Статьи 322 УК РФ и 18.8 КоАП: ответственность за фиктивную регистрацию и незаконное пересечение границы для иностранных граждан

Наказания и штрафы за организацию незаконной миграции

С латинского «миграция» – это переселение или перемещение. Соответственно, мигрант – это человек, которые переезжает с одного места жительства на другое. Перемещение может быть как внутренним, так и внешним. А с юридической точки зрения – законным и незаконным.

Что такое незаконная миграция?

В любой стране миграция контролируется с помощью соответствующих законов. Это означает, что для переезда необходимо иметь основания, документы, регистрацию и т. д. Только после этого можно получить разрешение на проживание, а затем и гражданство выбранной страны. Так осуществляется законная миграция.

Незаконная миграция – понятие абсолютно противоположное. Оно подразумевает сложную процедуру перемещения лиц через границу без уведомления властей. Такие мигранты не имеют законных оснований для проживания на территории государства. А значит, представляют определенную опасность для безопасности населения и страны в целом.

В России миграция иностранцев регулируется несколькими нормативными актами:

  • ФЗ №109 от 22. 12. 14 г.;
  • ФЗ №111 от 07. 06. 17 г.;
  • ФЗ №114 от 31. 12. 14 г.;
  • Приказ №848н от 15. 12. 17 г.;
  • ФЗ №366 от 11. 10. 18 г.

Состав преступления и признаки незаконной миграции

Незаконная миграция условно делится на два вида. Первый – это пересечение границы, а второй – пребывание на территории страны. Признаки первого вида незаконной миграции:

  1. Пересечение российской границы в местах, не предназначенных для въезда. Для этого используются населенные пункты, где отсутствуют таможенные пункты.
  2. Могут быть использованы фальшивые или поддельные документы.
  3. Мигрант может пересекать границу в надлежащем месте и с настоящими документами, но настоящая цель прибытия может отличаться от указанной в заявлении.

Второй вид незаконной миграции заключается в следующем:

  1. Человек легально пересек российскую границу, но не оформляет РВП, ВНЖ, не получает статус беженца и т. д. Другими словами, живет в стране незаконно.
  2. Он обратился за оформлением документов, а при получении отказа не выехал из страны.
  3. Пребывание в стране с нарушением правил транзита, установленных для иностранцев.
  4. Срок пребывания на территории России закончился, но не был продлен.

С точки зрения закона состав такого преступления является формальным, а само преступление окончено с момента осуществления указанных действий. Объектом преступления при этом выступают общественные отношения, которые регулирует порядок миграции иностранцев и их пребывание на территории государства.

Что касается объективной стороны, то она выражается в следующем:

  • организация нелегального въезда на территорию страны;
  • организация незаконного пребывания лиц в РФ;
  • организация нелегального проезда через Россию.

Деятельность лиц, контролирующих провоз нелегалов через границы России, выражается в создании соответствующей преступной группы, планировании и т. д.

Субъективные признаки

Субъектом данного преступления может выступать лицо, достигшее 16 лет и являющийся резидентом РФ, апатридом или резидентом другого государства. Что касается субъективной стороны преступления, связанного с организацией незаконной миграции, то она характеризуется наличием прямого умысла. Субъект понимает, какую общественную опасность несут его действия, но не прекращает их.

Административная и уголовная ответственность за организацию незаконной миграции

Нелегальный въезд на территорию РФ, а также незаконное пребывание в стране являются серьезными правонарушениями. А значит, за совершение этих действий предусмотрено соответствующее наказание – административное и уголовное.

Наказание можно условно разделить на два вида – за непосредственную организацию преступления (ст. 322.1 УК РФ), а также наказание непосредственных исполнителей. Это незаконное пересечение границы, фиктивная прописка по месту проживания и т. д.

Штрафы

Кодекс об административных правонарушениях РФ предусматривает ответственность в виде уплаты соответствующих штрафов:

  • нарушение правил въезда на территорию РФ (ст. 18.8 КоАП) – от 2 до 10 тыс. рублей в зависимости от состава преступления;
  • нарушение правила пребывания (ст. 18.9 КоАП) – для должностных лиц (от 40 до 50 тыс. рублей), для юридических лиц – от 400 до 500 тыс. рублей.

Физические лица несут ответственность по ст. 18.9 КоАП РФ только по пунктам 3 и 4. Размер административного штрафа в данном случае составляет 2–4 тыс. рублей.

Иные наказания

Помимо административного или уголовного наказания к нарушителям миграционного законодательства могут быть применены другие санкции. Как правило, это аннулирование вида на жительство или депортация из страны. Эти два вида наказания применяются, если нерезидент умышленно или неумышленно нарушил правила пребывания в России.

К примеру, пропустил срок регистрации по месту жительства. Достаточно несколько раз нарушить процедуру, как будет поставлен вопрос об аннулировании РВП или ВНЖ, а также о депортации.

Статьи уголовного кодекса, как правовое регулирование вопроса

Организация нелегальной миграции все же является уголовным преступлением, поэтому к преступникам применяются санкции ст. 322.1 УК РФ:

  1. Лишение свободы на 5 лет за организацию пересечения границы, пребывания в стране (постоянного или для транзита) нелегалов.
  2. За те же действия, которые были совершены группой злоумышленников, ч. 2 данной статьи предусматривает тюремное заключение на срок до 7 лет, а также штраф в размере до 500 тыс. рублей.

Также к преступникам может быть применено дополнительное наказание в виде ограничения свободы на срок до 2 лет после отбывания основного наказания. Санкции статьи распространяются исключительно на организаторов данного преступления. Но наказание также ожидает и лиц, являющихся нелегальными мигрантами.

