Размер штрафа за нахождение без паспорта по ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ. Способы получения и замены паспорта

Статья 19.15 КоАП РФ. Проживание гражданина Российской Федерации без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта) (действующая редакция)

1. Проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина Российской Федерации, обязанного иметь документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт), без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или по недействительному документу, удостоверяющему личность гражданина (паспорту), –

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, –

влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 19.15 КоАП РФ

1. Согласно Федеральному закону от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” под гражданством Российской Федерации понимается устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

В соответствии со ст. 5, 6 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” гражданами РФ являются:

а) лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу настоящего Федерального закона;

б) лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с указанным Федеральным законом.

Гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращения гражданства Российской Федерации.

Согласно ст. 10 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, определяются федеральным законом.

В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 (в ред. Постановления Правительства РФ от 25 сентября 1999 г. N 1091), паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим его личность на территории Российской Федерации.

Паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории РФ. Бланки паспорта изготавливаются по единому для всей Российской Федерации образцу и оформляются на русском языке.

Исчерпывающий перечень сведений, записей и отметок, подлежащих внесению в паспорт, определен п. 4, 5 указанного Положения, а также п. 4 Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 15 сентября 1997 г. N 605 (в ред. Приказа МВД России от 4 апреля 2002 г. N 320). В частности, соответствующими органами регистрационного учета в паспорте производятся отметки о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета.

Согласно Федеральному закону от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” основными документами, удостоверяющими личность гражданина РФ, по которым граждане РФ осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признаются: паспорт гражданина РФ; дипломатический паспорт; служебный паспорт; паспорт моряка (удостоверение личности моряка). Статус документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, в указанных случаях определен ст. 8 – 13 Федерального закона “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”.

2. Ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения:

– государственных и муниципальных предприятий и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо праве оперативного управления;

– жилищно-эксплуатационных организаций государственного и муниципального жилищного фонда;

– жилищно-строительных и жилищных кооперативов;

– гостиниц, кемпингов, туристских баз, санаториев, домов отдыха, пансионатов, больниц, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких престарелых, гостиниц-приютов и других учреждений социального назначения;

– организаций иных организационно-правовых форм.

Органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются органы внутренних дел, являются органы внутренних дел, в остальных населенных пунктах – органы местного самоуправления.

3. Органы регистрационного учета в трехдневный срок со дня поступления документов регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, и выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания. В случае отказа гражданам в регистрации по месту пребывания органы регистрационного учета обязаны в трехдневный срок со дня получения документов письменно уведомить их о причинах отказа.

Отказ органов регистрационного учета в регистрации граждан по месту пребывания может быть обжалован ими вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий в порядке подчиненности орган регистрационного учета или в суд.

Должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в трехдневный срок со дня обращения граждан передают документы вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в органы регистрационного учета. Органы регистрационного учета в трехдневный срок со дня поступления документов регистрируют граждан по месту жительства и производят в их паспортах отметку о регистрации по месту жительства. Гражданам, регистрация которых производится по иным документам, удостоверяющим личность, выдается свидетельство о регистрации по месту жительства.

4. При регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 (в ред. Постановления Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 231), следует принимать во внимание Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. N 4-П, согласно которому п. 10, 12 и 21 указанных Правил признаны не соответствующими Конституции РФ, ее ст. 27 (ч. 1) и ст. 55 (ч. 3), что является основанием отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на них либо воспроизводящих их или содержащих такие же положения. Положения этих нормативных актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами до приведения их в соответствие с указанным Постановлением Конституционного Суда РФ.

5. Согласно Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве и Московской области, утвержденным Постановлением Правительства Москвы и Правительства Московской области от 30 марта 1999 г. N 241-28, местом пребывания является гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно. Под местом жительства подразумевается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется в жилые помещения любых форм собственности без снятия с регистрационного учета по месту жительства, порядок осуществления регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства в г. Москве и Московской области определен соответственно разд. 2, 3 указанных Правил.

6. Согласно п. 6 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные указанным Положением, является недействительным.

