Способы защиты интеллектуальной собственности, авторских и смежных прав в интернете: гражданско-правовая охрана и помощь юриста

Защита авторских и смежных прав в сети Интернет

Интернет имеет трансграничный характер, который невозможно примирить с территориальным характером прав интеллектуальной собственности. Большинство проблем связано с “внетерриториальным” использованием объектов права интеллектуальной собственности при сохранении их территориального характера. Сайт в Интернете доступен для всех пользователей Сети, независимо от их географического положения.

Совершенствование правовых норм в отношении охраны интеллектуальной собственности, введение ограничений на пользование этой информацией, взимание платы за пользование может привести к тому, что Интернет из “общемировой энциклопедии” превратится в коммерческую сеть с узким кругом пользователей. Такое положение вещей называют “цифровой дилеммой”.

Современное законодательство по охране авторских и смежных прав в Интернете основано на концепции возможности эффективной охраны прав интеллектуальной собственности в цифровой среде без коренного изменения позитивного авторского права. В настоящее время большая часть информации, размещаемой в Интернете, охраняется авторским правом и смежными правами. Основные объекты охраны – компьютерные программы и базы данных.

Защита компьютерных программ по законодательству об авторском праве была установлена в 1972 г. на Филиппинах. В США в 1980 г. принят закон, предусматривающий охрану компьютерных программ авторским правом. Аналогичные законы действуют в Венгрии, Индии, Великобритании, Франции, Японии. В других странах считается, что компьютерные программы находятся под охраной, для которой не требуется изменения законодательства об авторском праве, так как перечень охраняемых произведений не носит исчерпывающего характера.

В 1978 г. ВОИС одобрила Типовые положения по охране программного обеспечения вычислительных машин. В 1991 г. была принята Директива Совета ЕЭС, регулирующая правовую охрану программного обеспечения.

Понятие “компьютерная программа” охватывает “подготовительные материалы, полученные в ходе ее разработки, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения”. Таким образом, охране подлежат нелитеральные компоненты программы – аудиовизуальные отображения, т.е. последовательность, структура и организация программы, выводящиеся на экран (пользовательский интерфейс).

Помимо исходного текста, объектного кода и аудиовизуальных отображений компьютерной программы, правовой охране подлежат элементы, традиционно охраняемые авторским правом: название произведения и подготовительные материалы. Название программы охраняется, если оно оригинально и отражает творческую самостоятельность автора. Название компьютерной программы часто защищается правообладателем путем ее регистрации в качестве товарного знака.

Остальные элементы компьютерных программ являются неохраняемыми. Важнейший из них – алгоритм компьютерной программы, т.е. сжатым образом зафиксированная идея, по которой должен работать компьютер. Алгоритм – основной структурный компонент программы. Однако правовая охрана не распространяется на идеи и принципы, лежащие в основе компьютерных программ или баз данных. Охране подлежит конкретная реализация алгоритма в виде конкретной программы.

База данных – это объективная форма представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью компьютера. В большинстве стран базы данных традиционно охраняются авторским правом как разновидность сборников (произведений, в которых осуществлена подборка материала по определенным критериям и определенным образом произведена организация материала). Авторским правом база данных защищается, только если она была создана творческим трудом.

В 1996 г. в ЕС принята Директива о правовой охране баз данных, предусматривающая защиту баз данных авторским правом и средствами института защиты sui generis. Объекты защиты – базы данных, подобранные и организованные самостоятельным интеллектуальным трудом автора, и произведения, входящие в состав баз данных. Критерий “авторского собственного интеллектуального труда” – “оригинальность” произведения.

Защита sui generis предоставляется базам данных, созданным нетворческим трудом, если в их подбор, удостоверение и представление сделаны качественные и количественные инвестиции.

Базы данных, созданные творческим трудом, охраняются в ЕС национальным авторским правом на основании критериев охраноспособности, установленных в Директиве. Институт sui generis в некоторых государствах применяется непосредственно, а в некоторых только определяет условия охраноспособности баз данных.

В США базы данных защищаются авторским правом, институтом коммерческой тайны, контрактным правом, нормами о защите от недобросовестной конкуренции и неосновательного обогащения.

Правовая потребность охраны интеллектуальной собственности в Интернете привела к принятию в рамках ВОИС международных соглашений, учитывающих влияние информационных технологий на охрану авторских и смежных прав: Договор ВОИС по авторскому праву (1996) (ДАЛ) и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (1996) (ДИФ). Данные Договоры – своеобразный ориентир для разработки правовых норм по охране авторских и смежных прав в Интернете. В доктрине эти соглашения называют “Договоры ВОИС по Интернету”.

Нормы, содержащиеся в Договорах ВОИС, можно подразделить на группы:

  • – охрана новых объектов авторского права (компьютерных программ и баз данных);
  • – предоставление дополнительных прав (право на распространение, право проката) авторам и обладателям смежных прав;
  • – охрана авторских и смежных прав в цифровых сетях.

В большинстве государств право на распространение относится только к распространению материальных копий произведения. Кроме того, к праву на распространение применяется доктрина исчерпания прав – если экземпляры произведения правомерно введены в гражданский оборот, допускается их дальнейшее отчуждение без согласия автора и выплаты авторского вознаграждения.

Договоры ВОИС исходят из неприменимости права на распространение в цифровой среде, указывая на то, что данное право применяется только в отношении материальных, “осязаемых” объектов. Невозможность применения права на распространение в цифровой среде подчеркивается в Директиве ЕС о гармонизации некоторых аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе (2001).

В ходе разработки Договоров ВОИС отмечалось, что невозможно запрашивать согласие автора на воспроизведение при каждом открытии страницы в Сети (при этом происходит копирование страницы в оперативную память компьютера). При передаче информации в Интернете происходит ее промежуточное копирование в памяти сервера, через который осуществляется выход индивидуального пользователя в Интернет. Если обязать владельца сервера запрашивать согласие правообладателя на промежуточное копирование, сервер будет вынужден прекратить работу, в результате чего окажется невозможным доступ пользователей к Сети.

В Договор ВОИС по авторскому праву не включены нормы, посвященные праву автора на воспроизведение в цифровых сетях. Стороны приняли Согласованное заявление к ст. 1(4) Договора: “Право на воспроизведение, установленное статьей 9 Бернской конвенции, а равно изъятия из указанного права, допустимые в соответствии с ней, полностью применимо в цифровой среде, в особенности в случае использования произведений в цифровой форме. Понимается, что хранение произведения в цифровой форме в электронном средстве сообщения представляет собой воспроизведение в соответствии со статьей 9 Бернской конвенции”.

Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам предоставляет исполнителям и производителям фонограмм “исключительное право разрешать прямое или косвенное воспроизведение. любым способом и в любой форме”. Договор по исполнениям и фонограммам не устанавливает специальных ограничений, применяемых в цифровой среде, а только указывает, что изъятия из охраны не должны противоречить нормальному использованию исполнений и фонограмм или необоснованно ущемлять законные интересы исполнителей и производителей фонограмм.

Договоры ВОИС – одни из первых нормативных правовых актов, предусматривающих правовую охрану технологических средств, т.е. любых технологий или устройств, предназначенных для предотвращения любых действий, которые не были разрешены правообладателем. Договоры установили обязательство государств-участников предусмотреть “правовую охрану и эффективные средства правовой защиты от обхода существующих технологических средств, используемых авторами в связи с осуществлением их прав по настоящему Договору или по Бернской конвенции, и ограничивающих в отношении их произведений действия, которые не разрешены авторами или не допускаются законом”. Участвующие в Договорах страны обязуются закрепить в национальном законодательстве запрет на обход технологических средств, используемых правообладателями для охраны своих прав.

Защита авторских прав

Оглавление:

Произведения художественного искусства, результаты научных исследований, музыкальные композиции, литературные творения, компьютерные программы и приложения и другие результаты интеллектуальной деятельности несут не только культурную ценность, но и предполагают некое материальное вознаграждение для автора. При этом, данная категория нематериального имущества наиболее подвержена незаконным действиям злоумышленников, которые используют результат чужого труда для собственного обогащения. Чтобы защитить результат творческого труда от плагиата, несанкционированного использования, а также от хищения творений необходимо получить на эту собственность авторские права.

Основная проблема данного вопроса заключается в том, что в Гражданском Кодексе РФ до настоящего времени нет четкого, определенного и единого реестра зарегистрированных прав на произведения интеллектуальной собственности. Для получения авторского права создателю нужно будет обозначить себя и предоставить результат своего творения. Защита такого права в Российской Федерации осуществляется путем регистрации. Несмотря на то что это негосударственная регистрация, на сегодняшний день она является неплохим методом защиты прав автора. К сожалению, даже прохождение данной процедуры не дает стопроцентных гарантий, что авторство будет признано за настоящим создателем. В данной ситуации авторство может быть оспорено только при наличии определенных весомых доказательств, которые, как правило, после прохождения процедуры регистрации не могут принадлежать постороннему лицу.

Вопрос защиты авторских прав стоит особенно остро в нашей стране, в силу несовершенства действующего законодательства, а значит, следует разобраться в этой теме более подробно.

Когда возникает авторское право?

Авторское право на то или иное произведение возникает автоматически при его создании. Это право относится не только ко всему творению в целом, но и к его отдельным частям и названию. Все права на результат интеллектуальной собственности принадлежат только создателю. При этом возникает две формы права:

  • исключительное право (имущественное);
  • неимущественные права – право на имя, право неприкосновенности и обнародования произведения, право авторства и т.д.

В зависимости от того, какая категория авторского права нарушена, существуют различные механизмы его защиты.

Защита исключительных прав предполагает следующие меры воздействия на нарушителя:

  • признание права законного правообладателя;
  • пресечение действий, нарушающих право правообладателя;
  • изъятие у злоумышленников материального носителя;
  • возмещение материального ущерба;
  • публикация судебного решения по делу.

Защита личных неимущественных прав сводится именно к прекращению действий, способствующих нарушению авторского права, а также к компенсации морального ущерба, нанесенного пострадавшей стороне. При этом, как и в некоторых других ситуациях, добиться справедливости автор может как используя внесудебные процедуры, так и подав исковое заявление в суд.

Защита и оформление авторских прав

Законом установлено, что исключительное право автора на плоды своего творчества и интеллектуального труда возникает уже по факту его создания и не требует дополнительного подтверждения. Однако на практике стало очевидно, что оставив произведение без минимального оформления или регистрации, вероятность столкнуться с плагиатом или незаконным использованием повышается в разы. Вопрос практически полностью решается, если публикация произведения происходит через издательство либо результат интеллектуального труда передается заказчику по заранее составленному договору. В этом случае договор с издательством либо с прямым заказчиком и будет выступать достоверным доказательством права автора.

На что распространяется интеллектуальная собственность

Некоторые авторы с целью защиты своих прав на произведение, осуществляют его нотариальное заверение. Однако наибольшей популярностью обладает процедура депонирования и публикации предмета интеллектуальной собственности. В этом случае происходит регистрация прав, путем установления однозначного соответствия конкретного произведения конкретному автору. Данный факт регистрируется в каталоге, соответствующего типа произведения, однако в силу отсутствия общего государственного реестра, все подобные каталоги составляются частными юридическими конторами, которые по факту выступают свидетелями принадлежности результата интеллектуального труда тому или иному автору. Подобных каталогов множество:

  • каталог депонированных произведений – данный вариант предполагает регистрацию и публикацию научных и литературных произведений интеллектуального труда;
  • каталог регистрации произведений малых форм – специальный реестр регистрации произведений особого малого формата;
  • каталог регистрации идей, гипотез, открытий, теорий, концепций, методов, методик и др. – в связи с тем, что на пути от идеи до готового результата интеллектуального труда может пройти несколько лет, а иногда и несколько десятков лет, целесообразно зарегистрировать факт идеи или гипотезы еще на стадии ее зарождения. В этом случае в каталог вносится только подробное описание произведения, научной концепции или программы;
  • каталог регистрации коммерческих обозначений, слоганов и девизов – особенно востребованный реестр для сферы рекламы и маркетинга;
  • каталог регистрации интеллектуальной собственности сайтов – также заслуживает отдельного внимания в силу того, что интернет-сфера продолжает развиваться семимильными шагами, охватывая все новые сферы бизнеса.

Перечисленные выше каталоги – это далеко не все реестры, в которых можно зарегистрировать тот факт, что именно данный автор создал то или иное произведение. Достаточно обратиться к опытному юристу, специализирующемуся на данных вопросах, и он подберет оптимальный вариант депонирования авторского права.

Внесудебные механизмы защиты

Если автор произведения столкнулся с откровенным нарушением своих прав на произведение его творчества, первое, что рекомендуют эксперты – прямое обращение к нарушителю с целью досудебного урегулирования ситуации. Подобное обращение должно быть обязательно оформлено в письменной форме и направлено нарушителю заказным письмом. Данная форма взаимодействия сторон называется претензионной. Подобное письмо должно содержать подробное описание сложившейся ситуации, перечень конкретных требований к нарушителю, а также по возможности копии документов, подтверждающих регистрацию или депонирование авторского права на то произведение, которое было использовано злоумышленником с целью получения прибыли.