Статья 322 УК РФ содержит наказание за нелегальное пересечение границы РФ:

  • штраф – до 300 тыс. рублей;
  • принудительные работы – до 4 лет;
  • лишение свободы – до 4 лет.

Статьи 322.2 и 322.3 УК РФ содержат санкции за фиктивную регистрацию иностранцев. Они предусматривают использование в качестве наказания штраф (до 500 тыс. рублей), а также принудительные работы или тюремное заключение (не более 3 лет).

Судебная практика

В России судебная практика по делам, связанным с организацией незаконной миграции, достаточно разнообразна. По статистике в каждом населенном пункте страны суды ежегодно рассматривают приблизительно от 2 до 100 дел. Приговор при этом получает около 80% лиц.

В качестве примера можно использовать уголовное дело в отношении нескольких сотрудников ГУВМ МВД г. Москвы и граждан Республики Азербайджан, обвиняемых по ст. 290, 291.1 и 322.1 УК РФ.

Было установлено, что гражданин РА Зульфгаров в феврале 2016 года вступил в преступный сговор с сотрудниками миграционной службы Биткаш и Потаповым. Целью данного сговора было получение материального вознаграждения за незаконную регистрацию мигрантов.

В обязанности Биткаш и Потапова входило получение документов от Зульфгарова и их оформление для постановки на учет за определенную денежную компенсацию (330 рублей за человека). За период с 2015 по 2016 год таким образом обоими было зарегистрировано 558 человек. Суд приговорил Зульфгарова к 4 годам лишения свободы, а Биткаш и Потапова к 3 годам заключения.

Меры противодействия

Незаконная миграция является серьезным преступлением не только в России, но и во все мире. Больше сложностей с нелегалами возникает в благополучных странах, к примеру, в Европе. Россия не стала исключением из правила и также борется с наплывом лиц, не желающих въезжать в страну на законных основаниях.

Именно поэтому миграционная служба РФ (ГУВМ МВД), Федеральная служба безопасности, Федеральная таможенная служба и другие государственные структуры используют особые меры противодействия организации нелегальной миграции. К ним можно отнести:

  • внедрение современных информационных технологий;
  • улучшение материально-технической базы отделений ГУВМ МВД на местах;
  • увеличение штата сотрудников миграционной службы;
  • совершенствование взаимодействия со всеми государственными органами для пресечения незаконной миграции;
  • проведение информационной работы с населением (в частности, с работодателями);
  • усиление мер ответственности за незаконную миграцию, включая прием нелегалов на работу.

Количество нелегалов, ежегодно пересекающий границы РФ, действительно является серьезной государственной проблемой.

Опасность незаконной миграции и ее последствия

Причины миграции могут быть разными, но чаще всего они заключаются в экономических, социальных или политических проблемах.

И население таких стран начинает предпринимать попытки выехать заграницу. А так как не все могут уехать законно, нелегалов становится все больше.

Конечно, есть положительный момент – увеличивается количество работников, а значит, растет конкуренция и улучшается качество продукции. Но большое количество нелегально проживающих лиц на практике приводит к другим проблемам:

  • снижение заработной платы из-за большого количества низкооплачиваемых работников;
  • повышение роста безработицы в стране;
  • этнические и национальные конфликты.

Кроме того, повышается уровень преступности, что очень негативно сказывается на безопасности населения.

Сложности решения проблемы

Борьба с нелегалами ведется постоянно, но на практике взамен каждого депортированного иностранца приезжает еще несколько. Проблема заключается и в том, что невозможно постоянно контролировать работу сотрудников контрольно-пропускных пунктов и миграционных служб на местах. Правоохранительные органы, к сожалению, не всегда могут пресекать их действия.

Огромную роль в процессе привлечения незаконной рабочей силы играют как раз таки компании, которые не заботятся о легализации своих сотрудников. Несмотря на то, что российским законодательством установлены определенные меры наказания работодателей, этого явно недостаточно.

В конце концов, наплыв мигрантов приводит к тому, что местное население также вынуждено отправляться на заработки.

Незаконная миграция – серьезная проблема для России. Ни тюремное заключение, ни большие штрафы не пугают организаторов. Да и сами иностранцы часто готовы идти на любой риск, лишь бы приехать в страну и трудоустроиться.

Полезное видео

Что такое организация незаконной миграции (статья 322.1 УК РФ), вы узнаете в этом видео:

Ответственность за фиктивную регистрацию иностранных граждан в 2020 году

Фиктивная регистрация представляет собой правовое нарушение, в отношении которого в России предусмотрены конкретные законодательные и нормативные акты. В них определены категории деяний, классифицируемых соответствующим образом, и оговорена ответственность за них. О них необходимо знать, чтобы не оказаться в роли нарушителя закона и не подвергнуться предусмотренному в нем наказанию, поскольку незнание норм и правил миграционного законодательства не избавляет от ответственности при нарушениях, следствием которых оказывается фиктивная регистрация иностранных граждан.

Правила регистрации иностранцев

Первое и главное правило регистрации (или постановки на учет) заключается в необходимости для каждого гражданина другой страны, планирующего пребывание в России в течение некоторого времени, обязательно встать на учет по месту проживания либо временного пребывания. Иногда регистрацию называют пропиской, что не полностью верно с точки зрения юридической трактовки, но соответствует ей в основных аспектах содержания.

Постановка на учет означает легальные основания для пребывания гражданина другой страны в РФ на основании ФЗ, регулирующего эти вопросы (от 18.07.2006 N 109-ФЗ). Сроки регистрации зависят от наличия или отсутствия визы и составляют 90 дней для граждан стран, с которыми у РФ действует безвизовый режим, либо совпадают со сроком действия визы (для граждан прочих государств, с которыми у России предусмотрен особый порядок пересечения государственной границы).

