

Читайте также:  В чем выражается молодежный экстремизм в России: понятие, причины возникновения, особенности, примеры проявления

КУСП – это книга учета сообщений о преступлениях. На основании заявлений, поступающих от граждан, ведется учет противоправных деяний. Проверка КУСП оперуполномоченным ОБЭП проводится на основании проведенного ранее расследования. Если в компанию пришло письмо, в котором указана данная аббревиатура, то, кроме 4 букв, письмо должно содержать основания, опираясь на которые, компанию просят предоставить различные данные. Данная проверка является доследственной, проводится она на основании ст. 144-145 УПК РФ. Результаты проверки заносятся именно в этот журнал. Следовательно, как таковой проверки, которая носит такое название, нет, но аббревиатура получила широкое распространение.

Условия работы и оплата

График работы формально считается классическим – 5 дней в неделю, с понедельника по пятницу, с 8:00 до 17:00, с перерывом на обед. Однако на самом деле ненормированно работает оперуполномоченный ОБЭП. Зарплата для данной категории сотрудников в разных регионах варьируется, входят в оплату различные надбавки за переработки, отработанный стаж, условия работы. В каждом субъекте федерации могут быть свои уровни заработной платы.

Подробности работы

Несмотря на большое количество статей о деятельности данной структуры, редко встречается информация о том, чем занимается оперуполномоченный ОБЭП. Статья, которую можно найти на информационных ресурсах соответствующей тематики, может содержать перечень обязанностей или основ поведения при встрече с сотрудниками ОБЭПа.

Функциональные обязанности, права, ответственности сотрудников структуры – такая информация не разглашается. О работе обэповцев чуть ли не слагают легенды, их деятельность обрастает слухами. Сами же сотрудники, по вполне понятным причинам, о своей работе не распространяются, дабы не привлечь к деятельности отдела излишнего интереса.

Оперуполномоченный ОБЭП, выполняя свои обязанности, не отчитывается о правомерности своих действий, при этом следуя законам, которые ее регламентируют. Вполне понятно, что деятельность структуры, а также методы, которыми она пользуется, обрастают слухами.

В действительности каждый опер, будучи патриотом своей страны, четко исполняет свои обязанности. Есть люди, которые совершают должностное преступление, но ответственность за оное неминуемо настигнет нарушителя. Оперуполномоченный ОБЭП, который в своей работе руководствуется только законными мотивами, будет достойным сотрудником. Стоя на защите экономических интересов страны, сотрудники данного подразделения несут службу такой же важности, как и патрули полиции.

Что такое ОБЭП (ОЭБ, ОЭБиПК, УЭБиПК, ГУЭБиПК)

Чем занимаются в ОБЭП, что они делают и какие есть права у сотрудников этого отдела? Данный вопрос интересует многих россиян, особенно предпринимателей и бизнесменов, которым по роду деятельности иногда приходится иметь дело с ОБЭП.

Начнем с экскурса в историю. Подразделения полиции по борьбе с преступными деяниями в сфере экономики существуют не один десяток лет. Так, работников подразделений экономической безопасности МВД России принято поздравлять 16 марта — именно в этот день в 1937 году актом N 00118 НКВД СССР был образован в составе НКВД СССР отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией.

Проверки ОБХСС

На протяжении всего периода существования СССР магическая аббревиатура ОБХСС наводила ужас на цеховиков, спекулянтов и представителей торговли. При этом традиционно в подразделениях ОБХСС служили наиболее квалифицированные кадры, а рядовых сотрудников причисляли к так называемым «белым воротничкам», подразумевая, что они не занимаются общеуголовными деяниями, а раскрывают дела в сфере экономики; лишний раз это подтверждалось тем, что оперативные сотрудники БХСС не относились к уголовному розыску. Вплоть до распада СССР задачи и наименование органа не менялись, а изменения касались исключительно организационных вопросов, в частности ликвидации НКВД, создания единого МГБ СССР, а затем и Министерства внутренних дел СССР.

После произошедшего во второй половине 80-х годов прошлого века переориентирования уголовного законодательства на защиту в первую очередь прав и свобод личности, упразднения понятия социалистической собственности, поменялись и задачи ОБХСС. Если ранее, до 1985 года сотрудники ОБХСС преимущественно занимались отстаиванием интересов государства в сфере экономики, пресечением и раскрытием преступлений, посягающих на социалистическую собственность и советский уклад, то теперь сотрудники этого ведомства занимаются предупреждением, пресечением и раскрытием целого ряда уголовных правонарушений в области экономики, включая деяния против частной собственности граждан и коммерческих организаций. В связи с этим вместо подразделений БХСС были созданы специальные подразделения, которые возглавляло Бюро по преступности в сфере экономики криминальной милиции МВД СССР.

В феврале 1992-го в результате упразднения МВД СССР с передачей материальной базы и штата сотрудников МВДРФ в составе МВД России взамен упразднённого Управления БХСС было создано Главное управление по экономическим преступлениям (ГУЭП), возглавлявшее по вертикали стройную систему территориальных управлений и отделов (УЭП и ОЭП). Через пять лет наименование в очередной раз было изменено на ГУБЭП и УБЭП и ОБЭП на местах, в июне 2001 года подразделения ГУБЭП структурно включились в состав Службы криминальной милиции МВД России, куда также вошли подразделения уголовного розыска.

Дальнейшее изменение в наименовании и функциях подразделений экономической безопасности МВД РФ произошли в 2003 году после ликвидации Федеральной службы налоговой полиции РФ и передачи её полномочий по раскрытию налоговых нарушений МВД РФ. Поскольку теперь превентивной и следственной работой в отношении налоговых преступлений занимались органы полиции, центральные и территориальные подразделения ОБЭП были упразднены, а вместо них была создана в составе МВД РФ Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям, в составе которой были образованы Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями и Главное управление по налоговым преступным деяниям, с управлениями и отделами на местах, переименованные впоследствии в результате слияния в единое Главное управление по экономическим и налоговым преступлениям (ГУЭНП, УЭНП, ОЭНП).

