Статьи 27.1, 27.2 и 27.3 КоАП РФ: административное задержание, доставление правонарушителя и личный досмотр

Что такое административное задержание и на каких основаниях производится

Административное задержание лица – это ограничение его свободы на срок до 3-48 часов для обеспечения рассмотрения дела или исполнения принятого по нему решения. Задержание относится к мерам обеспечения, применяемым в рамках производства по делам об административных правонарушениях. Порядок административного задержания регулируется статьями 27.3-27.6 КоАП РФ.

Что такое административное задержание: особенности и отличия от доставления

Важно понимать, что такое административное задержание. КоАП РФ определяет эту меру как исключительную, то есть применяемую только тогда, когда в ней действительно есть необходимость (ч. 1 ст. 27.3). Однако на практике зачастую задерживают не потому, что это нужно сделать, а потому, что можно задержать. И это повод для обжалования, а незаконность действий – основание для возмещения вреда (ч. 2 ст. 27.1).

Правомерное задержание должно отвечать следующим условиям:

  • Задержанный совершил административное правонарушение (есть основания так считать).
  • Задержание необходимо – без такой меры дело не будет рассмотрено правильно и своевременно, или возникнут проблемы с исполнением решения (наказания).
  • Задержание осуществлено должностным лицом, которое указано в п.п. 1-11 ч. 1 ст. 27.3 КоАП, и такое лицо вправе было задержать правонарушителя, учитывая характер нарушения.
  • В процессе задержания и в ходе содержания задержанного под стражей были соблюдены его права и интересы, а также порядок и условия, предусмотренные КоАП и другими нормативно-правовыми актами.

Задержание нередко путают с доставлением. Это тоже мера обеспечения. Путаница возникает из-за того, что доставление часто предшествует задержанию, и для задержанного и то, и другое как бы объединяется в одну процедуру. Кроме того, доставление в принципе невозможно без ограничения свободы передвижения. Однако, это все-таки две разные меры, и нужно понимать, чем они отличаются.

Доставление – принудительное препровождение нарушителя для составления административного протокола. Таким образом, цели доставления и задержания совершенно разные. Доставление не может применяться, если есть возможность составить протокол на месте или нарушение не требует составления протокола. Доставление закачивается, когда лицо прибыло в место составления протокола. Далее возможны составление протокола и освобождение либо применение административного задержания. При этом срок задержания начнет отсчитываться с момента доставления задержанного.

Основания задержания

Основания административного задержания (ч. 1 ст. 27.1 КоАП):

  1. Пресечение правонарушения.
  2. Необходимость установления личности, если это нельзя сделать на месте.
  3. Необходимость составления протокола, если его нельзя составить на месте.
  4. Обеспечение правильного и своевременного рассмотрения дела.
  5. Обеспечение исполнения решения по делу о правонарушении.

При применении оснований, исходя из формулировки ч. 1 ст. 27.3 КоАП, следует учитывать:

  • нельзя применить административное задержание, если есть основание, указанное в п.п. 1-3, но нет основания, указанного в п.п.4-5;
  • можно применить задержание, если есть только основание, указанное в п.п. 4-5, но нет других оснований.

Бытует мнение, что нельзя задержать, если санкция статьи административного правонарушения не предусматривает ареста. Это не так. Указанное обстоятельство влияет только на срок административного задержания, увеличивая его до 48 часов.

Порядок задержания

Порядок административного задержания – статьи 27.3-27.5 КоАП РФ.

Задержание вправе осуществить:

  1. Сотрудники полиции:
  • по делам, которые рассматриваются полицией;
  • по делам, по которым сотрудники полиции вправе составить протокол;
  • в случае выявления любого административного правонарушения, но при условии, что поступило соответствующее обращение должностного лица, которое вправе составить протокол.
  1. Должностные лица (сотрудники) Росгвардии, ВАИ, пограничных органов, таможенных органов, ФСИН, ФССП, военной полиции – при выявлении административных правонарушений в пределах своей компетенции (п.п. 2-11 ч.1 ст. 27.3 КоАП РФ).

По факту задержания:

  • составляется протокол (ст. 27.4 КоАП);
  • уведомляются родственники задержанного, адвокат, руководство по месту учебы или работы – только при наличии соответствующей просьбы задержанного (ч. 3 ст. 27.3 КоАП);
  • уведомляются законные представители несовершеннолетнего задержанного;
  • уведомляется военная полиция или командование части, если задержан военнослужащий или лицо, находящееся на военных сборах;
  • уведомляется учреждение (ведомство, орган), где проходит службу задержанный сотрудник СК, полиции, Росгвардии, ФСИН, ГПС и ФТС.

При необходимости проводится личный досмотр задержанного в порядке ст. 27.7 КоАП.

После оформления документов задержанный помещается в камеру для административно задержанных. Условия и порядок содержания установлены Постановлением Правительства 15.10.2003 № 627 в редакции 2013 года.

Срок задержания – не более 3 часов. Но в исключительных случаях может составлять до 48 часов (части 2 и 3 ст. 27.5 КоАП):

  1. нарушение госграницы;
  2. нарушение таможенных правил;
  3. если нужно время для установления личности или выяснения обстоятельств правонарушения;
  4. если санкция за правонарушение предусматривает выдворение или административный арест.

Сроки исчисляются (ч. 4 ст. 27.5 КоАП):

  • с момента доставления;
  • с момента вытрезвления.

К моменту окончания срока задержания, если это возможно, должен быть решен вопрос составления административного протокола и применения административного наказания. Если решение по делу не принято (разбирательство не состоялось), задержанный подлежит освобождению. Вынесение решения о наказании в любом случае означает прекращение административного задержания: нарушитель либо освобождается, либо к нему применяется административный арест.