Главная задача такого письменного требования – уведомление нарушителя о том, что автор в курсе незаконного использования его интеллектуальной собственности, и он готов отстаивать свои интересы, в том числе и более радикальными методами. Данная форма урегулирования конфликта часто позволяет добиться компенсации от нарушителей, избежав при этом длительных судебных разбирательств. Это объясняется тем, что многие лица, нарушающие законы о неприкосновенности авторского права, столкнувшись с решительным настроем правообладателя, испытывают страх перед возможной ответственностью, в том числе и уголовной, и стремятся любым путем избежать суда.

Читайте также:  Оскорбление судьи и участников судебных разбирательств, неуважение к суду: законодательное регулирование ответственности

Однако важно понимать, что досудебная форма урегулирования конфликта редко бывает эффективна в отношении массового нарушения авторских прав, незаконного выпуска материальных носителей и тем более распространении произведения в сети интернет и других общедоступных источниках. Но решить локальные вопросы (исполнение песни без согласия автора, использование названия запатентованного произведения и т.д.) подобным образом вполне возможно.

Судебный механизм

Если досудебные методы решения конфликтной ситуации не дают результата либо кажутся правообладателю нецелесообразными, ему следует подать исковое заявление в суд. С этой целью необходимо правильно составить иск, который должен содержать данные об истце и ответчике, требования и описание ситуации, а также пакет документов, доказывающий, что исключительное право на конкретное произведение принадлежит именно истцу. Лучше всего доверить составление искового заявления опытному юристу, который составит иск таким образом, чтобы суд принял решение о рассмотрении данного дела.

Пакет документов в каждой конкретной ситуации индивидуален, истец предоставляет все, что по его мнению может подтвердить его авторство. Например, доказательствами могут являться:

  • Свидетельство о регистрации авторского права (если таковое имеется)
  • Нотариально заверенные копии документов (публикаций или страниц сайта), подтверждающих факт существования произведения, его обнародования
  • Источники (черновики) или иные документы, подтверждающие создание произведения
  • Результаты независимой экспертизы
  • Видео-, фотоотчеты об обнародовании или создании произведения и т.д.

Рассмотрение искового заявления обычно занимает не больше месяца, после чего все стороны конфликта должны явиться в суд. В ходе судебного заседания суд заслушает все мнения и рассмотрит весь перечень доказательств. Если в суде будет установлен факт нарушения авторских прав, к ответчику могут быть применены три формы ответственности за правонарушение:

  1. Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских прав. Данный вид ответственности применяется к нарушителям авторских прав чаще всего в соответствии со статьей 1252 Гражданского Кодекса «Защита исключительных прав». При этом, какую меру наказания потребовать за подобные противоправные действия выбирает именно истец, в то время как окончательное решение всегда остается за судьей. Здесь автор произведения, столкнувшийся с нарушением своих прав, может рассчитывать на компенсацию убытков, причиненных ответчиком или ответчиками, на изъятие материального носителя и на публикацию решения суда о признании действий ответчика незаконными. Кроме того, нередко суд накладывает арест на носители и оборудование для их производства, а также может быть принято решение о конфискации и уничтожении всех носителей, являющихся контрафактом. Отдельно следует упомянуть, что если в ходе судебного заседания будет доказано, что правонарушение было совершено не физическим лицом, а юридическим, такая компания может быть полностью ликвидирована.
  2. Административная ответственность за нарушение авторских прав. В случае когда нарушитель производит продажу, передачу в аренду, ввоз или вывоз их страны контрафактной продукции, нарушающей авторское право, к нему могут быть приняты меры в соответствии со статьей 7.12. «Нарушение авторских исмежных прав, изобретательских и патентных прав» Кодекса об административных правонарушениях. В этом случае ответчику будет назначен штраф, сумма которого зависит не только от объема и тяжести правонарушения, но и от того физическое или юридическое лицо выступило правонарушителем.
  3. Уголовная ответственность за нарушение авторских прав. Если в суде будет доказано, что нарушение исключительных прав автора на его интеллектуальную собственность были отягощены определёнными обстоятельствами, нарушителю может грозить не только внушительный штраф, но и лишение свободы сроком от 2 до 6 лет. Чтобы дело приобрело особенно серьезный поворот, необходимо чтобы преступление было совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в особо крупном размере либо одним из участников преступления был сотрудник правоохранительных органов.

Важно понимать, что отсутствие знаний о том, что ответчик нарушал чье-то авторское право, не освобождает его от ответственности, однако может несколько смягчить наказание. Так, в случае незнания правонарушителя о совершении преступления, к нему не может быть применена административная, и уж тем более уголовная ответственность. Однако определяющим фактором при определении формы наказания для правонарушителя будет считаться наличие или отсутствие цели на получение прибыли, связанной с реализацией или хранением контрафактной продукции.

Пример из судебной практики

Данное направление юриспруденции часто связано с резонансными делами. Примером защиты своих авторских прав в суде может послужить знаменитое дело «Аленки». Кондитерская фабрика «Красный Октябрь», являющаяся эксклюзивным производителем шоколада «Аленка», подала в суд на другую кондитерскую компанию «Славянка», которая запустила в производство шоколад под названием «Алина» и стилизовала этикетку в очень похожем на оригинал стиле. Адвокаты истца требовали взыскать с фабрики «Славянка» 310 миллионов рублей.

Несмотря на то что суд принял позицию истца и постановил ответчику прекратить выпуск данного шоколада, компенсация была назначена всего в размере 37 миллионов. Однако в ходе суда сторонам удалось договориться мирно, и они подписали договор досудебного урегулирования, в котором указывалось, что кроме остановки производства компания «Славянка» выплатит истцу 15 тыс. рублей.

СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Клокова Екатерина Александровна

Рассматривается вопрос применения правовой защиты по отношению к авторским и смежным правам. В данной статье было изучено понятие «авторское право» и «смежное право», принципы, на которых основываются данные права, устанавливается, что является основной правовой базой для регулирования данного вопроса, выделяются основные способы для их защиты.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Клокова Екатерина Александровна

The question of application of legal protection in relation to copyright and related rights is considered. This article has studied the concept of ” copyright ” and ” related law “, the principles on which these rights are based, establishes what is the main legal basis for regulating this issue, highlights the main ways to protect them.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ»

Клокова Екатерина Александровна, студентка Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ

Аннотация: рассматривается вопрос применения правовой защиты по отношению к авторским и смежным правам. В данной статье было изучено понятие «авторское право» и «смежное право», принципы, на которых основываются данные права, устанавливается, что является основной правовой базой для регулирования данного вопроса, выделяются основные способы для их защиты.

Ключевые слова: авторское право, смежное право, гражданский кодекс, уголовный кодекс, защита, ответственность.