В 2005 году состоялось очередное преобразование: вместо ГУЭНП в составе МВД РФ был создан Департамент экономической безопасности МВД России (ДЭБ), с управлениями и отделами на местах. В 2008 году ДЭБ стал заниматься также борьбой с коррупцией и организованной преступностью в экономической сфере, в связи с чем в структуре ДЭБ были созданы соответствующие Оперативно-розыскные бюро (ОРБ) 3 и 10.

Наконец, в современном виде подразделения экономической безопасности были сформированы Указом Президента РФ от 01 марта 2011 года; в структуре МВД РФ вместо ДЭБ было создано Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК), на местах – управления по субъектам Российской Федерации и территориальные отделы при УВД Например, в Москве этой работой занимается УЭБиПК ГУ МВД РФ по г. Москве,также отделы при окружных УВД (ОЭБиПК УВД по ЦАО г. Москвы и т.д.) ГУЭБиПК, УЭБиПК и ОЭБиПК на местах традиционно делятся на оперативно-розыскные части и отделения в соответствие с направлениями деятельности. Несмотря на то, что аббревиатура ОБЭП уже юридически неактуальна, в «народе» данные подразделения по-прежнему именуют ОБЭП. Следует иметь ввиду, что на уровне районных отделов полиции (ОВД) подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции не существует.

Таким образом, структура подразделений полиции по делам в сфере экономики в настоящее время выглядит следующим образом:

ГУЭБиПК в составе МВД России;

УЭБиПК при Главных управлениях МВД РФ по субъектам федерации;

ОЭБиПК при управлениях внутренних дел, именуемые также неофициально ОЭБ или ОБЭП;

ОРЧ и отделения в составе управлений и отделов.

В структуре Главного управления ОЭБиПК, территориальных управлений и отделов существуют, соответственно, управления, ОРЧ и отделения, которые занимаются борьбой с преступностью в определенных отраслях экономики. Так, традиционно существуют управления и ОРЧ по борьбе с противоправными деяниями в:

в сферах ТЭК и химии;

в сферах финансовой деятельности и банкротства;

в сферах машиностроения и металлургии;

в сфере сельского хозяйства, водных биоресурсах, торговли, пищевой, лесной, легкой промышленности, строительства и ЖКХ.

Также до недавнего времени существовали отдельные управления и ОРЧ, которые занимались борьбой с налоговыми нарушениями (традиционно это были ОРЧ N 4), однако с передачей налоговых преступлений из подследственности органов внутренних дел следователям Следственного комитета РФ, эти подразделения стали заниматься другой деятельностью; в настоящее время в составе УЭБиПК отдельных подразделений, нацеленных исключительно на борьбу с налоговыми преступлениями, не существует. Между тем, подразделения ОЭБиПК всех уровней активно взаимодействуют с налоговыми органами в сфере борьбы с налоговыми преступлениями. При необходимости сотрудники УЭБиПК, ОЭБиПК участвуют в проведении совместных с налоговыми инспекциями налоговых проверок. Если по результатам проверки начислены налоги, достаточные по сумме для возбуждения уголовного дела, материалы передаются следователям Следственного комитета РФ для принятия решения о возбуждении уголовного дела.

Следует отметить, что в составе ФСБ РФ, также управлений ФСБ РФ по субъектам Российской Федерации существуют конкурирующие с подразделениями ГУЭБиПК службы – Служба экономической безопасности ФСБ РФ (СЭБ Управлений ФСБ РФ по субъектам федерации).

С учётом специфики задач, решаемых ФСБ РФ, СЭБ ФСБ занимается обеспечением экономической безопасности государства, для чего в составе СЭБ имеются соотвествующие управления:

Управление «П» — контрразведывательное обеспечение борьбы с коррупцией в промышленной сфере.

Управление «К» — контрразведывательное обеспечение борьбы с коррупцией в кредитно-финансовой и банковской сферах.

Управление «Т» — контрразведывательное обеспечение борьбы с коррупцией в транспортной сфере.

Управление «М» — контрразведывательное обеспечение борьбы с коррупцией в государственных министерствах, таких как МВД, Минюст и МЧС.

Управление «Н» — борьба с контрабандой и распространением наркотиков.

Организационно-аналитическое управление, не имеющее буквенного кода.

Чем занимается ОБЭП?

Чем занимаются в ОЭБ (ОБЭП) и какие права есть у сотрудников ОЭБ (ОБЭП), закреплено в следующих актах :

Федеральный закон «О полиции»;

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»;

Положение о Главном управлении экономической безопасности и противодействию коррупции МВД России, утверждённое приказом МВД России от 16 марта 2015 года N 340;

Уголовно-процессуальный кодекс РФ;

Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел РФ гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, утверждённая приказом МВД РФ от 01.04.2014 года N 199.

Чем занимаются в ОЭБ (ОБЭП)?

Согласно действующему законодательству, сотрудники ОЭБ (ОБЭП) занимаются предупреждением, выявлением, пресечением и раскрытием преступлений экономической и коррупционной направленности, а также выявлением и установлением лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

Что проверяет ОЭБ (ОБЭП)?

Прежде всего, ОЭБ (ОБЭП) занимается проверкой заявлений граждан и организаций о совершении деяний в сфере области экономики. Эти заявления поступают для проведения проверок непосредственно к сотрудникам территориальных подразделений ОБЭП.

Следует иметь в виду, что сотрудники ОЭБ (ОБЭП) занимаются большим объемом работы, так к их компетенции отнесены более 50 составов преступлений, предусмотренных действующим УК РФ.

