Угроза безопасности личности и правам человека: понятие правонарушения, виды угроз и меры ответственности

Угроза безопасности личности и правам человека: понятие правонарушения, виды угроз и меры ответственности

2.1.Сущность понятия «опасность» и «угроза»

Современная обстановка в стране такова, что никто не чувствует себя в безопасности. Опасности и угрозы – это реалии нашей действительности.

Опасности и угрозы – непременные спутники жизни и деятельности ин­дивидов, обществ, государств, человеческого сообщества на всех этапах его становления и развития. И всегда недостаточная забота о безопасно­сти оборачивается большими бедами: разрушением и гибелью госу­дарств, войнами, смутами, большими кровопролитиями. Государства, общества, люди, не проявляющие должной настойчивости в борьбе с опасностями, могут потерять не только отдельные элементы жизнеобес­печения, но и собственно государственность и жизнь.

Опасности – это возможные или реальные явления, события и процес­сы, способные нанести вред человеку, социальной группе, народу, обществу, государству, человеческому сообществу и Земле или даже уничто­жить их; нанести ущерб их благополучию, разрушить материальные, духовные или природные ценности, вызвать деградацию, закрыть путь к раз витию.

Опасность может выступать в различных формах: в виде намерении, планов подготовки действий и самих действий, направленных на уничтоже­ние, ограбление, подчинение, закабаление, ослабление, уничтожение объ­ектов безопасности и т.д.

Понятие “опасность»” охватывает также явления, процессы и действия, которыми люди наносятвред природе, а природа людям.

Категория «опасность применяется для характеристики психологического состояния людей, как осознание ими вредных последствий тех или иных реальных явлений или как безнадежное выискивание несуществующих.

Уяснение сути опасности есть исходный момент противодействия, отражения и устранения ее. Если люди не понимают всей глубины опасности, то соответственно не напрягают адекватно свои силы, чтобы ликвидировать или предупредить ее.

Другой формой опасности выступает риск – возможная опасность не­удачи предпринимаемых действий или сами действия, связанные с такой опасностью. Люди зачастую надеются на счастливый случай – рискуют, допуская определенный ущерб себе. В государственных делах – политики, экономике, оборонной деятельности – чаще всего имеет место осознанный риск, когда тщательно рассчитываются ожидаемая выгода, цена, которую допустимо заплатить за нее, последствия и т.д.

Понятие “угроза” родственно понятию “опасность”.

Угроза – это опасность на стадии перехода из возможности в действительность, высказанное намерение или демонстрация готовности одних субъектов нанести ущерб другим.

“Угроза – высказанное в любой форме намерение нанести физический, матери­альный или иной вред общественным или личным интересам”.

С методологической точки зрения необходимо, прежде всего уяснить, что является источником угрозы обществу, личности, государству и каким образом сама опасность влияет, например, на общественные отношения.

Принципиальность данного вопроса определяется главным образом тем, что концентрация нашего внимания на угрозах и на борьбе с ними ведет к порочному кругу, обрекает на сизифов труд: при таком подходе мы обречены на бесконечную борьбу с угрозами, не затрагивая причины, их порождающие. Приведем лишь один пример. Разгул преступности во всех се формах, и прежде всего экономической преступности, стал ощутимой угрозой безопасности личности, общества и государства как результат криминализации общества и государственного аппарата управления. При­нимаются законы, вырабатываются программы, делаются широковеща­тельные заявления о бескомпромиссной борьбе с преступностью, расши­ряется круг правоохранительных органов, занятых этой борьбой. И тем не менее результаты более чем скромные. Причина неудачи в том, что все ни меры не затрагивают источники возникновения преступности, так как пни лежат в иных сферах: экономической, социальной, связанной с меж­национальными отношениями, беженцами и мигрантами, с теневой эконо­микой.

Таким образом, угроза – результат имеющихся и формирующихся в самом обществе, в межгосударственных отношениях противоречий, и без их выявления и решения никакая безопасность обеспечена быть не может.

Именно поэтому в методологическом аспекте причины опасности – противоречия, а не угрозы – приобретают качество сущностной характе­ристики.

Во-первых, вся сумма противоречий, как общих, так и в отдельных ви­дах безопасности, соответствующих конкретным сферам жизнедеятельно­сти общества и государства, имеет и внутренний, и внешний характер.

Во-вторых, основное противоречие, определяющее всю сумму внут­ренних и внешних противоречий, заключается в принятии и непринятии ос­новных ценностных ориентации отдельной цивилизации внутри страны и в ее отношениях с другими цивилизациями.

В-третьих, сами противоречия не являются застывшими, а меняют свою сущность и направленность развития под воздействием различных внутрен­них и внешних факторов. Данная особенность определяет содержание сис­темного, проблемного и факторного анализа противоречий и тенденций их развития как непременного условия своевременной адекватной реакции на имеющиеся и могущие возникнуть угрозы.

Кроме упреждающего значе­ния факторный анализ позволяет выделить и сгруппировать факторы дес­табилизирующего и стабилизирующего характера. Данное положение имеет принципиальное значение для выработки и реализации конкретных мер в системе обеспечения безопасности, направленных на нейтрализа­цию, подавление дестабилизирующих факторов и стимулирование действий стабилизирующих факторов. В этом и заключается не столько защитная, сколько способствующая позитивному развитию функция обеспечения безопасности.

В-четвертых, не всегда точно (неосознанно, в силу слабой исследова­тельской, теоретической разработки проблемы или сугубо конъюнктур­ных, чаще всего политических целей) определяются сами противоречия, их носители (субъекты), что неизбежно влечет за собой ошибки не только и не столько теоретического, сколько практического характера, и принятие решений, усугубляющих противоречия.

Таким образом, угроза всегда носит предметный характер, наполнена конкретным содержанием и в случае четко выраженного опасного со­стояния такого содержания весьма часто приобретает (по крайней мере, должна приобретать) конкретную правовую характеристику. Эта харак­теристика чаще всего и фиксируется в законах, например, в статьях Уго­ловного кодекса (статьи об измене Родине, терроризме, контрабанде и т.д.).

Как представляется, именно такой подход – изучение процессов и тен­денций, зарождающихся и затухающих противоречий – позволяет отсле­живать состояние безопасности на каждый конкретный политический пери­од и определять стратегию ее обеспечения на длительный период.

Таким образом, источником формирования угрозы безопасности явля­ется многообразие внутренних и внешних противоречий общественного развития в стране и на международной арене в разных сферах человече­ской деятельности как постоянно эволюционирующий процесс. Это одно­временно и главный исходный критерий для выделения из всей суммы общественных отношений и присущих им противоречий именно тех, ко­торые формируют систему общественных отношений в области безопас­ности.

3. Понятие и виды угроз криминологической безопасности.

Состояние защищенности интересов личности, общества и государства означает такое состояние объектов криминологической безопасности, при

котором они могут реализовать свои потребности, интересы без помех, создаваемых преступными посягательствами. Однако при современном уровне развития общества нереально добиться такой степени криминологической безопасности. Поэтому в данном случае имеется ввиду то состояние защищенности, при котором преступность, ее проявления хотя и оказывают негативное воздействие на реализацию интересов личности, общества и государства, но уровень этого воздействия является социально-приемлемым. То есть государство, общество способно контролировать преступность, минимизировать последствия ее проявлений, а преступность “адекватно” реагирует на оказываемые на нее антикриминогенные воздействия. Этот социально-приемлемый уровень определяет для себя общество, государство в зависимости от исторического периода развития, политического и социально-экономического состояния, наличия кризисных ситуаций (война, действие стихийных сил природы, экологическая, техногенная катастрофа и т.п.), социально-культурного уровня, возможностей контролировать и сдерживать действие криминогенных факторов и т.д.