Abstract: the question of application of legal protection in relation to copyright and related rights is considered. This article has studied the concept of “copyright” and “related law”, the principles on which these rights are based, establishes what is the main legal basis for regulating this issue, highlights the main ways to protect them.

Keywords: copyright, related law, civil code, criminal code, protection, responsibility.

Последние два столетия активно развиваются такие сферы жизни общества, в которых создаются новые объекты. Создание литературного произведения, написание картины или разработка компьютерной программы требуют не только много времени, но и задействование личных качеств автора, творческих способностей, а также материального обеспечения.

В 1993 году Конституция РФ провозгласила гарантию защиты авторского права ст. 44 «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом». Поэтому создатели каких-то изобретений могли быть уверены, что никто не сможет посягнуть на их имущество.

С годами общество всё больше развивалось, появились новые способы мошенничества, с помощью которых стало возможно скопировать чью-то работу и выдать за свою. В настоящее время данный вид правонарушения является «плагиатом», то есть умышленное присвоение авторства на чужое произведение науки, литературы, искусства. Ещё одним способом нарушения авторского права является производство и распространение контрафактных книг, статей, компьютерных программ в сети «Интернет».

В связи с этим законодательные органы внесли в Уголовный, Гражданский и Административный кодексы меру ответственности за нарушение авторского и смежного права, которые по сей день обновляются и совершенствуются.

На данный момент существует большое множество НПА, кодексов, которые регулируют положение авторских и смежных прав, например, Гражданский Кодекс РФ, Уголовный Кодекс РФ, Постановление Пленума Верховного Суда РФ.

Таким образом, можно сделать вывод, что авторское право существует уже достаточно давно и смогло сформировать для себя прочную правовую основу, благодаря которой существует по сей день.

В научной литературе существует множество определений понятию «авторского права». И.К. Ларионов, М.А. Гуреева и В.В. Овчинников установили, что термин авторское право имеет два значения:

• в объективном смысле авторское право — это совокупность правовых норм, которые регулируют только те отношения, которые возникают в сфере создания и использования произведений науки, литературы и искусства;

• в субъективном смысле — это совокупность субъективных прав, которые возникают у авторов при создании конкретного произведения литературы, науки и искусства.

Принципами авторского права как совокупности правовых норм являются:

• свобода творчества (ст. 44 Конституции РФ);

• сочетание личных интересов автора с интересами общества;

• неотчуждаемость личных неимущественных прав автором;

• свобода авторского договора.

Также стоит отметить, что авторское право регламентируется международными договорами и соглашениями, к которым в первую очередь относятся Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений; Мадридская многосторонняя конвенция по предотвращению

двойного налогообложения авторских гонораров; Всемирная конвенция по охране авторского права [1].

Смежные права неоднородны по своей юридической природе и состоят из двух групп:

1. Права автора-гражданина на творческий результат деятельности. Сюда, прежде всего, входят права самих исполнителей, которые требуют охраны творческой деятельности.

Субъективными правами исполнителей названы исключительное право и личные неимущественные права (ст. 1315 ГК РФ). Смежные права исполнителей, действительно, близки авторским по своей правовой природе (результат творчества), субъектам (только граждане) и составу (по сравнению с авторскими отсутствуют только «иные» права). Есть, конечно, отличия охраны исполнительской деятельности от авторско-правовой охраны. Но в принципе все равно можно представить решение, по которому права исполнителей могли бы войти в состав авторских прав.

2. Права граждан и юридических лиц на результаты организационной деятельности. К данной категории смежных прав относятся права изготовителя фонограммы, права организаций эфирного и кабельного вещания, права изготовителя базы данных, права публикатора [3]. Эти права «являются результатом технических или организационных усилий, а не индивидуального творчества, так что и права на них закрепляются не за человеком – творцом созданного им произведения, а за юридическим или физическим лицом, взявшим на себя финансовую или организационную ответственность за производство культурного продукта» [2].

Гражданский кодекс РФ закрепил в себе те предметы, которые являются объектами авторских прав и объектами прав, смежных с авторскими.

К авторскому праву относятся литературные произведения (романы, пьесы, газеты, фильмы), произведения в сфере музыки и хореографии, а также изобразительного искусства, объекты архитектуры (скульптуры, чертежи), научные и литературные работы.

К смежному праву относятся собственное исполнение артистов, дирижёров, режиссёров, любые фонограммы (звуковые записи), передачи кабельного и эфирного вещания, произведения литературы, науки и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений [4].

Вопрос авторских и смежных прав рассматривает как минимум в трёх кодексах Российской Федерации, к которым относятся Гражданский, Административный и Уголовный. Все три акта регулируют данную норму и устанавливают свою ответственность в зависимости от тяжести совершённого проступка.

Защита авторских прав в основном действует по принципу возмещения убытков авторам, обладателям исключительных имущественных прав на использование программных продуктов. В некоторых случаях применяются публично-правовые методы (административные, уголовные) [5].

Защита авторских и смежных прав – это те меры, за счёт которых восстанавливаются, оспариваются нарушенные права [6].

Рассмотрев гражданский и уголовный кодексы, которые устанавливают свою ответственность за нарушение данного права, можно сказать, что объем охраняемых прав, объективный и предметный составы данной нормы не соответствуют друг другу, поэтому уголовно-правовая защита авторских и смежных прав является несовершенной [7].

Также проблема защиты данной нормы состоит в отсутствии правовых, имущественных и других условий, при которых авторы науки, литературы, искусства и других сфер могли бы спокойно работать над созданием нового произведения и знать, что их работа будет закреплена за их именем и защищена соответствующими нормами [8].

Необходимость создания новой структуры защиты прав, за счёт организационных и материально-технических аспектов данной сферы, в которую будут входить программные меры по защите интеллектуальной собственности, техническая защита, чтобы было невозможно использовать

данный объект без разрешения автора, а также связь с правоохранительными органами и службами безопасности [9].

Подводя черту, можно сделать вывод о том, что вопрос охраны авторских и смежных прав не до конца решён, так как уголовному законодательству требует обновление правовых норм. Также выделяются основные способы защиты, важными из которых являются: научно-технические средства (средства оперативного выявления нарушителей; наблюдения за нарушителями; обнаружения следов нарушений и вещественных доказательств; фиксации следов и получаемой доказательственной информации; изъятия следов и вещественных доказательств; экспертного исследования объектов; обеспечения личной безопасности сотрудников; научно-технической организации труда; предупреждения нарушений и запечатления преступника на месте преступления) и юридические предпосылки (наличие исключительных прав на произведения и (или) объекты смежных прав либо полномочий на защиту авторских прав; нейтрализация организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе; договорные ограничения прав пользователей; регистрация товарных знаков и патентов на оригинальную упаковку произведений).