Недействительным является также паспорт, подлежащий замене, но своевременно не замененный его владельцем. Исчерпывающий перечень оснований замены паспорта определен п. 12 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации.

7. Должностные лица, указанные в п. 2 данного комментария, обязаны обеспечить регистрацию граждан после представления ими необходимых документов в сроки, определенные Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Несоблюдение указанных сроков для регистрации влечет применение к названным должностным лицам мер административной ответственности, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи.

8. Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, являются должностное лицо, ответственное за обеспечение правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения, должностное лицо органов внутренних дел, ответственное за выдачу и замену паспортов, а также за обеспечение контроля за регистрацией граждан.

9. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются:

– начальниками территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним ОВД, их заместителями, начальниками территориальных отделов (отделений) милиции, их заместителями – в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;

– старшими участковыми инспекторами, участковыми инспекторами – в соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 23.3 КоАП.

10. В соответствии с ч. 1 ст. 28.6 КоАП при совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным должностным лицом ОВД (см. п. 9 данного комментария, а применительно к административным наказаниям, установленным санкциями соответствующих статей КоАП, – также п. 5 комментария к ст. 19.16, п. 5 комментария к ст. 19.17) оформляется предупреждение либо налагается и взимается административный штраф (см. также ч. 2 ст. 28.6 КоАП).

Замена паспорта. Сроки уплаты штрафа предусмотренного ст 19.15 КоАП РФ

Порядок замены паспорта по достижению 20 ти летнего возраста.

Сроки уплаты штрафа предусмотренного ст 19.15 КоАП РФ.

Смогу ли я оплатить штраф после поле=учения на руки нового паспорта и в какой срок?

Ответы юристов ( 2 )

Здравствуйте, в соответствии со ст.32.2. Исполнение постановления о наложении административного штрафа

1.Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.(в ред. Федеральных законов от 05.04.2013 N 49-ФЗ, от 28.12.2013 N 383-ФЗ)1.1. Административный штраф, назначенный иностранному гражданину или лицу без гражданства одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации, должен быть уплачен не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении.(часть 1.1 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 383-ФЗ)2. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.3. Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».(часть 3 в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)4. Утратил силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 24.07.2007 N 210-ФЗ.5. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток, а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса.(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 161-ФЗ, от 24.07.2007 N 210-ФЗ, от 02.10.2007 N 225-ФЗ, от 09.11.2009 N 249-ФЗ, от 28.12.2009 N 380-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ, от 18.07.2011 N 225-ФЗ, от 18.07.2011 N 226-ФЗ, от 05.04.2013 N 49-ФЗ, от 28.12.2013 N 383-ФЗ)Части шестая — седьмая утратили силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 161-ФЗ.8. Банк или иная кредитная организация, организация федеральной почтовой связи, платежный агент, осуществляющий деятельность по приему платежей физических лиц, или банковский платежный агент (субагент), осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», которым уплачивается сумма административного штрафа, обязаны незамедлительно после уплаты административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности, направлять информацию об уплате административного штрафа в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».(часть 8 введена Федеральным законом от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

Читайте также:  Причинение вреда здоровью при ДТП: компенсация и ответственность за нарушение по нормам административного и уголовного права в зависимости от степени тяжести. Какое грозит наказание, если сбил человека насмерть?

Статья 20.25. Уклонение от исполнения административного наказания(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 410-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)
1. Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, -влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 226-ФЗ, от 05.04.2013 N 49-ФЗ)

Т.е. в течении 60 дней Вы должны оплатить штраф.

Статья 19.15 КоАП РФ. Проживание гражданина Российской Федерации без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта)

Новая редакция Ст. 19.15 КоАП РФ

1. Проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина Российской Федерации, обязанного иметь документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт), без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или по недействительному документу, удостоверяющему личность гражданина (паспорту), –

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, –

влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Комментарий к Статье 19.15 КоАП РФ

1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации гражданином права на свободу передвижения, права на выбор места жительства и места пребывания.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 19.15, выражается в проживании по месту жительства или по месту пребывания гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства. Правовой статус паспорта гражданина РФ регламентирован Указом Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 “Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации”. Основные положения регистрации по месту пребывания или по месту жительства закреплены в Постановлении Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 “Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию”.