Если задержание обжаловано и признано незаконным до разбирательства по делу, то задержанный подлежит незамедлительному освобождению. Это не исключает привлечения к административной ответственности.

На практике возможны различные ситуации применения задержания.

Типичная ситуация:

  1. Выявляется правонарушение.
  2. Лицо доставляется в отдел полиции.
  3. Составляется протокол задержания или протоколы о правонарушении и задержании.
  4. Составляется административный протокол, если не был составлен ранее (например, на момент доставления/задержания не была известна личность нарушителя).
  5. Принимается решение по административному делу.

Но доставление может отсутствовать. Например, задержать могут прямо на месте правонарушения. Или правонарушитель может скрыться с места, а затем быть задержан, или сам сдаться и после этого оказаться задержанным. Таким образом, на практике бывает много нюансов. Главное, на что нужно обращать внимание – законность задержания, соблюдение сроков и порядка.

В большинстве случаев задержание не применяют, если санкция статьи не предусматривает арест. Но возможны ситуации, когда у человека нет при себе документов, никто не может подтвердить его личность или он пьяный. Еще одни распространенные поводы для задержания – нужно пресечь правонарушение, агрессию или неповиновение со стороны нарушителя.

Статьи 27.1, 27.2 и 27.3 КоАП РФ: административное задержание, доставление правонарушителя и личный досмотр

На практике существует только два вида задержания: уголовно-процессуальное и административное.

Давайте смотреть в юридической плоскости, что есть ЗАДЕРЖАНИЕ – а это кратковременное лишение свободы лица подозреваемого в совершении ПРЕСТУПЛЕНИЯ в порядке ст.91 УПК РФ с составлением соответствующего ПРОТОКОЛА. Далее есть АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ, которое применяется в ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ для своевременного рассмотрения административного дела с составлением соответствующего ПРОТОКОЛА. Больше никаких задержаний не существует. Останавливая алкаша ни одно, ни другое мы не применяем, но все почему-то упорно в этот момент переводят нарушителя сразу в статус задержанного. Запомните. НЕТ ПРОТОКОЛА-НЕТ ЗАДЕРЖАНИЯ. Сотрудник полиции после того как увидел событие адм. правонарушения (алкаша ст. 20.21 КоАП РФ) уполномочен сразу применить меры обеспечения административного производства, а этого как правило доставление, то есть он применил процессуальную меру, дело считается с этого момента возбужденным и гражданин сразу переведен в статус нарушителя с последующим административным производством с вытекающими отсюда его обязанностями по отношению к правам сотрудника полиции. А теперь рассмотрим какие меры обеспечения к этому нарушителю может применить сотрудник ОВО. да никаких, а раз никаких, то как он может перевести гражданина в статус правонарушителя не совершив в отношении него ни одного процессуального действия административного производства. Все что он сделал, и уполномочен сделать, это попросить гражданина подождать КОГО ТО, но гражданин плевать хотел на эти просьбы, пойдет дальше и будет прав. И у Вас нет при этом необходимых полномочий, чтобы ограничивать его право на свободу передвижения и личную неприкосновенность гарантированного ему Конституцией РФ.

Но нас по-прежнему интересует только административное задержание.

Исходя из полномочий рассматриваемого ФЗ 226, сотрудники ОВО могут задерживать:

лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности войск национальной гвардии, – по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях.

Из этого следует, что производить задержание правонарушителей именно в административном порядке, сотрудники ОВО вправе лишь в том случае, когда они уполномочены составить протокол об административном правонарушении по правонарушению, перечень (нарушений) которых определен приказом от 6 октября 2016 г. N 286, и полномочия по рассматриваемым нами статьям КоАП РФ у вневедомственной охраны в обозначенном приказе сведены к нолю, за исключением ст. 19.3 КоАП РФ

Как видим указанные выше меры обеспечения в отношении лиц, совершивших правонарушения по 20 главе КоАП РФ сотрудники ОВО применить не уполномочены, поэтому административное дело не может считаться возбужденным, вследствие чего у гражданина не возникает при этом никаких обязанностей.

Потому как из всего описанного вытекает Статья 28.1. Возбуждение дела об административном правонарушении

1. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса;

Исходя из положения этой статьи вывод следующий, сотрудник ОВО обязан в случае применения к гражданину в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении мер обеспечения, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина, при этом необходимо разъяснять имеющиеся у него процессуальные права, причем непосредственно в момент фактического возбуждения дела при применении к нему меры государственного принуждения.

Без применения какой-либо из мер обеспечения производства по административному делу само дело не считается возбужденным и вследствие этого все совершаемые процессуальные или иные действия с лицом в рамках административного производства в связи с совершенным им правонарушением будут незаконными.

Итак, можно сделать вывод, что термин «пресечение» правонарушения подразумевает под собой в обязательном порядке применение какой-либо меры обеспечения перечисленных в ст.27.1 КоАП РФ. Исходя из этого нужно понимать, что «пресечение» правонарушения невозможно осуществить без применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении должностным лицом, уполномоченного и наделенного правом их применения, также под мерами административного пресечения, следует понимать регулируемые нормами административного права юридические средства и способы принудительного воздействия, имеющие целью незамедлительное прекращение реально и открыто существующей противоправной ситуации на месте ее обнаружения путем прямого вмешательства субъекта административной власти, наделенного специальными полномочиями, в деятельность правонарушителя, а также применяемые в целях создания возможности для последующего привлечения нарушителя к юридической ответственности.

Сотрудники вневедомственной охраны могут применить к правонарушителям указанной категории лишь одну меру – требование прекратить противоправное действия, потому, как только она лишена свойства материального воздействия, применить все остальные меры они в данном случае не вправе.

Потому как указанная ниже статья КоАП РФ нам прямо говорит об этом:

Статья 1.6. Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением

1. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

2. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.

3. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

То есть из данной статьи следует, что меры обеспечения административного производства в той степени в которой они необходимы, могут применять, лишь уполномоченные на то законом должностные лица. Применительно, например, к рассматриваемым статьям 20 главы КоАП РФ сотрудники ОВО Росгвардии применять указанные в ст. 27.1 меры не уполномочены.

Во всех УВО-шных сводках применяют термин задержанные лица (правонарушители), то есть в их понимании «тормознул» правонарушителя или предложил ему куда-либо проследовать в связи с административном производством, значит задержал. Это в корне не верно.

Итак, чтобы Вы понимали:

Пресечение правонарушения– это не «удерживать правонарушителя за руку» дожидаясь ППСП, ограничивая при этом его право на свободу и личную неприкосновенность, а процессуальное действие, выраженное в применении к правонарушителю меры обеспечения должностным лицом, которое применить данную меру уполномочено соответствующим законом.

Задержание, в нашем случае именно административное, тоже не предполагает под собой какое-либо удерживание правонарушителя. Эту меру также могут применить, лишь уполномоченные на то лица в рамках административного производства по делу, и то в исключительных случаях с составлением соответствующего протокола, только тогда нарушитель приобретёт статус задержанный (административно).

На данный момент сотрудники ОВО Росгвардии ставшие свидетелями совершаемого, совершенного административного правонарушения по ст.20.21, ст.20.20, ст. 20.1, ст.6.24 КоАП РФ на маршруте патрулирования или же по прибытию на объект при срабатывании КТС, могут лишь потребовать от нарушителя прекращения противоправного поведения, или же пресечь физически активную фазу совершаемого деяния если есть угроза жизни и здоровью граждан, а также сразу передать информацию в дежурную часть о месте его совершения и приметах лица его совершившего, обратится за помощью к наружным нарядам полиции. Свои требования обязательно фиксируйте на видео. «Хватать и тащить» при этом никого не нужно. Если вдруг Ваши неоднократные законные требования будут нарушителем проигнорированы, тогда образуется состав ст. 19.3 КоАП РФ, и уже на законных основаниях дабы пресечь и юридически оформить данное правонарушение применяйте данные Вам ФЗ 226, КоАП РФ, приказом 286 права по использованию физической силы и специальных средств, совершения процессуальных действий с предоставлением в дежурную часть подробного рапорта о произошедшем.

Читайте также:  Привлечение к ответственности за оскорбление личности в интернете: особенности законодательства и состав правонарушения

Статья 27.3 КОАП РФ. Административное задержание

1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) – при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;

2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации – при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

3) должностные лица военной автомобильной инспекции – при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

4) должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) – при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

5) утратил силу. – Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ;

6) должностные лица таможенных органов – при выявлении нарушений таможенных правил;

7) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы – при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

8) утратил силу. – Федеральный закон от 03.07.2016 N 305-ФЗ;

9) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, – при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса;

10) должностные лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, – при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.35.1, 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда);

11) должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации – при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.88 настоящего Кодекса рассматривают органы военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 109 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, указанными в части 1 статьи 23.88 настоящего Кодекса, в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

2. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

4.1. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, – орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

4.2. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Комментарии к ст. 27.3 КОАП РФ

1. Под административным задержанием понимается принудительное кратковременное ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение. Административное задержание – неотложное действие компетентного должностного лица, обеспечивающее борьбу с административными правонарушениями. Оно применяется в исключительных случаях в целях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Юридическая природа административного задержания, как и любой иной принудительной меры, определяется целями, достижению которых служит данный правовой институт.

Административное задержание применяется с целью пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления (ст. 27.1 Кодекса) в качестве принудительной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, – со времени его вытрезвления (ч. 4 ст. 27.5).

3. Конституция РФ, провозгласив и закрепив основные права и свободы граждан, большое внимание уделяет гарантиям неприкосновенности личности (ст. 22). В Российской Федерации никто не может быть подвергнут задержанию, кроме как в случаях, прямо предусмотренных законом.

4. Административное задержание может иметь место только при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения.

5. Административное задержание также не допускается:

а) при наличии возможности на месте совершения правонарушения установить личность нарушителя и обстоятельства происшествия, составить протокол об административном правонарушении;

б) при наличии основания для назначения административного наказания в виде предупреждения или штрафа на месте совершения административного правонарушения (см. ст. 28.6).

6. Административному задержанию не подлежат совершившие правонарушение иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью и предъявившие в подтверждение этого дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку или служебное удостоверение личности.

Как правило, не подвергаются административному задержанию военнослужащие. Однако при отсутствии военных патрулей военнослужащие могут быть задержаны для немедленной передачи их и материалов о правонарушениях военным комендантам, командирам воинских частей или военным комиссарам.

В силу своего правового статуса не подлежат административному задержанию: члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы (ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ “О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” (с изм. и доп.)); депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, неприкосновенность которых, однако, не распространяется на действия депутата, не связанные с осуществлением им своих полномочий (ст. 13 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” (с изм. и доп.); без согласия прокурора субъекта РФ – депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования (ст. 18 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (с изм. и доп.)) и некоторые другие категории граждан РФ в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

7. Иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, лица без гражданства в случае совершения ими правонарушения могут быть подвергнуты административному задержанию на общих основаниях.

8. Задержанное лицо имеет право потребовать у должностных лиц, задержавших его, сообщить в кратчайший срок о месте своего нахождения родственникам, администрации по месту работы или учебы, а также защитнику. Административное задержание несовершеннолетних, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, осуществляется в дневное время. Если при административном задержании несовершеннолетнего отсутствуют родители или иные законные представители, они в обязательном порядке уведомляются о местонахождении несовершеннолетнего органом, в производстве которого находится дело.