Следует также учитывать большую распространённость нарушений в сфере рыночных отношений, а также сложность при раскрытии этой категории дел. В связи с этим сотрудники зачастую не успевают отправить запросы ОБЭП и провести проверку сообщений о преступлении в установленный законом 30-ти дневный максимальный срок. Что делает в этом случае ОБЭП, так это выносит в итоге необоснованные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Именно в связи с этим в последние годы получил большое распространение не предусмотренный законом термин «технический отказ», то есть отказ в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления ввиду того, что оперативный сотрудник не успел заняться проведением всего комплекса необходимых мероприятий. Отменой таких постановлений занимается прокуратура, однако на это уходит время, тратятся нервы лица, пострадавшего от преступления, фактически нарушаются его права ОБЭП.

Поэтому, если Вы стали жертвой экономического правонарушения, Вам необходима защита по обвинению Вас в совершении противоправного деяния в сфере экономики или Вами активно интересуется ОЭБ (ОБЭП), Вам следует заручиться помощью адвоката, специализирующегося на оказании адвокатских услуг по данной категории дел.

Вопросы предупреждения преступлений оперативными подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Данилов Дмитрий Алексеевич

Анализируется действующее законодательство по предупреждению преступлений органами внутренних дел. В статье анализируются лица, совокупность сведений о которых позволяет сделать вывод о вероятности их преступного поведения.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Данилов Дмитрий Алексеевич

Particular issues of crime prevention by economic security operational departments and internal affairs agencies counteraction against corruption

The analysis of current legislation on crime prevention by Internal Affairs Agencies. The article analyses the individuals, the information about whom enables to draw a conclusion about probability of their criminal behavior.

Текст научной работы на тему «Вопросы предупреждения преступлений оперативными подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел»

цессуальные и психологические проблемы). Минск, 1975. С. 168— 169; Самошина З.Г. Вопросы теории и практики предъявления для опознания на предварительном следствии. М.. 1976. С. 482.

13 ЖарскийВ.Е. Указ. соч. С. 482.

14 Томин В.Т., Студенков Ю.И. Эффективный метод привлечения граждан к раскрытию преступлений и розыску преступников // Проблемы советского государства и права. Иркутск, 1975. Вып. 9—10. С. 93—99.

15 ГапановичН.Н. Указ. соч. С. 165.

16 Чувилев А.А. Дознание в органах внутренних дел. М., 1986. С. 128.

17 Закатов А.А. Организация розыскной деятельности следователя // XXVI съезд КПСС и проблемы уголовно-процессуальной и организационной деятельности органов предварительного следствия. – Волгоград, 1982. С. 114.

18 Косенко А.С. Розыскные действия в советском уголовном процессе. Учебное пособие. Хабаровск: Хабаровская высшая

школа МВД СССР. 1989. С. 12.

19 Утвержденного и регламентированного Приказом МВД РФ от 10 февраля 2006 г. № 70 «Об организации использования экс-пертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс 2016.

20 Указанные правила утверждены Приказом МВД РФ от 10 февраля 2006 г. № 70 «Об организации использования экс-пертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации»// СПС КонсультантПлюс 2016.

21 Методические рекомендации по использованию сети Интернет в целях поиска информации о должниках и их имуществе (утверждены Федеральной службой судебных приставов РФ 30 ноября 2010г. № 02-7) // СПС КонсультантПлюс 2016.

22 Ерохин И.В. Использование передовых форм и методов работы с должниками — гарантия осуществления правосудия // Практика исполнительного производства. 2015. № 1. С. 25—31.

УДК 343.98 ББК 67.52

ВОПРОСЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ДМИТРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ДАНИЛОВ,

кандидат юридических наук, преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел

Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова.

Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Анализируется действующее законодательство по предупреждению преступлений органами внутренних дел. В статье анализируются лица, совокупность сведений о которых позволяет сделать вывод о вероятности их преступного поведения.

Ключевые слова: предупреждение преступлений, органы внутренних дел, уровень преступности, профилактика преступлений, предотвращение преступлений.

Annotation. The analysis of current legislation on crime prevention by Internal Affairs Agencies. The article analyses the individuals, the information about whom enables to draw a conclusion about probability of their criminal behavior.

Keywords: crime prevention, bodies internal affairs, crime rate, prevention of crimes, crime avoidance.

На современном этапе борьбы с преступностью, особенно с ее организованными формами, все больше научных сотрудников и практических работников приходят к выводу о том, что актуальной задачей для органов внутренних дел является постоянное сдерживание роста преступности1. Пред-

Читайте также:  Вымогательство денег: законодательное регулирование и ответственность, виды угроз, порядок действий и сбор доказательств

лагается использовать тактику масштабного раннего государственного вмешательства в социальную сферу криминально-ориентированных организаций и отдельных граждан в целях предупреждения преступной деятельности и охраны общества и государства от преступных проявлений.

Исторические корни данного вида социальной практики уходят далеко вглубь веков. С появлением первых уголовно-правовых запретов и преступлений как деяний, совершаемых вопреки запретам, стали действовать меры не только карательного, но и предупредительного противодействия2.

Проблемы предупреждения преступлений рассматриваются сегодня различными отраслями юридической науки. Важное место в предупреждении преступности занимают уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, уголовно-исполнительные, фискально-финансовые и иные меры профилактического воздействия. Однако центральное место в ее исследовании принадлежит криминологии.

В современной науке3 и юридической литературе4 предупредительная деятельность рассматривается как одно из средств социального регулирования общественных отношений по устранению причин преступности; как взаимодействие мер экономико-социального, воспитательно-педагогического, организационного и правового характера; как сочетание различных уровней профилактики преступлений. Несколько десятилетий в научных кругах идет дискуссия о терминологическом и содержательном соотношении понятий «предотвращение», «предупреждение» и «профилактика» преступлений. На наш взгляд, следует руководствоваться точкой зрения В.Н. Кудрявцева, Г.М. Миньковского, А.Б. Сахарова, согласно которой подобное разграничение противоречит смысловому значению указанных терминов5 в виду их взаимозаменяемости6.

По мнению Ю.М. Антоняна, предупреждение преступности представляет собой воздействие на причины преступности, выявление виновных лиц (преступников) и, направленные на исправление последних, предупредительные меры’.