3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 19.15, состоит в допущении лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, проживания гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства, а равно допущении гражданином проживания в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении лиц без удостоверения личности гражданина (паспорта) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства. Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, установлен Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 “Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию”.

4. С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные статьей 19.15, являются умышленными.

5. Субъектом правонарушения, предусмотренного частью первой данной статьи, выступают граждане, частью второй – должностные лица и граждане.

6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.15, рассматриваются должностными лицами органов внутренних дел.

Другой комментарий к Ст. 19.15 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. В данной статье содержится несколько составов административных правонарушений, имеющих один объект посягательства, – конституционные права и свободы граждан РФ и установленный порядок, предусматривающий обязанность гражданина РФ иметь удостоверение личности гражданина (паспорт) и оформить регистрацию по месту пребывания или по месту жительства.

Указом Президента РФ от 13 марта 1997 г. “Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории РФ” установлено, что паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ, а Федеральный закон от 25 июня 1993 г. “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом ввел регистрационный порядок учета граждан.

2. В ч.1 рассматриваемой статьи закреплены два состава правонарушений. Объективную сторону первого состава составляют противоправные действия, выражающиеся в проживании или пребывании гражданина РФ, обязанного иметь удостоверение личности гражданина (паспорт), без такового или по недействительному документу. Проживание или пребывание гражданина РФ без удостоверения личности (паспорта) означает, что лицо не получило в установленном порядке этот документ или, утратив его, не получило нового. Недействительным признается такой документ, который пришел в явную негодность (не имеет фотографий, содержит неточные данные и т.д.), а также поддельное удостоверение личности (паспорт).

Второй состав предусматривает в качестве противоправного действия проживание или пребывание гражданина РФ без регистрации. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации утверждены постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. и устанавливают обязанность граждан РФ регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета.

Субъектами рассматриваемого правонарушения признаются граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста, виновные в совершении указанных противоправных действий.

С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

3. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность лиц, ответственных за соблюдение правил регистрационного учета, за их нарушение. Нарушение правил регистрационного учета в рассматриваемом случае выражается в различных противоправных действиях: допущение лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, проживания гражданина РФ без удостоверения личности (паспорта) или по недействительному удостоверению личности (паспорту); проживание гражданина в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении лиц без удостоверения личности (паспорта); допущение указанным гражданином проживания лиц без регистрации по месту пребывания или месту жительства. Указанные противоправные деяния характеризуют объективную сторону данного правонарушения.

4. Субъектом противоправных деяний признаются лица, ответственные за соблюдение правил регистрационного учета. К ним в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации относятся: граждане, юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, а также должностные лица, ответственные за регистрацию. Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержден указанным выше постановлением Правительства РФ. Ответственными за регистрацию являются должностные лица жилищно-эксплуатационных организаций государственного и муниципального жилищных фондов; жилищностроительных и жилищных кооперативов; гостиниц, кемпингов, туристских баз, санаториев, домов отдыха, пансионатов, больниц, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиниц-приютов и других учреждений социального назначения; акционерных обществ и других коммерческих организаций; других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд.

5. С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется умышленной виной.

Статья 19.15. КоАП РФ. Проживание гражданина Российской Федерации без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта)

Ст 19.15 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

1. Проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина Российской Федерации, обязанного иметь документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт), без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или по недействительному документу, удостоверяющему личность гражданина (паспорту), –

Читайте также:  Фальсификация продуктов питания: особенности законодательства, ответственность, фальсификация молока и алкоголя и методы ее определения

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, –

влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Комментарий к статье 19.15. КоАП РФ:

1. Комментируемая статья предусматривает административную ответственность за нарушение норм Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” (с изм. и доп.), а также норм, установленных Указом Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 “Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации”, Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 “Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации” (с изм. и доп.), Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 “Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию” (с изм. и доп.).