Для того, чтобы обеспечить социально-приемлемый уровень влияния преступности, ее проявлений на реализацию интересов личности, общества и государства необходимо своевременно выявлять и устранять, нейтрали-зовывать угрозы преступных посягательств, порождаемых криминогенными факторами.

Понятие угрозы не раз давалось в различных литературных источниках, упоминается об этом и в законе “О безопасности”, однако не везде оно, на наш взгляд, адекватно отражает сущность этого понятия. Например, в цитируемой нами работе А.В.Антонова и В.Г.Балашова определяется угроза “как процесс наступления таких изменений в состоянии личности, общества и государства, которые оцениваются ими как создающие помеху

или делающие невозможным реализацию их национальных интересов.н1 Вместе с тем, само слово “угроза” по словарю С.И.Ожегова2 означает возможную опасность, т. е. еще не реализованную. Поэтому понятие угроза предполагает не процесс наступления изменений, а опасность этого, реальная или потенциальная.

Поэтому понятие угроза криминологической безопасности можно сформулировать следующим образом: это преступность во всех ее проявлениях, совокупность криминогенных факторов, создающие реальную или потенциальную опасность преступного посягательства на объекты криминологической безопасности. Здесь имеется ввиду, что сама преступность, как явление, ее проявления за счет способности к самовоспроизводству создают потенциальную угрозу посягательства на объекты криминологической безопасности, реализация которой возможна при способствующем действии криминогенных факторов.

Своевременное обнаружение криминальных угроз и принятие мер по их нейтрализации и отражению системой криминологической безопасности основная задача обеспечения криминологической безопасности личности, общества и государства. Вид и характер угроз определяет основные направления сосредоточения усилий по их предупреждению, нейтрализации и устранению как на стратегическом, так и на тактическом уровне. Своевременное выявление угрозы позволяет выделить объекты, на которые необходимо оказать воздействие, а также объекты, нуждающиеся в защите. Четкое представление об источниках и носителях угрозы дает возможность находить наиболее эффективные методы воздействия и защиты, формы орга- 1.

Антонов А.Б., Балашов В.Г. Основы обеспечения безопасности личности, общества и государства. Учебное пособие.-М.,1996,с.55 2.

Ожегов СИ. Словарь русского языка. М.: Рус.яз., 1988, с. 673. 3.

низации работы, а также выбирать те средства решения задачи обеспечения криминологической безопасности, которые по своим свойствам и качествам позволяют достичь максимального результата при минимальном использовании ресурсов. Только в этом случае будет реализован основной принцип обеспечения безопасности личности, общества и государства -обеспечение безопасности должно соответствовать характеру и направленности угроз.

Сами угрозы возникают из источников угроз криминологической безопасности. Поскольку процесс реализации угрозы в самом общем виде проходит два этапа: первый-процесс формирования угрозы, способной нанести вред; второй-процесс непосредственной реализации угрозы, то есть нанесения вреда, то и источники угрозы мы можем разделить на следующие два вида: источники формирования угрозы и источники, из которых исходит непосредственная угроза.

К первому виду источников угроз криминологической безопасности относятся причины и условия, способствующие совершению преступлений, ко второму-преступность, как явление, продуцирующее саму себя, а потому создающее условия для своего существования и развития, сохраняющее в себе постоянную криминальную угрозу для любого объекта, а также носители этой криминальной угрозы-преступники, которые имея соответствующую социально-психологическую установку на совершение преступления, обладая криминальным опытом и профессионализмом при способствовании криминогенных факторов готовы реализовать потенциальную угрозу криминологической безопасности.

Дифференциация угроз на различные виды преследует цель определения масштабов, общественной опасности, возможных объектов преступных посягательств и как следствие-способствует конкретизации мер по обеспечению криминологической безопасности, координации их принятия раз-

личными органами и организациями.

В зависимости от степени распространенности можно выделить следующие виды угроз:

Общенациональная угроза криминологической безопасности, когда преступность и ее проявления создают серьезные помехи в реализации интересов общества, государства, затрудняют проведение позитивных процессов, проникают и дестабилизируют ситуацию во многих основных сферах жизнедеятельности.

В настоящее время преступность достигла таких масштабов и уровня, когда она стала серьезной угрозой национальной безопасности страны. Чтобы понять масштабы этой угрозы, следует остановиться на некоторых политических, социальных, экономических и нравственно-политических последствиях проявлений преступности. 1.

Современное состояние преступности заставляет оценивать ее не только как социально-правовой, но и все более значимый политический феномен. Она пронизывает все самые важные сферы жизнедеятельности государства и общества. Она связана со всеми глобальными проблемами, вызывающими в обществе наивысшую напряженность: экономика, экология, национальные отношения, внутриполитические преобразования и т.д.,-любая из этих сфер испытывает на себе деструктивную силу криминальных процессов. 2.

Стремление лидеров организованной преступности, накопивших огромные капиталы, вторгнуться в политику, лоббируя свои интересы во властных структурах всех уровней, подкупая представителей власти и должностных лиц, влияя на ход выборов и продвигая “своих” депутатов, непосредственно пытаясь войти в представительные политические органы, может привести к серьезным политическим последствиям, вплоть до контроля над деятельностью властных органов, принятия политических реше- 3.

ний под диктовку криминальных структур. 3.

Распространение уголовного террора, имеющего и политическую “окраску”, когда преступному воздействию подвергаются представители исполнительной власти, несговорчивые банкиры, руководители крупнейших предприятий, предпринимательских структур и т.д., способен разрушить нормальные процессы перехода к рынку, стать препятствием в нормальной деятельности управленческих, банковских и предпринимательских структур. 4.

Активно идущая консолидация преступных группировок в рамках отдельных территорий, а также в межрегиональных масштабах приводит к установлению прочных связей между крупными криминальными формированиями. Происходит раздел территории страны и “отраслей” преступного бизнеса на сферы влияния. В результате организованные преступные формирования устанавливают контроль за целыми отраслями торговли, производства, транспорта, малого, среднего и крупного предпринимательства, финансовыми операциями. 5.

Криминальному террору подвергаются и судебные органы: не только судьи, но в первую очередь потерпевшие и свидетели по уголовным делам. Их силой и страхом смерти заставляют менять показания, отказываться от обвинения. В итоге от уголовной ответственности и наказания уклоняются наиболее опасные преступники. Это может привести к невозможности нормального отправления правосудия.

6. Коррупция в системе госаппарата, который непомерно раздут и продолжает угрожающе разрастаться, по данным исследований, поразила в той или иной мере от 50 до 80% должностных лиц. Реальная борьба с этим разлагающем власть явлением подменяется словесной. Опасность ситуации состоит в возможности превращения системы государственной службы в систему самообслуживания, совершенно не способную выполнять предписан-

ные законом функции. 7.

В стране, где разрушена старая и не построена новая система воспитания малолетних граждан, вырастает и входит в жизнь уже не одно поколение подростков, которые с рождения лишены нормального позитивного воздействия государственной и общественной системы формирования личности. Тем более, что многие из них не имеют нормального попечения родителей, а также находятся в зоне криминогенного влияния внутри семьи или ближайшего окружения. Здесь таится огромный негативный потенциал, грозящий в ближайшем будущем резким ростом преступности в самых тяжких ее формах, и иными неблагоприятными социальными последствиями. 8.