Более развернутое определение предложено В.Е. Эминовым, по мнению которого предупреждение преступности являет собой многоуровневую систему мер и осуществляющих их субъектов, направленную на: 1) выявление и устранение либо ослабление и нейтрализацию причин преступности, отдельных ее видов, а также способствующих им условий; 2) выявление и устранение ситуаций на определенных территориях или в определенной среде, непосредственно мотивирующих или провоцирующих совершение преступлений; 3) выявление

в структуре населения групп повышенного криминального риска и снижение этого риска; 4) выявление лиц, проведение которых указывает на реальную возможность совершения преступлений, и оказание на них сдерживающего и корректирующего воздействия, а в случае необходимости и на их ближайшее окружение8.

Профессор В.Д. Ларичев в рассматриваемый институт включает деятельность по устранению, ослаблению или нейтрализации причин и условий преступности, оказанию предупредительного воздействия на лиц с противоправным поведением, исправлению осужденных, в том числе в местах лишения свободы, а также виктимологическую профилактику9.

А.В. Евсеев указывает на криминологическое обеспечение предупреждения преступлений посредством деятельности, направленной на изучение и оценку состояния, закономерностей и тенденций преступности, причин и условий, ее порождающих, познание личности преступника с целью определения прогнозов возможного развития криминологических ситуаций, способствующих выработке эффективных мер предупредительного характера10.

Таким образом, мнения ведущих исследователей позволяют рассматривать предупреждение преступлений в целом как воздействие на причины и условия преступности с целью их ослабления или нейтрализации, и оказание предупредительного воздействия на лиц с противоправным поведением.

Криминологам известно свыше 400 факторов, влияющих на уровень преступности, но лишь незначительная часть мер по их нейтрализации приходится на долю правоохранительных органов, а еще меньшая на органы внутренних дел11. При этом современной системой субъектов предупредительной деятельности на органы внутренних дел возложен значительный объем задач и функций по реализации предупредительной деятельности государства12.

Предупреждение преступлений — одна из приоритетных задач полиции. В соответствии с п. 1 ст. 1 и п. 10 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» одним из назначений полиции является противодействие преступности, одним из направлений противодействия является деятельность на предупреждение преступлений, в том числе по выявлению и последующему устране-

нию причин преступности (профилактика преступлений и преступности в целом)13.

Представляется, что предупреждение и пресечение преступлений полицией сводится к решению следующих задач:

• выявление обстоятельств, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений, а также принятия мер по их устранению и нейтрализации;

• выявление лиц, склонных к совершению преступлений, и оказания на них профилактического воздействия для недопущения с их стороны преступных посягательств;

• предотвращение (недопущение) готовящихся преступлений;

• пресечение покушений на преступления (то есть пресечения умышленных действий либо бездействия, непосредственно направленных на совершение преступления);

• создание обстоятельств, препятствующих совершению преступлений и административных правонарушений14.

Согласно требованиям Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений15 предупреждение преступлений органами внутренних дел — это «деятельность служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемая в пределах их компетенции, направленная на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением». Таким образом, под предупреждением преступлений органами внутренних дел понимается деятельность, направленная на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением.

Следует отметить, что в ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» указаны задачи по выявлению, предупреждению преступлений, установлению лиц, их подготавли-вающих16. В органах внутренних дел как субъекте оперативно-розыскной деятельности ведущая роль при решении указанных задач возлагается на

оперативные подразделения полиции, в том числе на подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции. Являясь субъектами оперативно-розыскной деятельности, они имеют в своем арсенале набор специфических сил, средств и методов, позволяющих на более ранней стадии, нежели другие подразделения органов внутренних дел, выявить лиц, замышляющих, подготавливающих или покушающихся на совершение преступления, и принять меры оперативно-розыскного характера по недопущению его совершения. Однако потенциал оперативно-розыскного предупреждения преступлений используется крайне недостаточно. Главная причина, как представляется, состоит в том, что провозглашенная задача предупреждения преступлений во многом остается декларативной. Оперативно-розыскное предупреждение преступлений, как и сбор профилактически значимой информации, осуществляется как бы попутно, наряду с решением главной задачи оперативных подразделений — выявлением и раскрытием преступлений. Ни специализированных подразделений, ни специально выделенных сотрудников таких подразделений, на сегодня не создано. При таком подходе к организации оперативно-розыскной профилактики преступлений едва ли можно рассчитывать на достижение серьезных результатов в борьбе с преступностью и ее реальное снижение.

В специальной литературе излагаются особенности предупредительной работы подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел, обусловленные их организационно-правовым статусом. Эти особенности сводятся к следующему:

• специальная предназначенность и компетенция (борьба с преступлениями экономической и коррупционной направленности);

• использование при проведении предупредительных мероприятий возможностей оперативно-розыскной деятельности (проведение в профилактических целях различных оперативно-разыскных мероприятий, использование различных форм содействия и сотрудничества граждан);

• дифференцированный характер предупредительной деятельности (на выбор тактических приемов и методов предупреждения влияют составы преступлений, субъекты преступлений);

• организационно-структурное построение подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел (характер предупредительных мероприятий, круг привлекаемых субъектов и их компетенция, масштабы и объекты воздействия во многом зависят от уровня указанных подразделений, их структурного построения);

• особое содержание и характер предупредительной деятельности (специфические методы и тактические приемы предупредительной деятельности, отличающиеся от приемов и методов, используемых другими субъектами предупреждения преступлений).