2. Объектом правонарушения являются отношения в сфере порядка управления в Российской Федерации.

Паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ. В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828, паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории РФ (см.: Административный регламент Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина на территории Российской Федерации (РГ. 2010. 5 марта)). Названным выше Законом РФ (ст. 3) установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и месту жительства.

3. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, характеризуют проживание или пребывание гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному такому удостоверению либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства.

Содержание понятий “место пребывания” и “место жительства” определено в Законе РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1, указанном в п. 1 комментария к данной статье. Именно с данными понятиями, как представляется, связывается установление законодателем ответственности за проживание или пребывание без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта). Совмещение в диспозиции ч. 1 данной статьи положений об отсутствии документа, удостоверяющего личность, и регистрации по месту пребывания или по месту жительства предписывает должностному лицу, принимающему решение о возбуждении дела о данном правонарушении, устанавливать в случае отсутствия у гражданина РФ удостоверения личности гражданина (паспорта) его регистрацию по месту пребывания или жительства.

Следует учитывать, что документы на регистрацию в соответствии со ст. 6 данного Закона должны быть поданы в органы регистрационного учета не позднее 7 дней со дня прибытия гражданина на новое место жительства.

Что касается установленного упомянутым Законом трехдневного срока регистрации по месту пребывания, то согласно Постановлению Правительства РФ от 22 декабря 2004 г. N 825 указанный срок регистрации наступает по истечении 90-дневного срока пребывания гражданина РФ, в течение которого такая регистрация не требуется.

Следует также иметь в виду уведомительный характер регистрации граждан РФ по месту жительства (см.: Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. N 4-П // СЗ РФ. 1998. N 6. Ст. 783), что, однако, не отменяет обязательности самой регистрации.

В соответствии с п. 9 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 (с изм. и доп. на 11 ноября 2010 г.), граждане вправе уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа.

Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов, перечень которых определен указанными Правилами, регистрируют граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, и выдают им соответствующее свидетельство. По желанию гражданина этот документ может быть направлен по почте. Собственнику (нанимателю) в 3-хдневный срок направляется уведомление о регистрации лица, подавшего заявление.

Порядок регистрации граждан по месту жительства определен п. п. 16 – 18 Правил. Ныне также предусмотрена возможность представления заявления установленной формы о регистрации по месту жительства и копий необходимых документов в электронной форме через единый портал.

Органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне, или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, являются эти органы, в остальных населенных пунктах – органы местного самоуправления.

Следует учитывать, что контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его территориальные органы и органы внутренних дел.

Административная ответственность за данное правонарушение наступает при проживании или пребывании гражданина по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) в случае внесения в него отметок, не предусмотренных Положением “О паспорте гражданина Российской Федерации”, либо при истечении сроков действия паспорта после 30 дней со дня достижения гражданином 25-летнего или 45-летнего возраста.

Объективная сторона по ч. 2 данной статьи характеризуется допущением лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, либо гражданином в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности помещении проживания граждан РФ, нарушающих установленный названными нормативными правовыми актами порядок.

4. Субъектом предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи административного правонарушения является гражданин РФ, достигший 16-летнего возраста, а ч. 2 – юридическое лицо, должностное либо физическое лицо, ответственные за обеспечение правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения (см. ст. 2 Закона), должностные лица, ответственные за выдачу и замену паспортов, обеспечение контроля за регистрацией граждан.

При этом законодателем в данной статье не установлены дифференцированные штрафные санкции для юридических и должностных лиц.

К ответственности за данное правонарушение не могут быть привлечены военнослужащие, проходящие военную службу по призыву.

5. С субъективной стороны вина предполагает умысел либо неосторожность, например при несвоевременной замене документа, удостоверяющего личность (паспорта).

6. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ст. 23.67), а также органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3).

Протоколы о совершении данных правонарушений составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3) и органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Штраф за несвоевременную замену паспорта в 2020 году

Штраф за просроченный паспорт прописан в законодательстве Российской Федерации, его основное предназначение активировать граждан на своевременную замену удостоверения, подтверждающего личность. В нашей статье вы узнаете, какой штраф может быть начислен неответственным гражданам в 2020 году, какое предусмотрено наказание за несвоевременный срок замены главного документа удостоверения личности в 20, 45 лет или при смене фамилии и как снизить размер санкций (или вовсе их отменить).