Читайте также:  Взятка: определение преступления, расшифровка понятий, ответственность, вымогательство взятки должностным лицом, судебная практика

1. Ларионов И.К., Гуреева М.А., Овчинников В.В. Защита интеллектуальной собственности. – 2018. – С. 32-34.

2. Бентли Л., Шерман Б. Указ. соч. С. 63-64.

3. Новоселова Л. А. Право интеллектуальной собственности. – Москва. -С. 32-33.

4. “Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)” от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 18.07.2019) http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_64629/.

5. Краснокутский А.И. Защита авторских прав и рыночные инновации. -2006. – № 24.

6. Гражданское право: учебник. — Ч. II / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. — М. – 1997. – 784 с.

7. Денисов С. А., Молчанов А. А. О проблематике защиты авторских и смежных прав в гражданском и уголовном праве. – Санкт- Петербург. – 2012. -№2 (54). – С. 80-81.

8. Никитик М. В. Некоторые аспекты защиты авторских прав. – 2010.

9. Нургалеев М. С. Аспекты уголовно-правовой охраны авторских и смежных прав. – Москва. – 2014. – С. 78.

Особенности гражданско-правовой охраны авторских и смежных прав в сети Интернет

Дата публикации: 01.04.2019 2019-04-01

Статья просмотрена: 184 раза

Библиографическое описание:

Масленников, Е. В. Особенности гражданско-правовой охраны авторских и смежных прав в сети Интернет / Е. В. Масленников. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2019. — № 14 (252). — С. 180-183. — URL: https://moluch.ru/archive/252/57729/ (дата обращения: 29.04.2020).

В данной статье рассмотрены особенности гражданско-правовой охраны авторских и смежных прав в сети Интернет, представлены основные законы и существующие проблемы, рассмотрены полномочия Роскомнадзора по обнаружению нарушений прав интеллектуальной собственности в Интернете. При нарушении вышеупомянутых прав наносится не только неимущественный и имущественный вред авторам и прочим правообладателям, но это является также посягательством на свободу творчества, которую гарантирует Конституция РФ, а также нарушаются интересы представителей бизнеса, потребителей и общества.

Ключевые слова: авторские и смежные права, интернет, законы, проблемы.

This article describes the features of civil protection of copyright and related rights on the Internet, presents the basic laws and existing problems. In case of violation of the above rights on the Internet is not only non-property and property damage to authors and other right holders, but it is also an infringement on the freedom of creativity, which is guaranteed by the Constitution of the Russian Federation, as well as violated the interests of business, consumers and society.

Key words: copyright and related rights, Internet, laws, problems.

Проблема охраны объектов авторского права в Интернете становится все более актуальной, это связано с ростом популярности Интернета так, как он является самым быстрым, эффективным и удобным средством обмена данных. Уже стало ясно, что нормы гражданского законодательства, предусматривающие регулирование объектов интеллектуальной собственности, не могли не меняться с развитием интернет-технологий: начали появляться проблемы обеспеченья защиты авторских прав из-за массового «пиратства» в сети Интернет, что привело к огромным потерям среди правообладателей указанного контента. Данная проблема регулируется международными документами и радом российских законов, они представлены в таблице 1.

Международные ироссийские акты, регулирующие защиту авторских исмежных прав всети Интернет

Был дополнен Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ. В него были включены статьи 15.2 и 15.3, которые содержали механизм защиты объектов авторского права в Интернете [1]

Среди вышеперечисленных источников особым положением обладает Федеральный закон от 2 июля 2013 года № 187-ФЗ. В ст. 3 этого закона говорится, что в случае обнаружения незаконного использования работ в сети Интернет собственник может подать обращение в Московский городской суд, который затем вынесет определение о назначении обеспечительных мер. Потом правообладатель должен обратиться в федеральный орган, который отвечает за контроль и надзор в сфере СМИ с заявлением о принятии мер, согласно которым должен быть ограничен доступ к конкретному произведению, основанием для этого служит вступивший в силу судебный акт. Федеральным органом уведомляется хостинг-провайдер о необходимости устранения нарушений, а последний информирует владельца сайта, который обязан незамедлительно удалить спорный контент [2]

Государством был разработан и принят «антипиратский закон» в целях защиты интересов правообладателей, которые понесли огромные убытки, потому что были нарушены их интеллектуальные права.

Следует отметить, что имеющиеся опасения у интернет-сообщества по поводу принятия антипиратского закона не подтвердились. Проанализировав деятельность Мосгорсуда, понятно, что большое количество заявлений о принятии обеспечительных мер в дальнейшем не было подкреплено исковым заявлением. Это связано с тем, что многие сайты добровольно убрали незаконный контент. С помощью антипиратского закона, по сути, был создан инструмент, благодаря которому правообладатель информационный посредник могут оперативно взаимодействовать по вопросам защиты прав в Интернете. Однако этот эффект кажется несерьезным в связи с ростом затрат государства на борьбу с интернет-пиратством: пиратов огромное количество, они имеют значительные технологические ресурсы и ими постоянно разрабатываются новые схемы обхода требований закона. Удаление нелегального контента с одного сайта не является препятствием для появления этого контента на других сайтах, а результат действия этого закона рядовыми пользователями вообще не замечается. [4]

Последовательность действий исполнительного органа, уполномоченного осуществлять функции контроля и надзора в области информационных технологий и массовых коммуникаций, в полной мере отражена в статье 15.2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ. Органом Федеральной службы по контролю в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций является Роскомнадзор.

Роскомнадзор обладает правом составления протоколов об административных правонарушениях, которые предусматриваются статьей 7.12 КоАП РФ в сфере массовых коммуникаций.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.02.2016 № 143 (ред. от 21.12.2016) Роскомнадзор имеет возможность самостоятельно осуществлять административную деятельность по обнаружению нарушений прав интеллектуальной собственности в Интернете по отношению к фильмам.

Данную группу объектов необходимо обязательно вносить в государственный реестр фильмов, которые обладают прокатным удостоверением на прокат или показ на территории России. Наличие сведений о полученных прокатных удостоверениях дает возможность Роскомнадзору при наличии достаточной информации составить административный протокол о правонарушении, прописанном в статье 7.12 КоАП РФ, выяснить, включен ли фильм в реестр и кто имеет право распространять или показывать фильм.