Регистрация по месту пребывания для иностранных граждан необходима в ситуациях, когда предполагается их постоянное проживание в границах России. Местом регистрации должно быть жилье, избранное для фактического проживания. В этом качестве может выступать жилплощадь, на которую оформлен договор аренды (т. н. договор социального найма), либо жилье, находящееся в собственности гражданина РФ.

Такова законная форма регистрации, которая обеспечивает иностранцу определенный набор прав наравне с россиянами, – возможность оформить банковский кредит, транспортное средство, в полном объеме получить медпомощь и др. Результатом фиктивной регистрации для иностранных граждан неизбежно становится ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Читайте также:  Оскорбление личности в КоАП: суть правонарушения и порядок привлечения к административной ответственности

Что подразумевают под фиктивной регистрацией

Незаконная регистрация иностранных граждан имеет место в двух случаях:

  • если регистрационный учет иностранца осуществлен по адресу, по которому он не сможет фактически проживать;
  • если учет произведен на основании недостоверной документации гражданина другого государства и/или сведений о нем.

На практике фиктивная регистрация в основном выражается в превышении допустимого числа «прописанных» лиц, которое определяется размерами жилплощади. Проверки нередко выявляют, что в рядовых квартирах небольшой площади оказываются временно зарегистрированными 10 и более граждан других государств. То есть налицо ситуация, явно указывающая на фиктивность регистрации, поскольку большое количество «прописанных» людей физически не может не то что проживать, а и просто одновременно находиться на определенных жилых площадях.

Как проходит проверка

С этой целью используется несколько мероприятий разной направленности. Уполномоченное лицо может принять решение проверить временную регистрацию по базе ФМС (с лета 2016 ее функции переданы ГУВМ МВД РФ). Проверка регистрации граждан других стран при этом производится на основании единой базы данных, в которой ведется учет иностранцев, постоянно или временно проживающих в России.

Второй способ проверки заключается в опросе гражданина другого государства, а также людей, имеющих отношение к месту, по которому иностранный гражданин зарегистрирован. Таковыми являются лица, «прописанные» по тому же адресу, и владелец (наниматель) этого жилья. Результаты такой проверки фиксируются в протоколе.

Фиктивная регистрация иностранных граждан по месту пребывания выявляется и еще одним способом: по результатам запроса данных из документа, закрепившего факт сделки на недвижимость, которая должна использоваться в качестве места проживания (например, договор о найме жилья). Это третий способ проверки.

Уголовная ответственность за фиктивную регистрацию: Видео

Виды наказаний

В законодательстве РФ предусмотрена ответственность за фиктивную регистрацию иностранных граждан без проживания двух видов: административная либо уголовная. Первый вариант наказания до недавнего времени являлся единственно возможным. Но в 2013 году был принят закон, предполагающий и уголовную ответственность.

Правовая база подразумевает возможность наказания для обеих сторон-нарушителей. А спектр наказаний, продуманных в отечественном законодательстве, позволяет более гибко подходить к выбору меры пресечения правонарушений. Их выбор зависит от степени «злостности», допущенной при совершении фиктивной регистрации, что дает возможность делать наказание более ощутимым и объективным.

Ответственность административная

Нормативно она прописана в ст. 19.15.2 и ст. 19.15.1 КоАП России, а также в законах №109-ФЗ (от 18.07.2006) и №115-ФЗ (от 25.07.2002) и правительственном Постановлении №9 от 15.01.2007.

Ваш браузер не поддерживает фреймы

На основании этих нормативно-правовых актов для нарушителя допускается

  • наложение штрафа,
  • привлечение к принудительным работам,
  • запрет на пребывание в ряде должностей или выполнение некоторых видов деятельности (как дополнительная мера).

Штраф за фиктивную регистрацию иностранных граждан может достигать значительных сумм. Их величина зависит от ряда факторов, в первую очередь от того, каким субъектом гражданского права является нарушитель: физическим или юридическим лицом.

Физическое лицо, являющееся фиктивным жильцом, должно будет заплатить 2-3 тыс. р. (в Санкт-Петербурге или Москве до 5-7 тыс.). Штраф для юридического лица составит 250-750 тыс. р. Наказания в форме принудительных работ назначаются на период до трех лет.

Ответственность уголовная

Для злостных нарушителей закона предусмотрена и уголовная ответственность за фиктивную регистрацию иностранных граждан. Она регламентируется статьями 322.3, 292, 327 (ч. 3) Уголовного кодекса (УК) России. При этом 322.3 статья УК РФ отражает прецедент фиктивной регистрации иностранцев в России, а две другие – предоставление недостоверной информации или подлог документов при постановке на учет.

Ваш браузер не поддерживает фреймы

Плюс при необходимости привлечения к ответственности применяются нормы сопутствующих законодательных актов. Это могут быть статьи, связанные с попытками дать должностному лицу взятку или другими подобными прецедентами.

В рамках применения уголовной ответственности осуществляется ограничение свободы – взятие под стражу и – как максимальная мера – лишение человека свободы на срок до трех лет. Распространенной является практика вынесения приговоров в виде условных сроков лишения свободы. Такая мера ответственности введена в связи с остро стоящей проблемой «резиновых» квартир, в которых хозяева «прописывают» по несколько десятков иностранных граждан.