Объектами предупредительной деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел являются:

• нарушения, злоупотребления в сфере экономики;

• недостатки в области производственно-хозяйственной деятельности обслуживаемых объектов, отраслей хозяйства;

• недостатки, нарушения, злоупотребления в деятельности «не экономических» государственных и иных органов, которые отрицательно влияют на состояние оперативной обстановки по линии экономической безопасности и противодействия коррупции;

• поведение отдельных лиц, свидетельствующее о возможном совершении ими преступлений;

• действия лиц, замышляющих и подготавливающих совершение преступлений, относящихся к компетенции аппаратов экономической безопасности и противодействия коррупции органов

1 См., напр.: ГавриловБ.Я. Организованная преступность и ее предупреждение в наиболее криминализированных отраслях российской экономики // Проблемы социальной и криминологической профилактики в современной России. М.: МИ МВД РФ, 2002. Вып. 1. С. 124—133; Мордовец А.П. О состоянии и мерах борьбы с организованной преступностью в Российской Федерации // Оперативно-розыскная работа. № 1. 1999. С. 2—22; Осокин Р. Б. Правоохранительные органы в системе безопасности России: лекция. Тамбов: Тамбовский филиал Московского университета МВД России, 2006. 56 с.; Зимина К.И. Участие Российской Федерации в международном сотрудничестве в борьбе с преступностью // Научно-практическая конференция, посвященная столетию международного полицейского сотрудничества: сборник статей / ред. А.А. Качутов; отв. ред. А.В. Ен-

дольцева; науч. ред. Р.Б. Осокин, Д.Д. Шалягин. М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2015. С. 33—40; Лозовицкая Г.П., Никитина И.Э. Противодействие трансграничной организованной преступности Европейскими Сообществами в рамках уголвоного судопроизводства (исторические аспекты) // Научно-практическая конференция, посвященная столетию международного полицейского сотрудничества: сборник статей / ред. А.А. Качутов; отв. ред. А.В. Ендольцева; науч. ред. Р.Б. Осокин, Д.Д. Шалягин. М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2015. С. 60—69; Никитина И.Э. МВД России в общемировом масштабе правоохранительной деятельности // Научно-практическая конференция, посвященная столетию международного полицейского сотрудничества: сборник статей / ред. А.А. Качутов; отв. ред. А.В. Ендольцева; науч. ред. Р.Б. Осокин, Д.Д. Шалягин. М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2015. С. 78—79; Селиванов А.А. К вопросу о роли Интерпола в международном сотрудничестве органов внутренних дел в сфере оперативно-розыскной деятельности // Научно-практическая конференция, посвященная столетию международного полицейского сотрудничества: сборник статей / ред. А.А. Качутов; отв. ред. А.В. Ендольцева; науч. ред. Р.Б. Осокин, Д.Д. Шалягин. М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2015. С. 109—112.

2 См.: Алексеев А.И. Криминология: курс лекций. М.: Щит, 2001.С. 113.

3 См.: Смирнов Г.Г. Проблемы развития и реализации криминологического учения о предупреждении преступности: дис. . д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 44.

4 См.: Криминология: учебник для вузов / под ред. В.Д. Малко-ва. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицининформ, 2008. С. 116.

5 См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка: 7 000 слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. 22 изд. Стар. М.: Русский язык, 1990.

6 См.: Антонян Ю.М. Криминология: избранные лекции. М.: Логос, 2004. С. 141.

7 См.: Там же. С. 141.

8 См.: Криминология : учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2009. С. 286—287.

9 См.: Ларичев В.Д. Теоретические основы предупреждения преступлений в сфере экономики. М.: Юрлитинформ, 2010. С. 63.

10 См.: Евсеев А.В. Оптимизация криминологического обеспечения предупреждения преступлений территориальными органами МВД России на районном уровне // Закон и право. 2015. № 4. С. 84—87.

11 См.: Криминология: учебник / под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского. М., 1998. С. 164—176.

12 См.: Инструкция о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, утвержденная приказом МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений».

13 См.: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от

13 июля 2015 г. № 248-ФЗ) «О полиции».

14 См.: Рыжаков А.П. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О полиции». М.: МФПЛ, 2011. С. 18.

15 См.: Инструкция о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, утвержденная приказом МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений».

16 См.: ст. 2 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 29 июня 2015 г.) «Об оперативно-розыскной деятельности».

17 См.: Организация и тактика деятельности аппаратов по борьбе с экономическими преступлениями. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. М.: ЦИиНМО КП МВД России. 2000. С. 111—112; Осокин Р.Б., ФеркалюкЮ.И. Уголовно-правовая охрана интересов службы в органах местного самоуправления от коррупционных преступлений совершаемых муниципальными служащими: монография. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2010. 185 с.

Расследование экономических преступлений в России могут вести спецслужбы

По итогам 2017 года одним из самых часто совершаемых преступлений в России стало мошенничество — количество возбужденных уголовных дел по соответствующим статям превысило 200 тысяч, уступая пальму первенства только традиционно распространённым в нашей стране кражам и преступлениям в сфере незаконного оборота наркотических средств. Сумма уголовных дел, возбужденных по ст. 159, а также по смежным ст.ст. 159-1 – 159-6 УК РФ превышает общее количество уголовных дел, возбужденных по более чем пятидесяти статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за совершение преступлений в сфере экономической деятельности.

При анализе статистики по уголовным делам по ст. 159 и смежным статьям 159-1 – 159-6 УК РФ бросается в глаза тот факт, что большая часть возбужденных уголовных дел не доходят до суда, кроме того, значительная часть дел возбуждается в отношении предпринимателей, причем далеко не всегда законно. Все ещё не являются редкими случаи, когда правоохранительные органы используют уголовное судопроизводство, в частности статьи УК РФ по преступлениям в сфере экономики в незаконных целях: бизнес преследуется с целью улучшения статистических показателей, получения каких-либо преференций от предпринимателей, а также устранения фирмы по заказу конкурентов.

Не лучшим образом обстоят дела и при проведении проверок сообщений о совершении преступлений в сфере экономики: сроки проверок нарушаются, нередко фактически составляя от нескольких месяцев до года, выносятся незаконные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела или направлении по подследственности, а злоумышленники тем временем уничтожают доказательства, успевают скрыться, выполнить иные действия, которые впоследствии препятствуют производству по делу при его возбуждении. Все это подрывает доверие предпринимателей и простых граждан к органам, призванным защищать их права, препятствует реализации основных назначений уголовного судопроизводства, а именно защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения её прав и свобод.

Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов, обеспокоенный таким положением дел, предложил создать в России спецслужбу, которая занималась бы расследованием преступлений в экономической сфере. Титов убежден, что такая служба поможет решить сразу две задачи. Во-первых, снизится давление на бизнес, поскольку расследование экономических преступлений будет независимым, а во-вторых, повысится качество расследования преступлений в сфере экономической деятельности. Уполномоченный при президенте РФ заявляет, что уровень специальной подготовки сотрудников следственных органов, занимающихся расследованием экономических преступлений, крайне низкий, что не позволяет им корректно выполнять свою работу.

Борис Титов также отметил, что подобные спецслужбы есть уже в некоторых зарубежных странах, например, в Италии и Казахстане. И опыт работы спецслужб только положительный.

Кто раскрывает и расследует экономические преступления сейчас в России?

В настоящее время основной объём работы по раскрытию и пресечению преступлений в сфере экономики выполняют профильные подразделения МВД РФ, а именно Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции в структуре МВД, а на местах — управления и отделы. Внутри каждого подразделения есть свои отделы, оперативно-розыскные части и отделения, занимающиеся раскрытием экономических преступлений в определенном отраслевом направлении: в сферах ТЭК и химии, машиностроения и металлургии, торговли, сельского хозяйства и т.д. По наиболее резонансным делам, а также при наличии угрозы государственным интересам и безопасности к раскрытию экономических преступлений привлекаются сотрудники Службы экономической безопасности ФСБ России, имеющей в своём составе управления по контрразведательному обеспечению предприятий промышленности (Управление «П»), транспорта (Управление «Т»), кредитно-финансовой сферы (Управление «К»), МВД, МЧС, Минюста (Управление «М»), по борьбе с контрабандой и незаконным оборотом наркотических средств (Управление «Н»), Организационно-аналитическое управление, Административную службу.

Что касается расследования уголовных дел в сфере экономики, в отношении них законом не установлена единая монополия следствия какого-либо одного правоохранительного органа: данной категорией дел занимаются и следователи Следственного комитета РФ, и следователи органов внутренних дел, и следователи органов федеральной службы безопасности. Подследственность определяется в каждом конкретном случае исходя из того, по какой именно статье УК РФ осуществляется производство, а также с учётом общих правил, закреплённых в ст. 151 УПК РФ. Так, расследованием уголовных дел по ст. 159 и ст.ст. 159-1 – 159-6 УПК РФ и многим другим статьям занимаются следователи органов внутренних дел; налоговые составы и некоторые иные преступления в сфере экономики, включая преступления против интересов службы в коммерческой организации отнесены к подследственности следователей Следственного комитета РФ; расследованием дел по ст. 189 (незаконный экспорт сырья, материалов, оборудования, технологий), по ч. 2 ст. 200-1 (контрабанда наличных денежных средств) занимаются следователи органов федеральной службы безопасности. Кроме того, по большому количеству преступлений в сфере экономики, включая мошенничество и его отдельные виды, расследование может производиться следователем того подразделения, которое его выявило.

Читайте также:  Методы шпионажа с использованием социальных сетей, информационных ресурсов, дрона и технических средств

Таким образом, мы видим, что в современных условиях раскрытие и расследование преступлений в сфере экономики рассредоточено между различными правоохранительными органами, и, если на стадии раскрытия преступления, при проведении проверки сообщения о преступлении существуют специализированные подразделения в виде управлений и отделов экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ и Службы экономической безопасности федеральной службы безопасности, то на стадии расследования таких органов не существует.

Нужны ли спецслужбы по расследованию экономических преступлений в России?

Создание спецслужбы по расследованию экономических преступлений — спорный вопрос. С одной стороны, данный орган, не входящий в систему МВД, мог бы действовать автономно и независимо, руководствуясь только законом. С другой стороны, скорее всего, государство не изобретет ничего нового — спецслужба будет аналогом существующей ныне УЭБиПК (ОЭБиПК) МВД РФ с наделением ее дополнительными полномочиями по осуществлению предварительного следствия и созданием ещё одного вида следственных подразделений. Кроме того, для реализации этой идеи придется принять не только новый закон, но и изменить десятки уже действующий нормативно-правовых актов, начиная с УПК и заканчивая ФЗ «О полиции». Такая перестройка может породить множество нестыковок и пробелов в законодательстве.

Между тем, следует вспомнить, что подобный опыт уже имел место быть в нашей правовой системе. Так, с 1992 по 2003 год в России существовала Федеральная служба налоговой полиции, у которой были свои оперативные подразделения и самостоятельный следственный аппарат. Сотрудники налоговой полиции были ориентированы на предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование налоговых преступлений, а также ряда специальных составов, предусматривающих уголовную ответственность за совершение преступлений в сфере экономики. После выполнения стратегической задачи по наполнению бюджета налогами, воспитания бизнеса в духе необходимости уплаты налогов посредством реализации превентивной функции уголовного судопроизводства, эффективность работы сотрудников налоговой полиции упала, аппарат закостенел, оброс коррупционными связями с теневым бизнесом, в результате чего руководством государства было принято решение о прекращении деятельности данного специализированного правоохранительного органа.

Полагаю, что любой вновь созданный отдельный орган по раскрытию и расследованию экономических преступлений ждёт судьба упразднённой Федеральной службы налоговой полиции.