В Приказе Роскомнадзора от 12 августа 2013 г. № 912 определен административный порядок работы информационной системы взаимодействия и порядок обмена данными между Роскомнадзором, правообладателем, провайдером хостинга и другими лицами для принятия мер по ограничению доступности информации. Согласно данному приказу Роскомнадзор обладает административными полномочиями, согласно которым он может включать в единый реестр доменные имена, указатели страниц сайтов в сети «Интернет», которые дают возможность идентифицировать сайты в «Интернете», на которых содержится информация, распространяемая с нарушением вышеупомянутых прав. [5]

При этом у владельцев веб-сайтов имеется возможность предоставить свои контактные данные в Роскомнадзор для оперативного получения уведомлений об обнаружении запрещенного контента. Это может быть особенно актуально для сайтов, наполняемых пользовательским контентом, таких как социальные сети: возможно построить автоматическую систему, непрерывно отслеживающую поступающие уведомления и незамедлительно блокирующую контент. Однако в данной возможности видится риск перекладывания бремени модерирования сайта на Роскомнадзор. По действующему законодательству риском для владельца веб-сайта является только его блокировка уполномоченным органом, таким образом, владелец сайта может игнорировать любые жалобы от пользователей, кроме поступивших от уполномоченного органа, что может потребовать привлечения государства для защиты нарушенных прав в случае отказа администратора сайта от удаления контента в добровольном порядке.

В процессе защиты прав в сети Интернет возникают проблемы, а именно:

  1. К первой проблеме можно отнести постоянную блокировку сайтов, предусмотренную в новой редакции части 3 статьи 26 ГПК РФ. В законодательстве не запрещено владельцам интернет-ресурсов, которые были заблокированы, создавать новые сайты. И если на вновь созданных сайтах появится информация, которая нарушает исключительные права, необходимо будет начинать опять процедуру постоянной блокировки. Это обстоятельство нуждается в доработке законодательства. Исключением является лишь возможность внесудебной блокировки полного «зеркала» сайта Минкомсвязью, предусмотренная статьёй 15.6–1 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в случае обнаружения сайта, сходного до степени смешения с сайтом в сети «Интернет», доступ к которому ограничен по решению Московского городского суда в связи с неоднократным и неправомерным размещением информации, содержащей объекты авторских и (или) смежных прав.
  2. Законодательство до сих пор не устанавливает порядок в случае, когда оператор и хостинг-провайдер являются иностранными юридическими лицами. При этом иностранные организации и их должностные лица не знакомы с российским законодательством и не понимают содержания уведомления, полученного от Роскомнадзора. Если российский сайт находится на иностранном хостинге, то и оператор, и провайдер должны соблюдать российское законодательство, что может вступить в противоречие с их национальным законодательством
  3. Законодательством не предусмотрен особый порядок направления уведомлений различным операторам сетей распространения контента (CDN), таких как сервис Cloudflare, Amazon AWS, которые в полной мере не подпадают под определение хостинга, оператора или информационного посредника.
  4. Следует сделать шире сферу компетенции закона, чтобы она захватывала фотографические произведения и произведения, которые были созданы способом, аналогичным фотографии, таким как компьютерные графические редакторы или 3d-моделирование. [3].
  5. Существует возможность злоупотребления правом и откровенного вымогательства правообладателей. Например, правообладатель может от имени третьего лица загрузить свой авторский материал на сайт, имеющий открытую регистрацию и свободный доступ, после чего заявить о нарушении своих прав и предъявить финансовые требования к владельцу сайта. Не вполне адекватные положения российского законодательства приводят к образованию организаций, основной деятельностью которых является шантаж в сфере авторских прав, используя пробелы в законодательстве.

Итак, для того чтобы увеличить эффективность борьбы с правонарушениями в сфере авторских и смежных прав необходимо продолжать совершенствование технических и информационных мер по их предупреждению, также следует проводить работу с целью повышения правовой грамотности граждан и формирования культуры применения интеллектуальной собственности. Следует продолжать совершенствовать соответствующее законодательство, взирая на аналогичный опыт зарубежных стран, прежде всего негативный, а также проведя компаративный анализ.

Научно-
образовательный
портал IQ

Защита прав интеллектуальной собственности в сети Интернет

Функция информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, фактически заключается в передаче информации. Этим и обусловлена особенность отношений, возникающих с применением сети Интернет: все они тесно связаны с передачей информации. В этой связи, необходим баланс между авторским правом и свободой распространения и получения информации. Об этом говорится как специалистами в области гражданского права (права интеллектуальной собственности), так и специалистами в области публичного права (уголовного права).

Проблема защиты прав интеллектуальной собственности в сети Интернет и противодействие таким деяниям носит комплексный характер, что обусловлено следующими причинами:

1. Правонарушения происходят не только в сети Интернет, но и других информационно-телекоммуникационных сетях, к которым, в частности, относятся сети подвижной радиотелефонной связи.

2. С использованием таких сетей совершаются самые различные правонарушения:

  • плагиат;
  • незаконная торговля объектами прав интеллектуальной собственности;
  • торговля контрафактной продукцией через Интернет-магазины.

3. Объектами правонарушений являются самые различные объекты прав интеллектуальной собственности.

4. Правонарушения носят транснациональный характер.

5. Рассматриваемые правонарушения зачастую сопровождаются другими опасными деяниями: распространение вредоносных программ, нарушение правил обработки персональных данных, распространение спама и других.

Методы защиты от нарушений прав интеллектуальной собственности определяются комплексностью их характера.

Мы остановимся на двух основных моментах, требующих скорейшего решения.

Технические меры защиты

Статьи 48-1 Закона «Об авторском и смежных правах» содержит требование принятия технических мер защиты авторского права и смежных прав, однако до сих нет никакой ответственности за невыполнение этих требований. Поэтому необходимо до конца продумать эти изменения. Указанные статьи отвечают передовым тенденциям в развитии международного права в сфере авторского права, в частности ст. 11 Договора ВОИС по авторскому праву, в которой говорится о соответствующей правовой охране и эффективных средствах правовой защиты существенных технических средств, используемых авторами в связи с осуществлением их прав.

Кроме того, указанные требования коррелируют с Директивой ЕС 2001/29/ЕС от 22 мая 2001 г. “О гармонизации определенных аспектов авторских и смежных прав в информационном сообществе”. Однако, данная Директива делает существенный шаг дальше, чем корреспондирующие положения Договора ВОИС. В соответствии с Директивой запрещается не только обход таких технических мер защиты, но и производство или продажа оборудования, предназначенного для такого обхода. В этом же направлении пошел российский законодатель в ст. 48-1 закона об авторском праве.

Под техническими средствами защиты авторского права и смежных прав согласно п. 1 ст. 48.1 Закона понимаются любые технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведениям или объектам смежных прав, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором, обладателем смежных прав или иным обладателем исключительных прав, в отношении произведений или объектов смежных прав.