Когда необходимо менять паспорт

Согласно законодательству удостоверение личности гражданина РФ необходимо менять в двадцать и сорок пять лет. В течение тридцати дней необходимо оплатить госпошлину, собрать пакет документации и подать официальный запрос в соответствующие инстанции. Если в обозначенный срок в отделение УФМС не поступит заявления, то гражданин, нарушивший законодательство, может быть привлечен к административной ответственности — штрафу.

Месяц выдается на сбор необходимого пакета документов, на изготовление паспорта уйдет еще некоторое время:

  • Если вы сдаете бумаги для получения нового удостоверения личности по месту регистрации, оно будет готово в течение десяти дней;
  • При обращении в отделение миграционной службы не по месту прописки, придется подождать два месяца, прежде чем вам выдадут паспорт.

Помимо достижения необходимого возраста, поводом для замены главного документа гражданина РФ могут стать:

  • Изменение личностных данных (имя, фамилия, отчество);
  • Потеря и кража документа;
  • Изменения во внешности;
  • Смена пола.

Какой штраф за просроченный паспорт в 2020 году

Все граждане России, достигшие возраста четырнадцати лет, должны иметь удостоверение, подтверждающее их личность, коим является паспорт. Эти две «аксиомы» прописаны в Постановлении Правительства РФ № 828. Фрагмент из него в сокращенном виде можно найти на последней страничке паспорта. Однако, там не отражается информации о санкциях за не вовремя замененное удостоверение личности.

Санкция за несвоевременно замененный паспорт составляет от 2000 до 3000 рублей. Для жителей двух столиц (москвичей и петербуржцев) эта сумма выше и равняется примерно 3000-5000 тысяч рублей. Подробнее с информацией о штрафах можно ознакомиться в ст. 19.15 КоАП РФ.

Как избежать штрафа

Существует масса причин, в связи с которым пройти процедуру замены в срок, не представляется возможным. Некоторые из них могут стать весомым поводом для снятия с «провинившегося» штрафных санкций (беременность, трудная жизненная ситуация).

Напомним, что паспорт должен быть на руках у каждого гражданина страны, достигшего четырнадцатилетия. Удостоверение личности считается недействительным, если в нем имеются исправления, помарки, посторонние записи.

В КоАП РФ в ст. 4.2 прописаны обстоятельства, способные избавить от начисления санкций или значительно их уменьшить:

  • Правонарушение совершила женщина, находящаяся в положении или имеющая на руках новорождённого ребенка;
  • Проступок совершил несовершеннолетний подросток;
  • Причиной нарушения стала тяжелая ситуация в жизни или сильное душевное потрясение;
  • Правонарушитель добровольно согласился выполнить все требования, предусмотренные законодательством;
  • Нарушитель осознал свой проступок и искренне раскаялся;
  • Оказание посильной помощи сотрудникам ОВД в установлении всех обстоятельств дела.
Читайте также:  Статья 12.31.1 КоАП РФ: меры ответственности за езду без СТС и страхового полиса ОСАГО

Данный перечень относится к разряду открытых, судья в процессе разбирательства может признать смягчающими иные обстоятельства.

В статье 4.3 КоАП имеется список отягощающих обстоятельств, которые только усугубляют ситуацию. Если будет доказано их наличие, то размер штрафа может быть увеличен в несколько раз:

  • Правонарушение совершено с участием несовершеннолетних детей;
  • Законодательство нарушено группой лиц;
  • Данный проступок зафиксирован за нарушителем второй раз;
  • Зафиксировано алкогольное опьянение правонарушителя, от прохождения медицинское освидетельствование он отказался.

Полное освобождение от штрафа

Статья 2.9 КоАП РФ гласит, если проступок несущественный, должностное лицо имеет право ограничиться вынесением выговора в устной форме.