Кроме того, установлено правило, согласно которому об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или соответствующая воинская часть. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты РФ и соответствующая комиссия (ч. ч. 4.1 и 4.2 комментируемой статьи).

9. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности в соответствии со ст. 25.1 Кодекса, о чем производится запись в протоколе об административном задержании.

Порядок деятельности соответствующих должностных лиц по оформлению административного задержания лица, доставленного в дежурную часть органа внутренних дел, определен Наставлением, утвержденным Приказом МВД России от 1 апреля 2009 г. N 248 (п. п. 18 и 19 Наставления).

10. Перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Вместе с тем следует учитывать, что полиции в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ “О полиции” предоставлено право осуществлять административное задержание.

11. Полномочия должностных лиц органов внутренних дел (полиции) по осуществлению административного задержания при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц иных государственных органов, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, корреспондируют таким же их полномочиям по доставлению физического лица (см. комментарий к ст. 27.2 Кодекса).

12. Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 22 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов. Неправомерное административное задержание обжалуется физическим лицом в порядке, предусмотренном законодательством (см. гл. 25 ГПК РФ).

13. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 16 июня 2009 г. N 9-П по делу о проверке конституционности ряда положений ст. ст. 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.1 КоАП РФ в связи с жалобами граждан (РГ. 2009. 3 июля) определены критерии административного задержания и подчеркнуто право гражданина обжаловать соответствующие действия должностного лица, в том числе и тогда, когда производство по делу прекращено по основаниям, предусмотренным ст. 24.5, в частности, в связи с истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности.

Доставление и административное задержание. Досмотр вещей

Легальное определение доставления для целей КоАП дается в части 1 статьи 27.2 КоАП РФ. Оно представляет собой самостоятельный вид мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Признаками этой меры являются:

  • а) доставление есть не что иное, как принудительное (т.е. против воли доставляемого) препровождение (т.е. лицо, которое доставляют, сопровождается уполномоченными лицами) физического лица;
  • б) оно допустимо только в целях составления протокола об административном правонарушении (и то, если такой протокол невозможно составить в месте, где было совершено административное правонарушение). Другое условие – обязательность составления упомянутого протокола;
  • в) по иным основаниям применять доставление недопустимо.

Доставление (как меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении) осуществляют только те должностные лица и только тех органов, которые прямо указаны в пунктах 1 – 12 части 1 статьи 27.2 КоАП. «Доставление вправе осуществить (наряду с упомянутыми должностными лицами) в ряде случаев и рядовые сотрудники (служащие) органов, упомянутых в пунктах 1 – 12 части 1 статьи 27.2 КоАП РФ (например, военнослужащие внутренних войск МВД, сотрудники органов уголовно – исполнительной системы и другие)».

Перечень должностных (иных уполномоченных) лиц и органов, которые вправе применить доставление, изложен в статье 27.2 КоАП РФ исчерпывающим образом. С 01.07.2003 органы Федеральной службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков также получили право на доставление при выявлении административных правонарушений по которым они составляют протоколы (пункт 83 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ) либо по делам, которые рассматриваются этими органами в соответствии со статьей 23.63 КоАП РФ. Доставление производится в служебное помещение указанных органов или в полицию. Перечень должностных лиц, указанный в части 1 статьи 27.2 КоАП РФ не только часто уточняется, но часто и дополняется.

Читайте также:  Что такое ботнет? Примеры вредоносного вируса и ответственность за киберпреступность в сети

Перечень случаев (видов административных правонарушений), когда допускается доставление, также изложен исчерпывающим образом: этот перечень нельзя расширять и в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В части 1 статьи 27.2 КоАП РФ точно и исчерпывающим образом указаны помещения (места), куда лицо может быть доставлено (например, в служебное помещение органов внутренних дел, в помещение органов местного самоуправления и другое).

В соответствии с правилами частей 2 и 3 статьи 27.2 КоАП РФ, нужно учесть, что:

  • 1) доставление осуществляется в наикратчайший (в техническом, организационном и т.п. смысле) срок. Поэтому необходимо доставлять в одно из ближайших помещений (предусмотренных в части 1 статьи 27.2 КоАП РФ), куда допускается доставление;
  • 2) о применении этой меры составляется отдельный протокол. Его копия подлежит обязательному вручению доставленному лицу (по его просьбе, в т.ч. устной). Он должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к протоколу статьей 28.1 КоАП РФ. С другой стороны, закон позволяет, не составляя особый протокол, делать запись о доставлении:
    • а) либо в протоколе об административном правонарушении;
    • б) либо в протоколе об административном задержании.

Как только цель доставления будет достигнута, данная мера обеспечения производства по делу должна быть отменена.

Легальное определение административного задержания – самостоятельного вида мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении для целей КоАП дается в части 1 статьи 27.3 КоАП РФ. Административное задержание представляет собой кратковременное (по общему правилу не более 3 часов) ограничение свободы физического лица (т.е. оно применяется против воли задержанного), достигшего возраста, с которого наступает административная ответственность.

Целью административного задержания является обеспечение:

  • – правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении;
  • – исполнения постановления об административном правонарушении.

В иных целях (например, в профилактических) применять административное задержание недопустимо.

Административное задержание – исключительная мера обеспечения производства по делу. Оно может быть применено лишь в случаях, прямо указанных в части 2 статьи 27.3 КоАП РФ. Лицо, допустившее незаконное задержание, должно быть привлечено к ответственности (вплоть до уголовной – по статье 301 Уголовного Кодекса РФ.