Читайте также:  Незаконная предпринимательская деятельность: понятие, ответственность и размер штрафов по статьям 171 УК РФ и 14.1 КоАП

В п. 2 ст. 48.1 Закона сформулирован запрет на обход технических средств защиты авторских и смежных прав.

Однако анализ упомянутых выше положений, в целом эффективных для защиты интересов правообладателей, приводит к неутешительному выводу о том, что они пока представляют собой холостой выстрел в направлении потенциальных правонарушителей.

Во-первых, эти положения не подкреплены ссылками на соответствующие санкции за их нарушение.

Во-вторых, такие санкции, равно как и составы правонарушения, согласно особенностям, российского права должны быть сосредоточены в КоАП РФ и в УК РФ.

Изначально при подготовке законопроекта была закреплена норма, согласно которой за совершение действий, направленных на обход технических средств защиты авторских и смежных прав, наступает такая же ответственность, какая предусмотрена законодательством РФ за нарушение авторских и смежных прав.

Такая норма, естественно, вызвала возражения при ее обсуждении и была исключена из законопроекта, поскольку в КоАП РФ (ст. 7.12) и УК РФ (ст. 146) закреплены иные составы правонарушения. Кроме того, разработчиками законопроекта не представлены были проекты соответствующих изменений и дополнений в КоАП РФ и УК РФ, которые учитывали бы специфику технических средств защиты авторского права и смежных прав.

Круг замкнулся. Лоббированные профессиональным сообществом нормы о запрете обхода технических средств защиты авторского права и смежных прав повисли в воздухе, так как не могут применяться на практике.

Поэтому, считаем необходимым вносить изменения, касающиеся именно ответственности, а не останавливаться на второстепенном вопросе толкования «технологические» или «технические» средства лучше. Тем более что, в документах ВОИС, как и в законодательстве европейских стран также используется термин «технические средства».

Ответственность Интернет-провайдеров за нарушение авторских прав.

Актуальный вопрос для России – ответственность Интернет-сервис провайдеров за нарушения авторских прав.

Вопрос ответственности имеет важный международный подтекст. Поскольку Интернет не имеет границ важно, чтобы сходные подходы к регулированию данного вопроса были приняты во всем мире. Необязательно, чтобы эти подходы были идентичными: они могут различаться в зависимости от конкретных обстоятельств и правовых традиций любой конкретно взятой страны. Но для устойчивого развития глобальных сетей и электронной коммерции, они должны быть взаимно работоспособными. Этот вопрос был предметом рассмотрения на рабочем семинаре ВОИС в 1999 г., который исследовал национальные и региональные правовые рамки, системы уведомления и снятия и возможности международной гармонизации.

В Директиве Европейского Союза по электронной коммерции установлено исключение ответственности за действия по техническому копированию (кэширование), в частности, при условии, что Интернет-провайдеры, совершая такое копирование, не изменяют содержание передаваемой информации, или, узнав о незаконности содержания передаваемой информации, предприняли своевременные действия для предотвращения доступа к такой информации. Данное положение Директивы ЕС по электронной коммерции было реализовано во Франции, например, при помощи закона «О доверии в цифровой экономике» от 21 июня 2004 г., который реформировал режим ответственности Интернет-провайдеров и ввел следующую статью в кодекс почтовых и электронных сообщений:

«Любое лицо, осуществляющее автоматическое переходное и временное хранение информации, единственной целью которого является эффективная передача данных заказчикам услуг, не несет ни гражданско-правовой, ни уголовно-правовой ответственности за хранение такой информации, при условии если Интернет-провайдер:

1) не изменяет содержание информации, соблюдает правила по осуществлению доступа к информации и правила по обновлению информации, не препятствует нормальному и законному использованию технологий по получению информации;

2) принимает своевременные меры по удалению хранимой информации или закрытию доступа к ней при обнаружении незаконности содержания информации, о чем Интернет-провайдеру становится известно в связи с тем, что информация была удалена у источника передачи данных, или доступ к ней был закрыт, или если судом было принято решение о закрытии доступа к информации или ее удалении».

Во Франции также запрещено возлагать на Интернет-провайдеров обязанность по общему надзору за содержанием информации, кроме случая, когда судом был вынесен приказ об осуществлении строго определенного и временного надзора.

В соответствии с согласованным заявлением в отношении статьи (8) Договора ВОИС по авторскому праву «простое предоставление физических средств, позволяющих сделать или осуществляющих сообщение, само по себе не является сообщением в смысле настоящего Договора или Бернской конвенции». Поэтому действия Интернет-провайдеров не могут пониматься как доведение до всеобщего сведения, иначе это возложит на Интернет-провайдеров обязанность проверять всю информацию, проходящую через их инфраструктуру или хранящуюся на ней.

Исполнение такой обязанности, во-первых, представляется трудно исполнимым. Во-вторых, наличие такой обязанности фактически превратит Интернет-провайдеров в цензоров сетей, если только, конечно, в законе не будут закреплены однозначные и детально разработанные положения о том, в каких случаях Интернет-провайдеры имеют право на удаление файлов, незаконно содержащих объекты авторского права. При отсутствии такого условия обязанность Интернет-провайдеров контролировать информацию на своих серверах создаст угрозу нарушения конституционных принципов: запрещения цензуры и права свободно распространять информацию любым, не запрещенным законом способом (ст. 29 Конституции РФ). Аналогично операторы подвижной радиотелефонной связи не имеют право проверять телефонные разговоры, т.к. это будет нарушением тайну связи (статья 63 ФЗ «О связи»). Федеральным законом от 27 июля №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», аналогично французскому закону, вводится общее ограничение ответственности Интернет-провайдеров (статья 17):

«В случае, если распространение определенной информации ограничивается или запрещается федеральными законами, гражданско-правовую ответственность за распространение такой информации не несет лицо, оказывающее услуги:

1) либо по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений;

2) либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации».

Однако нормы этого закона, не распространяются на отношения, связанные с правовой охраной результатов творческой деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации. Но это не мешает транслировать подобное положение в Закон «Об авторском праве», либо в закон «О связи», в зависимости от выбранной модели регулирования.

Все зарубежные законодательные акты различаются в части того, посвящены ли они только авторскому праву, или используют «горизонтальный подход», т.е. правило, возлагающее ответственность на провайдеров услуг вне зависимости от оснований, по которым материал незаконно передавался. Горизонтальный подход охватывает не только нарушения авторского права, но и другие законы, такие как законы о клевете или нецензурных высказываниях.