Что грозит владельцам жилья

Фиктивная «прописка» иностранных граждан может стать для российских владельцев жилья источником значительных проблем. Ответственность за это нарушение для них более весома по сравнению с аналогичным наказанием иностранцев, которых они у себя регистрируют. Так, если с «прописанного» в Москве иностранного гражданина будет взыскан штраф, равный 5 тыс. р., то человек, зарегистрировавший его, рискует заплатить государству 500 тыс. (согласно закону, штрафная «вилка» составляет 100-500 тыс. р.)

Именно на владельцев жилья в первую очередь направлен и другой способ наказания – исправительные работы. Они обычно назначаются как раз нарушившим законодательство собственникам недвижимости в РФ. Важным является вопрос о том, как продлить регистрацию иностранному гражданину. Эта процедура может быть необходимой для иностранцев, осуществивших безвизовый въезд в РФ.

Для продления регистрации принимающая сторона (т. е. собственник жилья, «прописавший» у себя гражданина другой страны) обязана подать в УВМ МВД пакет документов (оригиналы и копии) не позже чем за неделю до окончания действующей регистрации. В такой пакет входит:

  • ходатайство о продлении «прописки» (заявление),
  • миграционная карта иностранца,
  • паспорт приезжего,
  • документы, могущие подтвердить необходимость дальнейшего пребывания иностранного гражданина в России.

На оформление продления регистрации по законодательству предусмотрено 7 дней. Подавать документы на ее пролонгацию нужно лично (в отличие от первоначальной их подачи, которую допустимо производить по почте). За просроченную регистрацию владелец жилья обязан заплатить штраф. Его размер составляет 2-5 тыс. р. Размер штрафных санкций регулируется КоАП РФ (ст. 18.8).

Статья 322. Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации

1. Пересечение Государственной границы Российской Федерации без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Пересечение Государственной границы Российской Федерации при въезде в Российскую Федерацию иностранным гражданином или лицом без гражданства, въезд которым в Российскую Федерацию заведомо для виновного не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, —

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия или с угрозой его применения, —

наказываются лишением свободы на срок до шести лет.

Примечание. Действие настоящей статьи не распространяется на случаи прибытия в Российскую Федерацию с нарушением правил пересечения Государственной границы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства для использования права политического убежища в соответствии с Конституцией Российской Федерации, если в действиях этих лиц не содержится иного состава преступления.

Комментарий к Ст. 322 УК РФ

1. Общественная опасность преступления состоит в том, что оно посягает на неприкосновенность Государственной границы РФ.

Государственная граница РФ — это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории РФ (суши, вод, недр и воздушного пространства), т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета России (ст. 1 Закона о Государственной границе).

2. Объективную сторону преступления образует действие — незаконное пересечение Государственной границы РФ.

Под незаконным пересечением в ч. 1 комментируемой статьи понимается фактическое перемещение лица через Государственную границу РФ любым способом (в том числе с использованием транспорта) в любом направлении: а) без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо б) без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 11 Закона о Государственной границе). Для квалификации содеянного по этой части статьи достаточно одного из названных условий нарушения.

Порядок пересечения границы регламентирован также Федеральным законом от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в ред. от 30.12.2012) . Понятие действительных документов и порядок получения разрешения также предусмотрены названным Законом (ст. ст. 6, 7, 19 и др.).
———————————
СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4029; 1998. N 4. Ст. 531; N 30. Ст. 3606; 1999. N 26. Ст. 3175; 2003. N 2. Ст. 159; N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. N 27. Ст. 2711; 2006. N 27. Ст. 2877; N 31 (ч. 1). Ст. 3420; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 29; N 3. Ст. 410; N 49. Ст. 6071; N 50. Ст. 6240; 2008. N 19. Ст. 2094; N 20. Ст. 2250; N 30 (ч. 1). Ст. 3583; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 49. Ст. 5735, 5748; 2009. N 1. Ст. 30; N 2. Ст. 772; N 7. Ст. 772; N 26. Ст. 3123; N 52 (ч. 1). Ст. 6407, 6450; 2010. N 11. Ст. 1173; N 15. Ст. 1756; N 21. Ст. 2524; N 30. Ст. 4011; N 31. Ст. 4196; N 52 (ч. 1). Ст. 7000; 2011. N 1. Ст. 16, 28, 29; N 13. Ст. 1689; N 15. Ст. 2021; N 17. Ст. 2321; N 50. Ст. 7339, 7340, 7342; 2012. N 21. Ст. 4322; РГ. 2012. N 262, 302.

Действительными документами для граждан Российской Федерации являются: паспорт гражданина Российской Федерации, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка (удостоверение личности моряка). Описание бланков указанных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, см. в Постановлении Правительства РФ от 14.03.1997 N 298 (в ред. от 06.10.2011) .
———————————
СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1435; 2008. N 14. Ст. 1412; N 34. Ст. 3937; 2009. N 23. Ст. 2821; 2010. N 17. Ст. 2101; 2011. N 42. Ст. 5922.

Соответствующие документы установлены для иностранных граждан и лиц без гражданства. Это документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и виза (если иное не предусмотрено международным договором РФ), а также вид на жительство (ст. 8 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2012) ).
———————————
СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46 (ч. 1). Ст. 4437; 2004. N 35. Ст. 3607; N 45. Ст. 4377; 2006. N 30. Ст. 3286; N 31 (ч. 1). Ст. 3420; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 21; N 49. Ст. 6071; N 50. Ст. 6241; 2008. N 19. Ст. 2094; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 19. Ст. 2283; N 23. Ст. 2760; N 26. Ст. 3125; N 52 (ч. 1). Ст. 6450; 2010. N 21. Ст. 2524; РГ. 2010. N 164; СЗ РФ. 2010. N 40. Ст. 4969; N 52 (ч. 1). Ст. 7000; 2011. N 1. Ст. 29, 50; N 13. Ст. 1689; N 17. Ст. 2318, 2321; N 27. Ст. 3880; РГ. 2011. N 160; N 47. Ст. 6608; N 49 (ч. 1). Ст. 7043; N 49 (ч. 5). Ст. 7061; N 50. Ст. 7342, 7352; 2012. N 31. Ст. 4322; N 47. Ст. 6396, 6397; РГ. 2012. N 283.