Еще одно обстоятельство, способное спасти вас от оплаты штрафа, отражено в статье 4.5 КоАП. Если сотрудники отделения УФМС приняли документацию для замены, а после обнаружили, что бумаги сданы с нарушением установленных сроков, оштрафовать за просрочку паспорта по прошествии двух месяцев они не имеют права, поскольку пройдет срок привлечения к административной ответственности.

Штрафы не любит никто, поэтому наши граждане ищут различные способы сохранить семейный бюджет и избежать оплаты начисленных санкций за совершенное административное правонарушение. Освобождение от взноса штрафа за несвоевременную замену можно получить в следующих ситуациях:

  • Получение для протокола непроверенных персональных данных правонарушителя, недействительный документ нельзя учитывать, как удостоверение личности. Подобный протокол легко оспорить в процессе судебного разбирательства;
  • Штраф за несвоевременную замену паспорта спустя шесть месяцев, максимальный срок «действия» административного правонарушения – два месяца;
  • Правонарушение зафиксировано лицом, не имеющим на это полномочий;
  • Принуждение нарушителя заплатить начисленный штраф наличными «на месте». Оплата вноситься только путем безналичного перевода.

Проживание или временное нахождение россиянина в другом регионе не должно создать дополнительных трудностей при замене документа. Вы можете посетить любое отделение службы миграции и подать запрос на выдачу нового паспорта. Просто в этом случае новое удостоверение придется ждать дольше.

Последствия наложения санкций

После вступления в законную силу резолюции о наложении на правонарушителя административного штрафа, дается два месяца для внесения платежа. Если в указанный срок перевод средств не будет совершен, то в соответствии со ст.20.25 Кодекса об административных правонарушениях, может быть:

  • Начисление штрафа в двойном размере (не меньше 1000 рублей);
  • Назначение исправительных работ на пятьдесят часов;
  • Заключение под стражу на пятнадцать суток.

Необходимая документация для замены

Если в течение тридцати дней вы не успеете собрать все бумаги и обратиться в УФМС, паспорт считается просроченным. Прежде чем посещать отделение миграционной службы с заявлением о замене удостоверения личности, соберите необходимый пакет документов:

  • Старое удостоверение личности, его необходимо сдать работникам УФМС;
  • Три цветных фотоснимка размером 3*4, фон обязательно должен быть белым;
  • Заявление уставленного образца. Бланк вам выдут сотрудники службы миграции;
  • Листки убытия и прибытия;
  • Квитанция, подтверждающая оплату государственной пошлины;
  • Если вы замужем/женаты, потребуется предоставить оригинал свидетельство о заключении брака;
  • Домовая книга, для подтверждения наличия регистрации;
  • Мужчинам в обязательном порядке нужно предоставить военный билет.

Также работники УФМС могут попросить свидетельство о рождении. Этот документ не входит в число обязательных бумаг для предоставления, но лучше взять его с собой, чтобы не затягивать процесс замены.

Если у вас имеются документальные доказательства уважительной причины просрочки замены паспорта, то обязательно предоставьте их работникам ФМС. Это позволит избежать начисления штрафных санкций без лишних долгих разбирательств.

Куда обращаться для замены

Заменить недействующий документ можно:

  • В местном отделении миграционной службы;
  • Оставить заявку на официальном сайте портала «Госуслуги»:
  • Подать документы и заявление через МФЦ. Опытные сотрудники Центра позаботятся о решении вашей проблемы, а вам останется только забрать новый паспорт.