У.В.Зинина
Материалы Интернет-конференции «Право и Интернет»

Sum IP

Интеллектуальная собственность в России и за рубежом

Защита авторских прав (Защита прав авторов)

В главе “Защита авторских прав” Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP рассказано о том, как эффективно бороться с нарушением авторских прав. Здесь Вы узнаете, в каких случаях авторские права считаются нарушенными, какие способы зашиты авторских прав предусмотрены законом и куда следует обращаться за защитой нарушенных прав. Глава “Защита авторских прав” будет полезна авторам, правообладателям, студентам юристам и предпринимателям.

1. Что такое нарушение авторских прав

В первую очередь напомню, что понятие «авторские права» охватывает две основные группы прав: личные неимущественные права автора и исключительное право на использование произведения. Поэтому перед прочтением этой главы советую обратиться к статье «Виды авторских прав», так как она поможет понимаю темы «Защита авторских прав».

Все авторские права объединяет то, что они заключаются в праве автора (правообладателя) совершать определенные действия и запрещать такие действия другим лицам. При этом предполагается, что разрешение автора отсутствует. Несоблюдение запрета является неправомерным. Таким образом, нарушение авторских прав – это действия субъектов права, выражающиеся в несоблюдении личных неимущественных прав автора или исключительного права на использование произведения.

Из приведенного определения следует, что условно можно выделить две группы нарушений авторских прав. Для каждой из них характерны свои условия привлечения к ответственности, способы и порядок защиты. Таким образом, защита авторских прав охватывает защиту исключительного права и защиту личных неимущественных прав авторов произведений литературы, науки и искусства.

2. Ответственность за нарушение авторских прав

Юридическая ответственность в авторском праве – объемная и сложная тема, поэтому она раскрывается в отдельной статье .

3. Способы защиты авторских прав

Защита авторских прав осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством. Способ защиты – это требования, которые автор может предъявить к нарушителю исключительного права или личных неимущественных прав. Наиболее эффективны следующие способы защиты авторских прав:

  • Признание права, если нарушитель оспаривает существование авторских прав или их принадлежность определенному лицу. Признание исключительного права позволяет установить правообладателя произведения, признание права авторства направлено на разрешение конфликта по поводу личных неимущественных прав. Довольно часто с требованием о признании авторства обращаются соавторы произведения.
  • Пресечение действий, нарушающих авторских права или создающих угрозу нарушения. В частности, такое требование может быть направлено на запрет распространения контрафактных экземпляров произведения.
  • Возмещение убытков, если неправомерное использование произведения без заключения лицензионного договора с правообладателем причинило последнему ущерб или привело к упущенной выгоде.
  • Изъятие контрафактных экземпляров произведений, а также оборудования и предметов, предназначенных преимущественно для создания таких экземпляров. Защита авторских прав таким способом позволяет пресечь нарушения в будущем.
  • Публикация решения суда с указанием действительного правообладателя.
  • Взыскание компенсации за нарушение авторских прав. Защита авторских прав таким способом наиболее распространена на практике, поэтому о данном способе защиты расскажу Вам отдельно.

4. Компенсация за нарушение авторских прав

Компенсация за нарушение авторских прав – самый распространенный способ защита авторских прав. Компенсация является альтернативным способом защиты по отношению к взысканию убытков. Иными словами, правообладатель может требовать либо взыскания убытков, либо выплаты компенсации. Однако размер убытков по делам о нарушении авторских прав по ряду причин доказать сложно. Для взыскания компенсации размер убытков доказывать не нужно, что существенно облегчает защиту прав автора.

Компенсация за нарушение авторских прав может быть рассчитана следующими способами:

  • от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей с учетом характер нарушения, срока нарушения, степени вины нарушителя, последствий нарушения и иных заслуживающих внимания обстоятельств;
  • двукратная стоимость контрафактных экземпляров произведения;
  • двукратная стоимость права использования произведения (лицензии) при сравнимых обстоятельствах.

В любом случае при взыскании компенсации суду надлежит руководствоваться принципами разумности и справедливости, о чем говорит пункт 3 статьи 1252 Гражданского кодекса РФ .

5. Порядок защиты авторских прав. Защита авторских прав в суде.

Порядок защиты авторских прав означает, каким образом могут быть осуществлены способы защиты, перечисленные ранее. Порядок защиты авторских прав может быть различным. Само понятие включает лицо, уполномоченное обращаться за защитой; форму обращения за защитой; а также орган или должностное лицо, уполномоченное рассматривать вопросы защиты авторских прав. Рассмотрим последовательно указанные вопросы.

Кто вправе обращаться за защитой авторских прав?

Ответ зависит от того, какое из авторских прав нарушено. Если нарушено исключительное право на использование произведения, то за защитой вправе обратиться правообладатель. Кроме того, за защитой права может обратиться лицензиат, которому была предоставлена исключительная лицензия на объект авторского права, если нарушение затрагивает имущественные интересы лицензиата. Если нарушение касается личных неимущественных прав, то воспользоваться способами защиты может автор. После смерти автора личные неимущественные права могут защищать его наследники, специальное лицо, указанное в завещании, а также иные заинтересованные лица.

Кроме того, защита авторских прав может осуществляться в интересах авторов и правообладателей организациями по управлению правами на коллективной основе. Например, защитой прав авторов музыкальных произведений активно занимается Российское авторское общество.

Защита авторских прав может осуществляться в двух формах:

1) Внеюрисдикционный порядок защиты – защита авторских прав осуществляется без обращения в государственные органы. Как правило, правообладатель направляет претензию нарушителю, в которой формулирует требования и предлагает решить спор мирным путем или предлагает вступить в переговоры. Такие формы, как третейское разбирательство и медиация, при защите авторских прав используются очень редко.

2) Юрисдикционный порядок защиты – защита авторских прав осуществляется с помощью уполномоченного государственного органа. Гражданско-правовые способы защиты реализуются в судебном порядке. Для привлечения нарушителя к административной или уголовной ответственности автор может обратиться в полицию или в подразделение Следственного комитета РФ. Однако решения и приговоры о привлечении к административной и уголовной ответственности выносит суд.

Защита авторских прав в суде осуществляется путем подачи искового заявления, содержащего требования к ответчику и обстоятельства, на которых требования основаны. В зависимости от сторон спора (физические лица, предприниматели, юридические лица) дело рассматривают суды общей юрисдикции или арбитражные суды. По общему правилу, иск о защите авторских прав предъявляется в суд по месту нахождения ответчика.

Полезные ссылки по теме «Защита авторских прав»:

1. Волков И.С. Защита авторского права по законодательству Российской Федерации. Автореферат кандидатской диссертации

2. Реферат по рассматриваемой теме

3. Краткая статья о судебной защите авторских прав

Если у Вас остались вопросы или Вам необходима юридическая помощь по защите авторских прав, обращайтесь, мы всегда готовы помочь. Вопросы можно задать на странице Юридическая консультация по авторскому праву.

Добавить комментарий