Российская преступность уже отпугивает деловых людей из-за рубежа от поездок в нашу страну. Криминальная опасность грозит разрушить большинство контактов отечественных бизнесменов с иностранцами, прервать нормальный инвестиционный процесс, стать тормозом для цивилизованного вхождения России в мировое сообщество. 9.

Читайте также:  Угрозы, запугивание и шантаж: порядок действий для назначения ответственности, виды правонарушений и законодательное регулирование

Серьезнейшие пороки присущи ныне складывающейся системе противодействия преступности, борьбе с ее наиболее опасными проявлениями, деятельности по предупреждению преступлений. Страдает недостатками комплекс ее законодательного, материального (ресурсного), финансового, кадрового обеспечения. Не разработана до конца сама идеология противодействия преступности.

Региональная угроза криминологической безопасности – это распространение описанных выше последствий преступности, а фактически криминальных угроз на определенной территории (село, деревня, город, район, область, край). Надо отметить, что процесс криминализации сфер, где сконцентрированы объекты наиболее доходных отраслей экономики, крупные финансовые структуры, транспортные узлы и т.п., то есть где

есть возможность получения сверхприбылей, там криминальная угроза проявляется наиболее остро. И, наоборот, в традиционно спокойных территориях, где и изменения заключаются в постепенном снижении всех показателей производства, вялотекущем процессе развития предпринимательской деятельности, снижении уровня жизни населения (сельские районы, отдаленные небольшие города, и т.п.) эта угроза так не проявляется.

И индивидуальная угроза криминологической безопасности касается отдельных граждан. Снижение уровня жизни многих слоев населения, беззащитность перед преступными посягательствами, правовая, организационная и материальная неурегулированность обеспечения криминологической безопасности граждан порождает неверие в возможность правоохранительных органов защитить их от преступных посягательств, и, как следствие, снижение авторитета и доверия органам власти и управления, отчуждение человека от государства, которое в их лице может потерять надежную опору и поддержку.

Кроме того, угрозы можно рассматривать в соответствии с их проявлением в определенных сферах общественных отношений.

принятие ошибочных либо заведомо противоречащих Конституции Российской Федерации законов, Указов, иных нормативных актов, затрагивающих жизненно важные интересы населения, что способно активизировать преступность, иные формы противоправного поведения, вызвать вооруженные конфликты, межнациональную рознь, массовое недовольство граждан, спровоцировать широкомасштабные выступления, митинги, забастовки, в том числе с острыми политическими требованиями, которые могут дестабилизировать обстановку в отдельном регионе или в стране в целом; –

существенные изъяны в работе органов власти, крупные злоупотребления властью со стороны отдельных должностных лиц, создающие серь- –

езные трудности обеспечения социально приемлемого состояния криминологической безопасности; –

незаконная деятельность политических партий, общественных организаций, религиозных и иных объединений и движений, в том числе: политический экстремизм и терроризм; издание литературы подстрекательского характера; создание предпосылок для массовых, групповых нарушений общественного порядка, вооруженных конфликтов и государственных переворотов. –

ошибки и искажения национальной политики, следствием которых являются: насаждение идей агрессивного шовинизма, национализма и сепаратизма; нарушение прав, свобод и законных интересов некоренных народов; провоцирование и поддержание межэтнических и межконфессионных конфликтов; создание предпосылки для распада Российской Федерации.

– правовая неурегулированность многих сторон новых рыночных эко номических отношений, отсутствие(неполнота) базовых кодифицированных и иных правовых документов, регулирующих ключевые вопросы экономики, создают предпосылки для крупномасштабных злоупотреблений и хозяйствен ных преступлений в жизненно важных для общества областях экономики, могут привести к дестабилизации экономики отдельного региона или даже страны в целом (преступления, связанные с приватизацией; созданием фиктивных акционерных обществ, фондов, банков; ложным банкротством; незаконным переводом валюты и вывозом культурных и ценностей за грани цу; выпуском и сбытом поддельных ценных бумаг и т.п.); –

значительное расширение масштабов криминализации экономики; –

разрушение производственной сферы; –

незаконная выдача лицензий на поставку за рубеж сырьевых ресурсов; безлицензионный экспорт и импорт; экономическая контрабанда; за- –

нижение цен на экспортируемые товары; сокрытие валютной выручки и размещение ее в зарубежных банках;

– снижение уровня жизни значительной части граждан, что несет по тенциальную возможность наступления тяжких социальных последствий (за бастовки, акции массового протеста, групповые антиобщественные дейс

твия, преступления на почве обнищания и т.п.).

Сфера защиты конституционных прав, свобод, неприкосновенности личности, имущества от преступных посягательств: –

социальная незащищенность значительной части населения, особенно наиболее нуждающихся в помощи (инвалиды, беженцы и вынужденные мигранты и т.п.); ущемление, ограничение или неурегулированность естественных прав человека и гражданина (право собственности, материального обеспечения старости, прав на свободу передвижения, на безопасные условия жизни, на благоустроенное жилье и др.), что делает их уязвимыми к преступлениям, связанным с мошенническими действиями с жильем, собственностью, насилием; –

нарушения законности в деятельности правоохранительных органов; –

бюрократизм, коррупция части государственного аппарата; –

рост хронического алкоголизма и наркомании среди самых широких слоев населения; –

массовые стрессовые расстройства, рост суицидных проявлений, разрушение нравственных устоев и деградация значительной части населения;

ухудшение условий труда, быта, отдыха, питания, обучения и воспитания детей и подростков, способствующие криминализации их образа жизни; –

неупорядоченные миграционные процессы, состоящие в растущей иммиграции в Россию из стран дальнего и ближнего зарубежья; отсутствие –

органа, осуществляющего миграционный контроль, несовершенство системы приема, размещения и оказания помощи иммигрантам; хаотичность и недостаточная регулируемость внутренней миграции, приводит к бытовой и социальной неустроенности мигрантов, создает в их среде криминогенную обстановку; –

незащищенность многих технологий производства дефицитной и ценной продукции от хищений; –

слабая проработанность программ развития экономики в плане защиты (разработки механизма) государственных средств от хищений, незаконных финансовых операций, приносящих “теневую” прибыль расхитителям государственной собственности; –

отсутствие криминологической экспертизы проектов развития отраслей народного хозяйства (транспорт, связь, добывающие, перерабатывающие и т.п.), социальных программ (строительство, создание инфраструктуры населенных пунктов, микрорайонов), требующих разработки мер криминологической защиты; –

расширение масштабов и повышение степени общественной опасности преступных деяний; появление новых квалифицированных видов преступлений; эскалация насилия, жестокости, агрессивности преступных проявлений; усиливающаяся вооруженность и техническая оснащенность преступников; –

тотальная криминальная пораженность экономики, что приводит к крупным практически безнаказанным хищениям народного имущества, позволяет извлекать сверхкрупные и трудновыявляемые криминальные доходы;

активная консолидация преступных группировок на территориальном и межрегиональном уровне; –

возрастание тяжести и масштабов социальных, в том числе экономических последствий преступности (увеличение общего числа жертв прес- –

тупных посягательств, а также неосторожных преступлений; сопоставимость совокупного ущерба от противоправного поведения в сфере экономики с доходной частью национального бюджета);

– все чаще отмечающиеся факты криминального террора в отношении представителей органов государственной власти и управления, судебных органов, потерпевших и свидетелей по уголовным делам, а также в отно шении предпринимателей и финансистов;

Безопасность личности

Понятие безопасности личности

Безопасность личности – это такое состояние человека, при котором ничего не угрожает его жизни, его здоровью (физическому и психическому), его возможностям функционировать и развиваться как биологическое и социальное существо. В уголовном кодексе нашей страны существует раздел «Преступления против личности». Здесь перечислены деяния, которые могут выступить в роли наиболее серьезных угроз безопасности личности. Уголовный закон признает эти деяния преступлениями и устанавливает уголовную ответственность за их совершение.