Как оплатить штраф

Если вы просрочили замену паспорта, будет начислен штраф и выдана квитанция для его оплаты. Как только она будет у вас на руках, сразу отправляйтесь её оплачивать. Сделать это можно несколькими способами:

  • В отделении любого банка. Реквизиты для оплаты и личные данные вносятся на выданный сотрудником банка бланк. После внесения необходимой суммы, вам выдадут квитанцию о том, что штраф заплачен;
  • Если нет времени стоять в длинных очередях воспользуйтесь терминалом. При возникновении проблем с оплатой, на помощь всегда придет консультант, который поможет все сделать правильно. После совершения платежа вам будет выдано два чека, один на проведенную транзакцию, второй исполняет роль платежной квитанции;
  • Заплатить штраф с помощью перевода в электронном кошельке;
  • Оплатить начисленную сумму с помощью интернет-банкинга, например в Сбербанк Онлайн;

Заключение

Начисление штрафа за просроченный паспорт – это наказание неответственным гражданам, которые не осознают, что на законном основании пользоваться можно только непросроченным удостоверением личности. Замена осуществляется в 20 и 45 лет. В противном случае вы совершаете административное правонарушение, а раз нарушили закон, готовьтесь нести за это ответственность.

Штраф за просрочку замены паспорта.

    1. достижение 20-летнего и 45-летнего возраста;
    2. изменение гражданином в установленном порядке фамилии, имени, отчества, изменение сведений о дате (число, месяц, год) и / или месте рождения;
    3. изменение пола;
    4. непригодность паспорта для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин;
    5. обнаружение неточности или ошибочности произведенных в паспорте записей.

Согласно пункту 15 названного Постановления Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 документы и личные фотографии для получения или замены паспорта должны быть сданы гражданином не позднее 30 дней после наступления обстоятельств, указанных выше.

Кто имеет право назначить штраф за просрочку замены паспорта.

Согласно ч.1 ст.23.3 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 19.15 — 19.18 КоАП РФ, рассматривают органы внутренних дел (полиция).

В силу ч.2 ст.23.3 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в ч.1 настоящей статьи, вправе: начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений, пунктов) полиции, их заместители — об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 19.15 — 19.18 — участковые уполномоченные полиции, участковые уполномоченные полиции — об административных правонарушениях, предусмотренных 9.15, 19.15.1 КоАП РФ; руководители структурных подразделений по вопросам миграции территориальных органов, их заместители — об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 19.15 — 19.18 КоАП РФ.

Согласно ч.1 ст.28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст.19.11-19.17 КоАП РФ составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции).

Таким образом, составить протокол и вынести постановление о назначении штрафа за просрочку замены паспорта имеют право только сотрудники полиции.

В каком размере предусмотрен штраф за просрочку замены паспорта.

Как указано в статье 19.15 КоАП РФ,

1.проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина Российской Федерации, обязанного иметь документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт), без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или по недействительному документу, удостоверяющему личность гражданина (паспорту), —

влечет наложение административного штрафа в размере от 2000 до 3000 рублей.

2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, —

влечет наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 рублей.

Как обжаловать штраф за просрочку замены паспорта.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении вынесенное должностным лицом может быть обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1 — 25.5.1 настоящего Кодекса в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Таким образом, при несогласии возможно попытаться обжаловать постановление о назначении штрафа. При наличии оснований, уважительных причин суд может рассмотреть вопрос о возможности применения при рассмотрении дела об административном правонарушении статьи 2.9 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из требований КоАП РФ. Следовательно, вопрос о малозначительности правонарушения является оценочным и устанавливается исходя из конкретных обстоятельств дела.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» N 5 от 24 марта 2005 года малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Исходя из конституционного принципа (ст. 1, ч. 2 ст. 6, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19, и ч. 1 ст. 50 Конституции Российской Федерации), санкции штрафного характера, согласно общим принципам права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности при определении суммы штрафа, подлежащей взысканию.

Стоит помнить, что на подачу жалобу на постановление по делу об административном правонарушении есть всего 10 суток в соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ.

Сроки привлечения к административной ответственности за просрочку замены паспорта.

В соответствии с частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении предусмотренные частью 1 данной статьи сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, составляет два месяца.

В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Таким образом, после того как должностное лицо обнаружит административное правонарушение (обыкновенно это день поступления документов в МВД России для замены паспорта), у него есть два месяца для привлечения гражданина к административной ответственности — составления протокола и вынесения постановления.

Поэтому распространенное мнение о том, что нужно подождать 60 дней с даты окончания срока, требуемого для замены паспорта, и штраф не будет выписан, является ошибочным.

Добавить комментарий