Административное задержание вправе осуществить лишь должностное лицо (а в ряде случаев и иные уполномоченные лица, например, рядовые сотрудники, служащие) органов, прямо указанных в пунктах 1 – 10 части 1 статьи 27.3 КоАП РФ. Примером таких уполномоченных лиц могут служить военнослужащие (в т.ч. рядовые) пограничных органов, а также должностные лица органов Федеральной службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Перечень лиц, которые вправе осуществлять административное задержание (из числа являющихся сотрудниками органов, упомянутых в пунктах 1 – 10 части 1 статьи 27.3 КоАП РФ), устанавливается только федеральными законами (например, Законом о милиции, Законом об ОРД, Законом о границе, Законом о ФСБ) и изданными в соответствии с ними правовыми актами Федеральных органов исполнительной власти.

По просьбе задержанного (в т.ч. и по устной) о его задержании необходимо уведомить (по телефону, через посыльного, повесткой, телеграммой и т.п.) одного из родственников (круг их указан в Примечании к статье 25.6 КоАП РФ), администрацию (либо иного работодателя, например, индивидуального предпринимателя) по месту его работы либо учебы, а также защитника. Об административном задержании несовершеннолетнего (т.е. лица, не достигшего 18 лет, статья 21 Гражданского Кодекса РФ) в обязательном порядке (даже если задержанный об этом не просит) уведомляются родители, иные законные представители (опекун, попечитель и т.п.).

Должностное (иное уполномоченное) лицо обязано разъяснить задержанному его права и обязанности, предусмотренные в КоАП, о чем делается запись в протоколе об административном задержании.

В соответствии со статьей 27.5 КоАП РФ срок административного задержания не должен превышать 3 часа. Это означает, что он может быть и меньшим, но никак не большим. «Упомянутый срок исчисляется с момента доставления в место (помещение), указанное в статье 27.2 КоАП РФ, а не с момента, например, когда лицо было остановлено милицейским патрулем на улице». Срок административного задержания лиц, находящихся в состоянии опьянения (в т.ч. алкогольного, наркотического), исчисляется не с момента доставления, а с момента, когда наступило вытрезвление (он устанавливается в порядке, предусмотренном соответствующими правовыми актами Минздравсоцразвития России и МВД России, например, действующими в медвытрезвителях). Степень опьянения в данном случае роли не играет.

Из указанного общего правила есть ряд изъятий (предусмотренных в частях 2, 3 статьи 27.5 КоАП РФ), когда срок административного задержания может превышать 3 часа:

  • 1) если в отношении лица ведется дело об административном правонарушении, которое может повлечь такое административное наказание, как административный арест, срок административного задержания не может превышать 48 часов (например, если лицо совершило мелкое хулиганство);
  • 2) если лицо совершило административное правонарушение, направленное на установленный режим Государственной границы РФ (в иных случаях, прямо указанных в части 2 статьи 27.3 КоАП РФ), срок административного задержания также не может превышать 48 часов.

И в данных случаях срок административного задержания исчисляется с момента доставления (вытрезвления). Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

При доставлении и административном задержании необходимо проводить личный досмотр. Легальное определение для целей КоАП и порядок применения таких самостоятельных видов мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как личный досмотр и досмотр вещей дается в статье 27.7 КоАП РФ. По своей правовой природе они отличаются от обысков (порядок проведения последних регулируется УПК РФ) и осмотра помещений и территорий, а также находящихся там вещей и документов, досмотра транспортного средства.

Цель личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, – обнаружить орудия совершения либо предмет совершения административного правонарушения (например, перевозимых без таможенного оформления предметов, хотя такое оформление было обязательно). Для иных целей (в т.ч. указанных в статье 27.1 КоАП РФ) данные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении не применяются (это не противоречит тому, что, например, досмотр вещей может сочетаться с последующим арестом товаров).

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, представляет собой обследование (в т.ч. путем осмотра, ощупывания, просвечивания рентгеновскими, инфракрасными и т.п. лучами, в т.ч. с помощью специальной техники) вещей (находящихся в карманах одежды, в дамских сумочках, в дорожных чемоданах, в портфелях и т.п.). При этом досмотр должен исключить возможность причинения вреда жизни и здоровью физического лица, нарушения конструктивной целостности (нельзя, например, заставлять разрезать батон колбасы, отделять от обуви каблук). Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут осуществлять только должностные лица, указанные в статьях 27.2, 27.3 КоАП РФ, и лишь в присутствии понятых.

Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола. Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (например, в чемодане), может совершаться и лицом противоположного пола. При этом также обязательно присутствие двух понятых (пол их в данном случае роли не играет). Личный досмотр, досмотр вещей допускаются и без понятых, но лишь в исключительных случаях, если имеются достаточные основания (они должны быть указаны в протоколе) полагать, что при физическом лице находится оружие и другие предметы, указанные в части 4 статьи 27.7 КоАП РФ. Не допускается в этом случае личный досмотр женщин должностными лицами мужского пола (либо их присутствие).

Перечень способов фиксации вещественных доказательств (применяемых при личном досмотре и досмотре вещей) указан в части 5 статьи 27.7 КоАП РФ неисчерпывающим образом: с развитием науки и техники могут появиться и иные способы фиксации: их применению данная норма не препятствует. О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется:

  • а) либо отдельный протокол (он так и называется «протокол личного досмотра», «протокол досмотра вещей, находящихся при физическом лице»);
  • б) либо запись в протоколе о доставлении или об административном задержании;

В любом случае в протоколе о личном досмотре (досмотре вещей) должны содержаться сведения, прямо перечисленные в частях 6, 7 статьи 27.7 КоАП РФ. Это не означает, что иные сведения (например, по просьбе досматриваемого) не могут быть включены в протокол: могут, но лишь при условии, что это отвечает целям применения данной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Протокол должен быть подписан лицами, упомянутыми в части 8 статьи 27.7 КоАП РФ. При этом лицо, в отношении которого проводился личный досмотр, досмотр вещей, а также понятые вправе делать замечания. Кроме того, лицо (в отношении которого производится личный досмотр, досмотр вещей) вправе не подписывать протокол. В подобных случаях в протоколе должна содержаться запись об этом (удостоверенная подписями должностных лиц и понятых). В противном случае протокол не будет отвечать требованиям допустимости доказательства.