По нашему мнению, больший эффект принесет совершенствование структуры и работы существующих подразделений по борьбе с экономическими преступлениями (УЭБиПК, ОЭБиПК МВД, СЭБ ФСБ), корректировка действующего законодательства и налаживание более эффективного взаимодействия оперативных подразделений со следственными органами. Например, в современных условиях назрела необходимость обеспечения более оперативного доступа сотрудников ОЭБиПК к различным базам финансовых и кредитных учреждений, налоговых и регистрирующих органов, в целях повышения квалификации следователей, расследующих преступления в сфере экономики, необходимо проводить их регулярное обучение, в том числе новым методам расследования экономических преступлений, также необходимо пересмотреть правила о подследственности данной категории дел. Кроме того, имеет смысл продолжить работу в части изменения уголовных норм, устанавливающих ответственность за мошенничество в сфере предпринимательской деятельности. Так, давно назрела необходимость распространения ответственности по ч. 5-7 ст. 159 УК РФ на любые действия в сфере предпринимательской деятельности, не связанные исключительно преднамеренным неисполнением договорных обязательств. Одновременно следует законодательно определить в примечании к ст. 159 УК РФ действия, совершенные в сфере предпринимательской деятельности; существующего определения предпринимательской деятельности в гражданском законодательстве, также разъяснений на этот счёт Верховного суда РФ оказывается недостаточным, органы следствия и суды зачастую в своих процессуальных решениях определяют деятельность, обладающую всеми признаками предпринимательской, как не связанную с осуществлением таковой, что влечёт неправильную квалификацию и более суровую уголовную ответственность, также незаконное избрание меры пресечения в виде заключения под стражу. Также необходимо принять меры к исключению на практике случаев нарушения процессуальных сроков проверки сообщения о преступлении: по делам в сфере экономики проверки зачастую проводятся в срок до года, при том что установленный максимально возможный с учётом продления срок составляет 30 суток. Для формального соблюдения процессуальных сроков сотрудниками полиции используется практика повторной регистрации материала в КУСП, вынесения необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, незаконного направления по подследственности. Следует отметить, что законодательство в указанной части довольно-таки логично и понятно, для того, чтобы добиться соблюдения закона в части сроков проверки достаточно более активной позиции прокуратуры, а также более внимательного отношения к данной проблеме со стороны руководства МВД РФ.

Что делать предпринимателям, в отношении которых возбуждено уголовное дело?

И хотя в УПК РФ был внесен ряд поправок, направленных на защиту бизнесменов, не стоит обольщаться — следственные органы по-прежнему изыскивают незаконные способы возбуждения уголовных дел, расследование которых может тянуться месяцами и годами. Один из ярчайших примеров — двухлетнее расследование по делу предпринимателя Валерия Чабанова, который на протяжении всего этого периода находился в СИЗО. Естественно, ни о каком сохранении бизнеса в этом случае речь идти не может.

Надеяться на помощь «бесплатного» адвоката не нужно — большинство из них относятся к своей работе формально и не вникают в особенности каждого дела. Более того, такие защитники, как правило, слабо ориентируются в налоговом праве, бухгалтерском учете и иных вопросах экономического характера, а поэтому не могут организовать качественную защиту своего Доверителя.

Поэтому, если вы стали фигурантом уголовного дела, либо в отношение Вас совершенно экономическое преступление, следует немедленно заручиться поддержкой уголовного адвоката. Лучше, если это будет специалист, досконально разбирающийся в финансовом и налоговом праве, уголовно-процессуальном законодательстве, имеющий большой стаж работы и хорошую деловую репутацию. Именно такие адвокаты готовы оказать вам всю необходимую помощь в АК «Судебный адвокат»!

Как подготовиться к опросу в ОБЭП

Вы предприниматель, и вас вызывают в ОБЭП .

С утра звонил оперуполномоченный и назначил встречу завтра на 9:00. Вам кажется, что вы знаете причину звонка.

Подождите паниковать. Я консультирую предпринимателей, которых вызывают на опросы в ОБЭП , — если подготовиться к беседе, риски можно свести к минимуму. Расскажу, чего ожидать от встречи.

Что за ОБЭП

Управление экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБиПК), раньше называвшийся ОБЭП , — это полицейские, занимающиеся нарушениями, связанными с бизнесом и коррупцией. Например, нарушение авторских прав, уклонение от уплаты налогов, ограничение конкуренции. Если вы занимаетесь бизнесом, то у вас есть шансы попасть в их поле зрения. Поскольку старое название ОБЭП — Отдел по борьбе с экономическими преступлениями — пока еще на слуху, в статье я буду использовать его.

У сотрудников ОБЭП есть два способа лично общаться с предпринимателями: допрос и опрос при проверке.

Основания проверки или допроса

Опрос чаще всего проводится, когда никакого уголовного дела еще нет. Это называется доследственной проверкой. В ходе доследственной проверки сотрудники полиции собирают информацию о возможном правонарушении.

Не всегда сразу понятно, было преступление или не было. Может, человека кто-то оговорил. Может, его действия кто-то воспринял ошибочно. Возбуждать уголовное дело в отношении человека просто на основании заявления нельзя — нужно сначала проверить информацию. Сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении полиция обязана проверить. На такую проверку закон дает не более трех суток.

Поступило сообщение о том, что ИП Иванов регулярно дает взятки чиновникам для победы на тендерных торгах и получает подряды на строительство дорог. Оперуполномоченные вызывают Иванова и говорят: «Расскажите, как вы дороги строите». Иванов отвечает: «Не занимаюсь я строительством, книжками торгую. Вот, посмотрите документы». Смотрят они: правда, книжками человек торгует. В этом случае с Иванова возьмут объяснение, и на этом все закончится. Уголовного дела не будет, вызывать на допрос никого не придется.

Допрос возможен исключительно в ходе следствия или дознания. Этот этап наступает после доследственной проверки. Вас вызовут, если оперуполномоченные возбудили уголовное дело, а вы в нем свидетель, подозреваемый или обвиняемый. Иногда проверка не нужна, уголовное дело возбуждают сразу. Например, если нашли труп.

Если вас вызвали на допрос

На допрос вызывают повесткой, которую вручают под подпись. Ее могут передать где угодно, в том числе на работе. Если вас не застали дома — повестку передадут взрослому члену семьи.

В повестке обязаны указать:

  1. ФИО вызываемого на допрос.
  2. В каком качестве вызывается — свидетель, подозреваемый, обвиняемый.
  3. К кому и по какому адресу нужно прийти.
  4. Дату и время.
  5. Последствия неявки без уважительных причин.