Читайте также:  Взятка: определение преступления, расшифровка понятий, ответственность, вымогательство взятки должностным лицом, судебная практика

Надлежащее разрешение означает, что у лица имеется надлежаще оформленный, действительный документ на право выезда или въезда в Российскую Федерацию, полученный в порядке, установленном законодательством РФ.

3. В ч. 2 под незаконным пересечением Государственной границы РФ понимается ее пересечение иностранным гражданином или лицом без гражданства, которому въезд в Российскую Федерацию не разрешен по основанию, предусмотренному законодательством РФ, о чем он заведомо знает. Основания, по которым не разрешается въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства, определены в ст. ст. 26 и 27 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ.

4. Преступление считается оконченным с момента фактического пересечения линии Государственной границы РФ (пешеходным способом, на любом транспорте, тайно или открыто), но без применения насилия или угрозы его применения.

5. Преступление совершается с прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность незаконного перемещения через границу без действительных документов или надлежащего разрешения и желает осуществить такое деяние.

Для привлечения к ответственности по комментируемой статье имеет значение осведомленность лица об охране конкретного участка границы. Если отсутствуют признаки пограничной охраны (посты, патрули), нет ясно видимых пограничных знаков, пересечение Государственной границы РФ может быть и невиновным.

6. Субъект преступления — вменяемое, достигшее 16 лет лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства.

7. В ч. 3 комментируемой статьи сформулирован квалифицированный состав преступления. Таковым является незаконное пересечение Государственной границы РФ, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору (см. комментарий к ст. 35); б) организованной группой (см. комментарий к ст. 35); в) с применением насилия. Данный признак не охватывает причинения в результате насилия смерти или тяжкого вреда здоровью. В этом случае содеянное образует совокупность преступлений, предусмотренных комментируемой статьей и в зависимости от обстоятельств, например, ст. ст. 105, 317 УК; г) либо с угрозой применения насилия (см. комментарий к ст. 318). В последних двух случаях преступление посягает на дополнительный непосредственный объект — жизнь или здоровье потерпевшего.

8. В соответствии с примечанием комментируемая статья не применяется, если правила пересечения Государственной границы РФ нарушили иностранные граждане и лица без гражданства для использования права политического убежища в соответствии со ст. 63 Конституции при условии, что в их действиях нет состава иного преступления (см. Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденное Указом Президента РФ от 21.07.1997 N 746 (в ред. от 12.07.2012) ).
———————————
СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3601; 2003. N 49. Ст. 4755; 2007. N 31. Ст. 4020; 2012. N 29. Ст. 4073.

9. Незаконное пересечение Государственной границы РФ, совершенное при бандитизме, угоне воздушного судна, железнодорожного состава, захвате заложников и т.д., образует совокупность преступлений и квалифицируется по комментируемой статье и, например, по ст. ст. 206, 209 либо 211 УК.

Фиктивная регистрация иностранных граждан по месту пребывания (ответственность) в 2020 году

Иностранцы, прибывающие на территорию Российской Федерации, должны в обязательном порядке иметь регистрацию по месту пребывания. Нарушение этого требования грозит тем, что гражданину придется покинуть страну.

Понятие фиктивной регистрации иностранного гражданина

Фиктивная регистрация иностранного гражданина по месту пребывания или по месту жительства — это постановка их на учет по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).

Самого понятия «фиктивная регистрация» в законодательстве не существует. Но данное деяние относится к разряду уголовных преступлений. Объектом преступления становится должностное лицо, которое, пользуясь служебным положением, проводит процедуру фиктивной прописки.

К ответственности могут быть привлечены владельцы гостиниц, санаторий, медицинский учреждений, руководители, которых фиктивно регистрируют иностранных граждан, а так же граждане РФ, которые регистрируют иностранных граждан без факта проживания в жилом помещении.

Ежегодно законодательство, регулирующее вопросы ложной прописки, ужесточается. При расследовании дела важно выяснить цель постановки на учет иностранного гражданина, так как его регистрация может быть проведена и на законных основаниях.

Нормативная база

Положения о фиктивной прописке иностранных граждан закреплены в нормах уголовного законодательства.

Статьи 292 и 327 Уголовного Кодекса РФговорит о предоставлении ложных сведений с целью осуществления фиктивной регистрации или подаче заведомо ложных документов.
Статья 322.2.Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении
Статья 292.Подготовка дела к судебному разбирательству и рассмотрение заявления о признании движимой вещи бесхозяйной
Статья 327Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков

Помимо уголовной ответственности по вопросам фиктивной регистрации иностранных граждан, есть еще и административная ответственность, которая квалифицируется по следующим статьям:

Статья 19.15.1 КоАП РФНаказание за просроченную регистрацию, предъявление паспорта без прописки.

Статья 19.15.1. Проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации

Статья 19.5.2Предусматривает ответственность за нарушение регламента постановки на миграционный учет.
Часть 3.4 ст. 19.5.2 КоАП РФПредоставление ложных сведений о количестве проживающих граждан на определенной жилой площади. К этому же пункту относится сокрытие информации о проживании граждан без регистрации.
Часть 5 статьи 19.5.2Наказание за подачу ложных документов в органы ФМС, либо не предоставление необходимой документации.