К числу преступлений против личности уголовный кодекс относит:

  • – преступления против жизни и здоровья (убийство и причинение смерти по неосторожности, причинение вреда здоровью умышленно и по неосторожности, угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, неоказание помощи больному, оставление в опасности и др.);
  • – преступления против свободы, чести и достоинства личности (похищение человека, незаконное лишение свободы, торговля людьми, использование рабского труда, незаконное госпитализация в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, клевета);
  • – преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности (изнасилование, насильственные действия сексуального характера и др.);
  • – преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина (нарушение неприкосновенности частной жизни, воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, фальсификация итогов голосования, нарушение требований охраны труда, нарушение права на свободу совести и вероисповеданий, нарушение авторских и смежных прав и др.);
  • – преступления против семьи и несовершеннолетних (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, подмена ребенка, разглашение тайны усыновления (удочерения), неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего и др.).

Несомненно, к деяниям, посягающим на безопасность личности, относятся и преступления против собственности (кража, грабеж, раз- бой, мошенничество, вымогательство, уничтожение или повреждение имущества и др.).

По поводу этого закрепленного в законе перечня угроз личности можно заметить, что правовая мысль не всегда совпадает с социологической теорией. С точки зрения социолога, отнесения к угрозам личности преступлений против семьи вряд ли корректно, так же как и отнесение к этой категории нарушений конституционных прав. Вероятно, более правильно считать эти преступления угрозами общественной безопасности (хотя концепция общественной опасности любого преступного деяния в какой-то мере нивелирует указанное противоречие). Еще одним противоречием можно считать то, что в соответствии с устоявшимися психологическими концепциями личность формируется не в момент рождения (о личности при условии нормального развития ребенка можно говорить, начиная с двух-трехлетнего возраста). В отдельных случаях психическая болезнь исключает становление человека как личности. Однако перечисленные психологические и психиатрические нюансы не исключают право этих субъектов на безопасность. В общем-то, уголовный закон ориентирован на их безопасность. По существу этот дефект носит лишь терминологический характер. Однако строгость научной терминологии (особенно, если эта терминология кладется в основу законодательной практики) – вещь далеко не второстепенная. Более корректным в связи с этим было бы говорить о безопасности человека или об индивидуальной безопасности.

Надо иметь в виду, что далеко не все угрозы безопасности человека отражены в уголовном кодексе. Во-первых, не все опасные деяния криминализованы (отнесены законодателем к разряду преступлений). Например, во многих развитых странах предусмотрена уголовная ответственность за отсутствие на упаковке продуктов, произведенных с использованием технологии генной модификации, указаний об этом. По результатам ряда исследований продукты с ГМО негативно влияют на репродуктивную функцию человека, являются канцерогенными. Их употребление может и иным образом негативно сказаться на здоровье человека. Однако в нашей стране такое деяние не криминализовано.

Не все угрозы безопасности человека могут быть криминализованы. К таким угрозам относятся причинение вреда психически больными людьми, которые могут быть признаны невменяемыми, причинение вреда животными, ущерб, связанный со стихийными бедствиями.

Приведенный перечень показывает, от чего должен быть защищен человек для обеспечения его безопасности. Такой эмпирический подход приемлем для описания большого количества граней безопасности человека. Однако с исчерпывающей полнотой проанализировать все грани индивидуальной безопасности позволяет лишь теоретический анализ.

Существование – антипод этому смерть. Источником смерти могут быть:

  • – убийство;
  • – лишение жизни по неосторожности;
  • – смертная казнь;
  • – неизлечимая болезнь;
  • – неоказание помощи при травмах или болезни;
  • – самоубийство (в том числе и доведение до самоубийства);
  • – несчастный случай (например, падение с высоты);
  • – полное или частичное лишение нормальных условий существования (ухудшение экологии в регионе, пожар в доме, голод или замерзание в экстремальных условиях).

Защитить человека от всех этих неприятностей – значит обеспечить индивидуальную безопасность в части, касающейся его существования. Существование в этом мире – величайшая ценность. Традиционно мы воспринимаем смерть как очень большое несчастье, непоправимую трагедию. Однако существование само по себе не имеет знака плюс или минус. Принцип дополнительности действует и здесь. Существование можно рассматривать лишь как фундамент, на котором строится здание развития и функционирования. «Человек в железной маске»; ребенок, которого держат на цепи в собачьей конуре; человек, заживо замурованный в каземате; человек, не способный двигаться в силу тяжелой болезни,- все это примеры существования, которое практически все оценят со знаком минус. Великий писатель сказал: «Человек рожден для счастья, как птица для полета». Для счастья, для ощущения полноты жизни человеку мало существования. Он должен активно реализовывать себя (функционировать и развиваться).

Обеспечение юридической безопасности личности

Понятие и виды угроз юридической безопасности личности

Правовая безопасность личности является одним из видов безопасности личности и определяется как состояние защищенности жизненно важных ее интересов от внешних и внутренних угроз в сфере правовых отношений Тюгашев Е. А.. Концептуальные основания конструкции «безопасность личности, общества и государства» // Современное право, 2006. № 6. С. 22. .

Правовая безопасность личности включает в себя правовое обеспечение различных видов безопасности, таких как экологическая, экономическая, политическая, информационная безопасность и т.д., ибо обеспечение безопасности в различных сферах осуществляется посредством правового регулирования.

Понятие юридической безопасности шире безопасности правовой и включает, наряду с правовым обеспечением, надлежащую деятельность правоохранительных, судебных и правоприменяющих органов. Исходными посылками для такого понимания юридической безопасности служат статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми человек, его права и свободы являются высшей ценностью, определяющей содержание и применение законов, деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и правосудия. Весь этот комплекс конституционных требований представляет собой юридическое обеспечение прав и свобод, жизненно важных интересов человека, т.е. юридическую безопасность личности.

Юридическая безопасность может рассматриваться как юридическая сфера безопасности личности (общества и государства) и, одновременно, как состояние защищенности личности (общества и государства) от угроз юридического характера. Последнее охватывается первым, поскольку защита от юридических угроз возможна лишь посредством использования опять-таки юридических средств, т.е. через юридическую сферу обеспечения безопасности.

Юридическая безопасность личности в свою очередь также как и безопасность личности делится на виды.

По объекту безопасность делится на безопасность личности, общества и государства. О юридической безопасности можно говорить применительно к каждому объекту, в том числе личности, и к каждой сфере жизнедеятельность объекта, поскольку все они, как имеющие особую социальную ценность, охраняются законом.