Процедура личного досмотра

Личный досмотр часто путают с осмотром или личным обыском. Они подразумевают различные действия, у них разные цели, эти процедуры установлены федеральным законодательством. Нередко полицейские превышают свои полномочия, умышленно или по незнанию проводя вместо осмотра досмотр или обыск, на который требуется постановление следователя.

Основания для проведения личного досмотра

Прежде чем оперировать этим понятием, необходимо выяснить, что под ним подразумевает законодательство. Его основы раскрывает ст. 27.7 КоАП РФ, в соответствии с ней это проверка вещей, находящихся на человеке и при нем. Это ручная кладь (сумки, портфели, пакеты), багаж, предметы охоты и рыболовства и др.

Для проведения процедуры согласия гражданина не требуется.

Личный досмотр — административно-процессуальная мера. Основанием для его проведения являются совершение административных правонарушений, сведения о наличии у гражданина оружия, взрывчатых веществ, психотропных, наркотических препаратов.

Информация должна быть получена из достоверных источников. Ими могут быть заявления физических и юридических лиц, государственных органов, полицейские ориентировки.

Обязательно ведется протокол в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. В случае если имеются сведения, что у лица, подвергнутого личному досмотру, может быть оружие или оказано сопротивление, понятые не нужны. Также они могут не присутствовать, если ведется видеонаблюдение или видеозапись.

В процессе этой процедуры проводится осмотр тела, обследование одежды, а также предметов, находящихся у гражданина. Не нарушается целостность вещей. Гражданина досматривают, а не обыскивают. Все обнаруженное в ходе проведения досмотра вносится в протокол. Это должен быть не просто список, а описание каждой вещи с указанием идентификационных характеристик. Если нарушитель несовершеннолетний или недееспособный, то все действия выполняются в присутствии законных представителей.

Кто имеет право проводить досмотр граждан

В ст. 27.2, 27.3 КоАП приведен перечень государственных органов, в обязанности которых входит осуществление контроля за выполнением законодательства в различных сферах.

Право проводить досмотры и составлять протоколы имеют должностные лица:

  1. Полиции — при обнаружении правонарушений, предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП самостоятельно или при обращении к ним должностных лиц, ст. 27.2, 27.3 КоАП.
  2. Нацгвардии, а также подчиняющейся ей ведомственной и вневедомственной охраны.
  3. Органов, исполняющих контроль или надзор за выполнением правил пользования транспортом.
  4. Военной автоинспекции — при нарушении ПДД военными водителями на транспорте ВС России, Нацгвардии, войск ГО, инженерно-технических и дорожно-строительных формирований.
  5. Органов, контролирующих соблюдение законодательства об охране окружающей среды, лесного хозяйства, животноводства, рыболовства, водных ресурсов.
  6. Пограничных войск, органов МВД, военнослужащие и иные лица, на которых возложены обязанности по охране государственной границы.
  7. Пограничных войск — при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах.
  8. Таможенных органов — при нарушении Таможенных правил.
  9. Органов наркоконтроля.
  10. Выполняющие контртеррористические операции и выявившие нарушения закона по ст. 20.27 КоАП.
  11. Судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок в судах.
  12. Миграционных органов.

Порядок проведения процедуры сотрудниками полиции

Личный досмотр проводится должностными лицами, уполномоченными на выполнение этого действия и имеющими право составлять протокол.

Обязательными условиями при производстве являются следующие:

  1. Досматриваемому гражданину необходимо разъяснить причину (основание) этой процедуры.
  2. Предложить ему предоставить для обследования документы, вещи и предметы, которыми были совершены административные правонарушения.
  3. Досмотр гражданина проводится сотрудником полиции одного пола с ним.
  4. Приглашаются два понятых. В их роли могут выступать люди, которые должны удовлетворять следующим требованиям: быть достигшими 18-летнего возраста, не имеющими интереса в деле, трезвыми, вменяемыми, не состоящими в составе наряда, не знакомыми с полицейскими, одного пола с подозреваемым.
  5. Процедуру досмотра необходимо проводить в помещениях, отвечающих санитарным требованиям, исключающих доступ посторонних.
  6. Досматриваемому обеспечиваются: безопасность, здоровье, достоинство, гарантируется конфиденциальность личной жизни, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
  7. При выполнении досмотра, если имеются сведения о наличии взрывчатых веществ, оружия, процедура проводится в отсутствии понятых. При видеосъемке присутствие последних тоже может быть необязательно.
  8. Составляется протокол, в который вносятся все полученные сведения.
  9. Изымаются обнаруженные предметы, к которым были применены все установленные способы фиксации вещественных доказательств (описание, измерение, фотографирование, видеосъемка). Они упаковываются, опечатываются и прилагаются к делу как вещественные доказательства.
  10. Написанное зачитывается вслух. Уточняется у подозреваемого и понятых, имеются ли у них вопросы. Если нет, то запись об этом заносится в протокол, который подписывается досматриваемым гражданином и понятыми. Один экземпляр вручается подозреваемому.
Читайте также:  Оскорбление: понятие правонарушения, назначение административной и уголовной ответственности, подача иска в суд

Бывают случаи, когда полицейские хотят провести процедуру личного досмотра прямо на улице. Здесь необходимо требовать приглашения двух понятых.

Проверка документов

Эта процедура проводится, если есть причины предполагать, что гражданин совершил правонарушение, либо подозревать, что он находится в розыске.