Не пойти на допрос нельзя. Иначе вас насильно приведут сотрудники ОБЭП — это называется приводом.

Если вам вручили повестку, закрывайте эту статью и звоните адвокату. Это серьезно, советы из интернета здесь не помогут.

Текст повестки должен полностью соответствовать статье 188 УПК РФ

Если вас вызвали на опрос

Опрос — другое дело. Вас вызовут на опрос, если у оперуполномоченных есть заявление, в котором фигурируете вы или ваша организация. Также в ОБЭП пригласят, если вы работали с интересующим человеком или фирмой: например, заключили договор, перевели деньги с расчетного счета или просто были знакомы.

Задача сотрудников ОБЭП — отработать заявление, которое к ним попало, и опросить вас. В законах не сказано, как вызывают на опрос, каким образом его проводят и какие последствия неявки.

Владельцев среднего и крупного бизнеса часто вызывают в ОБЭП . Если вам позвонили, лучше сразу посоветоваться с адвокатом. Паниковать еще не надо: тех, кто действительно нужен силовикам, по телефону не приглашают.

Полномочия ОБЭП при проведении проверки или допроса

Опрос при проверке. Полномочий у сотрудников полиции всего два:

  1. Задавать вопросы и получать на них ответы, если опрашиваемый желает их дать.
  2. Записывать ответы на бумагу в том виде, в каком они их получили. Такие записи называются объяснительной.

Объяснительные, которые дает предприниматель оперуполномоченным, доказательством не считаются. От всего сказанного можете отказаться. Но это не значит, что можно говорить все что угодно и потом ничего за это не будет. Иногда предприниматель может сказать лишнего — и из-за этого возникает уголовное дело.

В ходе опроса сотрудники полиции собирают информацию. Просто спрашивают у человека, что он знает по тому или иному факту, записывают с его слов, а потом делают выводы. От ответов очень многое зависит. Варианты развития событий проще всего объяснить на примере.

Поступило сообщение, что руководитель МФО дает взятки. Сотрудники ОБЭП решили опросить соседние торговые точки.

Владелец торговой точки при опросе рассказывает, что соседи по офису выдают микрокредиты гражданам. Знает он об этом из вывески. С сотрудниками микрокредитной организации не общается, нарушают они закон или нет — не знает. При таких пояснениях полиция, скорее всего, потеряет к нему интерес.

А если он скажет, что с директором микрофинансовой организации регулярно выпивает по кружке пива в баре после работы и вообще он хороший мужик, всегда готовый помочь, — есть вероятность, что общение с сотрудниками полиции на этом не закончится. Предприниматель явно в приятельских отношениях с директором — может, еще что-то знает или слышал. Могут еще вызвать и задавать новые вопросы.

А можно рассказать, что сотрудники МФО регулярно оставляют какие-то конверты и папки в торговой точке, просят передать их другим лицам. Так появляется вероятность стать свидетелем по уголовному делу — и это в лучшем случае. В худшем могут предъявить обвинения в соучастии.

Опрос — дело добровольное. Формально никто не может заставить вас разговаривать с оперуполномоченными, но если сотрудники ОБЭП считают, что вы можете что-то рассказать, то они найдут способ привести вас в отдел и опросить.

Допрос. Полномочия полиции при допросе схожи с полномочиями при опросе. Основная разница в том, что все сказанное на допросе считается доказательством. Любое слово, записанное в протоколе допроса, может быть использовано в суде против предпринимателя.

Сотрудники будут задавать вопросы, но ответы записывать в протокол, который с большой долей вероятности будет приобщен к уголовному делу. Отказаться от того, что написали с ваших слов в протоколе, будет практически невозможно.

Как перенести встречу

Чаще всего на опрос вызывают по телефону. Сотрудник ОБЭП может позвонить в любое время и сказать: «Вам нужно явиться на дачу объяснений завтра в 9:00». Не поддавайтесь эмоциям и подготовьтесь к беседе с оперуполномоченными.

Вам нужен план. Большинство адвокатов советуют при первом же звонке идти на встречу и брать с собой адвоката. Они считают, что в этих ситуациях нужно защищаться сразу. Но мне кажется, если у вас малый или средний бизнес и уголовный кодекс вы не нарушаете, не стоит идти после первого же звонка. Своим клиентам я советую отложить встречу на одну-две недели: большая вероятность, что за это время о вас забудут. А если нет, то вы успеете проконсультироваться с юристом, выяснить, не вызывали ли кого-то из партнеров в ОБЭП , и составить план действий.

У вас есть право перенести встречу на удобный вам день. Поэтому вежливо поинтересуйтесь у оперуполномоченного причиной звонка, объясните свою занятость в ближайшее время и попросите перезвонить.

Пример диалога

Вот как мой клиент разговаривал с сотрудником ОБЭП :

— Доброе утро, Сергей Николаевич. Вас беспокоит отдел по борьбе с экономическими преступлениями, оперуполномоченный Иванов Иван Иванович. У нас есть материалы проверки… (тут неразборчиво). Вам нужно явиться к нам на дачу объяснений завтра в 9:00.
— Добрый день. Я с удовольствием к вам подъеду, но, к сожалению, сейчас нахожусь в командировке. Перезвоните мне, пожалуйста, через две недели, и мы согласуем удобное для вас время.

Я не советую специально выдумывать причину. Говорите правду: например, у вас всю неделю встречи с партнерами, или сдача отчетности, или заболел ребенок. Если для вас это важные дела, скажите о них оперуполномоченному. Будьте очень вежливы, но стойте на своем.

Если вы перенесли встречу, а сотрудник ОБЭП не перезвонил — это отлично. Значит, ваша персона их не слишком интересовала. Не стоит напоминать о себе.

Если собеседник был настойчив и перенести встречу не удалось, вам придется решать — идти или нет. Я несколько раз сама оказывалась в таких ситуациях и решала идти. Но не только для того, чтобы дать объяснения оперуполномоченному, но и чтобы самой выяснить, в чем проблема.

Добавить комментарий