Предметом юридической безопасности человека являются жизненно важные интересы. Эти интересы специфичны для каждого объекта (личности, государства, общества), хотя могут в той или иной мере и совпадать. Важно иметь в виду сущность жизненно важных интересов – он представляет собой такой интерес, без удовлетворения которого объект либо вообще прекращает свое существование, либо функционирование его значительно ограничивается.

К жизненно важным интересам личности возможно отнести такие ее компоненты, которые образуют обязательные условия ее полноценного существования и самовыражения: витальный, физико-физиологический, психический, генетический, репродуктивный, интеллектуальный и духовный Там же С. 23. . Именно они в своей совокупности и каждый в отдельности делают человека тем, кем он должен быть в соответствии с существующими социальными представлениями и возможностями, в них его жизнедеятельность развертывается в полном, социально гарантированном объеме.

Читайте также:  Статья 12.9 КОАП РФ: превышение скорости для различных категорий автомобилей и размеры административных штрафов

В соответствии с названными компонентами безопасность личности делится на следующие виды:

– витальная (обеспечивающая жизнь);

– физико-физиологическая (указывающая на отсутствие соматического заболевания или иного существенного ограничения физической свободы);

– психическая (свидетельствующая об отсутствии психического заболевания либо внешнего психического контроля над ним);

– генетическая (сохранение полноценного генофонда);

– репродуктивная (сохранение способности к зачатию, оплодотворению, плодоношению);

– интеллектуальная (возможность приобретения объема и качества знаний, необходимых для осуществления жизнедеятельности);

– духовная (нравственное здоровье человека).

Помимо указанных интересов, у человека существуют интересы и второго порядка, обеспечивающие жизненно важные интересы. Это интересы экономические (материальные), информационные, медицинские, продовольственные и иные. В этом ряду стоит и юридический интерес. Отсюда следует выделение таких видов безопасности, как экономическая, информационная, медицинская, юридическая и т.п.

Таким образом, юридическая безопасность человека главным своим предметом имеет жизненно важные интересы, в соответствии, с чем следует различать юридическую безопасность жизни, здоровья, психики, генетики, репродукции, интеллекта, духовности.

Итак, юридическую безопасность целесообразно определить как состояние юридической защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз Толкаченко А.А. Юридическая безопасность человека в Российской Федерации // Журнал «Право и безопасность», 2006. № 6. С. 15. .

Теперь рассмотрим, какие же это конкретно угрозы.

Во-первых, угрозы могут быть внутренними и внешними.

Угрозы безопасности юридического характера различаются в зависимости от того, откуда они происходят: от самого человека (внутренние) либо из его окружения (внешние).

Внутренние угрозы юридического свойства выражаются, как представляется, в негативном отношении человека к юридическим, в том числе к правовым ценностям. Они проявляются в незнании права и юридической организации общества, в правовом нигилизме, что порождает юридические ошибки и ограничивает возможности использования юридических средств защиты своих жизненно важных интересов; сознательных правонарушениях, ведущих к возникновению конфликтов и соответствующих вредных последствий; социально-правовой пассивности в виде отказа от участия в общественно-политических мероприятиях: выборах, референдумах, встречах с депутатами и т.п.

Внешние угрозы – это все приведенные выше негативные проявления внутренних угроз юридического характера, исходящих от других лиц, дополненные изъянами в сфере права и правоприменения, в том числе в виде злоупотреблений правом, допускаемых в деятельности органов государственной власти и управления, других учреждений и организаций.

Разделение внутренней и внешней угроз в большинстве случаев может оказаться условным, относительным и основываться на принципе «чего больше». Например, суицид или виктимность в отдельных ситуациях могут быть следствием сугубо личных, преимущественно негативных психических свойств и состояний, но в большинстве проявлений они провоцируются внешними факторами, налагающимися на внутренние, ослабляющими способность личности противодействовать конкретной жизненной ситуации, преодолеть ее. Точно также и внешняя угроза действует, преломляясь через внутренние способности человека, один и тот же фактор одного может поставить в опасное состояние, другого – нет.

Не умаляя значимости внутренних угроз юридической безопасности, следует все-таки признать доминирующими внешние угрозы, которые к тому же, так или иначе, продуцируют угрозы внутренние Там же С. 16. .

Система внешних угроз юридической безопасности должна стать отдельным объектом специальных исследований. Здесь можно обратить внимание лишь на некоторые явные опасности «юридического» характера:

1. Неполнота и противоречивость правового регулирования отдельных видов отношений, обеспечивающих безопасность человека. Наиболее слабым является правовой контроль в сфере обеспечения информационной, генетической, репродуктивной, духовной, экологической и некоторых других видов безопасности.

2. Полное отсутствие в законодательстве приоритетов социальных ценностей.

3. Правовая необеспеченность политических и экономических мероприятий.

4. Правовые «баррикады», выражающиеся в том, что государственные органы власти и управления, искусственно создают излишне сложные процедуры решения юридических вопросов.

5. Судебная волокита, из-за которой человек теряет желание судиться, защищать свои права, а обвиняемый (по сути подозреваемый) вынужден порой годами находиться под арестом в состоянии лишения свободы.

6. Неправосудное исполнение уголовных наказаний, особенно связанных с лишением свободы.

7. Неуставные отношения» представителей власти, в первую очередь работников милиции, с гражданами, в том числе правопослушными, отпугивающие население от тех, кто должен гарантировать им жизнь, здоровье и неприкосновенность.

8. Наконец, в контексте юридической безопасности не следует забывать о повышенной ролевой виктимности отдельных категорий субъектов юридической деятельности. Данное обстоятельство может усугубляться тем, что деятельность недобросовестного юриста сама по себе таит новые угрозы безопасности человека в правовой сфере (незаконное привлечение к уголовной ответственности, вынесение заведомо неправосудных решений, приговоров и т.п. Юридическая безопасность человека в России. Угрозы и вызовы в сфере юриспруденции: Сб. науч. тр. Вып. 7. Сер.: «Юриспруденция» / Науч. ред. А.А.Тер-Акопов. М.: МНЭПУ, 2001. С. 250.

Во-вторых, можно выделить угрозы окружающего мира, а именно:

Природные угрозы являются самыми опасными и менее всего прогнозируемыми – это катастрофы природного характера: наводнения, сели, оползни и т.д. Безопасность личности находится под угрозой и в результате техногенных катастроф и аварий (Чернобыль).

К социальным угрозам относятся, например, сокращение численности российского населения, безработица. Угрозы безопасности личности в социальной сфере являются следствием социально-экономического кризиса органически связанного с переходом от одной общественной системы к другой. Социальная безопасность личности ослаблена и даже подорвана тем, что находятся под угрозой ликвидации права человека на бесплатное образование, бесплатное медицинское обслуживание, доступный отдых, гарантированную занятость.

Но не только негативные явления природы, угрозы в социальной сфере, техногенные катастрофы, но и социальные катаклизмы создают угрозу безопасности личности. Катастрофы социального характера: войны, межнациональные распри также являются угрозами юридической безопасности личности.

Юридическая безопасность может рассматриваться как юридическая сфера безопасности личности (общества и государства) и, одновременно, как состояние защищенности личности (общества и государства) от угроз юридического характера. Последнее охватывается первым, поскольку защита от юридических угроз возможна лишь посредством использования опять-таки юридических средств, т.е. через юридическую сферу обеспечения безопасности. Таким образом, юридическую безопасность целесообразно определить как состояние юридической защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

Под угрозами юридической безопасности личности в данном случае нужно понимать совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Нарушение прав и свобод гражданина и человека и дискриминация, ответственность по УК РФ и КоАП РФ

Права и свободы человека и гражданина устанавливаются и гарантируются большим количеством нормативных актов. В случае нарушения таких прав предусматривается ответственность в рамках Уголовного и Административного кодекса, как пример статья УК РФ за дискриминацию по национальному признаку.