Основания для этого:

  1. Лицо застигнуто на месте совершения правонарушения.
  2. Очевидцы указывают на этого гражданина.
  3. Обнаружены следы преступления на одежде или теле.
  4. Есть сходство с разыскиваемым преступником.
  5. Показания видеокамер наружного наблюдения.
  6. Неадекватное поведение. Человек озирается по сторонам, убегает от милиции и др.

Какие документы нужно иметь при себе в качестве удостоверения личности (достаточно одного):

  • гражданский, заграничный или дипломатический паспорт;
  • военный билет;
  • свидетельство о рождении;
  • паспорт моряка;
  • служебное удостоверение.

Кого досматривать нельзя

Согласно федеральным законам устанавливается перечень лиц, которые не подлежат личному досмотру:

  • президенты страны: действующий и бывшие;
  • члены Совета Федерации и депутаты Госдумы;
  • судьи и арбитражные заседатели;
  • прокуроры и сотрудники Следственного комитета;
  • сотрудники ФСБ во время исполнения задания;
  • сотрудники государственной охраны во время исполнения обязанностей;
  • уполномоченный по правам человека;
  • граждане других стран с дипломатическим иммунитетом.

Но существуют исключения — это обязательный предполетный досмотр, в котором участвуют все. Согласно п. 3 ст. 85 Воздушного кодекса, граждане, не прошедшие его, на борт судна не допускаются.

Особенности проведения административного задержания

Это обеспечительная кратковременная мера, которая проходит в исключительных случаях в соответствии со ст. 27.3 КоАП. Ей предшествует доставление, чтобы мочь досмотреть подозреваемого. Она применяется при необходимости правильного и быстрого расследования. Цель — прекращение правонарушения, когда исчерпаны все меры воздействия: уговоры, распоряжения. Если гражданин законопослушный, то к нему эта мера не применяется.

В соответствии со ст. 27.4. КоАП РФ составляется протокол об административном задержании, который выдается на руки по просьбе правонарушителя. Срок задержания — 3 часа. Исчисляется он с момента совершения правонарушения, а не со времени доставления в полицию.

Обжалование действий полицейского

Если действия полицейских незаконно нарушают ваши права, свободы и интересы, то в соответствии со ст. 53 ФЗ “О полиции” их обжалуют в вышестоящем полицейском органе, у вышестоящего должностного лица, в прокуратуре или суде.

Последовательность принятия решения по жалобе регулируется в соответствии с ФЗ от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Действия при отказе дежурного принять заявление

На основании Приказа МВД России №140 от 01.03.2012 территориальные участки полиции должны принять, зарегистрировать и рассмотреть все заявления, независимо от гражданства.

Что делать, если вам отказали:

  1. Предупредите дежурного сотрудника полиции о том, что действия его неправомерны и вы вынуждены будете обжаловать его отказ. Разговаривайте вежливо, без эмоций.
  2. Перепишите данные нагрудного знака.
  3. Попросите пригласить начальника полиции или любое должностное лицо, замещающее его.
  4. Если дежурный этого не сделал, то звоните в его присутствии на горячую линию по номеру 112. Объясните, что у вас отказываются принимать заявление.

Можно звонить в прокуратуру. Желательно сделать видеозапись. Если это не помогло, то пишите жалобу в вышестоящий орган МВД.

Действия при затягивании следствия

Следователь продлить срок следствия не может. Если дело тянется более 2 месяцев, то он обращается в Следственный комитет и указывает причины, с чем это связано. Срок продлевается. После его окончания снова увеличивает период следствия уже вышестоящая инстанция СК. Здесь важно получить постановление СК о продлении сроков и обжаловать его в суде в порядке ст. 125 УПК РФ.

Действия при вымогательстве взятки

Это противоправное действие со стороны полицейских является распространенным. Если вы не совершали никаких правонарушений, то постарайтесь предотвратить вымогательство. Для этого достаньте телефон, включите видеозапись или диктофон. Это иногда помогает. Или сделайте незаметно запись на видео или диктофон, она вам пригодится.

Дальнейшие действия будут такими:

  1. Воспользоваться горячей линией, позвонив по номеру 8-800-250-02-35 и сообщив, что у вас вымогают взятку.
  2. Напишите заявление в Службу собственной безопасности, отправьте его по почте заказным письмом с уведомлением. Или лучше всего отвезите его сами. Помните, что дача взятки — это такое же преступление, как ее получение. Поэтому во избежание ответственности следует обратиться в правоохранительные органы.
  3. Можно обратиться с заявлением в прокуратуру.

Разница между осмотром и досмотром

Осмотр — это административно-предупредительная мера. Она отличается от досмотра основными целями:

  1. Проводится для предотвращения совершения гражданами поступков, способных привести к несчастному случаю, чрезвычайной ситуации.
  2. Является предупреждением совершения нарушения закона. Эта мера носит профилактический характер.

Поэтому основное отличие между процедурами — это совершенное административное правонарушение или его предупреждение.

Основанием для проведения личного осмотра может выступать нарушение правил нахождения граждан в местах массового скопления людей. Это могут быть аэропорты, вокзалы, стадионы, помещения для проведения развлекательных мероприятий и пр. Составление протокола о личном осмотре законодательством не предусматривается, а при проведении досмотра это обязательно.

Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

7) задержание транспортного средства;

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

10) временный запрет деятельности;

11) залог за арестованное судно;

12) помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”;

13) арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 настоящего Кодекса.

2. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Комментарий к ст. 27.1 КоАП РФ

1. В комментируемой статье определены меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (меры административного пресечения), а также цели применения этих мер.