Что считается фиктивной регистрацией иностранного гражданина

Незаконная регистрация иностранного гражданина имеет место в двух случаях:

  1. Если регистрационный учет мигранта проходит по адресу, по которому он не может фактически проживать;
  2. Если регистрационный учет осуществляется на основании недостоверной документации иностранного гражданина или сведения о нем.

На практике, фиктивная регистрация, выражается в основном в превышении количества зарегистрированных иностранных граждан на маленькой жилой площади. То есть сразу видно, что такая ситуация гласит о фиктивной регистрации иностранных граждан, так как например «прописанных» 10 человек не могут физически находиться на 20 кв.м., не говоря уже о том что там проживать.

Как проходит проверка регистрации иностранного гражданина

Для проверки регистрации иностранного гражданина используются некоторые мероприятия различных направлений. И так есть три способа проверки:

Первый способ – уполномоченное лицо может проверить временную регистрацию мигранта по базе ФМС (с лета 2016г. ее функции переданы ГУВМ МВД РФ). Проверка регистрации проводится на основании единой базы данных, в которой ведется учет регистрации иностранных лиц постоянно или временно проживающих на территории России.

Второй способ – это опросов самого мигранта, а так же людей, имеющих отношение к месту, по которому иностранный гражданин зарегистрирован. Такими людьми считаются, те кто «прописан» по тому же адресу, и владелец (наниматель) этого жилья. Результат проверки обязательно должно быть зафиксировано в протоколе.

Третий способ – это проверка запроса данных из документа, закрепивший факт сделки на недвижимость, которая должна использоваться в качестве места проживания мигранта ( например, договор аренды жилья)

Виды наказаний за фиктивную регистрацию иностранных граждан

В российском законодательстве предусмотрена ответственность за фиктивную регистрацию иностранного гражданина, а именно: административная и уголовная.

Административная ответственность

На основании нормативно правовых актов на нарушителя могут быть наложенные следующие наказания:

  • Штраф;
  • Привлечение к принудительным работам;
  • Запрет на занимание определенных должностей и выполнение некоторых видов деятельности.

Штраф за фиктивную регистрацию иностранного гражданина может достигать значительных сумм. На размер штрафа влияет много факторов, но в первую очередь от того, каким субъектом гражданского правая является нарушитель: физическим лицом или юридическим лицом.

Физическое лицо2000-3000 рублей в Санкт-Петербурге

5000-7000 рублей в Москве

Юридическое лицо250000-750000 рублей

Наказание в виде принудительных работ назначаются на период до трех лет

Уголовная ответственность

В рамках уголовной ответственности осуществляются ограничения в свободе :

  • Взятие по стражу
  • Максимальная мера лишение свободы на срок до трех лет;

На практике в основном выносится приговор в виде условного срока лишения свободы.

Что грозить владельцам жилья

Фиктивная регистрация мигрантов может быть для владельцев жилья большой проблемой. Ответственность за данное нарушение для них значительно весомое, чем для самих иностранных граждан. Например, с «прописанного» в Москве мигранта будет взять штраф в размере 5 000 рублей, а с человека, который зарегистрировал его, штраф в размере 500 тыс. рублей.

На владельцев жилья так же в первую очередь направлен и другой способ наказания – это принудительные работы.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос №1 Что подразумевает под собой фиктивная регистрация иностранного гражданина?

Ответ: Фиктивная регистрация иностранного гражданина – это регистрации временно или постоянно по заведомо подложным документам, без намерения иностранца проживать на данной жилплощади.

Вопрос №2 Кто может быть привлечен к ответственности за фиктивную регистрацию мигрантов?

Ответ: За фиктивную регистрацию мигрантов могут быть привлечены владельцы санаториев, гостиниц, медицинских учреждений, а также физические лица, которые фиктивно «прописывают» иностранных граждан без права проживания в жилом помещении.

Вопрос №3 Какой размер штрафа может заплатить физическое лицо, которое фиктивно зарегистрировало иностранца в своем жилье?

Ответ: Владелец жилья за фиктивную «прописку» может заплатить штраф в размере от 100 тыс. рублей до 500 тыс. рублей.

Статья Уголовного кодекса о незаконном пересечении государственной границы Российской Федерации

Ст. 322 УК РФ содержит общие положения о наказании, назначаемом за нелегальное пересечение государственного рубежа. Бесконтрольная миграция ведёт к социальной напряжённости, увеличению количества преступлений и неофициальной занятости.Этот вопрос тесно связан с оборотом наркотических средств и борьбой с радикальными группировками, деятельность которых запрещена на территории России.

Статья 322 УК РФ («Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации»)

Государственная граница – это установленный предел действия национального суверенитета. Её протяжённость (без учёта присоединённого Крымского полуострова) составляет более 60 тыс. км. Она определяет пространственное положение государства по отношению к соседям.

Каждая страна вправе самостоятельно определять места для легального перехода (пункты пропуска) её внешних границ, правила пограничного режима и условия получения визы.

Легальный въезд в Россию, как и в любое европейское государство, невозможен без прохождения процедуры миграционного контроля. Регистрация и учёт миграции граждан ведутся для предотвращения совершения правонарушений и актов международного терроризма.

Однако граждане бывших союзных республик (Армения, Азербайджан, Туркменистан,Казахстан) и ближайшего зарубежья (Китай), приезжающие на заработки, не всегда утруждают себя прохождением обязательных паспортных и таможенных проверок и проникают в РФ, минуя контрольно-пропускные пункты (КПП). Что является прямым посягательством на существующий пограничный режим.Пойманного нелегала обвинят в административном проступке (КоАП РФ 18.1) либо в уголовном (УК 322).