Примеры нарушения прав

В большинстве стран ратифицирован текст международного документа, посредством которого устанавливается запрет на пытки и жестокое отношение по отношению к людям. Однако, несмотря на это, согласно статистическим данным в 2009 году в 81 стране были нарушены права человека, выразившиеся в пытках и жестоком обращении.

Преследование, которое производится на основании несправедливо вынесенного судебного решения, отмечено в 54 государствах.

В уголовно-процессуальном законодательстве России закреплено, что в случае реабилитации лица ему возвращается конфискованное имущество, и производятся различные выплаты компенсационного характера. Дела относительно признания ошибок, совершенных органами следствия и суда, часто заслушиваются за границей. Это говорит о том, что в РФ рассматриваемый механизм недостаточно развит.

Нарушение прав и свобод человека, выразившееся в незаконном ограничении свободы зафиксировано в 77 странах.

В Российской Федерации зафиксирован факт издания актов, содержащих в себе неконституционные положения. Вынесен он в Астраханской области. Документ содержит запрет на регистрацию на территории области лиц, прибывших из Чеченской республики. Помимо этого акта, существовали еще несколько документов, нарушающие права человека.

Понятие

В переводе с латинского языка слово «дискриминация» понимается как ущемление прав. В законодательстве России рассматриваемое понятие конкретизировано и складывается из 2 элементов:

  • нарушение законных интересов, свобод и прав личности;
  • виновный объясняет свое поведение тем, что потерпевший не относится или наоборот относится к отдельной социальной группе, полу, расе, возрасту и т.д.

Права человека

Когда речь идет о защите прав человека подразумевается защита прав и свобод гражданина и личности, защита человека, охрана благополучия населения, охрана здоровья лиц, охрана окружающей среды, порядка осуществления власти государством, общественной безопасности и общественного порядка, защита экономических интересов государства в целом и отдельного человека.

Среди прав человека выделяют:

  • право на жизнь, неприкосновенность и свободу личности;
  • разбирательство по судебным делам в соответствии со справедливостью;
  • участие в выборах;
  • свобода мыслей, религии и совести;
  • свобода относительно выражения мнения;
  • право свободно распоряжаться своим имуществом;
  • свобода объединений.

Система защиты прав человека по европейским стандартам

В 1950 году была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Данная конвенция признается обязательным актом с юридической стороны. В ней кодифицированы основные права и свободы человека.

Важно! Каждый человек, считающий что его права нарушаются имеет возможность обратиться в Европейский суд по правам человека, при условии, что им были исчерпаны все средства защиты, существующие в стране его проживания.

Области прав

В области прав человека разработаны международные стандарты, которые закрепляются и развивают принципы этих прав.

Заключаются они в следующем:

  • обязательства государства по предоставлению населению основополагающих прав и свобод человека и гражданина и не осуществлять действий, которые посягают на свободы и права индивида;
  • не допускать дискриминации;
  • пресекать деятельность, направленную на нарушение прав человека.

Стандарты могут быть универсальными, то есть такими, которые применимы по всему миру, и региональными — действуют в пределах одной страны.

Права, закрепленные Конституцией

Конституция России закрепляет в себе такие понятия, как права и свободы. Каждое из них можно охарактеризовать, как возможность человека избрать меру и вид своего поведения. Конституционные права рассматриваются в виде основы для свобод и прав, которые устанавливаются иными отраслями права.

Рассматриваемые права носят всеобщий характер, так как закрепляются не за отдельной группой лиц, а за каждым индивидом. Обеспечиваются защитой государственных органов в повышенной степени.

ООН и Совет Европы

Документация, принятая Советом Европы устанавливает основные принципы относительно сбора, использования, хранения и передачи сведений, носящих персональный характер. Когда данные конфиденциальные получены должностными лицами, они должны хранить такие сведения в тайне, за исключением случаев, когда исполнение долга или требования правосудия устанавливают другое.

Декларация прав человека

В 1948 году была принята Всеобщая декларация прав человека. В данном документе закрепляются основные права и свободы. В частности говорится о том, что все люди рождаются равными в правах и свободными.

Излагаются права, относящиеся к категории гражданских и политических:

  • право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность;
  • право на признание правосубъектности;
  • свободу от пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство обращения и наказания;
  • право на равную защиту закона;
  • свободу от рабства или подневольного состояния;
  • свободу от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь и от произвольного посягательства на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции;
  • право на эффективное восстановление в правах;
  • прочие.

Основное право

В главе 2 Конституции России прописываются права и свободы, которые должны соблюдаться на всех уровнях осуществления власти и в любой период времени. Такие права именуют основными. Устанавливается обязанность государства относительно соблюдения этих прав.

Скачать для просмотра и печати:

Социальные права

Права, имеющие социально-экономическую направленность, призываются для обеспечения возможности людьми находить и выбирать источник дохода.

К социально-экономическим правам относят:

  • право на собственность;
  • право на свободный труд;
  • свобода экономической деятельности.

Конституцией запрещен принудительный труд. Каждый человек может свободно распоряжаться имеющимися у него способностями к труду, выбрать род занятий, а также профессию.

Гражданские права

Гражданские права рассматриваются как группа прав, воплощающих свободу личности индивидуально. Данная категория прав гарантирую защиту личности как индивидуальности.

К данной категории относят:

  • право на жизнь;
  • на честь;
  • на достоинство личности;
  • свободу передвижения по всей стране;
  • выбор места жительства;
  • на свободу от жестокого обращения;
  • на защиту от наказания;
  • свободу мысли, религии, совести;
  • на охрану жизни;
  • право на неприкосновенность жилища;
  • право тайны телефонных переговоров;
  • право на охрану семьи.

Обеспечение прав

Обеспечиваются права посредством реализации надлежащей политики государства. Управление страной должно быть организовано так, чтобы не создавалась опасность для населения.

Ограничения

В Конституции содержатся ограничения, которые позволяют определить степень свободы человека в государстве. Посредством ограничений устанавливаются границы, в пределах которых индивид может использовать принадлежащие ему права и свободы.

Ограничить права можно только при наличии к тому оснований. Примером основания выступают защиты конституционного строя, здоровья, нравственности, обеспечение обороны государства и прочее. на мировом уровне оговаривается, что права могут ограничиваться во время введения чрезвычайного положения.

Некоторые права даже в такой ситуации ограничены быть не могут, в том числе право на:

  • жизнь;
  • на неприкосновенность частной жизни;
  • достоинство личности;
  • гарантии против сбора информации о частной жизни;
  • свободу совести;
  • жилище;
  • свободу предпринимательства.

Чаще всего ограничения требуются для обеспечения деятельности правоохранительных органов. Закрепление в данном случае производится посредством принятия законов на федеральном уровне.

Статьи УК и КоАП РФ

Согласно Уголовному кодексу дискриминация рассматривается как нарушение прав и свобод человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, места жительства.

Ответственность статьей 136 УК РФ предусматривается за совершение дискриминации лицом с использованием служебного положения.