В соответствии с ч. 1 данной статьи применение мер пресечения предшествует последующим процессуальным действиям, определенным КоАП: возбуждению дел об административном правонарушении, подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, рассмотрению дела, вынесению постановления, определения по делу. Таким образом, меры пресечения могут быть применены к лицу, в отношении которого ведется производство по делу (лицу, подозреваемому в совершении административного правонарушения); об этом свидетельствует применение мер пресечения в виде изъятия вещей и документов, правовые последствия которых обусловлены результатами рассмотрения дела: при вынесении постановления о прекращении производства по делу при наличии обстоятельств, определенных ст. 24.5 КоАП, изъятые вещи и документы, не относящиеся к объектам гражданских прав, изъятым из оборота, подлежат возвращению их владельцу.

Согласно ч. 1 комментируемой статьи применение мер административного пресечения возможно также и в случае исполнения принятого по делу постановления о назначении административного наказания. В указанных случаях конкретная мера пресечения применяется в отношении физического, юридического лица, вина которого в совершении административного правонарушения установлена вступившим в законную силу постановлением о назначении административного наказания.

Применение мер административного пресечения сопряжено с ограничением прав и свобод граждан, поэтому согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ они применяются только в случаях, установленных КоАП.

2. Как правило, следствием применения мер административного пресечения является ограничение имущественных прав граждан. В частности, осуществление досмотра вещей, досмотра транспортных средств, находящихся при физическом лице, осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов, арест товаров, транспортных средств и иных вещей сопряжены с ограничением отдельных имущественных правомочий: права пользования, права распоряжения движимым имуществом или недвижимостью.

Ограничение имущественных прав, права на свободу передвижения (при применении административного задержания) в случаях, установленных КоАП, как правило, предусматривает бессудную процедуру осуществления указанных ограничений. Применительно к имущественным правам возможность бессудной (административной) конфискации предусмотрена п. 2 ст. 243 ГК, но только в тех случаях, когда она определена федеральным законом.

3. Применение мер административного пресечения допускается только в случаях, когда невозможно осуществление иных предусмотренных КоАП процессуальных действий, не сопряженных с ограничением прав и свобод человека. В частности, меры административного пресечения не могут быть применены при производстве по делам в случаях, когда протокол об административном правонарушении не составляется; как правило, это предусмотрено при совершении проступков, не представляющих значительной общественной опасности (см. комментарий к ст. 28.6).

Меры административного пресечения могут быть также применены, если лицо оспаривает наличие событий административного правонарушения, а также в случаях, когда предусмотрено назначение (наложение) административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа без составления протокола, если лицо считает применяемое к нему административное наказание несоразмерным административному правонарушению либо отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения.

4. Порядок осуществления мер административного пресечения предусматривает составление специального протокола, либо об их применении указывается в протоколах об административном правонарушении. В случае административного задержания наряду с протоколом об административном правонарушении составляется специальный протокол о применении данной меры пресечения.

5. О возмещении имущественного ущерба и компенсации морального вреда, причиненных административным правонарушением, см. комментарий к ст. 4.7.

Согласно ст. 1070 ГК вред, причиненный гражданину в результате незаконного назначения административного наказания в виде административного ареста, подлежит возмещению в полном объеме независимо от виновности деяния должностных лиц, допустивших противоправное применение данного административного наказания.

По смыслу ч. 2 комментируемой статьи наряду с указанными случаями подлежит возмещению также и вред, причиненный юридическому лицу, физическому лицу незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

6. Умышленное невыполнение лицом, к которому применяется мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, указанная в п. 3 – 5, 7 – 9 ч. 1 комментируемой статьи, требований должностного лица, уполномоченного применять данную меру обеспечения производства по делу, квалифицируется по ст. 17.7 КоАП (умышленное невыполнение требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении). См. также п. 3 комментария к ст. 27.12.

Следует различать статус процессуальных действий, осуществляемых при производстве по делу (гл. 26 – 30 КоАП) и на стадии исполнительного производства (гл. 31 – 32), и иметь в виду, что административная ответственность по ст. 17.7 КоАП квалифицируется только при производстве по делу об административном правонарушении.

7. Приказом МПС России от 11 ноября 2002 г. N 51 “О реализации Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” (зарегистрирован в Минюсте России 19 декабря 2002 г. N 4047) установлено, что осуществлять процессуальные действия, предусмотренные ст. 27.2 (доставление), 27.3 (административное задержание), 27.7 (личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице), 27.9 (досмотр транспортного средства), 27.10 (изъятие вещей и документов), 27.14 (арест товаров, транспортных средств и иных вещей) КоАП, вправе следующие должностные лица ведомственной охраны МПС России:

– начальники (заместители начальников) стрелковых, стрелково-пожарных команд;

– начальники (старшины) стрелковых команд по охране искусственных сооружений и других важных объектов стратегического назначения;

– начальники отделений (групп) стрелковых, стрелково-пожарных команд, стрелковых команд по охране искусственных сооружений и других важных объектов стратегического назначения.

8. Согласно Положению о Госавтоинспекции, утвержденному Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. (в ред. Указа Президента РФ от 2 июля 2002 г. N 679), должностные лица Госавтоинспекции вправе осуществлять следующие меры административного пресечения:

– останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз, изымать эти документы в случаях, предусмотренных федеральным законом (в соответствии с подп. “и” п. 12 Положения; см. п. 3 ч. 1 комментируемой статьи);

– направлять на медицинское освидетельствование на состояние опьянения управляющих транспортными средствами лиц, которые подозреваются в совершении административного правонарушения в области дорожного движения и в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения (в соответствии с подп. “л” п. 12 Положения; см. п. 6 ч. 1 комментируемой статьи);

– осуществлять административное задержание и личный досмотр граждан, совершивших административное правонарушение, осмотр транспортных средств и грузов с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях (согласно подп. “н” п. 12 Положения; см. п. 2, 3 ч. 1 комментируемой статьи).

Добавить комментарий