Критерий,по которому проводится разграничение, указан в диспозиции 322 УК РФ. Уголовный закон применят,если непосредственное пересечение предела РФ было осуществлено без бумаг, дающих право въезжать или выезжать из страны. Остальные случаи не рассматриваются как криминал и находятся в ведении административного права.

Конкретные пределы ответственности устанавливает статья 322 УК РФ. Часть 1 традиционно посвящена самой лёгкой форме деяния.

Так, лицам, не имеющим при себе действительных документов или спецразрешения на переход границы, запрещено пересекать государственный рубеж РФ.

Санкции, которые законодатель предусмотрел за такой проступок, могут быть:

  1. Финансовые. Обязанность уплатить в бюджет штраф. Сумма к взысканию может доходить до 200 000 р. или составить размер дохода виновного лица (плата за работу или денежные средства, полученные из иных источников) за период до полутора лет.
  2. Принудительная изоляция (лишение свободы).Или в качестве альтернативы лицо отправят на принудительные работы.Наказание продлится до 24 месяцев.

Часть 2 перечисляет меры государственного воздействия за деяние, несущее большую общественную опасность – когда в РФ въезжает лицо, которому запрещено въезжать на указанную территорию по основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

Присудить могут одно из наказаний:

  • штраф до 300 000 р.;
  • принудительные работы на срок до 48 месяцев.

Или же преступника направят в одно из учреждений пенитенциарной системы. Заключение может продлиться до 48 месяцев.

Деяния, перечисленные в первых двух частях, отягощённые любым актом, который причиняет или может причинить физический или психологический ущерб, а также реализованные несколькими исполнителями, объединёнными общим умыслом или членами криминальной группировки, наказываются по 3 части.

Законодатель ввиду особой опасности способа совершения преступления предусматривает только один вид наказания – заключение преступника в режимном учреждении. Сколько будет «светить» нарушителю,решит судья при рассмотрении дела по существу. Срок может достигнуть 6 лет.

Законодателем составлено примечание к содержанию. В нём описан частный случай нарушения процессуального порядка пересечения госграницы, не признающийся уголовным проступком. Это использование гражданином права на просьбу об убежище по политическим соображениям.

На протяжении последнего десятилетия наказание за данное нарушение постепенно ужесточается и диспозиция дополняется новыми запрещёнными вариантами поведения. Так, ещё в 2013 году в старой редакции кодекса ст. 322 УК РФ сактуальными комментариями не включала в себядеяние, совершённое лицом, в отношении которого действует запрет на въезд. Также изменения коснулись срока, которые могут присудить нарушителю, действующему в составе преступной группировки, – он увеличен на один год.

Комментарий к ст. 322 УК РФ

Незаконными признаются противоправные действия лица, направленные на преодоление пограничной линии в любом направлении. При этом лицо может воспользоваться транспортом (машина, поезд, самолёт, катер) или осуществить переход собственными силами (пешком, вплавь).

Незаконное пересечение границы произойдёт, если у лица:

  1. Отсутствуют разрешающие документы.
  2. Фиктивные бумаги на въезд.
  3. Имеется запрет на въезд.

Кроме того, запрещено попадать в РФ без посещения официального погранперехода. Причём предпринять попытку проникновения лицо может как незаметно, так и открыто.

Право въезжать и выезжать из РФ может подтверждаться только документами, содержащими сведения о личности предъявителя.

Для россиян ими являются:

  • все виды паспортов (гражданский, дипломатический, служебный, паспорт моряка /удостоверение личности моряка, общегражданский, загранпаспорт);
  • временное удостоверение личности(при замене или утере основного документа);
  • документальное подтверждение права постоянно проживать в одном из регионов страны.

Иностранцам и лицам, не являющимся резидентами одной из мировых стран, для путешествий необходимо предъявить удостоверение личности, выданное государством их проживания, и визу, если иное не вытекает из международных соглашений.

Лица, имеющие подтверждённый статус беженца, вместо национального паспорта предъявляют проездной документ беженца.

Для транзитного проезда (с остановкой по маршруту) нужно предъявить транзитную визу и разрешение на въезд от государства, куда направляется турист. Если указанные бумаги отсутствуют, необходимо иметь гарантию их приобретения (наличие необходимых денежных средств и др.).

Разрешить въехать или выехать из страны может только специально уполномоченная федеральная организация. Чаще всего такое разрешение необходимо для решения срочных служебных задач госслужащими (погранвойска, МВД). Как правило,порядок выдачи таких документов максимально упрощён.

При наличии достаточных оснований иностранцу или лицу, не имеющему гражданства, откажут в праве въезда.

Такими основаниями могут стать:

  1. Предоставление фиктивных сведений.
  2. Неоднократное совершение административных нарушений.
  3. Ранее лицо было депортировано из РФ.
  4. Иные причины.

Собирать доказательства и проводить расследование согласно подследственности должны следователи органов Федеральной службы безопасности. Осуждённые за нарушения миграционной политики попадают под амнистию в общем порядке.

Другой комментарий к ст. 322 Уголовного кодекса Российской Федерации

Каждое из действий, перечисленных в диспозиции, или их одновременное совершение считается самостоятельным составом преступления. Момент, когда пограничная линия фактически пересечена лицом, будет являться окончанием преступления.

Субъектом признаётся физическое лицо, обладающее следующими признаками:

  • вменяемость;
  • достижение возраста 16 лет.

Наличие гражданства, подданства или их отсутствие не являются препятствием для участия лица в качестве обвиняемого в уголовном процессе. В силу специфики состава лицо может иметь только прямой умысел.