  • штраф в размере до 100 тысяч рублей;
  • лишение права занимать определенную должность или определенной деятельностью на срок до 5 лет;
  • обязательные работы до 480 часов;
  • исправительные работы на срок до 2 лет;
  • принудительные работы до 5 лет;
  • также злоумышленника могут лишить свободы на срок до 5 лет.
Читайте также:  Нарушение неприкосновенности и вторжение в частную жизнь: понятие правонарушения и ответственность по статье 137 УК РФ

Статьей 5.62 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за совершение дискриминации, но в данном случае субъект не является должностным лицом.

Наказание назначается в виде штрафа, для граждан он равен от 1 до 3 тысяч рублей, для организаций — от 50 до 100 тысяч.

Скачать для просмотра и печати:

Уголовное преследование

Преследование лиц, производится на основе положений, прописанных на законодательном уровне.

В частности устанавливается, что никто не может быть привлечен к ответственности дважды за одно и то же, виновность лица признается только после вынесения соответствующего постановления суда.

Решения суда

Центром занятости было выдано направление К. на трудоустройство. Предприятие К. на работу не приняло, отказ был сформулирован по причине возраста. К. на тот было более 55 лет.

Судом данная ситуация оценена как дискриминация и руководитель предприятия привлечен к ответственности по статье 136 УК РФ. Наказание выражено в форме штрафа, равного 50 тысяч рублей.

Угроза в уголовном праве: понятие, виды, значение

Олег Коростылев, старший преподаватель Ставропольского филиала Краснодарской академии МВД РФ, кандидат юридических наук.

Характерной особенностью Уголовного кодекса Российской Федерации является наличие значительного количества оценочных признаков в нормах его Особенной части. Несмотря на различное понимание их юридического значения, практически все авторы признают, что присутствие этих признаков является одним из обстоятельств, препятствующих единообразному применению уголовного закона на практике. В полной мере это относится к институту угрозы.

В теории уголовного права данному институту уделяется явно недостаточное внимание. Полного и всестороннего анализа содержания понятия угрозы не проводилось. Изучению подвергались лишь отдельные его стороны. Исключение составляет работа А.А. Крашенинникова, хотя и в ней целый ряд вопросов не был полностью исследован .

Крашенинников А.А. Угроза в уголовном праве России: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Казань, 2002.

Наиболее сложные с теоретической и практической точки зрения вопросы связаны с пониманием угрозы как деяния, а также использованием этого признака в конструировании ряда составов преступлений. Разноречивыми являются рекомендации по оценке обязательных юридических признаков угрозы, а также по вопросу о соотношении угрозы и психического насилия.

В настоящее время большинство авторов рассматривают угрозу: а) как выражение вовне намерения причинить вред ; б) как психическое воздействие; в) как деяние и как последствие преступления (в составах поставления в опасность). Однако при этом не дается категориального определения угрозы .

Словарь по уголовному праву / Отв. ред. А.В. Наумов. М., 1997. С. 625; Уголовное право России: Особенная часть / Под ред. А.Н. Игнатова и Ю.А. Красикова. М., 2000. С. 99; Уголовное право: Особенная часть / Под ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамовой, Г.П. Новоселова. М., 2001. С. 130; Российское уголовное право: Особенная часть / Под ред. М.П. Журавлева и С.И. Никулина. М., 1998. С. 65; Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 1999. С. 458.
См.: Крашенинников А.А. Угроза в уголовном праве России (проблемы теории и практики правового регулирования). Ульяновск, 2002.

Этимологический анализ содержания понятия “угроза” дает основания для вывода о том, что угроза включает в себя опасность как реальную возможность ее осуществления. Эта возможность определяется совокупностью объективных (время, место, способ, обстановка, орудия, средства совершения преступления, количество угрожающих лиц, предшествующие взаимоотношения виновного и потерпевшего и т.п.) и субъективных (восприятие потерпевшим угрозы, осознание этого факта виновным, характеристики личностей виновного и потерпевшего и т.п.) факторов. Признание же угрозы разновидностью психического насилия не вызывает сомнений.

Сказанное позволяет выделить такие основные признаки угрозы, как реальная возможность наступления вреда (реальность) и психическое насилие. В теории уголовного права выделяются еще несколько признаков угрозы: информационность, наличность, действительность, конкретность и другие . Однако эти признаки понимаются многими авторами неоднозначно. По нашему мнению, они не являются отличительными характеристиками угрозы.

См: Мазуков С.Х. Уголовно-правовая защита личности от угрозы убийством: Дис. . канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 1997. С. 31; Крашенинников А.А. Указ. соч. С. 88.

В этой связи угрозу-деяние нами предлагается определять как психологическое воздействие на отдельную личность, группу лиц, общество в целом, заключающееся в обнаружении субъективной решимости причинения вреда и реальной возможности его наступления.

В свою очередь, угроза в составе поставления в опасность есть конструктивный признак состава преступления, т.е. последствие, характеризующееся реальной возможностью наступления вреда, сопровождаемое психическим воздействием на лицо (лиц), выступающего (выступающих) объектом угрозы, в случае его (их) осведомленности об этой угрозе. Обязательным ее признаком является реальная возможность наступления вреда, а факультативным – психологическое воздействие.

Изучение существующих подходов к классификации угрозы позволяет заключить, что наиболее распространенной является классификация угрозы по формам выражения: а) демонстрация оружия; б) словесная угроза; в) угроза жестами; г) угроза действиями; д) угроза обстановкой совершения преступления .

См., например: Гаухман Л.Д. Борьба с насильственными посягательствами. М., 1969. С. 33.

По нашему мнению, все угрозы представляется возможным подразделить на угрозы-деяния (сюда же относятся и угрозы – способы совершения преступления) и угрозы-последствия. Основанием для такой классификации является законодательное использование рассматриваемого термина.

Основанием классификации угрозы-деяния может служить содержание, способ выражения, момент предполагаемого исполнения угрозы, сопряженность с принуждением.

Так, по содержанию угрозы можно подразделить на: а) конкретизированные (угроза убийством, угроза причинением тяжкого вреда здоровью, угроза уничтожением или повреждением чужого имущества); б) неконкретизированные (угроза насилием, просто угрозы (ч. 4 ст. 33, ст. 110 УК РФ и т.п.). По способу их выражения они делятся на устные, письменные, конклюдентные. По моменту предполагаемого исполнения могут быть: а) угрозы немедленной реализации (при грабеже, разбое); б) угрозы реализации в будущем (при вымогательстве). Кроме того, следует различать угрозы с принуждением (при вымогательстве) и угрозы без принуждения (ст. 119 УК РФ).

Угрозы в составах поставления в опасность следует подразделять на конкретизированные (угроза существенного вреда окружающей среде в ч. 1 ст. 247 УК РФ) и неконкретизированные (угроза тяжких последствий в ч. 2 ст. 225 УК РФ).