Квалифицирующими признаками являются:

  1. Совершениеправонарушения группой лиц, объединённых общим преступным намерением.
  2. Участие в организованной банде.
  3. Причинение физической боли или вреда здоровью (от лёгкой до средней степени) должностному лицу, осуществляющему пограничный контроль. Или угроза физическим воздействием.

В перечень квалифицирующих признаков не вошли последствия в виде причинения серьёзного вреда здоровью или гибель человека.

Дело в том, что при наступлении данных последствий вред наносится не только национальным интересам, но и конкретно личности. Поэтому ответственность будет наступать по совокупности составов. В зависимости от итога – убийство или нанесение существенного вреда – это будут ст. 105 УК или ст. 111.

Незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации, связанное с террористической деятельностью, в любом её проявлении наказывается по совокупности составов.

Пересекать пограничную линию без соблюдения регламента допускается, если целью нарушителя является просьба политического убежища. Если лицо не допустило других проступков, которые могут быть истолкованы как нарушение уголовного закона, то деяние не будет считаться актом криминала.

Предоставление убежища лицам, преследуемым за свои политические или религиозные воззрения, расовую принадлежность или действия, которые национальное законодательство не признаёт уголовными проступками, осуществляется в соответствии с демократическими принципами. Экстрадиция таких лиц запрещена.

Санкции за незаконное пересечение границы РФ, которые устанавливает ст.322 УК, не применяются, если нарушение пограничного режима явилось следствием чрезвычайных обстоятельств.

Также не будет относиться к криминалу переход, осуществлённый через охраняемый участок, на котором отсутствуют видимые следы пограничной охраны: запрещающие знаки, пункт пропуска, вооружённый патруль.

Судебная практика по статье 322 УК РФ

Смоленским судом установлено, что гражданин Расулов А. незаконно прибыл на территорию РФ через Белоруссию с целью нелегально устроиться на работу. Он имеет гражданство Республики Узбекистан, что подтверждено копией паспорта на его имя. Законного права пребывать (проживать) в России у него нет.Предпосылок для отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращении не выявлено.

В ходе судебного разбирательства установлено:

  • отсутствие бумаг, подтверждающих легальное прибытие в РФ;
  • имеющиеся доказательства подтверждают предъявленное подсудимому обвинение.
  • наличие объективных обстоятельств, позволяющих смягчить ответственность,а именно деятельное раскаяние и полное признание вины;
  • отсутствие отягчающих факторов.

Наказание в соответствии с ч.1 ст. 322 УК РФ назначено в виде штрафа размером 120 000 р.

Подборка судебной практики – решений, приговоров, жалоб и разъяснений – представлена на сайте «Консультант Плюс».

Статья 322 УК РФ. Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации (действующая редакция)

1. Пересечение Государственной границы Российской Федерации без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, –

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Пересечение Государственной границы Российской Федерации при въезде в Российскую Федерацию иностранным гражданином или лицом без гражданства, въезд которым в Российскую Федерацию заведомо для виновного не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, –

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия или с угрозой его применения, –

наказываются лишением свободы на срок до шести лет.

Примечание. Действие настоящей статьи не распространяется на случаи прибытия в Российскую Федерацию с нарушением правил пересечения Государственной границы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства для использования права политического убежища в соответствии с Конституцией Российской Федерации, если в действиях этих лиц не содержится иного состава преступления.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 322 УК РФ

1. Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории РФ (суши, вод, недр и воздушного пространства), т.е. пространственный предел действия ее государственного суверенитета.

2. Объективная сторона преступления характеризуется пересечением Государственной границы РФ без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством.

Основными документами, удостоверяющими личность граждан РФ, по которым они осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, являются:

– паспорт моряка (удостоверение личности моряка).

Иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в таком качестве, если иное не предусмотрено ее международными договорами. Лица без гражданства должны иметь визы и документы, удостоверяющие их личность, выданные государством их проживания.

Иностранные граждане и лица без гражданства, получившие вид на жительство в Российской Федерации, при пересечении Государственной границы РФ соответственно должны иметь документ, удостоверяющий личность, и вид на жительство. Указанные лица, признанные беженцами, могут въезжать в Россию и выезжать из страны на основании проездного документа беженца.

Транзитный проезд через территорию РФ иностранных граждан и лиц без гражданства в государство назначения всеми видами транспорта разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Россией по маршруту следования государство либо государство назначения.

Незаконным признается как пересечение Государственной границы РФ при отсутствии названных выше документов, так и въезд в Россию или выезд из страны по подложным документам.

3. Преступление окончено с момента совершения указанного в законе деяния.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

5. Субъект преступления – лицо, достигшее возраста 16 лет.

6. В качестве квалифицирующих признаков в ч. 2 ст. 322 УК указано совершение преступления:

– группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

– с применением насилия или угрозой его применения.

7. Согласно примечанию к комментируемой статье не образуют состава рассматриваемого преступления случаи прибытия в Российскую Федерацию с нарушением правил пересечения Государственной границы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства для использования права политического убежища в соответствии с Конституцией РФ.

Кроме того, не признается нарушением действующих правил вынужденное пересечение Государственной границы РФ, осуществленное в силу:

– аварии или стихийного бедствия, угрожающих безопасности иностранного судна (в том числе воздушного), иностранного военного корабля или другого государственного судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях;

– сильного шторма, ледохода или ледовых условий, угрожающих безопасности иностранного военного корабля или другого государственного судна;

– буксировки поврежденного судна;

– доставки спасенных людей, оказания срочной медицинской помощи члену экипажа или пассажирам, а также в силу других чрезвычайных обстоятельств.

Добавить комментарий