Необходимо подчеркнуть, что российскому уголовному закону известны, помимо угрозы, и иные признаки, учитываемые при конструировании составов преступлений, сопряженных с поставлением в опасность. В УК РФ они обозначены словосочетанием “могло повлечь” (ч. 1 ст. 217, ч. 1 ст. 340 УК РФ и др.) и термином “опасность” (ч. 1 ст. 122, ч. 1 ст. 205 УК РФ). С лингвистической точки зрения оборот “могло повлечь” отражает основную характеристику угрозы – реальную возможность наступления вреда. Практически идентичный смысл вкладывается и в понятие опасности. Вместе с тем термин “угроза” по смысловой нагрузке содержательнее их. Угроза означает актуализированную, надвигающуюся опасность. Кроме этого она характеризуется наличием психологического насилия, которое является факультативным признаком угрозы (в том числе и при поставлении в опасность), что не свойственно фразе “могло повлечь” или слову “опасность”. Существует обоснованное сомнение в целесообразности дальнейшего сохранения в уголовном законодательстве различных терминов в отношении понятий, которые являются едиными по содержанию и по смыслу (как представляется, таковое вкладывается в них законодателем). Единственное различие между ними состоит лишь в словесной форме их выражения . Наша позиция основывается на необходимости замены существующих оборотов при конструировании составов поставления в опасность категорией “угроза”.

См.: Брайнин Я.М. Уголовный закон и его применение. М., 1967. С. 64 – 65.

В российском уголовном праве угроза выступает в различных значениях. В соучастии угроза выступает способом склонения другого лица к совершению преступления при подстрекательстве (ч. 4 ст. 33 УК РФ). Вместе с тем в случае невозможности устранения угрозы иными средствами, нежели требует подстрекатель, а вред причиненный будет менее тяжким, чем вред предотвращенный, угроза может рассматриваться как “извиняющее” обстоятельство – совершение преступления под воздействием психического принуждения (ч. 2 ст. 40 УК РФ). Если же угроза могла быть устранена иными действиями, а не теми, выполнения которых требовал подстрекатель, а вред причиненный был более тяжким, нежели предотвращенный, то угрозу следует учитывать только как обстоятельство, смягчающее ответственность (п. “е” ч. 1 ст. 61 УК РФ). Соответственно, в действиях подстрекателя будет усматриваться обстоятельство, отягчающее его ответственность (п. “к” ч. 1 ст. 63 УК РФ).

Угроза является одним из превалирующих способов психического принуждения, определяемого как насильственное воздействие на психику человека. Выделяются два основных способа такого воздействия: а) информационное воздействие, заключающееся собственно в угрозах причинения вреда объектам уголовно-правовой охраны; б) непосредственное воздействие на бессознательную сторону психики (сюда следует отнести гипноз, электронную стимуляцию мозга и т.п.) .

См.: Калугин В.В. Физическое и психическое принуждение в уголовном праве. Ставрополь, 2001. С. 51.

Определенное значение имеет угроза и для института необходимой обороны. Общепризнанной является точка зрения, согласно которой право на необходимую оборону возникает с момента создания угрозы причинения вреда охраняемым уголовным законом отношениям.

Угроза является одним из условий правомерности причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление. Закон прямо не указывает на присутствие в данной ситуации угрозы, но она, очевидно, должна иметь место, так как в ст. 38 УК РФ указывается цель задержания, которая включает в себя стремление задерживающего пресечь возможность совершения задерживаемым лицом новых преступлений. Отсюда следует, что задерживаемое лицо должно создавать угрозу совершения новых преступлений.

Аналогично тому, какими свойствами угроза должна обладать в необходимой обороне для признания вреда правомерным, так и в случае правомерного причинения вреда в состоянии крайней необходимости, угроза должна быть непосредственной, наличной и, само собой разумеется, реальной. Основное значение угрозы здесь состоит в том, что она выступает своеобразным “противовесом” при оценке правомерности причиненного вреда.

Так, угроза для жизни многих людей, угроза экологической катастрофы или общественного бедствия является одним из условий, исключающих правомерность обоснованного риска (ч. 3 ст. 41 УК РФ).

В УК РФ угроза как деяние закреплена всего в пяти статьях Особенной части. При этом она характеризуется различием формы, структуры, содержания и других признаков. К этим деяниям относятся: а) угроза убийством (ст. 119, 296 УК РФ); б) угроза причинением вреда здоровью (ст. 119, 296 УК РФ); в) угроза применения насилия (ст. 318, 321 УК РФ); г) угроза уничтожением или повреждением имущества (ст. 296 УК РФ); д) угроза совершения взрыва, поджога (ст. 205 УК РФ); е) угроза иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий (ст. 205 УК РФ).

На основании анализа перечисленных норм полагаем необходимым внести коррективы в содержание отдельных из них. Так, ст. 119 УК РФ целесообразно изложить в следующей редакции:

“Статья 119. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью

  1. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы, –
  1. То же деяние, сопряженное с принуждением к совершению каких-либо действий (бездействия) либо к отказу от их совершения, а равно совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, либо из хулиганских побуждений, –

Данное предложение основывается на том, что угроза, сопряженная с принуждением, или угроза, совершенная с применением оружия либо предметов, используемых в качестве оружия, являются более общественно опасными деяниями по сравнению с угрозой, не отягощенной указанными обстоятельствами. Необходимость введения квалифицирующего признака угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью из хулиганских побуждений вытекает из последней редакции (в соответствии с Федеральным законом N 162-ФЗ от 8 декабря 2003 г.) норм уголовного законодательства о хулиганстве (ст. 213 УК РФ), умышленном причинении легкого вреда здоровью (ст. 115 УК РФ), побоях (ст. 116 УК РФ) и умышленном уничтожении или повреждении чужого имущества (ст. 167 УК РФ).

Преступления, совершенные способом угрозы, можно классифицировать по их содержанию. Всего существует 4 основных вида угроз-способов: а) угроза насилием; б) угроза уничтожением или повреждением имущества; в) угроза распространением нежелательных к огласке сведений; г) угроза, не определенная законодателем.

Угроза насилием является признаком более чем 30 составов преступлений. Это – угроза убийством; угроза причинением тяжкого вреда здоровью; угроза применения насилия, опасного для жизни или здоровья; угроза применения насилия, не опасного для жизни или здоровья; собственно угроза насилием.

Угрозы неопределенного характера могут быть способами совершения таких деяний, как доведение до самоубийства (ст. 110 УК РФ), вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК РФ), незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183 УК РФ), принуждение к даче показаний (ст. 302 УК РФ). Поскольку законодатель не конкретизирует содержания таких угроз, приходим к выводу, что они могут носить различный характер – от угрозы распространения позорящих сведений до угрозы убийством. Таким образом, законодатель в одних случаях конкретизирует угрозы, а в других – не делает этого, что, по нашему мнению, является неверным.

В составах поставления в опасность требуется установление в конкретном деянии угрозы наступления определенного в законе вреда. В данном случае угрозе бесспорно присуща ее реальность как наличествующая возможность наступления вреда. Если угроза не будет объективно реальной в составе поставления в опасность, а будет абстрактной, маловероятной к реализации в данный момент времени, в определенном месте и при иных строго очерченных условиях, то и состав поставления в опасность в целом будет отсутствовать.

В связи с этим представляется, что некоторые составы преступлений нуждаются в изменении по типу составов поставления в опасность .

Так, например, Е. Никитина предлагает предусмотреть уголовную ответственность за угрозы уничтожения или повреждения имущества общеопасным способом: Никитина Е. Необходимо установить уголовную ответственность за поставление имущества в опасность // Уголовное право. 2004. N 1. С. 36 – 37.

Эти и другие проблемы угрозы в уголовном праве требуют дальнейшего научного обсуждения с целью разработки конструктивных предложений по оптимизации содержания уголовного закона, устанавливающего ответственность за угрозу.

Добавить комментарий